Варсонофий Великий – житие и труды, почитание и дни памяти, мощи, творчество

ВАРСОНОФИЙ ВЕЛИКИЙ

Прп. Варсонофий Великий

Варсонофий Великий (Варсануфий; греч. Βαρσανούφιος; + сер. VI в.), монах, подвижник, аскетический писатель, преподобный

Преподобный Варсонофий происходил из Египта. Согласно Д. Читти, имя “Варсонофий”, несмотря на сирийские аллюзии (сир. сын Сенуфа?), является грецизированной формой коптского имени Урсенуф(и). Египетское происхождение преподобного подтверждается также тем, что он мог свободно говорить и писать “по-египетски”, т. е. по-коптски [1].

О семье, времени и точном месте рождения преподобного Варсонофия практически ничего неизвестно. По свидетельству историка Евагрия, в середине VI века его уже чтили как знаменитого подвижника и чудотворца [2]. Т. о., он род. не ранее второй половины V в. Слова преподобного “я не стал схоластиком… то есть праведником” [3] характеризуют не только его смирение, но и могут свидетельствовать, что он не получил высшего светского образования. В юности, согласно латинской версии жития, он отправился паломником в Св. землю, посетил ряд монастырей, принял монашество от отшельника Маркелла и затем подвизался вместе с ним, а после его смерти некоторое время был странствующим монахом.

Монастырь аввы Серида

Впоследствии он поселился в общежительном монастыре, основанном аввой Серидом, к югу от Газы, несмотря на приглашения игуменов других монастырей: “Сколь многие хотели (принять к себе) нас старцев, и искали этого, но не дано им было того, а Бог послал нас к авве Сериду, не искавшему сего, и сделал его искренним нашим чадом” [4].

Поначалу св. Варсонофий жил в келье, находившейся внутри монастыря, затем удалился в затвор, где он “заключился живым как во гробе ради имени Иисусова” [5] и строжайшим образом подвизался на протяжении 18 лет; здесь он никого не принимал, не сделав исключения даже для епископа и родного брата [6]. Одному подвижнику из Египта, упрашивавшему принять его, преподобный написал: “Если для тебя отворю двери, то и для всех; а если не отворю тебе, то и никому другому” [7]. Только авва Серид один раз в неделю приносил ему 3 небольших хлебца [8] и немного воды и причащал Св. Таин, а также прочитывал вопросы посетителей и записывал предлагавшиеся ответы [9]. Когда из-за полной недоступности преподобного многие усомнились в самом его существовании и сочли, что ответы составляет сам авва Серид, св. Варсонофий принял монахов и умыл им ноги [10].

Несмотря на немощи прп. Варсонофий никогда не оставлял своего рукоделия [11], забывал о вкушении пищи: “. ничего не вкушал и не пил… пища, питие и одеяние его – Дух Святой” [12]. Благодаря строгой аскетической жизни и духовной прозорливости он, не покидая своего затвора, стал духовным руководителем братии не только своей обители, но и других монастырей, а также мн. клириков и мирян, как ясно из его ответов. Прп. Варсонофий получил от Бога великие духовные дарования смирения [13], рассуждения [14], прозорливости и пророчества [15], чудотворения, любви к Богу и ближним.

Икона преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка

Учеником, другом и сподвижником прп. Варсонофия был прп. Иоанн Пророк, писавший о прп. Варсонофии: “Старец в Боге и я с ним… мы двое составляем единое целое” [16]. Оба старца стали “соавторами” сборника поучений т.н. “Ответы Варсонофия и Иоанна=Вопросоответов”. Прп. Иоанн в Ответах именуется “другим старцем”.

Преподобный Варсонофий и монофизиты

В латинской версии жития говорится о том, что лишь однажды преподобный Варсонофий нарушил свое уединение и отправился в Константинополь ходатайствовать перед имп. Юстинианом I (527-565) о монахах своей области, не согласных с оригенизмом [17]. По мнению архиеп. Филарета (Гумилевского), речь шла о несогласных с афтартодокетизмом, на которых император воздвиг гонение [18]. Греч. патролог П. Христу, напротив, полагает, что преподобный ходатайствовал не за противников, а за сторонников оригенизма или, по крайней мере, за тех, кто обвинялся в нем [19], то в их пользу (под влиянием Феодора Аскиды, митр. Кесарии Каппадокийской), вплоть до осуждения оригенизма на Вселенском V Соборе, позволяют допустить как ту, так и др. т. зр. Из своего затвора, скорее всего в связи с оригенистскими спорами, прп. Варсонофий, чувствуя неуверенность императора, советовал ему не бояться сильных мира сего и поступать по воле Божией: “И если истинно то, что сердце царево в руце Божией, то если пожелаем поступать право, Бог преклонит его к нам (ср.: Притч 21, 1)” [20].

Варсонофия Великого иногда путали с акефалом Варсануфием (см. Варсонофиты), и делались предположения, что прп. Варсонофий был монофизитом-акефалом. Впервые это было высказано неким “нечестивым Памфилом, восточного происхождения” [21]. На первый взгляд, данное предположение может найти некоторую поддержку, если принять во внимание совет преподобного, данный Павлу Отшельнику, следовать Никейскому Собору без упоминания о Халкидоне: “. держись царского пути, говорю, веры трехсот осмнадцати отцов, в которую ты и крестился: она заключает в себе все с точностью для тех, кто имеет совершенный образ мысли” [22].

Прп. Феодор Студит, защищая преподобных Варсонофия, Исаию и Дорофея от обвинений в монофизитстве, в согласии с Константинопольским патриархом Тарасием [23] и другими восточными отцами писал в своем Завещании: “В учении их я не нашел ничего нечестивого, напротив, большую душевную пользу” [24]. В качестве вещественного доказательства церковного признания св. Варсонофия Великого прп. Феодор указал на то, что его изображение находилось на облачении престола Св. Софии вместе с изображениями преподобных Антония Великого, Ефрема Сирина и др. Что касается неупоминания Халкидонского Собора, оно могло быть связано с нежеланием преподобного принимать участие в богословских спорах; он писал (имея в виду оригенизм и полемику с ним): “Горе нашему роду! Что мы оставили и что исследуем! …Небеса ужасаются, о чем любопытствуют люди! Земля сотрясается, как они хотят исследовать непостижимое!” [25].

Кончина и почитание

После смерти аввы Серида преподобный Варсонофий ушел в полный затвор и не принимал никого, в т. ч. и нового игум. Елиана, отказывался от пищи и не отвечал на вопросы. В то время он был уже ветхим старцем и вскоре скончался.

О дате кончины преподобного существуют разные предположения. Как передает Евагрий Схоластик, люди верили, что преподобный Варсонофий “живет в затворе в малой келье, хотя он в течение 50 лет и более (ἀπὸ τούτων πεντήκοντα καὶ πρός γε χρόνων) никому не показывался и ничего не принимал земного”; когда усомнившийся в этом Иерусалимский патриарх Евстохий (на кафедре с 552/553 по 563/564) велел раскопать келью, “где затворился человек Божий”, оттуда вырвался огонь и “едва не попалил всех там бывших” [26]. Вероятно, великий старец умер или незадолго до раскапывания кельи, или в скором времени после этого от истощения телесных сил. Кончина преподобного, последовавшая, согласно латинскому житию, вскоре после его возвращения из Константинополя, чаще всего датировалась 563 годом [27]. При этом исходили из времени патриаршества Евстохия и участия преподобного в посольстве к имп. Юстиниану I. Другая датировка смерти обусловлена тем, что указанные Евагрием 50 лет можно толковать как срок, прошедший до времени написания его «Церковной истории», – 594 г. (или 597-й. [28]). При вычитании из 594-го 50 лет выходит, что преподобный скончался около 544 г. [29]. М. Лекьен, учитывая год кончины прп. Иоанна Пророка, предлагает еще более раннюю датировку кончины прп. Варсонофия – 540 год. [30].

В IX веке мощи прп. Варсонофия были перевезены из Газы в г. Ория (Апулия, Юж. Италия), где они были торжественно встречены Феодосием, еп. Орийским, и положены в древней базилике возле врат. После разрушения базилики арабами о мощах долгое время не было никаких сведений. В 1170 году они были обнаружены и перенесены в кафедральный собор, где до сих пор хранится их частица [31]. Именно в связи с последним обретением мощей и была составлена латинская версия жития.

В конце X века память прп. Варсонофия Великого отмечалась Константинопольской Церковью 6 февраля, хотя и не повсеместно: его имя было внесено в Синаксарь, составленный в конце царствования имп. Константина VII Багрянородного (944-959), и в некоторые др. календари той же эпохи [32]; в частности, она указана в Типиконе Великой церкви IX-XI вв. [33]. Другое древнейшее свидетельство о совместном поминании преподобных Варсонофия, Иоанна и Дорофея 6 февраля содержится в грузинской Минее, написанной в Иерусалиме около середины XI в. [34]; оно отражает практику Иерусалимской Церкви, сложившуюся, по предположению Ф. Нея, под влиянием Константинополя [35].

Неизвестно, существовала ли в то время служба, посвященная этим преподобным. Значительно позже прп. Никодим Святогорец написал в честь каждого из святых по дистиху [36]. В 1865 году в монастыре вмч. Пантелеимона на Афоне была составлена служба этим святым [37], но она сгорела вместе с некоторыми другими рукописями. Греч. гимнограф мон. Малого скита св. Анны Герасим составил новую службу на греч. языке, славянский перевод которой был сделан и опубликован монахом Троице-Сергиевой лавры Агафангелом (Легачем) [38].

Источники

Основными источниками для жития прп. Варсонофия Великого являются: “Церковная история” Евагрия Схоластика (IV 33); “Вопросоответы”, или “Ответы”, главное сочинение прп. Варсонофия и аввы Иоанна Пророка; лат. версия жития прп. Варсонофия, написанного неким Иосифом, именовавшим себя учеником старца [39]. Последняя содержит наиболее подробный материал, но, вероятнее всего, составлена значительно позже, в конце XII – начале XIII века, в связи с обретением мощей прп. Варсонофия, перенесенных в Италию, и наряду с подлинными сведениями содержит добавления, относящиеся к другому одноименному подвижнику, который жил позднее [40].

Сочинения

  • PG. 86/1. Col. 892-901 [ответы об учении Оригена, Евагрия и Дидима];
  • PG. 88. Col. 1812-1820 [ответы прп. Иоанна на вопросы аввы Дорофея];
  • Βίβλος ψυχωφελεστάτη περιέχουσα ἀποκρίσεις διαφόροις ὑποθέσεσιν ἀνηκούσας συγγραφεῖσα μὲν παρὰ τῶν ὁσίων καὶ θεοφόρον πατέρων ἡμῶν Βαρσανουφίου καὶ ᾿Ιωάννου, ἐπιμελῶς δὲ διορθωθεῖσα, καὶ τῇ τῶν ῾Οσίων βιογραφίᾳ, καὶ πλατυτάτῳ πίνακι πλουτισθεῖσα παρὰ τοῦ ἐν μοναχοῖς ἐλαχίστου Νικοδήμου ῾Αγιορείτου. Venetiis, 18161;
  • Βόλος, 19602 [уточненное переизд. под ред. С. Схинаса]; Βαρσανουφίου καὶ ᾿Ιωάννου ραταποκρίσεις / Κείμενο, μετάφρ., σχόλια Σ. Ζαχαριάδου. Τ. Α´: (ἀρ. 1-229); Τ. Β´: (ἀρ. 230-522); Τ. Γ´: (ἀρ. 523-841). Θεσσαλονίκη, 1988, 1988, 1989. (Θιλοκαλία τῶν νηπτικῶν καὶ ἀσκητικῶν, 10);
  • Barsanuphius and John. Questions and Answers/ Crit. ed. of the Greek Text with English transl. by D. J. Chitty // PO. P., 1966. T. 31. Fasc. 3. (N 150). P. 449-616 (5-172) [гл. 1-124];
  • Переизд.:
    • Βαρσανουφίου καὶ ᾿Ιωάννου, Κείμενα διακριτικὰ καὶ ἡσυχαστικὰ (ἐρωταποκρίσεις) / ᾿Εκδ. ῾Ετοιμασία ῾Ιερᾶς Μονῆς ῾Αγίου ᾿Ιωάννου Προδρόμου Καρέα. ᾿Αθῆναι, 1997. Τ. Α´-Β´;
    • Barsanuphe et Jean de Gaza. Correspondance / Introd., texte crit., notes par F. Neyt, P. de Angelis-Noah, trad. par L. Regnault. P., 1997. I: Aux solitaires. T. 1: Lettres 1-71. (SC; 426); P., 1998. T. 2: Lettres 72-223. (SC; 427). P., 2000. II: Aux cénobites. T. 1: Lettres 224-398. (SC; 450); P., 2001. T. 2: Lettres 399-616. (SC; 451). P., 2002. III: Aux laïcs et aux évêques. Lettres 617-848. (SC; 468);
    • Garitte G. Catalogue des manuscrits géorgiens littéraires du Mont Sinaï. Louvain, 1917. P. 116-117. (CSCO; 165. Subs. 9) [о груз. версиях];
  • переводы:
    • Barsanuphe et Jean de Gaza. Correspondance: recueil complet / Trad. du grec [par Regnault L. et Lemaire P.] et du géorgien [par Outtier B.] par les moines de Solesmes. Solesmes, 1972. Sablé-sur-Sarthe, 1993;
    • Regnault в изд. SC (см. выше); Diezt M. Von Reichtum des Schweigens: Ein Zeugnis der Ostkirche, Geistliche Antwortbriefe der Schweigemönche Barsanuphe und seines Schülers Johannes (6. Jh.), ausgew. und zum ersten Male ins Deutsche übers. Zürich etc., 1963;
    • Seraphim Rose, Fr. Saints Barsanuphius and John: Guidance toward Spiritual Life: Answers to the Questions of Disciples / St. Herman of Alaska Brotherhood. Platina (Calif.), 1990;
    • Lovato T. M. F., Mortari L. Barsanufio e Giovanni di Gaza. Epistolario. R., 1991. (Collana di Testi Patristici; 93);
    • Ава Варсануфиjе и Jован Пророк. Духовно руковођење. Манастир Хиландар, 1996;
    • Ζαχαριάδον (см. выше);
  • русские переводы:
    • Средневек. лат. житие: [Исидор, митр.] Краткое сведение о св. Варсануфии // ХЧ. 1827. Ч. 25. С. 249–252 [пересказ];
    • Преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников / Пер. иером. Дорофея под ред. прп. Паисия Величковского; Изд. Козельской Введенской Оптиной пуст. М., 1852 [пер. на церковнослав. яз., записан рус. буквами]. Вопросоответы: Преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников / Пер. [МДА] с греч., предисл. прп. Никодима Святогорца. М., 1855 [алф. указ. наставлений], 1883, 1892. СПб., 1905. М., 1993, 1995, 2001 [репринты и переизд. 4-го изд.];
  • отрывки:
    • 1) в пер. иером. Пахомия (1815), опубл.: Учение о мнениях Оригена, Дидима и Евагрия // ХЧ. 1827. Ч. 25. С. 257–270; Душеспасительные наставления // Там же. 1834. Ч. 1. С. 158–175; Ч. 3. С. 244; Там же. 1835. Ч. 2. С. 262–276; Там же. 1836. Ч. 4. С. 41–54;
    • 2) в пер. свт. Феофана, еп. Вышенского: Добротолюбие. М., 1895. Т. 2. С. 559–598;
    • 3) Святоотеческие наставления о молитве и трезвении или внимании в сердце к Богу. М., 1889. С. 384–439 [по изд.: М., 1883];
    • 4) Избр. места из руководства к духовной жизни преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна / Собр. Вел. кнг. Милицей Николаевной. СПб., 1908;
    • 5) Уроки духовной мудрости преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна. Серг. П., 1912. (Троицкий цветок; 82).

Литература

  • ActaSS. Aрr. T. 2. P. 22-26;
  • Fevr. T. 3. P. 387-390;
  • Evagr. Hist. eccl. IV 23;
  • Niceph. Callist. Hist. eccl. XVII 22 // PG. 145. Col. 1100-1332;
  • Филарет (Гумилевский). Учение. Ч. 3. С. 126-130; Варсонофий Великий // ПБЭ. Т. 3. С. 107;
  • Покровский А. Ответы преподобных Варсануфия и Иоанна: Опыт ист. и нравственно-психол. исслед.: Канд. дис. / МДА. Серг. П., 1894. Ркп.;
  • Vailhé P. Les Lettres spirituelles de Jean et de Barsanuphe // EO. 1904. T. 7. P. 268-276;
  • idem. Saint Barsanuphe // Ibid. T. 8. P. 14-25;
  • idem. Jean le Prophéte et Séridos // Ibid. P. 154-160;
  • Тихомиров К. Руководство к духовной жизни преподобных Варсануфия и Иоанна: Канд. дис. / МДА. Серг. П., 1914. Ркп.;
  • Варнава (Беляев), иером. Св. Варсануфий Великий: Его жизнь и учение: Канд. дис. / МДА. Серг. П., 1915. Ркп. (рец.: Феодор (Поздеевский), еп. // БВ. 1916. Т. 25. Ч. 3. С. 166-168;
  • Флоренский П., свящ. // Там же. 1916. Т. 25. Ч. 3. С. 168-189);
  • Hausherr Ir. Barsanuphe, St. // DSAMDH. 1937. T. 1. Col. 1255-1262;
  • Βεσελίνοβιτς ᾿Αμβ. Βαρσανούφιος ὁ Μέγας, ᾿Ιωάννης ὁ προφήτης καὶ Δωρόφεος ὁ ἀββᾶς: ᾿Εναίσιμος ἐπὶ διδακτορία διατριβή. ᾿Αθῆναι, 1939;
  • Regnault L. Théologie de la vie monastique selon Barsanuphe et Dorothée // Théologie de la vie monastique. P., 1961. P. 315-322;
  • Neyt. F. Les Lettres à Dorothée dans la correspondance de Barsanuphe et de Jean de Gaza: Diss. Louvain, 1969;
  • idem. Citations ‘Isaiennes’ chez Barsanuphe et de Jean de Gaza // Le Muséon. 1971. N 89. P. 65-92;
  • idem. Jean de Gaza // DSAMDH. 1974. T. 8. P. 536-538;
  • idem. Un type d’autorité charismatique // Byz. 1974. T. 44/2. P. 343-361;
  • idem. Présisions sur le vocabulaire de Barsanuphe et Jean de Gaza // StPatr. 1975. Vol. 12. P. 247-253;
  • Иннокентий (Самылкин), иерод. Учение св. Варсануфия Великого о духовном совершенствовании: Канд. дис. / МДА. Загорск, 1974. Ркп.;
  • Stead J. Brother Andrew’s Problems: A Sick Soul of the 6th Cent. // Monastic Studies. 1975. Vol. 11. P. 173-180;
  • Cupane C. Il «Kosikos Pina» di Giovanni di Gaza: Una proposta di ricostruzione // JÖB. 1979. Bd. 28. P. 195-207;
  • Voulgarakis I. Missionsangaben in den Briefen der Asketen Barsanuphius und Johannes // Philoxenia. B. Kötting gewidmet. Münster, 1980. S. 281-308;
  • Noah P. La méditation de Barsanuphe sur la lettre êta // Byz. 1983. T. 53/2. P. 494-506;
  • Perrone L. Le lettere a Giovanni de Beerscheva nella Corrispondenza di Barsanufio e Giovanni di Gaza // Mémorial Dom J. Gribomont. R., 1988. P. 463-486;
  • Киприан (Цибульский), иером. Духовное руководство по кн. преподобных Варсануфия Великого и Иоанна Пророка: Канд. дис. / МДА. Загорск, 1990. Ркп.;
  • Cameron A. D. E. On the Date of John of Gaza // Classical Quarterly. 1993. Vol. 43. N 1. P. 348-351;
  • Агафангел (Легач), мон. Духовное делание по «Руководству преподобных Варсануфия Великого и Иоанна Пророка»: Канд. дис. / МДА. Серг. П., 1998. Ркп.;
  • Иларион (Алфеев), еп. Священная тайна Церкви: Введ. в историю и проблематику имяславских споров. СПб., 2002. Т. 1. С. 172-174.

Использованные материалы

  • Иером. Дионисий (Шлёнов). “Варсонофий Великий” // Православная энциклопедия, т. 6, с. 684-696
    • http://www.pravenc.ru/text/376982.html

[1] αἰγυπτιστί – Отв. 55. С. 39 / Ep. 55. 8-10; рус. пер. по: Прп. отцев Варсануфия и Иоанна Руководство. / Пер. МДА. М., 1855 и др.; Ep.: Epistula // Neyt. 1997. (SC; 426)

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Святой Варсонофий Великий

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Многие святые оставили после себя не только память о деяниях и чудесах, но и прочие труды, которые и в наше время не теряют своей популярности. Так к таким относят руководство к духовной жизни Варсонофия Великого. В нем он подробно постарался растолковать о том, что стоит совершать и чего не нужно при желании соблюдения богоугодного жития.

Житие святого

Родился он в Египте. Он был самым ревностным подвижником. Есть упоминания о том, что неподалеку от монастыря Аввы Серида он построил себе небольшую келию. Там он провел достаточно длительное время в служении Господу и ревностной молитве. Так и началось житие, посвященное Богу.

За такую свое преданность ему был дарован дар прозорливости. Немного позже перешел в еще более тесное помещение, где провел 50 лет в работе над трудами и подвигами. Постоянные молитвы позволили ему достичь высокой степени духовного совершенства. О его подвигах есть упоминания в некоторых рукописях.

Относительно даты смерти, но она также не однозначна. Большинство склоняется к тому, что он закончил свой жизненный путь в 563 году. День памяти его считается 19 февраля.

В чем помогает святой

Способности его не раз проявлялись в тех случаях, когда к нему обращались за помощью. В большинстве случаев они связаны с прошениями:

  • об исцелении;
  • о даровании принятия правильного решения;
  • о наставлении на путь истинный;
  • прощении всех прегрешений.

Самой распространенной считается чтение молитвы Варсонофия Великого о забытых грехах. Ведь многие согласятся с тем, что мы не всегда запоминаем то, какие мелкие прегрешения были нами совершены. В таком случае поможет ее чтение.

«Владыко Господи, поскольку и забыть свои прегрешения есть грех, то я во всем согрешил Тебе, Единому Сердцеведу; Ты и прости мне все по Твоему человеколюбию; тем-то и проявляется великолепие славы Твоей, когда Ты не воздаешь грешникам по делам их, ибо Ты препрославлен во веки. Аминь.»

Произносить ее можно перед иконой или без. Важно в данный момент сосредоточится на словах, которые исходят и постараться очистить Ваши помыслы. Сильная вера и открытая душа способны сотворить множество чудес.

Труды Варсонофия

Упоминания о Варсонофии Великом и Иоанне пророке есть в виде ответов. В них говорится о том, что святые давали наставления по поводу благочестивой жизни верующих. Их расценивают также как и руководство к духовной жизни направлено не только на современников, но и на все последующие поколения. Соблюдая их можно заметить свой рост и развитие в духовной сфере.

Основные аспекты, которые он советуют соблюдать, считаются:

  • хранение сердца;
  • рассуждения и огненная любовь;
  • пост;
  • непрестанная молитва;
  • безмолвие.

Придерживаясь всего этого можно достичь максимума. За такие его деяния он был одарен возможностью врачевания, предвидения и прозорливости.

Храни Вас Господи!

Смотрите еще видео рассказ о святом Варсонофие:

Жития Варсонофия Великого и Иоанна Пророка

Если кто оскорбляет другого или делом или словом, то после сам бывает оскорбляем стократно более

Признающий себя грешником и виновником многих зол никому не противоречит, ни с кем не ссорится, ни на кого не гневается

Если же скажешь и не послушают тебя, или слово твое не произведет желаемого действия, не опечаливайся: это более принесет тебе пользы.

Кто не переносит досад, не узрит и славы

Сколько возможно, удаляйся от гнева, старайся быть для всех полезным примером; не суди и не осуждай никого

Особенно возлюби искушающих тебя, они-то и приводят нас в преуспеяние.

Будь послушен и смирен и ежедневно испытывай себя

Если же и нужно тебе будет приказать кому-нибудь, испытай прежде помысл твой, не по смущению ли хочешь это сделать; и когда видишь, что сие не принесет пользы, удержи (сей помысл) под языком твоим.

Всякий помысл, которому не предшествует тишина смирения, не от Бога происходит, но явно от левой стороны

Господь наш приходит с тихостию; все вражеское бывает со смущением и мятежом

Бесы обнаруживаются посредством наводимого ими смущения

Возлюби скорби во всем, чтобы быть тебе искусным сыном святых.

Господь наш не понуждал никого, но благовествовал; и кто хотел, тот слушал..

Когда молимся, и Бог медлит услышать, то делает это к пользе нашей, дабы научить нас долготерпению; а посему и не надобно унывать, говоря: мы молились и не были услышаны. Бог знает, что человеку полезно.

Не убойся ни одного из искушений, восстающих на тебя, к твоему же искусу (опытности); ибо не предаст тебя Бог.

Светлейшее учение Спасителя нашего таково: да будет воля Твоя (Мф. 6, 10). Кто искренно произносит эту молитву, тот оставляет собственную свою волю и возлагает все на волю Божию

Потерпи, умолкни и благодари за все.

Желаешь ли избавиться от скорбей и не тяготиться ими? Ожидай больших – и успокоишься.

Как ты что-либо слышишь, мыслишь, или видишь, хотя мало смутится сердце твое, то это демонское.
Оставь волю свою позади себя, и смиряйся в течение всей твоей жизни, и спасешься.

Смиренномудрый не допытывается ведения тайн, а гордый испытует Божии суды

«Господи! как Ты хочешь и как знаешь, помилуй меня». Если же восстанет брань, то: «Господи, как Тебе угодно, помоги (мне)».

Бесстрастия, это дарование Божие

Господь научил нас как стяжать совершенное смиренномудрие, говоря: научитеся от Меня, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим

Если и ты хочешь приобрести совершенный покой – претерпи и отсекай во всем свою волю.

Совершенное же смиренномудрие состоит в том, чтобы сносить укоризны и поношения, и прочее.

Признаком того, что (человек) коснулся совершенной молитвы, служит то, что он не смущается более, хотя бы и весь мир его оскорблял.

О мере воздержания в пище, отцы говорят, что надобно употреблять несколько менее надлежащего, т. е. не наполнять совершенно желудка. Впрочем, мера воздержания не ограничивается только пищею и питием, но простирается и на разговоры, и на сон, на одежду и на все чувства; во всем этом должна быть мера воздержания.

Блюсти сердце – значит иметь ум трезвенный и чистый от помысла, наводящего брань.

Не противоречь (помыслам), потому что враги сего желают (и видя противоречие), не перестанут нападать: но помолись на них ко Господу, повергая пред Ним немощь свою, и Он может не только отогнать, но и совершенно упразднить их.

А воздерживаться (в еде) – значит вставать (из-за трапезы) немного несытым, как определили старцы новоначальным.

Осуждай себя, и перестанешь осуждать других.

Бог никого не предает; предает же нас неверие наше.

Преподобный Варсоно ́ фий Великий

День памяти

Житие

Краткие жития преподобных Варсонофия Великого и Иоанна пророка

Свя­той Вар­со­но­фий про­ис­хо­дил из Егип­та. Это был ве­ли­кий по­движ­ник. Необык­но­вен­ность его по­дви­га со­сто­я­ла в том, что он уда­лил­ся в пу­сты­ню вме­сте с од­ним из сво­их ду­хов­ных дру­зей и за­тво­рил­ся в ке­ллии. 18 лет про­жи­ли они вме­сте в ке­ллии, а по­сле смер­ти сво­е­го дру­га Вар­со­но­фий пре­дал­ся со­вер­шен­но­му без­мол­вию, на­ру­шая его толь­ко для бла­га церк­ви. Скон­чал­ся он в 563 г.

Пре­по­доб­ные Вар­со­но­фий Ве­ли­кий и Иоанн Про­рок жи­ли в VI ве­ке, в цар­ство­ва­ние им­пе­ра­то­ра Юс­ти­ни­а­на I (483–565). Они под­ви­за­лись в мо­на­сты­ре ав­вы Се­ри­да, в Па­ле­стине, близ го­ро­да Га­зы.

Полные жития преподобных Варсонофия Великого и Иоанна пророка

Пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий ро­дил­ся в Егип­те (год его рож­де­ния неиз­ве­стен). С юных лет он стал ве­сти жизнь по­движ­ни­че­скую. Из­вест­но, что, при­дя в мо­на­стырь ав­вы Се­ри­да, он устро­ил се­бе ма­лую кел­лию вбли­зи мо­на­сты­ря (кел­лии на Во­сто­ке ча­сто вы­ру­ба­лись в ви­де пе­щер). Позд­нее в этой кел­лии про­жил 18 лет – до сво­ей кон­чи­ны – уче­ник пре­по­доб­но­го Вар­со­но­фия, пре­по­доб­ный Иоанн, под­ра­жая сво­е­му учи­те­лю в без­мол­вии, по­дви­гах и усво­е­нии доб­ро­де­те­лей. За дар про­зор­ли­во­сти он по­лу­чил на­зва­ние Про­ро­ка. Пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий через неко­то­рое вре­мя пе­ре­шел в дру­гую тес­ную кел­лию, то­же близ мо­на­сты­ря. Для пол­но­го без­мол­вия уда­лив­шись от лю­дей, не ви­дя ни­ко­го, пи­та­ясь толь­ко хле­бом и во­дой, пре­по­доб­ный про­вел 50 лет в тру­дах и по­дви­гах.

Ко­гда услы­шал о по­движ­ни­ке пат­ри­арх Иеру­са­лим­ский Ев­сто­хий, об­раз жиз­ни пре­по­доб­но­го Вар­со­но­фия по­ка­зал­ся ему неве­ро­ят­ным. Он ре­шил убе­дить­ся в нем лич­но. Для это­го ве­лел тай­но про­ник­нуть в кел­лию пре­по­доб­но­го. Од­на­ко пы­тав­ши­е­ся сде­лать под­коп в тес­ное по­ме­ще­ние свя­то­го бы­ли опа­ле­ны вы­рвав­шим­ся пла­ме­нем. В сво­ем за­тво­ре пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий все­це­ло пре­дал­ся мо­лит­ве и до­стиг вы­со­кой сте­пе­ни ду­хов­но­го со­вер­шен­ства. О жиз­ни, по­дви­гах и бла­го­дат­ных да­ро­ва­ни­ях свя­тых Вар­со­но­фия и Иоан­на со­хра­ни­лись сви­де­тель­ства в ру­ко­пи­сях. В сла­вян­ских спис­ках XV–XVII вв. на­хо­дим их на­став­ле­ния в фор­ме от­ве­тов на во­про­сы, ко­то­рые им за­да­ва­ли уче­ни­ки и мир­ские лю­ди. В XVIII в. ста­ра­ни­я­ми из­вест­но­го мол­дав­ско­го стар­ца, схи­ар­хи­манд­ри­та Па­и­сия Ве­лич­ков­ско­го († 1794) бы­ли най­де­ны на Афоне наи­бо­лее пол­ные две древ­ней­шие пер­га­мен­ные гре­че­ские ру­ко­пи­си “От­ве­тов” пре­по­доб­ных Вар­со­но­фия и Иоан­на. Они бы­ли при жиз­ни стар­ца Па­и­сия пе­ре­ве­де­ны на мол­дав­ский и сла­вян­ский язы­ки. Из­да­ние этих ру­ко­пи­сей, так же как и пе­ре­вод на рус­ский язык, бы­ло осу­ществ­ле­но в XIX ве­ке стар­ца­ми Вве­ден­ской Оп­ти­ной пу­сты­ни. На­став­ле­ния пре­по­доб­ных Вар­со­но­фия и Иоан­на яс­но по­ка­зы­ва­ют сте­пень их нрав­ствен­но­го со­вер­шен­ства, люб­ви к лю­дям, со­дер­жат ску­пые фак­ты их жиз­ни. Нам неиз­вест­но точ­ное вре­мя кон­чи­ны пре­по­доб­но­го Вар­со­но­фия: од­ни на­зы­ва­ют го­дом его смер­ти 563, дру­гие го­во­рят бо­лее осто­рож­но – до 600 го­да.

Про­ве­дя дол­гое вре­мя в за­тво­ре, пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий по­сле то­го и до кон­чи­ны пре­по­доб­но­го Иоан­на Про­ро­ка, о чем сви­де­тель­ству­ет ав­ва До­ро­фей (па­мять его 5 июня), стал слу­жить лю­дям, на­став­ляя их на путь спа­се­ния. Из­вест­но, что свои от­ве­ты во­про­шав­шим свя­той Вар­со­но­фий пе­ре­да­вал через пре­по­доб­но­го Иоан­на, ино­гда по­ру­чая ему да­вать от­ве­ты, а так­же через игу­ме­на ав­ву Се­ри­да, ко­то­рый за­пи­сы­вал от­ве­ты свя­то­го. В от­ве­тах пре­по­доб­но­го Вар­со­но­фия и Иоан­на Про­ро­ка, став­ших ру­ко­вод­ством к ду­хов­ной жиз­ни не толь­ко для их совре­мен­ни­ков, но и по­сле­ду­ю­щих по­ко­ле­ний, яс­но мож­но ви­деть по­сте­пен­ное ду­хов­ное вос­хож­де­ние “от си­лы в си­лу” пре­по­доб­ных. По­дви­гом по­ста, без­мол­вия, хра­не­ния серд­ца, непре­стан­ной мо­лит­вы пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий до­стиг вы­со­ты сми­ре­ния, рас­суж­де­ния и ог­нен­ной люб­ви. Гос­подь дал ему дар про­зор­ли­во­сти, пред­ви­де­ния и чу­до­тво­ре­ния, а так­же власть мо­лит­вой очи­щать от гре­хов ду­ши лю­дей. Ино­гда он брал грех дру­го­го на се­бя. Пре­по­доб­ный знал сер­деч­ные рас­по­ло­же­ния, по­это­му на­став­лял со­об­раз­но с на­прав­ле­ни­ем мыс­лей каж­до­го. Име­нем Гос­по­да он вос­кре­шал мерт­вых, из­го­нял де­мо­нов, ис­це­лял без­на­деж­ных боль­ных; ве­щи, им освя­щен­ные, по­да­ва­ли по­мощь (на­при­мер, ку­коль снял го­лов­ную боль ино­ка). По мо­лит­ве пре­по­доб­но­го Вар­со­но­фия Бог по­сы­лал дождь на зем­лю, сни­мая Свой гнев с мно­же­ства лю­дей; пред­ска­за­ния пре­по­доб­но­го все­гда ис­пол­ня­лись. Так, он пре­ду­пре­дил без­молв­ни­ка то­го же мо­на­сты­ря – стар­ца Ев­фи­мия, что тот бу­дет по­ло­жен с ним в один гроб, что и сбы­лось, как и мно­гое дру­гое. Все эти ве­ли­кие да­ро­ва­ния пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий при­об­рел по­сле мно­гих лет тер­пе­ли­во­го пе­ре­не­се­ния ве­ли­ких ис­ку­ше­ний и бо­лез­ней. (Кро­ме Вар­со­но­фия Ве­ли­ко­го, пра­во­слав­но­го по­движ­ни­ка, по­чти в од­но вре­мя с ним жил дру­гой Вар­со­но­фий – ере­тик, мо­но­фи­зит. О нем го­во­рил в сво­ем “Ис­по­ве­да­нии ве­ры”, по­слан­ном на VI Все­лен­ский Со­бор, Со­фро­ний, пат­ри­арх Иеру­са­лим­ский.)

Ко­гда при­шел в оби­тель ав­вы Се­ри­да и от­ку­да был ро­дом пре­по­доб­ный Иоанн Про­рок, уче­ник свя­то­го Вар­со­но­фия, оста­лось неиз­вест­ным. Сле­дуя на­став­ле­ни­ям пре­по­доб­но­го Вар­со­но­фия, Иоанн до­стиг вер­ши­ны со­вер­шен­ства, став по­доб­ным во всем сво­е­му учи­те­лю. Но, по сво­е­му сми­ре­нию, об­ра­щав­ших­ся непо­сред­ствен­но к нему с во­про­са­ми он по­сы­лал к ав­ве Вар­со­но­фию. Мно­гое про­ви­дел и пред­ска­зал пре­по­доб­ный Иоанн, так же и свою кон­чи­ну, по­сле­до­вав­шую за кон­чи­ной ав­вы Се­ри­да. Мо­ло­дой игу­мен то­го мо­на­сты­ря – Ели­ан – умо­лял пре­по­доб­но­го по­жить еще хо­тя бы две неде­ли, чтобы на­учить его уста­ву и управ­ле­нию мо­на­сты­рем. Пре­по­доб­ный Иоанн ис­пол­нил его прось­бу и дей­стви­тель­но умер через две неде­ли. Пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий Ве­ли­кий пе­ре­жил сво­е­го уче­ни­ка и дру­га. Об этих двух по­движ­ни­ках мы зна­ем из кни­ги “Пре­по­доб­ных от­цев Вар­со­но­фия Ве­ли­ко­го и Иоан­на ру­ко­вод­ство к ду­хов­ной жиз­ни в от­ве­тах на во­про­ше­ния уче­ни­ков”. Эта кни­га бы­ла из­вест­на мно­гим свя­тым, жив­шим в бо­лее позд­нее вре­мя, о чем сви­де­тель­ству­ют со­чи­не­ния пре­по­доб­но­го Фе­о­до­ра Сту­ди­та (па­мять 11 но­яб­ря и 26 ян­ва­ря), свя­щен­но­и­но­ка Ни­ко­на Чер­но­гор­ца († 1060), пре­по­доб­но­го Си­мео­на Но­во­го Бо­го­сло­ва (па­мять 12 мар­та) и дру­гих пра­во­слав­ных по­движ­ни­ков и пи­са­те­лей (Ева­грий).

Описание жития и значение заветов святителя Тихона Задонского

Полное житие Тихона Задонского

Жизнь святителя была трудной, однако он не уставал прославлять Господа и нести в мир Его Слово. Из биографии подвижника мы видим, насколько близок он был к Всевышнему, не забывая при этом о духовном воспитании мирян.

Святитель Тихон Задонский

Видео «Молитва святителю Тихону Задонскому»

Аудиозапись молитвы святителю Тихону Задонскому.

Детство и отрочество

В 1724 году у церковнослужителя Савелия Кириллова из Новгородской губернии родился сын, которого нарекли Тимофеем. Вскоре отец умер, оставив вдову с пятью детьми. Видя бедственные условия, которые претерпевала семья, один бездетный богатый ямщик предложил усыновить мальчика. Мать с трудом согласилась, однако вернувшийся из армии старший брат не дал женщине совершить этого. Он пообещал, что найдет средства и будет обучать ребенка грамоте.

До 14 лет Тимофей жил вместе с матерью. Житие их было очень бедным, а потому мальчик ел черный хлеб, запивая его водой. Когда подворачивался случай, он работал на поле у помещика, чтобы принести домой хоть какую-нибудь еду.

Вскоре вышел указ императрицы Анны, которым все неграмотные дети родом из семей церковнослужителей должны служить родине. Чтобы спасти сына от воинской службы мать решила отдать его в духовную семинарию. Благодаря старшему брату Тимофей быстро устроился на новом месте, начав свой образовательный путь.

Годы обучения

У мальчика была сильная тяга к знаниям, а потому вскоре его перевели на бесплатное обучение. Несмотря на это, Тимофей все равно остро нуждался в средствах. Он вынужден был за деньги отдавать часть своего пайка, чтобы покупать свечи. Такая бедность часто становилась поводом для шуток среди остальных учеников. Однако юноша никогда не злился на обидчиков, продолжая скрупулезно изучать грамоту.

Старания будущего монаха не прошли даром. Учился он лучше всех, а экзамены всегда сдавал только на высшие оценки. Он достиг высот в риторике, теологии, грамматике, а когда выпустился из семинарии, был назначен преподавателем греческого языка. По совместительству Тимофей также обучал богословию и красноречию.

Среди коллег молодой человек отличался скромностью, доброжелательностью, благочестием. Именно преподавая в семинарии, будущий святой окончательно осознал, что должен идти по пути Божьему. Он начал еще тщательней изучать Евангелие и неустанно молиться.

Период монашества

Апрель 1758 года обозначился для Тимофея как начало монашеского пути. Приняв постриг, он был наречен именем Тихон. Далее инок отправился в Санкт-Петербург, где вскоре стал иеромонахом. Получив должность преподавателя при здешней семинарии, будущий святой обучал учеников философии, а позже был назначен префектом.

Спустя несколько лет преподобный переезжает в Тверскую губернию, где получает сан архимандрита Желтикова собора. Там же он становится игуменом и продолжает свою преподавательскую деятельность, читая богословие учащимся местной семинарии. Параллельно святитель пишет свой первый труд, где описывает принципы христианской веры.

Другие священнослужители пророчествовали архимандриту высшие чины, однако Всевышний рассудил иначе. Когда пришло время назначать нового епископа, все безоговорочно указали на святителя. Так, Тихон Задонский в 37 лет становится духовным учителем всея Руси.

Житие Тихона Задонского

Жизнь в покое

Выполнение обязанностей епископа наложило свой отпечаток на здоровье преподобного. Почувствовав ухудшение самочувствия, он в 1767 году оставил должность и возвратился к аскетичному монастырскому житию. Свои дни инок проводил за чтением молитв, Священного Писания, составлением собственных трудов. Ежедневно он посещал храм, молясь за спасение всех мирян.

Тихон много странствовал по разным обителям, отдавая все свои деньги бедным. Однажды он посетил Елец, где встретился с заключенными, чтобы наставить их на путь истинный. Бог наделил святителя даром предвидения, способностью творить чудеса, а также читать мысли. Чудотворец очень любил общаться с людьми, помогал нуждающимся, утешал, выслушивал и давал советы.

Скончался преподобный 13 августа 1783 года, а ровно через 78 лет его канонизировали, возведя в святые.

«Сокровище духовное» и другие книги

По мнению теологов, на творчество Тихона Задонского повлиял немецкий пиетизм, а особенно книги Иоганна Арндта. «Сокровище духовное» в четырех томах Тихон Задонский начал писать после того, как оставил должность епископа. Кроме этой работы из-под пера святителя вышли и другие труды:

  • о принципах христианства;
  • письма келейные и посланные;
  • про евангельское учение;
  • нравоучительные слова;
  • проповеди епаршеских трудов.

Все творчество преподобного пронизано глубокой назидательной мудростью, приносящей спасение и приводящей к Богу. Творения Св. Тихона стали доступны мирянам с марта 1784 года, после решения Св. Синода.

В 1875 году было издано собрание всех работ чудотворца, представленных по хронологическому порядку их написания.

Чудеса по молитвам к святителю

Святой Тихон помогает всем искренне просящим. Молитвы к нему совершают чудеса там, где медицина оказывается бессильной. Ниже представлены только несколько случаев чудесного исцеления:

  1. Врачи не могли вылечить больную циррозом печени монахиню, и та с последней надеждой обратилась к образу святого в Задонске. После долгой молитвы болезнь отступила.
  2. У одной женщины от холеры умирал супруг. Она долго молилась чудотворцу о спасении ее мужа, и тот вскоре поправился.
  3. Многие свидетели рассказывали, что преподобный приходил к ним во сне после молитвы, а на утро они просыпались здоровыми.

Почитание святого Тихона Задонского

Святителя глубоко почитают во всем православном мире. Ведь именно он не дал окончательно укорениться атеизму в XVIII веке, обращая все больше и больше людей к истинной вере.

Дни памяти

Поминают святого несколько раз в году:

Также день памяти приходится на Собор Тверских святых.

Обычно иконописцы изображают чудотворца по пояс или в полный рост

Где находятся мощи

Во время правления советской власти святыня долгое время принадлежала музею. Лишь в 1988 году она была передана кафедральному собору Орловской епархии. Спустя три года, на день памяти чудотворца, мощи окончательно вернули во Владимирский храм Рождество-Богородицкой обители города Задонск.

Иконы святителя

Первые портреты были написаны еще при жизни преподобного. Сегодня изображения святого можно увидеть во многих храмах страны в виде икон, фресок, росписей или мозаик. Иногда рядом с Тихоном Задонским на них можно увидеть святителя Митрофана Воронежского.

Обычно иконописцы изображают чудотворца по пояс или в полный рост. На святом всегда надет архиерейский наряд, как символ святости и высокого сана. Левой рукой преподобный удерживает посох, а правая поднята для благословения.

О чем просят святого

Верующие приходят к Тихону Задонскому с просьбой о помощи в разных жизненных ситуациях. Они молятся чудотворцу о следующем:

  • исцелиться от болезней;
  • искоренить из души злобу;
  • одолеть печаль;
  • победить депрессию;
  • избавиться от алкогольной или наркотической зависимости;
  • избежать бедности.

Молитва Тихону Задонскому

Попросить святителя о чуде можно в храме. Если церковь посетить не получается, читать молитву можно дома.

После себя великий русский богослов оставил большое количество мудрых заветов. Его наставлениям следуют до сих пор, воспитывая в молодом поколении любовь к Богу и желание идти по праведному пути.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Преподобный схиархимандрит Варсонофий (Плиханков)

Оптинский патерик

День рождения — 5/18 июля 1845
Мирские именины — 29 июня /12 июля
Постриг в мантию — декабрь 1900
День тезоименитства — 11/24 апреля
Иерейская хиротония — 1/14 января 1903
Постриг в схиму — 11/24 июля 1910
Кончина (день памяти) — 1/14 апреля 1913
Обретение мощей — 27 июня /10 июля 1998

Павел Иванович Плиханков, будущий старец Оптинский Варсонофий, родился 5 июля 1845 года в Самаре и происходил из Оренбургского казачества. Мать его умерла сразу же после родов, поэтому отец вынужден был жениться вторично.

О себе старец Варсонофий рассказывал так:

«Моя мачеха была глубоко верующей и необычайно доброй женщиной, так что вполне заменила мне мать. Вставала она очень рано, и каждый день бывала со мной у утрени. Любила она и дома молиться. Читает, бывало, акафист, а я распеваю тоненьким голоском на всю квартиру: „Пресвятая Богородице, спаси нас!“.

Однажды, когда мне было шесть лет, был такой случай. Мы жили на даче в своем имении под Оренбургом. Наш дом стоял в огромном саду-парке и был охраняем сторожами и собаками, так что проникнуть в парк незаметным постороннему лицу было невозможно.

Однажды мы гуляли с отцом по парку, и вдруг откуда ни возьмись перед нами появился какой-то старец. Подойдя к моему отцу, он сказал:

— Помни, отец, что это дитя в свое время будет таскать души из ада.

Сказав это, он повернулся и исчез. Напрасно потом его везде разыскивали, никто из сторожей не видел его.

Десяти лет я был отдан в гимназию. Потом поступил на службу и поселился в Казани под покров Царицы Небесной.

Когда мне было 35 лет, матушка обратилась ко мне:

— Что же ты, Павлуша, все сторонишься женщин, скоро и лета твои выйдут, никто за тебя не пойдет?

За послушание я исполнил желание матери. В этот день у одних знакомых давался званый обед. „Ну, — думаю, — с кем мне придется рядом сидеть, с тем и вступлю в пространный разговор“. И вдруг рядом со мной на обеде поместился священник, отличавшийся высокой духовной жизнью, и завел со мной беседу о молитве Иисусовой.

Когда же обед кончился, у меня созрело твердое решение не жениться.

Господь неисповедимыми путями вел меня к монашеству. По милости Божией я узнал Оптину и батюшку Амвросия, благословившего меня поступить в монастырь».

Павел Иванович служил полковником при штабе Казанского военного округа, участвовал в пограничных боях в Туркестане.

В 1881 году он заболел воспалением легких. Когда по просьбе больного полковника денщик начал читать Евангелие, последовало чудесное видение, во время которого наступило духовное прозрение Павла Ивановича.

Как потом скажет старец Нектарий, «из блестящего военного в одну ночь, по соизволению Божиему, он стал старцем».

Его путь в монастырь был долог и нелегок, в миру прошло 46 лет — большая часть его жизни. Кадетский корпус, военная служба, блестящая карьера — прямая возможность к стяжанию всех мирских благ. И. отказ от всего. Сослуживцы и знакомые никак не могли понять: что же за «изъян» в стройном, красивом полковнике, весь облик которого так и дышал каким-то удивительным внутренним благородством? Жениться не женится, балов и званых обедов, равно как и прочих светских развлечений избегает. В театр, бывало, ходил, да и тот бросил. За спиной у Павла Ивановича даже поговаривали порой: «С ума сошел, с монахами связался, а какой был человек!».

Он поступил в Оптину пустынь в декабре 1891 года и вначале был взят в келейники к преподобному Нектарию, находясь под духовным руководством преподобного Анатолия старшего. 10 февраля 1892 года Павел Иванович был зачислен в число братства Иоанно-Предтеченского скита и одет в подрясник. Каждый вечер ходил он для бесед к старцам: сначала к старцу Анатолию старшему, а затем к старцу Иосифу.

26 марта 1893 года послушник Павел был пострижен в рясофор, а в декабре 1900 года — в мантию с именем Варсонофий [28]. 29 декабря 1902 года рукоположен в иеродиакона, а 1 января 1903 года — в сан иеромонаха. В 1903 году иеромонах Варсонофий был назначен помощником старца и одновременно духовником Шамординской женской пустыни и оставался им до начала войны с Японией.

В 1904 году отец Варсонофий был послан на Русско-японскую войну священником при отряде Красного Креста обслуживать лазарет имени преподобного Серафима Саровского: исповедовать, причащать, соборовать раненых и умирающих солдат. По возвращении после окончания войны в Оптину пустынь в 1906 году отец Варсонофий был возведен в сан игумена и назначен Святейшим Синодом на должность настоятеля Оптинского скита.

В 1910 году во время тяжелой болезни преподобный Варсонофий келейно был пострижен в схиму. Его восприемником от Евангелия стал тогда преподобный старец Нектарий.

Отец Варсонофий обладал особым даром разумения тайн Священного Писания. В своем описании Оптиной пустыни И. М. Концевич так пишет о старце:

«Такой дар требует непрерывного пребывания в Боге, святости жизни. Многие видели старца Варсонофия как бы в пламени во время Божественной литургии. Поистине он уподобился своим великим предшественникам и встал в победные ряды Великой рати Воинства Христова».

Особая, таинственная, неизъяснимая духовная связь существовала между святым праведным Иоанном Кронштадтским и преподобным Варсонофием Оптинским:

«Когда я был еще офицером, — рассказывал старец, — мне по службе надо было съездить в Москву. И вот на вокзале я узнаю, что отец Иоанн служит обедню в церкви одного из корпусов. Я тотчас поехал туда. Когда я вошел в церковь, обедня уже кончалась. Я прошел в алтарь. В это время отец Иоанн переносил Святые Дары с престола на жертвенник. Поставив чашу, он вдруг подходит ко мне, целует мою руку и, не сказав ничего, отходит опять к престолу. Все присутствующие переглянулись и говорили после, что это означает какое-нибудь событие в моей жизни. И решили, что я буду священником. Я над ними потешался, так как у меня и в мысли не было принимать сан священника. А теперь видишь, как неисповедимы судьбы Божии: я не только священник, но и монах».

А приехавшему в Оптину пустынь Василию Шустину преподобный Варсонофий сказал:

«Мне явился отец Иоанн Кронштадтский и передал вас и вашу семью в мое духовное руководство».

В 1911 году к преподобному Варсонофию явился некий послушник Павел, одержимый тяжелым недугом, которого послал к старцу святой Иоанн Кронштадтский для полного исцеления, явившись ему в дивном видении.

Духовный облик старца наиболее полно описан на страницах Дневника преподобного Никона Оптинского — любимого ученика и сотаинника преподобного Варсонофия.

На склоне лет старец Варсонофий писал:

«Все мои действия и желания сводились к одному — охранить святые заветы и установления древних отцов подвижников и великих наших старцев, во всей их Божественной красоте, от различных тлетворных веяний мира сего. »

Продолжая традиции оптинского старчества, он врачевал души людей, «таскал души из ада». По милости Божией ему открывалась жизнь приходящих к нему людей. Помогая верующим вспомнить забытые грехи, осторожно обличая, он учил покаянию, по его молитве люди исцелялись душевно и физически.

Как в спасительную гавань, стремились они в благословенный Оптинский скит к преподобному Варсонофию за исцелением не только телес, но и истерзанных, истомленных грехом душ, стремились за ответом на вопрос: «Как жить, чтобы спастись?». Он видел человеческую душу, и по молитвам ему открывалось в человеке самое сокровенное, а это давало ему возможность воздвигать падших, направлять с ложного пути на истинный, исцелять болезни, душевные и телесные, изгонять бесов. Его дар прозорливости особенно проявлялся при совершении им Таинства Исповеди.

Духовная дочь преподобного Варсонофия рассказывала, как, приехав 26-летней девушкой в Оптину, она попала в хибарку, в которой принимал старец. Преподобный Варсонофий увидел ее и позвал в исповедальню и там пересказал всю жизнь, год за годом, проступок за проступком, не только указывая точно даты, когда они были совершены, но также называя и имена людей, с которыми они были связаны:

“Дошли мы до скита, враг всячески отвлекал меня и внушал уйти, но, перекрестившись, я твердо вступила в хибарку. Перекрестилась я там на икону Царицы Небесной и замерла. Вошел батюшка, я стою посреди келлии. Батюшка подошел к Тихвинской и сел.
— Подойди поближе.
Я робко подошла.
— Стань на коленочки. У нас так принято, мы сидим, а около нас по смирению становятся на коленочки.
Я так прямо и рухнула, не то, что стала. Взял батюшка меня за оба плеча, посмотрел на меня безгранично ласково, как никто никогда не смотрел, и произнес:
— Дитя мое милое, дитя мое сладкое, деточка моя драгоценная! Тебе двадцать шесть?
— Да, батюшка.
— Тебе двадцать шесть, сколько лет тебе было четырнадцать лет тому назад?
Я, секунду подумав, ответила:
— Двенадцать.
— Верно, и с этого года у тебя есть грехи, которые ты стала скрывать на исповеди. Хочешь, я скажу тебе их?
— Скажите, батюшка, — несмело ответила я.
И тогда батюшка начал по годам и даже по месяцам говорить мои грехи так, как будто читал их по раскрытой книге.
Исповедь таким образом шла 25 минут. Я была совершенно уничтожена сознанием своей греховности и сознанием, какой великий человек передо мной.
Как осторожно открывал он мои грехи, как боялся, очевидно, сделать больно и в то же время как властно и сурово обличал в них, а когда видел, что я жестоко страдаю, придвигал ухо свое к моему рту близко-близко, чтобы я только шепнула:
— Да.
А я ведь в своем самомнении думала, что выделяюсь от людей своей христианской жизнью. Боже, какое ослепление, какая слепота духовная!
— Встань, дитя мое!
Я встала, подошла к аналою.
— Повторяй за мной: Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Откуда эти слова?
— Из 50-го псалма.
— Ты будешь читать этот псалом утром и вечером ежедневно. Какая икона перед тобой?
— Царицы Небесной.
— А какая это Царица Небесная? Тихвинская. Повтори за мной молитву.
Когда я наклонила голову, и батюшка, накрыв меня епитрахилью, стал читать разрешительную молитву, я почувствовала, что с меня свалились такие неимоверные тяжести, мне делается так легко и непривычно.
— После всего, что Господь открыл мне про тебя, ты захочешь прославлять меня, как святого, этого не должно быть — слышишь? Я человек грешный, ты никому не скажешь. Сокровище ты мое. Помози и спаси тебя Господь!
Много-много раз благословил меня опять батюшка и отпустил. «

Во время бесед с духовными детьми старец Варсонофий говорил:

«Есть разные пути ко спасению. Одних Господь спасает в монастыре, других в миру. Везде спастись можно, только не оставляйте Спасителя. Цепляйтесь за ризу Христову — и Христос не оставит вас».

«Верный признак омертвения души есть уклонение от церковных служб. Человек, который охладевает к Богу, прежде всего, начинает избегать ходить в церковь, сначала старается прийти к службе попозже, а затем и совсем перестает посещать храм Божий.

Ищущие Христа обретают Его, по неложному евангельскому слову: Стучите и отверзется вам, ищите и обрящете [ср.: Мф. 7, 7], в доме Отца Моего обителей много [Ин. 14, 2]. И заметьте, что здесь Господь говорит не только о небесных, но и о земных обителях, и не только о внутренних, но и о внешних».

«Каждую душу ставит Господь в такое положение, окружает такой обстановкой, которая наиболее способствует ее преуспеянию — это и есть внешняя обитель. Исполняет же душу покой мира и радования — внутренняя обитель, которую готовит Господь любящим и ищущим Его».

«Не читайте безбожных книг, оставайтесь верными Христу. Если спросят о вере, отвечайте смело. Нельзя научиться исполнять заповеди Божии без труда, и труд этот трехчастичный — молитва, пост и трезвение. »

«Жизнь есть блаженство. Блаженством станет для нас жизнь тогда, когда мы научимся исполнять заповеди Христовы и любить Христа. Тогда радостно будет жить, радостно терпеть находящие скорби, а впереди нас будет сиять неизреченным светом Солнце Правды — Господь. Все евангельские заповеди начинаются словами: Блажени — блажени кротции, блажени милостивии, блажени миротворцы. [ср.: Мф. 5, 3–12]. Отсюда вытекает, как истина, что исполнение заповедей приносит людям высшее счастье».

«Вся жизнь наша есть великая тайна Божия. Все обстоятельства жизни, как бы ни казались они ничтожны, имеют огромное значение. Нет случайного в жизни, все творится по воле Создателя. Чтобы уподобиться Богу, надо исполнять Его святые заповеди.

Как спастись? Единственно — через смирение: „Господи, во всем-то я грешен, ничего нет у меня доброго, надеюсь только на беспредельное Твое милосердие“.

Когда в сердце закроется клапан для восприятия мирских наслаждений, тогда откроется иной клапан для восприятия духовных. Но как стяжать это? Прежде всего миром и любовью к ближним: Любы долготерпит, милосердствует, любы не завидует, любы не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своих, не раздражается, не мыслит зла, не радуется о неправде, радуется же о истине. [ср.: 1 Кор. 13, 4–6].

Затем терпением. Кто спасется? — Претерпевший до конца [ср.: Мф. 10, 22; 24, 13; Мк. 13, 13].

Далее — удалением от греховных удовольствий, каковы, например, игра в карты, танцы.

Я не хочу сказать, что чтение произведений наших великих писателей было грехом, но есть чтение более полезное и назидательное. Во-первых — чтение Псалтыри. Книга эта, хотя и написана святым царем и пророком Давидом, но по внушению Духа Святого, сам пророк Давид говорит: Язык мой — трость книжника скорописца [Пс. 44, 2].

Затем — жития святых представляют незаменимое чтение, которое так благотворно действует на душу, особенно читаемое на славянском языке.

Посещайте монастыри, особенно в праздники. чтобы отдохнуть душой. »

«Хотя монашеская жизнь и полна скорбями и искушениями, но она же несет с собой и великие утешения, о которых мир не имеет ни малейшего понятия.

Впрочем, как бы не спастись, только бы спастись и достигнуть Царствия Небесного, которого да сподобит нас всех Господь».

Оптину пустынь за все время своей монашеской жизни преподобный Варсонофий покидал лишь несколько раз, и те — только по послушанию. В июле 1909 года старец был участником Всероссийского съезда монашествующих, проходившего в Троице-Сергиевой Лавре. В 1910 году, также за послушание, ездил на станцию Астапово по просьбе умиравшего Л. Н. Толстого. Впоследствии он с глубокой грустью вспоминал:

«Не допустили меня к Толстому. Молил врачей, родных, ничего не помогло. Хотя он и Лев был, но не смог разорвать кольцо той цепи, которою сковал его сатана».

Преподобный Варсонофий имел всю ту силу и полноту благодатных дарований старчества, что и его святые предшественники. В огромном количестве стекался народ в его хибарку, взыскуя его молитвенной помощи. Многочисленные воспоминания, которые оставили о старце его благодарные посетители и духовные чада, свидетельствуют о множестве случаев прозорливости, духовных прозрений, душевных и телесных исцелений, совершившихся в его келлии. Неизгладимое впечатление на души читателей производят и его «Беседы с духовными детьми», некоторые из которых были опубликованы, а большая часть еще ожидает своего часа.

В 1912 году старца Варсонофия назначили настоятелем Старо-Голутвина Богоявленского монастыря. Несмотря на великие духовные дарования старца, нашлись недовольные его деятельностью: путем жалоб, клеветы, интриг и доносов он был удален из Оптиной пустыни. Смиренно просил он оставить его в скиту для жительства на покое, просил позволить ему остаться хотя бы в качестве простого послушника. Преподобный Оптинский старец Никон исповедник говорил потом о тех тяжелых днях: «Старец воистину тогда страдал. Делясь со мною скорбию своею, однажды он сказал мне, что от великой внутренней борьбы и скорби он боится, как бы не сойти с ума. » (Поучение в 5-ю Неделю Великого поста).

Мужественно перенося это испытание, старец принялся за благоустройство вверенной ему обители, крайне расстроенной и запущенной. И как прежде, стекался к старцу Варсонофию народ за помощью и утешением. И как прежде, он, сам уже изнемогающий от многочисленных мучительных недугов, принимал всех без отказа, врачевал телесные и душевные недуги, наставлял, направлял на тесный и скорбный, но единственно спасительный путь.

Здесь, в Старо-Голутвине, совершилось по его молитвам чудо исцеления глухонемого юноши. «Страшная болезнь — следствие тяжкого греха, совершенного юношей в детстве», — пояснил старец его несчастной матери и что-то тихо зашептал на ухо глухонемому. «Батюшка, он же вас не слышит, — растерянно воскликнула мать, — он же глухой. » — «Это он тебя не слышит, — ответил старец, — а меня слышит», — и снова произнес что-то шепотом на самое ухо молодому человеку. Глаза того расширились от ужаса, и он покорно кивнул головой. После исповеди старец Варсонофий причастил его, и болезнь оставила страдальца.

Меньше года управлял старец подмосковной обителью. Страдания его во время предсмертной болезни были поистине мученическими. Отказавшийся от помощи врача и какой бы то ни было пищи, он лишь повторял: «Оставьте меня, я уже на кресте. ». Большая опухоль, появившаяся на шее старца, затрудняла его дыхание. Во время болезни причащался старец ежедневно.

1/14 апреля 1913 года преподобный Варсонофий Оптинский предал свою чистую душу Господу. Тело его было доставлено в Оптину пустынь и погребено 9 апреля.

Святые мощи преподобного старца были обретены 27 июня /10 июля 1998 года и в настоящее время пребывают в храме-усыпальнице в честь Владимирской иконы Божией Матери.

Преподобне отче наш Варсонофие, моли Бога о нас!

Читайте также:  Иван Корейша - житие и биография, где находится могила и как до нее добраться, труды и предсказания
Ссылка на основную публикацию