Пафнутий Боровский: житие чудотворца, почитание и дни памяти, в чем помогает

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Святой Пафнутий Боровский

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Пафнутий Боровский, он, как и прочие, заслужил свое причисление к списку святых, ценой своего жизненного пребывания. Он обладал даром прорицания и предвидел свою кончину. День памяти выпадает на 14 мая. Большое количество паломников стремятся попасть туда именно в этот день, для совершения чуда.

Житие святого

Рожден он был в 1394 году неподалеку от Боровска. Отец перешел от язычников татар в христианство. В 20 лет он решил покинуть дом и принять монашеский постриг. Так началось религиозное житие юноши. Около 30 лет он прожил в Покровской обители в ревностном служении Господу. В 51 год — тяжелое заболевание и прием схимы.

После отступления заболевания он самостоятельно отправился на приток Протвы, где и основался. Вскоре к нему стала собираться братия. Таки было положено начало будущего монастыря святого Пафнутия. Изначально там был построен деревянный храм, который в последствии был заменен на каменный, и назван на честь Рождества Пресвятой Богородицы. Расписание его занимался Дионисий. Святой постоянно показывал пример правильности ведения всех правил и основ религии. Он был почитаем не только представителями своей обители, но и прочих.

После его отхода в мир иной он был погребен. А в 2016 году неподалеку от храма Покрова Пресвятой Богородицы на Высоком, был установлен ему бронзовый памятник.

В чем помогает молитва святому

Желательно, перед тем как обращаться к нему, нужно узнать больше о святом Пафнутии Боровском и о чем ему молятся, ведь творение чудес было еще при жизни. Есть несколько упоминаний о том, что он был способен своими молитвами вызвать снисхождение Господа на того, кому это необходимо. Чаще всего у него просят:

  • избавить от голода;
  • уберечь от врагов;
  • защитить от негативных мыслей;
  • решения материальных и житейских трудностей;
  • исцелить от недугов.

Если сосредоточено прочитать текст молитвы перед его иконой, то можно рассчитывать на то, что часть дела уже выполнена. Но в данном случае важна еще и вера, которую Вы носите в сердце. Только ее непоколебимость поможет преодолеть все неприятности.

«О, свяще́нная главо́, земны́й А́нгеле, Небе́сный челове́че, вели́кий чудотво́рче, преподо́бне о́тче наш Пафну́тие! К тебе́ с ве́рою и любо́вию усе́рдно прибега́ем и умиле́нно про́сим: яви́ нам смире́нным и гре́шным свято́е и многомо́щное твое́ заступле́ние. Не дерза́ем, грех ра́ди на́ших, с свобо́дою чад Бо́жиих, проси́ти Го́спода и Влады́ку на́шего о поми́ловании и проще́нии. Но тебе́, моли́твенника к Нему́ благоприя́тна, предлага́ем и мо́лим, испроси́ нам у бла́гости Его́ да́ры благопотре́бныя и спаси́тельныя душа́м на́шим: ве́ру пра́ву, благоче́стие кре́пкое, покая́ние и́стинное, проще́ние грехо́в, житие́ соверше́нное, исправле́ние реши́тельное, да обрати́вшеся от злых дел к Богоугожде́нию, про́чее непрогневля́ем Го́спода наруше́нием святы́х Его́ за́поведей. Умоли́, свя́тче Бо́жий, Всевы́шняго Творца́ дарова́ти мир и благоче́стие стране́ на́шей правосла́вной. Сохрани́, уго́дниче Христо́в, святу́ю оби́тель твою́, созда́нную тобо́ю, и вся живу́щия и подвиза́ющияся в ней от вся́каго зла ненаве́тны. При́зри ми́лостивно на лю́ди, к тебе́ прибега́ющия, и вся проше́ния их во благо́е испо́лни. Всем же нам здра́вие душе́вное и теле́сное, земли́ плодоно́сие, ти́хое и благоуго́дное житие́, благу́ю, христиа́нскую кончи́ну и до́брый отве́т на Стра́шном Суде́ у Всеми́лостиваго Бо́га исхода́тайствуй, я́ко вои́стину име́яй ве́лие к Нему́ дерзнове́ние. Ей, о́тче, ве́мы, я́ко мно́го мо́жет моли́тва твоя́ пред лице́м Вседержи́теля Го́спода и ничто́же невозмо́жно есть хода́тайству твоему́, а́ще то́кмо восхо́щеши: сего́ ра́ди кре́пко на тя упова́ем и на твои́ святы́я моли́твы вельми́ наде́емся, я́ко ты приведе́ши нас предста́тельством твои́м в ти́хое приста́нище спасе́ния и насле́дники яви́ши ны све́тлаго Ца́рствия Христо́ва. Не посрами́ же упова́ния на́шего, чудотво́рче святы́й. И сподо́би нас вку́пе с тобо́ю блаже́нства ра́йскаго наслажда́тися, да сла́вим, хва́лим и велича́ем вели́кую ми́лость к нам Человеколю́бца Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха и твое́ благо́е, оте́ческое заступле́ние во ве́ки веко́в. Ами́нь.»

Святой источник

Помимо паломничества в монастырь, верующие еще посещают прочие места, которые связаны с ним. Они говорят, что там есть некая сила и успокоение. К таким относят святой источник Пафнутия и икону. Есть различные мнения о том, был ли тут святой или нет. Но они не имеют никаких подтверждений. Поэтому в большинстве все основывается только на легенде. Над ним была построена часовня, а потом и купальня.

После революции место запустело.Только в 80-х годах его работа снова была восстановлена. Вскоре там было проведено освящение воды. Верить в это или нет – дело каждого. Но помните, что вера порой творит такие чудеса, которые невозможно объяснить никакими научными доводами.

Храни Вас Господи!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом Панфутие:

Русский чудотворец, внук баскака

Памяти преподобного Пафнутия Боровского

1/14 мая Русская Православная Церковь празднует память преподобного Пафнутия, Боровского чудотворца. Свою многотрудную подвижническую жизнь святой Пафнутий окончил ровно 540 лет назад.

Преподобный Пафнутий имел характер один из любопытнейших в древнерусском монашестве, один из самых своеобразных и крепких характеров, какие известны в Древней Руси.

Внук баскака и ученик преподобного Никиты Серпуховского

В 1426 году святитель Фотий, митрополит Киевский и всея Руси, рукоположил преподобного в священный сан. За свое смирение и добросердечность Пафнутий приобрел общую любовь и почтение братии и после кончины игумена Маркелла был единогласно избран настоятелем Высоко-Покровской обители, где в течение 33 лет был игуменом и духовником.

На 51-м году жизни преподобный Пафнутий тяжело заболел, оставил игуменство и принял великую схиму. Чудесным образом исцелившись в праздник великомученика Георгия Победоносца, 23 апреля 1444 года преподобный ушел из монастыря с одним из учеников и поселился на левом берегу реки Протвы, при впадении в нее реки Истерьмы, –здесь и был основан им Боровский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Вскоре к нему стали приходить желающие подвизаться и ищущие его духовного руководства. Каждый пришедший должен был сам построить для себя келью и затем нести послушания наравне с остальными.

«Никто прежде него не приходил на богослужения и на трудовые послушания»

С основания обители преподобный нес все труды и послушания, подавая пример братии, первым вставая и последним отходя ко сну. Как пишет святитель Вассиан, «никто прежде него не приходил на богослужения и на трудовые послушания»; при этом «преподобный Пафнутий был искусен во всяком деле человеческом». На стройке нового каменного храма он «на своих плечах носил камни и воду», сам копал землю под монастырскую ограду, таскал бревна и рубил дрова, а свободное от этих трудов время посвящал чтению духовных книг и плетению рыболовных сетей.

Преподобный ничего не ел в среду и пятницу, в обычные же дни обходился самой грубой и простой снедью: «его пищей было угождение братии». Он был до крайности прост, одевался в старую заношенную одежду – «мантию, ряску, овечью кожу и сандалии, которые не взял бы ни один из просящих». Когда в обитель зашел «гордый человек», он, не узнав настоятеля, грубо толкнул его, спрашивая игумена.

Преподобный Пафнутий называл милостыню «царицей добродетелей» и говорил, что она может спасти от ада тех, кто не имел других добродетелей. Когда в округе случился сильный голод, святой благословил братию кормить всех приходящих без разбора, и в обители кормили порой до тысячи человек. И сегодня такое мало кто может себе позволить, а для того времени это было делом невиданным. Роптавшей на такую расточительность братии он указывал на примеры странноприимных людей, удостоившихся награды за гробом: на великого князя Московского Ивана Калиту, раздававшего подаяние всем нищим без отказа, и на одного магометанина, которого Господь за многую милостыню избавил от адских мук, приведя его к Православию. Запасы монастыря от непомерной милостыни сильно истощились и братия испытывали нужду, но по молитвам Боровского чудотворца на следующий год Господь послал обители невиданный урожай, много больший того, что собирали в обычное время.

Боровский чудотворец

В другой раз преподобный Пафнутий попросил у одного князя половить рыбу три дня на его угодьях на Оке, чтобы все пойманное пошло в пользу монастыря. До этого княжеские слуги долгое время возвращались с очень скудным уловом. Зная об этом, князь согласился. Отправляя эконома на ловлю, преподобный повелел дать ему пять гривен для покупки больших сосудов, чтобы посолить в них рыбу, которую предстояло поймать. Тот не брал деньги, не надеясь и на малый улов. Но игумен строго велел делать, что приказано. Тот послушался и, сокрушаясь о бесцельно потраченных деньгах, пошел выполнять сказанное. Каково же было его удивление, когда за три дня для монастыря было поймано 730 больших рыб – больше, чем рыболовы князя поймали за все лето.

Узнавал святой муж и тайные и давние грехи людей, которых в первый раз видел

Преподобный Пафнутий имел дар прозорливости и по лицу инока узнавал о его духовном состоянии, о том, исполнял ли он или нет положенное на день молитвенное правило; узнавал святой муж и тайные и давние грехи людей, которых в первый раз видел.

Однажды у одного из его учеников сильно заболел глаз. Преподобный дал ему свои четки и повелел тысячу раз произнести Иисусову молитву. Из-за сильных болей тот смог произнести только половину, но и этого хватило, чтобы глаз полностью исцелился. В радости ученик бросился к игумену, чтобы рассказать ему о своем выздоровлении, а тот, прославив Бога, повелел ему вернуться в келью и прочитать заповеданное число молитв.

В другой раз, как записано в летописи, «один ропотливый брат, хуливший все, что совершалось в обители, и самого святого, имел такое видение во сне: будто бы он стоит посреди церкви с поющими, внезапно приходит в нее преподобный Пафнутий и, взглянув на него, гневно говорит: “Этот – хульник: возьмите его из церкви”. И тотчас два черных эфиопа схватили его, повлекли вон и при этом сильно били. Проснувшись, брат почувствовал сильный страх и со слезами на глазах поспешил к преподобному просить у него прощения».

Преподобный Пафнутий взглянул на юного Вассиана и с улыбкой сказал: «Этот – Симоновский архимандрит»

Как-то ночью к обители пришли воры, украли трех монастырских волов и бросились наутек. Но неожиданно для себя заблудились в лесу и, «подобно слепым», ходили вокруг монастыря. С наступлением утра они бросили волов и хотели бежать, но «невидимая сила Божия связала их», и они покорно стояли, пока братия не нашли их и не привели к преподобному. Тот не стал отдавать их в руки властей, а повелел накормить и отпустить с миром.

Однажды благочестивые миряне поведали преподобному и собравшейся в его келье братии о том, что Симонов монастырь остался без архимандрита; они стали предполагать, кто будет его наместником: один назвал такого-то, другой – иного. Святой же, взглянув на своего юного новопостриженного ученика Вассиана (будущего святителя), указал на него и с улыбкой сказал: «Этот – Симоновский архимандрит». Спустя много лет тот действительно стал архимандритом Симоновского монастыря.

Игумен, которого боялись бесы и перед которым благоговели князья

Слава о высокой духовной жизни Боровского игумена распространилась далеко вокруг, и в монастырь стало стекаться множество паломников и просителей со всей России.

Преподобный Пафнутий любил простецов и называл их своими братьями. А с людьми высокого звания, князьями и боярами, искавшими его духовного покровительства, общался без лести и человекоугодия, порой строго обличая их нравы и пороки. Преподобный Иосиф Волоцкий писал, что когда нужно, Боровский игумен был милостив и снисходителен, но подчас бывал суров и гневен, если это требовалось.

Во имя целомудрия братии преподобный Пафнутий запретил пускать в обитель женщин, не позволяя им даже приблизиться к воротам монастыря, а братии строго запретил всякие разговоры о них.

Как-то раз супруга известного родовитого боярина Алексея Губарина тяжело заболела и в горячке стала видеть устрашающих демонов, которые тяжко мучили и пугали несчастную. Когда муки становились невыносимыми, ей являлся какой-то сгорбленный малорослый старец, с большой седой бородой, в плохой одежонке, и властно отгонял демонов, после чего она чувствовала себя вновь здоровой. Приступы случались с боярыней много раз, и всегда появлялся старец и отгонял мучителей. Однажды при очередном припадке больная услышала голос, говоривший ей: «Пафнутий, который в Боровске, избавляет тебя от бесов». После этого она совершенно выздоровела и пожелала увидеть преподобного, чтобы узнать, действительно ли он являлся ей. Боярыня пришла со слугами к обители. Но так как монастырь для женщин был закрыт, она послала слуг к ученикам преподобного с просьбой о встрече с ним. Иноки повелели слугам указать ей игумена во время его выхода с братией в трапезу. Но боярыня прежде всякого указания тотчас узнала в нем являвшегося ей старца и со слезами возопила: «Воистину это тот, кто даровал мне исцеление».

Читайте также:  Житие праведного Симеона Верхотурского (Меркушинского) - полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

Преподобный Иосиф Волоцкий писал, что Боровский игумен был милостив и снисходителен, но подчас бывал суров и гневен, если это требовалось. Князь Дмитровский Георгий Васильевич вспоминал, что, когда шел на исповедь к преподобному, от страха у него подгибались колена. Не было ничего страшнее для князя, чем разгневать любимого старца. Но внешне суровый, преподобный Пафнутий любил своих духовных чад и не оставлял их даже за гробом. Однажды, задремав на пороге церкви перед заутреней, преподобный Пафнутий увидел в тонком сне, как открылись врата обители и вошло множество народа со свечами: все направились к церкви, а в середине этой гущи людской был князь Георгий Васильевич. Подойдя к храму, князь поклонился перед церковью, потом духовному отцу. Преподобный спросил его: «Сын и князь, ты уже преставился?» – «Да, честный отче!» – «Каково же тебе там ныне?» – «Твоими святыми молитвами Бог дал мне добро. Особенно же потому, что, когда я шел под Алексин на безбожных агарян, покаялся у тебя во всех грехах». В это время начали звонить к заутрене, и преподобный пробудился…

«Честна пред Господом смерть преподобных Его»

Келейник преподобного старца Иннокентий подробно описал последние восемь дней жизни своего учителя – этот рассказ академик Дмитрий Сергеевич Лихачев назвал «литературным чудом» XV века, поразительным «человеческим документом», в котором автор с максимальной точностью донес слова и действия святого, избегая каких-либо приукрашиваний.

За неделю зная о точном времени своей кончины, в четверг 24 апреля 1477 года, после утреннего богослужения, около 7 часов утра старец привел любимого ученика к монастырским прудам и дал указание, «как заградить путь воде», которая размыла плотину. Затем подробно рассказал о грядущем четверге – дне своей кончины, к которому он должен подготовиться. После этого святой затворился в своей келье, больше не общаясь с мирянами, выходя только на службу в храм. На вопрос о здоровье старец отвечал просто: «Ни так ни сяк; видиши, брате, сам, боле не могу… А выше силы ничто не ощущаю от болезни». Когда келейник спрашивал о том, кому преподобный оставит игуменство, Пафнутий кратко сказал: «Пречистой», – поручая монастырь Божией Матери.

В то же время к преподобному постоянно шли старцы из других монастырей, посланцы от Московского митрополита, от удельных князей и от самого великого князя Ивана III. Но преподобный, несмотря на чины и высокие звания пришедших, никого не принял. На просьбу испуганного келейника принять гостей игумен отвечал: «Истину вам глаголю: если не разгневаете Единого Бога, ничего не сделает вам гнев человеческий, а человек, если и разгневается, опять смирится». В другой раз сказал: «Не даешь мне и одного часа отдохнуть от мира! Не знаешь ли? Шестьдесят лет угождал миру и мирским человекам, князьям и боярам: и встречал их, и беседовал с ними, и провожал их. Ныне же познал, что нет мне от этого никакой пользы, а только душе испытание. Господь Своим милосердием дал мне, грешному, шесть дней на покаяние, а ты не даешь мне покоя ни на один час, наводишь на меня мирян. Уже и из кельи не могу выйти, чтобы не беспокоили меня».

Попрощавшись с братией и дав им последние наставления, 1 мая 1477 года за час до захода солнца преподобный Пафнутий с молитвой отошел ко Господу. Он запретил покупать себе новый гроб, а «на те шесть денег купить калачей и раздать нищим; а его самого лубком обернуть и, подкопав могилу Клима гуменника, рядом с ним положить».

Преподобный строго запретил звать на погребение мирян, поэтому отпевание состоялось уже на следующее утро. Как пишет инок Иннокентий, любовь братии к своему духовному отцу была так велика, что все 95 иноков не могли от рыданий совершать чин погребения. Только сам Иннокентий, обливаясь слезами, с трудом смог проговорить слова молитв.

Почитаемый при жизни правителями Российского государства, преподобный еще более стал почитаться после своей кончины.

Молясь о даровании наследника, Боровскую обитель посещал для богомолья великий князь Василий III с супругою, после чего у четы родился наследник: великий князь Иван IV Васильевич – царь Иван Грозный. О том свидетельствует текст челобитной 1584 года его сыну, царю Феодору Иоанновичу, от рязанского епископа Леонида, где тот прямо об этом пишет: «Преподобного Пафнутия Чудотворца по прошенью его и по моленью дал Бог деду твоему наследника царствию нашему, отца твоего, нашего государя…» Неслучайно крестными для будущего царя Ивана Грозного были выбраны ученики преподобного Пафнутия – преподобный Даниил Переяславский и 91-летний подвижник Кассиан Босой, которых для совершения таинства крещения над наследником Российского престола привезли из Боровского монастыря в Троице-Сергиеву обитель.

Благодаря покровительству Московских великих князей и царей, в XVI–XVII веках в монастыре преподобного Пафнутия были возведены каменные храмы и здания, выстроена непреступная для того времени крепость, сохранившиеся до наших дней. И хотя обитель была разорена в 1610 году Лжедмитрием и польскими захватчиками – тогда все иноки монастыря вместе с дружиной князя Михаила Волконского были убиты, – а в 1812 году сожжена войсками Наполеона, но каждый раз она возрождалась, становясь благолепнее и краше, привлекая скорой помощью Боровского чудотворца иноков и паломников со всей России.

Духовное наследие преподобного Пафнутия Боровского

Еще при жизни преподобного Пафнутия в монастыре была собрана одна из лучших библиотек духовной литературы

Продолжая дело преподобного Сергия Радонежского, преподобный Пафнутий Боровский был непререкаемым авторитетом и духовным наставником для многих русских князей и воспитателем многих русских святых. Его любимыми учениками были: основатель Волоколамского монастыря преподобный Иосиф Волоцкий († 1515; память 9/22 сентября и 18/31 октября) и его родной брат, будущий настоятель Троице-Сергиевой Лавры, впоследствии святитель Ростовский Вассиан († 1481; память 6/19 июля и 23 мая / 5 июня), написавший знаменитое послание великому князю Ивану III на Угру, призывая его к решительным действиям против татар, и житие своего любимого учителя; основатель Успенской пустыни преподобный Левкий Волоколамский († кон. XV в.; память 17/30 августа и 14/27 декабря) и преподобный Давид Серпуховский – основатель Давидовой Вознесенской обители († ок. 1520; память 18/31 октября); святитель Макарий Московский († 1563; память 30 декабря / 12 января и 5/18 октября) и преподобный Даниил Переяславский, основатель Переяславского Данилова монастыря (1540, память 7/20 апреля); известный защитник Православия в борьбе с ересью жидовствующих епископ Суздальский Нифонт; епископ Коломенский Вассиан (Топорков) и прославившиеся богоугодной жизнью старцы Иннокентий, Исаия, прозорливый старец Евфимий и многие другие.

Главным заветом Боровского чудотворца стали его слова, сказанные братии перед отходом в вечность: «Спешите делать добро!» И после своего упокоения он не оставлял свой монастырь заботой и попечением.

О помощи преподобного Пафнутия своей обители в наше время свидетельствует епископ Тарусский Серафим (Савостьянов), в прошлом наместник Пафнутьева Боровского монастыря:

– О помощи преподобного Пафнутия расскажу такую историю: когда в 1990-е годы меня поставили наместником Пафнутьева Боровского монастыря, обитель только начали восстанавливать. Кругом бесконечная стройка, не хватало самого необходимого, и нужно было платить какие-то огромные деньги за электричество. А денег нет. И взять их было совершенно негде. Я и к властям ходил, и благотворителей умолял, но все напрасно. И в последний день, когда должны были отключить в монастыре свет, отчего остановились бы восстановительные работы и электропечи пекарни и кухни погасли бы, я пошел к преподобному Пафнутию, упал на колени перед его святой ракой и просто заплакал, умоляя его о помощи. А когда вышел из храма, неожиданно меня догнала какая-то женщина, сунула в руки толстый конверт и скрылась в толпе. Когда я его открыл, там оказались деньги: ровно столько, сколько нужно было, чтобы заплатить за электричество.

Православная молитва – Православная книга

Молитвы о помощи в разных нуждах, молитвословы, каноны, акафисты, книги для изучающих Закон Божий, творения святых отцов, богословские произведения – с доставкой во все регионы России.
Сайт: http://pravmolitva.ru/
Почта: pravmolitva@mail.ru
Телефон: (495) 592-72-52, (495) 330-03-81, (903) 134-62-07

О чем молятся преподобному Пафнутию Боровскому

Преподобный Пафнутий (в Святом Крещении Парфений) родился в 1394 г. в селе Кудиново, недалеко от Боровска. В 20-летнем возрасте Парфений принял постриг с именем Пафнутий в Покровском монастыре на Высоком, близ Боровска. После смерти игумена Пафнутий был избран настоятелем Покровской обители. Святой Пафнутий сподобился духовных даров – рассудительности, прозорливости, дивных откровений. По лицу и взгляду человека святой видел его духовные страсти и немощи, многое открывалось ему в сновидениях. Тринадцать лет Пафнутий был игуменом обители и старцем-духовником; потом он сильно и долго болел и принял великую схиму. По выздоровлении отказался от игуменства и около 1444 г. вместе с одним иноком уединился на берегу двух рек в трех верстах от Боровска. Через некоторое время к преподобному стали приходить братия. Они строили себе кельи и подвизались под руководством святого Пафнутия. Так был основан Свято-Пафнутьев Боровский монастырь, ставший важным центром духовной жизни нашей страны. Батюшка Пафнутий обладал даром чудотворений, имел власть изгонять бесов, даже находясь вдалеке от страждущего. За семь дней до смерти он прознал дату своей кончины и отошел ко Господу 1.05.1477 г.
Преподобного Пафнутия Боровского просят исходатайствовать у Господа для молящихся крепкую веру и благочестие, оставление и прощение грехов, душевное и телесное здоровье, тихую и богоугодную жизнь, благую христианскую кончину, добрый ответ на Страшном Суде и райское блаженство, а также мир и благочестие в нашем Отечестве. Святому Пафнутию также специально молятся о даровании ребенка бездетным супругам (считается, что благодаря его молитвам был рожден царь Иоанн IV Грозный).

Молитва
преподобному Пафнутию Боровскому

О священная главо, земный Ангеле, небесный человече, великий чудотворче, преподобне отче наш Пафнутие! К тебе с верою и любовию усердно прибегаем и умиленно твоего заступления просим. Не дерзаем, грех ради наших, со свободою чад Божиих Господа и Владыку нашего о помиловании и прощении просити. Но тебе молитвенника к Нему благоприятна предлагаем и молим, испроси нам у благости Его дары благопотребныя и спасительныя душам нашим: веру праву, во благочестии крепкое стояние, грехов прощение, жития совершенное исправление, да обратившеся от злых дел к богоугождению, прочее не прогневляем Господа святых Его заповедей преступлением. Умоли, святче Божий, Всевышняго Творца даровати мир и благочестие Отечеству нашему православному, сохрани, угодниче Христов, святую обитель твою, тобою созданную, и вся живущися и подвизающияся в ней от всякаго зла ненаветны. Призри милостивно на люди, раце мощей твоих предстоящия, и вся прошения их во благое исполни. Нам же всем здравие душевное и телесное, земли плодоносие, тихое и благоугодное житие, благую христианскую кончину и добрый ответ на Страшнем Суде у Всемилостиваго Бога исходатайствуй. Ей, отче, вемы, яко много может молитва твоя пред лицем Вседержителя Господа и ничтоже невозможно есть ходатайству твоему, аще токмо восхощеши; сего ради крепце на тя уповаем и на твоя святыя молитвы вельми надеемся, яко ты приведеши нас предстательством твоим в тихое пристанище спасения и наследники явиши ны светлаго Царствия Христова. Не посрами же упования нашего, чудотворче святый, и сподоби нас вкупе с тобою блаженства райскаго наслаждатися, да славим, хвалим и величаем великую милость к нам Человеколюбца Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, и твое благое отеческое заступление во веки веков. Аминь.

Читайте также:  Анна Новгородская: биография и житие святой, почитание и дни памяти

© Михаил Тихомиров
Цитируется в сокращении по кн.: МОЛИТВЫ СВЯТЫМ БОЖИИМ С КРАТКИМИ СВЕДЕНИЯМИ О ЖИТИЯХ И ПОМОЩИ В РАЗНЫХ НУЖДАХ. – М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2018.

▪ Православная книга почтой
pravmolitva.ru

Главная – pravmolitva

Тематические и традиционные молитвословы, акафисты, духовная литература.

Преподобный Пафну ́ тий Боровский, игумен

День памяти

Житие

Житие преподобного Пафнутия Боровского

Пре­по­доб­ный Па­ф­ну­тий Бо­ров­ский ро­дил­ся в 1394 го­ду в се­ле Ку­ди­но­ве, неда­ле­ко от Бо­ров­ска, и при Кре­ще­нии был на­зван Пар­фе­ни­ем. Его отец Иоанн был сы­ном кре­стив­ше­го­ся та­та­ри­на-бас­ка­ка Мар­ти­на, мать Пар­фе­ния но­си­ла имя Фо­ти­ния. 20-ти лет Пар­фе­ний оста­вил ро­ди­тель­ский дом и в 1414 го­ду при­нял по­стриг с име­нем Па­ф­ну­тий в По­кров­ском мо­на­сты­ре на Вы­со­ком от на­сто­я­те­ля Мар­кел­ла. Мно­го лет под­ви­зал­ся инок Па­ф­ну­тий в оби­те­ли. Ко­гда скон­чал­ся на­сто­я­тель мо­на­сты­ря, бра­тия из­бра­ла его игу­ме­ном. Свя­ти­тель Фо­тий, мит­ро­по­лит Ки­ев­ский, ру­ко­по­ло­жил пре­по­доб­но­го в свя­щен­ный сан (око­ло 1426 г.). Трид­цать лет про­вел пре­по­доб­ный в По­кров­ской оби­те­ли, где был и на­сто­я­те­лем, и стар­цем-ду­хов­ни­ком. На 51-м го­ду жиз­ни он тя­же­ло за­бо­лел, оста­вил игу­мен­ство и при­нял ве­ли­кую схи­му. По­сле вы­здо­ров­ле­ния в день свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца, 23 ап­ре­ля 1444 го­да, ушел из мо­на­сты­ря и по­се­лил­ся с од­ним ино­ком на ле­вом бе­ре­гу ре­ки Протвы при впа­де­нии в нее ре­ки Ис­терь­мы. Вско­ре на но­вое ме­сто к нему ста­ла со­би­рать­ся бра­тия. Чис­ло ино­ков быст­ро воз­рас­та­ло. Был по­стро­ен но­вый ка­мен­ный храм вме­сто преж­не­го де­ре­вян­но­го в честь Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. В рос­пи­си хра­ма при­ни­мал уча­стие луч­ший ико­но­пи­сец то­го вре­ме­ни Ди­о­ни­сий и его по­мощ­ни­ки. Пре­по­доб­ный Па­ф­ну­тий по­да­вал при­мер бра­тии, ве­дя стро­гую жизнь: кел­лия его бы­ла бед­нее всех, из пи­щи брал худ­шее. В по­не­дель­ник и пят­ни­цу не вку­шал со­всем, а в сре­ду дер­жал­ся су­хо­яде­ния. Из об­щих ра­бот пре­по­доб­ный из­би­рал са­мые тя­же­лые: ру­бил и но­сил дро­ва, ко­пал и по­ли­вал ого­род, в то же вре­мя пер­вым при­хо­дил на цер­ков­ную служ­бу.

Пре­по­доб­ный Па­ф­ну­тий поль­зо­вал­ся глу­бо­кой лю­бо­вью и по­чи­та­ни­ем не толь­ко бра­тии сво­е­го мо­на­сты­ря, но и дру­гих оби­те­лей. Про­мыс­лом Бо­жи­им в оби­тель к пре­по­доб­но­му был на­прав­лен два­дца­ти­лет­ний юно­ша Иоанн Са­нин. Ис­пы­тав при­шед­ше­го, пре­по­доб­ный по­стриг его в ино­че­ство с име­нем Иосиф. Впо­след­ствии пре­по­доб­ный Иосиф Во­лоц­кий, твер­до хра­нив­ший чи­сто­ту пра­во­слав­ной ве­ры, воз­гла­вил борь­бу про­тив ере­си жи­дов­ству­ю­щих, осуж­ден­ной на Со­бо­ре 1504 го­да. На этот по­двиг мо­ло­до­го ино­ка бла­го­сло­вил пре­по­доб­ный Па­ф­ну­тий.

За неде­лю до смер­ти пре­по­доб­ный пред­ска­зал свою кон­чи­ну. Ис­пол­нив по­след­нюю мо­лит­ву и бла­го­сло­вив бра­тию, он ото­шел к Бо­гу 1 мая 1477 го­да. Пре­по­доб­ный Па­ф­ну­тий был по­сле­до­ва­те­лем пре­по­доб­но­го Сер­гия, игу­ме­на Ра­до­неж­ско­го.

Богослужения

Молитвы

Тропарь преподобному Пафнутию Боровскому, глас 4

Жития́ све́тлостию просвети́в твое́ оте́чество,/ в моли́твах и посте́х дарова́ний Боже́ственнаго Ду́ха испо́лнился еси́,/ и, во вре́менней сей жи́зни до́бре подвиза́вся,/ ми́лость благоутро́бия все́м скорбя́щим отве́рзл еси́,/ и ни́щим был еси́ засту́пник./ Тем мо́лим тя, о́тче Пафну́тие,// моли́ Христа́ Бо́га, да спасе́т ду́ши на́ша.

Перевод: Просветив твое отечество светлостью жизни, в молитвах и постах ты наполнился дарами Святого Духа, и, во временной жизни прекрасно подвизаясь, ты открыл всем скорбящим щедроты милости и был защитником нищих. Потому молим тебя, отче Пафнутий, моли Христа Бога, да спасет души наши.

Кондак преподобному Пафнутию Боровскому, глас 8

Бо́жиим светоли́тием просвеще́н, о́тче,/ по́стническое стяжа́л еси́ жи́тельство, преподо́бне,/ и́ноком предо́брый наста́вниче и по́стником благо́е украше́ние./ Сего́ ра́ди Госпо́дь, труды́, твоя́ ви́дев,/ чуде́с да́ром обогати́ тя,/ источа́еши бо исцеле́ния./ Мы же, ра́дующеся, вопие́м ти́:// ра́дуйся, о́тче Пафну́тие.

Перевод: Ярким светом Божиим был просвещен, отче, постнической достиг ты жизни, преподобный, монахам отличный наставник и постников хорошее украшение. Потому Господь, видя твои труды, обогатил тебя даром чудотворения, ибо ты подаешь исцеления. Мы же, радуясь, взываем к тебе: «Радуйся, отче Пафнутий».

Молитва преподобному Пафнутию Боровскому

О, свяще́нная главо́, земны́й А́нгеле, Небе́сный челове́че, вели́кий чудотво́рче, преподо́бне о́тче наш Пафну́тие! К тебе́ с ве́рою и любо́вию усе́рдно прибега́ем и умиле́нно про́сим: яви́ нам смире́нным и гре́шным свято́е и многомо́щное твое́ заступле́ние. Не дерза́ем, грех ра́ди на́ших, с свобо́дою чад Бо́жиих, проси́ти Го́спода и Влады́ку на́шего о поми́ловании и проще́нии. Но тебе́, моли́твенника к Нему́ благоприя́тна, предлага́ем и мо́лим, испроси́ нам у бла́гости Его́ да́ры благопотре́бныя и спаси́тельныя душа́м на́шим: ве́ру пра́ву, благоче́стие кре́пкое, покая́ние и́стинное, проще́ние грехо́в, житие́ соверше́нное, исправле́ние реши́тельное, да обрати́вшеся от злых дел к Богоугожде́нию, про́чее непрогневля́ем Го́спода наруше́нием святы́х Его́ за́поведей. Умоли́, свя́тче Бо́жий, Всевы́шняго Творца́ дарова́ти мир и благоче́стие стране́ на́шей правосла́вной. Сохрани́, уго́дниче Христо́в, святу́ю оби́тель твою́, созда́нную тобо́ю, и вся живу́щия и подвиза́ющияся в ней от вся́каго зла ненаве́тны. При́зри ми́лостивно на лю́ди, к тебе́ прибега́ющия, и вся проше́ния их во благо́е испо́лни. Всем же нам здра́вие душе́вное и теле́сное, земли́ плодоно́сие, ти́хое и благоуго́дное житие́, благу́ю, христиа́нскую кончи́ну и до́брый отве́т на Стра́шном Суде́ у Всеми́лостиваго Бо́га исхода́тайствуй, я́ко вои́стину име́яй ве́лие к Нему́ дерзнове́ние. Ей, о́тче, ве́мы, я́ко мно́го мо́жет моли́тва твоя́ пред лице́м Вседержи́теля Го́спода и ничто́же невозмо́жно есть хода́тайству твоему́, а́ще то́кмо восхо́щеши: сего́ ра́ди кре́пко на тя упова́ем и на твои́ святы́я моли́твы вельми́ наде́емся, я́ко ты приведе́ши нас предста́тельством твои́м в ти́хое приста́нище спасе́ния и насле́дники яви́ши ны све́тлаго Ца́рствия Христо́ва. Не посрами́ же упова́ния на́шего, чудотво́рче святы́й. И сподо́би нас вку́пе с тобо́ю блаже́нства ра́йскаго наслажда́тися, да сла́вим, хва́лим и велича́ем вели́кую ми́лость к нам Человеколю́бца Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха и твое́ благо́е, оте́ческое заступле́ние во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Пафнутий Боровский: почему старец запретил женщинам посещать монастырь

Пафнутий Боровский — православный святой, монах. День памяти 1 мая (по старому стилю), 14 мая (по новому стилю).

Однажды один человек сильно роптал и плохо говорил о Боровской обители. Во сне ему приснилось, как будто сам старец Пафнутий стоит перед ним и говорит, чтобы его выгнали из храма за его слова о святом месте.

И тут же появились два черных эфиопа, схватили человека и выкинули его из храма, сильно при этом избив. Когда человек проснулся, он горько заплакал и тут же побежал к старцу, чтобы перед ним извиниться.

Пафнутий Боровский — православный святой, монах Русской православной церкви

Преподобный Пафнутий родился в 1394 году в православной семье

Преподобный Пафнутий родился в 1394 году. В житие указано, что его родители — Иоанн и Фотиния были православными людьми. С самого детства у мальчика воспитывали любовь к Богу и церкви.

Уже в 20 лет мальчик принял монашество с именем Пафнутия в Покровском монастыре возле Боровска. Он был отдан под руководство ученика преподобного Сергия Радонежского — Никите Серпуховскому. Ученик преподобного Сергия обучал Пафнутия всему, монашеской и иноческой добродетели, именно у него он учился целых семь лет.

Ученик преподобного Сергия — Никита Серпуховский, обучал Пафнутия всему, монашеской и иноческой добродетели, именно у него он учился целых семь лет

В 1426 году святитель Фотий рукоположил Пафнутия в священнический сан. Святой Пафнутий имел любовь и почтение среди своей братии. После того, как умер игумен Маркелл, все единогласно приняли решение о том, чтобы назначит Пафнутия на должность настоятеля Высоко-Покровской обители. 33 года Пафнутий был здесь игуменом и духовником.

Когда ему исполнилось 51 год, он тяжело заболел. Тогда он принял решение о принятии великой схимы. Но, чудесным образом он получил исцеление в праздник Георгия Победоносца. В 1444 году он вместе с одним своим учеником ушел из обители и поселился на берегу реки Протвы.

Здесь и был им основан Боровский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Очень многие приходили к нему, чтобы подвизаться и жить и молится под его духовным руководством. Каждый, кто приходил к нему, строил себе келью и нес послушания.

С самого основания Боровского монастыря, Пафнутий нес все послушания, тем самым подавая пример своей братии

С самого основания Боровского монастыря, Пафнутий нес все послушания, тем самым подавая пример своей братии. Самым последним он отходил ко сну. При постройке нового храма, Пафнутий на своей спине носил камни и воду, сам копал землю под ограду монастырю, таскал бревна и сам рубил дрова. В свое свободное время он читал святые книги и плел рыболовную сеть.

По средам и пятницам святой ничего не ел. А в обычные дни он питался грубой простой снедью. Он одевался очень просто, в старые заношенные вещи. Говорили, что когда в обитель приходил гордый человек, то, не узнав настоятеля, толкал Пафнутия, а затем спрашивал игумена обители.

Пафнутий говорил, что царица всех добродетелей — это милостыня, которую нужно подавать

Пафнутий говорил, что царица всех добродетелей — это милостыня, только она может спасти от ада тех, кто совсем не имел другой добродетели. Когда случался голод, святой Пафнутий кормил в обители всех, кто приходил к нему.

Братия порой роптала на то, что старец слишком много расточает, но он им приводил пример, как великий князь, Иван Калита раздавал милостыню всем нищим без отказа. Вскоре запасы монастыря были истощены, но по молитвам Боровского игумена на следующий год Господь послал обители такой большой урожай, что ранее до этого такого еще не видели.

Пафнутий был очень добрым, всегда верил в силу Божию и помощь. Однажды случилось так, что в обители совсем не было рыбы. Братия стала недовольно роптать на старца. Затем старец пошел на источник, чтобы набрать воды для литургии, как увидел огромное количество рыбешек. Тогда столько рыбы было набрано, сколько еще ни разу не было собрано.

Своими молитвами старец Пафнутий приумножал все в несколько раз. Когда не хватало рыбы на братию, он молился, и Господь подавал то, что он просит

Однажды старец попросил одного князя поймать рыбы три дня в пользу монастыря. Дал ему несколько гривен для того, чтобы тот купил большие сосуды для солки рыбы. Князь согласился, так как знал, что улов всегда бывал плохим, значит, времени на это он потратит совсем немного.

Игумен строго настрого велел делать то, что он сказал. Князь пошел нехотя выполнять сказанное, но затем он сильно удивился, потому что за три дня он поймал огромное количество рыбы.

Чудотворец Пафнутий имел и дал прозорливости

Чудотворец имел и дал прозорливости. Он узнавал сразу, исполнял ли обет и послушания инок или нет. Также он видел и тайные и давние грехи людей, которых мог только первый раз увидеть. Однажды у одного из учеников Пафнутия болел сильно глаз.

Тот ему дал свои четки и сказал, чтобы тот 1000 раз произнес Иисусову молитву. Тот начал выполнять повеление старца, но на половине прочитанного глаз полностью прошел. Инок скорее побежал говорить об этом старцу, но тот повелел иноку идти в келию и выполнить то, что он обещал Господу.

Однажды один человек сильно роптал и плохо говорил об обители. Во сне ему приснилось, как будто сам Пафнутий стоит перед ним и говорит, чтобы его выгнали из храма.

И тут же появились два черных эфиопа, схватили человека и выкинули его из храма, сильно при этом избив. Когда человек проснулся, он горько заплакал и тут же побежал к старцу, чтобы перед ним извиниться.

Вскоре произошел еще один необычный случай. В обитель, ночью пришли грабители. Они украли трех волос и бросились бежать, но не тут то было. Они заблудились и долго ходили вокруг монастыря.

Утром, они отпустили волов, но Господь не дал им уйти, они стояли как вкопанные до тех пор, пока их не нашла братия, и не привела к Пафнутию. Старец повелел накормить этих людей и отпустить.

О старце Пафнутии говорили, что когда было нужно, старец был очень милостив и снисходителен, но бывал он и суров и гневен, когда это было просто необходимо

Однажды братия собралась в келии для того, чтобы обсудить, кто же будет настоятелем в Симонове монастыре. Старец же посмотрел на одного из своих учеников, на Вассиана, сказал, что именно он будущий архимандрит Симонова монастыря. Так и случилось.

Читайте также:  Житие святителя Григория Паламы - полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святого

Слава о боровском старце распространилась по округе. Множество людей стало приходить и проситься к старцу. Преподобный Иосиф Волоцкий писал, что когда было нужно, старец был очень милостив и снисходителен, но бывал он и суров и гневен, когда это было просто необходимо. Во имя целомудрия, Пафнутий запретил посещать монастырь всем женщинам.

Однажды супруга одного известного боярина сильно заболела. Во сне ей являлись демоны, которые сильно мучали ее. Но в конце ее сна появлялся странный старец и прогонял их своими молитвами. Приступы у женщины были очень много раз, и всегда ей помогал тот старец.

Как-то во сне она услышала, что это боровский старец ей помогает. Она приехала в монастырь и просила встречи с Пафнутием, хоть ей было и нельзя даже подходить к воротам монастыря.

Она направила своих слуг к игумену, но тот сказал, чтобы они указали на него издали, когда он пойдет со своей братией в трапезу. Когда женщина увидела старца, тут же со слезами закричала, что это именно тот человек, который ее исцелил.

Келейник Пафнутия — старец Иннокентий описывал последние восемь дней жизни чудотворца.

Когда Пафнутий прощался с братией, он давал свои последние наставления. 1 мая 1477 года за час до захода солнца, Пафнутий отошел ко Господу. Он не разрешил покупать ему новый гроб, а просто попросил обернуть его и подкопал могилу Клима гуменника, рядом с ним положить.

Пафнутий также попросил хоронить его без присутствия мирян. На следующее утро происходил чин погребения старца. Вся братия так сильно плакала, что было очень тяжело читать молитву, настолько сильно все любили Пафнутия. Благодаря московским князьям и боярам, в монастыре были построены каменные храмы, здания.

Главным заветом чудотворца Пафнутия были такие слова: «Спешите делать добро». И даже после своей смерти, святой не оставляет свой монастырь.

«Игумен Пафнутий руку приложил» — такая фраза есть в романе Достоевского «Идиот»

В романе Достоевского «Идиот» есть примечательная надпись — «Смиренный игумен Пафнутий руку приложил».

Князь Мышкин, образ которого создал Достоевский в своем романе, покорил семью своих родственников Епанчиных тем, что не получив никаких знаний и умений в связи со своей болезнью, он мог писать разными почерками, имитируя разные шрифты, как рукописные, так и печатные. Один из своих росчерков он оформил такой необычной фразой — «Смиренный игумен Пафнутий руку приложил…».

В небольшом отрывке в романе, изложена практически вся идеология создания и использования шрифтов: шрифт должен быть читаемым и привлекательным. Все буквы и цифры одного и того же шрифта должны придерживаться одного и того же стиля. Не может быть в шрифте одна буква наклонена влево, а другая по центру или вправо. Также как не может быть в одном шрифте одна буква толще, а другая тоньше.

На иконе — Пафнутий изображен в простой одежде, поверх нее одета схима

Святому Пафнутию написана икона. На ней изображен старец в простой одежде. В одной руке он держит свиток с молитвой, а другая его рука сложена по православному.

На иконе Пафнутий в одной руке держит свиток с молитвой, а другая его рука сложена по православному

О чем ему молятся? Святому молятся:

  • об избавление от голода;
  • о защите от плохих мыслей;
  • о решении материальных и житейских проблем;
  • об исцелении недугов душевных и телесных.

Пафнутию написана молитва, которую можно читать дома перед иконой.

Молитва:

О священная главо, земный ангеле, небесный человече, великий чудотворче,преподобне oтче наш Пафнутие! К тебе с верою и любовию усердно прибегаем и умиленно твоего заступления просим. Не дерзаем, грех ради наших, с свободою чад Божиих Господа и Владыку нашего о помиловании и прощении просити.

Но тебе молитвенника к Нему благоприятна предлагаем и молим: испроси нам у благости Eго дары благопотрeбныя и спаситeльныя душам нашим: веру правую, во благочестии крепкое стояние, грехов прощение, жития совершенное исправление, да обратившеся от злых дел к богоугождению, прочее не прогневляем Господа святых Его заповедей преступлением. Умоли, святче Божий, Всевышняго Творца даровати мир и благочестие стране нашей православной. Сохрани, угодниче Христов, святую обитель твою, тобою созданную, и вся живущия и подвизающияся в ней от всякаго зла ненаветны.

Призри милостивно на люди, раце мощей твоих предстоящия, и вся прошeния их во благое исполни. Нам же всем здравие душевное и телесное, земли плодоносие, тихое и богоугодное житие, благую христианскую кончину и добрый ответ на Страшнем Суде у Всемилостиваго Бога исходатайствуй. Ей, oтче, вемы, яко много может молитва твоя пред лицем Вседержителя Господа, и ничтоже невозможно eсть ходатайству твоему, аще токмо восхощеши: сего ради крепце на тя уповаем, и на твоя святыя молитвы вельми надеемся, яко ты приведеши нас, предстательством твоим, в тихое пристанище спасения и наследники явиши ны светлаго Царствия Христова.

Не посрами же упования нашего, чудотворче святый, и сподоби нас вкупе с тобою блаженства Райскаго наслаждатися, да славим, хвалим и величаем великую милость к нам Человеколюбца Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, и твое благое oтеческое заступление во веки веков. Аминь.

Русский чудотворец, внук баскака

14 мая – память прп. Пафнутия Боровского .

Преподобный Пафнутий любил простецов и называл их своими братьями. А с людьми высокого звания, князьями и боярами, искавшими его духовного покровительства, общался без лести и человекоугодия, порой строго обличая их нравы и пороки. ..

Варяги когда-то называли Русь в своих сагах Гардарика, что значит «страна городов». Правда, некоторые историки переводят это название как «страна оград», но где ограда, там и город. Все древние города были крепостями, а следовательно, ограждены стенами. Одни со временем исчезли с лица земли, другие стали огромными мегаполисами, но большинство так и осталось маленькими уютными провинциальными городками, о существовании которых никто, кроме окрестных жителей, не догадывается. Вот так бы никто, кроме калужан, и не знал бы о Боровске, если бы его не прославил в XV веке преподобный Пафнутий.

Жил в тех краях, а может, и в других – история умалчивает, татарин-баскак, т.е. ордынский сборщик налогов. И принял он православную веру, крестился. Искренне он это сделал или нет, тоже неизвестно. К тому времени Батый умер и давителей (так переводится «баскак» на русский) погнали восвояси. Но осел татарин под Боровском в селе Кудинове. Вроде как свой, православный. Женился, родил сына. У того в свою очередь в 1394 г. тоже появился наследник, которому дали имя Парфений. Мальчик рос задумчивым, склонным к одиночеству и чтению книг. Достигнув двадцатилетнего возраста, он ушел в Покровский монастырь на Высоком недалеко от Боровска. Принял там постриг с именем Пафнутий. Учителем его и воспитателем был ученик Сергия Радонежского Никита Серпуховской. Так что Пафнутия можно назвать духовным внуком игумена Русской земли.

Через 12 лет избирают его настоятелем. Три десятка лет подвизается Пафнутий в Покровской обители. И когда ему исполняется пятьдесят, он внезапно заболевает. Как человек мудрый и глубоко верующий, он понимает, что это не старость приходит, а Господь дает ему знак, что надо что-то в жизни менять. И покидает он 23 апреля 1444 года монастырь и поселяется с одним иноком на левом берегу реки Протвы, при впадении в нее реки Истерьмы.

Харизматическая личность Пафнутия притягивает к себе людей. Приходят новые монахи, и образуется монастырь в честь Рождества Богородицы. Первый храм был деревянный. Через двадцать лет строится новый каменный собор, который расписывает великий Дионисий.

Пафнутий устанавливает в своем монастыре особножительный устав. У каждого монаха своя келья, даже какое-то хозяйство, каждый может есть и носить, что хочет (до разумных пределов, естественно). Пафнутий понимал, что человеческие ресурсы ограничены, и не требовал от монахов невозможного. Поэтому особой суровости и аскезы в обители преподобного не было. Это при преемнике боровского старца Иосифе Волоцком монастырь прославился строгостью устава. Но настоятель следил за строгим соблюдением правил и никаких нарушений не допускал. Вспоминая своего учителя и наставника, Иосиф Волоцкий писал, что тот мог быть не только милостив и снисходителен, но был подчас и суров, и гневен с нераскаянными грешниками.

Особенно строг он был к себе. Келья его была беднее всех, еду выбирал самую худшую, одевался он более чем скромно. Работал наравне со всеми, даже больше других, выбирая себе самые тяжелые послушания (так на монастырском языке называется работа). Колол и носил дрова, копал огород, ходил по воду. Но на службу приходил первым.

Современнывй вид Пафнутьева Боровского монастыря

Была у Пафнутия одна особенность, вернее, дар Божий. Он видел вещие сны, что помогало ему в его настоятельской деятельности. И сны эти носили поэтический аллегорический характер, их нужно было правильно растолковать. Эти сновиденческие аллегории Пафнутий успешно и мудро расшифровал. Вот однажды видит он во сне свой монастырский сад. Все деревья увешаны прекрасными сочными плодами, а одно – мертвое. Пафнутий начинает ухаживать за ним и возрождает-таки к жизни. Оказывается, один из его монахов, будучи в отъезде, согрешил. Вернулся он, полон раскаяния. И игумену, который уже знал, что произошло, и был готов к встрече, легче было исповедать и простить грешника.

Тридцать с лишним лет возделывал свой сад, свой монастырь преподобный Пафнутий. Умер он 1 мая 1477 года. За неделю до кончины предсказал точную дату смерти. Перед этим ученики спросили его: «Кому оставляешь обитель?». «Пречистой», – последовал ответ. А последние слова старца были такие: «Спешите делать добро». Этим он занимался всю жизнь, помогая бедным и богатым, далеким и близким. Это он завещал и своей братии. Пафнутий Боровский был канонизирован в 1547 году. День его памяти 1 (14 по н.ст.) мая.

Михаил Нестеров, Пустынник

А что же стало с монастырем? История его была полна славных и трагических страниц. Упомянутый выше Иосиф Волоцкий сделал его обжещительным, с очень строгим уставом, когда монах ничего своего не имеет и подчиняется жесткому распорядку, установленному настоятелем. Дважды обитель была сожжена дотла: «тушинским вором» Лжедмитрием II в 1610г., когда погибли 12 тыс. ее защитников и в 1812-м Наполеоном. В XVII веке, когда шла борьба с церковным Расколом, здесь некоторое время томился в заточении протопоп Аввакум, один из лидеров старообрядчества, а его духовые дочери боярыня Феодосия Морозова и ее сестра Евдокия Урусова были уморены голодом в земляной тюрьме монастыря.

В советские годы чего тут только не было: колония для беспризорников, сельхозтехникум, во время войны немецкий концлагерь. Местные краеведы пытались организовать музей, но дальше музея на общественных началах дело не шло. Это при такой-то богатой истории. В конце концов терпенье на Небесах лопнуло, и 14 мая 1954 года, в день памяти преподобного Пафнутия, рухнул купол собора. Но умы и души бюрократов не умеют читать тайных знаков, как это делал Пафнутий, и ничего не менялось. Лишь в 1990 году монастырь был передан Церкви. И потянулись к мощам старца люди со всех сторон.

В Боровске издавна существует сильная старообрядческая община. Кстати, от прибалтийских староверов боровские существенно отличаются. Само старообрядчество разнообразно, но можно выделить два основных потока. Те, кто сохранил у себя священство, называются поповцы, а изначально оказавшиеся от него – беспоповцы.

Михаил Нестеров. Святой Пафнутий Боровский

У наших старообрядцев нет священства. Руководители общин, наставники выбираются самими прихожанами, и над ними не совершается рукоположения, особого таинства посвящения в сан. Делать это может только епископ. А у прибалтийских старообрядцев архиереев нет. Поэтому у них совершается только крещение, не закрепленное миропомазанием (конфирмация). Не служат они литургии, нет и причастия. В храмах беспоповцев нет алтаря. За иконостасом – стена. Алтарь им не нужен. Ведь Евхаристию (превращение хлеба и вина в Тело и Кровь Христову для Причащения) совершать некому. Это делает только священник.

У боровских есть и священники, и архиереи. В их храмах совершаются полноценные таинства, точно так же, как и в Православной церкви. Они даже называются похоже: Православная старообрядческая церковь. Все отличие только в обрядах.

Есть и еще один общий момент – почитание великого чудотворца Пафнутия Боровского. И не только его.

Петр Фокин, псаломщик Знаменской церкви

Find more like this: АНАЛИТИКА

Ссылка на основную публикацию