Василий Рязанский – житие и биография святителя, мощи, почитание и память

Святитель Василий, епископ Рязанский

Угодник Божий, святитель Василий, епископ Рязанский жил во второй половине тринадцатого века. О происхождении его, — от кого и где родился, — никаких свидетельств не сохранилось. Но сохранились в песнопениях церковных указания на то, что святитель Василий с младенческих лет был освященным рабом Господним, что с юношеского возраста он усовершенствовал себя и нравственно и духовно, побеждая страхом Божиим в себе греховное и насаждая в душе и сердце своем все святое.

Первые подвиги благочестия своего начал он в Муроме. Там он принял на себя святой образ монашеский, и, когда Промыслу Божию угодно было поставить его святителем паствы Муромо-Рязанской, он сиял уже великими подвигам воздержания, кротости и смирения. Об избрании св. Василия в сан епископа в житии его говорится так: «По запустении града Мурома от неверных людей прибыл из Киева в Муром благоверный князь Георгий Ярославич. Сей князь обновил тамошнюю церковь Благовещения и второй храм св. страстотерпцев Бориса и Глеба и поставил в церкви их, по-прежнему, епископа, именем Василия, мужа праведна и благочестива».

Приняв на себя высокий сан архиерейства святитель Василий со всей ревностью истинного пастыря Церкви Христовой начал трудиться в устроении своей паствы: рассеянных варварским нашествием собирал во едино стадо, изнемогающих укреплял верой, сокрушенных утешал твердой надеждой на милость Божию, заблудших возвращал на путь правый. В таких высоких подвигах добродетели святитель Василий показал себя пастырем добрым, мудрым и неусыпным, милостивым и любвеобильным, незлобивым и смиренным, непоколебимым столпом чистоты и целомудрия, — примером своему стаду в молитвах, и пощениях, и в подвигах святоотеческих.

Такие высокие подвиги и добродетели святителя невыносимы стали врагу всего доброго — диаволу. Он употребляет все свои сатанинские хитрости, чтобы возбудить в легкомысленном муромском народе подозрение в чистоте и целомудрии жизни Святителя Божия. Он принимает на себя вид блудной девицы, часто входит и выходит из жилища святительского, показывается народу из святительского окна и, по-видимому, успевает в своих кознях. Однажды бояре и народ собрались к святителю Василию в вечернюю пору и видят девицу, бегущую вверх по ступеням к святителю, в руках у нее сапоги. Так сделал диавол. Народ, увидев это, возопил: «О, епископе, недостойно тебе имети дев в храмине своей на ложе». Напрасно святитель Василий уверял народ: «Неповинен я делу сему блудному, еже вы речете ми». Народ в самозабвении приступил к самосуду над угодником Божиим: не убоялся святительства его, не устыдился благолепия честных седин его, оболгал, поругался над ним и положил изгнать святителя из Мурома. Нашлись даже и такие, которые в неистовстве своем кричали: «За сие дело убьем его!» Тогда святитель Василий начал просить: «Отцы и братия! Дайте мне немного времени, до третьего часа дня». Народ, пораженный кротостью святителя, согласился и разошелся по домам. Невинный праведник всю ночь молился со слезами в соборном храме Бориса и Глеба; совершил всенощную и утром — Литургию. Затем отпел молебен пред чтимой им иконой Богоматери в храме Благовещения, взял эту икону с собой и, предав себя воле Божией, с надеждой на Божию Матерь, пошел к реке Оке, чтобы навсегда оставить Муром. Народ приготовил ему лодку. Но святитель Василий снял с себя мантию, разостлал ее по воде, взошел на нее с образом Богоматери и, чудесно несомый силой Божией, как бурным ветром, быстро поплыл по реке против течения ее воды. Мантия сделалась для него легким кораблем, Промышление Божие и заступление Богоматери — кормилом. Пораженные чудом, муромцы, все, от стара до мала, возопили со слезами: «О святый Владыко Василий! Прости нас, грешных рабов своих; согрешихом пред тобою, отче, святый Владыко, не забуди нас, рабов твоих». Но святитель Василий был взят от глаз муромцев «в мгновении ока». Так оправдал Бог невинность праведника Своего пред народом. Так посрамил Он козни диавола, искавшего погибели народа.

После обедни, в 3-м часу дня, святитель Василий оставил Муром, а в 9-м часу того же дня (к вечерне) принесен был в Рязань (старую), расстоянием более двухсот поприщ от Мурома. Дивный Промысл Божий чудесным образом известил жителей Рязани о приближении к их городу святителя Василия. Предание говорит, что жители Рязани пред самым прибытием святителя собрались в храм к вечернему богослужению, но диакон в облачении, вышедший начинать службу, при всех усилиях не мог произнести обычного начала. Народ смотрел на это с изумлением. Наконец диакон, как бы разрешенный от уз, связывавших его уста, невольно провозгласил: «Не могу начинать, Владыко прибыл, Владыку встречайте!» И весь собор пастырей со святыми крестами, князь с боярами и народом поспешили выйти на берег Оки в сретение богоявленному святителю и, видя его плывущим на мантии с Пречистым Образом Богоматери, с великой радостью приняли к себе.

Но недолго продолжалась радость святителя Василия и его паствы. То было время скорбей, а не радости. Во время одного опустошительного набега варваров, Рязань со всеми храмами была разрушена, а святителю Василию Промысл Божий назначил другое место пристанища и упокоения — это нынешняя Рязань. Предание говорит, что свт. Василий и сюда приплыл по Оке и Трубежу на своей чудодейственной мантии с тем же Муромским образом Божией Матери к церкве Бориса и Глеба. Здесь основал новую епископию и церковь Бориса и Глеба с того времени стала собором.

Пастырское служение святителя Василия продолжалось только десять лет. Перенесенные им огорчения, труды и заботы, скорби и печали при виде страждущей под игом татар паствы, сократили многотрудную жизнь святителя, и 3 июля (ст. стиль) 1295 года святитель Василий переселился в вечные обители. Святое тело его было погребено в Борисо-Глебском соборе.

Не без благих целей Промысла Божия совершалось переселение святителя Василия из одного места в другое. Муромцев оно вразумило, открыв им козни диавола, а жителей Рязани и Переяславля Рязанского — одних утешило и подкрепило в самое скорбное для них время, другим — дало пример веры и терпения.

Для подкрепления же и утешения верующих в страшное время для нашего Отечества, время самозванцев и польского нашествия, Промыслу Божию угодно было прославить угодника Своего нетлением мощей его, более трехсот лет почивавших в земле. Святые мощи святителя Василия были открыты архиепископом Рязанским Феодоритом и с подобающей честью перенесены в Успенский (ныне Христорождественский) собор. Это произошло 10 июня 1609 года. По причине смутного времени они были положены под спудом, на левом клиросе.

В 1636 году над мощами святителя была устроена каменная гробница, и над нею поставлена икона Божией Матери «Моление Василия». В 1753 году эта гробница была переделана наподобие раки с образом свт. Василия, а в 1783 году украшена Преосвященным Симоном.

На месте обретения св. мощей свт. Василия, у Борисо-Глебского собора, в 1712 году вместо древней полотняной палатки была устроена каменная, а в 1834 году ктитором Борисо-Глебского собора Семеном Пановым – «по тайной внушению ему свыше» – воздвигнут чугунный памятник.

Святитель Василий Рязанский

23 июня – день перенесения мощей святителя Василия Рязанского

Рязань. Этот старинный русский город, в древности также известный как Переяславль-Рязанский, еще в домонгольские времена был главным центром Восточной Руси. В годы Батыева нашествия Рязань была полностью разорена. Однако возродилась практически из небытия молитвами своих Небесных покровителей, одним из которых был великий русский подвижник XIII века святитель Василий Рязанский.

ИЗ ЖИТИЯ СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ РЯЗАНСКОГО

“Святитель Василий сначала был епископом Муромским. По наветам духа злобы горожане восстали против него, оклеветав. Тогда владыка, после продолжительной молитвы, вышел к реке Оке, распростер на воде свою епископскую мантию и стал на нее, держа в руках образ Пресвятой Богородицы. Сильным ветром его понесло против течения, и через несколько часов он доплыл до Рязани, где был принят с почетом рязанским князем и народом. Задолго до того, как в начале XVII века были обретены его мощи, рязанцы уже чтили память святителя и называли его “присным своим заступником, в скорбех и напастех помощником”. “

Святые мощи Василия Рязанского долгое время не были открыты для поклонения. Вплоть до 1609 года они почивали на месте изначального погребения, возле которого позднее возвели Борисоглебский собор. И именно отсюда в начале XVII века, в годы первой Русской смуты, его честные мощи перенесли в Рязанский кремль.

ИЗ ИСТОРИИ ПОЧИТАНИЯ СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ РЯЗАНСКОГО

“В 1638 году над мощами святителя Василия была устроена каменная гробница, а над ней помещен муромский образ Пресвятой Богородицы – “Моление Василия”. А спустя еще два столетия, в 1836 году, на месте первоначального пребывания мощей святителя был открыт величественный памятник этому Небесному покровителю Восточной Руси, воздвигнутый на пожертвования рязанских купцов, но, к сожалению, не сохранившийся до наших дней. “

(Памятник Василию Рязанскому)

Но и на территории Рязанского кремля эта святыня была погребена под спудом, из опасений, что в смутное время может быть подвергнута поруганию. Это же спасло мощи святителя Василия и в годы богоборческих гонений. И вот уже более четырех столетий место погребения этого святого у северной стены Христорождественского собора является особо чтимым для многих поколений православных христиан.

(место погребения Василия Рязанского)

Как рассказал +Царьграду+ протоиерей Григорий Булеков, старший священник кафедрального собора Рязанского кремля, указав место, к которому прибегали христиане для поклонения святителю Василию в годы, когда собор был закрыт:

“Это то место, куда приходили люди в годы советской власти, когда был сам собор закрыт, там находился архив, доступа туда не было, и люди шли сюда. Здесь тайно читались акафисты, совершались молитвословия, тогда еще не было такого места обустроенного, но народ православный, рязанцы православные сохранили это место в памяти и молитвенно почитали святителя и шли сюда поклоняться и просить, и благодарить. “

И сегодня, когда нам, русским людям, особенно нужны помощь и заступление наших Небесных покровителей, молитвенное обращение к таким великим духовным светильникам Руси, как святитель Василий, особенно важно и актуально. Ведь подвижники земли Рязанской во все времена стояли на страже нашего Отечества.

Так, митрополит Марк (Головков), глава Рязанской митрополии, в беседе с автором проекта “Святой дня”, заместителем главного редактора сайта +Царьград+ Михаилом Тюренковым подчеркнул:

“Рязанская земля дала наибольшее количество Героев Советского Союза за время Великой Отечественной войны, то есть самое большое количество героев из всех регионов нашей России. Но Рязанщина славна не только героями военными, воинами, но и героями духа. Один из главных наших святых – это святитель Василий Рязанский. И мы рады паломникам, приглашаем всех в Рязань, в нашу Рязанскую землю: приезжайте поклоняться святыням, приезжайте молиться в наши храмы, наши обители, Рязань гостеприимно вас всех ждет…”

И нет сомнений: единственная возможность возрождения идеала Святой Руси сегодня заключается в обращении к тем наставлениям и заветам, которые оставили нам наши духовные предки, в числе которых – великий святитель Земли Русской Василий Рязанский.

Святитель Василий Рязанский Чудотворец

Имя святителя Василия Рязанского неразрывно связано с чудотворной Муромской иконой Божией Матери. Она была его моленным образом и сопровождала его повсюду. Теперь же чтимый список с Муромской иконы пребывает близ мощей святителя. Святые России.

Святитель Василий Рязанский – житие

Давным-давно, в 1284 году, епископом в Муроме был избран Василий, «муж праведен и благочестив». О происхождении святителя Василия Рязанского мы ничего не знаем. Но судя по тому, что монашеский постриг он принял в Муроме, можно предположить, что он являлся местным уроженцем.

Читайте также:  Пророк Иезекииль: книга, житие и биография святого, испытания и пророчества, дни памяти

Некоторое количество биографических фактов о Василии Рязанском содержится в «Повести о святителе Василии», созданной в XVI столетии известным писателем того времени Ермолаем Еразмом и включенной в «Житие князя Константина и чад его Михаила и Феодора». К слову, такое сопряжение двух источников не случайно. Святителя Василия с князем Константином, жившим за полтора века до него и скончавшимся в 1129 году, сближает та особая роль, которую сыграла в их судьбах чудотворная Муромская икона Божией Матери, принесенная св. блгв. князем Константином (Ярославом Святославичем) из Киева. Князя она спасла от, казалось бы, неминуемой смерти, когда муромские язычники явились к княжеским палатам и собирались убить его. О том же, что произошло со святителем Василием, мы расскажем ниже.

Чудеса святителя Василия Рязанского

«Повесть о святителе Василии» называет его «праведным и благочестивым», но далее сообщает, что муромляне усомнились в его благочестии, будучи обмануты диаволом. Неустанные пастырские труды святителя Василия были, по свидетельству «Повести», невыносимы для князя тьмы, и он стал смущать умы местных жителей, обернувшись женщиной, которая то и дело показывалась в архиерейских покоях.

Терпению их пришел конец, когда пришедшие вечером к святителю Василию люди увидели девицу, бегущую босиком вверх по лестнице в покои епископа. На того посыпались упреки, самые отчаянные головы призывали к убийству архиерея, но отступили, услышав от него кроткую просьбу оставить его до трех часов утра. Всю ночь он молился. Совершив в Борисо-Глебском соборе всенощное бдение, а наутро — Божественную литургию, отправился в Благовещенскую церковь и отпел молебен перед чудотворной Муромской иконой Божией Матери, после чего, взяв ее с собой, спустился к Оке.

Святителю Василию предложили лодку, но он снял с себя мантию, разостлал ее на воде и, вступив на мантию с иконой Пресвятой Богородицы в руках, «несе бысть духом бурным противу быстрин речных», то есть поплыл против течения. Вразумленные этим чудом муромляне кричали архипастырю, чтобы он вернулся, однако тот был взят от них «в мгновение ока».

Святитель оставил Муром в девятом часу утра, а в третьем часу того же дня — к вечерне — был перенесен на расстояние более 200 верст от Мурома — в Рязань (в 60 км ниже по реке от современного города). Тут чудеса продолжились. Как раз перед самым прибытием святителя рязанцы собрались в храм на богослужение, но вышедший диакон никак не мог провозгласить обычного «Благослови, Владыко». Он молчал до тех пор, пока, вразумленный Господом, не воскликнул:

«Владыка грядет, сретайте его!» И «князь Рязанстий. срете его со кресты и со всем освященным собором, и прият святаго праведнаго Василия епископа, радуяся со всеми православными христианы».

Смерть святителя Василия Рязанского и его нетленные мощи

В Рязани (старой), запустелой после татарского разорения, любимый народом архипастырь Василий Рязанский жил недолго. Отсюда он (на той же мантии и с той же Муромской иконой в руках) после очередного татарского разорения города в 1288 году уплыл в Переяславль Рязанский. Здесь в 1295 году он скончался и был погребен при Борисоглебской соборной церкви.

10 июня 1609 года святитель Феодорит Рязанский обрел нетленные мощи святителя Василия, Рязанского чудотворца, и перенес их в Успенский собор (имеется в виду, конечно же, старый Успенский собор, ныне Христорождественский). На Руси в ту пору бушевала Смута, всюду бродили шайки поляков и «вольных казаков», под Москвой стоял лагерем самозванец Лжедмитрий II, и поэтому святые мощи положили под спудом, а над местом погребения поместили чудотворную Муромскую икону Божией Матери. В описи 1638 года читаем:

«По стороне каменных дверей гробница каменная, а в ней почивает епископ Василий, над гробницею образ Пречистыя Богородицы Умиления, и тот образ моления епископа Василия Муромского и Рязанского».

Мощи святителя Василия Рязанского Чудотворца находятся на своем месте по сей день, а вот первообраз чудотворной иконы пропал. Имелось несколько списков с него, и один из них в 2002 году чудесным образом отыскался. Теперь в теплое время года он находится в Успенском соборе, близ раки с частицей мощей свт. Василия, а зимой его переносят в Христорождественский собор, к месту, где под спудом пребывают мощи святителя.

Святитель Василий Рязанский, чудотворец

Краткое житие святителя Василия, епископа Рязанского, чудотворца.

празднование совершается 10/23 июня и 3/16 июля

С вятитель Василий, епископ Рязанский, чудотворец, жил в XIII столетии. Первые подвиги благочестия он совершал в Муроме. Там он принял монашество и, когда Промыслу Божию угодно было поставить его святителем пастве Муромской и Рязанской, был уже известен как «муж праведен и благочестив».

Об избрании святого Василия во епископа предание, сохранившееся в письменных источниках, повествует следующее: «По преставлении благоверного князя Константина с чады его, многим летом минувшим, и по запустении града (Мурома) от неверных людей, и после благоверного князя Петра и благоверныя княгини Февронии, тогда же многим летом минувшим, прииде из Киева в Муром град благоверный князь Георгий Ярославич, и поставил себе двор в Муроме, такожде и боляре его и вси купцы муромстии. Благоверный же князь Георгий Ярославич первоначальную церковь Благовещения Пресвятыя Богородицы обновил, и второй храм святых страстотерпцев такожде обновил, и епископа по-прежнему у их церкви устроил именем Василия, мужа праведна и благочестива».

Приняв высокий святительский сан, епископ Василий много трудов положил на устроение своей паствы: рассеянных татарским нашествием собирал в единое стадо, изнемогавших укреплял, сокрушенных сердцем утешал твердой надеждой на милость Божию, заблудших возвращал на правый путь. Он явил себя пастырем добрым, мудрым и неусыпным, милостивым и любвеобильным, был примером своим пасомым в молитвах и подвигах.

Однако, как повествует житие, по проискам врага рода человеческого святителя Божия оболгали, он был заподозрен в нецеломудрии и изгнан народом из Мурома. Некоторые в ослеплении были даже готовы убить его, но святитель Василий просил их: «Отцы и братия! Дайте мне немного времени, до третьего часа следующего дня». Кротость святителя смягчила жестокие сердца, и народ разошелся по домам. Праведник всю ночь молился со слезами в Борисоглебском храме: совершив всенощное бдение, он утром отслужил Божественную литургию, затем в Благовещенском храме совершил молебен перед чтимой иконой Божией Матери. Взяв с собой эту икону и предав себя воле Божией, он пошел к реке Оке, снял с себя мантию, разостлал ее на воде и, встав на нее с образом Богоматери, поплыл вверх по реке, против течения. Господь совершил это чудо, чтобы явить людям невинность святителя. Пораженные чудом, муромцы раскаялись и со слезами просили святителя вернуться. Но святитель Василий был взят от муромских жителей «во мгновение ока».

Предание повествует, что жители Старой Рязани перед самым появлением там святителя Василия собрались в храм к вечернему богослужению. Диакон, выйдя из алтаря на амвон, вместо обычного возглашения «Благослови, Владыко» по наитию воскликнул: «Владыка грядет, сретайте его». Тогда весь народ поспешил на берег Оки и, увидев архипастыря, плывущего на мантии, принял его с великой радостью. Великий князь Рязанский Олег «срети его со кресты».

Недолго пришлось рязанской пастве быть под окормлением чудесно дарованного им святителя. В 1288 году, во время одного из опустошительных набегов татар, Рязань и все ее храмы были разрушены. Святитель Василий под покровом Муромской иконы Божией Матери приплыл на своей мантии по Оке и ее притоку Трубежу к церкви святых Бориса и Глеба в Переяславле Рязанском (нынешняя Рязань, в отличие от Старой Рязани). Там он основал новую епископию, и церковь святых страстотерпцев Бориса и Глеба с того времени стала соборной. 3 июля 1295 года (по рукописным святцам, в 1292 г.) святитель Василий отошел ко Господу. Святое тело его было погребено в Борисоглебском соборе. При перестройках собора могила оказалась снаружи храма.

В начале XVII века Промыслу Божию угодно было еще более прославить святителя Василия. 10 июня 1609 года при архиепископе Рязанском и Муромском Феодорите (1605—1617) состоялось открытие и перенесение его святых мощей в Успенский (впоследствии Рождественский) собор в Кремле Переяславля Рязанского, который со времени епископа Рязанского и Муромского Ионы II (1522— 1547) был кафедральным. Мощи святителя Василия были положены под спудом на левом клиросе, рядом с иконостасом. Тогда же были составлены тропарь и кондак святителю.

С того времени имя святителя Василия «поминается во всех церквах Рязанской епархии». К нему прибегают как к «присному заступнику своему, в скорби и напасти помощнику».

В 1881 году, при архиепископе Палладии (Раеве; 1876—1882), указом Святейшего Синода утверждены дни празднования памяти святителя Василия: 3 июля—день блаженной кончины и 10 июня—день перенесения его святых мощей.

В настоящее время святитель Василий особенно почитается на Рязанской земле. В каждом храме Рязанской епархии имеется его икона, а в большинстве храмов, кроме того, настенное изображение святителя, плывущего по воде на мантии с Муромской иконой Богоматери в руках. В кафедральном соборе Рязани каждую среду вечером ему совершается акафистное пение.

Молитвы Василию Рязанскому

Жизнь Василия Рязанского назвать простой и полной радостей нельзя, но все испытания он выносил стойко, отличался мудростью и добротой. Почитается в христианстве как святой чудотворец, не раз ему случалось вершить чудеса. Молитвы Василию Рязанскому помогают избавиться от дурных мыслей и стресса, помогают обрести душевный покой.

История жизни Василия Рязанского

  • 23 июня – Обре́тение мощей. Собор Рязанских святых
  • 6 июля – Собор Владимирских святых
  • 16 июля
  • 23 сентября – Собор Липецких святых

О семье святого ничего неизвестно, нигде не указана и точная дата его рождения, но предположительно это была вторая половина XIII века. По церковным песнопениям можно сказать лишь то, что Василий с детства был богопослушным и праведным. С юных лет он решил посвятить всё своё существование Господу, в служении Ему.

Путь Василия начался в Муроме, где он принял монашеский постриг, оттуда и пошло имя Василий Муромский. В житие святого есть слова и об его избрании в сан епископа: «По за­пу­сте­нии гра­да Му­ро­ма от невер­ных лю­дей при­был из Ки­е­ва в Му­ром бла­го­вер­ный князь Ге­ор­гий Яро­сла­вич. Сей князь об­но­вил та­мош­нюю цер­ковь Бла­го­ве­ще­ния и вто­рой храм св. стра­сто­терп­цев Бо­ри­са и Гле­ба и по­ста­вил в церк­ви их, по-преж­не­му, епи­ско­па, име­нем Ва­си­лия, му­жа пра­вед­на и бла­го­че­сти­ва».

Много лет Василий трудился на благо Церкви: объединял народ, исцелял и утешал верой, указывал верный путь заблудшим душам. О нём помнят как о добром, милостивом и мудром пастыре, ставшим примером истинной веры, послушания и целомудрия. Но, несмотря на все заслуги епископа, в Муроме пошли слухи о его греховных деяниях, будто бы Василия уличили в блуде. Как не старался он образумить народ, все были против его нахождения в церкви. Для него даже снарядили лодку на реке Оке, но Василий не взошел в неё, а стал усердно молиться. После молитвы он расстелил свою мантию священнослужителя прямо на воде и встал на неё с образом Богоматери. Толпа стала свидетелем чуда – мантию Василия как будто подхватил ветер и унес его вверх по течению, как если бы это был плот, а не ткань.

Читайте также:  Житие Василия Блаженного - полное жизнеописание и история, чудеса и дни памяти святого

Говорят, из Мурома Василий отправился днём, а уже к вечеру оказался в старой Рязани, где его приняли с радостью. Но счастье длилось не долго, постоянные набеги разорили город, храмы были разрушены, поэтому Василий оказался в новой Рязани в церкви Бориса и Глеба, где после основал епископию, а церковь стала собором.

До конца своих дней Василий оставался в Рязани, принимая прихожан, помогая восстанавливать церкви и храмы, неся слово Божье народу. В 1295 году святителя Василия похоронили в Борисо-Глебском соборе.

О чем молятся Василию Рязанскому?

16 июля по церковному календарю отмечают день памяти святителя Василия Рязанского. Его праведная жизнь, проведенная в служении Господу, сделала его тем святым, которому читают молитву заблудшие души. Молитва святому Василию епископу Рязанскому помогает людям укрепить веру, обрести душевный покой.

Тем, кого мучают душевные терзания, также поможет молитвенное обращение Василию Рязанскому и Муромскому, которое приносит покой и умиротворение, помогает сосредоточиться, избавиться от стресса и негативных мыслей. Молитва Василию Рязанскому как самый лучший щит избавит от дурных мыслей и отведет недругов.

Молитвы святому Василию Рязанскому

Тропарь, глас 4

Пе́рвее в Му́роме святи́тельством почте́н был еси́,/ из него́же непра́ведно изгоня́емь,/ на ма́нтию, я́ко на ле́гкий кора́бль, возше́л еси́,/ на не́йже па́че естества́, я́ко безпло́тен,/ по вода́м ше́ствие творя́,/ промышле́нием Вы́шняго и заступле́нием Богома́тере управля́емь,/ богоспаса́емаго гра́да Ряза́ни дости́гл еси́/ и в нем, архиере́йства престо́л восприи́м,/ богода́нную па́ству ряза́нскую до́бре упасл еси́,/ святи́телю о́тче наш Васи́лие,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Сначала ты был почтен святительским саном в Муроме, но из него неправедно изгоняем, ты взошел на свою (епископскую) мантию, как на легкий корабль, и на ней, сверхъестественно, как бесплотный, совершая путь по воде, направляемый Промыслом Всевышнего и заступничеством Богоматери, ты достиг Богоспасаемого города Рязани, и в нем принял архиерейский престол, Богом данную тебе паству рязанскую ты отлично упас, святитель наш отче Василий, моли Христа Бога о спасении наших душ.

Кондак, глас 8

Я́ко многосве́тлая звезда́, от гра́да Му́рома возсия́л еси́,/ святи́телю Васи́лие,/ по вода́м же доше́д до гра́да на́шего Ряза́ни,/ Це́рковь Бо́жию до́бре упасл еси́,/ просвеща́я лю́ди уче́нием и житие́м твои́м./ Помина́й и ны́не ча́да твоя́, мо́лим тя,/ наста́вниче наш до́брый,/ и за ны Христу́ Бо́гу и Пречи́стей Его́ Ма́тери моли́ся,/ да благода́рною душе́ю зове́м ти:// ра́дуйся, уго́дниче Христо́в и те́плый к Бо́гу о нас моли́твенниче.

Перевод: Как яркая звезда ты воссиял в городе Муроме, святитель Василий, по водам же дошел до города нашего Рязани, Церковь Божию ты отлично упас, просвещая людей учением и жизнью твоей. Вспоминай и сейчас о детях твоих, молим тебя, учитель наш добрый, и о нас Христу Богу и Пречистой Его Матери молись, да с благодарной душой взываем к тебе: «Радуйся, угодник Христов и усердный к Богу о нас молитвенник».

Молитва святителю Василию, епископу Рязанскому

Святи́телю о́тче Васи́лие! Ди́вным ше́ствием твои́м по вода́м и нетле́нием честны́х моще́й твои́х уве́рившеся, я́ко и́маши ве́лию благода́ть у Го́спода Бо́га, с ве́рою и наде́ждою к тебе́ прибега́ем и умиле́нно мо́лим тя: моли́ о нас Христа́ Бо́га на́шего, сохрани́вшаго тя, я́коже Петра́, от потопле́ния в волна́х речны́х и от истле́ния в се́рдце земли́, да благода́ть Его́ спаси́тельная сопу́тствует нам на всех путе́х жи́зни сея́, сохраня́ющи ны невреди́мы от вся́каго зла́го обстоя́ния, вся́кий проти́вный ветр напа́стей и бу́рю страсте́й утоля́ющи, ти́хое же и безмяте́жное пла́вание в жите́йстем сем мо́ри нам да́рующи. Да прости́т нам Милосе́рдый Госпо́дь вся́кое прегреше́ние, во́льное и нево́льное, не́мощь естества́ на́шего бла́гостию Свое́ю покрыва́я, да утверди́т нас во святе́й Свое́й Правосла́вной ве́ре и благоче́стии, исполня́я сердца́ на́ша любве́ и ре́вности о соблюде́нии за́поведей Его́ ко спасе́нию душ на́ших. Це́ркви Правосла́вно-Росси́йстей да да́рует мир и благоде́нствие, да возглаго́лет в се́рдце прави́телей на́ших блага́я о ней и о всех лю́дех, да низпосле́т земли́ на́шей времена́ ми́рна, благорастворе́ны возду́хи, земли́ плодоно́сие и вся на по́льзу настоя́щаго жития́ потре́бная и да изба́вит вся гра́ды и ве́си оте́чества на́шего и всю зе́млю Ру́сскую от гла́да, губи́тельнаго огня́, смертоно́сныя я́звы и от вся́каго зла, да та́ко в ми́ре, благоде́нствии и преспе́янии в добродет́елех путь жи́зни сея́ преше́дше, вни́дем в ве́чное ца́рство, угото́ванное святы́м Его́. О всехва́льный святи́телю наш и уго́дниче Христо́в Васи́лие! Ве́руем и упова́ем, я́ко мо́жеши моли́твами твои́ми устро́ити вся блага́я душа́м и телесе́м на́шим, име́я Помо́щницу Преблагослове́нную Влады́чицу на́шу Богоро́дицу, Ея́же честно́ю и чудотво́рною ико́ною сохраня́емь, ше́ствие по вода́м, я́ко по су́ху, соверши́в, богоспаса́емаго гра́да Ряза́ни дости́гл еси́. Сего́ ра́ди приле́жно мо́лим тя: не отве́ржи нас от заступле́ния твоего́, потщи́ся на по́мощь на́шу и умоли́ за ны Го́спода и Бо́га на́шего Иису́са Христа́, изба́влъшаго тя от злоко́зненных сете́й лука́ваго и клеветы́ челове́ческия, да, призре́в на ны ми́лостивно, изба́вит нас от вся́кия беды́, ско́рби и боле́зни душе́вныя и теле́сныя и да сподо́бит нас, гре́шных и недосто́йных, Небе́снаго Ца́рствия Своего́ моли́твами Пресвяты́я Ма́тере Своея́ и твои́м те́плым за ны предста́тельством, всегда́, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая

Богоизбра́нне первосвяти́телю наш и уго́дниче Христо́в Васи́лие, просия́вый свя́тостию жития́ твоего́, чу́дным пла́ванием по вода́м и нетле́нием моще́й твои́х, предстоя́й престо́лу Вседержи́теля и име́яй ве́лие дерзнове́ние ко Христу́ Бо́гу на́шему! Смире́нно мо́лим тя, во умиле́нии се́рдца, моли́ Го́спода, да проба́вит ми́лость Свою́ к нам, гре́шным и недосто́йным рабо́м свои́м, па́стырем Це́ркви да пода́ст человеколю́бие и ре́вность о спасе́нии пасо́мых: градонача́льником и судия́м страх Бо́жий, правоту́ и безкоры́стие, во́ином терпе́ние, му́жество и одоле́ние на враги́: супру́гом взаи́мную любо́вь, ве́рность, единомы́слие и домострои́тельность, ку́плю де́ющим че́стность и праводу́шие, земледе́льцем трудолю́бие и тре́звенность, си́рым призре́ние, боля́щим исцеле́ние, оби́димым заступле́ние, оклеветава́емым оправда́ние, и всем лю́дем па́ствы твоея́ вся ко вре́менней и ве́чней жи́зни потре́бная. Па́че же моли́ Го́спода, моли́твенниче наш, да прости́т нам вся́кое согреше́ние во́льное и нево́льное, и очи́стит от вся́кия скве́рны пло́ти и ду́ха: да изба́вит от ко́зней иско́ннаго врага́, ненави́стника и человекоуби́йцы, и сохрани́т от клеветы́ челове́ческия, да утверди́т в и́стинной спаси́тельной ве́ре и нелицеме́рном благоче́стии: да соблюде́т от суему́дрия и душетле́нных уче́ний духо́в ле́стчих, де́йствующих в ве́це сем в сыне́х противле́ния, да охрани́т сердца́ на́ша от кра́сных ми́ра сего́, и да научи́т огреба́тися плотски́х по́хотей и страсте́й, го́рняя му́дрствовати, а не земна́я. Моли́, о́тче наш, Всесвята́го и Боже́ственнаго Ду́ха, да возсия́ет свет благода́ти Его́ бра́тиям на́шим по пло́ти, во тьме лжеве́рия сидя́щим, и да позна́ют Христа́, Бо́га и́стиннаго, еди́наго Спаси́теля всех челове́к: да возсия́ет свет сей и блужда́ющим на распу́тиях раско́ла, да вразумя́тся и прии́дут во огра́ду правосла́вныя Це́ркве, в не́йже еди́ней несомне́нно содева́ется ве́чное спасе́ние ве́рных. О, святи́телю Христо́в, моли́твенниче наш! Моли́ Христа́ Бо́га и Пречи́стую Ма́терь Его́, да упраздни́т вражды́ и нестрое́ния, соедини́т же всех нас бра́тнею богоподо́бною любо́вию, да в ми́ре и единомы́слии, жела́нием спасе́ния горя́ще, Го́сподеви рабо́тающе, друг дру́га тяготы́ нося́ще, до́брым по́двигом подвиза́емся, тече́ние сконча́ем и дости́гнем в ти́хое приста́нище Небе́снаго Ца́рствия, и сла́вим неизрече́нное человеколю́бие и милосе́рдие Спаси́теля на́шего, Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, со Безнача́льным Его́ Отце́м и Пресвяты́м Ду́хом во ве́ки веко́в. Ами́нь.

ВАСИЛИЙ РЯЗАНСКИЙ

Свт. Василий, еп. Рязанский. Икона. XIX в. (РИАМЗ)

Василий (+ 1294), епископ Рязанский, святитель

Память 12 апреля, 21 мая – совместно с Муромскими чудотворцами блгв. кн. Константином и чадами его Михаилом и Феодором, 10 июня – отдельная [1] и в Соборе Рязанских святых, 3 июля, в Соборах Владимирских и Липецких святых

Сведения о нем содержатся в “Повести о Рязанском епископе Василии”, которая существует в двух редакциях: краткой, самостоятельной, её автором является Ермолай-Еразм [2], и переработанной пространной, вошедшей в состав жития св. кн. Константина Муромского и созданной в связи с прославлением последнего на Соборе 1547 года.

По краткой редакции “Повести”, спустя некоторое время после княжения в Муроме св. кн. Глеба была устроена епископия, которую “не в колика же времена” занимал “епископ праведен” Василий [3]. Он неутомимо трудился на ниве Божией: восстанавливал храмы, просвещая невежественных и язычников, укрепляя ослабевающих. Святитель отличался замечательными качествами души: незлобием, смиренномудрием, целомудрием, неусыпностию в молитвах, воздержанием, богопреданностию в скорбях.

Не терпя его доброй жизни, диавол, “воображаяся в девицу”, принародно стал являться в епископских палатах. Обманутые диаволом, муромцы изгнали епископа Василия, который, не гневаясь и не раздражаясь, смиренно возложил упование свое на Того, Кто низводит правду “яко полудень”. Он “всю ночь молился со слезами в соборном храме Бориса и Глеба, совершил всенощное бдение, утром отслужил литургию; из собора пошел в первоначальную церковь Благовещения, там отпел молебен пред образом Божией Матери, принесенным из Киева в Муром святым Константином, взял сию икону с собою и с упованием на Матерь Божию пошел к Оке, чтобы оставить навсегда и город и епископию”. Придя на берег Оки, епископ отказался взойти на корабль, простер на воду свою мантию и ступил на нее с иконой Богоматери в руках, после чего “духом бурным несен бысть. противу струям” и менее чем за 6 часов доплыл до места, “еже ныне зовомо Старая Рязань”. Здесь святителя торжественно встретил рязанский великий князь Олег Иоаннович. Епископская кафедра из Мурома была перенесена в Рязань, где стала храниться “и до ныне” бывшая с епископом Василием чудотворная икона Богоматери.

В пространной редакции “Повести” этот рассказ о свт. Василии неудачно соединён с заимствованными из летописи сведениями об “обновлении” Мурома кн. Юрием Ярославичем в 1351 году [4], в ходе которого на кафедру якобы и был поставлен святитель Василий.

По летописям и актам известны два рязанских епископа с именем Василий (соответственно второй и четвертый в общем списке Рязанских архиереев). Из них первый умер в 1294 году [5]. Василий II был поставлен митрополитом Алексием в 1356 г. [6], упоминается в грамоте святителя Алексия на Червленый Яр [7] и скончался, если полагаться на летописный порядок перечисления епископов, поставленных свт. Алексием, до 1360 года [8]. Т. о., князь Юрий Ярославич, сведённый в 1354/55 г. с муромского княжения и вскоре умерший в заточении, не мог быть причастен к поставлению епископа Василия. Однако составитель пространной редакции, вероятно, не случайно связал имена свт. Василия и муромского кн. Юрия, ведь последний был современником вел. кн. Олега Иоанновича (нач. 1350-х – 1402), упомянутого в более ранней краткой редакции. Кроме того, употребляемое в краткой редакции название “Старая Рязань” также отсылает к эпохе вел. кн. Олега, т. к. это название возникло после основания “городка Олгова на усть Проне” [9]. Известно, что еп. Василий II получил многочисленные земельные пожалования и льготы в различных частях Рязанского княжества от вел. кн. Олега Иоанновича и его зятя – пронского кн. Владимира Димитриевича [10]. Следовательно, предание, отразившееся в середине XVI в. в краткой редакции “Повести”, имело в виду, вероятно, Рязанского еп. Василия, жившего в первой половине – середине XIV в., хотя исключить возможность соотнесения свт. Василия с еп. Василием конца XIII в. все же нельзя ввиду сбивчивости и анахроничности предания (вопреки ему нет данных о том, что епископская кафедра располагалась в Муроме, – с самого основания в конце XII в., а вовсе не в княжение св. кн. Глеба кафедра находилась в Рязани).

Памятник на месте первоначального захоронения свт. Василия Рязанского. Фотография. Начало ХХ в. Фотография с сайта pravenc.ru

Почитание

Время установления почитания свт. Василия точно неизвестно. Он не был канонизирован на Соборах 1547 и 1553 гг., когда были прославлены Муромские святые: кн. Константин и его дети Михаил и Феодор, кнн. Петр и Феврония. Тем не менее труд Ермолая-Еразма позволяет предположить, что установление местного почитания святителя было следствием соборного прославления Муромских чудотворцев. 10 июня 1609 г. состоялось обретение нетленных мощей святителя Василия и перенесение их по повелению Рязанского и Муромского архиеп. Феодорита от церкви святых Бориса и Глеба в Успенский (с 1753 г. Рождественский) собор Переяславля Рязанского (совр. Рязань). На этот день было установлено местное празднование памяти Василия Рязанского. Канонизация святого подтверждена внесением его имени в Соборы Владимирских и Рязанских святых, празднование которым было установлено соответственно в 1982 и 1987 гг. Память Василия Рязанского (без указания дня) отметил в середине 1650-х гг. в своем Месяцеслове Симон (Азарьин): «Иже во святых отца нашего Василия епископа Муромского, иже из Мурома сяде на свою мантию и рекою Окою всем зримо отплове на Рязан вверх противу воды пловяше» [11]. По указу Святейшего Синода 1814 г. разрешено праздновать память Василия Рязанского 21 мая совместно с Муромскими чудотворцами. В настоящее время мощи Василия Рязанского вместе с останками 5 рязанских князей и 3 княгинь находятся в Рождественском соборе.

4 октября 1836 г. на месте первоначального пребывания мощей святителя Василия был открыт памятник, воздвигнутый на пожертвования рязанских купцов (не сохр.). Он представлял собой четырехгранную пирамиду под шатром, который поддерживали 4 колонны. По сторонам пирамиды были изображены: прибытие святителя Василия из Мурома в Старую Рязань с чудотворной иконой Богоматери; встреча святителя великим князем Олегом Иоанновичем; переезд святителя в Переяславль Рязанский к Борисоглебскому собору и кончина святителя; перенесение мощей святителя из Борисоглебского храма в Успенский собор.

Иконография

Самое раннее изображение святителя Василия Рязанского известно на иконе «Константин, Михаил и Феодор в житии» из муромской церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, написанной в 1714 г. муромским иконописцем Александром Казанцевым (ныне в МИХМ). 14 из 87 клейм иконы (с 74 по 87) рассказывают о святителе.

В основу самостоятельных образов святителя легло включенное в сюжет Повести о Василии Рязанском чудо от Муромской иконы Божией Матери, которое связано с историей изгнания епископа из Мурома. Святой изображен в рост в трехчетвертном развороте, плывущим по реке на распростертой по воде мантии, с иконой Богородицы в правой и с посохом в левой руке (иконы: 1918 г., МИХМ; сер. XIX в. работы худож. Н. В. Шумова, РИАМЗ; XX в., придел во имя свт. Василия в Борисоглебском соборе Рязани). В память этого чуда, совершившегося по молитве оклеветанного епископа, икона получила второе название – “Моление св. Василия”.

На иконе 1-й пол. XIX в. (РИАМЗ) святитель Василий представлен на фоне пейзажа фронтально в рост, в святительском облачении, руки разведены в стороны – правой благословляет, в левой Евангелие.

В “Соборе Муромских святых” святитель Василий изображен вместе со святыми кн. Константином и его чадами Михаилом и Феодором, Петром и Февронией, Иулианией Лазаревской в 3-м ряду слева на иконе XVIII в. (МИХМ). Сохранился цикл миниатюр начала XX в. к Повести о Василии Рязанском [12], выполненный на бумаге XVII в. И. Г. Блиновым и считавшийся до конца 1980-х гг. древней рукописью [13].

В сводном иконописном подлиннике Филимонова (XVIII в.) под 15 апреля об облике святого говорится: “Подобием сед, брада Василия Кесарийского, покороче, ризы святительския, багряныя, исподняя голубая, в омофоре, в руке Евангелие, а другая благословенна, на главе шапка святительская”. Сходное описание образа святителя под 15 апреля или 28 января помещено в Строгановском [14], Перетцевском [15] подлинниках, в рукописи из собр. РНБ [16] и др.

Молитвословия

Пе́рвее в Му́роме святи́тельством почте́н бы́л еси́,/ из него́же непра́ведно изгоня́емь,/ на ма́нтию, я́ко на ле́гкий кора́бль, возше́л еси́,/ на не́мже па́че естества́, я́ко безпло́тен,/ по вода́м ше́ствие творя́,/ промышле́нием Вы́шняго и заступле́нием Богома́тере управля́емь/ богоспаса́емого гра́да Ряза́ни дости́гл еси́/ и в не́м, архиере́йства престо́л восприи́м,/ богода́нную па́ству ряза́нскую до́бре упа́сл еси́,/ святи́телю о́тче на́ш Васи́лие,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Я́ко многосве́тлая звезда́, от гра́да Му́рома возсия́л еси́,/ святи́телю Васи́лие,/ по вода́м же доше́д до гра́да на́шего Ряза́ни,/ Це́рковь Бо́жию до́бре упа́сл еси́,/ просвеща́я лю́ди уче́нием и житие́м твои́м./ Помина́й и ны́не ча́да твоя́, мо́лим тя́,/ наста́вниче на́ш до́брый,/ и за ны́ Христу́ Бо́гу и Пречи́стей Его́ Ма́тери моли́ся,/ да благода́рною душе́ю зове́м ти́:// ра́дуйся, уго́дниче Христо́в и те́плый к Бо́гу о на́с моли́твенниче.

Святи́телю о́тче Васи́лие! Ди́вным ше́ствием твои́м по вода́м и нетле́нием честны́х моще́й твои́х уве́рившеся, я́ко и́маши ве́лию благода́ть у Го́спода Бо́га, с ве́рою и наде́ждою к тебе́ прибега́ем и умиле́нно мо́лим тя́: моли́ о на́с Христа́ Бо́га на́шего, сохрани́вшаго тя́, я́коже Петра́, от потопле́ния в волна́х ре́чных и от истле́ния в се́рдце земли́, да благода́ть Его́ спаси́тельная сопу́тствует на́м на все́х путе́х жи́зни сея́, сохраня́ющи ны́ невреди́мы от вся́каго зла́го обстоя́ния, вся́кий проти́вный ве́тр напа́стей и бу́рю страсте́й утоля́ющи, ти́хое же и безмяте́жное пла́вание в жите́йстем се́м мо́ри на́м да́рующи. Да прости́т на́м Милосе́рдый Госпо́дь вся́кое прегреше́ние, во́льное и нево́льное, не́мощь естества́ на́шего бла́гостию Свое́ю покрыва́я, да утверди́т на́с во святе́й Свое́й Правосла́вноей ве́ре и благоче́стии, исполня́я сердца́ на́ша любве́ и ре́вности о соблюде́нии за́поведей Его́ ко спасе́нию ду́ш на́ших. Це́ркви Правосла́вно-Росси́йстей да да́рует ми́р и благоде́нствие, да возглаго́лет в се́рдце прави́телей на́ших блага́я о не́й и о все́х лю́дех, да низпо́слет земли́ на́шей времена́ ми́рна, благорастворе́ны возду́хи, земли́ плодоно́сие и вся́ на по́льзу настоя́щаго жития́ потре́бная и да изба́вит вся́ гра́ды и ве́си оте́чества на́шего и всю́ зе́млю Ру́сскую от гла́да, губи́тельнаго огня́, смертоно́сныя я́звы и от вся́каго зла́, да та́ко в ми́ре, благоде́нствии и преспе́янии в доброде́телех пу́ть жи́зни сея́ преше́дше, вни́дем в ве́чное ца́рство, угото́ванное святы́м Его́. О всехва́льный святи́телю на́ш и уго́дниче Христо́в Васи́лие! Ве́руем и упова́ем, я́ко мо́жеши моли́твами твои́ми устро́ити вся́ блага́я душа́м и телесе́м на́шим, име́я Помо́щницу Преблагослове́нную Влады́чицу на́шу Богоро́дицу, Ея́же честно́ю и чудотво́рною ико́ною сохраня́емь, ше́ствие по вода́м, я́ко по су́ху, соверши́в, богоспаса́емаго гра́да Ряза́ни дости́гл еси́. Сего́ ра́ди приле́жно мо́лим тя́: не отве́ржи на́с от заступле́ния твоего́, потщи́ся на по́мощь на́шу и умоли́ за ны́ Го́спода и Бо́га на́шего Иису́са Христа́, изба́вльшаго тя́ от злоко́зненных се́тей лука́ваго и клеветы́ челове́ческия, да, призре́в на ны́ ми́лостивно, изба́вит на́с от вся́кия беды́, ско́рби и боле́зни душе́вныя и теле́сныя и да сподо́бит на́с, гре́шных и недо́стойных, Небе́снаго Ца́рствия Своего́ моли́твами Пресвяты́я Ма́тере Своея́ и твои́м те́плым за ны́ предста́тельством, всегда́, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Литература

  • ПСРЛ. Т. 18. СПб., 1913. С. 23, 83, 99, 120, 121;
  • Повесть о Петре и Февронии / Подгот. текстов и исслед. Р. П. Дмитриевой. Л., 1979. С. 325-326 [Крат. ред. памятника];
  • Повесть о водворении христианства в Муроме (по ркп. Румянцевского музеума № 364) // Памятники старинной лит-ры, изд. гр. Г. Кушелевым-Безбородко. СПб., 1860. Вып. 1. С. 229-240 [Простр. ред.].
  • Голос в защиту предания о святом Василии I, еп. Рязанском // ЧОИДР. 1859. Кн. 3. Отд. 1. С. 147-160;
  • СИСПРЦ. С. 49-51; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 92;
  • Голубинский. Канонизация святых. С. 122;
  • Жития святых. М., 1916. Кн. доп. 2-я. Янв.-апр. С. 571-572;
  • Вагнер Г. К. Повесть о Рязанском еп. Василии и ее значение для ранней истории Переяславля-Рязанского // ТОДРЛ. 1960. Т. 16. С. 167-177 [Библиогр.];
  • Дмитриева Р. П. Две редакции XVI в. Повести о Рязанском еп. Василии // Культурное наследие Древней Руси: Истоки, становление, традиции. М., 1976. С. 136-142;
  • Дмитриева Р. П. Повесть о Рязанском еп. Василии: (История текста первонач. ред.) // ТОДРЛ. 1977. Т. 32. С. 40-55;
  • Повесть о Петре и Февронии. С. 79-94.
  • Подобедова О. И. Лицевая рукопись XVII в. «Сказания о граде Муроме и о епископии его. » // ТОДРЛ. 1960. Т. 16. С 374-387;
  • Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 73-74;
  • Сиротинская А. А. Иконография св. Василия еп. Рязанского и Муромского по мат-лам муромского круга памятников // Муромский сб. Муром, 1993. Вып. 1. С. 24-33.

Использованные материалы

  • А. В. Назаренко, Э. П. И., Василий, еп. Рязанский Православная энциклопедия, т. 7, с. 28-30
    • http://www.pravenc.ru/text/150489.html
  • Жизнеописание на сайте “Русское Православие”
    • http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_2702
  • http://pravgymn62.ortox.ru/tropar-svtvasiliy – молитвословия

[1] Память обретения мощей в 1609 году.

[2] В автографе Ермолая-Еразма (РНБ. Солов. № 287/307, не позднее нач. 60-х гг. XVI в.) “Повесть” имеет заголовок: “О граде Мураме и о епископьи его, како преиде на Рязань”.

[3] Есть предание, что рукоположен во епископа Киевским митрополитом Максимом в 1285 году – ortho-rus.ru

[4] ПСРЛ. Т. 7. М., 2001. С. 215-216; Т. 10. М., 2000. С. 222; Т. 15. Вып. 1. Стб. 60

[5] ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. М., 1997. Стб. 484; распространенная в литературе датировка 1295 г. не учитывает, что статья 6803 г. в Лаврентьевской летописи – ультрамартовская (Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963. С. 121).

[6] ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. М., 2000. Стб. 64.

[7] АСЭИ. Т. 3. № 313. С. 343-344.

[8] Приселков М. Д. Троицкая летопись: (Реконструкция текста). СПб., 20022. С. 406; ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 123; Т. 18. С. 23.

[9] ПСРЛ. Т. 3. М., 2000. С. 476

[10] АСЭИ. Т. 3. № 314-315. С. 345-347; № 319. С. 348; № 322. С. 350-352.

[11] РГБ. МДА. № 201. Л. 333 об.

[12] СПб РАН. Собр. Н. П. Лихачева. № 50.

[13] обоснование датировки и атрибуции миниатюр из собр. Н. П. Лихачева, №50 – см.: Турилов А. А. Об опасности абсолютизации филигранологического метода датировки рукописей // Филигранологические исследования. Теория. Методика. Практика. Л., 1990. С. 125-126.

[14] БАН. Строг. № 66. Л. 97, кон. XVIII в.

[15] ИРЛИ. Колл. Перетца. № 524. Л. 147, 1830-е гг.

Читайте также:  Исповедь Аврелия Августина: краткое содержание, цитаты и история
Ссылка на основную публикацию