Житие Феодосия Печерского – описание и история жизни, биография, чудеса и дни памяти святого

Краткое содержание Житие Феодосия Печерского Нестора Летописца для читательского дневника

В житие описана жизнь Феодосия Печерского от самого рождения до его смерти. О том, какой путь прошел Феодосий, от простого пекаря до игумена монастыря. На протяжении всей жизни многие смеялись над его бедной одеждой, но Феодосий покорно принимал не только эти насмешки, но и побои от собственной матери. Не раз игумен являл послушникам кельи чудеса, уверяя их в том, что Бог не оставит без пищи и крова.

Основная мысль этого произведения заключается в главном постулате христианства – смирении и покорном принятии своей судьбы.

Читать краткое содержание Житие Феодосия Печерского

Однажды в городе Васильеве, недалеко от Киева, у верующих и благочестивых людей родился сын, которому на восьмой день дали имя Феодосий, а спустя сорок дней крестили. Феодосий с детства был отмечен благодатью божьей, и сразу было понятно, что он посвятит свою жизнь служению Богу. Феодосий даже отказывался играть с другими детьми и носил старую поношенную одежду, как бедный. Он рано научился грамоте и был очень смышлёным.

Когда Феодосию было 13 лет, умер его отец, тогда он решил работать, чтобы кормить семью. Но его мать всячески останавливала его, иногда избивая его, когда он не слушался её. В то время все мысли Феодосия занимало одно Святое место, где когда-то ходил сам Иисус Христос, и он очень захотел побывать в тех местах. Один раз в их городе остановились паломники, которые собирались посетить те самые святые места. Феодосий попросился пойти с ними, и они разрешили ему. Но спустя три дня, как он ушел, его мать направилась на поиски сына. Когда она отыскала его, то страшно избила, и, приведя обратно домой, привязала Феодосия, чтобы тот не сбегал. Но он был рад всему перенесенному и всё это время лишь молился. Когда его мать отошла от гнева, она развязала Феодосия, но сковала его ноги так, что он с трудом мог ходить. После обещания больше никуда не сбегать, мать освободила сына от оков.

Затем Феодосий стал печь в церкви просфоры, так как из-за неготовых просфор в церкви не проводили литургию. Многие смеялись над этим его занятием, но он принимал всё это со смирением. Мать уговаривала сына бросить это дело, но Феодосий отказывался, будучи уверен, что он так больше приобщен к Иисусу. После долгих уговоров матери Феодосий ушел из дома и стал жить у священника. Но мать снова нашла его, привела домой и привязала.

В их городе жил один властелин, которому полюбился Феодосий за свое смирение, за что святому была подарена новая одежда. Но Феодосий отказывался ходить в ней, отдал её нищим и одевался обратно в свои лохмотья. Однажды Феодосий пошел в кузницу и попросил выковать себе цепь, которую он повязал на пояс, и ходил всё время, так, что цепь вросла в тело святого, но тот не замечал такой тяжести. Как-то мать заметила цепь на его поясе и в гневе сорвала её, но и это испытание принял Феодосий.

Со временем Феодосий стал помышлять о том, чтобы уйти от матери и постричься в монахи. Но во всех монастырях Киева ему был дан отказ. Тогда Феодосий отправился к старцу Антонию, который жил в пещере, и попросился к нему. Хотя Антоний знал, что этот юноша однажды построит на этом месте монастырь, он не сразу дал ему согласие. Пока Феодосий всё свое время посвящал служению Богу, его мать тщетно пыталась его найти, она даже объявила во всеуслышание, что тот, кто укажет ей местонахождение сына, получит вознаграждение. Так она и оказалась в Киеве, но поиски по всем монастырям к успеху не привели. Явившись в пещере Антония, она гневно просила встречи с сыном, но тот сам отказывался видеться с матерью. На следующий день после встречи с ней и пустых уговоров вернуться домой, Антоний уговорил её постричься в монастырь, для того чтобы чаще видеть сына. Мать Феодосия прожила в монастыре долгие годы и скончалась.

Тем временем количество послушников в монастыре расширялось, и было необходимо строить новые кельи. Однажды разбойники, решившие, что в келье хранится несметное богатство, задумали устроить набегать на монахов, но чудо, произошедшее на их глазах, вмиг разубедило их делать это. Они увидели, как церковь воспарила в воздух вместе со всеми послушниками. Это было не единственное чудо, которое происходило в святом месте. Были случаи, когда появлялись продукты или масло по воле Господа.

В те времена братья-князья пошли войной на третьего брата, Изяслава. Феодосий пытался вразумить Святослава, который захватил не принадлежащий ему по праву престол. Хотя Святослав внимал советам Феодосия, но престол брату отдавать не стал.

Однажды Феодосий захотел построить большую церковь для всей братии. Он сам помогал строить её, и когда строительство было закончено, все переселились на новое место. Феодосий заранее знал дату своей смерти. Он собрал всех послушников и велел им не избрать нового игумена. Феодосий собственноручно благословил его. Когда настала суббота, предполагаемая дата смерти Феодосия, он отпустил всех, скончавшись в одиночестве, с молитвой на устах. Многие люди словно почувствовали гибели Феодосия, и пришли к церкви, но им приказали разойтись. После этого иноки похоронили святого в пещере.

Читать краткое содержание Житие Феодосия Печерского. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Картинка или рисунок Житие Феодосия Печерского

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Действие разворачивается в 1997 году, когда пожиратели смерти вместе с Северусом Снеггом посещают дом Малфоев. Там их ожидает сам Волан-де-Морт

В поезд садился мальчик Боря. Его провожала бабушка. Она попросила, чтобы отправил сообщение, когда приедет! Боря вошёл в вагон. Это был мальчуган (двенадцати лет) с розовыми щеками, плотненького телосложения. Места были заняты.

Действие этой пьесы происходит в городе Виндзоре. А история крутиться вокруг трех богатых дам. Две из них – жены состоятельных горожан. А третья – еще юная и богатая невеста. Эти женщины и есть «насмешницы», проучившие корыстолюбивых мужчин.

У героя рассказа Дениса Кораблева был трехколесный велосипед, когда мальчик был еще совсем маленьким. Денис научился на нем кататься как настоящий мастер спорта: без рук, задом наперед, крутить педали руками

Перед праздником они с сестрой видят прекрасную, роскошную елку. Сначала дети решили съесть по одной конфетке, после – ещё по одной

Житие Феодосия Печерского – описание и история жизни, биография, чудеса и дни памяти святого

Феодосий Печерский был вторым святым, торжественно канонизованным русской церковью, и первым ее преподобным. Подобно тому, как Борис и Глеб упредили в земном прославлении св. Ольгу и Владимира, св. Феодосий был канонизован ранее Антония, своего учителя и первого основателя Киево-Печерского монастыря. Вместе они стали основателями монашества на Руси.

Основанная преподобным Антонием и устроенная преподобным Феодосием Киево-Печерская обитель сделалась образцом для других монастырей и имела великое значение для развития Русской церкви. Из ее стен выходили знаменитые архипастыри, ревностные проповедники веры и замечательные писатели. Из святителей, постриженников Киево-Печерской обители, особенно известны святые Леонтий и Исаия (епископы Ростовские), Нифонт (епископ Новгородский). преподобный Кукша (просветитель вятичей), писатели преп. Нестор Летописец и Симон.

. На заре XI века (точно не установлено) в городе Васильеве, что неподалеку от Киева, в семье судьи появился младенец.

Священник дал ему имя Феодосий и предсказал, что новорожденный посвятит себя Богу.

И действительно, мальчик сильно отличался от ровесников, и это замечали многие в Курске, где вскорости после рождения Феодосия по велению князя поселилась семья. Стороной обходил Феодосии резвую детвору, одежду предпочитал неброскую, даже заплатанную, проявлял повышенный интерес к церкви.

Обеспокоенные родители уговаривали Феодосия отдаться детским забавам, одеться поприличнее, но мальчик не реагировал на эти уговоры и только просил обучить его божественной грамоте. Когда же, наконец, воля его была исполнена, Феодосий с жадностью пристрастился к религиозной литературе. Обнаружил к учебе блестящие способности, однако не кичился этим, сохраняя подчеркнутую покорность и послушание как в отношениях с учителем, так и в общении с соучениками.

Едва минуло Феодосию 13 лет, умер отец, и в доме еще энергичнее стала господствовать мать. Рано овдовев, она жила вольно, однако это не мешало ей “деражать в руках большую торговлю”. Дом был – полная чаша, один из самых богатых в Курске. Верхний этаж занимала семья, внизу поварня, во дворе склады, мастерские, жилые избы, и все – за высоким бревенчатым забором с колючим гребнем из железных шипов. Семейное достояние умножалось.

Была мать тяжела на руку к рабам своим, не щадила и сына. Когда Феодосий уходил на работу в поле, мать считала это оскорблением ее чести и не подзатыльники ему отпускала, как Другие родители, наставляя детей, а избивала, порой жестоко, как и покорных ей взрослых людей.

Восхищенный земной жизнью Иисуса Христа, Феодосий мечтал совершить паломничество. Когда в городе появились однажды странники, попросил их взять его в попутчики, чтобы посетить места, связанные с жизнью Иисуса Христа.

Тайный уход юноши из дома был замечен, и мать, взяв с собой лишь младшего сына, отправилась в погоню за паломниками.

Немалый проделала она путь, прежде чем догнала блаженного Феодосия, “и схватила, и в гневе вцепилась ему в волосы, и, повалив его на землю, стала пинать ногами, и осыпала упреками странников, а затем вернулась домой, ведя Феодосия, связанного, точно разбойника. И была она в таком гневе, что и придя домой, била его, пока не изнемогла”.

Феодосий был привязан и оставлен в уединении взаперти. Покормила и освободила его мать только через два дня, предварительно надолго усмирив ноги сына тыжелыми оковами, чтобы снова не сбежал из дому.

Любила она сына тяжелой любовью. Феодосий принимал ее как кару, только укрепляясь волей и мыслями о подвижничестве во имя Господа.

Когда же милосердие все-таки победило, оковы были сняты, а сыну разрешено “делать что захочет”. И отрок снова зачастил в церковь. Как-то заметил, что литургии часто не бывает из-за отсутствия просфор. Очень печалился по этому поводу, пока не решил взяться за изготовление просфор для всех желающих. Лет с десяток ушло на это, но каждый день Феодосию “было внове это чудо – что из бледного теста, сыро пахнущего, сила огня и креста сотворит плоть Божию, спасение человеков”.

Со светлой радостью покупали просфоры верующие (“Это уж Бог так пожелал, чтобы чистые просфоры приносились в церковь Божию от рук безгрешного и непорочного отрока”).

На вырученные деньги Феодосий покупал зерно, сам молол и снова пек просфоры. Прибыль щедо раздавал нищим, будучи во многом сам на них похожим. По этому поводу и в связи с необычным занятием своим наслушался юноша множество обидных слов, какие обрушивали на него ровесники. Но знали бы добры молодцы куряне, над кем насмехаются – над человеком, кому суждено было войти в круг передовых просветителей и современного ему общества и грядущих поколений.

Мать все настойчивее отлучала Феодосия от необычного для юноши занятия, но Феодосии рассуждал иначе: “Иисус Христос дал ученикам своим хлеб со словами “Возьмите и ешьте, это тело мое, преломленное за вас и за многих других, чтобы очистились вы от всех грехов”. Если уж сам Господь наш хлеб назвал плотью своею, то как же не радоваться мне, что сподобил он меня приобщаться к плоти своей”. Мать же настаивала на своем:

– Брось! Ну что за дело просфоры печь! И подкрепляла свое требование побоями. Однажды отчаявшийся юноша глухой ночью снова покинул родительский дом.

Приютил его священник в одном из близких к Курску городов. Видно, прозорливый был человек, коль внимательно отнесся к интересам юноши.

Феодосию позволили пребывать в церкви постоянно. Очарованные им, не раз дарили дорогие одежды, но юноша раздавал их нищим, а сам под ветхим одеянием стал носить изготовленный кузнецом железный пояс. Вгрызаясь в тело, пояс ежеминутно напоминал о смирении и подвижничестве. И укреплялась юношеская вера, и ободрялось и просветлялось сознание. Во имя любви к Богу Феодосий был готов к любым испытаниям.

На память читал он Евангелие: “Если кто не оставит отца и мать и не последует за Мной, то он меня недостоин. Придите ко мне все страждующие и обремененные, и я успокою вас. Возложите бремя мое на себя, и научитесь у меня кроткости и смирению, и обретете покой душам вашим. ” И воспылал рвением и любовью к Богу, мечтая уйти в монастырь, в самый Киев.

Когда такой случай представился, три недели был Феодосий в пути. Добравшись до желанного Киева, обошел все монастыри, упрашивая принять его, пока не услышал о блаженном Антонии, живущем в пещере.

Антоний, прозорливо предчувствуя, что у юноши большое будущее, разрешил Феодосию остаться с ним.

Феодосий всецело отдался служению Богу, молился и постился неистово, как и бывшие рядом с ним преподобный Антоний и великий Никон. Затем были пострижены в монахи по их великой просьбе первый из княжеских бояр Иоанн, в монашестве Варлаам, и управляющий княжеским домом, нареченный в монашестве Ефремом. Узнав об этом, князь Изяслав страшно разгневался, но Никон пояснил: “По благодати Божьей я постриг их, по велению небесного Царя и Иисуса Христа, призвавшего их на такой подвиг”.

. Жизнь в пещере. Ржаной хлеб и вода. По субботам – чечевица или же одни только вареные овощи.

Постепенно число монахов увеличивалось. Одни обувь плели, чтобы в городе на вырученные за нее деньги зерна купить, другие огородом занимались. В церковь сходились дружно, отпевали положенные часы и совершали службу. И снова, поев немного хлеба, возвращались каждый к своей работе.

Феодосий Печерский всех превосходил смирением и послушанием. Был он ладно скроен и крепко сшит и взваливал на свои плечи самую тяжелую работу. Носил из леса дрова. Ночами бодрствовал, славя в молитвах Бога. Иной раз замечали, как ночью обнажал он свое тело до пояса, прядя шерсть для плетения обуви и распевая Давидовы псалмы. Оводы и комары нещадно кусали тело его, насыщаясь кровью. Изведав пытку эту, Феодосий раньше всех приходил к заутрене. Неуклонно возрастал его авторитет, и однажды монахи дружно “возвестили преподобному Антонию”, что они “поставили себе игуменом” блаженного Феодосия, “ибо он и жизнь монастырскую уставил по чину, и божественные заповеди знал как никто другой”. Произошло это в 1057 году. Хотя и стал Феодосий старшим над всеми, но не изменил своего обычного смирения, помнил о словах Господних, вещающих: “Если кто из вас хочет быть наставником другим, то пусть будет скромнее всех и всем слуга. “

И многие вельможи приходили в монастырь и отдавали ему какую-то долю своих богатств.

Игумен Феодосий употребил эти пожертвования, как и другие собранные в народе средства, на строительство церкви во имя святой и преславной Богородицы и приснодевы Марии. “И окружил стеной то место, и построил множество келий. И переселился туда “из пещеры с братией в год 6570 (1062). И с этого времени по божественной благодати возвысилось то место и существует монастырь славный, который и доныне называем мы Печерским. “

Святой игумен Феодосии впервые на Руси ввел общежительный устав. Он был заимствован в Студийском монастыре (Константинополь) и стал впоследствии основным регламентирующим документом для всех древних русских монастырей. Деятельность игумена Феодосия во многом способствовала тому, чтобы Киево-Печерский монастырь стал центром русской культуры.

В период Великого поста Феодосий уединялся в своей пещере, затворившись, вплоть до Вербной недели, а в пятницу той недели, в час вечерней молитвы возвращался в церковь, поучал всех и утешал в подвижничестве их и посте. После вечернего пения садился подремать, потому как никогда не ложился, если же хотел поспать, то “садился на стульце и, подремав там немного, снова вставал на ночное пение и коленопреклонение”.

Учил монахов свято следовать монастырскому уставу, не беседовать ни с кем после вечерней молитвы, уединившись в свою келью, молиться Богу, не допускать праздности. Заниматься ремеслом, распевая псалмы Давидовы, чтобы трудом своим кормить убогих и странников.

При монастыре Феодосий устроил станноприимный дом для нищих и убогих, коему отписывал десятую чать монастырского дохода. “Каждую неделю преподобный посылал в тюрьмы воз провизии”.

Киево-Печерский монастырь привлекал великое множество верующих, и преподобный Феодосии стал духовным наставником многих князей и бояр. Исповедовавшись великому Феодосию, они не скупились на пожертвования, иные дарили полные населенные пункты, иные одаривали монастырь золотом и другими драгоценностями. И благой игумен вынашивал планы о строительстве большой церкви, так как деревянная стала мала для стекающегося в нее народа.

Читайте также:  Житие Александра Невского - описание и история жизни, чудеса, праздники и дни памяти святого

Сан игумена ни в чем не изменил образ жизи Феодосия. На работу он по-прежнему выходил прежде всех, в церковь являлся раньше других и последним из нее выходил. Одеждой служила ему власяница из колючей шерсти, которую он прятал под ветхой свитой. “Многие неразумные издевались над этой убогой одеждой, попрекая его”.

Между тем влияние игумена распространилось и на политическую жизнь.

Своим образом жизни преподобный Феодосий подкреплял силы окружающих. Питался, как и прежде, только хлебом сухим да овощами вареными без масла, запивая водой. Но всех обратившихся в монастырь поддерживал и духовно, и материально.

– Был Феодосий заступником не только обездоленного народа, но и в княжеских кругах было весомым его слово.

Узнав, что князья Святополк и Всеволод изгнали из Киева своего старшего брата Изяслава, Феодосий Печерский написал князю: “Голос крови брата твоего взывает к Богу, как крови Авелевой на Каина”.

Разгневался князь! Но, поостыв, не посмел поднять руку на великого праведника и испросил разрешения приехать в монастырь, чтобы с ним помириться. “А что может, благой владыка, гнев наш против власти твоей? – отозвался Феодосий.- Но подобает нам обличать вас и поучать о спасении души. А вам следует выслушивать это”. И продолжал настаивать, чтобы престол был возвращен Изяславу, которому был поручен отцом.

Находясь во главе монастыря, Феодосии постоянно общался с преподобным Антонием и получал он него духовные наставления. Он пережил старца лишь на один год, но успел заложить просторный каменный храм Успения Божией Матери.

На новостройке Феодосий работал с упоением, не чураясь самой черной работы, но строительство церкви было завершено уже после того, как душа оставила его тело. Игумен предсказал, когда он отойдет к Господу. И завещал: “. так вы узнаете о дерзновении моем перед Богом: если увидите, что процветает монастырь наш, – знайте, что я возле Владыки небесного; если же когда-либо увидите оскудение монастыря, и в нищету впадет он, то знайте, что далек я от Бога и не имею дерзновенья Ему молиться”. И просил положить его тело в пещере, где он постился.

“На своего великого настоятеля Киево-Печерский монастырь осиротел в год 6582 (1074) месяца мая, на третий день, в суботу, как и предсказывал святой Феодосий, после восхода солнечного”.

Православная Церковь почитает преподобного Феодосия Печерского как основателя монашества на Руси. Светское общество признает в Феодосии Печерском выдающегося древнерусского писателя, основателя знаменитого Киево-Печерского монастыря и реформатора его Устава, как влиятельного политического деятеля своего времени.

К сожалению, авторство произведений древнерусской литературы не всегда удается установить. Однако доподлинно известно, что Феодосий Печерский является создателем по крайней мере одиннадцати сочинений. Это два послания князю Изяславу Ярославичу – “О неделе” и “О вере крестьянской и латынской”, 8 “Слов” и “Поучений” монахам, а именно: “О терпении и любви”, “О терпении и смирении”, “О душевной пользе”, “О хождении к церкви и о молитве” верующим известна и его молитва “За всея крестьяны”.

Куряне вправе гордиться, что на нашей земле сформировался родоначальник российской духовности и как человек, сумевший построить свою судьбу вопреки окружавшему его бытию.

Православная Жизнь

В воскресенье 15 сентября православный мир чтит память преподобных Антония и Феодосия Печерских. Эти угодники Божии являются основателями и покровителями монашества на Святой Руси. Они заложили основы строгой духовной жизни наших предков, показали пример братолюбия. Основанная преподобным Антонием и устроенная преподобным Феодосием Киево-Печерская обитель сделалась образцом для других монастырей и имела великое значение для развития Русской церкви.

Преподобные Антоний и Феодосий Печерские

Основатель Киево-Печерской лавры святой Антоний родился в начале XI века в городе Любече (вблизи Чернигова) и в крещении был назван Антипой. С юных лет он почувствовал влечение к высшей духовной жизни и по внушению свыше решился идти на Афон. В одной из Афонских обителей он принял постриг и начал уединенную жизнь в пещере близ этого монастыря. Когда он приобрел в своих подвигах духовную опытность, игумен дал ему послушание, чтобы он шел на Русь и насадил иночество в этой новопросвещенной христианской стране. Антоний повиновался. Когда преподобный Антоний пришел в Киев, здесь было уже несколько монастырей, основанных по желанию князей греками. Но святой Антоний не избрал ни одного из них, поселился в двухсаженной пещере, выкопанной пресвитером Иларионом. Это было в 1051 г. Здесь святой Антоний продолжал подвиги строгой иноческой жизни, которыми славился на Афоне: пищей его были черный хлеб через день и вода в крайне умеренном количестве. Вскоре слава о нем разнеслась не только по Киеву, но и по другим русским городам. Многие приходили к нему за духовным советом и благословением. Некоторые стали проситься к нему на жительство. Первым был принят некто Никон, саном иерей, вторым преподобный Феодосий.

Преподобный Феодосий провел свою молодость в Курске, где жили его родители. С ранних лет он обнаружил благочестивое настроение духа: каждый день он бывал в храме, прилежно читал слово Божие, отличался скромностью, смирением и другими добрыми качествами. Узнав, что в храме иногда не служат литургию из-за недостатка просфор, он решил сам заняться этим делом: покупал пшеницу, своими руками молол и испеченные просфоры приносил в церковь.

За эти подвиги он терпел много неприятностей от матери, которая горячо его любила, но не сочувствовала его стремлениям. Услышав однажды в церкви слова Господни: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня» (Матф. 10, 37), он решился оставить и мать (отец уже умер), и родной город и явился в Киев к преподобному Антонию. «Видишь ли чадо, — спросил его Антоний, — что пещера моя скромна и тесна?» — «Сам Бог привел меня к тебе, — ответил Феодосий, — буду исполнять то, что ты мне повелишь».

Когда число сподвижников преп. Антония возросло до 12, он удалился на соседнюю гору, вырыл себе здесь пещеру и стал подвизаться в затворе. Феодосий остался на прежнем месте; скоро он был избран братией во игумена и начал стараться об учреждении правильного общежития по уставу цареградского Студийского монастыря. Главные черты учрежденного им общежития были следующие: все имущество у братии должно быть общее, время проводилось в непрестанных трудах; труды разделялись по силе каждого игуменом; каждое дело начиналось молитвой и благословением старшего; помыслы открывались игумену, который был истинным руководителем всех ко спасению. Преподобный Феодосий часто обходил кельи и наблюдал, нет ли у кого чего лишнего, и чем занимается братия. Часто и ночью он приходил к двери келий и, если слышал разговор двух или трех иноков, сошедшихся вместе, то ударял жезлом в дверь, а утром обличал виновных. Сам преподобный был во всем примером для братии: носил воду, рубил дрова, работал в пекарне, носил самую простую одежду, прежде всех приходил в церковь, и на монастырские работы. Кроме аскетических подвигов, преп. Феодосий отличался великим милосердием к бедным и любовью к духовному просвещению и старался расположить к ним и свою братию. В обители он устроил особый дом для жительства нищих, слепых, хромых, расслабленных и на содержание их уделял десятую долю монастырских доходов.

Кроме того, каждую субботу отсылал целый воз хлеба заключенным в темницах. Из сочинений преподобного Феодосия известны: два поучения к народу, десять поучений к инокам, два послания к великому князю Изяславу и две молитвы.

Основанная преподобным Антонием и устроенная преподобным Феодосием Киево-Печерская обитель сделалась образцом для других монастырей и имела великое значение для развития Церкви.

Молитвы

Тропарь преподобных Антония и Феодосия, глас 4

Звезды мысленныя,/ просиявшия на тверди Церковней,/ иноков Русских основание,/ песньми, людие, почтим,/ радостныя похвалы сим воздающе,/ радуйтеся, преблаженнии отцы, Антоние со Феодосием богомудрым,// присно молящиися о возследствующих и чтущих память вашу.

Кондак преподобных Антония и Феодосия, глас 8

Двоицу великих отец и правило иноков светлое,/ умныя зари, онебесившия Русскую Церковь,/ кто по достоянию хвалами воспоет?/ Тии бо Престолу Божию предстоят./ Но яко имущии дерзновение к Святей Троице,/ Антоние преблаженне и Феодосие приснопамятне,/ молитеся о молебная вам приносящих// и любовию песньми вас ублажающих.

Молитва преподобному Антонию Киево-Печерскому

О добрый наш пастырю наставниче, приснопоминаемый иноков русских первоначальниче, преподобне и богоносне отче наш Антоние! Ты горе на небеси пребываеши, мы низу на земли, удалени суще от тебе не толико местом, колико греховною нечистотою нашею; обаче памятующе отеческую любовь твою к людем, ти сродным, припадаем и молимтися с умилением и верою: помози нам, грешным, покаянием очиститися и достойным быти помилования и прощения от Господа и Создателя нашего. Умоли Его благость даровати нам великия и богатыя милости: земли плодоносие, воздуха благорастворение, мир глубок, братолюбие искреннее, благочестие нелицемерное, житейских потреб довольство, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от щедротодательныя Его десницы, но во славу имене Его святаго и во спасение наше. Соблюди, чудотворче святый, благомощными твоими молитвами русския грады, обитель твою и всю страну православно­русскую невредимы от всякаго зла, и вся люди, жительствующия в обители твоей и на поклонение в ню приходящия, осени небесным твоим благословением, и в скорбех, бедах и болезнех утешение, избавление и исцеление им подаждь, да благодарно славим, хвалим и величаем прославльшаго тя Господа, чрез тебе дивно благоде­тельствующаго нам, Безначального Отца, Единороднаго Его Сына и Единосущнаго Его Духа, Троицу Живоначальную и Нераздельную, и твое святое заступление во веки веков. Аминь.

Молитва преподобному Феодосию, Печерскому чудотворцу

О священная главо, ангеле земный и человече небесный, преподобне и богоносне отче наш Феодосие, изрядный слуго Пресвятыя Богородицы, во имя Ея святое обитель пречудну на горах Печерских соорудивый, и в ней чудес множеством просиявый! Молим тя со усердием многим, молися за нас ко Господу Богу, и испроси от него великия и богатыя милости: веру праву, надежду спасения несомненну, любовь ко всем нелицемерну, благочестие непоколебимое, душ и телес здравие, житейских потреб довольство, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от щедродательныя Его десницы, но в славу имени Его Святаго, и во спасение наше. Сохрани, угодниче Божий, предстательством твоим святым страну нашу, Церковь Православнорусскую, град твой, и Лавру твою невредимыми от всякаго зла, и вся люди притекающия на поклонение к честному твоему гробу и пребывающия во святей обители твоей, осени Небесным твоим благословением и от всяких зол и бед милостивно избави. Наипаче же в час кончины нашея покажи нам многомощное твое покровительство: да избавимся молитвами твоими ко Господу власти лютаго миродержца и сподобимся наследити Царство Небесное. Яви нам, отче, благосердие твое и не остави нас сирых и безпомощных, да выну славословим дивнаго во святых Своих Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, и твое святое заступление, во веки веков. Аминь.

Преподобные Антоний и Феодосий Печерские

Великие светила, святые преподобные Антоний и Феодосий Печерские – основатели монашества на Руси.

Человеческая жизнь зачастую представляет собой поиск: человек постоянно находится в поиске – смысла жизни, жизненного пути, призвания, места в жизни и т.д., но все в конечном счете сводится к поиску истины – того, ради чего стоит жить. Искать истину – значит искать предмет любви! И монахи избрали для этого необычный путь. Как писал прп. Иоанн Лествичник: «Если бы люди знали, как трудно монахам, никто бы не пошел в монастырь; а если б знали, какая награда им уготована на небесах, в миру бы никого не осталось!». Монашество – это великий подвиг.

Одним из таких подвижников является преподобный Антоний Печерский. Основатель Киево-Печерской Лавры святой Антоний родился в 983 году недалеко от Чернигова, в местечке Любече, и в крещении был назван Антипой. С юных лет он почувствовал влечение к высшей духовной жизни и желал посвятить себя служению Богу, помышляя о монашестве. Придя в возраст, он отправился странствовать и, достигнув Афона, возгорелся желанием подражать подвигам его святых насельников. Приняв здесь постриг, юный инок во всем благоугождал Богу и, подвизаясь на пути добродетели, особенно преуспевал в покорности и послушании, так что все монахи радовались, глядя на его святую жизнь. Видя, что монах приобрел духовный опыт, видя святость его жизни и прозирая в Антонии великого будущего подвижника, игумен афонского монастыря по внушению от Бога благословил его вернуться на родную землю, чтобы там основать иноческое жительство, доселе не распространенное на Руси, и сказав: «Антоний! Пора тебе и других руководить во святой жизни. Возвратись в свою Русскую землю, да будет на тебе благословение Святой Афонской Горы, от тебя произойдет множество иноков».

Преподобный Антоний Печерский на Афоне

Когда преподобный Антоний вернулся в Киев, там уже существовало несколько монастырей, основанных по желанию князей греками. Святой, не найдя такой строгой жизни, к которой он привык на Афоне, решил продолжить свой подвиг в пещере, расположенной на высоком берегу Днепра, на месте, которое напоминало своим видом Афонские пейзажи. Жил Антоний в великом воздержании, он почти не ел и не пил, спал на земле и самостоятельно добывал себе пропитание, при этом находясь в постоянном молитвенном подвиге. Вскоре слава о нем разнеслась не только по Киеву, но и по другим городам. Многие православные приходили к нему за духовным советом и благословением, стекались к подвижнику и будущие монахи, избравшие своей стезей усердную молитву и аскетический образ жизни. Сам Антоний никого не искал и никого не звал: люди сами тянулись к нему. Некоторые решались навсегда остаться со святым. В числе первых учеников преподобного Антония был святой Никон, саном иерей, вторым преподобный Феодосий, в котором Антоний и прозрел будущего строителя монастыря и заботливого игумена. Таким образом, начали сбываться слова игумена Афонского монастыря, сказанные в свое время Антонию: «произойдут от тебя многие черноризцы». В дальнейшем вокруг Антония собрался круг учеников, образовалась монашеская обитель.

Преподобный Феодосий Печерский, основатель общежительного монастырского устава и родоначальник монашества в Русской земле, родился около 1008 года в Василеве, неподалеку от Киева. Был смиренным отроком в богатой семье, свою молодость провел в Курске. Мать видела в нем наследника всем отцовским имениям, но с юных лет он обнаружил непреодолимое влечение к подвижнической жизни, ведя аскетическую жизнь еще в родительском доме. Он не любил детских игр и увлечений, больше тяготел к уединенной жизни, читал и постоянно ходил в церковь. Сам упросил своих родителей отдать его для обучения чтению священных книг и, при отличных способностях и редком усердии, быстро выучился чтению книг, так что все удивлялись разуму отрока. Отличался он скромностью, смирением и другими добрыми качествами. Узнав, что в храме иногда не служат литургию из-за недостатка просфор, он решил сам заняться этим делом: покупал пшеницу, своими руками молол и испеченные просфоры приносил в церковь. В 14 лет он лишился отца, воспитывать его стала только мать – женщина строгая. Она горячо любила сына, но не сочувствовала его стремлениям к подвижничеству, много раз наказывала его, но преподобный твердо решил стать монахом. Услышав однажды в церкви слова Господни: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня» (Матф. 10, 37), он в 23 года решился оставить и мать, и родной город и явился в Киев к преподобному Антонию и, припав к его ногам, просил принять его. «Видишь ли чадо, — спросил его Антоний, — что пещера моя скромна и тесна?» — «Сам Бог привел меня к тебе, — ответил Феодосий, — буду исполнять то, что ты мне повелишь».

Через четыре года мать отыскала его и со слезами просила возвратиться домой, но святой сам убедил ее остаться в Киеве и принять иночество в обители святителя Николая на Аскольдовой могиле.

Феодосий много трудился на послушании у своего старца Антония, выполнял беспрекословно все поручения, все дела совершал с молитвой, был посвящен в ангельский – монашеский образ, его душа горела преданностью Богу. В своих подвижнических трудах святой Феодосий превзошел всех, кто жил вместе с ним в монастыре: носил воду, рубил дрова, молол рожь и относил каждому иноку муку.

Ученики преподобного Антония под его руководством построили храм и соорудили келии, первоначально находившиеся в пещерах; поэтому монастырь и получил название Киево-Печерского.

Келия в пещерах

Когда число его сподвижников возросло до 12, преподобный Антоний, неизменно стремившийся к отшельничеству, поставил братии игуменом Варлаама, а сам удалился на соседнюю гору, вырыл себе здесь пещеру и стал подвизаться в затворе. Если кто из иноков стремился к более суровой аскетической жизни, он поселялся рядом с преподобным Антонием. Так об­ра­зо­ва­лись Ближ­ний (Антониевый) и Даль­ний (Феодосиев) пе­щер­ные мо­на­сты­ри.

Читайте также:  Житие святителя Василия Великого - полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

Монастырь на старом месте постепенно благоустраивался. Число братии росло, пещерный храм стал слишком мал. Иноки выстроили над пещерой небольшую деревянную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Затем было решено соорудить монастырь на поверхности земли. Это начинание было осуществлено по благословению преподобного Антония. Одновременно со строительством Печерского монастыря происходило основание обители во имя святого Димитрия Солунского князем Изяславом. В нее был поставлен игуменом преподобный Варлаам. Благословением преподобного Антония и с общего согласия братии на игуменство Печерского монастыря в 1057 году был избран кроткий и смиренный Феодосий. К тому времени число братии уже достигло ста человек. Великий киевский князь Изяслав подарил инокам гору, на которой был выстроен большой храм и келии, а вокруг поставлен частокол. Так образовалась славная Киево-Печерская обитель.

В подземном храме преподобного Феодосия Печерского

Став настоятелем, преподобный Феодосий начал стараться об учреждении правильного общежития по уставу цареградского Студийского монастыря. Главные черты учрежденного им общежития были следующие: все имущество у братии должно быть общее, время проводилось в непрестанных трудах; труды разделялись по силе каждого игуменом; каждое дело начиналось молитвой и благословением старшего; помыслы открывались игумену, который был истинным руководителем всех ко спасению. В тоже время он продолжил нести самые тяжелые монашеские послушания. Сам преподобный был во всем примером для братии: носил воду, рубил дрова, работал в пекарне, носил самую простую одежду, прежде всех приходил в церковь, и на монастырские работы. Кроме аскетических подвигов, преподобный Феодосий отличался великим милосердием к бедным и любовью к духовному просвещению и старался расположить к ним и свою братию. В обители он устроил особый дом для жительства нищих, слепых, хромых, расслабленных и на содержание их уделял десятую долю монастырских доходов. Кроме того, каждую субботу отсылал целый воз хлеба заключенным в темницах.

Высота духовности и святости, на которую восшел преподобный Антоний, была засвидетельствована по милости Божией многими чудесами. Известно чудо, связанное с построением соборного храма Печерской обители, когда Сама Пресвятая Богородица предстала преподобным Антонию и Феодосию во Влахернском храме в Константинополе, куда они были чудесно восхищены, и обещала не отлучаться от Печерского монастыря. При этом явлении преподобному Антонию было открыто близкое время его кончины. Однажды к преподобным Антонию и Феодосию явились из Византии мастера-каменщики. Они рассказали, что были вызваны во Влахерну Царицей, Которая, будучи окружена множеством воинов — в числе их были святые Антоний и Феодосии — послала их на Русь строить Ей храм и дала с избытком золота, а также мощи святых мучеников и наместную икону.

Слушавшие греков прославили Бога. Преподобный Антоний объяснил им, что произошло чудо — они со святым Феодосием никуда не выходили из обители. Место будущего соборного храма обители открылось по молитвам преподобного Антония, причем он явил себя духовно подобным древним пророкам Гедеону и Илии. В первую ночь молитвы Господь явился ему и открыл, что преподобный обрел благодать перед Ним. Тогда святой Антоний молитвенно просил, чтобы наутро по всей округе, за исключением места будущего храма, выпала роса. Так и произошло. На другую ночь преподобный Антоний просил, чтобы случилось наоборот — и на святом месте оказалась роса. На третий день, помолившись, измерили золотым поясом длину и ширину храма, и преподобный Антоний низвел молитвой огонь, который очистил означенное место от растительности. Так было положено основание соборного храма Киево-Печерской обители.

Успенский Собор сегодня

Ве­дя рас­сказ об этом, ле­то­пи­сец за­ме­ча­ет, что хо­тя и су­ще­ству­ют мно­гие мо­на­сты­ри, устро­ен­ные бо­гат­ством ца­рей и бо­яр, од­на­ко они не мо­гут срав­нить­ся с те­ми, ко­то­рые стро­ят­ся мо­лит­ва­ми свя­тых, их сле­за­ми, по­ще­ни­ем и бде­ни­ем. Так и пре­по­доб­ный Ан­то­ний не имел зо­ло­та, но сво­и­ми тру­да­ми воз­рас­тил оби­тель, несрав­ни­мую с дру­ги­ми, ко­то­рая яви­лась пер­вым ду­хов­ным цен­тром Ру­си.

Основанная преподобным Антонием и устроенная преподобным Феодосием Киево-Печерская обитель сделалась образцом для других монастырей и имела великое значение для развития Русской церкви. Из ее стен выходили знаменитые архипастыри, ревностные проповедники веры и замечательные писатели. Из святителей, постриженников Киево-Печерской обители, особенно известны святые Леонтий и Исаия (епископы Ростовские), Нифонт (епископ Новгородский). преподобный Кукша (просветитель вятичей), писатели преподобный Нестор Летописец и Симон.

Современный вид Киево-Печерской Лавры

Святые преподобные Антоний и Феодосий являют пример монашеской жизни. Преподобный Антоний – молитвенник, затворник, подвиг которого через много веков повторили монахи, пожелавшие строгой, аскетической жизни и ставшие первыми насельниками в Гефсиманском скиту. Особые испытания ложатся на плечи игумена монастыря, которому по примеру преподобного Феодосия, нужно строить жизнь обители, с особой мудростью наделять послушания монахам и являть собой пример соблюдения молитвенного настроя.

Преподобные Антоний и Феодосий

Святая жизнь преподобного Антония озарила всю Русскую землю красотой монашеского подвига. В своем затворническом подвиге преподобный Антоний победил немощи падшей человеческой природы и получил от Господа дар прозрения и чудотворений, исцеления и изгнания бесов. Дар целителя преподобный передал своему ученику святому Агапиту, который прославился как искуснейший врач.

Преподобный Антоний преставился ко Господу на 90-м году жизни 7 мая 1073 года. Честные мощи этого преподобного первоначальника были тогда же положены в той же пещере под великим монастырем, в которой он скончался. Мощи его скрыты от зрения и видеть их нам доселе чудесно возбраняет Бог, дивный во святых Своих: многие дерзнувшие раскопать место, на котором положено честное тело преподобного отца нашего Антония, были наказаны огненным попалением и болезнями телесными, пока не покаялись в своем дерзновении. Но если мощи преподобного отца нашего Антония удалены от нашего зрения, то помощь его всегда с нами и близка ко всем призывающим его. Мощи его творят неиссякающие чудеса, помогая всем с верой притекающим к честному гробу преподобного. Причислен к лику святых в 1130 году.

Гроб преподобного Антония Печерского

в Ближних пещерах

Память преподобного Антония совершается:

– 2 (15) сентября – вместе с преподобным Феодосием Печерским;

– 28 сентября (11 октября) – в составе Собора преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих.

Преподобный Феодосий скончался в 3 мая 1074 году. Похоронили его в выкопанной им пещере, в которой он уединялся во время поста. Мощи подвижника были обретены нетленными в 1091 году. Перенесение мощей преподобного в церковь было совершено в праздник Успения Богородицы при стечении многих епископов и игуменов киевских монастырей. Во время татарского нашествия мощи Феодосия были положены под спуд у западных дверей храма, где и находятся по настоящее время. К лику святых преподобный Феодосии был причислен в 1108 году. Из произведений преподобного Феодосия до нас дошли 6 поучений, 2 послания к великому князю Изяславу и молитва за всех христиан.

Гроб преподобного Феодосия Печерского

в Дальних пещерах

Память преподобного Феодосия совершается:

– 14 (27) августа – перенесение мощей;

– 28 августа (10 сентября) – в составе Собора преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих;

– 2 (15) сентября – вместе с преподобным Антонием Печерским.

ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ

Прп. Феодосий Печерский. Икона (Киево-Печерская Лавра)

Феодосий Печерский (ок. 1036 – 1074), игумен, преподобный, основатель общежительного монастырского устава и родоначальник монашества на Руси

Родился в Василеве (ныне город Васильков под Киевом) и происходил из родовитой семьи. Ни мирское имя, ни год рождения неизвестны; последнее приблизительно относят к 1036 году.

Юные годы св. Феодосия протекли в Курске, куда, по повелению князя, переселились его родители: отец был одним из княжеских тиунов у курского посадника. Достигнув 7-ми летнего возраста, он стал учиться грамоте, а потом его определили в училище, где он пробыл до 13 лет. Познакомившись из книг и рассказов с жизнью великих подвижников монашества, Феодосий принял твердое намерение подражать им. 14-ти лет он лишился отца, и это так подействовало на него, что он решился приступить к исполнению своей заветной мечты — отречься от мира. Противодействие аскетическим наклонностям юноши шло со стороны матери: она очень любила своего сына, но не сочувствовала его стремлениям к подвижнической жизни и всеми мерами старалась отклонить его от этого.

Феодосий решился оставить дом матери и, увлеченный рассказами странников о св. местах Палестины, ушел с ними из дома. Попытка пройти со странниками в Иерусалим была неудачна: настигнутый матерью, он, избитый и связанный, был возвращен домой; чтобы он опять не бежал, мать одела ему на ноги оковы и сняла их только тогда, когда он дал слово не бегать из дома. Но эти притеснения только усиливали аскетические стремления юноши. Тайно от матери Феодосий начал носить вериги, но она заметила это и сорвала с него цепи. Феодосий бежал в Киев, где был принят преподобным Антонием и пострижен. Тогда же и дано было ему имя Феодосий; это случилось около 1056—1057 гг. Выcoкиe духовные подвиги преп. Феодосия настолько выдвинули его из ряда других братий, что, по удалении игумена Варлаама, Антоний назначил игуменом Феодосия, несмотря на то, что ему было не более 26 лет.

Прп. Феодосий Печерский. Фрагмент Свенской (Печерской) иконы Божией Матери (Киев, ок. 1288 г.). Москва, Государственная Третьяковская галерея

С самого же начала своего игуменства он принялся за устроение монастыря. Число братий с 20 человек возросло до 100, и вследствие этого явилась необходимость введения строго определенного устава. По просьбе Феодосия ему был прислан из Царьграда список устава Студийского монастыря, который и был положен в основание жизни в Печерской обители. Устав предписывал полное и строжайшее общинножитие; иноки должны были довольствоваться общей трапезой и иметь одинаковую одежду; все имущество у братии должно быть общее; время проводилось в непрестанных трудах. Феодосий к себе был строже, чем к другим; помимо общего подвига, он подвергал себя крайне аскетическим испытаниям и упражнениям воли. Еще юношей он стал носить вериги.

Бояре и князья были особенно расположены к преподобному. Влияние преп. Феодосия на них было очень благотворно. Время монашества Феодосия совпало с тяжелым и смутным периодом в отношениях между князьями. Междоусобия были во всем разгаре. Феодосий пользовался уважением вел. кн. Изяслава, который любил благочестивую беседу с преподобным. Феодосий не оставался пассивным зрителем отнятия Святославом киевского стола у его старшего брата Изяслава и изгнания последнего. Феодосий выступает против насилия с целым рядом обличений; писал также обличительные “эпистолии” к Святославу. Заботясь о внутреннем устройстве своего монастыря, Феодосий много сделал и для внешнего его благоустроения. Чрез 11 или 12 лет игуменства Феодосия, вследствие умножения братии и скудости прежних монастырских зданий, решился построить новый, обширнейший монастырь. Место для него было выбрано близ второй пещеры преп. Антония. На этом месте заложена была великая каменная церковь (1073).

3 мая 1074 г. преподобный Феодосий скончался. Погребен был в той пещере, в которой, под руководством Антония, начал свои подвиги.

Открытие мощей преп. Феодосия последовало в 1091 г. В 1089 г. церковь, заложенная преп. Феодосием, была освящена, и к ней переведен был монастырь; прежний пещерный монастырь сделался теперь усыпальницей для погребения умерших. Основанная преп. Антонием и устроенная преп. Феодосием Киево-Печерская лавра сделалась образцом для всех других обителей.

Молитвословия

Возвы́сився на доброде́тель,/ измла́да возлю́бив мона́шеское житие́,/ к жела́нию до́бльственне достиг,/ всели́лся еси́ в пеще́ру/ и, украси́в житие́ твое́ поще́нием и све́тлостию,/ в моли́твах, я́ко безпло́тен, пребыва́л еси,/ в Росси́йстей земли́, я́ко све́тлое свети́ло, просия́в,/ о́тче Феодо́сие,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Тропарь на перенесение мощей, глас 8

Правосла́вия наста́вниче,/ благоче́стия учи́телю и чистоты́,/ вселе́нныя свети́льниче,/ архиере́ев [2] богодухнове́нное удобре́ние,/ Феодо́сие прему́дре,/ уче́ньми твои́ми вся́ просвети́л еси,/ цевни́це духо́вная,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 3 (Подобен: Дева днесь:)

Звезду́ Росси́йскую дне́сь почти́м,/ от восто́ка возсия́вшую и на за́пад прише́дшую,/ всю́ бо страну́ сию́ чудесы́ и добро́тою обогати́вшу и вся́ ны́/ соде́янием и благода́тию мона́шескаго уста́ва,// блаже́ннаго Феодо́сия.

Кондак на перенесение мощей, глас 8 (Подобен: Взбранной:)

Насле́дник отце́в бы́л еси́, преподо́бне,/ те́х после́дуя житию́ и уче́нию,/ обы́чаю и воздержа́нию,/ моли́тве же и предстоя́нию:/ с ни́миже, име́я дерзнове́ние ко Го́споду,/ проще́ние согреше́ний и спасе́ние испроси́ вопию́щим ти́:// ра́дуйся, о́тче Феодо́сие.

Тропарь прпп. Антония и Феодосия из службы 2 сентября, глас 4

Зве́зды мы́сленныя,/ просия́вшия на тве́рди Церко́вней,/ и́ноков Росси́йских основа́ние/ пе́сньми, лю́дие, почти́м,/ ра́достныя похвалы́ си́м воздаю́ще:/ ра́дуйтеся, преблаже́ннии отцы́,/ Анто́ние со Феодо́сием богому́дрым,/ при́сно моля́щиися о возсле́дствующих// и чту́щих па́мять ва́шу.

Ин тропарь прпп. Антония и Феодосия из службы 2 сентября, глас 3

Дво́ицу нача́льных росси́йских свети́л почти́м,/ Анто́ния, Бо́гом по́сланнаго,/ и Феодо́сия, Бо́гом дарова́ннаго:/ ти́и бо пе́рвии, равноа́нгельным в России́ житие́м/ просия́вше от го́р Ки́евских,/ освети́ша оте́чествия на́шего вся́ концы́,/ и пу́ть к Небеси́ пра́вый мно́гим показа́ша,/ и, первоотцы́ и́ноком бы́вше,/ ли́ки спаса́емых Бо́гови приведо́ша,/ и ны́не, предстоя́ще в вы́шних немерца́емому Божества́ Све́ту,// мо́лятся о душа́х на́ших.

Кондак прпп. Антония и Феодосия из службы 2 сентября, глас 8

Дво́ицу вели́ких оте́ц и пра́вило и́ноков све́тлое,/ у́мныя зари́, онебе́сившия Росси́йскую Це́рковь,/ кто́ по достоя́нию хвала́ми воспое́т?/ Ти́и бо Престо́лу Бо́жию предстоя́т./ Но, я́ко иму́щии дерзнове́ние ко Святе́й Тро́ице,/ Анто́ние преблаже́нне и Феодо́сие приснопа́мятне,/ моли́теся о моле́бная ва́м принося́щих// и любо́вию пе́сньми ва́с ублажа́ющих.

Ин кондак прпп. Антония и Феодосия из службы 2 сентября, глас 2

Тве́рдыя столпы́ благоче́стия,/ недви́жимая и́ноческих законоположе́ний основа́ния/ и необори́мыя сте́ны Росси́йския восхва́лим:/ Анто́ния, возлю́бльшаго Бо́га,/ и Феодо́сия, возлю́бленнаго Бо́гом:/ труды́ бо о́нех и по́стническия по́двиги прия́т па́че вся́каго всепло́дия// Еди́н во святы́х прославля́емый.

Творения

Прп. Феодосий Печерский

Преп. Феодосий оставил пять поучений к печерским инокам в полном виде (первое и второе — о терпении и любви, третье — о терпении и милостыне, четвертое — о смирении, пятое — о хождении к церкви и о молитве), одно к келарю, четыре отрывка поучений к инокам и мирянам, два поучения к народу “о казнях Божиих” и “тропарных чашах”, два послания к вел. князю Изяславу [“о вере крестьянской и о латыньской” и “заклании животных в воскресенье (неделю) и о посте в среду и пятницу”] и две молитвы (одна — “за вся христианы”, другая — написанная по просьбе варяжского князя Шимона, так называемая разрешительная молитва).

Из поучений к инокам мы узнаем темные стороны тогдашней монастырской жизни, о которых не говорят ни Нестор Летописец, ни печерский Патерик, занимавшиеся исключительно прославлением знаменитой лавры. Феодосий обличает иноков за леность к богослужению, несоблюдение правил воздержания, собирание имения в келии, недовольство общей одеждой и пищей, ропот на игумена за то, что он на монастырские средства содержал странных и бедных.

Два поучения прп. Феодосия обращены ко всему народу: одно “о казнях Божиих” за грехи, замечательно изображением остатков языческих поверий в народе и господствующих пороков времени, грабежей, своекорыстия, мздоимства и пьянства; другое направлено против пьянства.

Два послания к великому князю Изяславу отвечают на современные вопросы: вопрос о посте в среду и пяток решается согласно Студийскому уставу; в послании о вере варяжской или латинской исчисляются отступления от православия и обычаи латинян, запрещается всякое с ними общение в пище, питье и браках.

В историческом отношении поучения прп. Феодосия имеют большое значение для характеристики нравов того времени. Литературные произведения Феодосия Печерского сделались известными не особенно давно; подлинность некоторых поучений его подлежит сильному сомнению; так напр., новейшие научные исследования считают два поучения – “о казнях божиих” и “о тропарных чашах” – не принадлежащими прп. Феодосию.

Литература

  • Житие Феодосия описано Нестором летописцем (перев. на совр. яз. пр. Филаретом в “Зап. Акд. Наук”, 2 отд., кн. II, вып. 2, 1856). См. проф. Голубинский, “История русской церкви” (1901);
  • пр. Макарий, “История русской Церкви” (1868);
  • M. Погодин, “Св. Игумен Феодосий” (“Москвитянин”, 1850, кн. 23);
  • акад. С. Шевырев, “История русской словесности” (СПб., 1887, изд. II, ч. II);
  • Н. И. Петров, “Источники поучения преп. Ф. Печерского о казнях божиих” (в “Трудах Киев. Дух. Акад.” за 1887 г., т. II — “Археологические заметки”);
  • Н. К. Н. (Никольский), “Памятники древнерусской учительной литературы” (1894, вып. 1);
  • В. А. Чаговец, “Преподобный Феодосий Печерский, его жизнь и сочинения” (1901);
  • еп. выборг. Антоний, “Из истории христианской проповеди” (1892);
  • проф. Максимович, “Лекции по истории древнерусской словесности” (1839, кн. I);
  • Ал. Востоков, “Описание русских и словенских рукописей Румянц. музеума”, № CCCCVI;
  • Яковлев, “Памятники древнерусск. письм. ХII—XIII вв.”;
  • митр. Евгений, “Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российск. церкви” (СПб., 1827, изд. II, т. II);
  • рукописные сборники Киево-Печерской лавры №№ 47 и 48.

Использованные материалы

[1] Эта память отсутствует в официальном календаре Украинской Православной Церкви. По объяснению уставщика Киево-Печерской Лавры, архим. Поликарпа (Линенко), эта память была в 1983 году самовольно помещена редакторами в Церковный календарь Издательства Московской Патриархии. В календарь память попала из Минеи 1978 года издания, где под 2 сентября помещена дореволюционная “Служба преподобным отцем Антонию и Феодосию Печерским”, ранее не имевшая, по-видимому, богослужебного употребления. По словам архим. Поликарпа, нет никаких исторических оснований для этой даты и “никаких благословений ни соборных, ни первосвятительских”. См. “Комментарий уставщика Киево-Печерской Лавры по поводу «Службы преподобным отцем Антонию и Феодосию Печерским»” на официальном сайте Киево-Печерской Лавры, http://lavra.ua/index.php?option=com_content&task=view& >

[2] В некоторых изданиях вместо слова “архиере́ев” стоит слово “мона́шествующих”.

О времени написания “Жития Феодосия Печерского”

По мнению А.А. Шахматова, “Житие Феодосия Печерского” было написано до 1088 г. и основанием для такого заключения ему послужили следующие факты: Нестор охотно в своих сочинениях забегает вперед в изложении судеб описываемых им лиц, но не сообщает ни о смерти 23 марта 1088 г. игумена Никона и об избрании нового игумена Иоанна, ни об обретении и перенесении в 1091 г. мощей Феодосия Печерского (для жития Феодосия факт знаменательный); ни об освящении Успенской церкви в 1089 г.[1]
Наблюдения А.А.Шахматова можно значительно расширить. Обратим внимание на одно замечание Нестора, которое, как мне кажется, существенно помогает уточнить время его работы над “Житием Феодосия Печерского”: “Се бо елико же выше о блаженемь и велицемь отци нашемь Феодосии оспытовая слышахъ от древьниихъ мене отецъ, бывъшиихъ въ то время, та же въписахъ азъ грешьныи Несторъ. мьнии вьсехъ въ манастыри блаженаго и отца вьсехъ Феодосия”.[2]
Нельзя ли эти слова Нестора понимать так, что он, меньший всех в монастыре по возрасту (“мьнии вьсехъ”) монах, распрашивал старших (“древьниихъ мене”) за себя отцов-иноков Печерского монастыря о Феодосии, и выше изложил услышанное?
И.И.Срезневский в “Материалах для словаря древнерусского языка” в комментариях к словам “мьнии-мнии-меньший” дает первым именно значение “младший по возрасту” со следующим примером: “Чловекъ некыи име дъва сына, и рече мьнии сынъ ею”.[3]
В словах Нестора отчетливо прослеживается сравнение, точнее – противопоставление возраста его самого, записавшего рассказы об отце Феодосии, и возраста монахов, от которых он эти рассказы слышал.
Если бы Нестор хотел самоуничижением подчеркнуть свое “низшее” положение в монастыре (и такое значение имеет иногда слово “мьнии”), то была бы в этой антитезе иная пара слов – “старей-мьнии”: “Аще къто хощеть старей быти, да будеть вьсехъ мьнии и вьсемъ слоуга”.[4] У Нестора же противопоставлялись слова “древьниихъ-мьнии”, т.е. в возрастном значении.
Кстати сказать, Нестор и в “Чтении” охотно использует слово “мьнии” в значении “младший по возрасту”, усиливая его другим – “уней”: “Сии Давыдъ (христианское имя Глеба -А. У.) мний (вар. – меньший”) бе въ братьи своеи и уней (вар. -“юнейший”) в дому отца своего”.[5] То есть, меньший (младший) среди братьев и самый молодой в доме.
В этом пассаже Нестора не может быть иной трактовки слова, поскольку очевидно, что он не только говорит о юном возрасте Глеба (“Бе же Глебъ велми детескъ”[6]), но и всячески подчеркивает этот юный возраст святого, сравнивая Глеба с юным Давидом: “Святому же Глебови створе но имя Давыдъ. Видиши ли благодать Божию изъмлада на детищи? Створиша бо, рече, имя ему Давыдъ: како или кымъ образомъ? Не им же ли: онъ бе мний въ братьи своей (т.е. младший – А.У.), тако же и сии святый. Яко же бо и самъ пророкъ свидетельствуетъ, глаголя: “мний бе въ братьи моеи и уний (вар. – “юнейший”) въ дому отца моего” и прочее; тако же и сии Давыдъ мний (вар. – “менший”) бе въ братьи своеи и уней в дому отца своего”[7].
Важно здесь отметить, что в украинском языке XIV-XV вв. основное значение слова “меньший” было именно как “младший”.[8] А позднее, и в современном украинском языке, сохранилось только возрастное значение слова “меньший”[9] при характеристике человека.
Стало быть, и в общей практике, и, что для нас важнее, практике самого Нестора слово “мьнии = меньший” имело оценочное возрастное значение. То есть, говоря о себе “азъ. Несторъ, мьнии вьсехъ в манастыри”, древнерусский агиограф подчеркивал, прежде всего, свой молодой возраст, но никак не свое “меньшее положение”, ибо чуть ниже сам сообщает о своеи чине диакона.
На такой вывод указывает еще одна Нестерова антитеза из “Жития Феодосия Печерского”, в которой он сравнивает (опять – в противопоставлении) себя со старейшим Никоном, а не всей братией.
Чуть выше приведенных слов Нестора о себе (в том же столбце по “Успенскому сборнику”), он так говорит о Никоне: “яко же томоу (Никону – А.У.) стареишю соушу вьсехъ. се бо и блаженыи отець нашь Феодосии от того роукоу пострижения съподоби ся”.[10]
Это сравнивающее противопоставление “старейшего вьсехъ” игумена Печерского монастыря Никона и “мьнии вьсехъ” в монастыре инока Нестора очень заметно.
Сравнение с “великим Никоном”, известным книжником, свидетельствует о честолюбии молодого монаха, а отнюдь не о его смирении. Поэтому и антитеза оказалась умышленно растянутой, но все равно заметной: Нестор рассказал об избрании в игумены старейшего по возрасту Никона, и затем поведал и свою историю с поступлением в монастырь, с указанием своего молодого возраста. Такое сравнение в духе Нестора. Вспомним, что он первым в древнерусской литературе стал указывать свое имя в агиографических сочинениях, вносить в них автобиографический элемент. А ведь это было нарушением традиций византийской агиографии. Поэтому ничего нет удивительного в том, что молодой Нестор, “множьствъмь греховъ напълъненъ сыи от уности”[11] не устоял еще пред одним и подчеркнул свой молодой возраст. Да простится ему этот невеликий грех, помогающий нам установить время работы молодого инока над “Житием Феодосия Печерского”.
Нестор родился около 1056-1057 гг. и вряд ли бы написал после 1108 г., когда ему уже было за 60 лет, а число монахов перевалило за сотню, что он “мьнии вьсехъ” – моложе всех по возрасту в монастыре.
Есть и еще одно свидетельство Нестора и оно, пожалуй, самое главное в датировке обоих житий 80-ми годами.
Как известно, помимо “Жития Феодосия Печерского”, умершего в 1074 г. Нестор написал и еще одно сочинение, связанное с его именем: “Слово Нестора, мниха манастыря Печеръскаго, о пренесении мощемь святаго преподобнаго отца нашего Феодосиа Печеръскаго”.
Поскольку Нестор являлся непосредственным участником этого события и описал его по своим впечатлениям, ни у кого из ученых не вызывает сомнения время появления этого небольшого “Слова” – вскоре после самого события, произошедшего, как указал сам Нестор, во вторник, 12 августа, за три дня до праздника Успения Пресвятой Богородицы (15 августа), покровительницы монастыря, в 1091 г.
Совершенно очевидно, что если бы Нестор писал “Житие Феодосия Печерского” после 1091 г., а тем более после 1108 г., как полагал С.А.Бугославский[12] и считает А.Г. Кузьмин,[13] то обязательно включил бы в “Житие” и описание перенесения открытых мощей преподобного Феодосия, как он это сделал в случае с обретением и перенесением мощей святых Бориса и Глеба и во времена Ярослава Мудрого, и уже его сыновьями в 1072 г. Наоборот же, отдельное существование “Слова о перенесении мощей”, на мой взгляд, может свидетельствовать о более позднем его написании относительно “Жития” и как самостоятельного дополнения к нему. На такое его положение указывает и место “Слова” в “Киево-Печерском патерике”, где оно следует за “Житием Феодосия Печерского”, но не объединено с ним.
В “Житии Феодосия Печерского” сообщается о закладке Феодосием и Антонием в 1073 г. Успенского собора в Печерском монастыре, который был достроен уже Стефаном в 1078 г., но “Житие” не сообщает, как верно заметил А.А.Шахматов, о его освящении. Известно, что собор долго не освящали, и это произошло только в 1089 г. при митрополите Иоанне II. Стало быть, “Житие Федосия Печерского” было написано до этого знаменательного и для монастыря, и для Феодосия события, ибо в “Слове на перенесение мощей”, датируемом 1091 г., сообщается, что мощи преп. Феодосия были положены в Успенском соборе, то есть собор уже был освящен.
В своих творениях Нестор постоянно вспоминает преемника Феодосия на его игуменском посту – Стефана, принявшего будущего агиографа в монастырь и постригшего в монахи после послушничества, причем в обоих случаях приводит его послужной список: “. преподобьнууму отьцю нашему Стефану, ексиарху тъгда сущю, послеже же игумену сущу того манастыря по съмрьти блаженааго Феодосия, таче по томь епискупу въ Володимирьскую оболость”.[14]
Прежде чем привести соответствующую цитату из “Слова о перенесении мощей”, хочу обратить внимание на весьма важное обстоятельство: в каждом своем последующем произведении Нестор упоминает предыдущее. В “Житии Феодосия Печерского” он сообщил, что прежде написал “Чтение о свв. Борисе и Глебе”, а в “Слове на перенесение мощей” он упоминает “Житие Феодосия Печерского”:
“Досточюдный же именитый Стефан, яже преже реченый въ житии блаженаго, иже бысть в место него игумень, пакы по отшествии из манастыря състави на Клове свой манастырь и по сем, благоволением Божиим бысть епископъ града Владимеря, и в то время бывь въ своем манастыри, виде в нощи чресь поле зарю велику над печерою. Мневь, преносять честныа мощи святаго Феодосиа. в той час всяде на конь, вборзе женый къ печере, поим съ собою Климента, его же постави игуменом в себе место”[15] (имеется в виду монастырь на Клове).
Из этой ремарки Нестора совершенно очевидна связь и хронологическая последовательность двух его сочинений – первоначального “Жития Феодосия Печерского” и следовавшего за ним “Слова о перенесении мощей”. Если “Слово” создано сразу после описанных в нем событий (что, повторяю, ни у кого не вызывает сомнений) и знает о существовании “Жития” (я умышленно привел выше пространную цитату, чтобы показать логическую связь сообщаемых в ней событий и отсутствии позднейших вставок и редакторских правок), то, стало быть, “Житие Феодосия Печерского” не могло быть написано после “Слова”. Если же учесть, что оба произведения Нестора не содержат сообщения о кончине епископа Стефана 27 апреля 1094 г., то логично заключить, что они были написаны до этого печального события. Но поскольку в “Житии Феодосия Печерского” Нестор не описал торжеств по перенесению мощей преподобного 14 августа 1091 г., а создал специальное “Слово”, это значит, что “Житие Феодосия Печерского” было написано до 1091 г.
Исходя из вышеизложенного, я не могу согласиться с мнением С.А.Бугославского и его последователей, что Нестор писал “Житие Феодосия Печерского”, а, стало быть, и “Чтение о Борисе и Глебе” только после 1108 г., и поддерживаю точку зрения академика А.А.Шахматова – оба сочинения были написаны Нестором до 1088 г., с небольшим уточнением.
Вспомним, что в статье “Повести временных лет” под 1086 г. Борис и Глеб не названы еще святыми. А в 1093 г. день памяти их 24 июля отмечается как новый общерусский праздник. Следовательно, и служба на 24 июля, доработанная (расширенная) митрополитом Иоанном II, и житие святых – “Чтение о Борисе и Глебе” Нестора, как необходимое дополнение к ней, завершены, надо полагать, между 1086 и 1088 гг. То есть, в эти два года, видимо, и сложился полный церковный канон службы святым Борису и Глебу, и они стали официально признанными первыми русскими святыми.
Скорее всего, составление полного служебного канона приурочивалось к новым торжествам по случаю завершения Всеволодом Ярославичем строительства начатой еще Святославом Ярославичем большой каменной церкви в честь святых. Судя по тому, что Борис был покровителем Всеволода, торжества намечались на день памяти Бориса, т.е. на 24 июля. Но, как повествует “Сказание о чудесах”, в ночь после завершения строительства церковь рухнула, и Всеволод не предпринимал больше попыток восстановить ее.
Новые торжества по перенесению мощей страстотерпцев Бориса и Глеба не состоялись. Тем не менее, усилиями киевского князя Всеволода Ярославича, митрополита Иоанна II и Печерского монастыря[16] день памяти Бориса и Глеба 24 июля стал великим годовым церковным праздником, а святые Борис и Глеб почитаемыми не только во всей Русской земле, но и за ее пределами.
Уже в 1095 г. в церкви Созавского монастыря был построен придел в честь святых Бориса и Глеба и освящен в нем престол на перенесенных из Руси частичках их мощей; в конце XI в. или начале ХII в. в Софии Константинопольской находилась икона Бориса и Глеба, а в Испигасе в ХII в. уже была церковь во имя святых.[17]
Так что, думаю, не правы те исследователи, которые относят составление “Чтения” Нестора – первого канонического жития святых к началу ХII в., когда культ святых Бориса и Глеба уже перешагнул границы Руси, т.е. уже был официально признанным даже Византией. А это само собой подразумевало наличие полного, т.е. с житием, служебного канона святым.
Поскольку иного канонического жития святых Бориса и Глеба на то время не было, то приходится с уверенностью признать, что им стало уже во второй половине 80-х годов ХI в. “Чтение о житии и о погублении блаженную страстотерпца Бориса и Глеба” Нестора. О строгом соблюдении им агиографического канона писали практически все исследователи, занимавшиеся изучением “Чтения”, и ставили, сравнивая со “Сказанием”, ему это в вину, хотя нужно было бы причислить к достоинствам.

[1]Шахматов А.А. Повесть временных лет. – С.LXXVI – LXXVII.
[2]Успенский сборник. – С. 134.
[3]Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. Репринтное издание. Т. 2., Ч. 1 – М., 1989. – С.227.
[4]Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. – С.228.
[5]Абрамович Д.И. Жития святых. – С.6. Этот пример к слову “мьнии” в значении “низший по положению, рангу, достоинствам” совершенно необоснованно приводит “Словарь русского языка ХII-ХVII вв.” Вып.9. – М., 1982. – С.89. В Несторовом тексте говорится только о возрасте Глеба, но никак не о его “положении, ранге, достоинствах”.
[6]Абрамович Д.И. Жития святых. – С.5.
[7]Там же, С.6.
[8]Словник староукраiнськоi мови ХIV-ХV ст.Т. 1 . – Ки?в, 1977 – С.585-586.
[9]Ср.: “Менша сестра лiт не дiйшла”; “Сами, мовляв, i старшi, й меншi” – “Словарь украiнскоi мови” под ред. Б.Д.Гринченко., т.II. – Киев, 1908. – С.417.
[10]Успенский сборник. – С. 134.
[11]Успенский сборник. – С. 135.
[12]Бугославский С.А. К вопросу о характере и объеме литературной деятельности преп. Нестора. // ИОРЯС, т. 19, 1914. – Кн. I., С.131-186; Кн. III, С.153-191.
[13]Кузьмин А.Г. Начальные этапы древнерусского летописания. С. 133-155, 178-183.
[14]ПЛДР, Т.I, С.342.
[15]ПЛДР, т. II, С. 444.
[16]Печерский монастырь не разделял первоначальной церковной политики Киевского митрополита Иоанна II, лояльной к католичеству, и потому, видимо, не приглашал его как митрополита, в чьем ведении находился монастырь, освятить церковь Успения Пресвятой Богородицы. Одиннадцатилетний перерыв между окончанием ее строительства (1.08.1078 г.) и освящением митрополитом Иоанном (14.08.1089 г.) может служить тому подтверждением. Не исключено, что отход митрополита от идеи единения западной и восточной Церквей и совместные усилия монастыря и митрополита по официальному утверждению культа общерусских святых Бориса и Глеба, и примирили Печерский монастырь с Киевским митрополитом. Во всяком случае, по смерти в скором времени, он удостоился лестной характеристики в “Повести временных лет” (см. выше), первоначально составленной в этом монастыре, причем в той ее статье, которая, скорее всего, принадлежит перу самого Нестора. Тем большую ценность имеет эта оценка соавтора службы Борису и Глебу.
[17]Рогов А.И. Сказания о начале Чешского государства в древнерусской письменности. – М. 1970. – С. 14; Алешковский М.Х. Повесть временных лет. – М.,1971. – С.87; Буслаев Ф. Русская хрестоматия. – М., 1894. – С.108.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА – УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Читайте также:  Павел Флоренский - житие и биография священника, книги и цитаты, труды и письма
Ссылка на основную публикацию