Вячеслав Чешский: житие и биография святого, дни памяти и почитание

ВЯЧЕСЛАВ

[лат. Wenceslaus; чеш. Václav] (ок. 907 – 28.09.935), блгв. кн. Чешский (922-935), св. патрон Чехии (пам. 4 марта и 28 сент.). Сын чеш. кн. Вратислава и кнж. Драгомиры из полабско-слав. племени гаволян, внук мц. Людмилы и чеш. кн. Борживоя.

Главным источником сведений о В. являются жития. Наиболее ранние из них написаны, по-видимому, в 70-х гг. X в. в связи с учреждением в чеш. столице Праге епископской кафедры. Это легенда «Crescente fide» и первое слав. Житие В. Неск. лет спустя еп. Мантуи Гумпольд на основании материалов, доставленных из Чехии, написал Житие В. по заказу герм. имп. Оттона II (973-983). Ряд важных сведений о В. сохранились также в проложном Житии мц. Людмилы и хронике Видукинда Корвейского (нач. 70-х гг. X в.). Помимо этого, отдельные свидетельства можно извлечь из «Легенды Кристиана», написанной в Праге между 992 и 996 гг. Ее автор, работавший по поручению еп. Пражского св. Адальберта, старался отразить все, что к этому времени было известно в Праге о В. Еще 2 жития В. были написаны в XI в.: первое составлено Лаврентием из Монте-Кассино в 30-х гг. XI в. на основании материалов, полученных из Чехии, и второе -«Легенда Никольского», написанная во 2-й пол. XI в., по-видимому в Сазавском мон-ре в Чехии. В основу этого памятника было положено Житие В., написанное Гумпольдом, с дополнениями из каких-то неизвестных до наст. времени источников.

При реконструкции биографии В. возникает ряд трудностей, связанных с тем, что жития часто не дают точной датировки событий жизни В., а имеющиеся немн. хронологические указания истолковываются по-разному. Даже вопрос о годе смерти святого был длительное время предметом научной дискуссии. В наст. время наиболее обоснованными являются датировки событий из жизни В., предложенные Д. Тржештиком, исследователем ранней истории Чехии.

Версия, изложенная в первом слав. Житии В. (сохр. в древнерус. и хорват. списках) и частично в Житии, написанном Лаврентием из Монте-Кассино, заметно расходится с версией, получившей отражение в «Crescente fide», «Легенде Гумпольда» и «Легенде Кристиана». 2-я версия находит соответствие в свидетельстве проложного Жития мц. Людмилы. Согласно этой наиболее распространенной версии, от брака кн. Вратислава и кнж. Драгомиры родились 2 сына – В. и Болеслав. Когда умер отец, они были еще молоды и управление княжеством перешло к Драгомире, а В. был отдан на воспитание мц. Людмиле. Это вызвало неприязнь Драгомиры и окружавших ее дружинников, считавших, что мц. Людмила воспитывает В. не как князя, а как монаха. По приказу Драгомиры мц. Людмила была убита, а связанные с ней христ. священники во главе с архипресв. Павлом изгнаны из страны. В. побуждали приносить жертвы языческим богам, но он избегал этого, носил под одеждой «малую книгу» и тайно ее читал.

Достигнув совершеннолетия, В. взял власть в свои руки, изгнал из страны мать и ее сторонников. По его приказу останки мц. Людмилы были перенесены в Прагу и 21 окт. 925 г. захоронены в храме во имя вмч. Георгия. В. вернул изгнанных священников и призвал из соседних нем. земель мн. других и щедро одарил их. Он следил за тем, чтобы его дружинники вели образ жизни, подобающий христианам, провинившихся наказывали плетьми. Как правитель, он вершил справедливый суд, причем никого не приговаривал к смерти, разрушал тюрьмы и сносил виселицы, заботился о бедных, сиротах и вдовах. В. постоянно молился, носил на теле под одеждой власяницу, во время поста пеший и босой, сбивая ноги в кровь, «посещал христианские храмы в разных градах», по ночам готовил вино и пек просфоры для причастия.

В Праге В. построил храм, посвященный св. Виту, к-рый позднее стал кафедральным собором Пражского еп-ства. Рассказы агиографов об этом эпизоде из жизни В. дополнены Видукиндом, к-рый уточняет, что в 929 г. нем. кор. Генрих I предпринял поход на Прагу и В. вынужден был подчиниться его верховной власти и платить дань. Строительство храма во имя св. Вита, патрона Саксонии, принадлежавшей к владениям Генриха I, свидетельствует о желании В. наладить отношения с сюзереном.

Младший брат В. Болеслав и его дружинники составили заговор с целью убить В. Чтобы осуществить это намерение, Болеслав позвал брата в свой «град», известный в более поздних источниках как Стара-Болеслав, на празднование дня памяти святых Космы и Дамиана. В., хотя и знал о планах заговорщиков, не принял никаких мер и приехал на праздник. На следующий день, когда В. шел в храм к заутрене, Болеслав напал на него и ударил мечом, но не убил. Тогда он позвал на помощь дружинников, к-рые убили В. Это произошло 28 сент. Кровь князя, окропившую стены храма, тщетно пытались смыть в течение 3 дней. В. похоронили рядом с храмом, его единомышленников преследовали. Спустя 3 года после убийства В. 4 марта они тайно перенесли останки князя в собор св. Вита. Когда перед погребением открыли раку, то обнаружили, что останки не тронуты тлением, раны зарубцевались, кроме одной, к-рую нанес брат.

В версии, отразившейся в первом слав. житии, В. предстает образцовым христианином, к-рый строил церкви, помогал священникам, справедливым правителем, защищавшим бедных, вдов и сирот. Однако отношения В. с матерью и братом описаны здесь иначе, чем в более распространенной версии. Изгнание матери автор жития объясняет интригами «мужей чешских», внушивших В., что мать хочет отнять у него власть. В. затем раскаялся в своем поступке и вернул мать. После убийства сына она собрала разрубленные части его тела и оплакала его. Болеслав выступает в житии как орудие в руках «чешских мужей», он действительно хотел ударить брата мечом, но В. не дал ему это сделать, схватив и повалив на землю. Болеслав приглашает архипресв. Павла прочесть молитву над телом убитого брата. По этой версии сам Болеслав, раскаиваясь в своем поступке, приказал перенести останки В. в храм св. Вита. Эта версия, очевидно, была создана в среде, близкой к княжескому двору, с целью в наибольшей степени обелить членов княжеской семьи – прямых предков князей, правивших Чехией в X-XIII вв. Поэтому описание событий изложенной выше версии, связанной с духовенством собора св. Вита, представляется более близким к исторической действительности.

Канонизацию В. исследователи связывают с основанием в 973 г. Пражской епископской кафедры, кафедральным собором стал храм св. Вита, а патроном – В. Тогда же были установлены дни его памяти: 28 сент. (день убийства) и 4 марта (день перенесения мощей). Во 2-й пол. X в., когда город еще подчинялся чеш. власти, В. был посвящен храм, поставленный в Кракове, на Вавеле.

В сохранившихся текстах житий В. рассказы о чудесах не имеют дат, но в 70-х гг. X в. о них уже было известно Видукинду. В. исцелял больных, чудесным образом вызволял из тюрем раскаявшихся преступников, просивших святого о заступничестве, высвобождал из оков должников, попавших в кабалу по воле кредиторов.

Более поздние сочинения пополнили биографию В. 2 важными эпизодами. 1-й помещен как дополнение в «Легенде Кристиана», после рассказов о посмертных чудесах. В. и князь г. Коуржима договорились не начинать военных действий, а решить спор поединком. Когда они вышли в поле, чтобы сразиться, князь Коуржима увидел на челе В. изображение распятого Христа. В знак того, что он подчинился В., он припал к ногам святого. Возможно, это дополнение – запись рассказов о В., к-рые по неизвестным причинам не изложили более ранние агиографы.

Во 2-м эпизоде, к-рый содержится лишь в житиях В., записанных в XIII в. («Oriente iam sole», «Ut annuncietur»), сообщается, что В. опоздал на собрание князей, созванное имп. Генрихом (так он назван в этих текстах). Недовольные король и князья решили не приветствовать его и заставить стоять в их присутствии. Однако, когда В. появился, Генрих встал ему навстречу и посадил рядом с собой на трон. Князьям он объявил, что не мог поступить иначе, увидев, что В. сопровождали ангелы, голову его окружало сияние, а на челе было изображение креста. Император подарил В. драгоценную реликвию – часть мощей св. Вита. Тогда же он освободил Чешское княжество от уплаты дани в пользу империи. Отсутствие у предшествующих агиографов столь важного для биографии В. эпизода заставляет видеть в этом вымысел чеш. книжников XIII в., пытавшихся т. о. обосновать притязания чеш. правителей на привилегированное место в Свящ. Римской империи.

Первоначально В. почитался как мученик и патрон Пражской кафедры. В «Легенде Кристиана» о нем говорится как о патроне Чешской земли и чехов, к-рый помогает чеш. воинам в битве. Вмешательству В. приписывалось освобождение Праги от польск. войск в 1004 г. На монетах чеш. князей 1-й пол. XI в. на одной стороне помещалось изображение правителя с мечом, на другой – изображение В. с крестом. Если на относившихся к нач. XI в. самых ранних изображениях (иллюстрированная ркп. «Легенды Гумпольда», 1006) В. представлен как мученик, то во 2-й пол. XI в. появляются его изображения как правителя, сидящего на троне со знаками власти (Вышеградский кодекс 1086 г.). День памяти В. (28 сент.) стал одним из главных праздников в Чехии, к этому дню все чеш. вельможи съезжались в Прагу, где после торжественного празднования для них устраивался 3-дневный пир.

В XII в. В. также выступил защитником Чехии от врагов. С его чудесным вмешательством связывали победу чеш. кн. Собеслава I над войском нем. кор. Лотаря в 1126 г. Находившийся на поле битвы свящ. Вит увидел В. на белом коне, устремившегося на нем. войско. Позднее с чудесной помощью В. связывали и победу чеш. кор. Пржемысла II в битве с венг. войском у Кресенбрунна (ныне Гройсенбрунн, Австрия) в 1260 г. В этой битве В. выступал во главе сонма святых – покровителей Чехии. С сер. XII в. складывается представление о В. как о «вечном правителе Чехии», а тот, кто сидит на чеш. троне в тот или иной момент, является его наместником. На печатях чеш. правителей помещалась надпись: «Мир святого Вячеслава в руках князя имя рек». Особым почитанием пользовались копье В., чудесным образом обретенное накануне битвы в 1126 г. и сопутствовавшее в сражении чеш. войску, и его меч, к-рый в XIV в. во время коронации носили по Праге в торжественной процессии.

Временем расцвета почитания В. стала сер.- 2-я пол. XIV в.- годы правления чеш. кор. и рим. имп. Карла IV. Изготовленная в это время чеш. королевская корона была отдана под защиту В. Над могилой В. соорудили надгробие из золота, украшенное драгоценными камнями, и капеллу, где в 1373 г. поставили статую святого. В 1358 г. имп. Карл IV составил свою редакцию Жития В.; текст был разделен на 2 части, к-рые должны были читаться в день памяти В. и на праздник перенесения его мощей.

Почитание В. в РПЦ

началось не позднее XI в. В 60-х гг. его почитали в Киеве, о чем свидетельствует упоминание о В. в «Сказании о Борисе и Глебе» как об образце, к-рому хотел следовать св. Борис. Сохранилась служба святому в составе Новгородских служебных Миней 1095 г. Достаточно рано стало известно и слав. Житие В. в его древнерус. разновидности, неск. отличной от текста хорват. списков (т. н. Востоковская легенда); его текст был использован при создании краткого жития, вошедшего в состав древнейшей редакции древнерус. Пролога, и сказания о перенесении его мощей, также включенного в Пролог. Днями памяти В. были на Руси, как и в Чехии, 28 сент.- день убийства, когда читались служба святому и его проложное житие, и 4 марта, когда читалось сказание о перенесении мощей. Памятники, связанные с В., послужили лит. образцами при создании «Сказания о Борисе и Глебе». В XVI в. слав. Житие В. было включено в состав Четьих-Миней митр. Московского Макария. Только в древнерус. списках сохранилась «Вторая старославянская легенда о св. Вячеславе» («Легенда Никольского»).

В росписях Успенского собора Троице-Сергиевой лавры и Софийского собора в Вологде 80-х гг. XVII в. В. изображен седовласым старцем, у иконописцев того времени были уже смутные представления о житии святого.

Почитание В. в католической Церкви

Память празднуется 28 сент. (в Пражском, Краковском и ряде др. еп-ств – с октавой 5 окт.); в нек-рых еп-ствах отмечается также перенесение его мощей (4 марта; во Вроцлаве – 5 марта), а в Пражском – обретение мощей (27 июня).

В 1333 г. в базилике св. ап. Петра в Риме был воздвигнут алтарь во имя В. В 1381 г. Пражский архиеп. Иоанн (Енштейн) учредил праздник для еп-ств Бамберг, Майсен, Регенсбург. В 1670 г. декретом папы Климента X праздник в память В. стал общецерковным и был причислен к разряду semiduplecis (полупраздничных), но до 1729 г. совершался по усмотрению местного епископа (ad libitum).

17 марта. Святой мученик князь Вячеслав Чешский

В 2005 году в память 1070-ой годовщины мучительной гибели святого мученика благоверного князя Вячеслава Чешского впервые был написан и принят канонический акафист по благословению Блаженнейшего Христофора, митрополита Чешских земель и Словакии.

Читайте также:  Андрей Смоленский: житие благоверного князя, труды и подвиги, мощи

Канонический акафист святому Вячеславу издан впервые и в России вместе с акафистом святой Людмиле Чешской для прославления этих святых и возрождения почитания их на Земле Русской, чтимых еще со времен святых равноапостольных Владимира и Ольги, крестивших Киевскую Русь, подобно тому, как два столетия назад княгиня Людмила привела свой народ к Истинной Вере.

Продаются акафисты в иконных лавках монастырей и храмов по все России. В Москве их можно приобрести в иконных лавках Сретенского монастыря и Храма всех Святых в Красном селе, а также на православной выставке на ВВЦ.

Святой князь Вячеслав был сыном чешского князя Вратислава, отличавшегося искренней любовью к святой вере, и княгини Драгомиры, проявлявшей недоверие и холодность к христианству. Хорошо понимая свою жену, князь Вратислав поручил воспитание сына своей матери, св. княгине Людмиле, которая прежде всего желала видеть в своем внуке искреннего христианина. Вячеслав отвечал заботам доброй бабушки не только усердием к учению, но был добр, кроток, целомудрен. Ему было дано лучшее по тому времени образование, он хорошо знал славянский, греческий и латинский языки. Молодой князь, «исполняя требования христианской веры, благотворил бедным».

Перед смертью князь Вратислав объявил своим наследником старшего сына Вячеслава, который по христиански устраивал и дела семейные, и дела страны. Он заботливо охранял покой своих подданных: следил чтобы все дела совершались справедливо. Строгость его к самому себе напоминала древних пустынников. День он проводил за делами правления, ночь посвящал молитве. Князь строил храмы, где каждый день совершалась служба, и часто сам пек просфоры для Божественной литургии. Он перенес мощи святого мученика Вита в Прагу и построил для них храм. Тогда же он перенес мощи св.Людмилы в пражский храм св.Георгия, построенный его отцом.

Князь Вячеслав в последнее время хотел передать управление княжеством своему брату Болеславу, чтобы посвятить всего себя на служение Богу. Но Господь определил ему другой путь. Немцы открыто выражали свое негодование против князя, «ревнителя благочестия отеческого», и внушали его брату Болеславу, воспитанному злой матерью Драгомирой, силой захватить власть. Князя Вячеслава предупреждали о готовящемся против него заговоре брата, но он не поверил этому.

На праздник св. Косьмы и Домиана князь Вячеслав поехал в Болеславль, навестить брата и там был злодейски убит им у самых дверей церкви, куда шел к утреннему Богослужению. Случилось это 28 сентября (11 октября) 935 года. Три дня лежало тело князя в церкви, и кровь не переставала истекать из ран, как у живого. Только после погребения св. мученика Вячеслава «сама собой скрылась в землю на виду у всех» его святая кровь у входа в храм, которую до этого никак не могли ни смыть, ни соскоблить. Осознав свой тяжкий грех братоубийства, князь Болеслав раскаялся и велел перенести мощи св. Вячеслава в Прагу, где положил их справа от алтаря в храме св.Вита. Там они почивают до сих пор, источая многие исцеления, знамения и чудеса, с верою к ним приходящим.

Святому Вячеславу молятся о восстановлении монархии и об охранении жизни воинов на поле брани.

О святый благоверный княже мучениче Вячеславе, избранный воеводо земли Чешския и всех христиан словенских теплый пред Богом предстателю! Днесь, в память твою единодушно сошедшеся в честнем храме сем и пред иконою твоею умиленно молящеся, сице из глубины сердца нашего к тебе взываем:

Ты в житии твоем ревнитель и защитник Православныя веры был еси – и нас в ней теплыми твоими к Богу молитвами непоколебимы утверди.

Ты великое возложенное на тя служение усердно проходил еси – и нас твоею помощию пребывати коегождо, в немже призван есть, настави.

Ты супостатов полки от отечества твоего силою ратною и мудростию управительною отгнал еси – и на нас ополчающихся всех врагов видимых и невидимых низложи.

Ты в пределах страны своея правду и мир и милосердие насаждати потщался еси – и нам от милостиваго Бога в сих добродетелех преуспеяние испроси.

Ты безвинную кровь твою аки Авель от руки брата своего пред враты церковными пролиял еси – и нас, яко чада единыя Матере Церкве, братолюбию и кротости научи.

О великий и славный княже Вячеславе, ради вящшия славы Небесныя венец земнаго княжения оставивый и венцем мученическим праведно увенчанный! Ныне с мудрою наставницей, праматерию твоею Людмилою, и всеми святыми у Престола Божия предстоя, не забуди нас сирых и убогих, якоже в животе твоем никогоже от таковых оставил еси. И предстательством твоим житие тихое и безгрешное и к вечному царствию шествие устрой нам, да прославим Бога, дивнаго во святых Своих, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

О святый княже Вячеславе! Усердно просим тя молитися за ны, да простит Господь Бог наша согрешения вольная и невольная и очистит нас от всякия скверны плоти и духа, да избавит нас от козней диавола и сохранит от клеветы человеческия, да утвердит нас в истинной вере и благочестии, да соблюдет от суемудрых и душетленных учений, да сохранит сердца наша от соблазнов мира сего и да научит огребатися от плотских страстей и похотей, да тако, горняя мудрствующе, а не земная, прославим Единосущную Троицу во век и в век века. Аминь.

Днесь Ангели с человеки радуются вкупе общим веселием, небо и земля светло ликуют в память твою, святе. И мы, грешнии, прилежно ти вопием: помолися к Владыце о нас, избавити ны от напасти видимых и невидимых враг, чтущих пресветлую память твою.

Иной тропарь, глас 1

Благочестиваго корене отрасле пречестная, святый благоверный княже Вячеславе, поборник быв Восточныя в Чесех Церкве и прибежище теплое убогим и сирым, яко вторый Авель, незлобиве претерпел еси смерть, во главу усечен рукою брата пред враты церковными. Темже и всели тя Христос яко исповедника правыя веры во обители небесныя, прослави всчесестную память твою в словенских языцех и дарова тя помощника всем почитающим тя. Молися о людех твоих ко Господу, да обратит их в лоно Православныя Церкве и спасет души наша.

Величание
Величаем тя, святый благоверный княже Вячеславе, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Дни празднования 4/17 марта и 28 сентября/11 октября

Брошюра СВЯТЫЕ БЛАГОВЕРНЫЕ КНЯЗЬ ВЯЧЕСЛАВ И КНЯГИНЯ ЧЕШСКИЕ. АКАФИСТЫ
издана 29 сентября 2010 года в день ПРАЗДНОВАНИЯ СВЯТОЙ МУЧЕНИЦЫ КНЯГИНИ ЛЮДМИЛЫ.

Брошюра включает в себя
АКАФИСТ СВЯТОЙ ЛЮДМИЛЕ ЧЕШСКОЙ
АКАФИСТ СВЯТОМУ ВЯЧЕСЛАВУ ЧЕШСКОМУ
ЖИТИЯ СВЯТОГО ВЯЧЕСЛАВА И СВЯТОЙ ЛЮДМИЛЫ ЧЕШСКИХ.
ОТЗЫВЫ ЧИТАТЕЛЕЙ СТАТЬИ ГРАД СВЯТОЙ ЛЮДМИЛЫ.

Брошюру можно приобрести пока в несколько монастырях и храмах Москвы:

– в Сретенском ставропигиальном мужском монастыре, МАГАЗИН «СРЕТЕНИЕ»
г. Москва, Б. Лубянка, 19, тел. (495) 628-82-10
http://sretenie.com/book/element.php? >

– в Подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры “Троицкая книга” Москва, 2-й Троицкий пер., д.6-А стр.9,
тел. 8 (495) 600-69-03,;

– в иконной лавке храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе, Москва, ул. Нижняя Красносельская, д.12,
тел.: +7 495 267-34-28, 267-19-68, тел./факс: 267-68-17;

– в иконной лавке храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове, Москва, музей-усадьба Коломенское, Андроповский проспект д.39 стр.7

– в иконной лавке храма Девяти Кизических мучеников, Москва, Большой Девятинский пер., 15.
тел.: (495) 605-76-61

В храме Покрова Пресвятой Богородицы в селе Поведь Торжокского района Тверской Епархии
8 960 700 83 39

Молитвы святому Вячеславу Чешскому

Зарождение и распространение христианства проходило не без проблем. Из истории всем известно о гонениях на христиан, трудной и долгой борьбе с язычеством. В этой борьбе принимал участие и Вячеслав Чешский. Теперь же читают молитвы святому Вячеславу, чтобы укрепить веру в Господа.

Жизнеописание Вячеслава Чешского

В православии почитается святая Людмила, княгиня Чешская, она же была бабушкой Вячеслава, воспитавшей его христианином. В 18 лет он взошел на престол, после смерти отца, князя Вратислава, в 920 году. Хотя он был слишком юн для упавших на его плечи обязанностей, управлял подданными и землями Вячеслав мудро. Его обучал ученик святителя Мефодия, пресвитер Павел, потому знал грамоту, имел широкий кругозор, владел латинским, греческим и славянским языками.

Князь Вячеслав все силы бросил на искоренение язычества и распространение христианства на своих землях. Он выкупал детей-рабов и направлял на воспитание христианам, возводил церкви, украшал храмы. При нём был построен храм святого Вита в Праге, куда были перенесены мощи святого Вита.

Немецкое духовенство, не переносившее святителя Мефодия, ополчилось и на Вячеслава, подговаривая его вельмож. Интриги стали сплетаться вокруг брата князя, Болеслава, мечтавшего о престоле. Для Вячеслава устроили ловушку – Болеслав позвал брата якобы на освещение храма. Верные слуги пытались предупредить князя Вячеслава о заговоре, но он не желал слушать. Когда же князь пришел к утрене, брат и вельможи зарезали его прямо на пороге храма. Изуродованное тело так и лежало днями, приводя народ в ужас. Мать княжичей, узнав о случившемся, похоронила сына в церкви у княжеского имения. Кровь с порога храма долго не получалось оттереть, но спустя несколько дней она пропала сама.

Занявший престол Болеслав стал насаждать католичество, искореняя в Чехии православие. При его правлении литургии читали лишь на латинице. Спустя время брат раскаялся в содеянном и перенес мощи Вячеслава, прозванного народом «мученик», в церковь святого Вита.

День памяти святого Вячеслава отмечают 11 октября, его, как и бабушку – святую Людмилу, почитают как покровителя Чехии.

В чем помогают молитвы святому Вячеславу?

С молитвой к святому Вячеславу Чешскому обращаются, чтобы исповедаться или попросить благословения. Он наставляет на истинный путь, укрепляет веру и отгоняет нечистые мысли.

Молитву Вячеславу Чешскому читают для защиты от нечистых сил и недругов. Чтение молитвы помогает избавиться от стресса и негатива, которые пагубно сказываются на делах и здоровье. Также молитва святому Вячеславу помогает обрести смирение и любовь, терпение и добродетель.

Молитвы Вячеславу Чешскому

Тропарь, глас 4

Днесь А́нгели с челове́ки ра́дуются вку́пе о́бщим весе́лием,/ Не́бо и земля́ све́тло лику́ют в па́мять твою́, свя́те./ И мы, гре́шнии, приле́жно ти вопие́м:/ помоли́ся к Влады́це о нас,/ изба́вити ны от напа́сти/ ви́димых и неви́димых враг,// чту́щих пресве́тлую па́мять твою́.

Перевод:

Сегодня Ангелы с людьми радуются вместе общей радостью, Небо и земля громко поют в память твою, святой. И мы, грешные, настойчиво к тебе взываем: помолись Владыке о нас об избавлении от нападения видимых и невидимых врагов, так как мы почитаем пресветлую память твою.

Ин тропарь

Благочести́ваго ко́рене о́трасль пречестна́я,/ святы́й благове́рный вели́кий кня́же Вячесла́ве,/ побо́рник быв Восто́чныя в Че́хах Це́ркве/ и прибе́жище те́плое убо́гим и си́рым,/ я́ко вторы́й А́вель, незло́биве претерпе́л еси́ смерть,/ во главу́ усече́н руко́ю бра́та пред враты́ церко́вными./ Те́мже и всели́ тя Христо́с/ я́ко испове́дника пра́выя ве́ры во оби́тели Небе́сныя,/ просла́ви всечестну́ю па́мять твою́ в слове́нских язы́цех/ и дарова́ тя ско́раго помо́щника всем, почита́ющим тя./ Моли́ся о лю́дех твои́х ко Го́споду,// да обрати́т их в ло́но Правосла́вныя Це́ркве и спасе́т ду́ши на́ша.

Кондак, глас 1

С ли́ки А́нгельскими предстоя́,/ блаже́нне кня́же Вячесла́ве,/ наслажда́ешися Боже́ственныя и неизрече́нныя добро́ты,/ и отту́ду благоде́тельныя да́ры поче́рп чуде́с,/ всем, притека́ющим ве́рою под твою́ святы́ню// источа́еши цельба́м дарова́ние.

Перевод:

С ангельскими хорами пребывая, блаженный князь Вячеслав, наслаждаешься Божественной и несказанной красотой, и оттуда почерпнув дары благотворения чудес, всем, приходящим с верой к твоей святыне, источаешь исцелений дарование.

Величание благоверному князю Вячеславу Чешскому

Велича́ем тя́, благове́рный кня́же Вячесла́ве, и чти́м святу́ю па́мять твою́, ты́ бо мо́лиши за на́с Христа́ Бо́га на́шего.

Молитва благоверному князю Вячеславу Чешскому

О, святы́й благове́рный кня́же му́чениче Вячесла́ве, избра́нный воево́до земли́ Че́шския и всех христиа́н слове́нских те́плый пред Бо́гом предста́телю! Днесь, в па́мять твою́ единоду́шно соше́дшеся в честне́м хра́ме сем и пред ико́ною твое́ю умиле́нно моля́щеся, си́це из глубины́ се́рдца на́шего к тебе́ взыва́ем: Ты в житии́ твое́м ревни́тель и защи́тник правосла́вныя ве́ры был еси́, и нас в ней те́плыми твои́ми к Бо́гу моли́твами непоколеби́мы утверди́. Ты вели́кое возложе́нное на тя служе́ние усе́рдно проходи́л еси́, и нас твое́ю по́мощию пребыва́ти коего́ждо, в не́мже призва́н есть, наста́ви. Ты супоста́тов полки́ от оте́чества твоего́ си́лою ра́тною и му́дростию управи́тельною отгна́л еси́, и на нас ополча́ющихся всех враго́в ви́димых и неви́димых низложи́. Ты в преде́лах страны́ своея́ пра́вду и мир и милосе́рдие насажда́ти потща́лся еси́, и нам от ми́лостиваго Бо́га в сих доброде́телех преуспе́яние испроси́. Ты безви́нную кровь твою́ а́ки А́вель от руки́ бра́та своего́ пред враты́ церко́вными пролия́л еси́, и нас, я́ко чад еди́ныя ма́тере Це́ркве, братолю́бию и кро́тости научи́. О, вели́кий и сла́вный кня́же Вячесла́ве, ра́ди вя́щшия сла́вы Небе́сныя вене́ц земна́го княже́ния оста́вивый и венце́м му́ченическим пра́ведно увенча́нный! Ны́не с му́дрою наста́вницею, прама́терию твое́ю Людми́лою, и все́ми святы́ми у Престо́ла Бо́жия предстоя́, не забу́ди нас си́рых и убо́гих, я́коже в животе́ твое́м никого́же от таковы́х оста́вил еси́. И предста́тельством твои́м житие́ ти́хое и безгре́шное и к ве́чному Ца́рствию ше́ствие устро́й нам, да просла́вим Бо́га, ди́внаго во святы́х Свои́х, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Храм святого князя Вячеслава Чешского в Барвихе

ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРИХОД ВЯЧЕСЛАВА ЧЕШСКОГО МОСКОВСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА

Житие святого Вячеслава

Происходивший из династии Пршемысловичей князь Вацлав (Вячеслав) родился предположительно в 907 г. Дед Вацлава Борживой, правивший страной во второй половине IX в., был первым чешским князем, принявшим христианство. Произошло это при довольно необычных обстоятельствах. В те времена чешские земли граничили с Великой Моравией и, по некоторым источникам, были у нее в подчинении. Моравский правитель Сватоплук, уже будучи христианином, пригласил Борживоя в гости. Однако угощение для чешского князя и его дружины было подано не на столе, а на полу — как собакам. Удивление Борживоя перевесило его гнев, и он поинтересовался причиной этого оскорбления. Сватоплук ответил, что христианский князь не может сидеть за одним столом с язычником. Борживой задумался и захотел побольше узнать о христианстве. И в результате вместе со своей женой Людмилой принял крещение от равноапостольного Мефодия, просветителя славян, который находился в то время в Моравии.

Читайте также:  Житие святых Киприана и Устиньи - полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святых

Борживой и Людмила совершили многое для распространения христианства. Они строили церкви, приглашали из славянских стран священников, которые вели службы на славянском языке, занимались благотворительностью. Борживой умер достаточно молодым, в возрасте около 35 лет. Княжеский престол достался сначала старшему сыну Спытигневу, а после его смерти — младшему, Вратиславу (Братиславу), отцу св. Вацлава. Вратислав женился на княжне Драгомире, происходившей из знатного рода Стодоранов. Считается, что она была язычницей, но вряд ли князь-христианин мог заключить подобный брак. Скорее, Драгомира приняла христианство формально. Людмила и после смерти мужа пользовалась большим влиянием и любовью подданных. Фактически она оставалась правительницей при своем сыне Вратиславе, что крайне раздражало властолюбивую Драгомиру. Особенно если учесть, что воспитанием ее сыновей — Вацлава и Болеслава — занималась опять же Людмила.

Вратислав, как и его отец, умер рано (по некоторым сведениям, он погиб в 920 г. в бою с уграми), а Вацлав был еще слишком молод, чтобы самостоятельно править страной. Драгомира претендовала на роль регентши. По одним сведениям, Людмила оставила бразды правления за собой, по другим — напротив, добровольно уступила их невестке и удалилась в принадлежащую ей крепость Тетин. Так или иначе, Драгомира подослала к Людмиле наемных убийц. Людмила была задушена собственной вуалью. Впоследствии она была канонизирована как святая мученица и является небесной покровительницей Чехии.

Молодой князь Вацлав вырос в крепости Будеч, находящейся к западу от Праги, где воспитывался в духе христианства и готовился управлять страной. Его наставником был пресвитер Павел, ученик святителя Мефодия. Вацлав владел, помимо родного, славянского латинским, греческим и немецким языками и вообще был для своего времени очень образованным человеком. На момент вступления на престол в 925 г. ему исполнилось всего 18 лет. Принимая власть, Вацлав сказал, что хочет править так, чтобы в стране его был мир, чтобы судьи судили справедливо и чтобы народ жил по законам Божьим. Период правления князя Вацлава был временем значительного расцвета чешского государства. Он отличался необыкновенным благочестием, в тоже время государством правил разумно, справедливо и со всей ответственностью. Его считали усердным христианином, который освобождал заключенных, подавал милостыню бедным и утешал больных. Князь, как и его благочестивые дед и бабушка, заботился о христианском просвещении народа, строил новые храмы, украшал уже построенные. Известно, что он выкупал детей язычников, проданных в рабство, и воспитывал их в христианском духе.

Во времена князя Вацлава богослужение в стране шло на двух языках, он хотел, чтобы эти две богослужебные традиции соседствовали во взаимном уважении, чем нажил себе немало врагов. Немецкие священники восстановили против князя завистливых вельмож, среди которых были немало язычников. Вельможи в свою очередь умело воспользовались недовольством брата Болеслава и уговорили его занять престол, убив Вацлава.

Болеслав пригласил Вацлава к себе в крепость Стара Болеслав. Поводом послужили крестины его новорожденного сына. По другой версии, это был храмовый праздник в честь святых Космы и Дамиана, отмечаемый 27 сентября. После пира Болеслав набросился на Вацлава с мечом. Князь Вацлав оказался сильнее, и легко одержал верх. Не желая убивать собственного брата, он лишь оттолкнул его и хотел спрятаться в церкви. Однако у самых ворот его настигли двое убийц. Один из них пронзил князя копьем в тот момент, когда он схватился за дверное кольцо (этот момент изображен на одном из вариантов герба города Стара Болеслав).

Тело Вацлава несколько дней лежало на церковном дворе без погребения, что вызвало народное негодование. Его кровь, брызнувшую на дверь храма, долго не могли отмыть. Наконец князь был похоронен рядом с той самой церковью, где встретил свою смерть. Спустя три года Болеслав решил публично покаяться в убийстве брата. Тело Вацлава перевезли в Прагу и поместили в соборе св. Вита, в той ротонде, которая была построена по приказу самого Вацлава.

Практически сразу после смерти князь Вацлав был провозглашен «мартиром» — мучеником, страстотерпцем. Этим греческим словом называли человека, который своей собственной пролитой кровью присягнул на верность Христу.

Князь Вацлав почитается святым и в русской Православной Церкви, где он известен как Вячеслав Чешский. Его память отмечается по новому стилю 11 октября, а также 17 марта (день перенесения мощей в Прагу).

Житие Св. Вячеслава князя чешского

Святой мученик, князь Чешский Вячеслав

Прими, святой, похвалу из окаянных
уст, не могут восхвалить тебя
по достоинству и моли милостивого
Бога даровать нам великую милость.

По смерти Борживоя (889) на княжеский престол взошел его старший сын Спитигнев.

Он продолжил добрую семейную традицию: завершил постройку храма Пречистой Богородицы в Праге, начатую еще Борживоем, заложил храм Петра и Павла в Будече, при котором вскоре возникла латинская школа. Но ранняя смерть оборвала его жизнь (905), и княжеский престол в Праге перешел к его младшему брату Вратиславу, во время правления которого христианство окончательно утвердилось в Чехии, причем в двух формах – славянской, наследованной от Кирилла и Мефодия и латинской.

В Праге Вратислав строит еще один храм, посвящая его святому великомученику Георгию, покровителю воинов. И это имеет свое объяснение: Чехия в этот период ведет упорную войну с венграми.

Вратислав и его супруга Драгомира имели четырех дочерей и двух сыновей: старшего, Вячеслава, родившегося в 907 году, и младшего, Болеслава. Как наследник престола, Вячеслав получил великолепное для своего времени образование. Княгиня Людмила хотела видеть во внуке своем истинного христианина и заботилась в первую очередь о его нравственном воспитании, тем более что отрок от природы был кроток, добр и целомудрен.

Под руководством духовника святой Людмилы юный Вячеслав изучил славянский язык. Видя успехи сына, отец отправил его в город Будеч, где он овладел латинским и греческими языками и другими науками. Своими познаниями юный князь удивлял даже учителей. Он был очень опытен в разумении книг церковных, вельможи даже сетовали, что тот, кто должен быть князем, “испорчен священниками и есть сущий монах”.

После смерти Вратислава, Святой Вячеслав, испытывая любовь к монашеству, имел намерение отказаться от правления, но блаженная Людмила, скорбя о несчастиях отчизны и ревнуя об общем благе, уговорила Вячеслава вступить в управление княжеством. Благочестивый Вячеслав выполнил совет своей мудрой бабки, уступив при этом младшему брату Болеславу половину княжества.

Такой поворот событий не отвечал тщеславным замыслам Драгомиры, и она старалась всячески изолировать Вячеслава от священников и подчинить своему влиянию. Затаив до времени злобу, отыскивала средства отомстить своей свекрови. Ей удалось поселить семена вражды против Людмилы и Вячеслава в сердце младшего сына Болеслава.

Святая Людмила, видя внука воцарившимся, удалилась в Тетин, но и там настигла ее месть Драгомиры. Убийцы, посланные невесткой, ворвались в покои блаженной княгини и накинули петлю на старческую выю. Душа мученицы отлетела в небесные селения, и многими чудесами ознаменовал Господь ее праведность.

На долю молодого князя выпало много испытаний. Одолевали внешние и внутренние враги. В 922 году на Чехию совершил поход баварский князь Арнульф. Коварные вельможи, стали восстанавливать Вячеслава против матери, обвиняя ее в убийстве святой Людмилы. Вячеслав, поверив этим словам, отправил Драгомиру в Будеч. Но воспитанный своей святой бабкой в благочестии, он, помятуя евангельскую заповедь о почитании родителей, возвращает Драгомиру, молясь Богу: “Господи Боже мой, не вмени мне сего в грех”. И с этих пор он всячески почитал свою мать, так что она радовалась благоволению его и доброте. В 924 году Вячеслав стал единовластным правителем страны. Одним из первых его действий было торжественное перенесение останков своей бабушки Святой Людмилы из Тетина в Прагу. Были возвращены на свои места приближенные Людмилы, в том числе и священники. Князь продолжал строить храмы, заботясь о духовном просвещении своего народа. Всем он делал добро: выдал замуж четырех своих сестер с богатым приданым, заботился о вдовах и сиротах, кормил увечных, выкупал пленных. И всюду прославилось имя доброго и праведного князя Вячеслава, устраивавшего по-христиански как дела семейные, так и дела государственные.

Благочестие Вячеслава подтверждает и такой случай. Однажды святой князь был приглашен императором Оттоном на сейм, но, будучи задержан в пути делами милосердия, явился после других, чем вызвал их неудовольствие. Но когда святой Вячеслав предстал перед лицом кесаря, тот с высоты престола своего увидел, что князя вводят в собрание ангелы и на челе его сияет золотой крест. Умиленный кесарь с особенным вниманием и лаской принял князя Вячеслава и предложил исполнить любую его просьбу. Тогда Вячеслав испросил себе у кесаря частицу мощей святого мученика Вита и, вернувшись в Прагу со священным даром, основал церковь во имя этого святого. Тогда же он перенес мощи и святой Людмилы в Прагу в храм святого Георгия, построенный отцом его.

Трудно перечислить все благочестивые подвиги милосердия и любви Христовой, которыми обогатил себя Вячеслав.

Он выкупал у язычников детей, чтобы, окрестив, посвятить на служение Богу. Часто по ночам занимался печением просфор или с верным старым слугой блаженным Подивоем, которому были открыты все тайные его милостыни, в зимнее ненастье босыми ногами шел на молитву в какой либо отдаленный монастырь. Когда Подивой не мог выносить холода, Вячеслав приветливо говорил ему: “Теперь зима, старче, ступай лучше по моим следам”. И усердный слуга не только не чувствовал холода, но даже ноги у него горели от тепла. А святой Вячеслав, ступая первым по замерзшей земле, иногда до крови обдирал себе ноги.

Когда напал на княжество соседний князь Радислав с требованием уступить ему Богемию, и оба князя выступили на середину поля, а войска их стояли в безмолвном ожидании, внезапно увидел язычник светлый крест, сияющий перед лицом святого, ибо ангелам своим заповедал Господь охранять праведника в путях его. Тогда пал Радислав к ногам Вячеслава, прося себе прощения, и благодушно отпустил его святой князь.

За высокие добродетели Господь одарил святого Вячеслава даром прозорливости, и нередко предсказывал он будущее; так, благодаря божественному предвидению, он предотвратил готовившийся против него братом заговор и, воздавая хвалу Господу, дал обет основать церковь во имя мученика Вита. Получив благословение от епископа, он собрал строителей и сам начал на своих плечах носить известь и своими руками заложил и окончил церковь, в которой после освящения происходили многие чудеса и знамения. После этого блаженный Вячеслав хотел пойти в Рим к святому апостолу Петру, передав княжение своему брату, и там отречься от сего мира.

Болеслав, узнав о его желании пойти в Рим, стал еще яростней искать возможность погубить брата. Вячеслав был позван братом Болеславом в храм святых Косьмы и Дамиана. Во время ристалища один из придворных Болеслава предупредил, что брат хочет умертвить его. Но не хотел великодушный Вячеслав поверить злому умыслу, хотя и имел тайное предчувствие о смерти.

Вернувшись с вечери, князь Вячеслав помолился о себе, о народе о своем и погрузился в сон праведника, а на рассвете, едва услышав утренний звон, пошел в церковь. Во дворе настиг его Болеслав. Вячеслав, оглянувшись, с чистым сердцем сказал ему: “Добрый вчера был день, брат мой”. Болеслав же распаленный яростью, выхватил из-под одежды меч и со словами: “Нынешний хочу тебе сделать лучше вчерашнего” – ударил брата по голове. Крепкий силами Вячеслав поверг помраченного на землю и сказал: “Что ты замыслил против меня, брат мой?” Но в эту минуту подбежал один из дружинников Болеслава и ударил Вячеслава мечом по руке. Видя вокруг явную измену, Вячеслав оставил поверженного брата и устремился в церковь, чтобы там искать спасения, но в самых дверях был настигнут убийцами и прободен мечами их в ребра. На церковном пороге, умирая, он воскликнул: “Господи! В руки Твои предаю дух мой!” Смерть блаженного князя последовала 28 сентября 935 года.

Читайте также:  Игнатий Богоносец - житие и биография святого, труды и послания, учения, дни памяти

Три дня лежало тело Вячеслава в храме. Все это время не переставала истекать кровь из его ран, как бы у живого: не могли стереть ее ни со стены церковной, ни даже с одежды Болеслава, на которую она брызнула в минуту убийства, так что изумился весь народ этому свидетельству мученической крови, вопиющей от земли на небо, подобно Авелевой.

Смятенный князь Болеслав признал священника Павла погрести тело брата – и в час погребения еще больше потекла кровь. Многие чудеса и исцеления ознаменовали святость блаженного мученика Христова, который всегда пламенно желал пролить за Него кровь свою.

В ту самую ночь, когда под мечом брата пал Вячеслав, было чудное видение зятю его королю Датскому: во сне ему явился распятый Господь с таким словом: “Если хочешь получить прощение грехов своих, построй церковь во имя святого мученика Вячеслава”. Король, пораженный таинственным явлением, воздвиг в своей земле первую церковь во имя святого мученика Вячеслава.

В ту же страшную ночь убийства у Болеслава родился сын, которого назвали странным именем Страхквас, что значит ” страшный пир”. Чувство раскаяния коснулось окаменевшего сердца Болеслава. Осознав тяжкий грех свой, он с плачем обратился к Богу, моля о прощении неповинно пролитой крови, и дал обет посвятить рожденного в эту ночь сына на служение Богу, а тело брата своего перенес в царственный град Прагу и положил в созданный святым при жизни церкви святого Вита по правую сторону алтаря в приделе Святых Апостолов. Это торжественное перенесение, празднуемое и поныне, свершилось четвертого марта.

Господь же упокоил душу блаженного мученика Вячеслава с праведными Своими в лоне Авраама, Исаака и Иакова.

Умер святой Вячеслав давно, сила же его, в которой по достоинству проявляется по всей вселенной милость Божия и слава святого, и доселе действует. Некие люди, арестованные по клевете и осужденные на смерть, взывали к святому Вячеславу: “Святой Божий мученик, если справедливо то, что говорят люди, и ты можешь умолить Вышнего Бога, помолись за меня, умирающего, чтобы я по твоим молитвам был избавлен от смерти и смог бы, окаянный получить прощение за тяжкие грехи до тех пор, пока буду жить”. Никого не оставлял своей помощью святой Вячеслав.

Память святого мученика Вячеслава празднуется Церковью 4/17 марта 28/11 октября.

11 октября 2001 года Высокопреосвященнейший Христофор, Архиепископ Пражский и Чешских земель, передал в дар Русской Православной Церкви ковчежец с частицей мощей мощей святого мученика Вячеслава, который пребывает в Москве, на Подворье Православной Церкви Чешских землях и в Словакии, в храме свт. Николая в Котельниках.

Житие Вячеслава Чешского

Житие святого Вячеслава, князя Чешского

Святой Вячеслав происходил из княжеского рода, правившего в Чехии 1 , и приходился внуком святой мученице Людмиле 2 ; его родители – Вратислав 3 , князь Чешский и жена его Драгомира имели кроме него еще двух сыновей: Болеслава и Спытигнева и несколько дочерей; среди всех он выдавался своими дарованиями и добротой.

Икона святого Вячеслава, князя Чешского. Галерея икон.

Когда святой Вячеслав стал подрастать, отец его, по обычаю того времени, просил епископа и иереев со всем причтом церковным призвать на него благословение Божие. Епископ, отслужив литургию в церкви Пресвятой Богородицы и поставив затем отрока на ступени храма, благословил его такими словами:

– Господи Боже, Иисусе Христе, благослови сие отроча, якоже благословил еси праведных Твоих – Авраама, Исаака и Иакова и венчай его, якоже венчал еси правоверных царей, равноапостольных Константина и Елену.

С этого-то особенно времени Божией благодатию отрок стал расти и преуспевать. бабка его, святая Людмила, поручила одному священнику, своему духовнику, учить его славянской грамоте, которою святой очень скоро овладел вполне. Видя его успехи, отец отправил его в город Будеч учиться латинскому языку и другим наукам; во всем этом он преуспевал к удивлению учителей.

Но волею Божиею случилось, что князь Вратислав скоро умер 4 и святой Вячеслав, юный еще возрастом, вступил на родительский престол. Здесь, в сане правителя, выказал он в особенности свои дарования: вместе с своею матерью он старался об улучшении управления страны, заботился о своем семействе: видал замуж сестер своих в соседние княжества, наблюдал за воспитанием младших братьев, не упуская случая и самому расширить свои познания, так что скоро он изучил вполне не только славянскую и латинскую, но и греческую грамоту, превосходя в этом отношении всякого священника или даже епископа. Бог благословлял его деятельность, одаряя его премудростью. Он же усердно старался угодить Богу, заботился об убогих, кормил их, принимал странных по слову Евангельскому: “ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня” (Мф.25:35), почитал духовенство, строил и украшал церкви, ко всем относился с любовью, как к богатым, так и к бедным, и во всю недолговременную жизнь свою помышлял только о благом.

Но диавол, исконный враг рода человеческого, и теперь всячески старался посеять смуты: некоторые зломысленные вельможи захотели воспользоваться молодостью святого, так как по смерти отца своего он остался всего восемнадцати лет. И вот, сначала они стали восстанавливать князя Вячеслава против его матери, говоря, что она убила его бабку, святую Людмилу, и злоумышляет против него. Вячеслав сперва поверил этим словам и отправил свою мать в город Будеч, но скоро вспомнил слова Апостола Павла: “Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием” (Ефес.6:2); вернул мать обратно в свой дом и с горькими слезами каялся, говоря:

– Господи боже мой, не вмени мне сего во грех, – и повторял слова Псалмопевца: “Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай” (Пс.24:7).

С этих пор он всячески почитал свою мать, так что она радовалась его благочестию и доброте: он питал увечных, заботился о вдовах и сиротах, выкупал пленных, всем делал добро, и всюду прославлялось имя доброго и праведного князя Вячеслава.

Злонамеренные вельможи, увидав, что их замыслы не удались вследствие разума и благонравия святого, стали возмущать против него брата его – Болеслава, который, как младший, должен был подчиняться Вячеславу. Они внушили Болеславу, будто князь Вячеслав со своими советниками и с матерью умышляют извести его, и советовали ему для спасения своей жизни убить святого князя и самому занять княжеский престол. Эти злобные советы соблазнителей смутили ум Болеслава и он стал помышлять о смерти своего брата, подобно тому, как почти сто лет спустя 5 Святополк Окаянный, желая быть единовластным в Русской земле, задумал избить братьев.

Желая исполнить свое преступное намерение, Болеслав пригласил брата к себе на освящение церкви, которое должно было произойти в воскресный день, с коим совпало тогда и празднование памяти святых Космы и Дамиана. Святой Вячеслав, приехав и отслушав святую литургию, хотел возвратиться обратно в Прагу 6 , но Болеслав стал удерживать его, упрашивая не обидеть его отказом от угощения, которое он приготовил. Святой согласился остаться, хотя, когда он вышел на двор Болеславов, слуги предупреждали его о замыслах брата. Святой не поверил этому, возлагая всю свою надежду на Бога. Весь тот день они в радости провели вместе; а между тем ночью злодеи собрались во дворе одного из заговорщиков, по имени Гневысы, и вместе с Болеславом обдумывали, как бы им убить св. Вячеслава, и решили напасть на него, как только он встанет и пойдет к утрене, так как знали, что по благочестию своему святой не пропустит службы. И их предположения сбылись: лишь только раздался благовест к утрене, Вячеслав тотчас встал со словами:

– Слава Тебе, Господи Боже мой, яко дал еси свет и мне дожити до сего утра.

Затем он оделся и, умывшись, пошел в церковь; в воротах дома его догнал Болеслав. Святой, обернувшись, сказал:

– Здравствуй, брат; вчера хорошо…

Но не успел он докончить своей речи, как Болеслав, по наущению диавола, выхватил свой меч из ножен и ударил им брата по голове, со словами:

– Сегодня хочу тебя еще лучше угостить.

– Брат, что ты задумал?

И схватив его и повалив на землю, спросил:

– Брат мой, какое зло я сделал тебе?

Но тут подбежал один из заговорщиков и поразил святого в руку. Тогда он, оставив Болеслава, побежал к церкви. Заговорщики бросились за ним и двое из них – Честа и Тира – зарубили его в самых дверях церковных, а третий – Гневыса – пронзил его еще мечом в ребра. Блаженный испустил дух со словами:

– Господи, в руки Твои предаю дух мой.

По убиении князя злодеи стали избивать его дружину, грабить и изгонять всех тех, кого святой Вячеслав приютил в своем доме; заговорщик Тира стал советовать Болеславу напасть и на мать, чтобы сразу избавиться и от брата и от матери, но тот ответил, что это еще успеется, так как ей некуда скрыться.

Тело же святого Вячеслава заговорщики изрубили и бросили без погребения, только какой-то священник прикрыл его покрывалом. В то время мать святого, услышав о его убиении, бросилась искать его и, увидев изрубленные его останки, залилась горькими слезами. Она собрала все части его тела и, не смея отнести их к себе, тут же, на дворе священника это церкви, омыла, одела, и тогда его отнесли в церковь и положили там. Отдавши этот последний долг своему мученически погибшему сыну, мать святого Вячеслава, спасаясь от смерти, укрылась в стране хорватов 7 , так что, когда Болеслав вздумал и к ней послать убийц, то они ее уже не могли найти.

Останки блаженного князя несколько времени еще находились в церкви, ожидая погребения, пока, наконец, позволили позвать священника, чтобы совершить отпевание святого мученика и похоронить его. А кровь его, пролитую в дверях церковных, как ни старались, никак не могли отмыть. По истечении же трех дней она сама исчезла чудесным образом 8 .

Вскоре братоубийца Болеслав сознал свой тяжкий грех и горько плакал, раскаиваясь и говоря:

– Я согрешил, и грех мой и беззакония мои я знаю, Боже помоги мне грешному.

Он послал священников и своих приближенных перенести мощи святого Вячеслава в стольный град Прагу и их с честью положили по правую сторону алтаря в церкви святого Вита, которую создал сам святой. ________________________________________________________________________

1 Чехия занимает среднеевропейское плоскогорье, окруженное со всех почти сторон горами и орошаемое рекой Лабой (Эльбой) с ее притоками. В отдаленной древности эта страна была занята Кельтским народом – бойями, от которых она носит другое название – Богемии. Незадолго до Р.Х. бойи были изгнаны германцами, маркоманами, ведшими долгие войны с римлянами и окончательно исчезнувшими в половине V в.; вскоре после этого, вероятно, поселились в опустевшей стране славянские племена чехов, по которым и страна прозвалась Чехией. Когда святые братья, Кирилл и Мефодий, распространяли христианство в славянских странах – Моравии и Паннонии, тогда ими же были крещены и чехи, и у них введено было богослужение на славянском языке; христианство у чехов распространилось очень сильно и скоро у них появились святые подвижники; в православной церкви известны: блаженная Людмила, святой Вячеслав и преподобный Прокопий, живший уже в XI веке (память его празднуется 16 сентября). Но еще до крещения чехов святыми первоучителями славян появились в Чехии и немецкие миссионеры, которые стали распространять богослужение на латинском языке, а так как они при этом пользовались покровительством могущественных немецких государств, соседних с чехами, то им с течением времени удалось совершенно вытеснить славянское богослужение, которое уже в XI в. приходилось защищать святому Прокопию, хотя местами оно продолжало сохраняться и позже.

2 Память ее празднуется 16 сентября.

3 Вступил на княжеский чешский престол в последних годах IX в.

4 Князь Вратислав умер в 920 году по Р.Х.

6 Столица Чехии, находится на р. Влтаве, приток Лабы.

7 Славянское племя, живущее по берегу Адриатического моря и по рекам Саве и Драве, притокам Дуная, к югу от Чехии.

8 Мученическая кончина святого Вячеслава, князя чешского, произошла в 935 г., в 28 день сентября.

Ссылка на основную публикацию