Никита Столпник: в чем помогает, житие и мощи святого, святой источник

Преподобный Никита, столпник Переславский

Преподобный Никита, столпник Переславский

Святой Никита в молодости служил сборщиком податей и налогов у князя Долгорукого в Переславле-Залесском. Он был беспощаден, причинил много зла, угнетая бедняков, которые были не в силах платить подати, занимался поборами и бесчинствовал с такими же, как и он, друзьями. Как-то он проходил мимо церкви во время вечерни и услышал слова пророка Исайи: Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих (Ис 1, 16) . Ужаснувшись, он пришел к себе домой и не сомкнул глаз всю ночь. На следующий день, как обычно, он пригласил друзей на обед и попросил супругу приготовить угощенье. Жена начала резать мясо и увидела, что кровь течет как-то необычно, а когда стала варить его в котле, кровь вскипела, а на поверхность всплыли части человеческого тела. Испугавшись, она позвала супруга, а тот, увидев то же самое, в ужасе воскликнул: «Увы мне, много я согрешил!»

Он со слезами выскочил из дома и бросился в монастырь Великомученика Никиты, расположенный в трех верстах от города. Пав в ноги игумену, он взмолился: «Спаси погибающую душу!» Чтобы испытать искренность покаяния, игумен дал Никите послушание стоять на пороге монастыря и исповедовать свои грехи всем входящим и выходящим, что тот и делал некоторое время. Затем, приметив неподалеку болото, заросшее камышом, над которым летали тучи мошек и комаров, он разделся, лег нагим в камыши и стал молиться. Посланные игуменом иноки не нашли его у ворот монастыря, бросились искать и обнаружили в камышах, всего искусанного и окровавленного. Игумен сам пришел на болото и спросил, почему он подвергает себя такому истязанию. Никита ответил: «Отче, спаси погибающую душу!»

Его привели в монастырь, постригли в монахи, после чего он удалился в крохотную келью, где жил в непрестанной молитве, всегда соблюдая пост. По ночам вместо отдыха он тайком отправлялся трудиться на пользу обители: так он вырыл два глубоких колодца в окрестностях монастыря. Его осаждали бесы, но он оборонялся от них крестным знамением и призыванием святого великомученика Никиты, однако никому не рассказывал о своих борениях. Потом подвижник устроил недалеко от церкви столп-колодец, в котором находился постоянно, подражая столпникам древности.

За трудные подвиги он был награжден даром чудотворения и исцеления тех, кто просил его заступничества. Боголюбивый князь Михаил Черниговский был тогда парализован. Наслышанный о святом Никите, он приказал боярам доставить себя в Переславль. По дороге бес, принявший обличье инока, сказал князю, что он из монастыря, где подвизается Никита, и что столпник – самозванец и лжец. Сильно опечаленный, князь, тем не менее, продолжил путь и, остановившись недалеко от монастыря, послал одного из бояр предупредить святого о своем прибытии. Бес, на этот раз принявший облик одноглазого инока с лопатой, подозвал посланца и сообщил ему, что Никита умер и что он только что похоронил его. Заподозрив обман, боярин прогнал беса именем святого, а затем подошел к столпу, где подвизался Никита. Подвижник передал ему свой посох. Как только боярин вложил посох в руки князю, тот исцелился и на своих ногах отправился к святому поблагодарить и получить благословение (1186).

Однажды ночью дальние родственники Никиты, приходившие просить его молитв, прельстились веригами и крестами святого, приняв их из-за блеска за серебряные. По диавольскому наущению они убили человека Божия и завладели веригами. Ранним утром пономарь, пришедший к святому за благословением начать службу, обнаружил его бездыханное тело, источавшее сладостное благоухание. Иноки похоронили его в храме Великомученика Никиты около алтаря. Во время погребения произошло много чудесных исцелений (1186 или 1189).

Что касается безбожников-злодеев, они, увидев, что похищенные цепи были железными, бросили их в Волгу недалеко от Ярославского Петровского монастыря. По откровению они были обнаружены иноками этой обители и явили много чудес. Впоследствии святой Никита предстал перед монахом, нашедшим цепи, и велел отнести их в Переславль на свою могилу. С тех пор эти святые реликвии исцеляют всех, кто поклоняется им с верой.

В XV веке митрополит Фотий благословил открыть мощи святого. Они оказались нетленными, и почитание прп. Никиты Столпника стало стихийно распространяться по всей Руси [1] .

[1] Он был официально канонизирован Церковным Собором в Москве в 1549 г.

Мощи и вериги преподобного Никиты Столпника. Никитский мужской монастырь. Переславль-Залесский.

Живописные просторы Никитской слободы, что в Переславльском крае, украшают белокаменные стены древнего монастыря, который стоит на этой земле уже несколько веков. Издалека напоминает ледяной дворец. Многое он повидал, богата его история. Никитский монастырь (Переславль-Залесский) ежедневно принимает теперь сотни паломников, которые съезжаются со всех уголков нашей страны, чтобы поклониться святыне. На берегу Плещеева озера, вдалеке от суеты мирской местные обитатели несут послушание, трудятся, восстанавливают разрушенный в смутные времена монастырь.

Никитский монастырь является древнейшей обителью русской земли, назван так в честь воина-великомученика Никиты. Датой основания считается рубеж XI-XII вв. Создавался монастырь при управлении суздальского князя Бориса Владимировича, ставшего после смерти вместе с братом Глебом первым святым на Руси, канонизирован ликом мученика-страстотерпца. Именно во времена его правления Никитский монастырь был опорным пунктом, где язычников обращали в христианскую веру. Никитский монастырь (Переславль-Залесский) носит имя великого мученика, который жил в IV веке. В те времена христианство распространялось по Европе, Никита – богатый готский военачальник, отказавшийся от язычества и последовавший учению Христа. Загодя до этого он увидел во сне отрока с крестом, а проснувшись, обнаружил на груди у себя икону с изображением Девы с младенцем, в руках которого был крест. Приняв крещение, Никита стал проповедовать учение Христа, за что и был приговорен язычниками к сожжению. От пламени костра его защитила икона на груди, которую он носил под одеждой. Тогда бросили его на растерзание диким животным. Ночью его тело похитил друг Мариан, который и похоронил его. Позже уже христиане поставили на месте могилы церковь, которая была названа именем великомученика. Мощи Никиты обрели способность к исцелению, стали чудотворными. Уже позже монастырь, выстроенный на этом месте, приобрел известность благодаря другому мученику. Его тоже звали Никита (Столпник). Так и зовется монастырь именем этих святых.

Исцеление князя Михаила Всеволодовича.

Каждый, кто приходил за сотни верст в Переславль-Залесский, Никитский монастырь посещал с целью поговорить с Никитой Столпником. Облегчал он страдания людей, исцелял не только души, но и тела. Дошла о нем молва и до Чернигова, где страдал болезнями с ранних лет князь Михаил Всеволодович. С ближним своим боярином князь собрался в путь, чтобы подойти к столпу Никиты, пообщаться с чудотворцем. Вера в исцеление у князя Михаила была очень велика, но прошел в пути он немало испытаний. Добрались они до стен монастыря, остановились. Прибыв в обитель, боярин обрел Никиту в веригах и каменной шапке , денно и нощно молящегося, рассказал обо всех своих бедах. Выслушал его великомученик, дал свой посох и велел прийти к нему самому князю. Когда Михаил взял посох из рук боярина, тут же почувствовал в себе великую силу. Сам добрался до столпа Никиты, изливал ему свою благодарность, а обитель наградил щедрыми подарками.

Гибель великомученика Никиты.

Обретение вериг. Весть о чудесном исцелении и щедрых подарках князя быстро разошлась по миру. Родственники Никиты поспешили к нему, потому что намеревались получить часть богатства. Долго внушал им праведник о зле, о грехе сребролюбия, но те не вняли его словам, а только ожесточились сердцем. Решили они, что вериги на Никите серебряные, так блестели они на солнце. Задумали лиходеи черное дело. В ночь тайно проникли злоумышленники в обитель, подобрались к столпу и стали разрушать доски, которыми была накрыта яма (от дождей и непогоды). Никита все это слышал, догадался об их намерениях, но не стал поднимать шум и тревогу. Молча он принял побои, смерть от мучителей, отдался воле божьей. Так бренное тело его обрекло покой, а душа вознеслась на небо. Лиходеи же сняли с него вериги и бросились за врата. Уже в поле они поняли, что это не серебро, а обычное железо, и в отчаянье побросали вериги в Волгу. Обнаружив тело бездыханного Никиты, братья отнесли его в храм. Молва о его гибели быстро разнеслась, и потянулось к гробу великомученика множество народу. Многие в то время получили исцеление пред гробом его.

В XVII веке серьёзных потрясений монастырю претерпеть не довелось. Даже трудное для многих обителей время правления Екатерины II, ознаменовавшееся секуляризацией (изъятием) церковных земель, он пережил без особых потерь. Продолжалось на его территории и строительство. В частности, к возведённой ранее Благовещенской церкви был пристроен придел, и возведена часовня над столпом, стоя на котором, по преданию, день и ночь молился святой Никита. Этот столп играл в жизни монастыря важную роль. Он и железные вериги, которые носил когда-то для умерщвления плоти святой подвижник, на протяжении многих столетий демонстрировали как величайшую святыню, и они привлекали в монастырь множество паломников, способствуя пополнению монастырской казны. Было время, когда вместе с ними показывали и каменную шапку, того же назначения что и вериги, но в 1735 году московские церковные власти её изъяли.

Никитский монастырь. Адрес: Ярославская обл., г. Переславль-Залесский, Никитская слобода, ул. Запрудная, 20

Как и в прежние годы, сюда съезжаются тысячи паломников, желающих поклониться его святыням, главная из которых – мощи святого преподобного Никиты столпника, и все, кому дорога наша история.

Святой источник Никиты Столпника.

Источник находится в километре от Никитского монастыря. Уж сколько времени прошло, а источник дарит людям свою целебную воду. Источник хорошо обустроен: есть купальни, место набора воды и маленькая часовня. Место вокруг с любовью облагорожено: цветы на клумбочках, чистые гравийные дорожки. Окунулись в источник абсолютно все: от мала до велика, и сонные проснулись, усталость как рукой сняло, лица всех сразу засияли.

Паломническая служба «АРХАНГЕЛ»

Руководитель паломнической службы “АРХАНГЕЛ” матушка Людмила.

Православное

  • Видео 01.02.2020
  • Фото 20.12.2019
  • Видео 20.12.2019
  • Видео 20.12.2019
  • Видео 19.12.2019
Читайте также:  Анастасия Римляныня: житие и биография святой, день памяти и мощи

записаться на поездку

ЗАДАТЬ ВОПРОС

” alt=”” />

стать активным участником сайта

Преподобный Никита Столпник Переславский

Никитский монастырь

На северной окраине города Переславля-Залеского, на берегу Плещеева озера, окруженный белыми стенами и блистая серебряными куполами, стоит Никитский мужской монастырь. Точная дата его основания не известна, но есть свидетельства, что монастырь берет свое начало от церквей, заложенных в самом начале XI века (примерно 1010 г).

Степенная книга гласит, что эти православные церкви, первые в здешних языческих краях, были заложены епископом Ростовским Иларионом и сыном князя Владимира Святославовича – Борисом Владимировичем. Таким образом, Никитский монастырь является старейшим монастырем Переславля-Залесского и имеет более чем тысячелетнюю историю. Монастырь был основан в честь великомученика Никиты (Никиты Готского), который распространял христианство среди своих соплеменников и принял мученическую смерть через сожжение.

Однако прославился монастырь благодаря молитвенным деяниям Переславского святого Никиты Столпника – раскаявшегося грешника, приобретшего дар исцеления.

Житие святого Никиты Столпника

Ученые относят период жизни святого ко второй половине XII века. В то время князь Юрий Долгорукий основал новый город Переславль-Залесский, и началось строительство Спасо-Преображенского собора. Никита был уроженцем Переславля и сборщиком казенных податей и налогов. Так случилось, что на строительство города и храма потребовалось усилить сборы с местных жителей. Будучи жестоким и жадным, на протяжении многих лет он грабил жителей города, присваивая значительные суммы денег себе. Пришло время, и Господь призвал Никиту к покаянию. Однажды, зайдя в тот самый Преображенский собор, он услышал слова пророка Исаии, произносимые священником, но как будто обращенные к нему самим Господом:

«Измыйтеся, и чисти будете, отьимите лукавства от душ ваших… научитеся добро творити… избавите обидимаго, судите сиру (защитите сироту) и оправдите вдовицу».

Слова проникли в самое сердце грешника, и не было ему покоя той ночью. Однако на утро бы назначен пир, и вскоре, за веселой беседой с друзьями, он стал забывать свои терзания и ночные кошмары. Тем временем, его жена на кухне готовила угощение для гостей. Когда она помешивала еду в котелке, то увидела там кипящую кровь, а в ней всплывающие человеческие головы, руки и ступни. В ужасе закричала она, и Никита бросился к ней, чувствуя, что это его касается ее крик. Заглянув в котелок, он увидел там то же самое. Никита понял смысл знамения, он – убийца и людоед. Осознав всю бесчеловечность своих деяний, со словами «Увы мне, много я согрешил! Господи, наставь меня на путь Твой!», ни с кем не попрощавшись, он покинул дом.

Раскаяние привело его в монастырь во имя святого великомученика Никиты, неподалеку от Переславля. Припав к ногам игумена монастыря, он просил спасти его душу. Не сразу поверил настоятель в искренность кающегося, он знал кто такой Никита. И повелел ему стоять три дня у ворот монастыря и всем рассказывать о своих прегрешениях. По истечении срока, игумен отправил одного инока посмотреть, что делает у ворот грешник. Но его на месте не оказалось.

Монахи нашли Никиту не у ворот, а в болоте, изъеденного комарами и мошками, которым он отдал себя на съедение, тело его было в крови. Игумен увидел глубину раскаяния просящего, ввел в монастырь и постриг в монахи.

Ни разу не отступил Никита от своего намерения. Он жил затворником, в строгом посте, дни и ночи проводил в молитве и бдении. С благословения игумена он возложил на себя тяжелые кованые вериги – железные цепи с тремя крестами, а голову покрыл каменной шапкой. Но все это казалось Никите недостаточным для искупления своих грешных деяний, и он решается на нечто, до этого не принятое ни в обители, ни вообще на Русской земле. Вырыв в земле глубокую узкую яму, в которой можно было находиться только стоя, он проводил в ней время в молитвах. День и ночь простаивал он в яме, от которой шел подземный ход в Никитский собор, довольствуясь только одной просфорой в сутки и несколькими глотками воды. За это его начинают звать Столпником.

Прошло много лет, Господь принял покаяние Никиты, и ниспослал ему дар исцеления. Слава о его деяниях разнеслась далеко за пределами города.

Одно из чудесных исцелений связано с именем черниговского князя Михаила Всеволодовича, который с детства тяжело болел. Предание гласит, что князь, прослышав про силу монаха Никитского монастыря, немедля отправился в Переславские земли. Вблизи монастыря был разбит шатер, а к Никите было отправлено послание с просьбой явиться. Никита к князю не вышел, но направил ему свой посох. Князь оперся на посох и чудесным образом стал здоров. Получив избавление от болезни, Михаил Всеволодович приказал поставить на месте своего исцеления памятный крест и выбить дату — 16 мая 1186 года.

Жизнь преподобного Никиты Столпника оборвалась мученической смертью. Однажды ночью родственники святого пришли к нему для благословения. Железные вериги, столь долго носимые им, со временем натерлись до блеска, и были приняты пришедшими за серебряные. Жадность овладела ими, они убили святого, забрали его кресты и вериги, завернули их в грубую ткань и убежали. Святой был похоронен на территории монастыря.

В настоящее время мощи святого Никиты Столпника находятся в Благовещенском храме Никитского монастыря.

История монастыря с XVI века до наших дней

Первоначально монастырь был деревянный, поэтому до сегодняшнего дня дошли только те постройки, которые были выполнены в XVI и более поздних веках в камне. Первой каменной постройкой монастыря стала одноглавая церковь, возведенная в 1528 году по приказу царя Василия III. Однако большинство сохранившихся построек – стены, башни монастыря и Никитский собор (1561-1564) были построены по приказу Ивана Грозного. Отстраивая монастырь, царь обеспечивал себе резервную крепость на случай мятежа опричников в соседней Александровской слободе. Другие сохранившиеся постройки монастыря – кельи монахов, Благовещенская церковь с трапезной палатой, часовня над местом столпничества святого Никиты и надвратная колокольня – построены в разное время и считаются более поздними (XVII-XIX век). Никитский собор является самой старой сохранившейся постройкой монастыря. Освящение собора происходило при личном присутствии Ивана Грозного, а его жена преподнесла церкви вышитый собственноручно образ святого Никиты.

В 1611 году монастырь выдержал двухнедельную осаду польско-литовского войска под предводительством Яна Сапеги, после чего пал, был разграблен и сожжен. Восстановление монастыря проводилось на средства семьи Романовых. В 1643-1645 гг. были восстановлены стены и башни монастыря, а также построена Благовещенская церковь с двухэтажной трапезной и шатровой колокольней. В комнатах второго этажа трапезных палат останавливался царь Петр I, когда приезжал в Переславль строить свой потешный флот.

В 1702 году на месте исцеления князя Михаила была построена Черниговская часовня.

Время правления Екатерины II, когда многие святые обители пострадали, монастырь успешно пережил. В XVIII-XIX веках на территории Никитского монастыря продолжается строительство. В 1768 году к трапезной Благовещенской церкви был пристроен придел во имя святого Николая Чудотворца. В XVIII веке была построена часовня над столпом Святого Никиты и некоторые служебные корпуса. Уже в XIX веке на месте старинной надвратной церкви святого Архангела Михаила, возведенной во времена Ивана Грозного, была построена высокая колокольня.

Большой урон был нанесен монастырю в советское время. В 1923 г монастырь был ликвидирован. Все его хозяйство было национализировано, а постройки долгое время занимали школа, мастерские, дома научных сотрудников и даже женская колония. Исчезли два плодовых сада и старое монастырское кладбище. Некоторые ценные предметы удалось передать в музей. Однако, были сняты колокола с колоколен и позолоченные кресты с Никитского собора. Иконостас XIX века был разрушен и сожжен.

В 1960-70-е годы под руководством архитектора Пуришева И.Б. проводились реставрационные работы Никитского собора. В 1984 году произошло обрушение его центральной главы, и собор долгое время находился в аварийном состоянии. С 1993 года монастырь вновь открыт для посетителей, в том числе и для женщин.

Сегодня в Никитский монастырь не прекращается поток паломников, которые хотят прикоснуться к религиозным святыням. В монастыре хранятся мощи святого Никиты Столпника, частицы облачений, вериги и крест-мощевик с частицами мощей. На территории монастыря находится могила святого Никиты, а часовня на месте его столпничества открыта для посетителей.

Источник Никиты Столпника

В километре от Никитского монастыря находится святой источник, выкопанный самим Никитой Столпником. Первоначально таких колодца было два, но один из них не сохранился, сейчас на том месте находится городское кладбище. Этот же колодец был выкопан у «Студеного потока» и действует по сей день. Никита копал колодцы ночью, после дневных молитв и бдений, в тяжелых веригах и каменной шапке, таково было его искупление. Считается, что вода из святого источника помогает от многих болезней. «От них же человецы почерпающе с верою вкушающи, здравие приемлют». Рядом с источником стоит часовня и обустроены две купели. Источник этот довольно известен, и зимой и летом там много посетителей, которые приезжают, чтобы окунуться в холодную целебную воду и взять ее с собой.

По одной из легенд, когда царевич Иван (сын Ивана Грозного и Анастасии Романовны) тяжело заболел и никакие лекарства не помогали, его напоили и окропили водой из святого источника, и он выздоровел. К слову сказать, само рождение царевича было приписано молитвам царской четы перед могилой Святого Никиты, которого Иван Грозный очень почитал.

Переславская земля хранит в себе не только огромное количество памятников архитектуры и старины, но и является матерью многих чудес. Одно из них — житие преподобного Никиты Столпника, с именем которого связан Никитский монастырь в Переславле-Залесском.

Адрес: Переславль-Залесский, Никитская слобода, ул. Запрудная, 20

Время работы: 10.00-18.00

МОЩИ СВЯТЫХ

Никита Столпник, преподобный. Мощи Святого и гробница

В мае 2000 г. был произведен поиск и исследование места захоронения преподобного Никиты Столпника, одного из семи святых г. Переславля-Залесского.

Преподобный Никита, уроженец Переславля, жестокий и алчный сборщик податей при Юрии Долгоруком и Андрее Боголюбском, раскаявшийся после услышанной проповеди и последовавших за этим видений, во второй половине XII в. стал насельником Переславского Никитского монастыря. Искреннее покаяние, телесные подвиги, чудесный дар исцелений прославили преподобного еще при жизни, внезапно оборвавшейся от рук родственников в ночь на 24 мая 1186 г. По инициативе святителя Фотия, митрополита Московского, в начале XV в. была предпринята попытка эксгумации мощей преподобного Никиты, которая не увенчалась успехом из-за грозных небесных знамений, и мощи остались под спудом.

Читайте также:  Житие праведника Федора Ушакова - полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святого

Археологические раскопки позволили найти гробницу преподобного Никиты Столпника и выяснить, что перед погребением, согласно Студийскому уставу, на преподобного возложили схиму и кожаный парамандный крест, тело облачили в одежды из грубой шерстяной ткани, ноги обули в кожаные сандалии. Погребение было совершено в нежилой части монастыря под открытым небом в деревянном гробу, покрытом по древнерусскому обычаю пластинами бересты. На дно гроба под голову преподобного положили каменное «возголовьице». Судебно-медицинская экспертиза, проведенная профессором В. Н. Звягиным, подтвердила сведения «Жития» о насильственной смерти преподобного, на черепе которого обнаружены повреждения от сильного удара твердым зубчатым предметом. Были обнаружены и следы эксгумации начала XV в. Ее участники выкопали обширную яму, не совпадающую по ориентации с могильной. Добравшись до гроба, удалив часть бересты и сняв часть крышки в изголовье, они достали череп и завернули его в плат из венецианского камчатного шелка. Внезапно налетевший ураган заставил прекратить эксгумацию. Череп был помещен обратно в гроб. Для защиты от грунта его вновь прикрыли пластинами и лентами бересты и по афонскому обычаю обложили брусковыми кирпичами. Над могилой установили белокаменное надгробие.

После включения гробницы в структуру первого каменного соборного храма постройки 1528 г. над ней была установлена рака, на которой какое-то время лежал дошедший до наших дней шитый покров, выполненный в 1555–1560 гг. в мастерских царицы Анастасии Романовны.

Со временем древняя рака была утрачена, а точное местоположение гробницы забыто, и в XIX в. она оказалась застроенной кирпичным калориферным воздуховодом. Только детальное археологическое исследование позволило обрести и достоверно идентифицировать мощи преподобного Никиты Столпника спустя 814 лет после его кончины.

Следующим этапом работ была реставрация текстильных и кожаных изделий из гробницы. Почти полностью удалось восстановить облик куколя. Его очелье обрамляло вырез для лица, в центре были изображены три контурных косых креста, вышитых тамбурным швом красными нитями. Нижний край очелья украшен полосой золотистого шелка и красными нитями. Над очельем и на его нижних оконечностях в квадратных клеймах, выполненных красными и золотистыми нитями, расположены прямые равноконечные кресты. Оконечности завершаются горизонтальными прямоугольными клеймами, заполненными перекрещенным зигзагом, вышитым красными нитями.

Погребальное облачение (мантия) преподобного Никиты Столпника представлено остатками двухслойной верхней одежды из темной овечьей шерсти. Наружный слой сохранился в виде двух крупных и множества мелких разрозненных фрагментов грубой шерстяной ткани полотняного переплетения. Подкладка из тонкой шерстяной ткани саржевого переплетения сохранилась в виде отдельных фрагментов.

Мантия, сшитая из нескольких полотен ткани, была распашной, отрезной сзади по талии с «борами» на спине, то есть была скроена по типу кафтана или поддевки, которая и в наши дни является молитвенной одеждой старообрядцев Приуралья. В частности, почти полностью сохранилась спинка с подшитым к ней присборенным низом. Если руководствоваться этнографическими аналогиями, данный тип кроя позволяет заключить, что одежда имела подкладку только выше пояса, то есть так называемую подоплеку.

На черепе и под ним находились остатки шелковой венецианской камчатной ткани (пятинитное атласное переплетение репсовой структуры) золотистого цвета, в которую череп был завернут при попытке эксгумации мощей в начале XV в. Ткань сильно истлела и сохранилась лишь в небольших фрагментах, что не позволило реконструировать ее крупный растительный рапорт. Тем не менее, ряд характерных элементов орнамента указывает на время и место изготовления ткани.

В области ног преподобного Никиты находились остатки двух сплющенных под тяжестью грунта сандалий, изготовленных из хорошо выделанной кожи, окрашенной в черный цвет. Каждая сандалия представляет собой двухслойную подошву с открытым заостренным носком и закрытым задником, напоминающим нос ладьи. В передней части сандалии имеется отходящий к внутренней стороне стопы язычок для прикрепления лямки, которой сандалия подвязывалась к ноге.

Сандалии чрезвычайно просты и архаичны. Помимо чисто утилитарных требований, сформулированных в IV в. святителем Василием Великим, их специфический крой (подошва с закрытой пяткой и открытыми пальцами) полностью отвечает символическому значению сандалий монаха, объясненному в XV в. святителем Симеоном Солунским: «. дабы не повредил он мысленных ног души, не был уязвлен мысленными змиями в пяту помыслов, но чтобы наступал на них. ».

В области шеи преподобного Никиты найдены обрывки параманда, сплетенного из четырех узких полосок окрашенной в черный цвет кожи, так называемые «плетцы». Среди праха в срединной части гроба найден также небольшой фрагмент почти полностью истлевшего кожаного пояса, сохранивший тиснение в виде круглых розеток.

После полной реставрации текстильных и кожаных остатков они приобрели экспозиционный вид и были возвращены для молитвенного поклонения в Никитский монастырь.

Преподобный Никита Столпник , Переяславский

Дни памяти

5 июня – Собор Ростово-Ярославских святых

6 июля – Собор Владимирских святых

Житие

Житие преподобного Никиты Столпника, Переяславского

Пре­по­доб­ный Ни­ки­та Столп­ник Пе­ре­я­с­лав­ский был уро­жен­цем го­ро­да Пе­ре­я­с­лав­ля-За­лес­ско­го и за­ве­до­вал сбо­ром ка­зен­ных по­да­тей и на­ло­гов. В 1152 го­ду князь Юрий Дол­го­ру­кий пе­ре­нес го­род Пе­ре­я­с­лавль и ка­мен­ный храм во имя Все­ми­ло­сти­во­го Спа­са на но­вое ме­сто. В свя­зи с рас­хо­да­ми по стро­и­тель­ству го­ро­да и хра­ма был про­из­ве­ден уси­лен­ный сбор по­да­тей с жи­те­лей го­ро­да. Ни­ки­та, ру­ко­во­див­ший эти­ми сбо­ра­ми, нещад­но гра­бил жи­те­лей, со­би­рая огром­ные сум­мы де­нег для се­бя. Так дли­лось мно­го лет. Но ми­ло­серд­ный Гос­подь, же­ла­ю­щий всех греш­ни­ков спа­сти, и Ни­ки­ту при­вел к по­ка­я­нию.

Од­на­жды он при­шел в цер­ковь и услы­шал сло­ва про­ро­ка Ис­а­ии: «Из­мый­те­ся, и чи­сти бу­де­те, отьи­ми­те лу­кав­ства от душ ва­ших. на­учи­те­ся доб­ро тво­ри­ти. из­ба­ви­те оби­ди­ма­го, су­ди­те си­ру (за­щи­ти­те си­ро­ту) и оправ­ди­те вдо­ви­цу» (Ис.1,16-17). Слов­но гро­мом, был по­тря­сен он эти­ми сло­ва­ми, про­ник­ши­ми в глу­би­ну серд­ца. Всю ночь Ни­ки­та про­вел без сна, вспо­ми­ная сло­ва: «Из­мый­те­ся и чи­сти бу­де­те». Од­на­ко утром он ре­шил при­гла­сить дру­зей, чтобы в ве­се­лой бе­се­де за­быть ужа­сы про­шед­шей но­чи. Гос­подь вновь при­звал Ни­ки­ту к по­ка­я­нию. Ко­гда же­на ста­ла го­то­вить обед для уго­ще­ния го­стей, то вдруг уви­де­ла в ки­пя­щем кот­ле то всплы­вав­шую че­ло­ве­че­скую го­ло­ву, то ру­ку, то но­гу. В ужа­се по­зва­ла она му­жа, и Ни­ки­та уви­дел то же са­мое. Вне­зап­но в нем про­бу­ди­лась уснув­шая со­весть, и Ни­ки­та яс­но осо­знал, что сво­и­ми по­бо­ра­ми он по­сту­па­ет как убий­ца. «Увы мне, мно­го я со­гре­шил! Гос­по­ди, на­ставь ме­ня на путь Твой!» – с та­ки­ми сло­ва­ми вы­бе­жал он из до­ма.

В трех вер­стах от Пе­ре­я­с­лав­ля сто­ял мо­на­стырь во имя свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ни­ки­ты, ку­да и при­шел по­тря­сен­ный страш­ным ви­де­ни­ем Ни­ки­та. Со сле­за­ми он при­пал к но­гам игу­ме­на: «Спа­си по­ги­ба­ю­щую ду­шу». То­гда игу­мен ре­шил ис­пы­тать ис­крен­ность его по­ка­я­ния и дал пер­вое по­слу­ша­ние: три дня сто­ять при мо­на­стыр­ских во­ро­тах и ис­по­ве­до­вать всем про­хо­дя­щим гре­хи свои. С глу­бо­ким сми­ре­ни­ем Ни­ки­та при­нял пер­вое по­слу­ша­ние. Через три дня игу­мен вспом­нил о нем и по­слал од­но­го ино­ка по­смот­реть, что он де­ла­ет у мо­на­стыр­ских во­рот. Но инок не на­шел Ни­ки­ту на преж­нем ме­сте, а об­на­ру­жил его ле­жа­щим в бо­ло­те; он был по­крыт ко­ма­ра­ми и мош­ка­ми, те­ло его бы­ло в кро­ви. То­гда сам игу­мен с бра­ти­ей при­шел к доб­ро­воль­но­му стра­даль­цу и спро­сил: «Сын мой! что ты де­ла­ешь с со­бой?» «Отец! Спа­си по­ги­ба­ю­щую ду­шу», – от­ве­чал Ни­ки­та. Игу­мен одел Ни­ки­ту во вла­ся­ни­цу, сам ввел в мо­на­стырь и по­стриг в мо­на­ше­ство.

Всем серд­цем при­няв мо­на­ше­ские обе­ты, пре­по­доб­ный Ни­ки­та про­во­дил дни и но­чи в мо­лит­ве, пе­нии псал­мов и чте­нии жи­тий свя­тых по­движ­ни­ков. По бла­го­сло­ве­нию на­сто­я­те­ля он воз­ло­жил на се­бя тя­же­лые вери­ги и на ме­стах сво­их мо­на­ше­ских по­дви­гов ис­ко­пал два глу­бо­ких ко­лод­ца. Вско­ре пре­по­доб­ный уси­лил свой по­двиг – он вы­ко­пал глу­бо­кую круг­лую яму и там, воз­ло­жив на гла­ву ка­мен­ную шап­ку, стал, по­доб­но древним столп­ни­кам, на пла­мен­ную мо­лит­ву. Толь­ко го­лу­бое небо да ноч­ные звез­ды ви­дел он со дна сво­е­го стол­па-ко­лод­ца, да уз­кий под­зем­ный ход вел под цер­ков­ную сте­ну – по нему пре­по­доб­ный Ни­ки­та хо­дил в храм на бо­го­слу­же­ние.

Так, под­ви­за­ясь доб­рым по­дви­гом в оби­те­ли ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ни­ки­ты, пре­по­доб­ный Ни­ки­та и сам за­вер­шил жизнь му­че­ни­че­ской кон­чи­ной. Од­на­жды но­чью род­ствен­ни­ки свя­то­го, при­хо­див­шие к нему для бла­го­сло­ве­ния, пре­льсти­лись его бле­стев­ши­ми ве­ри­га­ми и кре­ста­ми, при­няв их за се­реб­ря­ные, и ре­ши­ли овла­деть ими. В ночь на 24 мая 1186 го­да они разо­бра­ли по­кры­тие стол­па, уби­ли по­движ­ни­ка, сня­ли с него кре­сты и вери­ги, за­вер­ну­ли их в гру­бую хол­сти­ну и убе­жа­ли.

Пе­ред утрен­ним бо­го­слу­же­ни­ем по­но­марь, при­шед­ший за бла­го­сло­ве­ни­ем к свя­то­му Ни­ки­те, об­на­ру­жил разо­бран­ную кры­шу и со­об­щил об этом игу­ме­ну. Игу­мен с бра­ти­ей по­спе­шил к стол­пу пре­по­доб­но­го и уви­дел уби­то­го свя­то­го, от те­ла ко­то­ро­го ис­хо­ди­ло бла­го­уха­ние.

Меж­ду тем убий­цы, оста­но­вив­шись на бе­ре­гу ре­ки Вол­ги, ре­ши­ли по­де­лить до­бы­чу, но с удив­ле­ни­ем уви­де­ли, что это не се­реб­ро, а же­ле­зо, и бро­си­ли вери­ги в Вол­гу. Гос­подь про­сла­вил и эти ви­ди­мые зна­ки тай­ных по­дви­гов и тру­дов свя­то­го. В ту же ночь Си­ме­он, бла­го­че­сти­вый ста­рец Яро­слав­ско­го мо­на­сты­ря во имя свя­тых апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла, уви­дел над Вол­гой три яр­ких лу­ча све­та. Он со­об­щил об этом на­сто­я­те­лю мо­на­сты­ря и ста­рей­шине го­ро­да. Со­бор свя­щен­ни­ков и мно­го­чис­лен­ные го­ро­жане, со­шед­ши­е­ся к ре­ке, уви­де­ли три кре­ста и вери­ги «яко дре­во в во­дах волж­ских пла­ва­ю­щие». С бла­го­го­ве­ни­ем и мо­лит­ва­ми пе­ре­не­се­ны бы­ли вери­ги в оби­тель ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ни­ки­ты и по­ло­же­ны на гроб пре­по­доб­но­го Ни­ки­ты. При этом про­изо­шли ис­це­ле­ния. Око­ло 1420–1425 гг. свя­ти­тель Фо­тий, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский, бла­го­сло­вил от­крыть мо­щи свя­то­го Ни­ки­ты. Игу­мен мо­на­сты­ря с бра­ти­ей со­вер­шил мо­ле­бен, за­тем от­кры­ли бе­ре­сту, ко­то­рой бы­ло обер­ну­то нетлен­ное те­ло, но вдруг мо­ги­ла за­кры­лась зем­лей, и мо­щи оста­лись под спу­дом. В 1511–1522 гг. был воз­двиг­нут при­дел во имя пре­по­доб­но­го Ни­ки­ты, а в XIX ве­ке про­то­и­е­рей А. Сви­ре­лин со­ста­вил ака­фист свя­то­му.

Преподобный Никита Столпник

Память преподобному Никите Столпнику, переславскому чудотворцу, Церковь чтит 6 июня (24 мая ст. ст.). Преподобному Никите молятся об исцелении от болезней и недугов, а также об укреплении в вере.

Читайте также:  Андрей Рублев – биография и творчество иконописца, житие и труды

Содержание

Житие преподобного Никиты Столпника

Преподобный Никита жил в XII веке и являлся уроженцем города Переславля-Залесского. В юности он вступил в брак. Никита руководил сбором казенных податей и налогов. В 1152 году князь Юрий Долгорукий перенес город Переяславль и каменный храм во имя Всемилостивого Спаса на новое место. В связи с расходами по строительству города и храма был произведен усиленный сбор податей с жителей города. Никита, руководивший этими сборами, грабил жителей, собирая огромные суммы денег для себя. Так длилось много лет.

Однажды Никита пришел в церковь, где в это время читалось при Богослужении из пророка Исайи следующее: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Ис. 1:16-17). Никита хотел поскорее забыть слова пророка и решил пригласить друзей для веселья. Но когда жена принялась готовить обед для угощения гостей, то вдруг увидела в кипящем котле то всплывавшую человеческую голову, то руку, то ногу. В ужасе она позвала мужа, и Никита увидел то же самое. Внезапно в нем пробудилась уснувшая совесть, и Никита ясно осознал, что своими поборами он совершает преступление. И воскликнув: «Увы мне, много я согрешил! Господи, настави меня на путь Твой!», он выбежал из дома.

В трех верстах от Переяславля находился монастырь во имя святого великомученика Никиты, куда и пришел потрясенный страшным видением Никита. Со слезным покаянием он припал к ногам игумена. Тогда игумен решил испытать искренность покаяния Никиты и дал первое послушание: три дня стоять при монастырских воротах и исповедовать всем проходящим грехи свои. С глубоким смирением Никита принял первое послушание. Через три дня игумен вспомнил о нем и послал одного инока посмотреть, что он делает у монастырских ворот. Но инок не нашел Никиту на прежнем месте, а обнаружил его лежащим в болоте; он был покрыт комарами и мошками, тело его было в крови. Тогда сам игумен с братией пришел к добровольному страдальцу и спросил: «Сын мой! что ты делаешь с собой?» «Отец! Спаси погибающую душу», — отвечал Никита. Игумен одел Никиту во власяницу, сам ввел в монастырь и совершил над ним иноческий постриг.

С тех пор инок Никита проводил дни и ночи в молитве, чтении Псалтыри и житий великих подвижников. По благословению настоятеля Никита возложил на себя тяжелые вериги и на местах своих иноческих трудов ископал два глубоких колодца. Спустя некоторое время инок Никита выкопал глубокую круглую яму и там, возложив на главу каменную шапку, стал, подобно древним столпникам, на пламенную молитву.

Так, подвизаясь в обители великомученика Никиты, преподобный Никита и сам завершил жизнь мученической кончиной. Однажды ночью родственники инока, приходившие к нему для благословения, прельстились его блестевшими веригами и крестами, приняв их за серебряные, и решили овладеть ими. В ночь на 24 мая 1186 года они разобрали покрытие столпа, убили подвижника, сняли с него кресты и вериги, завернули их в грубую холстину и убежали.

Перед утренним богослужением пономарь, пришедший за благословением к иноку Никите, обнаружил разобранную крышу и сообщил об этом игумену. Игумен с братией поспешил к столпу преподобного и увидел убитого святого, от тела которого исходило благоухание. Убийцы инока Никиты остановились на берегу реки Волги, чтобы поделить украденное, но с удивлением увидели, что это не серебро, а железо, и бросили вериги в Волгу. В ту же ночь Симеон, благочестивый старец Ярославского монастыря во имя святых апостолов Петра и Павла, увидел над Волгой три ярких луча света. Он сообщил об этом настоятелю монастыря и старейшине города. Собор священников и многочисленные горожане, сошедшиеся к реке, увидели три креста и вериги «яко древо в водах волжских плавающие». С благоговением и молитвами вериги перенесли в обитель великомученика Никиты и положили на гроб преподобного Никиты Столпника.

Почитание преподобного Никиты Столпника

Около 1420–1425 гг. святитель Фотий, митрополит Московский, благословил открыть мощи преподобного Никиты. Игумен монастыря с братией совершил молебен, затем открыли бересту, которой было обернуто нетленное тело, но вдруг могила закрылась землей, и мощи остались под спудом. В 1511–1522 гг. был воздвигнут придел во имя преподобного Никиты Столпника. В настоящее время мощи и вериги преподобного Никиты Столпника находятся в Благовещенском храме Никитского монастыря Переславля-Залесского. Память преподобному Никите совершается 6 июня (24 мая ст. ст.). В середине XVI в. почитание преподобного Никиты Столпника стало общегосударственным. Оно было связано с личным отношением царя Ивана IV к преподобному. В это время появляются новые редакции Жития Никиты (одна из них, так называемая Основная, приписывается известному книжнику XVI в. митрополиту Афанасию, другая составлена игуменом Никитского монастыря Вассианом) с описанием прижизненных и посмертных чудес, наличие которых было необходимо как для официальной канонизации, так и для повсеместного прославления преподобного.

Чудеса преподобного Никиты Столпника

За свою подвижническую жизнь и искреннее раскаяние Никита получил от Бога дар чудотворений. Слух о необычайном подвижничестве преподобного Никиты, а равно и о его чудотворениях прошел по всей русской земле. Отовсюду стали приходить к нему недужные, среди них был черниговский князь Михаил Всеволодович (1179-1246 гг.), впоследствии прославившийся как мученик и исповедник. С юного возраста он был слаб и никто из врачей не могли ему помочь укрепить здоровье. Узнав про Никиту, князь прибыл из Чернигова в Переславль-Залесский. Князь Михаил остановился неподалеку от Никитской обители и послал одного из своих бояр к иноку Никите с просьбой исцелить князя. Инок Никита, видя искреннюю веру и усердие князя, дал посланнику жезл, сказав, что отправляет его как врачевство для недужного князя Михаила; пусть возьмет его в руки и получит исцеление. Боярин вернулся, вручил князю жезл, и только он принял его в свои руки, как почувствовал себя совершенно здоровым. В память о чудесном исцелении князь Михаил Черниговский тогда же повелел водрузить крест на том самом месте, где исцелился, с указанием года: «лета 6694» (1186 год). Об этом чудесном исцелении сказано в Степенной книге и, по свидетельству ее автора, крест тот был еще цел в конце XVI века. Позднее на этом месте была построена часовня, названная Черниговскою по имени князя Михаила Черниговского.

Около 1515 года переславский дьякон Евстафий лишился рассудка, но сразу исцелился, когда на него возложили железные вериги святого Никиты столпника. В 1884 году Иван Федорович Турков после молитвы преподобному Никите получил исцеление от телесной слабости.

Тропарь и кондак преподобному Никите Столпнику

Тропарь, глас 4

Православным смыслом юношьская вожделения возненавидев, и доблественыя нравы восприем, врага победил еси, и в благоразумии Богу угодил еси, и свыше от Него прием дар чудес, бесы прогоняти, недуги исцеляти Никито преславне, моли Христа Бога, да спасет душа наша.

Тропарь, глас той же

Христову мученику тезоименит был еси преподобне. Многия подвиги и труды претерпел еси Христа ради, егоже ради вериги носил еси блаженне. Того и ныне о нас моли Никито преподобне, душевныя наша и телесныя страсти уврачевати, иже верою и любовию почитающих присно память твою.

Кондак, глас 8

Христа ради от своих раб нужную смерть претерпел еси, и венец нетления от Него восприял еси, приходящим же с верою от честнаго ти гроба подаеши цельбы, о Никито преподобне, молитвениче о душах наших.

Библиотека Русской веры
Канон преподобному Никите столпнику, Переяславскому чудотворцу →

Преподобный Никита Столпник. Иконы

Первые сведения об иконе преподобного Никиты в Московском Кремле относятся к последней четверти XV века. Уже тогда сложился наиболее распространенный (поясной) вариант его изображения, зафиксированный в иконописном подлиннике XVIII в.:

…подобием стар и сед, брада подоле Власиевой, вельми бела, на конец узка и раздвоилась, от брады с левой стороны косм долог, мало не до пояса, на главе клобук лазоревый со кресты, ризы преподобнические…[1].

Преподобный Никита Столпник, Переславский чудотворец. Икона, конец XVI в. Ярославль, Ярославский художественный музей Преподобный Никита Столпник, Переславский чудотворец. Икона, Москва, середина — 2-я половина XVI в. Москва, ГТГ Преподобный Никита Столпник, Переславский чудотворец. Икона, XVII в. Москва, Церковно-археологический кабинет Московской Духовной Академии Преподобный Никита Столпник, Переславский чудотворец. Начало XVII в. Церковно-археологический Кабинет Московской Духовной Академии Преподобный Никита Столпник, Переславский чудотворец. Покров, 1555-1560 гг. Мастерская царицы Анастасии Романовны. ВСМЗ

Во второй половине XVI в. складывается и иконография житийных икон преподобного Никиты Столпника. Самым ранним из известных нам житийных образов святого является икона из собрания Переславль-Залесского музея-заповедника, происходящая из Покровской церкви. В среднике находится поясное изображение Никиты Столпника. Средник первоначально окружали 16 клейм. В дальнейшем значительная часть красочного слоя вместе с левкасом и паволокой была утрачена, и в настоящее время уверенно можно определить композиции пяти верхних клейм, трех боковых и одного нижнего.

Преподобный Никита Столпник, Переславский чудотворец с житием. Икона, XVI в. Переславь – Залесский, ПИАМ Преподобный Никита Столпник, Переславский чудотворец с житием. Икона, Москва. 1560-е гг. Из церкви Рождества Богородицы Большого Кремлевского дворца Преподобный Никита Столпник, Переславский чудотворец с житием. Икона, XVII в. Германия, Мюнхен, Галерея Бренске

Храмы во имя преподобного Никиты Столпника

В 1511–1522 гг. был освящен придел церкви великомученика Никиты во имя преподобного Никиты Столпника. Около 1515-1521 гг. переславским дьяконом Евстафием после его исцеления у мощей преподобного Никиты Столпника была построена деревянная Никитская церковь, посвященная переславскому чудотворцу. Однако до наших дней церковь не сохранилась. Каменный храм во имя святого великомученика Никиты с двумя приделами, во имя преподобного Никиты Столпника и во имя всех святых, был заложен в 1564 г. и освящен в 1574 г.

Собор во имя святого великомученика Никиты с двумя приделами: во имя преподобного Никиты Столпника и во имя всех святых Никитского монастыря в Переславле-Залесском

[1] Сводный иконописный подлинник XVIII века. По списку Г. Д. Филимонова. М., 1874. С. 353.

Ссылка на основную публикацию