Нил Синайский – житие и творения, наставления, дни памяти и мощи

Преподобный Нил Постник , Синайский , отшельник

Дни памяти

22 апреля (переходящая) – Собор Синайских преподобных

Житие

Свя­той пре­по­доб­ный Нил Пост­ник, уро­же­нец Кон­стан­ти­но­по­ля, жил в IV ве­ке и был уче­ни­ком свя­то­го Иоан­на Зла­то­уста. По­лу­чив пре­крас­ное об­ра­зо­ва­ние, Нил еще мо­ло­дым че­ло­ве­ком был на­зна­чен на важ­ный пост пре­фек­та сто­ли­цы. К это­му вре­ме­ни Нил был же­нат и имел двух де­тей. Блеск при­двор­ной жиз­ни тя­го­тил су­пру­гов. Огром­ное вли­я­ние на их жизнь и их стрем­ле­ния ока­зы­вал свя­той Иоанн Зла­то­уст. Су­пру­ги ре­ши­ли рас­стать­ся и по­свя­тить ­се­бя ино­че­ской жиз­ни. Же­на Ни­ла с до­че­рью уда­ли­лась в один из жен­ских мо­на­сты­рей в Еги­пет, а пре­по­доб­ный Нил с сы­ном Фе­о­ду­лом ушли на Си­най, где по­се­ли­лись в вы­ко­пан­ной сво­и­ми ру­ка­ми пе­ще­ре. Со­рок лет слу­жи­ла эта пе­ще­ра жи­ли­щем пре­по­доб­но­му Ни­лу. По­стом, мо­лит­вой, тру­да­ми стя­жал свя­той вы­со­кое ду­хов­ное со­вер­шен­ство. К нему ста­ли при­хо­дить лю­ди вся­ко­го зва­ния и со­сло­вия – от им­пе­ра­то­ра до зем­ле­дель­ца, и каж­дый у свя­то­го на­хо­дил со­вет и уте­ше­ние. В сво­ем уеди­не­нии пре­по­доб­ный Нил мно­го пи­сал. Из­вест­ны его по­сла­ния, сре­ди ко­то­рых – гнев­ные об­ли­че­ния им­пе­ра­то­ра Ар­ка­дия, из­гнав­ше­го свя­то­го Иоан­на Зла­то­уста. Ши­ро­ко из­вест­ны ас­ке­ти­че­ские тво­ре­ния пре­по­доб­но­го Ни­ла, до­стой­но­го уче­ни­ка Зла­то­уста: они со­вер­шен­ны по фор­ме, глу­бо­ко пра­во­слав­ны, ис­пол­не­ны ис­крен­ним чув­ством и яс­ной мыс­лью.

В пу­стыне пре­по­доб­ный Нил пре­тер­пел мно­го невзгод. Так, са­ра­ци­ны пле­ни­ли сы­на его Фе­о­ду­ла, ко­то­ро­го пред­на­зна­чи­ли в жерт­ву язы­че­ским бо­гам. По мо­лит­вам свя­то­го Гос­подь спас Фе­о­ду­ла, и пре­по­доб­ный на­шел его у епи­ско­па Эмес­ско­го, вы­ку­пив­ше­го мо­ло­до­го че­ло­ве­ка у вар­ва­ров. Этот же епи­скоп ру­ко­по­ло­жил обо­их пу­стын­ни­ков во пре­сви­те­ров. По­сле по­свя­ще­ния они воз­вра­ти­лись на Си­най, где и под­ви­за­лись вме­сте до кон­чи­ны пре­по­доб­но­го Ни­ла.

Творения в библиотеке

Труды о святом в библиотеке

Богослужения

Молитвы

Тропарь преподобному Нилу Постнику, глас 8

Слез твои́х тече́ньми пусты́ни безпло́дное возде́лал еси́,/ и и́же из глубины́ воздыха́ньми во сто трудо́в уплодоноси́л еси́,/ и был еси́ свети́льник вселе́нней, сия́я чудесы́, Ни́ле, о́тче наш,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Слез твоих потоками ты возделал бесплодную пустыню, и стенаниями из глубины плод трудов своих умножил во сто крат, и сделался светилом вселенной, сияя чудесами, Нил, отче наш, моли Христа Бога о спасении душ наших.

Кондак преподобному Нилу Постнику, глас 8

Хвра́стная страсте́й я́же от телесе́ воста́ния/ сечи́тельно, Ни́ле блаже́нне, во бде́нной твое́й ссекл еси́ моли́тве,/ но, я́ко име́я дерзнове́ние ко Го́споду,/ от вся́ких мя бед свободи́, да зову́ ти:// ра́дуйся, о́тче всеми́рный.

Перевод: Хворост восстания страстей телесных, Нил блаженный, ты посек во бденной твоей молитве, но как имеющий дерзновение ко Господу, от всяких меня бед освободи, да взываю к тебе: «Радуйся, отче всем миром почитаемый».

Ин кондак преподобному Нилу Постнику, глас 8

Боже́ственною любо́вию возгоре́вся, всеблаже́нне,/ оста́вил еси́ и́же в житии́ молвы́/ и по́стных сели́тву в горе́ стяжа́,/ от нея́же, вшед в мрак незахо́дный,/ прие́млеши, я́ко дре́вле Богоно́сец, Богоначерта́нная писмена́,/ и́миже к Боже́ственней доброде́тели наставля́еми, ве́село вопие́м ти:// ра́дуйся, о́тче Ни́ле, по́стником добротворе́ние.

Перевод: Любовью к Богу воспламенившись, всеблаженный, оставил ты житейскую суету и обрел жилище постников на горе (Синай), там же вошел во мрак неприступный, получив, как раньше Богоносец (Моисей), Боговдохновенные писания, ими же к Божественной добродетели направляемые, радостно взываем к тебе: «Радуйся, отче Нил, постников украшение».

Церковь святых апостолов Петра и Павла

Житие преподобного и богоносного отца нашего Нила Сорского

Великий отец Русской Церкви, по своему подвижничеству и наставлениям, учитель скитской простоты и созерцательной жизни, преподобный Нил, по прозванию Майков, родился в 1433 году. О происхождении и месте рождения преподобного Нила ничего неизвестно. Но, без сомнения, он был великороссиянин и, судя по его обширным связям с важными лицами и по высокому его образованию, надо полагать, что и сам он принадлежал к роду боярскому. Правда преподобный Нил называет себя невеждой и поселянином, но невеждой он мог назвать себя по глубокому смирению, а поселянином — потому что родился и жил в отчине своих предков между сельскими обитателями.
Пострижение в монашество преподобный Нил получил, и начало иноческой жизни полагал в обители преподобного Кирилла Белоезерского. Здесь он пользовался советами умного и строгого старца Паисия (Ярославова), который потом был игуменом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и был приглашаем в митрополиты, но, по смирению своему, отказался от этого великого сана.
Прожив в Кириллово-Белоезерском монастыре несколько времени, Нил вместе с учеником своим и сотрудником, монахом Иннокентием, из рода бояр Охлебининых, путешествовал ко святым местам, на Восток, чтобы в опытах тамошних подвижников видеть жизнь духовную: был он, по его словам, «на горе Афонской, в странах цареградских и других местах».
Живя несколько лет на Афонской горе и путешествуя по монастырям Константинопольским, преподобный Нил особенно в это время напитал дух свой наставлениями великих отцов пустынных, которые путем внутреннего очищения и непрестанной молитвы, совершаемой умом в сердце, достигали светоносных озарений Духа Святого. Преподобный Нил не только изучил умом и сердцем, но и в постоянное упражнение своей жизни обратил душеспасительные уроки богомудрых отцов — Антония Великого, Василия Великого, Ефрема Сирина, Исаака Сирина, Макария Великого, Варсонофия, Иоанна Лествичника, Аввы Дорофея, Максима Исповедника, Исихия, Симеона Нового Богослова, Петра Дамаскина, Григория, Нила и Филофея Синайских. Потому-то изречениями сих великих отцов и преисполнена его книга, называемая «Предание о жительстве скитском».
Возвратясь в Белоезерский монастырь, преподобный Нил уже не хотел жить в нем, но построил себе келлию невдалеке от него, за оградой, где и жил недолгое время в уединении. Потом отошел за 15 верст от сего монастыря на реку Сорку, водрузил здесь крест, поставил сперва часовню и уединенную келлию, и при ней выкопал колодец, а когда собралось к нему для сожития несколько братии, то построил и церковь. Обитель свою учредил он на особенных отшельнических правилах, по образцу скитов Афонских; почему она и названа скитом, а преподобный Нил почитается основателем в России скитского жития, в более строгом и точном его устройстве.
Святые отцы-подвижники разделяли монашеское житие на три вида: первый вид — общежитие, когда многие иноки живут и подвизаются вместе; второй вид — отшельничество, когда подвизается один инок в уединении; третий вид — скитничество, когда инок живет и подвизается с двумя или тремя братиями, при общей пище и одежде, при общем труде и рукоделии. Этот-то и последний вид монашеского жития, как бы средний между двумя первыми, который преподобный Нил называл потому «царским путем», и хотел он осуществить в своем ските.
Скит преподобного Нила имел сходство: и с нашими монастырями необщежительными, которые очень часто состояли из двух и трех иноков, иногда из пяти и десяти, тогда как в скиту Нила, под конец его жизни, число скитников возросло даже до двенадцати; и с монастырями общежительными, ибо у скитников общие были — и труды, и одежда, и пища. Но отличался Нилов скит от всех других наших обителей по внутреннему своему направлению, — по тому умному деланию, которое должно было составлять главнейший предмет забот и усилий для всех скитников. В новом своем скиту преподобный продолжал изучать Божественное Писание и творения святых отцов, устрояя по ним жизнь свою и учеников своих.
Историю внутренней своей жизни отчасти открыл сам преподобный в послании к одному из своих близких сподвижников, по настоятельной его просьбе. «Пишу к тебе, — говорит он, — показывая себя: любовь твоя по Боге вынуждает к тому и делает меня безумным, чтобы писать тебе о себе. Не просто и не по случаям надобно нам поступать, а по Святому Писанию и по преданию святых отцов. Удаление мое из монастыря (Кириллова) не было ли ради душевной пользы? Ей, ради нее. Я видел, что там живут не по закону Божию и преданию отеческому, а по своей воле и человеческому рассуждению. Много еще и таких, которые, поступая так неправильно, мечтают, будто проходят житие добродетельное… Когда мы жили вместе с тобой в монастыре, ты знаешь, как удалялся я мирских связей и старался жить по Святому Писанию, хотя по лености моей и не успевал. По окончании странствования моего, пришел я в монастырь, и вне монастыря, вблизи его, устроив себе келлию, жил сколько мог. Теперь переселился я вдаль от монастыря, нашел благодатью Божией место, по мыслям моим, мало доступное для мирских людей, как сам ты видел. Живя наедине, занимаюсь испытанием духовных писаний: прежде всего, испытываю заповеди Господни и их толкование — предания Апостолов, потом — жития и наставления святых отцов. О всем том размышляю, и что, по рассуждению моему, нахожу богоугодного и полезного для души моей переписываю для себя. В этом — жизнь моя и дыхание. О немощи моей и лени возложил я упование на Бога и Пречистую Богородицу. Если что случается мне предпринимать, и если не нахожу того в Писании, на время отлагаю в сторону, пока не найду. По своей воле и по своему рассуждению не смею предпринимать что-нибудь. Живешь ли отшельнически или в общежитии: внимай Святому Писанию и следуй по стопам отцов, или повинуйся тому, кто известен как муж духовный — в слове, жизни и рассуждении… Святое Писание жестоко лишь для того, кто не хочет смириться страхом Божиим и отступить от земных помышлений, а желает жить по своей страстной воле. Иные не хотят смиренно испытывать Святое Писание, не хотят даже слышать о том, как следует жить, как будто Писание не для нас писано, не должно быть исполняемо в наше время. Но истинным подвижникам и в древние времена и в нынешние и во все века слова Господни всегда будут словами чистыми, как очищенное серебро: заповеди Господни для них дороги более чем золото и каменья дорогие, сладки более чем мед и сот».
Новый путь жизни, избранный преподобным Нилом, изумлял собой современников его. Да и действительно было чему изумляться, особенно для слабых.
Место, которое избрал для своего скита преподобный Нил, по свидетельству очевидцев его, было дико, мрачно, пустынно. Вся местность скита — низменная и болотистая. Самая речка Сорка, давшая свое имя угоднику Божию, едва тянется вниз по течению, и похожа больше на болото, чем на текущую реку. И здесь-то подвизался русский отшельник! Еще целы: прудок, выкопанный преподобным Нилом, колодец его трудов, с превкусной водой, которую употребляют для исцеления, одежда святого подвижника, волосья которой колются как иглы.
Все скитское общество преподобного состояло из иеромонаха, диакона и 12 старцев; в числе их были Дионисий 1 , из князей Звенигородских и Нил (Полев), потомок князей Смоленских, — оба вышедшие из монастыря Иосифа Волоколамского; потому что преподобный Нил сиял тогда, как светило, в пустыне Белоезерской.
Для устройства храма и усыпальницы руками святого старца и его скитников насыпан был на болотистой почве высокий холм, а для нужд братии преподобный Нил устроил на р. Сорке небольшую мельницу. Каждая келлия поставлена была на возвышении, и каждая от храма и от другой келлии — на расстоянии брошенного камня. В храм свой скитники, по примеру восточных, собирались только по субботам, воскресеньям и праздникам, а в прочие дни каждый молился и трудился в своей келлии. Всенощная скитская буквально продолжалась всю ночь. После каждой кафизмы предлагалось по три и четыре чтения из отцов. Во время литургии пели только «Трисвятую песнь», «Аллилуйя», «Херувимскую» и «Достойно»; все прочее читалось протяжно — на распев. По субботам, в братской усыпальнице, совершалась общая панихида за упокой усопших. Таковы были устройство скита и церковный устав преподобного Нила Сорского! Относительно внешнего поведения и деятельности преподобный Нил предписывает полную скитскую нестяжательность и простоту во всем. Необходимое для жизни велит приобретать только трудами рук своих, повторяя слова Апостола: Аще кто не хощет делати, ниже да яст.
«Иноческая милостыня — помочь брату словом во время нужды, утешить в скорби духовным рассуждением; душевная милостыня на столько выше телесной, насколько душа выше тела. Если придет к нам странник, — успокоим его по силе, и если требует хлеба, — подадим ему и отпустим его», — говорил преподобный Нил.
Новая, до этого невиданная на Руси, жизнь скитская, часто высказываемая душевная скорбь о порче церковных книг и старание, по возможности, исправлять их, конечно, возбуждали против преподобного неудовольствия, но он терпеливо шел своим путем и был в уважении добрых святителей и даже великих князей.
Преподобный Нил был на Соборе о жидовствующих еретиках в 1491 году. Сам ревнитель Православия, архиепископ Новгородский Геннадий, в 1492 году, желал лично видеть и слышать суждения преподобного Нила о предметах недоумений, по делу о них. Даже великий князь содержал Нила (Майкова) и учителя его Паисия (Ярославова) в великой чести. По окончании Собора 1503 г. о вдовых попах и диаконах, старец Нил, как имевший доступ к Самодержцу, по своей крепкой жизни и по великой добродетели, и как уважаемый Самодержцем, предложил, чтобы не было сел у монастырей и жили бы монахи трудами рук своих. С ним согласны были все Белоезерские подвижники.
В своем предсмертном завещании преподобный Нил, заповедуя ученикам бросить тело его в пустыни — в пищу зверям, или закопать его в яму с презрением, написал: «Оно тяжко согрешило перед Богом и недостойно погребения», — а затем прибавил: «Сколько в моей силе было, старался я не пользоваться никакой честью на земле в этой жизни, так пусть будет и по смерти» 2 . Преподобный Нил скончался 7 мая 1508 г. Святые мощи преподобного почивают под спудом в его пустыни.

Читайте также:  Никодим Святогорец: житие святого, книги и учения преподобного

1 Дионисий, когда жил в монастыре Иосифа в хлебопекарне, работал за двоих, при этом пел 77 псалмов и творил по 3 000 поясных поклонов в каждый божий день.

2 И по смерти святой отец остался верен себе. Так, когда в 1569 году царь Иоанн Грозный хотел, по усердию своему, в скиту преподобного. Нила, на место деревянного построить каменный храм, то святой Нил, явясь Иоанну, строго запретил ему строить такой храм.

Другие новости из этого раздела:

Богоявлением праздник называется потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая…

Господь наш Иисус Христос, Спаситель мира, родился от Пресвятой Девы Марии…

Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец, прославился как великий угодник Божий….

«Дева днесь предстоит в Церкви, и с лики святых невидимо за…

Нил Мироточивый

Господь являет великие чудеса, прославляя Своих угодников. Один из таких святых – Нил Мироточивый. О житии его мало что известно, кроме факта обильного мироточения его мощей. Святой Нил жил скромно, служил Богу аскетическими подвигами, его мало кто знал. Но Господь прославил его после смерти, и о нем узнали все. Кроме того, святой прославился благодаря своему посмертному явлению афонскому монаху. Его поучения были изложены в книге.

Земная жизнь Нила

Родился святой в шестнадцатом веке на территории современной Греции. Его родители были благочестивыми христианами и воспитали сына в христианской вере. Нил впитал благочестие еще с молоком матери. Но, к сожалению, Господь рано забрал их из этого мира. Воспитанием мальчика занялся его дядя — иеромонах Макарий.

Нил имел многие способности, острый ум, поэтому он легко усваивал учение. Помогало ему в этом и благочестие дяди. Вскоре юноша принял решение – оставить этот мир и удалиться в монастырь. Дядя благословил его на принятие монашества.

Монашество

Нил принял постриг, затем был рукоположен в иеродиакона, а позже – в иеромонаха. Так получилось, что дядя и племянник оказались в одном монастыре и вместе могли подвизаться во славу Божию. Потом они вместе решили удалиться на Святую гору Афон, где жили вместе на Святых Камнях.

Когда дядя преставился ко Господу, Нил решил уединиться, как это делают многие афонские монахи. Он нашел для себя подходящую пещеру на высоком отвесе скалы. Туда мало кто мог проникнуть из-за неудобства. Это место стало его последним пристанищем. Там он устроил маленький храм для молитвы и подвизался до своей смерти.

Преставление святого

Так часто бывает, что о смерти афонских отшельников узнают намного позднее, обретя их святые кости в пещере. Но Господь благоизволил явить преставление Своего угодника большим чудом. Из отвеса скалы начало выделяться обильное миро, которое стекало в море. Это чудо сразу же заметили и поднялись к пещере святого. Там обрели мощи преподобного Нила, которые и давали то обильное мироточение.

За этим миром паломники со всего мира приезжают к Святой горе Афон.

Дни памяти святого Нила Мироточивого

  • 25 ноября;
  • 20 мая;
  • 21 июня.

Нил был прославлен в лике преподобных. Его еще называют Нилом Афонским или Нилом Синайским.

Посмертные вещания Нила Мироточивого

Спустя два века после своей кончины преподобный явился одному афонскому монаху. Надо сказать, что это был – один из самых нерадивых иноков, и именно для его спасения и призвал Господь Своего угодника.

Это чудо, а также его посмертные вещания записаны в книге «Посмертные поучения Нила Мироточивого». Эта книга является настоящим кладом для хотящих спасения. В ней изложены важные сведения и советы монахам и мирянам, которые желают спасения. Так же в книге находятся пророчества о будущем Горы Афон и всего мира.

Произошло чудо явления святого в 1813 году на Афоне. Нерадивый инок Феофан по совету лукавого захотел оставить монашескую жизнь и вернуться в мир, чтобы предаться вольной и грешной жизни. Он собирал зелень в лесу, чтобы продать ее и на эти деньги уплыть в Турцию. Тут ему повстречался незнакомый старец, с которым он разговаривал около восемнадцати часов. При этом он совсем не замечал груза на своих плечах, все это время собранная вязанка была на его спине.

Читайте также:  Авва Дорофей: душеполезные поучения, книги и послания святого, житие

Святой вразумлял и обличал Феофана, после этого он стал часто являться ему. Феофан постепенно раскаялся и исправился, он передумал идти в мир. Но Господь послал ему во отпущение грехов тяжкую болезнь.

Святой велел записать Феофану все свои слова, при этом он подчеркнул, что выбрал для своих откровений не лучшего монаха, для того, чтобы не подумали, что из святого естественным образом проистекло святое.

Феофан плохо умел писать, поэтому ему помог инок Герасим. Книгу отдали в монастырскую библиотеку, но начальство запретило ее к обнародованию по причине того, что в ней откровенно раскрывались недостатки современного монашества. Книга пролежала на полке много лет, и только в 1912 году ее разрешили издать.

В книге много пророчеств о последних временах, о пришествии антихриста. Преподобный говорил, что на землю вернутся святые Енох и Илия, взятые на небо живыми. Они будут обличать антихриста, и он убьет их. После этого на третий день они воскреснут и вернутся на Небо.

Преподобный Нил Мироточивый, Афонский

Мы работаем на добровольных началах, поэтому будем рады, если вы поддержите проект лайком и репостом в социальных сетях. Храни Господь!

День памяти преподобного Иоанна Лествичника (Синайского)

О происхождении преподобного Иоанна почти не сохранилось сведений. Существует предание, что он родился около 570 года и был сыном святых Ксенофонта и Марии. Шестнадцати лет отрок Иоанн пришел в Синайский монастырь. Наставником и руководителем преподобного стал авва Мартирий. После четырех лет пребывания на Синае святой Иоанн Лествичник был пострижен в иночество. Один из присутствовавших при постриге, авва Стратигий, предсказал, что он станет великим светильником Церкви Христовой. В течение 19-ти лет преподобный Иоанн подвизался в послушании своему духовному отцу. После смерти аввы Мартирия преподобный Иоанн избрал отшельническую жизнь, удалившись в пустынное место, называемое Фола, где провел 40 лет в подвиге безмолвия, поста, молитвы и покаянных слезах. Не случайно в “Лествице” преподобный Иоанн так говорит о слезах покаяния: “Как огонь сожигает и уничтожает хворост, так чистая слеза омывает все нечистоты, наружные и внутренние”. Сильна и действенна была его святая молитва, об этом свидетельствует пример из жития угодника Божия.

У преподобного Иоанна был ученик, инок Моисей. Однажды наставник приказал своему ученику наносить в сад земли для грядок. Исполняя послушание, инок Моисей из-за сильного летнего зноя прилег отдохнуть под тенью большого утеса. Преподобный Иоанн Лествичник находился в это время в своей келлии и отдыхал после молитвенного труда. Внезапно ему явился муж почтенного вида и, разбудив святого подвижника, с упреком сказал: “Почему ты, Иоанн, спокойно отдыхаешь здесь, а Моисей находится в опасности?” Преподобный Иоанн тотчас пробудился и стал молиться за своего ученика. Когда его ученик возвратился вечером, преподобный спросил, не случилось ли с ним что-либо плохое. Инок ответил: “Нет, но я подвергся большой опасности. Меня едва не раздавил большой обломок камня, оторвавшийся от утеса, под которым я в полдень уснул. К счастью, мне представилось во сне, что ты зовешь меня, я вскочил и бросился бежать, а в это время с шумом упал огромный камень на то самое место, с которого я убежал. “

Об образе жизни преподобного Иоанна известно, что питался он тем, что не запрещалось уставом постнической жизни, но – умеренно. Не проводил ночей без сна, хотя спал не более того, сколько необходимо для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. “Я не постился чрезмерно, – говорит он сам о себе, – и не предавался усиленному ночному бдению, не лежал на земле, но смирялся. и Господь скоро спас меня”. Примечателен следующий пример смирения преподобного Иоанна Лествичника. Одаренный высоким проницательным умом, умудренный глубоким духовным опытом, он с любовью поучал всех приходивших к нему, руководя их к спасению. Но когда явились некоторые, по зависти упрекавшие его в многословии, которое они объясняли тщеславием, то преподобный Иоанн наложил на себя молчание, чтобы не подавать повода к осуждению, и безмолвствовал в течение года. Завистники осознали свое заблуждение и сами обратились к подвижнику с просьбой не лишать их духовной пользы собеседования.

Скрывая свои подвиги от людей, преподобный Иоанн иногда уединялся в пещере, но слава о его святости распространилась далеко за пределы места подвигов, и к нему непрестанно приходили посетители всех званий и состояний, жаждавшие услышать слово назидания и спасения. В возрасте 75-ти лет, после сорокалетнего подвижничества в уединении, преподобный был избран игуменом Синайской обители. Около четырех лет управлял преподобный Иоанн Лествичник святой обителью Синая. Господь наделил преподобного к концу его жизни благодатными дарами прозорливости и чудотворений.

Во время управления монастырем по просьбе святого Иоанна, игумена Раифского монастыря (память в Сырную субботу), и была написана преподобными знаменитая “Лествица” – руководство для восхождения к духовному совершенству. Зная о мудрости и духовных дарованиях преподобного, Раифский игумен от лица всех иноков своей обители просил написать для них “истинное руководство для последующих неуклонно, и как бы лествицу утверждену, которая желающих возводит до Небесных врат. ” Преподобный Иоанн, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания приступил к исполнению просьбы раифских иноков. Свое творение преподобный так и назвал – “Лествица”, объясняя название следующим образом: “Соорудил я лествицу восхождения. от земного во святая. во образ тридцати лет Господня совершеннолетия, знаменательно соорудил лествицу из 30 степеней, по которой, достигнув Господня возраста, окажемся праведными и безопасными от падения”. Цель этого творения – научить, что достижение спасения требует от человека нелегкого самоотвержения и усиленных подвигов. “Лествица” предполагает, во-первых, очищение греховной нечистоты, искоренение пороков и страстей в ветхом человеке; во-вторых, восстановление в человеке образа Божия. Хотя книга была написана для иноков, любой христианин, живущий в миру, получает в ней надежного путеводителя для восхождения к Богу, и столпы духовной жизни – преподобный Феодор СтудитЖитие.. Преподобный Феодор Студит(память 11 ноября и 26 января), Сергий Радонежский (память 25 сентября и 5 июля), Иосиф Волоколамский (память 9 сентября и 18 октября) и другие – ссылались в своих наставлениях на “Лествицу” как на лучшую книгу для спасительного руководства.

Содержание одной из степеней “Лествицы” (22-я) раскрывает подвиг истребления тщеславия. Преподобный Иоанн пишет: “Тщеславие высказывается при каждой добродетели. Когда, например, храню пост – тщеславлюсь, и когда, скрывая пост от других, разрешаю на пищу, опять тщеславлюсь – благоразумием. Одевшись в светлую одежду, побеждаюсь любочестием и, переодевшись в худую, тщеславлюсь. Говорить ли стану – попадаю во власть тщеславия. Молчать ли захочу, опять предаюсь ему. Куда ни поверни это терние, оно всё станет спицами кверху. Тщеславный. на взгляд чтит Бога, а на деле более старается угодить людям, чем Богу. Люди высокого духа сносят обиду благодушно и охотно, а слушать похвалы и не ощущать никакой приятности могут только святые и непорочные. Когда услышишь, что ближний или друг твой в глаза или за глаза злословит тебя, похвали и полюби его. Не тот показывает смирение, кто сам себя бранит: как быть несносным самому себе? Но кто, обесчещенный другим, не уменьшает своей любви к нему. Кто превозносится природными дарованиями – счастливым умом, высокой образованностью, чтением, приятным произношением и другими подобными качествами, которые легко приобретаются, тот никогда не приобретает даров сверхъестественных. Ибо кто в малом не верен, тот и во многом будет не верен и тщеславен. Часто случается, что Сам Бог смиряет тщеславных, насылая неожиданное бесчестие. Если молитва не истребит тщеславного помысла, приведем на мысль исход души из этой жизни. Если и это не поможет, устрашим его позором Страшного суда. “Возносяйся смирится” даже здесь, прежде будущего века. Когда хвалители, или лучше – льстецы, начнут хвалить нас, тотчас приведем себе на память все беззакония свои и найдем, что вовсе не стоим мы того, что нам приписывают”.

Этот и другие примеры, находящиеся в “Лествице”, служат образцом той святой ревности о своем спасении, которая необходима каждому человеку, желающему жить благочестиво, а письменное изложение его мыслей, составляющих плод многих и утонченных наблюдений его над своей душою и глубокого духовного опыта, является руководством и великим пособием на пути к истине и добру.

Степени “Лествицы” – это прехождение из силы в силу на пути стремления человека к совершенству, которое не вдруг, но только постепенно может быть достигаемо, ибо, по слову Спасителя, “Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его” (Мф. 11, 12).

Читайте также:  Артемий Антиохийский - житие и биография святого, мощи, почитание и дни памяти, труды

День памяти преподобного Нила Столобенского

Преподобный Нил Столобенский

Преподобный Нил Столобенский родился в конце 15 века в Новгородской области Деревской Пятины Жабенского погоста. Какое имя носил он в миру — неизвестно. О родителях преподобного известно только то, что они были крестьянами и людьми благочестивыми. Оставив родительский дом, преподобный удалился в Псковскую область в Крыпецкий монастырь, где и принял постриг с именем Нил в честь преподобного Нила Постника.

В 1515 году преподобный Нил, решившись на отшельническую жизнь, по благословению игумена оставил Крыпецкий монастырь и удалился в лесную пустыню близ реки Серемхи в Ржевском уезде. 13 лет подвизался преподобный в дремучем лесу в непрерывной брани с кознями дьявола. Облачаясь в страшных зверей, змеев и гадов, бесы устремлялись на святого с диким свистом и воплем. Святой же, как мечом, отражал демонские нападения крестным знамением и усердными молитвами.

Спустя несколько лет слух о богоугодной жизни преподобного распространился по окрестным селениям, и многие стали приходить к святому за молитвой и наставлением. Все приходившие получали от него, как от неоскудевающего источника премудрости и благочестия, великое утешение, и преподобного Нила превозносили похвалами за его дивные подвиги и милосердие. Тяжело было смиренному подвижнику от похвал людских. Он считал себя не утвердившимся в добре, а известность свою — опасной для души. Сильно возжелал он безмолвия и начал днем и ночью молиться Богу и Пречистой Его Матери о том, чтобы наставили его на путь спасения.

Однажды во время отдыха после молитвы преподобный услышал голос: «Нил! Иди на озеро Селигер, там на острове Столобенском можешь спастись». Святой подвижник стал расспрашивать приходивших к нему людей об этом острове. Узнав, что остров этот находится в семи верстах от города Осташкова, что место это пустынно, и никто там не живет, преподобный в 1528 году оставил Серемхскую пустынь и с радостью отправился в путь. Придя на остров, преподобный Нил увидел, что место это весьма удобно для уединенного безмолвного жития, и поселился там.

Столобенский остров очень невелик. На нем рос вековой лес, где вызревало множество ягод. Преподобный Нил возлюбил это красивое место, окруженное со всех сторон водами Селигера. Святой подвижник выкопал в горе небольшую пещеру, в которой прожил зиму. С наступлением весны, он построил себе на той же горе небольшую келейку и часовню. В строгом уединении преподобный начал свои труды и подвиги, радуясь духом, вознося ум свой к небесному, помышляя всегда о часе смертном и о праведном воздаянии в будущей жизни. Отдыхал преподобный стоя, опершись на вбитые в стену «крюки».

Пищу он добывал своими трудами: он возделывал землю мотыгой, сеял хлеб и сажал овощи. Но диавол и здесь не переставал вооружаться на святого и устрашал его всевозможными видениями. Так, однажды дьявол явился с целым полчищем бесов и окружил келию преподобного, когда тот совершал в ней свою молитву; оцепив келию веревками, диавол с неистовым криком грозил стащить ее в озеро, но святой молитвой отогнал бесовское полчище.

За свои подвиги и терпение напастей преподобный Нил Столобенский принял дар прозревать тайные дела людей и согрешающих направлять на путь истины. Богобоязненные жители, занимавшиеся близ острова рыболовством, почитая святого, посылали ему для пропитания рыбу.

Преподобный подвизался на острове Столобенском 27 лет и еще до кончины своей вскопал в часовне себе могилу и поставил там гроб. Приходя туда всякий день, он плакал над гробом о грехах своих. Когда, наконец, святой почувствовал приближение смерти, то молил Господа удостоить его причастия Святых Тайн. По молитве святого, желание его исполнилось. На остров прибыл игумен Никольского монастыря Сергий и причастил подвижника Святых Тайн. После причастия преподобный Нил вошел в келию, сотворил обычные молитвы и, взяв кадильницу, окадил святые иконы и всю келию. Потом, опершись руками на деревянные крюки, на которых он обычно отдыхал от телесной усталости, преставился к Господу (1554 год).

На месте подвигов преподобного Нила Столобенского в 1594 году иеромонахом Германом был основан Богоявленский Нило-Столобенский монастырь, известный как Нилова пустынь. Обретение мощей преподобного Нила совершилось 27 мая (по старому стилю) 1667 года. В этот день было установлено ежегодное празднование. Ныне святые мощи преподобного Нила Столобенского почивают в Богоявленском соборе монастыря.

По новому стилю память святого празднуется Русской Православной Церковью 20 декабря (преставление) и 9 июня (обретение мощей).

Другие праздники в разделе «Православные праздники»

Нил Сорский

Нил Сорский, биография которого начинается с рождения в боярской семье (возможно крестьянской), с детских лет мечтал посвятить себя служению Богу.

Стал монахом, изучал византийскую церковную литературу. Сорского почитают как святого и знаменитого деятеля церкви.

Преподобным Нилом основано русское скитское монашество, написаны духовные произведения. Заволжский старец в жизни придерживался нестяжательских взглядов, призывал к этому своих учеников и последователей.

Годы жизни

Сведения о жизни святого немногочисленны. Нил Сорский (Николай Фёдорович Майков) родился в Москве, 1433 г. Смиренный монах умер в 1508 г. 7 мая. Старцу было 75 лет.

Преподобный, перед смертью, просил братство отдать тело дикому зверью или похоронить как мирского человека. Но ученики не выполнили такой просьбы.

Житие (биография)

До принятия пострига Нил переписывал книги. После исполнения 20 лет посещал Кирилло – Белозерский монастырь. Учился Нил у мудрого старца Паисия Ярославова. Паломничая, преподобный Нил изучал монашеское подвижничество в Палестине, Константинополе, 10 лет жил на г. Афон. Путешествовал Нил с учеником Иннокентием.

По возвращении домой (1473-1489 гг.), Нил обосновал монашеский скит рядом с Белозерским монастырём. Сначала построил часовню и отдельную келью, выкопал колодец. Поселившиеся рядом иноки жили здесь не группами, а в отдельных кельях, как Афонские монахи. Позже построили церковь.

Преподобный Нил жил уединённой жизнью и участвовал в решении текущих церковных вопросов:

  • Собор 1490 г. – «Решение вопроса о новгородских еретиках», где Сорский, вместе с Ярославовым настояли об отмене сожжения с заменой проклятием и лишением сана.
  • Собор 1503 г. – «Монастырские имения, землевладельческое право монастыря». Здесь Сорский выразил протест на владения монастырями землями и богатством. Он проповедовал и показывал пример нестяжательства и жизни, обеспеченной собственным трудолюбием.

Интересные факты

  • Преподобный Нил причислял себя к последователям монахов – отшельников, которые проповедовали покой и безмолвие путём медитаций. А так же считал учителем Сергия Радонежского.
  • По Уставу Нила Сорского, в скиту полагалось жить отдельно, на расстоянии 60-80 м друг от друга. Монахи много читали, переписывали духовные книги, поэтому сюда принимали только грамотных людей.
  • Богомудрым старцем со скитниками насыпана вручную высокая насыпь на болоте под строительство церкви с усыпальницей.
  • Жители скита приходили в церковь только в субботу, воскресенье и в праздники, по примеру восточных монахов.
  • Святой Нил – из рода Майковых. Русского поэта XIX в., Аполлона Майкова, называют дальним родственником.

Идеи Нила Сорского

Нил Сорский размышлял об аскетизме, как не о телесном, а о духовном иночестве – внутреннем самосовершенствовании. В жизни главное – не материальные блага. Чем накапливать богатства, лучше помочь нищим людям, так говорил старец Нил.

Подвижничество монаха должно быть не по принуждению, а сознательным и разумным. Личная свобода при этом не уничтожается, а каждый человек обязан изучать и выполнять «божественные писания».

Новая для того времени и характерная для Сорского мысль о самоуглублении, рассудительности и критическом отборе духовных письменных материалов.

Последователи Нила Сорского

  • Последователями старца Нила совершались попытки внесения нестяжательства в общественно – политическую жизнь.
  • С Вассианом Патрикеевым (Вассианом Косым), Сорский знакомится после обвинения того в измене и приговорения к монашескому постригу в 1499 г.
  • Образованный инок Максим Грек поселился в России уже после смерти Сорского, но придерживался учений Нила и обличал порочную духовную русскую жизнь.
  • Артемий Троицкий, в 1553 г, обвинён в неподобных высказываниях и приговорён церковным Собором к заточению в Соловецком монастыре.
  • Место умершего идеолога, отца Нила, занял Иннокентий Комельский. Нестяжатели, последователи Сорского, в конце концов, проиграли противнику Нила, Иосифу Волоцкому.

Итоги

Нил Сорский досконально знал творения святых отцов и цитировал по памяти, что встречается в его сочинениях. Нестяжатель, святой Нил проповедовал бескорыстную жизнь и призывал к отказу от богатств, а монастыри превратить в школы изучения духовности.

Убеждал каждого человека освободиться от жизненных благ и устроить собственную духовную жизнь. Основал третий подвижнический путь – скитское монашество в Нилово – Сорской Сретенской пустыни.

В 12 сочинениях и 5 отдельных фрагментах, которые написал Нил Сорский, описано устройство скита – это подробное учение о жизни подвижника («Устав скитского жития в 11 главах). В Посланиях изложены наставления о духовной жизни, написаны воспоминания и даны советы.

Ссылка на основную публикацию