Святитель Феофан Затворник – житие и труды, мысли и советы

Феофан Затворник, святитель. Житие

Феофан Затворник, святитель. Житие

Дни памяти: 6 января (преставление), 10 января, 16 июня (Перенесение мощей)

Подвижник веры и благочестия епископ Феофан Затворник оказал глубокое влияние на духовное возрождение современного ему общества. Своим молитвенным созерцательным подвигом, чистотою сердца, целомудрием и благочестием, сохранённым от юности, святитель Феофан стяжал дар опытного постижения святоотеческой аскезы. Этот опыт он — богослов и экзегет — изложил в своих многочисленных творениях, которые могут рассматриваться чадами церковными как практические пособия в деле христианского спасения.

Мирское имя Преосвященного Феофана было Георгий. Он родился 10 января 1815 года в селе Чернавское Орловской губернии, где отец его, Василий Говоров, был священником. Кроме Георгия у Василия Тимофеевича и его супруги, Татианы Ивановны, были еще три сына и три дочери. Говоровы вели примерную семейную жизнь и оба отличались глубокою религиозностью и сердечною отзывчивостью к людям. В том же духе они старались дать воспитание и своим детям, заботливо следя за их нравственностью.

Когда Георгию минуло 8 лет, его отдали в Ливенское духовное училище. Получив основательную домашнюю подготовку, мальчик учился очень хорошо и вёл себя с примерною скромностью. В 1829 году Георгий Говоров в числе лучших учеников был переведён в Орловскую духовную семинарию. Здесь, так же, как и в училище, он резко выделялся из среды своих товарищей не только серьёзностью занятий, но и примерным благонравием. В последних классах семинарии с большею ясностью стали определяться и склад ума Говорова, и черты его нравственного характера.

По окончании семинарии в 1837 году Говоров, как лучший из воспитанников своего курса, отправлен был на казённый счёт для дальнейшего образования в Киевскую Духовную академию. Ещё в семинарии он решил как можно серьёзнее заниматься изучением богословских предметов и строго хранить чистоту своей души и непорочность сердца.

Насколько непоколебимо и прочно было в нём это решение, видно из того, что ещё за год до полного окончания академического курса он подал прошение о пострижении в монашество. 15 февраля 1841 года, когда ему минуло всего 26 лет, он принял постриг с именем Феофан.

В 1841 году, уже в сане иеромонаха, Феофан в числе первых закончил академию и был удостоен степени магистра богословия. По выходе из академии молодой магистр первоначально посвятил себя учебно-воспитательной деятельности, последовательно проходя должности: ректора Киево-Софиевского духовного училища, затем инспектора Новгородской семинарии, а потом бакалавра и помощника инспектора Санкт-Петербургской Духовной академии.

К тому времени нашим правительством окончательно был решён вопрос об учреждении в Иерусалиме Духовной миссии. Иеромонах Феофан давно горел желанием посетить святые места Палестины, лично ознакомиться с положением Православия на Востоке.

Штат этой вновь образованной Русской духовной миссии состоял всего из четырёх лиц: её начальника архимандрита Порфирия, иеромонаха Феофана и двух воспитанников Санкт-Петербургской семинарии — Соловьёва и Крылова. Шесть лет пребывания в Палестине были для иеромонаха Феофана временем неустанного труда по изучению религиозной жизни Востока, чему особенно благоприятствовали неоднократные поездки членов Миссии за пределы Палестины — в Сирию и Египет.

По возвращении в Россию иеромонаху Феофану, возведённому в 1855 году в сан архимандрита, суждено было потрудиться на поприще того же духовно-учебного ведомства, вплоть до ректорства Санкт-Петербургской академии, а до этого назначения ещё раз побывать на Востоке уже в качестве настоятеля Посольской церкви в Константинополе. В это вторичное посещение Востока (1856-1857 годы) архимандрит Феофан имел случай войти в самое близкое общение с Афоном, не раз посещая тамошние монастыри и изучая на месте жизнь афонских иноков.

В 1859 году архимандрит Феофан после столь частых и неожиданных перемещений с места на место был наконец призван к епископскому служению на Тамбовскую кафедру, а в 1863 году ему дана была в управление более обширная и многолюдная епархия — Владимирская.

Семь лет архипастырского служения последовательно на двух кафедрах — сначала в Тамбове и затем во Владимире — были для Преосвященного Феофана временем его неутомимых забот о благе своих пасомых. Он неустанно совершал богослужения, произнося каждый раз глубоко назидательные поучения; часто ездил по епархии, возобновлял храмы и всей полнотой любящего сердца жил со своими пасомыми, отечески заботясь об их благе и спасении. Всегда ласковый, приветливый, он со всеми — какого бы сана, положения и возраста кто ни был — обращался с примерным благодушием и величайшею кротостью. Если же по справедливости ему, как епархиальному начальнику, нужно было наказать кого-то выговором, то он поручал это сделать ключарю собора, как бы боясь нарушить тот закон любви, которым он неуклонно руководился в своей жизни и пастырской деятельности.

Служение Преосвященного Феофана в святительском сане, благодаря высоким личным качествам, обещало дать много добрых плодов Святой Церкви. Но ему, как епархиальному архиерею, неизбежно приходилось заниматься совсем не сродными его сердцу делами. Поэтому всё сильнее и настойчивее стала утверждаться в нём мысль об удалении на покой от дел епархиального управления и об избрании для себя такого места жительства, где бы он беспрепятственно мог отдаться молитве и богомыслию. Ещё в бытность свою на Тамбовской кафедре он облюбовал себе такое место — Вышенскую пустынь, о которой не раз говаривал: «Нет места лучше, как Выша». Сюда-то и устремилась мысль святителя, когда он задумал окончательно удалиться от многих не близких его созерцательной душе обязанностей по епархиальному управлению.

Когда в 1866 году в Синоде было получено от Преосвященного прошение об увольнении «на покой» простым иноком в Вышенскую пустынь, присутствующие члены Синода невольно пришли в недоумение и, не зная, как поступить с этой просьбой, прежде всего просили первенствующего члена Синода митрополита Исидора частно переписаться с просителем и узнать, что заставляет его принять такое решение.

В своём ответном письме Преосвященный Феофан объяснил, что под словом «покой» он совсем не имел мысли о ничегонеделании, а что, и по увольнении от епархиальнаго управления, желает так же неленостно трудиться для Православной Церкви, но только «иначе», а именно посредством своих ничем внешним не отвлекаемых трудов по изъяснению Священного Писания. При этом святитель с полною откровенностью признаётся, что он давно лелеял в своей душе мечту посвятить себя исключительно духовным подвигам и созерцательной жизни в тиши уединения. Приняв во внимание такое объяснение, Святейший Синод уважил просьбу Преосвященного, и он был назначен настоятелем Вышенской пустыни.

Прибыв в Вышу, Преосвященный Феофан прежде всего сложил с себя должность настоятеля пустыни, предпочитая всё время оставаться здесь в простом звании инока. Первые шесть лет пребывания в пустыни святитель-инок посвятил как бы подготовке себя к тому высокому подвигу, к которому намерен был с течением времени перейти, заключив себя в затвор. Он наравне с братиею постоянно ходил в церковь на все монастырские богослужения. В воскресенья и праздничные дни сам служил соборно с архимандритом и монашествующими. Поучений, однако, не произносил, но самое служение его пред престолом Божиим, по свидетельству вышенских иноков, было для всех живым поучением.

В 1872 году святитель Феофан своими руками устроил у себя в келиях малую церквицу, отделив для неё часть наибольшей из комнат — гостиной, где и стал совершать все церковные службы совершенно один, без сослужащих. Наложив на себя великий подвиг строгого затвора, он, кроме настоятеля пустыни архимандрита Аркадия, своего духовника игумена Тихона и келейника, никого уже не принимал. 10 лет святитель-затворник служил Литургию в своей келейной церкви по воскресным и праздничным дням, а в последние 11 лет ежедневно. На вопрос одного из ближайших своих почитателей, как он служит Литургию один, святитель ответил: «Служу по служебнику, молча, а иногда и запою…» Но если смолк живой голос святителя для лиц, имевших когда-то личное и непосредственное общение с ним, то ещё плодотворнее стал он влиять на людей своими богомудрыми творениями и ответными письмами. Кто бы ни обращался к нему за советом и разъяснениями по вопросам духовной жизни, он никому не отказывал в своём письменном руководстве.

Частная переписка святителя с его многочисленными корреспондентами была для него как бы только «подельем», как он нередко выражался. Главная же и наиболее существенная его цель при трудах писания состояла в том, чтобы обогатить нашу богословскую и аскетическую литературу сочинениями и переводами святоотеческих творений. В них у нас чувствовался большой недостаток. И святитель-подвижник том за томом выпускал свои учёные труды, так что во время затвора им напечатано было свыше трёх тысяч печатных листов.

В чём состояла и как протекала собственно внутренняя, духовная жизнь святителя в течение 22 лет затвора, не было доступно наблюдению лиц посторонних и для всех осталось сокровенной тайной. Единственным живым свидетелем, с которым подвижнику по необходимости приходилось иметь некоторое личное сношение, был его келейник Евлампий. Но обязанности последнего ограничивались очень немногим. Каждый день по особому условному стуку он являлся из своей комнаты, помещавшейся в нижнем этаже покоев Владыки, чтобы подать ему чашку кофе и обед, который в скоромные дни состоял из одного яйца и стакана молока, а в четыре часа вечера принести чашку чаю, чем и ограничивалось дневное пропитание подвижника. На обязанности того же келейника лежала забота — с вечера приготовить всё нужное для совершения святителем ранней Литургии, а именно: просфоры, красное вино, ладан и прочее.

В последние годы у святителя-затворника от постоянных и напряжённых занятий письменными работами стало падать зрение, но он продолжал по-прежнему трудиться. Всё в том же строгом порядке было распределено у него время. Только с 1 января 1894 года, за пять дней до кончины святителя, этот ежедневный порядок его жизни несколько расстроился. Не всегда в определённое время святитель давал условный знак о времени чая или обеда.

Накануне праздника Богоявления, чувствуя слабость, Владыка попросил своего келейника помочь ему пройтись по комнате. Тот провёл его под руки несколько раз, но немощный Владыка, утомившись, отослал его, а сам лёг в постель. Однако на другой день, в храмовый праздник своей келейной церкви в честь Богоявления Господня, он ещё в силах был отслужить Божественную Литургию и кушал чай, но к обеду не давал условного знака долее обыкновенного. Келейник, заглянув в рабочий кабинет святителя и увидев, что он сидит и что-то пишет, не захотел его беспокоить. Окончив письмо уже около двух часов пополудни (Владыка обычно кушал в час), епископ Феофан подал знак. Келейник, услышав стук, принёс ему обед. Но обычная порция оказалась велика: святитель вместо целого яйца скушал только половину и вместо целого стакана молока выпил только полстакана. Не слыша стука к вечернему чаю, келейник снова заглянул в комнату затворника. Это было в пятом часу вечера. Владыка лежал на кровати, глаза его были закрыты, левая рука спокойно лежала на груди, а пальцы правой сложены как бы для архиерейского благословения… Тихо подойдя к койке, келейник увидел, что Преосвященный труженик почил о Господе…

Кончина святителя последовала на семьдесят девятом году его жизни 6 января 1894 года. Торжественное отпевание почившего совершено Преосвященным Иеронимом, епископом Тамбовским, в Казанском соборе Вышенской пустыни. Мощи святителя были положены в правом Владимирском приделе этого храма.

Канонизация святителя Феофана состоялась на Поместном Соборе Русской Православной Церкви , посвящённом 1000-летию Крещения Руси.

Сейчас мощи святителя Феофана, Затворника Вышенского, покоятся в храме преподобного Сергия Радонежского (село Эммануиловка Рязанской области, недалеко от Выши). В том же храме находится чудотворный образ Казанской (Вышенской) Божьей Матери.

Святитель Феофан, посвятив себя поискам пути к Вечной жизни, показал этот путь и последующим поколениям в своих богословских трудах.

Святитель Феофан Затворник – житие и труды, мысли и советы

Святитель Феофан Затворник

НАСТАВЛЕНИЯ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

Святитель Феофан Затворник

Святитель Феофан Затворник (1815-1894) оставил обширное и поистине драгоценное духовно-литературное наследие: многочисленные труды по христианской нравственности, сочинения с изложением основ святоотеческой психологии, переводы аскетической письменности (в том числе перевод “Добротолюбия”), глубочайшие толкования Священного Писания, существенно обогатившие русскую библеистику. Им был совершен настоящий творческий подвиг, и один из его биографов с полным правом мог утверждать, что по своей плодотворности труды святителя Феофана сопоставимы с творениями святых отцов IV столетия – золотого века Византии.

На Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном 1000-летию Крещения Руси, Феофан Затворник был причислен к лику святых. В решении Собора отмечалось: “Глубокое богословское понимание христианского учения, а также опытное его исполнение, и как следствие сего, высота и святость жизни святителя позволяют смотреть на его писания как на развитие святоотеческого учения с сохранением той же православной чистоты и богопросвещенности”.

Особое место в духовно-литературном наследии святителя Феофана занимают его письма к разным лицам, просившим у него совета или духовной помощи, решения недоуменных вопросов, утешения в скорби, облегчения в бедах…

Со всех сторон России стекались эти просьбы в Вышинскую пустынь, где Преосвященный Феофан пребывал в течение последних 28 лет жизни, причем 22 года из них он находился в строгом затворе. До этого им уже был пройден значительный жизненный и духовный путь, отданный служению Церкви Божией на различных поприщах и в разных местах.

Родился святитель Феофан, в миру Георгий Васильевич Говоров, 10 января 1815 года в селе Чернавское Елецкого уезда Орловской губернии, в семье священника. Учился в Ливенском духовном училище, Орловской семинарии, Киевской духовной академии. В 1841 году, в Киеве принял постриг с именем Феофан, в том же году рукоположен в иеродиакона и иеромонаха. Затем была служба инспектором в нескольких духовных учебных заведениях, ректорство в Санкт-Петербургской духовной академии; поездки в Палестину в составе русской духовной миссии и в Константинополь в должности настоятеля посольской церкви (во время этих поездок происходит углубленное изучение аскетической письменности православного Востока). 1 июня 1859 года в Троицком соборе Александро-Невской Лавры была совершена хиротония и наречение святителя Феофана во епископа Тамбовской епархии, затем последовало перемещение на древнюю, более обширную Владимирскую кафедру… Таков краткий очерк его внешнего жизненного пути, полного неустанной разносторонней и всегда успешной и плодотворной деятельности на благо Церкви и Отечества. Внутренний же путь, каким шла сокровенная духовная жизнь святителя, привел к тому, что в 1866 году, находясь на самом, казалось бы, “взлете” практической деятельности, епископ Феофан неожиданно подал в Священный Синод прошение об увольнении его на покой с правом пребывания в Вышинской пустыни Тамбовской епархии. Прошение было удовлетворено, и он, наконец, получил то, к чему давно чувствовал свое главное духовное призвание: полное отрешение от житейских дел, уединение, неразвлекаемое “внутреннее делание”. В письмах своих он свидетельствовал, что поистине счастлив в Выше: “Вышу можно променять только на Царство Небесное”. Уйдя в затвор, он устроил в своих келиях малую церковь во имя Крещения Господня и проводил жизнь в богослужении и молитве, в подвигах телесных и духовных, в тщательном самонаблюдении, в трезвении и бодрствовании, в напряженном чтении и богомыслии, в трудах писательских…

Читайте также:  Вячеслав Чешский: житие и биография святого, дни памяти и почитание

Весь этот величайший и поистине бесценный опыт, накопленный на разнообразных жизненных поприщах, и особенно в годы затвора, был мобилизован святителем в его огромной переписке с многочисленными корреспондентами, среди которых были представители всех сословий, от сановника до крестьян. Ежедневно почта приносила от 20 до 40 писем, и епископ Феофан обязательно отвечал на каждое из них, чутко угадывая состояние и потребности писавшего и находя для каждого идущее прямо к сердцу, необходимое слово. Он обладал редким даром просто, ясно, лаконично говорить о самых сложных предметах, о самых глубоких и премудрых вещах.

Вот, например, лишь некоторые из бриллиантов богословской мысли, какие можно в изобилии найти в неисчерпаемой сокровищнице его переписки:

“Бог никого не оставляет. У Него все дети. Нет пасынков. И тяжелые случайности и состояния – все на добро нам посылаются”.

“Внимание к тому, что бывает в сердце и исходит из него – есть главное дело христианской исправной жизни…”

“Надо сторожить за собою…”

“…Сойди вниманием в сердце, стань там перед Господом и не допускай туда ничего греховного. В этом все дело внутренней брани”.

“Безжалостность к себе, готовность на всякую услугу другим и предание себя всецело Господу с молитвенным в Нем пребыванием – се производители жизни духовной…”

“Эгоизм (злодея) надо убить. Если сами не убьете, то Господь молот за молотом будет посылать (всякие неудачи), чтобы разбить сей камень”.

“Самоугодие и саможаление свидетельствуют, что в сердце пребывает я, а не Господь”.

“Осуечение составляют не дела, а образ совершения их. Когда одно дело делается, а сотни толпятся в голове. Надо все те прогнать, а одно дело делать, и притом руками делать, а умом быть в своем месте”.

О ревности духовной святитель говорил так:

“Она – огонь. Огонь поддерживается дровами. Дрова духовные – молитвы…”

В письмах святителя нет и тени скучной назидательности, сухого морализма. Они согреты самоотверженной любовью, сердечным вниманием к людям – и оттого они написаны таким живым, образным, безыскусным слогом.

Нередко можно встретить в письмах святителя блестки светлого юмора. Так, к примеру, он с шутливым вздохом отмечает участившиеся попытки самонадеянного человеческого ума проникнуть в неизреченные и неисследимые тайны Божественной жизни: “Нынче удержа нет от совопросничества. Ум наш – комар, а все пищит!” А вот какую характеристику в одном из писем епископа Феофана получает необузданный наш язык: “Язык?! Нет зловреднее вещи под небесем. Желательно бы так устроить, чтобы за каждую с его стороны непозволительность что-нибудь его укалывало (хоть бы булавка). Тогда бы он посмирнее был, а то как машинка, что песенки поет. как завели и пустили и… пошла тилиликать”.

Как известно, хорошая шутка в обстановке боя способна поднять дух солдат, укрепить их волю к победе. Не менее важно веселое бодрящее слово на поле труднейшей и жесточайшей духовной брани…

Святитель Феофан Затворник, переводчик замечательного сочинения “Невидимая брань”, и в обширной переписке своей не оставил без внимания ни одного участка духовной борьбы человека, ступившего на узкий и тернистый, но спасительный путь, ведущий в Царство Небесное. Какие только темы, какие только вопросы не рассматривает и не раскрывает он в духовных беседах со своими корреспондентами! Здесь и беды житейские, и болезни, и семейная и гражданская жизнь, истинное назначение искусства, и правильная установка в отношении к различным обстоятельствам внешней жизни, и бесконечные проблемы жизни внутренней: борьба с помыслами, с самоугодием, с унынием, стяжание смирения и терпения, плача и теплоты сердечной, и руководство в богомыслии, и учение о правильной молитве, о различных ступенях молитвенного делания (молитве уделял святитель особое внимание в своих письмах, поскольку считал ее царицей духовной жизни, точка опоры которой – смирение).

Все эти и множество других важнейших тем, в зависимости от вопросов и духовной потребности адресатов, рассредоточены по разным письмам, неизбежно повторяясь, варьируясь, различно сочетаясь друг с другом.

И вот, чтобы сориентировать современного православного человека в этом поистине необозримом эпистолярном наследии святителя Феофана Затворника, Преосвященный Владыка Иоанн, Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, осуществил значительный и чрезвычайно полезный труд, потребность в котором несомненно назрела: он определил и озаглавил основные темы переписки, выделил главные, наиболее емкие и законченные высказывания святителя Феофана по этим темам и систематизировал их, расположив названия тем в алфавитной последовательности. Таким образом, создан своего рода путеводитель по собранию писем святителя.

Святитель Феофан Затворник о настрое на духовную жизнь

В преддверии Великого поста крайне важным является настрой на духовную жизнь. Феофан Затворник был одним из святых, который особенно тонко понимал эту составляющую духовного делания. Это проходит красной нитью в его учении и трудах. Одна из книг святителя так и названа: «Что есть духовная жизнь, и как на нее настроиться?». Она состоит из писем святителя к своей духовной дочери. В ней раскрыто понимание и духовный опыт настраивания на внутреннее умное делание. Эти письма можно уподобить инструкциям по настройке музыкального инструмента, которые дает профессионал подмастерью.

Святитель Феофан Затворник (1815–1894) прожил интересную жизнь. Он был талантливым, любознательным, и ему давались разные науки. Георгий Говоров (таково мирское имя святителя) осознано выбрал стезю монашества. Глубина особых отношений с Богом, которую предполагал этот путь, привлекала его с детства. Он любил уединение и внутреннее духовное делание на протяжении всей жизни. Но ему пришлось попутешествовать, побывать в разных странах и познакомиться с разными культурами.

21 августа 1847 года 32-летнего иеромонаха Феофана назначили членом Русской духовной миссии в Иерусалиме, которую возглавлял архимандрит Порфирий (Успенский; † 1885). В Палестине отец Феофан овладел греческим языком, основательно изучил французский, занимался другими языками, освоил иконопись. Там он познакомился не только с древним подвижничеством восточных монастырей, святоотеческими и аскетическими традициями, но также и с инославными христианскими вероисповеданиями. Он воочию увидел силу миссионерской деятельности католиков и протестантов, а также внутреннюю слабость (особенно у протестантов) проповеди жизни во Христе. Они много уделяли внимания внешней христианизации, просвещению и социальной работе, а меньше – внутренней духовной жизни. Поэтому Феофан Затворник в своем учении старался поведать о главном – о жизни со Христом, о православной аскетической традиции, о правильном настрое на духовную жизнь.

В связи с Крымской войной (1853–1856) Русская духовная миссия в Иерусалиме была отозвана, и иеромонаху Феофану пришлось возвращаться через европейские страны в Российскую империю. Так он посетил многие города, христианские святыни, научные центры, библиотеки и музеи. Их делегация даже побывала на аудиенции тогдашнего папы Римского. Уже по завершении Крымской войны отцу Феофану довелось некоторое время служить в посольской церкви в столице Османской империи Стамбуле – древнем Константинополе. Таким образом, он, сам того особенно не желая, стал «повидавшим мир» человеком.

Настрой на духовную жизнь в учении святителя-затворника тесно связан с православной аскетической традицией. Он актуален для тех, кто готов прилагать усилия к своему развитию, к внутреннему возрастанию. Это своеобразный «маленький затвор» ради тайных молитв, добрых дел и трудов. Он касается не только духовной сферы жизни, но и душевной и физической. Так, охотнику объедаться непонятны даже элементарные духовные реальности, а не научившемуся понимать свои эмоции (даже не контролировать их) тяжело провести границы между «душевным» и «духовным» и очень легко перепутать первое со вторым.

К примеру, основа внутреннего христианского делания – молитва – по природе своей есть духовная реальность, но имеет непосредственные душевные и физические сегменты или срезы. Святитель-затворник в выше названой книге по этому поводу пишет: «Не вдруг становитесь на молитву после домашних хлопот, а немного подготовляйтесь к ней, стараясь наперед собрать мысли свои и направлять их к достодолжному предстоянию пред Богом». Физические и психологические условия могут как помогать, так и мешать духовному деланию.

«Сила не в словах молитвы Иисусовой, а в постоянном внимании к Богу и Ему предстоянии умом»

В другом месте о непрестанной молитве он пишет: «Сила не в словах молитвы Иисусовой, а в духовном настроении, страхе Божием и преданности Богу, в постоянном внимании к Богу и Ему предстоянии умом». Итак, христианский духовный настрой – это, в первую очередь, очень внимательный, рассудительный и мудрый подход к внутренней жизни. В этом случае можно вспомнить притчу о человеке, который узнал о сокровище, скрытом в поле (см.: Мф. 13: 44). Небедный человек (он уже потрудился для этого) ради желаемого тихонько, но выгодно продает свое имущество и покупает большой надел на первый взгляд простой земли. Человек сумел держать язык за зубами на протяжении длительного времени: никому не проронил ни слова о ценности участка, на котором находился бесценный клад. Он хладнокровно и целеустремленно продает свое имущество для приобретения желаемого. Он рискует, поскольку никто не может дать гарантии, что драгоценности не выкопают раньше, чем он станет собственником той земли.

Настрой на духовную жизнь можно сравнить и с деятельностью в обычных профессиях. Добросовестный ученый внимательно изучает вопрос, ставит эксперименты, проверяет рабочие гипотезы, строит разные математические модели исследуемых явлений, может несколько раз перечеркивать все свои многолетние наработки и искать новые пути решений. Целеустремленным трудом, внимательным изучением работ своих предшественников, смирением перед тайнами мироздания Божиего (которое оберегает его от поспешных выводов) он достигает научных открытий.

Интересно, что духовный настрой, или маленький внутренний «затвор», не ограничивает наши с миром взаимосвязи. Наоборот, он делает их полноценными, целостными и плодотворными.

Вышинский Затворник указывал, что духовная жизнь – это удел не только монахов, но и всех христиан. Святитель Феофан, действительно, адресовал свои труды преимущественно желающим принять ангельский чин. Но он, как и большинство святых, считал, что блага внутренней жизни доступны каждому – по благой воле Божией в меру способностей человека и затраченных им усилий. Более того, для полноценной и успешной светской жизни духовная составляющая просто необходима. Святитель-затворник горячо поддерживал людей, стремящихся принести добро в этот мир. В одной из своих проповедей он так и говорил: «Бог благословит всякое доброе улучшение; да благословит и труды тех, которые посвящают себя на это!»

«Не тот блажен, кто начал благое житие, но кто пребудет в нем до конца»

Учение святителя Феофана Затворника о настрое на духовную жизнь – это православный тайм-менеджмент. Если бы эта статья писалась в светское интернет-издание, ее можно (и даже нужно) было бы так и назвать: «Православный тайм-менеджмент Феофана Затворника». В трудах святителя есть советы на каждый день, и в них можно найти подсказки для любой жизненной ситуации. Им присуща еще одна очень важная святоотеческая истина: «Не тот блажен, кто начал благое житие, но кто пребудет в нем до конца».

Поучения святителя Феофана затворника Вышенского

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Сегодня Церковь чтит память великого учителя христианской церкви, святителя Феофана Затворника. Сочинения этого влиятельного и известного духовного писателя 19 века содержат бесценные сокровища для каждой христианской души, жаждущей спасения. И сегодня поучения, наставления, размышления святителя крайне необходимы всем нам.

Обратимся к ним и ещё раз проникнемся глубоким содержанием и смыслом его наставлений.

Не говорите: «Не могу». Это слово – не христианское. Христианское – «Вся могу». Но не сам по себе, а об укрепляющем нас Господе.

Угрюмая, отталкивающая жизнь не есть Божия жизнь. Когда Спаситель сказал постящимся, чтобы умывались, голову помазывали и причесывали, то разумел именно, чтобы не угрюмничали.

Враг обычно подбегает и твердит: не спускай, иначе заклюют. Врет он. Лучшее охранение от заклевания – смиренная уступчивость.

С одним Евангелием или Новым Заветом можно целый век Прожить – и все читать. Сто раз прочитай, а там все равно все будет недочитанное.

Когда придет самовосхваление, собирайте тогда все из прежней жизни, чего, по совести, похвалить не можете и завалите этим восстающие помыслы.

Молясь Богу, лучше не воображать Его никак, а только веровать, что Он есть: есть близ и всё видит и слышит.

Хозяйственные дела могут извинять только недолгое стояние на молитве, а оскудение внутренней молитвы извинять не могут.

Не думайте, что можно позволять вольность мыслям, чувствам, словам и движениям. Надо держать всё на привязи и управлять собою.

Когда пьете воду, то вынимаете и малейшую попавшую туда мушку; когда занозите палец, то будь заноза едва видна по малости, вы спешите избавиться от беспокойства, ею причиняемого; когда попадет в глаз порошинка самомалейшая и мутит глаз, вы поднимаете большие хлопоты, чтобы поскорее очистить от нее глаз. Так положите себе законом действовать и по отношению к страстям: в каком бы маленьком виде они не проявлялись, спешите выгнать их, и так безжалостно, чтобы и следа их не осталось.

Ока своего умного не сводите с сердца, и всё, исходящее оттуда, тотчас схватывайте и разбирайте: хорошо – пусть живёт, нехорошо тотчас убить его надо.

Надо молиться Богу, идя к духовнику с вопросом, и просить Бога, чтобы вложил нужную мысль духовнику.

Мужа Бог поставил быть блюстителем жены. И нередко он сам, того не сознавая, даёт позволения или запрещения жене такие, какие внушает ему Бог.

Нерадение о детях есть величайший из всех грехов, в нем крайняя степень нечестия.

Здоровье – что лошадка: загонишь – ехать не на чем.

Помни, что ты, говоря, рождаешь слово, и оно никогда не умрет, но будет жить до Страшного Суда. Оно станет пред тобою и будет за Тебя или против тебя.

Очень много зла от мысли, что смерть за горами. Извольте приблизить ее и помните, что ей из-за гор ничего не стоит прискочить.

Свое завещание русскому народу святитель Феофан Затворник оставил в виде более 60-ти духовных произведений. Большинство из этих творений были написаны им во время затвора в Выше.

Слово святителя Феофана обладает необычайно силой, так как подкреплено не просто изучением философской литературы, но прежде всего его собственным 22- летним опытом затворничества и непрестанной бдительной и глубокой духовной жизни.

Читайте также:  Николай Японский: житие святого, мощи и храмы, дни памяти, почитание

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Святитель Феофан Затворник

Святитель Феофан Затворник — житие, икона, помощь святого

Феофан Затворник – святой, архиерей Русской Церкви, богослов и публицист. Он не только оказал влияние на общество, не только стал известной и значимой исторической фигурой, но и просиял на Небесах.

Святые — как, впрочем, и любые ученые, поэты, писатели — это обычные люди, такие же, как мы с вами. Но они много работают над своей духовной и душевной жизнью, над своим образованием — действительно, есть и святые простецы, но многие православные святые — умнейшие люди своего времени. Так и труды святителя Феофана по сей день изучаются многими философами и богословами, являясь к тому же величайшей духовной помощью для каждого православного христианина.

Интересное прозвище — Вышенский затворник — святитель Феофан получил благодаря своей жизни. После выхода на покой (пенсию) он ужесточил аскетические подвиги, особым образом оставшись совершенно наедине с собой.

Икона святителя Феофана Затворника

Икона святителя Феофана Затворника почитается православными от простых людей до богословов. Как архиерей святитель был не раз зарисован живописцами с натуры. Его внешность хорошо известна, даже запоминается.

Святитель имеет сухощавое лицо, светлые глаза, седую длинную бороду, волосы также седые и немного кудрявые, они спускаются волнами на плечи из-под архиерейской митры или монашеского клобука.

Святитель изображен в праздничном красном облачении архиерея, с митрой и с посохом в руке или в епископской фиолетовой мантии. Правой рукой он благословляет верующих или держит крест. Жезл — символ архипастырской власти, его по сей день обязательно на богослужения выносят вслед за архиереями, ведь в Евангелии духовенство Господь часто сопоставляет с пастухами, пасущими и оберегающими народ, как овец, хранящих его от бесов — духовных волков. Также часто святитель изображается с книгой в руках — многие считают ее символом его духовных трудов, но в действительности в православной иконографии так, с Евангелием, изображаются многие святители, начиная от Николая Чудотворца.

На иконах святителя во весь рост он изображается или в той же фиолетовой мантии, или в облачении архиерея времен Византии — с черными крестами.

Редкий тип иконографии святителя Феофана — житийная икона, то есть вокруг изображения самого святого поставлены клейма, на которых запечатлены разные эпизоды из жизни святого. «Читать» такое живописное житие нужно слева направо и сверху вниз. В отличие от других икон, здесь бывает более десятка сюжетов: эта иконография продолжала развиваться в течение веков. Само изображение преподобного, вокруг которого строятся клейма, обычно представляет его в полный рост в традиционных архиерейских одеждах с благословляющим жестом правой руки.

Житие святителя Феофана, Затворника Вышенского

Будущий святитель родился в семье сельского священника Орловской губернии Василия Говорова, и при рождении был назван Георгием. Первые шаги в церкви святитель сделал еще в детстве: мудрые родители дали ему и начальное образование, и подготовку к священническому служению. В то время многие дети священников продолжали династию, священство было особым сословием. Маленький Георгий с детства прислуживал в алтаре и любил молитву.

В 1829 году Георгий окончил духовное училище в Ливне и поступил в Орловскую духовную семинарию: преподаватели ценили его за рвение к знаниям. Как лучший воспитанник семинарии за счет государства он был отправлен Киевскую духовную академию, находящуюся по сей день на территории Киево-Печерской лавры. Здесь святитель получил и знания, и духовный рост: он много времени проводил в молитве у мощей Киево-Печорских святых, в пещерах.

Здесь к концу курса обучения года он принял монашество — пройдя ряд трудов, положенных послушнику, над ним был совершен постриг в рясофорного инока с наречением имени Феофан. Известно, что на постриг святого собрались многие: он был уже известен и любим многими людьми, учителями и учениками.

Рясофорный постриг — это лишь наречение нового имени, символическое пострижение волос, и возможность носить некоторые монашеские одежды. В это время святитель, как все рясофорные послушники, имел возможность отказаться от пострига в монахи, это не было бы грехом. Однако святитель был уже тверд в своем решении отказаться от мирской жизни и принял затем постриг мантийный. Мантия — «малый ангельский образ», малая схима. Святитель дал обеты послушания настоятелю обители, отречения от мира и нестяжания — то есть отсутствия своего имущества. Через несколько месяцев святитель был посвящен в иеродиакона (священнослужителя, который прислуживает за богослужениями священнику, но не может совершать Таинства Церкви), а затем в иеромонаха — священника, носящего монашеский сан.

Будущий святитель остался преподавать: на протяжении нескольких десятилетий отец Феофан был ректором и инспектором ряда духовных учебных заведений: Киевско-Софийского училища, Новгородской и Олонецкой семинарий, наконец, Санкт-Петербургской Духовной Академии.

Как преподаватель СПбДАиС святитель в 1847 году вошел в состав созданной Церковью Духовной Миссии в Иерусалиме — своеобразного церковного посольства. Здесь святитель налаживал контакты между Православными Церквями, а также занимался научной деятельностью: изучал языки, общался с представителями различных конфессий, рукописями Святых Отцов. В 1855 году святитель был награжден саном архимандрита и должностью настоятеля храма при дипломатическом посольстве России в Константинополе.

По возвращении в Россию святитель Феофан некоторое время был ректором Санкт-Петербургской ДУховной Академии, а затем был хиротонисан в архиереи. С 1859 по 1866 он занимал кафедру Тамбовскую и Шацкую, затем Владимирскую.

В обеих епархиях он был инициатором ряда просветительских миссий:

Организовал издания региональных газет «Православные ведомости»,

Совершал открытия епархиальных училищ для юношей и даже девушек, что в те времена было редкостью,

Совершал посещения даже самых отдаленных приходов.

Здесь он заботился о нравственном состоянии священников, монахов и мирян, боролся с остатками языческих обычаев, пьянством, хулиганством. Современники свидетельствовали, что везде, где святитель ни появлялся, он своим спокойным нравом, заботой о людях мог поднимал нравственность, заботился о молитве и богобоязненности в городе ли, в храме, в учебном ли заведении. Известно, что святитель способствовал и просвещению людей, и сам жил более чем скромно, а многие пожертвования отдавал нищим, ходил по бедным семьям и тайно, чтобы подавать милостыню.

Немногие архиереи постоянно объезжают свои епархии, предпочитая вызывать священников в кафедральный город. Однако святитель Феофан лично, заботясь приходах, объезжал даже самые отдаленные церкви и деревни. Он посещал и богатых, и бедных людей, узнавал об их жизни и подавал архипастырские наставления: благодаря своей праведной жизни в трудах и молитвах владыка Феофан обрел от Бога дар прозорливости и чудотворений.

Всю жизнь он стремился к уединенной молитве и отшельничеству — возможно, это чувство появилось в нем после молитвенной практики в Киево-Печерской лавре. Потому в 1866 году святитель подал прошение об освобождении от управления епархией и выходе на покой. Конечно, многих это удивило. Святителя назначили настоятелем Вышенской обители в Рязани, а затем он попросил об увольнении и с этой должности, чтобы предаться молитве и трудам.

Затворничество святителя Феофана Вышенского

По примеру многих древних святых отцов Церкви святитель Феофан затворился в келье. Отметим, что для России XIX века это был совершенно беспрецедентный случай. В то время широкие круги общества относились к Православию как религии для бедных людей ограниченного кругозора. Просияли в это время лишь старцы Оптиной пустыни, святитель Игнатий (Брянчанинов) — и то сама официальная Церковь удивлялась их подвигам.

Святитель Феофан же продолжил традицию подвига безмолвия и затворничества, идущую из древних монастырей и продолжившуюся как раз в Киево-Печерской лазер, воспитанником которой он был.

Святитель закрылся в келейном корпусе, в отдельном помещении из трех небольших комнат: кабинета, молельни, спальни — и выходил только на галерею, чтобы подышать воздухом. Он устроил крохотную домовую церковь, где в одиночестве каждый день совершал Литургию. Здесь святитель почти никого не принимал, особенно праздных гостей, молился, писал богословские и духовные труды, письма-наставления духовным детям, а также играл на музыкальных инструментах и пел духовные песнопения. Святитель также трудился физически, справедливо говоря, что тело — храм Божий и нужно его утруждать, чтобы поддерживать в форме и заставлять служить Богу и людям. Владыка Феофан резал по дереву, писал иконы, шил сам себе одежду, одеваясь более чем скромно.

Так святитель прожил более 28 лет и отошёл ко Господу 6 (19) января — в праздник Крещения Господня, Богоявления (важно, что само имя Феофан с греческого переводился как Богоявление!). Для всей братии обители это стало знаком особой милости Божией к святителю. Известно, что его отпевание прошло при большом стечении народа, во гробе архипастырь лежал со светлой улыбкой на лике. Тело святителя пребывало в Казанском соборе Вышенской пустыни, под мраморным надгробием, на котором были высечены ноты и вырезана каменная митра.

Мощи Феофана Затворника и чудеса святителя

Мощи святителя были тайно обретены несколькими священниками в 1970-х годах. Тогда на территории обители была психиатрическая больница, храм был складом, а сам мощи были засыпаны безбожниками мусором. Однако Бог поругаем не бывает: мощи достали по частям, они были абсолютно высохшими, остался только скелет (это также свидетельство святости). Сначала их увезли в Троице-Сергиеву лавру, а когда святителя Феофана прославили в лике святых — это произошло в 1988 году — их вернули в Рязанскую епархию. Долгие годы мощи пребывали в храме села Эммануиловка в приделе, построенном и освященном в честь святителя.

Затем, с возрождением Вышенской обители, по благословению Святейшего Патриарха Алексия Второго, их торжественным крестным ходом перенесли туда, и сейчас телом святитель почитывает в родной обители, напротив сохранившегося келейного корпуса, где он и был в затворе — в Сергиевском храме.

Еще в Эммануиловке от мощей начали происходить чудеса.

Не ходивший с рождения ребенок после омовения в источнике и приложения к мощам внезапно сам стал не только ходить, но и бегать.

Исцелился от тяжелого, долгого радикулита летчик.

Страдавшая грыжей позвоночника и готовившаяся к операции женщина полностью исцелилась после омовения в источнике и молитвы.

Труды и творчество святителя Феофана

Святитель Феофан Затворник оставил поистине великие труды. Они касаются и богословских тем, и духовных; он сделал доступным для всех православных наследие святых Отцов Церкви и показал простоту духовной жизни.

Очень известна книга «Мысли на каждый день» Феофана Затворника. Для каждого дня им написала краткая заметка-размышление, в основном, на тему читаемого в этот день по церковному Уставу места в Новом или Ветхом Завете. Сегодня книга не только издается, но и распространяется в мобильных приложениях вместе с календарями.

Другими работами святителя являются книги «Что есть духовная жизнь, и как на нее настроиться?», «Как начинается в нас христианская жизнь?», духовные письма, толкования на Апостольские послания, поучения. Важным трудом святителя стало «Добротолюбие избранное для мирян» — поучения древних святых, переведенные на русский язык (удивительно — слова святых перевел современный святой). Этим трудом пользуются по сей день ученики духовных учебных заведений и все православные христиане.

Почитание Феофана Затворника

Память святителя Феофана отмечается всей Православной Церковью дважды в год:

23 января, в день преставления святителя ко Господу,
29 июня, в день перенесения мощей святителя Феофана из Эммануиловки в Вышенскую пустынь.

Многие люди съезжаются в эти дни в Вышенский монастырь. К этим дням не раз приурочивали научные конференции, на которых ученые и философы анализируют произведения великого святого, его житие.

В эти дни накануне совершается Всенощное бдение, а в сам день памяти Божественная литургия, за которой поются особые краткие молитвы святителю: тропари и кондаки. Они были составлены почитателями и свидетелями чудес святого вскоре после его смерти. Пастырь народный не оставляет всех людей и по своей смерти. Краткие молитвы святому можно читать онлайн или наизусть, кроме дней памяти, также в любой трудный жизненный момент, в болезни, при трудных жизненных обстоятельствах:

Православия наставник, благочестия и чистоты учитель, Вышенский подвижник, святитель Феофан, умудренный Богом, твоими трудами Слово Божие разъяснял всем людям и всем православным христианам путь ко спасению указал, молись же Христу Богу о спасении душ наших.
Имя твое означает Богоявление, о святитель Феофан, ты же и трудами Твоими многим людям Бога явил и просветил их, теперь же с Ангельскими Силами стоишь у Престола Святой Троицы, молись же непрестанно обо всех нас.

В чем помогает святитель Феофан

В молитвах к святителю люди просят об избавлении от любых бед и несчастий, а также при трудностях в учебе, работе, научной деятельности.

В непростые моменты жизни мы понимаем: наша судьба во многом зависит от воли Божией, Господь являет ее в обстоятельствах и случайностях. Часто мы сами уже не можем повлиять а свою жизнь — например, не можем сами избавиться от порочных привычек, не можем сами найти хорошую работу — и это самое время, чтобы попросить помощи у Господа и Его святых.

Святитель Феофан Вышенский заботился о целых городах и учебных заведениях при жизни, успевал узнать нужды каждого, исправить и изменить к лучшему людей. Вот почему и после смерти он почитается как добрый заступник, целитель и помощник — и есть многие свидетельства о помощи святителя по молитвам к нему.

Святитель Феофан, по свидетельствам молящихся ему и по записям чудес от его святых мощей, имеет особую благодать помощи

в исцелении недугов взрослых и детей,

при трудностях в работе,

ученым — в научной деятельности, создании диссертаций, монографий,

в изменении характеров человеческих,

в осознании своих грехов, покаянии,

избавлении от греховных страстей и вредных привычек,

при зависимости от алкоголя, курения, наркотиков,

в бедности, материальных трудностях,

в выздоровлении душевнобольных, бесноватых,

в скорейшем исцелении детей,

при воздействиях колдунов.

Чтобы исцелиться и духовно, и физически, стоит по возможности посещать богослужения в храме или ежедневно молиться дома. Церковью установлено утреннее и вечернее молитвенное правило, которые старается ежедневно читать каждый православный христианин. Эти молитвы можно найти в любом молитвослове. Обычно они занимают 10-15 минут. Ежедневно к своему молитвенному правилу можно добавлять молитву святителю Феофану Затворнику.

Можно посетить любой православный храм — возможно, там будет икона святителя — или приобрести икону для домашней молитвы.

Молясь дома или в храме, зажигайте перед ней тонкую церковную свечу.

После молитвы можно прикладываться к иконе: дважды перекреститесь, поцелуйте руку или край одежды изображенного на иконе святого, перекреститесь еще раз.

Читайте также:  Иван Корейша - житие и биография, где находится могила и как до нее добраться, труды и предсказания

Читайте молитву со вниманием, не как заговор, а как обращение к святому. Расскажите своими словами о беде и скорби, попросите помощи.

Молитву святителю Феофану Затворнику можно читать онлайн на русском языке по тексту ниже:

О святитель и отец наш Феофан, архиерей славный и затворник дивный, Божий избранник и Тайн Христовых служитель, умудренный Богом учитель и апостольских слов праведный исследователь, переводчик слов отец Церкви в Добротолюбии, христианского благочестия проповедник прекрасный, жизни духовной наставник искусный, подвигов монашеских усердный исполнитель и обо всех людях ходатай благодатный!
Сейчас к тебе, на Небесах Богу предстоящему и о нас молящемуся, молимся и просим: проси у Щедрого Господа, да подаст Церкви Российской и стране нашей всей мир и благосостояние, святителям и архиереям Христовым — хранение в истине Божественной, пастве добрую помощь, лжеучителей и еретиков вразумление и посрамление; совершающим подвиги духовные и молитвенные — смирение, страх Божий и чистоту душевную и телесную; всем преподавателям и учителям — мудрость и познание Божие, учащимся — старание и Господню помощь; всем же людям православным — помощь на пути ко спасению, чтобы вместе с тобой прославляли все мы Силу, Премудрость и Благодать Господа нашего Иисуса Христа вместе с Отцом Его Бесконечным и Безначальным, со Святым и Животворящим Духом Его вечно. Аминь.

Молитвами святителя Феофана да хранит вас Господь!


БІОГРАФІИ, ЖИЗНЕОПИСАНІЯ

Святитель Ѳеофанъ (Говоровъ), Затворникъ Вышинскій.

Е пископъ Ѳеофанъ Затворникъ (въ міру Георгій Васильевичъ Говоровъ) родился 10 января 1815 года въ селѣ Чернавскѣ Елецкаго уѣзда Орловской губерніи. Его отецъ Василій Тимоѳѣевичъ былъ священникомъ Владимірской церкви этого села. Мать будущаго святителя, Татьяна Ивановна, также происходила изъ священническаго рода. Родители Георгія были благочестивы, сострадательны и всегда были готовы прійти на помощь нуждающимся. Въ семьѣ, кромѣ Георгія, было еще три дочери и три сына.

П ервоначальное образованіе отрокъ Георгій получилъ въ родительскомъ домѣ, гдѣ ему привили любовь къ святой православной вѣрѣ и къ храму.

В ъ 1823 году Георгій поступилъ въ Ливенское духовное училищѣ. Черезъ шесть лѣтъ въ числѣ лучшихъ учениковъ Георгій былъ переведенъ въ Орловскую духовную семинарію. Въ семинаріи юноша показалъ неменьшее стараніе и рвеніе къ учебѣ, чѣмъ въ училищѣ. Особенный интересъ онъ проявилъ къ философіи и психологіи. Уже тогда Георгій отличался любовью къ уединенію, кротостью и молчаливостью. По окончаніи семинаріи юношу неожиданно направляютъ въ Кіевскую духовную академію. Въ годы учебы въ академіи Георгій развилъ въ себѣ способность и любовь къ писательству. Любимыми его предметами здѣсь были науки богословскія, а въ особенности Священное Писаніе и церковное краснорѣчіе.

В ъ 1838 году скончалась мать Георгія, а вслѣдъ за ней, черезъ годъ — отецъ. Георгій изначально какъ бы предызбранный для монашескаго пути, въ годы, проведенные въ академіи, въ самомъ сердцѣ русскаго иночества, подлѣ благословенныхъ кіевскихъ пещеръ, внутреннѣ созрѣвалъ для монашества. 1 октября 1840 года въ день Покрова Пресвятой Богородицы Георгій Говоровъ, вручая себя покровительству Приснодѣвы Маріи, подалъ прошеніе о постриженіи въ монашество.

15 февраля 1841 года Георгій былъ постриженъ ректоромъ академіи архимандритомъ Іереміей въ Свято-Духовской церкви Кіево-Братскаго монастыря съ именемъ Ѳеофанъ (что значитъ «Богомъ явленный») въ честь преподобнаго Ѳеофана Исповѣдника. Интересно отмѣтить, что о. Іеремія, впослѣдствіи ставшій архіереемъ, былъ землякомъ епископа Ѳеофана, отличался строгой подвижнической жизнью и конецъ своей жизни провелъ въ затворѣ, въ трудахъ духовнаго сочинительства. Его благотворное вліяніе на святителя Ѳеофана — безспорно.

В скорѣ послѣ своего пострига, отецъ Ѳеофанъ вмѣстѣ съ прочими новопостриженными посѣтилъ извѣстнаго лаврскаго старца іеросхимонаха Парѳенія.

О тецъ Парѳеній преподалъ имъ такое наставленіе: «Вотъ вы, ученые монахи, набравши себѣ правилъ, помните, что одно нужнѣе всего: молиться и молиться непрестанно умомъ въ сердцѣ Богу. Вотъ чего добивайтесь. И я съ молодыхъ дней этого искалъ и просилъ, чтобъ никто не мѣшалъ мнѣ пребывать непрестанно съ Богомъ».

О кончивъ курсъ обученія со степенью магистра, іеромонахъ Ѳеофанъ былъ назначенъ ректоромъ Кіево-Софійскихъ духовныхъ училищъ. Затѣмъ онъ былъ ректоромъ Новгородской духовной семинаріи, служилъ въ Санктъ-Петербургской духовной академіи профессоромъ и помощникомъ инспектора.

В ъ 1847 году отца Ѳеофана назначили членомъ новосозданной Русской духовной миссіи въ Іерусалимѣ. Пребываніе въ Святой Землѣ несомнѣнно оставило въ душѣ будущаго святителя свой благотворный слѣдъ. Въ 1853 году, въ связи съ началомъ Крымской войны, Русская духовная миссія была отозвана и возвратилась въ Россію.

В озведенный въ санъ архимандрита, отецъ Ѳеофанъ былъ назначенъ ректоромъ Олонецкой духовной семинаріи, но уже въ 1856 году былъ переведенъ настоятелемъ посольской церкви въ Константинополѣ.

В ъ 1857 году архимандритъ Ѳеофанъ былъ вызванъ въ Санктъ-Петербургъ для ректорства въ духовной академіи, и ему одновременно поручено было наблюдать за преподаваніемъ закона Божія во всѣхъ свѣтскихъ учебныхъ заведеніяхъ столицы.

9 мая 1859 года вышло высочайшее повеленіе о поставленіи архимандрита Ѳеофана во епископа Тамбовскаго и Шацкаго. 1 іюня того же года въ Троицкомъ соборѣ Александро-Невской лавры надъ архимандритомъ Ѳеофаномъ была совершена архіерейская хиротонія.

Н ачало своимъ архипастырскимъ трудамъ, епископъ Ѳеофанъ положилъ на Тамбовской каѳедрѣ. Кромѣ исполненія обычныхъ архипастырскихъ обязанностей, епископъ Ѳеофанъ устроилъ въ Тамбовѣ епархіальное женское училище. Въ этотъ же періодъ святитель познакомился съ уединенной Вышенской пустынью и навсегда полюбилъ ее.

Л ѣтомъ 1863 года епископъ Ѳеофанъ былъ переведенъ во Владиміръ, гдѣ прослужилъ три года. Здѣсь онъ тоже открылъ женское епархіальное училище. Владыка часто служилъ, много ѣздилъ по епархіи, постоянно проповѣдывалъ, возобновлялъ храмы, и всѣмъ сердцемъ жилъ со своими пасомыми, дѣля съ ними радость и горе.

О сенью 1860 года въ Тамбовѣ были страшные пожары. Большимъ утѣшеніемъ для тамбовчанъ стали дышащія любовью проповѣди епископа Ѳеофана. Эти рѣчи, по силѣ, сердечности и одушевленію, напоминаютъ слова въ подобныхъ случаяхъ святителя Іоанна Златоуста.

В ъ 1861 году епископъ Ѳеофанъ присутствовалъ при открытіи мощей святителя Тихона Задонскаго. Епископъ Ѳеофанъ съ дѣтства очень любилъ святителя Тихона, поэтому, когда пришло его прославленіе, то радости епископа Ѳеофана не было конца.

В ъ 1866 году, согласно поданому прошенію, епископъ Ѳеофанъ былъ уволенъ отъ управленія Владимірскою епархіей и опредѣленъ настоятелемъ въ Вышенскую пустынь, но вскорѣ, по новому его прошенію, онъ былъ освобожденъ и отъ управленія пустынью, причемъ за нимъ оставлено было помѣщеніе до кончины въ занимаемомъ имъ флигелѣ, съ правомъ служенія по его желанію.

Ч то побудило епископа Ѳеофана удалиться въ затворъ?

Б езусловно — воля Божія. Онъ былъ изъ тѣхъ Божіихъ избранниковъ, чья дѣятельность мало видна при жизни; съ виду кажется, что они не дѣлаютъ ничего особеннаго для Церкви и народа. Но ихъ силы устремлены въ глубину, а не въ ширину. Ихъ духовные труды, ихъ потаенныя молитвы и слезы, быть можетъ, спасаютъ Церковь и народъ отъ многихъ страшныхъ бѣдъ. Но обо всемъ этомъ вѣдаетъ одинъ только Богъ.

У знавъ жизнь, проникнувшись къ людямъ сострадательной любовью, святые уходятъ въ затворъ, унося туда эту любовь, а отнюдь не презрѣніе къ міру, какъ думаютъ нѣкоторые. Въ благословенномъ уединеніи святые ведутъ жестокую невидимую брань съ духами злобы, молятся о спасеніи своей души и о всемъ страждущемъ человѣчествѣ и постепенно, по милости Божіей, достигаютъ состоянія обоженія и богоподобія.

И менно къ такимъ людямъ принадлежалъ и епископъ Ѳеофанъ.

У даляясь съ каѳедры, епископъ Ѳеофанъ больше всего думалъ о спасеніи своей души путемъ совершеннаго посвященія каждой мысли Богу. Кромѣ прочаго, святитель чувствовалъ, что можетъ сказать своими книгами много важнаго и въ то время еще почти никѣмъ не сказано. Будущее показало, что затворъ укрылъ владыку Ѳеофана только лишь отъ излишней молвы и суеты, но онъ не помѣшалъ ему нести, своего рода, общественнаго служеніе для христіанскаго міра.

24 іюля 1866 года, въ воскресеніе, произошло прощаніе епископа Ѳеофана съ паствой. Началась двадцативосмилѣтняя затворническая жизнь.

П ервыя шесть лѣтъ владыка ходилъ ко всѣмъ службамъ. Въ праздники онъ обыкновенно служилъ. Но съ 1872 года епископъ Ѳеофанъ прекратилъ всѣ сношенія съ людьми, кромѣ настоятеля и духовника. Въ монастырскую церковь онъ больше не ходилъ, а устроилъ собственными руками у себя въ комнатахъ малую церковь во имя Богоявленія Господня. Съ тѣхъ поръ, въ теченіе десяти лѣтъ преосвященный затворникъ служилъ литургію въ этой церкви каждый воскресный и праздничный день, а въ послѣдующія одиннадцать лѣтъ — ежедневно. Служилъ онъ въ полномъ одиночествѣ, иногда молча, а иногда и пѣлъ.

Ж ивя въ благомъ уединеніи, владыка все болѣе преображался и становился земнымъ ангеломъ и небеснымъ человѣкомъ. Когда къ нему приходили по дѣлу, то онъ, сказавъ нужное, уже болѣе не говорилъ и погружался въ молитву. Тѣлу своему онъ давалъ лишь необходимое.

В се свое жалованіе и поступавшія пожертвованія епископъ Ѳеофанъ разсылалъ бѣднымъ, оставляя себѣ небольшую сумму на покупку книгъ. Съ изданій своихъ, быстро расходившихся, онъ не получалъ ничего, стараясь только, чтобъ они были подешевле. Въ рѣдкія минуты, свободныя отъ молитвы, чтенія или писанія, владыка занимался рукодѣліемъ. Онъ хорошо писалъ иконы, владѣлъ рѣзьбой по дереву и зналъ слесарное дѣло.

Е жедневно епископъ Ѳеофанъ получалъ отъ двадцати до сорока писемъ, и всегда отвѣчалъ на нихъ. Всѣ письма были непростыя, почти каждое заключало въ себѣ мольбу о помощи. И святитель съ любовью отзывался на эту мольбу.

П ребывая въ затворѣ владыка значительно преуспѣлъ въ дѣланіи непрестанной молитвы. Своимъ опытомъ онъ щедро дѣлился съ вопрошавшими. Вотъ одно изъ его наставленій о молитвѣ Іисусовой: «Въ сокращенномъ словѣ она говорится такъ: «Господи, помилуй»; «Господи Іисусе Христе, помилуй мя грѣшнаго», а въ полномъ такъ: «Господи Іисусе Христе, Сыне Божій, помилуй мя грѣшнаго». Въ началѣ она произносится большею частію принужденно и неохотно, и по мѣрѣ упражненія и себя въ ней принужденія, если только есть рѣшительное намѣреніе посредствомъ молитвы съ помощью Божіей благодати умалить всестороннія страсти, она отъ частаго въ ней упражненія, по мѣрѣ умаленія страстей. будетъ дѣлаться легче, пріятнѣе и желательнѣе. При устной молитвѣ должно стараться держать разумъ въ словахъ молитвы, говорить неспѣшно, все вниманіе сосредоточивая въ мысляхъ, выражаемыхъ словами, а когда умъ будетъ увлекаться въ постороннія мысли, безъ смущенія опять вводить его въ слова молитвы. Неразсѣянность уму дается не скоро и не тогда какъ захотимъ, а когда смиримся и когда Богъ благоволитъ. Сей Божій даръ временемъ не опредѣляется, ни количествомъ молитвъ, а сердечнымъ смиреніемъ и Христовою благодатію и всегдашнимъ себя къ ней понужденіемъ. Изъ устной внимательной молитвы бываетъ переходъ къ молитвѣ умной, которая называется такъ тогда, когда однимъ умомъ къ Богу устремляемся или зримъ Бога. ».

В ъ послѣдніе годы у владыки значительно ухудшилось зрѣніе, но это не стало помѣхой его сочинительской и писательской дѣятельности. Въ прежнемъ строгомъ чинѣ было распредѣлено время въ теченіе дня.

В ъ послѣдній день свой земной жизни, 6 января 1894года, послѣ полудня святитель Ѳеофанъ еще занимался писательскимъ трудомъ. Въ половинѣ пятаго дня, келейникъ заглянулъ въ его комнату и увидѣлъ, что святитель почилъ о Господѣ. Онъ лежалъ на кровати. Лѣвая рука его покоилась на груди, правая была сложена какъ для архіерейскаго благословенія. Когда святителя Ѳеофана облачали въ епископскія ризы, лицо почившаго озарилось радостной улыбкой.

С вятитель былъ погребенъ въ Казанскомъ соборѣ обители. Послѣ прославленія святителя Ѳеофана въ Россіи въ 1988 году его мощи были обрѣтены и положены въ спеціальную раку Сергіевскаго храма деревни Эммануиловки, находящейся недалеко отъ Успенскаго Вышенскаго монастыря.

Ц ерковно-литературное наслѣдіе святителя Ѳеофана явилось цѣннѣйшимъ вкладомъ въ духовную сокровищницу Православія.

В ъ своихъ книгахъ и письмахъ святитель Ѳеофанъ говорилъ о духовныхъ вещахъ, исходя изъ личнаго опыта и обширныхъ богословскихъ познаній. Его произведенія отличаются отточенностью мысли, систематичностью, ясностью, свѣжестью, глубиной и задушевностью. Нравственно-аскетическіе труды святителя охватываютъ практически всѣ области христіанской жизни. Сочиненія святителя составлены въ формѣ богословскихъ изслѣдованій и лекцій, гомилетическихъ словъ и бесѣдъ, писемъ и дневниковыхъ записей.

Т воренія святителя Ѳеофана можно раздѣлить на три основныя группы: 1) экзегетическія сочиненія, 2) нравственно-аскетическія и полемическія сочиненія и 3) переводы.

К ъ экзегетическимъ произведеніямъ святителя относятся: Толкованія на посланія апостола Павла, толкованія псалмовъ 33-го и 118-го. Сюда также могутъ быть отнесены сочиненія: «Мысли на каждый день года по церковнымъ чтеніямъ изъ Слова Божія», «Притча о неправедномъ приставникѣ», «Уроки изъ дѣяній и словесъ Господа Бога и Спаса нашего Іисуса Христа» и другія. Экзегетическія толкованія и размышленія святителя Ѳеофана чрезвычайно интересны, глубоки и не схоластичны. Они существенно обогатили русскую библеистику.

К акъ примѣръ нравственно-аскетическихъ и полемическихъ трудовъ святителя приведемъ слѣдующія сочиненія:

а) нравственно-аскетическія: «Начертаніе христіанскаго нравоученія», «Что есть духовная жизнь и какъ на нее настроиться», «Путь ко спасенію (очеркъ аскетики)», «О совершенномъ обращеніи къ Богу отъ прелестей міра и грѣха», «О покаяніи, причащеніи Святыхъ Христовыхъ Таинъ и исправленіи жизни», «Святоотеческія наставленія о трезвеніи и молитвѣ», а также многочисленныя статьи, размышленія и проповѣди, широко публиковавшіяся въ дореволюціонной печати. Сюда же можетъ быть отнесено обширное эпистолярное наслѣдіе. собранное и изданное уже послѣ кончины епископа Ѳеофана, — «Собраніе писемъ» въ восьми выпускахъ;

б) полемическія и апологетическія: «Нѣкоторыя предостереженія православнымъ христіанамъ», «Душа и Ангелъ не тѣло, а духъ», «Письма къ одному лицу въ Санктъ-Петербургѣ по поводу появленія тамъ новаго учителя вѣры» и такъ далѣе.

К ъ переводнымъ трудамъ святителя Ѳеофана относятся: «Добротолюбіе» въ пяти томахъ, «Древніе иноческіе уставы», «Невидимая брань», «Слова преподобнаго Симеона Новаго Богослова» и другіе. Весьма важнымъ вкладомъ въ духовную жизнь русскаго общества явился переводъ на русскій языкъ аскетическаго святоотеческаго сборника «Добротолюбіе».

В ъ совѣтское время труды святителя Ѳеофана въ Россіи не переиздавались, зато они были многократно издаваемы въ русскомъ зарубежьѣ, въ частности, издательствомъ Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ, США. Съ паденіемъ же въ Россіи безбожнаго коммунистическаго режима, творенія святителя Ѳеофана выдержали множество переизданій и сдѣлались излюбленнымъ духовнымъ чтеніемъ русскихъ православныхъ христіанъ.

11/24 октября 2000 года Архіерейскій Соборъ Русской Православной Церкви Заграницей, почитая подвижническій подвигъ вышинскаго затворника, цѣня его учительскій авторитетъ, а также учитывая сохранность мощей, принялъ рѣшеніе о канонизаціи епископа Ѳеофана (Говорова), какъ Затворника Вышинскаго. Память святителя Ѳеофана рѣшено совершать въ день его рожденія 10/23 января.

Источникъ: Святителъ Ѳеофанъ (Говоровъ), Затворникъ Вышинскій (Краткое житіе). // «Православная жизнь». Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь». — Jordanville, 2001. — № 6 (617). — С. 19-25.
© Holy Trinity Monastery, Jordanville.

Ссылка на основную публикацию