Житие Андрея Юродивого – описание и история жизни, биография, пророчества и чудеса святого

АНДРЕЙ ЮРОДИВЫЙ

[греч. ̓Ανδρέας ὁ Σαλός] (V или IX-X вв.), прп. (пам. 2 окт., пам. греч. 28 мая). Сведения об А. Ю. содержатся в его житии, автором к-рого назван Никифор, иерей храма Св. Софии в К-поле, лично знавший святого. Сохранилось более 110 полных и фрагментарных греч. рукописей, содержащих разные редакции жития, древнейший список – унциальный фрагмент 2-й пол. X в. (Monac. gr. 443). Согласно житию, святой жил во времена «христолюбивого царя Льва Великого» (имп. Лев I) и прп. Даниила Столпника († 493). Однако ряд анахронизмов в тексте и его сходство с житиями др. юродивых – Симеона Эмесского, Василия Нового, Нифонта Кипрского – заставили первого его издателя болландиста К. Яннинга отнести время жизни А. Ю. к правлению имп. Льва VI (886-912), а создание жития – к X в. Соглашаясь с этим, архиеп. Сергий (Спасский) указал на позднее появление имени преподобного в греч. синаксарях (XII в.). По мнению И. И. Срезневского (С. 157), могло существовать древнее житие А. Ю., написанное в VI в. и переработанное в сер. X в., а С. Манго считал, что житие А. Ю. было создано в кон. VII в. ( Mango . P. 298). В работах Л. Рюдена подробно аргументирована датировка жития 50-ми гг. X в.

А. Ю. был родом из Скифии (в слав. переводе жития слово «скиф» передано как «словенин», в XVII в. возникло предание о происхождении его из Новгорода). Юношей А. Ю. был в К-поле продан богатому сановнику Феогносту. Отрок вскоре стал любимцем хозяина, к-рый отдал его в школу, где А. Ю. быстро научился грамоте и счету, вскоре Феогност сделал его своим секретарем. Больше всего А. Ю. любил проводить время за чтением Свящ. Писания и житий святых, желая подражать их подвигам. Однажды А. Ю. увидел сон, будто он одержал победу в единоборстве с огромным бесом перед сонмом небесных и адских сил, после чего Господь Иисус Христос обещал ему сокровища небесные, призывая принять подвиг юродства. На следующий день А. Ю., после обсуждения своего видения со свящ. Никифором (впосл. написавшим его житие), решил принять вид безумного; ночью он сел у колодца и стал резать свою одежду на мелкие лоскуты, бормоча при этом невразумительные слова. Решив, что А. Ю. сошел с ума, Феогност сильно опечалился и приказал отвести его в храм вмц. Анастасии Узорешительницы в надежде, что святая исцелит его. Там А. Ю. явились сама великомученица и ап. Иоанн Богослов, к-рые укрепили его в решении стать юродивым. Через 4 месяца, поскольку святой продолжал «безумствовать», хозяин приказал отпустить его. А. Ю. начал скитаться по улицам и площадям К-поля: одетый в рубище, он терпел поругания и побои, пил из луж, воровал еду на рынке, спал на навозной куче среди бездомных собак, собранную милостыню раздавал нищим. Преподобный обличал нравы горожан, отвращая многих от греха. О святости А. Ю. знали немногие, в т. ч. Епифаний, юноша из богатой и знатной семьи, к-рого святой отвратил от блудного греха и к-рому неоднократно помогал советами и наставлениями. День А. Ю. обычно проводил в скитаниях, а ночью подолгу молился в церкви. Однажды, в ночь под субботу, накануне праздника в честь Божией Матери, когда во Влахернской ц., где находилась риза Божией Матери, совершалось всенощное бдение, А. Ю. сподобился видения: Богородица шла от входа к амвону в сопровождении святых Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова. Это видел также Епифаний, присутствовавший в церкви с одним из своих рабов. После многочасовой молитвы Пресв. Богородица вошла в алтарь и, сняв с головы омофор, распростерла его над собравшимися в храме.

Последние дни жизни святой провел в доме Епифания; отвечая на его вопросы, А. Ю. предсказал Епифанию, что тот станет К-польским Патриархом. Перед самой кончиной святой удалился в укромное место и, проведя ночь в молитве за весь мир, отошел ко Господу. Тело его чудесным образом исчезло, оставив лишь благоухание.

Житие А. Ю. включает его беседы с Епифанием, наставления А. Ю. по различным вопросам богословия, космологии, физики, психологии, нравственности и др., а также пространное эсхатологическое рассуждение («Апокалипсис Андрея»), излагающее пророчества о судьбах Византии, о конце света и пришествии антихриста. Кроме того, житие содержит ок. 100 рассказов-зарисовок из жизни К-поля. Многие эпизоды жития получили распространение как отдельные тексты.

В Византии память святого отмечалась 28 мая (в день его кончины). Древнейшие упоминания А. Ю. встречаются в Синаксарях диак. Маврикия XII в. ( Γεδεών . ῾Εορτολόγιον. Σ.108), Paris. Coislin. 223, 1301 г. (SynCP. Col. 713) и в Уставе мон-ря Гроттаферрата 1300 г. ( Сергий (Спасский) . Месяцеслов. Т. 2. С. 160). В визант. синаксарях память А. Ю. приводится без жития. В совр. календарях греч. Церквей память этого святого отсутствует.

Рус. описания паломничеств в К-поль называют 2 мон-ря, посвященные А. Ю. По свидетельству анонимного хождения в Царьград (кон. XIII – нач. XIV в.), мон-рь во имя А. Ю., в к-ром хранился посох святого, находился севернее храма прмч. Андрея Критского, т. е. в зап. части города. Зосима, диак. Троице-Сергиева мон-ря, совершивший в 1419-1420 гг. паломничество в К-поль, упоминает мон-рь во имя А. Ю. недалеко от Св. Софии, где получали исцеление бесноватые.

Почитание на Руси

Житие А. Ю. получило широкое распространение в рус. письменности. В 60-х гг. XII в. сообщение жития о видении Богоматери А. Ю. послужило основой для установления св. блгв. кн. Андреем Юрьевичем Боголюбским нового рус. праздника – Покрова Пресв. Богородицы (1 окт.). В дальнейшем рост значимости этого праздника обусловил интерес к личности А. Ю. РПЦ относит память А. Ю. ко 2 окт., приурочив ее к Покрову Богородицы. Память А. Ю. 28 мая стала известна на Руси только с появлением слав. перевода Стишного Пролога (без жития) (серб. список: ГИМ. Хлуд. № 188, 1370 г.; рус. список: РГБ. Троиц. № 715, 1429 г.), но она не получила широкого распространения.

1-й древнерус. перевод жития А. Ю., выполненный предположительно в XI – нач. XII в., восходит к редакции, сохранившейся в греч. списке XIV в. (Monac. gr. 552). Известно более 200 списков данного перевода жития А. Ю. Отрывок из Беседы А. Ю. с учеником Епифанием, вписанный во 2-й четв. XIII в. в Изборник Святослава 1073 г. (Изборник Святослава 1073 г. М., 1983. Л. 127об.), является древнейшим фрагментом 1-го древнерус. перевода. Самый древний полный список жития А. Ю. находится в рукописи кон. XIV в. (РГАДА. Син. тип. № 182). Большое по объему житие А. Ю. (ок. 50 глав) переписывалось как целиком в виде отдельной книги, так и фрагментарно в составе различных сборников. Проложные статьи, составленные на основе 1-го древнерус. перевода жития А. Ю., были не позднее сер. XII в. включены в 1-ю редакцию нестишного Пролога под 1-5, 8, 12, 16 окт. При создании в нач. XIII в. 2-й редакции Пролога в нее добавлены еще 4 статьи из жития А. Ю. под 6, 7, 15, 25 окт.

Не позднее XIV в. у юж. славян, вероятно в Сербии, был осуществлен новый перевод полного жития А. Ю. Он не получил на Руси столь значительного распространения, как 1-й древнерус. перевод: в наст. время известно 9 списков, датируемых XIV-XVI вв. (7 южнослав. и 2 рус.), из к-рых древнейший – РГБ. Ф. 236. № 76, посл. четв. XIV в. 2-й древнерус. перевод жития А. Ю. возник не позднее сер. XV в. и сохранился всего в 2 списках: РГБ. МДА. № 154, 2-я пол. XV в., и РГБ. Вол. № 621, 1-я пол. XVI в. Данный перевод не является контаминацией 1-го древнерус. и южнослав. переводов, он опирается на греч. текст и почти буквально воспроизводит оригинал.

Гимнография

Древнейшее из известных греч. последований А. Ю. сохранилось в единственном списке XVI в. из мон-ря Ивирон на Афоне (БАН. РАИК. № 126. Л. 1-10) и содержит свой корпус стихир, тропарь, седален, канон 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа с акростихом «Δέχου σοφοῦ τοὺς ὕμνους ̓Ανδρέα μάκαρ» (Приими мудрого гимны, Андрее блаженне). Первое печатное издание др. греч. службы А. Ю., составленной мон. Иоанном в 1846 г., было осуществлено в Иерусалиме в 1912 г. ( Petit . Bibliogr. des acolouthies grecques. P. 8-9). В текстах службы особо отмечаются кротость и сила духа А. Ю., равноангельское житие, подвижничество в пощении, нищете и покаянии, многочисленные чудотворения; видение во Влахернах не упоминается.

Слав. служба А. Ю. составлена независимо от греч. Она возникла, по мнению Ф. Г. Спасского, в Новгороде в кон. XVI в. по образцу служб празднику Покрова и служб рус. юродивым (Минея. РНБ. Соф. № 259, XVI в.- . Месяцеслов. Т. 1. С. 215). Это последование, помещенное в совр. Минее ((МП). Октябрь. С. 54-61), содержит стихиры на Господи воззвах, славник на вечерне, канон 4-го гласа, седален, кондак, икос. В текстах службы перечисляются события из жития святого: явление А. Ю. Христа и святых, сражение с демоном в облике эфиопа, юродство Христа ради, пророчество Епифанию, случаи прозорливости А. Ю., прославляется кротость А. Ю. В богородичнах канона службы А. Ю. и праздничных песнопениях Покрову вспоминается видение А. Ю. Божией Матери во Влахернском храме. По первопечатному рус. Типикону 1610 г., как и по Типикону, используемому ныне в РПЦ, 2 окт. совершается шестеричная служба (см. Знаки праздников месяцеслова) сщмч. Киприану и мч. Иустине, а последование А. Ю. поется на повечерии.

Иконография

Древнейшим из известных изображений А. Ю. является фреска 1183 г. юж. стены целлы мон-ря св. Неофита на о-ве Кипр. Святой представлен с густыми всклокоченными волосами и небольшой окладистой бородой. Светлое одеяние из шерсти, оставляющее обнаженными руки, перехвачено на уровне талии веревкой (нижняя часть изображения утрачена). Левая рука А. Ю. раскрыта в жесте приятия благодати, правой он держит ветвь. По сторонам фигуры надпись: «῾Ο ἅγιος ̓Ανδρέας ὁ δία Χριστὸν σαλός» (святой Андрей ради Христа юродивый). В XVI в. образ А. Ю. получает распространение в росписях трапезных афонских мон-рей, где он входит в число изображений святых монахов и аскетов (стенная роспись Великой лавры св. Афанасия, 1512, и мон-ря Дионисиат, 1547).

Изображения А. Ю. на Руси появились, по-видимому, не позднее XIV в. (в 1371 в Новгороде была возведена ц. во имя А. Ю. в Ситецком Андреевском мон-ре, где могла находиться храмовая икона святого). Известны 2 основных иконографических варианта образа А. Ю.- в составе композиции «Покров Богоматери» и как самостоятельное изображение. Софийский иконописный подлинник (кон. XVI в.), указывая дни памяти святого, не прибавляет к ним специального описания иконографии. В подлиннике сводной редакции (Большаковский подлинник, XVIII в.) предписания об изображении А. Ю. содержатся в статьях под 2 окт., 28 мая и 1 окт. в описании композиции «Покров Богоматери». Иконография возводится к образу св. Илии пророка («сед, бра и власы Илии пр ка» – 28 мая) или Андрея Стратилата («лице аки Андрей Стратилат» – 2 окт.). Отличительную особенность облика, характеризующую святого как юродивого, составляет одеяние: «Риза санкир дичь з белилом, коротка до колен, а плечо правое и ребра до пояса голы, руки к ср цу прижал, ноги голы босы» (28 мая).

Единственным сохранившимся единоличным изображением А. Ю. является икона сер. XVI в. «Святой Андрей юродивый, с житием в 18 клеймах» (ГРМ), вероятно происходящая из ц. св. Андрея Ситецкого мон-ря. В среднике иконы А. Ю. представлен фронтально, в рост, в зеленом одеянии, накинутом на плечи и оставляющем обнаженными грудь, правую поднятую вверх руку и ноги. Значительная часть клейм иконы посвящена видениям и чудесам святого, среди к-рых видение А. Ю. 3 венцов и борьба с диаволом; явление А. Ю. ап. Иоанна; явление А. Ю. Иисуса Христа; чудо об отворении дверей; видение во Влахернском храме Богородицы и др. В XVII в. иллюстрации отдельных эпизодов жития А. Ю. нередко появляются в составе миниатюр лицевых рукописей, напр. «Жития блаженного Андрея Юродивого и ученика его Епифания» (РНБ. ОЛДП. Q. 54. л. 8об., 278. XVII в.), отрывка из лицевого жития А. Ю. (РГБ. Ф. 722. № 370. Л. 2-4, посл. треть XVII в. (?)) и др.

В изображении «Покров Богоматери», имеющем самостоятельную иконографическую традицию, А. Ю. представлен в нижней части композиции указывающим на чудо явления Богоматери своему ученику Епифанию. Облик святого на иконах XIV-XVI вв. чаще всего соответствует указаниям иконописного подлинника. На новгородской иконе «Покров Богоматери» сер. 2-й пол. XV в. (ГТГ) А. Ю. одет в милоть, окутывающую всю фигуру.

Житие преподобного Андрея Цареградского

инокиня Людмила (Солошенко)

От редакции: На следующий день после праздника Покрова Пресвятой Богородицы Церковь почитает память блаженного Андрея, Христа ради юродивого. Именно ему во Влахернском храме было явлено чудесное видение Царицы Небесной, молящейся за всех людей. В статье рассказывается о житии преподобного, значении его подвига и русских святых, последовавших его примеру — ради Христа взявших на себя подвиг мнимого безумства.

«Много на земле так называемых премудростей, но все на земле и останутся. Всех глубже премудрость — спасти свою душу, поскольку она возносит душу на небо в Царство Небесное и ставит перед Богом».

Цветник священноинока Дорофея

«В дому Отца Моего обители многи суть» — так говорит Господь о месте покоя, который уготован в Раю душам праведных. Как сияют звезды на ясном полуночном небе, так прославлены небесным светом лики святых праведников в предвечных райских чертогах. И как многообразны в своей неповторимой красоте разноликие полевые соцветия на лесной лужайке, так украшены добродетелями святые Божии угодники, каждый соответственно своему чину и званию. Но самым необычайным среди всех прочих является, несомненно, подвиг «юродства Христа ради», который могли брать на себя только те люди, которые имели особое Божественное о том откровение.

В.И. Суриков. Юродивый. Фрагмент картины «Боярыня Морозова»

Здесь видна высшая степень самоотречения — повседневное мученичество и полное беспристрастие. Когда человек настолько сам себя забывает, что отказывается ради подвижнической жизни не только от всех понятий о каких либо естественных и необходимых телесных удобствах, но полностью отрекается и от всякого своего самолюбия. И тогда только телом живет такой человек на земле, душою же пребывает он в райских небесных селениях. Ибо чем больше терпит человек скорбей ради Бога, тем большее получает и духовное утешение. Подобным ангелу становится человек и высоким примером святой своей жизни наставляет и других на путь спасения и добродетели.

Бесспорно, что среди самых популярных и почитаемых святых угодников на Руси стоит имя святого блаженного Андрея Цареградского — великого христианского подвижника середины Х века. Из жития его известно, что родом он был из славянских стран, но в числе прочих других невольников, плененных сарацинскими разбойниками, был привезен в Византию и продан в рабство, будучи по возрасту молодым пятнадцатилетним юношей.

В книге «Измарагд» есть слово о преподобном Андрее Цареградском, где говорится о видении, которое побудило его принять на себя подвиг юродства:

«При Льве, царе великом, жил муж в граде Константинополе, именем Феогност, который, купивши себе многих людей в работу, взял среди них так же и сего Андрея, весьма юного возрастом, славянина родом. Андрей был очень красив, и поставил его господин служить перед собою, сильно полюбил его и выучил книжной грамоте. Святой же скоро и легко освоил всю книжную премудрость, навык ходить к церковным службам и читать Божественные книги. Во едину же ночь восстал он на молитву, чтобы воздать славословие Богу. Но неприязненный демон, позавидовав доброму его начинанию, решил устрашить его различными мнимыми призраками, чтобы ослабить и оторвать от молитвы. Святой Андрей весьма ужаснулся тогда ради демонской злой напасти, прилег на свой одр и покрылся козлиной кожей. Но Господь Сам утешил Своего угодника и показал ему некоторое чудесное видение. Так, погрузившись в глубокий сон, Андрей увидел себя на некоем позорище (ц.-слав. зрелище, представление — прим. ред.), как на поле брани, где с одной стороны стояло множество черных эфиопов, а с другой — прекрасные светоносные юноши в блистающих белых ризах. Тут предстал перед черным полчищем громадный чудо-великан, который звал к себе единоборца для поединка, но никто не отвечал ему. Один же от белоризцев держал в руке своей небесные три венца, красоты и благолепия неизреченной, и обещал увенчать ими победителя на поле брани. Тогда спросил святой Андрей у ангела, как побороть ему того черного великана, чтобы принять самому эти прекрасные венцы. Ангел ответил, что, прежде всего, не следует ему бояться ни страшного его величества, ни грозного взора. Ибо вся его сила подобна есть по виду своему громадному, но гнилому дереву, которое готово уже упасть и предаться растлению (ц.-слав. тление, гниение — прим. ред.). Андрей же, весьма укрепившись духом, пошел и боролся с демоном и, запнувши ему правую ногу, сумел победить и повалил его навзничь на землю. Тогда радость великая была о нем белоризцам, любезно лобызали они Андрея и звали его своим присным и искренним другом. И слышал Андрей голос свыше, как говорил ему Сам Господь: «Поспеши ныне на добрый подвиг, будь нищ, и наг, и юрод Меня ради, и многое дам тебе воздаяние в день Царствия Моего”».

Читайте также:  Православие и палеонтология: отношение церкви и мнение священников, как в Библии объясняются динозавры

Есть и другое похожее сказание из жития преподобного Андрея, приведенное в Цветнике священноинока Дорофея. В сонном видении предстал Андрей перед Царем Небесным в царских Его палатах, созданных из чистейшего золота и богато преукрашенных всякими драгоценными каменьями. Царь приветствовал его и дал ему попробовать от Своей трапезы, которую приготовил Он верным и добрым Своим слугам, служащим Ему всей душою. Сначала пища была неизреченно сладкою. Но, вкусив еще, Андрей почувствовал такую горечь, которая показалась ему совершенно нестерпимой для вкуса человеческого. И он отвечал Царю, что горька эта служба и что невозможно служить Ему, вкушая такую невыносимую горечь. Но Царь улыбнулся и сказал:

Про горькое ты понял, а про сладкое разве не понял? Путь Мой лежит между сладким и горьким. В горьком показаны скорби, лишения и недуги, которые должно будет тебе претерпеть. В сладком же и лучшем пребывают, по благодати Моей, тишина, покой и утешение для страдающих ради Меня. Ведь не бывает постоянно одно горькое или одно сладкое. Иногда это, иногда то сменяют друг друга.

Тогда вкусил Андрей и еще от такой неизреченной сладости, что стоял как бы в забытьи, весь преисполненный небесной радостью духовной. Когда же пришел в себя, то Царь ему ответил:

Этой ли пищи удивился? Поверь Мне, что в том, что есть у Меня доброго, это самое малое. А если послужишь Мне, то все Мое будет твоим, и сделаю тебя Своим другом, и Царства Моего Святого станешь ты причастником и наследником.

Тропарь, глас 1.

Г лас апостола твоего Павла услышав глаголюща, мы юроди Христа ради, раб твой Андрей, юрод бысть на земли тебе ради Христе Боже. Тем же ныне память его почитающе тебе молим, Господи, спаси душа наша.

Кондак, глас, 4.

В юродство претворився волею, мира сего красоты отнюд возненавиде, плотьская играния увядил еси постом и жаждею, зноем и студению. От дождя и снега и от прочия воздушныя тягости никогда же не уклонися. Душу же очистил еси яко злато в горниле, Андрее всечестне.

От той поры оставил Андрей дом своего доброго господина и стал подвизаться в самых суровых подвигах, не имея ни пристанища, ни пищи, ни одежды. Однажды в самую суровую зимнюю пору нестерпимо страдал он от лютого мороза. Но во время самых невыносимых страданий явился ему на помощь ангел Божий, который вознес его в небесные райские селения и показал ему места дивного покоя, уготованное для святых. Тогда Андрей стал еще усерднее подвизаться: ночью почти никогда не спал, но воздавал молитвенное славословие Богу, а днем, как будто сумасшедший, бродил среди толпы, вызывая к себе презрение, насмешки и даже побои. Когда же бывал полуденный жгучий зной, он шел и ложился где-нибудь в негожем месте в городе, на самый солнцепек, притворяясь при этом сильно пьяным и недостойным уважения человеком. Так смирял себя святой, избегая какой-либо чести и славы от людей, но имея при этом вышнюю нетленную славу от Бога, Который еще при этой жизни даровал ему дар быть провидцем и чудотворцем и созерцателем сокровенных Небесных тайн.

«Бог гордым противится, смиренным же дает благодать» (1 Пет. 5, 5). Как гордость свергла с небес на землю падшего денницу, так и смирение возводит к небесам, очищает душу и сердце и делает человека храмом Божиим. Из жития преподобного Андрея известно, что, избегая суетного людского пустословия, часто сподоблялся он быть собеседником святых ангелов, а однажды был удостоен особенного чудесного откровения. Когда он вместе с учеником своим Епифанием пребывал на Божественной службе во Влахернском храме Пресвятой Богоматери, то увидел Саму Царицу Богородицу, Которая предстояла в неизреченной небесной славе и простирала свыше светящийся Свой омофор, осеняя им всех молящихся и являя над ними милосердное Свое покровительство. Один из самых почитаемых христианских праздников на Руси, праздник Покрова Пресвятой Богородицы, установлен в честь этого приснопамятного события, когда просим и мы Небесную нашу Предстательницу заступить нас и всю землю Русскую всесильными Своими молитвами, оградить и уберечь ее, как избранный Свой удел, от всякого супостата, от тайных и явных враждебных сил.

На Руси известны имена многих святых Божиих угодников, возложивших на себя, по примеру блаженного Андрея, подобного рода подвиги, в которых с предельной точностью исполняется заповедь Христова о полном самоотвержении и презрении всех видимых благ земных. Но, живя так посреди мирских людей, люди эти служили миру и были в нем духовными светильниками и пророками, чудотворцами и молитвенниками, безбоязненными обличителями гордых и жестоких властелинов. Широко известно предание о том, как в 1570 году блаженный Никола спас Псков от разорения и погибели: он остановил карательный отряд царя Ивана Грозного и бесстрашно предложил самому царю отведать кусок сырого мяса. Царь с возмущением отпрянул, говоря, что сейчас Великий пост, а он христианин и в это время не ест мясного. «А кровь христианскую пьешь?!» — воскликнул в ответ блаженный. Этот героический поступок так сильно поразил Грозного царя, что он отменил свое намерение и возвратился обратно.

Святой праведный Прокопий Устюжский также явился спасителем своего города. Долгое время под видом юродивого смело и свободно обличал он устюжан в тайных злых делах и пороках, призывая к покаянию. Но устюжане не слушались и бранили его, пока, наконец, не постиг их гнев Божий и над городом не нависли такие черные и грозные тучи, которых доселе никогда раньше не видывали и самые древние городские старожилы. Поднялся ужасный ураган, и перепуганные люди собрались в соборную городскую церковь для усердного моления. Горячо молился о спасении города и святой Прокопий. Господь внял тогда прошению святого туча прошла стороной и разразилась на поле за городом каменным градом, который мог бы значительно разрушить городские постройки и убить самих жителей, а огненные молнии, опалившие многие деревья, несомненно, стали бы причиной страшного городского пожара.

Слово бо крестное погибающим убо юродство есть, а спасаемым нам сила Божия есть (1 Кор. 1, 18).

Конечно, не все мы можем жить и подвизаться так, как подвизались великие святые, однако имеем способность в какой-то степени подражать их подвигам. Ибо кто старается сохранять в чистоте свою совесть, творить дела милосердия по отношению к ближним и избегать душевредных соблазнов, тот непременно получит свою награду и будет прославлен наряду с великими подвижниками. Так являл Господь иногда сокровенные подвиги безвестных Своих праведников, которые жили, по-видимому, обыкновенною мирскою жизнью, но в смирении своем достигали такой высокой меры совершенства, что пели вместе с ангелами «трисвятое» пение на ночных молитвах. И дай Бог всем нам жить так, чтобы, укрепляясь молитвами святых Божиих угодников, видеть перед собою достойные примеры подражания к благочестивой, добродетельной жизни. Чтобы пребывать в правдолюбии, братской любви и смирении. И тогда Пресвятая Госпожа Богородица осенит и нас, как благодатным облаком свыше, честным Своим омфором и покроет от всякой злой напасти и супротивных сил, подобно тому чудесному видению, которое удостоился созерцать во Влахернском храме святой преподобный Андрей.

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Блаженный Василий – московский юродивый: краткая биография, пророчества. Чудеса Василия Блаженного

Юродивые. Люди, которые вступали на эту нелегкую стезю, намеренно представлялись безумными, пренебрегали всеми мирскими благами, смиренно сносили град бесконечных насмешек, презрительное отношение, разные наказания со стороны окружающих. Используя иносказательную форму, они старались найти путь к людским сердцам и душам, проповедовали идеи добра и милосердия, изобличали обман и несправедливость. Не у всех получалось подавить в себе зачатки гордыни, не принимать во внимание потребности тела, духовно стать выше окружающих. Один из тех, кому это удалось сделать, – Блаженный Василий – самый известный и почитаемый юродивый. О нем наш материал.

Василий Блаженный: житие

Его жизненный путь удивителен с самого первого дня. Декабрь 1469 года. Даты разнятся, и некоторые источники называют 1464 год. На паперти (Богоявленский собор села Елохово) появляется простая женщина по имени Анна. Она пришла сюда с молитвами о благополучном рождении ребенка. Слова женщины были услышаны Богородицей. И на этом же месте у Анны родился мальчик, получивший имя Василий (Василий Нагой – так его тоже называют). Чистая душа и открытое сердце – это то, с чем он пришел в мир.

Его родители из числа простых крестьян отличались набожностью, почитали Христа, строили свою жизнь по его заповедям. С ранних лет они стремились привить сыну уважительное и благоговейное отношение к Богу. Блаженный Василий подрастал, и, мечтая о хорошей доле для сына, отец с матерью решили приобщить его к сапожному мастерству.

Работа подмастерьем

Молодой подмастерье отличался трудолюбием и послушанием. Трудиться бы ему так долго, если бы не одно удивительное происшествие, после которого его мастер понял, каким необыкновенным человеком является Василий. Однажды в мастерской появился купец с просьбой изготовить такие сапоги, чтобы сносу им не было целый год. Блаженный Василий, прослезившись, пообещал ему обувь, которую тот ни за что не износит. Недоуменному мастеру ученик позже пояснил, что заказчику даже не удастся обуть заказанную пару, в скором времени его ожидает смерть. Прошло совсем немного времени, и эти слова сбылись.

Путь в Москву

После этого случая Василий принял решение расстаться с сапожным ремеслом и провести жизнь, следуя по тернистому пути юродства. До своей кончины он жил без каких-либо сбережений, незащищенным ни от насмешек, ни от обид, имея лишь незримый оберег – веру и всеобъемлющую любовь к Богу. Всю его одежду составляли одни вериги.

Василий, оставив родителей, отправился в Москву. Народ на первых порах с удивлением и насмешками воспринимал странного нагого парня. Но в скором времени москвичами был признан в нем Божий человек, Христа ради юродивый.

Василий Блаженный: чудеса

Люди, обычно не понимая его странных поступков, сердились. Только позже выяснялся их тайный смысл. Как-то специально раскидав калачи у одного из торговцев, Василий покорно снес сыпавшиеся на него ругательства и битье. Позже незадачливый калачник сознался о добавленных в тесто извести и меле.

Известны и другие чудеса Василия Блаженного. Однажды к нему обратился купец: своды церкви, которую он строил, трижды по непонятным причинам обрушивались. Московский юродивый посоветовал ему найти в Киеве бедняка Ивана. Сделав это, купец обнаружил в небогатом доме человека, который качал пустую люльку. Купец поинтересовался, что это означает. Бедняк объяснил, что таким образом он решил отдать дань своей матери. Неудачливому «строителю» стало понятно, зачем Василий отправлял его сюда. Ведь еще раньше он прогнал мать из своего жилища. Не раскаявшись в сделанном, он мечтал прославить Всевышнего построенным храмом. Господь же отказывался принимать дар от человека, который низок душой. Блаженный Василий смог помочь этому человеку: он раскаялся, помирился с матерью, и женщина его простила. Затем и строительство Божьего храма было успешно завершено.

Дальнейшее проявление дара

Василий Блаженный, краткая биография которого до нас дошла, всегда воздерживался от наслаждений, покорно переносил тяготы своего существования, жил на улице посреди большого количества людей, терпеливо сносил все лишения. При этом душа его оставалась невинной и светлой. Со временем же его дар проявлялся с все большей силой.

При помощи Всевышнего Блаженный Василий, московский чудотворец, смог предречь нашествие на Москву. Дело обстояло так: он, как обычно, молился ночью, когда явилось знамение – пламя, которое вырывалось из церковных окон. Молитвы Василия стали ревностнее. Постепенно огонь затух. Спустя какое-то время после данного происшествия произошло нападение крымских татар на Николо-Угрешский монастырь и близлежащие к нему села, они были разграблены и сожжены, но Москва осталась нетронутой.

Следующее чудесное событие. 1543 год. Июль. Василия Блаженного вновь посещает видение, которое предсказало сильный пожар: выгоревшими оказался ряд улиц, беда коснулась Крестовоздвиженского монастыря, Царского и Митрополичьего дворов.

Однажды в зимний день одному боярину удалось уговорить юродивого принять от него подарок – шубу. Василий после долгих протестов согласился. Идя в этой шубе, он повстречал шайку воришек. Те, опасаясь отбирать насильно одежду, не поленились разыграть перед почитаемым юродивым настоящее представление. Один изображал мертвого, другие начали выпрашивать шубу, якобы для накрытия умершего друга. Юродивый, укрывая притворившегося, спросил, правда ли тот мертв. Воришки его заверили в правдивости случившегося. Пожеланием Василия Блаженного на их ответ было наказание лицемерия. После его ухода воры буквально застыли – их товарищу уже не требовалось притворяться, он умер на самом деле.

Все свою жизнь юродивый помогал людям, сочувствовал им. Причем, абсолютно всем. В особенности тем, кому было стыдно просить о помощи. Так, полученные от царя подарки, он передал иноземному купцу. Тот потерял деньги и голодал не один день. С просьбами о помощи он не обращался – стыдно было из-за своих богатых одежд.

Василий был частым гостем в Китай-городе. Он заходил в расположившуюся там исправительную тюрьму для пьяниц. Ободряющие слова и увещевания – это то, чем он помогал опустившимся людям возвратиться к нормальному образу жизни.

Отношение Ивана Грозного к юродивому

Василий Блаженный, житие его мы продолжаем рассматривать, жил при двух самодержцах. Почитание и боязнь – с такими чувствами к нему относился один из них – Иван Грозный. Божий человек, которого он видел в юродивом, был для царя постоянным напоминанием о том, что необходимо жить справедливо и не скупиться на добрые поступки и дела.

Столкнувшись с несколькими случаями, Грозный убедился, что речь на самом деле идет о благочестивом, отрешенном от дел мирских юродивом. Однажды Василий Блаженный был приглашен царем на пиршество. Государь разгневался, когда на его глазах трижды юродивый выплеснул поданное ему вино. Иван Грозный до тех пор сомневался в объяснении юродивого о, дескать, потушенном пожаре в Великом Новгороде, пока из города не объявился гонец. Он принес весть о происшествии и о том, что вмешался какой-то нагой человек и залил огонь. Приехавшими в Москву новгородцами в юродивом и был признан тот самый человек.

Задумавший строительство дворца на Воробьевых горах, царь только об этом и думал. Оказавшись на церковной праздничной службе, он вел себя так же задумчиво и невнимательно к происходящему вокруг него. Находившегося там Василия Блаженного царь попросту не приметил, будучи погруженным в собственные думы. По окончании службы Грозный начал пенять юродивому за его отсутствие в храме. На эти слова Василий Блаженный усовестил царя, ответив, что тело его находилось на службе, а душа витала возле возводимого дворца. С той поры у Грозного появилось еще больше уважения и боязни по отношению к юродивому. Когда последний слег от тяжелой болезни, царь приходил его навестить.

Конец пути Василия Блаженного

Невзирая на то, что жизнь его была полна лишений, Василий дожил практически до девяноста лет. Пришедшему его навестить царю с семьей он изрек еще одно предсказание: царский сын Федор в будущем станет правителем Руси. И в этом он также не ошибся. Ведь все мы знаем, что разгневанный царь сам поднял руку на Ивана (своего старшего сына).

Дата смерти Василия Блаженного – 2 августа 1557 года (по новому стилю это 15 августа). Царь и бояре несли гроб с телом юродивого. Церемония отпевания и погребения проводилась митрополитом Московским и всея Руси Макарием. Когда проводилось погребение, у многих больных наступило выздоровление. Местом захоронения было выбрано кладбище Троицкой церкви (во Рву около Кремля). Немногим позже здесь был возведен Покровский собор. В нем и построили придел в честь юродивого. Его с такой силой почитали, что с того времени для Троицкого храма и Покровского собора закрепилось одно общее название – храм Василия Блаженного. Причем, история его интересна не только одним названием.

Храм Василия Блаженного: сочетание разных стилей

В этом храме соединены готическая и восточная архитектура. Его невиданная красота породила настоящую легенду: якобы по приказу царя Ивана Грозного зодчему выкололи глаза, чтобы он не смог больше построить подобные сооружения.

Храм не один раз пробовали разрушить. Но он каким-то чудесным образом продолжает возвышаться на своем месте. В 1812 году при побеге из столицы Наполеоном был отдан приказ о разрушении Покровского собора вместе с Кремлем. Но спешащие французы не смогли управиться с нужным количеством подкопов. Покровский собор оказался невредимым, так как во время дождя погасли зажженные ими фитили.

В послереволюционные годы собор также избежал сноса. Его последнего настоятеля, протоиерея Иоанна Восторгова, расстреляли в 1919 году, а в 1929 году храм Василия Блаженного совсем закрыли, его колокола отдали в переплавку. В 30-ые годы Лазарем Кагановичем, преуспевшим в разрушении многих московских храмов, было предложено снести и Покровский собор. Причину он выдвинул вескую: якобы это позволяло освободить место для проведения торжественных парадов и демонстраций.

Бытует легенда, что им был изготовлен макет Красной площади со съемным Покровским собором. Со своим творением он пришел к Сталину. Убеждая, что храм является помехой, он внезапно для вождя сорвал его места. У ошарашенного Сталина вырвалась при этом историческая фраза: «Лазарь, поставь на место!». Известным реставратором П. Д. Барановским посылались телеграммы на имя Сталина с обращением уберечь храм. Говорили о том, что Барановский, которого пригласили для решения данной проблемы в Кремль, не постеснялся встать на колени перед членами ЦК и умолял сохранить храм. К нему прислушались. Храм Василия Блаженного (история могла бы на этом и закончиться) оставили в покое. Только позже Барановскому присудили внушительный срок.

Читайте также:  Житие Антония Сурожского - полное жизнеописание и история, чудеса и дни памяти

День памяти Василия Блаженного

После смерти Василия чудесные явления не прекратились. Выше мы писали, что люди столкнулись с ними и около гроба. По этой причине в 1588 году (это время, когда царствовал Федор Иванович) московским патриархом Иовом святой был канонизирован. Также установили день его памяти – 2 августа (день его смерти). До 1917 года День памяти Василия всегда праздновали торжественно. Обычным было присутствие императора с близкими. Служба проводилась патриархом. Присутствовали высшее духовенство, а также жители Москвы, которые свято почитали чудотворца.

Отвлечемся немного и вспомним еще одну историю. Василий Блаженный, пророчества которого дошли до нашего времени, однажды не самым лучшим образом повел себя по отношению к образу Богоматери. Взяв камень, он его разбил. Образу этому приписывались чудодейственные свойства. Не выдержав, паломники избили Василия. Он вытерпел все покорно. А потом дал совет убрать с образа один из слоев краски. К нему прислушались, и оказалось, что под ним было скрыто дьявольское изображение.

Иконы святого угодника

Богатой москвичке, ослепшей в возрасте двенадцати лет (ее звали Анна), было известно о том, что прозревали слепцы, молившиеся Василию. Она отыскала иконописца и обратилась к нему с поручением: женщина хотела, чтобы была написана икона Василия Блаженного. Эта икона была дарована Анной храму. Точно известно, это был храм Василия Блаженного. История на этом не заканчивается. Ежедневно она приходила туда молиться. По преданию, по прошествии некоторого времени у Анны наступило полное излечение: зрение к ней вернулось.

На ранних работах Василий был представлен нагим, на поздних святой стал изображаться опоясанный полотенцем. Часто Блаженный оказывался изображен на кремлевском фоне и на фоне Красной площади, ведь именно здесь он прожил. Такую икону сегодня хранят в храме Василия Блаженного. В других российских храмах также имеются иконы, на которых изображен святой.

Итак, перед нами предстала история Василия Блаженного. Этот человек с удивительной силой духа показал своими делами и жизнью, что все земное не вечно. Что если помнить о добре и справедливости, то можно выстоять в любых сложных ситуациях.

Житие и пророчества московского чудотворца Василия Блаженного

Биография чудотворца Василия Блаженного

Блаженный Василий прожил длинный жизненный путь. Его история богата удивительными чудесами и необъяснимыми наукой явлениями. Ради Иисуса Христа он выдавал себя за безумного. Святой нес в народ духовное совершенствование, он проповедовал добро и смирение.

Жизнь Василия Блаженного была наполнена насмешками и унижениями

Рождение и отроческие годы

В декабре 1469 года (согласно другим источникам – в сентябре 1468 года, а также в декабре 1464 года) на паперти собора Богоявленского, расположенного в городе Елохове, появилась женщина. Преклонив колени, прихожанка стала горячо молиться о скором родоразрешении и счастливой участи для дитя своего новорожденного. Богородица услышала мольбы просящей. Женщина по имени Анна родила здорового младенца. Ребенок появился на свет прямо на ступенях храма Божьего. Анна и ее муж Иаков нарекли младенца Василием.

Семья была бедной, но благочестивой. Почитавшие Христа родители прививали сыну любовь и почитание Господа Бога. Мальчик рос на заповедях Божиих. Подросшего мальчика отдали в подмастерья местному сапожнику. Послушный и прилежный по своей натуре Василий исправно выполнял требуемую от него работу.

Однажды в сапожную мастерскую пришел купец и сделал индивидуальный заказ на пошив дорогих сапог. Услышав просьбу купца, юноша сильно расстроился. Когда сапожник решил узнать причину печали отрока, Василий сказал ему, что заказчик не успеет поносить новые сапоги, поскольку в скором времени умрет. Все сказанное юношей сбылось.

Первое пророчество будущего чудотворца

Отношение Ивана Грозного к юродивому

Осознав свой дар, юноша принял облик юродивого и отправился в Москву. Из одежды на блаженном были какие-то старые лохмотья и вериги. В жизни ему пришлось познать немало насмешек и жестокости. Каждый старался унизить или высмеять блаженного. Не обращая внимания на насмешки, Божий посланник на земле продолжал творить чудеса и нести в народ веру во Всевышнего.

Сам Иван Грозный относился к Василию с некоторым страхом и опасением. В лице юродивого он видел напоминание о необходимости совершения добрых деяний и благочестивых поступков.

Когда встал вопрос возведения храма Божиего на Воробьевых горах, царь не мог думать ни о чем другом более. В то время в церкви проводилась праздничная служба, посетить которую пришел и царь Иван Грозный. Правитель настолько был погружен в свои размышления, что не замечал ничего и никого вокруг. По окончании службы он начал выговаривать юродивого, что тот якобы пропустил церковную службу. Василий ответил, что телом царь был в церкви, а душой возле строящегося храма. После того случая Иван Грозный проникся еще большим уважением к юродивому.

Завершение земного пути

Несмотря на отшельнический образ жизни, блаженный Василий прожил 88 лет. Перед смертью его пришел навестить царь. Юродивый сказал, что вскоре сын правителя Федор займет престол. Пророчество сбылось.

Блаженный Василий преставился 2 августа (по новому календарю – 15 августа) 1557 года. Гроб с усопшим нес царь и его бояре, отпевал юродивого митрополит Московский Макарий. Похоронен чудотворец на кладбище, что возле церкви Троицкой. Согласно преданию, все больные, которые были на похоронах, исцелились, а все незрячие – прозрели. Со временем на месте захоронения Божиего угодника возвели Покровский собор.

Видео «Житие блаженного Василия»

В этом видеосюжете можно кратко прослушать основные факты из жизни юродивого чудотворца.

Прижизненные чудеса и пророчества святого

При жизни Божий угодник умел чувствовать недобрые мысли и дурные замыслы людей, видел в толпе Ангелов и посланников Небесных, исцелял и воодушевлял. На счету юродивого большое количество чудесных исцелений и удивительных деяний.

Московский чудотворец предвидел нападение вражеское на Москву. Во время вечернего молебна ему привиделось вырывающееся из окон храма Божиего пламя. Юродивый стал сильнее молиться – пламя постепенно затухло. Спустя какой-то период времени после видения на окраины Москвы напало войско крымских татар. Варвары разграбили и сожгли Николо-Угрешский монастырь и рядом расположенные села, но дальше не продвинулись.

В 1543 году блаженный предрек скорый пожар на улицах города. Вскоре увиденное осуществилось: сильный огонь охватил Царский и Митрополичий дворы, а также Крестовоздвиженский монастырь.

Василий защищал дома праведников от бесов, а к грешникам направлял ангелов. Он «заставлял» недобросовестных продавцов сознаваться в нечестных сделках и обманах. Например, известен случай, когда юродивый опрокинул лоток со свежеиспеченными калачами. Продавцу пришлось признаться в обмане. Оказалось, что он «разводил» муку известью и измельченным в порошок мелом.

Канонизация и почитание

Благочестивого чудотворца при жизни часто называли святым. В 1588 году блаженного Василия Московского причислили к лику святых.

День памяти Василия Блаженного

Патриарх Иов установил день памяти святого – 2 (нынче – 15) августа. Ежегодно Московские патриархи служили службу в честь Божиего угодника. Поминальные службы проводились до 1917 года. Возобновили ежегодный поминальный молебен лишь в 1991 году. Почтить память святого угодника часто приезжают представители власти.

Иконы святого угодника

После канонизации святого начали появляться иконы с его изображением. Первое время блаженного представляли полностью нагим. Позже Василия стали изображать опоясанным полотенцем. В более поздних иконописных вариантах стала появляться потрепанная набедренная повязка.

Существует два распространенных варианта икон с изображением чудотворца. В одном варианте фон золотой, во втором – на заднем фоне находится город Москва и Красная площадь. Именно такая икона представлена в известном среди прихожан храме Василия Блаженного.

Изначально блаженного изображали полностью нагим

Храмы Василия Блаженного

Мощи Божьего угодника находятся в Покровском соборе. Преклонить колени, прочитать молитву и попросить помощи и заступничества чудотворца приходят со всех уголков России и других стран мира. Со временем Покровский собор получил второе название – храм Василия Блаженного.

Храм Василия Блаженного считается одной из самых красивых архитектурных и исторических памяток России. В нем удачно сочетаются элементы восточного и готического архитектурных стилей. Существует версия, будто бы царем был отдан приказ выколоть зодчему глаза, чтобы он больше нигде и никогда не мог построить подобного вида сооружение.

Покровский собор много раз пытались разрушить. Так, в 1812 году Наполеон отдал приказ стереть с земли Божий храм, но его подданным не удалось справиться с поставленной задачей. Святыня выстояла.

Вторая попытка разрушения собора Покровского приходится на послереволюционный период. «Прославившийся» разрушением многих московских храмов Лазарь Каганович пришел к Сталину с предложением о снесении храма Василия Блаженного. Говорят, будто бы при нем был макет со съемным собором Покровским. Когда Каганович убрал собор с макета, Сталин выкрикнул ставшую в дальнейшем исторической фразу: «Лазарь! Поставь на место!».

Спас храм реставратор Петр Дмитриевич Барановский, который стал на колени перед комиссией секретариата политбюро ЦК. Собор сохранили, а вот реставратору присудили срок.

С какими просьбами обращаются к святому

Прославившийся при жизни благими и чудотворными деяниями Василий Блаженный высоко чтим и в настоящее время. Читать молитвы и просить помощи святого угодника можно как в храмах, так и дома. Божий угодник помогает:

  • исцелиться от тяжких и хронических недугов;
  • излечиться от немощи и других травм;
  • предупредить развитие различных патологий, включая воспаление головного мозга, болезни глаз, ног и кожных покровов;
  • избавиться от нервных расстройств;
  • воспрянуть духом, поверить в себя и силы небесные;
  • получить покаяние и смирение;
  • избежать конфликтов и разладов в семье;
  • не допустить воинского противостояния и захвата в плен.

Просить помощи и покровительства Василия Блаженного можно как для себя, так и для родных своих. Читать молитвы нужно шепотом, отстранивших от забот и дел мирских. Перед иконой с изображением святого зажигают свечу.

Мощи чудотворца находятся в Покровском соборе

Молитва блаженному Василию Московскому

Ради достижения духовного совершенства Василий Блаженный отказался от всяческих мирских благ. Его жизнь является примером благочестия и смиренности, отображением человеческих ценностей и качеств.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Лаврентия Праведного, Христа ради юродивого, житие.

Праведный Лаврентий, Христа ради юродивый, Калужский чудотворец. Блаженный Лаврентий, Христа ради юродивый. Калужский начинает древний семейный синодик (помянник) боярского рода Хитровых, находившийся в Перемышльском Лютиковом монастыре Калужской епархии. Это, как и другие косвенные свидетельства, говорит о том, что блаженный Лаврентий происходил из старинного рода.

В 1505 году Калуга, находящаяся в 190 км к юго-западу от Москвы, стала самостоятельным княжеством, завещанным Иоанном III (1462-1505 гг.) как удел своему сыну Симеону (1505-1518 гг.).

В доме этого калужского князя и жил по временам блаженный Лаврентий. Главное чудо святого также связано с именем Симеона Иоанновича. О жизни самого князя летопись говорит так: “В лето 6995 (1487 г.) месяца марта в 21 день, в 7 час дни, родися великому князю Ивану Васильевичу сын Симеон”. А через 25 лет он, уже Калужский правитель, “въсхоте бежати в Литву от брата своего великого князя Василия Иоанновича всеа Руси, и князь велики сведав то, посла к нему и велел ему у себя быти, и хоте на него опалу свою положити; князь же Семен Иванович за свою вину начят бити челом государю великому князю, и князь велики пожаловал его по печалованию Симона митрополита всеа Руси и братии своей и владык, и вины ему отдал; а людей его, бояр и детей боярских, всех переменил”.

Через два года Симеон Иоаннович уже участвовал в предпринятом великим князем походе за возвращение от поляков Смоленска: “1514 г. Того же лета, июня 8, князь велики Василей Иванович всея Руси пошел с Москвы в третей ратью (третий поход) к граду Смоленску, а с ним братиа его князь Юрий и князь Семен Ивановичи; (. ) да и Смоленск взя”.

То, что братья помирились окончательно, подтверждает следующая запись летописца: “1518. Тоя же весны, мая, князь велики Василей Иванович государь всея Руси был во своей вотчине на Волоце на Ламском, а с ним братия его меншая, князь Семен Иванович да князь Ондрей Иванович, на свою потеху”.

Но это было последнее известие о Калужском князе. Скончался он 26 июня 1518 года.

В более поздних свидетельствах князь Симеон предстает как добрый, заботливый правитель, удостоившийся благотворить святому человеку и, в свою очередь, получить от него чудесную помощь себе и всему городу. Калужская летопись отмечает: “В 1512 г. напали на город агаряны (крымские татары); против них вышел князь (Симеон) с гражданами, а праведный Лаврентий, бывший в его доме внезапно крикнул громким голосом: “Дайте мне вострый топор, псы напали на князя Симеона, надобно оборонить его от псов”; и схватив (топор) ушел. И когда князь Симеон бился с насада (судна) на Оке, а агаряны во множестве обступили князя, внезапно оказался на насаде праведный Лаврентий, укрепляя его и все войско словами: “Не бойтесь”. В тот же час князь победил агарян и прогнал их; а праведный Лаврентий опять явился в дому княжеском и, юродствуя, шумел: “Оборонил князя от псов”. Князь, возвратясь с сражения, рассказал, как явился праведник и его помощию побеждены враги, напавшие на Калугу.

С топором, насаженным на длинное топорище, изображается святой Лаврентий и на древних иконах. Ходил зимой и летом босой, в рубашке и в овчинном кожухе. В доме у князя он жил только некоторое время, а больше — там, где впоследствии был основан монастырь его имени. Здесь, в полуверсте от города его времени (ныне — городище на левом берегу р. Яченки), на вершине горы, покрытой густым лесом, стоял уединенный храм Рождества Христова; вблизи храма была хижина блаженного Лаврентия. Ночью выходил он из нее на паперть храма и совершал молитвы, а для слушания Богослужения прокопан был у него от хижины в земле ход, и праведный Лаврентий ходил к церкви, утаивая от людей свои молитвы. Подвигами самоотречения он столь возвысился в духе, что еще при жизни прославился чудом защиты Калуги. В рукописных святцах сказано: “Святой праведный Лаврентий иже Христа ради юродивый, чудотворец, преставися в лето 7023 (1515 г.) месяца августа в десятый день”. На месте подвигов его, вероятно, князем Симеоном, устроен монастырь. Мощи праведного Лаврентия почивали под спудом у левого клироса.

В 1565 году Иоанн Грозный в жалованной грамоте монастырю писал: “Монастырь Рождества Христова, где лежит Лаврентий Христа ради юродивый”. Из этого видно, что в XVI веке уже чтили память праведного Лаврентия. В монастыре хранилось Евангелие 1686 года с подписью: “Царевна Татиана Михайловна пожаловала в обитель преподобного Лаврентия чудотворца”. Благочестивая сестра царя Алексея Михайловича известна также тем, что была сторонницей реформ Святейшего Патриарха Никона. В монастыре было 3 церкви, колокольня, настоятельские и братские кельи, а вокруг монастыря — каменная стена с башнями.

Описание посмертных чудес праведного Лаврентия известно по списку, составленному в обители при игумене Карионе (игумен-настоятель с 1697, архимандрит с 1708; U 1722 г.). Иеромонах Карион Истомин был усердным помощником Патриарха Адриана.

Первое из чудес относится к 1621 году. Это — исцеление параличного боярина Льва Андреевича Кологривова.

Он не владел ни руками, ни ногами, ни языком. Его принесли и положили близ гроба святого Лаврентия. Во время пения молебна, когда читали Евангелие, расслабленный проговорил, поднял правую руку и стал полагать ею на себе крестное знамение; потом встал, подошел к гробнице и приложился к ней. По окончании молебна он уже свободно говорил и стал совершенно здоров, как прежде.

1 июня 1622 года праведный Лаврентий исцелил бесноватого жителя Калуги Стефана. Однажды родные вели Стефана в обитель помолиться праведному Лаврентию, но бесноватый, устрашаемый злыми духами в виде лютых зверей, устремлявшихся растерзать его, сопротивлялся. Близ церкви Богоявления Господня внезапно явился Стефану Христа ради юродивый Лаврентий, отогнал от него злых демонов и велел идти в монастырь Рождества Христова, к своему гробу. Страждущий исполнил повеление угодника Божия, пришел, приложился ко гробу и по окончании молебна возвратился в дом свой здоровым.

В 1632 году у гробницы блаженного Лаврентия получил исцеление другой бесноватый. Он был так сильно мучим бесом, что во время своего трехдневного пребывания в монастыре устрашил всех монахов. Но на 4-й день, за Богослужением, во время пения Херувимской песни, страдалец получил совершенное избавление от бесовского томления.

По молитвам блаженного Лаврентия Калужского совершались исцеления глазных болезней.

Многочисленны были исцеления и от других недугов, именовавшихся в то время одним общим названием — лихорадка.

Калужский чудотворец был помощником и в ратном деле. Святой, защищавший Калугу при жизни, и после блаженной кончины посылал обильную помощь русскому воинству и избавлял государство от врагов, приходивших покорить Калугу и находивших здесь гибель.

Во время наполеоновского нашествия заступление блаженного Лаврентия за родную землю проявилось особенно ярко. Калужские места стали “пределом наступления и началом отступления и гибели врага”, — как написано на Малоярославецком памятнике в честь боя 12 октября 1812 года.

Читайте также:  Матушка Алипия - житие и биография святой, могила, предсказания и пророчества, память и почитание

Когда после сражения под Малоярославцем 12 октября 1812 года началось отступление неприятеля, то калужане увидели в этом милосердие Божие, заступление Божией Матери в чудотворном Ее Калужском образе и помощь святого покровителя города — блаженного Лаврентия. Святейший Синод указом от 17 июня 1813 года удовлетворил просьбу граждан об оставлении образа блаженного Лаврентия в соборе и постановил совершать с ним ежегодный крестный ход вокруг Калуги в память чудесного заступления 12 октября 1812 года.

Известно, что во время Отечественной войны 1812 года было собрано Калужское ополчение 15000 человек. Епископ Калужский Евлампий (Введенский) после молебна привел всех к присяге и сказал им слово, проникнутое глубокой надеждой на помощь Божию. Окропив ополченцев святой водой, он вручил начальнику ополчения генерал-лейтенанту Шепелеву знамя-хоругвь, на которой с одной стороны был образ Калужской Богоматери, а с другой — святого праведного Лаврентия. Ополчение, в которое входили и местные семинаристы, прошло под этой хоругвью всю войну. И после победного возвращения войск из заграничного похода она была помещена в калужском кафедральном соборе в 1814 году.

Кроме 10 августа, дня преставления блаженного Лаврентия, память святого чтилась еще и 8 июля, вероятно, в память о первом в Калуге чудесном исцелении, которое получил боярин Л. А. Кологривов в 1721 году. Поделиться:

Житие Андрея Юродивого – описание и история жизни, биография, пророчества и чудеса святого

Преподобный Андрей Юродивый

Андрей Юродивый [греч. ̓Ανδρέας ὁ Σαλός] (V или IX-X вв.), прп. (пам. 2 окт., пам. греч. 28 мая). Сведения об А. Ю. содержатся в его житии, автором к-рого назван Никифор, иерей храма Св. Софии в К-поле, лично знавший святого. Сохранилось более 110 полных и фрагментарных греч. рукописей, содержащих разные редакции жития, древнейший список – унциальный фрагмент 2-й пол. X в. (Monac. gr. 443). Согласно житию, святой жил во времена «христолюбивого царя Льва Великого» (имп. Лев I) и прп. Даниила Столпника († 493). Однако ряд анахронизмов в тексте и его сходство с житиями др. юродивых – Симеона Эмесского, Василия Нового, Нифонта Кипрского – заставили первого его издателя болландиста К. Яннинга отнести время жизни А. Ю. к правлению имп. Льва VI (886-912), а создание жития – к X в. Соглашаясь с этим, архиеп. Сергий (Спасский) указал на позднее появление имени преподобного в греч. синаксарях (XII в.). По мнению И. И. Срезневского (С. 157), могло существовать древнее житие А. Ю., написанное в VI в. и переработанное в сер. X в., а С. Манго считал, что житие А. Ю. было создано в кон. VII в. (Mango. P. 298). В работах Л. Рюдена подробно аргументирована датировка жития 50-ми гг. X в.

А. Ю. был родом из Скифии (в слав. переводе жития слово «скиф» передано как «словенин», в XVII в. возникло предание о происхождении его из Новгорода). Юношей А. Ю. был в К-поле продан богатому сановнику Феогносту. Отрок вскоре стал любимцем хозяина, к-рый отдал его в школу, где А. Ю. быстро научился грамоте и счету, вскоре Феогност сделал его своим секретарем. Больше всего А. Ю. любил проводить время за чтением Свящ. Писания и житий святых, желая подражать их подвигам. Однажды А. Ю. увидел сон, будто он одержал победу в единоборстве с огромным бесом перед сонмом небесных и адских сил, после чего Господь Иисус Христос обещал ему сокровища небесные, призывая принять подвиг юродства. На следующий день А. Ю., после обсуждения своего видения со свящ. Никифором (впосл. написавшим его житие), решил принять вид безумного; ночью он сел у колодца и стал резать свою одежду на мелкие лоскуты, бормоча при этом невразумительные слова. Решив, что А. Ю. сошел с ума, Феогност сильно опечалился и приказал отвести его в храм вмц. Анастасии Узорешительницы в надежде, что святая исцелит его. Там А. Ю. явились сама великомученица и ап. Иоанн Богослов, к-рые укрепили его в решении стать юродивым. Через 4 месяца, поскольку святой продолжал «безумствовать», хозяин приказал отпустить его. А. Ю. начал скитаться по улицам и площадям К-поля: одетый в рубище, он терпел поругания и побои, пил из луж, воровал еду на рынке, спал на навозной куче среди бездомных собак, собранную милостыню раздавал нищим. Преподобный обличал нравы горожан, отвращая многих от греха. О святости А. Ю. знали немногие, в т. ч. Епифаний, юноша из богатой и знатной семьи, к-рого святой отвратил от блудного греха и к-рому неоднократно помогал советами и наставлениями. День А. Ю. обычно проводил в скитаниях, а ночью подолгу молился в церкви. Однажды, в ночь под субботу, накануне праздника в честь Божией Матери, когда во Влахернской ц., где находилась риза Божией Матери, совершалось всенощное бдение, А. Ю. сподобился видения: Богородица шла от входа к амвону в сопровождении святых Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова. Это видел также Епифаний, присутствовавший в церкви с одним из своих рабов. После многочасовой молитвы Пресв. Богородица вошла в алтарь и, сняв с головы омофор, распростерла его над собравшимися в храме.

Последние дни жизни святой провел в доме Епифания; отвечая на его вопросы, А. Ю. предсказал Епифанию, что тот станет К-польским Патриархом. Перед самой кончиной святой удалился в укромное место и, проведя ночь в молитве за весь мир, отошел ко Господу. Тело его чудесным образом исчезло, оставив лишь благоухание.

Житие А. Ю. включает его беседы с Епифанием, наставления А. Ю. по различным вопросам богословия, космологии, физики, психологии, нравственности и др., а также пространное эсхатологическое рассуждение («Апокалипсис Андрея»), излагающее пророчества о судьбах Византии, о конце света и пришествии антихриста. Кроме того, житие содержит ок. 100 рассказов-зарисовок из жизни К-поля. Многие эпизоды жития получили распространение как отдельные тексты.

В Византии память святого отмечалась 28 мая (в день его кончины). Древнейшие упоминания А. Ю. встречаются в Синаксарях диак. Маврикия XII в. (Γεδεών. ῾Εορτολόϒιον. Σ.108), Paris. Coislin. 223, 1301 г. (SynCP. Col. 713) и в Уставе мон-ря Гроттаферрата 1300 г. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 160). В визант. синаксарях память А. Ю. приводится без жития. В совр. календарях греч. Церквей память этого святого отсутствует.

Рус. описания паломничеств в К-поль называют 2 мон-ря, посвященные А. Ю. По свидетельству анонимного хождения в Царьград (кон. XIII – нач. XIV в.), мон-рь во имя А. Ю., в к-ром хранился посох святого, находился севернее храма прмч. Андрея Критского, т. е. в зап. части города. Зосима, диак. Троице-Сергиева мон-ря, совершивший в 1419-1420 гг. паломничество в К-поль, упоминает мон-рь во имя А. Ю. недалеко от Св. Софии, где получали исцеление бесноватые.

Почитание на Руси

Житие А. Ю. получило широкое распространение в рус. письменности. В 60-х гг. XII в. сообщение жития о видении Богоматери А. Ю. послужило основой для установления св. блгв. кн. Андреем Юрьевичем Боголюбским нового рус. праздника – Покрова Пресв. Богородицы (1 окт.). В дальнейшем рост значимости этого праздника обусловил интерес к личности А. Ю. РПЦ относит память А. Ю. ко 2 окт., приурочив ее к Покрову Богородицы. Память А. Ю. 28 мая стала известна на Руси только с появлением слав. перевода Стишного Пролога (без жития) (серб. список: ГИМ. Хлуд. № 188, 1370 г.; рус. список: РГБ. Троиц. № 715, 1429 г.), но она не получила широкого распространения.

1-й древнерус. перевод жития А. Ю., выполненный предположительно в XI – нач. XII в., восходит к редакции, сохранившейся в греч. списке XIV в. (Monac. gr. 552). Известно более 200 списков данного перевода жития А. Ю. Отрывок из Беседы А. Ю. с учеником Епифанием, вписанный во 2-й четв. XIII в. в Изборник Святослава 1073 г. (Изборник Святослава 1073 г. М., 1983. Л. 127об.), является древнейшим фрагментом 1-го древнерус. перевода. Самый древний полный список жития А. Ю. находится в рукописи кон. XIV в. (РГАДА. Син. тип. № 182). Большое по объему житие А. Ю. (ок. 50 глав) переписывалось как целиком в виде отдельной книги, так и фрагментарно в составе различных сборников. Проложные статьи, составленные на основе 1-го древнерус. перевода жития А. Ю., были не позднее сер. XII в. включены в 1-ю редакцию нестишного Пролога под 1-5, 8, 12, 16 окт. При создании в нач. XIII в. 2-й редакции Пролога в нее добавлены еще 4 статьи из жития А. Ю. под 6, 7, 15, 25 окт.

Не позднее XIV в. у юж. славян, вероятно в Сербии, был осуществлен новый перевод полного жития А. Ю. Он не получил на Руси столь значительного распространения, как 1-й древнерус. перевод: в наст. время известно 9 списков, датируемых XIV-XVI вв. (7 южнослав. и 2 рус.), из к-рых древнейший – РГБ. Ф. 236. № 76, посл. четв. XIV в. 2-й древнерус. перевод жития А. Ю. возник не позднее сер. XV в. и сохранился всего в 2 списках: РГБ. МДА. № 154, 2-я пол. XV в., и РГБ. Вол. № 621, 1-я пол. XVI в. Данный перевод не является контаминацией 1-го древнерус. и южнослав. переводов, он опирается на греч. текст и почти буквально воспроизводит оригинал.

Гимнография

Древнейшее из известных греч. последований А. Ю. сохранилось в единственном списке XVI в. из мон-ря Ивирон на Афоне (БАН. РАИК. № 126. Л. 1-10) и содержит свой корпус стихир, тропарь, седален, канон 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа с акростихом «Ϫέχου σοφοῦ τοὺς ὕμνους ̓Ανδρέα μάκαρ» (Приими мудрого гимны, Андрее блаженне). Первое печатное издание др. греч. службы А. Ю., составленной мон. Иоанном в 1846 г., было осуществлено в Иерусалиме в 1912 г. (Petit. Bibliogr. des acolouthies grecques. P. 8-9). В текстах службы особо отмечаются кротость и сила духа А. Ю., равноангельское житие, подвижничество в пощении, нищете и покаянии, многочисленные чудотворения; видение во Влахернах не упоминается.

Слав. служба А. Ю. составлена независимо от греч. Она возникла, по мнению Ф. Г. Спасского, в Новгороде в кон. XVI в. по образцу служб празднику Покрова и служб рус. юродивым (Минея. РНБ. Соф. № 259, XVI в.- . Месяцеслов. Т. 1. С. 215). Это последование, помещенное в совр. Минее ((МП). Октябрь. С. 54-61), содержит стихиры на Господи воззвах, славник на вечерне, канон 4-го гласа, седален, кондак, икос. В текстах службы перечисляются события из жития святого: явление А. Ю. Христа и святых, сражение с демоном в облике эфиопа, юродство Христа ради, пророчество Епифанию, случаи прозорливости А. Ю., прославляется кротость А. Ю. В богородичнах канона службы А. Ю. и праздничных песнопениях Покрову вспоминается видение А. Ю. Божией Матери во Влахернском храме. По первопечатному рус. Типикону 1610 г., как и по Типикону, используемому ныне в РПЦ, 2 окт. совершается шестеричная служба (см. Знаки праздников месяцеслова) сщмч. Киприану и мч. Иустине, а последование А. Ю. поется на повечерии.

Иконография

Древнейшим из известных изображений А. Ю. является фреска 1183 г. юж. стены целлы мон-ря св. Неофита на о-ве Кипр. Святой представлен с густыми всклокоченными волосами и небольшой окладистой бородой. Светлое одеяние из шерсти, оставляющее обнаженными руки, перехвачено на уровне талии веревкой (нижняя часть изображения утрачена). Левая рука А. Ю. раскрыта в жесте приятия благодати, правой он держит ветвь. По сторонам фигуры надпись: «῾Ο ἅϒιος ̓Ανδρέας ὁ δία Χριστὸν σαλός» (святой Андрей ради Христа юродивый). В XVI в. образ А. Ю. получает распространение в росписях трапезных афонских мон-рей, где он входит в число изображений святых монахов и аскетов (стенная роспись Великой лавры св. Афанасия, 1512, и мон-ря Дионисиат, 1547).

Изображения А. Ю. на Руси появились, по-видимому, не позднее XIV в. (в 1371 в Новгороде была возведена ц. во имя А. Ю. в Ситецком Андреевском мон-ре, где могла находиться храмовая икона святого). Известны 2 основных иконографических варианта образа А. Ю.- в составе композиции «Покров Богоматери» и как самостоятельное изображение. Софийский иконописный подлинник (кон. XVI в.), указывая дни памяти святого, не прибавляет к ним специального описания иконографии. В подлиннике сводной редакции (Большаковский подлинник, XVIII в.) предписания об изображении А. Ю. содержатся в статьях под 2 окт., 28 мая и 1 окт. в описании композиции «Покров Богоматери». Иконография возводится к образу св. Илии пророка («сед, бра и власы Илии пр ка» – 28 мая) или Андрея Стратилата («лице аки Андрей Стратилат» – 2 окт.). Отличительную особенность облика, характеризующую святого как юродивого, составляет одеяние: «Риза санкир дичь з белилом, коротка до колен, а плечо правое и ребра до пояса голы, руки к ср цу прижал, ноги голы босы» (28 мая).

Единственным сохранившимся единоличным изображением А. Ю. является икона сер. XVI в. «Святой Андрей юродивый, с житием в 18 клеймах» (ГРМ), вероятно происходящая из ц. св. Андрея Ситецкого мон-ря. В среднике иконы А. Ю. представлен фронтально, в рост, в зеленом одеянии, накинутом на плечи и оставляющем обнаженными грудь, правую поднятую вверх руку и ноги. Значительная часть клейм иконы посвящена видениям и чудесам святого, среди к-рых видение А. Ю. 3 венцов и борьба с диаволом; явление А. Ю. ап. Иоанна; явление А. Ю. Иисуса Христа; чудо об отворении дверей; видение во Влахернском храме Богородицы и др. В XVII в. иллюстрации отдельных эпизодов жития А. Ю. нередко появляются в составе миниатюр лицевых рукописей, напр. «Жития блаженного Андрея Юродивого и ученика его Епифания» (РНБ. ОЛДП. Q. 54. л. 8об., 278. XVII в.), отрывка из лицевого жития А. Ю. (РГБ. Ф. 722. № 370. Л. 2-4, посл. треть XVII в. (?)) и др.

В изображении «Покров Богоматери», имеющем самостоятельную иконографическую традицию, А. Ю. представлен в нижней части композиции указывающим на чудо явления Богоматери своему ученику Епифанию. Облик святого на иконах XIV-XVI вв. чаще всего соответствует указаниям иконописного подлинника. На новгородской иконе «Покров Богоматери» сер. 2-й пол. XV в. (ГТГ) А. Ю. одет в милоть, окутывающую всю фигуру.

Источники: BHG, N 115z – 117k; ActaSS. Maii. T. 4 (1688). P. 4*-111; PG. 111. Col. 625-888; ВМЧ. Октябрь, дни 1-3. СПб., 1870. Стб. 80-273; Vassiliev A. Anecdota Graeco-Byzantina. M., 1893. T. 1. P. 50-58 [пророчество о судьбах Византии]; Βίος καὶ πολιτεία τοῦ ὁσίου πατρὸς ἡμῶν ̓Ανδρέου τοῦ διὰ Χριστὸν σαλοῦ . ἐκ Σιναϊτικοῦ χειροϒράφου. ̓Αθῆναι, 1911; ЖСв. Окт. Кн. 2. С. 52-74; The Life of St. Andrew The Fool / Ed. by L. Rydén. Uppsala, 1995. T. 1: Introd., Testimonies and Nachleben; T. 2: Text, Transl. and Notes; Молдован А. М. Житие Андрея Юродивого в славянской письменности. М., 2000 [слав. и греч. тексты, исслед.]; Житие Андрея Юродивого / Вступ. ст., пер. и коммент. Е. В. Желтовой. СПб., 2001 [греч. текст, пер.].

Литература: Ковалевский И. Юродство о Христе и Христа ради юродивые восточной и русской Церкви. М., 1895; Сергий (Спасский), архиеп. Св. Андрей, Христа ради юродивый // Странник. 1898. № 9-12. С. 3-33, 193-214, 393-425, 605-652; Срезневский И. Житие Андрея Юродивого // СбОРЯС. 1880. Т. 20. Ч. 4. С. 149-184; Murray S. A Study of the Life of Andreas: The Fool for the Sake of Christ. Borna; Lpz., 1910; Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество (по совр. Минеям). П., 1951; Da Costa-Louillet G. Saints de Constantinople aux VIIIе, IXе et Xе siècles // Byz. 1954. T. 24. p. 179-214; Janin. Églises et monastères. P. 32-33; Rydén L. The Vision of the Virgin at Blachernae and the Feast of Pokrov // AnBoll. 1976. Vol. 94. p. 63-82; idem. The date of Life of Andreas Salos // DOP. 1978. T. 32. p. 127-155; idem. The Holy Fool // The Byzantine Saint / Ed. S. Hakel. L., 1981. p. 106-113; idem. Style and Historical Fiction in the Life of St. Andreas Salos // JÖB. 1982. Bd. 32. S. 175-183; Mango C. The Life of St. Andrew the Fool Reconsidered // Riv. di studi bizantini e slavi. 1982. Vol. 2. P. 297-313; СККДР. Вып. 1. С. 131-132; Μαρτίνης Π. Σ. ῾Ο Σαλὸς ἅϒ. ̓Ανδρέας καὶ ἡ σαλότητα στὴν ̓Ορθόδοξη ἐκκλησία. ̓Αθῆναι, 1988; Иванов С. А. Византийское юродство. М., 1994. С. 86-94.

Иконография: Ист.: Иконописный подлинник Новгородской ред. по Софийскому списку кон. XVI в. с вариантами из списков Забелина и Филимонова. М., 1873. С. 29, 107; Большаков. Подлинник иконописный. С. ЛS, РЗ, ЛЕ-ЛS.

Литература: Millet. Athos. Pl. 147.1, 214; Mango C., Hawkins E. J. W. The Hermitage of St. Neophytos and Its Wall Paintings // DOP. 1956. Vol. 20. P. 179, 195, 196. Note 189. Fig. 92; Réau. Iconographie. Vol. 3/1. P. 84-85; Гусева Э. К. Об иконе Андрея Юродивого в житии нач. XVI в. в собр. Русского музея // Дионисий и искусство Москвы XV-XVI вв.: Тез. докл. науч. конф. 22-25 нояб. 1976. Б. м., б. г. Ркп.

Ссылка на основную публикацию