Нил Мироточивый: житие и биография преподобного, посмертные вещания, труды и пророчества

Нил Мироточивый: житие и биография преподобного, посмертные вещания, труды и пророчества

Теперь пришло время рассмотреть здесь важнейший источник: «Посмертные вещания преп. Нила Мироточивого Афонского». Труд этот имеет чудесное происхождение.

Осенью 1813 года одному афонскому иноку Феофану, впавшему в грехи, отчаявшемуся в своем спасении и решившему вернуться на родину в Турцию для мирской жизни, явилась чудесная помощь. Собирая укроп в лесу, для того, чтобы продать и на вырученные деньги уплыть в Турцию, он встретил старца, похоже, занимающегося тем же. Завязалась беседа, в которой старец предложил ему остаться и жить в лесу в указанной им избушке. Феофан согласился и стал жить в ней. Старец же стал являться к нему то в яви, то во сне и всегда с наставлениями. Феофан постепенно исправлялся и исцелялся от душевного недуга, набитого чрез грехи.

Это продолжалось четыре года. Наконец в 1817 году состоялась основная встреча. Феофан набрал вязанку дров и пошел к своей избушке. Вдруг встречается ему этот старец и начинает излагать как обычно свои наставления. Монолог его длился с двенадцати часов дня и до шести часов утра. И лишь тогда, когда старец распрощался, Феофан обнаружил, что простоял 18 часов с вязанкой дров на плече. Старец при прощании назвался монахом Нилом, какого называют Мироточивым.

Сей святой жил и подвизался на Афоне в XVI веке в уединенной пещере над морем. После смерти по его просьбе был захоронен учеником в пещере, чтобы тело было скрыто от почитания. Но по смотрению Божию это избежать не удалось: вскоре от его тела стало проистекать благовонное миро и отекать струей к морю. Люди стали приходить и подплывать на лодках и набирать это миро. Вскоре ученик его и другие монахи стали роптать на наплыв паломников и туристов, и миро прекратилось.

Перед уходом после встреч в лесу преп. Нил повелел Феофану записать все слова его в книгу для назидания многих; и добавил, что избрал его не как лучшего, а как самый негожий сосуд, чтобы люди не подумали: из хорошего естественно хорошее и произошло.

Феофан, будучи сам безграмотным, прибег к помощи сочувствовавшего ему о. Герасима, умевшего писать. В течение года они записали все заповеданное и сдали в афонскую библиотеку. Но монастырское начальство признало книгу неполезной за изобилием обличений монашества и продержало ее под спудом почти сто лет. Лишь в начале XX века русский монах, копаясь в книгохранилище, случайно натолкнулся на рукопись, почитал и пришел в изумление. Он еле уговорил издать хотя бы сокращенно для русского монашества ограниченное число экземпляров. В 1912 году вышла в свет эта книга в четыреста страниц. Ниже приведены некоторые места из предсказанного в книге.

Пророческая характеристика людей пред концом мира

Если пройдет седьмое число лет и пять восходящих к полпути восьмого.

Какое сделается тогда хищение? Какое мужестрастие, прелюбодейство, кровосмешение, распутство будет тогда? До какого упадка снизойдут тогда, люди, до какого растления блудом? Тогда будет смущеннее великим любопрением (пристрастием к спорам), будут непрестанно препираться и не обрящут ни начала, ни конца. Потом соберется Восьмой Собор, чтобы разобрать спор, и явить благое благим и злое злым. будут отлучены, отделены добрые от злых, т. е. правоверующие от еретиков, и на некоторое малое время мирствовать будут люди.

Но потом снова превратят расположение (благое) свое, обратятся ко злу злою погибелью погибающих, так что не будут познавать, что есть брат и что сестра, что отец с матерью, и что мать с сыном ее, не будут признавать и брачного венца. Будут иметь только одну погибель, одно падение в погибель, как Содом и Гоморра, т. е. и пяти праведников не найдется. И будет брат иметь сестру, как жену, мать иметь сына, как мужа, будет умерщвлять сын отца и прелюбодействовать с матерью, и иные тьмы зол войдут в обычай. Поскольку же станут к людям прививаться злые дела, постольку будут находить на них бедствия.

Люди же, чем больше будут на них находить бедствия, тем больше будут возделывать зла, вместо того, чтобы каяться, будут озлобляться на Бога. Злодеяния же, которые будут творить люди, превзойдут злодеяния современных потопу людей. У всех будет разговор только о зле, намерения только злые, соизволение злое, сотоварищество только назло, деяния у всех только злые, всеобщее злое хищение, всеобщее злое притеснение, всеобщее злое обособление; всеобщее злое разъединение. При всем этом будут думать, что и делатель зла спасается. Поскольку будет умножаться корыстолюбие, постольку будут умножаться и бедствия в мире.

Пророчество о воцарении антихриста

Сребролюбие есть предтеча антихриста. Все то, что домостроительно и промыслительно подготовляло и подготовляет людей к вере и следованию за Господом, есть, была и будет истина. Наоборот, все, что подготавливает людей к отвержению закона Божия и Спасителя их, есть ложь, эта ложь домостроительно подготовляет пришествие антихриста и принятие его родом человеческим. Как Предтеча проповедовал крещение Истиною и этим обращал людей на путь спасения, так (наоборот) многозаботливость будет помрачать чувства человека, чтобы сделать человека нечувственным ко спасению своему, чтобы он от множества плотских забот не мог ощущать спасения.

Люди не будут ощущать ни желания вечной будущей жизни, ни страха вечного осуж­дения. Ей, пребудет спасение и не отымется от мира, возможность спастись и спасающиеся пребудут до конца мира. Ей, и тогда будет спасение, но для кого оно будет? Для тех, которые не бу­дут покоряться делам антитипа (предтечи антихристова) . От нечистой блудной родится антихрист. В сей деве совокупятся распутства, она будет сокровищница прелюбодейства. Всякое зло мира, всякая нечистота, всякое беззаконие воплотится в ней. В зачатом ею от тайного блуда, совокупятся воедино во чреве нечистоты и с обнищанием мира оживотворятся. Зачнется от тайного противоестественного блуда плод, который будет вместилищем всякого зла.

Сей плод родится на свет тогда, когда обнищает мир добродетелями. Но что за обнищание такое постигнет мир.

Во-первых, обнищает мир любовью, единодушием, целомудрием.

Во-вторых, обнищает каждое селение и град от подвластности своей, главенствующие лица удалятся от града, села и округа, так что не окажется никакого главенствующего лица ни во граде, ни в селе, ни в округе.

Также и Церковь почти обнищает от главенства духовных властей. После сего обнищания, во многих охладеет любовь (Матф. 24, 12), будет взят от среды удерживающий (2 Фес. 2, 7) и родится нечистый от чрева нечистоты.

Потом же нечистое это рождение будет производить знамения и чудеса мечтаниями бесовскими. Мир будет воображать, что сей антихрист кроток и смирен сердцем, а на самом деле он будет по сердцу — лисицей, по душе — волком. Смущение людей будет его пищей. Когда превращаться (погибать) будут люди, тогда живопитаться будет антихрист.

Смятение же людей будет сие: осуждение, зависть, злопамятство, ненависть, вражда, любостяжание, мужестрастие, забвение веры, прелюбодейство, похвальба блудом. Это зло будет пищею антихриста. В противоположность тому, как Христово брашно было исполнено воли Отца Его, так брашно антихриста будет исполнение воли отца его диавола. Этим будет живопитаться антихрист.

И сделается антихрист главою над городами, над селами и над округами сел, после того как не окажется никакой главы в селах, городах и округах сельских. Тогда он захватит власть над миром, станет распорядителем мира, начнет властвовать также и над чувством человека. Люди будут верить тому, что он будет говорить, потому что он будет действовать как единодержец и самодержец на погубление спасения. Люди, и без того ставшие сосудами диавольскими, возымеют крайнее доверие к антихристу, сделают его всемирным единодержцем и самодержцем, так как он будет орудием диавола в последней попытке его истребить христианство с лица земли. Находясь в погибели, люди будут думать, что он есть Христос Спаситель и что он соделает их спасение. Тогда Евангелие Церковное будет в пренебрежении.

После, когда погибель внесет великое бедствие в мир, тогда, во время сих бедствий, произойдут страшные знамения. Наступит страшный голод, на мир же нападет великая алчба (ненасытность). Сравнительно с тем, сколько съедает человек в нынешнее время, тогда будет съедать в семь раз больше и не насыщаться. Великое бедствие настанет повсеместно. Тогда любостяжатели откроют свои любостяжательные житницы (богатство упразднится, имущество уравняется на началах равенства всех). Тогда злато обесценится как навоз на дороге.

И тогда, во время того предреченного бедствия, антихрист начнет печатать людей своей печатью, якобы для того, чтобы знамением сим спасать их от бедствия (ибо только имеющим печать, согласно Апокалипсису 13, 17, будет продаваться хлеб). Многие будут умирать на дорогах. Люди станут как хищные птицы, набрасывающиеся на падаль, будут пожирать тела мертвых. Но какие люди будут пожирать тела мертвых? Те, которые запечатлены печатью ан­тихриста. Христиане, хотя им не будет ни выдаваться, ни продаваться хлеб за неимением ими на себе печати, не станут есть трупы.

Запечатленные же, несмотря на доступность им хлеба — станут пожирать мертвецов. Ибо, ког­да запечатлеется человек печатью, сделается сердце его еще более бесчувственным, будучи не в силах выносить голод, люди будут хватать трупы, и где попало, сев в стороне от дороги, пожирать их. На печати же написано будет следующее: «Я твой есмь» — «Да, ты мой еси». — «Волею иду, а не насильно». — «И я по воле твоей принимаю тебя, а не насильно». Сии четыре изречения, или надписи, изображены будут посреди той проклятой печати.

О, несчастен тот, который запечатлеется этой печатью! Эта проклятая печать наведет великое бедствие на мир. Мир тогда столь будет угнетен, что люди станут переселяться с места на место. Туземцы же, увидев пришельцев, скажут: «О несчастные люди! Как решились вы покинуть собственные, столь благодатные, места и прийти в проклятое место сие, к нам, у которых не осталось никакого человеческого чувства?!» Так будут говорить на каждом месте, куда люди будут переселяться.

Тогда Бог, увидав смятение людей, от которого они зло бедствуют, переселяясь с места своего, повелит морю воспринять прежде свойственную ему горячесть, которую оно раньше имело, чтобы не переходили бы люди для переселений с места на место. И когда вос­сядет антихрист на троне своем, тогда море вскипит так, как кипит вода в котле. Когда вода долго кипит в котле, то не испаряется ли она паром? Так будет и с морем. Кипя, оно будет ис­паряться и исчезнет как дым от лица земли. Иссохнут на земле растения. Дерева дубравные и все кедры, от морского жара все иссохнет, жилы водные иссохнут, животные, птицы и пресмыкающиеся — все умрут.

День будет вращаться как час, неделя как день, месяц как неделя, и год как месяц. Ибо лукавство человеческое сделало то, что и стихии стали напряженными, начали еще более спешить и напрягаться, чтобы поскорее окон­чилось прореченное Богом число для восьмого числа веков.

Когда же проклятая слава увидит Еноха и Илию, проповедующих и говорящих людям, чтобы не принимали печати антихриста, то повелит схватить их. Пророки же будут убеждать людей не принимать печати антихриста. Они будут говорить, что, кто явит терпение и не запечатлеется печатью антихриста, тот спасется, и Бог непременно примет его в рай, ради одного того, что он не принял печати.

И да знаменуется каждый честным крестом, творя знамение на всякий час, ибо печать крестная освобождает человека от муки адской; печать же антихриста приводит человека в муку адскую. Если ал­чете и требуете еды, малое время потерпите, и Бог, увидев терпение ваше, пошлет вам помощь свыше; вы оживотворитесь (дословно: живонасытитесь) помощью Бога Вышняго. Если же не окажется терпения, будете печататься печатью сего нечистого царя, то потом раскаетесь в этом.

Люди будут говорить Еноху и Илии: «Поче­му же благодарны антихристу те, которые приняли печать?» Тогда скажут Енох и Илия: «Они благодарны, но кто благодарен (кто благодарит их устами)? Не люди благодарят, а пе­чать сама только благодарит, злоба, возгосподствовав над людьми, устами их выражает утеху и радость, ибо успела погубить сих людей, как то бывает со злодеями, торжествующими и радующимися по поводу совершенного злоде­яния. И что такое их благодарность? Их благодарность знаменует то, что воссел в них сатана, вообразился в чувстве человека, и человек не сознает того, что с ним происходит. Тот, кто печатлеется печатью антихриста, становится демоном; хотя утверждает, что якобы не чувствует ни алчбы, ни жажды, однако алкает и жаждет еще больше, и не только больше, но и в семь раз больше против вас.

Потерпите только малое время. Не видите разве, что тот, кто принимает печать антихриста, не будет жить, он духом мертв и ожидает его вечная мука? Неужели вы так же желаете погибнуть с печатью в муке вечной, чтобы там быть вместе с теми, которые запечатлелись ею, где будет плач и скрежет зубов (Матф. 25, 30)?»

И иными многими увещаниями будут проповедовать людям Енох и Илия.

Услышит антихрист, что проповедуют два человека, называющие его льстецом, чародеем, обманщиком и коварным диаволом. Услыхав это, разгневается, повелит их схватить, привести к себе и с льстивыми словами вопросит их: «Какие вы погибшие овцы, ибо не запечатлены царской печатью?» Тогда скажут Енох и Илия: «Льстец и обманщик! демон! по твоей вине столько душ погибло в аду! Препроклята печать твоя вместе со славою твоею! Эта твоя проклятая печать и преоскверненная слава низвели мир к погибели, твоя погибель довела мир до сего состояния, скончался мир и настал ему конец. »

Такие слова услышит антихрист от Еноха и Илии и скажет им: «Как смеете вы так говорить предо мною, самодержцем и царем?» И ответит Илия: «Царство твое презираем, а славу твою проклинаем, вместе с печатью твоей». Тогда разгневается антихрист, услыхав такие презрительные ответы, станет как бешеный пес и собственными руками убьет их.

По убиении же Еноха и Илии выпустит анти­христ всезлеиших чад своих, даст волю злым духам, которых он дотоле сдерживал.

Эти чада, или духи зла, суть: прелюбодеяние, блуд, мужеложество, убийство, хищение, воровство, неправда, продажа и покупка людей, покупка мальчиков и девочек для блуждения с ними, подобно псам на улицах. И повелит антихрист духам зла, послушным ему, довести людей до того, чтобы люди в десять раз делали больше зла, чем раньше. Исполнят всезлейшие чада его сие повеление погибельное и устремятся на уничтожение человеческой природы многообразием беззаконий. От усиленного напряжения и крайней энергии его всезлеиших чад погибнет чувственно и мысленно природа человеческая в людях.

Читайте также:  Матушка Сепфора - житие и биография схимонахини, пророчества и чудеса, могила, дни памяти, книги

Люди, став столь лукавыми по душе, и по телу будут умалены, будут ростом 1 8 аршина (1 аршин = 71,12 см.), говорим: пять пядей (1 пядь = 17,78 см.) длина тела человеческого (от 88,9 до 124,5 см). Деяниями же лукавства своего эти люди превзойдут демонов и будут один дух с демонами.

Увидит антихрист, что человеческое естество стало лукавее и суетнее, нежели злейшие чада его, весьма возрадуется о том, что зло в человечестве приумножилось, природные свойства человеческие утратились, и стали люди лукавее бесов.

И вот на антихриста, радующегося при виде человеческого зла, найдет внезапно свыше «меч обоюдоострый», которым он будет поражен, и исторгнется нечистый дух его из прескверного его тела.

Со смертию антихриста настанет конец убийству в людях. Каин положил начало убийству, антитип же (антихрист) солелает конец, на нем оно кончится.

Что будет по сем — ведает один Бог. Мы же ведаем только одно, что дела, содеянные в жизни каждым человеком, будут разобраны, чтобы отделились от злых дел дела добрые, как пастырь отделяет овец от козлов (Матф. 25, 32)27.

Пророчества Нила Мироточивого: антихрист близок как никогда

Каждый год 20 мая православные христиане празднуют день преподобного Нила Мироточивого. Афонского святого, жившего в XVII веке, и сегодня широко известного во всей православной ойкумене. Верующие почитают преподобного Нила как за многочисленные чудесные исцеления, произошедшие по его молитвам, так и за эсхатологические пророчества о Конце времен. Предсказания, более чем актуальные сегодня, когда в нашей повседневной жизни все чаще можно встретить самые настоящие апокалиптические знаки.

Пожалуй, нет человека, который бы никогда не задумывался о Конце света. Во многом именно с этим связана популярность всевозможных голливудских фильмов-катастроф. Это же веками побуждает христианских (и не только) богословов и философов к написанию эсхатологических трактатов. О Конце времен, воцарении антихриста, Армагеддоне (последней битве добра со злом) и Втором Пришествии Христа. Есть несколько святых, чьи пророчества на эту тему считаются авторитетными, признаются Православной Церковью. И, пожалуй, самыми яркими среди них являются посмертные предсказания преподобного Нила Мироточивого.

Святой Нил родился в XVI веке в местности Морея, что на юге современной Греции. Его дядя, отец Макарий, был священнослужителем, иеромонахом. Именно он воспитал будущего старца, привив ему любовь к монашескому образу жизни. А потому, как только благочестивый юноша достиг совершеннолетия, он сразу же был пострижен в монахи с именем Нил. После чего рукоположен сначала в диаконский, а затем и священнический сан.

Долгие годы преподобный Нил провел на Святой горе Афон в отшельническом уединении – в практически недоступной для людей скалистой пещере. После его блаженной кончины из этой пещеры стало обильно истекать святое миро, за четыре столетия исцелившее многих верующих. И именно поэтому в народной православной традиции святого Нила Афонского вот уже более четырех столетий именуют «Мироточивым».

Но еще известнее преподобный Нил стал после чудесного явления в начале XIX века афонскому монаху Феофану. В этих, неоднократно изданных, посмертных беседах святым Нилом были поведаны пророчества о Конце времен:

«Сребролюбие есть предтеча Антихриста… Многозаботливость будет помрачать чувства человека, чтобы сделать человека нечувственным ко спасению своему, чтобы он от множества плотских забот не мог ощущать спасения. Люди не будут ощущать ни желания вечной будущей жизни, ни страха вечного осуждения…»

Сложно не провести очевидных параллелей с современностью. Закабаляющие кредиты, ипотечное рабство, невозможность для большинства людей XXI века жить натуральным хозяйством, приводит именно к этому. Мы видим, что даже в самых, казалось бы, благополучных странах люди все больше отходят от веры в Бога, которая подменяется верой в деньги. А ведь это, согласно преподобному Нилу Мироточивому, и есть первый признак скорого прихода антихриста. Но как же придет в наш мир этот человек, «сын погибели», о котором в последние десятилетия сняты десятки фильмов ужасов, имеющие мало общего с церковным преданием? Святой Нил отвечал на это так:

«Родится антихрист от злой блудницы. Воплотится зло безо всякого мужнего семени. Ей, с семенем родится, но не с сеянием человеческим, а с излитым семенем воплотится… Сей плод родится на свет тогда, когда обнищает мир добродетелям…»

Еще совсем недавно подобное изречение преподобного Нила не поддавалось однозначному объяснению. Однако сейчас, в XXI веке, противоестественные способы зачатия – в первую очередь, так называемое «искусственное оплодотворение» – поставлены на поток. Как впрочем, стремительно становятся нормой и другие гендерные аномалии. О которых, как явных признаках скорого прихода антихриста, говорил святой Нил Мироточивый. Более того, именно эти признаки, согласно его пророчествам, и станут нормой антихристова царства.

«Прелюбодеяние, блуд, мужеложество, убийство, хищение, воровство, неправда, продажа и покупка людей, покупка мальчиков и девочек для блуждения с ними, подобно псам на улицах. И повелит антихрист духам зла, послушным ему, довести людей до того, чтобы люди в десять раз делали больше зла, чем раньше. Исполнят всезлейшие чада его сие повеление погибельное и устремятся на уничтожение человеческой природы многообразием беззаконий…»

Еще какие-то десятилетия назад это могло показаться антинаучной фантастикой или даже сюжетом из хоррор-фильма. Однако сегодня этим никого не удивишь. Особенно в «прогрессивной Европе», где уже появляются общественные движения в поддержку легализации педофилии! А символом столь популярного в десятках стран «Евровидения» в прошлом году стало похотливое существо непонятного пола, подобные которому раньше встречались только на фресках Страшного суда. Где-то в районе изображенной на них огненной преисподней (в лице ее слуг и «подсобных рабочих»).

Но все это – лишь преддверие самого настоящего «ада на Земле», который непременно наступит. Но лишь тогда, когда все покорятся антихристу и его «ценностям». И именно в этот самый момент, по пророчеству преподобного Нила Мироточивого, начнется подлинный Конец света:

«Наступит страшный голод… Великое бедствие настанет повсеместно… Злато обесценится как навоз на дороге. И тогда антихрист начнет печатать людей своей печатью… ибо только имеющим печать, согласно Апокалипсису, будет продаваться хлеб. Многие будут умирать на дорогах. Люди станут как хищные птицы, набрасывающиеся на падаль, будут пожирать тела мертвых…»

Не правда ли, жутко? Однако каждый человек должен отлично понимать, что подобное обязательно произойдет: практически все мировые религии согласны в этом, расходясь лишь в деталях. И, тем не менее, согласно православному вероучению, мы еще вполне способны отдалить это. Так, по тем же апокалиптическим пророчествам антихрист сможет воцариться только тогда, когда в мире не останется Удерживающего от беззаконий. И сегодня этот Удерживающий, по-гречески – «Катехон» – это православная цивилизация с центром в Третьем Риме. В Москве.

Нил Мироточивый

Господь являет великие чудеса, прославляя Своих угодников. Один из таких святых – Нил Мироточивый. О житии его мало что известно, кроме факта обильного мироточения его мощей. Святой Нил жил скромно, служил Богу аскетическими подвигами, его мало кто знал. Но Господь прославил его после смерти, и о нем узнали все. Кроме того, святой прославился благодаря своему посмертному явлению афонскому монаху. Его поучения были изложены в книге.

Земная жизнь Нила

Родился святой в шестнадцатом веке на территории современной Греции. Его родители были благочестивыми христианами и воспитали сына в христианской вере. Нил впитал благочестие еще с молоком матери. Но, к сожалению, Господь рано забрал их из этого мира. Воспитанием мальчика занялся его дядя — иеромонах Макарий.

Нил имел многие способности, острый ум, поэтому он легко усваивал учение. Помогало ему в этом и благочестие дяди. Вскоре юноша принял решение – оставить этот мир и удалиться в монастырь. Дядя благословил его на принятие монашества.

Монашество

Нил принял постриг, затем был рукоположен в иеродиакона, а позже – в иеромонаха. Так получилось, что дядя и племянник оказались в одном монастыре и вместе могли подвизаться во славу Божию. Потом они вместе решили удалиться на Святую гору Афон, где жили вместе на Святых Камнях.

Когда дядя преставился ко Господу, Нил решил уединиться, как это делают многие афонские монахи. Он нашел для себя подходящую пещеру на высоком отвесе скалы. Туда мало кто мог проникнуть из-за неудобства. Это место стало его последним пристанищем. Там он устроил маленький храм для молитвы и подвизался до своей смерти.

Преставление святого

Так часто бывает, что о смерти афонских отшельников узнают намного позднее, обретя их святые кости в пещере. Но Господь благоизволил явить преставление Своего угодника большим чудом. Из отвеса скалы начало выделяться обильное миро, которое стекало в море. Это чудо сразу же заметили и поднялись к пещере святого. Там обрели мощи преподобного Нила, которые и давали то обильное мироточение.

За этим миром паломники со всего мира приезжают к Святой горе Афон.

Дни памяти святого Нила Мироточивого

  • 25 ноября;
  • 20 мая;
  • 21 июня.

Нил был прославлен в лике преподобных. Его еще называют Нилом Афонским или Нилом Синайским.

Посмертные вещания Нила Мироточивого

Спустя два века после своей кончины преподобный явился одному афонскому монаху. Надо сказать, что это был – один из самых нерадивых иноков, и именно для его спасения и призвал Господь Своего угодника.

Это чудо, а также его посмертные вещания записаны в книге «Посмертные поучения Нила Мироточивого». Эта книга является настоящим кладом для хотящих спасения. В ней изложены важные сведения и советы монахам и мирянам, которые желают спасения. Так же в книге находятся пророчества о будущем Горы Афон и всего мира.

Произошло чудо явления святого в 1813 году на Афоне. Нерадивый инок Феофан по совету лукавого захотел оставить монашескую жизнь и вернуться в мир, чтобы предаться вольной и грешной жизни. Он собирал зелень в лесу, чтобы продать ее и на эти деньги уплыть в Турцию. Тут ему повстречался незнакомый старец, с которым он разговаривал около восемнадцати часов. При этом он совсем не замечал груза на своих плечах, все это время собранная вязанка была на его спине.

Святой вразумлял и обличал Феофана, после этого он стал часто являться ему. Феофан постепенно раскаялся и исправился, он передумал идти в мир. Но Господь послал ему во отпущение грехов тяжкую болезнь.

Святой велел записать Феофану все свои слова, при этом он подчеркнул, что выбрал для своих откровений не лучшего монаха, для того, чтобы не подумали, что из святого естественным образом проистекло святое.

Феофан плохо умел писать, поэтому ему помог инок Герасим. Книгу отдали в монастырскую библиотеку, но начальство запретило ее к обнародованию по причине того, что в ней откровенно раскрывались недостатки современного монашества. Книга пролежала на полке много лет, и только в 1912 году ее разрешили издать.

В книге много пророчеств о последних временах, о пришествии антихриста. Преподобный говорил, что на землю вернутся святые Енох и Илия, взятые на небо живыми. Они будут обличать антихриста, и он убьет их. После этого на третий день они воскреснут и вернутся на Небо.

Преподобный Нил Мироточивый, Афонский

Мы работаем на добровольных началах, поэтому будем рады, если вы поддержите проект лайком и репостом в социальных сетях. Храни Господь!

Преподобный Нил Мироточивый: житие и пророчества

Преподобный Нил Мироточивый: житие и пророчества

В наше сложное время, которое характеризуется неустанным противостоянием представителей истинной верой с теми, кто старается увлечь людей новым, а главное очень от истинного вероисповедания направлением, довольно важный смысл обрели предсказания, сказанные пару столетий назад величайшим святителем и отшельником святым Нилом Мироточивым. Слова этого великого монаха, подтверждённые его собственным опытом познания учения Христова, несомненно, смогут помочь современным потомкам отыскать истинные духовные ценности и следовать им.

Сирота из деревни Святого Петра

О самой жизни святого Нила сохранилось очень мало сведений, известно, что родился он в конце пятнадцатого столетия (точная дата неустановленная) на южной стороне Балканского полуострова. Село, где расположен был отчий дом Нила, родители которого слыли людьми праведными и истинно верующими, — носило название Айос Петрос тис Кинуриас. В переводе на русский деревня получила название Преподобного Петра. Лишившись родителей в довольно раннем ещё возрасте, Нила вырастил его дядя, священник Макарий, который смог своим большим любящем сердцем подарить племеннику потерянную родительскую любовь. Внимательно следя за всеми душевными изменениями и волнениями своего племянника, Макарий мудро показывал Нилу путь следования Христовому учению, заботясь и о обогащении его разума такими знаниями, которые б смогли б ему помочь в таком сложном деле.

Начало иноческого служения

Старания духовного отца Макария не прошли зря, и мальчишка за короткое время овладел не одной лишь грамматикой и чтением, которые применял для полного изучения Библии, а и смог постигнуть мудрость, скрытую в сочинениях священнослужителей. Когда Нил достиг юношеского возраста, то решил полностью отказаться от благ материальной жизни и избрать путь служения Господу. Выполняя своё решения, Нил постригся в монахи, а через время после пострига, ему даровали сан дьякона, а после и сан священника. Приняв такое судьбоносное решение, которое и положило начало его дальнейшей жизни, Святой Нил вместе со своим духовным наставником Макарием стал служить в одном из местных монастырей, молясь Всевышнему и подвергая свою плоть суровым воздержанием.

Впервые на святой горе

Но неистовое желание совершить великий духовный подвиг, сжигало их внутри, и было настолько велико, что образ жизни, который они проживали в монастыре не мог погасить эту жажду. Их двоих необъяснимо привлекало и манило к себе то место, в котором святое провиденье обретало свой мирской смысл. И таким святым местом являлась святая возвышенность Афон, которое много лет, считалась последним земным уделом Пречистой Девы Марии, либо «Вертоградом» Богородицы (ее виноградным домом), так Дева Мария сама говорила об Афоне чудотворцу Николаю. Именно Святую гору Афон и избрали для своих духовных подвигов Преподобный Нил и его духовный наставник Макарий. Приехав на Святую возвышенность, благочестивые монахи сперва начали обходить все расположенные на Афоне обители, пещеры и пустоши, ища место, которое б полностью удовлетворяло их духовные пожелания. И через несколько часов с Божьей помощью монахи вышли к глухой и пустынной в то время, и стороне горы, скрытой густой травой, с древних времен называвшаяся Святыми камнями.

Читайте также:  Житие преподобного Силуана Афонского - полное жизнеописание, чудеса и дни памяти святого

Юридический аспект пустынножительства

В этом месте, находясь далеко от мирской жизни, полной грехов и искушений, Нил и его дядя смогли полностью удовлетворить свое желание, совершить духовный подвиг. Но сперва перед строительством своего дома, Преподобный Макарий со своим воспитанником Нилом пошли в Лавру и попросили благословение у ее инока, который, и помимо всего остального, занимался выделением земельных наделов тем, кто нуждался в спасении на священной горе. Убедившись в искренности и чистоте целей монахов , настоятель радостно подарил им свое благословение, и в подкреплении своих слов, он даровал им документ, подтверждающий право пользование землёй. А они в ответ отдали настоятелю некоторое количество денег, тем самым выражая свою глубочайшую благодарность и сыновью кроткость.

Отход ко Господу иеромонаха Макария

И получив, таким образом, в собственность участок земли, Святой Нил и его благочестивый дядя Макарий начали расчищать его от дикой растительности, которая густо покрывала этот участок возвышенности. Довольно много усилий потребовалось сделать отшельникам монахам, чтобы на том на месте, где раньше густыми зарослями росла дикая растительность оказались их убежище. Однако усердность, усиленная непрерывной мольбой, может совершить настоящее чудо. Однако спустя немного времени, как только благочестивые родственники закончили свои кельи Всевышний забрал в Свое небесное царство священника Макария, и преподобный Нил остался в одиночестве, превратившись в его достойного наследника и последователя на дороге к достижению внутреннего идеала. Целыми днями и ночами Преподобный Нил молился Господу, прилаживая много трудов для того, чтобы полностью соединится в духовном смысле с Небесным Создателем. Однако чтобы достичь этого, помимо духовной сосредоточенности, нужно было следовать внешним условиям, и самым главным условием являлось абсолютное одиночество, однако такого уединения Нил не мог достичь.

Жажда полного одиночества

Новость о новом отшельнике, поселившемуся в лесной чаще, вскоре распространилась во все афонские обители, и к преподобному Нилу стали приходить монахи, которые были переполнены чувством уважения к спартанским условиям жизни отшельника, и они желали разделить с ним свои духовные знания. Однако такие визиты наоборот мешали Святому Нилу в его совершении духовного подвига в этом святом месте, и искуситель всех представителей человеческого рода пытался наслать на него чувство раздражительности, и явственное выражение которой, согласно христианскому учению, считается великим греховным деянием, и перечёркивает все благие дела, совершаемые на пути духовного созревания. Для того чтобы не попасться в сети нечистого и проложить себе дорогу к спасению, праведный отшельник принял решение уйти в другое место, там, где его покой не будет потревоженный чьим то присутствием. Оставивши только лишь обжитое жилище, Преподобный Нил опять собрался в путь, и вскоре обнаружил подходящее место.

На горной круче

Нил обнаружил абсолютно пустынное место, которое имело вид маленькой пещеры, а ее вход был практически невидимым со стороны горного хребта. Пещера располагалась так, что обрыв, находящийся в пару шагов от ее входа, превращал пещеру недосягаемой для людей и для свирепых хищников. Ставя в пример духовные подвиги большинства православных мучеников, которые осознанно выбирали как можно больше трудностей на дорогах мирской жизни, победа над которыми неизменно давала им приблизится к вратам Небесного Царства, и святой Нил, не обращая на все трудности и опасности, выбрал место своего уединения эту пещеру,которая больше походила на гнездо горного орла, чем на человеческий приют. Эта пещера и стала последним пристанищем преподобного Нила. А этой пещере, проводя проживая последние дни своей земной жизни, непрестанно молясь Всевышнему и делая величайшие победы в противостояние с соблазнениями диявола. До конца своих дней стоически терпел преподобный Нил чувство голода и разнообразные физические страдания, наблюдая перед собой божественные образы и видения ангелов. Для нас так и остается тайной история о том, сколько же мучений пережил Нил и как он проживал последние годы. Только всезнающий Бог и священная возвышенность Афон стали свидетелями тех мучений, которые афонский отшельник заплатил за ключи от небесного царства.

Мироточащие скалы

И вот в середине шестнадцатого века закончилась мирская жизнь преподобного Нила, и милосердный Всевышний забрал его в Свой Небесный Град. Игумену Лавры стало известно о смерти отшельника из своего сновидения, и и как только рассвело он отправил монахов, чтобы они похоронили тело афонского отшельника. Иноки с особой осторожностью взбирались по скалистому обрыву горы к пещере, внутри которой и обнаружили останки праведника, и, выкопав в убежище яму, они предали земли тело мученика . История жизни святого Нила, написанная через некоторое время после его причисление к лику святых, рассказывает о том, что через время после своего окончания земной жизни Нила прославил Господь, показавши чудесное явление слезоточивость из пещерных стен, которые служили преподобному Нилу жильем на протяжении долгого времени. Благоухающая вода с примесью масла,которая обладала лечебным эффектом, выделалась в таких количествах, что, сбегая по горной тропе, стекала в прибрежную полосу, где сливалась с морской водой. Чтобы собрать эту чудотворную смесь на Афон в то время приезжали верующие со всех православных стран. Именно с того момента святого Нила стали называть Мироточивым, а через некоторое время его официально канонизировали. В Русской православной церкови память Нила Мироточивого почитают два раза в год: Седьмого (двадцатого) мая и восьмого (двадцать первого) июня.

Дар прозорливости, ниспосланный Богом

Находясь долгое время в абсолютном одиночества, преподобный Нил явил свету свое уникальное литературное сочинение, он посвящал оставшиеся время от моления созданию творений отшельнического жития. Главное место в этом творении отведено Господним ведениям, которые Нил воспринял в качестве поощрения за своё отшельничество. И как в большинстве случаев в развитии православия, Всевышний даровал Своему преданному рабу божественный талант пророчества,который позволяет внутренним взглядом увидеть картину будущего предсказанного человеческому роду. Именно эти ведения и стали основой для создания известных предсказаний Преподобного Нила. Однако важные свои предсказания Нил Мироточивый сказал, спустя больше чем через два века после своей смерти. В течении шести лет, начиная с 1813-1819 годов Нил много раз приходил в ночных видениях преподобному святогорскому монаху Феофану. Монах ежедневно, просыпаясь утром, прилежно писал увиденное. Так родилось величайшее сочинение предсказаний, которое превратилось в святыню христианского мира. Это собрание много раз издавали в переплете, и получило название «Посмертные предсказания Святого Нила».

О заступничестве Царицы Небесной

Самые известные из них являются пророческие слова афонского отшельника, в которых говорится, о том, что скоро наступит время, о котором Всевышний предупреждал, что, возвратясь на землю, может не найти в нём праведников. Однако даже и в такое лихое время святой Нил говорил всем, жаждущим спасения души, о чудотворной моще Покрова, который расстилает над миром Пресвятая Богородица.


Нил Мироточивый: житие и биография преподобного, посмертные вещания, труды и пророчества

Житие Нила Мироточивого

Святой и блаженный Нил Мироточивый, воссияв в поздние времена, подвигами своими превзошел многих даже и древних подвижников. Новое доказательство, что добродетель, благочестие и любовь к Богу не определяются временами и годами, но имеют свое основание в нашей воле и произволении.

Святой Нил Мироточивый был сын благочестивых и православных родителей, имевших свое жительство в Морее, или нынешней Греции, в селении, именуемом «Святого Петра», Законийской епархии. Воспитание его ограничивалось пределами места его рождения. В ранних еще летах лишился он своих родителей, но нашел их в дяде своем иеромонахе Макарии.

Этот дядя был бдительным и искренним надзирателем за всеми движениями ума и сердца сего будущего сосуда благодати Святаго Духа. И нетщетными оказались многозаботные попечения пестуна о его воспитаннике.

Племянник, Нил Мироточивый, обладая прекрасными природными дарованиями, при неусыпном и искреннем о нем старании дяди оказывал быстрые успехи в умственном и нравственном отношениях. Поэтому юный Нил Мироточивый, достигнув законного возраста, принял монашеское пострижение и удостоен был рукоположения во иеродиакона, а потом и во иеромонаха. Таким образом, достопочтенный дядя и достойный его племянник единодушно подвизались подвигом добрым. Но сии высокие и девственные души, будучи уязвлены пламенной и всецелой любовью к пресладкому Небесному Жениху, во славу Его возгорели желанием подвигов больших.

Найдя настоящее свое местопребывание недостаточным для осуществления такого пламенного своего желания, они удалились из своего отечества и пришли на святую Афонскую Гору. Посетив здешние обители, скиты и пустыни с целью обрести место, удобное для безмолвия и высоких подвигов, наконец пришли они в одно место, издревле называемое Святые Камни.

Это место тогда было еще пусто и не заселено, так как отличалось чрезвычайной дикостью и безводностью.Блаженный Макарий и божественный Нил Мироточивый, нашедши его, однако ж, весьма удобным для глубокого безмолвия и совершенно соответствующим святым намерениям, исполнились той радостью, какую ощущают обретшие многоценное сокровище.

Полные этой неподдельной радости, они явились в Лавру и просили благословения на владение этим местом и на устроение там келий. Игумен Лавры со своей старшей братией, видя чистоту и Божественное желание просителей, которые и самой своей наружностью внушали к себе почтение и уважение, с радостью согласились на их прошение и в знак своего согласия на то дали им письменное уверение.

Получив таким образом право на владение местом, блаженные труженики приступили к расчистке его. Каких же стоило им это трудов; сколько при этом пролито ими поту! Но души, разжженные ревностью по Боге, не замечали своих трудов, и вскоре восстал, словно феникс, святой храм в честь и славу Царя Небесного, с помещениями при нем для земных ангелов, имеющих славословить Его во дни и в нощи. Скоро, по устроении келий, божественный Макарий мирно почил о Бозе от бремени праведных трудов своих, сделав племянника своего наследником во всем и достойным преемником и правителем келий.

После сего блаженный Нил Мироточивый, более и более разжигаясь пламенем любви к Виновнику своего бытия, желая совершенной неразвлекаемости в занятии высочайшим предметом своей любви, стремясь, так сказать, слить свою любовь с превечной Любовью, находит и это место не совсем соответствующим святым стремлениям пламенной его души.

Посему Нил Мироточивый отыскивает другое, более способное удовлетворить его стремлению, и поселяется в нем. Место это в то время по своей дикости, суровости и обилию наводящих ужас исполинских скал и стремнин было недоступно не только для людей, но и для зверей, имеющих обыкновеным прибежищем высокие горы и камни (Пс. 103, 18). Отсюда само собой разумеется, что для истинной любви к Богу, собственно, нет опасностей и трудностей. Она их вовсе не замечает, если только всецело занята своим высоким предметом.

Как и безчисленное множество мучеников, великомучеников и подвижников, удививших своими подвигами не только человеков, но и ангелов. Опасения трудностей на стезе любви к Богу выражают еще неискренность и неполноту ее. Проникнутые ею всецело, пред лицом неба и земли они свидетельствовали, что их ничто ни в сем, ни в будущем веке не может разлучить с предметом пламенной их любви (Рим. 8, 38. 39). Так и сего божественного труженика, блаженного Нила, что заставило презреть все трудности и неприятности, даже самую опасность жизни? Всецелая любовь души его к Богу.

Истинно любящие Бога и живущие по Богу всячески стараются скрывать свои добродетели, плач и слезы, опасаясь стрел тщеславия и похвалы людской, желают, чтоб ум их не был стесняем заботами о суетном и мирском, но чтобы был постоянно устремлен к Богу.

Так точно и божественный Нил, желая, чтобы и самые сподвижники не слышали сердечных его воздыханий и молитв к Богу и не видели подвигов и слез, чтобы ум его и сердце постоянно заняты были Богом, чтобы можно было всегда себя посвятить Богу и чтобы никто не мог прерывать небесных его упражнений, нашел место для своего уединения, неприступное почти ни для какого живого существа, нашел и, не обращая внимания на невыразимые трудности и даже опасности жизни, поселился в нем.

А поселившись, мужественно терпел он до конца своей жизни всякую тесноту и бедствие, презрев всякое телесное упокоение и человеческое утешение. Какие же подвиги видела пещера, вместившая сего мужественнейшего подвижника! Сколькими она оросилась излияниеми теплых слез плакавшего по Боге день и ночь!

Какой борьбы с демонами и каких побед над ними была она свидетельницей! И после побед над темными силами, сколькими она освятилась небесными видениями и ликостояниями ангелов, являвшихся сюда для утешения равноангельского подвижника! Всего этого хорошо мы не знаем; это известно только Всеведцу. Но для нас и одно место его подвигов есть безмолвный и громогласный проповедник о величии их; не менее того свидетельствует о том же и прославление потом посмертных священных его останков.

Вот настало время и окончания земных злостраданий сего славного подвижника и упокоения его там, где ни плача, ни вопля, ни болезни не будет ктому (Откр. 21, 4). Умерщвлявший по вся дни свое тело безболезненно отдает общий долг смертности и отходит к Тому, Коего душа его желала от юности, возносясь на небеса в песнопениях и дориношении ангелов. В теснейшей своей пещере, ознаменованной и освященной столькими дивными подвигами, он мирно предал в руце Божии мирный свой дух. При ней же братия его кельи благоговейно предали земле многопобедное и многотерпеливейшее его тело.

А чудный во святых Своих великодаровитый Мздовоздаятель, славно прославляющий славящих Его, в верное и ясное свидетельство чистой и Божественной жизни сего высокого подвижника прославил его тем, что из гроба его впоследствии начало истекать благовонное миро с целительными силами. Миро это, как свидетельствует предание, текло в таком обилии, что стекало вниз по стремнине даже до самого моря

И когда разнеслась о сем слава всюду, стали во множестве стекаться сюда христиане от самых отдаленых стран Востока, приставая на своих каиках (лодках) ниже и прямо против пещеры, чтоб получить сего священного мира во исцеление и освящение души и тела. От этого самого, говорят, и место, находящееся ниже пещеры Ниловой, названо karabosrasion (кораблестояние). Преподобный же с того времени наречен Мироточивым.

Читайте также:  Житие святителя Василия Великого - полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

При этом рассказывают, что ученик, оставшийся после святого Нила и бывший очевидцем скромности и глубокого смирения своего старца при земной его жизни, не вынося молвы от множества стекающихся мирян, тревоживших покой Святой Горы, будто бы решился жаловаться своему прославленному старцу на него самого, что он вопреки своим словам не искать и не иметь славы на земле, а желать ее только на небесах весь мир скоро наполнит славою своего имени и нарушит чрез то спокойствие Святой Горы, когда во множестве начнут приходить к нему для исцелений: и это так подействовало на святого мироточца, что тогда же миро иссякло.

В недавнее время некоторые из кавсокаливских отцов, получившие исцеление от различных болезней чрез благоговейное молитвенное призывание святого в помощь себе, по чувству святой благодарности решились построить при его пещере храм. 7 мая 1815 года было приступлено к постройке. Копая место для основания храма, открыли не замеченный дотоле свод, и вдруг вышло из оного неизреченное благоухание. Надобно сказать, что до того времени, хотя все были уверены, что гроб преподобного и мощи его находятся при его пещере, но никто не знал определенно, в каком именно месте.

Для непытливой веры достаточно было только знать, что там находится чтимая ею святыня. Итак, разобрав этот свод, нашли под ним безценное сокровище – священные мощи святого, благоухавшие неизъяснимым райским ароматом. Тотчас же сообщили об этом Лавре. Лавра немедленно послала туда иереев. Иереи, взяв с величайшим благоговением из-под свода святые мощи, перенесли их в Лавру, где в то время находился Константинопольский патриарх, блаженный Григорий V, и участвовал при встрече святых мощей. Лавра, достодолжно украсив череп и челюсть святой главы, первый оставила у себя, положив его во святом алтаре вместе с другими святыми мощами, вторую же отослала в келью святого Нила, во освящение пребывающих там и приходящих туда ради благоговения к святому и почитания его памяти. Между тем, окончен был устройством и священный храм при пещере святого Нила. Он сообразно с пространством места может вместить не более десяти-пятнадцати человек. Позади алтаря сего храма означено место, где был гроб святого.

Вот краткое описание жизни преподобного отца нашего Нила.

ПРЕПОДОБНЫЙ НИЛ МИРОТОЧИВЫЙ

“Для иноческого образа жизни нет другого более удобного места, как Гора Афонская, которую Я прияла у Сына Моего в наследие Себе, дабы те, которые хотят удалиться мирских забот и смущений, приходили туда и служили там Богу беспрепятственно и спокойно. Отныне Гора эта будет называться Моим вертоградом. Много люблю Я место сие, и придет время, когда оно от края и до края, на север и юг наполнится множеством иноков. И если иноки те от всей души будут работать Богу и верно хранить заповеди Его, то Я сподоблю их в великий день Сына Моего великих дарований; еще здесь, на земле, будут они получать от Меня великую помощь; Я стану облегчать болезни и труды их и дам возможность, при малых средствах, иметь довольство в жизни, даже ослаблю вражескую против них брань, и имя сделаю славным по всей земле”, — так сказала Богоматерь святителю Николаю в дивном явлении Ее с этим угодником преподобному Петру, первому афонскому пустынножителю, более 1000 лет тому назад.

(Пророчества о последних судьбах нашего мира)

Житие преподобного отца нашего Нила Мироточивого

Память 12/25 ноября, 7/20 мая; XVII в.

Святой и блаженный Нил, воссияв в поздние времена, подвигами своими превзошел многих даже и древних подвижников. Новое доказательство, что добродетель, благочестие и любовь к Богу не определяются временами и годами, но имеют свое основание в нашей воле и произволении.

Святой Нил был сын благочестивых и православных родителей, имевших свое жительство в Морее, или нынешней Греции, в селении, именуемом «Святого Петра», Законийской епархии. Воспитание его ограничивалось пределами места его рождения. В ранних еще летах лишился он своих родителей, но нашел их в дяде своем иеромонахе Макарии. Этот дядя был бдительным и искренним надзирателем за всеми движениями ума и сердца сего будущего сосуда благодати Святаго Духа. И нетщетными оказались многозаботные попечения пестуна о его воспитаннике. Племянник, обладая прекрасными природными дарованиями, при неусыпном и искреннем о нем старании дяди оказывал быстрые успехи в умственном и нравственном отношениях. Поэтому юный Нил, достигнув законного возраста, принял монашеское пострижение и удостоен был рукоположения во иеродиакона, а потом и во иеромонаха. Таким образом, достопочтенный дядя и достойный его племянник единодушно подвизались подвигом добрым. Но сии высокие и девственные души, будучи уязвлены пламенной и всецелой любовью к пресладкому Небесному Жениху, во славу Его возгорели желанием подвигов больших. Найдя настоящее свое местопребывание недостаточным для осуществления такого пламенного своего желания, они удалились из своего отечества и пришли на святую Афонскую Гору. Посетив здешние обители, скиты и пустыни с целью обрести место, удобное для безмолвия и высоких подвигов, наконец, пришли они в одно место, издревле называемое Святые Камни. Это место тогда было еще пусто и не заселено, так как отличалось чрезвычайной дикостью и безводностью. Блаженный Макарий и божественный Нил, нашедши его, однако ж, весьма удобным для глубокого безмолвия и совершенно соответствующим святым намерениям, исполнились той радостью, какую ощущают обретшие многоценное сокровище. Полные этой неподдельной радости, они явились в Лавру и просили благословения на владение этим местом и на устроение там келий. Игумен Лавры со своей старшей братией, видя чистоту и Божественное желание просителей, которые и самой своей наружностью внушали к себе почтение и уважение, с радостью согласились на их прошение и в знак своего согласия на то дали им письменное уверение. А священный Макарий, по обыкновению Святой Горы, внес в Лавру небольшой денежный вклад, как дань дружбы. Получив, таким образом, право на владение местом, блаженные труженики приступили к расчистке его. Каких же стоило им это трудов, сколько при этом пролито ими поту! Но души, разжженные ревностью по Боге, не замечали своих трудов, и вскоре восстал, словно феникс, святой храм в честь и славу Царя Небесного, с помещениями при нем для земных ангелов, имеющих славословить Его во дни и в нощи. Скоро, по устроении келий, божественный Макарий мирно почил о Бозе от бремени праведных трудов своих, сделав племянника своего наследником во всем и достойным преемником и правителем келий.

После сего блаженный Нил, более и более разжигаясь пламенем любви к Виновнику своего бытия, желая совершенной неразвлекаемости в занятии высочайшим предметом своей любви, стремясь, так сказать, слить свою любовь с превечной Любовью, находит и это место не совсем соответствующим святым стремлениям пламенной его души. Посему он отыскивает другое, более способное удовлетворить его стремлению, и поселяется в нем. Место это в то время по своей дикости, суровости и обилию наводящих ужас исполинских скал и стремнин было недоступно не только для людей, но и для зверей, имеющих обыкновеным прибежищем высокие горы и камни (Пс. 103:18). Отсюда, само собой разумеется, что для истинной любви к Богу, собственно, нет опасностей и трудностей. Она их вовсе не замечает, если только всецело занята своим высоким предметом. Пример тому – безчисленное множество мучеников, великомучеников и подвижников, удививших своими подвигами не только человеков, но и ангелов. Опасения трудностей на стезе любви к Богу выражают еще неискренность и неполноту ее. Проникнутые ею всецело, пред лицом неба и земли они свидетельствовали, что их ничто ни в сем, ни в будущем веке не может разлучить с предметом пламенной их любви (Рим. 8:38. 39). Так и сего божественного труженика, блаженного Нила, что заставило презреть все трудности и неприятности, даже самую опасность жизни? Всецелая любовь души его к Богу.

Истинно любящие Бога и живущие по Богу всячески стараются скрывать свои добродетели, плач и слезы, опасаясь стрел тщеславия и похвалы людской, желают, чтоб ум их не был стесняем заботами о суетном и мирском, но чтобы был постоянно устремлен к Богу. Так точно и божественный Нил, желая, чтобы и самые сподвижники не слышали сердечных его воздыханий и молитв к Богу и не видели подвигов и слез, чтобы ум его и сердце постоянно заняты были Богом, чтобы можно было всегда себя посвятить Богу и чтобы никто не мог прерывать небесных его упражнений, нашел место для своего уединения, неприступное почти ни для какого живого существа, нашел и, не обращая внимания на невыразимые трудности и даже опасности жизни, поселился в нем. А поселившись, мужественно терпел он до конца своей жизни всякую тесноту и бедствие, презрев всякое телесное упокоение и человеческое утешение. Какие же подвиги видела пещера, вместившая сего мужественнейшего подвижника! Сколькими она оросилась излияниеми теплых слез плакавшего по Боге день и ночь! Какой борьбы с демонами и каких побед над ними была она свидетельницей! И после побед над темными силами, сколькими она освятилась небесными видениями и ликостояниями ангелов, являвшихся сюда для утешения равноангельского подвижника! Всего этого хорошо мы не знаем, это известно только Всеведцу. Но для нас и одно место его подвигов есть безмолвный и громогласный проповедник о величии их; не менее того свидетельствует о том же и прославление потом посмертных священных его останков.

Вот настало время и окончания земных злостраданий сего славного подвижника и упокоения его там, где ни плача, ни вопля, ни болезни не будет ктому (Откр. 21:4). Умерщвлявший во вся дни свое тело безболезненно отдает общий долг смертности и отходит к Тому, Коего душа его желала от юности, возносясь на небеса в песнопениях и дориношении ангелов. В теснейшей своей пещере, ознаменованной и освященной столькими дивными подвигами, он мирно предал в руце Божии мирный свой дух. При ней же братия его кельи благоговейно предали земле многопобедное и многотерпеливейшее его тело. А чудный во святых Своих великодаровитый Мздовоздаятель, славно прославляющий славящих Его, в верное и ясное свидетельство чистой и Божественной жизни сего высокого подвижника прославил его тем, что из гроба его впоследствии начало истекать благовонное миро с целительными силами. Миро это, как свидетельствует предание, текло в таком обилии, что стекало вниз по стремнине даже до самого моря. И когда разнеслась о сем слава всюду, стали во множестве стекаться сюда христиане от самых отдаленых стран Востока, приставая на своих каиках (лодках) ниже и прямо против пещеры, чтоб получить сего священного мира во исцеление и освящение души и тела. От этого самого, говорят, и место, находящееся ниже пещеры Ниловой, названо karabosrasion (кораблестояние). Преподобный же с того времени наречен Мироточивым. При этом рассказывают, что ученик, оставшийся после святого Нила и бывший очевидцем скромности и глубокого смирения своего старца при земной его жизни, не вынося молвы от множества стекающихся мирян, тревоживших покой Святой Горы, будто бы решился жаловаться своему прославленному старцу на него самого, что он вопреки своим словам не искать и не иметь славы на земле, а желать ее только на небесах весь мир скоро наполнит славою своего имени и нарушит чрез то спокойствие Святой Горы, когда во множестве начнут приходить к нему для исцелений: и это так подействовало на святого мироточца, что тогда же миро иссякло. В недавнее время некоторые из кавсокаливских отцов, получившие исцеление от различных болезней чрез благоговейное молитвенное призывание святого в помощь себе, по чувству святой благодарности решились построить при его пещере храм. 7 мая 1815 года было приступлено к постройке. Копая место для основания храма, открыли не замеченный дотоле свод, и вдруг вышло из оного неизреченное благоухание. Надобно сказать, что до того времени, хотя все были уверены, что гроб преподобного и мощи его находятся при его пещере, но никто не знал определенно, в каком именно месте. Для непытливой веры достаточно было только знать, что там находится чтимая ею святыня. Итак, разобрав этот свод, нашли под ним безценное сокровище – священные мощи святого, благоухавшие неизъяснимым райским ароматом. Тотчас же сообщили об этом Лавре. Лавра немедленно послала туда иереев. Иереи, взяв с величайшим благоговением из-под свода святые мощи, перенесли их в Лавру, где в то время находился Константинопольский патриарх, блаженный Григорий V, и участвовал при встрече святых мощей. Лавра, достодолжно украсив череп и челюсть святой главы, первый оставила у себя, положив его во святом алтаре вместе с другими святыми мощами, вторую же отослала в келью святого Нила, во освящение пребывающих там и приходящих туда ради благоговения к святому и почитания его памяти. Между тем, окончен был устройством и священный храм при пещере святого Нила. Он сообразно с пространством места может вместить не более десяти-пятнадцати человек. Позади алтаря сего храма означено место, где был гроб святого.

Вот краткое описание жизни преподобного отца нашего Нила, который, как верный раб и благодарный делатель, послужил Владыке и Богу нашему в привременной жизни и прославил Его в телеси своем, умертвив душевредные страсти и злые похоти плоти, презрев всякое временное упокоение тела и даже самые необходимые его нужды. За что и всещедрый дародатель Бог прославил его здесь на земле, освятив временно злострадавшее его тело и дав посмертным его останкам благодать исцеления недугов душевных и телесных с верою к ним притекающих; паче же он прославляется ныне на небесах, веселясь своим духом со всеми святыми и с ангелами и наслаждаясь невечерним светом и неизреченной красотою Триипостасного Божества. Молитвами и ходатайством преподобного отца нашего Нила да достигнем и мы в меру возраста и исполнения Христова и да сподобимся наслаждаться купно с ним блаженной и не стареющейся жизнью. Аминь.

Ссылка на основную публикацию