Валентин Асмус – жизнь и биография, чудеса и труды, научные интересы

Вся биография biography.su

Nav view search

Навигация

Искать

Асмус Валентин Фердинандович

  • ” onclick=”window.open(this.href,’win2′,’status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,w >

Подробности Категория: Философы Опубликовано: 04.02.2016 10:58 Автор: Биограф Просмотров: 2489

Асмус Валентин Фердинандович
Родился: 18 (30) декабря 1894 года.
Умер: 4.6.1975 года.

Биография

Валентин Фердинандович Асмус (18 (30) декабря 1894 года, Киев, Российская империя — 4 июня 1975 года, Москва, СССР) — русский философ, историк философии, искусствовед, педагог, видный деятель советской культуры. Специалист по истории античной и западноевропейской философии, кантовед. Доктор философских наук (1940), профессор МГУ (с 1939 года). Член Союза писателей СССР (1935).

С 1956 года старший научный сотрудник Института мировой литературы и с 1968 г. также старший научный сотрудник Института философии АН СССР.

Лауреат Сталинской премии I степени (1943, в составе коллектива, за «Историю философии» (М., 1940)). Заслуженный деятель науки РСФСР (1965).

Родился в семье служащего, обрусевшего немца. Окончил Киевское реальное училище и Отделение философии и русской словесности Киевского университета (1919); философии учился у А. Н. Гилярова, В. В. Зеньковского, Е. В. Спекторского. В студенческие годы отличался, опубликовав работу «О задачах музыкальной критики» (1916), получив премию за конкурсное сочинение об отношении мировоззрения Л. Н. Толстого к философии Б. Спинозы и выступив после занятия города белыми войсками с резко антибольшевистской статьёй «О великом пленении русской культуры». Несмотря на поражение Вооружённых сил Юга России, Асмус не эмигрировал и получил советское гражданство. С начала 1920-х годов преподавал философию и эстетику в высших учебных заведениях Киева. Работал на кафедре философии философско-социологического отделения Украинского института марксизма-ленинизма.

А.А. Тахо-Годи свидетельствовала, что В.Ф. Асмус рассказывал А.Ф. Лосеву о том, что в 1920-е годы подумывал принять монашеский постриг.

По установлении Советской власти в Киеве в соответствии с требованиями времени изучил философию марксизма и начал её творческую разработку. Первая книга – «Диалектический материализм и логика» (1924).

С 1928(7?) года Асмус живёт в Москве, преподаёт в ИКП, в АКВ, в МИФЛИ, на этнологическом факультете МГУ, пишет историко-философские работы, подвергается идеологическим «проработкам» в связи с кампанией против «меньшевиствующего идеализма». В начале 1930-х гг. В. А. Смирнов сообщает о близости Асмуса к писательской группе «Серапионовы братья».

В середине 1930-х гг. Асмус активно занимается историей и теорией эстетики, в 1935 г. вступает в Союз писателей. Профессор (1935). В 1940 году в ИФАН защищает докторскую диссертацию «Эстетика классической Греции», первый в СССР доктором наук, защитивший диссертацию по специальности «философия». С 1939 года работает в МГУ имени М. В. Ломоносова, профессор кафедры философии, со дня воссоздания философского факультета (1941) — профессор этого факультета.

За участие в подготовке трёхтомной «Истории философии» (1940—1942) становится лауреатом Сталинской премии первой степени (1943), и за него же подвергается, в числе прочих авторов, очередной «проработке» в 1944 году. Премия была передана вместе с коллективом других лауреатов (всего 15 человек) в Фонд обороны.

В 1946 году Асмус активно включается в работу по возрождению в СССР логики как области исследований и учебного предмета, преподаёт на курсах по подготовке вузовских преподавателей логики, затем поступает на работу на вновь созданную кафедру логики философского факультета МГУ. Асмус — заметный участник дискуссий о предмете логики конца 1940-х — начала 50-х гг., им написан один из первых в СССР учебников по этому предмету и ряд глав в коллективной монографии, переведена и откомментирована одна из первых изданных в СССР книг по логике XX в. — «Опыт исследования значения логики» Ш. Серрюса (1948), написано предисловие к переводу «Логико-философского трактата» Л. Витгенштейна.

Известно, что в послевоенное время “однажды поздно вечером, даже ночью, к В. Ф. Асмусу приехала группа лиц, предложила одеться и ничего не брать с собой и следовать за ними. Привезли его ночью на заседание Совета Министров и попросили прочитать лекцию о логике”.

В 1952—53 годах Асмус провёл семинар «Логика эпохи рационализма и эмпиризма» (участниками которого были многие тогда студенты и аспиранты, а впоследствии выдающиеся отечественные философы и логики, включая В. А. Смирнова, Е. Д. Смирнову, Г. П. Щедровицкого и др.; материалы ряда лекций опубликованы посмертно), в 1953—54 гг. — спецкурс «Логика эпохи империализма».

В 1952 г. Асмус выступает одним из преподавателей логики (наряду с математиками П. Новиковым и С. Яновской) на курсах Лектория МГУ. В 1954 г. им опубликована небольшая работа «Учение логики о доказательстве и опровержении».

Как вспоминает В. Бараев, Асмус также «получил признание как учёный и шахматист. В 1950-е годы философы входили в тройку призёров МГУ. В этом была заслуга и Асмуса». Как свидетельствовал Ричард Косолапов, которому довелось бывать в доме Асмуса когда тот жил в особняке напротив Ваганьково, удивлялись «не столько огромной библиотеке с книгами на разных языках, сколько телескопу, с помощью которого Асмус, как Кант, наблюдал за светилами». Как рассказывает А. В. Гулыга: “Еще до войны Валентин Фердинандович обратился в правительство за разрешением приобрести ему за границей телескоп для астрономических наблюдений. Решение принимал Молотов. Оно было положительным, телескоп был куплен в Германии и доставлен в Переделкино, в писательский поселок, где у Асмуса была дача”. Он увлекался наблюдением Луны.

После XX съезда КПСС Асмус переходит на кафедру истории зарубежной философии (КИЗФ) того же факультета (в 1957—58 гг. он возвращается на кафедру логики, заведует ею, затем вновь переходит на КИЗФ), на которой он и проработал до конца жизни, и возобновляет публичную историко-философскую работу, продолжая в то же время публиковать труды по истории и теории эстетики. С 1956 года и до конца жизни старший научный сотрудник сектора эстетики Института мировой литературы. С 1968 г. также старший научный сотрудник Института философии АН СССР.

В 1960 году коллеги по факультету пытались осудить Асмуса за сочувственную речь на похоронах Б. Л. Пастернака, с которым он был при жизни дружен, но их инициатива не была поддержана партийным начальством, и Асмус смог продолжать работу в МГУ.

Членом КПСС не состоял. Был «невыездным». С 1943 г. и в каждые новые выборы его выдвигали в состав АН СССР по философии (с 1962 г. он перестал подавать документы), однако его «прокатывали».

Среди аспирантов В. Ф. Асмуса на философском факультете МГУ — Г. Г. Майоров, А. И. Уёмов, В. А. Смирнов, З. А. Каменский и другие.

В 1960-е годы Асмус внёс свой вклад в восстановление имён репрессированных или эмигрировавших философов.

В эти же годы он активно участвует в подготовке переводов классических и современных западных философов, в организации международного сотрудничества в области философии. Асмус — автор многих статей в «Философской энциклопедии» (1960—70), включая статьи о древнегреческой философии, Аристотеле, Канте, Фихте, Шеллинге, Шопенгауэре, участвует в «Большой советской энциклопедии», «Литературной энциклопедии» и многих словарях. В 1969—71 гг. издательство Московского университета опубликовало двухтомные «Избранные произведения» В. Ф. Асмуса.

В последние годы Асмус был занят работой над монографией «Историко-философский процесс в изображении и оценке русского экзистенциализ­ма» (не завершена). Посмертно изданы «Историко-философские этюды» (очерки по истории западной философии: о Платоне, Кампанелле, Руссо, Шиллере, Гегеле, Конте, Бергсоне и Джемсе (У. Джеймсе)), статья «В. С. Соловьёв. Опыт философской биографии».

В. Ф. Асмус — один из немногих российских философов советского периода, продолжающих издаваться и активно изучаться, а также один из немногих, достаточно хорошо известных в странах Запада. За рубежом он известен, в основном, как кантовед.

Похоронен на Переделкинском кладбище. Согласно завещанию, был похоронен с графическим портретом И. Канта в руках.

В декабре 1974 года награждён орденом Трудового Красного Знамени в связи с 80-летием со дня рождения. Заслуженный деятель науки РСФСР (1965). Действительный член Международного института философии (Париж).

Асмус был кантианцем. В книге «Иммануил Кант» он детально раскрыл все аспекты философии Канта касательно двух его критик и прочих произведений, подпадающих под посткритический период его исканий. Книга отличается системностью в сравнении с другими работами о философии Канта.

По оценке профессора философского факультета МГУ В. В. Соколова: “за все наши пореволюционные годы никто в нашей стране не сделал столько, сколько В. Ф. Асмус для философского просвещения и образования в России”.

Семья

Супруга Ариадна Борисовна Асмус (1918-2004), имел нескольких детей. Несмотря на советское время ему удалось создать в семье религиозную атмосферу, воспитав в вере детей:

Асмус, Валентин Валентинович (5.08.1950) — протоиерей, завкафедрой патрологии БФ ПСТГУ, магистр богословия, доцент МДА. По его словам, В. Ф. Асмус “был убежден, что только Церковь может возродить Россию”, также “главный урок родителей — глубочайшая неприязнь к большевизму”.
Асмус, Василий Валентинович (9.12.1952) — директор ФГБУ Научно-исследовательский центр космической гидрометеорологии «Планета», главный редактор журнала МЕТЕОРОЛОГИЯ и ГИДРОЛОГИЯ,доктор физ.-мат. наук, профессор, академик Российской академии космонавтики, лауреат премий в области науки, награждён орденами и медалями.

Труды

Более 250 публикаций. Изданы на английском, немецком, фр., кит., исп., ит., словацкий, яп., финский, венгерском, польском, румынском и других языках.

«Декарт» (1956), «Философия Иммануила Канта» (1957), «Демокрит» (1960), «Жан Жак Руссо» (1962), «Проблема интуиции в философии и математике» (1963; 2-е издание 1965), «Платон», «Античная философия» (1968; 2-е издание 1976), «Иммануил Кант» (1973).

Асмус В. Ф. СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ (В СЕМИ ТОМАХ). – M.: URSS,2015.
Асмус В. Ф. Лекции по истории логики: Авиценна, Бэкон, Гоббс, Декарт, Паскаль. — М.: URSS, 2007.
Асмус В. Ф. Логика. Систематический курс. — М.: URSS, 2010.
Асмус В. Ф. Проблема интуиции в философии и математике: Очерк истории: XVII — начало XX в.. — М.: URSS, 2011.
Асмус В. Ф. Платон. — М.: URSS, 2013.
Асмус В. Ф. Немецкая эстетика XVIII века. — М.: URSS, 2004.
Асмус В. Ф. Философия и эстетика русского символизма. — М.: URSS, 2013.
Асмус В. Ф. Эстетика Аристотеля. — М.: URSS, 2011.
Асмус В.Ф. Диалектика Канта. – М., 1929.
Асмус В. Ф. Вопросы истории и теории эстетики. – М., 1968.
Асмус В.Ф. Иммануил Кант. – М., 1973.
Асмус В.Ф. Декарт. — М.: Высш. шк., 2006. — 335 с. — (Классика философской мысли.). — 3000 экз. — ISBN 5-06-005113-7.
Асмус В.Ф. Иммануил Кант. — М.: Высшая школа, 2005. — 439 с. — (Классика философской мысли). — 2000 экз. — ISBN 5-06-004516-1.
Асмус В. Ф. Проблема интуиции в философии и математике (Очерк истории: XVII начало XX в.). — М.: Мысль, 1965 на сайте Руниверс

Читайте также:  Антоний Смирницкий - житие и творения, дни памяти и почитание, наставления

Литература

Абрамов А. И. Асмус Валентин Фердинандович // Новая философская энциклопедия. — М.: Мысль, 2000. — Т. I. — ISBN 5-244-00961-3..
Бирюков Б. В. Валентин Фердинандович Асмус как философ и историк логики // Асмус В. Ф. Лекции по истории логики: Авиценна, Бэкон, Гоббс, Декарт, Паскаль. — М., 2010.
Соколов В. В., Ойзерман Т. И., Гулыга А. В., Каменский 3. А., Смирнов В. А., Субботин А. Л., Жучкова В. А. В. Ф. Асмус — педагог и мыслитель // Вопросы философии.— 1995.— № 1.— С. 31—51.
Валентин Фердинандович Асмус. Ред. Жучкова В. А., Блауберг И. И. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010.
Bakhurst D. Asmus, Valentin Ferdinandovich // Routledge Encyclopedia of Philosophy. — L., 1998.

Валентин Асмус – В_ Ф_ Асмус — педагог и мыслитель

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Описание книги “В_ Ф_ Асмус — педагог и мыслитель”

Описание и краткое содержание “В_ Ф_ Асмус — педагог и мыслитель” читать бесплатно онлайн.

В. Ф. Асмус — педагог и мыслитель

(к 100-летию со дня рождения)

Вопросы философии.— 1995.— №1.— С. 31—51.

От редакции. 30 декабря 1994 г. исполнилось 100 лет со дня рождения известного философа Валентина Фердинандовича Асмуса, автора большого числа историко-философских трудов, специалиста по истории античной и новой философии, знатока философии Канта, видного эстетика и литературоведа.

В. Ф. Асмус жил в трудные, мрачные годы нашей культуры, но он сумел сохранить и пронести через всю свою жизнь и передать последующим поколениям любовь к подлинной философии, исследовательскую устремленность и установку на объективное осмысление историко-философского процесса в Германии, Франции и России. В. Ф. Асмус одним из первых обратился к исследованию философской и эстетической мысли России рубежа XIX и XX веков. В памяти многих людей В. Ф. Асмус сохранился как образец точного и тонкого исследователя, как пример чуткого и доброго педагога. В. Ф. Асмус был мужественным человеком, о чем свидетельствует его выступление на могиле Б. Л. Пастернака. Редакция журнала публикует подборку воспоминаний о В. Ф. Асмусе его коллег и его неопубликованную статью.

В. В. Соколов (профессор философского факультета МГУ): Яркое имя Валентина Фердинандовича Асмуса неотделимо от истории русской философии в советский период.

Родившийся 30 декабря 1894 г. в семье служащего (отец — обрусевший немец, мать русская, крещен в православии), он окончил в Киеве реальное училище, но стал гуманитарием. Уже студентом отделений философии и русской словесности Киевского университета (окончил в 1919 г.) В. Асмус проявил склонность к научной работе, написав конкурсное сочинение об отношении мировоззрения Л. Н. Толстого к философии Спинозы и получив за него премию. Его учителями в философии были А. Н. Гиляров, В. В. Зеньковский, Е. В. Спекторский. С начала 20-х гг. В. Ф. Асмус ведет педагогическую работу по философии и эстетике в вузах Киева.

Преподавание философии и тем более научно-исследовательская работа в ней самого начала 20-х гг. была немыслима без принятия теоретических установок марксизма. С присущей ему основательностью молодой преподаватель философии и эстетики изучил труды Маркса и Энгельса, затем и Ленина (вернее, философские аспекты в различных их работах). Нацеленность молодого автора на исследование самых общих и принципиальных вопросов философии характеризует уже его первую книгу, изданную в Киеве, «Диалектический материализм и логика» (1924). Для уяснения роли дальнейшей научно-исследовательской, литературной и педагогической деятельности В. Ф. Асмуса необходимо вспомнить определяющие особенности марксистской философии и то, как они преломлялись в суровых условиях советской действительности.

Первая из таких особенностей состояла в достаточно настойчивой претензии на то, что эта философия продолжает и углубляет предшествующую философскую культуру и традицию — прежде всего материализм и диалектику. Вместе с тем в марксизме и тем более в ленинизме всемерно подчеркивали революционный переворот, якобы осуществленный им в философии. Такой «переворот» в сущности трансформировал философию в идеологию, всемерно политизировал философию на основе пресловутого принципа партийности. Рассмотрение «философского наследия», его исследование в этих условиях, как правило, вульгаризировалось, схематизировалось, а иногда и просто пресекалось.

Но потребность в такой работе — разумеется, с сугубо марксистских позиций,— конечно, существовала. К тому же после высылки в 1922 г. выдающихся русских философов, квалифицированных специалистов, способных вести серьезную исследовательскую работу в философии, оставалось крайне мало. Отсюда относительно терпимое отношение к молодым специалистам, недавно окончившим «старую школу». Одним из них и стал В. Ф. Асмус.

Для его позиции весьма характерна полемика с А. Варьяшем (Под знаменем марксизма, 1926. № 7—8, 10; 1927. № 1). Специализировавшийся по вопросам логики, методологии естествознания, опубликовавший книги по истории философии, автор, видный деятель венгерской революции 1919 г., затем эмигрировавший в СССР, проявил себя в этих книгах как упрощенец и социологический вульгаризатор, пытавшийся однозначно вывести из пресловутого социально-экономического базиса гносеологические и онтологические идеи великих рационалистов и эмпиристов XVII в. Хотя такого рода «идеи» в марксистской философской литературе признавались не вполне (вспомним судьбу книги В. Шулятикова «Оправдание капитализма в западноевропейской философии», 1908), но их все снова повторяли в различной мере множество авторов, что было закономерно в силу марксистской идеологизации философии. В своей рецензии на книгу А. Варьяша, а затем и в ответе на его реакцию (в том же журнале) В. Ф. Асмус с блеском эрудиции, силой аргументации, опиравшейся и на логику, и на работы Маркса, явно неизвестные автору историко-философских трудов, тонкостью ироничной стилистики показал несостоятельность позиций А. Варьяша.

Для утверждения идей о первостепенной важности философии в ее органической связи с историей философии весьма существенны были те акценты, которые делал В. Ф. Асмус в интерпретации диалектического материализма. По его словам, диалектический материализм является революционной философией, «ибо отнюдь не развивается вне философской традиции, ибо перестраивает мир он по тем принципам, которые находит в этом же самом мире как тенденции его развития» (ПЗМ, 1926. № 7—8. С. 206).

По-видимому, эта полемика, выявившая недюжинную теоретическую и литературную силу киевского философа (как и две его глубокие статьи «Бергсон и его критика интеллекта» и « Алогизм Уильяма Джемса», опубликованные в ПЗМ в 1926—1927 гг.), произвели сильное впечатление на А. Деборина и И. Луппола, тогдашних руководителей ИКП философии, и они пригласили его в качестве преподавателя этого главного тогда центра философского образования. Здесь (а затем и в других московских вузах) в течение ряда лет развертывалась профессорская деятельность В. Ф. Асмуса, великолепного лектора, точного и изящного в своей речи (о чем автор настоящей заметки судит и по рассказам своих старших коллег и по собственному, уже более позднему опыту).

Продолжалась, расширялась и углублялась литературная деятельность В. Ф. Асмуса. Одно из главных ее направлений было зафиксировано в «Очерках истории диалектики в новой философии» (1930 г.), где автор развивал и углублял ту же идею «синтетичности» диалектики Маркса и Энгельса по отношению к диалектике Декарта, Спинозы, Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля. Широта термина «диалектика», как он трактовался в гегелевско-марксистской традиции, предоставляла автору широкие возможности рассмотрения всех основных вопросов философии. Это особенно очевидно в «Диалектике Канта» (1929), несколько переработанные и дополненные они составили солидный том «Иммануил Кант», опубликованный в 1973 г. Многие годы В. Ф. Асмус оставался у нас главным кантоведом, и есть все основания утверждать, что именно философия Канта составляла для него самую убедительную основу мировоззрения.

Постановление ЦК ВКП(б) 1931 г. по журналу «Под знаменем марксизма», как известно, зафиксировало наличие в советской философии «меньшевиствующего идеализма» (главным образом А. М. Деборин и его ближайшие сподвижники Н. Н. Карев и Я. Стэн), переоценивавшего философию Гегеля и не заметившего «ленинского этапа» в диамате. Это постановление знаменовало дальнейшую идеологизацию тогдашней официальной философии и по существу осуждение сколько-нибудь тесной увязки марксизма с философскими учениями прошлого. В многочисленных проработках, последовавших за этим постановлением, Асмуса тоже причисляли к «меньшевиствующим идеалистам», изгнали из Академии ком-воспитания, где он читал лекции, но его беспартийность, стремление держаться вне политики и сугубая осторожность, спасали его от более горькой участи (большевики Карев и Стэн, а с последним он дружил, как известно, были арестованы, а затем и расстреляны).

В такой сгущавшейся и мрачнеющей атмосфере, оставаясь лектором ИКП философии, В. Ф. Асмус в 1933 г. опубликовал одно из самых значительных своих исследований «Маркс и буржуазный историзм». Здесь опять учение Маркса об обществе представлено как итог и преодоление предшествующей философско-исторической традиции Бэкона, Гердера, Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля. Вместе с тем оно как учение рационалистическое и диалектическое было противопоставлено алогическому историзму А. Шопенгауэра и О. Шпенглера, методологическому дуализму Г. Риккерта. Эта книга В. Ф. Асмуса была единственной философской книгой, вышедшей в год 50-летия смерти Маркса, что не удержало одного будущего академика от публикации в «Правде» погромной рецензии на нее. В последующие годы непродолжительное литературное сотрудничество с Н. И. Бухариным снова подвело В. Ф. Асмуса к опасной черте (в стенной газете Института философии после известного политического процесса марта 1938 г. появилась статья видного тогда литературно-политического деятеля, доказывавшего, что Асмус был «тенью Бухарина»).

Валентин Асмус

Биография

Закончил в 1919 историко-филоллгический факультет Киевского университетета по отделению философии и русской словесности. С этого времени — на педагогической и научно-исследовательской работе, сначала в киевских вузах, а с 1927 в Москве — в Институте Красной профессуры, в Академии ком. воспитания им. Н.К.Крупской, в МИФЛИ, где он читал лекции по истории филос.

Асмус Валентин Фердинандович ( 18(30).12.1894 – 05.06.1975 ) — философ, специалист в области истории философии, логики, эстетики, теории культуры. Родился в Киеве. Со стороны отца был потомком обрусевших немцев.

Закончил в 1919 историко-филоллгический факультет Киевского университетета по отделению философии и русской словесности. С этого времени — на педагогической и научно-исследовательской работе, сначала в киевских вузах, а с 1927 в Москве — в Институте Красной профессуры, в Академии ком. воспитания им. Н.К.Крупской, в МИФЛИ, где он читал лекции по истории филос.

Читайте также:  Пророчества Космы: предсказания святого о мире и современном человечестве, России

В 1918 за исследование филосовских взглядов Л.Н.Толстого и Б.Спинозы ему была присуждена премия им. Л.Толстого.

Во второй половине 20-х гг. был одним из организаторов научно-исследовательской работы в Институте философии Ком. академии: был членом бюро секции современной философии (в это бюро входили еще Я.Э.Стэн и Г.К.Бам-мель); в подготавливавшейся в те годы “Философской энциклопедии” был одним из руководителей отдела “Современная философия” (см.: “ПЗМ”. 1929. № 1. С.203, 206). В 30-х гг. опубликовал ряд литературоведческих работ, посвященных Гете, Толстому, Лермонтову, где талант писателя сочетался с глубиной филос. анализа.

С 1939 — проф. кафедры философии МГУ. С 1940 — д-р филос. наук. Ст. н. с. Института мировой литературы (с 1956). С 1968 — ст. н. с. ИФ АН СССР. Как вспоминает проф. МГУ Б.Г.Сафронов, слушавший в молодые годы лекции этого ученого, А., читавший курсы практически по всем разделам европ. филос., поражал своих слушателей общей академической культурой, “на фоне современной ему филос. публицистики он казался человеком не совсем современным”.

Один из авторов и ред. “Истории философии” (М., 1940—1943); лауреат Гос. премии (1943). Всеобщее признание заслужила обширная деятельность А. в области истории философии. В его трудах представлены исследования по истории античной философии. А. занимался досократиками, атомистическим материализмом, Платоном, Аристотелем, римским эпикуреизмом. Иссл. филос. XVII—XVIII вв. Его внимание привлекали Ф.Бэкон, Декарт, Спиноза. Наибольший интерес вызывала нем. класс. филос., в особенности филос. Канта. Согласно завещанию, А. был похоронен с графическим портретом И.Канта в руках. Особую линию иссл. А. составили филос. и эстетика в России.

Ряд его работ посвящен А.С.Пушкину, П.Я.Чаадаеву, А.С.Грибоедову, М.Ю.Лермонтову, Л.Н.Толстому, Н.Г.Чернышевскому, философам рус. символизма, К.С.Станиславскому, А.Н.Скрябину. Автор многих статей для энциклопедических изд. (БСЭ, ФЭ, Литературная энциклопедия и др.).

Нельзя не отметить гуманистическую направленность его филос., культурол., литературоведческих трудов, утверждавших право человека на духовность, на творч. жизнь и индивидуальную свободу. В этом отношении характерна, напр., его статья “Шиллер об отчуждении в культуре XVIII в.”, где А. дает глубокий анализ сущности и причин отрицательного воздействия на человека и на развитие культуры разделения труда, специализации в разл. обществ. формациях, особенно при капитализме.

Он утверждал, что узкий профессионализм труда ведет к “искалечению личности”, обусловливают “трагизм личности, разорванной между естественным. и законным стремлением к всесторонности, гармоничности. всех потребностей, запросов, всех сторон дух. жизни и между вынужденным чрезмерным развитием какой-нибудь. одной узкой способности в ущерб всему остальному, живому. но подавленному и неудовлетворенному. ” (Историко-философские этюды. С.140—183).

Анализируя “Письма об эстетическом воспитании человека” Шиллера, разделяя его отрицательное отношение к враждебным человеку последствиям разделения труда (“вечно прикованный к отдельному малому обрывку целого, человек сам становится обрывком своего занятия, своей науки”), А. вскрывает и ист. ограниченность филос. сознания той эпохи (Шиллер, напр., видел выход из создавшегося положения в эстетич. воспитании человека). А. показывал исторически преходящий характер отчуждения.

Он был убежден, что в будущем благодаря развитию социокультурных и экон. факторов отчуждение постепенно будет преодолено (см., напр., работу 1926. С.73—75). Большое значение имела написанная А. “Логика”, вышедшая в 1947,— она была “в сущности, первой работой по формальной логике, вышедшей после долгого периода, в течение к-рого у нас вообще не выходили никакие труды по формальной логике. Это была эпоха нигилистического отрицания формальной логики, недооценки ее теор. и педагогического значения” (Предисловие // Избранные философские труды. T.I. M., 1969. С.5). Кн. широко использовалась в качестве учебного пособия в вузах, положила начало изд. науч.-пед. литературы по логике в послевоенный период.

Существенное влияние на разработку проблем док-ва и аргументации оказала кн. А. “Учение логики о доказательстве и опровержении”. А. был заслуженным деятелем науки РСФСР, членом Междунар. ИФ в Париже. Как человека, педагога и ученого его характеризовали безупречная интеллигентность, личная честность и бескомпромиссность, высокий профессионализм, преданность творч.

Валентин Асмус. Лучшие книги

ISBN:979-5-06-006152-9
Год издания:2009
Издательство:Высшая школа
Язык:Русский

В работе выдающегося отечественного историка философии подробно рассматривается развитие античной философии от периода становления (милетская и пифагорейская школы) к взлету высокой классики (Сократ, Платон, Аристотель) и далее к учениям эпохи эллинизма (стоицизм, скептицизм, эпикуреизм). Завершает исследование обзор эволюции неоплатонизма, оказавшего особое влияние на становление христианской патристики.

В работе выдающегося отечественного историка философии подробно рассматривается развитие античной философии от периода становления (милетская и пифагорейская школы) к взлету…

ISBN:978-5-354-01444-6
Год издания:2012
Издательство:Едиториал УРСС
Язык:Русский

Книга выдающегося российского философа, логика и литературоведа профессора В.Ф.Асмуса посвящена жизни и творчеству одного из величайших мыслителей древности – Платона. Автор анализирует теорию познания Платона, его космологические идеи, учение об обществе и государстве, наглядно прослеживая “анатомию” идеалистической мысли, которая воплощена в диалогах Платона. Исследуя идейные истоки платоновского идеализма, автор показывает эволюцию мировоззрения Платона, его влияние на философию античности и на последующее развитие философии. Рекомендуется специалистам – историкам и философам, а также широкому кругу читателей, интересующихся проблемами истории философии.

Книга выдающегося российского философа, логика и литературоведа профессора В.Ф.Асмуса посвящена жизни и творчеству одного из величайших мыслителей древности – Платона. Автор…

Год издания:1973
Издательство:Наука
Язык:Русский

Кант – великое имя в истории мировой культуры, в истории не только немецкого народа, но и всего человечества. Он был новатором в области науки и в области философии. Он не только творец великой космогонической гипотезы, провозгласившей , что наша

Кант – великое имя в истории мировой культуры, в истории не только немецкого народа, но и всего человечества. Он был новатором в области науки и в области философии. Он не только…

ISBN:5-06-005113-7
Год издания:2006
Издательство:Высшая школа
Язык:Русский

Книга известного русского ученого и педагога В.Ф.Асмуса (1894-1975) представляет собой историю научной и философской деятельности Рене Декарта – величайшего мыслителя Франции, одного из основоположников науки и философии Нового времени, внесшего

Книга известного русского ученого и педагога В.Ф.Асмуса (1894-1975) представляет собой историю научной и философской деятельности Рене Декарта – величайшего мыслителя Франции,…

Год издания:1984
Издательство:Мысль
Язык:Русский

Книга известного советского философа, лауреата Государственной премии Валентина Фердинандовича Асмуса (1894-1975) посвящена актуальным, но мало освещенным в нашей историко-философской литературе проблемам. Она привлечет внимание не только историков

Книга известного советского философа, лауреата Государственной премии Валентина Фердинандовича Асмуса (1894-1975) посвящена актуальным, но мало освещенным в нашей…

ISBN:978-5-397-01448-9
Год издания:2010
Издательство:Либроком
Серия:Из истории логики XX века
Язык:Русский

Настоящий учебник, написанный в 1947 году известным российским специалистом в области истории философии, логики и литературоведения В.Ф.Асмусом, стал в свое время первой работой по формальной логике, вышедшей в СССР после долгого периода нигилистического отношения к этому научному направлению. Эта книга во многом положила начало не только изданию научно-педагогической литературы по логике, но и, без преувеличения, возвращению формальной логики в российскую систему образования.
В своем учебнике В.Ф.Асмус сохраняет и развивает лучшие традиции русской логической школы, опираясь на идеи М.И.Каринского и С.И.Поварнина. Впервые изданная более шестидесяти лет назад, эта книга не утратила своего значения по настоящее время и будет полезной как для студентов вузов, изучающих логику, так и для всех желающих познакомиться с основами традиционной логики самостоятельно.

Настоящий учебник, написанный в 1947 году известным российским специалистом в области истории философии, логики и литературоведения В.Ф.Асмусом, стал в свое время первой работой…

ISBN:978-5-9710-1215-3
Год издания:2015
Издательство:Ленанд
Серия:В. Ф. Асмус. Собрание сочинений. В 7 томах
Язык:Русский

Перед читателем — впервые изданное собрание сочинений выдающегося философа, логика и литературоведа Валентина Фердинандовича Асмуса. В собрание вошли труды В.Ф.Асмуса, посвященные различным проблемам логики, диалектики, истории философии, эстетики, работы о жизни и философском творчестве крупнейших мыслителей, в том числе Платона, Декарта, Канта.
В третий том собрания сочинений В.Ф.Асмуса вошли его классический труд “Логика” (М., 1947), неоднократно выходивший в нашем издательстве, работа “Лекции по истории логики”, увидевшая свет также в нашем издательстве в 2010 г., статьи В.Ф.Асмуса “Логика отношений в работах Шарля Серрюса”, “Понятие”, “Аналогия” и “Гипотеза”. К “Лекциям по истории логики” приложена обзорная работа Б.В.Бирюкова, посвященная В.Ф.Асмусу как философу и историку логики.

Все книги, которые выйдут в данном собрании, будут, несомненно, полезны философам и культурологам, логикам и литературоведам, преподавателям, студентам и аспирантам гуманитарных высших учебных заведений.

Перед читателем — впервые изданное собрание сочинений выдающегося философа, логика и литературоведа Валентина Фердинандовича Асмуса. В собрание вошли труды В.Ф.Асмуса, посвященные…

Валентин Асмус – В_ Ф_ Асмус — педагог и мыслитель

Валентин Асмус – В_ Ф_ Асмус — педагог и мыслитель краткое содержание

В_ Ф_ Асмус — педагог и мыслитель – читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

В. Ф. Асмус — педагог и мыслитель

(к 100-летию со дня рождения)

Вопросы философии.— 1995.— №1.— С. 31—51.

От редакции. 30 декабря 1994 г. исполнилось 100 лет со дня рождения известного философа Валентина Фердинандовича Асмуса, автора большого числа историко-философских трудов, специалиста по истории античной и новой философии, знатока философии Канта, видного эстетика и литературоведа.

В. Ф. Асмус жил в трудные, мрачные годы нашей культуры, но он сумел сохранить и пронести через всю свою жизнь и передать последующим поколениям любовь к подлинной философии, исследовательскую устремленность и установку на объективное осмысление историко-философского процесса в Германии, Франции и России. В. Ф. Асмус одним из первых обратился к исследованию философской и эстетической мысли России рубежа XIX и XX веков. В памяти многих людей В. Ф. Асмус сохранился как образец точного и тонкого исследователя, как пример чуткого и доброго педагога. В. Ф. Асмус был мужественным человеком, о чем свидетельствует его выступление на могиле Б. Л. Пастернака. Редакция журнала публикует подборку воспоминаний о В. Ф. Асмусе его коллег и его неопубликованную статью.

В. В. Соколов (профессор философского факультета МГУ): Яркое имя Валентина Фердинандовича Асмуса неотделимо от истории русской философии в советский период.

Читайте также:  Святитель Игнатий Брянчанинов - житие и биография святого, творения и деятельность, дни памяти

Родившийся 30 декабря 1894 г. в семье служащего (отец — обрусевший немец, мать русская, крещен в православии), он окончил в Киеве реальное училище, но стал гуманитарием. Уже студентом отделений философии и русской словесности Киевского университета (окончил в 1919 г.) В. Асмус проявил склонность к научной работе, написав конкурсное сочинение об отношении мировоззрения Л. Н. Толстого к философии Спинозы и получив за него премию. Его учителями в философии были А. Н. Гиляров, В. В. Зеньковский, Е. В. Спекторский. С начала 20-х гг. В. Ф. Асмус ведет педагогическую работу по философии и эстетике в вузах Киева.

Преподавание философии и тем более научно-исследовательская работа в ней самого начала 20-х гг. была немыслима без принятия теоретических установок марксизма. С присущей ему основательностью молодой преподаватель философии и эстетики изучил труды Маркса и Энгельса, затем и Ленина (вернее, философские аспекты в различных их работах). Нацеленность молодого автора на исследование самых общих и принципиальных вопросов философии характеризует уже его первую книгу, изданную в Киеве, «Диалектический материализм и логика» (1924). Для уяснения роли дальнейшей научно-исследовательской, литературной и педагогической деятельности В. Ф. Асмуса необходимо вспомнить определяющие особенности марксистской философии и то, как они преломлялись в суровых условиях советской действительности.

Первая из таких особенностей состояла в достаточно настойчивой претензии на то, что эта философия продолжает и углубляет предшествующую философскую культуру и традицию — прежде всего материализм и диалектику. Вместе с тем в марксизме и тем более в ленинизме всемерно подчеркивали революционный переворот, якобы осуществленный им в философии. Такой «переворот» в сущности трансформировал философию в идеологию, всемерно политизировал философию на основе пресловутого принципа партийности. Рассмотрение «философского наследия», его исследование в этих условиях, как правило, вульгаризировалось, схематизировалось, а иногда и просто пресекалось.

Но потребность в такой работе — разумеется, с сугубо марксистских позиций,— конечно, существовала. К тому же после высылки в 1922 г. выдающихся русских философов, квалифицированных специалистов, способных вести серьезную исследовательскую работу в философии, оставалось крайне мало. Отсюда относительно терпимое отношение к молодым специалистам, недавно окончившим «старую школу». Одним из них и стал В. Ф. Асмус.

Для его позиции весьма характерна полемика с А. Варьяшем (Под знаменем марксизма, 1926. № 7—8, 10; 1927. № 1). Специализировавшийся по вопросам логики, методологии естествознания, опубликовавший книги по истории философии, автор, видный деятель венгерской революции 1919 г., затем эмигрировавший в СССР, проявил себя в этих книгах как упрощенец и социологический вульгаризатор, пытавшийся однозначно вывести из пресловутого социально-экономического базиса гносеологические и онтологические идеи великих рационалистов и эмпиристов XVII в. Хотя такого рода «идеи» в марксистской философской литературе признавались не вполне (вспомним судьбу книги В. Шулятикова «Оправдание капитализма в западноевропейской философии», 1908), но их все снова повторяли в различной мере множество авторов, что было закономерно в силу марксистской идеологизации философии. В своей рецензии на книгу А. Варьяша, а затем и в ответе на его реакцию (в том же журнале) В. Ф. Асмус с блеском эрудиции, силой аргументации, опиравшейся и на логику, и на работы Маркса, явно неизвестные автору историко-философских трудов, тонкостью ироничной стилистики показал несостоятельность позиций А. Варьяша.

Для утверждения идей о первостепенной важности философии в ее органической связи с историей философии весьма существенны были те акценты, которые делал В. Ф. Асмус в интерпретации диалектического материализма. По его словам, диалектический материализм является революционной философией, «ибо отнюдь не развивается вне философской традиции, ибо перестраивает мир он по тем принципам, которые находит в этом же самом мире как тенденции его развития» (ПЗМ, 1926. № 7—8. С. 206).

По-видимому, эта полемика, выявившая недюжинную теоретическую и литературную силу киевского философа (как и две его глубокие статьи «Бергсон и его критика интеллекта» и « Алогизм Уильяма Джемса», опубликованные в ПЗМ в 1926—1927 гг.), произвели сильное впечатление на А. Деборина и И. Луппола, тогдашних руководителей ИКП философии, и они пригласили его в качестве преподавателя этого главного тогда центра философского образования. Здесь (а затем и в других московских вузах) в течение ряда лет развертывалась профессорская деятельность В. Ф. Асмуса, великолепного лектора, точного и изящного в своей речи (о чем автор настоящей заметки судит и по рассказам своих старших коллег и по собственному, уже более позднему опыту).

Продолжалась, расширялась и углублялась литературная деятельность В. Ф. Асмуса. Одно из главных ее направлений было зафиксировано в «Очерках истории диалектики в новой философии» (1930 г.), где автор развивал и углублял ту же идею «синтетичности» диалектики Маркса и Энгельса по отношению к диалектике Декарта, Спинозы, Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля. Широта термина «диалектика», как он трактовался в гегелевско-марксистской традиции, предоставляла автору широкие возможности рассмотрения всех основных вопросов философии. Это особенно очевидно в «Диалектике Канта» (1929), несколько переработанные и дополненные они составили солидный том «Иммануил Кант», опубликованный в 1973 г. Многие годы В. Ф. Асмус оставался у нас главным кантоведом, и есть все основания утверждать, что именно философия Канта составляла для него самую убедительную основу мировоззрения.

Биография и книги автора Асмус Валентин Фердинандович

Язык страницы автора: русский >18733

Валенти́н Фердина́ндович А́смус (30 декабря 1894, Киев — 4 июня 1975, Москва) — советский философ, логик, историк философии, историк и теоретик эстетики, литературовед. Заслуженный деятель науки СССР, действительный член Международного института философии.

В. Ф. Асмус родился в семье служащего, обрусевшего немца. Окончил Киевское реальное училище и Отделение философии и русской словесности Киевского университета (1919); философии учился у А. Н. Гилярова, В. В. Зеньковского, Е. В. Спекторского. В студенческие годы отличался, опубликовав работу «О задачах музыкальной критики» (1916), получив премию за конкурсное сочинение об отношении мировоззрения Л. Н. Толстого к философии Б. Спинозы и выступив после занятия города белыми войсками с резко антибольшевистской статьёй «О великом пленении русской культуры»[1].

После окончания университета преподавал философию и эстетику в высших учебных заведениях Киева.

По установлении советской власти в Киеве в соответствии с требованиями времени изучил философию марксизма и начал её творческую разработку[2].

С 1928 г. Асмус живёт в Москве, преподаёт в Институте красной профессуры, в Академии коммунистического воспитания, в Московском институте истории, философии и литературы (МИФЛИ), пишет историко-философские работы[3], подвергается идеологическим «проработкам» в связи с кампанией против «меньшевиствующего идеализма». В начале 1930-х гг. В. А. Смирнов сообщает[4] о близости Асмуса к писательской группе «Серапионовы братья».

В середине 1930-х гг. Асмус активно занимается историей и теорией эстетики[5], в 1935 г. вступает в Союз писателей. В 1940 г. защищает докторскую диссертацию («Эстетика классической Греции», Институт философии АН СССР). С 1939 г. работает в Московском университете (МГУ), со дня воссоздания философского факультета (1941) — профессор этого факультета.

За участие в подготовке «Истории философии» (1940—43 гг.) становится лауреатом Сталинской премии (1943), и за него же подвергается, в числе прочих авторов, очередной «проработке» в 1944 г.

В 1946 г. Асмус активно включается в работу по возрождению в СССР логики как области исследований и учебного предмета, преподаёт на курсах по подготовке вузовских преподавателей логики, затем поступает на работу на вновь созданную кафедру логики философского факультета МГУ. Асмус — заметный участник дискуссий о предмете логики конца 1940-х — начала 50-х гг., им написан один из первых в СССР учебников по этому предмету[6] и ряд глав в коллективной монографии[7], переведена и откомментирована одна из первых изданных в СССР книг по логике XX в. — «Опыт исследования значения логики» Ш. Серрюса (1948), написано предисловие к переводу «Логико-философского трактата» Л. Витгенштейна.

В 1952—53 гг. Асмус провёл семинар «Логика эпохи рационализма и эмпиризма» (участниками которого были многие тогда студенты и аспиранты, а впоследствии выдающиеся отечественные философы и логики, включая В. А. Смирнова, Е. Д. Смирнову, Г. П. Щедровицкого и др.; материалы ряда лекций опубликованы посмертно[8]), в 1953—54 гг. — спецкурс «Логика эпохи империализма».

Семинары В. Ф. Асмуса строились в высокой философской культуре. И для последующей работы Московского методологического кружка … это было как бы введение в проблему рационализма. (Г. П. Щедровицкий[9])

В 1952 г. Асмус выступает одним из преподавателей логики (наряду с П. С. Новиковым и С. А. Яновской) на курсах, организованных Лекторием МГУ. Вслед за этим им была опубликована небольшая работа «Учение логики о доказательстве и опровержении» (1954).

После XX съезда КПСС с ослаблением идеологической напряжённости Асмус переходит на кафедру истории зарубежной философии (КИЗФ) того же факультета (в 1957—58 гг. он возвращается на кафедру логики и заведует ею, затем вновь переходит на КИЗФ), на которой он и проработал до конца жизни, и возобновляет публичную историко-философскую работу[10], продолжая в то же время публиковать труды по истории и теории эстетики[11]. С 1968 г. работает также в Институте философии АН СССР.

В 1960 г. коллеги по факультету пытались осудить Асмуса за сочувственную речь на похоронах Б. Л. Пастернака, с которым он был при жизни дружен, но их инициатива не была поддержана партийным начальством, и Асмус смог продолжать работу в МГУ.

В эти же годы он активно участвует в подготовке переводов классических и современных западных философов, в организации международного сотрудничества в области философии. Асмус — автор многих статей в «Философской энциклопедии» (1960—70), включая статьи о древнегреческой философии, Аристотеле, Канте, Фихте, Шеллинге, Шопенгауэре, участвует в «Большой советской энциклопе­дии», «Литературной энциклопедии» и многих словарях. В 1969—71 гг. издательство Московского университета опубликовало двухтомные «Избранные произведения» В. Ф. Асмуса.

В последние годы Асмус был занят работой над монографией «Историко-философский процесс в изображении и оценке русского экзистенциализ­ма» (не завершена). Посмертно изданы «Историко-философские этюды» (очерки по истории западной философии: о Платоне, Кампанелле, Руссо, Шиллере, Гегеле, Конте, Бергсоне и Джемсе (У. Джеймсе)), статья «В. С. Соловьёв. Опыт философской биографии»[12].

В. Ф. Асмус — один из немногих российских философов советского периода, продолжающих издаваться и активно изучаться, а также один из немногих, достаточно хорошо известных в странах Запада[13]. За рубежом он известен, в основном, как кантовед.

Ссылка на основную публикацию