Святой Андрей Критский – житие и труды, мощи и дни памяти, творчество

АНДРЕЙ

[Греч. ̓Ανδρέας ὁ Κρήτης, ῾Ιεροσολυμίτης] (ок. 660, Дамаск – 4.07.740, Эресос, о. Лесбос), прп. (пам. 4 июля), архиеп. Критский. Визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона, читаемого на 1-й и 5-й седмицах Великого поста, и ряда др. произведений. Не следует смешивать А. с прмч. Андреем Критским (пам. 17 окт.), пострадавшим за святые иконы при имп. Константине V Копрониме (741-775).

Житие

Основным и наиболее ранним источником о жизни и деятельности А. является житие, составленное до 843 г. патрикием и квестором Никитой (BHG, N 113), позднее неоднократно перерабатывавшееся и вошедшее в слав. рукописные Великие Минеи Четии. Этот памятник содержит подробные биографические сведения об А., но умалчивает о нем как о гимнографе и составителе Великого канона. 2-м по значимости источником служит житие А., написанное мон. Макарием Макрисом в 1422 г. (BHG, N 114; издано В. Лаурдасом) и переведенное на новогреч. язык св. Никодимом Святогорцем в составе его «Нового сборника» (Νέον ̓Εκλόγιον), к-рое свидетельствует об А. как о риторе, гимнографе и мелурге, авторе многих канонов и тропарей. Существует также краткое житие (BHG, N 114a) в составе Императорского Минология 1034-1041 гг. (изданного В. В. Латышевым, 1912). Неопубликованным остается энкомий Иосифа Калофета († 1355) в рукописи XIV в. из мон-ря Пантократора (BHG, N 114c).

Согласно житию, составленному Никитой, родителей А. звали Георгий и Григория. До 7 лет ребенок был немым и заговорил лишь после причащения Св. Таин. Начальное образование получил в Дамаске, где изучил основы грамматики, риторики и философии. В 15-летнем возрасте А. поступил в Святогробское братство при храме Воскресения в Иерусалиме, где был пострижен в монашество, посвящен в чтеца, а затем назначен нотарием и экономом. Осенью 685 г., после того как акты Всел. VI Собора были присланы в Иерусалим и приняты Иерусалимской Церковью, А. вместе с 2 монахами доставил их в К-поль. Оставшись в столице Византии, А. был посвящен во диакона ц. Св. Софии и прослужил в этом сане свыше 20 лет; в его ведении находились сиротский приют и богадельня при храме Св. Софии. При К-польском Патриархе Кире (706-712) А. был хиротонисан во епископа и получил назначение на кафедру в г. Гортина (о-в Крит) с титулом архиепископа Критского. По свидетельству св. Феофана Исповедника, на Соборе, созванном имп. Филиппиком для возобновления монофелитства (712), А. вместе с еп. Кизическим свт. Германом, буд. Патриархом К-польским, был в числе подписавших анафему VI Всел. Собору. Впосл. А. раскаивался в том, что подписал еретическое определение; традиция связывает с этим событием составление его знаменитого Великого канона. После свержения Филиппика в 713 г. Православие было восстановлено, а списки актов VI Всел. Собора вновь разосланы, приняты и подписаны всеми бывш. участниками Собора 712 г. На Крите А. строил церкви, в т. ч. по образу Влахернской в К-поле, устраивал приюты и богадельни. По молитвам святителя совершались многочисленные чудеса. Неск. раз А. совершал поездки в К-поль, в 740 г. по пути на Крит он заболел и умер на о-ве Лесбос, где его мощи были положены в храме мц. Анастасии (ныне ц. свт. Андрея Критского). Автор рус. анонимного хожения в Царьград (кон. XIII – нач. XIV в.) и Стефан Новгородец (1348-1349) рассказывают об исцелениях от нетленных мощей А., находившихся в к-польском мон-ре его имени (Книга хожений. С. 86, 97).

В греч. рукописных и печатных Минологиях, Синаксарях и гомилетических сборниках находятся ок. 60 проповедей на церковные праздники, приписываемых А., из к-рых издано ок. 30. Ему бесспорно принадлежат Слова на Рождество Христово, Обрезание, Преображение, Благовещение, Рождество Пресв. Богородицы, Введение во храм, Зачатие Пресв. Богородицы, Успение, Воздвижение Честного Креста, Усекновение главы св. Иоанна Предтечи, на дни памяти апостолов и евангелистов Луки и Иоанна Богослова, праведных Иоакима и Анны, святых бессребреников Космы и Дамиана, свт. Николая, прп. Патапия, 10 мучеников, вмч. Георгия Победоносца; из цикла Триоди Постной и Цветной: на Недели мытаря и фарисея, мясопустную, сырную, ваий, на св. Четыредесятницу, о поклонении св. иконам, в Субботу Акафиста, на четверодневного Лазаря, на страдания Господа, на расслабленного, о Св. Духе. К сомнительным и подложным относятся Слова: об Иакове, брате Господнем (Ed. J. Nordet, H. Gaspart. Toronto, 1978), о «Богородице, принесенной трехлетней в храм», о блудном сыне, об одержимом лукавым, о Св. Писании, об очищении души и др. Полный перечень подлинных и сомнительных энкомиев А. и список инципитов гомилий А. составлен Н. Томадакисом ( Τωμαδάκης Ν. Β. ῾Η Βυζαντινὴ ὑμνογραφία καὶ ποίησις. Θεσσαλονίκη, 19934. Σ. 197-201.). Проповеди А. написаны на аттическом диалекте, язык полон метафор и символов. По совр. Типикону положено читать на утрене соответствующих праздников 3 Слова святителя – на Рождество Богородицы, на Успение Богородицы и на Неделю ваий.

А. также известен как мелод, т. е. сочинитель текстов и мелоса, многих ирмосов, самогласных тропарей и самогласных стихир, сохранившихся в рукописных и печатных Ирмологиях, Минеях, Триодях, Стихирарях, Феотокариях (см. Богородичник). Н. Томадакис связывает имя А. с созданием жанра 9-песенного канона, вытеснившего собой в литургической практике кондак. Самый известный канон А., шедевр визант. духовной поэзии,- покаянный Великий канон, состоящий из 250 тропарей и 11 ирмосов, повествующий о сюжетах грехопадения и покаяния в ВЗ и НЗ (преступление заповеди Адамом, убийство Авеля Каином, покаяние царя Давида и мытаря и др.). Язык Великого канона изобилует цитатами из библейских текстов, аллюзиями на гимны свт. Григория Богослова, прп. Романа Сладкопевца. После 1204 г. Акакием Савваитом был составлен комментарий на Великий канон, упоминающий победу имп. Василия II над болгарами, основание Мосинополя и содержащий сведения о завоевании К-поля латинянами ( Richard M. // ΕΕΒΣ. 1965. T. 34. Σ. 304-311). Также существует анонимный комментарий в рукописи ГИМ. Син. греч. 2/II (Влад. 312). А. писал каноны как на свои собственные ирмосы, так и на ирмосы свт. Германа, прп. Иоанна Дамаскина, прп. Космы Маиумского. Кроме Великого канона А. принадлежат каноны на главные визант. церковные праздники, большинство из них включено в состав совр. богослужебных книг: каноны Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Благовещение, Неделю ваий, Пасху, Преображение, Рождество Богородицы, Зачатие св. Анны, Рождество Иоанна Предтечи, Усекновение главы Иоанна Предтечи, на дни памяти святых Маккавеев, поклонения веригам ап. Петра, святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста и на день обретения его мощей, вмч. Георгия, мч. Кодрата, свт. Игнатия Богоносца, св. Феклы, свт. Николая, св. Патапия, а также каноны, трипеснцы, четверопеснец и самогласные стихиры на многие дни цикла Постной и Цветной Триодей (напр., трипеснцы и четверопеснец Страстной седмицы, канон Пасхи, ныне не печатающийся в богослужебных книгах, и др.). Канон Успения Пресв. Богородицы, по Евергетидскому уставу (XII в.) положенный на предпразднство Успения, сохранился только в слав. списках (ГИМ. Хлуд. № 156, кон. XIII – нач. XIV в., Хлуд. № 160, нач. XIV в.). Известно ок. 70 канонов, приписываемых А. ( Τωμαδάκης. Σ. 206-209; там же список инципитов канонов, самогласных тропарей и стихир А.). Отличительные черты канонов А.: отсутствие акростиха, наличие 2-й песни, число тропарей песни обычно превышает 4, песнь может иметь 2 ирмоса.

На груз. язык в X-XII вв. были переведены многие гомилетические произведения А., а покаянный Великий канон был переведен трижды: Евфимием Святогорцем († 1028), Георгием Святогорцем († 1065) и Арсением Икалтойским по поручению груз. царя Давида IV Строителя (1073-1125). Перевод Арсения Икалтойского послужил основным источником при создании Давидом IV Строителем оригинального сочинения «Песнопения о покаянии».

В визант. календарях память А. указывается 29 апр., 4 мая, 4 июня и 4 июля. Под 29 апр. она зафиксирована в Евангелиях XI-XII вв. к-польского происхождения ( Сергий (Спасский) . Месяцеслов. Т. 2. С. 126); под 4 мая – только в Типиконе Великой ц. IX–X вв. ( Mateos. Typicon. P. 281); под 4 июня – в Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 730) и Типиконе Великой ц. X в. ( Mateos. Typicon. P. 304-305); под 4 июля – в большинстве греч. календарей: Типиконе Великой ц. X в. ( Mateos. Typicon. P. 330-331), во всех редакциях Студийского и Иерусалимского уставов, Минологии Василия II (PG. 117. Col. 524), Стишных синаксарях Христофора Митилинского XI в. ( Cristoforo Mitileneo . Calendari. P. 453, 457) и Феодора Продрома нач. XII в. ( Teodoro Prodromo . Calendario. P. 130).

Почитание А. на Руси

Наиболее ранним свидетельством почитания этого святого на Руси является упоминание памяти А. в месяцеслове Мстиславова Евангелия кон. XI – нач. XII в. (Апракос Мстислава Великого. С. 273). Служба А. содержится в Минее XII в. (РГАДА. Тип. № 122. Л. 15об.- 19). В переведенный в 1-й пол. XII в. на Руси нестишной Пролог включены под 4 июля память А. без жития, под 4 июня – краткое житие святого (древнейший список: БАН 4. 5. 10, XIII в.- Пергаменные рукописи БАН СССР. Л., 1976. С. 34). В 1-й пол. XIV в. краткое житие А. было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. Кроме основного праздника 4 июля в ряде календарей память А. указывается под др. датами, отражающими более архаичную визант. традицию: 29 апр.- в Апостоле (ГИМ. Хлуд. № 35. Л. 178, кон. XIII – нач. XIV в.) и 4 июня – в Румянцевском Обиходе (РГБ. Рум. № 284. Л. 95об., 1-я пол. XIV в.). Под 4 июня память А. встречается и в более поздних рукописях: напр., в новгородских Минеях XV и XVI в., происхождение к-рых Е. М. Шварц связывает с серб. Минеями, привезенными игум. Лисицкого мон-ря Иларионом с Афона в кон. XIV в. ВМЧ содержат под 4 июля проложные жития и простр=анное житие А., написанное Никитой патрикием и квестором ( Иосиф, архим . Оглавление ВМЧ. Стб. 297 (2-я паг.)). По мнению А. А. Алексеева, перевод данного жития выполнен в Вост. Болгарии в X в. и, по наблюдению О. А. Белобровой, отличается буквальностью (ТОДРЛ. Т. 51. С. 211, 213). Переводное пространное житие читалось и переписывалось на Руси. В наст. время известно значительное число его списков XVI-XVIII вв. в составе Четиих-Миней и сборников. Краткое житие А. и Слова А. включены во все издания Пролога (7 московских изданий с 1643 по 1696). В кон. XVII в. переработанное житие А. с учетом данных печатного Пролога включил в свои Минеи под 4 июля свт. Димитрий Ростовский (Л. 321об.- 322об.).

Большое распространение в рус. письменности XI-XVII вв. получили гимнографические произведения и Слова А. Нек-рые сочинения сохранились в составе древнейших рукописей XII-XIII вв. (напр., покаянный Великий канон в Постной Триоди XII в. (ГИМ. Син. № 319. Л. 223об.- 250), гомилия «О четверодневном Лазаре» в Успенском сборнике кон. XII – нач. XIII в. (Л. 222об.- 234). Рус. списки кон. XII в. Студийско-Алексиевского Типикона 1034 г. (ГИМ. Син. № 330 и РНБ. Соф. № 1136) предписывают читать слова А. из цикла Триодей Постной и Цветной и на двунадесятые праздники ( Горский, Невоструев . Описание. Отд. 3. Ч. 1. С. 247-256).

А. особо почитался в княжеской среде. По всей видимости, он являлся небесным покровителем св. блгв. кн. Андрея Боголюбского и Андрея, сына св. блгв. кн. Александра Невского (ср. изображение на печати – Лихачев Н. П. С. 47-48). Несомненно в честь А. был наречен Андрей, сын Ивана Калиты, родившийся 4 июля 1327 г. (ПСРЛ. Т. 18. С. 135).

В кон. XVI в. на Руси, по-видимому в юго-западнорус. землях, под влиянием западноевроп. сочинений-апокрифов «Повести о папе Григории», «Сказания Иеронима о Иуде-предателе» возникло новое лит. произведение, связанное с именем А., но не имеющее ничего общего с его житием,- Повесть об Андрее Критском (древнейший список: БАН УССР. ДА / II. 581, рубеж XVI-XVII вв.; опубл.: Гудзий. С. 22-34). В основу повести положен Эдипов сюжет, известный в фольклоре и лит-ре всех европ. народов. По мнению М. Н. Климовой, исследовавшей историю возникновения повести (вслед за А. Н. Веселовским, М. П. Драгомановым, Н. К. Гудзием), единственным связующим звеном между Повестью об Андрее Критском и житием А. является Великий покаянный канон. Составители повести буквально поняли нек-рые признания героя Великого канона и отождествили его с создателем канона. На протяжении веков сюжет повести претерпел разнообразные изменения (М. Н. Климова выделяет 6 редакций), популярность повести подтверждается многочисленностью ее списков (ок. 50, в основном укр. и белорус. происхождения).

Читайте также:  Анастасия Римляныня: житие и биография святой, день памяти и мощи

Гимнография

В слав. Типиконах, как в первопечатном 1610 г., так и в употребляемом ныне в РПЦ, указана служба 2 святых без знака (см. Знаки праздников месяцеслова) – А. и Марфы, матери св. Симеона Столпника. В Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, отмечено, что в нек-рых рукописях выписаны обе службы, однако теперь поется только служба А.

Последование святого, включающее в себя канон Феофана 1-го плагального, т. е. 5-го, гласа с акростихом «̀λδβλθυοτεΥμνοις κροτῶμεν ἀνδρικοῖς τὸν ̓Ανδρέαν» (греч.- Песньми восплещем мужескими Андрея), а также корпус стихир 1-го гласа, помещенных в слав. печатной Минее, восходят ко времени действия Студийского устава и зафиксированы уже в Евергетидском Типиконе. Тропарь и корпус стихир А., помещенный в греч. печатных Минеях, отличны от аналогичных текстов слав. печатной Минеи. Кондак « », помещенный в совр. греч. и слав. Минеях, встречается в патмосских, афонских и синайских Кондакарях XI-XII вв., а также в иерусалимском Кондакаре XIV в. (ГИМ. Син. гр. 437. Л. 208).

В Великом каноне, читаемом в четверг 5-й седмицы Великого поста, в каждой из песен, перед троичном, помещено по одному тропарю А.

Иконография

Известны 2 типа изображения А.- в монашеском и в святительском облачении. Как преподобный (в хитоне, куколе, мантии) А. представлен: на фреске в капелле 3 в Гёреме, Ix в.,- с длинной седой бородой; на миниатюре Минология XI в. (Messan. Salvad. 27. fol. 238r); на фреске сев. стены диаконника ц. св. Никиты в Чучере, 1309-1316 гг.,- в руках свиток с надписью: «Еще приносим Ти словесную сию». Также в настенных минологиях: ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.,- в рост; в нартексе ц. Благовещения мон-ря Грачаница (Югославия, Косово и Метохия), 1321-1322 гг.,- погрудно; в нартексе ц. вмч. Георгия в с. Оморфи, Кастория (Греция), кон. XIII – нач. XIV в.; в нартексе архиеп. Даниила II, Печская Патриархия (Югославия, Косово и Метохия), 1565 г.; в трапезной мон-ря Дионисиат на Афоне, 1547 г. В рус. памятниках – на иконе Божией Матери «Благодатное небо», 40-е гг. XVII в. (ц. Св. Троицы в Никитниках, Москва),- в молении Богородице; иконе «Вмч. Артемий и прп. Андрей, архиеп. Критский», кон. XVII в. (КИАМЗ),- в молении Иисусу Христу, с развернутым свитком с надписью: «Г[оспо]ди призри с небесе».

Иконография А. как святителя (в фелони, омофоре, с Евангелием в руках), с недлинной седой бородой, получила распространение в рус. искусстве. Так он представлен: на малом саккосе Фотия, митр. Московского, сер. XIV в., XV-XVII вв.? – с остроконечной бородой; в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 120об., XV в.); на вологодской иконе «Минея на июль», кон. XVI в. (ВГИАХМЗ); на миниатюре XVII в. (РНБ. Q.I.1007. Л. 145об.), помещенной перед «Словом Андрея Критского о чести и о поклонении святых икон»,- в белом клобуке; на иконе «Пророк Самуил и св. Андрей Критский пред Корсунской иконой Божией Матери», 1707 г., мастера Оружейной палаты (ГРМ),- в черном клобуке и с жезлом; на рус. минейной иконе XVIII в. (музей в Рекклингхаузене); на иконе «Преподобные Андрей Критский, Евдокия, Зосима и Савватий Соловецкие», 1820 г., написанной И. А. Богдановым-Карбатовским (АМИИ); на эмалевой иконке «Св. равноап. Елена и свт. Андрей Критский», 1-я пол. XIX в. (ЦМиАР),- с раскрытой книгой в руках.

«Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в., дважды упоминает А. как «старца с седою бородою» – среди святителей, говорящего: «Вонми, Господи Иисусе Христе. » (Ч. 3. § 8. № 13), и среди гимнографов, с надписью: «Помощник и Покровитель бысть мне во спасение» (Ч. 3. § 15. № 2). В Большаковском иконописном подлиннике, XVIII в., об А. сказано: «Сед, аки Власий, риза кресты, во амфоре [омофоре], испод вохра с белилом».

В 1883 г. во имя А. был устроен придел в колокольне ц. Харитона Исповедника в Огородниках в Москве, XVII в.

Частицы мощей А. были вложены в Крест воздвизальный, 1494/95 г. (ГММК); в панагию-мощевик Иоанна Грозного, XVI в. (ГММК); в крест-мощевик, нач. XVII в., из Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК).

Святитель Андрей, архиепископ Критский – день памяти 17.07 н.ст. (04.07 ст.ст.)

Великий канон – путеводитель в духовном восхождении.

Несомненно, что наряду с внешними достоинствами труда преподобного Андрея Критского основную ценность представляют его внутренние качества и прежде всего – руководство Великого канона к внутреннему возрождению души человеческой…Остановимся на этом как основном, ибо и самый Канон написан ради этого внутреннего его отношения к жизни человека.
Прежде всего необходимо тщательно всмотреться в то основное, на что направлены помыслы преподобного составителя Канона, а цель его как подвижника, инока, естественно, – внутренняя духовная жизнь. Руководство к ней и жизнь в духе есть, по известному выражению, “наука из наук и художество из художеств”.
И мы замечаем, что преподобный Критский пастырь вводит душу человека в эту науку и в это художество с присущей его личности последовательностью, мягкостью, искренностью. Он не хочет отпугнуть душу, которая несет на себе печать и язвы греха, а тихо раскрывает несчастье этих язв, этого греха и убеждает в том, как прекрасна жизнь в Боге, какое великое милосердие ожидает душу, возжелавшую Бога, но одновременно и не скрывает, что путь этот – деятельное и совершенное покаяние.
Вначале преподобный Андрей только констатирует состояние души, которая ушла далеко от Бога, спокойно и ясно объясняет, чего она лишается. Авелеве, Иисусе, не уподобихся правде, дара Тебе приятна не принесох когда, ни деяния Божественнаго, ни жертвы чистыя, ни жития непорочнаго [58]. Только это утверждение, только указание на то, чего нет у человека, только желание показать, как душе хорошо, когда у нее есть и дар приятен, и жертва чистая, и непорочное житие. Здесь – еще ни одного покаянного возгласа: душу надо привлечь к красоте Божественной жизни, не запугать, не удалить ее.
Далее Преподобный развивает мысль о том, что Господь не войдет в суд с кающейся душой, взвесит все ее неправды, но презирая лютая, спасет человеческую душу (песнь 1-я) [59]. И только позднее, когда душа возымеет доверие к ведущему ее доброму и милостивому пастырю, преподобный Андрей со всей откровенностью приступает к обнаружению духовных язв, к покаянию, которое воистину соделывается таинством.
Уязвихся, уранихся, – вопиет преподобный песнописец вместе с душой, которую взял на свои плечи, – се стрелы вражия, уязвившия мою душу и тело, се струпы, гноения и омрачения вопиют раны самовольных моих страстей (песнь 2-я) [60]. Дальше сугубость покаяния нарастает. Преподобный говорит вместе с кающейся душой, что он сам – тот человек, который более всех грешен: несть. иже согреши в человецех, егоже не превзыдох прегрешеньями (песнь 3-я) [61].
Далее душе показывается возможность спасаться от содомского греха: горе в Сигор [62]. А дальше мы слышим уже подлинные покаянные вопли; человек введен, он входит в благодать покаяния. Отсюду осужден бых, – свидетельствует преподобный Андрей уже в 4-й песни, – отсюду и препрен бых аз окаянный от своея совести еяже ничтоже в мире нужнейше: Судие, Избавителю мой и Ведче, пощади, и избави, и спаси мя, раба Твоего [63]. Преподобный пастырь Критский доходит здесь до всечеловеческой трактовки греха, он говорит о суде совести, которая строже всего (нужнейше) в мире и исторгает у кающегося сознательный глубокий голос покаяния: пощади. избави. спаси.
Преподобный песнописец действует здесь в согласии с тем законом Христовым, который начертан был в его сердце, с теми заповедями Спасителя, которые были открыты человеку в Нагорной Проповеди; и первой заповедью было смирение сердца, нищета духа: Блажени нищие духом (Мф 5:3; Лк 6:20). Только приведя душу человека к состоянию этой блаженной нищеты, преподобный Андрей может вести ее дальше по лествице Евангельских добродетелей.
В нашей отечественной аскетической литературе много внимания уделял учению о Евангельских добродетелях, о их последовательности святитель Игнатий Брянчанинов. “Нищета духа, – пишет святитель Игнатий, – блаженство, первое в Евангельском порядке, первое в порядке духовного преуспеяния, первое состояние духовное, первая ступень в лествице блаженств”. “Нищета духа, – пишет Святитель далее, – соль для всех духовных жертв и всесожжений. Если они не осолены этой солию, – Бог отвергает их”. “Такое состояние – дар благодати, – заключает преосвященный Игнатий, – действие благодати, ее плод, а потому и блаженство” [64].
Итак, нищета духа, смирение сердца есть первая Евангельская заповедь Христова, но она содержит в себе и все последующие добродетели. Недаром сказано Христом, что все Небесное Царство уже принадлежит смиренным, нищим духом людям. Блажени нищие духом, яко тех есть Царствие Небесное (Мф 5:3). Вот к этому-то состоянию и ведет своим Великим умилительным покаянным каноном преподобный Андрей; ведет, показывая шаг за шагом, каково должно быть покаяние. Таким образом, он становится, вместе с другими преподобными отцами, учителем этого спасительного подвига.
И в самом деле, доведя душу до деятельных, глубоких вздохов покаяния, в той же 4-й песни Канона, несколько ниже преподобный Андрей говорит уже и о ступенях последующих добродетелей: Дванадесяте патриархов великий в патриарсех детотворив, – пишет он, – тайно утверди тебе лествицу деятельного, душе моя, восхождения, дети яко основания, степени яко восхождения, премудренно подложив [65].
Здесь приходит на память классический аскетический труд Лествица преподобного Иоанна Лествичника, где подробно разбираются все состояния человека на его пути к Богу по лествице восхождения добродетелей [66]. Сравнительно близкие по временам своего жития, преподобные Андрей и Иоанн имели и близкие понятия о законах духовной жизни. Каждый из Преподобных схожим образом предлагал путь духовной жизни. Представление о духовной жизни, которая может быть уподоблена лестнице восхождения, доводится преподобным Андреем до слуха всех молящихся, поскольку его произведение есть богослужебное песнопение. Лествица преподобного Иоанна известна, главным образом, только инокам. Но – благодарение Богу за то, что через труд преподобного пастыря Критского законы внутренней жизни становятся известными большому кругу присутствующих в храме.
Покаянные вздохи усугубляются, как мы указывали выше, к 7-й песни Канона, где они достигают своего крайнего выражения, где преподобный Андрей говорит о скотских похотях человека, тяжчайших делах, о его страстных и любосластных стремлениях. Житие человека преподобный Андрей называет в этой песни проклятым, говорит о мерзости страстей, о сладострастиях скверных, об умножении негодований, но одновременно все больше и больше в покаянные строки Канона проникают звуки Нового Завета, и покаяние человека облекается опять духовными размышлениями [67]. Силоам да будут ми слезы моя, Владыко Господи, – говорит тогда Преподобный, – да умыю и аз зеницы сердца и вижу Тя умно, Света превечна [68]. Какая милость во всем тропаре, и как чудно удалось сказать преподобному Андрею о зеницах сердца, очах сердца, его глазах. Этот образ хотя и идет от Преподобного из глубины VII века, вполне необходим нам, людям, доживающим век XX, он так же нов и животворящ для нас. Зеницы сердца.
Опять спокойно звучат строки Канона и просятся в душу мирные размеренные звуки, когда мы дальше слышим: Тайная сердца моего исповедах Тебе, Судии моему; виждь мое смирение, скорбь мою, и вонми суду моему ныне, и Сам мя помилуй, яко благоутробен, отцев Боже (песнь 7-я) [69]. Человек уже вошел здесь в свое делание покаяния; он открыл Богу свое самое глубокое, скрытое в нем самом, он сам произнес над собою суд и теперь, как бы очень утомившись от своего напряжения и труда, ждет помилования от благоутробного Бога.
И опять, теперь уже с некоей надеждой вздыхает душа, очищает себя от своих последних терний и в 8-й песни Канона взывает: Пощади, Спасе, Твое создание, и взыщи яко пастырь погибшее, предвари заблудшего, восхити от волка, сотвори мя овча на пастве Твоих овец [70]. В этом тропаре – уже полностью новозаветные образы. Ветхий Завет отошел, человек стал лицом к лицу перед своим Спасителем, он просит, чтобы ему войти в паству Доброго Пастыря, стать его спасенным новозаветным овчатем.
В 9-й песни – вдруг неожиданный, очень нежный образ, обращенный к святому Иоанну Предтече: Горлица пустыннолюбная, глас вопиющего возгласи, Христов светильник, проповедуяй покаяние. Преподобный ублажает святого Предтечу как светильник покаяния и кончает тропарь тем, что тоже проповедует покаяние, ту добродетеь, то чудо и таинство, которому он послужил, написав свой Канон. Зри, душе моя, – кончает он приведенный выше тропарь, – да не увязнеши в беззаконные сети, но облобызай покаяние [71].
Великий канон уже почти кончается, еще несколько стихов – и труд завершен, преподобный Андрей довел до конца исповедь своей жизни, введя и всех христиан в возможность и сладость исповеди и покаяния перед Богом. Уже совсем в конце своего произведения Преподобный только воскликнет, вспоминая благоразумного разбойника: Но, о Благоутробне, яко верному разбойнику Твоему, познавшему Тя Бога, и мне отверзи дверь славного Царствия Твоего [72]. Так, по написании всего Канона Преподобный умолял, чтобы ему сравняться с разбойником.
Человек, вникающий в уроки преподобного Андрея, узнает начертанный ему путь спасения. Не призрачный, не гордый, не восхищающий явления внутреннего мира, а путь очищения своей души, путь покаяния, путь сознания своих неправд и отрицания их. Таким путем человек, утвердивший ноги свои на степени покаяния, может беспрепятственно двигаться и дальше по ступеням восхождения. Но даже и оставаясь на первой ступени, он не теряет ничего и имеет уже все Царство. Таково действие покаяния, которое становится подлинным таинством человеческой жизни, в результате чего человек приобретает непадательное смирение.
А о смирении как особом состоянии человека говорит преподобный Исаак Сирин, аскет и наставник монашества: “Смирись, и смирится тебе небо и земля” [73]. (Примирись сам с собою, и примирятся с тобою небо и земля.) Мы знаем также, что наш великий Достоевский, вникая в суть человеческих отношений на основе Евангелия, сказал: “Смирение. – страшная сила” [74]. Вот к этому состоянию покаяния, нищеты духовной и смирения ведет неуклонным путем исповедь преподобного Андрея Критского, начертанная в его Великом каноне.
В этом великом деле наставления людей церковных на путь непадательного смирения через вникание в нужды, слабости и падения человеков, в деле руководства их по пути покаяния, в указании им подлинных, а не призрачных духовных ценностей, мы усматриваем одно из существеннейших достоинств Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского, не теряющего своей силы и влияния до дней последнего века.

Читайте также:  Кирилл Туровский: житие, слово и сочинения, памятник и почитание

Христову Церковь цевницею языка твоего, / песнословя умильно, возвеселил еси, / богословием же Препетыя Троицы / славу всем сказал еси ясно, / тем тя, яко тайноглагольника, поем, / Андрее, пастырю Критский, / и величаем память твою, / Христа славяще дивнаго во святых Своих.

Ин тропарь, глас 4:

Правило веры и образ кротости, / воздержания учителя / яви тя стаду твоему, / Яже вещей истина. / Сего ради стяжал еси смирением высокая, / нищетою богатая, / отче Андрее, / моли Христа Бога / спастися душам нашим.

СВЯТОЙ АНДРЕЙ, АРХИЕПИСКОП КРИТСКИЙ

(Читает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен, 1980 г.)

Житие святого отца нашего Андрея, архиепископа Критского

Святой Андрей родился в городе Дамаске и был немым от рождения до семи лет. Когда же он вместе с своими родителями причастился в церкви божественных Таин Тела и Крови Христовых, то во время святого причащения разрешилась его немота и он стал говорить. Христос истинный Сын Божий, совершивший Себе хвалу устами сего немотствовавшего отрока, показал, сколь великая сила таится в пречистых Тайнах Получив чрез святое причащение дар речи, блаженный Андрей был отдан для обучения божественным книгам, а на четырнадцатом году своей жизни был приведен во святой град Иерусалим для служения Богу. Принявши его, святейший патриарх иерусалимский сопричислил его к клиру и со временем назначил его, как человека разумного, нотарием. Святой Андрей проводил весьма добродетельную жизнь, подвизаясь в целомудрии, воздержании и кротости, так что ему дивился даже и сам патриарх, и он был угоден Богу и любим всеми.

По прошествии многих лет в Константинополе был созван шестой вселенский собор святых отцов, в царствование императора Константина Брадатого, против злочестивой ереси единовольников (монофелитов), – относительно каковой ереси подробнее можно читать в житии преподобного Максима Исповедника. На сей собор тогдашним святейшим патриархом иерусалимским Феодором был отправлен и сей блаженный Андрей, состоявший тогда в архидиаконском сане, ибо самому патриарху нельзя было отправиться на собор в Константинополь, так как Иерусалим находился в то время под мусульманским владычеством. Блаженный Андрей по благодати Святого Духа, которой он был исполнен, в это время сделался известным святым отцам и самому императору. Они заметили в нем не только книжную премудрость и глубокое знание догматов православной Церкви, но и святую богоугодную жизнь. Против еретиков же он выказал себя доблестным воином Христовым и, усердно ратуя за благочестие, много помогал собору святых отцов.

После окончания собора святой Андрей возвратился во Иерусалим и пребывал там в своих обычных богоугодных занятиях, заботясь, по поручению патриарха, о сиротах, питая странников, служа больным. Во всем этом он был столь усерден и старателен, как будто он служил Самому Христу. После сего в правление императора Юстиниана второго Андрей был назначен архиепископом в Крит. Здесь он был светильником миру, осиявающим Христову Церковь богодухновенным учением и своею добродетельною жизнью. Как непобедимый подвижник, которого боятся бесы (ибо он их изгонял), Андрей был грозою для еретиков. Не только невидимые, но и видимые враги отгонялись его молитвами.

Однажды на остров Крит напали прибывшие на кораблях сарацины и осадили город, называвшийся Друмеос, где с своим пастырем святым Андреем заперлись христиане. Но сарацины воевали безуспешно и со стыдом отступили, будучи отгоняемы не оружием, а гораздо сильнейшими всякого оружия молитвами святителя, которые он со слезами проливал к Богу и ими, как стрелами, уязвлял врагов. Его молитвы имели большую силу: ими он во время бездождия и засухи низвел дождь, который оросил критскую область и сообщил ей плодородие.

Христов святитель Андрей написал много богодухновенных писаний и великий канон, который поется в четверток пятой недели Великого поста и другие каноны. Он украсил церковь песнопениями и почтил многими похвалами Пречистую Деву Богородицу. По каким-то церковным нуждам он отправился некогда в Константинополь и здесь оказался для многих человеком полезным. Всякий услаждался его лицезрением и медоточивыми речами и совершенствовался душою. Поэтому-то и стекались к нему все искавшие спасения душам своим. Намереваясь же вернуться из Константинополя обратно в Крит, святый провидел свою кончину и сказал любезным своим друзьям о Христе, что он более не увидит Крита. Простившись с ними последним целованием, он сел на корабль и отправился в путь. Доплывши до острова Митилены, он заболел, и в одном месте, по имени Иерис, предал в руки Божии свою душу.

Блаженный Андрей с честью пас вверенное ему стадо словесных овец и сопричислен к лику святых иерархов, предстоящих пред престолом Отца, Сына и Святого Духа, Единого Бога в Троице, Емуже воссылается слава во веки. Аминь.

Андрей Критский

Преподобномученик Андрей Критский (в других источниках Андрей Иерусалимский) — это известный христианский богослов, написавший большое количество духовных гимнов. Активно проповедовал на протяжении всей своей жизни.

Был архиепископом в городе Гортины, что располагается на острове Крит. Прожил долгую праведную жизнь, скончался в 740 году на острове Лесбос. После смерти канонизирован в лике святителей.

День памяти Андрея Критского — 17 июля (4 по старому стилю).

Житие Андрея Критского

Андрей Критский появился на свет в 660 году нашей эры в городе Дамаск. Семья будущего святитель исповедовала христианскую веру. Почитав житие священнослужителя можно понять, что мальчик изначально был немым.

Поле того, как Андрею исполнилось 14 лет он отправляется в расположенный неподалеку от Иерусалима монастырь Саввы Освященного.

Такое несчастье продолжалось недолго и уже в семилетнем возрасте он заговорил. Случилось чудо после таинства причастия в одной из церквей святого города.

Вышеописанной событие сильно повлияло на ребенка, и он начал активно изучать Библию и другие священные трактаты.

Там он ведет аскетичный образ жизни, чем заслуживает почет и уважение. Спустя некоторое время Андрей становиться архидиаконом. Еще одним заметным событием в жизни святителя является принятие чина особого посланника Патриарха Иерусалимского, отправленным на пятый Вселенский Собор.

Собор Святой Софии, законченный в 324 году в городе Константинополь (современный Стамбул). Именно в нем некоторое время Андрей Критский был архидиаконом

Собранный не в первый раз собор становиться настоящим испытанием для Андрея. Он активно боролся со всевозможными еретическими течениями, которые все время пытались вещать нечестивые посланники. При этом архидиакон показывает свой острый ум, высокий уровень эрудиции и благочестия.

Очередным витком карьеры Андрея стал отзыв его из Иерусалима и перевод на службу в Церковь Святой Софии, что находится в современно Стамбуле и по сей день.

В ней Критский занимает должность Архидиакона.

В Святой Софии он праведно занимается возложенными на него обязанностями, пока во время правления императора Юстиана II его не повышают до чина архиепископа города Гортины. Именно там он получает свое прозвище — Критский.

Именно в Готине открывается еще одна грань способностей Андрея: великолепно поставленный слог и предрасположенность к составлению гимнов и песен. В этот период сочиняется основная часть его гимнов, а ораторские способности позволяет назвать Андрея лучшим в Византийскую эпоху.

Икона Андрея Критского

Смерть настигла Андрея Критского 4 июля 740 годы, когда тот возвращался на Крит из Константинополя. Тело захоронили в церкви имени Святой Анастасии. Однако, позже храм переосвятили в честь погребенного в нем святителя.

Несколько лет спустя мощи перенесли в Стамбуле где в 1350 году их видел приехавший из Новгорода русский паломник Стефан (вероятно в монастыре святого Андрея Критского). В наше время (точнее в 2017 году), был продемонстрирован сохранившийся элемент мощей Андрея Иерусалимского.

Его показывали в кафедральном соборе св. Андрея Критского, что расположен на острове Крит в городе Арколохори.

Труды Андрея Критского

Руке Андрея Иерусалимского принадлежит внушительное количество текстовых произведений.Однако, больше всего он известен созданием Великого покаянного канона, который включен во все современные службы.

Кроме того, Андрей написал другие каноны, посвященные христианским праздникам и различным церковным личностям. Несмотря на то, что святитель жил в раннее средневековье ряд трудов сохранился в первозданном виде. А тропарь Андрея Критского является одним из самых значимых трудов, связанных с Божьим Писанием.

Икона с изображением Андрея Критского и Марии Египетской. Произведение неизвестных русских мастеров

Отрывок из Тропаря Андрея Критского:

О чем просят св. Андрея Критского

Иконы Андрея Критского имеются во многих православных храмах.

Мощи святителя способны исцелять болезни и приносить успокоение в душе просящему.

Однако, большинство просят помощи у Андрея Иерусалимского в период больших бед и суровых жизненных испытаний. Люди находят успокоение при молитвах святителю и при размышлениях о его житие.

Святые дня – Преподобномученик Андрей Критский

Святой Андрей Критский: тексты молитв, создание Великого Покаянного Канона

Христианство, как одна из важнейших мировых религий, основано на вере в жизнь и учение Иисуса Христа, являющегося для христиан несомненной исторической личностью. Многим приверженцам самой крупной мировой религии довелось за нее бороться на разных этапах истории, за особые подвиги защитники Христовой веры были причислены к лику святых.

Недавно Всевышний открыл мне житие святого Андрея Критского, его не простой жизненный путь и огромный вклад в прославление Бога, оставленный последующим поколениям, поразил меня. С интересными сведениями о чуде и творчестве святого спешу познакомить и вас, ведь жизнь его можно назвать подвигом.

Два святых с одинаковым именованием

Люди, не погруженные в основы богословия, часто путают преподобного архиепископа Критского Андрея (Иерусалимского) с преподобномучеником Андреем Критским. Каждый из праведников прошел свой жизненный путь и прославился своими богоугодными делами. Причина путаницы связана с тем, что знаменитые подвижническими делами личности проживали приблизительно в одно и то же историческое время.

Преподобномученик Андрей Критский: краткое житие

Согласно жизнеописанию, составленному преподобным Симеоном Метафрастом, родился святой на территории острова Крит (местность Кастрон) в начале VIII века. Жизнь богобоязненного юноши проходила в монашестве и молитвах при соблюдении христианских традиций. Монах был примером для окружающих и светочем веры во времена правления императора Константина V, прозванного Копронимом. Житие богобоязненного Андрея было наполнено благочестием, презрением к мирским радостям, что стало для многих примером богоугодничества.

Читайте также:  Евдокия Московская: житие святой, дни памяти, мощи и почитание

Узнав о борьбе Копронима против почитания христианских икон, издании указа об изъятии ликов святых из храмов, оскорбленный в религиозных чувствах воин Христа отправляется в Константинополь во дворец святого Маманта. Там пламенный защитник веры принялся всенародно обличать еретические деяния императора-иконоборца, истязания верующих за почитание иконописных образов.

Андрей обратился лично к царю с обвинениями, немало удивив императора-еретика своей смелостью. По приказу Константина слуги избили праведного монаха, бросив будущего преподобномученика за тюремные стены. После череды жестоких истязаний несломленный, но покалеченный юноша погиб от потери крови, когда его волокли по земле на казнь. Тело смельчака пролежало на дне пропасти 12 дней, после чего повеленьем Божьим одержимые люди отнесли тело мученика к священному месту, за что были награждены исцелением.

В древнеславянских рукописях о житие прмч. Андрея Критского упоминают нечасто. День памяти святого назначен на 17 октября, что по новому стилю соответствует 30 октября. На иконе прмч. Андрей Критский изображен в хитоне, а молитвы страдальца исцеляют одержимых.

Словами тропаря и кондака, исполняемыми на день памяти преподобномученика и в дни Великого Поста, прославляют Андрея Критского, как доблестного защитника христианской веры, а также ее символов во времена жестоких гонений. Песнопение коротких стихов в храме звучит как напоминание верующим о череде важных событий в свете праздника, призывает брать пример с преподобномученика, истинно служившего вере.

Жизненный путь другого Андрея Критского был более ярким и длинным, наполненным духовными событиями и чудесами. Краткую историю его жития, которая поразила меня, перескажу вам далее.

Кем был святитель Андрей Критский

Путь к служению Богу

По приблизительным данным Андрей, получивший в последствие титул архиепископа Критского, родился в VII веке (660 год) на территории города Дамаск (Сирия) в семье глубоко верующих христиан. Сын Георгия и Григории был немым до семилетнего возраста, но после обряда причащения в храме мальчик был исцелен от немоты благодаря Божественной силе. Случившееся чудо поразило ребенка и его родителей, определило курс на христианское житие Андрея, нареченного впоследствии Критским.

Следуя аскетическому образу жизни, изучая Библию и тексты священных трактатов, будущий святой 15 лет от роду становится монахом Святогробского братства при Иорданской лавре на острове Крит. Пройдя послушание в чине чтеца, эконома, а затем нотария, молодой монах прославился как активный борец против еретических течений, за что получил звание Андрея Иерусалимского.

Затем благочестивый священник был направлен особым посланником Патриарха Иерусалимского на заседание шестого Вселенского Собора, чтобы доставить принятые на нем священные акты в Константинополь, где остался на служение.

Богоугодные деяния

На следующем этапе жизненного пути святой Андрей Критский получил чин диакона под покровительством Софийской Церкви, расположенной на территории современного Стамбула. На службе в Святой церкви пастырь, ведущий праведную жизнь и заботящийся о сиротах, становится архидиаконом церкви города Гортина, а затем архиепископом Критским. Именно в Гортине у святителя проявляется способность к сочинению православных гимнов, большая часть которых была написана в этот период.

На ниве архипастырской деятельности святой Андрей творит богоугодные дела:

  • содействует возведению новых храмов, организации приютов и богаделен;
  • истовыми молитвами отводит опасность от города Друмеос, осажденного сарацинами;
  • спасает проповедями от голода население провинции, пострадавшей от засухи.

После 20 лет великих трудов в Константинополе, святой Андрей был награжден званием архиепископа и отправлен в далекую обитель на острове Крит. Там он прославился помощью сиротам и престарелым, построением храма к чести иконы Влахернская Божья Матерь.

Святитель часто бывал в Константинополе, а во время последнего своего визита заболел и принял смерть на обратной дороге к критской обители. Это случилось на четвертый день июля (17 июля) 740 года, который стал днем поминовения архиепископа Андрея Критского на службах во всех православных храмах. Согласно преданиям, святой предвидел свою кончину в глубоко почтенном возрасте.

Мощи святителя, по молитвам которого свершалось множество чудес, были захоронены на территории храма, построенного в честь Святой Анастасии. Позже церковь была переименована во имя святого Андрея Критского, а в 2017 году фрагменты сохранившихся мощей были предоставлены обозрению верующих.

К мощам святителя приходят с мольбами об исцелении, просят об успокоении души просящего. К иконам с изображением Андрея Иерусалимского, которые выставлены в большинстве православных храмов, обращаются за помощью во времена суровых испытаний и бедствий со словами молитвы, текстами тропарей, личного прошения:

Дар песнотворчества и писательства

Кроме таланта творения молитв, святитель имел дар сочинения церковных гимнов и прославляющих песен благодаря великолепно поставленному слогу, замечательным ораторским способностям. На страницах сборников церковных писаний авторству Андрея Критского принадлежит не менее 60-ти проповедей, читаемых на праздничных богослужениях. Молитвословия, написанные языком, богатым метафорами, божественной символикой, входят в современные богослужебные книги.

Особо прославил святой свое житие богоугодными канонами собственного авторства, которыми украшают службы во время Великого Поста. Много песнопений, сохранившихся в оригинале до наших дней, посвящено Богородице, Господним праздникам, церковным служителям. Наиболее известным творением преподобного считается Великий Покаянный Канон.

Строки гимнографического произведения, призывающего паству к покаянию, корректировались автором вплоть до его кончины. В составе Великого Канона, называемого умилительным каноном и состоящего из 9 частей, содержится:

  • тексты 250 собственных тропарей;
  • присоединенный канон преподобной Марии Египетской;
  • тропари, посвященные преподобному Андрею Критскому.

Согласно традиции Иерусалимского устава, которого придерживается современная церковь, пение Великого Канона начинается со службы четверга пятой седмицы (недели) Великого Поста. Также отдельные стихословия (их именуют термином «мефимоны») звучат на службах во время первой недели Поста, на вечерних службах первых четырех дней постования.

Покаянные гимны отличаются глубоким ощущением искренности, прочувствованным самим автором. Главная мысль, пронизывающая все части канона, звучит просьбой к Благоутробному (милостивому) Господу о милосердии к согрешившему человеку.

Список трудов архиепископа, изданных на русском языке:

Подведем итоги

На Руси святого Андрея Критского чтят упоминанием его памяти на страницах месяцеслова, составленного Мстиславом (XI-XII век). Тексты гимнографических произведений и другие сочинения святителя Христова можно услышать сегодня среди праздничных песнопений на церковных службах. Иконы со святыми ликами преподобномученика и архиепископа Критских можно обнаружить во многих храмах православия, но негоже путать святых с одинаковыми именами.

Прмч. Андрея восхваляют за подвиг воина Христова, совершенный обычным человеком, хранящим на сердце веру в Господа и не побоявшимся выступить против иконоборца-властителя. Архиепископ Андрей служил Всевышнему на разных церковных должностях, помогая страждущим и призывая верующих к покаянию словами проникновенных стихословий, описанием добродетелей и подвигов святых отцов.

Когда в следующий раз посетите православный храм, узнайте у его служителей, есть ли в церкви святые лики защитника православных икон и глашатая покаяния, двух Андреев Критских, прославлявших своими деяниями Господа. Помолитесь святым, вспомните об их подвигах. Сила их беззаветной веры в Бога и его заветы вывела простых людей на христианскую дорогу, привела к почитанию всеми верующими, причислению к великой братии православных святых.


ХРАМ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Официальный сайт Покрова Пресвятой Богородицы с.Перемышль

Что ищем?

Икона дня

Православный календарь

Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Сщмч. Ипполита и с ним мчч. Кенсорина, Савина и 20-ти мучеников: Хрисии девы и прочих (III). Блж. Пелагии Дивеевской (1884).

Прп. Зинона, постника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Прп. Зинона, ученика свт. Василия Великого (V). Мч. Феофила Нового (784). Блгв. Петра, царя Болгарского (967).

Сщмч. Владимира Хрищеновича пресвитера (1933); мч. Стефана Наливайко (1945).

@Утр. – Ин., 36 зач., X, 9–16. Лит. – Свтт.: Евр., 334 зач., XIII, 7–16. Мф., 11 зач., V, 14–19.@

На утрене «Честнейшую» не поем, но поем особые припевы. 1-й припев: «Величай, душе моя, Честнейшую небесных воинств Деву Пречистую Богородицу».

На литургии – «Достойно есть».

Архивы

полезные ссылки

новости Патриархии

Поиск материала

Рубрики

Содержание

30 октября — день памяти преподобномученика Андрея Критского

Преподобномученик Андрей Критский

Святитель Андрей, архиепископ Критский (греч. AndreaV o KrhthV, IerosolumithV), как говорит составленное Никитой патрикием житие, родился в семье благочестивых родителей Георгия и Григории. До семи лет ребенок не говорил, и первые слова произнес в семилетнем возрасте после причащения Святых Христовых Таин.

Начальное образование получил в Дамаске, где изучил основы грамматики, риторики и философии. Уже в пятнадцатилетнем возрасте святой Андрей поступил в Святогробское братство при храме Воскресения Христова в Иерусалиме; там он был пострижен в монашество, посвящен в чтеца, а затем назначен нотарием и экономом; этим объясняется второе распространенное именование преподобного Андрея – Иерусалимлянин.

В 685 г. он вместе с двумя другими иерусалимскими монахами повез в Константинополь принятые Иерусалимской Церковью акты VI Вселенского Собора и был оставлен в столице при храме святой Софии. Здесь он был посвящен во диакона и прослужил в этом сане свыше 20 лет; в его ведении находились сиротский приют и богадельня.

При Константинопольском патриархе Кире (706–712) Андрей был хиротонисан во епископа и получил назначение на кафедру в г. Гортина на острове Крит с титулом архиепископа Критского [21].

В 712 г. император Филиппик Вардан издал указ, который, под предлогом установления мира в империи, фактически возобновлял осужденную VI Собором ересь монофелитства. Как свидетельствует святой Феофан Исповедник, епископы Критский Андрей и Кизический Герман (будущий святитель, Патриарх Константинопольский), были в числе отвергших деяния VI Вселенского Собора под давлением императора Филиппика.

Но это, видимо, было актом недостойной уступчивости (или «икономии»), но не отступничества [27]. В 713 г. Филиппика свергли; Православие было восстановлено, списки актов VI Вселенского Собора вновь были разосланы, приняты и подписаны всеми бывшими участниками лжесобора 712 г. Считается, что раскаяние преподобного Андрея в том, что он подписал еретическое определение, было одной из причин составления Великого канона.

На Крите архиепископ Андрей строил церкви, в том числе по образцу знаменитой Влахернской в Констанотинополе, устраивал приюты и богадельни. Предание свидетельствует, что по молитвам святителя совершались многочисленные чудеса. Несколько раз святой Андрей совершал поездки в Константинополь; в 740 г. по пути на Крит он заболел и умер на острове Лесбос, где его мощи были положены в храме мученицы Анастасии (ныне эта церковь носит имя святителя).

Святого Андрея знали на Руси; русские паломники – анонимный автор «Хождения в Царьград» (конец XIV – начало XV в.) и Стефан Новгородец (путешествовавший в 1348–1349 г.) в своих записках рассказывают об исцелениях от нетленных мощей Андрея, находившихся в Константинопольском монастыре его имени.

Император-иконоборец Константин Копроним (741–775) под страхом смерти приказал христианам убрать святые иконы из храмов и домов. Верующие, которые безбоязненно сопротивлялись нечестивому иконоборцу и твердо держались предания святых отцов, были заключены в темницы. Когда преподобный Андрей услышал, что император сажает в тюрьмы и мучает не воров и разбойников, а добродетельных и благочестивых христиан, то пришел в Константинополь и всенародно, в храме святого мученика Маманта, обличил еретика в гонении на истинную веру.

В оправдание император сказал, что безумно воздавать честь дереву и краскам. На это преподобный ответил, что тот, кто страдает за святые иконы, страдает за Христа, а кто оскорбляет икону, на которой изображен Христос, оскорбляет Самого Христа. Разъяренный иконоборец приказал немилосердно истязать святого Андрея.

По пути к месту казни мученик отошел ко Господу. Через сто лет святому был написан канон преподобным Иосифом песнописцем. По молитвам преподобномученика Андрея исцеляются одержимые.

ПРМЧ. АНДРЕЮ КРИТСКОМУ
Тропарь, глас 4

Постнически преподвизався на горе, / умная врагов ополчения всеоружием Креста погубил еси, всеблаженне, / паки же ко страдальчеству / мужески облеклся еси, / убив Копронима мечем веры, / и обоих ради венчался еси от Бога, / преподобномучениче Андрее, приснопамятне.

Кондак, глас 8

Мужества тезоименитому благодарение, / яко благочестия тайноглагольнику, / похвальная воззовем от любве тебе, богоблаженне, / но, яко имея дерзновение ко Господу, / от всяких лютых ны спаси, да поем: / радуйся, отче приснопамятне.

Иной кондак, глас 3

Празднует днесь Царствующий град / праздник пресветлый светоносныя Твоея памяти, / всякий призывая град и страну, / радуется бо, яко имея сокровище велие, / многострадальное твое тело, / Андрее мучениче, Православия светильниче.

Ссылка на основную публикацию