Порфирий Кавсокаливит – житие и биография старца, труды и творения, слова и советы, наставления и поучения

Духовная жизнь в учении старца Порфирия Кавсокаливита

Порфирий Кавсокаливит

Когда идёт речь, по крайней мере в журналистской среде, о духовной жизни и духовных людях, как правило, невольно приходит мысль о какой-то области высшего образования, учреждениях культуры, имеющих отношение к лицам, достигшим профессионального успеха в исследованиях науки и искусства. В таких случаях обычно имеется в виду «духовность» в абсолютно абстрактном значении, что означает развитие определенных умственных способностей, приверженность некоторых людей определённым идеологиям и системам мировоззрения.

Такой подход вызвал бы немалое удивление по отношению к названию этого исследования, ведь речь идёт о человеке малообразованном, не имеющем никакого отношения ни к идеологиям, ни к интеллекту, ни к культуре, ни к письменности. С другой стороны, Отцы Церкви характеризуют человека духовного как человека, обладающего “силами Духа”[1], подчеркивая при этом, что духовный человек “возник из трех стихий: Благодати Небесного Духа, логики души и земного тела”[2], которое, конечно, тоже является духовным, когда оно участвует в Благодати Святого Духа.

Даже тому, кто лично не знал Порфирия Кавсокаливита, а только читал книгу “Старец Порфирий Kaвсокаливит. Житие и слова”[3], нетрудно будет понять, что старец был святоотечески духовным человеком и что его учения носят надёжный руководящий характер в подлинно духовной жизни. Впрочем, не только содержание этой книги, но и сама духовная жизнь не может ограничиваться рамками простого контекста. Поэтому мы представляем некоторые простые замечания по этому вопросу. Взяв на вооружение выражение: “Гомер через Гомера поясняется”, мы попробуем передать вам не только дух, но и стилевую подлинность речи старца.

Старец Порфирий не отделяет духовную жизнь от остальной человеческой жизни, не ставит непреодолимых преград и разделений, как это обычно делаем мы. Он сам является целостной личностью, поэтому отрицает всякого рода обедняющие жизнь абстракции. Таким образом, придавая большое значение интересу к молитве и изучению Библии, гимнологии, правилам и церковным тропарям, он параллельно обращает наше внимание на простую тропу в сельской местности, на садовые растения, цветы и деревья, подчёркивая, что занятия “искусством и музыкой очень полезны для души”. Он считает, что все это действует, как “лекарство”, помогающее в лечении человека[4].

Он был чистым и цельным человеком, который хотел видеть и всех остальных людей цельными и счастливыми. Поэтому он видел все предметы и весь мир как “путеводители” к великой любви Христа. “Все свято: и море, и купание, и еда. Радуйтесь всему. Всё нас обогащает, всё приводит нас к великой любви, всё ведёт нас ко Христу”[5].

Когда старец Порфирий говорил о духовной жизни, он не ссылался на вещи, которые он где-то читал, а свидетельствовал о своём личном опыте. Поэтому и слова его были более чем убедительными, они опирались на жизненный опыт и личные отношения старца с величайшим и важнейшим на этом свете – с Христом, Который превыше всего. Он всегда говорил: “Если ты найдёшь Христа, это будет предостаточно для тебя, ты больше ничего не захочешь, ты успокоишься. Ты станешь другим человеком. Ты живёшь там, где есть Христос. Ты живешь в звездах, в бесконечности, на небесах с Ангелами, на земле с людьми, с растениями, животными, со всем и вся”.

Там, где есть любовь во Христе, одиночество исчезает. Ты становишься кротким, счастливым, целостным. Нет ни тоски, ни болезни, ни давления, ни тревоги, ни мрака, ни ада. Христос живёт во всех твоих мыслях, во всех твоих делах. Ты обладаешь Благодатью, поэтому ты готов пострадать за Христа. Ты в состоянии принять даже несправедливые страдания. Более того, ты с радостью принимаешь несправедливые страдания за Христа… Когда Христос приходит в сердце, твоя жизнь меняется. Христос есть всё “[6].

Эти отношения со Христом есть отношения сокровенные и пронизанные любовью. Жизнь христианина “сокрыта со Христом в Боге”[7]. Тот же опыт и то же наставление апостола Павла мы обнаруживаем у старца Порфирия: “Никто не должен видеть вас, никто не должен уловить даже движения вашего в поклонении Божественному. Все это должно происходить в глубочайшей тайне, как у отшельников. Помните, что я рассказывал вам о соловье? Он поёт в лесу. В тишине. Разве можно с уверенностью сказать, что кто-то его слышит? Что кто-то хвалит? Никто. Как хорошо петь в пустыне! Вы видели, как он раздувает горло? Такое происходит и с тем, кто влюбляется в Христа. Если любит, “раздувается гортань. Любящий Христа прикладывает огромные усилия”[8].

Смысл духовной жизни, как учил старец, это не принудительный труд, духовную жизнь приводит в движение любовь к Богу. Чтобы утвердить и засвидетельствовать эту истину, он проводит параллель с человеческой любовью: “Давайте возьмём пример из человеческой жизни. Любящий не может жить вдали от любимого человека, у него нет необходимости переносить образ любимого человека из ума в сердце, но, увидев свою возлюбленную, сердце его трепещет. Когда он находится вдали от неё и думает о ней, сердце его опять трепещет. Он не прилагает для этого каких-либо усилий, всё это происходит непроизвольно. Так и со Христом. Но там, конечно же, всё Божественное. Божественная любовь, любовь эта носит не плотский характер. Это безмятежная любовь, но более пронзительная и глубокая. Так же, как и в естественной любви, когда ты не видишь любимого человека, ты безмерно страдаешь. Но и тогда, когда ты находишься рядом с любимым человеком, ты страждешь от любви и умилённо плачешь, таким образом, в этом случае ты тоже страдаешь от любви, сам того не замечая, ты заливаешься слезами любви, благоговения и радости. Это и есть благочестие”[9].

То, что в духовной жизни главное – это любовь, является связующим звеном между учением старца и его жизнью. Поэтому он подчёркивает, что “когда ты искренне любишь, то, даже если живёшь на площади Омония (центральная площадь Афин – Прим. ред.), не замечаешь, что ты на Омонии. Ты не видишь ни автомобилей, ни людей, н и ч е г о. Ты внутри себя с человеком, которого любишь. Ты живёшь, ты радуешься, ты вдохновляешься. Разве это не реальность? Представьте, что лицо, которое ты любишь – Христос. Христос в сознании твоём, Христос в твоём сердце, Христос во всей твоей сущности, Христос везде”. Кроме того, он уверяет, что всё это не пустые теории, а его собственный опыт и видение мира: “Этим я и занимаюсь. Я пытаюсь найти средства полюбить Христа. Такой любовью невозможно насытиться. Насколько возрастает твоя любовь ко Христу, насколько кажется тебе, что этого мало, настолько тебе хочется полюбить Его ещё больше! Не осознавая происходящего, ты будешь подниматься всё выше и выше!”

Учение старца о духовной жизни, основанной на любви, остаются для нас насущными и побудительными. В другом контексте он подчеркивает, что духовная жизнь, это “любовь, волнение, безумие, Божественная тоска. Это всё есть в каждом из нас. Наша душа требует их приобретения. Для многих, однако, религия является борьбой, мукой и беспокойством. Поэтому многих религиозных людей считают несчастными, потому что видят, как они далеки от счастья…” Здесь, конечно, старец говорит о некоторой патологии, которая может появиться в отношениях человека с Богом, о ситуации, к сожалению, очень часто встречающейся у так называемых «религиозных» людей.

Понимание Христа как основы внутреннего мира верующего, необходимость горячей любви к Нему – главные моменты не только в учении старца Порфирия, они были и большим достижением его жизни. Он прожил полноту этих отношений и призывает и нас настроиться на ту же частоту: “Постоянно смотрите вверх, ко Христу, чтобы приблизиться к Нему, вы можете работать со Христом, жить с Христом, дышать со Христом, болеть со Христом, радоваться со Христом. Пусть будет для вас Христос всем. Ваша душа пусть просит, кричит, взывая к Нему: «О, Жених мой, желанный…” Христос есть Жених, Отец, Он – всё. Нет на свете ничего возвышеннее, чем любить Христа. Всё, чего мы хотим, – во Христе. Христос есть всё. Вся радость, все радости, райская жизнь. Всё великое у нас есть, когда внутри нас Христос. Душа, которая влюблена в Христа, всегда весела и счастлива, каких бы трудов и жертв это не стоило”.

Для достижения любви к Богу необходимым условием является любовь к ближнему. Таким образом, мы становимся одним целым со Христом и признаём Его как Отца нашего и главу Церкви. “Любовь к своему брату воспитывает любовь к Богу. Мы будем счастливы, когда полюбим втайне всех людей. Мы почувствуем тогда, что всё и вся вокруг нас любят. Никто не может прийти к Богу, если проходит мимо людей». Эта любовь распространяется и на тех, о которых мы думаем, что они идут не по правильному пути, потому что не от нравственности зависит любовь к нашим ближним. Кроме того, наши попытки исправить кого-то “являются своего рода проекцией себя. На самом деле, мы хотим, чтобы мы стали хорошими, и из-за того что мы не можем стать такими, мы требуем этого от других, иногда даже настаиваем на этом. Хотя всё можно исправить через молитву, мы часто становимся раздражительными и начинаем переживать, а затем и осуждать. “Моралист”, который засел в нас, когда видит кого-то неправильного, начинает протестовать, в то время как в большинстве случаев он-то поступает так же. Но он обижается не на себя, а на другого. А этого Бог не хочет”.

Такое отношение старца продиктовано не какой-либо моральной психологией, а глубокой церковностью, ведь всё это существует в реальной церковной жизни. Отец Порфирий подчеркивает, что Христос явится среди нас в единстве и любви, в Его Церкви. Для всех нас важно то, чтобы войдя в церковь, мы объединились с нашими ближними, принимая и их радости, и их горести. В церкви мы молимся за всех, страдаем во спасение всех и становимся единым целым с несчастными, больными и грешниками. Никто не должен желать спасения только для себя, без того, чтобы просить о спасении ближних. Когда мы отделяем себя от других, мы перестаём быть христианами. Напротив, мы становимся истинными христианами, когда мы глубоко чувствуем, что мы являемся членами мистического Тела Христова, то есть, когда мы живем в единстве в Его Церкви. Это показывает истинное значение Церкви.

Также старец Порфирий учит нас, что всё, что мы делаем в духовной жизни, должно быть сделано из любви и без задних мыслей. Каждый поклон, любые усилия имеют значение, когда сделаны без каких-либо расчетов – не выиграть что-то, даже если это рай, а из чистой любви к Христу. Таким образом, любовь дает смысл всему, это путь страданий, который делает истинного христианина поэтом. “Тот, кто хочет стать христианином, должен сначала стать поэтом. Вот в чём дело! Ты должен страдать. Любить и страдать. Страдать ради того, кого любишь. Любовь заставляет трудиться для блага любимого. Она бежит, не спит, кровоточит, чтобы встретиться с любимым. Она жертвует всем, не считая ничего, ни угроз, ни трудностей. Любовь ко Христу – другое дело, это что-то бесконечно возвышенное”. И сразу же спешит уточнить: “И когда я говорю о любви, я не имею в виду те качества, которые мы приобретаем на своём жизненном пути, а о сердечной любви ко Христу и ближним”.

1 . Иоанн Златоуст, О пользе смутного пророчества 2,5 , PG56 , 182

2. Григорий Палама, За святых Исихастов 1,3,43 , в Писаниях, изд П. Христу, том 1-ый, Салоники 1962, стр. 454 .

3. Книга была впервые опубликована в марте 2003 монастырём Хрисопиги (Золотой источник) в городе Ханья на Крите. Сегодня вышло её 7-е издание, в то время как книга переведена и распространяется на английском, арабском, румынском, русском, немецком, болгарском, итальянском и других языках. Сноски в статье относятся к этой книге.

4. Старец Порфирий, Житие и Слова, стр. 379 .

5. Там же, стр. 462 .

6. Там же, стр. 219 .

8 . Житие и Слова, стр. 238 .

9. Там же, стр. 260 .

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Порфирий Кавсокаливит — житие, наставления старца

Преподобный Порфирий Кавсокаливит – известный греческий Святой, память которого почитается в православной церкви.

Житие Преподобного Порфирия

Евангелос Баирактарис родился в Греции в 1906 году. Семья его была глубоко верующей, но бедной. Родители были крестьянами.

С пеленок мальчика воспитывали в лучших традициях православной веры, поэтому вырос он глубоко духовным человеком.

Через свою бедность, родители не смогли дать мальчику полноценное образование. Он закончил только два класса обычной школы.

Но зато тяжело трудиться мальчику пришлось уже с самого раннего детства. Он и выпасал скот, и работал в огороде, и трудился по хозяйству. Уже в 8 лет он непосильно работал на шахте, потом торговал за прилавком.

Но каждую свободную минутку Евангелос старался читать жития Святых. Особенно затронуло детскую душу житие Святого Иоанна Кущника. С тех пор он твердо решил подражать Святому и также хотел подвизаться на Афоне.

Но первые попытки отправки на Святые горы заканчивались всегда неудачно. И на Афон ему удалось приплыть только в возрасте 14 (или 15) лет.

Во время водного путешествия на Афон по воле Божьей он встретился с опытным подвижником Пантелеймоном, который узнал о желании юноши подвизаться, взял его под свою духовную опеку.

На Афоне юноша принялся самоотверженно трудиться, неустанно молится и закалять себя всякого рода трудностями. Он спал только на твердом полу, отдыхал мало, молился много, и в зной, и в стужу ходил босиком.

Читайте также:  Житие преподобного Паисия Святогорца – жизнеописание и чудеса святого старца

Став духовно крепким юноша был пострижен с именем Никита.

Юный подвижник стал еще ревностней нести службу и претерпевать всякие трудности. Но заболел воспалением легких, которое перешло в плеврит. Дальше оставаться на Афоне не представлялось возможным и старцы отправили его со Святой горы.

Покинув Афон инок Никита стал подвизаться вблизи своего родного села в монастыре святого Харлампия. В это время ему было 19 лет. В этой обители его рукоположили в сан священника. В это время молодому подвижнику было всего лишь 22 года.

За его усердие в служении, великие молитвенные подвиги Порфирия назначают духовником монастыря. В это время народная тропа к Порфирию никогда не зарастала. К нему постоянно шли за советом, наставлением, и т.д. Он стал любящим и заботливым отцом для своей паствы. Вскоре его воздвигают в сан архимандрита.

В это время Святой Порфирий достиг такой благодати, что к нему стали обращаться даже доктора. Он часто устанавливал диагноз, когда светила медицины не могли разобраться и исцелял больных.

Но на протяжении всей жизни архимандрит любил Афон и узнав, что келья, которая когда-то принадлежала ему опустела, попросился обратно в нее.

Последние годы Жизни Преподобный провел в своей келье на Афоне и мирно отошел ко Господу 2 декабря 1991 года.

Видео: Автобиография Преподобного Порфирия

О чем молятся Святому

Великий старец Порфирий –один из самых известных Святых 20 века.

Он отличался особой любовью к людям, долготерпением, нестяжанием, кротостью, смирением.

Батюшка излучал доброту, которая как солнечные лучи согревала всех вокруг него. Он был прозорливым, а по его святым молитвам люди получали исцеление.

В своих наставлениях, Преподобный не раз подчеркивал, что необходимо просить у Господа прежде всего умной молитвы, терпения скорбей, смирения, а не исцеления и избавления от скорбей. Так как скорбями и болезнями человек очищается и получает от них многую пользу.

К нему можно обращаться с разнообразными просьбами. Он часто исцелял людей будучи живым и продолжает это делать из небесного царствия. Святой старец Порфирий помогает безропотно терпеть скорби и быть стойкими в вере, обрести правильную дорогу и не сворачивать с нее.

Тропарь и Кондак Преподобному Порфирию

Видео: Порфирий Кавсокаливит о молитве

Икона Порфирия Кавсокаливита

Как правило, чтобы взывать к тому, или иному Святому небесному покровителю, необходимо, чтобы в доме был его Образ.

Икона Порфирия Кавсокаливита поможет обращаться к Святому подвижнику, как к живому человеку.

Этот великий подвижник благочестия жил совсем недавно. По сути он является нашим современником и ему знакомы нынешние беды, современная жизнь с ее соблазнами и т.д. При жизни к Святому старцу часто приходили юноши и девушки со своими проблемами и увлечениями в духе времени, он часто давал наставления родителям и т.д.

Святой образ Порфирия даже в изображении на иконе передает его безграничную любовь и милосердие к людям. Поэтому горячая сердечная молитва перед образом Святого Порфирия обязательно будет услышана подвижником и его Святая помощь не заставит себя ждать.

День памяти Преподобного

В православной христианской традиции день памяти Преподобного Порфирия Кавсокаливита принято отмечать 19 ноября и 2 декабря. Именно в эти дни уместно будет вознести искренние молитвы Святому подвижнику.

Видео: Советы старца

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Старец Порфирий Кавсокаливит

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Старец Порфирий Кавсокаливит (Баирактарис) — это один из самых известных подвижников благочестия ХХ столетия во всем мире. Бог наградил этого великого человека множеством духовных даров, среди которых:

  • кротость;
  • дар исцеления;
  • прозорливость;
  • любовь к людям и Господу;
  • долготерпение.

Люди говорят, что он мог одним прикосновением излечить человека и избавить его от самых страшных болезней. Хотя сам святой всю жизнь болел и никогда не просил Господа об исцелении своего тела. Праведник мог понимать язык птиц, он видел ангелов и демонов, мог рассказать о безднах морских, недрах земли и древних событиях так, как сам бывал там. Говорят, что он даже мог разглядеть душу человека.

Житие Парфирия Кавсокаливита

Настоящее имя праведника Евангелос Баирактарис. Он родился в провинции Эвиа в селе Иоанна Карустия, что в Греции. Родители святого были обычными бедными крестьянами. Евангелос учился два года в сельской школе. Все остальное время мальчик помогал своим родителям с хозяйством: работал на огороде, пас овец. В возрасте восьми лет мальчик пошел работать на угольную шахту. Позже стал продавцом в одном из магазинов.

Однажды Евангелос прочитал о жизни Иоанна Кущника. Эта история произвела очень большое впечатление на мальчика. Вскоре он втайне от своих родителей подался на Гору Афон, где отдал себя послушанию духовно опытным старцам.

Одного дня старцы послали мальчика за дровами для печи. В поисках дров он добрался до оврага, который находился от Кавсокаливия. Мальчик начал рубить дрова, как вдруг случилось несчастье. С рукоятки топора сорвалось лезвие и глубоко вонзилось в ногу Евангелосу. Кровь хлынула из раны, а мальчику никто не мог помочь, так как он забрался очень далеко в лес. Он должен был умереть там. Чувствуя, что он не сможет сам выбраться, юный послушник начал громко зазывать на помощь Божью Матерь. И кровь остановилась.

Так Евангелос принял монашество. Он хотел провести всю жизнь на Афоне, но судьба так не решила. В 19 лет Никита (такое имя он выбрал, когда принял постриг) заболел воспалением легких. Старцы оправили его лечиться. Порфирий излечился от болезни и вернулся назад на гору. Но болезнь снова дала о себе знать.

Монахи поняли, что климат Горы Афон может убить их ученика, поэтому они отправили его назад, приказав больше не возвращаться. С того времени Старец Порфирий Кавсокаливит без устали служил Богу и людям.

Порфирий Кавсокаливит — житие и слова

Старец всегда охотно делился своим советом с людьми, которые в нем нуждались. Если собеседник не принимал первый совет. Праведник давал ему следующий, который был понятнее и легче. Но как он сам говорил, первый совет всегда был лучшим и духовно полезным.

Праведные слова святого старца Порфирия:

  • Берегите лампаду жизни;
  • Если бы вы знали, как Христос нас любит!;
  • Молись о терпении;
  • Читайте больше Священное Писание;
  • Кто не покается, тот погибнет;
  • Кто умер ради Христа, для того нет смерти!;
  • В результате раковых болезней наполнился рай.

Также старец очень много говорил о том, как правильно вырастить будущее крепкое поколение. Порфирий Кавсокаливит о воспитании детей говорил следующее:

  • Детям не нужно много слов

Многие матери не умеют молиться. Они могут многословить, советовать, переживать. Но этого не достаточно. Ваши указания и советы приносят вред. Нужна молитва. Молитесь. Дети не требуют многих слов. Ваши слова ударят в уши, а молитва притронется до самого сердца.

  • Никогда не должно быть никаких ссор при детях

Ваши дети не должны слышать ссор и повышенных голосов. Никогда!

Господь всегда с Вами!

Смотрите видео, в котором старец Порфирий рассказывает о труде:

ПОРФИРИЙ КАВСОКАЛИВИТ

Прп. Порфирий Кавсокаливит

Порфирий (Байрактарис) Кавсокаливит (1906 – 1991), архимандрит, преподобный

В миру Евангел Байрактарис (Ευάγγελος Μπαϊρακτάρης), родился 7 февраля 1906 года в селении Айос-Иоаннис близ города Карист на острове Эвбея, Греция. Его родители были бедные, благочестивые крестьяне. Образование получил в двух классах начальной сельской школы. С самого детства помогал родителям заниматься хозяйством: пасти овец, работать в огороде. В восемь лет пошёл работать на угольную шахту, а затем за прилавок магазина.

Уже в отроческом возрасте его охватило желание посвятить свою жизнь монашеским подвигам. Прочитав житие святого Иоанна Кущника, так вдохновился жизнью преподобного, что решил подражать ему. В 13 лет он втайне от родителей отправился на Афон. Там он отдал себя в послушание двум добродетельным и духовно опытным старцам, жившим в Георгиевской келлии на Кавсокаливии принадлежащий Великой лавре. На Кавсокаливии он прожил в качестве послушника шесть лет.

Однажды утром его послали наколоть дров для печки. В их поисках юный послушник добрался до оврага, находившегося довольно далеко от скита Кавсокаливия, в котором он тогда жил со своими старцами. Когда мальчик начал рубить дрова, с ним случилось несчастье: с топора сорвалась рукоятка, и лезвие вонзилось ему в ногу, сильно ее поранив. Из раны хлынула кровь. Поблизости никого не было, и отрок был обречён на смерть от потери крови. Чувствуя смертельную опасность, он изо всех сил начал громко призывать на помощь Матерь Божию: “Пресвятая Богородица, помоги мне!”. И кровь немедленно остановилась. Вскоре после этого он принял монашество с именем Никита [2].

Юноша хотел всю жизнь подвизаться на Афоне, но в возрасте 19 лет получил воспаление легких, которое перешло в плеврит. Старцы приказали ему оставить Афон и поехать лечиться. Пройдя курс лечения и почувствовав себя лучше, он вернулся на место пострига. Однако болезнь вновь дала о себе знать, и старцы, видя, что афонский климат может убить их ученика, послали его назад, не благословив возвращаться на Святую Гору.

Так, в 19-летнем возрасте он был вынужден вернуться на Эвбею и сначала подвизался в монастыре священномученика Харалампия в Авлонари, а потом в обители святителя Николая Чудотворца в Ано-Вафеа.

В возрасте 21 года [3] был рукоположен во иеромонаха Синайским архиепископом Порфирием III, который дал ему свое имя.

Вскоре, несмотря на юный возраст батюшки, митрополит Каристский Пантелеимон назначил отца Порфирия монастырским духовником. Это послушание отец Порфирий нес в монастыре святого Харалампия до 1940 года. Многие из окрестных жителей обращались к нему, вереницы людей ждали своей очереди, исповеди длились часами без перерыва.

Прп. Порфирий Кавсокаливит

В 1938 году был возведён в сан архимандрита.

В 1940 году был назначен настоятелем церкви святого Герасима при Афинской поликлинике около площади Омония. За тридцать три года своего служения на этом месте отец Порфирий помог тысячам людей обрести душевный мир, многих из них по благодати Божией он исцелял от разного рода болезней.

После ухода на пенсию в 1973 году продолжал служить и исповедовать в древнем заброшенном храме святителя Николая в районе Пендели.

В 1978 году с ним случился инфаркт, он несколько месяцев прожил у своих друзей в Афинах, после чего в 1979 году поселился в районе Милеси, где и основал исихастирий Преображения Господня – большое подворье с храмом. Здания подворья начали строить в 1983 и строительство происходило постепенно [4].

Отец Порфирий никогда не оставлял надежды вернуться обратно на Афон. Когда в 1984 году он узнал, что последний обитатель родной для него Свято-Георгиевской келии оставил её и перешел жить в монастырь, он поспешил на Святую Гору, в Кавсокаливский скит.

К тому времени стали известны случаи прозорливости старца и исцелений по его молитве. Люди с разных концов Греции стремились получить его совет и благословение. В конце 1980-х годов по его благословению в Каламосе был создан мужской монастырь во имя преподобного Симеона Нового Богослова [5].

Могила преподобного Порфирия Кавсокаливита около Свято-Георгиевской келии на Кавсокаливии. Святая Гора Афон

Скончался 2 декабря 1991 года. По просьбе старца недалеко от келии для него была выкопана могила. В последнюю ночь своей земной жизни старец исповедался, после чего ученики стали читать канон на исход души, а затем по четкам келейное правило великосхимника. Последними словами старца стали евангельские строки: “Да будут все едино” (Ин. 17:21). Затем еле слышно он прошептал: “Гряди” и испустил дух.

Преподобный Порфирий Кавсокаливит. Фреска

Оценки и почитание

Говоря о духовных дарованиях старца Порфирия, известный греческий старец Паисий Святогорец говорил: “У него цветной телевизор, а у меня только черно-белый”.

27 ноября 2013 года Священный Синод Константинопольского Патриархата принял решение о его канонизации с установлением памяти в день преставления 2 декабря н. ст. [6]. Синодальным решением от 4-5 июля 2017 года его память была также включена в месяцеслов Румынской Православной Церкви.

Критика

Изданная в 2006 году на русском языке книга “Старец Порфирий Кавсокаливит. Житие и слова” [7] подверглась резкой критике со стороны профессора А.И. Осипова [8]. Среди прочего проф. Осипов цитирует слова старца Порфирия, приведенные в указанной книге:

Далее проф. Осипов отмечает:

Преподобный Порфирий Кавсокаливит. Икона с сайта Богослов.Ru

Представляет интерес доклад доктора богословия, главного редактора журнала «Синаксис» Афанасиоса Н. Папафанасиу, посвященный личности старца Порфирия [10]. В частности, в нем говорится:

Преподобный Порфирий Кавсокаливит. Греческая икона

Молитвословия

Апо́cтольскою ре́вностию жи́тельствуя / и Христо́во имя непреста́нно призыва́я, всем любо́вь Бо́жию пропове́дуя, / вы́ну в той пребыва́л е́си, мно́гия дyши исцеля́я и ко Воскре́сшему приводя́. Те́мже, насле́довавый селе́ния святы́х, / потщи́ся и наста́ви нaс, да прии́дем и мы во объя́тия Божия, / ра́достно вопию́ще ти: // ра́дуйся, преподо́бне о́тче Порфи́рие.

Ра́дуйся, Афо́на смире́нное овча́, / Порфи́рие, Любве пропове́дниче, / мона́хов сла́во, святы́х удобре́ние. Óвому бо Духом даде́ся сло́во прему́дрости, // другому же слово ра́зума и де́йствия сил, тебе же ку́пно вся откры́шася яко таи́ннику Бо́жия благода́ти.

Литература

  • Elder Porphyrios, Джорданвилль: Свято-Троицкий монастырь, 2001.
  • Идеже хощет Бог. Жизнь и чудеса старца Порфирия, Изд-во Саратовской епархии, 2004.
  • Цветослов советов, Пустынь новая Фиваида Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 2008.

Использованные материалы

  • “Старец Порфирий Кавсокаливит: жизнеописание, наставления, чудеса”, портал Православие.Ru, 29 ноября 2013:
    • http://www.pravoslavie.ru/put/66252.htm
  • “Константинопольская Церковь канонизировала старца Порфирия (Байрактариса)”, портал Седмица.Ru ЦНЦ “Православная Энциклопедия”, 28 ноября 2013:
    • http://www.sedmitza.ru/text/4278798.html
  • Житийная справка календаря православной энциклопедии Азбука веры:
    • https://azbyka.ru/days/sv-porfirij-kavsokalivit-bairaktaris – молитвословия

[1] “Όσιος Πορφύριος ο Καυσοκαλυβίτης ο διορατικός και θαυματουργός”, частный сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής, http://www.saint.gr/4347/saint.aspx

[2] Так по ст. “Старец Порфирий Кавсокаливит: жизнеописание, наставления, чудеса”, портал Православие.Ru, 29 ноября 2013, http://www.pravoslavie.ru/put/66252.htm . По заметке “Константинопольская Церковь канонизировала старца Порфирия (Байрактариса)”, портал Седмица.Ru ЦНЦ “Православная Энциклопедия”, 28 ноября 2013, http://www.sedmitza.ru/text/4278798.html – в то время был пострижен в рясофор.

[3] Так по ст. “Старец Порфирий Кавсокаливит: жизнеописание, наставления, чудеса”, портал Православие.Ru, 29 ноября 2013, http://www.pravoslavie.ru/put/66252.htm . По заметке “Константинопольская Церковь канонизировала старца Порфирия (Байрактариса)”, портал Седмица.Ru ЦНЦ “Православная Энциклопедия”, 28 ноября 2013, http://www.sedmitza.ru/text/4278798.html – в возрасте 20 лет.

[4] “Старец Порфирий Кавсокаливит”, частный туристический сайт Лидии Левандовской, http://1pk.gr/starets-porfirij-kavsokalivit

[5] Официальный сайт Каламосского монастыря преп. Симеона Нового Богослова, http://www.agsymeon.com/index.php

[6] “Канонизирован афонский старец Порфирий Кавсокаливит”, портал Православие.Ru, 28 ноября 2013, http://www.pravoslavie.ru/news/66196.htm

[7] Старец Порфирий Кавсокаливит. Житие и слова. Малоярославец, 2006

[9] Старец Порфирий Кавсокаливит. Житие и слова. Малоярославец, 2006. Стр. 204

«Все, что говорил старец Порфирий, – в точности сбылось»

Воспоминания о святых старцах Порфирии, Иакове (Тсаликисе) и Паисии

Этими воспоминаниями о своих встречах со святыми старцами и о том, какую роль они сыграли в его жизни, митрополит Морфский Неофит (Масурас) поделился во время беседы с верующими в Свято-Преображенском монастыре (Милеси, Аттика) 7 июня 2018 года.

Я приехал в этот монастырь в 1981 году из любопытства. Здесь тогда уже подвизался святой Порфирий. Думается, он приехал в монастырь двумя годами ранее – в 1979-м. Он жил в комнатке, похожей на чулан. Это было маленькое помещение из бетонных блоков. В то время я был студентом второго курса, изучал право. Приехал сюда со своим другом с Родоса, который как-то сказал мне:

– Слушай, Омир (так меня тогда звали), поехали в Оропос: испытаем недавно купленный автомобиль.

Хари тогда купил себе дешевую подержанную машину. Он сказал мне:

– Поехали, встретимся со старцем Порфирием.

Я знал, что Хари был знаком с этим старцем. Я не был знаком с ним и поэтому спросил друга:

– Кто такой старец Порфирий?

– Это современный святой.

Хоть я и был из благочестивой семьи, которая посещала церковь, каких много на Кипре, но я думал, что святость – это что-то древнее, уже давно исчезнувшее, такое эхо из прошлых веков, а в наше время людей святых уже нет, и те, кто твердят, что она существует, наверное, преувеличивают. Или, скорее всего, это такой благородный титул, не отражающий подлинной сути.

Как я уже сказал, мы сюда приехали с Хари из любопытства. Мы нашли старца в маленькой комнатке. Хари побыл у него некоторое время, а затем старец захотел встретиться со мной. Он сказал:

– Пусть тот высокий парень, который ждет на улице, зайдет ко мне.

Я вошел в его комнатку. И старец стал давать мне советы, как надо молиться. Он сказал мне:

– Когда будешь возвращаться домой, не стесняйся молиться. Веди себя ответственно. Я знаю, что ты сможешь это сделать. Ты так устроен. Открой Христу свое сердце. Говори с Ним, молись своими словами.

Поскольку я слышал, что все делятся с ним своими проблемами, я тогда задумался: «О какой своей проблеме я могу ему рассказать?» Я же приехал в этот монастырь из любопытства. И мне подумалось, что я все-таки должен его о чем-нибудь спросить. Я сказал ему:

– Знаете, батюшка, я учусь на юридическом факультете, но понял, что выбрал не ту специальность. Она мне не подходит, поэтому я брошу тут учиться.

– А что ты будешь делать дальше?

– Поступлю на философский факультет. Меня очень интересует история. Но в последнее время, читая труды святых отцов, подумываю: а не поступить ли мне на богословский факультет?

«Нет! – решительно произнес старец. – Ты должен учиться. Твой диплом юриста будет необходим Кипрской Церкви»

Старец решительно произнес:

– Нет и нет! Ты должен продолжать учебу и получить диплом юриста. В будущем он будет необходим Кипрской Церкви.

Я был удивлен тем, что в некоторой степени он говорил пророческим образом.

Я, заикаясь, сказал:

– Как вы можете говорить, что Кипрская Церковь нуждается в моем дипломе?! Кем я буду, если Кипрская Церковь и ее архиепископ просят меня, чтобы я получил этот диплом?

Старец сказал мне:

– Ты должен продолжить свое обучение в университете. Сейчас ты неправильно мыслишь.

– Архиепископ спросит: есть у тебя такой диплом? Ты должен получить его.

– О чем вы говорите?! Пророчествуете, как сивилла?

Хочу пояснить для маленьких детей: сивиллы – это древние гадалки, жившие до рождения Иисуса Христа, которые предсказывали будущее. Неприлично было сказать старцу, тем более святому Порфирию, что он предсказывает, как гадалка.

Меня впечатлило то, как он сразу описал ситуацию в ее православном измерении.

– Нет, сын мой, – сказал он, – я не гадалка, это Святой Дух говорит тебе, и ты должен слушать меня.

Я вздрогнул. Оторопел. Еще ни от кого я не слышал: «Это Святой Дух говорит тебе!» И он был убежден в своих словах.

Затем старец взял меня за руку и сказал:

– Омир, сын мой, ты должен слушать меня.

Когда он произнес мое имя, словно Святой Дух обратился ко мне. Я отступил, немного поплакал… И угадайте, чего я попросил у старца Порфирия? Исповедаться. Я никогда в своей жизни не исповедовался. Как я уже говорил выше, шел 1981 год, тогда мне было 19 лет. Вот что происходит, когда Святой Дух действует в человеке.

Мне так захотелось исповедаться – вот что происходит, когда Святой Дух действует в человеке

Я был впечатлен, потому что старец обратился ко мне по имени. Этот богоносный отец зажег во мне «пламя» Святого Духа.

Первое пламя, зажженное от «фитиля» Святого Духа, – это пламя покаяния и исповеди. Потом следует все остальное.

После этого он сказал:

– Не надо исповедоваться сейчас и вообще приходить ко мне на исповедь: мы с тобой слишком схожи. Я хочу, чтобы ты пошел к одному старцу – самому смиренному и благородному старцу в Греции. Ты поедешь в Эвбею, к старцу Иакову (Тсаликису).

Я никогда не слышал о старце Иакове (Тсаликисе) из Эвбеи. Я ответил старцу Порфирию:

– Пусть будет так, как вы благословите, батюшка.

– Хочу, чтобы ты посещал меня время от времени, потому что ты заряжаешь меня своим энтузиазмом.

Позже я понял, что энтузиазм – это слово, которое содержит в себе Самого Бога. И этот святой хотел, чтобы всё то, что мы делаем, нравилось нам и вдохновляло нас. Что это значит? Активировать Святого Духа в себе, активировать пребывающее в нас, то есть Бога и Святого Духа. Поэтому всегда, когда мы вдохновляемся Богом, Святой Дух активируется в нас.

Я послушал старца Порфирия и поехал к старцу Иакову, и в конце концов всё то, что он сказал мне во время нашей первой встречи, стало для меня настоящим путеводителем в моей жизни. Прошли годы. Я ездил к старцу Иакову, и он стал моим духовным отцом.

В инфекционной больнице я встретил другого агнца Божиего – старца Евмения (Саридакиса), друга прокаженных, духовное чадо святого Никифора, который тоже был моим исповедником. И время от времени по разным поводам я посещал старца Порфирия.

Я хочу вам еще кое-что сказать. Когда мы с Хари уезжали, господин Арвантис, который сейчас справа от меня – а нам тогда было по 19–20 лет, – спросил нас:

– Вы встретились со старцем?

– Да, встретились, – ответили мы.

– Тогда почему вы не поможете старцу построить монастырь? Мало только радоваться его советам.

И мы начали помогать ему. Носили кирпичи – и сейчас получили «зарплату» за свои труды.

Вышло всё так, как сказал святой Порфирий: я получил диплом юриста. Я рассказал тогда ему, что у меня нет никакого желания быть юристом, я не переношу правоведение. Старец сказал мне:

– Омир, вооружись терпением. Научись быть терпеливым. Терпение – это Христова добродетель, которую ты должен усвоить. Учись терпению и изучай право в университете. И вместо четырех лет закончи его за пять.

«Научись быть терпеливым, – говорил отец Порфирий. – Терпение – это Христова добродетель»

– Ты полюбишь монастыри и будешь посещать их один за другим. Так что часть своего времени потратишь на такой вот религиозный туризм. И поэтому окончишь университет не за четыре, а за пять лет.

Так и произошло.

– В это время, – сказал старец Порфирий, – я буду живой, хотя ты услышишь, что я умер. Я не умру. А когда ты получишь диплом юриста, ты приедешь ко мне, и мы обсудим, надо ли тебе поступать на исторический или богословский факультет или лучше поехать туда, где ты научишься прикладному богословию.

Очевидно, он имел в виду монашество. Действительно, время от времени я слышал, что старец при смерти, что с годами его здоровье ухудшилось. Многие приезжали к нему, но он не принимал их. Некоторые люди спрашивали меня:

– Ты не поедешь к старцу Порфирию?

– Нет, не поеду. Он не скоро умрет.

– Откуда ты это знаешь? – спрашивали они.

– Я еще не окончил университет, – отвечал я.

– Разве он будет ждать тебя?

– Да, он так сказал мне и дал мне слово: это наш, так сказать, уговор.

И позже, когда старцу стало лучше, я посетил его.

А когда все говорили, что он умер, я всегда отрицал это:

– Невозможно, чтобы старец Порфирий умер!

Я даже сказал на кипрском диалекте:

– Порфирий – как кошка, имеющая семь жизней.

Когда я посетил его, он в шутку пожурил:

– Ты не любишь меня, а любишь только Иакова.

В ответ я сказал ему:

– Я люблю вас, батюшка, ведь я вас послушал: все еще изучаю право и скоро стану юристом.

А старец произнес:

– Если бы ты любил меня, то не говорил бы, что я как кошка с семью жизнями.

И тогда я понял, что от старца Порфирия ничего не скроешь.

Он спросил меня:

– Как поживает старец Иаков?

– Хорошо, но болеет. У него проблемы с сердцем, и, наверное, он нуждается в кардиостимуляторе, но он еще не очень пожилой человек.

Старец Иаков был на 13 или 14 лет моложе его. Старец Порфирий сказал мне:

– Мы с ним умрем в одно время.

– Господи, помилуй! – произнес я. – Старец Иаков еще молодой!

И сказал про себя опять на кипрском диалекте: «Прикуси свой язык!»

А он ответил мне вслух:

– Нет, я не прикушу свой язык. Вот увидишь: всё будет так, как я говорю.

В конце одной хорошей книги о монастыре есть диалог между старцем и игуменией Порфирией. Когда старец в последний раз поехал на место своего упокоения, в Кавсокаливию, игумения Порфирия позвонила ему по телефону, мысленно возмущенно говоря себе: «Я думала, что он вернется, как это делал всегда, когда ездил на Афон. Он не в последний раз приезжал, он снова приедет в наш монастырь».

Кажется, они имели красивый способ общения – песнями, мантинадами, как говорят на Кипре. Она сказала старцу:

– Батюшка, когда приедете? Я жду вас.

Он что-то ответил ей. Не могу вспомнить, что точно он сказал матушке. Он сказал ей что-то в этом роде:

– Я превращусь в птицу и прилечу к твоей двери!

Настоятельница сказала ему, что старец Иаков умер. И действительно, первым умер старец Иаков, 21 ноября. И старец сразу же отвечает ей:

– Если Иаков умер, то через десять дней умру и я.

Так и произошло: 2 декабря умер старец Порфирий. Что это значит? А то, что этот человек умел читать между строк.

Мне однажды сказал г-н Георгий Арвантис: согласно святому Порфирию, есть много способов прочитать один текст; и очень важно, чтобы мы с помощью молитв и Святого Духа могли прочитать смысл, скрытый между строк. Хочу напомнить тем, кто помоложе, что раньше была популярна одна песня, в которой есть следующие слова: «Между строками скрывается Алексис». Не Алексис Ципрас, конечно, а какой-то другой Алексис. И это правильно. Потому что в частности в словах святых сокрыт дух, который требует разного прочтения их слов, поэтому здесь необходимо и просветление. И как я уже ранее говорил, я осознал, что святой Порфирий – это человек, чьи слова необходимо воспринимать очень серьезно. И когда он говорил: «Я умру вместе с твоим старцем». Так что когда игумения Порфирия сказала ему, что старец Иаков умер, он ответил ей:

– И я умру, поэтому не вернусь в Афины.

Ему был дан знак: «Когда старец Иаков умрет, то через десять дней и ты умрешь»

То, что мне сказал святой Порфирий во время первой нашей встречи, мои дорогие отцы и братья, всё с точностью сбылось.

Я стал епископом. Это мне было предсказано не старцем Порфирием, а святым Иаковом, когда я сказал ему:

– Я не должен был становиться диаконом: у меня слабые руки. Может быть, мне надо было остаться просто монахом? Почему вы настояли, чтобы меня рукоположили в диаконы?

Тогда чудесным образом святой Иаков ответил мне:

– О чем ты говоришь?! Диакон! Разве отрекаются от благодати Святого Духа? Ты станешь не только диаконом, не только иереем, но скоро, после того как тебя рукоположат в священники, ты станешь епископом в стране, в которой ты родился.

И в 1993 году я стал священником. А спустя пять лет, в 1998 году, в очень молодом возрасте – в 36 лет – стал епископом на Кипре. Так слова старца Иакова в точности сбылись, как и слова святого Порфирия. Он мне сказал, что мой диплом юриста будет необходим Кипрской Церкви. И вот на первом заседании Синода, в котором я принимал участие, у нас возникла большая проблема: мы должны были провести расследование по поводу одного епископа. В то время был такой пункт в законе, согласно которому, если епископ провинился, то проводилось расследование: собиралась комиссия из трех епископов, и по возможности они должны были иметь дипломы правоведов.

Одним из епископов с дипломом юриста был митрополит Китонский. Второй епископ, сам согласившийся участвовать в комиссии, был покойный митрополит Киринейский Павел. Он изучал право. Третьего соответствующего этому правилу епископа не было. Точнее – им был я. Это было мое первое участие в заседании Священного Синода, и тогда мне было всего 36 лет. Того епископа, в отношении которого проводилось расследование, вероятнее всего, извергли бы из сана, а ему тогда было больше 70 лет. И моя совесть не позволяла мне проводить эти разыскания в отношении старика. Поэтому я предпочел молчать, надеясь, что другие участники заседания не вспомнят о том, что у меня есть диплом юриста. Но митрополит Китонский, у которого я служил диаконом, сказал мне:

– Неофит, почему ты молчишь? У тебя же есть диплом.

– Как я могу быть членом этой комиссии? Я только что стал митрополитом, до недавнего времени был иереем, и меня приглашают судить архиерея намного старше меня?

Покойный архиепископ Хризостом стукнул рукой по столу и произнес:

– Митрополит Морфский, у вас есть диплом юриста?

– Да, есть, – ответил я.

– Ваш диплом необходим Кипрской Церкви. Ваш диплом необходим мне. Почему вы его прячете?

И тут я вспомнил слова святого Порфирия: «Архиепископу Кипра и Кипрской Церкви будет необходим твой диплом юриста».

Я тогда расчувствовался, хотя старался этого не показать, но из глаз моих брызнули слезы. Архиепископ подумал, что я заплакал из-за того, что он повысил на меня голос, и сказал:

– Простите меня, простите меня! Мы расстроили вас, да еще когда вы первый раз участвуете в заседаниях Синода.

А я дерзко ответил ему:

– Я плачу не из-за вас.

Он спросил меня:

– Тогда почему вы плачете?

То, что я сейчас вам скажу, важно знать. Это вступление. Все это случилось в октябре 1999 года, то есть в конце второго тысячелетия по Рождеству Христову. Архиепископ спросил меня:

– Почему же вы расплакались?

– Потому что, Ваше Высокопреосвященство, много лет назад, когда я был студентом второго курса юридического факультета, я встретил человека, которого звали Порфирием.

Он даже не слышал о нем. И я ему поведал, что мне сказал старец Порфирий. Архиепископ воскликнул:

– Господи, помилуй! Господи, помилуй! Существуют ли еще такие святые люди, как он.

Вчера, в воскресенье, в храме святого Давида прошла официальная канонизация старца Иакова, с патриаршей Литургией. А когда-то старец Иаков был всего лишь молодым «беглецом» из Малой Азии и много лет считался свихнувшимся. Некоторые, даже люди церковные, насмехались над ним и называли его «слабоумным» и «глупой Марией» – так о нем говорили.

Сегодня все мы преклоняемся перед гробом святого Иакова и перед гробом великого ректора афонского монашества святого Паисия. Вы не можете себе представить, как было раньше, когда мы посещали его. Мы были молодыми. Когда мы приезжали к святому Паисию, то, бывало, сбивались с тропинки, стучали в ворота калив, и тогда выходили монахи и спрашивали нас:

– К старцу Паисию.

– Почему не ходите к хорошему старцу, а идете к этому обольщенному человеку?

Наверное, и вы слышали такие слова о нем? Поэтому даже в церковной среде эти святые люди должны были быть очень терпеливыми, потому что терпели злобу людей и демонов и наговоры народа, чтобы сегодня мы могли преклоняться перед их святостью, вдохновляться ею и наслаждаться. И если мы в какой-то степени ответственны, особенно сегодняшние епископы и иереи, то должны говорить о современных святых.

Если мы в какой-то степени ответственны, то обязательно должны рассказывать о современных святых

Вот вы приехали сюда, чтобы послушать разговорчивого епископа с Кипра. Значит, вы благочестивые люди. И вероятнее всего, ваши родители – я говорю о тех, кто помоложе, –встречали современных святых нашей Церкви. Так или иначе, необходимо испытывать какую-то признательность, какое-то уважение, какую-то благодарность за тяжелый труд этих Божиих людей.

И если какие-то чувства есть у меня, то прежде всего это благодарность.

Моя мать говорила мне:

– Сынок, ты должен питать чувство признательности к людям, которые тебя облагодетельствовали, к людям, которые развили твой разум.

Послушайте, как раньше матери говорили. Когда ей было 90 лет, я попросил ее:

– Мама, сейчас, когда тебе уже 90 лет, расскажи мне что-нибудь, чтобы я запомнил это на всю жизнь.

Она ответила мне:

– Неужели Церковь рукоположила тебя в епископы для того, чтобы тебя наставляла старая женщина? Это ты должен научить нас.

– Опыт – это нечто другое.

И мать ответила мне:

– Будь внимательным, не теряй свой ум.

И мать ответила мне: «Будь внимательным, не теряй свой ум» Об этом же – о хранении ума – заботились и святые

Александрийские философы, эти почитатели эллинской культуры и духа, увлеченные изучением наук, пошли к святому Антонию Великому, «профессору» святых уже 20 веков, и спросили его:

– Что вы, монахи, делаете здесь, в Нитрийской пустыне? Как вы убедили всех этих молодых людей уйти в пустыню, так что теперь без пользы пропадает столько интеллигентных умов?

Святой Антоний Великий «перевернул» вопрос и спросил их:

– А что делаете вы, философы из Александрийской библиотеки?

– Мы изучаем язык, изучаем все то, что сотворено и является причиной всего, что существует на земле. А вы что делаете здесь, в пустыне?

Он сказал им нечто подобное тому, что сказала мне моя мать.

– Мы, – сказал святой Антоний, – бережем свой ум. Заботимся о своем уме.

Порфирий Кавсокаливит – житие и биография старца, труды и творения, слова и советы, наставления и поучения

Старец Порфирий Кавсокаливит

. На жизнь детей влияет то, что исходит от родителей. Например, родители настаивают: «Пойди исповедуйся, пойди причастись, пойди сделай то-то и то-то. ». Но ничего не получается. Ведь ребенок смотрит на родителей. Сияет ли Христос внутри них? Именно это влияет на ребенка. Именно в этом секрет. Если он воспримет твой духовный свет, пока еще мал, ему не придется ломать себя, когда он вырастет. Как раз по этому поводу премудрый Соломон приводит замечательный образ, заостряя внимание на важности хорошего начала, хорошей основы. Он говорит: (Прем. 6, 14) «С раннего утра ищущий ее» — то есть с раннего возраста впитавший мудрость. Мудрость — это Христос.

Вместо предисловия

Приснопамятный старец Порфирий ушел из этого мира, но продолжает пребывать в нем своим бессмертным словом, примером, святостью и благодатью, полученной от Христа, Жениха Церкви.

Мы призываем молитвы и благословение старца на молодежь, прихожан, монашествующих — на весь благословенный народ нашей митрополии, а также на всю Полноту Православной Церкви, которой старец уже широко известен и почитается как святой.

Архиепископ Критский Ириней, из предисловия к книге «Старец Порфирий Кавсокаливит, житие и слова».

Книгу «Старец Порфирий Кавсокаливит, житие и слова» прочитали и полюбили тысячи людей. Многие читатели обращаются к нам, чтобы выразить радость, которую они получают от чтения этой книги, и просят нас издать ее небольшими частями для более удобного восприятия. Отвечая этим просьбам, наш монастырь подготовил книгу «Старец Порфирий Кавсокаливит. Слова о воспитании детей», поскольку очень важно, чтобы взгляды старца на воспитание получили широкое распространение и служили родителям ориентиром в общении с детьми и молодежью. Опыт во Христе и мудрость святого старца делают его советы не только бесценным духовным сокровищем, но и практическим руководством в таком тонком и жизненно важном вопросе, как воспитание детей.

Современное общество дезориентирует родителей и учителей, не давая им пра­вильного понимания их роли как воспитателей. Поэтому сегодня людям особенно необходимо вдохновенное, проникнутое глубокой любовью и истинной православной духовностью слово старца Порфирия, утверждающее уважение к каждой человеческой личности и указывающее нам путь к спасению.

Желаем родителям, преподавателям, детям и молодежи, чтобы слова и молитвы старца Порфирия поддерживали и направляли их на жизненном пути.

Игумения монастыря в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Хрисопиги монахиня Феоксения.

Краткая биография старца

Старец Порфирий (в миру Евангелос Байрактарис) родился 7 февраля 1906 года в Греции, на острове Эвбея, в деревне Агиос Иоаннисв области Каристия. Его родители Леонид Байрактарис и Елена из рода Антониоса Ламброса были благочестивыми и боголюбивыми людьми. Его отец был церковным певчим и лично знал святителя Нектария Эгинского.

Семья была многодетной, и родители, бедные крестьяне, не могли ее прокормить, этому отец был вынужден уехать в Америку. Там он работал простым рабочим на строительстве Панамского канала.

Маленький Евангелос был четвертым ребенком в семье. Он пас овец в горах и успел окончить только первый класс начальной школы, когда был вынужден из-за крайней бедности отправиться в Халкиду [1] на заработки. Ему тогда было всего семь лет. Мальчик проработал два-три года в лавке, после чего отправился в город Пирей, где еще два года работал в продовольственном магазине одного родственника.

В 12 лет он тайно уехал на Афон, горячо желая подражать святому Иоанну Каливиту, житие которого он прочитал и особенно полюбил. Благодать Божия привела его в каливу святого Георгия, в скит Кавсокаливия, в послушание к двум старцам, братьям по плоти, — Пантелеймону, который был духовником, и Иоанникию. Евангелос с великой любовью и полным послушанием предал себя этим двум старцам, которые, по общему признанию, отличались особенной строгостью.

В 14 лет он стал монахом и получил имя Никита, а два года спустя принял великую схиму. В монашестве Господь дал ему дар прозорливости. В девятнадцать лет монах Никита очень тяжело заболел и был вынужден покинуть Святой Афон. Он возвратился на Эвбею, где поселился в монастыре Святого Харалампия. Год спустя, когда ему было 20 лет, владыка Фостин и архиепископ Синайский Порфирий III рукоположили монаха Никиту во диаконы в праздник святой Параскевы и во священники — в день праздника святого Пантелеймона. Архиепископ дал ему свое имя Порфирий[2]. В 22 года он стал духовником[3], а немного позднее — архимандритом. Некоторое время старец был настоятелем прихода в деревне Цакеи на Эвбее.

На Эвбее старец Порфирий прожил двенадцать лет в монастыре Святого Харалампия, подвизаясь в духовническом служении и исповедуя людей, и три года в заброшенном монастыре Святителя Николая в Ано-Ватия.

В 1940 году старец Порфирий переехал в Афины, где принял обязанности настоятеля и духовника в храме Афинской поликлиники. Как он сам говорил, прожил он там 33 года как один день, неутомимо совершая духовное делание и облегчая душевную боль и телесные болезни людей.

В 1955 году он переехал в Калисье и поселился в уединенном месте у храма Святителя Николая недалеко от монастыря Пендели

В последние годы своей земной жизни старец Порфирий стал готовиться к кончине. Он хотел удалиться на Святую Гору в свои любимые Кавсокаливии, где отдал бы свою душу ее Небесному Жениху тайно и незаметно — так, как он и жил. Много раз слышали, как он говорил: «Я и сейчас, состарившись, стремлюсь подняться на Святую Гору и умереть там». Старец принял святую кончину в Кавсокаливиях, в своей каливе, утром 2 декабря 1991 года. Последними его словами были слова первосвященнической молитвы Господа, которые он особенно любил и часто повто­рял: Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе (Ин. 17,21).

Читайте также:  Павел Флоренский - житие и биография священника, книги и цитаты, труды и письма
Ссылка на основную публикацию