Святая Людмила – житие и биография мученицы, мощи, дни памяти и почитание

Икона святой Людмилы

Святая мученица Людмила считается первой покровительницей Чехии. К рангу святых она была причислена за свое праведное житие и мученическую смерть.

Житие святой Людмилы

Дочь сербского князя, родившаяся в 860 году, Людмила получила прекрасное образование, что было необычно для женщин того времени, говорила на нескольких языках, включая греческий и латынь. Еще будучи юной, она сочеталась браком с чешским князем Борживоя и уехала на свою новую родину – Чехию. Благодаря этому браку произошло объединение нескольких племен на территории современной Чехии.

Супруги, как и почти весь народ, были язычниками, однако знакомство с Мефодием, великим славянским просветителем и создателем славянской письменности, побудило их принять христианство (в 882 году). Ими был возведен первый в стране христианский храм, получивший название в честь св. Климента; они всячески способствовали распространению истинной веры в своем государстве.

Людмила рано овдовела – ей было всего 29 лет, когда скончался ее супруг, оставив ее с 6 детьми, четырьмя дочерями и двумя сыновьями, из которых старший тоже умер довольно рано. Править страной стал младший сын Братислав, но фактически все бразды правления оказались в руках Людмилы, и правление ее считали мудрым благодаря ее христианскому милосердию, которое особенно проявлялось в деле помощи нуждающимся, обездоленным и больным.

Князь Братислав женился на Драгомире, девушке заносчивой, с непомерной гордыней, но что особенно важно – язычницей в душе. У них родилось два сына, совершенно не похожих друг на друга. Старший, Вячеслав, походил на своего отца-христианина, а младший – на свою нечестивую мать. Поскольку наследником был старший сын, то воспитание Вячеслава князь возложил на свою праведную мать Людмилу, а младшего оставил Драгомире.

В 921 году скончался сын Людмилы, князь Братислав, и на престол взошел Вячеслав, но поскольку он был несовершеннолетним, то чешский сейм назначил регентшей при нем Драгомиру. Тут-то она и выказала свое истинное лицо, пытаясь восстановить языческие порядки в своей земле. Людмила недвусмысленно выразила невестке недовольство, но поскольку у нее не было никакой власти, ей пришлось удалиться в Тетин, где она продолжала заниматься благотворительностью и много молилась.

Убийство св. Людмилы

Ночью в ее покои ворвались убийцы. Людмила все поняла и лишь просила убить ее мечом, чтобы, как и другие мученики, пролить свою кровь за Христа. Однако убийцам было известно, что пролитие крови означает признание убитого христианским мучеником, и потому задушили Людмилу, как предполагается, ее же повоем (вуалью), который стал ее неизменным атрибутом и изображается на каждой иконе Святой Людмилы.

Похоронили ее под городской стеной Тетина не по христианским обычаям, но Господь пометил это место – еженощно над ним появлялись горящие свечи и стали происходить чудесные исцеления. Когда до Вячеслава, внука Людмилы, дошли эти вести, он перенес ее прах в базилику св. Йиржи в Праге, а затем, после возведения храма в честь св. Витта, в этот храм.

Хотя почитание мученицы Людмилы постоянно росло, церкви понадобилось более полутора веков для ее канонизации. Затем день ее памяти стал отмечаться в качестве церковного праздника, и появились иконы «Мученица Людмила, княгиня чешская». Почитается она и Русской Православной Церковью: ее имя значится в святцах, во многих храмах есть икона «Людмила чешская». На иконе она всегда изображается с головой, покрытой повоем (вуалью), которым ее по преданию задушили, и в княжеском венце.

О чем молятся иконе святой Людмил и от чего она защищает

Икона святой обязательно должна быть у каждой женщины, носящей это имя, ведь она станет ее покровительницей. Вообще же св. Людмила, помимо своей родины Чехии, покровительствует бабушкам, матерям, педагогам и воспитателям, что вполне объясняется ее житием. Лучший подарок девочке, девушке, женщине этого имени — икона именная «Людмила».

Молятся иконе, святой мученицы, с просьбой уберечь от злых умыслов и семейного разлада, о благополучии и здоровье детей и внуков, о преодолении житейских неурядиц и, конечно же, о крепости в вере. Молитвы, которые можно произносить перед иконой «Людмила — святая мученица», должны идти от чистого сердца; молиться можно и своими словами.

День памяти св. Людмилы — 29 сентября, это же и день именин (день ангела) всех Людмил.

Молитва святой мученице княгине Людмиле

О, Святая угоднице Христова, мученице княгиня Людмило, Первоугоднице чешския страны и стольнаго града Праги украшение, теплая о нас пред Богом молитвеннице, се, мы, многогрешнии, смиренно припадая, молим тя, не попусти нам погибнути в тине грехов наших, но вознеси о нас моление.

О, Преблагая мати Людмило, не забуди присещати чад твоих, аще бо и преставилася еси от нас в небесныя обители. Вкупе ж и со Святым мучеником и внуком твоим Вячеславом, егда подрасте отрок Вячеслав, отец его, твой же сын, по обычаю того времени испроси Епископа и иереев со всем причтом церковным призвать на него благоловение Божие. Епископ, отслужив в Церкви Пресвятыя Богородицы и постави отрока на ступени храма, и благослови его тако: «Господи Боже Иисусе Христе, благослови сего отрока, яко же благословил еси праведных Твоих, Авраама, Исаака и Иакова, и венчай его, яко же венчал еси правоверных царей, равноапостольных Константина и Елену».

Тако же и ты, святая праматерь его, испроси и нам, грешным, Божие благословение на чада наша, и на всех нас, да и мы многогрешнии, возблагодарим Господа за подаяние Его благодати. Да купно с тобою прославим Отца и Сына и Святаго Духа и твое великое заступление о нас во веки веков. Аминь.

Святая мученица ЛЮДМИЛА ЧЕШСКАЯ (†921)

Нигде нет такого количества женщин, носящих славное святое имя – Людмила, как у нас в России. Даже в Чехии, на родине великой святой, имя ее почти забыто.

Святая Людмила родилась в 860 году в семье сербского князя Славибора. Совсем молодой ее выдали замуж в далекий по тем временам край – в Чехию, за князя Боривоя из рода Пржемысловичей. Брак Людмилы и Боривоя положил начало процессу объединения племён на
территории нынешней Чехии. По свидетельству ряда документов молодая княгиня была образована, знала несколько языков, в том числе греческий и латынь.

В то время и она, и молодой князь были язычниками, однако вскоре они познакомились с великим просветителем – Мефодием. Видимо, этот создатель славянской письменности, переводчик греческого, арамейского, латинского и других языков произвел большое впечатление на княжескую чету, и в 882 году они в его присутствии приняли таинство крещения в Великой Моравии, в Велеградском храме. По возвращении в Чехию молодые супруги возвели первый на своей земле христианский храм в честь святого Климента в Левом Градце. Вместе приняв крещение, благочестивые супруги способствовали распространению Православия в Чешских землях: созидали в своем княжестве храмы, приглашали священников для совершения в них Богослужений. В период княжения Боривоя и Людмилы на Чешской земле был построен и второй христианский храм в честь Пречистой Богородицы.

У супругов было двое сыновей и четыре (по некоторым сведениям — одна) дочери, которых они воспитывали в страхе Божием. Князь Боривой умер рано, 36-ти лет, оставив вдовой молодую 29-летнюю княгиню. Старший сын княжеской четы, Спитигнев, также прожил недолго, и на престол вступил а младший сын Вратислав. Фактически же государством долгое время управляла его мать Людмила, которая осталась в народной памяти как мудрая правительница. Княгиня вела праведную жизнь, способствовала распространению христианства в Чехии, помогала больным и обездоленным.

Но язычество еще жило между жителями Чехии и особенно крепко сохранялось оно между соседними Полабскими славянами. К сожалению дела немецкого романизма не только не сближали местных славян с христианством, но напротив питали в них сильную вражду против него. Жена кн. Вратислава Драгомира была урожденная княжна Браниборо-Стодеранская. Латинские предания называют Драгомиру язычницей, но это представляется весьма сомнительным. Быть не могло, чтобы в таком глубоко христианском семействе, каково было семейство князя Боривоя, жена князя христианина была не крещенной. Но не подлежит сомнению, что она не была искренней христианкой, была горда и зла и по гордости дорожила всем славянским, в том числе и языческою жизнью. Ненависть к христианству, воспитанная в Полабских славянах жестокостями немецких миссионеров и властителей, являлась и в ней.

У них было двое сыновей — Вячеслав и Болеслав, которые совсем не походили один на другого: Вячеслав характером и делами напоминал своего доброго отца, покровительствовавшего христианской вере, в Болеславе отразились качества нечестивой Драгомиры. Воспитание Вячеслава, который по праву первенства должен был наследовать престол, князь Вратислав поручил своей благочестивой матери — святой Людмиле. Воспитанием же Болеслава занималась Драгомира.

Ненавидя свекровь, княгиня Драгомира при жизни мужа не дерзнула предпринять против нее ничего серьезного. Блаженная Людмила, невзирая на все козни невестки, соблюдала внука своего Вячеслава в законе христианском. Чувствуя приближение кончины, князь Вратислав хотел еще при жизни утвердить юного Вячеслава на прародительском престоле. Он созвал всех своих именитых князей, епископа и церковный клир в соборный храм Пречистой Богородицы и после Божественной литургии возвел отрока на ступени алтаря, где юного Вячеслава благословил епископ.

В 921 году князь Вратислав скончался, и власть перешла в руки несовершеннолетнего отрока Вячеслава (Вацлава или Венчеслава). Сеймом Чехии был издан указ, согласно которому регентшей страны назначалась Драгомира, мать Вацлава. Людмиле же, его бабушке, было поручено заниматься воспитанием и образованием внука.

Княгина Драгомира, святой Вацлав и святая Людмила

Святая воспитала внука Вацлава в христианской вере, обучила его немецкому языку, выполняла с ним перевод с латыни и греческого текстов Святого писания. Однако этим была недовольна Драгомира, которая пыталась вытеснить из сознания чешского народа христианские традиции. Она приблизила к себе людей худых и даже язычников, которых еще много оставалось в княжестве. Она стала отменять порядки, которые введены были Боривоем и Вратиславом для ослабления язычества, а по всей Чехии начали сооружаться идольские капища.

Святые Вацлав I, герцог Богемии и Людмила

Святая Людмила открыто выразила свое недовольство невестке. В душе Драгомиры властолюбивые амбиции сплелись с языческим безумством, в результате чего Драгомира замыслила убить свою свекровь. Следуя слову Писания – удаляться от всякого зла, святая Людмила уехала из столицы в город Тетин, где стала вести свою жизнь в молитве, рукоделии и благотворении. Но мстительная Драгомира нашла ее и здесь.

Убийство Людмилы

Двое убийц были посланы ею на княжеский двор в Тетин. В ночь с 15 на 16 сентября , выломав двери дворца, они ворвались к Людмиле, когда она молилась в домашней молельне. «Так ли помните благодеяния мои?» – сказала добрая княгиня. Людмила, видя, что ее хотят удушить, просила поразить ее мечом, чтобы вместе с мучениками пролить кровь за Христа. Но убийцы, зная, что пролитие крови у христиан было непременным условием для признания мученичества, задушили княгиню. Предположительно, в качестве орудия убийства была использована вуаль княгини, которая впоследствии стала ее символом. Душа мученицы отправилась в вечные селения, а тело ее было погребено без церковного отпевания под городской стеной Тетина.

Но Господь прославил место погребения своей угодницы многими чудесами: каждую ночь над тем местом являлись горящие свечи. Один слепец прозрел, когда коснулся земли с могилы святой Людмилы. Услышав о таких чудесных знамениях, внук святой Людмилы Вячеслав совершил перенесение ее мощей в Прагу и положил их в базилике святого Георгия (чеш. Св. Йиржи) на Пражском граде, где они покоятся и по сей день. Позднее ее святую главу отделили от тела и сейчас она хранится в золотом шлеме вместе с другими великими чешскими реликвиями в Соборе Святого Вита в Градчанах – главном храме Чехии, построенным внуком Св. Людмилы – Вацлавом Святым (Вернее Св.Вацлав начал его строить, но скоро умер и был похоронен в одном из пределов храма).

Вячеслав, тяжело переживающий потерю бабушки, поддавшись на лукавые советы бояр, изгнал свою мать, Драгомиру, в город Будеч. Но вскоре князь, воспитанный святой Людмилой в христианских традициях, вспомнив заповедь о почитании родителей, раскаялся, понял, что не
вправе судить свою мать, призвал ее обратно в столицу и окружил почтительной заботой и любовью. Ожесточившееся сердце Драгомиры было тронуто добротой сына-христианина, она увидела новым духовным взором весь ужас совершенного ей преступления, и кающейся грешницей вернулась в Христову веру. «Любовь покрывает все грехи» (Притч. 10, 12), поняв эту истину, Драгомира стала верной помощницей святого Вячеслава в делах государственных и в делах благочестия.

Святая Людмила, первая чешская святая и мученица, стала покровительницей своей родной земли (часто ее называют «matka české země»), также ее считают покровительницей бабушек, матерей и христианских воспитателей и учителей. Ее статуя установлена на Карловом мосту, среди скульптур самых почитаемых чешских святых. Почетное место занимает ее изображение и на постаменте памятника Святого Вацлава, установленного в самом центре Праги, на Вацлавской площади. Не случайно в конце 19 века, когда начался процесс за обретение Чехией национальной независимости, в Праге был построен огромный Собор Святой Людмилы, в сооружении и оформлении которого приняли участие практически все известные чешские деятели культуры.

Собор Св. Людмилы в Праге

Как святая княгиня Ольга обратила к вере своего внука князя Владимира, так и в Чехии, только веком раньше, святая Людмила воспитала в Христианской вере своего внука Вячеслава. Неслучайно память святых Людмилы и Вячеслава на Руси чтилась уже при равноапостольном князе Владимире и его сыновьях.

Храм св. Георгия в Праге, где покоятся честные мощи св. Людмилы

Сегодня католическая базилика св. Георгия в Праге , где находятся мощи св. Людмилы, стала музеем. Доступ к гробнице святой возможен только во время служб, которые совершаются крайне редко. Однако, если принести цветы для святой, то кованые двери капеллы (по-нашему – придела) святой Людмилы открывают, и можно пройти и приложиться к раке, у которой теплится православная лампадка.

Мощи св. Людмилы Чешской в базилике святого Георгия в Пражском Граде

В Москве в храме Свт. Николая в Котельниках (Подворье Чешских Земель и Словакии) находится ковчежец с частицей мощей св. Людмилы. Ежегодно 29 сентября в день памяти святой здесь совершается торжественное богослужение и со всей Москвы и ее окрестностей собирается множество Людмил, чтобы почить память своей небесной покровительницы.

Читайте также:  Исаак Сирин – житие и творения, труды и подвижнические слова, мощи

Храм Святителя Николая в Котельниках

Храм святого Николая Чудотворца в Котельниках (1822-1824 г.г.)

Тропарь, глас 4
Оставльша тьму идолослужения и с горячей любовию прияв свет православныя веры Христовы, явися ты, святая Людмило, яко звезда утренняя, и светом святости твоея истинный день Богопочитания в Честей земли начав.

Кондак, глас 4
Светло во страдании твоем возсияла еси, страстотерпице, от кровей твоих преиспещрена, и яко красная голубице к небеси возлетела еси, Людмило, тем же моли присно за чтущия тя.

Молитва мученице Людмиле, княгине Чешской
О, святая угоднице Христова, мученице княгине Людмило, первоугоднице Чешския страны и стольнаго града Праги украшение, теплая о нас пред Богом молитвеннице! Се мы, многогрешнии, смиренно припадающе, молим тя: не попусти нам погибнути в тине грехов наших, но вознеси о нас моление ко Господу, да помилует нас и дарует нам покаяние. О, преблагая мати Людмило! Не забуди посещати чад твоих, аще бо и преставилася еси от нас в Небесныя обители, вкупе со внуком твоим, святым мучеником Вячеславом. Темже, святая прамати его, испроси и нам, грешным, Божие благословение на чада наша и на всех нас, да и мы, многогрешнии, возблагодарим Господа за подаяние Его благодати и купно с тобою да прославим Отца и Сына и Святаго Духа и твое великое заступление о нас во веки веков. А минь.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

Храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Святая Людмила – житие и биография мученицы, мощи, дни памяти и почитание

Православная библиотека – Жития Святых

Житие Святой мученицы благоверной княгини Людмилы Чешской

Она взошла в земле Богемской, как Звезда утренняя, которая, словно предвестница Солнца Правды (сиречь Христа), разогнала лучом веры мрак заблуждения, Она – первоцвет весны истинной (сиречь благодати), ибо ведомо, что она первой была прославлена среди святых названной земли. Еще и денницею она может быть названа – ибо светом святости произвела день богопочитания Если же блаженная Людмила как на земле именуется часто первой матерью верных, так и на небе явилась заступницею – то требуют того заслуги ее, чтобы должный от верных воздавался ей почет.

«Слово на память Людмилы, покровительницы Чехии»
(чешская рукопись ХI в.)

В IX веке Чешское княжество входило в состав Великоморавии, объединяя не только племя чехов, а почти всех славян, заселявших окруженную горами территорию на Верхней Лабе с ее притоками Влтавой и Огрже. Союз с Моравией, возникший из политических соображений (борьба с общим врагом), имел для Чехии весьма важное следствие – принятие христианства под эгидой первоучителей солунских Кирилла и Мефодия. Славяне, ведущие объединительную политику, ощущали острую необходимость в духовном окормлении в лоне греко-славянской Церкви, так как Византия служила и духовным, и культурным противовесом Риму, а следовательно, и латинской Германии.

Жизнь благоверной княгини Людмилы Чешской и ее семьи теснейшим образом связана с просветительской миссией равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия.

Согласно Козьме Пражскому, чешский князь Борживой (из рода Пржемысловичей) вместе с супругой Людмилой был крещен епископом Мефодием при дворе князя Святополка Моравского в городе Велеграде. По возвращении в Чехию они возвели первый на своей земле христиaнcкий храм в честь Святого Климента в Левом Градце.

Таким образом, политический союз Чехии и Моравии прорастает духовными плодами. И принявшая крещение Чехия в наступающем Х веке стала выходить на передовые позиции в мире западных славян центра Европы.

Первое житие святой княгини Людмилы, наряду с житием ее внука князя Вячеслава, тоже прославленного в лике святых, составлено во второй четверти Х века одним из выдающихся членов славянской миссии – священником Павлом Каихом, который был особенно близок; к княжескому дому. Это житие известно по двум сборникам: один из них – это русский «Пролог», а другой представляет собой латинское переложение, созданное в Чехии и найденное, в своем наиболее древнем варианте, в той же рукописи, что и Сазавская хроника.

Следуя этому и другим имеющимся письменным свидетельствам, можно в общих чертах восстановить жизнь благоверной княгини.

Святая Людмила родилась в 860 году, по одной версии, в граде Пшов (Козьма Пражский), согласно новейшей историографии – она была родом из Сербии, дочерью сербского князя Славибора. По политическим соображениям в 874 году она была выдана замуж за чешского князя Борживоя.

Вместе приняв крещение, благочестивые супруги способствовали распространению Православия: созидали в своем княжестве храмы, ставили при них священников. В период княжения Борживоя и Людмилы был построен и второй на землe Чешской христианский храм в честь Пречистой Богородицы, главным пресвитером в котором был известный Павел Каих.

«Видевши, святая блаженная княгине Людмило, все люди земли Чешския во тьме идолослужения погруженныя, усердно потщися еси просветити тех светом Христовой веры и в созидании храмов Божuих, и в укреплении веры православныя в стране Чешския» [здесь и далее: из «Акафиста святой Людмиле»] .

Супружество Борживоя и Людмилы Господь благословил двумя сыновьями и четырьмя (по некоторым сведениям – одной) дочерьми, которых они воспитывали в страхе Божием. В 889 году в возрасте 36 лет Борживой умер, оставив вдовой молодую 29-летнюю княгиню.

«Радуйся, понесшая вдовство твое благочестно и преславно». «Радуйся, вдовственную твою чистоту непорочно сохранившая».

Старший сын княжеской четы, Спитигнев, жил недолго, а младший, Братислав, вступив на престол после своего брата, правил до 921 года. Супруга Братислава, Драгомира, была привезена в Чехию с берегов реки Гаволы из языческой страны славян-лютичей из области стодорян. У Братислава и Драгомиры было двое сыновей – Вячеслав и Болеслав, которые совсем не походили один на другого: сколько Вячеслав характером и делами напоминал доброго отца своего, покровительствовавшего христианской вере, столько в Болеславе отразились качества нечестивой Драгомиры. Воспитание Вячеслава, который по праву первенства должен был наследовать престол, князь Братислав поручил благочестивой матери своей – святой Людмиле. Воспитанием же Болеслава занималась Драгомира, пожавшая в свое время горькие плоды своих наставлений.

Ненавидя свекровь, княгиня Драгомира при жизни мужа не дерзнула предпринять против нее ничего серьезного. Блаженная Людмила, невзирая на все козни невестки, соблюдала внука своего Вячеслава в законе христианском и научила его чтению священных книг.

Чувствуя приближение кончины, князь Братислав хотел еще при жизни утвердить юного Вячеслава на прародительском престоле. Он созвал всех своих именитых князей, епископа и клир церковный в соборный храм Пречистой Богородицы и после Божественной службы возвел отрока на ступени алтаря. Епископ благословил юного Вячеслава словами: «Господи Иисусе Христе, благослови отрока сего, как благословил Ты праведных Авраама, Исаака и Иакова и как увенчал Ты равноапостольных царей Константина и Елену». И молитвами святительскими возрос в благодатной вере отрок под сению своей бабки.

«Радуйся, внука твоего, святаго князя Вячеслава, в истинах веры воспитавшая».«Радуйся, яко тебе за сие уготовано сокровище вечных благ».

В 921 году князь Братислав скончался, и власть перешла в руки несовершеннолетнего отрока Вячеслава. Могущественные вельможи, пользуясь юным возрастом своего государя, назначили регентшей мать его Драгомиру и воздвигли против него крамолу, так как сильно еще было влияние язычников, которые старались одолеть христианство в Чехии. Орудием этих нечестивых целей они избрали не отставшую от языческих обычаев Драгомиру, и на главу святой Людмилы обрушились все ведомые и неведомые несчастья. Но блаженная Людмила, довершив благочестивый труд свой и видя внука своего уже воцарившимся, удалилась на покой в город Тетин, где доживала преклонные годы в молитве, рукоделии и благотворении. Сохранившиеся памятники письменности изображают княгиню Людмилу как жену глубоко и горячо верующую, милосердную и сострадательную.

«Радуйся, яко сиротам и вдовицам ты еси была мать и питательнице; Радуйся, и нищим ты еси была милостивая подательнице и обидимых благая защитнице».
«Радуйся, сердце твое на прошение и нужды приходящux к тебе открывала еси; Радуйся, странники и нищие питала еси».

Начало княжения Вячеслава было омрачено трагедией: мать юного князя Драгомира велела умертвить благоверную княгиню Людмилу. Двое убийц были посланы ею на княжеский двор в Тетин. В ночь с 15 на 16 сентября, выломав двери дворца, они ворвались в покои блаженной стаpицы.

«Так ли помните все мои благодеяния?» – спросила княгиня, но изверги, не внимая речам ее, накинули петлю на старческую шею. «Лучше поразите меня мечом, – смиренно просила Людмила, – чтобы вместе с мучениками пролить мне кровь за Христа». Но убийцы знали, что пролитие крови у христиан было непременным условием для признания мученичества, поэтому задушили княгиню. Это случилось в субботу, в первом часу ночи. Было ей тогда от роду 61 год. Душа мученицы отлетела в вечные селения, тело же ее было погребено без церковного отпевания под городской стеной Тетина. Но Господь прославил место погребения своей угодницы многими чудесами: каждую ночь над тем местом являлись горящие свечи. Один слепец прозрел, когда прикоснулся земли с могилы святой Людмилы.

«Радуйся, блаженная Людмило, от злых боляр схваченная и вервием удавленная по вые твоей; Радуйся, яко таковым образом угодивщая Богу, пострадавшая мученически».
«Радуйся, яко тобою дивен Бог во святых Своих является». «Радуйся, яко мощи твоя прославu Господь нетлением благодатно».

Услышав о таковых чудесных знамениях, внук святой Людмилы Вячеслав совершил перенесение ее мощей в Прагу и положил их в церкви святого Георгия, где и ныне от них происходит много знамений и чудес.

По свидетельству епископской записи в мартирологии, перенос мощей на знаменитое, освященное место, каковым в то время был Пражский град, был не только символом, но и условием прославления святой.

Почитание святой мученицы Людмилы быстро росло. Официально ее святость признана в 1143-1144 годах. Немного позже в престолы некоторых чешских храмов были помещены частицы мощей святой мученицы. В период где-то с 1197-го по 1214 год епископ Даниэл II благословил писать иконы святой Людмилы наряду с иконами других чешских покровителей. Во времена Карла IV над ракой благоверной княгини было сделано надгробие.

В 1981 году была отворена рака святой Людмилы, где рядом со святыми мощами обнаружили белую шелковую ткань с геометрическим узором, весьма вероятно, это был повой, которым знатные жены покрывали голову.

На иконах святую Людмилу изображают в длинном платье, голова ее покрыта повоем, иногда княжеской шапкой. Главным ее атрибутом является спускающийся на шею повой, на некоторых иконах – веревка. Все это символы ее умучения. Есть редкие иконы, на которых святая изображена с чашей, наполненной виноградом. Часто святую Людмилу изображают вместе с малoлeтним Вячеславом, которого она учит.

Святая Людмила, первая чешская святая и мученица, стала покровительницей своей родной земли (часто ее называют «matka české země»), а также покровительницей бабушек, матерей и христианских воспитателей и учителей.

По установившейся с древних времен церковной традиции, днем памяти святых считается обычно день их кончины, а что касается мучеников, то это уже почти правило.

День памяти святой мученицы благоверной кня­гини Людмилы Чешской празднуется Церковью 16/ 29 сентября.

Молитва святой мученице княгине Людмиле

О, Святая угоднице Христова, мученице княгиня Людмило, Первоугоднице чешския страны и стольнаго града Праги украшение, теплая о нас пред Богом молитвеннице, се, мы, многогрешнии, смиренно припадая, молим тя, не попусти нам погибнути в тине грехов наших, но вознеси о нас моление.
О, Преблагая мати Людмило, не забуди присещати чад твоих, аще бо и преставилася еси от нас в небесныя обители. Вкупе ж и со Святым мучеником и внуком твоим Вячеславом, егда подрасте отрок Вячеслав, отец его, твой же сын, по обычаю того времени испроси Епископа и иереев со всем причтом церковным призвать на него благоловение Божие. Епископ, отслужив в Церкви Пресвятыя Богородицы и постави отрока на ступени храма, и благослови его тако: «Господи Боже Иисусе Христе, благослови сего отрока, яко же благословил еси праведных Твоих, Авраама, Исаака и Иакова, и венчай его, яко же венчал еси правоверных царей, равноапостольных Константина и Елену».
Тако же и ты, святая праматерь его, испроси и нам, грешным, Божие благословение на чада наша, и на всех нас, да и мы многогрешнии, возблагодарим Господа за подаяние Его благодати. Да купно с тобою прославим Отца и Сына и Святаго Духа и твое великое заступление о нас во веки веков. Аминь.

ТРОПАРЬ, ГЛАС 4

Оставльша тьму идолослужения и с горячей любовию прияв свет Православныя веры Христовы, явися ты, святая Людмило, яко звезда утренняя, и светом святости твоея истинный день Богопочитания в Чешстей земли начав.

Светло во страдании твоем возсияла еси, страстотерпице, от кровей твоих преиспещрена, и яко красная голубице к небеси возлетела еси, Людмило, тем же моли присно за чтущия тя.

Источники: Акафист – «Акафисты избранные» стр.91-113.
Издание Задонского Богородицкого монастыря 1996 год.
По благословению Епископа Задонского Никона.
Официальная страница Храма прп. Андрея Рублева в Раменках.

Хранительница брака и семьи – история праведной Наталии

Духовная близость, забота, любовь и эмоциональная поддержка – величайший дар, который люди могут преподнести друг другу. Однако найти подходящего партнёра и создать гармоничные отношения – нелёгкая задача. И справиться с ней поможет мученица Наталия – святая, известная своей мудростью и жертвенностью.

Святая Наталья: подвиги и прославление

Никомедия (современное название – Измит) – одно из древнейших поселений в Малой Азии. Благодаря удачному расположению – на берегу Мраморного моря, вблизи от Константинополя – город процветал, привлекая купцов, учёных и художников. В 74 г. до н. э. он стал центром провинции Вифиния, а в 286 г. – восточной столицей Римской империи. Как раз там, в семье добродетельных христиан, в конце III ст. и родилась будущая святая мученица Наталья. Имя девочки, образованное от латинского слова «natalis» («родная, благословенная»), словно бы предвосхищало её удивительную судьбу.

Девушка не могла открыто исповедовать свою веру, ведь правивший в то время Галерий Максимиан (250-311) преследовал всех, кто поклонялся Иисусу. Она таилась даже от собственного мужа-язычника – начальника судебной палаты Адриана. Тем не менее, юная красавица стремилась хоть как-то подсобить праведникам, принося им лекарства и еду.

Впрочем, однажды милость Творца осияла и Адриана. Это случилось, когда он допрашивал 23 праведника, схваченных по приказу императора. Поражённый их отвагой мужчина уверовал в истинного Господа и объявил себя христианином. Услышав об этом, правитель распорядился заковать своего подданного и посадить в темницу.

Духовное прозрение Адриана было настоящим чудом, однако стойкостью перед истязаниями он обязан именно Наталии. Её житие гласит, что женщина неустанно сопровождала супруга. Как только мужчина попал в тюрьму, праведница тотчас отправилась к нему, утешая любимого рассказами о награде, которая ожидает каждого сподвижника Иисуса Христа. А когда палачи отпустили мученика домой, желая, чтобы тот искусился сожалениями о прежней жизни, жена закрыла перед ним двери и не отпирала, пока тот не убедил её в твёрдости своих намерений.

Убедившись в том, что решимость Адриана не поколебало ни заключение, ни словесные увещевания, Галерий велел его пытать. Знатного чиновника били кольями, связывали и волокли по земле. Но Наталия постоянно пребывала вместе с ним, врачуя раны и ухаживая за супругом – для этого ей пришлось остричь волосы и нарядиться в мужскую одежду, чтобы походить на юношу.

Даже когда день казни наконец наступил, девушка не оставила любимого. Пока длилась экзекуция – конечности Адриана перебивали тяжёлым молотом – она держала супруга за руку, подбадривая его и отвлекая от боли.

Как только все подвижники испустили дух, император приказал сжечь их тела, лишая родственников последнего утешения. Узнав об этом, Наталия тайно унесла десницу мужа и скрыла её в своём доме как реликвию. А затем женщина, страдая от разлуки с любимым, едва не бросилась в костёр, на который возложили святые мощи. Но внезапно в небе сгустились тучи, засверкали молнии, поражая язычников, и полил дождь, погасивший огонь. Испугавшись, палачи покинули лобное место, а верующие смогли забрать останки. Один из христиан вызвался перевезти их в Византию, ограждая от дальнейшего осквернения.

Овдовев, Наталия одиноко жила в Никомедии. Она горько печалилась о супруге, и лишь истовая молитва избавляла девушку от тоски и отчаяния. Но праведнице не удалось соблюсти траур – вскоре к ней посватался полководец из Рима. Спасаясь от нежеланного жениха, подвижница бежала в Константинополь. Весь путь сопровождался благими знамениями – бросившийся в погоню флот разметала буря, а дьявола, который сбивал судно с курса, изгнал Адриан, представ перед верующими в сияющем ореоле.

Прибыв в Царьград, Наталия сразу же пошла в собор, где находились тела мучеников. Она приложила к святыням руку мужа, которую до сих пор держала подле себя, и вознесла хвалу Творцу. А уснув после трудной дороги, женщина узрела супруга. Он возвестил: «Приди в покой, уготованный Господом, и восприми должную тебе награду!». Пробудившись, праведница поведала о чудесном видении другим христианам, а потом тихо отошла в мир иной.

В память о её бескровном подвижничестве икона святая Наталья может быть снабжена особым атрибутом – свитком со словами: «Да исчезнут от ума твоего вся, яже суть мирская, тленная и душевредная». Это изречение символизирует усердие в вере и отречение от земных ценностей ради Бога.


Мощи святой мученицы Наталии. Базилика Сан-Лоренцо-Маджоре в Милане

Почитание и поминовение мученицы

После успения Наталии её тело положили рядом с останками Адриана. А в IV ст. супругам посвятили отдельную церковь в Константинополе. Однако сейчас мощи праведницы хранятся в базилике Сан-Лоренцо-Маджоре. Это здание в Милане (Италия) было воздвигнуто для заседаний римского сената, но в VII ст. папа Гонорий I приказал переделать строение в церковь. Примерно в то же время туда переправили и раку с костями мученицы.

День святой Натальи отмечают 8 сентября (26 августа по старому стилю). Согласно народным приметам, если утро праздника будет холодным и солнечным, следует ожидать ранних заморозков. Кроме того, к этой дате заканчивалась уборка овса – зерно заносили в овины, чтобы просушить перед зимовкой, попутно готовя из него кисель, блины и лакомства для детей.


Икона святая Наталья из янтаря от производителя ТМ «Янтарь Полесья»

В чём помогает икона святая Наталья?

Мученица покровительствует влюблённым и венчанным супругам, даруя им счастье в браке. Склоняясь перед ликом праведницы, Вы обретёте терпение и умение справляться с конфликтами, почувствуете уважение к партнёру, предупредите измены, преодолеете любые лишения и проблемы.

А ещё икона из янтаря, где запечатлена святая Наталья, станет хорошим подарком для женщин, носящих такое имя. Реликвия защитит их от грехов и ошибок, укрепит в вере, развеет уныние и вселит в душу надежду. Поэтому не упускайте возможность приобрести эксклюзивный самоцветный образ в нашем интернет-магазине «Янтарь Полесья»!

Мученица Людмила — покровительница бабушек

Угадайте, какую святую на ее родине считают покровительницей… бабушек. Нет, она не дожила до преклонных лет, хотя возраст, в котором закончился ее земной путь, – около 60 лет – в те времена считался очень даже почтенным. И внуков у нее было не так чтобы очень много. Причем один из них явно не удался, впрочем, бабушкиной вины в том не было, ее от воспитания этого внука отстранили. Зато другой, которого она вырастила и воспитала, стал великим правителем, прославленным в лике святых, много сделавшим для религиозного просвещения своего народа.

Нет, это не равноапостольная Ольга – хотя во многом судьбы этих двух святых женщин схожи. Святая мученица благоверная княгиня Людмила Чешская жила всего на полвека раньше Ольги. Происхождение и точная дата рождения той и другой неизвестны. Обе стали христианками в зрелом возрасте, намного пережили своих мужей, правили за малолетних детей, с которыми не нашли общего языка, но зато смогли оказать благое влияние на внуков.

Житие святой Людмилы было написано в середине Х века священником Павлом Каихом, близким к княжескому дому. Рукопись жития не сохранилась, а его содержание известно по русскому «Прологу» и латинским переложениям, составленным в Чехии и вошедшим в «Сазавскую хронику». Согласно этим источникам Людмила родилась около 860 г. По наиболее правдоподобной версии историографа Козьмы Пражского, она была дочерью Славибора, князя пшован – народа, жившего к северо-востоку от чешских земель. Предположение о сербском происхождении Людмилы менее вероятно, в латинских рукописях указывалось, что она была взята мужем «de gente sua» — из своего, то есть близкого, рода. Кроме того, одним из самоназваний пшован было и сербы (srbove).

О детстве Людмилы ничего неизвестно. Примерно в 874 г. по политическим соображениям она была выдана замуж за князя Борживоя I. Этот брак фактически положил начало постепенному процессу объединения в единую нацию многочисленных родственных племен, населявших земли, известные под общим названием Богемия. Надо сказать, что Борживой и Людмила были первыми правителями династии Пршемысловичей, упоминаемыми в письменных источниках, и они же стали первыми христианскими правителями Чехии.

В IX в. земли чешского племени – всего-навсего крепость Борживоя Леви-Градец и ее окрестности — входили в состав Великой Моравии. Борживой, будучи вассалом моравского князя Сватоплука, участвовал в его борьбе против восточно-франкского короля Людовика II Немецкого. В качестве награды он был признан независимым «князем всех чехов» и получил в дар земли, на которых впоследствии была построена столица современной Чехии Прага. Относительно крещения супругов славянский и латинский варианты жития расходятся. Латинские памятники упоминают об обращении Борживоя в христианство еще до женитьбы, «Пролог» утверждает, что это произошло «егда же быста вкупь» (вообще славянское житие святой Людмилы – в отличие от латинского — не ограничивается скупым изложением фактов, а старается подчеркнуть благочестие княгини).

Как бы то ни было, врозь или вместе, супруги приняли святое крещение в моравской столице Велеграде от равноапостольного Мефодия не позднее 885 г. Возможно, первоначально их крещение (или одного только Борживоя) носило добровольно-принудительный характер, связанный с политической необходимостью. Однако под влиянием проповедей святого Мефодия они искренне уверовали во Христа и вернулись в свои земли с намерением просветить чешский народ и обратить его к истинной вере. В Леви-Градце ими был заложен первый в Чехии христианский храм – церковь св. Климента.

Как и спустя столетие на Руси, обращение чешского народа в христианство носило достаточно жесткий характер. Борживой приказал уничтожать капища, запретил совершение языческих обрядов, что вызвало недовольство жрецов, подстрекавших поданных князя к неповиновению. Спустя некоторое время вспыхнуло восстание, которое возглавил родственник Борживоя князь Стоймир. Вернув себе власть с помощью князя Сватоплука, Борживой вынужден был отказаться от дарованной ему самостоятельности Чехии и смириться с прежним положением вассала.

Около 889 г. князь Борживой умер, оставив после себя несколько дочерей и двоих малолетних сыновей – Спытигнева и Вратислава. Это был критический момент для чехов: поведи себя Людмила, принявшая власть де факто, неправильно – и на этом существование династии Пршемысловичей закончилось бы. Однако ей удалось выстроить политические отношения с моравским князем и удержать Чехию для своих сыновей. После смерти Сватоплука в 894 г. начался распад Великоморавской державы, и Чехия снова вышла из ее состава – чтобы тут же попасть под влияние немецкого короля Арнульфа.

За несколько лет своего регентства Людмила совершила еще одну крайне важную вещь: сохранила в Чехии славянское богослужение. После смерти святого Мефодия его ученики были изгнаны из Моравии, вся Богемия испытывала сильное влияние Римской церкви. Однако стараниями Людмилы, а затем ее внука Вацлава (Вячеслава) в Чехии сохранялось определенное религиозное равновесие, и уже в X в. аббатиса Млада сумела добиться независимости Пражского епископства от Регенсбургского диоцеза. Славянское богослужение в Чехии продолжалось до начала XII в., и даже в XIV-XV вв. важную роль в духовной жизни страны играл Эмаусский монастырь, где служили «на слованех».

Именно стремление к возрождению богослужения на славянском языке стало одной из главных причин гуситских войн XV в. Гуситы искали союза с Восточной Церковью, и только завоевание Константинополя турками привело к тому, что переговоры были прерваны и гуситы обратились к союзу с немецкими протестантами.

Касательно правления сыновей Людмилы хронисты сильно противоречат друг другу – документальных свидетельств этого периода почти не сохранилось. Старший сын Людмилы Спытигнев правил Чехией приблизительно 20 лет. После его смерти на трон взошел младший – Вратислав, человек добрый и религиозный, но слабохарактерный, во всем потакавший своей жене Драгомире, происходившей из языческого племени лютичей. Выйдя замуж за Вратислава, Драгомира вынуждена была принять христианство, однако, судя по всему, крещение было для нее лишь необходимой формальностью. Исторические хроники описывают ее как женщину властолюбивую, жестокую и необузданную в своих желаниях.

Зная нрав жены, Вратислав поручил воспитание своего главного наследника Вацлава Людмиле, чем Драгомира была крайне недовольна. Оставшегося с ней младшего сына Болеслава, будущего убийцу собственного брата, она растила по своему подобию. Вратислав умер молодым, сыновья его были еще слишком малы, и по решению сейма (или, что более вероятно, — германского сюзерена) до совершеннолетия Вацлава власть должна была оставаться у обеих княжеских вдов – Людмилы и Драгомиры.

Преследуемая невесткой, Людмила добровольно сложила с себя бразды правления и вместе с Вацлавом удалилась в пшованский замок Тетин. Главным ее занятием было воспитание внука в духе христианства и благотворительность. Свои личные средства Людмила тратила на помощь бедным, больным, вдовам и сиротам, а также на строительство новых церквей.

Любовь народа к Людмиле и ее влияние на Вацлава настолько раздражали Драгомиру, что она решила избавиться от свекрови – хотя с политической точки зрения Людмила ей ничем не угрожала. В ночь на 16 сентября 921 г. («Пролог» даже сообщает точное время – «в первый час нощи») подосланные Драгомирой убийцы, придворные Тунна и Гоммон с подручными, ворвались в дом Людмилы и задушили ее. Латинские источники упоминают в качестве орудия убийства веревку, однако на иконах святая Людмила чаще всего изображается с головным убором (ушев или повой), которым, по источникам славянским, и была задушена. Дело в том, что убийство женщины, сопровождавшееся срыванием с нее головного убора, а тем более этим самым головным убором считалось у славян крайне унизительным – что и нужно было Драгомире.

Похоронена Людмила была не в церкви, а под стеною города – еще одно унижение. Чудесным образом на могиле мученицы каждую ночь появлялась зажженная свеча, а некий слепец прозрел, лишь прикоснувшись к земле, в которой лежала княгиня. Придя к власти, князь Вацлав перенес останки своей бабушки в Прагу, в базилику св. Йиржи (Георгия), к которой впоследствии была пристроена специальная капелла. Практически сразу Людмилу начали почитать святой, по молитвам у ее гробницы происходили всевозможные чудеса, но для канонизации церковь требовала чуда «официального». В 1100 г. аббат Виндельмут предложил пражскому епископу Гержману проверить святость Людмилы. На покрывале, снятом с мощей, провели испытание огнем. Свидетели подтвердили, что покрывало не загорелось, после чего мученица Людмила была прославлена в лике святых.

После пожара в середине XII в. недобросовестный немецкий архитектор, занимавшийся восстановлением базилики, тайно вывез в Германию и распродал часть мощей. Однако после того как архитектор и его покупатели погибли при загадочных обстоятельствах, родственники святотатца вернули мощи мученицы в Прагу. В конце XIV в. над могилой Людмилы было воздвигнуто каменное надгробие с изваянием святой.

Святая Людмила почиталась одной из покровительниц чешской земли, однако в настоящее время (знаю это как человек, достаточно долго живший в Чехии) это имя, такое распространенное в России, стало здесь редким. Современная Чехия позиционирует себя как светское государство и уделяет религии удручающе малое внимание. Многие католические костелы превращены в музеи и концертные залы, а действующие, в том числе и неоготический костел св. Людмилы, зачастую стоят пустые. Базилика св. Йиржи также является музеем, а капелла св. Людмилы закрыта решеткой и открывается только раз в году, в день памяти святой – во время совершения католической мессы. Не так давно и с огромным трудом представители Чешской Православной Церкви добились разрешения проводить литургию и читать акафист святой в день ее памяти по юлианскому календарю. Но простому паломнику помолиться у раки святой невозможно – или почти невозможно. Может быть, созданному недавно в Праге Православному Благотворительному Фонду святых Вячеслава и Людмилы и Чешских удастся изменить ситуацию к лучшему.

Житие чешской княгини-мученицы Людмилы, день памяти святой и в чем помогает

В конце сентября Русская Православная Церковь совершает память о княгине Людмиле Чешской — покровительницей Чешского государства. Во многих храмах России находятся иконы этой первой славянской мученицы. Каждый год 29 сентября в них совершаются торжественные богослужения в память Людмилы Чешской. Биография и история канонизации святой княгини ниже.

Основные факты биографии княгини

В старинной документе XI века княгиня Людмила сравнивается с утренней звездой, которая светом веры развеяла тьму заблуждения. Ее имя одно из самых любимых не только у нас, но и у других славянских народностей. Биография святой Людмилы Чешской по многих фактам жития перекликается с покровительницей земли Русской святой равноапостольной княгиней Ольгой. Эти великие женщины рано стали вдовами, помогали управлять государством своим детям, воспитывали внуков. Находясь в зрелом возрасте, Людмила и Ольга стали православными христианками, показав пример своим подданным, и после кончины были отнесены к лику святых.

Почитание мученицы Людмилы Чешской на Руси началось во времена правления равноапостольного князя Владимира и его потомков и продолжается по текущий день.

Происхождение и детство

По данным исторических бумаг родилась святая Людмила в 860 г. в Сербии, в семье князя Пшовского Славибора. Она получила хорошее образование, говорила на нескольких языках. Точных сведений о детстве княгини не сохранилось. О ее биографии стало известно из двух сборников – русский «Пролог» и сочиненное в Чехии более древнее латинское переложение.

Замужество и житие в Чехии

Святая Людмила, будучи совсем юной девой, была сосватна за чешского князя Борживоя (Боривоя). Этот брак преследовал политические союзы – объединение разрозненных племен западных славян. Переехав в далекую по тем временам страну, молодая княжна сразу приняла и полюбила свою новую родину.

Тогда Чехия (нынешняя Богемия) входила в состав могучего государства – Великой Моравии под управлением князя Святополка I. Супруг Людмилы Борживой был его верным вассалом и не раз оказывал помощь в сражениях с королем Людвигом II Немецким. За это правитель Моравии подарил чешскому князю земли, на которых основали Прагу.

Посольство в Византию

Главы славянских государств стремились к объединению и нуждались в духовном покровительстве, чтобы получить независимость от латинской Германии. В этом могло помочь только такая великая держава как Византия. К ее императору Михаилу III правитель Моравии князь Ростислав (дядя Святополка I) отправил послов с просьбой о помощи. Византийский правитель направил в Моравию православных учителей – святых Кирилла и Мефодия. Именно в этом государстве начинается их просветительская миссия.

Распространение истинной веры

Супруги были язычниками, как и большинство населения Богемии (Чехии). Знакомство с равноапостольным Мефодием привело их к православной вере. Во время своего визита в Великую Моравию они услышали проповедь святителя, который тогда был архиепископом Моравским. Его слова произвели на молодых супругов большое впечатление.

При дворе князя Святополка I, правителя Моравии, Людмила и Борживой приняли христианство. Обряд крещения провел сам Мефодий – один из великих славянских просветителей. По приказу благочестивой княжеской четы в стране был возведен первый православный храм, освященный в честь святого Климента.

Вернувшись в Чехию принявшие православие молодые супруги, стали приобщать свой народ к христианской вере. Повсюду строились церкви, проводились богослужения, для которых князья приглашали священников из православной Болгарии. Они проводили и обряды крещения чешских подданных.

За время правления Людмилы и Борживоя был возведен второй в Чехии православный храм в честь Пресвятой Богородицы.

Противление язычников

Представители чешской аристократии были недовольны христианской деятельностью князя. Их взгляды разделяли языческие жрецы – Борживой приказывал разрушать капища и запрещал проводить обряды. Знатные чехи при поддержке войска подняли восстание против своего правителя. Князь с семьей был вынужден покинуть родину, и укрылся в Моравии. При помощи Святополка I мятеж был подавлен. В честь этого события правитель Чехии воздвигнул церковь Святой Девы Марии. Она была построена в столице на месте сбора народного вече.

Правление и защита религии после смерти мужа

В княжеской семье родились два сына. Родители растили их верующими и благочестивыми людьми. После пятнадцати лет супружества князь Борживой умер, и Людмила осталась вдовой в 29 лет. Правителем Чехии стал его старший сын Спитигнев. Он умер в 915 году и на престол взошел младший сын княжеской четы Вратислав.

Святая Людмила честно хранила свое вдовство, с достоинством и христианским смирением скорбя о любимом муже. Она вошла в историю как мудрая и добрая правительница. Княгиня сумела сохранить дипломатические отношения со Святополком I . Она всеми силами боролась за сохранение в церквях и храмах Чехии православного богослужения. Долгое время находилась у власти, пока сын Вратислав не достиг совершеннолетия. Вдовствующая княгиня вела благочестивую жизнь, продолжала дело мужа по распространению христианства среди чешского народа.

Воспитание преемника

Женой князя Вратислава стала Драгомира – языческая христианка. Девушка была очень гордой, отличалась несносным характером. В этом браке родились два мальчика – Вацлав (Вячеслав) и Болеслав. Вратислав не разделял взгляды своей жены и доверил своего главного наследника благочестивой матери. Он скончался, когда его старшему сыну исполнилось восемь лет. Юному князю Вячеславу пришлось взойти на чешский престол, но править государством стала его мать Драгомира в качестве регента.

Воспитание и образование Вячеслава было поручено княгине Людмиле его отцом Вратиславом. Под присмотром своей благочестивой бабушки мальчик рос в православной вере. Они учили иностранные языки, вместе переводили Священное Писание. Младший сын князя воспитывался матерью-язычницей.

Получив власть, Драгомира принялась восстанавливать языческие порядки. Строились новые капища, жрецы обрели прежнее влияние, народ, начавший жить по законам христианства, призывали участвовать в языческих обрядах. Князь Вячеслав в силу своей молодости не мог повлиять на действия нечестивой матери и оградить христиан-чехов от гонений. Святая Людмила с болью в душе наблюдала, как притесняется православная вера. Ее попытки образумить нечестивую Драгомиру не получились. Княгиня покинула столицу и продолжила благотворительность в Тетине, где усердно молилась за чешских христиан.

Смерть и канонизация

Отъезд Людмилы не успокоил Драгомиру. Ее ненависть к своей благочестивой свекрови толкнула на преступление. Язычница подослала к святой убийц, которые проникли в ее покой глубокой ночью. Княгиня была в домашней молельне, когда двое нечестивцев ворвались в ее покои.

Святая Людмила была задушена собственной вуалью (повоем), сорванной с ее головы. Она просила смерти от меча, чтобы пролитая ею кровь стала мученическим венцом во имя Христа. Но убийцы, следуя указаниям Драгомиры, постарались не допустить этого и умертвили княгиню ее вуалью.

Этот повой стал ее символом, с которым святая изображается на иконах.

Почившая Людмила была погребена у городской стены. По приказу Драгомиры во время похорон княгини не были соблюдены христианские обычаи. Но Господь не оставил свою праведную мученицу и отметил место, где ее похоронили, чудесными исцелениями и явлениями. Внук Вячеслав узнал о знамениях на могиле своей бабушки. Он решил перезахоронить ее в столице, где она упокоились в базилике святого Георгия. Сам князь продолжил дело своей благочестивой бабушки. Он удалил со двора язычницу Драгомиру и стал возобновлять православные богослужения в своем княжестве. Святая Людмила Чешская была канонизирована в середине XII века в чине мученицы.

Иконография

В конце 12 – начале 13 веков епископ Даниэл II дал свое благословение на написание образа св. мученицы Людмилы. На иконах княгиня изображается в полный рост. Она одета длинное платье, а голова покрыта повоем (вуалью) или княжеской шапкой. Повой (или веревка) спускается на шею святой и служит символом ее мученической кончины.

Есть икона, где Людмила написана с чашей винограда в руках. Это довольно редкий образ Небесной мученицы. На некоторых иконах матушка-княгиня представлена вместе с внуком Вячеславом. Он находится рядом с благочестивой бабушкой и внимательно слушает слова Святого Писания. Очень распространены иконы, где святая Людмила написана с православным крестом в правой руке и свитком – в левой.

Праздники

Сейчас имя Людмила очень распространено среди русских женщин. Эта святая является первой христианской мученицей на чешской земле. Ее заступничество помогает оградить женщин от семейных проблем, она покровительствует воспитателям и учителям, духовно подкрепляет бабушек и матерей..

День памяти

Православная Церковь празднует день памяти св. мц. Людмилы Чешской 29 сентября (новый стиль). Многие женщины посещают праздничную службу, чтобы помолиться Небесной покровительнице.

День ангела

В конце сентября именины отмечают все православные Людмилы. Они получают поздравления с днем Ангела и молятся перед иконой своей Небесной защитницы.

Где находятся мощи великомученицы

Православная мученица уже более тысячи лет покоится в храме святого Георгия Победоносца, куда ее внук князь Вячеслав перенес мощи своей великой бабушки.

Прага

Этот храм находится в Праге и сначала был православным. Но полвека спустя он переходит к католической церкви, а позже становится музеем. Мощи первой славянской покровительницы теперь музейный экспонат и находятся под защитой Чешского государства. Они недоступны для поклонения. Приложиться к ним можно только один раз в год – 29 сентября. Паломники со всего света приходят сюда с надеждой получить помощь у святых мощей.

Голова княгини отделена от остальных мощей и перенесена в кафедральный собор католиков чехов, Святого Вита. Она облечена в шлем-маску из золотого сплава, закрывающий лицо полностью. Ее выставляют для поклонения в день почитания – 29 сентября.

Частицы в России

Почтить память первой Небесной покровительнице славян в России есть возможность в Никольском храме в Котельниках. Там хранится ковчежец с частицей мощей праведной мученицы.

Еще помолиться св. мц. Людмиле можно в Свято-Троицкой Лавре. Там, в церкви преподобного Иоанна Лествичника находится ее икона с частью мощей.

О чем просят святую мученицу

Святая Людмила оказывает заступничество всем женщинам с этим именем. Она всю свою земную жизнь была любящей женой и матерью, доброй и мудрой бабушкой, ревностной хранительнице православной веры. К ней обращаются с просьбой во многих трудных ситуациях.

Воспитание детей

Святая праведница помогает в наставлении, чтобы молодое поколение росло в православной религии и следовало христианским заповедям.

Выбор жизненного пути

Праведная княгиня изменила свою жизнь, приняв православие с мужем, и следовала этому выбору всю жизнь. Ее вера была стойкой и непоколебимой. Молитва Святой Людмиле поможет уберечься от греха.

Примирение

Небесная покровительница Чешской земли всегда стремилась сохранить мир в своей семье. Ей молятся о примирении родственников и сохранении благополучия.

Помощь при раздорах и неурядицах

Праведная княгиня приложила много усилий в объединении чешских народов, старалась мирно решать все конфликты и примирять враждующих.

Облегчение тяжелой утраты

Святая Людмила за свою жизнь испытала множество потерь своих близких. Она похоронила мужа, сыновей. Пережить это горе ей помогала православная вера. Княгиня со смирением принимала все испытания. Молитва перед иконой мученицы помогут облегчить боль утраты.

Жизнь этой чешской святой для всех православных служит примером христианского служения и твердости веры.

Тексты на русском языке

В РПЦ в честь святой Людмилы Чешской составлены молитва, акафист, кондак, тропарь и величание.

Тропарь

Оставльша тьму идолослужения и с горячей любовию прияв свет Православныя веры Христовы, явися ты, святая Людмило, яко звезда утренняя, и светом святости твоея истинный день Богопочитания в Честей земли начав.

Кондак

Избранной Богом от иновернаго языческаго рода Чешскаго, призванной в язык свят, служительнице новыя благодати святая всехвальная мученице Христова Людмило, во страдании Твоем мученический венец приявшая от руки Вседержителя нетленный, и со Ангелы ныне предстоя Его престолу, песньми восхваляем Тя любовию, Угоднице Христова, молимтися, яже молитвами Твоими от вечных мук, бед и скорбей свобождай ны зовущия: Радуйся, блаженная княгине Людмило, святая мученице и молитвеннице о душах.

Молитва

О, Святая угоднице Христова, мученице княгиня Людмило, Первоугоднице чешския страны и стольнаго града Праги украшение, теплая о нас пред Богом молитвеннице, се, мы, многогрешнии, смиренно припадая, молим тя, не попусти нам погибнути в тине грехов наших, но вознеси о нас моление.

О, Преблагая мати Людмило, не забуди присещати чад твоих, аще бо и преставилася еси от нас в небесныя обители. Вкупе ж и со Святым мучеником и внуком твоим Вячеславом, егда подрасте отрок Вячеслав, отец его, твой же сын, по обычаю того времени испроси Епископа и иереев со всем причтом церковным призвать на него благоловение Божие. Епископ, отслужив в Церкви Пресвятыя Богородицы и постави отрока на ступени храма, и благослови его тако: «Господи Боже Иисусе Христе, благослови сего отрока, яко же благословил еси праведных Твоих, Авраама, Исаака и Иакова, и венчай его, яко же венчал еси правоверных царей, равноапостольных Константина и Елену».

Тако же и ты, святая праматерь его, испроси и нам, грешным, Божие благословение на чада наша, и на всех нас, да и мы многогрешнии, возблагодарим Господа за подаяние Его благодати. Да купно с тобою прославим Отца и Сына и Святаго Духа и твое великое заступление о нас во веки веков. Аминь.

Акафист

Разум Богопросвещенный даровася тебе, святая мученице Людмило, имже ясно проразумела еси тщету душепагубную зловерия невестки своей, хотящей погубити тя. Ты же ведяще сие, удалившись во град Течин, укрытися спасения ради души твоея, Христа же взыскати потщалася еси вседушно. Тем же взываем ти: Радуйся, блаженная последовательнице Христова; Радуйся, любительнице заповедей Его приискренняя. Радуйся, всемогущую силу благодати Христовой познавшая; Радуйся, лютаго демонскаго рабства избегшая. Радуйся, богатство земное нивочтоже вменившая; Радуйся, от юности идолослужение презревшая. Радуйся, руками убогих сокровища твоя горе предпославшая; Радуйся, идолослужительныя люди к истинному Богу призвавшая. Радуйся, блаженная княгине Людмило, святая мученице и молитвеннице.

Величание

Величаем тя, страстотерпице Христова Людмило, и чтим честное страдание твое, еже за Христа претерпела еси.

Храмы и святыни

Частицам мощей Святых Небесных покровителей Чехии Людмилы и Вячеслава в России можно поклониться только в Храме Святителя Николая, который находится в Котельниках.

В Свято-Владимирском храме Валаамского монастыря есть придел, освященный во имя святой Людмилы Чешской. Княгиня-скоропослушница быстро откликается на искреннюю молитву и помогает справиться с жизненными проблемами.

Читайте также:  Иулиания Ольшанская: биография и житие святой, мощи и почитание, дни памяти
Ссылка на основную публикацию
485