Житие Беды Достопочтенного – полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святого

Житие Беды Достопочтенного – полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святого

БЕДА ДОСТОПОЧТЕННЫЙ (около 672/673 – около 735 гг.) – английский иеромонах-бенедиктинец, святой католической церкви, теолог, экзегет и историк, автор «Церковной истории народа англов» – ценнейшего источника по истории Англии VII–VIII вв. В 1899 г. был провозглашён учителем западной (католической) церкви, в 1978 г. причислен к лику местночтимых святых Сурожской епархии Русской православной церкви. Известно, что в возрасте 7-ми лет он был взят в монастырь св. Петра, основанный в Уирмуте (около г. Сандерленд, графство Дарем), а в 685 г. перебрался в недавно основанный монастырь св. Павла в Ярроу, филиале аббатства свв. Петра и Павла. В 19 лет стал диаконом и в 30 – священником. Беда никогда не покидал монастырей в Уирмуте и Ярроу, но известно, что побывал в ближнем городе Линдисфарне и в Йорке. Титулование «Достопочтенный» укрепилось за ним в IX в. в знак уважения е его персоне и богатому литературному наследию, насчитывающему около 40 наименований фундаментальных сочинений по экзегетике, риторике, грамматике, математике, космологии, хронологии, натурфилософии, истории и агиографии. Писал Беда Достопочтенный на латинском языке. Наиболее значимые из произведений: «О фигурах и тропах Священного Писания» (691–703 гг.), «О природе вещей» (702 г.), «Об исчислении времён» (725 г.), «Хроника или о шести эпохах мира» (703 г., 2-я редакция 725 г.), «История аббатов» (725–731 гг.), «Шестоднев, или на начало Книги бытия» (725–731 гг.) и др. Беда защищает счет времени от Рождества Христова (именно популярности его творений мы обязаны повсеместным введением этого принципа летосчисления; он также впервые расчислил пасхалии на много лет вперед). Среди сочинений Беды Достопочтенного – комментарии на Евангелие и на произведения отцов церкви, трактаты по естественной истории, жития. Житие святого Катберта, епископа Линдисфарна, он написал в стихах (705–716 гг.) и в прозе (до 721 г.). Его перу принадлежат также переводы богослужебных текстов на английский язык, цикл стихотворений богословского содержания («Книга гимнов») и 16 писем. Книги Беды Достопочтенного изобилуют аллегорическими толкованиями священных текстов и описаниями чудес. На этих произведениях, широко распространенных в монастырях Западной Европы, основывалась высокая репутация Беды во время его жизни и в последующую эпоху. В своих трудах он, в частности, изложил собственную оригинальную версию аристотелевско-птолемеевской космогонии: Земля уже изначально приняла форму шара и в дни творения находилась внизу сферического мироздания, вращавшегося вокруг неё. В его христианской антропологии, сотериологии (раздела теологии, рассматривающего способы обретения вечного блаженства в загробном мире) и христологии (т.е. концептуализированном знании об Иисусе Христе) исследователи находят влияние Аврелия Августина (Блаженного). Главное произведение Беды Достопочтенного – «Церковная история народа англов» в 5-ти книгах, написана в 731/732 гг. и охватывает период от походов в Британию Юлия Цезаря (55 и 54 гг. до н. э.) до современной автору эпохи. «Церковная история» написана ясным языком и отличается стройностью и последовательностью изложения. В разделах, относящихся к VII–VIII вв., этот труд – ценнейший, а часто и единственный источник по истории Англии («Церковная история» Беды Достопочтенного и поныне сохраняет свою значимость). Эта часть «Церковной истории» создавалась Бедой Достопочтенным по устным преданиям и по собственным наблюдениям. Предшествующий период излагался по сочинениям его предшественников – латинского христианского историка V в., сподвижника и современника Августина Блаженного Павла Орозия (около 380 – около 420 гг.) и Гильдеса (к книге Беды была приложена его биография). Между 731 и 766 гг. современниками Беды Достопочтенного, возможно, при его участии было написано продолжение «Церковной истории», так называемое «Продолжение Беды». При короле Альфреде Великом (871–900 гг.) его книга была переведена на англосаксонский язык. Беда Достопочтенный был похоронен в Ярроу, впоследствии его останки были перенесены в Дарем и ныне сохраняются в Галилейской часовне Даремского кафедрального собора. Его учениками были епископ Йоркский Эгберт, основавший ученую школу, и богослов и учёный Флакк Альбин Алкуин (около 735 – 804 гг.), впоследствии – руководитель школы при дворе Карла Великого (771–814 гг.) в Ахене. На труды Беды Достопочтенного неоднократно ссылался средневековый философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики Фома Аквинский (1226–1274 гг.). Наиболее ценные рукописи его «Церковной истории» хранятся в Кембридже и Всероссийской публичной библиотеке в Санкт-Петербурге. На русском языке труд Беды Достопочтенного не издавался. День памяти – 25 мая.

Краткое житие и священные труды Беды Достопочтенного

Краткая биография Беды Достопочтенного

Монах из Саксонии, который сумел стать не только богословом и экзегетом, но и историком, ученым–энциклопедистом. Имя Беда, с ударением на первый слог, имеет латинское происхождение. Родился Беда предположительно в 672/673 году в северо–восточной Англии, Нортумбрии. На землях монастыря в Монктоне до сих пор сохранился колодец, названный в честь святого.

Монах из Саксонии стал богословом, экзегетом и ученым–энциклопедистом

В семилетнем возрасте Беду отдали на воспитание в бенедиктинский монастырь Вермаунт. Занимался с мальчиком аббат Бенедикт Бископ. Буквально через несколько лет, после основания монастыря в Джарроу, Беда переехал в него и оставался там до конца жизни. В девятнадцатилетнем возрасте юноша был рукоположен в диаконы, а уже через год стал пресвитером. Достопочтенный очень редко покидал стены монастыря. Его даже просили стать настоятелем, но он отказался, побоявшись, что множество обязанностей отвлекут его от главного занятия – научного труда.

Умер Беда в 735 году, в светлый праздник Вознесения Господня. Много позже, уже в начале ХІ века его мощи были перенесены в кафедральный собор Дарема, где они хранятся и по сегодняшний день.

Достопочтенному принадлежат многочисленные труды не только по богословию и истории, но и точным наукам, грамматике, астрономии и даже музыке.

К месточтимым святым Беда был причислен уже в конце ХХ века митрополитом Антонием.

Видео «Из жития Беды Достопочтенного»

В этом видео представлена радиопостановка фрагмента из жизни святого.

Чудеса и помощь святого

Житие святого относится к раннехристианскому периоду, поэтому свидетельств о прижизненных чудесах не сохранилось. Возможно, где–то на Западе и сохранились утерянные сведенья, но до нас они пока не дошли. Однако существуют летописные свидетельства о чудесном исцелении благодаря мощам святого. Другим чудом называют снисхождение ангела в день смерти монаха, во время которого он одарил Беду титулом «достопочтенный».

Вся жизнь святого была посвящена наукам. Также он переводил Ветхий и Новый Завет, чтобы сделать его доступным для будущих поколений. Именно поэтому считается логичным обращение за помощью к Достопочтенному в поиске знаний, в науке и учебе.

Интересен тот факт, что западная религиозная традиция отличается от русской тем, что в ней отсутствует обращение в каком–либо деле к одному определенному святому.

Священные труды

Перу святого принадлежит около 40 книг по различным отраслям знаний. Его труды хранились во всех крупных европейских библиотеках. Наиболее знаменитыми его трудами считаются:

  • «Церковная история англов»;
  • «О правописании»;
  • «О метрическом искусстве»;
  • «Книга эпиграмм».

Многочисленные труды способствовали распространению славы Достопочтенного из Британии по всей Европе.

Именно Беда при переводе Священного писания озвучил имена волхвов, первыми посетивших младенца Иисуса. Интересно и то, что святой является одним из немногих, увековеченных в «Божественной комедии» Данте, наряду с Фомой Аквинским.

Роль святого в христианстве

Почитают Беду Достопочтенного 27 мая, в день смерти святого. Ведь по свидетельствам учеников монах отходил в мир иной с молитвой на устах, в счастье и умиротворении. В этот день в Ярроу служат торжественную литургию, рассказывают о жизни, служении и таланте монаха.

Трудно переоценить роль человека, который занимался переводом и толкованием Библии, стараясь сделать текст доступным и понятным для каждого. Также из-под пера монаха вышло множество научных трудов, которые облегчили дальнейшие исследования и дополнили некоторые пробелы в истории.

Бесспорно, Беда Достопочтенный является уникальным человеком, чьи энциклопедические познания способствовали прорыву во многих отраслях науки Средневековья. И это несмотря на то, что монах практически не покидал стен монастыря, успевая служить не только Богу, но и людям.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

СВЯТО-ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ СОБОР

СВЯТО-ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ СОБОР

Вы здесь

Беда Достопочтенный, преподобный

Дни памяти

Житие

[Лат. Beda (Baeda, Bedanus) Venerabilis] (672/73, дер. Монктон (?), Нортумбрия, Сев. Англия – 26.05. 735), святой (память в День всех святых Британских островов, 3-я неделя по Пятидесятнице), богослов, экзегет, историк.

В 7-летнем возрасте был отдан родственниками в монастырь Вермоут (680), но когда в 681 г. был основан монастырь в Ярроу, подчиненный тому же аббату Бенедикту Бископу, Беда Достопочтенный был переведен туда для получения образования под началом наместника Кеолфрида, где и оставался до конца жизни. В 19 лет был рукоположен во диакона, в 703 г. – во пресвитера. Он почти не уезжал из монастыря, лишь однажды ездил в Линдисфарн, в другой раз навещал в Йорке своего ученика и друга архиепископа Эгберта Йоркского. Умер Беда Достопочтенный от болезни в праздник Вознесения Господня. Между 1020 и 1030 гг. мощи Беды Достопочтенного были перенесены в кафедральный собор г. Дарема. Титул «Достопочтенный», известный с IX в., по преданию, был открыт ангелом монаху, составлявшему эпитафию Беде Достопочтенному В ней были такие слова: «Hac sunt in fossa / Bedae venerabilis ossa» (В сей могиле лежат / Кости достопочтенного Беды). С этим титулом упоминали его Алкуин и Павел Диакон. На Ахенском Соборе (835) Беда Достопочтенный был провозглашен «достопочтенным и удивительным учителем современности». 13 окт. 1899 г. папа Лев XIII объявил Беду Достопочтенного учителем Зап. Церкви (doctor Ecclesiae). В 1978 г. он был канонизирован митрополитом Антонием (Блумом), является местночтимым святым Сурожской епархии РПЦ.

Читайте также:  Житие святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси – жизнеописание, чудеса и мощи святого

Биографические сведения о Беде Достопочтенном содержатся в следующих средневековых источниках: 1. Его «Historia Ecclesiastica gentis Anglorum» (Церковная история англов. V 24), где Беда Достопочтенный , по примеру епископа Григория Турского, приводит краткую автобиографию и список своих сочинений. 2. «Vita Bedae Venerabilis» (Житие Беды Достопочтенного), написанное частью учеником Беды Достопочтенного Кутбертом, частью – неизвестным автором XI в.; краткое, заканчивается похвалой Беды Достопочтенного. 3. «Epistola Cuthberti de obitu Bedae» (Послание Кутберта о смерти Беды). 4. Несколько поздних житий Беды Достопочтенного , принадлежащих неизвестным авторам (PL. 90. Col. 43-54).

Святыня

1. Частица мощей
2. Частица мощей
3. Частица мощей

Местонахождение святыни в Соборе:

1. Шкаф со святынями в Алтарной ризнице, мощевик #7 (верхнее отделение)
2. Шкаф со святынями в Алтарной ризнице, мощевик #8
3. Шкаф со святынями в Алтарной ризнице, мощевик #9

Икона

Тропарь

Общий тропарь преподобному, глас 1:
Пустынный житель и в телеси Ангел / и чудотворец явился еси, богоносе отче наш (имярек), / постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим, / исцеляеши недужныя и души верою притекающих ти. / Слава Давшему ти крепость, / слава Венчавшему тя, / слава Действующему тобою всем исцеления.

Иный тропарь, глас 8:
В тебе, отче, известно спасеся еже по образу: / приим бо Крест, последовал еси Христу, / и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо, / прилежати же о души, вещи безсмертней, / темже и со Ангелы срадуется, преподобне(имярек), дух твой.

Иный тропарь, глас 8:
Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, / и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, / и был еси светильник вселенней, / сияя чудесы, (имярек), отче наш, / моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак

Общий кондак преподобному, глас 2:
Чистотою душевною божественно вооружився, / и непрестанные молитвы, яко копие, вручив крепко, / пробол еси бесовская ополчения, / (имярек), отче наш, / моли непрестанно о всех нас.

Житие Беды Достопочтенного – полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святого

Уже на восьмом году жизни он поступил в монастырь Уирмаут, где пробыл до 691 года, получив там превосходное научное образование. Отсюда он перешёл в соседний, подвластный Уирмауту монастырь Ярроу (основан в 681), где на 19-м году жизни стал диаконом и в 702 году — священником. С этого времени начинается его писательская деятельность, состоявшая, главным образом, в толковании отдельных книг Ветхого и Нового Завета. На одре болезни он закончил перевод Евангелия от Иоанна на англосаксонский язык, диктуя его своим ученикам. Согласно его биографу Кутберту, последнее сочинение святого — Предсмертная песнь Беды на древнеанглийском языке. Умер 27 мая 735 и похоронен в монастыре Ярроу; впоследствии останки его перенесены в Даремский собор.

Сочинения

Беда написал очень многие ценные для его времени комментарии к Священному Писанию, кроме того, гомилии, жития некоторых святых, гимны, эпиграммы, сочинения по хронологии и грамматике. Полные собрания его сочинений изданы в Париже (1544 и 1554), Базеле (1563) и Кельне (1612 и 1688). Главное его сочинение, беспристрастно обработанное по летописям «Historia ecclesiastica gentis Anglorum» в 5 книгах, переведенное Альфредом Великим на англосаксонский язык, остается одним из важнейших источников древнейшей истории Англии до 731 года. Беда тщательно и критическим образом подбирал источники для своей истории.

Для хронологии важно сочинение Беды «De sex aetatibus mundi», в котором им впервые введено летосчисление Дионисия Малого до и после рождества Христова, принятое потом в большинстве средневековых летописей.

Он также внес изменения в Вульгату, и его версия официально использовалась католической церковью до появления Новой Вульгаты в 1979 году.

Беда также выдумал имёна Трёх Волхвов, посещавших младенца Иисуса: Каспар, Балтазар и Мельхиор. В Новом Завете эти имена не упоминались, однако благодаря Беде вошли в Священное предание.

Текст полного собрания сочинений Беды с английским переводом его исторических трудов издан Минье (Париж, 1858, 6 т.); нем. пер. Вильдена, Шафгаузен, 1866). См.:

  • Gehle, «De Bedae Venerabilis vita et scriptis» (Лейден, 1838);
  • Wrights, «Biographia britannica litteraria» (т.1, Лондон, 1843);
  • К.Werner, «Beda der Ehrwürdige» (Вена, 1875).

Псевдоэпиграфы

Беде в разное время приписывались сочинения на разные темы [4] . Среди них — два небольших музыкальных трактата, опубликованые Минем в PL 90 (col. 909 ss.) под названиями, соответственно, Musica theorica (inc. Notandum quod, cum omnis ars in ratione contineatur) и Musica quadrata seu mensurata (inc. Quoniam circa artem musicam). Первый из них представляет собой очередную (недатированную) схолию к «Основам музыки» Боэция [5] , второй — «Трактат о музыке» Магистра Ламберта (XIII в.) [6]

Примечания

  1. 12Фокин А. Р.Беда Достопочтенный // Православная Энциклопедия. — Т. 4. — С. 426-432.
  2. Зверева В. В. «„Новое солнце на Западе“. Беда Достопочтенный и его время». — СПб.: Алетейя, 2008. — С. 6.
  3. Беда Достопочтенный.Церковная история народа англов. / Пер.: В. В. Эрлихман. — СПб.: Алетейя, 2001
  4. Jones C.W. Bedae pseudepigrapha: Scientific Writings Falsely Attributed to Bede. Ithaca, NY, 1939.
  5. Оцифрованный текст трактата см. в TML.
  6. Оцифровку этого текста см. в TML здесь и здесь.

См. также

Литература

  • Беда Достопочтенный // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • Ненарокова М. Р. Досточтимый Беда — ритор, агиограф, проповедник. — М.: ИМЛИ РАН, 2003. — 272 с.
  • Петрова М.С. Риторико-грамматические работы Беды Досточтимого в контексте лингвистического знания Поздней Античности и раннего Средневековья. // Интеллектуальные традиции в прошлом и настоящем (исследования и переводы)/ Составление и общая редакция М.С.Петровой.- М.: ИВИ РАН, 2012.-С.36-63. ISBN 978-5-94067-358-3
  • Brown, George Hardin (1987). Bede, the Venerable. Boston: Twayne. ISBN 0-8057-6940-4.

Ссылки

  • Беда Достопочтенный.Церковная история народа англов. / Пер.: В. В. Эрлихман. — СПб.: Алетейя, 2001
  • Жития святых настоятелей монастыря в Уирмуте и Ярроу. // Православие.ru? 08.10.2010 г.

Отцы Церкви
РимскиеГреческие
Другие Учителя Церкви
Альберт Великий · Альфонсо Лигуори · Ансельм Кентерберийский · Антоний Падуанский · Беда Достопочтенный · Бернард Клервоский · Святой Бонавентура · Кирилл Александрийский · Кирилл Иерусалимский · Ефрем Сирин · Франциск Сальский · Иларий Пиктавийский · Исидор Севильский · Иоанн Авильский · Иоанн Дамаскин · Иоанн Креста · Лаврентий Бриндизийский · Лев Великий · Пётр Канизий · Пётр Хрисолог · Пётр Дамиани · Роберто Беллармино· Фома Аквинский
Женщины
Тереза Авильская · Екатерина Сиенская · Тереза из Лизьё · Хильдегарда Бингенская

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое “Беда Достопочтенный” в других словарях:

Беда Достопочтенный — (Bede) (673 735), англ, ученый и историк, автор самого известного труда по истории англосаксонской Англии Церковной истории народа англов . С семилетнего возраста обучался в нортумбрийских монастырях Уэрмут и Ярроу, где и остался на всю жизнь… … Всемирная история

БЕДА ДОСТОПОЧТЕННЫЙ — (Bede Beda, Baeda Venerabilis) (672 или 673 ок. 735), англосаксонский летописец, монах; автор Церковной истории народа англов ценнейшего источника по истории Англии 7 8 вв … Большой Энциклопедический словарь

Беда Достопочтенный — (672 или 673 735 гг.) англосаксонский летописец, монах из Нортумбрии (Англия). Писал на латинском языке. Наиболее значительное произведение Беды Достопочтенного Церковная история народа англов, охватывающая период от походов в Британию Юлия… … Исторический словарь

БЕДА ДОСТОПОЧТЕННЫЙ — [Лат. Beda (Baeda, Bedanus) Venerabilis] (672/73, дер. Монктон (?), Нортумбрия, Сев. Англия 26.05. 735), св. (пам. в День всех святых Британских о вов, 3 я неделя по Пятидесятнице; в католич. Церкви 27 мая), богослов, экзегет, историк. Жизнь В 7… … Православная энциклопедия

Беда Достопочтенный — (Bede, Beda, Baeda Venerabilis) (672/673 около 735), англосаксонский летописец, монах; автор «Церковной истории народа англов» ценнейшего источника по истории Англии VII VIII вв. * * * БЕДА Достопочтенный БЕДА Достопочтенный (лат. Bede, Beda,… … Энциклопедический словарь

БЕДА ДОСТОПОЧТЕННЫЙ — (Baeda Venerabilis) (ок. 673 735), английский историк и теолог, учитель церкви, родился в Нортумбрии ок. 673. С детства Беда жил в монастыре (сначала в Уирмуте, а через три года в Джарроу), усердно изучал Библию. Для своих учеников в монастыре он … Энциклопедия Кольера

Беда (достопочтенный) — (Beda) прозванный venerabilis (достопочтенный) церковный историк, род. 637 г. в Нортумберлэнде и уже на 8 м году жизни поступил в монастырь Уирмаут, где пробыл до 691 г., получив там превосходное научное образование. Отсюда он перешел в соседний … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Беда Достопочтенный — – родился в 674 году, † 26 мая 735 года; воспитание получил с 7 ми лет в Вермутском монастыре. Затем он перешел в монастырь Джарров, где и был посвящен в сан диакона (19 ти лет), а затем 30 ти лет в сан пресвитера. Там он и оставался до… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

Беда Достопочтенный — (лат. Bede, Beda, Baeda Venerabilis) (672 или 673 около 735, Джарроу), англо саксонский летописец, монах; писал на латинском языке. Наиболее значительные произведения Б. Д. «Церковная история народа англов», охватывающая период от походов … Большая советская энциклопедия

БЕДА ДОСТОПОЧТЕННЫЙ — (лат. Bede, Beda, Baeda Venerabilis) (672 или 673 26.V.735) англо саксонский летописец, монах из Нортумбрии, важнейшего в то время культурного центра Англии, писал на лат. яз. Род. в Уирмуте и б. ч. жизни провел в монастырях в Уирмуте и Ярроу.… … Советская историческая энциклопедия

Феодосий Печерский: житие, чудеса, поучения

Среди многочисленных святых Русской православной церкви особое место занимает преподобный Феодосий Печерский, икона которого открывает эту статью. Родившись вскоре после воцарения на Руси христианства, он стал одним из основателей отечественного монашества, указавшим путь к духовным высотам многим последующим поколениям иноков. Его память отмечается четырежды в год: 3 мая, 14 августа, 28 августа и 2 сентября.

Рождение и ранние годы праведника

Житие преподобного Феодосия Печерского повествует о том, что на свет он появился в 1008 году, в семье ратного человека из дружины Великого князя Владимира Святого. Начало его жизни прошло в селе Васильеве недалеко от Киева, но затем, когда отец получил перевод в Курск, вместе с ним туда отправилась и его семья.

От самого рождения Господь предназначил отрока к иноческому подвигу, поселив в нём любовь к церковной службе и ношению вериг, которые Феодосий ещё ребёнком постоянно носил вопреки желанию своей матери. Не чувствуя в себе тяги к играм и забавам своих сверстников, будущий подвижник все дни проводил в церкви и упросил родителей отдать его учиться грамоте к местному священнику.

Юный служитель Бога

Достигнув в короткий срок поразительных успехов, отрок поражал окружающих не только количеством прочитанных им священных книг, но и удивительно мудрым их толкованием, что выдавало в нём незаурядный ум и способности. Его религиозность приняла ещё более глубокие формы после того, как в четырнадцатилетнем возрасте Господь призвал в Свои Небесные Обители его отца, и юноша остался один под надзором матери – женщины, обладавшей строгим и властным характером.

Несмотря на свою горячую любовь к сыну, она не могла постичь глубинных стремлений его души, и к столь ранним проявлениям крайней религиозности относилась с недоверием. Желая Феодосию счастья, она вкладывала в это понятие лишь простой житейский смысл, суть которого сводилась к преуспеванию и благополучию в этом мире. Однако для юноши оно состояло в служении Богу.

Два побега из дома

Житие Феодосия Печерского содержит в себе любопытный эпизод из его юных лет. В нём рассказывается, как однажды Господь привёл на двор его матери группу странников, совершавших паломничество по святым местам. Поражённый их рассказами о монастырях и подвизающихся в них иноках, юноша, желая видеть всё своими глазами, тайно покинул дом и последовал за ними. Однако беглец вскоре был настигнут матерью, обнаружившей его отсутствие и пустившейся в погоню. За проявленное самовольство Феодосий был бит ею и на несколько дней заперт в избе.

Крутой перелом в жизни будущего подвижника наступил, когда в возрасте двадцати четырёх лет он окончательно решил покинуть родной дом и искать обитель, где бы его согласились принять послушником. Ещё с ранних лет Феодосий Печерский запомнил слова Иисуса Христа, говорившего о том, что любящий отца или мать больше, чем Его, недостоин Его. Это дало ему силы вторично решиться на побег. Улучив момент, когда матери не было дома, молодой человек, взяв в руки посох и запасшись краюхой хлеба, отправился в Киев.

Благословение Антония Печерского

Путь предстоял неблизкий, да и дорога была незнакома, но Господь послал ему попутный обоз, с помощью которого молодой странник добрался до Матери городов русских. Однако его надежды встретить радушный приём в какой-либо из её обителей оказались тщетны. К кому бы из настоятелей он ни обращался, везде встречал отказ. Одним не нравились лохмотья, в которые был одет Феодосий, других смущал его слишком молодой возраст.

Но не дал Господь поселиться отчаянию в сердце Своего смиренного раба и направил его стопы на берег Днепра, туда, где в земляной пещере подвизался в те годы великий праведник и подвижник, основатель Киево-Печерского монастыря старец Антоний (фото его иконы можно увидеть ниже). Наделённый даром прозорливости, он сумел разглядеть в бедно одетом молодом человеке истинный сосуд Духа Святого и благословил его на иноческий подвиг.

Подвиг пещерного отшельничества

Житие Феодосия Печерского, сообщая о принятии им монашеского пострига, указывает, что этот обряд был совершён над ним по повелению преподобного Антония в 1032 году настоятелем Киево-Печерского монастыря Никоном. С этого времени началось его приобщение к иноческой жизни, наполненной непрестанными молитвами и ночными бдениями, во глубине мрачных безмолвных пещер, освещаемых лишь тусклым мерцанием лампады.

По прошествии четырёх лет возле пещеры, в которой обретался Феодосий Печерский, неожиданно появилась его мать, которая все эти годы искала его и, наконец, нашла, ведомая голосом своего сердца. Однако, несмотря на искреннюю сыновью любовь, молодой пещерник поначалу отказался выйти к ней, говоря, что отныне у него, монаха, нет никого родных, кроме Господа Бога.

Лишь увещевания преподобного Антония, убедившего его в уместности такой встречи, заставили Феодосия покинуть на время своё убежище и выйти к матери. Увидев сына, несчастная женщина в слезах уговаривала его одуматься и вернуться домой, но он был непреклонен, и не только не поддался минутному соблазну, но после долгой беседы сумел уговорить мать саму отказавшись от мира, вступить на путь служения Богу. Когда же она, вняв его словам, затворилась в женской обители святителя Николая, Феодосий, пав на колени, благодарил Создателя за явленную Им милость.

Во главе Киево-Печерского монастыря

Суровая, наполненная непрестанными подвигами жизнь, которую вёл Феодосий Печерский, снискала ему глубочайшее почитание всей братии. Через несколько лет, проведённых в пещерном уединении, он был рукоположен в сан священника (иеромонаха), а ещё через некоторое время стал игуменом Киево-Печерского монастыря, основанного его духовным наставником и учителем, преподобным Антонием. Под его руководством жизнь в обители была поднята на ещё большую духовную высоту.

Возложив на себя ещё большие тяготы иноческого подвига, святой Феодосий Печерский ввёл в монастыре устав общежительной Студийской обители, основанной в V веке в Константинополе и отличавшейся необычайно строгими правилами. Основным её отличием являлся отказ монахов от личной собственности и полное обобществление имущества. Именно такой принцип, определивший всё дальнейшее направление развития иночества в России, и взял за основу святой Феодосий Печерский.

Невзирая на лица и звания

Строгость правил, установленных новым настоятелем, в равной степени распространялась как на насельников обители, так и на её посетителей, независимо от чинов и званий. Известен, например, случай, когда князь Киевский Изяслав Ярославович, приехав в обитель в неурочный час, был вынужден дожидаться у её ворот, пока наступит время впуска паломников. Гордый и заносчивый в повседневной жизни, он тем не менее смирил себя и покорно стоял среди прочих богомольцев.

Ярким свидетельством того, как мудро игумен умел строить отношения с людьми, является само житие Феодосия Печерского. Анализ его показывает, что, общаясь с представителями самых различных социальных слоёв, он всегда безошибочно находил нужный тон, руководствуясь Божьей заповедью о любви к ближнему, которая всегда встречала отклик в сердцах окружающих. И тому можно привести множество примеров.

Игумен с вожжами в руках

В связи с этим приходит на память эпизод, связанный с его посещением Киевского князя Изяслава, о котором уже упоминалось выше. Радушно принятый во дворце правител Феодосий Печерский, возвращаясь пешком в обитель и изрядно устав дорогой, попросился в телегу к мужику, ехавшему в том же направлении. Тот согласился, но, не ведая, что перед ним настоятель знаменитого монастыря, принимаемый и почитаемый самим князем, начал похваляться тем, что он труженик, в поте лица зарабатывающий хлеб, а его пассажир – попросту монах-бездельник.

В ответ на это, исполнившись истинно христианского смирения, Феодосий вызвался сам управлять лошадью, а мужику предложил всю дорогу спокойно отдыхать в телеге. Каково же было изумление этого простолюдина, увидевшего, как встречные вельможи останавливались и низко кланялись его добровольному вознице. Приехав в монастырь и выяснив в чём дело, мужик страшно испугался, но преподобный лишь с отеческой любовью благословил своего недавнего хулителя и велел накормить обедом, сделав его, таким образом, своим искренним почитателем.

Князь – узурпатор власти

Известно, что многие князья весьма высоко ценили духовную беседу с преподобным Феодосием и никогда не впадали в гнев за обличением их неправедных поступков, позволяя ему открыто высказывать своё мнение. Например, после того как Всеволод и Святослав Ярославовичи изгнали из Киева своего старшего брата Изяслава – законного наследника княжеского престола, Феодосий открыто обличал их в вероломстве и отказался поминать на молитве. Лишь спустя некоторое время ввиду ходатайства братии монастыря он изменил своё решение. Захвативший же власть в Киеве Святослав покаялся и сделал немалые вклады в церковную казну.

Кончина и последующая канонизация

Предвидя скорую кончину, святой Феодосий призвал всю монастырскую братию и, помолившись с ними, благословил на дальнейшие труды во спасение своих душ. Отдав несколько последних распоряжений, он мирно отошёл ко Господу 3 мая 1074 года. Его тело было погребено в пещере, ископанной им когда-то на берегу Днепра, где почивший праведник начинал своё служение Богу, благословляемый духовным наставником – преподобным Антонием.

Через пятнадцать лет после этого, желая перенести прах своего настоятеля в усыпальницу основанной им церкви Успения Пресвятой Богородицы и вскрыв для этого могилу, братия обнаружили его мощи нетленными. Это событие, а также чудеса Феодосия Печерского, явленные на месте его погребения, такие как исцеление недужных, дарование обильного чадородия, избавление от напастей и т. д., послужили поводом для его канонизации, совершившейся в 1108 году. Его первое житие было составлено незадолго до этого монахом Киево-Печерского монастыря – прославленным летописцем Нестором.

Следует заметить попутно, что и сегодня существует немало свидетельств о чудесах по молитвам ко святому, вознесённых вблизи мест его прежнего подвижничества. В связи с этим можно упомянуть многие записи, сделанные в книгах Киево-Печерской лавры. В них приводятся факты исцелений даже самых безнадёжных больных и обретения семейного счастья теми, кто потерял в этом последнюю надежду.

Литературные труды преподобного Феодосия Печерского

В качестве литературного наследия Феодосию Печерскому приписывается около двадцати различных произведений, но научно доказано его авторство лишь половины из них. В число творений, бесспорно принадлежащих его перу, вошли восемь наставлений духовного содержания, послание князю Киевскому Изяславу, а также молитва, которую составил Феодосий Печерский.

Поучения преподобного являются своего рода завещанием всем будущим поколениям православных иноков. В них он призывает вставших на путь служения Богу не поддаваться искушениям плоти и уклоняться от бесовских помышлений, вселяемых врагом рода человеческого в сердца иноков. Кроме того, во многих своих обращениях он призывает монахов сторониться лености, также насылаемой бесом и являющейся причиной большинства пороков.

Указывает он и на истинную причину раздоров и брани, возникающих порой между ними. В качестве их постоянного виновника святой указывает, опять же, на дьявола – извечного врага добра и любви. Поэтому каждый дурной помысел в отношении ближнего Феодосий учит рассматривать как очередное вражье наущение. В качестве одного из наиболее действенных средств в борьбе с лукавым он предлагает исповедь и покаяние, принесённое со всей искренностью и прямотой.

Память о преподобном Феодосии Печерском

На протяжении девяти столетий, минувших со дня смерти преподобного Феодосия, он является одним из наиболее почитаемых русских святых, житие которого относится к числу самых читаемых религиозных произведений. В его честь слагались акафисты и воздвигались храмы. Сегодня на территории Российской Федерации наиболее известным является храм Феодосия Печерского, находящийся в Крыму в селе Охотниково. Всего же их насчитывается тринадцать, часть которых находится в собственности монастырей. В самом Киеве церковь во имя этого святого была возведена на месте, где, по преданию, находилась его пещера.

Реабилитационный центр имени Феодосия Печерского

Кроме этого, в городе Курске уже много лет действует медико-социальный реабилитационный центр Феодосия Печерского. В нём осуществляется всесторонняя медицинская и психологическая помощь инвалидам, в том числе и детям. Расположенный в живописном месте, называемом Урочище Солянка, центр приобрёл заслуженную славу благодаря высокому профессиональному уровню медперсонала и качеству обслуживания больных.

Житие Беды Достопочтенного – полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святого

  • ЖАНРЫ 359
  • АВТОРЫ 257 287
  • КНИГИ 589 906
  • СЕРИИ 21 963
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 548 548

Николай Чудотворец: полная история жизни, чудес и святости

«Благословите, братия, про чудо сказать,

про чудо Святителя Миколы,

про Святителя Миколу Чудотворца»

Величие чудесных явлений и знамений Угодника Божия Николая было причиной того, что уже с самых ранних пор (с V в.) появились жизнеописания его, число которых с течением времени увеличивалось. С XI века «Жития св. Николая» переходят к нам в Россию и появляются главным образом в двух редакциях: в рукописных списках и сборниках. В последнее время и в нашей агиографической литературе появились опыты критического отношения к существовавшим изложениям жизни Святителя Николая.

Предлагаемое читателям «Житие Святителя Христова Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца», следуя «Житию» его по изложению св. Димитрия Ростовского, проверено и пополнено всеми, по возможности, сведениями, какие только возможно было собрать у церковных писателей. Кроме того, жизнь его представлена здесь в связи с теми великими событиями, при которых жил и действовал Святитель Николай. Эти события необходимо влияли на жизнь и деятельность Божия Угодника и отражались на ней более или менее заметно, и поэтому современные писания о них не только поверяют и поясняют, но отчасти и пополняют скудные сведения о той или иной поре жизни великого Чудотворца.

Блаженная кончина Святителя Николая произошла в Мирах Ликийских. Но честные его мощи оставались здесь только до конца XI в., когда они, по воле Божией, были перенесены в италийский город Бари. Перенесение честных мощей Святителя Николая в Бар-град с непосредственно предшествовавшими и следовавшими за ним событиями составляет поэтому предмет второго раздела «Жития».

Ввиду несомненного интереса, который представляют для христианина Мирликийская церковь, где первоначально были погребены мощи св. Николая, и Барградская церковь, в которой они находятся в настоящее время, мы поместили рассказы об этих дорогих для христиан достопримечательностях и наших русских путешественников к святым местам.

По милости Божией пастырская деятельность св. Николая не закончилась праведным успением его в Мирах Ликийских, а чудесно прославилась по всем почти следовавшим векам на пространстве Православной Церкви.

Вместо предисловия ко второй части настоящего труда, в качестве составителя ее, считаю нужным заметить со своей стороны следующее.

Потребность в подобном предпринятом нами подробном сборнике сведений о Святителе Николае давно уже назрела в нашем обществе и требует удовлетворения. С разных сторон давно уже слышатся запросы о цельном и полном исследовании об Угоднике Божием, искони столь славном и почитаемом в нашем отечестве. Поэтому, когда я увидел, что располагаю уже довольно обширным запасом сведений о Чудотворце, хотя еще и не совершенно законченным, я решил на время остановиться и окончить свою работу, хотя и из того неполного, что я имел. Меня подкрепляла в моем решении мысль, что и в том, что даст моя работа в настоящем своем виде, она крайне своевременна, полезна и даже необходима. Я думал, что если и выйдет односторонне обработанным мое исследование, то – во-первых – этим оно не лишает меня возможности продолжать далее свои изыскания и впоследствии дополнить и обработать свой труд совершенно. Во-вторых – православные читатели, которым главным образом посвящается это исследование, легко извлекут из него и в таком виде все потребное для их души, ума и сердца. Религиозному сознанию русского народа и из предлагаемого будет видно все великое национальное, историческое значение славного Чудотворца для нашего отечества, и сердцу каждого благоговейного русского человека достаточно будет и сказанного для проникновения чувствами удивления, восторга, благодарности и любви к Святителю. Вместе с тем я надеялся, что и в таком виде мой труд представит во всей целостности если не всю сущность, то весь объем и путь исследования о великом Угоднике по отношению к его величайшему значению для нашей земли. Осмеливаюсь полагать, что, в соединении с первой половиной труда моего сотоварища, моя часть и в таком виде доставит почитателям Святителя если не все постоянное законченное здание литературного храма имени Чудотворца, то хотя весь план этого памятника, широко намеченный, и много материала.

Итак, основываясь на всем вышесказанном, прошу моих будущих читателей благосклонно извинить мне многие недостатки моего труда, все, иногда столь очевидное, в нем несоответствие между величием взятой на себя задачи и несовершенством ее исполнения.

В заключение считаю своим долгом выразить искреннюю свою признательность всем лицам, сочувственно отозвавшимся на мои запросы о их местных святынях имени Угодника и помогшим мне художественным и литературным материалом в моей работе, и особенно глубокочтимому профессору Н. В. Покровскому.

Житие и чудеса Cвятителя Николая

ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ХРИСТОВА НИКОЛАЯ, АРХИЕПИСКОПА МИРЛИКИЙСКОГО, ЧУДОТВОРЦА

Гонение на христиан Валериана. Рождение святого Николая до выступления на общественное служение

Около 16 веков прошло с тех пор, как жил на земле Святитель и Угодник Божий Николай, великий чудотворец, архиепископ Мирликийский, которого теперь чтит и прославляет весь христианский мир за его ревность по вере, добродетельную жизнь и бесчисленные чудеса, совершаемые им и до сих пор всем, прибегающим к нему с верой в его помощь и милосердие Божие.

Промыслу Божию угодно было послать на землю Святителя Николая в одно из самых трудных для христианства времен. Третий век по Рождеству Христову, во второй половине которого он родился, был временем решительной борьбы христианства и язычества, когда окончательно должен был решиться вопрос – Христова ли вера заменит язычество, или же последнее останется несокрушимым и навсегда подавит христианство? Христианство, несомненно, превосходило уже разлагавшееся язычество своей внутренней силой, основанной на божественном учении Иисуса Христа и Его святых апостолов. Но на стороне язычества находилась в то время внешняя сила, которая всеми доступными ей средствами старалась подавить ненавистное для нее христианство. Так, христианин считался преступником законов, врагом Римских богов и кесаря, язвой общества, которую всячески старались истребить. Ревностные язычники – римские императоры, – считая христианство погибелью для Римской империи, а христиан – самыми опасными ее врагами, устроили на них жестокие гонения, во время которых заставляли их отрекаться от Христа и поклоняться идолам и изображениям кесаря. Если же христиане не соглашались на это, их бросали в темницы и подвергали мучительнейшим пыткам – томили голодом и жаждой, били розгами, веревками и железными прутьями, жгли на огне. Если же и после всего этого они оставались непоколебимы в христианской вере, то их предавали не менее мучительной смерти – топили в реках, отдавали на растерзание диким зверям, сжигали в печах или на кострах. Невозможно перечислить все те жестокие мучения, которым подвергали раздраженные язычники ни в чем не повинных христиан! Одним из самых тяжелых гонений на христиан было гонение, предпринятое римским императором Валерианой. В 258 году по P. X. он издал эдикт, которым предписывались ужасные меры по отношению к христианам. По этому эдикту епископы, пресвитеры и диаконы умерщвлялись мечами; сенаторы и судьи лишались своих имуществ, а если и тогда оставались христианами, то также предавались казни; знатные женщины, по отобрании у них имущества, отправлялись в ссылку, все прочие христиане, закованные в цепи, осуждались на каторжные работы. Гонение это с особой силой пало на пастырей Церкви, и многие из них запечатлели свою веру мученической смертью. (Тогда святой Киприан в Карфагене пал под секирой, святой Лаврентий в Риме был испечен на железной решетке.)

Читайте также:  Православие и палеонтология: отношение церкви и мнение священников, как в Библии объясняются динозавры
Ссылка на основную публикацию