Житие Александра Свирского – полное жизнеописание и история, чудеса и дни памяти святого

Преподобный Александр Свирский

Дважды за всю историю человечества открывался Троичный Бог телесному человеческому взору – первый раз святому Аврааму у Мамврийского дуба, знаменуя великое милосердие Божие к роду человеческому; второй раз – на русской земле святому преподобному Александру Свирскому. Что значило это явление новозаветному святому – не будем дерзать отвечать. Только будем стремиться почтить эту землю, тот монастырь, который был воздвигнут на севере русской земли по велению Бога-Троицы и самого «новозаветного Авраама» – преподобного отца нашего и чудотворца Александра.

Преподобный Александр – один из немногих русских святых, который был канонизирован вскоре после своей праведной кончины – а именно через 14 лет. Живы были еще его ученики и многие его почитатели, поэтому Житие преподобного Александра было написано, что называется, «по горячим следам» и отличается особой достоверностью, в нем нет «благочестивых схем», оно отражает неповторимый лик святости «всея России чудотворца Александра».

Краткое житие преподобного Александра Свирского чудотворца.

Составил монах Афанасий. 1905 г. Июля 12 дня. Александро-Свирский монастырь Олонецкой губернии.

Преп. Александр Свирский чудотворец Родился прп. Александр 15 июня 1448 года в селе Мандера на реке Ояти на земле Новгородской, против Островского Введенского монастыря. Назвали его Амосом. Родители его Стефан и Васса были небогатые благочестивые крестьяне, детям своим они дали христианское воспитание. Когда Амос пришел в возраст, родители захотели его женить, он же помышлял только о том, чтобы оставить мир ради спасения своей души. Рано узнал он о Валаамском монастыре и часто вспоминал о нем и, наконец, по воле Божией, встретил валаамских иноков. Долго длилась беседа их о святом монастыре, об уставе их, о трех родах жизни монашествующих. И вот, воодушевленный этой беседой, задумал он идти на «северный Афон». Перейдя реку Свирь, на берегу Рощинского озера, Преподобный услышал таинственный голос, возвестивший ему, что на сем месте он создаст обитель. И свет велий осенил его. Когда он пришел на Валаам, игумен принял его и постриг с именем Александр в 1474 году. Было ему тогда 26 лет. Ревностно новоначальный инок начал подвизаться в трудах, послушании, посте и молитве. Тут пришел на Валаам разыскивавший его отец; Преподобному удалось не только успокоить раздраженного отца, но и убедить его постричься в монахи вместе с матерью. И родители послушались сына. Стефан постригся с именем Сергий, а мать – с именем Варвара. Могилы их и доныне почитают в действующем Введено-Оятском монастыре.

Александр же продолжал подвизаться на Валааме, изумляя суровостью своего жития самых строгих Валаамских иноков. Сначала он подвизался в общежитии, потом в безмолвии на острове, ныне именуемом Святым, и провел там 10 лет. На Святом острове доселе сохраняется узкая и сырая пещера, в которой с трудом может поместиться только один человек. Сохранилась и ископанная преподобным Александром для самого себя могила. Однажды, стоя на молитве, святой Александр услышал божественный голос: «Александр, изыди отсюда и иди на прежде показанное ти место, на нем же возможеши спастися». Великий свет указал ему место на юго-востоке, на берегу реки Свирь. Это было в 1485 году. Там он нашел «бор красен зело, место сие было леса и озеро исполнено и красно отовсюду и никтоже там от человек прежде живяше». Хижину свою Преподобный поставил на берегу Рощинского озера. На полверсты от него находится озеро Святое, отделенное от него Стремниной горой. Здесь он провел в полном уединении несколько лет, питаясь не хлебом, «а зелием зде растущим». Бог открыл свой светильник боярину Андрею Завалишину, а через него потом и многим людям. Обитель стала возрастать, а слава о даре прозорливости и врачевания недугов телесных и духовных, данном ее настоятелю, облетела вскоре все окрестные земли. Народ православный еще при жизни ублажил Александра Свирского как святого.

Явление Святой Троицы преп. Александру Свирскому

На 23 году поселения Преподобного в пустыни большой свет явился в его храмине и он увидел трех мужей, вошедших к нему. Они были одеты в светлые одежды и освещены славою небесною «паче солнца». Из уст их святой услышал повеление: «Возлюбленный, якоже видиши в Триех Лицах Глаголющего с тобою, созижди церковь во имя Отца и Сына и Святого Духа, Единосущной Троицы. Аз же ти мир Мой оставляю и мир Мой подам ти».

На месте явления Бога-Троицы впоследствии была построена часовня, и до наших дней на этом месте содрогается душа человеческая, помышляя о близости Божией к людям Своим. В Житии преподобного Александра поражает то, что при великом изобилии поданных ему божественных посещений, он всегда оставался смиренным иноком, желающим во всем послужить братии и приходящим в обитель простым поселянам.

За несколько лет до кончины Преподобного Бог вложил ему в сердце благую мысль создать каменную церковь в честь Покрова Пресвятыя Богородицы с трапезою. И вот однажды ночью, когда уже закладка была совершена, по окончании обычного молитвенного правила Преподобный увидел необыкновенный свет, озаривший весь монастырь, а в основании Покровской церкви, на алтарном месте в царственной славе сидела на престоле Пречистая Богородица с Предвечным Младенцем, окруженная сонмом бесплотных сил небесных. Преподобный пал лицем на землю пред величеством Славы Ея, так как не мог созерцать сияния этого невыразимого света. Тогда Пречистая Владычица повелела ему встать и утешила обещанием быть неотступною от Обители и помогать во всех нуждах живущим в ней как при жизни Преподобного, так и по смерти его.

«За год до кончины своей Преподобный, призвав к себе всю братию и объявив им, что скоро наступит время преставления его от временной сей прискорбной и многопечальной жизни в другую вечную, безболезненную и всегда радостную жизнь, назначил после себя четырех священноиноков: Исайю, Никодима, Леонтия и Иродиона для избрания кого-либо из них во игумена. Затем до самой кончины не переставал поучать свою братию богоугодному житию. Скончался же преподобный Александр 30 августа 1533 года 85-ти лет от рождения и, согласно предсмертному завещанию его, погребен был в отходной пустыни, близ церкви Преображения Господня, по правую сторону алтаря. В 1547 году он был причислен к лику святых.

Все, имевшие различные недуги, приходя к честному гробу его и с верою припадая к нему, получали обильно исцеления: слепые прозревали, расслабленные укреплялись в членах, страдавшие другими болезнями получали совершенное выздоровление, из бесноватых прогонялись демоны, бездетным подавалось чадородие.

Дивный во Святых Своих Всеблагий Бог наш, прославляющий Угодника Своего во временной жизни сей, творя рукою его знамения и чудеса, благоволил и по смерти нетленное, честное и святое тело его, как великое светило, положить в Церкви Своей, чтобы оно осиявало там своими преславными чудесами».

Преподобный Алекса ́ ндр Свирский, игумен

Дни памяти

30 апреля – Первое обре́тение мощей (1641)

3 июня – Собор Карельских святых

28 июня (переходящая) – Соборы Новгородских и Санкт-Петербургских святых

30 июля – Второе обретение мощей (1998)

Житие

Ро­дил­ся преп. Алек­сандр (в ми­ру Ам­мос) в 1448 г. в пре­де­лах Ве­ли­ко­го Нов­го­ро­да, в неболь­шом ме­стеч­ке Обо­неж­ской пя­ти­ны – Ман­де­рах, по мо­лит­ве пре­ста­ре­лых ро­ди­те­лей, от­ли­чав­ших­ся ис­тин­но хри­сти­ан­ской жиз­нью. Для осво­е­ния гра­мо­ты от­рок по­ру­чен был опыт­но­му на­став­ни­ку, но лишь мо­лит­вой при­об­рел он спо­соб­но­сти к уче­нию, так что вско­ре пре­взо­шел зна­ни­я­ми всех сво­их сверст­ни­ков. С юных лет на­чал он из­ну­рять те­ло бде­ни­ем и по­ста­ми, толь­ко в этом ис­пра­ши­вая сво­бо­ду от ро­ди­тель­ской во­ли. Чужд он был и жи­тей­ских тре­вол­не­ний, и ис­ка­ния удо­воль­ствий, и празд­но­сти. Ко­гда он до­стиг со­вер­шен­но­ле­тия, «вос­хо­те­ша ро­ди­те­ли его со­че­та­ти за­кон­но­му бра­ку, бо­же­ствен­ный же юно­ша небре­жа­ше о сем, но прис­но же­ла­ша и по­мыш­ля­ша, ка­ко бы ми­ра бе­жа­ти». Юно­ша стре­мил­ся в Ва­ла­ам­скую оби­тель, рас­ска­зы о ко­то­рой ему до­во­ди­лось слы­шать. Од­на­жды он встре­тил ино­ков, при­быв­ших с Ва­ла­а­ма в его род­ное се­ле­ние по мо­на­стыр­ским де­лам. Од­но­му из них – уже стар­цу – по­ве­дал он о сво­ем же­ла­нии до­стичь Ва­ла­а­ма и по­лу­чил со­вет не мед­лить с ис­пол­не­ни­ем ду­хов­ной по­треб­но­сти, «по­ка се­я­тель злый не по­се­ял пле­ве­ла в серд­це. »

По­сле усерд­ной мо­лит­вы в 26 лет Ам­мос тай­но оста­вил ро­ди­тель­ский дом. Первую ночь пут­ник про­вел на бе­ре­гу неболь­шо­го кра­си­во­го озе­ра, окру­жен­но­го ве­ко­вы­ми де­ре­вья­ми. В тон­ком сне услы­шал он та­ин­ствен­ный го­лос, ко­то­рый бла­го­сло­вил его в даль­ней­ший путь и про­воз­ве­стил со­ору­же­ние оби­те­ли на этом чуд­ном ме­сте. Воз­бла­го­да­рив Бо­га, юно­ша со­брал­ся ид­ти даль­ше, но до­ро­ги в оби­тель он не знал, и Гос­подь по­слал ему Ан­ге­ла в об­ра­зе слу­чай­но­го пут­ни­ка до са­мых мо­на­стыр­ских во­рот. При­няв по­стриг с име­нем Алек­сандр, про­вел он здесь 13 лет в по­сте и мо­лит­ве. Меж­ду тем его без­утеш­ные ро­ди­те­ли по­лу­чи­ли, на­ко­нец, весть о про­пав­шем сыне. Отец по­се­тил оби­тель и горь­ко пла­кал, уви­дев из­мож­ден­но­го по­стом Алек­сандра. Но по­движ­ник уте­шил его и в ду­хов­ной бе­се­де убе­дил то­же оста­вить мир, чтобы об­ре­сти но­вое по­при­ще. И мать пре­по­доб­но­го дни свои окон­чи­ла в мо­на­сты­ре.

Алек­сандр ре­шил­ся из­брать без­молв­ное жи­тель­ство и про­сил о том на­сто­я­те­ля, но опыт­ный ста­рец счел, что еще не при­шло вре­мя по­ки­дать бра­тию. Од­на­жды во вре­мя ноч­ной мо­лит­вы бла­жен­ный услы­шал небес­ный го­лос, по­веле­ва­ю­щий ему на­пра­вить­ся на ме­сто, ко­то­рое бы­ло ука­за­но преж­де. От­крыв окон­це, уви­дел Алек­сандр ве­ли­кий свет, из­ли­вав­ший­ся с юго-во­сто­ка. На сей раз на­сто­я­тель не от­ка­зал в бла­го­сло­ве­нии и от­пу­стил в на­зна­чен­ный путь. В 1487 г. Алек­сандр при­шел на озе­ро Ро­щин­ское и по­се­лил­ся в пу­стыне, в 6-ти вер­стах от ре­ки Сви­ри. В глу­бине непро­хо­ди­мо­го бо­ра он по­ста­вил неболь­шую хи­жи­ну и пре­дал­ся уеди­нен­ным по­дви­гам.

Непо­да­ле­ку на­хо­ди­лось дво­рян­ское по­ме­стье Ан­дрея За­ва­ли­ши­на, ко­то­рый за­ни­мал­ся охо­той. Од­на­жды, увле­чен­ный по­го­ней за оле­нем, он очу­тил­ся в ча­ще ле­са и на­брел на хи­жи­ну Алек­сандра. По­зна­ко­мив­шись с от­шель­ни­ком, лов­чий при­знал­ся ему, что уже за­ме­чал свет над этим ме­стом и дав­но со­би­рал­ся сю­да. Опе­ча­лил­ся Алек­сандр, что его жи­тель­ство не укры­лось от лю­дей, и по­про­сил при­шель­ца ни­ко­му не ска­зы­вать о нем, по­ве­дал по­том свою по­весть и от­пу­стил с бла­го­сло­ве­ни­ем. Но мол­ва о пу­стын­ни­ке рас­про­стра­ни­лась в окрест­но­стях и до­шла до бра­та Алек­сандра – Иоан­на. С ра­до­стью при­бег он в пу­стынь, чтобы раз­де­лить тя­го­ты от­шель­ни­че­ства. Сми­рив­шись, бла­жен­ный при­нял род­но­го го­стя, вспом­нив, что при на­ча­ле его пу­стын­но­жи­тель­ства бы­ло ему вну­ше­ние свы­ше: не чуж­дать­ся жаж­ду­щих спа­се­ния и ру­ко­во­дить ими. Иоанн же сми­ре­ния не усво­ил и мно­го огор­че­ний до­став­лял бра­ту, то дерз­ко по­учая, то от­ка­зы­ва­ясь стро­ить кел­лии для при­хо­дя­щих.

Слез­ны­ми ноч­ны­ми мо­лит­ва­ми по­беж­дал Алек­сандр в се­бе раз­дра­же­ние и до­са­ду и стя­жал, на­ко­нец, все­по­беж­да­ю­щую лю­бовь к ближ­не­му и ве­ли­кий мир в ду­ше. В ско­ром вре­ме­ни Иоанн скон­чал­ся, и брат по­хо­ро­нил его в пу­сты­ни, к Алек­сан­дру же на­ча­ли со­би­рать­ся жаж­ду­щие оби­тать под се­нью его мо­лит­вы. При­шел и За­ва­ли­шин со сво­и­ми ча­да­ми и при­нес пу­стын­ни­кам мно­го хле­ба. Алек­сандр при­нял жерт­ву, но по­со­ве­то­вал бра­тии не оста­вать­ся празд­ны­ми, а очи­щать лес и воз­де­лы­вать зем­лю, чтобы пи­тать­ся тру­да­ми рук сво­их и снаб­жать убо­гих.

Некто инок Ни­ки­фор, но­сив­ший тя­же­лые вери­ги, при­хо­дил к пу­стын­ни­ку свир­ско­му за бла­го­сло­ве­ни­ем и, по­жив ря­дом с ним, стал со­би­рать­ся на по­кло­не­ние в Ки­ев, а ухо­дя, пред­ска­зал, что Гос­подь со­ору­дит на ме­сте сем оби­тель с ка­мен­ны­ми церк­ва­ми. Ду­хи нечи­стые воз­двиг­ли мно­же­ство ис­ку­ше­ний пре­по­доб­но­му, окру­жая его це­лы­ми пол­чи­ща­ми, и страш­ны­ми угро­за­ми за­став­ля­ли от­сту­пить­ся от ме­ста. Доб­рый же во­ин Хри­стов крест­ным зна­ме­ни­ем рас­се­и­вал все тьмы. Явил­ся то­гда Алек­сан­дру Ан­гел Гос­по­день в глу­бине пу­сты­ни и оси­ял небес­ным све­том, укреп­ляя его дух, чтобы ис­пол­нил он по­ве­лен­ное и по­стро­ил цер­ковь во имя Свя­той Тро­и­цы. Про­жив 25 лет в свир­ской пу­сты­ни, Алек­сандр был уте­шен бо­же­ствен­ным яв­ле­ни­ем та­кой си­лы, что нель­зя бы­ло срав­нить его ни с ка­ки­ми дру­ги­ми вос­хи­ще­ни­я­ми его ду­ха: для него по­вто­ри­лось ви­де­ние, быв­шее неко­гда Ав­ра­аму: свет­лые Ан­ге­лы с по­со­ха­ми в ру­ках изо­бра­жа­ли со­бой Свя­тую Тро­и­цу, и го­лос небес­ный ска­зал ему: «. Дух Свя­тый бла­го­во­лил из­брать те­бя жи­ли­щем ра­ди сер­деч­ной тво­ей чи­сто­ты. ты же со­ору­ди здесь храм Свя­той Тро­и­цы и со­бе­ри бра­тию, да спа­сешь ду­ши их. » Ко­гда же пре­по­доб­ный стал по­мыш­лять, где за­ло­жить храм, явил­ся Ан­гел с про­стер­ты­ми кры­ла­ми, в ку­ко­ле и ино­че­ской ман­тии и ука­зал ме­сто для хра­ма.

Алек­сандр на­чал за­бо­тить­ся о со­ору­же­нии церк­ви, а чис­ло бра­тии меж­ду тем воз­рас­та­ло. Уче­ни­ки умо­ля­ли сво­е­го на­став­ни­ка при­нять сан свя­щен­ства, но сми­рен­ный Алек­сандр укло­нял­ся, по­ка не при­ну­дил его к это­му Нов­го­род­ский ар­хи­епи­скоп Се­ра­пи­он. Ко­гда бы­ла по­стро­е­на де­ре­вян­ная цер­ковь и по­лу­че­на необ­хо­ди­мая утварь, бла­жен­ный Алек­сандр при­сту­пил к свя­щен­но­слу­же­нию, но в то же вре­мя он не остав­лял и чер­ную ра­бо­ту, по­да­вая бра­тии при­мер сми­ре­ния и тру­до­лю­бия. Ни­ко­го не об­ли­чал он су­ро­вым сло­вом, но в ду­хе про­зор­ли­во­сти прит­ча­ми по­учал со­гре­ша­ю­щих. Осо­бо стро­го на­блю­дал он за со­блю­де­ни­ем все­го мо­на­стыр­ско­го уста­ва. Не пре­ры­вал игу­мен бла­го­устра­и­вать оби­тель: по­стро­ил с бра­ти­ей мель­ни­цу и ка­мен­ную цер­ковь вме­сто де­ре­вян­ной. По прось­бе пре­по­доб­но­го ве­ли­кий князь Ва­си­лий Ива­но­вич при­слал ис­кус­ных ка­мен­щи­ков и обиль­ную ми­ло­сты­ню, так что Алек­сандр мог воз­двиг­нуть цер­ковь там, где ука­зал Ан­гел.

Мно­го лю­дей при­те­ка­ло к нему за ду­хов­ным со­ве­том, и в об­ще­нии яв­лял он необы­чай­ную про­зор­ли­вость: от неко­е­го Гри­го­рия не при­нял да­ры, об­ли­чив его в оскорб­ле­нии ма­те­ри; бо­га­то­му по­се­ля­ни­ну Си­мео­ну дал важ­ный со­вет, не по­сле­до­вав ему, тот скон­чал­ся в опре­де­лен­ный день; бо­яри­на Ти­мо­фея Ап­реле­ва на­став­лял, ра­ди рож­де­ния сы­на, под­ра­жать стран­но­при­им­ству Ав­ра­ама и Сар­ры, и через год Ти­мо­фей по­лу­чил про­си­мое. Для сво­их ду­хов­ных чад бла­жен­ный Алек­сандр был ис­тин­ным це­ли­те­лем душ и вра­че­ва­те­лем неду­гов. По мо­лит­ве пре­по­доб­но­го ры­бак умно­жал свой улов. а ку­пец – свое име­ние.

В по­след­ние го­ды жиз­ни преп. Алек­сандр со­ору­дил еще од­ну ка­мен­ную цер­ковь во имя По­кро­ва Пре­свя­тыя Бо­го­ро­ди­цы, опять же не без цар­ско­го уча­стия и по­мо­щи Небес­ной. А вско­ре удо­сто­ил­ся Бо­же­ствен­но­го яв­ле­ния: про­чи­тав в ке­лье ака­фист Бо­жи­ей Ма­те­ри, он ска­зал уче­ни­ку Афа­на­сию: «Трез­вись и бодр­ствуй, ибо бу­дет нам чуд­ное по­се­ще­ние». Вне­зап­но ве­ли­кий свет оси­ял весь мо­на­стырь, и ста­рец уви­дел над ал­та­рем ос­но­ван­ной им церк­ви Ма­терь Бо­жию, как бы си­дя­щую на пре­сто­ле с Мла­ден­цем в ру­ках, в пред­сто­я­нии Ан­гель­ских ли­ков. Пал пред Нею ниц пре­по­доб­ный и услы­шал уте­ши­тель­ное обе­ща­ние, что не оску­де­ет по­кров Ее над со­здан­ной оби­те­лью и по­сле его пре­став­ле­ния. Уче­ник Афа­на­сий ле­жал при этом как мерт­вый от чуд­но­го ви­де­ния.

В глу­бо­кой ста­ро­сти, ко­гда уже при­бли­зил­ся Алек­сандр ко Гос­по­ду по ду­хов­ной лест­ни­це сво­их доб­ро­де­те­лей, пре­по­доб­ный со­брал бра­тию, по­ру­чил их пред­ста­тель­ству Бо­жи­ей Ма­те­ри и на­зна­чил че­ты­рех иеро­мо­на­хов, чтобы свя­ти­тель Ма­ка­рий вы­брал из них игу­ме­на. До са­мой ми­ну­ты сво­е­го от­ше­ствия он непре­стан­но по­учал бра­тию хра­нить сми­рен­но­муд­рие и ни­ще­лю­бие.

По­греб­ли его близ церк­ви Пре­об­ра­же­ния, неда­ле­ко от оби­те­ли, в об­щей брат­ской усы­паль­ни­це. Про­изо­шло это 30 ав­гу­ста (12 сен­тяб­ря н. ст.) 1533 го­да, а 17/30 ап­ре­ля 1641 го­да мо­щи его бы­ли об­ре­те­ны нетлен­ны­ми. По­все­мест­ное празд­но­ва­ние па­мя­ти преп. Алек­сандра бы­ло уста­нов­ле­но уже в 1547г. на день кон­чи­ны. Мест­но па­мять его празд­ну­ет­ся и в день от­кры­тия мо­щей, и в празд­ник Пя­ти­де­сят­ни­цы, в вос­по­ми­на­ние «Три­сол­неч­но­го си­я­ния» – Свя­той Тро­и­цы.

Преподобный Александр Свирский

Преподобный Александр Свирский родился 15 июня 1448 года, в день памяти пророка Амоса и при Крещении назван в честь его. Всю жизнь пребывая вдали от исторических событий, преподобный Александр, светоч монашества, в глубине лесов Русского Севера творил иную, духовную историю, удостоившись необычайных даров Святого Духа.

Родители его, Стефан и Васса (Василиса), были крестьяне приладожского села Мандеры, на берегу реки Ояти, притока реки Свири. У них было двое детей, которые уже выросли и жили отдельно от родителей. Но Стефану и Вассе хотелось иметь еще одного сына. Они усердно молились и услышали голос свыше: “Радуйтесь, доброе супружество, вы родите сына, в рождении которого утешение Бог подаст Своим Церквам”.

Читайте также:  Нектарий Эгинский: житие и биография святителя, мощи, почитания и дни памяти

Амос рос особенным отроком. Он был всегда послушен и кроток, избегал игр, смеха и сквернословия, носил скудную одежду и так изнурял себя постом, что вызывал беспокойство матери. По исполнении совершеннолетия он однажды встретился с валаамскими монахами, пришедшими на Оять для покупки необходимых монастырю вещей и по другим хозяйственным нуждам. Валаам к этому времени уже слыл монастырем высокого благочестия и строго подвижнической жизни. Разговорившись с ними, юноша заинтересовался их рассказом о скитской (по двое-трое вместе) и отшельнической жизни иноков. Зная, что родители хотели женить его, юноша в 19 лет тайно ушел на Валаам. Под видом спутника ему явился Ангел Божий, указавший путь на остров.

Семь лет жил Амос в монастыре как послушник, ведя суровую жизнь. Дни проводил он в трудах, ночи – в бдении и молитве. Иногда обнаженный до пояса, весь покрытый комарами и мошками, молился в лесу до утреннего пения птиц.

В 1474 году Амос принял постриг с именем Александр. Через несколько лет родители случайно узнали от пришедших в Мандеру карелов, куда пропал их сын. По примеру сына, родители вскоре также ушли в монастырь и приняли постриг с именами Сергий и Варвара. После их смерти преподобный Александр, по благословению игумена монастыря, поселился на уединенном монастырском острове, где в расщелине скалы устроил келлию и продолжил свои духовные подвиги.

Далеко разнеслась слава его подвигов. Тогда преподобный в 1485 году удалился с Валаама и, по указанию свыше, избрал место в лесу на берегу прекрасного озера, которое стало впоследствии именоваться Святым. Тут преподобный устроил себе хижину (Впоследствии на этом месте, у Святого озера, в 36 верстах от будущего города Олонца и в 6 верстах от реки Свири, преподобный Александр основал монастырь Живоначальной Троицы, а в 130 саженях от него, у озера Рощинского, устроил себе “отходную пустынь”, на месте которой затем возник Александро-Свирский монастырь.) и в одиночестве прожил семь лет, питаясь лишь тем, что собирал в лесу. В это время святой испытал лютые страдания от голода, стужи, болезней и диавольских искушений. Но Господь постоянно поддерживал духовные и телесные силы праведника. Однажды, когда, страдая тягостными недугами, преподобный не только не мог встать с земли, но и приподнять голову, он лежал и пел псалмы. И вот ему предстал преславный муж. Положив руку на больное место, он ознаменовал святого крестным знамением и исцелил его.

В 1493 году на жилище преподобного, во время охоты на оленя, случайно набрел соседний владелец Андрей Завалишин. Пораженный видом праведника, Андрей поведал ему о свете, виденном ранее над этим местом, и умолил преподобного рассказать ему о своей жизни. С тех пор Андрей стал часто посещать преподобного Александра и, наконец, по его наставлению, сам удалился на Валаам, где принял постриг с именем Адриана. Впоследствии он основал Ондрусовский монастырь и прославился святой жизнью (память 26 августа и 17 мая; † 1549).

Андрей Завалишин не смог умолчать о подвижнике, несмотря на данное ему обещание. Широко разнеслась слава праведника, и к нему стали собираться иноки. Тогда преподобный уединился от всей братии и устроил себе отходную пустынь в 130 саженях от общего жилища. Там ему встретилось множество искушений. Бесы принимали звериный облик, свистели по-змеиному, понуждая преподобного бежать. Но молитва святого, словно огненный пламень, палила и разгоняла бесов.

В 1508 году, на 23-м году пребывания преподобного в заповеданном месте, ему было явление Живоначальной Троицы. Преподобный ночью молился в отходной пустыни. Вдруг воссиял сильный свет, и преподобный увидел вшедших к нему Трех Мужей, облаченных в светлые, белые одежды. Освященные Небесной славой, Они сияли чистотой, ярче солнца. Каждый из них держал в Своей руке жезл. Преподобный пал в страхе, а, придя в себя, поклонился до земли. Подняв его за руку, Мужи сказали: “Уповай, блаженне, и не бойся”. Преподобный получил повеление построить церковь и устроить обитель. Он снова пал на колени, взывая о своем недостоинстве, но Господь восставил его и повелел исполнить указанное. Преподобный спросил, во имя кого должна быть церковь. Господь же сказал: “Возлюбленный, как видишь Говорящего с тобою в Трех Лицах, так и созижди церковь во Имя Отца и Сына и Святого Духа, Единосущной Троицы. Я оставляю тебе мир и мир Мой подам тебе”. И тотчас преподобный Александр увидел Господа с простертыми крылами, словно по земле ходящего, и Он стал невидим. В истории Русской Православной Церкви это Божественное нисхождение известно как единственное. После этого явления преподобный стал думать, где строить церковь. Однажды, во время молитвы к Богу, он услышал голос свыше. Посмотрев в высоту, преподобный увидел Ангела Божия в мантии и куколе, подобно, как видел преподобный Пахомий Великий. Ангел, стоя в воздухе с простертыми крылами и воздетыми руками, произносил: “Един Свят, Един Господь Иисус Христос, в славу Бога Отца, аминь”. И потом обратился к преподобному: “Александр, на этом месте да созиждется церковь во Имя явльшегося тебе в Трех Лицах Господа, Отца и Сына и Святого Духа, Нераздельной Троицы”. И, трижды перекрестив место, Ангел стал невидим.

В том же году была построена деревянная церковь Живоначальной Троицы (в 1526 году на ее месте воздвигнута каменная). Сразу же по построении церкви братия стала упрашивать преподобного принять священство. Он долго отказывался, считая себя недостойным. Тогда братия стала молить святителя Серапиона, архиепископа Новгородского († 1516; память 16 марта), чтобы он убедил преподобного принять сан. В том же году преподобный ездил в Новгород и получил посвящение от святителя. Вскоре затем братия умолила преподобного принять игуменство.

Став игуменом, преподобный сделался еще смиреннее, чем прежде. Одежда его была вся в заплатах, спал он на голом полу. Сам готовил пищу, месил тесто, пек хлеб. Однажды не хватило дров и эконом просил игумена послать из иноков тех, кто празден, за дровами. “Я празден”, – сказал преподобный и стал рубить дрова. В другой раз так же начал носить воду. А ночью, когда все спали, преподобный часто молол за других хлеб ручными жерновами. Ночью же преподобный обходил келлии и, если слышал где суетные разговоры, легонько стучал в дверь и уходил, а утром наставлял братию, налагая епитимию на виновных.

Под конец жизни преподобный Александр задумал построить каменный храм Покрова Пресвятой Богородицы. Было заложено основание храма. Однажды вечером, после совершения акафиста Пресвятой Богородице, преподобный сел отдохнуть в келлии и вдруг сказал келейнику Афанасию: “Чадо, трезвись и бодрствуй, потому что в этот час будет чудное и ужасное посещение”. Послышался голос, подобный грому: “Се Господь грядет и Рождшая Его”. Преподобный поспешил в предсение келлии, и его осиял великий свет, распространившийся над всем монастырем ярче солнечных лучей. Посмотрев, преподобный увидел над основанием Покровской церкви седящую на алтарном месте, словно царица на престоле, Пречистую Богородицу. Она держала Младенца-Христа на Своих руках, а множество ангельских чинов, блистающих неизреченной светлостью, предстояло Ей. Преподобный упал, не стерпев великого света. Богородица сказала: “Восстань, избранник Сына и Бога Моего! Ибо вот пришла посетить тебя, возлюбленный Мой, и посмотреть основание Моей церкви. А за то, что молился об учениках и обители твоей, вот отныне всем она будет изобиловать; и не только при жизни твоей, но и по отшествии твоем неотступно буду от обители твоей, подавая неоскудно все потребное. Смотри же и наблюдай тщательно, сколько иноков сошлось в твою паству, которые тобою должны быть наставлены на путь спасения о Имени Святой Троицы”. Преподобный встал и увидел множество иноков. Матерь Божия снова сказала: “Возлюбленный Мой, если кто и один кирпич принесет на построение церкви Моей, во Имя Иисуса Христа, Сына и Бога Моего, не погубит мзды своей”. И Она стала невидима.

Перед своей кончиной преподобный проявил удивительное смирение. Он призвал братию и повелел ей: “Свяжите тело мое грешное по ногам веревкой и отволочите его в болотную дебрь и, закопавши во мху, потопчите своими ногами”. Братия отвечала: “Нет, отче, не можем сотворить этого”. Тогда преподобный указал не хоронить его тело в обители, но в отходной пустыни, у церкви Преображения Господня. Прожив 85 лет, преподобный 30 августа 1533 года отошел ко Господу.

Дивными чудесами прославился преподобный Александр Свирский при жизни и по кончине. В 1545 году ученик и преемник преподобного, игумен Иродион, составил его житие. В 1547 году началось местное празднование памяти преподобного и была составлена служба ему. В 1641 году, 17 апреля, при перестройке церкви Преображения, были обретены нетленные мощи преподобного Александра Свирского и ему установлено общецерковное празднование на две даты: день преставления – 30 августа и день прославления (обретение мощей) – 17 апреля. (О преподобном Александре Свирском: Архиепископ Питирим. Церковь как претворение Тринитарного Домостроительства – “Журнал Московской Патриархии”, 1975, N 1, с. 59. Вольгин А. Преподобный Александр Свирский. – “Журнал Московской Патриархии”, 1978, N 8, с. 73-76).

Целый сонм учеников наставил и воспитал преподобный Александр Свирский, как и завещала ему Матерь Божия. Это – преподобные: Игнатий Островский (ХVI), Леонид Островский (ХVI), Корнилий Островский (ХVI), Дионисий Островский (ХVI), Афанасий Островский (ХVI), Феодор Островский (ХVI), Ферапонт Островский (ХVI). Кроме этих святых, известны ученики и собеседники преподобного Александра Свирского, имеющие отдельные дни памятей: преподобный Афанасий Сяндемский (ХVI, память 18 января), преподобный Геннадий Важеозерский († 8 января 1516 года, память 9 февраля), преподобный Макарий Оредежский († 1532, память 9 августа), преподобный Адриан Ондрусовский († 26 августа 1549 года, память 17 мая), преподобный Никифор Важеозерский († 1557, память 9 февраля), преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский († 1565, память 23 января). Все эти святые (кроме преподобного Геннадия Костромского) изображены на иконе преподобных отцов, в земле Карельской просиявших (из храма Духовной семинарии в городе Куопио, Финляндия). Празднество Собору святых, в земле Карельской просиявших, совершается Финляндской Православной Церковью в субботу между 31 октября и 6 ноября (См. об этом: В. Русак. Икона преподобных отцов, в земле Карельской просиявших. “Журнал Московской Патриархии”, 1974, N 12, с. 16-21).

Дельфис

Последнее обновление

Статьи по теме

Рекомендуемые книги

Страницы старого дневника Г.С.Олькотт
Купить за 350р >>

Лечебник Агни-Йоги. Медицина третьего тысячелетия
Купить за 300р >>

Учение Живой Этики (в 4-х томах). Том 1
Купить за 650р >>

Подписка на рассылки

Оставайтесь с нами

Отзывы наших читателей

Святой Александр Свирский

История христианства изобилует описанием чудес. О чудесах повествуют и русские летописи. Необычные явления всегда предшествовали и необычайным событиям.

В наш материалистический век их ничуть не меньше, но мы живём, словно бы не замечая этого. Для нас такое явление непонятно, а порой и страшно, потому что оно свидетельствует о некой таинственной силе. Об одном чудесном явлении, связующем времена давно минувшие и наши дни, и пойдёт речь.

Русский Север. Удивительна сила и обаяние этих мест. Сама природа создала здесь условия для суровой подвижнической жизни. Потому и называют этот край Северной Фиваидой (по аналогии с Фиваидой Египетской — пустыней, куда уходили подвижники раннего христианства). Иноческий мир Русского Севера возник и развивался в конце XIV столетия и в течение двух веков оживил непроходимые дебри угрюмого края. Это была как бы одна сплошная область иночества, изобилующая монастырями и скитами отшельников. Людям светским трудно понять, что заставляет человека уйти от мира, стать иноком. За стенами монастыря стихают звуки привычной жизни, и молитва становится главным и единственным смыслом, путеводной звездой одиночества. «Монах», на греческом, означает «одинокий».

Но не одинокими оказывались добровольно ушедшие от внешнего мира; скрывшись от шума его, они постигали внутренний смысл, саму идею бытия. Это они первыми видели в иных мирах первообразы тех сущностей, которыми в дальнейшем определялся дух русской жизни. Так, женственная восприимчивость жизни в Киевской Руси находит свой символ Софии-Премудрости, Небесной Художницы, как говорил Павел Флоренский. Мужественное продолжение жизни в Руси Московской и Петербургской обретает символ Пресвятой Троицы. Идею Троицы мы неизменно связываем с именем Преподобного Сергия Радонежского. Но был ещё один Преподобный, кому было ниспослано видение этого высочайшего образа. Дважды на памяти людей являлось такое человеческому взору: в первый раз библейскому Аврааму у Мамврийского дуба, знаменуя великое милосердие к роду человеческому; второй раз — на русской земле — святому преподобному Александру Свирскому. Что значило это явление — нам ещё предстоит узнать, а пока обратимся к Житию Александра Свирского, написанному «по горячим следам», а именно через 14 лет после его кончины, когда ещё были живы его ученики и многие почитатели.

Чудотворец Александр родился 15 июня 1443 года в Новгородской земле, в селе Мандера на реке Ояти, возле Островского Введенского монастыря. Когда возник этот монастырь, нам неизвестно, но в XV веке о нём знали в Москве, и он пользовался покровительством царей. В одном из храмов монастыря находятся могилы родителей преп. Ал. Свирского: схимонаха Сергия и схимонахини Варвары. Родители Александра были простые крестьяне и принадлежали к малочисленной северной народности вепсов. Ребёнку дали имя Амос. Когда сын вырос, родители хотели его женить, он же думал только об одном — как оставить мир для спасения своей души. Рано узнал он о Валаамском монастыре, часто думал о нём и, наконец, встретил валаамских иноков. После долгой беседы с ними ничто уже не могло удержать Амоса, он ушёл из дома. Перейдя реку Свирь, на берегу Рощинского озера, Преподобный услышал таинственный голос, возвестивший ему, что на этом месте он создаст обитель.

На Валааме Амос принял постриг с именем Александр, случилось это в 1474 году, было ему тогда 26 лет. Но вскоре на Валаам пришёл отец, который грозился покончить собой, если не увидит сына. О чём говорили они — неизвестно, только после этого и отец, и мать тоже ушли в монахи. Александрова жизнь поражала суровостью даже самых строгих валаамских иноков. Сначала он пребывал в общежитии, потом безмолствовал на острове, называемым Святым, где и пробыл 10 лет.

Вид этого острова знаком нам по картине Н.К.Рериха «Святой остров». Художник несколько усилил внешнюю суровость места, зато выявил его дух. Небольшой остров представляет собой высоко выступающее из воды скальное образование, поросшее лесом. Александр жил в узкой пещере, куда можно протиснуться только одному. Мне и группе моих друзей довелось побывать там. Оказалось, что внутри пещеры тепло, хотя время стояло не летнее, добирались мы к острову по льду, который только у берегов начинал таять. Едва ли что можно было выращивать на этих камнях; скорей всего, какую-то пищу доставляли сюда из обители. Можно представить, какой это был суровый паёк.

Однажды, стоя на молитве, Александр услышал голос: «Александр, изыди отсюда и иди на прежде показанное тебе место, на нём же возможени спастися». Свет указывал в юго-восточном направлении, на реку Свирь. Это было в 1485 году. На том месте Александр нашёл «бор красен зело, место сие было леса и озеро исполнено и красно отовсюду и никтоже там от человека прежде живяще». Обосновался Александр на берегу Рощинского озера, недалеко от которого находится озеро Святое, отделённое Стремниной горой. Здесь святой провёл в полном уединении не один год, а целых семь, не видя человека и не вкушая хлеба, питаясь только «зелием растущим». По прошествии времени его пребывание раскрылось. Вокруг него стала образовываться монашеская община. Первая деревянная церковь была срублена во имя Святой Троицы. Преподобный указал строить братские кельи на берегу озера Святого, в некотором отдалении от своей. Место, где стояла келья Александра, предназначалось для братского кладбища, здесь же соорудили деревянную Преображенскую церковь. Так возникли две исторические части Александро-Свирского монастыря — Троицкий и Преображенский монастыри.

Читайте также:  Пророк Моисей: история жизни святого, чудеса и призвание Богом, дни памяти

На 23-м году жития Преподобного в пустыни большой свет явился ему, и он увидел трёх мужей, одетых в светлые одежды и освещённых славою небесной «паче солнца». Из уст их Александр услышал повеление: «Возлюбленный, якоже видиши в Триех Лицах Глаголющего с тобою, сожизди церковь во имя Отца и Сына и Святого Духа, Единосущной Троицы. Аз же ти мир Мой оставляю и мир Мой подам ти». На месте явления Троицы впоследствии была построена часовня. В Житии Преподобного поражает то, что при всём множестве поданых ему божественных посещений, он всегда оставался смиренным иноком, желающим служить всем.

Валаамский архипелаг. Святой остров

Первая каменная церковь монастыря, Троицкая, была построена ещё при жизни Александра. Для её строительства Иван Грозный прислал каменщиков из Москвы. Незадолго до своей смерти Преподобный начал возводить каменную трапезную с одноглавым храмом во имя Покрова Богородицы. И вот однажды, когда закладка была уже завершена, Александр увидел необыкновенный свет, озаривший весь монастырь, а в основании Покровской церкви, на алтарном месте, сидела на престоле Пречистая Богородица с Предвечным Младенцем, окружённая сонмом бесплотных сил небесных. Пречистая Владычица обещала быть неотступною от Обители и помогать живущим в ней как при жизни Преподобного, так и по смерти его.

Скончался Александр Свирский 30 августа 1533 года 85-ти лет от рождения и погребён, согласно его завещанию, близ церкви Преображения Господня. В 1547 году он был причислен к лику святых.

Прошло 107 лет со дня кончины преподобного Александра. В апреле 1641 года игумен Свирского монастыря Авраамий вознамерился строить над местом захоронения Преподобного каменную церковь. Для этого стали разбирать старую, ветхую. В это время и произошло «странное и достойное чудо, побуждающее к большему познанию Угодника Божия. Сами небеса торжественно возвещали о событии, долженствующем вскоре совершиться на земле». Апреля 15 числа, в четверг, на Вербной неделе вечером во время работ, — рассказывает жизнеописатель Преподобного, — вдруг сделался необыкновенный гром и молния. Молния падала на землю и не исчезала, как это обыкновенно бывает, а «осиявала» на долгое время. В пятницу это явление повторилось, а в субботу, 17 апреля, когда копали ров, обнаружили гроб. Земля над ним стояла в виде пещеры, ничем не поддерживаемая. Когда сняли верхнюю доску гроба — разлилось благоухание. Одежда на лежащем в гробе — мантия и схима были целы, тут же был и деревянный посох. Тело оказалось не истлевшим. Это были мощи преподобного Александра. Игумен велел сделать новый гроб, который и перенесли в храм Св. Николая.

30 августа митрополит Новгородский Афоний освидетельствовал мощи Александра Свирского, а в 1644 году они были переложены в серебряную раку, пожертвованную государем Михаилом Фёдоровичем. С тех пор Свирская обитель много лет озаряла весь северный край светом веры, благочестия и подвижничества. Монастырю подчинялись многие Олонецкие обители, основанные учениками преп. Александра, здесь была открыта Духовная семинария, несколько десятилетий в монастыре размещалась архиепископская кафедра. Богатейшее собрание архивов привлекало к монастырю исследователей русской истории. И на протяжении четырёхвековой истории монастырь удостаивался особого внимания царского дома.

«Молитвенником за царей» назван Александр в архивах и летописях. Можно утверждать, что в русской истории не было ни одного царя, который бы не почтил «Всея России дивного чудотворца». Иван Грозный, одержав победу над Казанью и строя в честь этого храм Покрова на Красной площади в Москве, юго-восточный придел посвятил преп. Александру Свирскому. В середине XIV века в Кафедральный Успенский собор Кремля поместили богатую икону — образ Александра Свирского с житием в 128 клеймах 1 . «Присутствовал» Преподобный и ещё в одном месте сердца земли русской, в соборе Казанской иконы Божьей Матери на Красной площади в Москве — там была (есть и сейчас) частичка мощей святого. Пётр Первый дважды бывал в Свирском монастыре. В 1703 году, основав Санкт-Петербург, в 1715-м он посвящает преп. Александру первое монашеское подворье. Почитал святого и простой народ, в престольные праздники в обители собиралось до 40 тысяч богомольцев.

На этом, казалось бы, мы и должны были закончить рассказ о жизни и Житии святого Александра Свирского. Но пришли иные времена, а с ними и совсем иное отношение ко всему святому и божественному. Советская власть установилась на Русском Севере 5 января 1918 года. А 6 января представители этой власти уже были у мощей преп. Александра. Шесть раз подступались к мощам и только на шестой смогли их вывезти. И тут же большевики объявили начало «кампании по ликвидации мощей», которая и происходила с 1919-го по 1922 годы. Чтение документов того периода вызывает далеко не лучшие чувства. В отчётах VIII (ликвидационного) Отдела Народного Комиссариата Юстиции VIII же Всероссийскому съезду Советов говорится о «почине трудящихся» и «согласно указаниям»; тут же приводятся соображения «современной науки, санитарии, социальной гигиены, педагогики» и неизбежного «революционного сознания трудящихся».

Вход в пещеру Ал.Свирского на Святом острове

После неудачных приходов новой власти в обитель в 1918 году были расстреляны настоятель, архимандрит Евгений и ещё пять человек. 23 октября обитель была буквально разгромлена. Олонецкий отряд ЧК забрал у монастыря всё, что можно: одежду, съестные припасы, сорвали ризы с икон, тащили кресты и священные сосуды, выпили церковное вино. Руководил этим некто Август Вагнер. Рака Преподобного была вскрыта, полностью сохранившееся тело четырёхвековой давности, не нашли ничего лучшего, как объявить «восковой куклой». По случаю этого разграбления патриарх Тихон обратился с протестом в Совнарком, на что получил ответ, что Олонецкий ЧК «все свои действия и распоряжения считает вполне обоснованными, верными в смысле борьбы с врагами коммунистических идей и социалистической мысли». Преподобный Александр стал первой жертвой затеянной кампании по ликвидации «культа мощей», в ходе которой только с 1919 по 1920 годы было вскрыто более 60 гробниц. Всё это происходило при весьма тяжёлой жизненной обстановке в Олонецком крае. В архивах ВЦИК ВКП(б) того времени читаем: «Необходима экстренная помощь в целях спасения от всеобщего вымирания крестьянской массы нашего уезда. » Боялись восстания против большевиков.

После того, как комиссией была установлена подлинность мощей, началась кампания по их сокрытию. Никто из местных не решался определить судьбу мощей, был послан запрос в Центр. Нужно отдать должное академику Петру Петровичу Покрышкину, который не побоялся в то лютое время сделать однозначное заключение на запрос ЧК: «Признавая мощи преп. Александра Свирского безусловно исторической реликвией, местонахождение которой должно быть в Храме, просим принять меры по охранению этой народной исторической ценности». Известно, что сам П.П.Покрышкин не стерпел всего ужаса того времени и ушёл в один из нижегородских монастырей, прислав оттуда письмо, в котором сообщал, что отказывается от всех научных званий и почестей. Он умер в 1922 году во время эпидемии тифа. Вечная ему память!

Что же было с мощами Преподобного дальше? Перенесёмся в наши дни. С благословения митрополита С.-Петербургского и Ладожского Владимира, начались поиски. Немало пришлось потрудиться в архивах обеих столиц. Было установлено, что основная часть документов о ходе кампании по ликвидации была утеряна или уничтожена. Материалы подтверждали отправку мощей из монастыря в Лодейное Поле и далее в Петроград в 1919 году. Одновременно были пущены в ход подставные мощи, а настоящие переданы в ведение Наркомздрава. Мощи проходили судебно-медицинскую экспертизу. Известно, что в феврале 1919 года наркомом юстиции была дана директива о размещении мощей в музеях. Единственным основательным анатомическим музеем был музей Военно-медицинской академии (ВМА). По сведениям сотрудников кафедры нормальной анатомии, в годы революции в их музее появился экспонат, который так и остался незарегистрированным, что само по себе представляло явление исключительное. Вероятно, тут действовала не только злая воля Центра, но и чья-то забота о том, чтобы о мощах просто забыли.

Результаты архивных поисков, которые проводили насельницы Покрово-Тервинического монастыря, привели в декабре 1997-го в стены ВМА. После этого потянулись долгие месяцы выяснения, является ли обнаруженный «анатомический препарат» подлинно мощами преподобного Александра Свирского Чудотворца. Но ещё до того, как к работе приступили антрополог, стоматолог, анатомы, химики и историки, невооружённым взглядом можно было видеть удивительное совпадение с тем описанием мощей, которое было сделано при первом обретении их в 1641 году и которое происходило путём сравнения хорошо сохранившегося лика святого с изображением на иконах XVI в. Тело преп. Александра (что бывает крайне редко и с великими святыми) было полностью не истлевшим, особенно поражало лицо. Ещё до окончания работы экспертов, когда было получено разрешение, чтобы отслужить молебен, и это было совершено, все присутствующие пережили великое потрясение — мощи начали обильно мироточить. Преподобный словно бы отвечал молящимся.

Обратимся к материалам освидетельствования, которые подписаны ведущими специалистами ВМА. Первое, что было опровергнуто, — это версия об искусственной мумификации. Традиционно главным аргументом при освидетельствовании святых мощей является антропологическая экспертиза. Вот наиболее значимые пункты из неё: «Исследуемый обладает антропологическим типом, свойственным вепсам. И именно на земле этой малочисленной народности родился св. Александр Свирский. Выявлено сходство лица исследуемого с ранними иконографическими изображениями преп. Александра». Мы находим и любопытные наблюдения, касающиеся возраста Преподобного, которые подтверждаются подобными же фактами при освидетельствовании мощей других святых. В исследовании говорится: «Необходимо признать, что совершенно не изучен вопрос о том, насколько снижает темпы старения костей и стёртости зубов предельно аскетическое питание и жизнь в условиях абсолютно чистой экологии». Реальный возраст Преподобного, 85 лет, не совпадает с тем, который определяет рентгенологическое исследование позвоночника, в случае данного исследования позвоночник «моложе» на 15-20 лет. Хотя при этом отмечены «руки старика, с выраженными изменениями в кистях, что является кроме всего следствием тяжёлой физической работы».

Теперь обратимся к явлению мироточения. В Афонской и греческой традиции не нетление, а именно мироточение останков свидетельствует о том, что это — святые мощи. И то, что во втором обретении мощей преп. Александра появилось обильное мироточение, говорит об их истинности. Особенно сильно мощи мироточили в дни первых литургий. Мироточение и благоухание было настолько сильным, что на этот запах цветочного мёда слетались невесть откуда взявшиеся пчёлы. Было замечено, что сила мироточения меняется от того, кто служит в храме, как молится народ, кем заполнен храм.

Что же такое миро? Ещё на горе Синай Бог повелел Моисею сделать особое миро для священного помазания. Впоследствии миром помазывались цари, пророки и священники. Оно служило также для погребального помазания. Таким образом, в мире сосредоточена сила Дара Духа Святого. В другом случае, миро появляется в результате особого явления мироточения. Оно необъяснимым образом истекает из останков святого, либо из его гробницы, или изображения. Оказывается, в мире присутствуют те компоненты, которые входят в состав живого организма; в 100 мг мира содержится 75 мг животного белка.

Мощи преподобного Александра Свирского в Свято-Троицком монастыре

23 ноября 1999 года мощи святого Александра были перенесены на место их вечного упокоения — в Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь. Ноги и руки Преподобного открыты — их необычное положение совпадает с тем, как было описано при первом обретении в 1641 году, а их полное нетление является величайшей редкостью во всей истории Православной церкви. И даже лицо Преподобного узнаваемо по древним иконописным изображениям, хотя ему уже почти 500 лет.

При изучении исторических документов обнаруживается тесная связь молитвенного предстательства преп. Александра с историческими судьбами России, и в наше время нам не обойтись без помощи святого преподобного Александра Свирского.

Отче Александре, моли Бога о нас!

1 Клейма — иконы с житием имеют центральное изображение святого, а по периметру иконы — изображения из его жизни, как бы в малых иконах — клеймах.

Александр Свирский

Биография

Преподобный Александр Свирский входит в число наиболее почитаемых святых Русской православной церкви. Старец жил более 500 лет назад, но память о нем по сей день в сердцах верующих, которые надеются по его молитвам получить помощь в духовных и житейских трудностях. Святой жил строгой жизнью, полной лишений и молитвенных подвигов, за что был награжден Богом даром чудотворения и добродетелями смирения, терпения и любви.

Жизнеописание

Долгая жизнь преподобного Александра Свирского связана с суровыми землями русского севера. Будущий подвижник родился в селе Мандера, находившемся у реки Оять в Обонежской пятине (ныне территория Ленинградской области). У родителей не было детей до преклонного возраста, и те не уставали обращаться к Богу с этой бедой. Их молитвы о рождении ребенка были услышаны, и в 1448 году на свет появился младенец, названный Амосом в честь древнего пророка.

Биография подвижника подчас перекликается с житиями других святых. Подобно преподобному Сергию, ребенок долго не мог преуспеть в учении, но по молитвам и усердию был вознагражден даром постигать грамоту лучше сверстников. Амос казался странным: не любил шумных детских забав, долгое время посвящал молитве, накладывал на себя строгие посты и ограничения.

Мать беспокоилась за сына и хотела поскорее устроить его жизнь, женив на благочестивой девушке. Однако это расходилось с планами юноши, поскольку тот рано почувствовал в себе призвание к уединению и монашескому пути.

Еще больше молодой человек укрепился в этом решении, встретив однажды иноков Валаамского монастыря, пришедших на Оять с хозяйственными нуждами. Долгие беседы с насельниками обители, славящейся строгим укладом, вдохновили Амоса последовать за ними на святой остров. Но монахи отказались взять с собой юного подвижника, сославшись на отсутствие благословения родителей и настоятеля.

Тогда парень решился самостоятельно проделать этот путь. Помолившись, юноша тайно покинул отчий дом и отправился на Валаам, чтобы войти в число братии. В долгой дороге, как гласит предание, ему помогал ангел, который довел путника невредимым до стен монастыря, где тот остался на много лет. Как заведено, монашескому постригу предшествовал период послушничества, затянувшийся на 7 лет. За это время молодой человек смог доказать серьезность своего намерения и стойкость в подвигах поста, молитвы и бдения.

Когда Амосу исполнилось 26 лет, его постригли в монахи с наречением имени Александр. Тогда же родители услышали о месте пребывания потерянного чада, и отец смог навестить его, едва узнав в духовно возмужавшем иноке своего сына. Успокоенные Стефан и Васса также впоследствии встали на монашеский путь. Александр же искал более суровой и уединенной жизни и попросил у наставника благословения поселиться на отдаленном острове валаамского архипелага.

Мужчина стал жить в скалистой пещере, сохранившейся по сей день. Сегодня на этом месте располагается Александро-Свирский скит, где живут монахи строгой жизни. Паломникам показывают могилу, вырытую в земле, где часами лежал святой подвижник, чтобы стяжать “память смертную”.

В 1486 году Александр ушел с Валаама и поселился в районе Рощинского озера недалеко от реки Свирь. Здесь в течение 7 лет подвижник испытывал все тяготы отшельнической жизни, ночуя в убогой хижине и питаясь только дарами леса. Иногда святому приходилось есть лишь землю. От аскетического образа жизни здоровье мужчины истощилось, но Господь поддерживал своего служителя и давал тому силы не роптать и продолжать путь борьбы со страстями.

Читайте также:  Павел Флоренский - житие и биография священника, книги и цитаты, труды и письма

Однажды святого случайно встретил охотник Андрей Завалишин из здешних бояр. Мужчина поразился его виду и вступил с ним в беседу, вникнув во все тяготы его жизни. Вернувшись домой, мужчина не смог удержаться от рассказов о кротком и смиренном подвижнике, живущем в лесах, и постепенно к Александру стали стекаться желающие вступить на иноческий путь.

Так закончилась уединенная жизнь праведника, и начался новый этап, когда он стал наставником для десятков людей, желающих посвятить себя служению Богу и очищению души от страстей. Вокруг Александра собирались мужчины, стремящиеся жить в безмолвии и послушании, довольствуясь лишь плодами своего труда. Так со временем образовался монастырь, живущий самым скромным и строгим укладом.

Святой жил в отдалении от братьев, устроив пустынь, где продолжал подвиги поста и молитвы. Демонские силы устраивали против отшельника брань, страшными видениями пытаясь изгнать того с насиженного места, но Божий угодник не сдавался. В один из дней, на 23-й год пребывания в Свирских лесах, ему было явление Пресвятой Троицы, после чего началось строительство одноименного храма.

Монахи построили деревянную церковь в честь Живоначальной Троицы, которую спустя 20 лет заменили каменной. В 1508 году после долгих уговоров насельников Александр принял священнический сан и стал игуменом монастыря. При этом он не потерял смирения и кротости, продолжая носить залатанную одежду, спать на голом полу и исполнять самую трудную и черную работу наравне с молодыми послушниками.

Слава монастыря росла, и число иноков возрастало год от года. Обитель расширялась, возводились новые храмы. Один из них — церковь Покрова Пресвятой Богородицы — стал строиться при жизни святого и сохранился по сей день. Ропот братии по поводу постоянного притока народа настоятель воспринимал со смирением. Преподобный старался никого не оставить без наставления и утешительного слова.

Поток благотворителей, желающих помочь устроению монастыря, не прекращался. Однако не всякая жертва принималась старцем. Однажды игумен отверг щедрое подаяние, сказав, что рука дающего смердит, поскольку тот ею бил собственную мать. Кроткие обличения мудрого Александра побуждали людей к раскаянию и изменению жизни.

Среди братии настоятель пользовался неизменным уважением и любовью, те еще при жизни считали его чудотворцем. Александр Свирский предвидел свою кончину и заблаговременно выбрал кандидатов, которые сменят его на посту игумена. Святой завещал, чтоб местом его упокоения стала отходная пустынь. Старец отошел к Господу в глубокой старости, когда уже не принято разбираться в причинах смерти. Его не стало в 1533 году, 30 августа, который считается днем памяти наряду с 17 апреля — днем обретения святых мощей.

Канонизация и память

Святого стали почитать едва ли не сразу после кончины. Игуменом Иродионом, учеником и преемником, в 1545 году было составлено жизнеописание, где рассказывалось о подвигах и чудесах старца. Два года спустя инициативой московского митрополита Макария был созван собор, на котором установили общецерковное почитание Александра Свирского в чине преподобных.

В память о себе подвижник оставил духовную грамоту и молитвы, где христиане по сей день черпают силу и мудрость. Православные читают святому акафист, хранят дома его иконы и совершают паломничества в Александро-Свирский монастырь в поисках утешений и исцелений. В советские годы на его территории был устроен исправительно-трудовой лагерь, а с 1998 года обитель официально передана в ведение Русской православной церкви.

Александр Свирский: житие чудотворца

Русская земля обладает большим количеством преподобных — в древности они защищали людей от атак вражеских войск, наставляли и учили верить, напоминали о значении праведного существования.

Главное место среди святых занимает Александр Свирский. Он был известен не только своими предсказаниями и даром исцелять, но также тем, что мог видеть Святую Троицу.

Где находиться икона, как её читать?

Александр Свирский: биография

Монах был рождён среди простых людей, его мать долгое время не могла забеременеть, но вымолила у Христа долгожданного ребёнка. При появлении дитя на свет она дала ему имя Амос, в честь одного библейского пророка. Он с самого раннего возраста учился плохо – Господ дал ему не земной разум, а свой небесный. В мальчике быстро возникло увлечение к духовности и вере, один раз он познакомился с монахом, они разговаривали долгое время. Вскоре он переехал в Валаам, а в возрасте 26 лет постригся в монахи.

С течением времени, как описано в житие Александра Свирского, он возвратился в свои родные земли, в Новгород, на реку Свирь. Некоторое время он проживал в полном одиночестве, употребляя лишь травы и сильно болея и страдая инфекциями. Но, по утверждению святого, скоро к нему пришёл один муж, который смог его исцелить. После нахождения кельи, возле святого стали сгруппировываться братия, так на этом месте со временем возник настоящий монастырь.

Святой чудотворец Александр вместе с собой принёс на земли не только мирный дух, но и стал его просветителем. В это время он доставил сюда каменные жернова, что по тому времени было неслыханным делом. В его земли часто приходили представители царского рода, так как инок считался молитвенником о русском императорском жилье. Для родственников монах являлся самым мудрым учителем, даже сам император Иван Грозный обращался к нему за помощью и особым советом.

Александр Свирский чудеса

  1. В 1507 году жильё святого озарилось светом – возле Александра Свирского появилось три мужа в красивых и светящихся одеяниях. До него такое ведением посещало лишь Авраама. На этой земле вскоре была построена часовня, вокруг которой в скором времени и был воздвигнут храм в честь Святой Троицы.
  2. Также праведника посетила чудо-явление Божией Матери. В её имя на этих земля также был воздвигнут храм, но на сегодняшний день он полностью разрушен.
  3. Один раз монах помог одному рыбаку убрать преследование судьбы. Поймав большого осетра, он продал его кому-то без права на это. Тогда святой сказал рыбаку отправиться на рыбалку, а улов вернуть судье. Рыбак заявил, что так делать нельзя, но всё же исполнил рекомендации Александра. В этот момент он поймал очень крупную рыбу.

Хотя слухами и рассказами об Александре Свирском наполнялась вся русская земля, он считался очень скромным и добрым, ходил по городу в дырявой одежде. Никто и не мог подумать, что перед ними стоит игумен. Вокруг него появилось большое количество святых людей. Святой монах создал несколько молитв, которые отличаются сильным покаянием различным духам.

Иконография Александра Свирского

Главный образ монаха возник после обретения мощей, поэтому на этом образе он находится в лежачем положении. Икона, которая дитарированна ещё в XVI веке, является житийной — преподобный на ней виден по пояс, в монашеской одежде.

Правая его рука благословляет, а в левой имеется свиток. Возле расположены клейма, которые означают какие-то сцены из жизни монаха, и их очень много – больше одной сотни.

Иконография продолжала появляться и в последующее время, сегодня есть большое число разновидностей икон.

  1. Святой изображён во время явления к нему Святой Троицы – Ангелы в белых одеяниях смотрят на коленопреклонённого старца. Он тянет к ним свою правую руку, левая же прижата к его груди. Взор Ангелов смотрит прямо на святого. На нём одеяния чёрного цвета – это означает человеческую тленную природу.
  2. Преподобный в одежде схимника, правая рука развёрнута ладонью в сторону верующих людей, в левой руке расположен свёрнутый свиток. Волосы у монаха седые, слегка закрученные, а также борода круглой формы.
  3. Монах стоит, опираясь на свой посох, в правой руке у него находится Троица Рублёва. Голова святого покрыта капюшона для монахов, взор смотрит вперёд, прямо перед собой, но как бы вглубь, словно он видит что-то, что недоступна простому человеку.

Мощи Александра Свирского

Дата смерти Александра – 1533 год. Он ушёл из мира в возрасте 86 лет. Сразу же, как говорят летописи, на месте его могилы стали происходить необычные вещи. Признание монаха состоялось ровно через 14 лет – это довольно небольшой срок, но в этом случае особые доказательства были не нужны. По прошествии 100 лет монахи решили вскрыть гроб священника. Монах, с суждений братии, выглядел так, как будто он просто спит. Мощи было решено отправить в монастырский храм, туда стало приходить большое число паломников. Святые люди много раз просили у него благополучия и исцеления, а потом получали то, что хотели.

Во время революции был издан указ об изоляции музея, в 1918 году на территорию монастыря вторгся отряд красноармейцев. Церковь была полностью разграблена, а несколько монахов убито. При этом мощи вывезли намного позже. Во время вскрытия большевики застыли на месте от ужаса. Мощи святого Александра Свирского сохранились так хорошо, как будто он всё это время просто спал, а не был захоронен много лет назад. Вместо мощей большевики подложили на место захоронение восковую куклу, а останки монаха забрали с собой в неизвестном направлении.

Розыск мощей проходил в 90-х годах, когда в монастыре началась новая жизнь монахов. Тело святого было найдено в Военно-медицинской академии, где его скрывали на протяжении многих лет, чтобы не произошло уничтожения из-за строгих властей, выступающих против всего церковного. Сохранённые ткани до сих пор удивляют специалистов и учёных – ничего такого раньше они не видели. Тело святого было отдано церкви, сегодня оно вновь располагается на территории обители.

Храм Александра Свирского

Монастырь Александра Свирского продолжает существовать уже около 500 лет. Ранее на этой земле было расположено несколько заводов, своя пристань, а также подворье. В XIX веке это место считалось центром духовной жизни всего города.

О каких чудесах просят Александра Свирского?

Большое количество людей продолжают совершать паломничества в древний храм. Чудотворный Сергей продолжает нести свои обязанности и после ухода в иной мир. Молитвы Александру Свирскому гласят о многом:

  1. Исцеление тела и своей души.
  2. Обретение либо усиление веры.
  3. Просят благословение на жизнь монаха.
  4. Молятся о своих родственниках и близких, которые свернули с верного праведного пути.

Православна церковь обычно упоминает о монахе несколько раз в год — в день, когда он ушёл из жизни (святой буквально ушёл к Господу во время сна), и в годовщину получения мощей святого. Пуская прекрасный пример жизни, священник поможет осуществлять вам праведные подвиги.

Когда Амос достиг совершеннолетия, родители собрались женить его, он же хотел лишь одного оставить мир для спасения души. Рано он узнал о Валаамском монастыре и часто в последующем думал о нём и в конце концов, по воле Господа, он повстречал Валаамских иноков. Долгое время проходила их беседа о святом монастыре, об их уставе, о трёх родах жизни монаха. И тогда он, воодушевлённый темой разговора, решил пойти на северный Афон. Перейдя через речку, на берегу Рощенсукого озера, святой услыхал чей-то странный голос, который сказал, что на своём месте он сделал обитель. Ивеоликий свет чудесно осветил его.

В то время когда он пришёл на Ваалам, игумен принял его и постриг, дав ему имя Александр в 1474 году. В это время ему было около 26 лет. Ревностно и долго инок стал трудиться, поститься и молиться. В это время на Ваалам вернулся искавший его отец, святой смог не только успокоить злого отца, но и убедить его постричься совместно с матерью в монахи. Родители решили принять предложение сына. Стефан постригся и приобрёл имя Сергий, а мать получило имя Варвара. Их захоронения до наших дней почитают в действующем Введено-Оятском храме.

Александр продолжал всё время подвизаться на Валааме, сотворяя чудеса и удивляя жестокостью своего бытия самых строгих иноков Ваалама. С первого времени он подвязался в общежитии, а потом в безмолвии на острове, который сейчас назван Святым, он провёл там около десяти лет. На святом острове и по наши дни имеется узкая и сырая пещера, в которую с трудом может залезть даже один человек. Здесь сохранилась и созданная себе же Александром могила.

Один раз, располагаясь на могиле, святой услышал зовущий его таинственный голос — Александр, уйди отсюда и возвращайся на прежнее место, на нём ты и сможешь спастись. Великий свет показал ему место, расположенное на юго-востоке, на берегу реки Свирь. Это произошло в 1485 году. Своё жилище святой возвёл на берегу Рощинского озера.

На полверсты от него можно было заметить Святое озеро, которое отделялось от него Стремниной горой. В этом месте он провёл в одиночестве несколько лет, употребляя не хлеб, а растения, которые произрастали поблизости. Монах решил открыть своё святое место боярину Андрею Завалишину, а через него потом и большому количеству людей. Обитель стала стремительно увеличиваться, а слава о ясновидении и исцелении страшных болезней, данными ему настоятелем, облеталась в скором времени по всей округе. Православные верующие люди ещё при своей жизни ублажали Александра Свирского как святого.

Явление Святой Троицы

На 23 году жизни монах увидел большой свет, а за ним трёх мужчин, вошедших к нему в жилье. Они были одеты в светлые одежды, и освещены небесным светом.

На месте появления Святой Троицы в скором времени была воздвигнута часовня, и до этого времени на этой территории содрогается душа людей, помышляя о близости Господа к святым.

В образе жизни монаха поражает и удивляет-то, что при большом количестве поданных ему божественных посещений, он всё время оставался простым иноком, который во всём хотел послужить братии и приходящим на территорию обители простым людям.

За несколько лет до своей смерти Господ вложил монаху в душу хорошее дело – создание каменной церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы. И один раз ночью, когда заклада уже кончилась, по концу молитвенного правила Преподобный увидел необычный свет, который озарил всю территорию монастыря, а в основании Покровский церкви, на месте алтаря в царственной славе сидела Пречистая Богородица с предвечным Младенцем, окружённая большим числом бесплотных сил небесных.

Монах упал лицом на землю возле величественной Богородицы, так как не мог увидеть сияния этого яркого света. Тогда Владычица приказала ему встать и утешила его обещанием стать неотступную от Обители и помогать ему во всех нуждах живущим в ней как при жизни Преподобного, так и после неё.

За один день до своей смерти монах призвал к себе своих собратьев и сказал им, что в скором времени произойдёт его преставление от временной этой прискорбной и печальной жизни в другую вечную жизнь, безболезненную и постоянно счастливую, а потом назначил после себя четырёх святых: Никодима, Иродиона, Исайю и Леонтия для избрания одного из них в игумена. После до самого момента своей смерти святой не переставал учить своих братьев богоугодной жизни. Умер преподобный Александр 30 августа 1533 года на 85 году своей жизни и, согласно завещанию, погребён в отходной пустыни, рядом с церковью Преображения Господня, по правую сторону от алтаря. В 1547 году его причислили к лику святых.

Все люди, обладавшие разными болезнями, приходя к гробу святого и обращаясь к нему, получали от него большие чудеса: слепые начинали видеть, расслабленные укреплялись духом, страдавшие другими заболеваниями получали крепкое здоровье, из бесноватых уходили все тёмные силы и демоны, бездетным дарились дети.

Преподобный Александр – это один из немногих святых, который был канонизирован вскоре после своей гибели, а именно по пришествии 14 лет.

Ссылка на основную публикацию