Житие чудотворца Спиридона Тримифунтского – полное жизнеописание, чудеса и дни памяти святого

Святитель Спиридон Тримифунтский: житие, чудеса, почитание

После смерти жены, в царствование императора Константина Великого (324–337) и его сына Констанция (337–361), святой Спиридон был избран епископом города Тримифунта. В его лице паства обрела любвеобильного отца, всей своей жизнью являвшего пример добродетельной жизни и трудолюбия.

Необычайная доброжелательность и душевная отзывчивость привлекли к нему многих: бездомные находили в его доме приют, странники – пищу и отдых. За непрестанную память о Боге и добрые дела Господь наделил святителя благодатными дарами: прозорливости, исцеления неизлечимых больных и изгнания бесов. Святитель исцелил тяжелобольного императора Констанция; разговаривал со своей скончавшейся дочерью Ириной; оживил благодатию Божией умершего ребенка, а затем и его мать, при виде чуда упавшую бездыханно. Известен случай, когда святому Спиридону во время утрени незримо сослужили Ангелы, и после каждой ектении слышалось их пение: «Господи, помилуй». Также на одном из богослужений лампада, в которой уже закончился елей, по молитве святителя наполнилась маслом сама собой…

Угодник Божий всегда стремился защитить благочестивых христиан, попавших в беду. Один из друзей святителя был оклеветан завистниками, заключен в тюрьму и приговорен к смертной казни. Святой поспешил на помощь, но путь ему преградил многоводный поток. Вспомнив, как перешел разлившийся Иордан Иисус Навин, святитель с твердой верой во всемогущество Божие вознес молитву, и поток расступился. Вместе со спутниками, невольными очевидцами чуда, святитель Спиридон перешел посуху на другой берег. Предупрежденный о происшедшем судья встретил святителя с почетом и отпустил невиновного.

Богомудрый архипастырь, желая спасти души своих соотечественников, нередко обличал и человеческие пороки. Провидя тайные грехи людей, святой призывал их к покаянию и исправлению. Тех, кто не внимал голосу совести и словам святого, постигало наказание Божие.

Однажды по какому-то важному делу святитель Спиридон отправился в село Эритра, находившееся в тридцати милях от столицы острова Кипр Константианы. Утомленный летним зноем и дальней дорогой, святой вошел в эритрский храм и попросил местного диакона не затягивать службу. Однако клирик, мечтавший о земной славе, продолжал медленно, напоказ возносить молитвы. Духовными очами богомудрый старец увидел в диаконе пагубную страсть тщеславия и, желая смирить гордеца, грозно воскликнул: «Замолчи, творец ослушания!»

За преслушание Тримифунтскому архипастырю Господь без малейшего промедления лишил голоса диакона, и он издавал лишь невнятные звуки. Пока святитель сам завершал чтение молитвы, молва о Божией каре, постигшей диакона, разнеслась по всему селению и глубоко огорчила его родственников и друзей. Они пришли к святому Спиридону и стали упрашивать чудотворца избавить их провинившегося земляка от недуга, который не позволит ему служить в церкви. В свою очередь, немой клирик припал к ногам владыки и, обливаясь слезами, знаками умолял о прощении.

После отеческого наставления диакону святитель Спиридон молитвенным заступничеством перед Богом смягчил суровое наказание, однако немой не исцелился полностью, чтобы благозвучный голос не подал ему нового повода к преткновению. С тех пор эритрский клирик говорил хриплым голосом, немного заикался, но косноязычие не ослабило, а укрепило в нем веру. Диакон прозрел духом и до конца жизни служил для потомков примером того, как опасно не слушаться святых старцев и превозноситься перед людьми.

Известен случай, когда к святителю Спиридону пришел перекупщик скота и попросил продать сотню коз из его стада. Бесстрастный служитель Христов не торговался с гостем о цене, и купец, поняв, что имеет дело с Божиим человеком, решил воспользоваться его простодушием. Хитрый торговец оставил плату в доме епископа только за 99 коз. Святой не стал пересчитывать деньги и отправился вместе с покупателем к стаду. Когда они подошли к загону, прозорливый пастырь сказал: «Входи, чадо, и забери столько коз, за скольких ты расплатился со мной».

Одержимый страстью к наживе, купец отсчитал 100 голов и выпустил стадо за ограду. Все козы последовали за новым хозяином, и лишь одна из них побежала назад. Торговец несколько раз выгонял ее из загона, но коза тотчас возвращалась к законному владельцу. Купец не мог понять, почему животное так поступает. Он разозлился и попытался на плечах унести чужое добро. Однако коза бодала рогами голову покупателя и очень громко блеяла.

Великодушный святитель не захотел открыто обличать своего гостя и тихо сказал обидчику: «Эта неразумная тварь неспроста воспротивилась… Не надо бороться с ней. Лучше поднимись в дом и проверь, сколько денег ты там оставил. Может быть, ты забыл за нее заплатить?»

Торговец понял, что совершенный им бесчестный поступок известен владыке. Он раскаялся, попросил прощения у святителя Спиридона и уже полностью расплатился за стадо. Коза же больше не упиралась и сама спокойно последовала за новым хозяином. Купец был настолько потрясен столь ясным проявлением воли Господней, что с Божией помощью искоренил в себе пагубное стремление к многостяжанию.

Святитель Спиридон был строгим ревнителем Церковного Устава и чрезвычайно заботился о сохранении во всей неприкосновенности Священного Писания. Он строго обличал священников, которые в своих проповедях неточно употребляли слова Евангелия и других Богодухновенных книг.

В 325 году святитель Спиридон участвовал в I Вселенском Соборе в Никее. Осененный Божией благодатию, он обратил в Православие ученого греческого философа, защищавшего ересь Ария: «Един Бог, сотворивший небо и землю, и создавший из земли человека, и устроивший все прочее, видимое и невидимое, Словом Своим и Духом; и мы веруем, что Слово это есть Сын Божий и Бог, Который, умилосердившись над нами, заблудшими, родился от Девы, жил с людьми, пострадал, и умер ради нашего спасения, и воскрес, и с Собою совоскресил весь род человеческий; мы ожидаем, что Он придет судить всех нас праведным судом и каждому воздаст по делам его; веруем, что Он одного Существа со Отцом, равной с Ним власти и чести… так исповедуем мы и не стараемся исследовать эти тайны любопытствующим умом, и ты не осмеливайся исследовать, как все это может быть, ибо тайны эти выше твоего ума и далеко превышают всякое человеческое знание». Философ признал правоту святителя и сказал своим друзьям: «Пока состязание велось посредством доказательств, я своим искусством спорить отражал все, что мне представляли. Но когда вместо доказательств из уст этого старца стала исходить какая-то особенная сила – доказательства против нее бессильны, – Богу человек противиться не может… последуем за этим старцем, устами его говорил Сам Бог». На Соборе в Никее святитель Спиридон так объяснил арианам исповедуемое православными единство Трех Божественных Ипостасей Святой Троицы: святой взял в руки кирпич и стиснул его – вверх мгновенно метнулся огонь, вода потекла вниз, а глина осталась в руках чудотворца. «Вот три стихии, а кирпич один, – сказал святитель Спиридон, – так и в Пресвятой Троице – Три Лица, а Божество Едино». По некоторым сведениям, святитель Спиридон участвовал и в деяниях Поместного Собора 342–343 годов в городе Сердике (ныне – столица Болгарии, София).

Господь открыл святителю приближение его кончины. Последние слова святого были о любви к Богу и ближним. Около 348 года во время молитвы святитель Спиридон преставился ко Господу. Погребли его в храме в честь Святых Апостолов в городе Тримифунте. Во второй половине VII века мощи святителя были перенесены в Константинополь, а в 1456 году – на остров Корфу в Ионическом море (греческое название острова – Керкира). Здесь, в одноименном городе Керкира (главный город острова), и поныне находятся святые мощи святителя Спиридона в храме, посвященном ему.

Рака с мощами святого украшена золотыми и серебряными изделиями – дарами тех, кому помог праведник. Мощи святителя по сей день сохраняются неповрежденными; даже кожный покров этого угодника Божия сохраняет свою мягкость. Сквозь стекло раки хорошо видно лицо святого. Его черты вполне узнаваемы, прекрасно сохранились волосы и зубы. Тело святого Спиридона имеет постоянную температуру 36,6 градуса, у него растут волосы и ногти. «Тело св. Спиридона, – говорит один ученый грек, – и доселе составляет для физиологов предмет справедливого удивления: оно мягко и растяжимо и как бы живо… в таком жарком месте, как Корфу; подверженное теплым и сырым испарениям, оно не потерпело ни малейшей перемены. Все это, как оно ни противоречит общим законам физики, несомненно, непререкаемо и основательно дознано».

В православном мире святитель Спиридон почитается как «ходящий» святой. Бывают случаи, когда хранители раки не могут ее открыть – тогда, как говорят керкирские священники, святого в раке просто нет, он ходит по острову. Подтверждением этого чуда является также и то, что одежду, в которую облачен угодник Божий, меняют раз в полгода, потому что она снашивается, будто святой не покоиться в раке, а ходит. Бархатные тапочки (их также называют башмачками или сапожками), одетые на ноги святого, также изнашиваются, и их дважды в год (перед Пасхой и накануне дня памяти святителя) заменяют на новые. Изношенные же тапочки разрезают на части и затем раздают верующим. По свидетельству греческих священнослужителей, во время переобувания чувствуется ответное движение.

Православная Церковь совершает память святителя Спиридона 12/25 декабря. На острове же Корфу (Керкира), кроме этого дня, память святого торжественно празднуют еще четыре раза – в Вербное Воскресенье (Неделю Ваий), Великую (Страстную) Субботу, 11 августа и в первое воскресенье ноября – в благодарность святителю за избавление от голода (в XVI веке), чумы (в 1630 и 1673 годах) и за победу в 1716 году над турками, которым явился святой Спиридон с мечом в руке, тем самым избавив жителей острова от насилия врагов. В эти дни в знак любви и почтения к святителю в Корфу совершаются крестные ходы, так называемые Литании.

Святитель Спиридон Тримифунтский издревле почитается на Руси наравне со святителем Николаем Мирликийским. Святого Спиридона также уподобляют пророку Илии, поскольку по молитве святителя во время засух, часто угрожавших острову Кипр, шел прохладительный дождь. «Солоноворот», или «поворот солнца на лето» (25 декабря по новому стилю), совпадающий с памятью Кипрского архипастыря, называли на Руси «Спиридоновым поворотом». Особым почитанием пользовался святитель Спиридон в древнем Новгороде и Москве. В 1633 году в Москве был воздвигнут храм во имя святителя. В Московском храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке ныне находится чтимая икона святителя Спиридона с частицей его святых мощей.

В Беларуси православные христиане также с любовью и благоговением молятся Тримифунтскому чудотворцу. В Витебской епархии, в деревне Мошканы Сенненского района, действует храм, посвященный святителю Спиридону. Угодника Божия почитают и в Полоцком Спасо-Евфросиниевском монастыре. 4 июня 2012 года, накануне празднования памяти преподобной Евфросинии Полоцкой, в Спасскую обитель была привезена икона святителя Спиридона Тримифунтского, написанная на острове Корфу (пожертвована благодетелями монастыря супругами Константином и Аллой Шавель). 11 ноября 2012 года в дар Спасо-Евфросиниевскому монастырю был передан тапочек с мощей святителя Спиридона и ковчег с сенью (изготовлен минским мастером-резчиком Алексеем Хацкевичем) для его хранения. Тапочек с мощей святого пожертвован Полоцкой обители супругами Константином и Аллой Шавель, ктиторами храма святителя Спиридона на Корфу, а ковчег для святыни – супругами Алексеем и Натальей Хацкевич. Ныне образ Кипрского архипастыря и ковчег с тапочком с его святых мощей пребывают в монастырском Кресто-Воздвиженском соборе.

Угоднику Божию молятся при материальных затруднениях, голоде, об обретении жилья, о даровании урожая, об исцелении и облегчении тяжелых болезней, об исправлении заблудших и о духовном совершенстве. Святитель Спиридон считается заступником вдов и сирот, помощником путешествующих, а также небесным покровителем домашнего скота и крестьянского труда.

Восхваляя богоугодное житие Тримифунтского чудотворца, Святая Церковь так воспевает добродетели святителя Спиридона: «Радуйся, человеколюбивый пастырю, избавляяй от бед словесныя овцы стада твоего», «Радуйся, богоблагодатный человеком помощниче», «Радуйся, источниче, благодатию обильный», «Радуйся, о немже изумляются Ангели».

О пречудный святителю Христов, отче Спиридоне! Нынешнее наше моление прием, избави нас от всех бед и напастей, укрепи на враги страну нашу, даруй нам оставление прегрешений и изми от вечныя смерти всех вопиющих о тебе к Богу: Аллилуия.

1. Бугаевский А. В. Святитель Спиридон, епископ Тримифунтский. Его жизнь, подвиги и чудотворения, изложенные по древним греческим рукописям. М., 2005.

Житие и служение церкви чудотворца Спиридона Тримифунтского

Житие святителя Спиридона Тримифунтского

Младенчество и юношеские годы

Родился Спиридон Тримифунтский на острове Кипр примерно в 270 году в семье простых крестьян. С малых лет он не тратил время на праздные забавы. Его жизнь отличается непрестанным служением Богу молитвой, трудом, любовью и помощью ближним. Спиридон трудился пастухом, убирал хлеб.

Святой не обладал богатством, но всегда помогал нуждающимся, давал им кров и пищу, помогал деньгами малоимущим. В «Четьи-Минеи» Святителя Дмитрия Ростовского святой сравнивается с ветхозаветными святыми Давидом, Иаковом и Авраамом. В жизнеописании особая кротость, сердечная доброта и любовь к странникам. Благочестивый Спиридон милостью Божией получил дар прозорливости и чудотворения.

Служение епископом

У Спиридона Тримифунтского была жена и дочь. Но жизнь семьи внезапно изменилась. Вскоре отошла ко Господу жена, затем дочь Ирина, которую отец сам крестил. Уповающий на Господа святитель не отчаялся из-за своей потери и продолжал свое служение Богу.

Во времена, когда трон империи занимал император Константин Великий, Спиридона Тримифунтского избрали епископом. Полученный сан не изменил батюшку. Он совмещал пастырское служение, став пастухом «словесных овец», с делами милосердия и обычными трудами ради пропитания. Зная тайные согрешения людей, святитель призывал их покаяться и исправиться. Пренебрегающих его словами и своей совестью наказывал Господь.

Читайте также:  Житие святого Иоанна Нового, Сочавского - полное жизнеописание, чудеса, мощи великомученика

В 325 году император велел собрать Первый Вселенский Собор, чтобы отцы определили основные истины христианства и осудили арианскую ересь. Находясь на Соборе, святой, не имеющий особого образования, своими словами заставил умолкнуть ученых, защищавших арианство, показав, что человеческая мудрость ничто пред Премудростью Божией. Тогда же святой явил подтверждение единства и нераздельности Святой Троицы. Взяв в руку кирпич, он сдавил его. Сверху вырвалось пламя огня, а снизу потекла вода. В ладони осталась лишь глина. При этом отец отметил, что как при трех стихиях кирпич один, так и в святой Троице Три Лица, но Божество Едино.

Святитель проявлял большое попечение о пастве, вверенной ему Господом. Его молитвами люди спасались от засухи, а взамен проливных губительных дождей наступала теплая сухая погода. Больные получали исцеление, демоны трепетали и изгонялись из людей. Биография святого содержит многочисленные свидетельства его чудесной помощи, полное описание которой изложил святитель Дмитрий Ростовский.

Окончание земного пути

Господь открыл святому дату и время его кончины. Святитель подготовился к переходу в вечность, приступив к таинствам. Даже перед отходом ко Господу святой не переставал наставлять людей в любви ко Христу и ближним. Земное странствие Спиридона Тримифунтского завершилось примерно в 348 году. Его похоронили в храме в Тримифунте.

Мощи святителя хранятся на острове Корфу, чудо которых ученые не могут объяснить. Они остаются мягкими и сохраняют температуру здорового человека – 36,6° С. Одежда и обувь на мощах постепенно изнашивается, из-за чего ее периодически меняют. Все дело в том, что святой продолжает ходить по земле и помогать людям. Порой раку с мощами невозможно открыть. Значит, в это время батюшка отправился на помощь к призывающим его людям.

Видео «Житие Спиридона Тримифунтского»

В этом видеосюжете представлено краткое жизнеописание святителя.

Прижизненные чудеса епископа

Святой Спиридон, Тримифунтский Чудотворец во время земной жизни явил много чудес, краткое описание которых составить сложно. В истории сохранились многочисленные свидетельства исцелений, спасения от голода. Вот лишь некоторые из них:

  1. Ирина – благочестивая дочь святителя, была доброй и кроткой. Одна дама попросила Ирину сохранить ее драгоценности. Когда девушка внезапно умерла, хозяйка сокровища переживала, поскольку никто не знал куда Ирина спрятала ее ценности. Тогда святой Спиридон воззвал к усопшей дочери, и из могилы послышался ее ответ. Она рассказала, где именно лежат данные на сохранение ценностей, и их нашли именно там.
  2. Однажды на острове Кипр установилась засуха. От бездождия гибли растения и животные, люди умирали от голода. По молитвам батюшки Спиридона Господь даровал мирный дождь, а земля дала богатый урожай.
  3. Когда друга батюшки Спиридона из зависти оклеветали, он был приговорен к смертной казни. Святой поспешил к нему на помощь. Но разлившийся большим потоком ручей преградил путь Батюшке. По примеру Иисуса Навина святой помолился, после чего поток остановился и открыл путь посуху для батюшки и идущих с ним. Узнав об этом, судья отпустил осужденного.
  4. Святой Спиридон избавил императора Констанция от смертельного заболевания.
  5. Молитвами святого Господь вернул к жизни умершего младенца.

Спиридон Тримифунтский почитаем в лике чудотворца

В чем помогает святой и как просить помощи

День памяти святого Спиридона Тримифунтского 12 декабря (25 декабря н. с.). Бытует мнение, что святому молятся о материальном благополучии и деньгах. Православные люди знают, что у Бога и Его святых деньги не просят. Господь помогает нуждающимся, люди получают помощь в решении материальных проблем, но сребролюбие – грех.

К помощи святителя прибегают в разных житейских нуждах: при проблемах на работе или жилищных трудностях.

В финансовой нужде люди обретают возможность изменить сложившуюся ситуацию. Батюшка Спиридон оказывает помощь всякому в любых проблемах и болезнях.

Как молиться – человек решает по зову души. Можно читать акафист святому, молитвы, петь тропарь, а вместе с этим рассказывать о сложившейся ситуации своими словами. Главное, чтобы человек просил с нелицемерной верой, без гордости, а просимое назначалось на доброе, а не на злое дело.

Чудеса по молитвам

Святой Спиридон Тримифунтский спасает от голода, материальной нужды, помогает решить жилищные проблемы, исцеляет от болезней. Чудес, совершаемых святым Спиридоном по молитвам верующих еще больше, чем чудес, совершенных им при жизни.

  1. В конце 1948 года в Керкиру прибыла женщина с 11-летним сыном, который не мог говорить с рождения. Ей приснилось, что батюшка Спиридон исцелит ее ребенка. Когда над отроком пронесли раку со святыми мощами, он, милостью Божией, начал говорить.
  2. В 1861 году в одной греческой семье мальчик 8 лет от роду был поражен тифозной лихорадкой. Была послана телеграмма родне на Керкиру, чтобы они отправились в храм святого и попросили об открытии раки с мощами. В момент открытия раки тело ребенка забилось в судорогах и он начал крепнуть и выздоравливать.
  3. В 2002 году р. Б. Елене после долгих безуспешных попыток обменять квартиру и совершения водосвятного молебна святителю Спиридону удалось решить квартирный вопрос.

Молитва святителю Спиридону Тримифунтскому

Святой Спиридон Тримифунтский служил Богу всей своей святой праведной жизнью. Он оставил нам пример истинного упования на Творца, защиты Святого Православия, любви к ближним.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Святой Спиридон Тримифунтский — икона, житие, молитва

Святой Спиридон Тримифунтский: житие

Святой Спиридон Тримифунтский родился около 270 года на острове Кипр. С раннего возраста отличался простодушием, добротой, кротостью и милосердием. Спиридон был пастухом, имел жену и детей. Он отличался гостеприимством странников и помощью бедным людям. После смерти жены Спиридон еще более усердно стал служил Богу, творя добрые дела. Еще при жизни прославился как чудотворец. По его молитвам к Богу больные и бесноватые получали исцеление, пробуждались умершие, сокрушались идолы.

Однажды на острове Кипр наступила засуха, после которой из-за неурожая от голода стали умирать люди. Тогда святой чудотворец Спиридон вознес молитву к Богу как ветхозаветный пророк Илия. Небо затянуло тучами и пошел проливной дождь, который не кончался несколько дней. Только после повторной молитвы Спиридона дождь прекратился. Как гласит предание, в тот год был обильный урожай.

Когда у Спиридона умерла дочь Ирина, к святому чудотворцу обратилась женщина. Она сказала, что давала девице на сохранение золотые украшения. Спиридон долго их искать везде по дому, однако ничего не нашел. Тогда святой подошёл к одру его умершей дочери и спросил, где она их спрятала. Ирина, как бы проснувшись, поднялась и указала тайник, откуда Спиридон и достал драгоценности.

Чудотворец Спиридон Тримифунтский исцелил императора Констанция (317-361). В то время император не получил излечения у врачей и обратился за помощью к Богу.

При византийском императоре Константине Великом (272-337) Спиридона поставили епископом в городе Тримифунт (поэтому он и называется Тримифунтский). В 325 году святой чудотворец принимал участие в Первом Вселенском соборе в Никее (современная Турция). Там святой, опровергая ересь арианства, на примере кирпича доказал единство Божества в Пресвятой Троице. Этот сюжет лег в основу иконографического изображения Спиридона Тримифунтского.

День памяти святого Спиридона Тримифунтского — 25 декабря по новому стилю.

Икона Спиридона Тримифунтского

На иконах святого Спиридона Тримифунтского всегда изображают в святительском облачении с вязанной шапочке на голове (ранняя форма митры епископа). В руках у него может быть Евангелие или развернутый свиток.

Также можно встретить особенную икону Спиридона Тримифунтского. На ней чудотворец держит глиняный кирпич, из которого вверх вздымает огонь, а вниз истекает вода. Такое изображение связано с участием святого Спиридона на Первом Вселенском соборе. Там при помощи кирпича он явил единство Пресвятой Троицы. Как кирпич — один, так и Бог — один. Как кирпич имеет три стихии (глину, воду и огонь), так и Бог имеет Три Лица (Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух).

Святой Спиридон Тримифунтский: в чем помогает

Из наставлений архимандрита Иоанна Крестьянкина (1910-2006) многим запомнились слова:

«Молились бы вы святителю Спиридону Тримифунтскому и были бы давно с жильем».

Так в народе утвердилось мнение, что быстро разрешить жилищный вопрос поможет святой Спиридон Тримифунтский.

О чем же просят святого? Молитва к этому чудотворцу действительно помогает в решении материальных и семейных проблем. Ему молятся о налаживании взаимопонимания и уважения в семейной жизни. Спиридон Тримифунтский до зрелого возраста был обычным человеком, которому были знакомы житейские и семейные заботы. Поэтому молитва о житейских нуждах этому святому более понятна и близка.

Главное не забывать, что не святые по своему желанию посылают те или иные блага. Только Господь по их молитвам и Своему милосердию дарует верующим просимое.

Чудеса по молитвам Спиридону Тримифунтскому

В 2007 году в Данилов монастырь (Москва) привезли с острова Корфу (Греция) мощи чудотворца Спиридона. На поклонение святыне приходило очень большое количество верующих. Им приходилось по несколько часов стоять в очереди. Многие получали помощь по молитвам к святому чудотворцу. Например, семья Бориса и Елены с тремя детьми, проживавшая в коммунальной квартире и не имевшая средств улучшить свои жилищные условия. Вскоре после поклонения святым мощам они вне очереди получили муниципальную квартиру.

В 2014 году по молитвам дочери и внучки к святому Спиридону получил исцеление житель Петербурга Петр. При повторном МРТ ранняя поставленный диагноз «гематома 8 см» не подтвердился.

Первая молитва святому Спиридону Тримифунтскому

О, великий и пречудный святителю Христов и чудотворче Спиридоне, Керкирская похвало, всея вселенныя светильниче пресветлый, теплый к Богу молитвенниче и всем к тебе прибегающим и с верою молящимся скоропредстательный заступниче!

Ты веру православную на Никейстем Соборе посреде отцев преславно изъяснил еси, ты единство Святыя Троицы чудесною силою показал еси и еретиков до конца посрамил еси. Услыши нас, грешных, святителю Христов, молящихся тебе, и сильным твоим предстательством у Господа избави нас от всякаго злаго обстояния: от глада, потопа, огня и смертоносныя язвы.

Ты бо во временней жизни своей от всех сих бедствий избавлял еси людей твоих: от нашествия агарян и от глада страну твою сохранил еси, царя от неисцельнаго недуга избавил и многия грешники к покаянию привел еси, мертвых преславно воскрешал еси, за святость же жития твоего Ангелы невидимо в церкви поющия и сослужащия тебе имел еси.

Сице убо прослави тебе, вернаго Своего раба, Владыка Христос, яко вся тайная человеческая деяния дарова тебе разумети и обличати неправедно живущия. Многим в скудости и недостаточестве живущим ты усердно помогал еси, люди убогия изобильно во время глада напитал еси и ина многа знамения силою в тебе живущаго Духа Божия сотворил еси.

Сице и нас не остави, святителю Христов, поминай нас, чад своих, у Престола Вседержителя и умоли Господа, да подаст многих наших грехов прощение, безбедное и мирное житие да дарует нам, кончины же живота непостыдныя и мирныя и блаженства вечнаго в будущем веце сподобит нас, да выну возсылаем славу и благодарение Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Вторая молитва святителю Спиридону Тримифунтскому

О, всеблаженне святителю Спиридоне, великий угодниче Христов и преславный чудотворче!

Предстояй на Небеси Престолу Божию с лики Ангел, призри милостивым оком на предстоящия зде люди и просящий сильныя твоея помощи. Умоли благоутробие Человеколюбца Бога, да не осудит нас по беззакониим нашим, но да сотворит с нами по милости Своей!

Испроси нам у Христа и Бога нашего мирное и безмятежное житие, здравие душевное и телесное, земли благоплодие и во всем всякое изобилие и благоденствие, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от щедрого Бога, но во славу Его и в прославление твоего заступления!

Избави всех верою несумненною к Богу приходящих от всяких бед душевных и телесных. от всех томлений и диавольских наветов! Буди печальным утешитель, недугующим врач, в напастех помощник, нагим покровитель, вдовицам заступник, сирым защитник, младенцем питатель, старым укрепитель, странствующим путевождь, плавающим кормчий и исходатайствуй всем крепкия помощи твоея требующим вся, яже ко спасению, полезная!

Яко да твоими молитвами наставляеми и соблюдаеми, достигнем в вечный покой и купно с тобою прославим Бога, в Троице Святей славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь

Собора перваго показался еси поборник, и чудотворец, богоносе Спиридоне отче наш. Темже мертву ты во гробе возгласив, и змию в злато претворил еси: и внегда пети тебе святыя молитвы, ангелы сослужащыя тебе имел еси священнейший. Слава давшему тебе крепость, слава венчавшему тя, слава действующему тобою всем исцеления.

Кондак

Любовию Христовою уязвився священнейший, ум вперив зарею Духа, детельным видением твоим деяние обрел еси богоприятне, жертвенник божественный быв, прося всем божественнаго сияния.

Величание

Величаем тя, святителю отче Спиридоне, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Святитель Спиридо ́ н , епископ Тримифунтский

День памяти

Житие

Свя­ти­тель Спи­ри­дон Три­ми­фунт­ский ро­дил­ся в кон­це III ве­ка на ост­ро­ве Кипр. О его жиз­ни све­де­ний со­хра­ни­лось ма­ло. Из­вест­но, что он был пас­ту­хом, имел же­ну и де­тей. Все свои сред­ства он от­да­вал на нуж­ды ближ­них и стран­ни­ков, за это Гос­подь воз­на­гра­дил его да­ром чу­до­тво­ре­ния: он ис­це­лял неиз­ле­чи­мо боль­ных и из­го­нял бе­сов. По­сле смер­ти же­ны, в цар­ство­ва­ние им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го (306–337), он был из­бран епи­ско­пом го­ро­да Три­ми­фун­та. В сане епи­ско­па свя­ти­тель не из­ме­нил сво­е­го об­ра­за жиз­ни, со­еди­нив пас­тыр­ское слу­же­ние с де­ла­ми ми­ло­сер­дия. По сви­де­тель­ству цер­ков­ных ис­то­ри­ков, свя­ти­тель Спи­ри­дон в 325 го­ду при­ни­мал уча­стие в де­я­ни­ях I Все­лен­ско­го Со­бо­ра. На Со­бо­ре свя­ти­тель всту­пил в со­стя­за­ние с гре­че­ским фило­со­фом, за­щи­щав­шим ари­е­ву ересь. Про­стая речь свя­ти­те­ля Спи­ри­до­на по­ка­за­ла всем немощь че­ло­ве­че­ской муд­ро­сти пе­ред Пре­муд­ро­стью Бо­жи­ей: «Слу­шай, фило­соф, что я бу­ду го­во­рить те­бе: мы ве­ру­ем, что Все­мо­гу­щий Бог из ни­че­го со­здал Сво­им Сло­вом и Ду­хом небо, зем­лю, че­ло­ве­ка и весь ви­ди­мый и неви­ди­мый мир. Сло­во это есть Сын Бо­жий, Ко­то­рый со­шел ра­ди на­ших гре­хов на зем­лю, ро­дил­ся от Де­вы, жил с людь­ми, по­стра­дал, умер для на­ше­го спа­се­ния и за­тем вос­крес, ис­ку­пив Сво­и­ми стра­да­ни­я­ми пер­во­род­ный грех, и со­вос­кре­сил с Со­бою че­ло­ве­че­ский род. Мы ве­ру­ем, что Он Еди­но­су­щен и Рав­но­че­стен со От­цем, и ве­ру­ем это­му без вся­ких лу­ка­вых из­мыш­ле­ний, ибо тай­ну эту по­стиг­нуть че­ло­ве­че­ским ра­зу­мом невоз­мож­но».

Читайте также:  Феофилакт Болгарский - жизнь и биография святого, труды и творения, дни памяти и почитания

В ре­зуль­та­те бе­се­ды про­тив­ник хри­сти­ан­ства сде­лал­ся его рев­ност­ным за­щит­ни­ком и при­нял Свя­тое Кре­ще­ние. По­сле раз­го­во­ра со свя­тым Спи­ри­до­ном, об­ра­тив­шись к сво­им дру­зьям, фило­соф ска­зал: «Слу­шай­те! По­ка со­стя­за­ние со мною ве­лось по­сред­ством до­ка­за­тельств, я вы­став­лял про­тив од­них до­ка­за­тельств дру­гие и сво­им ис­кус­ством спо­рить от­ра­жал все, что мне пред­став­ля­ли. Но ко­гда, вме­сто до­ка­за­тель­ства от ра­зу­ма, из уст это­го стар­ца на­ча­ла ис­хо­дить ка­кая-то осо­бая си­ла, до­ка­за­тель­ства ста­ли бес­силь­ны про­тив нее, так как че­ло­век не мо­жет про­ти­вить­ся Бо­гу. Ес­ли кто-ни­будь из вас мо­жет мыс­лить так же, как я, то да уве­ру­ет во Хри­ста и вме­сте со мною да по­сле­ду­ет за этим стар­цем, уста­ми ко­то­ро­го го­во­рил Сам Бог».

На том же Со­бо­ре свя­ти­тель Спи­ри­дон явил про­тив ари­ан на­гляд­ное до­ка­за­тель­ство Един­ства во Свя­той Тро­и­це. Он взял в ру­ки кир­пич и стис­нул его: мгно­вен­но вы­шел из него вверх огонь, во­да по­тек­ла вниз, а гли­на оста­лась в ру­ках чу­до­твор­ца. «Се три сти­хии, а пл­ин­фа (кир­пич) од­на, – ска­зал то­гда свя­ти­тель Спи­ри­дон, – так и в Пре­свя­той Тро­и­це – Три Ли­ца, а Бо­же­ство Еди­но».

Свя­ти­тель с боль­шой лю­бо­вью за­бо­тил­ся о сво­ей пастве. По его мо­лит­ве за­су­ха сме­ня­лась обиль­ным жи­во­тво­ря­щим до­ждем, а непре­рыв­ные до­жди – вёд­ром (тёп­лой, су­хой по­го­дой), ис­це­ля­лись боль­ные, из­го­ня­лись де­мо­ны.

Од­на­жды к нему при­шла жен­щи­на с мерт­вым ре­бен­ком на ру­ках, про­ся за­ступ­ни­че­ства свя­то­го. По­мо­лив­шись, он вер­нул мла­ден­ца к жиз­ни. Мать, по­тря­сен­ная ра­до­стью, упа­ла без­ды­хан­ной. Но мо­лит­ва угод­ни­ка Бо­жия вер­ну­ла жизнь и ма­те­ри.

Как-то, спе­ша спа­сти сво­е­го дру­га, окле­ве­тан­но­го и при­го­во­рен­но­го к смер­ти, свя­ти­тель был оста­нов­лен в пу­ти неожи­дан­но раз­лив­шим­ся от на­вод­не­ния ру­чьем. Свя­той при­ка­зал по­то­ку: «Стань! Так по­веле­ва­ет те­бе Вла­ды­ка все­го ми­ра, дабы я мог пе­рей­ти и спа­сен был муж, ра­ди ко­то­ро­го спе­шу». Во­ля свя­ти­те­ля бы­ла ис­пол­не­на, и он бла­го­по­луч­но пе­ре­шел на дру­гой бе­рег. Су­дья, пре­ду­пре­жден­ный о про­ис­шед­шем чу­де, с по­че­том встре­тил свя­то­го Спи­ри­до­на и от­пу­стил его дру­га.

Из­ве­стен из жиз­ни свя­ти­те­ля и та­кой слу­чай. Как-то он за­шел в пу­стую цер­ковь, по­ве­лел воз­жечь лам­па­ды и све­чи и на­чал бо­го­слу­же­ние. Про­воз­гла­сив «Мир всем», он и диа­кон услы­ша­ли в от­вет свер­ху раз­дав­ше­е­ся ве­ли­кое мно­же­ство го­ло­сов, воз­гла­ша­ю­щих: «И ду­хо­ви тво­е­му». Хор этот был ве­лик и слад­ко­глас­нее вся­ко­го пе­ния че­ло­ве­че­ско­го. На каж­дой ек­те­нии неви­ди­мый хор пел «Гос­по­ди, по­ми­луй». При­вле­чен­ные до­но­сив­шим­ся из церк­ви пе­ни­ем, к ней по­спе­ши­ли на­хо­див­ши­е­ся по­бли­зо­сти лю­ди. По ме­ре то­го, как они при­бли­жа­лись к церк­ви, чу­дес­ное пе­ние все бо­лее и бо­лее на­пол­ня­ло их слух и услаж­да­ло серд­ца. Но ко­гда они во­шли в цер­ковь, то не уви­де­ли ни­ко­го, кро­ме епи­ско­па с немно­ги­ми цер­ков­ны­ми слу­жи­те­ля­ми, и не слы­ха­ли уже бо­лее небес­но­го пе­ния, от че­го при­шли в ве­ли­кое изум­ле­ние.

Свя­той Си­ме­он Ме­та­фраст, опи­са­тель его жи­тия, упо­доб­лял свя­то­го Спи­ри­до­на пат­ри­ар­ху Ав­ра­аму в доб­ро­де­те­ли го­сте­при­им­ства. «На­доб­но знать и то, как он при­ни­мал стран­ни­ков», – пи­сал близ­кий к мо­на­ше­ским кру­гам Со­зо­мен, при­во­дя в сво­ей «Цер­ков­ной ис­то­рии» уди­ви­тель­ный при­мер из жиз­ни свя­ти­те­ля. Од­на­жды по на­ступ­ле­нии Че­ты­ре­де­сят­ни­цы в его дом по­сту­чал­ся стран­ник. Ви­дя, что пут­ник очень утом­лен, свя­той Спи­ри­дон ска­зал до­че­ри: «Об­мой-ка но­ги это­му че­ло­ве­ку да пред­ло­жи ему по­есть». Но вви­ду по­ста не бы­ло сде­ла­но нуж­ных за­па­сов, ибо свя­ти­тель «вку­шал пи­щу толь­ко в опре­де­лен­ный день, а в про­чие оста­вал­ся без пи­щи». По­это­му дочь от­ве­ти­ла, что в до­ме нет ни хле­ба, ни му­ки. То­гда свя­той Спи­ри­дон, из­ви­нив­шись пе­ред го­стем, при­ка­зал до­че­ри под­жа­рить быв­шее в за­па­се со­ле­ное сви­ное мя­со и, уса­див за стол стран­ни­ка, при­нял­ся за тра­пе­зу, убеж­дая то­го че­ло­ве­ка под­ра­жать се­бе. Когда же последний, называя себя христианином, отказался, святитель не стал возражать, заметив: «Слово Божие изрекло: для чистых все чисто» (Тит.1:15).

Дру­гая ис­то­рия, со­об­щен­ная Со­зо­ме­ном, так­же весь­ма ха­рак­тер­на для свя­ти­те­ля: у свя­то­го был обы­чай из со­бран­но­го уро­жая од­ну часть раз­да­вать бед­ным, а дру­гую от­да­вать нуж­да­ю­щим­ся в долг. Сам он лич­но ни­че­го не да­вал, а про­сто по­ка­зы­вал вход в кла­до­вую, где каж­дый мог взять, сколь­ко нуж­но, и по­том воз­вра­тить та­ким же об­ра­зом, без про­вер­ки и от­че­та.

Из­ве­стен так­же рас­сказ Со­кра­та Схо­ла­сти­ка о том, как во­ры ре­ши­ли по­хи­тить овец свя­то­го Спи­ри­до­на: глу­бо­кой но­чью за­бра­лись они в ов­чар­ню, но тут же неви­ди­мой си­лой ока­за­лись свя­зан­ны­ми. Ко­гда на­ста­ло утро, свя­той при­шел к ста­ду и, уви­дев свя­зан­ных раз­бой­ни­ков, по­мо­лив­шись, раз­вя­зал их и дол­го уго­ва­ри­вал оста­вить без­за­кон­ный путь и до­бы­вать про­пи­та­ние чест­ным тру­дом. По­том, по­да­рив им по ов­це и от­пус­кая их, лас­ко­во ска­зал: «Пусть же не на­прас­но вы бодр­ство­ва­ли».

Ча­сто упо­доб­ля­ют свя­то­го Спи­ри­до­на про­ро­ку Илии, ибо так же по мо­лит­ве его во вре­мя за­сух, ча­сто угро­жав­ших ост­ро­ву Кипр, шел дождь: «Рав­но­ан­гель­на Спи­ри­до­на зрим, ве­ли­ка­го чу­до­твор­ца. Неко­гда стра­на от без­до­ж­дия и за­су­хи вель­ми по­стра­да: бысть глад и яз­ва, и мно­гое мно­же­ство лю­дей ум­ро­ша, мо­лит­ва­ми же свя­ти­те­ля сни­де с небе­се на зем­лю дождь: лю­дие же, из­бав­ль­ше­ся от бед­ствия, бла­годар­ствен­но взы­ва­ху: Ра­дуй­ся, ве­ли­ко­му про­ро­ку упо­до­би­вый­ся и дождь, отъ­ем­лю­щий глад и неду­ги, бла­говре­мен­ный низ­вел еси».

Все жи­тие свя­ти­те­ля по­ра­жа­ет уди­ви­тель­ной про­сто­той и си­лой чу­до­тво­ре­ния, да­ро­ван­ной ему от Гос­по­да. По сло­ву свя­ти­те­ля про­буж­да­лись мерт­вые, укро­ща­лись сти­хии, со­кру­ша­лись идо­лы. Ко­гда в Алек­сан­дрии пат­ри­ар­хом был со­зван Со­бор ра­ди со­кру­ше­ния идо­лов и ка­пищ, по мо­лит­вам от­цов Со­бо­ра па­ли все идо­лы, кро­ме од­но­го, са­мо­го по­чи­та­е­мо­го. Пат­ри­ар­ху в ви­де­нии бы­ло от­кры­то, что идол этот остал­ся для то­го, чтобы быть со­кру­шен­ным свя­ти­те­лем Спи­ри­до­ном Три­ми­фунт­ским. Вы­зван­ный Со­бо­ром свя­ти­тель сел на ко­рабль, и в тот мо­мент, ко­гда ко­рабль при­стал к бе­ре­гу и свя­ти­тель сту­пил на зем­лю, идол в Алек­сан­дрии со все­ми жерт­вен­ни­ка­ми по­верг­ся в прах, чем воз­ве­стил пат­ри­ар­ху и всем епи­ско­пам при­бли­же­ние свя­ти­те­ля Спи­ри­до­на.

В пра­вед­но­сти и свя­то­сти про­жил свя­той Спи­ри­дон зем­ную жизнь и в мо­лит­ве пре­дал ду­шу свою Гос­по­ду (ок. 348 го­да). В ис­то­рии Церк­ви свя­ти­тель Спи­ри­дон по­чи­та­ет­ся вме­сте со свя­ти­те­лем Ни­ко­ла­ем, ар­хи­епи­ско­пом Мир­ли­кий­ским.

Мо­щи его по­ко­ят­ся на ост­ро­ве Кор­фу в церк­ви его име­ни (кро­ме дес­ной ру­ки, ко­то­рая в Ри­ме).

Чудо святителя Спиридона Тримифунтского

Уже почти 1700 лет мощи святителя Спиридона Тримифунтского остаются нетленными. Более того, они, подобно живому телу, мягки и имеют температуру тела здорового человека — 36,6 градусов. Ученые, исследовавшие феномен, только разводят руками и констатируют это как «факт, не изученный наукой». Люди верующие относятся к этому проще и называют явление нетленных мощей Спиридона Тримифунтского великим Божьим чудом.

Сейчас мощи святителя находятся на острове Корфу в городе Керкиры. И если сказать, что его на острове почитают — значит, ничего не сказать о народной любви к святому. Для всех жителей Корфу Спиридон Тримифунтский — как родственник, важный и бесконечно уважаемый.

В нашей стране святителя Спиридона Тримифунтского почитали испокон веков. Простой и кроткий, он не мог не полюбиться народу с «загадочной русской душой». Люди молились святому с надеждой на заступничество перед Господом во всяких житейских трудностях, равно как и Николаю Чудотворцу. Так уж получилось, что оба этих святых и жили в одно время, оба сыграли важную роль в установлении истинной православной веры, и дни памяти их находятся в церковном календаре совсем рядом. 19 декабря мы вспоминаем святителя Николая архиепископа Мир Ликийских, а через шесть дней, 25 числа — Спиридона Тримифунтского.

Житие святителя Спиридона Тримифунтского удивительно, полно чудес и, конечно, не может оставить душу равнодушной, не охваченной духовной жаждой. Сам Спиридон с детских лет находил утешение лишь в уединении, проведенном в молитве и псалмопении. Он родился на Кипре в небогатой семье в конце III века. Спиридон был пастухом и занимался этим всю жизнь — даже в епископском сане. Неслучайно на иконах он изображен не в дорогой митре, а в простой шапочке, сплетенной из лозы или сшитой из овечьей шерсти. Такие носили в те времена пастухи. До принятия сана Спиридон был женат, имел детей. Однако вскоре жена умерла, и он с еще большим усердием стал угождать Богу делами милосердия. За его благочестивую жизнь и чистое боголюбивое сердце Господь наградил его даром чудотворения, а в правление императора Константина Великого Спиридона хиротонисали во епископа Кипрского города Тримифунта.

Светлая жизнь Спиридона Тримифунтского наполнена большим количеством чудес. Святитель воскрешал мертвых, изгонял бесов, вызывал дождь в сильную засуху, но, пожалуй, одним из самых важных событий тех времен остается участие Спиридона Тримифунтского в I Вселенском соборе, созванном в 325 году для разоблачения ереси Ария. Тот утверждал, что Сын Божий — это созданное Богом Отцом творение, то есть не равное Ему Лицо. На стороне Ария выступали многие философы, которые силою слова и ложных логических умозаключений разрушали доводы в пользу Единосущной Троицы. Казалось, спору не будет конца…

Тогда попросил вступить в состязание Спиридон Тримифунтский. К слову, зная его душевную простоту и неученость, святителя не хотели пускать, однако он настоял на своем. Лишенная громких фраз речь свт. Спиридона показала всем немощь человеческой мудрости перед Премудростью Божией: «Слушай, философ, что я буду говорить тебе, — начал святитель. Мы веруем, что Всемогущий Бог из ничего создал Своим Словом и Духом небо, землю, человека и весь видимый и невидимый мир. Слово это есть Сын Божий, Который сошел ради наших грехов на землю, родился от Девы, жил с людьми, пострадал, умер для нашего спасения и затем воскрес, искупив Своими страданиями первородный грех, и совоскресил с Собою человеческий род. Мы веруем, что Он Единосущен и Равночестен со Отцем, и веруем этому без всяких лукавых измышлений, ибо тайну эту постигнуть человеческим разумом невозможно».

В самое сердце философа проникли эти слова. Он, наконец-то, понял бессмысленность всех своих доводов против речи святого, устами которого говорит Сам Бог. Обратившись к друзьям, он призвал их последовать за старцем. Спиридон Тримифунтский показал и наглядное доказательство Единства во Святой Троице. Взяв в руки кирпич, он стиснул его — вверх поднялся огонь, вниз потекла вода, а в руках осталась глина. «Се три стихии, а плинфа (кирпич) одна, — сказал тогда святитель, — так и в Пресвятой Троице — Три Лица, а Божество Едино».

Собор осудил и отверг ересь Ария и утвердил непреложную истину — догмат: Сын Божий есть истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а НЕ СОТВОРЕН, и единосущен с Богом Отцом. Именно так все мы исповедуем свою веру и по сей день.

Известен случай, когда святитель Спиридон Тримифунтский служил Богослужение вместе с Ангелами. Было это так: вошел он как-то в храм и, несмотря на отсутствие людей, велел возжечь все лампады и все свечи. Святитель с необычайной одухотворенностью начал богослужение. Провозгласив «Мир всем», он и другие священнослужители услышали в ответ великое множество голосов сверху: «И духови твоему». На каждой ектении хор пел «Господи, помилуй», и не было для слуха ничего слаще этих голосов. Ни один даже самый искусный человеческий хор не мог сравниться с этим чудным небесным пением. Люди слышали его звуки далеко за пределами храма и стали сходиться в надежде поближе послушать то, что так услаждало сердце. Однако, войдя в храм, они не увидели никого, кроме епископа Тримифунтского и еще нескольких служителей.

Спиридон Тримифунтский всегда отличался неприхотливостью в жизни, носил простую одежду, питался весьма скромно. Однажды он поспешил к императору, страдающему сильным недугом. Но слуга на входе во дворец ударил по щеке святителя, который своим внешним видом напоминал, скорее, бедняка, чем прославленного чудотворца. Спиридон Тримифунтский, исполняя Заповедь Христа, кротко подставил вторую щеку. Слуга тем самым сразу понял, кто перед ним, и молил святого о прощении.

Святителя Спиридона уподобляют Патриарху Аврааму в добродетели гостеприимства. Однажды в дни Четыредесятницы к нему в дом пришел странник. Он был очень утомлен, и святитель Спиридон сказал дочери, чтобы та обмыла гостю ноги и предложила поесть. Однако из-за поста в доме не было даже муки — сам святитель, как известно — «вкушал пищу только в определенный день, а в прочие оставался без пищи». Дочь сказала, что в доме ничего нет. Тогда Спиридон Тримифунтский приказал ей пожарить соленое свиное мясо, которое лежало в запасе. Усадив за стол странника, святитель принялся за трапезу, предлагая тому подражать себе. Путешественник отказывался, ссылаясь на пост. На это святой сказал: «Тем менее надобно отказываться, ибо Слово Божие изрекло: «Вся чиста чистым».

На протяжении всей своей жизни святитель отдавал часть из собранного урожая бедным. Также он давал в долг нуждающимся — кладовые его были открыты, и любой мог брать оттуда, сколько нужно, а потом вернуть. Спиридон Тримифунтский никогда не проверял и не контролировал эти дела, оставляя это на совести каждого. Как-то взял у него деньги в долг один человек. А когда пришел возвращать, святитель лишь показал ему место, откуда он мог брать, когда ему необходимо, а потом туда же самостоятельно возвращать должную сумму. Первое время тот человек честно приносил деньги обратно, и дела его шли хорошо. Разбогатев, он решил слукавить и, придя к святому, только сделал вид, а сам не вернул задолженную сумму. Незамедлительно дела его стали ухудшаться, пока, наконец, тот человек не потерпел полный крах. Он пришел к Спиридону Тримифунтскому снова занимать, а тот ему и говорит: «Пойди и возьми оттуда, куда ты в последний раз клал деньги». Так был проучен человек, потерявший из-за жадности совесть.

Читайте также:  Житие Александра Ошевенского - полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святого

С тех пор святителю Спиридону Тримифунтскому молятся перед началом любого дела, связанного с финансовыми вложениями, открытием своего дела. Но чаще всего святого просят о заступничестве перед Богом при бытовых неурядицах, связанных с жильем — покупкой, продажей, разменом. Известно множество случаев, когда по молитвам святителя Спиридона, людям удавалось приобрести квартиру на совершенно невероятных условиях.

Впрочем, на острове Корфу, где покоятся мощи святителя Спиридона, его считают покровителем путешествующих. Сам святой тоже время от времени «путешествует» — по крайней мере, так утверждают служители храма имени Спиридона Тримифунтского. Дело в том, что рака с мощами святителя открывается с двух сторон одновременно — соответственно двумя людьми. Иногда бывает, что ключ отказывается поворачиваться. В таких случаях говорят: «Опять Спиридон Тримифунтский ушел кому-то помогать». Кстати, бархатные башмачки святого время от времени приходится менять, так как они вопреки всем законам реального мира истаптываются, словно от постоянной ходьбы. Эту мягкую обувку аккуратно разрезают на мелкие кусочки и раздают православным людям по всему миру. Большой редкостью и радостью считается получить такой кусочек башмачка, ведь его «носил» сам Спиридон Тримифунтский — святой, через которого Господь так щедро являет нам Свои чудеса.

Житие Спиридона Тримифунтского как актуальное чтение: святой против истеблишмента

25 декабря — день памяти святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, чудотворца.

Житие святителя Спиридона — череда, поток чудотворений. Преподобный Симеон Метафраст, автор его жития, считает, что «величайшую пользу для души и великое богатство добродетели может принести житие мужественных и боголюбивых мужей. Ведь оно заставляет не только отстать от дурного, но и ревностно обратиться к лучшему». Ну, и какую же пользу нам несут эти чудеса? Что я должен понять и как исправиться? Тем более что мы знаем, в какую елейную кашу превращаются жития в обыденном православном сознании. Давайте просто вчитаемся в текст жития (возьмем наиболее авторитетное житие святителя Спиридона авторства преподобного Симеона Метафраста, в этой книге можно прочитать и его и другие ранние жития святителя Спиридона).

Начнем с того, что в самом святителе не было ничего чудесного — не монах, не мистик, не философ, не аристократ. Просто пастух, просто муж, просто отец. Работал, женился, завел детей. Как первохристиане согласно Посланию к Диогнету или Апологетику Тертуллиана:

«Не различаются от прочих людей ни страною, ни языком, ни житейскими обычаями. Они не населяют где-либо особенных городов, не употребляют какого либо необыкновенного наречья, и ведут жизнь ни в чем не отличную от других. Обитая в эллинских и варварских городах, где кому досталось, и, следуя обычаям тех жителей в одежде, в пище и во всем прочем, они представляют удивительный и поистине невероятный образ жизни».

«Чудесное», «удивительный и поистине невероятный образ жизни» первохристиан и Спиридона заключается вот в чем: «сделал свое имение доступным для нуждающихся», помогал «беднякам и чужестранцам» (читай: нищим и мигрантам), был «весьма человеколюбив душой и сострадателен умом», а в Послании к Диогнету — «общая трапеза», а в Апологетике Тертуллиана «все у нас общее». Любовь — действенная, действительная, делами, а не словами, «социальная» любовь — вот чудесное в нем. От этого «чудесного» идут и чудеса. Мысль чрезвычайно важная: жить по христиански это «просто жить», работать, жениться, заводить детей, во всем быть «обычным» — отличаясь однако «качеством» своей «простой жизни» — действенной любовью.

Первое чудо святителя, описанное Симеоном Метафрастом, — спасение от засухи, описывается так: святой Спиридон «как человеколюбивый, Человеколюбивого Бога» просит послать дождь.

Бог есть «человеколюбивый» и в этом мире страданий, засухи, голода, жестокости, алчности только тот может быть проводником Божественного человеколюбия, кто сам человеколюбив. Такова общая логика чуда: «эмпирически» ощущаемая, «социальная» любовь есть то, через что Бог входит в мир.

Против рынка

Вот два следующих чуда, тоже связанных с засухой. Капиталисты, пользуясь засухой и голодом, поднимают цены на хлеб, «наживаясь, — как говорит Священное Писание, — на хлебе и на чужих бедах» (Ам 5:11), добывая себе незаконную наживу». Один из бедняков приходит к одному из капиталистов: «не имея денег, на которые мог бы для своей нужды купить что-либо, предлагая же, увы, только слезы, которыми [только и] владел». У одного — все, у другого — только слезы. Капиталист, разумеется, бедняку отказывает, тот идет к Спиридону. Тут начинается «революционная вакханалия».

По молитве святителя Спиридона Бог посылает ливень. Ливень размывает амбары капиталиста: «зерно и другие запертые там плоды вынесло в изобилии, и лежали они готовыми для желающих их расхитить». Чудо экспроприации и обобществления! Капиталист в логике «свободного рынка» наживается на голоде и нищете — что ж, Бог эту логику не принимает и отнимает у капиталиста его частную собственность, передает ее в пользование нищим.

А бедняк, что спровоцировал это чудо, «с великим наслаждением насмехается над богачом, ставшим справедливейшим посмешищем, но в то же время наполняет дом плодами, и все ему досталось легко, как говорится, «без сеянья и жатвы». Я надеюсь, вы понимаете чисто пролетарский характер этого отрывка, это великое наслаждение над справедливым посмешищем богача, радость экспроприации. «Рыночек порешал», что умный капиталист своим коммерческим трудом — богат, а вот «нищеброды» не старались, и «справедливо» бедны. В чем же чудо? В том, что «быдло» «обворовало» капиталиста! (и еще радуется, что «не работая» — какой кошмар!). «У многих подобных ему [капиталисту] случилось изменение к лучшему» при чтении жития, считает Метафраст. Что же они должны понять? Не ту ли истину, что логика свободного рынка — не логика Логоса?

Другое чудо с другим бедняком, но с тем же горемыкой-капиталистом. Тут святитель Спиридон (точнее, через Спиридона — Бог, Он же чудеса творит) — мошенник, фальшивомонетчик. Уже другой бедняк, но у этого же капиталиста просит кредит. Капиталист без залога кредита не дает (жития, как видите, довольно актуальное чтение), бедняк — к Спиридону.

Как же святитель Спиридон помог бедняку? Он превращает змею в золото, чтобы этот фальшак бедняк отдал в залог капиталисту, а после успешной сделки золото обратно превращается в змею. Такое вот чудо махинации.

Против государства

Это чудеса против рынка, а вот — против государства, ибо рынок и государство — две стороны одной монеты, две черты одного и того же господства — господства отнюдь не Господа.

Некто несправедливо попал в тюрьму и ждет приговора (повторим: жития — весьма актуальное чтение). Спиридон — епископ, и как святой — некий образец епископов. Давайте посмотрим, каков идеальный епископ: он живет очень просто, он «исполняет большинство дел сам и работает руками, беря в руки серп и начиная жать», работник физического труда, у него нет машины, то есть, простите, лошадей, и вот узнав о неправедном приговоре, он немедленно спешит на защиту неправедно осужденного. Спиридону мешает разбушевавшаяся река, но по молитве святителя она успокаивается, невинно осужденный спасен.

Другое чудо. Император болеет. Святитель оказывается в императорском дворце, где над ним насмехаются и оскорбляют из-за его простой одежды; Спиридон «не их круга». Во дворце святой Спиридон разводит неуважительные к властям речи:

«Чем же он [император] удивительней остальных? Разве скажешь, что он праведней от этой роскоши и славы? Разве и он не умрет, подобно безвестному и беспризорному нищему? Так же не будет погребен и не истлеет? Равным образом не предстанет перед Неподкупным Судией? Что ты почитаешь преходящее как остающееся и удивляешься ничтожному, когда надо скорее искать невещественного и вечного и любить одну лишь нетленную и небесную славу?»

Святитель Спиридон исцеляет императора, но своих подрывных речей не оставляет, призывая императора

«помнить о Божиих благодеяниях, но и своим подданным, согрешившим и огорчившим его, [подавать] прощение и милость, остальным же — благодеяния и щедрость, а для лишенных даже самого необходимого исполнять роль отца и попечителя и простирать к ним руки и человеколюбивейшее сердце. «Ведь насколько ты превосходишь остальных, — говорит он, — настолько ты обязан быть выше и по добродетели. Потому что не относящегося так к подданным должно называть скорее тираном, чем императором, которого не ублажают за его власть, но считают жалким и ненавидят за надменность».

Мы сказали: рынок и государство — две стороны одного и того же феномена. Как у капиталиста есть сильнейшая власть, ведь контролируя капитал, он буквально контролирует жизнь людей (хлеб в нашем случае), так и внутри истории о государстве (об императоре) вновь появляется тема капитала: император желает отблагодарить святителя Спиридона золотом, а тот в негодовании отказывается, ведь «золото — виновник всех зол». Золото было роздано (обобществлено), а император «великодушно даровал утешение всем нуждающимся, и вдовам, и сиротам, одним — в их вдовстве, другим — в их сиротстве, иным — в их нищете».

Итак, мы можем вычленить политическое и социальное учение Спиридона: виновник всех зол — капитал, государство должно быть социальным (попечение о лишенных самого необходимого, помощь сиротам, вдовам, нищим). Если государство не социальное, оно — тирания.

Сразу за исцелением императора — исцеление варварки. Понятно почему Метафраст ставит эпизод с варваркой сразу за эпизодом об императоре: в логике мира сего император и варварка максимально разнесены, но отнюдь не в Божьей логике: Спиридон помогает равно и тому, и той.

Против интеллектуалов

Вслед рынку и государству — интеллектуал, ибо у кого деньги и власть, у того и образование. И по-другому: рынок и государство нуждаются в идеологии, в экспертах, в журналистах, в пропагандистах и т. д. Те же, кто лишен власти и денег, лишены и образования: «быдло».

Вот и святитель Спиридон — «быдло», оказавшись на Первом Вселенском Соборе,

«увидел, что философ кичится своими софизмами, направляет свой бранчливый язык против Христа и пытается поносить наше учение, то, выступив, попросил дать и ему кратко высказаться. А сторонники благочестия, зная его простоту и старомодность, а также полную непричастность к эллинскому образованию, попытались помешать ему выйти на середину и поспорить с софистом. Но он, нисколько не послушавшись их (ибо знал, что может вышняя мудрость, а что — человеческая и бессильная), подошел к этому мужу»

…и «по-народному» (о чуде с кирпичом Метафраст ничего не сообщает, у него Спиридон просто говорит) доказал истину Божественности Иисуса и Троичности Бога. В пролетарской простоте святитель побеждает интеллектуала. Очевидным образом житие святителя Спиридона аккумулирует «народные чаяния»: «простой человек» утирает носы богачам, властителям и умникам.

Тут переход от темы действенной, социальной любви к богословию. Человеколюбие Спиридона смыкается с человеколюбием Бога и отсюда святитель не «интеллектуально» знает Бога: Распятый был Богом, ибо явил Любовь, Бог —Троица, ибо Бог — Любовь, а значит, любовь в Нем «онтологична», в Нем есть Те, Кто любят, и Те, Кого любят. Помочь бедняку, явить действенно любовь — означает познать Бога-Любовь, познать Троицу. Помощь беднякам и чужестранцам — противодействие рынку, государству и интеллектуалам — познание Иисуса как Бога и Бога как Троицы: вот логика жития святителя Спиридона. Троица есть общение любви, Иисус впускает людей в жизнь Троицы, то есть в жизнь любви, творить действенно любовь — впускать Троицу в мир, приобщаться общению Троицы.

Святитель «обогатился потоками чудес, из которых всегда черпают, но которые никогда не иссякают» — вот эта логика. «Все черпают, а не иссякает» — это формула христианской экономики. Чудеса Спиридона таковы, ибо он «сделал свое имение доступным для нуждающихся», ибо помогал беднякам и чужестранцам, ибо он сделал частное зерно общим, раздал золото, учил устроить общество по принципу милосердия и помощи. Здесь везде видна некая чрезмерная щедрость — как в истории воскрешения ребенка варварки: варварка сама умерла от чрезмерной радости, и святителю Спиридону пришлось воскрешать и ее. В общем, в обильном потоке чудес святителя Спиридона видна бесконечная щедрость Бога, Того, Кто был распят за грешников и победил смерть, который «избыточно» Троичен. Логика здесь такая, что сам Бог — это Три, имеющие общую природу, — общую, как должно быть общим имущество, зерно, золото — и в общение с Ними приглашены все. Мир сей — мир власти и частной собственности, мир голода и греха — но если своим человеколюбием мы впустим в мир человеколюбие Бога, оно в чрезмерной избыточной щедрости снесет мир сей.

Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram, чтобы не пропускать интересные новости и статьи!

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен!

Ссылка на основную публикацию