Житие Александра Ошевенского – полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святого

АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ

(Алексей; 17.03.1427, Важеозерская вол. Белозерского края – 20.04.1479), прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря. Род. в семье зажиточного крестьянина Никифора Ошевня и Фотинии. В 19 лет ушел в Кириллов Белозерский мон-рь, где ок. 1452 г. принял постриг с именем Александр и получил благословение на священство. Его отец в это время переселился «от насилия земных властей» на р. Чурьегу, в окрестности Каргополя, куда звал приехать сына. А. О. получил благословение белозерского игумена (видимо, Кассиана) на основание новой обители близ места поселения своей семьи и вместе с неким «искусным иноком» пришел в Ошевенскую слободу. Благословение на строительство мон-ря и игуменский сан А. О. получил от свт. Ионы, архиеп. Новгородского (1459–1471). Строительство обители было омрачено конфликтом между А. О. и его родными братьями – Амвросием и Лукианом, чьи сыновья Петр и Никон без отцовского благословения были пострижены в монашество. Амвросий грозил разорить обитель и насильственно вернуть сына в семью. Как рассказывает житие, этот конфликт стал причиной болезни А. О., от к-рой его исцелил прп. Кирилл Белозерский, явившийся ему в сонном видении. Перед кончиной А. О. предрек братии трудные времена, ожидающие мон-рь. А. О. был первоначально погребен по правую сторону от построенной им деревянной ц. свт. Николая. Позднее мощи преподобного находились под спудом в каменном Успенском храме Ошевенского мон-ря, где с 1707 г. преподобному посвящен придел. Сведений о вскрытии мощей в советское время не имеется.

Чудесным образом была создана и первая икона А. О., существовавшая уже в 1567 г., т. к. история ее появления описана Феодосием в житии в «Чуде о явлении преподобного старцу Тимофею и о написании образа святого Александра». В «Чуде» рассказано, как игумен Ошевенского мон-ря Вассиан пригласил из города иконописца Симеона с сыном Иваном писать иконы для обители. В это время монастырскому старцу Тимофею, к-рый «книгам не учився, но духовенъ бяше», в сонном видении явился сам А. О. и повелел идти к игумену и сказать, чтобы писали образ на раку преподобного. Однако в мон-ре не знали, как изображать А. О., т. к. все «самовидцы» святого уже скончались. Однажды в обитель с р. Онеги пришел некий Никифор Филиппович, к-рый видел А. О. еще при жизни. он описал преподобного игумену и иконописцу Симеону: «Александръ бе возрастом средни человекъ, лицем сухъ, образом умиленъ, очи име влущене, брада невелика и не велми густа, власы русы в полысед» (РГБ. Унд. № 276. Л. 96–96об.). По этому описанию Симеоном был создан первый образ А. О., положенный на раку преподобного.

Мощи А. О. свидетельствованы еп. Вологодским Варлаамом по распоряжению митр. Московского Антония между 1576 и 1581 гг., и тогда же по благословению еп. Варлаама было установлено местное празднование А. О. на 20 апр. Алексей Корепанов составил службу преподобному (ГИМ. Син. № 648, XVII в.), а мон. Герман (Тулупов) – сокращенный текст жития для Четьих-Миней (РГБ. Троиц. № 694). Служба преподобному сочетает конкретность с традиц. образностью, по составу полиелейная, но имеет литию (Минея (МП). Апрель. Ч. 2. С. 73–85). Хотя память преподобному была включена в Устав московского Успенского собора (ок. 1634), А. О. не был канонизирован к общецерковному почитанию. Крестьянское происхождение и духовно-просветительская деятельность А. О. среди земледельческого населения Каргополья обусловили особое почитание преподобного среди сев. крестьян, о чем свидетельствуют распространенность икон А. О. в Прионежском крае и сохранение в окрестностях Каргополя преданий о памятных местах, связанных с А. О.

Иконография

Иконы А. О. были особенно распространены на Русском Севере, в надписях на них святой нередко именуется «Каргопольским чудотворцем». Одно из ранних изображений – в деисусном чине кон. XVI в. сев. писем (ГТГ). Устойчивым иконографическим изводом является изображение А. О. на фоне основанной им обители в молении Спасителю в облачном сегменте, в левой руке святого – развернутый свиток, на голове схимнический куколь, борода темная. На пядничных (см. Пядница) иконах 2-й пол. XVII в. (ЦМиАР, ГИМ), 1-й пол. XVIII в. (ЦАК МДА) преподобный представлен стоящим внутри или около мон-ря – очевидно, воспроизведен вид обители в XVII в.: 2 деревянные шатровые церкви, колокольня и др. постройки; на иконе нач. XVIII в. (ГИМ) в одной из церквей изображена открытая рака с мощами А. О. Во 2-й пол. XVII в. на основе подобных изображений выполнена гравюрная доска (ГИМ). Данный иконографический извод сохранялся и в более позднее время, напр., на иконе 2-й трети XIX в. (ГЭ), где мон-рь изображен каменным, с пятиглавым собором и надвратной церковью. На иконе «Воскресение – Сошествие во ад, с избранными святыми» 2-й пол. XVII в. (АМИИ), иконах с избранными святыми посл. трети XVII в. (ЦМиАР) и XVII в.? (ГЭ), где А. О. изображен с преподобными Зосимой и Савватием Соловецкими, его облик соответствует описанию в иконописных подлинниках: «Брада черна, подоле мало Никодима Кожеозерскаго, надседа. Инде сед, брадою аки Сергий и власы главныя черны, ризы преподобническия, в схиме, руки молебны» (БАН. Строг. № 66. Л. 98об., кон. XVIII в.). В произведении онежского иконописца И. И. Богданова-Корбатовского (XVIII в. КИАХМЗ) святой представлен вместе с прп. Кириллом Белозерским. Известна икона А. О. с 16 клеймами жития 2-й пол. XVII в. из г. Кемь (МИИРК), в среднике к-рой преподобный со свитком в руке предстоит Богородице вместе со свт. Николаем Чудотворцем; состав клейм восходит к житию А. О. 1567 г.: явление Богоматери и прп. Кирилла Белозерского матери святого; поступление Алексея в Кирилло-Белозерский мон-рь и пострижение в иночество; основание новой обители; погребение родителей; преставление и посмертные чудеса святого (видение старца Герасима – святой закрывает мантией шатер храма во время пожара; исцеление немого и др.); история составления жития А. О. мон. Феодосием. На иконе поморских писем 1-й пол. XIX в. (ЦМиАР) А. О. представлен в рост, прямолично, в мантии и куколе, с благословляющей десницей и развернутым свитком; подобное, но поясное изображение – в рукописи службы и жития святого (РНБ. ОЛДП. Q. 626; 1844 г.).

Преподобный Александр Ошевенский

Память: 20 апреля / 3 мая, 21 мая / 3 июня (Собор Карельских святых), третья неделя (воскресенье) по Пятидесятнице (Собор Новгородских святых)

Родился в семье зажиточного крестьянина Никифора Ошевня и Фотинии. В 19 лет ушел в Кириллов Белозерский монастырь, где ок. 1452 г. принял постриг с именем Александр и получил благословение на священство. Его отец в это время переселился “от насилия земных властей” на р. Чурьегу, в окрестности Каргополя, куда звал приехать сына. Александр Ошевенский получил благословение белозерского игумена (видимо, Кассиана) на основание новой обители близ места поселения своей семьи и вместе с неким “искусным иноком” пришел в Ошевенскую слободу. Благословение на строительство монастыря и игуменский сан Александр Ошевенский получил от свт. Ионы, архиеп. Новгородского Строительство обители было омрачено конфликтом между Александром Ошевенским и его родными братьями – Амвросием и Лукианом, чьи сыновья Петр и Никон без отцовского благословения были пострижены в монашество. Амвросий грозил разорить обитель и насильственно вернуть сына в семью. Как рассказывает житие, этот конфликт стал причиной болезни Александр Ошевенский, от которой его исцелил прп. Кирилл Белозерский, явившийся ему в сонном видении. Перед кончиной Александр Ошевенский предрек братии трудные времена, ожидающие монастырь. Первоначально был погребен по правую сторону от построенной им деревянной ц. свт. Николая. Позднее мощи преподобного находились под спудом в каменном Успенском храме Ошевенского монастыря, где с 1707 г. преподобному посвящен придел. Сведений о вскрытии мощей в советское время не имеется.

Преподобный Александр Ошевенский. Икона, конец XVII – начало XVIII века

Составление жития Александра Ошевенского началось в Ошевенском монастыре при игум. Максиме по настоянию инока Леонтия, брата преподобного, к-рый “повеле клириком писати житие преподобного Александра, понеже он ведый известно житие его и пророчествия святого вся сбывшася”. Первоначальный текст жития пропал ок. 1530 г., когда по дороге в Москву был убит игум. Маркел, бежавший из монастыря и захвативший с собой список жития. В 1567 г. иеромонах Ошевенской обители Феодосий создал новое житие, основанное на воспоминаниях племянников Александра Ошевенского, Исаака и Корнилия и сообщениях монастырских старожилов (РГБ. Унд. № 276, XVI в.). Исследователи отмечают наличие в тексте заимствований из жития прп. Александра Свирского (И. Яхонтов), но не отрицают и оригинального характера труда Феодосия (В. О. Ключевский, Л. А. Дмитриев). Агиограф подробно описал ряд событий из жизни монастыря и чудеса преподобного. О себе Феодосий рассказал, как он, начав писать “душеполезную повесть о преподобном”, обленился и все “в забытии оставих”. На праздник Пасхи, после вечернего богослужения, он лег отдохнуть и во сне увидел себя в огромном храме, где был и Александр Ошевенский. В руках преподобный держал прут, он “яро възре” на Феодосия и гневно сказал: “Почто начинаешь дело выше своеа меры, а еже начал еси, что леностию не свершаеши?” (РГБ. Унд. № 276. Л. 152–152об.). Феодосий плакал и молил святого о прощении, тогда А. О. трижды ударил его прутом. Проснувшись, Феодосий обнаружил, что кисть его правой руки скрючилась и “ослабела” так, что он не мог даже перекреститься. У гроба святого Феодосий молился об исцелении, каясь в том, что не верил в чудеса Александра Ошевенского, и через 3 недели он был прощен. После случившегося Феодосий старательно описал все чудеса святого, завершив свой рассказ такими словами: “Аз же не восхоте волею послужити преподобному и абие аки неволею поработах” (РГБ. Унд. № 276. Л. 156).

Чудесным образом была создана и первая икона Александра Ошевенского, существовавшая уже в 1567 г., т. к. история ее появления описана Феодосием в житии в “Чуде о явлении преподобного старцу Тимофею и о написании образа святого Александра”. В “Чуде” рассказано, как игумен Ошевенского монастыря Вассиан пригласил из города иконописца Симеона с сыном Иваном писать иконы для обители. В это время монастырскому старцу Тимофею, к-рый “книгам не учився, но духовенъ бяше”, в сонном видении явился сам Александр Ошевенский и повелел идти к игумену и сказать, чтобы писали образ на раку преподобного. Однако в монастыре не знали, как изображать Александра Ошевенского, т. к. все “самовидцы” святого уже скончались. Однажды в обитель с р. Онеги пришел некий Никифор Филиппович, к-рый видел Александра Ошевинского еще при жизни. Он описал преподобного игумену и иконописцу Симеону: “Александръ бе возрастом средни человекъ, лицем сухъ, образом умиленъ, очи име влущене, брада невелика и не велми густа, власы русы в полысед” (РГБ. Унд. № 276. Л. 96–96об.). По этому описанию Симеоном был создан первый образ Александра Ошевенского, положенный на раку преподобного.

Александро-Ошевенский монастырь. Фото

Мощи Александра Ошевенского свидетельствованы еп. Вологодским Варлаамом по распоряжению митр. Московского Антония между 1576 и 1581 гг., и тогда же по благословению еп. Варлаама было установлено местное празднование Александра Ошевенского на 20 апр. Алексей Корепанов составил службу преподобному (ГИМ. Син. № 648, XVII в.), а мон. Герман (Тулупов) – сокращенный текст жития для Четьих-Миней (РГБ. Троиц. № 694). Служба преподобному сочетает конкретность с традиц. образностью, по составу полиелейная, но имеет литию (Минея (МП). Апрель. Ч. 2. С. 73–85). Хотя память преподобному была включена в Устав московского Успенского собора (ок. 1634), Александр Ошевенский не был канонизирован к общецерковному почитанию. Крестьянское происхождение и духовно-просветительская деятельность Александра Ошевенского среди земледельческого населения Каргополья обусловили особое почитание преподобного среди сев. крестьян, о чем свидетельствуют распространенность икон Александра Ошевенского в Прионежском крае и сохранение в окрестностях Каргополя преданий о памятных местах, связанных с ним.

С. О. Шаляпин, Е. В. Романенко

Иконография

Преподобный Александр Ошевенский. Икона

Иконы Александра Ошевенского были особенно распространены на Русском Севере, в надписях на них святой нередко именуется “Каргопольским чудотворцем”. Одно из ранних изображений – в деисусном чине кон. XVI в. сев. писем (ГТГ). Устойчивым иконографическим изводом является изображение святого на фоне основанной им обители в молении Спасителю в облачном сегменте, в левой руке святого – развернутый свиток, на голове схимнический куколь, борода темная. На пядничных (см. Пядница) иконах 2-й пол. XVII в. (ЦМиАР, ГИМ), 1-й пол. XVIII в. (ЦАК МДА) преподобный представлен стоящим внутри или около монастыря – очевидно, воспроизведен вид обители в XVII в.: 2 деревянные шатровые церкви, колокольня и др. постройки; на иконе нач. XVIII в. (ГИМ) в одной из церквей изображена открытая рака с мощами Александра Ошевенского. Во 2-й пол. XVII в. на основе подобных изображений выполнена гравюрная доска (ГИМ). Данный иконографический извод сохранялся и в более позднее время, напр., на иконе 2-й трети XIX в. (ГЭ), где монастырь изображен каменным, с пятиглавым собором и надвратной церковью. На иконе “Воскресение – Сошествие во ад, с избранными святыми” 2-й пол. XVII в. (АМИИ), иконах с избранными святыми посл. трети XVII в. (ЦМиАР) и XVII в.? (ГЭ), где Александр Ошевенский изображен с преподобными Зосимой и Савватием Соловецкими, его облик соответствует описанию в иконописных подлинниках: “Брада черна, подоле мало Никодима Кожеозерскаго, надседа. Инде сед, брадою аки Сергий и власы главныя черны, ризы преподобническия, в схиме, руки молебны” (БАН. Строг. № 66. Л. 98об., кон. XVIII в.). В произведении онежского иконописца И. И. Богданова-Корбатовского (XVIII в. КИАХМЗ) святой представлен вместе с прп. Кириллом Белозерским. Известна икона Александра Ошевенского с 16 клеймами жития 2-й пол. XVII в. из г. Кемь (МИИРК), в среднике которой преподобный со свитком в руке предстоит Богородице вместе со свт. Николаем Чудотворцем; состав клейм восходит к житию Александра Ошевенского 1567 г.: явление Богоматери и прп. Кирилла Белозерского матери святого; поступление Александра (при рождении Алексея) в Кирилло-Белозерский монастырь и пострижение в иночество; основание новой обители; погребение родителей; преставление и посмертные чудеса святого (видение старца Герасима – святой закрывает мантией шатер храма во время пожара; исцеление немого и др.); история составления жития Александра Ошевенского мон. Феодосием. На иконе поморских писем 1-й пол. XIX в. (ЦМиАР) Александр Ошевенский представлен в рост, прямолично, в мантии и куколе, с благословляющей десницей и развернутым свитком; подобное, но поясное изображение – в рукописи службы и жития святого (РНБ. ОЛДП. Q. 626; 1844 г.).

Читайте также:  Житие Вонифатия Тарсийского - полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святого

Преподобный Алекса ́ ндр Ошевенский, игумен

Дни памяти

3 июня – Собор Карельских святых

28 июня (переходящая) – Собор Новгородских святых

Житие

Пре­по­доб­ный Алек­сандр Оше­вен­ский ро­дил­ся 17 мар­та 1427 го­да в 80 вер­стах от Бе­ло­зер­ска в Вы­ше­озер­ской во­ло­сти, за несколь­ко ме­ся­цев до кон­чи­ны пре­по­доб­но­го Ки­рил­ла Бе­ло­зер­ско­го († 9 июня 1427 г.), с ко­то­рым был свя­зан в по­сле­ду­ю­щем ду­хов­ны­ми уза­ми всю жизнь.

Алек­сей (мир­ское имя пре­по­доб­но­го Алек­сандра Оше­вен­ско­го), пя­тый сын бо­га­то­го зем­ле­дель­ца Ни­ки­фо­ра Оше­ве­на и су­пру­ги его Фо­ти­нии, был дол­го­ждан­ным ре­бен­ком и ро­дил­ся по усерд­ным мо­лит­вам Фо­ти­нии. Са­ма Бо­жия Ма­терь вме­сте с пре­по­доб­ным Ки­рил­лом Бе­ло­зер­ским яви­лась ей и обе­ща­ла рож­де­ние сы­на по хо­да­тай­ству пре­по­доб­но­го Ки­рил­ла. Хо­тя Алек­сей был млад­шим сы­ном, ро­ди­те­ли ча­я­ли ви­деть в нем на­след­ни­ка и их пи­та­те­ля в ста­ро­сти. В дет­стве маль­чи­ка обу­чи­ли гра­мо­те и го­то­ви­ли из него пред­при­им­чи­во­го хо­зя­и­на. В 18 лет юно­шу пы­та­лись же­нить. С доз­во­ле­ния ро­ди­те­лей он от­пра­вил­ся по­мо­лить­ся в Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ский мо­на­стырь и остал­ся там.

Игу­мен по­лю­бил юно­шу за сми­ре­ние и вско­ре пред­ло­жил ему при­нять по­стриг. Но Алек­сей от­ка­зал­ся, ре­шив ис­пы­тать се­бя. Изу­чая Свя­щен­ное Пи­са­ние, он шесть лет при­слу­жи­вал бра­тии по­слуш­ни­ком и лишь то­гда при­нял ино­че­ский по­стриг.

К то­му вре­ме­ни ро­ди­те­ли его пе­ре­се­ли­лись в се­ло Во­ло­со­во, в 30 вер­стах от Кар­го­по­ля вниз по ре­ке Оне­ге. Вско­ре Ни­ки­фор ис­про­сил у нов­го­род­ско­го бо­яри­на Иоан­на ме­сто для по­се­ле­ния у ре­ки Чу­рью­ги, по­лу­чив­шее на­зва­ние Оше­вен­ской сло­бо­ды.

Пре­по­доб­ный Алек­сандр про­сил у игу­ме­на раз­ре­ше­ния при­нять от ро­ди­те­лей по­след­нее бла­го­сло­ве­ние и про­ще­ние, чтобы за­тем уй­ти на уеди­нен­ное жи­тие. Не сра­зу бла­го­сло­вил игу­мен мо­ло­до­го ино­ка. Он пре­ду­пре­ждал его об опас­но­сти пу­стын­но­жи­тель­ства. Но пре­по­доб­ный Алек­сандр бо­ял­ся по­движ­ни­че­ской сла­вы, ко­то­рую он имел сре­ди бра­тии, и вто­рич­но про­сил от­пу­стить его из мо­на­сты­ря. На­ко­нец, на­сто­я­тель бла­го­сло­вил его.

Об­ра­до­ван­ный встре­чей отец пред­ло­жил сы­ну по­се­лить­ся на ре­ке Чу­рью­ге и обе­щал со­дей­ство­вать в устро­е­нии пу­сты­ни. Пре­по­доб­но­му Алек­сан­дру по­нра­ви­лось ме­сто. Он во­дру­зил крест в ос­но­ва­ние бу­ду­щей оби­те­ли и дал обет пре­бы­вать здесь до кон­ца жиз­ни. По­сле то­го пре­по­доб­ный Алек­сандр вер­нул­ся в Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ский мо­на­стырь и неко­то­рое вре­мя нес по­слу­ша­ние на кли­ро­се, в по­варне и на хлебне. Его по­свя­ти­ли в сан диа­ко­на. На­ко­нец, ко­гда пре­по­доб­ный Алек­сандр при­шел к игу­ме­ну в тре­тий раз и рас­ска­зал ему, как звал его на устро­е­ние оби­те­ли чуд­ный го­лос, как обе­щал­ся он пре­бы­вать на том ме­сте, на­сто­я­тель от­пу­стил его, бла­го­сло­вив ико­на­ми Бо­жи­ей Ма­те­ри Оди­гит­рии и свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца.

Пре­по­доб­ный Алек­сандр освя­тил из­бран­ное ме­сто ико­на­ми, по­ру­чил от­цу на­блю­дать за стро­и­тель­ством церк­ви, а сам от­пра­вил­ся к ар­хи­епи­ско­пу Нов­го­род­ско­му Ионе (1459–1470). Ар­хи­епи­скоп Иона по­свя­тил его в сан пре­сви­те­ра и по­ста­вил игу­ме­ном оби­те­ли. Бо­яры­ня Ана­ста­сия и ее сын Юрий го­то­вы бы­ли от­дать мо­на­сты­рю всю во­лость, но пре­по­доб­ный Алек­сандр при­нял гра­мо­ты лишь на необ­хо­ди­мые зем­ли. По­стро­ен­ный храм был освя­щен во имя свя­ти­те­ля Ни­ко­лая. С твер­до­стью и му­же­ством на­чал пре­по­доб­ный тру­дить­ся в со­здан­ной оби­те­ли. Ста­рец, ко­то­рый при­е­хал вме­сте с ним из Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ско­го мо­на­сты­ря, не вы­дер­жал труд­ной пу­стын­ной жиз­ни и уехал об­рат­но. Но ма­ло-по­ма­лу со­бра­лась бра­тия. Пре­по­доб­ный ввел стро­гий об­ще­жи­тель­ный устав, ко­то­рый тре­бо­вал пол­но­го мол­ча­ния в хра­ме и на тра­пе­зе, ко­гда чи­та­лись жи­тия; в кел­лии ино­ки не долж­ны бы­ли быть без де­ла, а во вре­мя ис­пол­не­ния по­слу­ша­ния тво­рить Иису­со­ву мо­лит­ву или чи­тать псал­мы. “Бра­тия, – го­во­рил пре­по­доб­ный игу­мен, – пусть не стра­шат нас тру­ды и скор­би пу­сты­ни. Вы зна­е­те, что пу­тем скор­бей вхо­дят в Цар­ствие Небес­ное. Пусть жи­вет в вас вза­им­ная лю­бовь и сми­ре­ние. Бог есть лю­бовь, и Он лю­бит сми­рен­ных”.

Мно­гие да­же из ми­рян при­хо­ди­ли к пре­по­доб­но­му и поль­зо­ва­лись его на­став­ле­ни­я­ми. Два пле­мян­ни­ка свя­то­го при­ня­ли по­стриг в его мо­на­сты­ре, чем раз­гне­ва­ли од­но­го из бра­тьев пре­по­доб­но­го, Ам­вро­сия. Пре­по­доб­ный Алек­сандр кро­то­стью смяг­чил бра­та, но пле­мян­ни­ки охла­де­ли в рев­но­сти к по­дви­гам и оста­ви­ли оби­тель. Скор­би за спа­се­ние ду­хов­ных чад рас­стро­и­ли здо­ро­вье пре­по­доб­но­го. Он ле­жал и не мог не толь­ко при­под­нять ру­ку или го­ло­ву, но да­же вы­го­во­рить сло­во. В та­ком из­не­мо­же­нии свя­той Алек­сандр мо­лил­ся пре­по­доб­но­му Ки­рил­лу, сво­е­му по­кро­ви­те­лю. Пре­по­доб­ный Ки­рилл явил­ся в бе­лых ри­зах и, осе­нив боль­но­го кре­стом, ска­зал: “Не скор­би, брат! Я по­мо­люсь, и бу­дешь здо­ров. Толь­ко не за­бы­вай обе­та, не остав­ляй это­го ме­ста. Я бу­ду по­мо­гать те­бе”. Проснув­шись, пре­по­доб­ный по­чув­ство­вал се­бя здо­ро­вым и на­ут­ро по­шел в цер­ковь. В под­креп­ле­ние бра­тии он рас­ска­зал о по­се­ще­нии пре­по­доб­но­го Ки­рил­ла. 27 лет пре­по­доб­ный тру­дил­ся в ос­но­ван­ной им оби­те­ли и мир­но скон­чал­ся 20 ап­ре­ля 1479 го­да.

По­сле кон­чи­ны игу­ме­на оби­тель на­ча­ла быст­ро при­хо­дить в упа­док. Но пре­по­доб­ный не оста­вил по­пе­че­ния о ней. Од­на­жды мо­на­стыр­ско­му слу­жи­те­лю Мар­ку бы­ло ви­де­ние во сне: оби­тель пол­на на­ро­ду; се­дой ста­рец в свя­ти­тель­ской одеж­де кре­стом осе­ня­ет ра­бо­та­ю­щих на по­строй­ке. Дру­гой ста­рец, с длин­ной бо­ро­дой, окроп­ля­ет свя­той во­дой, а тре­тий, сред­не­го ро­ста, с ру­сы­ми во­ло­са­ми, ка­дит. Чет­вер­тый, мо­ло­дой, сле­дит за ни­ми из­да­ли. Тре­тий ста­рец, а это был пре­по­доб­ный Алек­сандр Оше­вен­ский, объ­яс­нил, что ему по­мо­га­ют свя­ти­тель Ни­ко­лай Чу­до­тво­рец и пре­по­доб­ный Ки­рилл Бе­ло­зер­ский, а юно­ша, сто­яв­ший по­одаль, был дья­ком Мат­фе­ем, ко­то­ро­го вско­ре по­стриг­ли с име­нем Мак­сим и из­бра­ли в игу­ме­на оби­те­ли, как и пред­рек в ви­де­нии пре­по­доб­ный Алек­сандр. Инок Мак­сим был по­став­лен во игу­ме­на ар­хи­епи­ско­пом Нов­го­род­ским Сер­ги­ем (1483–1485) и вос­ста­но­вил оби­тель. Он на­сто­я­тель­ство­вал до 1525 го­да.

При по­стро­е­нии но­во­го хра­ма во имя свя­ти­те­ля Ни­ко­лая по ука­за­нию явив­ше­го­ся пре­по­доб­но­го Алек­сандра бы­ли об­ре­те­ны его нетлен­ные мо­щи. То­гда же был на­пи­сан его об­раз со­глас­но с тем, ка­ким он яв­лял­ся ино­кам, и по рас­ска­зу знав­ше­го его стар­ца. Пре­по­доб­ный Алек­сандр Оше­вен­ский был сред­не­го ро­ста, с су­хим ли­цом и впа­лы­ми ще­ка­ми, с неболь­шой и негу­стой бо­ро­дой, с про­се­дью в ру­сых во­ло­сах. В та­ком ви­де он и изо­бра­жа­ет­ся на ико­нах.

Святая Александра икона, храм. День святой Александры

Характер именинника и происхождение имени

Александра умна, за словом в карман не полезет. Прямолинейна, не заботится о том, что о ней скажут другие, равнодушна к общественному мнению.Нередко попадает в конфликтные ситуации. Не пытайтесь с нею хитрить, это бесполезно, Александра не выносит лжи, не прощает предательства. Утратить ее расположение довольно легко. Сама Саша кристально чиста, правдива, принципиальна. Этого требует и от других. Характер у нее сильный, властный, мужского склада. Да и чувствует Александра себя лучше в обществе мужчин. Они охотно с ней дружат, ценят ее мнение, пользуются ее советами. Однако замуж…

Смотрите так же:

  • Значение и толкование имени Александра
  • Другие сервисы для этого имени

История обители

История святого Александра Ошевенского, к большому сожалению, повествует не только о радостных моментах, были в ней и трудные, тяжелые годы. Так, спустя много лет после смерти преподобного Александра, в 30-х годах XX века, когда Ошевенская обитель была в страшном упадке, были украдены святые мощи Александра Ошевенского. Сама же обитель практически до настоящего времени не использовалась по назначению, и была превращена в развалины.

И лишь в марте 2001 года епископ Тихон дал свое благословение на возобновление общины и восстановительные работы на территории монастыря.

Сегодня в монастыре уже имеется свое хозяйство — монахи, проживающие в обители, выращивают кур и корову с телятами. Имеется также довольно большое поле под посевы, мастерская для тех, кто желает научиться столярному делу.

И хотя, настоятели монастыря сменяли друг друга один за другим то по причине болезни, то по другим причинам, на сегодняшний день в обители проживает 7 человек: игумен, иеромонах, монах, послушник и 3 помощника по хозяйству. А значит дело, начатое Александром Ошевенским, живет и сейчас.

Преподобный Александр Ошевенский, игумен

Кончина и святые мощи

Преподобный Александр предчувствовал свой уход в Небеса. Незадолго до печального для окружающих события старец показал всю глубину отношения к бренному телу. Преподобный сказал, чтобы после смерти его связали за ноги, отволокли в болото, закопали во мхах и ногами притоптали место захоронения.

Впервые церковное братство отказалось выполнить повеление любимого игумена. 30 августа 1533 года преподобный Александр Свирский был похоронен недалеко от церкви Преображения Господнего, в пустыни. Этот день отмечается православными как праздник святого Александра, первая служба была проведена через 12 лет после кончины старца.

Прошло более ста лет, община решила перестроить храм Преображения, и при раскопках были найдены нетленные мощи преподобного. Это случилось 17 апреля 1641 года, в этот день отмечается день прославления мощей святого Александра Свирского.

Важно! Не зарастает тропа паломников к святым мощам преподобного святого Александра Свирского, дарующим чудеса исцеления и благословения.

Документальный фильм о святом чудотворце Александре Свирском

Чудеса и помощь

О чудесах, происходящих и при жизни преподобного Александра Ошевенского и после его кончины, в Архангельской области знают многие. Об одном из таких чудес сохранилась даже запись в статье А.Н. Старицына «Каргопольские чудеса и повседневность VII века».

Речь в ней идет о священнике каргапольского храма отце Герасиме, которому осенью 1632 года явился во сне святой Александр с настоятельной просьбой распорядиться, чтобы иконописцы написали для церкви икону святого Макария Унженского. Отец Герасим, как только икона была написана, понес ее в Ошевенскую обитель, и там, во время молебна случилось чудо — слепая девушка вдруг стала зрячей. Икона эта в тот же час стала считаться чудотворной, а отец Герасим так проникся жизнью святого Макария, что составил о его лике сказание.

Существуют также легенды о чудесных исцелениях святыми мощами Александра Ошевенского, рассказывают, будто однажды исцелился даже немой человек, которому разбойники вырвали язык.


Икона святого Александра Ошевенского

Достаточно чудес связано со святынями, находящимися на территории Александро-Ошевенского монастыря. Так, упоминается об исцеляющих камнях, имеющих отпечаток стопы святого Александра, а также о Святом источнике и реке Халуй, которые славятся лечебной водой.

Внимание! За помощью в молитвах к святому Александру Ошевенскому обращаются, отправляясь в дальние поездки, а также просят этого святого об исцелении заболеваний, связанных с кровью. С давних времен и по сей день молятся преподобному Александру о мире, особенно сильна эта молитва была в военное время

Житие

Точной даты рождения Александра Константинопольского не известно. предположительно, он появился на свет в 350 году

Известно, что родился будущий христианский подвижник в Азии. Получать образование Александр ходил в Константинополь. По достижении взрослого возраста, он поступил на воинскую службу. В свободное от служебных обязанностей время Александр читал духовную литературу.


Святитель Александр Константинопольский

Историки описывают его, как очень честного, богобоязненного и добродетельного человека.

  • Изучив Ветхий и Новый Завет, молодой человек принимает решение распродать всё свое имущество, а вырученные деньги раздать малоимущим и нуждающимся. Так он и поступает. Александр узнал, что в Сирии проживают подвижники в киновиях, которые полностью посвятили себя молитве и богослужению. Именно туда он впоследствии отправляется, оставив прежнюю жизнь, службу и друзей.
  • В обители он отыскал настоятеля Илию и горячо стал просить старца принять его в иноки. Четыре года Александр упражнялся в подвижничестве, выполняя все послушания и постоянно молясь. Однажды Александр стал размышлять, возможно ли полностью перестать печься о еде, одежде и полностью положиться на промысел Божий, молясь и прославляя имя Его. Эта мысль настолько сильно овладела им, что Александр решил удалиться в пустыню, получив на то благословение игумена.
  • Уходя из монастыря, инок взял с собой только Евангелие и больше ничего. Семь долгих лет он провёл в пустыне в полном одиночестве. Но Господь явил ему откровение, в котором призвал нести проповедь в языческие народы и обращать их веру христианскую. Преподобный Александр выполнил волю Божью. Недалеко от того места, где подвизался Александр, находилось поселение язычников. Придя туда, инок совершил поджог языческого храма. Он дождался жителей, прибежавших на пожар, и начал им проповедовать. В конце-концов и начальник города, Равул, и местные жители уверовали во Христа. А отшельник отправился снова в пустыню.
Читайте также:  Антоний Смирницкий - житие и творения, дни памяти и почитание, наставления

Житие преподобного

В Вышеозерской области, неподалеку от города Белозерска 17 марта 1427 года в семье крупного землевладельца Никифора Ошевена родился мальчик, которому было дано имя Алексей. И хотя у Фотинии и Никифора на момент рождения Алеши было уже 4 сына, ребенок был желанным и намоленным.

С детских лет Алексея обучали грамоте и необходимым для ведения хозяйства наукам, возлагая на него надежды как на наследника богатого хозяйства. Как было принято в те времена, по достижении 18-летнего возраста, Алексея решили женить. Он же, с позволения родителей, решил помолиться в Кирилло-Белозерском монастыре, да там и остался.

Спустя некоторое время, проявив усердие в труде и необходимое для монашеской жизни смирение, Алексей принял постриг и иноческое имя — Александр.

Однажды Александру захотелось побывать у родных, которые к тому времени перебрались в местечко у реки Чурьюге, именуемое впоследствии Ошевенской слободой. По приезду, отец, простив Александру его добровольный уход от мира, предложил поселиться в этих местах и обещал помочь основать здесь монастырь. Александр же, вдохновленный уединенной красотой этих мест, вскоре поставил крест у основания будущего монастыря и дал обет — не покидать это место до конца своих дней.

После посвящения в диаконы, преподобный Александр просил игумена благословить его на создание обители, ибо сам Александр слышал голос, завещающий ему быть в том месте. Игумен отпустил преподобного Александра Ошевенского, благословляя его иконами Богоматери и Николая Чудотворца. Спустя некоторое время, возведенный храм обители был освящен в честь Николая Чудотворца, и мало-помалу стали приезжать сюда иноки.


Александро-Ошевенский монастырь в Архангельской области

Всего же на устроении Ошевенского мужского монастыря трудился святой Александр около 30 лет и, давши когда-то обет никогда не покидать эти места, сдержал слово.

Преподобный Александр Ошевенский умер, достигнув возраста 52 года, 20 апреля 1479 года.

На заметку! После смерти Преподобного монастырь постепенно начал пустеть. Однако и на небесах, святой Александр не перестал радеть за свои места, поэтому Александро-Ошевенский монастырь жив и поныне.

Обитель Неусыпающих

Однажды отшельник забрёл в пещеру, где жили разбойники. Александра тут же схватили, но он, проявив мужество и смелость, оставался спокоен и проповедовал Евангелие. В итоге все разбойники приняли крещение и раскаялись в своих деяниях.

На месте их жилища образовался монастырь. Преподобный Александр поставил им игумена, а сам отправился в уединение, в пустыню.


Преподобный Александр, первоначальник обители «Неусыпающих»

  • Но со временем люди, желающие повторить подвиг инока, начали приходить к его одинокой обители и оставались с ним в молитве. Так появился монастырь, в котором поселилось 400 монахов.
  • Александр начал размышлять о том, что в обители можно устроить беспрерывное славословие Господу. Но он не решался говорить об этом со своими братиями. Три года монах молил Бога послать ему откровение с ответом на вопрос, угоден ли Всевышнему такой устав. И он его получил.
  • Было решено учредить новый порядок восхваления Творца. Иноков разделили на двадцать четыре молитвенных стражи. Меняясь ежечасно, они пели псалмы. Только на время Божественной службы псалмопение прерывалось. Из-за того, что в монастыре круглосуточно поют хвалебные песни Богу, обитель получила своё название «неусыпающих».
  • Исторические источники свидетельствуют, что Александр оставался игуменом монастыря на реке Евфрат порядка 20 лет. После этого, по велению Божию, он отправился с избранными иноками по разным городам с Евангельской проповедью. Многие селения на границе с Персией тогда были языческими. На какое-то время преподобный старец осел с братией в Антиохии. Там, на средства благодетелей, он построил церковь, странноприимный дом и больницу.

Последние годы жизни Александр провёл в Константинополе, в монастыре, который построил. Во времена нашествия еретиков ему и его инокам пришлось тяжко. Были и побои, и заключения.

Когда буря миновала, старец вернулся в свою обитель, где умер в почтенном возрасте. В подвижничестве Александр прожил почти 50 лет.

Чудеса и помощь

Уже при жизни по молитве своей Александр творил необъяснимые чудеса. Одним из ярких примеров стал диспут между философами язычества и Александром, организованный византийским императором Константином, которого корили за смену религии в государстве. Философ начал речь, но Александр именем Христа запретил ему продолжать. В результате тот не мог больше вымолвить ни одного слова. Лишь признав свою неправоту, он вновь заговорил и уверовал в Бога.

Важно! Молитва святому помогает собраться с мыслями, избавиться от рассеянности. Советуют перед началом чтения длинных акафистов или псалмов обращаться к Преподобному Александру с просьбой дать сил и вдохновения для чтения молитв

Значение иконы Александра Невского и в чем помогает

Россия во времена Александра Невского переживала сложный период, который был связан с захватом территорий и религиозным давлением. Русь после падения Византии получила в наследство не только веру, но и недоброжелателей, которые стали вторгаться на русские земли. Римская церковь проводила экспансию чужих земель, и папа римский неоднократно требовал подчинения от князя.

Значение иконы Александра Невского состоит в олицетворении защитника отечества. В периоде правления князя можно выделить несколько положительных моментов:

  • разгромил немцев на Чудском озере и шведов на Неве;
  • сохранил православную веру;
  • защитил интересы Русских княжеств на востоке и западе;
  • сделал Золотую Орду своим единомышленником.

Молитва ему как благодетелю военных действий началась после чудес перед битвой на Куликовском поле и получение останков князя его внуком Дмитрием Донским, который сверг монголо-татарское ярмо.

В чем помогает икона Александра Невского:

  • Святой является благодетелем всех военных служащих, дипломатов, людей, спасающих чужие жизни, руководителей на ответственных постах.
  • Православные молятся с просьбой дать мужества и отваги в боевых сражениях.
  • Перед любым важным военным походом служители церкви молились Святому.

Во времена отечественной войны была названа его именем военная авиационная эскадрилья. В тяжелые времена для страны был поставлен фильм Сергея Эйзенштейна о полководце победителе немцев, который вдохновлял солдат на борьбу с фашизмом.

За особые боевые доблести был учрежден орден Александра Невского в русской и советской армии. Популярность князя известна далеко за пределами России. В его честь названы соборы в Болгарии, Грузии, Сербии, Греции.

Жизнь князя Александра была короткой сорок два года, но за это время сделал то, что другим жизни не хватит, повлиял на ход мировой истории. День памяти великого полководца и защитника отчизны — 6 декабря.

Смотрите еще видео рассказ об иконе благоверного князя:

Молитва Николаю Чудотворцу от тюрьмы Есть такое высказывание в народе «От сумы и от тюрьмы не зарекайся». Жизнь наша очень переменчива и может случится все, что мы даже себе не можем представить. Нельзя быть уверенным в том, что Вас не подставят или Вы не буÐ… Read more Молитва Николаю Чудотворцу о беременности Для каждой женщины возможность родить ребенка – это неимоверное чудо, которое помогает укрепится семье и познать все прелести материнства. У кого-то забеременеть получается с первого раза, но у некоторых возникают с э… Read more Молитва о сохранении беременности Николаю Чудотворцу Молитва о сохранении беременности и рождении здорового малыша святым и обращение к ним за помощью помогут преодолеть все трудности. Дети – это не только радость, которую они приносят со своим появлением в наш мир. Это Ð… Read more

Икона князя Александра Невского в чем помогает Метки:Александр Невский икона молитва

Роль святого в христианстве

Следует сказать, что житие святого Александра Ошевенского до сих пор не издано, и адаптировано на современный русский язык с церковно-славянского лишь частично. Те моменты, что освещены во множестве статьей рассказывают нам историю прихода Александра Ошевенского к Богу, создание им обители и кончины преподобного Александра.


Преподобный Александр ОшевенскийИнтересно! В народе святой Александр именуется также Чудотворным, что, скорее всего, связано с чудесами, производимыми им при жизни.

Вероятно, данный эпитет также прикрепился к имени потому, что одна из икон, первоначально привезенная в Александро-Ошевенскую обитель была иконой Николая Чудотворца.

Александр Свирский житие чудотворца и знамения от святых мощей

рекомендуем к прочтению

  1. Молитвы Иоанну Кронштадтскому
  2. Акафист Серафиму Саровскому
  3. Сильные молитвы от одиночества

Преподобный Александр Свирский имеет особое место в сонме русских святых. Он жил в дремучих лесах на реке Свирь, сейчас это Лодейнопольский район Ленинградской области. Знали его как пророка и прозорливца, славили как целителя. Особо благословлен он был Богом: святой стал единственным человеком, увидевшим Бога во Святой Троице после Рождества Христова (то есть в новозаветные времена: библейские книги Ветхого Завета повествуют о явлении Троицы в виде трех Ангелов праотцу Аврааму). После смерти праведник был прославлен Богом: мощи святого Александра Свирского сохранились почти как тело живого человека, они источают множество чудес и называются даже «Белыми ризами Преображения», то есть святой преобразился, словно Христос.

Многими святыми прославилась Российская земля, но больше всего среди них преподобных. Это чин святых, которые совершили ради Христа многие аскетические подвиги: ведь в России много густых лесов, заброшенных мест, куда и уходили монахи ради молитвы в безмолвии и одиночестве за весь мир: они умирали для мира, чтобы воскреснуть для Христа, возрасти в жизни духовной. И удивительно, но многих из них Господь Бог прославил еще при жизни: даже в непроходимых чащах люди находили праведников, а когда те молитвой своей исцеляли их, помогали во всех нуждах — рассказывали другим. Так вокруг преподобных собирались и князья, и знатные люди, которые просвещались их мудростью. Святые благословляли на ратные подвиги и примиряли воюющих, помогали людям и сами возрастали в воздержании, посте и молитве.

В чем помогают икона и мощи святого Александра Свирского, как преподобный достиг такого преображения и о чем ему молиться вы узнаете их настоящей статьи.

Святой Иоанн Русский

Этот святой, мощи которого хранятся далеко от Русской земли, до сих пор носит звание «Русский». Почему же так произошло? И как же надо прославиться, чтобы о тебе говорили даже спустя четыре века!

Житие святого Иоанна

Родился Иоанн в конце семнадцатого века в Малороссии. Известно, что его родители были благочестивыми христианами и сумели воспитать сына в православной вере. По достижении совершеннолетия юношу, как и многих, забрали в армию. Он попал в рекруты в войска Петра Первого.

В то время шла война России с турками. В битве за Азов Иоанн был взят в плен. Затем он был продан в рабство к богатому человеку по имени Ага. Тот привёз его в свою страну, в Каппадокию, в селение Ургюп. Турки склоняли его к мусульманству, но он остался верен православию.

Только Бог знает, сколько Иоанн перетерпел мук, побоев, унижений в чужой земле. Но всё равно веру свою он не предал. Юношу поставили служить на конюшне, и он на совесть исполнял все свои обязанности. По ночам он ходил молиться на паперть храма, раз в неделю он принимал Святые Таины.

Спал Иоанн среди лошадей в конюшне. Постепенно хозяин, видя его праведность, исполнительность, стал уважать своего раба. И даже предложил ему отдельное жильё, чтобы никто его не донимал. Но Иоанн отказался, сказав, что его место – среди рабов.

По молитвам Иоанна дом хозяина стал процветать, Ага очень разбогател, понимая, что в этом заслуга праведника, живущего у него. Он захотел воздать благодарение Аллаху, отправившись в Мекку. В это время в его отсутствие произошло чудо.

Чудо с пловом

Жена Аги устроила пир, приготовив плов. При этом она сказала гостям, что жалеет о том, что хозяин не сможет попробовать такое вкусное блюдо, ведь он очень любит плов. Услышав это, Иоанн попросил у хозяйки блюдо с пловом и удалился. Он молился в уединении, о том, чтобы Господь отнёс Аге плов. И блюдо исчезло.

Читайте также:  Артемий Веркольский: житие и биография праведного, день памяти и мощи

Иоанн вернулся к хозяйке и сказал, что Господь передал плов Аге. Все засмеялись над удачной шуткой, подумав, что Иоанн сам все съел или отдал нищим. Однако, каково было удивление всех, когда вернувшийся хозяин привёз плов и рассказал чудесную историю.

Он зашел в запертый дом, где на столе стояло блюдо с горячим пловом. На блюде было выгравировано имя Аги, как на всей его посуде. Он ничего не понял, но съел плов, а блюдо привез домой. Все были в шоке, а, очнувшись, стали прославлять Иоанна как святого. Но тот не возгордился, а проводил прежнюю жизнь в конюшне.

Вскоре святой тяжело заболел и, предчувствуя скорую кончину, послал за священником с целью причаститься. Но тот побоялся идти в дом мусульманина и решил передать Святые Дары, спрятанные в яблоке. Иоанн смиренно принял причастие и вскоре отошёл ко Господу. Ему было около сорока лет.

Посмертные чудеса и почитание святого

Похоронили Иоанна по православному обычаю, было много народу, тело его пронесли по всему селению с почестями, а затем похоронили возле храма, где он молился. К его могиле тут же стали стекаться толпы людей со всего мира. Святой являл чудеса исцеления от своих мощей.

Спустя три года священник храма увидел во сне святого, который открыл ему о нетленности своих мощей. Доказательством этого был огненный столп над его могилой на самом деле. Когда раскопали мощи, они действительно были нетленными. От них исходило благоухание. Мощи положили в раку в храме.

Через десять лет на селение напали янычары и разграбили его и многих жителей убили. Мощи святого они решили сжечь, вынеся их из храма. Но каково было их удивление, когда мощи снова оказались в раке. Тогда они второй раз проделали то же самое. Но мощи опять вернулись в раку. В третий раз разбойники увидели в огне самого святого, грозящего им рукой. В ужасе они разбежались, оставив мощи в огне.

Мощи Иоанна Русского

Жители пришли и увидели, что огонь не повредил мощам. Они только слегка почернели от копоти, но от них исходило то же благоухание. Их вернули в раку, затем перенесли в новую церковь св. Василия. Правую руку святого отправили на Святую гору Афон в благодарность, что монахи пожертвовали средства для строительства храма в его честь.

В 20-х годах прошлого столетия греческому населению пришлось покинуть Угрюп. Они уехали на остров Эвбей в Греции и взяли с собой мощи святого Иоанна Русского. Они положили их в храме св. Константина и Елены. В 50-х годах была построена церковь в честь св. Иоанна и туда перенесли его мощи. Здесь они находятся и до сих пор.

Святого Иоанна Русского почитают:

В его честь строятся храмы по всему миру.

Чудеса святого Иоанна Русского

Вряд ли можно найти святого, более почитаемого по всему миру. Чудеса по молитвам к нему совершаются с древности и по сей поры.

Одним из первых чудес было спасение детей в Угрюпе. Святой приснился одному мальчику, держа в руках школьную крышу. Его мать рассказала в воскресенье в храме об этом сне, как вдруг все услышали шум. Выбежав, увидели, как крыша школы рухнула. Все в ужасе бросились искать раненных и вытаскивать их из-под обломков. Но тут же увидели, как дети живые и невредимые радостно выбежали навстречу. Они рассказали, как, услышав треск, сразу поняли, в чём дело и спрятались под парты. Таким образом, никто из них не пострадал.

Святой много раз исцелял больных детей. Одного мальчика, с рождения не имеющего возможности передвигаться, св. Иоанн вылечил, и мальчик стал ходить. Другие брат и сестра умирали от белокровия, а по молитвам их родителей к святому они не умерли, а исцелились.

Одного неверующего врача св. Иоанн исцелил от рака. Он, умирая, воскликнул: «хоть я всю жизнь был неверующим, но помоги мне святой Иоанн!». Тут же к нему в палату зашел молодой незнакомый врач и сказал, что он здоров. Проследовав за ним, больной не увидел в коридоре никого, и люди его тоже не видели.

Помог святой также при кораблекрушении греческого корабля. По молитве капитана судно было чудным образом выведено из шторма и доставлено в порт.

Одна старушка ходила с палочкой, потому что спина ее не разгибалась. Но после молебна святому она разогнулась и оставила свою палочку у мощей в память исцеления.

День памяти святого Иоанна Русского — 9 июня.

Документальный фильм о чудесах и жизни святого Иоанна Русского

Мы работаем на добровольных началах, поэтому будем рады, если вы поддержите проект лайком и репостом в социальных сетях. Храни Господь!

Житие Александра Ошевенского – полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святого

  • ЖАНРЫ 359
  • АВТОРЫ 257 287
  • КНИГИ 589 906
  • СЕРИИ 21 963
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 548 549

Николай Чудотворец: полная история жизни, чудес и святости

«Благословите, братия, про чудо сказать,

про чудо Святителя Миколы,

про Святителя Миколу Чудотворца»

Величие чудесных явлений и знамений Угодника Божия Николая было причиной того, что уже с самых ранних пор (с V в.) появились жизнеописания его, число которых с течением времени увеличивалось. С XI века «Жития св. Николая» переходят к нам в Россию и появляются главным образом в двух редакциях: в рукописных списках и сборниках. В последнее время и в нашей агиографической литературе появились опыты критического отношения к существовавшим изложениям жизни Святителя Николая.

Предлагаемое читателям «Житие Святителя Христова Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца», следуя «Житию» его по изложению св. Димитрия Ростовского, проверено и пополнено всеми, по возможности, сведениями, какие только возможно было собрать у церковных писателей. Кроме того, жизнь его представлена здесь в связи с теми великими событиями, при которых жил и действовал Святитель Николай. Эти события необходимо влияли на жизнь и деятельность Божия Угодника и отражались на ней более или менее заметно, и поэтому современные писания о них не только поверяют и поясняют, но отчасти и пополняют скудные сведения о той или иной поре жизни великого Чудотворца.

Блаженная кончина Святителя Николая произошла в Мирах Ликийских. Но честные его мощи оставались здесь только до конца XI в., когда они, по воле Божией, были перенесены в италийский город Бари. Перенесение честных мощей Святителя Николая в Бар-град с непосредственно предшествовавшими и следовавшими за ним событиями составляет поэтому предмет второго раздела «Жития».

Ввиду несомненного интереса, который представляют для христианина Мирликийская церковь, где первоначально были погребены мощи св. Николая, и Барградская церковь, в которой они находятся в настоящее время, мы поместили рассказы об этих дорогих для христиан достопримечательностях и наших русских путешественников к святым местам.

По милости Божией пастырская деятельность св. Николая не закончилась праведным успением его в Мирах Ликийских, а чудесно прославилась по всем почти следовавшим векам на пространстве Православной Церкви.

Вместо предисловия ко второй части настоящего труда, в качестве составителя ее, считаю нужным заметить со своей стороны следующее.

Потребность в подобном предпринятом нами подробном сборнике сведений о Святителе Николае давно уже назрела в нашем обществе и требует удовлетворения. С разных сторон давно уже слышатся запросы о цельном и полном исследовании об Угоднике Божием, искони столь славном и почитаемом в нашем отечестве. Поэтому, когда я увидел, что располагаю уже довольно обширным запасом сведений о Чудотворце, хотя еще и не совершенно законченным, я решил на время остановиться и окончить свою работу, хотя и из того неполного, что я имел. Меня подкрепляла в моем решении мысль, что и в том, что даст моя работа в настоящем своем виде, она крайне своевременна, полезна и даже необходима. Я думал, что если и выйдет односторонне обработанным мое исследование, то – во-первых – этим оно не лишает меня возможности продолжать далее свои изыскания и впоследствии дополнить и обработать свой труд совершенно. Во-вторых – православные читатели, которым главным образом посвящается это исследование, легко извлекут из него и в таком виде все потребное для их души, ума и сердца. Религиозному сознанию русского народа и из предлагаемого будет видно все великое национальное, историческое значение славного Чудотворца для нашего отечества, и сердцу каждого благоговейного русского человека достаточно будет и сказанного для проникновения чувствами удивления, восторга, благодарности и любви к Святителю. Вместе с тем я надеялся, что и в таком виде мой труд представит во всей целостности если не всю сущность, то весь объем и путь исследования о великом Угоднике по отношению к его величайшему значению для нашей земли. Осмеливаюсь полагать, что, в соединении с первой половиной труда моего сотоварища, моя часть и в таком виде доставит почитателям Святителя если не все постоянное законченное здание литературного храма имени Чудотворца, то хотя весь план этого памятника, широко намеченный, и много материала.

Итак, основываясь на всем вышесказанном, прошу моих будущих читателей благосклонно извинить мне многие недостатки моего труда, все, иногда столь очевидное, в нем несоответствие между величием взятой на себя задачи и несовершенством ее исполнения.

В заключение считаю своим долгом выразить искреннюю свою признательность всем лицам, сочувственно отозвавшимся на мои запросы о их местных святынях имени Угодника и помогшим мне художественным и литературным материалом в моей работе, и особенно глубокочтимому профессору Н. В. Покровскому.

Житие и чудеса Cвятителя Николая

ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ХРИСТОВА НИКОЛАЯ, АРХИЕПИСКОПА МИРЛИКИЙСКОГО, ЧУДОТВОРЦА

Гонение на христиан Валериана. Рождение святого Николая до выступления на общественное служение

Около 16 веков прошло с тех пор, как жил на земле Святитель и Угодник Божий Николай, великий чудотворец, архиепископ Мирликийский, которого теперь чтит и прославляет весь христианский мир за его ревность по вере, добродетельную жизнь и бесчисленные чудеса, совершаемые им и до сих пор всем, прибегающим к нему с верой в его помощь и милосердие Божие.

Промыслу Божию угодно было послать на землю Святителя Николая в одно из самых трудных для христианства времен. Третий век по Рождеству Христову, во второй половине которого он родился, был временем решительной борьбы христианства и язычества, когда окончательно должен был решиться вопрос – Христова ли вера заменит язычество, или же последнее останется несокрушимым и навсегда подавит христианство? Христианство, несомненно, превосходило уже разлагавшееся язычество своей внутренней силой, основанной на божественном учении Иисуса Христа и Его святых апостолов. Но на стороне язычества находилась в то время внешняя сила, которая всеми доступными ей средствами старалась подавить ненавистное для нее христианство. Так, христианин считался преступником законов, врагом Римских богов и кесаря, язвой общества, которую всячески старались истребить. Ревностные язычники – римские императоры, – считая христианство погибелью для Римской империи, а христиан – самыми опасными ее врагами, устроили на них жестокие гонения, во время которых заставляли их отрекаться от Христа и поклоняться идолам и изображениям кесаря. Если же христиане не соглашались на это, их бросали в темницы и подвергали мучительнейшим пыткам – томили голодом и жаждой, били розгами, веревками и железными прутьями, жгли на огне. Если же и после всего этого они оставались непоколебимы в христианской вере, то их предавали не менее мучительной смерти – топили в реках, отдавали на растерзание диким зверям, сжигали в печах или на кострах. Невозможно перечислить все те жестокие мучения, которым подвергали раздраженные язычники ни в чем не повинных христиан! Одним из самых тяжелых гонений на христиан было гонение, предпринятое римским императором Валерианой. В 258 году по P. X. он издал эдикт, которым предписывались ужасные меры по отношению к христианам. По этому эдикту епископы, пресвитеры и диаконы умерщвлялись мечами; сенаторы и судьи лишались своих имуществ, а если и тогда оставались христианами, то также предавались казни; знатные женщины, по отобрании у них имущества, отправлялись в ссылку, все прочие христиане, закованные в цепи, осуждались на каторжные работы. Гонение это с особой силой пало на пастырей Церкви, и многие из них запечатлели свою веру мученической смертью. (Тогда святой Киприан в Карфагене пал под секирой, святой Лаврентий в Риме был испечен на железной решетке.)

Ссылка на основную публикацию