Православие и палеонтология: отношение церкви и мнение священников, как в Библии объясняются динозавры

Православие и палеонтология: отношение церкви и мнение священников, как в Библии объясняются динозавры

С большим удовольствием прочитал ваш ответ на вопрос о теории эволюции. Но тогда такой вопрос возникает: А как Православная Церковь относится к палеонтологии, к палеонтологии как к науке и к тому, что находят палеонтологи? Вопрос возник из ответа монахини, которая твёрдо стоит на том, что “Бог создал землю и всё живое на ней за 6 дней”, а динозаврам с их миллионолетней историей места в этом графике нет.

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Дорогой Дмитрий! Вопрос касается научного статуса палеонтологии. Решить его мы можем только тогда, когда, хотя бы в общих чертах рассмотрим отличительные свойства классической науки и сравним ее с палеонтологией. Характерная особенность науки – предметность и объективность знания. Ее категориальный аппарат и методы формировались применительно к исследованию конкретного заданного объекта. Поэтому структурными единицами научного знания является научный факт (точное и полное эмпирическое описание изучаемого объекта) и теория (логически упорядоченное знание свойств исследуемого объекта). Итогом работы является построение идеальной модели объекта. Адекватность этой модели опытно проверяется. Представители логического позитивизма в качестве критерия демаркации науки и не-науки выдвинули принцип верификации (лат. verificatio – подтверждение). Карл Поппер показал недостаточность этого принципа. Он предложил в качестве критерия демаркации метод фальсифицируемости (лат. falsus – ложный): только та теория научна, которая может быть принципиально опровергнута опытом. «Догму значения или смысла и порождаемые ею псевдопроблемы можно устранить, если в качестве критерия демаркации принять критерий фальсифицируемости, то есть по крайней мере, асимметричной или односторонней разрешимости. Согласно этому критерию, высказывания или системы высказываний содержат информацию об эмпирическом мире только в том случае, если они обладают способностью прийти в столкновение с опытом, или более точно – если их можно систематически проверять, то есть подвергнуть (в соответствии с некоторым “методологическим решением”) проверкам, результатом которых может быть их опровержение» (К.Поппер. Логика и рост научного знания). Дальнейшие работы в области логики науки показали, что предложенный К.Поппером принцип есть вариант принципа верификации. Итак, критерием науки является система знаний, которые могут быть подтверждены или опровергнуты. Насколько палеонтология отвечает логическим критериям науки? Первое, что обращает на себя внимание, это чрезвычайно узкая эмпирическая база. Прошлый мир, который палеозоология пытается научно исследовать, представлен в виде следов – незначительных фрагментов. Вместо аналитического описания – реконструкция. Итоговое знание всегда получается гипотетическим (гипотеза – недоказанное утверждение или предположение). Выдвижение гипотез является необходимым этапом формирования научного знания. Но если определенная гипотеза является принципиально неверифицируемой, если ее нельзя ни доказать, ни опровергнуть, то она никогда не будет иметь статуса научного знания. Поскольку палеонтология получает знание методом реконструкции, то велика зависимость концептуальных построений от мировоззрения исследователя. В любой науке неизбежен аксиологический (ценностный) аспект. Однако в классической науке он не является определяющим при формировании концепций. В палеонтологии же не так. Основные методологические принципы в ней зависят от мировоззрения ученого. Это не обесценивает научных трудов палеонтологов. Все зависит от того, насколько соответствует истине мировоззрение исследователя. Это хорошо можно увидеть, обратившись к истории палеонтологии. Основатель ее, Ж.Кювье (1769-1832), соединял дарования великого ученого с христианским верой. Он полностью разделял библейское учение о сотворении мира: «Моисей оставил нам космогонию, истинность положений которой удивительнейшим образом подтверждается со дня на день». Ж.Кювье ввел понятие типа в зоологии. Установил принцип «корреляции органов», который позволил реконструировать строение многих вымерших животных. Он не признавал изменяемость видов. Последователь Ж.Кювье видный швейцарский зоолог Жан Луи Агассис (1807–1873 гг.), много сделавший для развития палеонтологии, был также противником эволюционизма. Он был христианином. Исследуя природу, Ж.Л.Агассис мог убедиться в том, что: «Мир есть самое наглядное доказательство бытия личного Бога, Творца всех вещей и Промыслителя мира». Другие видные палеонтологи этого периода А.Д.Д’Орбиньи во Франции, А.Седжвик и Ричард Оуэн в Англии были противниками эволюционизма.

С появлением в 1859 г. книги Ч.Р.Дарвина «Происхождение видов путем естественного подбора» начинает формироваться «эволюционная палеонтология». Дарвинизм не является наукой. Он представлял собой разновидность идеологии, оказавшейся весьма востребованной в условиях нарастающего массового неверия. Термины “дарвинист”, “дарвинизм”, “борьба за существование” за короткое время сделались известными во всех слоях населения. Имя Дарвина в те десятилетия приобрело такую популярность, какой не доставалось ни одному ученому. Н.Я. Данилевский, ученый и оригинальный мыслитель, в капитальном труде «Дарвинизм. Критическое исследование» (СПб., 1885 – 1888, тт.1-2) точно заметил, что именем человека называются не науки, а философские системы: «Дарвиново учение овладело умами ученых всех специальностей, всего образованного и полуобразованного общества, и не останется, и даже не остается уже, без сильного влияния и на людей совершенно необразованных. В чем же заключается причина этого необычайного явления? Если хорошенько вникнем, то найдем ее уже в самом имени, которое общий голос и ученого мира и публики – дал этому учению, назвав его Дарвинизмом. Действительно ни одно направление, данное какой-либо отрасли положительных наук, или совокупности их, сколько бы оно само по себе важно и плодотворно ни было – ни данное Коперником астрономии, ни Галилеем физике, ни Лавуазье химии, ни Жюсье ботанике, ни Кювье зоологии – не назывались и не называются Коперникизмом, Галилеизмом, Кювьеризмом и т. п.. Однако, если хорошенько поищем, то найдем целую область знаний, и притом именно ту, которая, по праву или нет, считает себя во главе всех знаний и наук, т.е. философию, где такое обращение собственного имени автора философского учения в нарицательное для обозначения целой философской системы весьма обычно. Все говорят Картезианизм, Спинозизм, Шеллингизм, Гегелизм для обозначения философских учений, творцами которых были: Декарт, Спиноза, Шеллинг, Гегель. Таким образом, если мы причислим Дарвиново учение к философским учениям, то подмеченная г. Тимирязевым аномалия исчезнет; окажется, что учение Дарвина получило название Дарвинизма не по причине особенного качественного превосходства и совершенства его, сравнительно с прочими учениями в области положительного знания, а по общему характеру этого учения, совершенно независимо от его внутреннего достоинства, характеру, по которому оно как бы изъемлется из области положительных наук, и относится к области философии. Оправдывается ли такое наше предположение на деле, может ли учению Дарвина быть приписан характер особого философского мировоззрения? Такой характер не только может, но необходимо должен быть ему приписан, потому что учение это содержит в себе особое миросозерцание, высший объяснительный принцип, не для какой-нибудь частности, хотя бы и самой важнейшей, но для целого миростроения, объясняющий собою всю область бытия» (Дарвинизм, т.1, Введение). Возникла парадоксальная ситуация: хотя палеонтология с каждым десятилетием опровергала дарвинизм, сама она все больше и больше оказывалась в плену у этой философии. А опровергала палеонтология дарвинизм тем, что показывала отсутствие переходных форм. Если бы учение Дарвина было бы верным, то должны были бы быть миллионы переходных форм. Сам Дарвин понимал, что это подрывает его гипотезу. Он говорил, что палеонтология еще молода, ей предстоит открыть эти формы, подтверждающие эволюцию. Что мы имеем полтора века спустя? Вот мнение ученых: «Мы придерживаемся точки зрения, что вообще не существует никаких промежуточных звеньев, которые могли бы убедительно подтвердить эволюцию от простейших живых существ до сложных. Эта точка зрения не нова – наоборот, этот факт относится к разряду «секретов Полишинеля» в палеонтологии. И, несмотря на это, на протяжении многих десятилетий стараются сохранить классическую эволюционную модель и через 100 лет после Дарвина надеются, как и он в свое время, найти убедительные доказательства эволюционного процесса – промежуточные звенья. Опираясь на неисчислимые миллионы исследованных ископаемых, ученые на сегодняшний день каталогизировали свыше 250 000 видов ископаемых животных, которые выставлены в музеях всего мира. И среди них невозможно встретить ни одного неоспоримого промежуточного звена. В последнее десятилетие научная общественность стала свидетелем того, как эти надежды (на то, что промежуточные звенья в цепи эволюции все-таки обнаружатся), по всей видимости, окончательно рухнули» (Р.Юнкер, З.Шерер. История происхождения и развития жизни). Приведу оценку еще одного представителя науки: «За прошедшее столетие число извлеченных на поверхность останков возросло в сотни раз, однако картина, бывшая во времена Дарвина, нисколько не изменилась и ни одного вида животных или растений, который можно было бы назвать промежуточным, так и не было найдено. Показываемые сейчас публике в музеях «ряды развития» (мышь – лошадь) – это просто подобранные фрагменты существ совершенно разных видов. Некоторые виды, причислявшиеся одно время к давно вымершим промежуточным формам, например, двоякодышащая кистеперая рыба, были обнаружены живущими в настоящее время и точно такими же, какими их прежде находили в слоях земли. Недавно экспериментально было доказано, что собака НЕ произошла от волка, как это постоянно утверждалось, а что это два разных, хотя и близких вида. Особенно интенсивно велись (и ведутся) поиски ископаемых останков предков человека, в качестве которых выдвигались питекантроп, неандерталец, пилтдаунский человек, синантроп, яванский человек, а в последнее время – австралопитек. Не вдаваясь в подробности, можно с полной определенностью сказать, что предъявлявшиеся фрагменты скелетов (чаще всего отдельные кости черепа) всех упомянутых «предков» принадлежат либо обезьянам и другим животным, либо людям, близким к современным, либо являются более или менее удачными подделками. Наиболее известной подделкой является «пилтдаунский человек», более сорока лет считавшийся во всем мире самым доказательным звеном между обезьяной и человеком, пока не было установлено, что найденные кости сфальсифицированы с помощью механической и химической обработки фрагментов скелетов обезьян и людей, их группировки и закапывания в землю на том участке, где вел раскопки английский археолог-любитель» (доктор физико-математич. наук Г.А.Калябин. Взгляд математика на христианство и науку в историческом аспекте). Достаточно вспомнить историю с т.н. питекантропом. Молодой голландский военный врач Эжен Дюбуа в 1891 г. на о.Ява в долине р. Бенгаван, близ сел. Триниль на глубине 1 метра нашел 3-й коренной зуб, похожий на человеческий, а в расстоянии одного метра от него, на том же уровне, верхнюю часть черепа. В 1892 г. метрах в 15 от этого места выше по реке им была найдена бедренная кость, весьма похожая на человеческую. Впоследствии найден был еще один коренной зуб. Все это, по мнению Дюбуа, принадлежало одной и той же особи – человекоподобной обезьяне. Лишь в конце жизни Дюбуа признался, что верхняя часть черепной коробки «питекантропа» на самом деле принадлежала большому гиббону.

О динозаврах. Признание существования на Земле пресмыкающихся длиной до 30 м. нисколько не противоречит библейскому учению о сотворении мира. Один из самых крупных динозавров диплодок (diplodocus) был около 28 метров в длину. Размеры отдельных особей синего или голубого кита доходят до 30-33 м., а вес до 130-150 т. Из систематики динозавры не выпадают. Они относятся к классу рептилий, подклассу архозавры. Выделяют четыре отряда архозавров: ящеротазовые динозавры, птицетазовые динозавры, птерозавры и крокодилы. Почему в Библии ничего не говорится о динозаврах? У нас нет основания для категорического утверждения. Слова этого, действительно, нет, потому что оно появилось в 1841 г. Понятие «динозавр» ввел английский зоолог и палеонтолог Ричард Оуэн (1804—92), соединив два греческих слова deinos (страшный) и sarius (ящер). Однако в Библии есть описания огромных животных. Мы не можем исключить, что это о крупном динозавре: как чудовище в морях, кидаешься в реках твоих, и мутишь ногами твоими воды, и попираешь потоки их (Иез.32:2); из корня змеиного выйдет аспид, и плодом его будет летучий дракон (Ис.14:29). Но если даже нет о динозаврах, то это, потому что Библия не является книгой по зоологии, а богооткровенным Священным Писанием о путях нашего спасения. Самым неприемлемым в работах о динозаврах являются датировки. Удивляет, насколько уверенно утверждается, что они начали существовать 220 – 230 млн. лет назад, расцвет их был 160 млн. лет назад, а исчезли они 65 млн. лет назад. Все это – фантазия. Это опровергается данными сравнительно молодой научной дисциплины – молекулярной палеонтологии. Приведу пример. В штате Монтана в 1990 г. были найдены останки тиранозавра. Его изучали в группе, которую возглавляет ведущий исследователь Университета Северной Каролины Мэри Швейцер. Кости тираннозавра не были окаменелыми. В них оказались клетки крови. Это однозначно доказывает, что динозавр жил не «65 млн. лет» назад, а всего несколько тысяч лет назад. Насколько ненадежны принятые методы датировок, можно судить по некоторым примерам. Было проведено исследование потока дацитовой лавы, образовавшейся в 1986 г. в новом куполе вулкана Сан-Хеленс (штат Вашингтон). Датировка показала от 0,35 до 2,8 миллионов лет. На самом же деле лава образовалась в 1986 г., т.е. 10 лет назад. «Неопределенность исходных данных приводит к неопределенности результатов. Так, множество различных проб пород лавы с Гавайских островов, возникновение которых докумен­тируется 1800-1801 годами, по калиево-аргоновому методу дают возраст 160 х 10 6 – 2 х 10 9 лет, в то время как их истинный возраст достигает 166-167 лет» (Р. Юнкер, З. Шерер. История происхождения и развития жизни). Чем объяснить сохраняющуюся монополию эволюционизма в биологии? Духом времени, для которого характерно массовое неверие. Доктор физ.-мат. наук, проф. В.С.Ольховский объясняет: «Почему же так живуча эта доктрина? Каковы причины её живучести? Их немало. Прежде всего, это гипнотическое воздействие, сила привычки и остаточный конформизм после длительной монополии этой доктрины в государственных учебных программах средних школ и вузов многих стран. А монополия эта была обусловлена свыше ста лет тому назад тем, что доктрина эволюционизма стала якорем спасения слабеющего секулярного гуманизма, порождённого иллюзиями Просвещения и сциентизма, а затем ряда течений атеистической идеологии и идеологии Новой Эры, несмотря на то, что ряд выдающихся учёных подвергал теорию универсальной эволюции серьёзным сомнениям и научной критике». От гипноза эволюционизма избавляет человека мысль о Творце, ибо невозможно истинному ученому, проникающему в тайны этого мира, не увидеть изумляющую ум премудрость в его строении. «Я верю в Бога, как в Личность и, по совести могу сказать, что ни одной минуты моей жизни я не был атеистом. Еще будучи молодым студентом, я решительно отверг взгляды Дарвина, Геккеля и Гексли, как взгляды беспомощно устаревшие» (А.Эйнштейн).

Читайте также:  Житие Закхея Праведного - полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святого

Дорогой Дмитрий! Так долго пришлось говорить об эволюционизме, потому что многие палеонтологи все еще остаются в плену этой атеистической философии. Вам же и журналу Вашему желаю, чтобы трудами своими подтверждали мысль одного из самых выдающихся представителей палеонтологии Ж.Л.Агассиса: «Наука – перевод мыслей Творца на человеческий язык».

И тут он спросил, почему в Библии ничего нет о динозаврах

Что там с динозаврами?

Анна Уткина. Фото: Анна Данилова

Даже из-за цвета кухонных занавесок мы с мужем не спорили так, как из-за динозавров в Библии. «Почему в Писании ничего не говорится о динозаврах?», — победоносно спросил он. Это был вопрос человека, готового восклицать «вот я и развенчал миф обо всех монотеистических религиях мира!».

До этого мы уже ссорились из-за того, что «невозможно сорок лет водить людей по такой маленькой пустыне, посмотри на карту Израиля».

Я терпеливо отвечала на вопросы «зачем Бог всех утопил, если Он добрый?», «на ком женились сыновья Адама и Евы?», «почему Он просто не покажется нам?».

Думала ли я об этом на заре своей семейной жизни с неверующем мужем, который в моем представлении должен был сразу после свадьбы «освятиться женою верующею» (1 Кор. 7, 14)?

Конечно, нет! В моем представлении, едва надев на палец кольцо, муж должен был осознать божественную красоту и святость момента, а значит уверовать, воцерковиться или, по крайней мере, вести со мной разговоры о высоком в другом ключе.

Я, правда, очень старалась. Ставила Библию на видное место, сыпала цитатами из Писания. Я ожидала, что он спросит «как мне поверить, если я сомневаюсь?», и я дам простой, понятный, неизвестный мне самой, ответ. Мы под руки пойдем к моему духовнику. Лицо супруга озарит небесный свет… И посреди всего этого благолепия, существовавшего в моем воображении, вдруг прозвучал вопрос — «что там с динозаврами?».

Миссионерство как семейная война

К этому моменту я уже ответила на тысячу подобных вопросов и, наверное, могла бы преподавать богословие в университете. Мой «противник» был умен, хорошо подкован в истории и естественных науках, мне не раз приходилось «гуглить» правильные ответы в статьях «15 вопросов священнику» под обеденным столом, чтобы не попасть впросак, рассказывая о том, почему в Библии нет ни слова о динозаврах, телевизоре, интернете, готах, эмо и синтетических наркотиках.

Измученная очередной баталией, посвященной динозаврам, я, впрочем, одержала маленькую «победу». Во что-то муж все-таки поверил! По крайней мере, когда я показала в соцсетях фотографию нашего новорожденного сына, он возмутился, что малыш еще не крещен. «Ни один волос не упадет с головы моего ребенка, если на то не будет воли Бога», — возразила я. «Если Бог есть, то почему дети болеют?», — донеслось с кухни.

Это казалось парадоксальным. Я, считающая себя почти образцовой христианкой, переживала о том, как в жестоком мире и суровых условиях экономического кризиса вырастить двоих детей, а муж предлагал рожать «сколько Бог даст». Я, страдая от токсикоза, клала в холодильник пирожные (единственное, что могла есть), а муж напоминал, что идет Пост. И тут же спрашивал, зачем Богу нужна «диета»?

Я точно не помню, когда это началось. Когда миссионерство превратилось в войну. Когда я начала выписывать контраргументы, сидя у компьютера. До свадьбы мы были знакомы несколько лет и, кажется, спорили всегда. Но я точно помню, когда все закончилось.

Просто укрой их одеялом

В тот день я очень плохо себя чувствовала. Беременность далась мне нелегко. С утра болела голова, мучили отеки и жажда одновременно, меня так тошнило, что я не могла даже выпить чашку чая. В очередной раз разговор зашел о том, что на первый взгляд кажется нелогичным. «Почему все женщины мира должны расплачиваться за то, что Ева съела яблоко?». Я взорвалась.

«Во-первых это совершенно необязательно было яблоко, так рисуют только на картинках», — злилась я, пока муж отрезал мне бутерброд.

«Во-вторых страдают не женщины мира, а все человечество, понимаешь?». «Понимаю», — вздохнул муж, прикручивая к люстре в детской новую лампочку.

«Ты бы не задавал такие вопросы, если бы удосужился хоть раз прочитать Писание», — не унималась я в приступе благочестия, когда мы зашли в торговый центр.

«Потом прочитаю», — миролюбиво согласился муж, пожалевший, что завел этот разговор, — «Ребенку нужны ботинки, завтра похолодание».

Можете мне поверить, я приводила самые разумные доводы и неопровержимые аргументы, пока он катил огромную неудобную коляску, убирался на кухне, разгружал пакеты с продуктами.

Я была непревзойденным христианским оратором, пока он лепил дочери цветочки из пластилина.

Уверена, я переспорила его, когда он приносил мне перед сном чай и незаметно попробовал ложечку перед тем как подать — не слишком ли горячий?

«…поэтому Адам и Ева и были изгнаны из Рая», — закончила я и посмотрела на кровать. Я победила. Муж уже не мог мне возразить из этой кровати. Не мог поинтересоваться, почему люди могут быть упрямыми и злыми? Почему самые близкие вдруг становятся непримиримыми врагами в бесполезном споре? Как получается, что в попытках открыть человеку Бога, мы можем отдалять от Него, быть непонимающими и жестокими?

Муж молчал. Он заснул, укладывая ребенка спать. И, если бы Небо могло говорить, в тот момент Оно сказало бы «просто укрой их одеялом».

Почему Библия ничего не говорит о динозаврах?

Почему Библия ничего не говорит о динозаврах, кости которых и сегодня находят археологи?

Ученые считают, что они жили миллионы лет назад, а Церковь утверждает, что миру нет и 10 тысяч лет. Как быть с этими вопросами?

Сергей Кравец

Отвечает протоиерей Владимир Долгих, преподаватель КДАиС:

– В данном вопросе затронуты две большие темы (динозавры и проблема возраста Земли), внятно рассмотреть которые в рамках одного небольшого ответа не получится, поэтому отмечу лишь несколько интересных фактов.

Начнем с того, что Библия – это не научная книга, а Моисей и прочие ее авторы не ставили перед собой цель описать научную картину мира. В Библии не только о динозаврах нет прямых упоминаний, но и многих других живых существах. Более того, сам термин «динозавр» был придуман сэром Ричардом Оуэном в 1841 году, поэтому, по ясным причинам, Моисей не мог о нем знать.

Возраст мира, определенный семью с половиной тысячами лет, весьма условный, так как подсчет этот делался во II-III веках на основании продолжительности жизни библейских персонажей. К нему нужно относиться как к простой христианской традиции. Также важно разделять возраст Вселенной и возраст Земли, но здесь мы окунемся в еще одну очень большую тему.

Мы видим, что принятая сегодня в научной среде картина мира, по некоторым фундаментальным вопросам, входит в конфликт с библейским повествованием и христианским мировоззрением. Но не стоит обольщаться, так как ученые (в таких случаях), к сожалению, нередко руководствуются не мотивами независимых исследователей, а общепринятыми парадигмами, стремясь истолковывать те или иные научные свидетельствах в рамках этих самых парадигм.

Приведем пример относительно нашей темы. К началу ХХ века, в области геологии, общепринятой стала униформистская теория происхождения Земли, предполагающая несколько миллиардов лет ее возраста. Эта теория заменила господствующую до этого, катастрофическую теорию, подразумевающую также возможность такого явления, как потоп.

В 1923 году американский геолог Харлен Бретц опубликовал результаты своих исследований каньона в юго-восточной части штата Вашингтон, в котором хорошо видны геологические слои. Этот ученый умел мыслить самостоятельно и предположил, что исследуемые им образования сформировались в результате крупного наводнения. Этот вывод вызвал бурю противостояния мнений в геологических кругах, длившуюся 40 лет. Бретца, занимавшего должность профессора геологии в Чикагском университете, называли заблудшим и нуждающимся в обращении, недопустимо возвращающимся в мрачное средневековье и т.д. Нужно понимать, что все эти призывы звучали не в какой-то секте, а в профессиональной научной среде.

Второй пример относится к теме динозавров. В 90-х годах ХХ века профессор университета Северной Каролины Мэри Швейцер, изучая срезы костей тираннозавра, обнаружила в них и сосуды и эритроциты. Понятно, что такая сохранность кровеносных клеток исключает многомиллиардность возраста этих ископаемых останков.

Сама Швейцер не спешит напоминать научному миру о своем открытии. В 2003 году она написала обзор по теме исследования останков динозавров, но при этом не сделала ссылок на свои прежние труды. По этому поводу доктор биологических наук А. Н. Лунный отметил следующее: «Такого ваш покорный слуга за четверть века не встречал ни в одном обзоре: чтобы не ссылались на свои же работы, будучи, притом, ведущим специалистом в данной области и имея основополагающие публикации. Налицо, так сказать, какой-то «тайный замысел».

Доктор М. Швейцер в 2003 г., видно, опасается цитировать саму себя за 1994-1997 гг. В самом деле – прослывет «слепой пособницей креационистов», и финансирование работ по грантам весьма ужмется. А за такое профессор Дж. Хорнер (Jack Horner), шеф М. Швейцер, по головке ее, наверное, не погладит.

Вследствие того, что полученные молекулярными палеонтологами наиболее важные результаты в значительной степени подрывают основы их научной идеологии (базирующейся на теории эволюции), эти результаты самими же молекулярными палеонтологами подвергаются неверной интерпретации и даже замалчиванию. Последнее является дополнительным свидетельством ненаучности эволюционной, неодарвинистской гипотезы и ее идеологической ангажированности.

Ко всему сказанному можно еще добавить, что существует мнение, что динозавры жили с людьми и в ближайшее к нам время. Иначе, как можно объяснить содержащееся в английской хронике 1405 года описание дракона, очень схожее с внешностью дилофозавра, или наличие на надгробии умершего в 1496 году епископа Ричарда Белла в кафедральном соборе Карлайла гравировки с изображением животных, напоминающих завроподов.

В XV веке ни одни скелет динозавров еще не был найден, соответственно возникает вопрос: как авторы упомянутых памятников могли так точно передать внешность этих существ?

Говорить можно еще очень и очень много, споры вокруг затронутых тем не утихают в научном мире и сегодня. Если хотите немного подробней разобраться в данных вопросах, начните с доступной в сети книги Ариэля Роса «Наука открывает Бога». А в отношении идеологической атмосферы научной среды полезным будет труд Томаса Куна «Структура научных революций».

А были ли динозавры и что о них говорит Библия

Как христиане, так и неверующие люди хотят знать, насколько четко мы можем дать ответ относительно эволюционистской интерпретации так называемой эпохи динозавров с точки зрения Библии и науки.

Возможно, кто-то возразит: «В Писании про динозавров ничего нет!» Слово «динозавр», придуманное сэром Ричардом Оуэном, появилось только в 1841 году. Понятно, что оно не может встречаться в библейских переводах, появившихся ранее (так, ставший традиционным английский текст появился в XVI и XVII веках, когда были напечатаны Женевская Библия и Библии короля Иакова). Тем не менее, Библия сообщает нам немало важной информации о динозаврах.

Первые подобные динозаврам существа были созданы во время недели сотворения около 6 тыс. лет назад.

Наземные ящеры (собственно динозавры) появились в шестой день недели творения, тогда же, когда человек. Если существовали водяные ящеры, то они были созданы днем раньше, вместе со всеми водоплавающими (плезиозавр) и крылатыми (птерозавр) рептилиями.

До грехопадения в мире не было ни страданий, ни смерти; динозавры изначально жили бок о бок с человеком и другими сотворенными животными.

Из-за греха Адама все творение (включая динозавров) предано проклятию и попало в «рабство тлению» (Римлянам 8:21).

Все легочные позвоночные наземные животные (и динозавры в том числе), не попавшие в Ноев Ковчег, утонули во время Всемирного Потопа около 4500 лет назад. Однако это не значит, что все динозавры вымерли, потому что по паре каждого рода вошло в Ковчег.

С места, где Ковчег сел на грунт («горы Араратские», Бытие 8:4, нынешний Средний Восток), легочные наземные животные (включая динозавров) распространились по Земле.

После Потопа страх и трепет перед человеком охватил всех животных без исключения, а человек получил разрешение есть мясо (Бытие 9:2–4).

Описание динозавров в Библии

Писание не раз косвенно говорит о животных, которые, возможно, были динозаврами, а в книге Иова содержится подробное описание динозавроподобного существа.

Бегемот

Библия говорит о существах, напоминающих динозавров. Библия использует такие названия, как «бегемот» и «танин». Слово «бегемот» означает гигантское царственное животное, а слово «танин» объединяет в себя драконоподобные и гигантские морские существа вроде китов, гигантских осьминогов и кальмаров, а также морские рептилии, подобные плезиозаврам, которые на сегодняшний день практически вымерли.

Одно из самых исчерпывающих описаний динозавроподобного существа описано в 40-й главе «Книги Иова»:

«Вот бегемот, которого Я создал, как и тебя; он ест траву, как вол; вот, его сила в чреслах его и крепость его в мускулах чрева его; поворачивает хвостом своим, как кедром; жилы же на бедрах его переплетены; ноги у него, как медные трубы; кости у него, как железные прутья; это — верх путей Божиих; только Сотворивший его может приблизить к нему меч Свой; горы приносят ему пищу, и там все звери полевые играют; он ложится под тенистыми деревьями, под кровом тростника и в болотах; тенистые дерева покрывают его своею тенью; ивы при ручьях окружают его; вот, он пьет из реки и не торопится; остается спокоен, хотя бы Иордан устремился ко рту его. Возьмет ли кто его в глазах его и проколет ли ему нос багром?» (Иов 40:10-19).Книга Иова — древняя книга, написанная после Всемирного Потопа, приблизительно за 2000 лет до рождения Иисуса Христа. Здесь Бог описывает царя наземных животных, подобного огромным динозаврам Диплодоку или Апатозавру. Это было величественное животное с большими и крепкими костями и мышцами и питающееся гигантскими растениями.
«Бегемоту» нечего было бояться. Он был огромным, и его длинный и мощный хвост был подобен кедровому дереву — одному из самых могучих деревьев древнего мира.
Так случилось, что со временем библейские «бегемоты» вымерли или были истреблены, и люди о них позабыли. И только около 150 лет назад музеи начали составлять их кости в огромные величественные экспонаты. Сегодня многие ошибочно считают, что «бегемот», упомянутый в библии — это не кто иной, как слон или гиппопотам (бегемот). Однако они не соответствуют описанию библейского «бегемота», поскольку ни хвост слона, ни хвост гиппопотама не напоминает по своему виду ствол кедра.

Читайте также:  Житие великомученика Георгия Победоносца – полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

Левиафан

О Левиафане Библия упоминает в 40 и 41 главах книги Иова и описывает его как самого большого обитателя моря. Левиафана невозможно было поймать крючками, гарпунами или сетями. «Нет на земле подобного ему; он сотворен бесстрашным» (Иова 41:25).

Что же это за животное — Левиафан? Огромный размер, сильные челюсти, большие зубы, способность быстро передвигаться под водой, — всё это проливает свет на то, что это за животное. Вполне возможно, что это Кронозавр или что-то подобное кронозавру. Это было одно из самых грандиозных морских существ. Конечно, это был не совсем динозавр, но это было нечто напоминающее рептилию с огромными острыми зубами.

Самое невероятное заключается в том, что, скорее всего, таковые животные ещё существовали во времена царя Давида. Псалом 103:25-26 упоминает Левиафана, говоря: «Это — море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими; там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нём».

Скорее всего, речь идёт о Средиземном море. Интересно, что многие навигационные журналы содержат в себе рапорты и доклады о «морских змеях», по внешнему виду напоминающих древних плиозавров и мозазавров. Они выглядели как огромные ящерицы или крокодилы с плавниками или перепонками на лапах. Окаменелые останки подтверждают, что спинные кости были очень гибкими. Вполне возможно, что они могли плавать, совершая змеевидные телодвижения.

Подобное существо было замечено немецкой подводной лодкой во время Первой Мировой войны. Капитан Георг Вон Фостнер описывает случившееся следующим образом:

«30 июля 1915 года мы торпедировали Британский пароход «Иберин», направлявшийся с большим грузом в Северную Атлантику. Пароход начал быстро тонуть под прямым углом. Через 25 секунд после погружения под воду, раздался огромный взрыв. Несколькими минутами позже на поверхность с огромной силой выбросило и подбросило на 20-30 метров из воды обломки парохода, между которыми мы разглядели огромное морское животное (в судорогах и конвульсиях)». Я находился на смотровой башне вместе со своими офицерами, старшим инженером, навигатором и кормчим. Каждый из нас одновременно вскрикнул и указал рукой на морское чудовище. Никто из нас не знал, что это было такое. Животное затонуло через 10-15 секунд, так что у нас даже не было времени, чтобы его сфотографировать. Оно было приблизительно 20 метров в длину, имело форму крокодила и имело четыре конечности с перепончатыми лапами и длинный сужающийся на конце хвост.

Кент Ховинд, американский евангелист и младоземельный креационист – «Левиафан — огнедышащий дракон»

Как динозавры поместились в ковчег?

Учитывая многообразие существовавших видов динозавров и громадные размеры некоторых из них (например, сейсмозавр – Seismosaurus– был 40 метров длиной, судя по реконструкции на основе останков), возникает вопрос: как все они поместились в Ноевом ковчеге? Чтобы дать верный ответ, нужно принять во внимание несколько обстоятельств.

1. Существовало всего лишь около 55 сотворенных родов динозавров

Ною нужно было взять с собой не все виды животных («виды» – категория, печально известная своей неопределенностью), а только по одной паре от каждого сотворенного рода. Поэтому же принципу отбирались и динозавры. Таким образом, в Ноев ковчег вошли не около 668 видов динозавров, а лишь представители «родов» (Бытие 6:20), которых, по подсчетам, было всего лишь 55. Хотя люди при слове «динозавры» обычно представляют себе огромных представителей древних ящеров, большинство динозавров были относительно малы. Компсогнат (Compsognathus), например, был не больше курицы. А размер среднего динозавра не превышал размеров небольшой овцы.

2. Ковчег был огромных размеров

Согласно книге Бытия 6:14–16, ковчег представлял собой далеко не мелкое суденышко, каким его часто изображают. Он был достаточно большим, чтобы разместить столько животных, сколько было нужно, включая и динозавров.

3. В ковчег могли войти только молодые особи

Но даже несмотря на реальные огромные размеры Ковчега, самые крупные известные нам динозавры вряд ли протиснулись бы через вход в него. Однако это не значит, что крупных динозавров не было на судне вообще. Логичнее было бы взять в ковчег не «престарелую чету брахиозавров», а молодых особей того же рода, которым предстояло размножаться и заселять Землю после Потопа. Учтите, что Бог Сам выбирал пары каждого рода и приводил их к ковчегу (Бытие 6:20), так что Ною не нужно было «пригонять» динозавров (как, впрочем, других животных и птиц) на место.

Но разве у громадных динозавров «малыши» не были крупными?

На сегодняшний день обнаружено много динозавровых яиц, самое крупное из которых достигает примерно 50 см в длину. Таким образом, едва вылупившись из яйца, детеныши самых крупных динозавров были менее метра ростом. Специалисты, изучающие годичные кольца в костях динозавров, обнаружили, что у этих рептилий был «подростковый скачок роста».

Например, у внушительных размеров апатозавра (Apatosaurus) данный скачок начинался в возрасте приблизительно пяти лет, при весе всего в одну тонну (приблизительно столько, сколько весит бычок). Во время скачка роста животное набирало более пяти тонн в год, а к 12–13 годам при весе 25 тонн, кривая роста выравнивалась. Другие динозавры – как, например, 1700-килограммовый малазавр (Maiasaura) или весившие всего 20 кг синтарзус (Syntarsus) и пситакозавр (Psittacosaurus) – имели такую же сигмоидальную (S-образную) кривую роста.

Темпы роста динозавра, рассчитанные по годичным кольцам животных, указывают на то, что молодые особи крупных динозавров вполне могли разместиться в ковчеге. Бог знал, какие виды пойдут в рост сразу после того, как покинут ковчег, и выбирал их соответственно. Это объяснение также отвечает на возражения скептиков, связанные с размерами и питанием крупных динозавров во время их нахождения в ковчеге. Кратко говоря, когда динозавры находились на борту, они были небольшого размера. А скачок роста после выхода из ковчега позволил им быстро перерасти тех, кто мог на них охотиться. Подводя итог, можно сказать, что Ной без особых затруднений мог разместить в Ковчеге динозавров всех родов, потому что:

средний размер большинства динозавров не превышал размеров овцы;

даже крупные динозавры были невелики до наступления скачка роста;

родов динозавров (по сравнению с количеством «видов») было сравнительно немного – около 55;

ковчег был достаточно большим.

Так что же все-таки произошло с динозаврами?

Ученые-эволюционисты предлагают ряд объяснений того, что, по их мнению, произошло с динозаврами. Вот лишь частичный список гипотез:

Давным-давно в нашу планету врезался большой астероид.

Вымерла целая группа трудноперевериваемых растений, и животные, поедающие эти растения, погибли от хронического застоя в желудке, что, в свою очередь, привело к гибели поедающих их хищников.

Динозавры пристрастились к растениям, содержащим наркотические вещества.

Климат во всем мире стал слишком жарким, слишком холодным, слишком сухим или слишком влажным.

Недалеко от Земли произошел взрыв суперновой, из-за чего Земля подверглась сильнейшему воздействию радиации.

Млекопитающие поедали яйца динозавров.

Что касается доказательств этих предполагаемых событий, то с ними возникают серьезные проблемы. Взять, к примеру, теорию столкновения с крупным астероидом. Почему в результате этого события вымерли только динозавры, но не утки, белки, бобры и другие животные, сосуществовавшие с динозаврами, как было отмечено выше? Что уж говорить о ящерицах и крокодилах, которые предположительно являются их ближайшими родственниками? Даже некоторые эволюционисты оспаривают тот факт, что подобное столкновение могло привести к вымиранию динозавров. Ни одно из событий, предложенных эволюционистами, не может считаться веским доказательством (и именно поэтому существует столько мнений о том, что на самом деле произошло с динозаврами).

Креационисты предполагают, что большинство динозавров погибли и были погребены в результате всемирного Потопа, описанного в главах 6–8 книги Бытия (и это подтверждается множеством доказательств). По две особи каждого вида спаслись на Ковчеге и таким образом пережили Потоп. Однако из-за резкого сокращения количества представителей каждого рода все животные подвергались различным негативным воздействиям, в том числе и вследствие резкого изменения климата после Потопа (им пришлось пережить ледниковый период). Возможно, некоторые из видов обладали уникальными физиологическими особенностями, в силу которых они не смогли достаточно быстро адаптироваться к изменениям окружающей среды после Потопа. Например, эволюционисты предполагают, что динозавры были не теплокровными, и не холоднокровными животными, а имели некую совершенно иную кровеносную систему. Возможно, у них была и уникальная система метаболизма, отличающаяся от всех современных животных.

Возможно, это стало одной из причин их вымирания, наряду с другими причинами, по которым животные вымирают и сегодня (охота, болезни, климатические изменения, изменения среды обитания и т.д.).

Однако, по меньшей мере, несколько особей динозавров дожили до сравнительно недавних времен. Например, об этом свидетельствуют изображения динозавров на территории Великобритании 1400-х годов и резные рисунки стегозавра в Камбодже, возраст которых насчитывает столетия, а не тысячелетия. Конечно же, эти доказательства совершенно не воспринимаются людьми, верящими в «древний возраст Земли» и настаивающими на том, что последний динозавр умер около 65 миллионов лет назад, задолго до того, как на Земле появились первые люди.

Однако существуют и другие доказательства, буквально кричащие о том, что возраст ископаемых останков динозавров не может насчитывать миллионы лет. Так, в останках динозавров были обнаружены мягкие ткани, содержащие не только эластичные связки и следы белков, но и гибкие прозрачные разветвляющиеся кровяные сосуды, наполненные субстанцией, которую можно выдавить из них, как зубную пасту из тюбика. А внутри этих сосудов с легкостью обнаруживаются остатки красных кровяных телец с ядрами, характерными для рептилий.

Если сложить все эти факты воедино, динозавры вовсе не являются проблемой для христианского мировоззрения. Бог сотворил их наряду со всеми остальными животными примерно 6000 лет назад. Мы обнаруживаем их окаменевшие кости вместе с останками других животных, погибших в результате всемирного Потопа 4500 лет назад. Они жили и после Потопа, однако постепенно вымерли (как и многие другие виды).

Нет никакой «великой тайны», покрывающей существование и вымирание динозавров, если рассматривать эти события с точки зрения Божьего Слова. На самом деле Библия предлагает гораздо лучшее объяснение этих событий, чем эволюционное мировоззрение.


Православие и палеонтология: отношение церкви и мнение священников, как в Библии объясняются динозавры

Какое значение играет, жили ли динозавры в одно время с людьми или нет? Огромное! По той причине, что их сосуществование в прошлом подтверждает историческое сверхъестественное сотворение Богом животных и растений на земле, и удостоверяет истинность истории Библии. Позвольте мне объяснить.

Мы живем на планете, где нас окружают сотни тысяч разных видов — дельфины, цветы, рыбы, слоны, сосны, бабочки, ящерицы, колибри и т.д. При этом ни наша земля, ни солнце не являются вечными. (Солнце, к примеру, постоянно «сжигает свое топливо»). Очевидно, что все на земле имело начало .

Откуда же, в таком случае, исторически произошли виды1? Здесь возможны всего два варианта2: или виды эволюционировали, или же были сотворены Создателем сверхъестественно. Другими словами, либо все они произошли натуралистическим путем один из другого (т.е. родственно связаны общими предками), либо же были сотворены сверхъестественно. Третьего варианта просто не существует. Это есть объективная реальность,3 демонстрирующая нам, что если живые формы не произошли эволюционно, то они должны были быть сотворены Богом.

Факт сосуществования людей и динозавров в прошлом:

1) Опровергает эволюцию.

Эволюционист Филипп Китчер признал, что свидетельство сосуществования динозавров и людей «поколебало бы основания эволюционной теории, так как считается, что динозавры вымерли задолго до появления человека на исторической сцене».4

Эволюция учит, что исторически существовала определенная последовательность происхождения видов (от простых к сложным): рыбы эволюционировали в амфибии, амфибии — в рептилий (к которым и относятся динозавры), а от рептилий уже произошли млекопитающие (включая человека). Согласно данной теории, человек никоим образом не мог жить одновременно с динозаврами, так как тогда еще не эволюционировал, а появился спустя 60 миллионов лет после вымирания динозавров.

Если эволюция истинна, то человек не имел никакой возможности видеть (и описывать) живых динозавров. Таким образом, факт их сосуществования в прошлом ясно показывает, что предполагаемой последовательности эволюции (а значит и самой эволюции) никогдане было.

2) Развеивает миф о миллионах лет.

Лоуис Джейкоб, бывший президент Общества Палеонтологии позвоночных, отметил: «…существование людей в одно время с динозаврами. Это разрушило бы идею огромного возраста Земли… Эволюция была бы опровергнута» . 5 Действительно, для эволюции видов просто не было времени!

Читайте также:  Иосиф Волоцкий: краткая биография, устав и труды преподобного, сторонники

3) Разрушает геологическую колонку, демонстрируя, что ее эпохи и периоды являются воображаемыми.

А также опровергает эволюционную трактовку слоев и окаменелостей, которая в большинстве случаев основывается на допущении, гласящем, что отсутствие окаменелостей означает якобы, что данный вид не жил тогда, когда рассматриваемые слои отлагался.

4) Подтверждает сотворение видов Богом.

В научной передаче «Дарвин, Бог и Динозавры» авторы-эволюционисты отметили: «. следы динозавров, бок обок с отпечатками следов человека. Их обнаружение опровергнет теорию эволюции людей десятки миллионов лет после того, как динозавры вымерли и поддержит … утверждение, что все виды, включая человека, были сотворены в одно время» .

5) Подтверждает истинность Библейской истории.

Библия учит, что все наземные животные и человек были сотворены Богом сверхъестественно и одновременно на 6-й день менее 10 тысяч лет назад. Из чего следует закономерный вывод о том, что в прошлом люди и динозавры жили одновременно на земле до их массового вымирания в катастрофе глобального Потопа. Библия также учит, что пережившие потоп динозавры (Бытие 6:19-20) сосуществовали бок о бок с древними народами. Если Библия и история Бытия являются истинными, то должны остаться какие-нибудь исторические сведения и свидетельства об этих созданиях и их встречах с людьми.

И таких свидетельств целое множество! Их настолько много, что сосуществование в прошлом динозавров и людей можно твердо считать установленным историческим фактом!

Ссылки и примечания:

  1. Под «видами» в данной статье понимаются основные группы растений, животных и насекомых, а не виды согласно современной классификации. Вернуться к тексту.
  2. Кто-то может возразить против подобного сужения вариантов, указывая на то, что в мире существует разные учения о Творце, как и разные модели эволюции. Однако это не меняет сути. Независимо от идентификации Создателя и теологии, с точки зрения того, какой силой исторически произошли виды, есть всего два варианта — естественными, т.е. силами природы (эволюция) или сверхъестественной, т.е. силой Творца (Сотворение). К тому же, несмотря на существование целого ряда эволюционных моделей, тем не менее, всех их объединяет приверженность натуралистическому объяснению и отвержение прямого Божественного вмешательства. Дарвин также признавал, что третьего варианта не существует: виды или эволюционировали, или были сотворены. Вернуться к тексту.
  3. А как быть с идеей инопланетян? Если человек верит в их существование и в то, что они создали сотни тысяч видов растений и животных на земле, то это подпадает под второй из существующих вариантов — сверхъестественное сотворение. Но только в этом случае человек верит в инопланетян как во всемогущего Бога-Творца, впадая в грех идолопоклонства (Исход 20:2). К тому же, мы говорим не только о происхождении видов на земле, но и о происхождении звезд, галактик, планет, химических элементов, музыки, законов природы, математики, пространства, времени и т.д. Все это также имело начало. Очевидно, что Творец должен быть всемогущим (чтобы создать материю/энергию и законы природы), вечным (чтобы сотворить время), вездесущим (для создания пространства) и сверхъестественным (чтобы создать виды). Именно таким и есть Бог Библии, который открывает Себя через Свое Слово, Библию, и Господа Иисуса Христа. Вернуться к тексту.
  4. Philip Kitcher, Abusing Science: The Case Against Creationism, 1982, p. 121. Вернуться к тексту.
  5. Лоуис Джейкоб , In Quest of the African Dinosaur, p.261. Вернуться к тексту.

5) Подтверждает истинность Библейской истории.

Библия учит, что все наземные животные и человек были сотворены Богом сверхъестественно и одновременно на 6-й день менее 10 тысяч лет назад. Из чего следует закономерный вывод о том, что в прошлом люди и динозавры жили одновременно на земле до их массового вымирания в катастрофе глобального Потопа. Библия также учит, что пережившие потоп динозавры (Бытие 6:19-20) сосуществовали бок о бок с древними народами. Если Библия и история Бытия являются истинными, то должны остаться какие-нибудь исторические сведения и свидетельства об этих созданиях и их встречах с людьми.

И таких свидетельств целое множество! Их настолько много, что сосуществование в прошлом динозавров и людей можно твердо считать установленным историческим фактом!

Ссылки и примечания:

  1. Под «видами» в данной статье понимаются основные группы растений, животных и насекомых, а не виды согласно современной классификации. Вернуться к тексту.
  2. Кто-то может возразить против подобного сужения вариантов, указывая на то, что в мире существует разные учения о Творце, как и разные модели эволюции. Однако это не меняет сути. Независимо от идентификации Создателя и теологии, с точки зрения того, какой силой исторически произошли виды, есть всего два варианта — естественными, т.е. силами природы (эволюция) или сверхъестественной, т.е. силой Творца (Сотворение). К тому же, несмотря на существование целого ряда эволюционных моделей, тем не менее, всех их объединяет приверженность натуралистическому объяснению и отвержение прямого Божественного вмешательства. Дарвин также признавал, что третьего варианта не существует: виды или эволюционировали, или были сотворены. Вернуться к тексту.
  3. А как быть с идеей инопланетян? Если человек верит в их существование и в то, что они создали сотни тысяч видов растений и животных на земле, то это подпадает под второй из существующих вариантов — сверхъестественное сотворение. Но только в этом случае человек верит в инопланетян как во всемогущего Бога-Творца, впадая в грех идолопоклонства (Исход 20:2). К тому же, мы говорим не только о происхождении видов на земле, но и о происхождении звезд, галактик, планет, химических элементов, музыки, законов природы, математики, пространства, времени и т.д. Все это также имело начало. Очевидно, что Творец должен быть всемогущим (чтобы создать материю/энергию и законы природы), вечным (чтобы сотворить время), вездесущим (для создания пространства) и сверхъестественным (чтобы создать виды). Именно таким и есть Бог Библии, который открывает Себя через Свое Слово, Библию, и Господа Иисуса Христа. Вернуться к тексту.
  4. Philip Kitcher, Abusing Science: The Case Against Creationism, 1982, p. 121. Вернуться к тексту.
  5. Лоуис Джейкоб , In Quest of the African Dinosaur, p.261. Вернуться к тексту.

5) Подтверждает истинность Библейской истории.

Библия учит, что все наземные животные и человек были сотворены Богом сверхъестественно и одновременно на 6-й день менее 10 тысяч лет назад. Из чего следует закономерный вывод о том, что в прошлом люди и динозавры жили одновременно на земле до их массового вымирания в катастрофе глобального Потопа. Библия также учит, что пережившие потоп динозавры (Бытие 6:19-20) сосуществовали бок о бок с древними народами. Если Библия и история Бытия являются истинными, то должны остаться какие-нибудь исторические сведения и свидетельства об этих созданиях и их встречах с людьми.

И таких свидетельств целое множество! Их настолько много, что сосуществование в прошлом динозавров и людей можно твердо считать установленным историческим фактом!

Ссылки и примечания:

  1. Под «видами» в данной статье понимаются основные группы растений, животных и насекомых, а не виды согласно современной классификации. Вернуться к тексту.
  2. Кто-то может возразить против подобного сужения вариантов, указывая на то, что в мире существует разные учения о Творце, как и разные модели эволюции. Однако это не меняет сути. Независимо от идентификации Создателя и теологии, с точки зрения того, какой силой исторически произошли виды, есть всего два варианта — естественными, т.е. силами природы (эволюция) или сверхъестественной, т.е. силой Творца (Сотворение). К тому же, несмотря на существование целого ряда эволюционных моделей, тем не менее, всех их объединяет приверженность натуралистическому объяснению и отвержение прямого Божественного вмешательства. Дарвин также признавал, что третьего варианта не существует: виды или эволюционировали, или были сотворены. Вернуться к тексту.
  3. А как быть с идеей инопланетян? Если человек верит в их существование и в то, что они создали сотни тысяч видов растений и животных на земле, то это подпадает под второй из существующих вариантов — сверхъестественное сотворение. Но только в этом случае человек верит в инопланетян как во всемогущего Бога-Творца, впадая в грех идолопоклонства (Исход 20:2). К тому же, мы говорим не только о происхождении видов на земле, но и о происхождении звезд, галактик, планет, химических элементов, музыки, законов природы, математики, пространства, времени и т.д. Все это также имело начало. Очевидно, что Творец должен быть всемогущим (чтобы создать материю/энергию и законы природы), вечным (чтобы сотворить время), вездесущим (для создания пространства) и сверхъестественным (чтобы создать виды). Именно таким и есть Бог Библии, который открывает Себя через Свое Слово, Библию, и Господа Иисуса Христа. Вернуться к тексту.
  4. Philip Kitcher, Abusing Science: The Case Against Creationism, 1982, p. 121. Вернуться к тексту.
  5. Лоуис Джейкоб , In Quest of the African Dinosaur, p.261. Вернуться к тексту.

Как Православная Церковь относится к палеонтологии?

Похожие главы из других книг

1. Церковно-исторические примеры, доказывающие, что церковь православная есть единая истинная церковь.

1. Церковно-исторические примеры, доказывающие, что церковь православная есть единая истинная церковь. 1. Однажды св. Ефрем патриарх антиохийский, узнал, что один находившийся в Иерапольской стране, столпник вдался в ересь. Случай этот имел большое значение. Столпник как

9. Как Православная Церковь относится к кремации умерших?

9. Как Православная Церковь относится к кремации умерших? Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):Обряд этот языческий. Христианство рассматривает телесную смерть как долгий сон до всеобщего воскресения: многие из спящих в прахе земли пробудятся (Дан.12:2). Гроб же является

3. Как Православная Церковь относится к явлениям ясновидения и предсказательства?

3. Как Православная Церковь относится к явлениям ясновидения и предсказательства? Вопрос:Как Православная Церковь относится к явлениям ясновидения и предсказательства? Ведь о такой способности мы читаем и в Библии.Отвечает священник Константин Пархоменко:Очень трудный

3. Как Православная Церковь относится к обычаю бросать жребий?

3. Как Православная Церковь относится к обычаю бросать жребий? Вопрос:Как Православная Церковь относится к обычаю бросать жребий? Можно ли руководствоваться для принятия важных жизненных решений результатом выпавшего жребия? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):В

20. Как Православная Церковь относится к деятельности диакона Кураева?

20. Как Православная Церковь относится к деятельности диакона Кураева? Вопрос: Как Православная Церковь относится к деятельности диакона Кураева? Мне понравилась его манера вести проповеди, и многие вещи о вере и Церкви я узнал из его проповедей и книг. Но его манера

Как Церковь относится к обрезанию?

Как Церковь относится к обрезанию? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Обрезание — религиозный обряд у иудеев и мусульман. Если имеются чисто медицинские показания к операции, то никакого греха не будет, так как это не имеет отношения к

Как Православная Церковь относится к кремации умерших?

Как Православная Церковь относится к кремации умерших? иеромонах Иов (Гумеров)Обряд этот языческий. Христианство рассматривает телесную смерть как долгий сон до всеобщего воскресения: многие из спящих в прахе земли пробудятся (Дан.12:2). Гроб же является символическим

Как относится Православная Церковь к Евангелию от Фомы?

Как относится Православная Церковь к Евангелию от Фомы? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряТекст, известный под названием «Евангелие от Фомы» не принадлежит одному из 12-ти апостолов. Возникло ЕФ, несомненно, в одной из гностических сект. По

Как относится Православная Церковь к классической музыке?

Как относится Православная Церковь к классической музыке? архимандрит Тихон (Шевкунов)Если бы Вы спросили меня, то я отношусь к ней двояко. С одной стороны, поскольку человек состоит по учению Церкви из духа, души и тела, то душа, душевное, не-духовные потребности конечно

Как Православная Церковь относится к Льву Карсавину?

Как Православная Церковь относится к Льву Карсавину? иеромонах Иов (Гумеров)Творческое наследие Л.П.Карсавина — часть нашей культуры 20 столетия, запечатлевшей как духовные поиски, так и болезненные соблазны и срывы. Оценка Л.Карсавина не может быть краткой и однозначной.

Почему Православная Церковь резко отрицательно относится к гомосексуализму?

Почему Православная Церковь резко отрицательно относится к гомосексуализму? Иеромонах Иов (Гумеров)Святые отцы научают нас отличать грех и человека, душа которого больна и нуждается в лечении от тяжелого недуга. Такой человек вызывает сострадание. Однако невозможно

Как Русская Православная Церковь относится к языческим элементам в архитектуре Петербурга?

Как Русская Православная Церковь относится к языческим элементам в архитектуре Петербурга? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряЖелание верующей души иметь вокруг себя среду в гармонии со своими сокровенными религиозными чувствами, вполне

Почему Православная Церковь резко отрицательно относится к гомосексуализму?

Почему Православная Церковь резко отрицательно относится к гомосексуализму? Иеромонах Иов (Гумеров)Святые отцы научают нас отличать грех и человека, душа которого больна и нуждается в лечении от тяжелого недуга. Такой человек вызывает сострадание. Однако невозможно

Как Православная Церковь относится к обычаю бросать жребий?

Как Православная Церковь относится к обычаю бросать жребий? Иеромонах Иов (Гумеров)В библейские времена часто использовался жребий для определения воли Божией. В Священном Писании говорится: «В полу бросается жребий, но все решение его — от Господа» (Притч. 16: 33). Раз в год

Как Православная Церковь относится к обычаю бросать жребий?

Как Православная Церковь относится к обычаю бросать жребий? Иеромонах Иов (Гумеров)В библейские времена часто использовался жребий для определения воли Божией. В Священном Писании говорится: «В полу бросается жребий, но все решение его — от Господа» (Притч. 16: 33). Раз в год

КАК ЦЕРКОВЬ ОТНОСИТСЯ К ИНТЕРНЕТУ?

КАК ЦЕРКОВЬ ОТНОСИТСЯ К ИНТЕРНЕТУ? –Как Вы относитесь к такому явлению, как всемирная сеть Интернет? Известно, что открыт и активно функционирует официальный сайт Московской Патриархии. Какие задачи Вы возлагаете на него?–Такой извечный вопрос. В свое время спрашивали у

Ссылка на основную публикацию