Василий Кинешемский – житие и биография, творчество и беседы, дни памяти и мощи

Каталог икон на сайте PravIcon.com

Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых

  • Начальная страница
  • Иконы Богородицы
  • Иконы Христа
  • Иконы Ангелов
  • Иконы Святых

Меню сайта

Пользователь

Василий Кинешемский, свт. – житие

Эта страничка относится к разделу

&nbsp Василий Кинешемский, свт.

Святитель Василий,
Епископ Кинешемский

+ 31 июля (13 августа) 1945 г.

Обретение мощей 5(18) октября 1985 г.
Служба святителю Василию Кинешемскому
“Беседы на Евангелие от Марка” святителя Василия
Oтрывки из “Бесед на Евангелие от Марка”
Святитель Василий (Вениамин Сергеевич Преображенский) родился в г. Кинешме Костромской губернии в семье священника. Он получил превосходное светское образование, учился в Москве, Англии, знал в совершенстве несколько языков, имел незаурядный литературный дар. Но все оставил, дал обет Господу и ревностно служил Ему и ближним.

В 1920 году, в возрасте 45 лет, Вениамин был рукоположен в священника, а через год принял монашеский постриг с именем Василий и был поставлен во епископа Кинешемского.

Многие еще при жизни святителя Василия знали его как истинного подвижника, угодника Божия. Жизнь он вел простую и скромную, к богослужению относился с величайшим благоговением. Проповеди святителя собирали множество людей. Основной своей архипастырской задачей он ставил православное просвещение.

Когда разразился в Нижнем Поволжье голод, и оттуда стали вывозить детей-сирот в детские дома, он в проповедях призывал прихожан взять этих детей к себе, и сам, подавая пример, снял дом, в котором поселил пять девочек и приставил к ним воспитательницу – благочестивую христианку. По его молитвам совершались чудеса исцелений как от душевных, так и от телесных недугов.

В 1923 году святитель Василий был арестован и сослан в Зырянский край, где пробыл до 1925 года. По возвращении владыки из ссылки церковь в Кинешме начала быстро расти и укрепляться. Гражданские власти, обезпокоенные, потребовали, чтобы епископ покинул город.

Тюремные фотографии св. Василия
После двух лет скитаний, в 1928 году, он был вновь арестован, полгода провёл в тюрьме и был приговорён к трем годам ссылки. Вернувшись из ссылки, владыка два года провёл в Орле откуда власти выслали его в Кинешму. Сразу же по приезде он и его келейник, верно сопутствующий ему во всех этих переносимых от безбожных властей гонениях, были заключены в тюрьму. Хотели приговорить их к смерти, но не нашли за что. На пять лет их заключили в лагеря: святителя Василия в лагерь, находящийся неподалёку от Рыбинска, его келейника – под Мурманск.

По окончании срока лишь два года пробыл уже стареющий епископ на свободе. Снова арест сначала Ярославская тюрьма, затем Бутырская в Москве. После 8 месяцев заключения – 5 лет ссылки в Красноярский край, в село Бирилюссы.

31 июля 1945 года святитель скончался. При жизни он завещал, чтобы его останки были перенесены на родину, но в те годы это было невозможно. Однако 5(18) октября 1985 года святые мощи его были найдены и перевезены в Москву. В августе 2000 года свт. Василий был причислен к лику святых Русской Православной Церкви. “Беседы на Евангелие от Марка” свт. Василия, впервые изданные в наше время, вошли в золотой фонд русской христианской литературы.
Тропарь святителю, глас 5

Новый исповедниче Церкве Российския,
апостольских трудов подражателю,
веры правыя теплый проповедниче,
писаний вдохновенный изъяснителю,
изгнания, темницы и скорби от безбожных претерпев,
царское священие, oтче наш Василие,
и ныне предстоя Святей Троице,
молися за oтчество твое и люди,
чтущия достойно святую память твою.

Мужество твое, святителю Христов Василие, восхваляем,
и чистоту веры превозносим,
и дару словес твоих удивляемся,
яко от небес приял еси Божественную благодать
наставляти и защищати стадо Христово.

Примечание от PRAVICON.COM: Описание со старой версии сайта.

Статья опубликована участником [tol] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом.

Посмертная судьба новых мучеников

Об авторе: Павел Григорьевич Проценко – писатель, историк.

Поместный Собор Российской Православной Церкви 1917-1918 годов успел принять постановление (от 18 апреля 1918 г.) о необходимости собирания сведений о погибших за веру и почитания их памяти.

В первые века христианства установилась практика, по которой почитание мученика начиналось сразу после его казни. Факт посмертных чудес, связанных с именем того или иного мученика, нетленность его мощей были необязательными и вторичными факторами. Главное – это верность Христу в страданиях.

В наши дни у многих верующих в значительной степени утратилось живое восприятие и понимание смысла мученичества. Поэтому главной задачей Церкви должно стать восстановление утраченных духовных и нравственных ценностей. Но, как ни странно, в деятельности нынешней Синодальной комиссии по канонизации святых эта просветительская составляющая почти отсутствует, что ведет к еще большему искажению современного церковного сознания. Приведу пример, не замеченный ни церковными историками, ни церковно-общественными деятелями, ни священноначалием.

Четыре версии одного “жития”

С 1988 по 1996 год опубликовано четыре “жития” епископа Кинешемского Василия (Преображенского; 1876-1945 гг.), викария Костромской епархии. Принадлежат они одному и тому же автору – иеромонаху Дамаскину (Орловскому). В первом издании, осуществленном Русской Православной Церковью Заграницей, автор не указан: “Святитель Василий Кинешемский”. Монреаль, 1988 (далее обозначается IВ.) Вторая версия помещена в журнале “Грани”, 1993, # 169 (далее IIВ). Третья появилась в книге “Дамаскин (Орловский), иеромонах. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия: Жизнеописания и материалы к ним”. Книга 2. Тверь, 1996 (далее IIIВ). Наконец, четвертая версия предваряет “Беседы на Евангелие от Марка”, принадлежащие перу епископа Василия (М., 1996; далее IVВ).

Реальный образ епископа Василия приходится “улавливать” вопреки автору “житий”, обладающему удивительной способностью нивелировать облик того, о ком пишет. Будущий епископ Василий (в миру Вениамин Сергеевич Преображенский) долго искал свой путь в жизни. Получив основательное духовно-светское образование (после гимназии окончил Киевскую духовную академию), он уезжает в Англию для “углубленного изучения европейской культуры”. Затем уже в Москве оканчивает Педагогический институт, готовясь к педагогической деятельности. В 1917 году он решает полностью отдать себя на служение православию.

В 1921 году его посвящают в сан епископа Кинешемского, викария Костромской епархии. Особенностью его служения стала организация кружков из ревнителей веры в деревнях и уездных городках. В 1923 году его арестовывают, поскольку он не примкнул к обновленческому движению. С того времени и вплоть до 1940 года, почти 17 лет с небольшими перерывами, епископ находится или под арестом, или в ссылках. В 1923 году владыку сослали в Зырянский край, в поселок Усть-Кулум, где также в ссылке пребывал выдающийся церковный деятель митрополит Казанский Кирилл (Смирнов). Знакомство с ним оказало неизгладимое влияние на епископа Василия.

В дальнейшем он постоянно сверял свои действия и намерения с позицией и взглядами митрополита. Даже в 1937 году, еще находясь в лагере, епископ Василий послал в Среднюю Азию своего келейника, дабы тот выяснил взгляды ссыльного святителя на современное положение Церкви. Возможно, в свое время отказ епископа Василия принять известную “Декларацию” митрополита Сергия (Страгородского) о лояльности советской власти был вызван желанием солидаризоваться со своим духовным наставником.

Здесь в вариантах “жития” епископа наблюдаются существенные расхождения. Если в версии IВ всячески подчеркивается, что владыка Василий был стойким “непоминающим” (церковное течение, в трагический период гонений на Церковь наиболее непримиримое к агрессивной антирелигиозной политике государства), то в варианте IIIВ сообщается, что “Декларация” была его общиной признана и подписана. Но при этом, как косвенно явствует из текстов “житий”, он оставался подпольным епископом. В житии IВ даже указано (с. 27), что в 1942 году епископ Василий отказался от предложения правящего Ярославского архиерея занять епископскую кафедру. Освободившись перед войной из лагеря, епископ поселился под Угличем, в селе Котово, у активной сторонницы “непоминающих” Ираиды Тиховой.

Сломленный святой?

Но самое странное в “житиях” обнаруживается при описании последнего ареста епископа Василия 5 ноября 1943 года. В вариантах IIIВ и IVВ отсутствует важный эпизод в поведении владыки. Так, из варианта IIВ следует, что он не просто был сломлен на следствии, но оговорил многих верующих, считавших его своим духовным руководителем. Он не только признал измышления следователей в создании им антисоветской организации (тогда вина падала бы на него одного), но и назвал имена конкретных ее “участников” и состав их мнимых “преступлений”.

В более поздних вариантах IIIВ и IVВ (соответственно с. 28 и 228) указано, что следствию удалось сломить епископа, но опущен факт оговора им людей, которые ему помогали и которых он окормлял, как епископ. В двух последних текстах читатель может лишь догадываться, чем оканчивается подобное падение. Поэтому и объяснение греха дается самое общее: заключенный епископ не выдержал следственный конвейер, “пытку голодом на фоне немощей и болезней старости”. В тексте же 1993 года (IIВ) сделана попытка более развернуто объяснить причины нравственной сдачи.

Прежде всего епископ согласился на “кривду”, оправдывая себя тем, что “от Бога отречься не требовали” (с. 248). Во-вторых, он якобы “называл” имена только тех, кого следствие уже знало.

Между тем совершенно ясно, что показания владыки использовались для осуждения невинных людей. Приведу пример судьбы одной из тех, кто проходил с епископом по делу. Бывшая учительница Ираида Осиповна Тихова (1896-1967 гг.) с 1941 г. работала регентом церковного хора в селе Котово. Познакомившись с освободившимся из заключения епископом Василием, она предложила ему поселиться в ее деревенском доме.

В те годы для гонимого и скитающегося без пристанища служителя Церкви подобная помощь была чудом и давала реальные шансы на выживание. Ираида Осиповна помогла ему организовать православный кружок, устроила в своей баньке небольшой храм, в котором епископ мог служить. В один день с владыкой Василием ее и арестовали. Формальным поводом послужило агентурное донесение некоей женщины, совершившей уголовное преступление. Впрочем, для “грамотного” оформления дела доносы не годились. Нужны были весомые показания. И эти показания дал епископ Василий. Виновной себя Тихова не признала, но благодаря показаниям епископа была осуждена на пять лет ссылки.

Некомпетентность или спекуляция агиографа?

В 1993 году останки епископа Василия были “перенесены” в Свято-Введенский женский монастырь города Иваново, и тогда же высшая церковная власть благословила местное почитание святителя. В 2000 году Архиерейский Собор РПЦ причислил владыку Василия к лику священномучеников. Ему составили особую службу, мощи его выставили для всеобщего поклонения. Ираиду Тихову также прославили в чине исповедников (определением Священного Синода от 6 октября 2001 г.). Их имена были включены в “Собор новомучеников и исповедников российских XX века”. Причем один из них стал жертвой показаний другого во время следствия. Возникает вопрос, возможно ли, чтобы доносчик стал святым? Какие факты говорят о том, что он хотя бы раскаялся в содеянном? На эти вопросы нет ответа.

Напрашивается следующий вывод. Мы имеем дело с произволом автора “житий” и с результатом или его некомпетентности как агиографа и церковного историка, или же с попыткой спекулировать на “духовном”. Будучи одним из ведущих сотрудников Синодальной комиссии по канонизации святых, автор ввел в заблуждение членов Синода.

Правда об “обретении останков” епископа Василия

В “житии” епископа Василия, между прочим, сообщается: “18 октября 1985 года были обретены честные останки святителя”. В чем же дело?

В середине 1980-х годов московский математик И.М. Чапковский решил, что надо найти безвестную могилу скончавшегося в далекой ссылке епископа и извлечь его останки для молитвенного почитания. Он убедил престарелого келейника епископа Александра Павловича Чумакова (1891-1985 гг.) поехать с ним в сибирское село Бирилюссы, где был погребен владыка. Приятель Чапковского Владимир Орловский (ныне игумен Дамаскин) согласился принять участие в предприятии. Ни тот ни другой не знали тогда всей истории жизни епископа. Останки владыки Василия были тайным образом выкопаны и вывезены в Москву.

Впоследствии единоличным “владельцем” останков оказался о. Дамаскин. В начале 1990-х, получив доступ к архивам КГБ, он смог узнать всю правду о деле епископа Василия. Но процесс, что называется, уже пошел. И о. Дамаскин решает, что в истории Церкви остается только то, что считают нужным “избранные”. Именно таким “избранным”, по-видимому, он себя и ощущал. Правда, в тексте жития IIВ он еще пытался назвать вещи своими именами, однако скорее всего сам уже перестал понимать сущность происходящего. В самом деле, зачем признавать ошибки, описывать сложную историческую реальность, если можно несколькими мнимо благостными рассуждениями представить историю в розовом свете?

Для современного русского общества важно узнавать о подвиге новых мучеников, чтобы понимать и чтить дело их жизни. Возможно, именно в России должна после всех страданий, выпавших на долю Русской Православной Церкви, возродиться культура почитания мучеников, присущая христианской цивилизации. В этом сокрыта надежда на возрождение нашего общества, на его оздоровление. Но если обществу будут явлены “иконы” ложных святых, то тогда его ждет тупик. Самый безвыходный из тупиков – духовный. Избежать этого можно лишь в соборном гласном труде, а если случаются ошибки, то и в честном их признании и исправлении.

Василий Кинешемский

Содержание:

В 1993 году, когда Патриарх Алексий II благословил местное почитание епископа Василия Кинешемского (Преображенского), Кинешма обрела своего небесного защитника.

Василий Кинешемский – рождение и детство

Вениамин Преображенский, будущий епископ Василий Кинешемский, родился в январе 1876 года в семье настоятеля кинешемской Вознесенской церкви священника Сергия Преображенского и получил в крещении имя Вениамин. Вознесенский приход был по-настоящему родным для Преображенских — и отец, и дед матери будущего архиерея, Павлы Капитоновны, служили в этом храме.

Поначалу в жизни Вениамина всё складывалось более чем обычно: Кинешемское духовное училище, Костромская духовная семинария, Киевская духовная академия — вот первые образовательные вехи в его судьбе. Однако далее начались «уклонения» — по окончании академии Вениамин Сергеевич был определен преподавателем в Воронежскую семинарию, где, кажется, почувствовал в себе педагогическое призвание.

Хорошо зная европейские языки, в 1910 году Василий Кинешемский уехал в Лондон для ознакомления с современными педагогическими системами. В Англии будущий епископ Кинешемский провел два года, увлекшись идеями скаутизма. По возвращении он три года преподавал в Миргородской семинарии, а в 1914 году, еще раз побывав в Лондоне, перебрался в Москву — преподавателем Петровской гимназии. Тогда же он окончил педагогический институт и активно занялся формированием скаутских организаций. Дальнейшее как будто уже было предопределено.

Василий Кинешемский – начало исповеднического пути

В 1917 году Вениамин Преображенский резко изменил свою жизнь — тут начало его исповеднического пути.

Житие святителя Василия Преображенского предлагает такую версию случившегося с ним. В том самом 17-м году, когда рухнула Российская империя, он, приехав в Кинешму, с некоторыми знакомцами решил покататься на лодке по Волге. На середине реки лодка перевернулась, и ждала Вениамина Сергеевича неминуемая смерть, но он взмолился, прося Господа сохранить его живым и дав обет посвятить себя в таком случае служению Церкви. Тут же утопающему подвернулась толстая доска, спасшая его. Сюжет — почти канонический, вполне в духе житийной литературы.

Но существует и иная версия. Протоиерей Сергий Щукин (1891—1977), знавший Василия Кинешемского в те времена, вспоминал, что тот, став свидетелем трагических событий, развернувшихся в Москве в октябре 1917 года (штурм Кремля, гибель юных юнкеров), заговорил о том, что всеобщее озверение стало следствием отпадения большой массы народа (и интеллигенции в том числе) от Церкви и в конечном счете от Бога. Как страшный грех он воспринял и собственный отказ от священничества, к которому был предназначен фактом своего рождения и полученным духовным образованием. Принеся покаяние, Вениамин Сергеевич тогда же отправился Кинешму и поступил псаломщиком в родную ему Вознесенскую церковь.

Василий Кинешемский – епископ

В 1920 году Преображенского рукоположили в священники, чуть позже он принял монашеский постриг с именем Василий, а в сентябре 1921 года был возведен в сан епископа Кинешемского. Как видим, свое архиерейское служение владыка начал в самый разгар атаки богоборцев на Церковь. Этой атаке епископ Василий как мог мужественно противостоял, главной своей задачей видя христианское просвещение народа, пребывавшего, несмотря на все официальное христианство, во мраке невежества, — в своей епархии он принялся за организацию кружков по изучению Священного Писания. Жизнь при этом вел совершенно аскетическую — поселился на окраине Кинешмы в баньке у вдовы-солдатки, спал на голом полу, собственности никакой не имел.

В 1922 году, когда власти массово передавали храмы обновленцам, епископ Василий повелел сохранившим верность канонической Церкви священникам, лишенным храмов, служить на площадях. На богослужения, совершаемые кинешемским архиереем в Успенском соборе и Вознесенском храме, собиралось множество людей. Одна из его прихожанок вспоминала:

«Ах, как он говорил! И просто, и умно, и вдохновенно, и красиво! Он приводил примеры не только из жития святых, а из нашей литературы, и из своих заграничных поездок. Он призывал к вере в Бога, к покаянию, совершению добрых дел — всему, что положено у христиан. Слушать его ходили и неграмотные старухи, и образованные люди».

Гонения епископа Василия Кинешемского

Богоборческие власти такое, конечно, долго терпеть не могли. В мае 1923 года епископа Василия арестовали и, по рассмотрении его «дела», сослали на два года на Вычегду, в Зырянский край. С этих пор и до самой кончины жизнь святителя превратилась в чреду арестов, тюремных заключений и вынужденных по большей части перемещений по всей стране. Вот география этих «путешествий»: Галичский уезд Костромской губернии. Сэров, Дивеево, Нижний Новгород, Вязники, Кострома, Ярославль, Иваново, Уральская область, Орел, Рыбинск, Углич.

Кинешму епископ Василий не забывал и периодически возвращался в нее — в последний раз свободным человеком он жил в городе в 1928 году. Тут у него было много почитателей. Сохранились воспоминания духовной дочери святителя Е. А Фирсовой о своей последней беседе с архипастырем, состоявшейся в Кинешме. На вопрос: «Как нам жить дальше, как спасаться?» — владыка тогда ответил:

«Служить ближним с любовью в Боге. При служении ближнему не должно быть симпатий. Делайте любое дело добросовестно. Молитесь. Найдите себе духовника. Хотя бы один раз в году исповедуйтесь и причащайтесь Святых Таин. Каждый из нас обязан работать там, где он поставлен Богом. Лучше служить ближнему в детских яслях, больницах. »

Свой проповеднический опыт епископ Василий обобщил в фундаментальном труде «Беседы на Евангелие от Марка», написанном в 1926—1927 годах. Книга эта нисколько не устарела и сегодня вполне способна «перевернуть» читающего ее человека.

Смерть Василия Кинешемского

В последний раз святителя арестовали в 1943 году. Документы свидетельствуют, что конфискованного имущества у него тогда обнаружилось: «ветхий подрясник, икона, деревянный крестик, детская игрушка, кожаный ремень, расческа». Больше ничего!

Следствие велось жестко, престарелому архиерею, страдавшему сердечной болезнью, сутками не давали спать и вынудили его признаться в «антисоветской деятельности». Приговор — пять лет ссылки в Красноярский край. Около года он провел в селе Бирюлиссы в двухстах километрах от Красноярска, где 13 августа 1945 года тихо отошел к Господу.

Сейчас мощи святителя Василия Кинешемского находятся в Троице-Успенском кафедральном соборе Кинешмы и почитаются главными святынями храма, также Василий Кинешемский почитается как небесный заступник города.

Свято-Троицкий храм

село Новобирилюссы

Свежие записи

Облако меток

Место погребения свт. Василия, епископа Кинешемского

Адрес: Бирилюсский район, деревня Бирилюссы, кладбище.

Место погребения святителя Василия

В 1944 году, после отбывания наказания (по политической статье) в Бутырской тюрьме, был выслан из Москвы в Бирилюсский район, с. Бирилюссы епископ Кинешемский Василий (в миру – Вениамин Сергеевич Преображенский).

Местные жители в беседах с ним находили утешение и прилив сил.

Епископ Василий преставился 13 августа 1945 года в с. Бирилюссы «от общего паралича».

5 октября 1985 года честные останки святителя были перевезены в Москву. В июле 1993 года его святые мощи нашли последний покой в Ивановском Свято-Введенском монастыре.

В августе 1993 года Патриарх Алексий II благословил почитание епископа Кишешемского Василия в лике местночтимых святых Ивановской епархии.

21 августа 2013 г. была установлена Сень над могилой святителя Василия Кинешемского при поддержке красноярского регионального отделения межрегиональной детской личностно-развивающей общественной организации «Братство православных следопытов».

Освящение сени над местом погребения святителя Василия

Святитель Василий, епископ Кинешемский

Мирское имя — Вениамин Сергеевич Преображенский. Родился в 1876 году в Кинешме (тогда Костромской губернии, а ныне Ивановской области), в семье священника отца Сергия и матушки Павлы. Учился в местной гимназии, затем поступил в Киевскую Духовную академию, которую окончил в 1901 году со степенью кандидата богословия. Получил назначение в Воронежскую Духовную семинарию. Владел многими языками, как древними, так и новыми европейскими. Для более глубокого их изучения был откомандирован в Лондон, где пробыл 2 года. А возвратившись, стал преподавать языки и всеобщую историю в Миргородской мужской гимназии. В 1914 году он переехал в Москву, получив место учителя латыни в одной из московских гимназий.

Однажды знаменательный случай переменил весь ход его жизни. Приехав навестить родителей в Кинешму, вздумал совершить прогулку по Волге. Лодка внезапно перевернулась. Гибель казалась неотвратимой. И пред ее лицом будущий святитель дал обет Господу всецело и навсегда посвятить свою жизнь Ему и Его святой Церкви, если Господь пошлет ему спасение. Невесть откуда рядом с утопающим оказалась доска, он сумел благополучно добраться до берега. И короткое время спустя недавний блестящий преподаватель столичной гимназии оказался простым псаломщиком Вознесенской церкви в Кинешме, где служил его отец.

Несмотря на пламя безбожия, которое разгоралось в стране, продолжал преподавать Закон Божий в школах и разъяснять Священное Писание по многочисленным приходам Костромской епархии.

Когда в 1918 году большевистские власти запретили преподавать Закон Божий в школах, Вениамин Сергеевич стал собирать детей в Вознесенском храме и учить их основам Православия.

В июле 1920 года Вениамин Преображенский был рукоположен в сан священника митрополитом Костромским Серафимом (Мещеряковым). Вскоре после этого скончался его отец, протоиерей Сергий, и иерей Вениамин принял монашеский постриг с именем Василий — в память о святителе Василии Великом. В 1921 году иеромонах Василий вступил на высшую ступень священства: он был хиротонисан в епископа Кинешемского, викария Костромской епархии.

В мае 1923 года епископ Василий был арестован. 2 года пробыл он в ссылке, в глухом приполярном поселке Усть-Кулом Зырянского края и лишь ненадолго в мае 1925 года, вернулся в Кинешму. Дальнейшая его жизнь стала непрерывной чередой арестов, тюрем, ссылок, переселений: городок Вязники на краю Владимирской области, Кострома, Орел, Ярославль. Так было в 1928 и в 1933 году, так повторилось в 1943, 1944-м. Близ Екатеринбурга и под Мурманском, в Рыбинске и в Ярославской тюрьме, в Московской Бутырке и многих иных местах не по своей воле побывал владыка.

Не на свободе, а на поселении в глухой сибирской деревушке Бирилюссы закончилось мученическое земное странствие владыки Василия. Отошел он ко Господу 13 августа 1945 года, немного не дожив до своего 70-летия.

Через 40 лет, 5/18 октября 1985 года честные останки святителя были перевезены в Москву. В июле 1993 года его святые мощи нашли последний покой в Ивановском Свято-Введенском монастыре. В августе того же года Патриарх Алексий II благословил почитание епископа Кинешемского Василия в лике местночтимых святых Ивановской епархии. И ныне в день его памяти и в дни церковных праздников над ракой с мощами святителя совершаются молебны незабвенному пастырю, мужественному исповеднику веры Христовой.

«Беседы на Евангелие от Марка» — главное и самое обширное из произведений святителя Василия Кинешемского

Источник: Святитель Василий исповедник, епископ Кинешемский (Преображенский). Беседы на Евангелие от Марка. – 2-е изд. – М.: Отчий дом, 2009. – 848 с.

Плита на месте погребения святителя Василия, епископа Кинешемского

Василий Кинешемский. Как старуха предсказала его будущее

Однажды, когда Вениамина принесли крестить, то к его родителям подошла старушка. Она, взглянув на мальчика, сказала, что это будет великий человек. И действительно так и произошло.

Василий Кинешемский — это епископ Русской Православной церкви. В 2000 году он был причислен к лику святых в чине святителя. Кем же он был, и почему прославился?

Василий Кинешемский родился в 1876 году в городе Кинешме

Василий Кинешемский родился в 1876 году в городе Кинешме Костромской губернии. Он родился в семье священника. Его мать и отец были хорошими и благочестивыми людьми, именно им он обязан своим христианским воспитанием.

Чистый ум, сердце, а также молитва — это был смысл и цель земной жизни его родителей. Уже с детства родители хотели оградить своих детей от влияния мира. Пытались они это сделать, потому что знали, что вырваться из терний грехов и страстей уж очень тяжело, особенно когда корни уже слишком глубоко вросли.

На протяжении всей жизни мальчика его строение жизни было подобно монашескому. Тогда для ребенка было большой отрадой посетить нищих и странников.

Мальчика в миру звали Вениамином. Однажды, когда его принесли крестить, то к ним подошла старушка, после чего взглянув на мальчика, она сказала, что это будет великий человек. И действительно так и произошло. После того, как Вениамин окончил гимназию, он поступил в Киевскую духовную академию. В 1901 году он закончил ее со степенью кандидата богословия.

В миру Василия Кинешемского звали просто Вениамином. Фото: true-orthodox.narod.ru

После этого он был определен преподавателем в Воронежскую духовную семинарию. В это время он очень интересуется христианским подвигом, поэтому пишет диссертацию, после которой он получает степень магистра богословия.

В Воронеже Вениамин находится до 1910 года. Уже тогда он знал древние европейские языки, поэтому для того, чтобы более углубленно их изучить, он уезжает в Англию. С 1910 по 1911 год, он проживает в Лондоне. После того, как он вернулся в Россию, он становится преподавателем иностранных языков и всеобщей истории в Миргородской мужской гимназии.

Затем в 1914 году Вениамин решает приехать в Москву, и там устроится преподавателем латинского языка. Преподавательская деятельность настолько увлекла Вениамина, что он решил окончить педагогический институт. Но Господь распорядился немного иначе.

Вениамин дает обет Богу стать монахом и служить Ему до конца своих дней

Однажды Вениамин приехал к своим родственникам в гости. В тот день, он решил вместе с друзьями покататься на лодке по Волге. Но когда они были далеко от берега, лодка случайно перевернулась. Вениамин же стал молиться и просить Господа о том, чтобы он сохранил ему жизнь. В просьбу на это он обещал посвятить себя служению Русской Православной церкви. В тот же самый момент он увидел толстую длинную доску и ухватился за нее.

Вениамин дает обет Богу на свое спасение от смерти

Вскоре после этого случая Вениамин решает переехать на свою родину. В 1917 году он поступил псаломщиком в Вознесенскую церковь. В то время тогда там служил его отец. Так как Вениамин дал обет Богу, он стал ходить и проповедовать в других храмах и его окрестностях. После этого он решает приступить к созданию православных кружков, где уже более подробно начинает изучать Священные Писания.

В 1917 году Василий становится псаломщиком в храме своего отца. Фото: pravmir.ru

В 1920 году Вениамина рукоположили в священники. Рукоположение совершил митрополит Серафим. Спустя некоторое время умирает его отец. И он принимает решение постричься в монахи с именем Василий, в честь Василия Великого. В 1921 году он был хиротонисан во епископа. Это еще больше усиливает его подвижнические труды.

Он отказался от своей собственности и поселился на окраине города в небольшой баньке. Банькой этой владела вдова Анна Александровна Родина. Никакой обстановки в этом месте владыка Василий не имел. Спал он на полу. Свой подвиг он тайно скрывал от посторонних людей.

Епископ Василий помимо церковных служб, часто проповедовал

Также епископ Василий, помимо церковных служб, и проповедовал. Он приходил к тем людям, кто сильно нуждался в его помощи со словом утешения. Он посещал монастыри, основанные им кружки.

В дни больших праздников, он служил в соборе, а в четверг он служил в Вознесенской церкви. Множество народу приходило на эти службы. Многие люди приходили и отстаивали службу до поздней ночи, а на утро шли на работу, именно настолько была велика благодать его церковной молитвы. Очень часто его миссионерская деятельность вызывала у советской власти большое беспокойство. Но повода для его ареста не было.

Иногда в храм владыки стали приходить люди, которые задавали ему искусители вопросы, чтобы привести в замешательство, но владыка предвидел, что люди такие будут. Он заранее давал ответы на многие вопросы. После этого такие люди покидали храм, ничего не спросив.

На проповеди владыки Василия собиралось огромное количество народу, настолько сильна была его молитва. Фото: 3.bp.blogspot.com

Владыка Василий оберегал свою паству от всякого заблуждения и всякого зла. Если же он узнавал, что один из его духовных детей, получал какие-либо плохие мысли, то он спешил посетить этого человека.

В 1922 году началось обновленчество. Обновленцы захватывали храмы, стали сгонять православных священников. Советская власть стала предавать людей на заключение и смерть. После получения звания епископа, Василий познакомиться со своим будущим келейником Александром Павловичем Чумаковым. Именно с ним он разделил трудности изгнания и тюрьмы.

В 1923 году Василия арестовали, и отправили в ссылку на 2 года

10 мая 1923 года его арестовали, а затем сослали в Зырянский край на 2 года. После этого туда приехал и его келейник. Когда ссылка закончилась, Василий решил вернуться в свой родной город. Когда он возвращался, он оповестил своих духовных детей о том, что он возвращается обратно, тогда же они стали собираться и приходить к нему в Вознесенский храм.

До самой поздней ночи епископ Василий исповедовал. У многих людей были вопросы, на которые он отвечал. В 1926 году советская власть была обеспокоена тем, что храм снова стал укрепляться, и тогда епископа Василия попросили покинуть город. Тогда же его келейник предложил ему уехать в деревню, чтобы там пережить это тяжелое время. Он согласился.

Буквально за 2 недели его келейник поставил небольшую дом, а в доме установил престол. Они стали совершать в нем ежедневные богослужения. Никто из посторонних не присутствовал на службах, потому что рядом был православный храм, где служил другой священник. Таким образом, епископ прожил полгода. Затем они отправились в Нижний Новгород. Он, митрополит Сергий и епископ Александр участвовали в хиротонии митрополита Николая. Когда же ему предложили место на Вязниковской кафедре, Василий согласился.

Вскоре митрополит Сергий был арестован, Василия назначили на Ивановскую кафедру. Но он не успел в ней послужить, так как власти вернули Василия обратно, в свой родной город. Там он прослужил несколько лет, и снова потребовали его уезда. В 1927 году владыка приехал в Кострому, где прожил 1 год.

В 1928 году Василий решил поехать в Ярославль, для переговоров с митрополитом Агафангелом. Где он решил предложить ему остаться в Ярославле деканом. Василий решил принять это предложение. Но примерно в том же году, он вернулся в Кинешму и через месяц был арестован. Когда он находился в Ивановской тюрьме, он был приговорен к 3 годам ссылки.

Тюремным этапом он был отправлен в небольшую деревушку. Здесь он поставил небольшую дом, в котором ежедневно совершал богослужения. Его келейник подрабатывал тем, что ловил рыбу. Работа в лесу была очень тяжелой. Разговаривали они друг с другом другу очень редко. Так прошло 3 года, и когда кончался 4 год, владыка Василий понял, что он останется здесь навсегда. Когда он стал просить у местных властей разрешения остаться, то власти его все равно гнали. Василий понимал, что нигде нет ему места. В 1932 году он приезжает в Орел.

В 1933 году Василий был приговорен к пяти годам заключения в трудовой лагерь

В 1933 году Василий был приговорен к пяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Вместе с ним были приговорены и другие священники.

В 1938 году его освободили из Рыбинского лагеря. Он поселился в самом Рыбинске у одной хозяйки, которая предоставила ему отдельную комнату. В последние годы, он очень часто был арестован, и заключен в тюрьмы и лагеря.

Последние годы своей жизни Василий проживал в Рыбинске у одной хозяйки, которая дала ему свою отдельную комнату. Фото: svtvasilkineshemskiy.narod.ru

В конце его жизни, он был отправлен в глухое сибирское село. Все эти подвижнические труды и заключения сильно подорвали его здоровье. Он начал сильно болеть, вскоре с ним случился частичный паралич. Василию было очень трудно передвигаться, и ему требовался уход.

Когда Василий почувствовал свою смерть, он попросил прочитать ему канон

Когда епископ Василий почувствовал приближение смерти, он позвал хозяйку комнаты, и попросил прочесть ее канон на исход души. Когда хозяйка дочитала, то на последний молитве владыка отошел ко Господу.

От епископа Василия остались «Беседы на евангелие от Марка» — это единственное его духовное наследие. В 1981 году архиерейский собор русской православной церкви канонизировал святителя Василия в лике священномученика.

В 1985 году были обретены его мощи и переведены в Москву. В 1933 году святитель Василий был причислен к лику чтимых святых Ивановской епархии.

Деканонизация Василия Кинешемского не проводилась

Деканонизация Василия Кинешемского не проводилась. В 2014 году в его родном городе, в Кинешме, был открыт музей в честь святителя Василия Кинешемского. Адрес: город Кинешма, улица Дудникова, дом 17.

Комната-музей в Кинешме в честь Василия Кинешемского. Фото: pbs.twimg.com

Святитель Василий Кинешемский: О «подвигах», доверии и червоточине

Епископ Василий (Преображенский) был родом из Кинешмы, на Волге, в нынешней Ивановской области. Отец его был священником. Сын Вениамин (так звали будущего епископа) получил отличное образование, много бывал за границей, преподавал в средних школах. Он был одним из основателей и руководителей движения скаутов в дореволюционной России – движения молодежи к добрым качествам, к борьбе с недостатками, к служению ближним и своей стране.

Уже немолодым человеком Вениамин вернулся в родную Кинешму и стал священником в том самом Вознесенском храме, где служил его отец. Этот храм открыт и сегодня. Вскоре он принял монашество, получил новое имя – Василий – и был поставлен епископом города Кинешмы. Первой его заботой было просвещение жителей, борьба с невежеством, грехами и предрассудками. Народ сразу полюбил нового епископа.

…Почти всю свою оставшуюся жизнь епископ Василий провел в тюрьмах, лагерях и ссылках. Но и там он не падал духом, оставался верен Христу и Его Церкви, помогал людям, чем мог. Его сочинения и письма до сих пор служат нам источником знания и вдохновения.

Нужны ли такие «подвиги»?

Я помню одного странника. Высокий, сухой, но еще крепкий, жилистый старик. Он носил под рубашкой на голом теле страшно тяжелую двойную цепь, наглухо заклепанную на груди и на спине. Его шапка представляла собой тяжелую свинцовую чашку фунтов в пятнадцать, обшитую вылезшим мехом. Длинная, выдолбленная внутри палка была тоже налита свинцом. Всегда он носил на себе не менее двух пудов. Его тяжелая, мерная походка под аккомпанемент звякающих цепей была слышна издалека. Плечи до кости были проедены тяжелыми цепями, и носить их было, несомненно, настоящим мучением.

Свтятитель Василий Кинешемский

В народе он пользовался громадным уважением. Но одна черта ставила его подвиг под сомнение: он любил, когда останавливался в крестьянских избах, чтобы его почитатели ощупывали его цепи, взвешивали на руках его шапку и посох, и если никто не догадывался этого сделать, он приглашал сам: «Подь-ка, посмотри, какие на мне вериги!» Уважение и удивление людей доставляли ему несомненное удовольствие.

Он умер без покаяния, скорбною смертью. …Сам по себе подвиг, выставленный напоказ, несмотря на всю свою трудность и мучительность, уже терял всякое нравственное величие. В нем было не более достоинства, чем в фокусах странствующего комедианта, который на потеху толпе ест резиновые калоши и толченое стекло. И в том и в другом случае люди стремятся разными средствами возбудить удивление толпы и заставить о себе говорить.

Терпение, настойчивость, внимание

Помню из времен далекого детства: на окне у нас стоял цветочный горшок,и в нем пышный душистый жасмин. Когда на нем появлялись первые бутоны, у нас часто не хватало терпения дождаться, когда они развернутся белыми, благоухающими цветами; и в нетерпении мы часто расковыривали бутон, освобождая нежные лепестки от зеленой покрышки, цветок развертывался, к нашему восторгу, нежный, ароматный, но увы!… ненадолго. Обыкновенно к вечеру того же дня он съеживался, блек и погибал, и уже ничто не могло оживить его.

Так и в духовной жизни: искусственно форсировать ее – значит губить. На пятый этаж сразу не вскочишь: надорвешься! Надо идти по лестницам, ступенька за ступенькой, через все этажи, начиная с первого. Духовная жизнь, как цветок, требует постоянного внимания и длительного ухода; нужны настойчивость и непрерывная работа над собой.

Червоточина в душе

Однажды давно-давно на одной из голландских верфей строился корабль. Для киля, или для основной балки, к которой прикрепляются ребра – шпангоуты, нужно было найти хорошее, длинное, крепкое бревно. В грудах леса, сложенного на дворе верфи, два рабочих нашли одно, казавшееся, на первый взгляд, подходящим.

– Вот, – сказал один из них, – хорошее бревно! Возьмем его…

Но другой внимательно осмотрел бревно и покачал головой.

– Нет, – возразил он, – это не годится!

– Видишь здесь маленькую червоточину? Это признак, что черви уже завелись тут…

– Вот пустяки… Что значит такая маленькая червоточина для такого громадного прочного бревна. Ее едва заметишь… Возьмем!

Они немного поспорили. Наконец более осторожный уступил. Бревно взяли и из него сделали киль нового корабля.

Несколько лет благополучно плавал по морям новый корабль. Он был легок, прочен и не боялся бурь. Все любовались им. Но в один прекрасный день среди совершенно ясной и тихой погоды он вдруг без всякой видимой причины пошел ко дну. Когда в море спустились водолазы, чтобы осмотреть его, они нашли, что дно корабля было проедено червями. За годы плавания черви размножились и источили все дерево. Маленькая червоточина оказалась роковой для громадного судна.

Так и в душе. Один червячок греха, если его не истребить вовремя, может размножиться в громадном количестве, порождая новые пороки, захватывая все стороны души и подтачивая ее здоровые ткани.

Из любви к человеку

Около 1050 года в Ростовской земле, населенной в то время полудикими и жестокими язычниками, проповедовал слово Божие святитель Леонтий. Изгнавшие до Леонтия с побоями и мучениями двух епископов, эти варвары недружелюбно встретили и его. Они стали всячески оскорблять и поносить нового святителя и проповедника христианства и наконец изгнали и его. Но Леонтий не падал духом и не оскорблялся этим; он знал и видел, что и у этих варваров в глубине души скрыта искра Божественного огня, которую надо только суметь бережно вскрыть и возжечь.

Леонтию советовали оставить дикарей.

– Смотри, какие они упорные язычники, – говорили ему.

– Не отступлю я от этих язычников, – отвечал Леонтий, – они делают нам зло, а мы будем отыскивать в них добро, и этим добром скоро победим зло.

И несмотря на грозившую ему опасность, он остался жить близ Ростова, около потока. К нему из любопытства заходили сперва дети язычников, а потом и взрослые. Леонтий принимал их ласково и любовно и дарил им что мог, причем, улучив минутку, рассказывал своим гостям о Боге, Который все сотворил и обо всем промышляет, Который любит всех людей, особенно добрых и мирных; рассказывал об Иисусе Христе Сыне Божием, приходившем в мир, чтобы научить людей любить Бога и друг друга.

Такая, кроткая, незлобивая проповедь скоро привлекла к нему много язычников, и они стали приходить к нему тысячами. Об этом узнали самые завзятые и закоренелые язычники. Они во главе со жрецами явились к святителю с дрекольями и луками, чтобы умертвить его. Но Леонтий бесстрашно вышел к ним навстречу и стал хвалить их ревность, с какой они защищают свою веру.

– За это я вас люблю, – сказал святитель, – и молюсь за вас Богу, чтобы Он скорее просветил вас светом истинной веры.

Видя такую кротость и незлобие, разъяренные язычники скоро успокоились и тоже стали слушать проповедника. С тех пор влияние святителя Леонтия становилось все более и более неотразимым. А к концу жизни святителя, около 1073 года, этот край считался уже в числе просвещенных светом Христова учения.

Эту любовь и кротость в отношениях к разномыслящим Православная Церковь определенно предписывает всем верующим.

На чем держится доверие?

Один путешественник был чрезвычайно удивлен, когда, сдав на станции ручной багаж железнодорожному носильщику, он не получил от него никакой квитанции.

– Как же я получу назад свои вещи? – спросил он.

– Очень просто: зайдете в багажный вагон и возьмете.

– У вас такие порядки?

– Ну а если кто другой возьмет мои вещи?

– Будьте спокойны. Этого здесь не бывает.

– Как странно… но ведь это все-таки возможно? Послушайте, а если я пойду и возьму вместо своего чужой чемодан?

– Чужой? Да на что же он вам?

– Ну… ну, если он мне больше понравится?

– То есть украдете? – прервал носильщик резко. – Ну, на это есть суд!

И он повернулся с негодованием, давая понять, что порядочным людям и говорить об этом неприлично.

Во многих местах хозяева, уходя, не запирают дверей своих домов. До такой степени редко здесь воровство!

Какую грустную противоположность этой честности мы наблюдаем у нас!…

Читайте также:  Савва Сторожевский - житие и биография святого, мощи и источник, почитание, чудо, труды
Ссылка на основную публикацию