Пимен Великий: житие и биография преподобного, служение, дни памяти

Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском – Тихвинский храм в Алексеевском

9 (27 января) февраля 2020 г.

Неделя о мытаре и фарисее. Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской Православная школа в Свиблово

Преподобный Пимен Великий

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Пимене отче наш, моли Христа Бога, спастися душам нашым.

Светлых подвиг твоих, преподобне отче, наста днесь святая память твоя, душы благочестивых веселящи, Пимене богомудре, отче наш преподобне.

Дорогие братья и сестры!

27 августа по ст.ст./9 сентября по н.ст. Святая Русская Православная Церковь чтит память великого старца-подвижника, одного из столпов египетского монашества — преподобного Пимена.

Святой авва родился около 340 г. в коптской семье и преставился ко Господу в преклонном возрасте, завершив свой земной путь с молитвою на устах. Несмотря на чрезвычайную скромность и глубокое смирение старца, считавшим себя недостойным Царствия Небесного, Церковь причислила его к лику святых, память о нем живет в каждом поколении христиан, а большинство из дошедших до нас его поучений сохраняет актуальность и по настоящее время. К старцу приходили как духовные, так и мирские лица поучиться у него смиренномудрию, искусству духовного возрастания.

Из жития прп. Пимена Великого известно, что он вместе со своими родными братьями удалился в пустыню, где нес крест монашества в крайне тяжелых условиях в опасностях от природы, диких зверей, злых людей и желающих погибели рода человеческого падших ангелов. Преподобный до конца был верен монашеским обетам, отсекая от себя все то, что мешало молитве и умному деланию. Он безпрестанно плакал о своих грехах. Результатом его подвижнической жизни стало то, что из стремящегося к христианской жизни он стал настоящим по духу, а не по форме, христианином. Господь поселился в его сердце и только стремление к Нему занимало ум старца. Из этого проистекла настоящая христианская любовь к ближнему, не осуждение грешника, любовь к конкретному человеку.

Святитель Игнатий Брянчанинов в «Отечнике» так писал о древнем подвижнике:

«Правильность и верность подвига, которого неуклонно держался преподобный Пимен, засвидетельствованы Богом, излившим на Пимена величайшие благодатные дары. Изречения его, его образ мыслей всегда всеми святыми иноками признавались драгоценным, бесценным сокровищем, духовным заветом и наследием православному монашеству. Святой Пимен имел какую-то особенную природную основательность ума, чуждую легкомыслия, имел какое-то природное благоразумие, чуждое высокомудрия: эта редкая черта заметна и в преподобном Феодосии Печерском».

Святой авва всегда действовал с чрезвычайной рассудительностью, исходя из психологических особенностей личности и условий его жизни, не применяя «шаблонный» подход при разрешении вопросов духовного характера.

Высота христианской жизни преподобного стала очевидной не только его современникам, но и последующим поколениям христиан. Не случайно, что в дошедших до нас высказываниях Пимена Великого сквозит его любовь к человеку, в котором он всегда видел Образ Божий:

«Отец Пимен, дай нам совет. Если мы увидим брата дремлющим в церкви, то велишь ли разбудить его, чтоб не спал на молитве?

Если я увижу брата моего дремлющим на молитве, — положу голову его на колени мои и успокою его».

«А если увидим, что ближний наш согрешил, то полезно ли будет скрыть его согрешение?

Когда мы прикрываем согрешения других людей, Бог покрывает наши согрешения. Если же мы обнаружим согрешение другого человека перед всеми, тогда Бог откроет и согрешения наши».

Авва также говорил:

«Если человек согрешит, и будет отрекаться, говоря: я не грешен, — не обличай его; иначе ты отнимешь у него расположение к добру. Если же скажешь ему: не унывай, брат, не отчаивайся, но будь осторожнее, — чрез это возбудишь душу его к покаянию».

Убиенный священник Даниил Сысоев говорил:

«Однажды этого святого спросили, что бы он сделал, если бы увидел, что монах согрешает? Он ответил, что прикрыл бы его мантией. Это очень важный момент. Какой должна быть христианская норма отношения к людям? Многие считают, что главное для человека — быть правильным до черточки, что если существуют определенные нормы, то мы должны их требовать и от других, что мы должны быть беспощадными и жесткими к нарушению этих норм другими людьми. Но Господь наш не так судит. Те люди, которые стараются быть абсолютно правыми, которые считают, что их слова — абсолютная истина, которые считают, что они являются мерилом для всего, которые абсолютно справедливы и беспощадны к окружающим, к таким Господь Бог беспощаден и Сам!».

Лейтмотивом отношения прп. Пимена к ближнему можно выразить одним единственным словом: неосуждение. Снисхождение к чужим грехам и строгость к себе — отличительная черта настоящего, а не мнимого, христианина.

Суровая аскетическая жизнь, опасности, которые окружали старца повсюду, не ожесточили его сердце. Наоборот, чем больше он познавал Христа, тем большую любовь он испытывал к Его творению:

— Отец Пимен, я сделал великий грех, и хочу приносить покаяние в течение трех лет.

— Это очень много, брат.

— Тогда в течение одного года.

— Что ты? И этого много!

— Тогда сорок дней, как установлено святыми отцами.

— Я убеждён, — ответствовал преподобный, — что если согрешивший покается от всего сердца, и уже не будет более впадать в грех, то Бог примет покаяние его и в три дня».

Накануне празднования памяти своего небесного покровителя Пимена Великого святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен в своей проповеди говорил:

«Замечательным примером для нас, верующих, является жизнь преподобных — этих великих святых. Много труда, много сил положили преподобные для приобретения духовных богатств. Они уходили в дебри, в пустыни, чтобы возгревать пламень, который касался их душ, постоянно стремиться к духовному совершенству…

Духовное совершенство — это постоянная, в продолжение всей жизни, хвала Богу, это постоянное горение духовного пламени. К такому совершенству и стремился преподобный Пимен Великий. По преданию, преподобный Пимен Великий, назидая своих учеников, говорил: „Кипящему сосуду не прикоснется муха, егда же остудит сосуд, всякие гады внидут в онь“. Так, преподобный призывал к постоянному памятованию о Боге, постоянному возгреванию огня молитвы. Это повествование является великим назиданием и для всех нас. И сегодня, в день памяти преподобного Пимена Великого, вознесем ему молитвы, чтобы он укрепил нас в исполнении его завета, возжег пламень горения Богу в душах наших, который мы будем постоянно возгревать молитвами великого преподобного».

Великий Пимен достиг таких высот в духовном делании, что даже воскресал мертвых. Однако, чем большие чудеса он творил, тем более возрастало в нем видение своих грехов. Он постоянно плакал о них и сокрушался о своей духовной немощи.

Дошедшие до нас высказывания преподобного — образец мудрости и смирения святого:

« В какое бы затруднительное положение ты ни пришел, победа в нем — молчание»;

«Душа ничем так не смиряется, как если кто будет воздержным в пище»

«Если будем искать покоя, то он будет убегать от нас, если же будем убегать от покоя, то он погонится за нами»

«Если мы скроем грехи братьев, то и Бог скроет наши грехи, и если ты увидишь согрешающего брата, не верь своим глазам и знай, что твои грехи подобны бревну, а грехи брата твоего подобны сучку, и тогда никогда не будешь приходить в смущение и соблазн»;

« Злоба никогда не уничтожит злобы. Если кто тебе сделал зло, сделай ему добро, и твое добро победит его злобу»

«Приучай сердце твое соблюдать то, чему учит язык твой»

«Употребляй все усилия, чтоб никому не делать зла и иметь чистое сердце ко всем человекам»

«Усильно домогающийся любви человеческой, лишает себя любви Божией. Нехорошо всем нравиться, ибо сказано: горе, егда добре рекут вам вси человеци (Лк.6:26)»

«Если человек не возненавидит двух страстей: то не возможет быть свободным от мира». Его спросили: «Каких?». Он отвечал: «Телесного упокоения и суетной славы»

«Наша воля есть медная стена между нами и Богом и не дает с ним сблизиться или созерцать Его милость».

Преподобный отче Пимене, моли Бога о нас!

Храм Тихвинской иконы Божией Матери
в Алексеевском.
При использовании материалов
сайта активная ссылка обязательна.

Преподобный Пимен Великий

Преподобный Пимен Великий родился около 340 г. в Египте. С двумя своими братьями Анувием и Паисием он ушел в один из египетских монастырей, где все трое приняли иноческий постриг. Братья настолько были строгими подвижниками, что, когда их мать пришла в монастырь, чтобы повидать детей, они не вышли к ней из своих келлий. Мать долго стояла и плакала. Тогда преподобный Пимен сказал ей через закрытую дверь келлии: “Если ты перенесешь временную разлуку с нами, то в будущей жизни будешь видеть нас, так мы надеемся на человеколюбие Божие!” Мать смирилась и возвратилась домой.

Слава о подвигах и добродетелях преподобного Пимена распространилась по всей стране. Однажды правитель области пожелал видеть его. Преподобный Пимен, избегая славы, рассудил: “Если вельможи станут приходить ко мне и почитать, тогда и многие люди из народа начнут приходить ко мне и мешать моему безмолвию, и я лишусь благодати смирения, которую приобрел при помощи Божией”. И передал он с посланным отказ. Для многих иноков преподобный Пимен был духовным наставником и руководителем. Они записывали его ответы для назидания себя и других. Один инок спросил: “Следует ли покрыть молчанием грех согрешившего брата, если случится увидеть его?” Старец отвечал: “Если мы скроем грехи братьев, то и Бог скроет наши грехи, и если ты увидишь согрешающего брата, не верь своим глазам и знай, что твои грехи подобны бревну, а грехи брата твоего подобны сучку, и тогда никогда не будешь приходить в смущение и соблазн”. Другой инок обратился к преподобному, сказав: “Я тяжко согрешил и хочу провести в покаянии три года. Достаточен ли такой срок?” Старец отвечал: “Этого много”. Инок продолжал спрашивать, какой срок покаяния преподобный сочтет для него нужным – год или сорок дней? Старец сказал: “Я думаю, что если человек от всего сердца покается и положит твердое намерение более не возвращаться ко греху, то Бог примет и его трехдневное покаяние”. На вопрос, как избавиться от навязчивых злых мыслей, старец ответил: “Если человек имеет по одну сторону себя огонь, а по другую сосуд с водой, то, когда загорится от огня, берет из сосуда воду и гасит огонь. Подобно этому злые помыслы, внушаемые врагом нашего спасения, могут, словно искра, разжечь в человеке греховные пожелания. Надо тушить эти искры водой, то есть молитвой и устремлением души к Богу”.

Читайте также:  40 мучеников Севастийских: житие и история святых, день памяти, имена, страдания

Преподобный Пимен был суровым постником и не принимал пищи по неделе и более. Однако другим он советовал есть каждый день, но без пресыщения. Про одного инока, разрешавшего себе принимать пищу только на седьмой день и гневавшегося на брата, преподобный сказал: “Научился поститься по шесть дней, а от гнева не может воздержаться и один день”. На вопрос, что лучше – говорить или молчать, старец сказал: “Кто говорит Бога ради – хорошо делает, и кто молчит Бога ради – тоже хорошо поступает”. И еще: “Бывает, что человек кажется молчащим, но если сердце его осуждает других, то он говорит всегда. И есть такие, которые весь день говорят языком, но внутри себя соблюдают молчание, потому что не осуждают никого”.

Преподобный говорил: “Человеку необходимо соблюдать три главных правила: бояться Бога, часто молиться и делать добро людям”. “Злоба никогда не уничтожит злобы. Если кто тебе сделал зло, сделай ему добро, и твое добро победит его злобу”. Однажды, когда преподобный с учениками пришел в египетскую пустыню (так как имел обыкновение переходить с места на место, чтобы избежать славы от людей), ему стало известно, что живший там старец недоволен его приходом и завидует ему. Чтобы победить злобу отшельника, преподобный отправился к нему с братьями, захватив с собой пищи для угощения. Старец отказался выйти к ним. Тогда преподобный Пимен сказал: “Мы не уйдем отсюда, пока не сподобимся видеть и поклониться святому старцу”, – и остался стоять на солнечном зное у дверей его келлии. Видя такое терпение и незлобие преподобного Пимена, старец принял его с любовью и сказал: “Справедливо, что я слышал о вас, но вижу в вас добрые дела во сто раз большие”. Так умел преподобный Пимен угашать злобу и подавал собою пример другим. Он имел такое великое смирение, что часто со вздохом говорил: “Я буду брошен на то место, куда будет брошен сатана!”

Однажды к преподобному пришел инок издалека, чтобы послушать его наставление. Он начал говорить о возвышенном и труднопостигаемом. Преподобный отвернулся от него и молчал. Изумленному иноку объяснили, что преподобный не любит разговоров о возвышенных предметах. Тогда инок стал спрашивать его о борьбе с душевными страстями. Святой обратился к нему с радостным лицом: “Вот теперь ты хорошо сказал, и я стану тебе отвечать”, – и долго поучал, как следует бороться со страстями и побеждать их.

Преподобный Пимен скончался в возрасте 110 лет, около 450 года. Вскоре же по кончине он был признан святым угодником Божиим и получил наименование Великий – в знак великого смиренномудрия, скромности, правдивости и самоотверженного служения Богу.

Преподобный Пимен Великий

Краткое житие преподобного Пимена Великого.

празднование совершается 27 августа/9 сентября

П реподобный Пимен Великий родился около 340 г. в Египте. С двумя своими братьями Анувием и Паисием он ушел в один из египетских монастырей, где все трое приняли иноческий постриг. Братья настолько были строгими подвижниками, что, когда их мать пришла в монастырь, чтобы повидать детей, они не вышли к ней из своих келлий. Мать долго стояла и плакала. Тогда преподобный Пимен сказал ей через закрытую дверь келлии: «Если ты перенесешь временную разлуку с нами, то в будущей жизни будешь видеть нас, так мы надеемся на человеколюбие Божие!» Мать смирилась и возвратилась домой.

Слава о подвигах и добродетелях преподобного Пимена распространилась по всей стране. Однажды правитель области пожелал видеть его.

Преподобный Пимен, избегая славы, рассудил: «Если вельможи станут приходить ко мне и почитать, тогда и многие люди из народа начнут приходить ко мне и мешать моему безмолвию и я лишусь благодати смирения, которую приобрел при помощи Божией». И передал он с посланным отказ. Для многих иноков преподобный Пимен был духовным наставником и руководителем. Они записывали его ответы для назидания себя и других. Один инок спросил: «Следует ли покрыть молчанием грех согрешившего брата, если случится увидеть его?» Старец отвечал: «Если мы скроем грехи братьев, то и Бог скроет наши грехи, и если ты увидишь согрешающего брата, не верь своим глазам и знай, что твои грехи подобны бревну, а грехи брата твоего подобны сучку, и тогда никогда не будешь приходить в смущение и соблазн». Другой инок обратился к преподобному, сказав: «Я тяжко согрешил и хочу провести в покаянии три года. Достаточен ли такой срок?» Старец отвечал: «Этого много». Инок продолжал спрашивать, какой срок покаяния преподобный сочтет для него нужным — год или сорок дней? Старец сказал: «Я думаю, что если человек от всего сердца покается и положит твердое намерение более не возвращаться ко греху, то Бог примет и его трехдневное покаяние». На вопрос, как избавиться от навязчивых злых мыслей, старец ответил: «Если человек имеет по одну сторону себя огонь, а по другую сосуд с водой, то, когда загорится от огня, берет из сосуда воду и гасит огонь. Подобно этому злые помыслы, внушаемые врагом нашего спасения, могут, словно искра, разжечь в человеке греховные пожелания. Надо тушить эти искры водой, то есть молитвой и устремлением души к Богу».

Преподобный Пимен был суровым постником и не принимал пищи по неделе и более. Однако другим он советовал есть каждый день, но без пресыщения. Про одного инока, разрешавшего себе принимать пищу только на седьмой день и гневающегося на брата, преподобный сказал: «Научился поститься по шесть дней, а от гнева не может воздержаться и один день». На вопрос, что лучше — говорить или молчать, старец сказал: «Кто говорит Бога ради — хорошо делает, и кто молчит Бога ради — тоже хорошо поступает». И еше: «Бывает, что человек кажется молчащим, но если сердце его осуждает других, то он говорит всегда. И есть такие, которые весь день говорят языком, но внутри себя соблюдают молчание, потому что не осуждают никого».

Преподобный говорил: «Человеку необходимо соблюдать три главных правила: бояться Бога, часто молиться и делать добро людям. Злоба никогда не уничтожит злобы. Если кто тебе сделал зло — сделай ему добро, и твое добро победит его злобу». Однажды, когда преподобный с учениками пришел в египетскую пустыню (так как имел обыкновение переходить с места на место, чтобы избежать славы от людей), ему стало известно, что живший там старец недоволен его приходом и завидует ему. Чтобы победить злобу отшельника, преподобный отправился к нему с братьями, захватив с собой пищи для угощения. Старец отказался выйти к ним. Тогда преподобный Пимен сказал: «Мы не уйдем отсюда, пока не сподобимся видеть и поклониться святому старцу», — и остался стоять на солнечном зное у дверей его келлии. Видя такое терпение и незлобие преподобного Пимена, старец принял его с любовью и сказал: «Справедливо, что я слышал о вас, но вижу в вас добрые дела во сто раз большие». Так умел преподобный Пимен угашать злобу и подавал собою пример другим. Он имел такое великое смирение, что часто со вздохом говорил: «Я буду брошен на то место, куда будет брошен сатана!»

Однажды к преподобному пришел инок издалека, чтобы послушать его наставление. Он начал говорить о возвышенном и труднопостигаемом. Преподобный отвернулся от него и молчал. Изумленному иноку объяснили, что преподобный не любит разговоров о возвышенных предметах. Тогда инок стал спрашивать его о борьбе с душевными страстями. Святой обратился к нему с радостным лицом: «Вот теперь ты хорошо сказал, и я стану тебе отвечать», — и долго поучал, как следует бороться со страстями и побеждать их.

Преподобный Пимен скончался в возрасте 110 лет, около 450 года.

Вскоре же по кончине он был признан святым угодником Божиим и получил наименование Великий — в знак великого смиренномудрия, скромности, правдивости и самоотверженного служения Богу.

Житие Пимена Великого и день памяти святого, в чем помогает преподобный и икона

Отшельники и аскеты раннехристианского периода были основателями подвижнического служения Господу. Центром зарождения монашества был египетские пустыни. О Пимене Великом известно, что он был духовным наставником молодых монахов, приходивших к нему за советом из других общин. Его высказывания вошли в сборники православных апофтегм (афоризмов), являющихся концентрированной формой религиозно-философских воззрений.

Краткое жизнеописание

На западе от дельты Нила находится Ливийская пустыня. На территории Египта эта местность получила название Скитская пустыня. С распространением христианства египетская пустыня служила прибежищем для монахов-отшельников.

Безжизненные пространства находятся в близком соседстве с оазисом вдоль течения Нила. Пустыня для египтян была областью смерти: безводная территория и пески, местность для могил и грабителей. Феллахи испытывали ужас перед пустыней. Чтобы уйти туда навсегда, нужен был важный стимул и мужество. Христиане, воспринявшие Библию, не столь страшились пустыни. Ревностные верующие, желающие остаться девственниками, стали уходить сначала на границу поселений и пустыни, а затем удаляться все дальше и дальше, чтобы служить Богу и быть наедине с Богом.

Они уходили от людских поселений, чтобы остаться в смиренном одиночестве, вознося молитвы Богу и борясь с искушениями. Суровые климатические условия давали ранним христианам возможность испытать себя в крепости духа при служении Господу. Некоторые из них проявили чудеса святости и стали магнитом, притягивающим в безводный край последователей и подражателей, селившихся поблизости. Для новичков такие монахи стали наставниками, духовными отцами (аввой).

В IV веке в пустынной местности образовалось три общины монахов (отшельников и аскетов): Нитрия, Келлия, Скитис. По наименованию последней произошло название – Скитская пустыня.

Происхождение

Авва Пимен был египтянином. Семья была привержена христианской вере, кроме него у матери было еще 6 сыновей. Старшие братья Пимена ушли из дома в Скитскую пустыню и стали монахами-аскетами. Когда Пимену исполнилось 15 лет, он вслед за ними удалился в монастырь и принял постриг.

Житие

Братья-монахи вели строгий образ жизни. Слух о семерых монахах-подвижниках дошел до их матери, которая решила навестить сыновей. Узнав, что к ним пришла мать, сыновья заперлись в келье и не вышли к ней. Расстроенная женщина стала плакать и упрекать их в неблагодарности: почему они не хотят видеть ее, ведь она имеет на это право, так как вскормила своей грудью.

Читайте также:  Варсонофий Великий - житие и труды, почитание и дни памяти, мощи, творчество

Ей из-за закрытой двери за всех братьев ответил Пимен, спросив, как она хочет их видеть: сейчас, кратковременно, или в будущей жизни вечно. Тем самым он дал ей понять, что, сегодняшняя встреча может соблазнить их и лишить милости Божьей. Мать поняла, почему сыновья избегают ее, и удалилась, решив не искушать своими слезами и просьбами сыновей.

Причина, по которой Пимен с братьями не захотел увидеться с матерью, кроется в запрете для монахов-пустынников видеть и общаться с женщинами. Женщины воспринимались, как орудие в руках сатаны, или сам сатана, принимающий женский облик. Было запрещено видеть, есть из одной посуды, ложиться на ложе после женщины. Некоторые отшельники, ушедшие вглубь пустыни, не видели женского обличья 20-40 лет.

В 407 году в Скитскую пустыню пришли арабы-кочевники. Язычники стали разрушать монастыри и убивать монахов. Семь братьев спаслись от бедуинов и ушли в Тенеруфе, на берегу Нила. Главой (аввой) семейной общины стал старший брат, Анувий. У Пимена проявились выдающиеся способности духовного наставничества, он тоже стал именоваться аввой (духовным наставником). Авва Анувий стал отправлять посетителей, пришедших за советом, к Пимену. Авва Пимен никогда не вступал в разговор в присутствии Анувия, во всем подчинялся организации жизненного уклада общины.

Отшельники жили по строгому распорядку:

  • с раннего утра до полудня плели веревки, корзины, циновки из тростника;
  • в самые жаркие три часа читали;
  • собирали хворост;
  • вечером 4 часа продолжали работать;
  • 4 часа молились;
  • 4 часа спали.

В пищу отшельники употребляли хлеб, который покупали за деньги, вырученные от продажи своих изделий. Пимен был очень воздержан в еде, употребляя не более 2-х хлебов в день, часто не ел по 2-3 дня. Истязая себя таким образом, авва Пимен приобрел большой опыт в голодании.

Впоследствии к нему обращались другие монахи за советом, как укротить свою плоть и преодолеть чувство голода. Пимен никогда не советовал делать длительные перерывы в приеме пищи. Он рекомендовал отшельникам есть каждый день небольшими порциями. Такой способ питания, по его мнению, был необременителен и не давал впасть в грех гордыни или чревоугодия. Все чрезмерное, как считал авва, – бесовское наущение.

В отношениях с людьми Пимен был очень сдержан. Он считал, что келья – это могила монаха, который, как и покойник, не может иметь земных привязанностей. Однажды был арестован его близкий родственник, за которого авва мог заступиться. Но Пимен отказался, передав, чтобы суд совершился согласно закону.

Слава о его подвижничестве, мудрости стала известна во всем Египте. Увидеть авву хотели правители и простые феллахи. Но Пимен избегал таких контактов. Если при нем начинали разговор на общие темы, то он отмалчивался, не высказывая своего суждения. Его живой интерес и участие вызывали конкретные проблемы.

Глубина мыслей и точность формулировок поражали монахов, обращавшихся к авве Пимену за советом. В сборниках апофтегмат (афоризмов) собраны изречения «Отцов пустыни» касаемо вопросов, которые им задавали ученики и посетители. Из 1000 афоризмов пятая часть принадлежит Пимену.

Примеры ответов преподобного Пимена, записанных иноками для назидания себе и другим:

  1. Не допускать, чтобы страстные помыслы овладевали душой. Человек не в состоянии помешать им появляться, но в его силах им сопротивляться, тогда они исчезнут.
  2. Главное для спасения души – это смирение, добиться которого можно постоянным самоосуждением и принижением перед любым человеком.
  3. Как капли воды, падающие на камень, подтачивают его, так и постоянная молитва смягчает сердце и делает его податливым к восприятию страха перед Господом.
  4. Кто говорит во имя Бога – поступает хорошо, и кто молчит во имя Бога – тоже поступает хорошо.
  5. Длительность покаяния в грехе должна зависеть от глубины и искренности раскаяния.
  6. Главные правила для человека – бояться Бога, часто молиться и совершать добрые поступки.

Сам Пимен был к себе беспощадно строг. Прежде всего, он боролся с рассеянностью. Перед тем, как выйти из кельи, он час проводил в размышлении, анализируя свои помыслы, чтобы отсечь греховные. В самоуничижении авва достиг такого предела, что искренне считал себя достойным наказания наравне с сатаной. Святой считал, что без умерщвления плоти и постоянного состояния скорби о своих грехах перед Господом невозможно стать монахом.

Кончина

Преподобный скончался в возрасте 110 лет в обители, куда он ушел вместе с братьями. После смерти он был причислен к лику святых за смирение, мудрость, подвижнический подвиг, которые стали примером для подражания другим монахам.

Значение святого в православии

Прп. Пимен считается одним из основателей монашества. Его назидательные высказывания вошли в сборник новелл и изречений раннехристианских подвижников – «Азбучный патерик». В его нравоучениях есть обоснование сущности служения Богу человеком, ушедшего от мирской жизни в монастырь. Важны изречения святого, касающиеся нравственности и духовности христианина. В них емко и доходчиво дано объяснение, что следует делать верующему человеку, чтобы очистить помыслы от греховных побуждений.

Благодаря Пимену Великому были записаны апофтегмы «Отцов монашества», по которым можно судить о жизни первых отшельников, о проблемах, с которыми они столкнулись. Эти изречения были сказаны при определенных обстоятельствах, чтобы передать свой опыт подвижничества молодым монахам.

Иконография

На иконах святой изображен до пояса или в полный рост. Седовласый старец с седой бородой держит в руках свиток или обращает открытые ладони к молящимся. На преподобном часто длинный, до земли хитон и такой же длины накидка. Иногда он изображен в монашеском одеянии. В храме Пимена Великого в Новых Воротниках в Москве образы преподобного можно увидеть в киоте на западном и восточном фасаде.

Почитание

Имя Пимен, в переводе с греческого, означает пастырь или пастух. Таковым был в жизни преподобный Пимен Великий. Причисление к лику святых в чине преподобный означает, что он был выдающимся из монахов. Наименование Великий дано в знак великого смиренномудрия, скромности, самоотверженности в служении Богу. День памяти святого преподобного Пимена отмечается 9 сентября по григорианскому стилю. В церкви прп. Пимена в Новых Воротниках день поминовения совпадает с празднованием освящения престола в его честь.


Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл: В Антарктиде мы видим некий отблеск Божиего Царства

В одиннадцатую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Кирилла в Храме Христа Спасителя состоялся торжественный прием

Святейший Патриарх Кирилл предложил добавить в Конституцию РФ упоминание о Боге

Председатель Государственной Думы России В.В. Володин поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

Заместитель председателя Совета Безопасности РФ Д.А. Медведев поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

Архив

9 сентября — день памяти преподобного Пимена Великого

В день памяти преподобного Пимена, имя которого стоит в одном ряду с именами прославленных отцов Церкви — преподобных Антония Великого, Пахомия Великого, Макария Великого, Паисия Великого — портал Патриархия.ru публикует проповедь протоиерея Владимира Еремина 1972 года, ранее не публиковавшуюся в Интернете.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, братие и сестры, Святая Церковь чтит память Преподобного и Богоносного отца нашего Пимена Великого.

Мы восхваляем преподобного Пимена, имя которого стоит в одном ряду с именами прославленных отцов Церкви: преподобных Антония Великого, Пахомия Великого, Макария Великого, Паисия Великого. Они почти одновременно явились на тверди церковной. Четвертый век был свидетелем их многотрудной, подвижнической жизни, и Египетская пустыня была зрительницей их духовной славы.

Преподобный Пимен Великий родился в 340 году в Египте. В юном возрасте вместе с двумя младшими братьями он ушел в один из общежительных монастырей Египта и принял там иноческий постриг. Монастырь стал для него суровой школой духовного искуса. Строгая постническая жизнь, постоянная молитвенная настроенность, мужественная борьба с плотскими страстями и мирскими привязанностями сделали преподобного Пимена, подобного нам человека, ― Преподобным, Великим, исполненным Духа Святого, земным Ангелом.

Один сподвижник его, преподобный Сысой Великий, умилившись однажды мудростью наставлений Пимена Великого, воскликнул: «Как восхвалить тебя, авва Пимен! Поистине слова твои преисполнены благодати и славы, как некий камень драгоценный».

Житие преподобного Пимена говорит: «Он восшел на вершину бесстрастия и стал славнейшим из всех пустынных отцов, как наиболее совершенный в добродетелях».

Припадем и мы, братие и сестры, к источнику Боговдохновенных поучений преподобного Пимена, чтобы сердца наши напитались благодатью и подвиглись на исправление нашей греховной жизни.

«Человеку необходимо, ― говорит преподобный Пимен, ― соблюдать три главные правила: бояться Бога, часто молиться и творить добро ближнему». «Злом никогда не победить зла, если кто-либо причинит тебе зло, окажи тому добро, тогда твоя добродетель препобедит его злобу».

Вот пример из жизни преподобного Пимена.

В Египте, в одном месте, куда переселился преподобный Пимен с братией, жил некий старец, почитаемый всеми. Когда пришел авва Пимен, многие, оставив старца, стали приходить к нему. Старец разгневался на пришедшего, и зависть постепенно стала проникать в его сердце. Когда авва Пимен узнал об этом, он созвал свою братию и пошел примириться со старцем. Подойдя к его келлии, он постучал и через его ученика стал просить, чтобы старец благословил их и принял к себе. Но старец передал, что у него нет времени для них. Тогда преподобный Пимен сказал, что они будут стоять у дверей до тех пор, пока он их не примет, и долго со своей братией стоял на солнечном зное. Старец, наконец, был тронут их смирением, принял их с любовью и долго беседовал с ними. С того времени он стал благожелательно относиться к авве Пимену.

Преподобный Пимен с укоризной относился к тем из братии, которые хотя и проводили строгую жизнь, но часто гневались. Так, об одном преподобный Пимен сказал, что тот научился вкушать только один раз в неделю, но не может воздержаться и одного дня от гнева.

Игумен одного монастыря спросил преподобного Пимена: «Каким образом я могу стяжать умиление?» Старец ответил: «Разве может быть умиление в том сердце, которое помышляет о сырах, сосудах с маслом и иных житейских делах?»

Другой спросил старца: «Что лучше: говорить или молчать?» Преподобный ответил: «Кто говорит, Бога ради, тот хорошо делает, также и тот, кто молчит, Бога ради, ― хорошо поступает. Иной человек представляется молчащим, но сердце его осуждает других. Труды такового тщетны. Другой с утра до вечера говорит и вместе пребывает в молчании, потому что говорит одно, полезное для души».

Читайте также:  Варсонофий Оптинский - житие и биография, духовное наследие и книги, дни памяти

Вот почему «к человеку, с усердием подвизающемуся в делах добродетели, враг не смеет приступить и увлечь его в свои сети; к человеку же, проводящему жизнь в беспечности и лености, враг приступает с легкостью и увлекает ко греху, как хочет».

«Полезно удаляться от причин ко греху, ― говорит преподобный Пимен. ― Человек, находящийся близ повода ко греху, подобен стоящему у края глубокой ямы, и враг удобно ввергает его в нее, когда только захочет. Удаленный же от поводов ко греху подобен стоящему вдали от ямы: когда враг повлечет его к яме, то он будет иметь и возможность воспротивиться, воззвать к Богу, и Бог поможет ему».

Преподобный Пимен Великий часто указывал, что без смирения нельзя достичь успеха в духовном делании, что нужно познать свое греховное состояние и считать себя грешнейшим человеком. По этому поводу один из братии сказал: «Как мне признать себя худшим убийц?» Старец ответил: «Если человек, достигший смирения, увидит человека, сделавшего убийство, то скажет: он сделал этот грех однажды, а я убиваю ежедневно (себя и других грехами)».

И еще: «Земля, на которой Господь заповедал исключительно приносить Ему жертвы, есть смиренномудрие».

Вот, братие и сестры, немногие из тех изречений, которыми преподобный Пимен врачевал души приходивших к нему.

Да сохранит и нас Господь наставлениями и молитвами преподобного Пимена и не лишит Царствия Небесного!
Аминь.

Протоиерей Владимир Еремин
1972 год

Познавательный сайт ,,1000 мелочей”

Популярные публикации

9 СЕНТЯБРЯ – ДЕНЬ ПРЕПОДОБНОГО ПИМЕНА ВЕЛИКОГО.

Память 27 августа / 9 сентября.

Верующим православным христианам известно множество прославленных отцов Церкви. Это и Пахомий Великий, и Антоний Великий, и Макарий Великий, и Паисий Великий и т.д. В данный список непременно входит имя и преподобного Пимена Великого. Этот человек, как и перечисленные выше, являлся земным Ангелом, личностью, преисполненной Святого Духа. В житие преподобного Пимена есть такие слова: «Он восшел на вершину бесстрастия и стал славнейшим из всех пустынных отцов, как наиболее совершенный в добродетелях».

Святой Пимен родился около 340 г. в Египте. Его земная жизнь пришлась на рубеж IV – V вв. Когда исполнилось отроку 15 лет, тот дал Богу обет молчания, добровольно отрекся от мира и присоединился к братьям своим – а было их у Пимена всего шесть – которые подвизались в Скитской пустыне близ Диокла на служение Господу. В этой, можно сказать, родовой общине духовного характера Пимен занимал промежуточное положение, поскольку по возрасту младшим являлся Паисий, а старшим Анувий. Юный святой проводил дни свои, как и братья его, в посте и беспрестанной молитве. Таким образом он преуспевал в иноческих добродетелях. Главной же целью отрока было полное умерщвление плотских желаний и абсолютное служение Господу.

В житие святого упоминается о том, как преподобный узнал о собственном будущем предназначении. Это событие относится по времени к молодости Пимена Великого. Однажды он отправился к мудрому старцу, дабы узнать ответ на вопрос о трех помыслах, сильно беспокоивших его. Однако в беседе преподобный совершенно забыл о них. Вспомнил же Пимен об истинной цели своего прихода к мудрецу лишь, когда вернулся к себе. Тогда, желая исправить положение, подвижник вновь преодолел немалое расстояние, отделявшее его от старца, и задал свой вопрос. Старец, увидев, как ратует преподобный о чистоте собственного сердца, произнес: «Пимен, твое имя будут произносить по всему Египту, и ты действительно станешь пастырем огромного стада». Слова эти, как теперь понятно, оказались истиной, настоящим предсказанием земной миссии святого.

Смена места жительства:

Спустя какое-то время местный правитель узнал о подвижническом подвиге святого Пимена. Он захотел непременно увидеть преданного Богу мужчину. С данной целью правитель послал к святому вестника, с которым и передал свою просьбу посетить подвижника. Пимен ответил отказом, что пришлось не по вкусу венценосного адресата. В отместку последний заключил в темницу племянника преподобного, а матери плененного отрока озвучил условие освобождения ее сына: это случится лишь в случае прихода Пимена к правителю. Если подвижник проигнорирует повеление правителя, то жертва будет предана смерти. Пимен не явился к указанному лицу, но дал достойный ответ, из которого правитель страны понял, что перед ним угодник Божий. В итоге племянник подвижника был отпущен на свободу. Сам же Пимен вынужденно покинул обжитое место в пустыне и долго скитался, избегая суеты земного мира, ровно, как и почестей.

Впрочем, решению святого покинуть ставшие уже родными пенаты способствовали набеги варваров-мазиков. Они разграбили поселения монахов в Скитской пустыне. Семерым братьям просто пришлось уйти в другие места, таким образом они избежали смерти. Новым местом жительства их стал Теренуф, располагавшийся на берегу Нила. Там Пимен прославился своей добродетелью и умением наставлять народ в мудрости, из-за чего люди, посещавшие разных старцев, направили стопы свои к подвижнику. Братья понимали, что их кровный родственник удостоился чести быть более просвещенным Господом, нежели они сами.

Несостоявшаяся встреча:

Мать семерых монахов узнав о том, где обосновались ее отпрыски, захотела навестить их. Она отправилась в Теренуф, но как только подвижники узнали о намерении родительницы, тотчас же, не раздумывая отказали ей во встрече. Однако мать не отчаялась и не потеряла надежды увидеться с сыновьями. Женщина остановилась у ближайшего храма, ожидая прихода преподобных на богослужение, происходившее в церкви еженедельно. Братья действительно пришли, но, завидев свою мать возле, повернули обратно. Женщина последовала за сыновьями. Когда же прибыла она на место их проживания, то нашла дверь закрытой. Тогда мать в слезах стала жалобно стонать в надежде пробудить в сердцах детей своих сочувствие к материнскому сердцу, истосковавшемуся по отпрыскам. Ответил ей Пимен. Святой спросил, хочет ли мать видеть их, своих сыновей, в этой жизни или в будущем веке, то есть в жизни вечной. Женщина возразила, что она – мать и имеет право увидеть собственных детей прямо сейчас. На это Пимен сказал следующее: «Если ты заставишь себя не видеть нас здесь, ты увидишь нас там, в вечности». Мать, будучи благочестивой христианкой, все поняла и удалилась, полная радости.

Преподобный Пимен Великий был на протяжении всего своего земного существования крайне суров к себе. Он морил себя голодом, проявляя способность обходиться без еды по нескольку дней кряду. Так преподобный учил окружающих соблюдать умеренность в питании, потому что чревоугодие порождает гордыню. Пимен Великий любил повторять фразу: «Все, что превосходит меру, приходит от бесов».

К людям он также проявлял недюжинную строгость. Это мы увидели ранее на примере случая с арестом племянника подвижника из-за неповиновения угодника Божия правителю страны. О возвышенных вещах с посетителями он не беседовал – просто молчал, не отвечал на заданные ему соответствующие вопросы. Излюбленной темой разговоров Пимена с пришедшими являлись страсти и борьба с пороками. Он советовал гнать от себя пагубные помыслы, всячески им сопротивляться. Учил, что самовоздвигнуться можно лишь благодаря самоосуждению, что каждый человек более всего нуждается в смирении и кротости, которое приходит через самоуничижение. Пимен и себя презирал хуже всех людей на свете, считал себя ниже всякой твари, даже убийцы, в чем неоднократно и чистосердечно признавался.

Преподобный отвергал скорбь, потому как это всеобъемлющее чувство, по его мнению, мешает стать человеку истинным монахом.

Интересна проповедь старца, которую он произнес, когда пришли к нему однажды из Сирии знаменитые люди. Те говорили по-гречески, Пимен же не владел этим языком, а переводчика рядом не было. Посетители пришли в смятение: очень уж хотелось им получить наставления мудрого подвижника, расспросить того о чистоте сердца. И тогда, ко всеобщему удивлению, Пимен Великий внезапно заговорил на чистом греческом языке. Слова его были преисполнены мудрости:

«По природе вода – мягкая, а камень – твердый; но бурдюк, подвешенный над камнем, роняя воду каплю за каплей, проделает в камне дырку. Так обстоит дело и со словом Божиим: оно – нежно, а наше сердце – черство, но человек, который часто его слушает, открывает сердце страху Божию».

Преподобный Пимен скончался в возрасте 110 лет, около 450 года. Вскоре же по кончине он был признан святым угодником Божиим и получил наименование Великий — в знак великого смиренномудрия, скромности, правдивости и самоотверженного служения Богу.

Примечание:

1 Пимен (potmen) по-гречески означает “пастырь”, “пастух”. Более 200 изречений, изумительных по глубине и мудрости, делают Пимена первостепенной фигурой в различных сборниках апофтегм. Поскольку он часто передает изречения предшествующих отцов, то считается, что первые сборники апофтегм были составлены в кругу учеников аввы Пимена.

,,О дивный угодниче, преподобне отче наш Пимене, недоумеем мы, грешнии, по долгу восхвалити тя. Был бо еси монахов образ, исцелений податель, пустыни житель, безмолвия рачитель, страстей искоренитель и всякия добродетели учитель. Сего ради умильно к тебе припадаем и смиренно просим: от сокровищницы твоея подаждь и нашему убожеству. Смирением твоим нашу гордыню низложи; безстрастием наши страсти попали; бодрствованием дух лености от нас отжени; слезными токи наше нечувствие пробуди; бдением от нерадения нас возстави; молитвами в нас пламень молитвы возжги; любовию нас братолюбны сотвори; подаждь же нам дух кротости и смирения, дух чистоты и благочестия; от страстей убо нас свободи и ко истинному покаянию приведи. Ты бо во уме твоем непрестанно имел еси на Кресте распятаго за нас Сына Божия. Того сладчайшее имя во уме и сердце непрестанно имети и нам, окаянным, подаждь, да любовию Тому горяще и грехи наша помышляюще, страшный оный День судный сретити уготовимся и в Царствие Небесное внити с тобою и всеми святыми сподобимся, славяще Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.”

Тропарь преподобному Пимену Великому

глас 8:

,,Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Пимене отче наш, моли Христа Бога, спастися душам нашим.”

Кондак, глас 4:

,,Светлых подвиг твоих, преподобне отче, наста днесь святая память твоя, души благочестивых веселящи, Пимене богомудре, отче наш преподобне.”

Величание:

,,Ублажаем тя, преподобне отче Пимене, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.”

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Ссылка на основную публикацию