Житие Давида Гареджийского – полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святого

Умножение любви. Преподобный Давид Гареджийский

20 мая Грузинская Православная Церковь празднует память преподобных отцов Иоанна Зедазнийского и двенадцати его учеников – «вторых апостолов» Грузии. Пришедшие в VI столетии из Сирии, они стали продолжателями подвига святой равноапостольной Нино в христианском просвещении Иверии и зачинателями монастырского строительства на грузинской земле. А спустя несколько дней, в четверг по Вознесении Христовом, 24 мая, будет совершаться переходящее празднование преподобному Давиду Гареджийскому – по преданию, любимому ученику преподобного Иоанна, основателю великой святыни Грузии – Давидо-Гареджийской лавры. Промыслом Божиим преподобный Давид становится всё более известным в России, во многом благодаря деятельности московского храма Живоначальной Троицы на Покровке, где уже много лет особо почитают этого святого.

По апостольскому призыву

Шел VI век от Рождества Христова. К подножию горы на северо-западе Иерусалима (с эпохи Крестовых походов она будет известна как Гора Радости) приблизились несколько иноков, проделавших трудный путь из далекой земли, именуемой Сакартвело, или Иверия. Старец, возглавлявший паломников, вдруг сказал своим спутникам: «Я, грешный, не посмею ходить по земле, где ступали ноги Господа». Отпустив учеников, он не пошел дальше, а когда пришла пора отправляться обратно, подобрал с земли три простых камня, в душе веруя, что взял их как бы с могилы Христа. В это время Иерусалимскому патриарху во сне предстал Ангел и сказал, что один из паломников «верой своей унес всю благодать из Иерусалима». Патриаршие скороходы нагнали монахов и забрали два камня, а один оставили, передав старцу слова патриарха: «Одну часть дарую тебе для твоей пустыни, забери этот камень как благодать, на память и для напоминания о твоей вере».

Это трогательное предание, вещественному свидетельству которого до сей поры поклоняется православная Грузия, повествует о великом святом Грузинской Церкви, одном из родоначальников грузинского монашества – преподобном Давиде Гареджийском.

Какое древнее духовное наследие питало этих новых апостолов? Они возрастали в среде сирийского монашества, занимающего особое место в истории христианского аскетизма. Существуют разные взгляды специалистов на этот вопрос, но сейчас многие уже готовы признать, что идеал монашества и монашеского образа жизни в своей первоначальной форме, даже опережая Египет и Палестину, ведет свое происхождение от Восточных Сирийцев. В IV–VI веках по всей Сирии действовало множество монастырей и крупных монашеских центров, привлекавших многочисленных паломников и последователей. В Эдессе в это время возникла большая аскетико-богословская школа, оказавшая значительное влияние на формирование иноческих общин. Одновременно именно в Сирии зародилось столпничество – уникальный вид индивидуального подвижничества, которое в свою очередь тоже способствовало образованию обителей рядом с местами, где подвизались столпники, – например, прекрасный и величественный монастырь Калат-Симан связан с именем первого столпника – преподобного Симеона († 389). Будущий авва Давид Гареджийский, вероятно, на всю жизнь сохранил воспоминание о том, как, покидая родную Антиохию и отправляясь в Грузию, их учитель привел своих чад к младшему последователю святого Симеона – Симеону Столпнику Дивногорцу, и тот преподал им благословение.

Надо сказать, что иноческое миссионерство было очень распространенным явлением в Сирии. Проповедь христианства на Востоке – не только в Грузии, Армении, но и в Монголии, Китае, – была почти всегда заслугой сирийцев. Грузинская Церковь приблизительно до середины V столетия находилась в юрисдикции Антиохийского патриархата. Грузинские юноши учились в богословских школах Антиохии и Низибии. В Сирии, в обширных монашеских поселениях на Черной горе обитали выходцы из Иверии. Есть сведения, что первый перевод книг Ветхого Завета на грузинский язык был сделан с сирийских рукописей.

С учителем и без него

Что еще могла сохранить память святого Давида о первых шагах в новом краю? Житие преподобного Иоанна Зедазнийского повествует о том, как приблизившиеся к древней столице Грузии Мцхете путники были с великим почетом встречены клиром и народом во главе с католикосом Картли Евлалием; как поклонились они святыням кафедрального собора Светицховели, среди которых пребывал хранившийся под спудом Хитон Господень; как обошли Восточную Грузию, проповедуя и по милости Божией совершая чудеса и исцеления…

Спустя некоторое время авва Иоанн избрал местом их пребывания гору Задени близ Мцхеты. У горы была худая слава: прежде здесь находилось языческое капище, и инокам пришлось потрудиться, чтобы молитвой и постом (см. Мф. 17:21) очистить ее от злых духов и превратить в удел мирных монашеских подвигов. В этот первый на здешней земле монастырь стали стекаться паломники, многие из них пополнили монашескую братию – обитель разрослась, приобретя форму киновии, с жизнью под руководством одного настоятеля и духовного отца, с послушаниями, распределяемыми между братиями.

Однажды, говорит Житие, преподобный Иоанн получил извещение свыше, что ему пора отпустить своих духовных детей – им предстоит разойтись по всей Грузии, чтобы основать свои монастыри и умножить проповедь христианства.

Так, Давид со своим учеником Лукианом обосновались сначала на горе Мтацминда вблизи Тбилиси, устроив в ней, по примеру преподобного Иоанна, небольшую пещеру и часовню. Каждый четверг они спускались в город и проповедовали. В Житии святого Давида рассказывается, что как-то раз язычники-огнепоклонники подкупили беременную женщину, с тем чтобы она указала на Давида как на совратителя. На суде преподобный коснулся посохом ее живота и повелел ребенку назвать имя отца. По преданию, после того как имя виновника прозвучало, клеветница в муках родила камень. Скорбя о происшедшем, Давид вознес молитву, и на горе Мтацминда забил ключ, вода которого исцеляет бездетных и восстанавливает женское здоровье. Источник существует и сейчас, и уже бесчисленные поколения женщин получили от него благодатную помощь. На том месте, где когда-то стояла простая часовенка преподобного Давида, построили храм, который назвали Мамадавити («Отец Давид»), но он тоже не сохранился. Нынешняя церковь возведена здесь в конце XIX века.

Вскоре монахи решили, что должны совсем удалиться от мира. Они нашли пустынную местность в Кахетии, на склоне горного хребта Гареджи, примерно в 70 километрах к юго-востоку от Тбилиси. С этого момента начинается история великой святыни Грузии – Давидо-Гареджийской лавры, вплоть до XX столетия крупнейшего на Кавказе духовного и культурного центра.

Отцы-пустынники

…Вода, один из первых по необходимости Божиих даров человеку. Но посреде Гареджийских гор не прошли воды (см. Пс. 103:10). Гареджийская пустыня суха, сурова, летом сгорает от жары в пятьдесят градусов, зимой мороз доходит до минус тридцати, осадки бывают лишь несколько раз в год. По-видимому, всё было так и много веков назад: Житие преподобного Давида повествует о том, что, придя в Гареджи, подвижники высекли каждый для себя каменное ложе в маленьких естественных пещерах горы, молились под открытым небом, питались травой, кореньями и молоком, которое давали пришедшие к ним дикие лани с детенышами, пили дождевую воду, собирая ее в выдолбленные в скале углубления.

А уже в наше время митрополит Горийский и Атенский Андрей (Гвазава), в 1990-е годы бывший наместником возрожденной Давидо-Гареджийской лавры, вспоминал: «Условия жизни в монастыре были трудные: воды, как питьевой, так и для бытовых нужд, там никогда не было − собирали дождевую воду, используя при этом старинные резервуары…»

По молитвам преподобного Давида и здесь возник святой источник, но – крайне аскетического свойства: впоследствии он получил поэтическое название «Слезы Давида», – по сути, это вода, сочащаяся понемногу через толщу пород в одной из пещер.

В скором времени у отшельников появилась первая церковь, высеченная в скале и освященная в честь Преображения Господня. Ктитором этого маленького храма стал руставский вельможа Бубакар, уверовавший во Христа после чудесного исцеления преподобным и крещенный им со всеми своими домочадцами.

Как это чаще всего и бывало в истории монашества, подвижники не могли долго оставаться в своем уединении. К ним стали приходить и селиться рядом в пещерах люди, ищущие спасения. Образовался первый монастырь – тот, что ныне именуется лаврой святого Давида: множество келий, высеченных в горном склоне.

Поблизости от него последователи Давида стали строить новые обители. Додо Гареджийский по благословению учителя основал монастырь Додос-Рка (по-грузински – «ветвь Додо») во имя Пресвятой Богородицы. Лукиан, согласно преданию, – монастырь Натлисмцемели («Креститель») во имя святого Пророка Иоанна Предтечи. Обители были устроены по сирийскому общежительному уставу; рядом с ними подвизались и анахореты, чуждавшиеся всякого общения. К концу жизни преподобного вокруг него собралось около двух тысяч учеников.

Когда старцу был открыт час его кончины, он собрал всех насельников Гареджи и простился с ними. Преставился преподобный Давид в четверг по Вознесении Господнем и был погребен в Преображенской церкви Давидо-Гареджийской лавры. Там же позднее упокоился и преподобный Лукиан. Уже в VI столетии Грузинская Православная Церковь причислила Давида и Лукиана к лику святых. На протяжении веков их могилы особо почитались и были местом паломничества. В Грузии нет традиции обретения мощей; в 2000 году гробницу преподобного Давида Гареджийского открывали, убедились, что мощи на месте, омыли их, взяли малую частицу и оставили всё в неприкосновенности. Преподобный Давид мирно почивает под спудом возле алтаря древнего Преображенского храма своего монастыря.

Лавра в истории

В течение веков в Давидовой лавре не угасала монашеская жизнь. Внешне обитель менялась – прирастала пещерными кельями, террасами, соединительными мостиками… Свой современный облик лавра приобрела в IX веке, когда ее достроил преподобный Иларион Картвели (822/3–875/6), возведший и новые церкви на территории монастырского комплекса. Наибольший расцвет Давид-Гареджи пришелся на XI–XIII века – в период возрождения после нашествия турков-сельджуков. Потом были новые нашествия и разорения, в том числе и страшные: в 1615 году, в Пасхальную ночь, персидский шах Аббас I вырезал всех монахов Гареджи, собравшихся на службу у маленького храма Воскресения Христова. Предание по-разному сохранило число мучеников – от шестисот до шести тысяч человек, но известно, что после этого трагического события святыня практически опустела, и жизнь впоследствии продолжилась только в трех из двадцати обителей. Однако авторитет «грузинской Фиваиды» как просветительного центра и носителя духовного идеала для всей Грузии сохранялся.

В советское время, в 1923 году Гареджийская лавра была закрыта. С конца 1940-х годов на территории комплекса был размещен военный полигон, в результате чего пострадали или полностью были утрачены многие скальные церкви, фрески и памятники эпиграфики. Лавра начала постепенно восстанавливаться в 1970-е годы, а в 1990-е туда возвратилась монашеская молитва. Первым насельником и наместником лавры святого Давида стал Ираклий (в постриге Давид) Махарадзе, бывший смотрителем находившегося здесь музея-заповедника, по образованию архитектор, принявший священнический сан и монашество, – ныне Его Высокопреосвященство, митрополит Алавердский.

Сегодня Гареджи объединяет около двенадцати храмовых ансамблей. Грандиозный монастырский комплекс раскинулся почти на 25 километров, как бы рассекая Гареджийский кряж, по которому в советское время прошла граница между Грузией и Азербайджаном. Частично уникальные сооружения оказались на чужой территории, и соседи пока не проявляют желания вернуть Грузии ее наследие.

Наиболее известны ныне и привлекают многочисленных паломников монастырь Додос-Рка, с сохранившимися древними настенными надписями на разных языках, нанесенными с необыкновенным искусством; действующая обитель Натлисмцебели с пещерным храмом Иоанна Крестителя, помнящим учеников святого Давида, а, возможно, самого авву; монастырь Тетри-Удабно который был построен в период расцвета Гареджи в XI–XII веках и сохранил свидетельства существовавшей здесь уникальной школы фресковой живописи.

Преподобный Давид Гареджийский в Москве

Невзирая на изменчивые политические обстоятельства, Русская и Грузинская Церкви всегда имели множество точек соприкосновения. Так и грузинский святой первых веков христианства преподобный Давид Гареджийский удивительным образом в конце ХХ столетия обрел в Москве свой «дом», которым стала церковь Живоначальной Троицы на Грязех, что стоит на Покровке, рядом с Чистопрудным бульваром.

Как рассказывает настоятель Троицкого храма протоиерей Иоанн Каледа, всё началось в 1990-е годы со своеобразного миссионерства О.В. Шведова, старосты храма Преображения Господня в Тушино, где служил и отец Иоанн: большой знаток и почитатель грузинских святых, Олег Васильевич регулярно привозил в Москву воду из источника преподобного Давида на горе Мтацминда в Тбилиси, стал инициатором молебнов святому в своем храме. И вскоре случаи чудесного исцеления женских недугов и избавления от бесплодия заставили даже закоренелых скептиков поверить в силу предстательства преподобного.

Традицию молитвенного обращения к преподобному Давиду отец Иоанн перенес в Троицкий храм на Покровке, когда был назначен его настоятелем. Молебны начали служить каждую неделю. Заказали для храма сначала небольшую аналойную икону святого – на тот момент единственную в Москве, впоследствии собрали средства на большой житийный образ. Автором обеих икон стала иконописица Нина Михайловна Носова (позднее принявшая постриг с именем Тихона, насельница Стефано-Махрищского ставропигиального монастыря).

В храме пребывают и еще одна икона преподобного – дар наместника Давидо-Гареджийской лавры, и замечательный по письму образ преподобного Иоанна Зедазнийского и двенадцати его учеников, подаренный наместником монастыря Светицховели архимандритом Серафимом. Прихожане Троицкой церкви не остались в долгу и в свою очередь прислали грузинскому святому свое приношение – вышитый покров на его гробницу в храме Преображения Господня. Они трудились над покровом несколько лет под руководством специалистов, в частности, Ирины Андреевны Кеслер, художественного руководителя золотошвейной мастерской Алексеевского ставропигиального монастыря. Когда покров был готов, знатоки оценили эту работу как достойное продолжение традиции древнерусского золотошвейного искусства. Высокую оценку труду москвичей дал и Его Святейшество Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II.

Так, минуя все пространственные, временные и прочие границы, смиренный монах, святой Давид Гареджийский продолжает дело, ради которого он жил и возносил свои молитвы на благословенной земле Сакартвело, – дело умножения любви.

Фото: Владимир Ходаков, Екатерина Орлова

Святой Давид Гареджийский: жизнеописание, чудеса, дни памяти

Святой Давид Гареджийский – известный христианский монах, считается учеником Иоанна Зедазнийского, который пришел в Иверию из Антиохии, чтобы проповедовать веру в Христа. Считается одним из тринадцати сирийских отцов, основателем грузинского монашества. В этой статье мы приведем его жизнеописание, расскажем о чудесах, которые с ним связаны, а также о днях памяти святого.

Обстановка с христианской верой в Грузии

Святой Давид Гареджийский появился в Грузии по повелению Божией Матери. В эту страну он пришел в середине VI века из Сирии в компании с преподобным Иоанном Зедазнийским в числе дюжины его учеников.

Читайте также:  Свенцицкий Валентин - жизнь и биография, диалоги и книги, тайное поучение

Первоначально святые отцы поселились неподалеку от Мцхеты, на горе Зедазени. Спустя три года Иоанн отправил своих учеников и сподвижников в разные уголки Грузии, чтобы проповедовать христианское учение. Давид вместе со своим учеником Лукианом обосновался на горе Мтацминда, лежащей в окрестностях Тбилиси.

К тому времени Грузия уже была два века, как крещена святой Ниной. Но на протяжении всего этого времени она испытывала сильное давление со стороны Персии, постоянно подвергалась опустошениям из-за нашествий персов, некоторое время находилась на осадном положении. Первоначально персы пытались мечом вытравить христианскую веру, затем стали действовать хитрее. Повсюду они принялись насаждать маздеизм, то есть огнепоклонство. Купцам и ремесленникам, которые принимали эту религию, предоставлялись всевозможные льготы и поощрения.

В результате доходило даже до того, что капища огнепоклонников, размещали около входов в христианские храмы. В связи с этим появлением отцов-сирийцев в Грузии некоторые даже называют вторым крещением страны, так как к тому времени положение христианской веры сильно пошатнулось.

Рождение камня

Поселившись неподалеку от Тбилиси, грузинский святой Давид Гареджийский начал регулярно выходить к местным жителям, наставляя их на путь христианства. Как правило, он каждый четверг спускался с горы в город, чтобы обращать грузин обратно в лоно церкви. Многие последовали за ним.

Огнепоклонники, естественно, были недовольны таким положением вещей. Тогда они подкупили павшую девицу, чтобы она оклеветала Давида, назвав его виновником в том, что она стала падшей женщиной.

Жители вызвали святого Давида Гареджийского в суд. Лицом к лицу он встретился с этой девушкой, прикоснулся к ее чреву посохом и спросил, является ли он отцом. Оттуда раздался голос, который ответил, что нет, а затем назвал истинного виновника падения девушки. После этого на глазах у изумленной толпы она родила камень.

Это удивительное чудо надолго осталось в памяти местных жителей. А сам святой Давид Гареджийский в память о небесном заступничестве попросил у Господа открыть целебный источник на горе, где он обосновался. К нему до сих пор приходят женщины со всей страны, которые страдают от разнообразных гинекологических заболеваний.

Жизнь в глуши

После этого происшествия Давид вместе со своим учеником покинули окрестности Тбилиси и отправились на юго-восток. Они обосновались в пустынной местности под названием Гареджи. Здесь монахи выкопали в горе кельи для себя и поселились в них.

Со временем вокруг них начали появляться другие отшельники, желавшие молиться Богу рядом со святым Давидом Гареджийским в Грузии. В результате обосновалась знаменитая до сих пор Давидо-Гареджийская лавра.

Паломничество в Святую Землю

Незадолго до своей смерти Давид отправился в Святую Землю для поклонения. Оказавшись уже на горе, с которой открывался вид на Иерусалим, святой вдруг заявил своим спутникам, что недостоин ступать на те места, в которых бывал Спаситель.

Вместо этого он попросил за него помолиться у Гроба Господня, а сам взял три камня, сложил их в свою котомку и вернулся обратно.

В это время к иерусалимскому патриарху явился ангел, который передал, что возлюбленный Богом Давид забрал всю благодать этого места, велев снарядить за ним скорохода, который забрал бы обратно два камня у преподобного.

Так и произошло. Третий камень Давид принес в свою лавру, он в ней хранится до сих пор. В настоящее время камень находится в сокровищнице Троицкого кафедрального собора грузинской столицы.

Преподобный Давид умер 20 мая 605 года, в Вознесение. Эта дата и считается днем его памяти.

Кашвети

С именем святого связывают происхождение церкви Кашвети, которая сегодня расположена в центре Тбилиси. Она была построена с 1904 по 1910 год по проекту архитектора Леопольда Бильфельда, который основывался на средневековом соборе Самтависи.

Согласно житию святого Давида Гареджийского, именно на этом месте подстрекаемая язычниками женщина обвинила его в том, что беременна от него. Давид же в ответ заявил, что ее неправота станет очевидной, когда родит она камень. Так и произошло, после чего это место получило название “кашвети”, которое происходит от двух грузинских слов со значением “рожать” и “камень”.

Церковь святого Давида

В самом Тбилиси, на пантеоне Мтацминда, расположена одна из главных православных святынь страны – храм святого Давида Гареджийского.

Она была построена в период с 1859 по 1871 год. Освящена в честь христианского сподвижника VI века. В честь этого здесь ежегодно отмечают грузинский церковный праздник под названием мамадавитоба, который посвящен основателю грузинского монашества.

Отмечают его в день памяти святого – в первый четверг по Вознесении Господнем. Центральные мероприятия проходят в Тбилиси, а также на горе, где расположена пещера старца, а также источник, появление которого местные жители связывают с преподобным.

Источник бьет неподалеку от церкви, его вода считается целебной. Верующие убеждены, что она помогает избавиться от бесплодия. На северной стене храма большое количество небольших камней, которые прикрепляют для исполнения желания.

С 1929 года в церкви существует пантеон, на котором хоронят выдающихся людей Грузии, среди которых известные артисты, писатели, ученые.

Мужской монастырь

Связан с именем этого святого и одноименный мужской монастырь. Это целый комплекс пещерных монастырей, относящихся к VI веку приблизительно в 60 километрах от Тбилиси в районе грузино-азербайджанской границы.

Главным из них считается лавра святого Давида, расположенная на северном склоне горы. Это древнейший монастырь всего комплекса, основанный одним из тринадцати сирийских отцов в естественной пещере Гареджа.

В IX веке в окрестностях этого места были сооружены трапезная и Преображенская церковь. После этого монастырь не раз страдал от нашествий чужеземцев. В XI веке его разграбили сельджуки, а в XIII в. – монголы. В начале XV столетия он был сильно разорен Тамерланом, а еще примерно через век персидским шахом Аббасом I.

Первые попытки восстановить монастырь начал предпринимать царь Теймураз в конце XVII века. Фактически его возрождением считается 1690 год, когда его настоятелем стал преподобный Онуфрий Мачутадзе. Ему удалось восстановить монастырь в старых правах, вернуть ранее принадлежавшие ему земли, возвести крепостные стены для защиты от врагов, построить трапезные.

В XVIII веке монастырь вновь подвергался многочисленным нападениям и разорениям, затем интерес к нему пропал после появления светских и духовных школ в различных городах Грузии. Вспомнили о нем только во времена советского застоя. Сюда было проведено электричество, подведена дорога, построены несколько домиков для монахов.

Именно здесь хранятся святые мощи Давида Гареджийского. Православные грузины отмечают, что за долгие века своего существования монастырь многократно подвергался нападениям и разрушениям, но все-таки сумел выстоять, сыграв важную роль в духовном развитии Грузии.

Путь до монастыря

Этот знаменитый монастырь, который сегодня превратился в популярное место у паломников, расположен в 45 километрах к югу от Сагареджо по извилистой дороге. Чуть ближе – около 30 километров – он от Гардабани, но этой дорогой редко пользуются, потому что она сильно разбита, и времени на ее преодоление вы можете потратить значительно больше.

Раньше из Тбилиси в Гареджи ходили автобусы, но сейчас их отменили. Можно доехать на маршрутке до Сагареджо, а оттуда вызывать такси непосредственно до монастыря. С некоторыми таксистами можно договориться доехать до храма прямо из Тбилиси.

В 13 километрах от этого святого комплекса находится поселок Удабно, что с грузинского языка дословно переводится как “пустыня”. До него ведет асфальтированная дорога, но добраться можно только на личном транспорте.

Из Сагареджо заказать такси до монастыря можно приблизительно за 35 лари. За эти деньги вас отвезут туда-обратно, учитывая два часа ожидания.

В 2014 году появился автобус из Тбилиси, который отправляется ежедневно. Сесть на него можно в районе площади Свободы в 11 часов утра, на улице Пушкина. Стоимость проезда составляет 25 лари. За эти деньги вас доставят до монастырского комплекса, а через три часа отвезут обратно. По дороге автобус делает одну остановку в кафе “Оазис-Клаб”. Рейс работает только в туристический сезон, примерно до середины октября.

Территориальный спор

Из-за того, что часть монастырского комплекса расположена на территории Азербайджана, между двумя этими странами на протяжении многих лет продолжается территориальный спор.

Грузинские монахи, которые живут на постоянной основе в монастыре, считают все частью плана, разработанного еще в советское время с целью поссорить между собой грузин и азербайджанцев.

Грузинские власти неоднократно отмечали, что желали бы разменять эту территорию, так как она представляет большое историческое и культурное значение для страны. Однако официальный Баку отказывает из-за стратегического расположения высот, заявляя, что данный вопрос даже не рассматривается.

Как вымаливают детей?

С давних времен считается, что святой способен помочь, если женщина долго не может забеременеть. В этом случае ей следует обратиться с молитвой к святому Давиду Гареджийскому.

Для этого совсем не обязательно отправляться в далекую Грузию. Регулярно соответствующие молебны совершают в храме Троицы Живоначальной на Грязех в Москве, где есть сразу две иконы святого Давида Гареджийского. Одна из них, содержащая частицу его мощей, хранится в алтаре. Ее выносят оттуда только на время молебнов, посвященных преподобному. Вторая икона с житийными клеймами помещена в большом резном киоте у левой стены самого храма.

На молебен святому Давиду Гареджийскому в храме в Москве верующие собираются каждый понедельник в 18 часов. В основном, это женщины, как молодые, так и пожилого возраста. Некоторые приходят с мужьями. Всех их объединяют просьбы, связанные с помощью в рождении ребенка. Вот о чем молятся святому Давиду Гареджийскому.

На эти молебны приходят не только москвичи, но и люди из разных уголков страны. Приезжают даже из соседних стран. Отмечается, что в Грузии очень ценят этого святого, почитая его сразу после Георгия Победоносца и равноапостольной Нины.

Молитва святому

С соответствующей молитвой следует обращаться к христианскому святому Давиду Гареджийскому. О чем молятся ему, вам теперь известно. С такими просьбами к нему каждую неделю приходят несколько десятков человек.

О, всесветле, богохвальне авва Давиде, святче Божий! Ты силою благаго Законоположителя явился еси нам, кознями лукавого связанным и обуреваемым, яко наставник в покаянии и помощник в молитве. Того ради дано тебе много даров благодати и чудотворения, разрешения грехов наших и прегрешений оставление, болезней исцеление и диавольских наветов отгнание. Темже твоею отеческою милостию в богоцарственном разумении, многотрудными молитвами и моленьми твоими, наипаче же непрестанным твоим заступлением о нас, да возставит Господь Бог ны, во грех впадшия, силою Своею непобедимою на всякаго видимаго и невидимаго врага, дабы благодаряще совершая святую память твою, желанием возжелали мы покланятися Превечному Богу в Троице Единому, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Как попасть в храм?

В Москве храм живоначальной Троицы на Грязех расположен по адресу: улица Покровка, дом 13.

Если вы добираетесь до святого места на общественном транспорте, то лучше всего воспользоваться метро. Доехать следует до станции “Тургеневская” или “Чистые пруды”.

Отсюда нужно выходить к памятнику Александру Сергеевичу Грибоедову, а после проехать на любом трамвае еще две остановки в сторону храма.

Еще один вариант: доехать до станции метро “Китай-город”. Оттуда выйти на улицу Маросейка и пройти по левой стороне пешком около десяти минут.

Святой Давид Гареджийский – как вымаливают детей

Как вымаливают детей в московском храме Живоначальной Троицы на Грязех? К какому святому обращаются за этим? Читайте подробнее в нашей статье!

Как вымаливают детей?

Каждый понедельник в московском храме Живоначальной Троицы на Грязех собираются верующие на молебен преподобному Давиду Гареджийскому. Женщины пожилого возраста, совсем юные, молодые женщины (порой с мужьями) чаще всего просят у святого помощи в женских недугах, по большей части – связанных с чадородием.

«Долгое время и мне было непонятно, отчего преподобному Давиду Гареджийскому, такому малоизвестному у нас святому, часто заказываются молебны, – рассказывает протоиерей Иоанн Каледа, настоятель храма Живоначальной Троицы на Грязех. – Объяснение пришло 28 июля 1996 года.

В то время я служил в храме Спаса Преображения в Тушине. Был день тезоименитства отца Владимира Сычева. Мы сидели на территории храма под яблонями за праздничным столом. Когда большинство гостей разошлось, остались отец Владимир с матушкой, староста — Олег Васильевич Шведов и еще несколько человек.

Разговор зашел о чудесной помощи грузинского святого преподобного Давида Гареджийского женщинам. Отец Владимир и его матушка Ольга, которая незадолго перед этим в 43 года родила шестого ребенка, вспоминали о чудесной помощи преподобного Давида Гареджийского. Тогда почти всю беременность матушка провела в больнице «на сохранении». Отец Владимир регулярно служил молебны преподобному, освящал воду и передавал супруге в больницу…

Затем Олег Васильевич рассказал о том, что у его духовника, отца Вячеслава Р., после рождения первенца восемнадцать лет не было детей. Как-то, возвратившись из очередной поездки в Грузию, в Тбилиси, Олег Васильевич привёз бутылочку Святой воды из источника преподобного Давида Гареджийского, что на горе Мтацминда.

Он передал ее отцу Вячеславу для его матушки, сказав, что грузинские женщины, страдающие бесплодием, с молитвой пьют эту воду. Прошло девять месяцев, и у отца Вячеслава родился долгожданный ребенок…

Через несколько лет от отца Вячеслава я услышал продолжение этой истории: его матушка спустя три года обнаружила в шкафу забытую, ту самую, бутылочку с остатками Святой воды. Вспомнила, откуда эта вода. Посмотрела: осадка нет, запаха нет. Вылить? – рука не поднимается. Она воду и допила. Спустя девять месяцев отец Вячеслав в третий раз стал отцом…»

протоиерей Иоанн Каледа

Помолиться преподобному Давиду Гареджийскому приезжают не только москвичи, но люди из разных уголков дальнего и ближнего зарубежья.

«В Грузии преподобный Давид – один из наиболее почитаемых святых после Георгия Победоносца и, конечно, равноапостольной Нины, – рассказывает отец Иоанн Каледа. – Среди мужских имен имя Давид по распространению стоит на втором месте. Причем сами грузины к преподобному Давиду обращаются так, как мы к святителю Николаю.

То есть нет повода, по которому бы к нему не обращались за молитвенной помощью. У нас в России, прежде всего, верующие молятся о проблемах деторождения и вообще об исцелении от женских немощей».

Читайте также:  Иулиания Лазаревская: житие святой, о чем молиться и в чем помогает

Уже и в России стали появляться мальчики с именем Давид именно в честь преподобного Давида, благодаря молитвенной помощи которого эти самые мальчики благополучно и родились на свет. Не раз приходилось отцу Иоанну и крестить детей, появившихся на свет молитвами преподобного.

А бывает, придет человек, почти не знакомый с Церковной жизнью, на молебен, второй раз придет – и начнет потихоньку воцерковляться…

Порой такие люди становятся прихожанами храма. Как Марина, которая пришла помолиться преподобному Давиду Гареджийскому в 1999 году.

«После молебна она подходит ко мне и спрашивает: «Батюшка, а могу ли я приложиться к иконе? Три года у меня не прекращается кровотечение». Я ответил: «Строго говоря, не положено, но я вас благословляю».

Буквально на следующий день ее состояние стало гораздо лучше, а через месяц абсолютно все кончилось. Теперь она прихожанка нашего храма, дочку сюда приводит, она очень многих направила с молитвами к Давиду Гареджийскому».

Жаль только, что нет акафиста преподобному Давиду на русском языке.

«Перевод с грузинского – непростая задача, – говорит отец Иоанн Каледа. – Уж очень различны эти языки. Но думаю, что все-таки он будет переведен».

На молебне – особое настроение. Потому что молитва все-таки у большинства собравшихся (в среднем в храм по понедельникам приходит человек 70 – 80) – о детях. О будущих, о тех, кто находится во чреве, благодарность за уже родившихся.

Благодарит за благополучное рождение дочки пять лет назад Елена.

«У меня всю беременность была сильная угроза потерять ее, – вспоминает Елена. – Мой духовный отец (я прихожанка другого храма) настоятельно советовал отправиться сюда, в Троицкий храм, молиться святому Давиду Гареджийскому. После молебна мне ощутимо стало легче. Так всю беременность и молились ему. Сейчас дочка приезжает со мной, молиться святому, чтобы у нее появились братик или сестричка».

«Один московский священник, отец Олег, переживал, что у них с матушкой нет детей, – вспоминает отец Иоанн Каледа. – Ему рекомендовали поехать в наш храм. Отец Олег приехал, послужил вместе с нами на празднике преподобного Давида, а на следующий год он уже приехал с матушкой и чадом. Сейчас у него, по-моему, четверо детей».

После молебна, прочитав имена тех, за кого молились, отец Иоанн вспомнил еще одну историю:

«Несколько месяцев назад после молебна ко мне, рыдая, подошла жена одного из священников, служащих в Подмосковье. Рассказала, что два дня назад ей поставили два диагноза: беременность и рак щитовидной железы. Понятно, с болезнью тянуть нельзя, нужно оперироваться. Но раньше 12 недель беременности операцию делать нельзя. Срок еще маленький, и врачи предлагают беременность прервать. Матушка отказалась.

Нашли врачей, которые согласились прооперировать после 12 недель. В ожидании операции супруги стали усиленно молиться преподобному Давиду. Где-то через месяц, когда надо было готовиться к операции, –диагноз сняли. В августе матушка должна родить. Мы продолжаем молиться о ней, о ее семье».

Молятся преподобному Давиду Гареджийскому не только о себе, но о своих близких, знакомых (причем, не всегда близких).

Вот еще рассказ отца Иоанна Каледы:

«Однажды наш бухгалтер Инна Я., оказавшись по своим служебным обязанностям в банке, подарила сотрудницам банка маленькие бумажные иконы преподобного Давида Гареджийского и чтимой в храме иконы Пресвятой Богородицы, именуемой «Три Радости», выпущенные нашим храмом. Рассказала о них. «А я уже 11 лет не могу родить ребенка. Как только не обследовалась, не лечилась! И муж обследовался. Никакого результата», – посетовала оператор Елена, обслуживающая наш храм.

Инна и прихожанка храма, главный бухгалтер одной коммерческой фирмы, тоже обслуживающейся в этом банке, при каждом посещении банка стали носить Елене бутылочки святой воды с молебна преподобному Давиду Гареджийскому. А на молебне они молились за нее.

«Отношения с банком испорчены!», – радостно сообщили мне в нашей бухгалтерии 1 августа 2001 года, когда я вернулся из отпуска.

Удивленный, что может быть в этом радостного, я попросил объяснений. Оказалось, что при очередном посещении Инной банка, начальники нашего куратора Елены полушутливо-полустрого сказали: «Кто Елене носил воду? И кто теперь будет работать?».

Оказалось, Елена забеременела, и ей стало не до работы. В марте 2002 года мы в нашем Храме окрестили её дочку Сонечку, а потом и повенчали Сонечкиных родителей – Михаила и Елену».

Житие Давида Гареджийского

Преподобный Давид Гареджийский пришел по повелению Божией Матери в Грузию из Сирии в середине VI века вместе с преподобным Иоанном Зедазнийским в числе его 12 учеников.

В первое время святые отцы поселились на горе Зедазени, недалеко от Мцхеты. Через 3 года преподобный Иоанн разослал своих сподвижников в разные концы Грузии. Преподобный Давид со своим учеником Лукианом поселился в окрестностях Тбилиси на горе Мта-Цминда («Святая Гора»).

Надо сказать, что сама Грузия была крещена более чем за 200 лет до этого святой Ниной.

Но за всю историю Грузии она испытывала сильное давление со стороны Персии. Было множество нашествий персов, Грузия подвергалась опустошению, пожарам. Многое время находилась в осадной зависимости от самих персов.

Если сначала персы пытались христианство вытравить мечом, то потом стали действовать весьма хитро. Они стали всюду насаждать маздеизм, то, что в простонародье у нас называется огнепоклонством. И тем ремесленникам, купцам которые принимали маздеизм, персы давали множество всевозможных льгот.

Дошло до того, что капища огнепоклонников стали располагаться прямо около входов в христианские храмы.

Потому приход отцов-сирийцев в Грузию можно назвать вторым крещением.

Каждый четверг преподобный спускался в город и наставлял жителей в основах христианской веры. Многие жители стали возвращаться в лоно христианской Церкви. Естественно, жрецам-огнепоклонникам это не нравилось, и жрецы подкупили одну падшую девицу, чтобы она оклеветала преподобного, чтобы она назвала его виновником ее греха.

Будучи вызван жителями на суд, преподобный подошел к этой девице и, коснувшись посохом ее чрева, спросил: «Я ли твой отец?» Из утробы раздался голос: «Нет», и был назван истинный виновник ее падения. И после этого на глазах удивленного народа она родила камень.

В память о таком дивном небесном заступничестве преподобный испросил у Господа на той горе целебный источник, к которому до сих пор прибегают грузинки в своих женских немощах.

После этого преподобный Давид вместе с Лукианом покинули окрестности Тбилиси и удалились на юго-восток в пустынную местность Гареджи. Здесь подвижники ископали себе в горе келии и поселились в них. Позже около них стали селиться и другие пустынножители и образовалась знаменитая Давидо-Гареджийская лавра.

Незадолго до своей кончины преподобный Давид отправился для поклонения на Святую Землю. И вот, взойдя на гору, с которой уже открывался вид на Святой Град, преподобный сказал своим спутникам, что он не достоин своими ногами топтать те места, где ступала нога Спасителя.

Он попросил помолиться за него у Гроба Господня, а сам с молитвой взял с земли три камня, положил их в котомку и повернул обратно. В это время иерусалимскому Патриарху явился Ангел, который сказал, что возлюбленный Божий Давид забрал всю благодать Гроба Господня, и велел снарядить скорохода, который забрал бы у Преподобного два камня.

Третий же камень Преподобный принес в свою лавру, и он сохранился до настоящего времени. Сейчас он хранится в сокровищнице нового Троицкого кафедрального собора в Тбилиси.

Скончался преподобный Давид, причастившись Святых Даров, 7/20 мая 604 года в четверг по Вознесении. Поэтому память его и совершается в этот день, а 7/20 мая совершается память всех 13-ти отцов-сирийцев.

Полное житие библейского царя Давида и его значение в христианстве

Жизнеописание царя Давида

Отроческие годы

Святой царь родился примерно в 1035–1040 г. до н.э. Период правления охватывает 1010–970 гг. до н.э.

Царь Давид происходит из колена Иудина. Он был младшим, восьмым сыном отца. Его родитель был старейшиной в Вифлееме, городе, в котором родился Иисус Христос. Будучи отроком, Давид трудился пастухом. Его занятием в свободное время была игра на гуслях и воспевание Бога Вседержителя.

Молодой помазанник Божий

В то время как Давид подрастал и креп, пас овец в округе родного города, Израилем правил царь Саул, ставший первым государем, которого помазал на царство Господь. Впоследствии за непокорность и гордость Саул был свержен Творцом. Через пророка Самуила Господь помазал своего избранного – юного пастуха Давида, младшего сына Иессея. После исполнения Воли Божией пророком на Давида сошел Дух Божий.

Поединок с Голиафом

Когда Давиду было 18 лет, началась война с филистимлянами. Обе стороны стягивали свои войска. В филистимской армии был воин невероятной силы, рост которого приближался к 3-м метрам – Голиаф, что, вероятно, был исполином. О нем говорит история и мифология. Он всячески поносил израильтян и вызывал их на бой, но ни у кого не находилось смелости ответить ему.

В израильской армии присутствовали все братья Давида, и отец послал юношу отнести им пищу. Придя на место, Давид услышал отвратительные слова Голиафа и был возмущен этим. Он взял разрешение у государя выступить против великана. Ему позволили и облекли в доспехи, но юноша их снял и вышел против сильного воина в своей одежде пастуха.

У Давида не было оружия, только праща с камнем. Но Господь даровал ему такую меткость, что брошенный камень попал в лоб великана и свалил его с ног. Так война была закончена. Недруги бежали, а Давид от радостного государя получил должность тысяченачальника.

Годы гонений

От пророка Саулу было известно, что Господь отвергнет от него управление страной и передаст другому. Давид виделся ему тем самым приемником, что его сильно задевало. Царь искал смерти Давиду вплоть до открытых гонений.

Господь послал пророка Гада предупредить своего избранника. И святой Давид вместе с людьми, которых обидел государь, скрылся в районе Вифлеема. У него сложился небольшой отряд воинов, но царь их преследовал.

Однажды Саул вошел в пещеру, в которой был Давид, но гонимый не убил своего преследователя, а лишь отрезал часть его одеяния, и затем показал лоскут. Этим он доказал, что не воспользовался возможностью убийства и его мысли чисты. Это лишь на время усмирило Саула, и преследования продолжились. Подобная ситуация произошла еще раз, когда Давид взял в царском шатре государево копье, но Саула не тронул. После этого гонения прекратились.

Царствование царя Давида

В очередной войне с филистимлянами царь Саул был ранен и попал в окружение противника. В отчаянии он дал приказ амаликитянину убить его. Давид скорбел о случившемся. Святой царь стал править частью государства, пока не погиб Иевосфей – сын предыдущего государя, управлявший остальной территорией. Давид со скорбью принял весть о смерти Иевосфея. У него не было жестокой радости обретения власти за счет гибели предыдущих правителей.

Царствование царя Давида было справедливым, лучшим в истории. Крепость, которую назвали Иерусалимом, стала столицей новой страны, и сюда был внесен Ковчег Завета. Государь желал воздвигнуть Храм, но пророк известил, что этим займется следующий правитель.

Грехопадение святого царя

Царь Давид любил Бога, исполнял заповеди и правил справедливо. Но в сети врага рода человеческого может угодить любой человек. Так, государь был пленен красотой жены Урии – Версавии, с которой он согрешил. Женщина забеременела, и государь хотел сделать ее своей супругой официально, но тому мешал Урия. Тогда ее супругу было приказано отправиться в самое опасное место военных сражений на верную смерть, что и случилось. Так были совершены два тяжких греха.

Глубокое покаяние

Господь прогневался на царя за содеянное и послал своего пророка Нафана обличить его. Государь искренне раскаялся в содеянном. Его покаяние породило 50-й псалом. Господь внял его молитвам и послал пророка уведомить государя, что он прощен, но понесет наказание: внебрачный сын от Вирсавии не будет жить. Спустя некоторое время рожденного малыша посетила сильная болезнь. Царь провел в молитве к Богу 7 дней, но ребенок умер. Через год Вирсавия родила Соломона – следующего царя.

Конец жизненного пути

Правления святого царя Давида закончилось мирно. Он готовил необходимые материалы для строительства Храма, которое предстояло осуществить Соломону. По словам святителя Игнатия Брянчанинова, несмотря на все земные утешения, которые имел царь Давид, он видел блаженство лишь в том, чтобы быть послушным Воле Божией.

Согласно предсказаниям ветхозаветных пророков, обетованный Спаситель мира должен был произойти из царского племени Давида.

Видео «Житие царя Давида»

В этом видеосюжете представлено полное жизнеописание пророка.

Почитание и дни памяти

Святая Православная Церковь определила днем памяти святого царя неделю по Рождестве Господа и Спаса Иисуса Христа. К святому царю прибегают за помощью в обретении покаяния и борьбе с плотскими страстями. Так же ему молятся, прося защиты Отечеству и православным воинам.

Фигура великого псалмопевца в христианстве

Господа Иисуса Христа в Святом Писании называют «Сын Давидов». Пресвятая Богородица происходила из колена Иудина – из царского рода Давидова. Кроме этого, святой царь составил псалмы, собранные в книгу «Псалтирь». Она входит в Ветхий Завет, но имеет большое значение в Православной Церкви.

Биография святого Давида является примером истинного покаяния. Ведь в грехи впадают все люди. Из рода Давидова произошел Спаситель мира. Пророки за много лет точно описали это событие и отвержение Господа иудеями.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Святой преподобный
ДАВИД ГАРЕДЖИЙСКИЙ (†604)

Как только царь Вахтанг Горгасал основал город Тбилиси, в нем вскоре появился великий христианский святой преподобный Давид Гареджийский.

Преподобный Давид Гареджийский пришел в Грузию из Сирии в середине VI века вместе с прп. Иоанном Зедазнийским в числе его 12 учеников. В первое время святые отцы поселились на горе Зедазени, недалеко от Мцхеты. Через 3 года прп. Иоанн разослал своих сподвижников в разные концы Грузии. Любимый ученик Иоанна Зедазени – преподобный Давид отправился в новую столицу Грузии – Тбилиси, город-крепость на перекрёстке дорог из Азии в Европу, из Персии к скифам и сарматам, из Византии к хазарам.

Читайте также:  Житие Беды Достопочтенного - полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святого

В то время Грузия уже была просвещена светом христианства трудами святой равноапостольной Нины. Однако в некоторых областях Грузии и в городах, находившихся близ караванных дорог, сохранялось огнепоклонство, получавшее поддержку со стороны Ирана. В Тбилиси привозили ткани из Персии и Китая, драгоценные камни и благовония из Индии, оружие из Византии, ковры и лазурит из Турана, коней из Аравии. Целые кварталы занимали ремесленники. Особенно славились грузинские мастера обработкой металла и изделиями из серебра. Кузнечные ряды и рынки Тбилиси напоминали Дамаск. На улицах и площадях можно было увидеть персидских жрецов, индийских браминов и факиров, буддийских монахов и иудейских раввинов.

Преподобный Давид поселился на горе, поросшей вековыми деревьями и колючим кустарником. Своими руками он выкопал в недрах скалы пещеру, похожую на нору, и начал свой подвиг с покаянной молитвы. После молитвы преподобный Давид выходил на уступ горы и благословлял Тбилиси. Каждый четверг сходил преподобный в Тбилиси: проповедовал Евангелие, беседовал с народом, молился в храмах, а остальные 6 дней пребывал в безмолвии и затворе. По преданию, путь, по которому сходил преподобный в город, никогда не застраивался. Поэтому улица, ведущая к подножью горы, имеет форму изгибающейся тропинки.

Всё больше людей обращалось в христианство. За это на него ополчились жрецы-огнепоклонники. Они подкупили падшую женщину, и она оклеветала преподобного, назвав его отцом своего ребенка. Но Господь явил перед всем городом чудо. Преподобный подошел к этой девице и, коснувшись посохом ее чрева, спросил: «Я ли твой отец?» Из утробы раздался голос: «Нет», – и был назван истинный виновник ее падения. И после этого на глазах удивленного народа она родила камень. И тогда толпа, не внемля уговорам преподобного, забросала клеветницу камнями. На этом месте впоследствии была построена церковь, названная Квашетской (от слова ква – камень). В память о таком дивном небесном заступничестве Преподобный испросил у Господа на той горе целебный источник, называемый “Слезами Давида”, к которому до сих пор прибегают грузинки в своих женских немощах.

Скорбя о лукавых нравах горожан, преподобный положил на волны Куры свою монашескую мантию и вместе со своим учеником Лукианом встал на неё и поплыл как на ладье, вниз по течению реки. Он удалился в Караязские степи, Гареджийскую пустынь, изрезанную холмами и горами, похожую на пустыни Египта. И здесь встретил отшельника, который жил в пустыне задолго до его прихода – преподобного Додо, родом из кахетинских князей, оставившего мир, богатство и почести. Прошло время, и уединённое убежище преподобного было открыто охотниками. К нему стали сходится люди, жаждущие монашеской жизни. В Гареджи был построен пещерный монастырь (наподобие кападокийских), который через несколько столетий превратился в огромную лавру.

Пещерный храм Гареджийской Лавры в честь св. Иоанна Предтечи

Описано много чудес по молитвам святого Давида Гареждийского. Вот некоторые из них.

Когда Преподобный Давид со своим учеником Лукианом ушел в пустыню, то вскоре они съели все, что можно было употреблять в пищу. Тогда Лукиан стал скорбеть и вопрошать Давида о еде. Преподобный утешил ученика своего, помолился Господу, питающему всю тварь Свою, и пища не замедлила появиться, – прибежали лани, с полными сосцами молока и предложили его преподобным. Давид подоив ланей, крестным знамением претворил молоко в сыр, и сказал Лукиану, – бери и ешь.

В другой раз лани прибежали к Преподобному и пожаловались на змея, поедавших их детей; Преподобный по своему милосердию повелел змею уйти, иначе он поразит его Именем Христовым. Змий в страхе согласился, но просил сопровождать его взглядом, чтобы Божественный Огонь не поразил его до того как он уйдет. Преподобный обещал просимое змею. Но когда змей уходил в Куру, преподобному явился Ангел и потребовал обернуться; Давид помня свое обещание, противился указанию Ангела, но Ангел решительно позвал Давида и он был вынужден отвернуться. Тогда с Неба сошел огонь и поразил змия, который мог причинить другие, еще большие беды не только для пустыни, но и для населенных мест.

Давидо-Гареджийский монастырский комплекс (VI век)

На закате своей земной жизни преподобный Давид захотел помолиться у святынь Палестины. Поручив монастырь преподобному Додо, он вместе с учеником Лукианом отправился в далёкий путь. Несмотря на то, что дорога была очень опасной из-за разбойников и диких зверей, монахи, вопреки паломническому обычаю путешествовать отрядами, пошли одни, чтоб не нарушить безмолвие и сердечную молитву. Достигнув Палестины преподобные взошли на Сионскую гору. Внизу расстилался Иерусалим. Считая себя недостойным приблизиться к святым местам, преподобный Давид послал Лукиана поклониться Гробу Господню и обойти святыни Иерусалима, а сам в это время молился у городской стены. По обычаю паломников, берущих горсть земли Палестины, преподобный взял, как благословение от Святого Града, три камня, лежащих у стены и поспешил в обратный путь. Ночью, Иерусалимский Патриарх, Илья видел сон, что монах из Грузии взял всю благодать Иерусалима и уносит с собой. Патриарх, проснувшись, послал скороходов, чтоб они догнали Давида и спросили, что произошло. Давид ответил, что он не входил в город и ничего не взял, кроме трёх камней, лежащих недалеко от ворот. Тогда посланцы Патриарха взяли 2 камня обратно, а третий оставили преподобному, и тот принёс его в Гареджийский монастырь. Камень сохранился до настоящего времени и хранится в сокровищнице Сионского собора в Тбилиси. В Грузии существует предание, что 3 посещения Гареджийской пустыни, равны паломничеству в Иерусалим.

Скончался преп. Давид, причастившись Св. Даров, 7/20 мая 604 года в четверг по Вознесении. На месте монашеских подвигов преподобного Давида и Додо в последующие столетия была построена самая большая в Грузии лавра, объединившая 12 монастырей. Преподобный Давид погребён в пещерной церкви, а рядом с ним его ученик Лукиан.

Мощи прп. Давида под спудом в храме монастыря

Гору Давида возвышающуюся, как крепость, над Тбилиси, народ назвал Мтацминда (Святая Гора), так называется старый Афон – удел Богоматери. Сегодня на ней находится церковь во имя преподобного Давида Гареджийского (Мама-Давити). Вокруг церкви существует пантеон «Мтацминда» с многочисленными захоронениями выдающихся людей Грузии — известных писателей, артистов, учёных и национальных героев. Здесь похоронен знаменитый русский писатель Александр Сергеевич Грибоедов и его супруга, Нина Александровна, урожденная княгиня Чавчавадзе.

Преподобный почитается женщинами как усердный молитвенник при женских болезнях, бесплодии, в родах. Сегодня уже не только грузинки обращаются за помощью к преподобному Давиду, но и москвички. В Москве в Храме Живоначальной Троицы на Грязех, что на Покровке есть чтимая икона преподобного Давида Гареджийского с частицей мощей. Каждый понедельник, в 17 часов здесь служится молебен преподобному Давиду с освящением воды.

Тропарь, глас 4:
Подвигов потом сраствореннаго потоками слез, ныне в молении предстоиши Господеви нашему, яко слезами сеял и радостию пожинаеши плоды, в пустыне возрожденные. О, Давиде, сияние мира и предстателю душ наших.

Кондак, глас 8:
От сирийских источников возшел еси, звездо пресветлая, и пустыню Гареджийскую сиянием Духа озарил еси; яко пришествием своим иноческий рай соделал еси, произрастив в пустыне словесный вертоград. Сего ради не оставляй хранити его, Давиде возлюбленный.

Молитва:
О, всесветле, богохвальне авва Давиде, святче Божий! Ты силою благаго Законоположителя явился еси нам, кознями лукавого связанным и обуреваемым, яко наставник в покаянии и помощник в молитве. Того ради дано тебе много даров благодати и чудотворения, разрешения грехов наших и прегрешений оставление, болезней исцеление и диавольских наветов отгнание. Темже твоею отеческою милостию в богоцарственном разумении, многотрудными молитвами и моленьми твоими, наипаче же непрестанным твоим заступлением о нас, да возставит Господь Бог ны, во грех впадшия, силою Своею непобедимою на всякаго видимаго и невидимаго врага, дабы благодаряще совершая святую память твою, желанием возжелали мы покланятися Превечному Богу в Троице Единому, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. А минь.

Преподобный Дави ́ д Гареджийский

Дни памяти

4 июня (переходящая) – Четверг по Вознесении

Житие

Пре­по­доб­ный Да­вид Га­реджий­ский при­шел по по­ве­ле­нию Бо­жи­ей Ма­те­ри в Гру­зию из Си­рии в се­ре­дине VI ве­ка вме­сте с пре­по­доб­ным Иоан­ном Зе­даз­ний­ским в чис­ле его 12 уче­ни­ков.

В пер­вое вре­мя свя­тые от­цы по­се­ли­лись на го­ре Зе­да­зе­ни, неда­ле­ко от Мц­хе­ты. Через 3 го­да пре­по­доб­ный Иоанн разо­слал сво­их спо­движ­ни­ков в раз­ные кон­цы Гру­зии. Пре­по­доб­ный Да­вид со сво­им уче­ни­ком Лу­ки­а­ном по­се­лил­ся в окрест­но­стях Тби­ли­си на го­ре Мта-Цмин­да («Свя­тая Го­ра»).

На­до ска­зать, что са­ма Гру­зия бы­ла кре­ще­на бо­лее чем за 200 лет до это­го свя­той Ни­ной.

Но за всю ис­то­рию Гру­зии она ис­пы­ты­ва­ла силь­ное дав­ле­ние со сто­ро­ны Пер­сии. Бы­ло мно­же­ство на­ше­ствий пер­сов, Гру­зия под­вер­га­лась опу­сто­ше­нию, по­жа­рам. Мно­гое вре­мя на­хо­ди­лась в осад­ной за­ви­си­мо­сти от са­мих пер­сов.

Ес­ли сна­ча­ла пер­сы пы­та­лись хри­сти­ан­ство вы­тра­вить ме­чом, то по­том ста­ли дей­ство­вать весь­ма хит­ро. Они ста­ли всю­ду на­саж­дать маз­де­изм, то, что в про­сто­на­ро­дье у нас на­зы­ва­ет­ся ог­не­по­клон­ством. И тем ре­мес­лен­ни­кам, куп­цам ко­то­рые при­ни­ма­ли маз­де­изм, пер­сы да­ва­ли мно­же­ство все­воз­мож­ных льгот.

До­шло до то­го, что ка­пи­ща ог­не­по­клон­ни­ков ста­ли рас­по­ла­гать­ся пря­мо око­ло вхо­дов в хри­сти­ан­ские хра­мы.

По­то­му при­ход от­цов-си­рий­цев в Гру­зию мож­но на­звать вто­рым кре­ще­ни­ем.

Каж­дый чет­верг пре­по­доб­ный спус­кал­ся в го­род и на­став­лял жи­те­лей в ос­но­вах хри­сти­ан­ской ве­ры. Мно­гие жи­те­ли ста­ли воз­вра­щать­ся в ло­но хри­сти­ан­ской Церк­ви. Есте­ствен­но, жре­цам-ог­не­по­клон­ни­кам это не нра­ви­лось, и жре­цы под­ку­пи­ли од­ну пад­шую де­ви­цу, чтобы она окле­ве­та­ла пре­по­доб­но­го, чтобы она на­зва­ла его ви­нов­ни­ком ее гре­ха.

Бу­дучи вы­зван жи­те­ля­ми на суд, пре­по­доб­ный по­до­шел к этой де­ви­це и, кос­нув­шись по­со­хом ее чре­ва, спро­сил: «Я ли твой отец?» Из утро­бы раз­дал­ся го­лос: «Нет», и был на­зван ис­тин­ный ви­нов­ник ее па­де­ния. И по­сле это­го на гла­зах удив­лен­но­го на­ро­да она ро­ди­ла ка­мень.

В па­мять о та­ком див­ном небес­ном за­ступ­ни­че­стве пре­по­доб­ный ис­про­сил у Гос­по­да на той го­ре це­леб­ный ис­точ­ник, к ко­то­ро­му до сих пор при­бе­га­ют гру­зин­ки в сво­их жен­ских немо­щах.

По­сле это­го пре­по­доб­ный Да­вид вме­сте с Лу­ки­а­ном по­ки­ну­ли окрест­но­сти Тби­ли­си и уда­ли­лись на юго-во­сток в пу­стын­ную мест­ность Га­реджи. Здесь по­движ­ни­ки ис­ко­па­ли се­бе в го­ре ке­лии и по­се­ли­лись в них. Поз­же око­ло них ста­ли се­лить­ся и дру­гие пу­стын­но­жи­те­ли и об­ра­зо­ва­лась зна­ме­ни­тая Да­ви­до-Га­реджий­ская лав­ра.

Неза­дол­го до сво­ей кон­чи­ны пре­по­доб­ный Да­вид от­пра­вил­ся для по­кло­не­ния на Свя­тую Зем­лю. И вот, взой­дя на го­ру, с ко­то­рой уже от­кры­вал­ся вид на Свя­той Град, пре­по­доб­ный ска­зал сво­им спут­ни­кам, что он не до­сто­ин сво­и­ми но­га­ми топ­тать те ме­ста, где сту­па­ла но­га Спа­си­те­ля.

Он по­про­сил по­мо­лить­ся за него у Гро­ба Гос­под­ня, а сам с мо­лит­вой взял с зем­ли три кам­ня, по­ло­жил их в ко­том­ку и по­вер­нул об­рат­но. В это вре­мя иеру­са­лим­ско­му Пат­ри­ар­ху явил­ся Ан­гел, ко­то­рый ска­зал, что воз­люб­лен­ный Бо­жий Да­вид за­брал всю бла­го­дать Гро­ба Гос­под­ня, и ве­лел сна­ря­дить ско­ро­хо­да, ко­то­рый за­брал бы у Пре­по­доб­но­го два кам­ня.

Тре­тий же ка­мень пре­по­доб­ный при­нес в свою лав­ру, и он со­хра­нил­ся до на­сто­я­ще­го вре­ме­ни. Сей­час он хра­нит­ся в со­кро­вищ­ни­це но­во­го Тро­иц­ко­го ка­фед­раль­но­го со­бо­ра в Тби­ли­си.

Скон­чал­ся пре­по­доб­ный Да­вид, при­ча­стив­шись Свя­тых Да­ров, 7/20 мая 604 го­да в чет­верг по Воз­не­се­нии. По­это­му па­мять его и со­вер­ша­ет­ся в этот день, а 7/20 мая со­вер­ша­ет­ся па­мять всех 13-ти от­цов-си­рий­цев.

Молитвы

Тропарь преподобному Давиду Гареджийскому, глас 8

Слез твои́х тече́ньми пусты́ни безпло́дное возде́лал еси́, и и́же из глубины́ воздыха́ньми во сто трудо́в уплодоноси́л еси́, и был еси́ свети́льник вселе́нней, сия́я чудесы́, Дави́де о́тче наш, моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Слез твоих потоками ты возделал бесплодную пустыню, и из глубины стенаниями плод трудов своих умножил во сто крат, и сделался светилом вселенной, сияя чудесами, Давид, отче наш; моли Христа Бога о спасении душ наших.

Ин тропарь преподобному Давиду Гареджийскому, глас 4

По́двигов по́том срастворе́ннаго пото́ками сле́з, ны́не в моле́нии предстои́ши Го́сподеви на́шему, я́ко слеза́ми се́ял и ра́достию пожина́еши плоды́, в пусты́не возрожденные. О, Дави́де, сия́ние ми́ра и предста́телю ду́ш на́ших.

Перевод: Потом подвигов, растворенным с потоками слез, сейчас в молении ты предстоишь Господу нашему, так как слезами сеял и с радостью пожинаешь плоды (Пс.125:5), возрожденные в пустыне. О Давид, свет миру и заступник душ наших.

Кондак преподобному Давиду Гареджийскому, глас 8

От сири́йских исто́чников возше́л еси́, звездо́ пресве́тлая, и пусты́ню Гареджийскую сия́нием Ду́ха озари́л еси́; я́ко прише́ствием свои́м и́ноческий рай соде́лал еси́, произрасти́в в пусты́не слове́сный вертогра́д. Сего́ ра́ди не оставля́й храни́ти его́, Дави́де возлю́бленный.

Перевод: От сирийских источников ты взошел, преяркая звезда, и пустыню Гареджийскую озарил ты сиянием Духа, так как приходом своим ты создал монашеский рай, вырастив в пустыне духовный сад. Потому не переставай сохранять его, Давид возлюбленный.

Ин кондак преподобному Давиду Гареджийскому, глас 4

От Междуре́чия взоше́л еси́, звездо́ всесве́тлая, и преше́л в пусты́ню Гареджи, и отону́ду явле́нием твои́м, я́ко ра́й, от насажде́ний святы́х прозяба́ют насажде́ния слове́сныя, о ни́хже не преста́й моли́теся, Дави́де блаже́нне.

Перевод: От Междуречья ты взошел, преяркая звезда, и пришел в пустыню Гареджи, откуда, благодаря явлению твоему, как в раю, от святых насаждений произрастают духовные насаждения, о них же не переставай молиться, Давид блаженный.

Молитва преподобному Давиду Гареджийскому

О, всесве́тле, богохва́льне а́вва Дави́де, свя́тче Бо́жий! Ты си́лою блага́го Законоположи́теля яви́лся еси́ нам, ко́знями лука́ваго свя́занным и обурева́емым, я́ко наста́вник в покая́нии и помо́щник в моли́тве. Того́ ра́ди дано́ тебе́ мно́го даро́в благода́ти и чудотворе́ния, разреше́ния грехо́в на́ших и прегреше́ний оставле́ние, боле́зней исцеле́ние и диа́вольских наве́тов отгна́ние. Те́мже твое́ю оте́ческою ми́лостию в богоца́рственном разуме́нии, многотру́дными моли́твами и моле́ньми твои́ми, наипа́че же непреста́нным твои́м заступле́нием о нас, да возста́вит Госпо́дь Бог ны, во грех впа́дшия, си́лою Свое́ю непобеди́мою на вся́каго ви́димаго и неви́димаго врага́, да́бы благодаря́ще соверша́я святу́ю па́мять твою́, жела́нием возжела́ли мы покланя́тися Преве́чному Бо́гу в Тро́ице Еди́ному, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Ссылка на основную публикацию