Владимир Богоявленский: биография священника, труды, мощи и почитание

Владимир Богоявленский: биография священника, труды, мощи и почитание

27 июня Православная Церковь празднует Обре́тение Мощей Священомученика Владимира (Богоявленского), Митрополита Киевского (1993)

Митрополит Владимир (Богоявленский) — первый иерарх Православной Церкви, который после революционных событий 1917 г. принял мученическую смерть за Христа. В течение 74 лет его мощи находились в Крестовоздвиженской церкви над Ближними пещерами Киево-Печерской Лавры.

В ночь с 26 на 27 июня 1992 г., после определения точного места его захоронения, состоялось обретение мощей священномученика. Останки страстотерпца были перенесены в Дальние пещеры Лавры, где находятся и поныне. С тех пор ежегодно 26 июня мощи священномученика Владимира крестным ходом переносят в Трапезный храм. Там они пребывают до окончания Литургии, затем их возвращают в Дальние пещеры.

8 мая 2012 г. Священный Синод Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира принял решение о проведении торжеств по случаю 20-летия обретения честных мощей священномученика Владимира (Богоявленского) († 1918) и 20-летия установления дня памяти Собора новомучеников и исповедников, от безбожной власти в ХХ в. за Христа пострадавших.


Митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий:

— Мощи извлекали из-под земли. Сняли плиты, потом пробивали потолок. Через отверстие спустились в саркофаг и начали искать гроб на ощупь, при свечах. Заметили какие-то шарики на четырех концах гроба. Сначала подумали, что это — для украшения. Потом выяснилось, что гроб перевернут, и то были ножки гроба. Прежде извлекли мощи, а под ними нашли крест, панагию. Когда мощи были извлечены, их промыли. Затем мощи сложили в анатомическом порядке и облачили.

Насельник Киево-Печерской Лавры архимандрит Поликарп (Линенко):

— Когда митрополит Киевский Филарет ушел в раскол, на душе была страшная тягота: хоть иди в подполье, новые катакомбы. И когда приехал Блаженнейший Митрополит Владимир, то первым делом решили прославить святого священномученика. Об этом поговаривал еще Филарет, но, видно, священномученик Владимир не дал ему — находившемуся на пути в раскол — совершить дело обретения святых мощей.

Обретение мощей решили совершать тайно, чтобы не начались хождения по санэпидемстанциям. Мы уже примерно знали, когда это должно произойти.

В тот вечер я гулял на территории Ближних пещер. Там находились сторожа и еще некоторые из братии. Было, наверное, часов 9–10 вечера. Потом пришли владыки Онуфрий, Сергий, Алипий, Иоанникий, наместник Лавры архимандрит Питирим — ныне тоже владыка. (Накануне они принимали участие во встрече Блаженнейшего Владыки, когда тот 20 июня 1992 года приехал в Киев). И вот они зашли в храм и закрыли его. Зная, что в храме архиереи, мы не дерзали туда войти и продолжали гулять по площади перед Крестовоздвиженской церковью.

Стало уже темно, когда вдруг увидели, что над храмом образовалось темно-красное облако. Мы подумали, что это, возможно, зарево от какого-нибудь пожара за Днепром, и поднялись на горку над церковью. Но оказалось, что это большое облако стоит как раз над центром храма. Лишь впоследствии мне пришла в голову мысль, что это, быть может, знамение Господне. Почти такое же, кстати, как было при обретении в 1091 г. мощей преподобного Феодосия Печерского.

Тогда, как свидетельствует «Киево-Печерский Патерик», над Лаврой видели три огненных столпа.

Спустя некоторое время нас пустили в храм. Горело центральное паникадило. Склеп уже был вскрыт. Затем мощи подняли на поверхность, аккуратно отделили от всего остального, разложили на специально приготовленном столе, на белой скатерти, промыли и оставили сушиться до утра. Все было закончено около трех часов ночи.

Утром мощи облачили и перенесли в Верхнюю Лавру, где в Трапезном храме совершили Божественную литургию. Потом крестным ходом перенесли мощи в Дальние пещеры.

У братии была такая радость, какая возникает после грозового дождя, пролившегося после невыносимой жары. Ощущалась уверенность, что, несмотря на разразившийся раскол, мы выстоим. Казалось, священномученик встал из гроба и пришел на помощь: ведь он тоже боролся с раскольниками и боролся из-за той же неканонической автокефалии. Более того, он – святой митрополит Киевский Владимир – был канонизирован в тот момент, когда к нам прибыл тезоименитый владыка – Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир. И в тот день у нас на трапезе читалась книга «Венок на могилу Высокопреосвященного митрополита Владимира», написанная сразу после погребения священномученика.

Принимать все испытания

Погожим весенним днем 1858 г. несколько 9-10-летних мальчуганов шли к родному селу Малая Моршка Тамбовской губернии. Они возвращались домой из бурсы, то есть Тамбовcкого духовного училища, на пасхальные каникулы. Завидев родное село, они закричали с торжеством: «Воду прошед, яко сушу, и тамбовского зла избежав. ». На самом деле в церковном песнопении поется «египетского зла избежав». А одним из этих ребят был Василий Богоявленский, сын священника Никифора в Малой Моршке, будущий митрополит Киевский и священномученик Владимир.

Этот эпизод взят из личных воспоминаний священномученика. В XIX в. не всем нравилось учиться в духовных училищах или семинариях – строгая дисциплина, зубрежка, латынь, телесные наказания. Из семинарий того времени иногда выходили не будущие святые или священники, а атеисты и революционеры, которые потом, в XX в., отдавали приказы взрывать храмы и расстреливать верующих.

То ли в Тамбовской семинарии было все не так страшно, то ли Василий Богоявленский был настолько чист душой, что к нему не прилипало никакой душевной нечистоты, однако знавшие его священники говорят, что он «идеализировал семинарию». Когда один из членов Святейшего Синода священник Георгий Шавельский стал критиковать систему духовного образования, то Богоявленский, который к тому времени был митрополитом и первенствующим членом Синода, прервал его недовольной репликой: «Сам учился в семинарии, а так говорит о ней», — и перевел обсуждение на другую тему.

В начале жизненного пути

Мы не знаем, каким было детство святого. Известно только, что учился он прилежно и, как один из лучших учеников, был направлен учиться дальше — в духовную академию. Для Василия Богоявленского, сына бедного сельского священника, направление в Киевскую духовную академию было шансом бесплатно получить высшее образование. Потому как лучшие выпускники не платили за учебу, они учились «казенным коштом», за средства государственного бюджета.

«В академии вполне выявился характер Василия как человека деликатного, выдержанного и тактичного, — сообщает в житии священномученника историк игумен Дамаскин (Орловский). — Он не любил ссор, колких разговоров и страстных споров. Бывали случаи, когда раздраженные горячим спором студенты готовы были дойти до взаимных оскорблений, и тогда Василий вмешивался в спор и примирял их».

В 26 лет он окончил академию. Вернувшись в Тамбов, Василий устроился преподавателем в родную семинарию, преподавая Священное Писание и немецкий язык, а также географию в местной женской гимназии.

Еще через шесть лет он женился и стал священником. Ни биографы, ни сам святитель прак­тически ничего не сообщают о его семейной жизни, длившейся всего три года. После смерти жены и единственного ребенка, 8 февраля 1886 г. в Тамбовском Казанском монастыре Василий принял монашеский постриг, а 9 февраля был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Козловского (ныне Мичуринск) Троицкого монастыря.

С 6 октября того же года — настоятель Новгородского Антониевого монастыря.

В столицу за хорошую проповедь

21 мая 1888 г. император утвердил доклад Святейшего Синода о «бытии архимандриту Владимиру» епископом Старорусским, викарием Новгородской епархии. 3 июня того же года в Александро-Невской Лавре хиротонисан во епископа митрополитом Исидором (Никольским) и другими иерархами.

Он становится помощником Новгородского архиерея — епископа Арсения (Стадницкого). Старший владыка запомнил своего помощника как активного проповедника, внедрявшего на приходах необычную для того времени практику бесед с прихожанами после службы. «Слабый, болезненный телом, с тихим голосом, он во время произнесения проповедей преображался, воодушевлялся, голос становился крепким, и силою горячего слова он пленял умы и сердца слушателей», — вспоминал владыка Арсений.

На должности руководителя Самарской епархии молодой епископ пробыл всего полтора года. Но даже за такой короткий период времени владыка Владимир успел развернуть целую борьбу с неграмотностью. Он открыл 150 начальных учебных заведений — церковноприходских школ. На второй год его управления епархией в области начался голод от неурожая и эпидемия холеры. Владыка Владимир не только молился о страждущих, но и организовал сбор средств, открыл множество бесплатных столовых, сам посещал больницы, утешал пациентов. «В молодые годы на своей первой самостоятельной кафедре — Самарской — он слыл за праведника и пользовался огромной любовью паствы», — пишет в своих мемуарах священник Георгий Шавельский.

Как и в Новгороде, владыка Владимир много проповедовал в Самаре. Одну из его проповедей услышал влиятельный чиновник из Петербурга юрист Анатолий Кони, который тогда был членом Государственного Совета. Он прибыл в Самару по делам — навести порядок в городе, который стоял на грани бунта после начала эпидемии холеры.

«Зайдя в воскресенье в кафедральный собор, — рассказывает отец Георгий Шавельский, — Кони был приятно удивлен и благолепным служением, совершавшимся молодым архиереем, и прекрасной проповедью, сказанной последним. Вернувшись в Петербург, он полетел к всесильному тогда К. П. Победоносцеву, своему бывшему профессору, а теперь другу, чтобы высказать недоумение, как можно держать такого выдающегося архиерея на какой-то захолустной кафедре. Последствием беседы Кони с Победоносцевым было то, что вскоре молодой, всего год и восемь месяцев прослуживший на самостоятельной кафедре, епископ Владимир был назначен на первую после митрополий, экзаршую кафедру на Кавказе, с возведением в сан архиепис­копа».

Эта высокая протекция открыла ему путь дальнейшей церковной карьеры. В 1898 г., когда скончался московский митрополит Сергий (Ляпидевский), на его место был назначен владыка Владимир.

Увольнение за правду

И там он снова много проповедует, борется с пьянством, открывает образовательные курсы для рабочих, привлекает в Москву новых священников. В 1912 г., после смерти митрополита Санкт-Петербургского Антония (Вадковского), Владимира (Богоявленского) назначают на столичную кафедру. На этом назначении настоял император Николай II. Нового назначения и приближения ко двору святитель побаивался. «Я человек не этикетный, могу не прийтись “ко двору”, — говорил он знакомым священникам. — Там разные течения, а я не смогу следовать за ними, у меня нет характера приспособляемости».

Говорил — как в воду глядел. Когда в 1915 г. он добился личной аудиенции у государя и просил удалить от двора Григория Распутина, о котором ходила дурная слава, императрица Александра Федоровна была настолько обижена, что добилась увольнения митрополита с самой престижной в стране кафедры. В качестве наказания владыку Владимира отправили служить в Киев — тогда небольшой городок империи, по количеству населения уступавший даже Одессе и Нижнему Новгороду.

Митрополит Владимир оставался первенствующим членом Святейшего Синода и чаще бывал в столице, чем в Киеве. «В нем было много такого, что делало его настоящим святителем, — продолжает повествование священник Георгий Шавельский, вместе с владыкой принимавший участие в заседаниях Синода. — Его нельзя было не уважать за его благоговейность, благочестие, искренность, прямолинейность, простоту и доступность».

Обычно святые нам представляются людьми, безупречными во всех отношениях. Но тот же отец Георгий Шавельский указывает и на недостатки владыки Владимира. «Как-то к нему пришла делегация священников с просьбой содействовать увеличению зарплат сельского духовенства, которое часто вынуждено было жить в крайней бедности:

— Зачем духовенству большое казенное содержание? Мой отец от казны не получал ни гроша и был отличным священником, — ответил митрополит депутации.

— Как зачем? Да затем, чтобы священник не протягивал руки за каким-либо пятаком или гривенником; чтобы избавить наших священников от необходимости принимать эти унизительные подачки, — воскликнул один из священников.

— А что же тут унизительного? Извозчик, когда вы ему платите, протягивает же руку, — не нашел ничего лучшего, чтобы сказать в ответ митрополит. Священники уехали от него с возмущением».

Путешествия из Киева в Петербург продолжались недолго. После февральской революции и отречения от престола Николая II, Церковью все еще руководили светские люди — обер-прокуроры. Один из них — князь Львов — перессорившись со всеми архиереями в Синоде, уволил их и набрал новых. Митрополит Владимир теперь окончательно возвращается в Киев. Это его последняя кафедра.

Первая кровь

К тому времени духовенство Киева разделилось на два противоположных лагеря. Одни выступали за отделение от Москвы, другие — против. Часть украинского духовенства даже предлагала владыке Владимиру стать первым патриархом независимой Украинской Церкви. В конце 1917-го и в начале 1918-го прошло несколько церковных совещаний и соборов, на которых обсуждались эти вопросы. Для владыки Владимира ситуация осложнялась еще и тем, что далеко не вся братия Киево-Печерской Лавры, где он жил, поддерживала его. Некоторые завидовали митрополиту, которому по должности полагалась зарплата, в десятки раз превышавшая доходы рядового духовенства, иные считали его ставленником Москвы, мешающим утверждению самостоятельности Украинской Церкви.

В конце января 1918 г. Киев был взят большевистскими войсками. Церковников они воспринимали как дармоедов, а их начальников — как самых злых врагов трудового народа. Владыка Владимир, в отличие от многих других мучеников безбожного времени, был убит бандой. Не было ни суда, ни следствия — только желание покуражиться и отомстить кому-то из тех, кто ассоциировался с бывшей властью. Но самое страшное в его гибели даже не это. Никто из братии древнего монастыря не встал на защиту своего архиерея. Монахи даже слышали звуки выстрелов недалеко от стен Лавры, но тело мученика лежало на снегу до утра. По этому поводу митрополит Евлогий (Георгиевский) прямо пишет: «Кровь его и на монахах Лавры».

Вот как владыка Евлогий описывает гибель святого: «Когда Киев был взят, командующий большевистскими войсками Муравьев пришел к наместнику Лавры с предупреждением: “Я буду жить в лаврской гостинице, с вами, у меня телефон. Если ворвутся к вам банды с обыском, с требованием денег или случится еще что-нибудь — звоните ко мне”, — сказал он. Вскоре днем в трапезную Лавры пришла банда матросов и потребовала еды. В то время как монахи их кормили, начались расспросы: довольна ли братия начальством? не имеют ли монахи каких-либо жалоб. Послушники, распропагандированные революцией и возбужденные агитацией , стали жаловаться на притеснения: народ несет в Лавру большие деньги, а поедает их “он”… — и они указали наверх, где находились покои митрополита. Матросы ворвались в его квартиру, отпихнули старика-келейника, пригрозив ему револьвером, и бросились в спальню. Там они оставались около двух часов. Что в спальне происходило, неизвестно. Потом они вывели владыку Владимира и направились с ним к черному ходу. “Прощай, Иван…” — успел сказать келейнику митрополит. Вывели владыку из Лавры незаметно. У лаврских валов матросы прикончили его — расстреляли в упор… Он лежал полунагой, когда его нашли. Убийцы сорвали крест, панагию, даже набалдашник с посоха, только шубу не успели унести и бросили тут же… Монахи, видевшие, как уводили их митрополита, не только не подняли тревоги, не ударили в набат, но ни звука никому не сказали. Спустя уже значительное время кто-то спохватился и позвонил Муравьеву. Тот прислал своих солдат. Допросы, расспросы: кто? куда увели? когда? Но было уже поздно, злодеяние совершилось… Убиенного, полураздетого, изуродованного владыку митрополита увидала на рассвете крестьянка, несшая молоко в Лавру. Монахи объясняли свое молчание растерянностью, паникой: “Мы были парализованы…”».

Сохранился рассказ о том, как погибал святой. «Убийцы… повели митрополита влево от дороги, на небольшую поляну между крепостных валов. Митрополит Владимир спросил:

— Что, вы здесь хотите меня расстрелять?

— А что же? Церемониться с тобою? — ответил один из них.

Услышав такой ответ, владыка попросил дать ему время помолиться.

— Но только поскорее! — сказал убийца.

Воздев руки кверху, митрополит стал вслух молиться:

— Господи! Прости мои согрешения, вольные и невольные, и прими дух мой с миром.

Затем он благословил убийц и сказал:

— Господь вас благословляет и прощает.

Не успел он еще опустить руки, как раздались три выстрела, и митрополит Владимир упал. Убийцы подошли к митрополиту вплотную и сделали еще несколько выстрелов, а затем ударили штыком в живот».

Вспоминая о священномученике, владыка Евлогий (Георгиевский) пишет: «Митрополит Владимир был старец чистейшей, прекрасной души. Застенчивый, непоказной, незлобивый, необыкновенно кроткий, он всегда безропотно принимал испытания, которые выпадали на его долю».

В 1992 г. были обретены мощи святого и положены в Дальних пещерах Лавры. Священномученик Владимир будто вернулся в Киев, чтобы поддержать верующий народ в непростое время церковного раскола.

Читайте также:  Вячеслав Чешский: житие и биография святого, дни памяти и почитание

ВЛАДИМИР

(Богоявленский Василий Никифорович, 1.01.1848, с. М. Моршевка (М. Моршка) Моршанского у. Тамбовской губ.- 25.01/7.02.1918, Киев), сщмч. (пам. 25 янв., 14 июня, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Радонежских святых, в Соборе Самарских святых и в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих), митр. Киевский и Галицкий. Из семьи священника. Учился в Тамбовской ДС, в 1870-1874 гг.- в КДА, к-рую окончил со степенью канд. богословия за соч. «О праве церковного отлучения». В академии специализировался на церковно-практическом отд-нии. После завершения академического курса назначен преподавателем гомилетики, литургики и каноники в Тамбовскую ДС, с 26 мая 1874 г. преподаватель Свящ. Писания. Одновременно преподавал в семинарии нем. язык, в епархиальном жен. уч-ще и в жен. гимназии географию. В 1882 г. Богоявленский женился и 31 янв. Тамбовским и Шацким еп. Палладием (Ганкевичем) был рукоположен во иерея в Покровском соборе г. Козлова (совр. Мичуринск). В том же году избран депутатом от духовенства Козлова на епархиальный съезд. В 1883 г. назначен благочинным церквей города и настоятелем Троицкой ц. Проявил себя как выдающийся проповедник.

Ранняя смерть супруги, а затем и единственного ребенка резко изменили ход жизни свящ. Василия. 8 февр. 1886 г. в тамбовском в честь Казанской иконы Божией Матери мон-ре он был пострижен в монашество, на следующий день возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем козловского Троицкого мон-ря. 6 окт. 1886 г. В. был переведен на ту же должность в новгородский Антония Римлянина мон-рь; был членом Новгородской консистории. Активно участвовал в деятельности новгородского епархиального братства Св. Софии (создано в 1886).

13 июня 1888 г. в Троицком соборе Александро-Невской лавры В. был хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии, хиротонию возглавил Новгородский и С.-Петербургский митр. Исидор (Никольский). В. являлся деятельным помощником престарелого митр. Исидора в управлении Новгородской епархией. Епископ объезжал храмы епархии, составляя журналы с подробными сведениями о клире, церкви, приходских школах (напр.: Новгородские ЕВ. 1891. № 11-19), стремился оживить приходскую жизнь. Для повышения образовательного уровня клириков по распоряжению В. был подготовлен список книг, к-рые обязательно должны быть в церковных б-ках (опубл.: Новгородские ЕВ. 1890. № 5-6. С. 142-145). 19 авг. 1890 г. он присутствовал на открытии в Новгороде епархиальной публичной б-ки. Благодаря В. в епархии повсеместно были введены воскресные внебогослужебные беседы по вопросам веры и нравственности. Он сам осенью и зимой 1888/89 г. прочитал в Софийском соборе цикл из 18 бесед, посвященных религиозно-нравственному воспитанию детей. С февр. 1889 г. в беседах начало участвовать городское духовенство и преподаватели ДС. С 25 марта 1890 г. в Новгороде проходили религиозно-нравственные чтения с духовным пением, сначала в зале Благородного собрания, с окт. того же года – в здании семинарии. В. уделял много внимания церковноприходским школам, его заботами получила новую жизнь школа при Варлаамиевом Хутынском мон-ре. Считал одной из важнейших задач борьбу с пьянством, читал проповеди на эту тему, убеждал духовенство заботиться об искоренении пьянства. Благодаря В. в епархии были учреждены 2 должности епархиальных миссионеров.

15 июля 1888 г. В. возглавил в Новгороде празднование 900-летия Крещения Руси. В сент. того же года состоялось перенесение Старорусской иконы Божией Матери из Тихвина в Ст. Руссу. 17 сент. В. совершил молебен перед иконой на площади в Ст. Руссе в присутствии 20 тыс. богомольцев, на следующий день служил литургию в соборе старорусского на Острову в честь Преображения Господня мон-ря. 18 сент. стало одним из дней празднования Старорусской иконе Божией Матери. (В Георгиевской ц. Ст. Руссы, где ныне хранится чтимый список иконы кон. XVIII в., в 1997 было исполнено большое настенное изображение В.) В окт. 1890 г. архиерей возглавил торжества по случаю 150-летия Новгородской ДС.

19 янв. 1891 г. В. был назначен на Самарскую кафедру. Так же как и в Новгородской епархии, он уделял большое внимание духовному просвещению, развивал сеть церковноприходских и воскресных школ, добивался бесплатного или льготного снабжения их учебными пособиями, содействовал увеличению числа приходских б-к. Положил начало внебогослужебным религиозно-нравственным чтениям, поочередно проходившим в разных храмах Самары. В. совершал вечерню с чтением акафиста, затем вступительным словом открывал чтение, к-рое продолжал приходской священник, владыка присутствовал на беседе до конца. В февр. 1892 г. В. основал в Самаре религиозно-просветительское братство во имя свт. Алексия, митр. Московского. В здании городской думы открыл бесплатные вечерние чтения религ. содержания. 11 мая 1892 г. по инициативе В. в Самаре прошел общешкольный праздник в память равноапостольных Кирилла и Мефодия, в соборе на литургию собрались все учащие и учащиеся города.

В 1891 г. Самарскую губ. поразил неурожай, следствием к-рого стали голод и эпидемия холеры. В. учредил епархиальный и уездные комитеты для сбора средств и раздачи пожертвований, дал указание консистории об отчислении церковных средств в помощь голодающим. При мон-рях и богатых приходах открылись столовые и чайные для бедняков, всех учащихся кормили бесплатно. В. совершал на площадях Самары общенародные молебствия перед Смоленской иконой Божией Матери об избавлении от холеры. В проповедях призывал жителей города оказывать помощь больным, посещал лазареты, служил панихиды на кладбище. Прекращение эпидемии многие приписывали молитвам святителя.

18 окт. 1892 г. В. был назначен экзархом Грузии с возведением в сан архиепископа Карталинского и Кахетинского. Много времени он проводил в поездках по кавказским приходам и мон-рям. Благодаря его деятельности в Экзархате было построено более 100 новых храмов, возобновлены службы в закрытых церквах, восстановлен Мцхетский собор, Самтаврский мцхетский во имя равноап. Нины мон-рь.

Особое внимание В., как и на др. местах своего служения, уделял духовно-просветительской работе. Трудами святителя в Кутаисе была устроена ДС; в Экзархате открылось более 300 церковноприходских школ, где учились дети не только из правосл. семей, но и из старообрядческих, арм., евр. и др. Архиерей часто посещал школы и наблюдал за уровнем преподавания. В. организовал во мн. тифлисских храмах внебогослужебные религиозно-нравственные чтения, регулярно посещал храмы города и слушал проповедников. В 1897 г. архиерей учредил епархиальное духовно-просветительское миссионерское братство, объединившее образованное духовенство Тифлиса и мн. мирян. Члены братства устраивали беседы с сектантами и старообрядцами, распространяли правосл. книги, проводили крестные ходы. Благодаря В. оживилась деятельность Общества восстановления православного христианства на Кавказе, к-рое способствовало устройству при мн. храмах б-к из книг духовно-нравственного содержания на рус. и груз. языках.

В. прилагал много усилий, чтобы поднять религиозно-нравственный уровень народа. По благословению архиепископа в Колючей балке, одном из беднейших районов Тифлиса, был основан молитвенный дом во имя свт. Феодосия Черниговского. В помещении церковноприходской школы по воскресным и праздничным дням проводились занятия для детей этого района, не имеющих возможности посещать учебные заведения; кроме общеобразовательных предметов здесь обучали рукоделию. При тифлисском кафедральном соборе открылись читальня и бесплатная чайная. В районе с неправосл. населением стараниями владыки был построен храм в честь Казанской иконы Божией Матери с залом для религиозно-нравственных бесед и б-кой; во иерея к храму был рукоположен Сергий Городцов (впосл. митр. Новосибирский Варфоломей).

Во время эпидемии холеры в Закавказье в 1893 г. В., получив из комитета народного здоровья известие о первых случаях заболеваний в Тифлисе, призвал население города к общей молитве. 15 авг., в праздник Успения Божией Матери, состоялся крестный ход по районам города, охваченным эпидемией.

Несмотря на самоотверженное служение В., националистически настроенная часть груз. общества и клира относилась к нему враждебно. Из Грузии в Синод поступали многочисленные жалобы на святителя, полные клеветы и наветов. (Современники свидетельствовали, что «нестяжательность, простота, всем известное трудолюбие, исправность во всем, даже, и по преимуществу, иноческое целомудрие,- все в экзархе подвергалось заподозриванию и всевозможным клеветническим доносам».- ПрибЦВед. 1918. № 9-10. С. 350). Среди студентов Тифлисской семинарии активно распространялись революционные и националистические идеи. В конфликтах ректора семинарии архим. Серафима (Мещерякова) со студентами архиерей неизменно поддерживал ректора, чем вызывал негодование груз. газет.

21 февр. 1898 г. В., после возведения в сан митрополита, был назначен на Московскую кафедру. Его помощниками – викариями Московской епархии – стали выдающиеся церковные деятели: 28 февр. 1899 г. митрополит возглавил хиротонию архим. Арсения (Стадницкого) во епископа Волоколамского, 1 июля 1901 г. состоялась хиротония архим. Трифона (Туркестанова) во епископа Дмитровского, 29 июня 1906 г.- архим. Анастасия (Грибановского) во епископа Серпуховского.

В Москве святитель применил весь опыт архиерейского служения, накопленный за предыдущие годы. В. призывал духовенство епархии чаще совершать богослужения и поучать паству, открыл новые вакансии при приходах и пригласил туда талантливых проповедников. Каждую неделю В. произносил проповеди на Троицком подворье Троице-Сергиевой лавры, в к-рых затрагивал актуальные вопросы гос. и общественной жизни, вопросы личности и семьи, богатства и бедности, веры и неверия, темы морали, науки, обсуждал рабочий вопрос, проблемы церковной дисциплины. Его речи публиковались в периодической печати. В Москве получили широкое распространение религиозно-просветительские и назидательные чтения для народа, для детей, для учащихся низших и средних школ, специальные чтения для фабричных рабочих в народных домах и публичные богословские чтения для интеллигенции. 16 июня 1902 г. по инициативе В. в здании Исторического музея на Красной пл. начали работу пользовавшиеся популярностью общеобразовательные курсы для рабочих.

Благодаря усилиям В. в Москве в 1903 г. открылся епархиальный дом с храмом во имя равноап. кн. Владимира, ставший центром просветительской и миссионерской деятельности в епархии (впосл. назывался Владимирским). Московские священники поочередно совершали в нем богослужения, произносили проповеди. По воскресеньям в епархиальном доме служилась вечерня с акафистом при общенародном пении, затем проводились беседы религиозно-нравственного содержания, в к-рых часто принимал участие митрополит. В большом зале проходили богословские чтения, чтения для рабочих, лекции, беседы, духовные концерты. Ответственным за проповедническую деятельность являлся прот. сщмч. Иоанн Восторгов. В епархиальном доме разместились епархиальный училищный совет, благотворительные учреждения, редакции духовных журналов, Кирилло-Мефодиевское московское братство, Православное миссионерское общество, попечительство о бедных духовного звания, книжный магазин, б-ка с читальным залом и др. 29 дек. 1907 г. В. положил начало молодежному Златоустовскому религиозно-философскому кружку, также располагавшемуся в епархиальном доме. Кружок ставил своей целью содействовать распространению религиозно-философских идей в строго правосл. духе среди учащейся молодежи.

В. много внимания уделял духовным учебным заведениям, заботился об их материальном обеспечении. Учредил жен. богословские курсы, жен. епархиальное уч-ще при московском мон-ре в честь иконы Пресв. Богородицы «Всех скорбящих Радость», способствовал строительству здания для Перервинского ДУ, дома для преподавателей МДС, ремонту Заиконоспасского, Донского, жен. Филаретовского духовных уч-щ. В епархии действовали курсы для преподавателей церковноприходских школ, созывались съезды преподавателей Закона Божия.

Для лучшего развития миссионерско-просветительского дела В. открыл ежегодные миссионерские курсы для духовенства, ввел 4 должности епархиальных миссионеров. Учредил Московский епархиальный миссионерский совет, миссионерское братство во имя Воскресения Христова, братство свт. Алексия при Чудовом мон-ре, расширил сферу деятельности Петра митрополита братства. Добился открытия в МДА в 1907 г. кафедры по истории и обличению сектантства, позднее такие кафедры были созданы в др. духовных академиях. Активно создавал народно-миссионерские курсы, на к-рых миссионерству учились рабочие, организовывал церковно-народные хоры.

Одной из наиболее важных миссионерских задач своего времени святитель считал борьбу с распространением социалистических и революционных идей, к-рые он критиковал с христ. и научной точек зрения. В. считал, что рабочее движение вызвано стремлением пролетариата к нравственному возвышению и улучшению жизни, что естественно и справедливо. Однако избранное средство – революционную борьбу – считал недопустимым.

Святитель резко выступил против революции 1905-1907 гг. В окт. 1905 г., во время всеобщей забастовки, В. и Серпуховской еп. Никон (Рождественский) распорядились разослать по московским храмам поучение для чтения во время литургии. Составленное в очень резкой форме, поучение называло организаторов забастовок «извергами рода человеческого» и призывало верующих «очнуться, проснуться» и быть готовыми «умереть за царя и за Русь» (ЦВ. 1905. № 43. С. 1350-1351). Сознавая опасность такой категоричности, часть московских священников читала «поучение» с сокращениями, многие вовсе не читали, 76 священников заявили о «полной несолидарности» с посланием. 22 окт. 1905 г. Святейший Синод выпустил определение, в к-ром указывал, что послание может стать «причиной междоусобного раздора среди населения» (Там же. № 44. С. 1993-1994, 1997). 30 окт. 1906 г. на специально созванном собрании московского духовенства В. произнес речь «Наша пастырская задача в борьбе с социал-демократической пропагандой». Он назвал РСДРП «зерном. революции», очень опасной политической силой, призвал духовенство активизировать «социальную проповедь», обращать внимание на нужды рабочих, чтобы вытеснить из их умов социалистическое учение (ПрибЦВед. 1907. № 14. С. 617-636). Митрополит поддерживал тесные связи с Союзом русского народа, 6 апр. 1906 г. присутствовал на его первом съезде, совершал молебен.

В. был сторонником созыва Поместного Собора, в 1906 г. участвовал в работе Предсоборного присутствия РПЦ. Поощрял дела милосердия, в частности содействовал вел. кнг. прмц. Елисавете Феодоровне в основании Марфо-Мариинской московской жен. обители (1909). В последние годы пребывания на Московской кафедре много сил отдавал борьбе с народным пьянством. В 1911 г. под его покровительством состоялся Российский противоалкогольный съезд, в 1912 г.- Всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с алкоголизмом.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Владимир Богоявленский митрополит Киевский

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

В начале 1918 года Киев облетела страшная новость: у стен Печерской лавры был убит епископ Владимир Богоявленский. Храм священномученика Владимира в Свиблово построен в честь святого недавно и расположен рядом с метро, в спальном районе столицы России. Останки епископа в 1992 года помещены в Киево-Печерской Лавре. День почитания святого 7 февраля.

Житие Владимира Богоявленского

Василий появился на свет в 1848 году в семействе священника Никифора Тамбовской губернии. По некоторым сведениям он остался без отца, его убили. Воспитанием занималась только мать. С детства он был скромным, застенчивым и чистосердечным. Знал что такое нужда, с состраданием относился к нищим и больным.

Василий обучался в духовном училище, затем в духовной академии города Киева. Когда вернулся на Тамбовщину, стал преподавателем семинарии. Женившись, получил звание священника и занялся парафияльным богослужением. Его супруга долго страдала туберкулезом и, не излечившись, скончалась, а затем в мир иной ушел единственный ребенок.

Семейное горе направило Василия на путь иноческой жизни, где он взял имя Владимир. Быть ближе к людям стало его правилом на пастырском пути. Сначала его назначили игуменом Троицкой Козловской обители, а через год Новгородского Антониева монастыря.

Когда он был епископом Самары в период чумы, то:

  • создал комитет взаимопомощи;
  • собирал денежные пожертвования;
  • организовывал обеды для голодающих.

Он не боялся бывать в зараженных чумой бараках и местах захоронения. Во время службы экзарха в Грузии на протяжении шести лет помогал строить церкви, открывать церковно-приходские образовательные учреждения.

После Грузии его направили на Московскую кафедру, где он вел просветительскую деятельность, проводил лекции, беседы. Также он начал бороться с пьянством, проповедуя христианскую веру среди рабочих. Затем в 1912 году епископа направили в Санкт-Петербург. Три года управления епархией второй столицы России были очень трудными. За осуждение Распутина Владимир попал в немилость у царицы, поэтому его перевели в Киев.

Революционные события 1917 года задействовали украинских сторонников независимости митрополии от Московской. Националисты требовали проводить службы на украинском языке. В Киеве пустили клевету о том, что деньги всех приходов у епископа Владимира. Настраивали против него прихожан и иноков Киево-Печерского монастыря. Но святитель был только сторонником единой и неделимой церкви.

Мученическая смерть святителя

Пришедшие к власти коммунисты грабили и оскверняли храмы. Люди с оружием в руках 25 января 1918 года ворвались в Лавру, никто не заступился за семидесятилетнего митрополита. Они издевались, душили его цепочкой с крестом, требовали выдать церковные деньги, а затем вывели и расстреляли у стен, в довершение проткнули тело штыками.

Читайте также:  Матушка Алипия - житие и биография святой, могила, предсказания и пророчества, память и почитание

Женщины, которые спешили на утреннюю службу, стали первыми свидетелями смерти епископа. На снегу находилось бездыханное и израненное тело. Акт обследования свидетельствует, что митрополит получил много пуль и имел колотые раны.

Позже Гетман Скоропадский поставил на месте гибели памятник, который впоследствии сравняли с землей красноармейцы. Владимир Богоявленский священномученик митрополит Киевский и Галицкий стал одной из многих жертв террористических действий партии большевиков во времена октябрьской революции.

На иконах святого Владимира изображают в полный рост или по пояс с крестом в одной руке и священным писанием в другой.

Молитва святому мученику

Свои молитвы священномученику Владимиру отдают многие прихожане храма в Свиблово и других святых мест России. В день почитания, в храме проводятся богослужения, читается акафист и молитвы погибшему митрополиту.

О священномучениче и исповедниче Христов Владимире!

Услыши слезныя молитвы чад твоих и воздыхания, сердцем сокрушенным и смиренным приносимыя.
Се бо беззаконии омрачихомся и того ради бедами, яко тучами, обложихомся.

Но ты, святе Владимире, понеси яко сильный немощи наша, не отлучайся от нас духом, да не разлучимся в конец от любве Божия.

Призри милостивно на предстоящия и молящияся пред святою иконою твоею и вся прошения их во благое исполни.
Веруем бо, яко твоих страданий ради за отечество и люди российския
велие дерзновение ко Господу имаши.

Егоже умоли, да укрепит ны в Православии и единомыслии и непоколебимом даже до смерти исповедании веры Христовы, страну нашу да спасет от междоусобныя брани, пастырем нашим да подаст духовное трезвение и ревность о спасении пасомых, правителем же суд и правду, обидимым заступление, недугующим душ и телес исцеление.

Мы же, грешнии, твоим предстательством укрепляеми, восхвалим Господа Иисуса Христа, Емуже слава подобает, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом,
ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь священно мученику Владимиру митрополиту Киевскому:

Тропарь, глас 2:

Веры православныя непорочный блюстителю, и заповедей Христовых усердный исполнителю, священномучениче Владимире, Христа всем сердцем возлюбив, паству твою добре упасл еси, незлобиво мученическую смерть приял еси. Сего ради в вечной славе пребывая, моли спастися душам нашим.

Ин тропарь, глас 2:

Веру Православную непорочно соблюд, подвигом добрым во святительстве подвизался еси, священномучениче отче Владимире, и убивающим тя рекл еси: Господь да простит вас. Сего ради уготовася ти венец правды от Христа, Бога нашего, Егоже, яко имеяй дерзновение, моли, оправдание даровати нам в День Судный.

Кондак, глас 4:

Образ Христова милосердия являя, покров и защищение пастве твоей был еси, святителю отче Владимире, в кротости страдания приемля, безбожных мучителей, благословляя, простил еси. Темже и нам испроси у Христа Бога дух мирен и велию милость.

Величание

Величаем тя, священномучениче Владимире, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Храни Вас Господь!

Смотрите еще и видео рассказ о святом митрополите Владимире Богоявленском:

Священномученик Владимир (Богоявленский)

Религиозное воспитание как условие нравственного развития личности

Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (в миру Василий Никифорович Богоявленский), имеет непосредственное отношение к Мичуринской епархии, поскольку родился 1 января 1848 года в селе Малые Моршки (современное название Малая Моршевка) Моршанского уезда Тамбовской губернии, в семье священника.

После обучения в духовном училище и семинарии в Тамбове он успешно окончил Киевскую духовную академию в 1874 году со степенью кандидата богословия и получил назначение в родную семинарию, где преподавал литургику и гомилетику. 30 января 1882 года Василий Богоявленский был рукоположен в сан диакона и на следующий день – во пресвитера кафедрального Покровского собора в городе Козлове (ныне город Мичуринск). Вскоре молодой священник был назначен настоятелем Троицкого храма и благочинным городских церквей. После смерти жены и ребенка священник Василий Богоявленский в 1886 году принял монашеский постриг с именем Владимир в Тамбовском Казанском монастыре. Уже на следующий день он был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Троицкого Козловского монастыря.

В октябре 1886 года архимандрит Владимир был назначен настоятелем Антониева монастыря в Новгороде Великом, а через два года, в 1888 году, состоялась его хиротония во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. По воспоминаниям современников, богослужения в храмах владыка совершал всегда с особым молитвенным благоговением.

В 1891 году епископ Владимир был назначен на Саратовскую кафедру, где он с великим воодушевлением занимался религиозно-просветительской и благотворительной деятельностью. Во время холерной эпидемии святитель стремился быть вместе с паствой: безбоязненно посещал холерные бараки, где кормил и утешал больных смертельно опасным недугом, совершал о почивших панихиды на холерном кладбище, служил на площадях города молебны об избавлении от бедствий. Самоотвержением и бесстрашием епископ Владимир снискал всенародную любовь.

В 1892 году преосвященный Владимир был назначен экзархом Грузии и членом Святейшего Правительствующего Синода. В Грузии ему удалось построить и восстановить более ста храмов, открыть более трехсот приходских школ.

Священномученик Владимир (Богоявленский) – великий иерарх Русской Православной Церкви, единственный, кто в разные годы занимал три главнейшие митрополичьи кафедры Российской империи: Московскую, Санкт-Петербургскую и Киевскую, за что его именовали митрополитом Всероссийским

С 21 февраля 1898 года владыка Владимир – митрополит Московский и Коломенский. На древней кафедре великих святителей Московских во всей полноте раскрылись его разносторонние дарования. Он открывает многочисленные просветительские курсы, общеобразовательные чтения для рабочих в народных домах, публичные богословские чтения для интеллигенции, устраивает благотворительные общества, миссионерские братства, богадельни и приюты. Именно в годы служения митрополита Владимира на Московской кафедре, при его содействии, состоялось прославление угодников Божиих: священномученика Гермогена, патриарха Московского и всея Руси, преподобного Серафима Саровского, святителей Питирима Тамбовского и Иоасафа Белгородского, благоверной княгини Анны Кашинской. Как духовный наставник святой великой княгини Елисаветы Феодоровны, владыка Владимир немало потрудился в устроении Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве.

В 1912 году высокопреосвященный Владимир был назначен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским с присвоением ему звания и прав первенствующего члена Святейшего Синода. Однако там он прослужил недолго: в 1915 году за открытое неприятие деятельности Распутина митрополит Владимир был переведен на Киевскую кафедру.
В 1917–1918 годах митрополит Владимир был избран почетным председателем Поместного Собора, а 21 ноября 1917 года он возглавил чин интронизации святого патриарха Тихона.
Октябрьский переворот вызвал нестроение церковной жизни на Украине. Там усилились раскольники и националисты, которые хотели разрушить на Украине каноническое церковное управление. Митрополит Владимир призывал пастырей и пасомых избегать вражды и препятствовать расколу, сохраняя Церковь в единстве и чистоте Православия. В адрес святителя сыпались оскорбления и угрозы, однако он, предвидя свою Голгофу, оставался непреклонен и говорил: «Я во всякое время готов отдать свою жизнь за Церковь Христову и за веру православную… я до конца жизни буду страдать, чтобы сохранилось Православие в России».

25 января 1918 года митрополит Киевский и Галицкий Владимир был арестован большевиками, вывезен за пределы Киево-Печерской лавры и расстрелян. Перед смертью архипастырь сотворил молитву, благословил своих убийц и сказал: «Господь вас да простит».
С 26 января наместник Лавры архимандрит Климент отслужил вместе со старшей братией панихиды по убиенному митрополиту как в самой Лавре, так и в приходских храмах Киева. 29 января тело убиенного митрополита Владимира было положено во гроб и перенесено в Великую церковь Лавры. Была отслужена литургия, которую совершил митрополит Платон (Рождественский) с епископами – Екатеринославским Агапитом (Вишневским), Черниговским Никодимом (Кротковым)и Балтским Пименом (Пеговым) при сослужении соборных старцев Лавры, священнослужителей – членов украинского церковного Собора и некоторых представителей киевского духовенства. После совершения отпевания гроб с телом митрополита Владимира был обнесен вокруг храма, крестным ходом перенесен в Ближние пещеры Лавры и погребен в Крестовоздвиженской церкви.
Когда завершились гонения на Церковь, длившиеся семь с половиной десятилетий, Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в 1992 году причислил митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского) к лику святых. 20 июля 1992 года его честные мощи были обретены и положены рядом с мощами преподобных в Дальних пещерах.
Память священномученика Владимира (Богоявленского) празднуется 7 февраля (25 января) и в день Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Литературная деятельность была одной из форм служения митрополита Владимира. Пользуясь ею, он получал возможность говорить с широкими кругами верующих, откликаясь на вызовы времени. Произведения святителя делятся на несколько групп. Это проповеди, беседы, статьи – сочинения на духовно-нравственные темы. Ряд прекрасных по изложению и глубоко назидательных сочинений владыка Владимир посвятил исключительно вопросам религиозного воспитания детей: «Архипастырское поучение детям о святой Библии», «Пастырские беседы с детьми», «Юношам», «Евангелие детства». Важное место среди педагогического наследия святителя занимает статья «Беседы о православном воспитании детей», основные положения которой звучат современно и в наши дни.

В этом сочинении митрополит Владимир проявил себя как выдающийся педагог, систематизировавший педагогические аспекты святоотеческого учения о воспитании детей.
Святитель твердо убежден, что за воспитание детей несут ответственность прежде всего родители, которые не должны эту ответственность перекладывать ни на Бога, ни на учителей, ни на дух времени.
Рассуждая о необходимости духовно-нравственного воспитания детей, владыка Владимир подвергает анализу и критике возникшую во Франции XVIII века теорию «свободного» воспитания Руссо. Несмотря на давность, теория эта и ныне популярна на Западе. Согласно Руссо, дитя появляется на свет совершенно добрым и ничуть не испорченным. Поэтому надо предоставить ребенка самому себе, ибо воспитание служит проводником всех дурных наклонностей и страстей в невинную и неиспорченную натуру ребенка. Возражая этому тезису, митрополит Владимир напоминает, что в соответствии с учением Божественного Откровения дитя появляется на свет не с совсем доброй и неповрежденной природой, но с испорченной и предрасположенной ко злу. Если ребенок будет предоставлен самому себе, в нем станет развиваться не доброе, более слабое начало, но более сильное – злое, подобно тому как в природе быстрее, чем пшеница, произрастают плевелы, тернии и волчцы. Сердце ребенка – это сад, а родители – садовники, поставленные от Бога, и сад сердец своих детей они должны с самого раннего их возраста очищать от плевел и сорной травы.

Особенно важно, считал святитель, приучать детей с раннего возраста к благоговению перед Богом и молитве, к послушанию и аккуратности, к справедливости и откровенности, к терпению и самоотвержению. Дети, совершая добро сначала бессознательно, впоследствии, в зрелом возрасте, будут уже сознательно продолжать то, в чем упражнялись в детстве.
Митрополит Владимир неустанно говорил, что основание благочестия закладывается в сердце ребенка с самого раннего возраста. Обращаясь к матерям, святитель призывал учить детей молитве и основным истинам веры православной прежде, чем они поступят в школу. Говоря о важности раннего научения детей молитве, владыка Владимир приводит наставление святителя Иоанна Златоуста матерям: «Учите вы, матери, ваших малюток изображать рукою крестное знамение… напечатлевайте это знамение на челе их вашими собственными руками».

Митрополит Владимир был убежден, что родители не должны прекращать религиозно-нравственное воспитание своих детей-школьников, ибо религиозное воздействие и наставление в духе христианского благочестия только тогда может увенчаться успехом, когда родители идут рука об руку с Церковью и школой, когда они поддерживают пастырей и учителей.
Святитель взывает к отцам словами апостола Павла: «Отцы, воспитывайте чад ваших в наказании и учении Господнем» (Еф. 6, 4). «Наставляйте детей ваших в истинах нашей православной веры, приучайте их к благочестию, к прилежной молитве, к ревностному и неопустительному посещению церковных богослужений».

В «Беседах о православном воспитании детей» владыка Владимир отводит важное место тому, какие именно свойства и качества следует развивать в ребенке. Главной и основной христианской добродетелью он считал послушание, которое необходимо взращивать в детях. Надо внушать детям, пояснял святитель, что Бог Сам заповедует почитать родителей и повиноваться им, что они, не повинуясь родителям, грешат против Самого Бога, навлекая на себя Его наказание; и, наоборот, оказывая родителям почтение, они привлекают этим к себе Его благоволение. Следует внушать детям, указывал митрополит Владимир, что через послушание своим родителям дети уподобляются отроку Иисусу, о Котором евангелист Лука говорит, что «Он послушен был Своим родителям» (Лк. 2, 51). На Этого Божественного отрока Иисуса нужно всегда указывать детям как на светлый образец, которому они должны подражать.
По мнению святителя, очень важно воспитывать в детях правдивость, или чувство любви к истине и отвращение ко лжи. Владыка Владимир наставлял родителей учить детей любить правду из любви к Богу. Дети должны избегать лжи не из боязни наказания, но потому, что Бог запретил лгать и каждая ложь – грех пред Богом. По словам митрополита Владимира, родители должны показывать детям собственный пример любви к истине во всех делах и словах своих.
Святитель считал необходимым приучать детей к самоограничению, или самоотвержению, подавляя в них неудержимую страсть к удовольствиям и наслаждениям. Он рекомендовал родителям физически закаливать детей, приучать их к трудолюбию, аккуратности и порядку, к умеренности в пище и питье.

В ряду добродетелей, которые должны быть присущи благовоспитанным детям, полагал владыка Владимир, важнейшее место занимает чувство стыда, или стыдливость. По мысли святителя, чувство стыда, так же, как и чувство истины, свойственно ребенку от рождения. Задача родителей – не дать погаснуть этому чувству, но воспитать его, развить и укрепить. Праздность, как известно, мать всех пороков. Поэтому митрополит Владимир советует упражнять детей в труде, предохранять их от изнеженности, приучать их переносить жар и холод, нужды и скорби. Святитель считал полезным напоминать детям о всеведении Бога и о святом Ангеле-хранителе, который всегда присутствует при них.

Взращивая в детях христианские добродетели, советовал митрополит Владимир, необходимо видеть в детях пороки и искоренять их. Зависть, по мнению владыки Владимира, опасный порок, распространенный между детьми. Наставляя родителей, как научить детей ненавидеть зависть, святитель называл ее «глупым пороком», не приносящим человеку никакой пользы и отравляющим ему жизнь. Дети должны избегать зависти, ибо она грех пред Богом. Сам Дух Святой устами мудрого мужа сказал, что «чрез зависть диавола смерть вошла в мир, и те, которые допускают ее в сердца свои, подражают ему» (Прем. 2, 24).

Митрополит Владимир обращал внимание родителей на то, что каждый ребенок имеет какой-нибудь один главный недостаток, одну главную страсть. Одно дитя от природы наклонно к гордости, другое – к скупости, третье – к чувственности, четвертое – к зависти. Главную страсть ребенка владыка Владимир уподоблял корню, из которого растут все другие грехи и недостатки. Если исторгнуть из сердца ребенка этот коренной грех, то и другие грехи засохнут и отпадут, давал он совет родителям.

Рассуждая о важной миссии по духовно-нравственному воспитанию детей, возложенной на родителей, святитель прибегает к образной символике. Родители, по мысли митрополита Владимира, суть Богом поставленные епископы-наблюдатели за своими детьми, и столь же бдительно они должны следить за ними. Спаситель говорил о Себе: «Я есмь пастырь добрый» (Ин. 10, 11). Христианские родители, утверждал владыка Владимир, являются пастырями, которым поручено пасти овечек – своих детей. Святитель напоминал родителям первый долг и главное условие пастырской деятельности – бдительность. Родители обязаны помнить, что за своих детей они должны дать отчет Богу, поэтому им следует заботиться о том, чтобы питать души детей своих здоровой, питательной пищей.

А такой пищей для детских душ служат христианское учение и Божественная благодать, изливающаяся на них в молитве и Таинствах Православной Церкви.
Сочинение священномученика Владимира (Богоявленского) «Беседы о православном воспитании детей» отличается простотой изложения, благоговейной серьезностью, проникновенным молитвенным духом. В этой работе содержится много нужного и полезного, взвешенного разумом и проверенного сердцем – всего необходимого для правильной постановки православного воспитания детей.
Мудрые наставления митрополита Владимира, глубокие, предельно ясные и четкие указания по духовно-нравственному воспитанию, безусловно, актуальны и в наши дни.

Гермоген,
епископ Мичуринский
и Моршанский

День празднования обретения мощей священномученика Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского, священноархимандрита Свято-Троицкой Сергиевой лавры (1992)


Одним из выдающихся церковных иерархов конца XIX – начала XX века был священномученик Владимир (Богоявленский). Многогранная и в высшей степени плодотворная деятельность Владыки протекала в разных епархиях. Но дольше всего – около пятнадцати лет – он занимал кафедру первопрестольного града Москвы. Почти половина его архипастырского служения приходится на то время, когда священномученик Владимир был митрополитом Московским и Коломенским и соответственно настоятелем Троице-Сергиевой Лавры.

Читайте также:  Житие преподобного Сергия Радонежского – полное жизнеописание, чудеса и дни памяти святого

13 июня 1888 года в Троицком соборе Александро-Невской Лавры Санкт-Петербурга отец Владимир был хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. Так началось его многолетнее архипастырское служение. В качестве викарного архиерея владыка оказывал деятельную помощь престарелому митрополиту Новгородскому Исидору (Никольскому). Епископ Владимир стремился оживить приходскую жизнь, заботился о повышении образовательного уровня священнослужителей. «В видах пробуждения от нравственного усыпления беспечных чад Православной Церкви, – писал он, – необходимо побудить духовенство епархии к усилению своей пастырской бдительности, вменив ему в обязанность усилить проповедь и молитвенные упражнения». По его предложению в епархии повсеместно начали проводиться воскресные беседы о вере и нравственности. В Софийском соборе Новгорода епископ Владимир прочитал цикл из восемнадцати бесед, посвященных религиозно-нравственному воспитанию детей. Благодаря его стараниям была учреждена должность епархиальных миссионеров.

19 января 1891 года епископ Владимир был назначен на Самарскую кафедру. На новом месте служения, как и в Новгородской епархии, он уделял большое внимание духовному просвещению народа. В феврале 1892 года владыка основал в Самаре религиозно-просветительское братство во имя святителя Алексия, митрополита Московского. Большое значение придавал епископ Владимир церковному образованию детей. Благодаря его заботам в епархии было открыто около ста пятидесяти церковно-приходских школ. «Главное, – считал он, – необходимо внушать детям страх Божий. Но вместе с тем необходимо помнить, что изучение это должно совершаться сердцем, а не одним только умом, а это достигается через научение детей молитве в самом раннем возрасте».

В 1891 году, когда Самарскую губернию поразили неурожай, голод и эпидемия холеры, епископ Владимир учредил комитеты для сбора и раздачи пожертвований, дал указание консистории об отчислении средств в пользу голодающих. При монастырях и богатых приходах открылись столовые и чайные для бедняков. На площадях Самары Владыка вместе с духовенством совершал молебствия перед Смоленской иконой Божией Матери об избавлении от холеры. В проповедях он призывал жителей города оказывать помощь больным, посещал лазареты, служил панихиды на кладбище. Прекращение эпидемии многие объясняли молитвами святителя.

18 октября 1892 года Владыка был назначен экзархом Грузии с возведением в сан архиепископа Карталинского и Кахетинского. Благодаря его усилиям в экзархате было построено более ста новых храмов, а также возобновлены службы в закрытых церквях, восстановлены Мцхетский собор и Самтаврский Мцхетский монастырь во имя Святой равноапостольной Нины, открылось более 300 церковно-приходских школ. Трудами святителя в Кутаисе была устроена Духовная семинария.

В 1897 году архиепископ Владимир учредил духовно-просветительское миссионерское братство, объединившее образованное духовенство Тифлиса и многих мирян. Члены братства устраивали беседы с сектантами, распространяли православные книги, проводили крестные ходы.

Подвижническое служение архиепископа Владимира в Закавказье было омрачено многими искушениями. Протоиерей Иоанн Восторгов, отмечавший «строго церковное мировоззрение» Владыки, писал: «Я знал о том, какая ненависть окружала экзарха, какая царила клевета, как тяжело было его положение среди грузинского клира. Здесь уже сказалось тогда, какой жизненный крест Бог судил нести. иерарху: полное одиночество. Нестяжательность, простота, всем известное трудолюбие, исправность во всем, даже, и по преимуществу, иноческое целомудрие – все в экзархе подвергалось заподозриванию и всевозможным клеветническим доносам». Несмотря на нестроения, связанные подчас с прямой угрозой для жизни экзарха, отец Иоанн отмечал «чудесное спокойствие духа, которое дается только глубокою верою и спокойствием чистой и праведной совести».

21 февраля 1898 года архиепископ Владимир был назначен на Московскую кафедру с возведением в сан митрополита. Его ближайшими помощниками – викариями Московской епархии – стали выдающиеся церковные деятели: епископы Волоколамский Арсений (Стадницкий), Дмитровский Трифон (Туркестанов), Серпуховской Анастасий (Грибановский). На древней кафедре великих святителей Московских во всей полноте раскрылись разносторонние дарования митрополита Владимира. Он открывал многочисленные просветительские курсы, общеобразовательные чтения для рабочих в народных домах и публичные богословские чтения для интеллигенции, устраивал благотворительные общества, миссионерские братства, богадельни и приюты.

На Московской кафедре митрополиту Владимиру пригодился опыт, накопленный им в предыдущие годы. Владыка призывал местное духовенство чаще совершать богослужения и поучать паству, искал талантливых проповедников. Каждую неделю на подворье Троице-Сергиевой Лавры митрополит Владимир произносил проповеди, обращаясь в них к злободневным вопросам церковной и общественной жизни, темам морали, проблемам личности и семьи, богатства и бедности, веры и неверия, религии и науки. Его проповеди публиковались в периодической печати. По инициативе митрополита Владимира в здании Исторического музея на Красной площади начались общеобразовательные курсы для рабочих.

В епархиальном доме разместились епархиальный училищный совет, благотворительные учреждения, редакции духовных журналов, Кирилло-Мефодиевское московское братство. Православное миссионерское общество, попечительство о бедных духовного звания, книжный магазин, библиотека с читальным залом и другие учреждения. В епархиальном доме собирались участники Златоустовского молодежного религиозно-философского кружка, основанного митрополитом Владимиром.

Митрополит Владимир был сторонником созыва Поместного Собора, в 1906 году он участвовал в деятельности Предсоборного Присутствия.

Будучи духовным руководителем преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны, митрополит Владимир помог ей в основании Марфо-Мариинской женской обители. Много сил Владыка отдавал борьбе с пьянством. В 1911 году под его покровительством состоялся Российский противоалкогольный съезд, в 1912 году – Всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с алкоголизмом. «Невольно приходишь в священный трепет, – писал один из современников, – при виде этой стройной и громадной работы, запечатленной характером истинного подвига за трезвую Русь». Митрополит Владимир был почетным членом Императорского православного палестинского общества и возглавлял его московский отдел.

В годы первой русской революции Владыка решительно выступал против сеятелей смуты и стремился внести в общество дух умиротворения и братской любви. Вспоминая о служении святителя в Москве, один из современников писал: «Кроткий и смиренный, ничего для себя лично никогда не искавший, правдолюбивый и честный, владыка Владимир постепенно восходил на высоту иерархической лестницы. Он привлек сердца церковной и патриотической России в дни всеобщего шатания и измены, когда немногие оставались верными долгу и присяге, твердыми в защите Православной Церкви».

Митрополит Владимир принимал деятельное участие в жизни Троице-Сергиевой Лавры. В годы его управления Московской епархией в крипте Успенского собора Лавры был освящен храм во имя Всех святых, в земле Российской просиявших; начала функционировать лаврская типография; завершилась работа над составлением полной описи монастыря, что имело большое значение для изучения его истории.

В 1908 году состоялось событие, важное для последующей судьбы Троице-Сергиевой Лавры: за Божественной литургией в Троицком храме петербургского подворья Троице-Сергиевой Лавры митрополит Владимир возвел в сан архимандрита будущего наместника Лавры Кронида (Любимова). «Наш благостный Владыка, который всегда глубоко ценит всякого рода деятельность истинно преданного долгу службы, – говорилось в предваряющем уведомлении лаврскому Духовному собору, – в своих архипастырских заботах и попечительности очень возымел намерение войти со своим ходатайством о достойном награждении эконома Санкт-Петербургского подворья отца игумена Кронида».

В 1909 году в Троице-Сергиевой Лавре состоялся Первый всероссийский монашеский съезд, на котором вступительную речь произнес митрополит Владимир. В период его управления Московской епархией в обители прошли торжества, посвященные 300-летию героической обороны Лавры от польско-литовских захватчиков и 100-летию изгнания наполеоновских войск из России. В июне 1912 года, после открытия памятника императору Александру III в Москве, обитель посетил святой царь-страстотерпец Николай II.

2 ноября 1912 года скончался митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский), которого правящий архиерей Московской епархии знал с детства. 5 ноября митрополит Владимир возглавил погребение, а 23 ноября получил назначение на Санкт-Петербургскую кафедру. Глубоко привязанный к московской пастве, святитель не хотел покидать первопрестольный град и согласился принять новое назначение только после личного обращения к нему государя императора. Православная Москва несколько дней прощалась с Владыкой в лице представителей учреждений, в создании которых он непосредственно участвовал. Сбылись слова митрополита Антония (Вадковского): «Если Господь приведет митрополита Владимира пожить там долго, то его чистая душа, его безукоризненная жизнь и ревность о Церкви стяжают ему постепенно такой же авторитет в Москве, каким пользовался митрополит Филарет».

В середине декабря 1912 года митрополит Владимир прибыл в Санкт-Петербург как первоприсутствующий в Святейшем Синоде. В 1913 году как председатель юбилейной комиссии Владыка занимался организацией торжеств в честь 300 -летия Дома Романовых. В том же году участвовал в торжествах прославления священномученика Ермогена, Патриарха Московского, и в праздновании 200-летия Александре-Невской Лавры. В 1914 году возглавил у себя на родине, в Тамбове, чин прославления святителя Тамбовского Питирима.

В 1915 году на приеме у императора митрополит Владимир высказал протест против произвольных перемещений архиереев и влияния на церковную жизнь посторонних лиц, в частности Г.Е. Распутина. Это привело к охлаждению отношений святителя с императорской четой, и, после того как скончался Киевский митрополит Флавиан (Городецкий), последовал указ от 23 ноября 1915 года о назначении митрополита Владимира на Киевскую кафедру с сохранением статуса первенствующего члена Синода.

После прихода к власти Временного правительства в феврале 1917 года митрополит Владимир выступал против произвольного вмешательства нового обер-прокурора В.Н. Львова в дела Церкви. 14 апреля указом Временного правительства он был освобожден от присутствия в Синоде, как и большинство его прежних членов, и уехал в Киев.

В июле 1917 года святитель Владимир находился в Петрограде, где участвовал в работе Предсоборного совета. В августе он уехал в Москву на Поместный Собор Православной Российской Церкви. Собор открылся Литургией, которую митрополит Владимир отслужил в Успенском соборе Московского Кремля. Владыка был избран почетным председателем Собора и председателем Отдела церковной дисциплины. 21 ноября митрополит Владимир возглавил чин интронизации новоизбранного Патриарха Московского и всея России Тихона.

Вечером 23 января большевики были в Лавре. Солдаты грабили обитель, глумились над святынями и насельниками монастыря. Вечером 25 января митрополита Владимира вывели на лаврский двор и посадили в автомобиль. В километре от Лавры священномученик был расстрелян, но перед казнью он успел помолиться и благословил палачей. Утром следующего дня тело митрополита нашли прохожие. Наместник Лавры архимандрит Климент отслужил панихиду по убиенному архипастырю.

На месте расстрела почти сразу же был поставлен крест. 29 января тело Владыки перенесли в Успенский собор Лавры для отпевания. Митрополит Владимир был погребен в Ближних пещерах монастыря. «Я во все время готов умереть за Церковь Христову и за веру православную», – говорил святитель. Справедливость этих слов доказывает его мученическая кончина.

Памяти митрополита Владимира Поместный Собор посвятил заседание, состоявшееся 15 февраля. Патриарх Тихон совершил панихиду по убиенному архипастырю. Митрополит Владимир был первым русским священномучеником-архиереем, пострадавшим за Христа в XX веке.

Убийство святителя открыло эпоху гонений на Православную Церковь.

Определением Поместного Собора день 25 января или следующий за ним воскресный день был объявлен днем молитвенного поминовения Новомучеников и исповедников Церкви Русской. Празднование этого дня восстановлено в 1991 году.

14/27 июня 1992 года честные мощи священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого, были обретены и положены в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры.

Кондак священномученику Владимиру, глас 2


Владимир (Богоявленский)

Биография

Митрополит Владимир (в миру Василий Никифорович Богоявленский) родился 1 (13) января 1848 года в селе Малая Моршевка Моршанского уезда Тамбовской губернии в семье священника. Начальное и среднее образование получил в Тамбове.

После окончания Тамбовской семинарии Василий Богоявленский в 1870 году поступил в Киевскую Духовную академию, которую окончил в 1874 году со степенью кандидата богословия. Был рекомендован на кафедру церковнославянского языка и славянских наречий. С 1874 года преподавал в Тамбовской духовной семинарии литургику, гомилетику, богословие, Священное писание, преподавал географию в епархиальном женском училище и в женской гимназии.

31 января 1882 года Василий Никифорович был рукоположен во священника и определен к соборной Покровской церкви города Козлова, в 1883 году назначен благочинным городских церквей города Козлова и награжден скуфьей. В Козлове В. Н. Богоявленский показал себя как талантливый проповедник, проявив свои административные способности.

После смерти жены и ребенка полностью посвятил себя служению Церкви, принял иночество с именем Владимира. 8 февраля 1886 года принял монашеский постриг в Тамбовском Казанском монастыре. На следующий день, 8 февраля 1886 года, иеромонах Владимир был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Троицкого монастыря в городе Козлове. В октябре 1886 года был назначен настоятелем Антониева монастыря в Великом Новгороде. В мае 1888 года назначен викарием новгородской епархии в сане епископа Старорусского. 3 июня 1888 года в Александро-Невской лавре состоялась Хиротония, возглавленная митрополитом Санкт-Петербургским Исидором.

19 января 1891 года назначен епископом Самарским. Учредил в Самаре «Алексеевское религиозно-просветительское братство», являясь его почетным председателем, открыл в городской думе бесплатные вечерние чтения религиозного содержания, устраивал для любителей духовного просвещения чтения в залах семинарии, заботился о распространении церковных женских школ для поддержания роли женщины в русской семье. Благодаря стараниям владыки и при активном его участии, в Самаре было построено 10 храмов.

18 октября 1892 года преосвященный Владимир был назначен экзархом Грузии с возведением в сан архиепископа Карталинского и Кахетинского. За пять лет управления Грузинским экзархатом было открыто более трехсот церковно-приходских школ, устроена духовная семинария в Кутаиси, построено и реконструировано более ста храмов, в том числе много старинных, к этому времени заброшенных.

21 февраля 1898 года митрополит Владимир назначен митрополитом Московским и Коломенским, 28 марта он вступил в управление епархией. Митрополит открывал новые вакансии при столичных приходах и назначал священников. Им были введены богослужебные беседы с раздачей религиозно-назидательных брошюр, религиозно-просветительские чтения для народа, для детей бедных, для учащихся низших и средних школ, специальные чтения для фабричных рабочих в народных домах и публичные богословские чтения для интеллигенции. Митрополит Владимир учредил четыре должности епархиальных миссионеров, открыл многочисленные миссионерские курсы, устроил народно-церковные хоры, создал множество просветительских и благотворительных учреждений, содействовал открытию богаделен и приютов. В 1907 году стараниями владыки в Московской духовной академии открыта кафедра истории и обличения сектантства, в центре Москвы основан Епархиальный дом с церковью святого князя Владимира.

В 1911 году митрополитом Владимиром основан церковно-общественный журнал «Голос Церкви», способствовавший духовному общению пастырей и паствы.

Митрополит принимал участие в заседаниях Святейшего Синода, замещал первенствующего члена Петербургского митрополита Антония при его болезни, а после его кончины владыка Владимир был назначен митрополитом Петербургским и первенствующим членом Святейшего Синода. В 1915 году удостоен степени доктора богословия.

Митрополит Владимир выступал против влияния Григория Распутина на синодальные дела, чем вызвал недовольство царского двора и попал в немилость. В ноябре 1915 года он был переведен в Киев и назначен митрополитом вместо скончавшегося митрополита Флавиана, с сохранением звания и прав первенствующего члена Святейшего Синода. 22 декабря 1915 года вступил в управление Киевской епархией.

7 января 1916 года Митрополит Владимир выехал в Петроград для участия в заседаниях Святейшего Синода. 15 августа 1917 года в Москве открылся Всероссийский церковный собор. Будучи его Почетным Председателем, возглавил совершение литургии в московском кремлевском Успенском соборе. Проживал в Москве до отъезда в свою епархию в ноябре 1917 года.

На 28 декабря 1917 года в Киеве было запланировано открытие Всеукраинского Церковного Собора. Перед открытием комитет Собора постановил не допускать митрополита Владимира в Киев. В ответ на действия комитета состоялось многочисленное собрание союза приходских православных советов, признавшее нежелательным пребывание киевского митрополита вне Киева в такое тревожное время. Митрополит Владимир принял активное участие в подготовке и проведении Украинского церковного собора, работу которого прервала гражданская война.

22 января 1918 года начался обстрел Киева большевики. Вечером 25 января пятеро вооруженных солдат во главе с матросом ворвались в покои владыки и, дав ему на сборы немногим больше получаса, вывели митрополита Владимира сначала на лаврский двор, а затем за Экономические ворота Лавры. В предсмертные минуты в молитве к Господу митрополит просил о прощении своих убийц. Благословляя своих палачей, владыка принял мученическую смерть. В акте медицинского осмотра тела убиенного митрополита зафиксировано, что архипастыря расстреливали разрывными пулями и кололи холодным острым оружием.

4 апреля 1992 года митрополит Владимир (Богоявленский) прославлен Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в лике священномучеников. Мощи священномученика Владимира покоятся в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры, в пещерной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы.

Ссылка на основную публикацию