Житие праведного царя Давида – полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

Житие праведного царя Давида

Память: 31 декабря / 13 января

Святой пророк Давид – младший из восьми сыновей старейшины города Вифлеема Иессея, потомка Иуды, которому его отец Иаков обещал управление еврейским народом до пришествия Христа Спасителя. Святой Давид – первый царь из колена Иудина и второй царь народа израильского.

Он родился и жил в Вифлееме, где до помазания на царство пас овец своего отца. Святой Давид отличался послушанием и кротостью, не любил праздности: в свободное от работы время играл на псалтири, слагая под ее звуки славословия Богу. Впоследствии песнопения, сложенные Богодохновенным Давидом, стали известны под названием псалмов. Наделенный прекрасной внешностью, юноша отличался необычайной физической силой, храбростью, ловкостью, без оружия справлялся с хищными зверями, похищавшими овец.

Праведный царь Давид между Мудростью и Пророчеством. Миниатюра их псалтири, первая половина X века

За недостойное царствование Господь через пророка Самуила возвестил царю Израильскому Саулу, что Бог “отнимет у него царство. и отдаст его ближнему его, лучшему его” (1 Цар. 15:28).

Господь возлюбил юного Давида за кротость. “Братия моя добри и велицы, и не благоволи в них Господь” (Пс. 150). “Мене же за незлобие приял, и утвердил мя еси пред Тобою в век” (Пс. 40:13).

По велению Божиему в Вифлеем пришел пророк Самуил, взял рог с елеем и помазал святого Давида. “И почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после. А от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа” (1 Цар. 16:13, 14).

Слуги Саула пригласили к царю святого Давида, чтобы игрой на гуслях он облегчил ему припадки тоски и раздражительности.
Вскоре началась война с филистимлянами. 40 дней великан Голиаф, облаченный в медные доспехи, вызывал на поединок воина из израильтян; никто не решался сразиться с исполином. Голиаф насмехался над оробевшими израильтянами. Возмущенный высокомерием филистимлянина, святой Давид отказался от воинского снаряжения, взял пастушеский посох, пращу и сумку с пятью камнями и вышел на единоборство. На насмешки Голиафа юноша отвечал: “Ты идешь против меня с мечом, копьем и щитом, а я иду против тебя во Имя Господа Саваофа, Бога воинов израильских. ” Вера святого Давида в помощь Божию принесла ему победу, решившую исход войны. “Изыдох в сретение иноплеменнику, и проклят мя идолы своими. Аз же, исторгнув меч от него, обезглавих его и отъях поношение от сынов Израилевых” (Пс. 150).

Давид поражает Голиафа. Гравюра. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд

Саул приблизил к себе святого Давида и сделал начальником всех войск. Израильские женщины встречали их после победы с песнями и плясками: “Саул победил тысячи, а Давид – десятки тысяч!” Зависть и ненависть овладели Саулом. Слушая музыку, он дважды бросал в святого Давида копье, чтобы пригвоздить его к стене, но тот уклонялся. Чтобы погубить юношу, он посылал святого Давида в самые опасные сражения, обещая выдать за него свою дочь. Нарушив обещание, он вынужден был отдать за него другую дочь – Мелхолу. Но преследования не прекращались. Начались странствования святого Давида по гористым, лишенным растительности пустыням. Наконец, он покинул родину. “И собрались к нему все притесненные, и все должники, и все огорченные душею, и сделался он начальником над ними; и было с ним около четырехсот человек” (1 Цар. 22:2).

После возвращения святого Давида Саул продолжал преследовать его. Дважды святой Давид мог убить спящего царя, но только взял копье и отрезал край одежды его. “С ненавидящими мира бех мирен” (Пс. 119,6). Он старался убедить Саула, что в душе его нет злого умысла и коварства против помазанника Божия. “Изми мя от враг моих, Боже, и от востающих на мя избави мя” (Пс. 58:2),- взывал пророк. “Вскую прискорбна еси, душе моя? И вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего и Бог мой” (Пс. 41:12).

“Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь” (Пс. 33:20). Филистимляне обратили в бегство войско израильтян и убили царя и его сыновей.

Колено Иудино провозгласило царем святого Давида. Другие одиннадцать колен избрали царем сына Саула Иевосфея. Через 7 лет военачальники Иевосфея убили спящего царя. Голову его они принесли святому Давиду, но он приказал казнить изменников.

После смерти Иевосфея святой Давид был провозглашен царем над всеми двенадцатью коленами Израильскими. Через 5 лет столицей Израильского государства стал Иерусалим (город мира). Святой Давид перенес туда Ковчег Завета, установил торжественное Богослужение, в котором участвовали певцы и музыканты, и хотел построить величественный храм. Но Господь через пророка Нафана объявил святому, что это сделает его сын Соломон, так как святой Давид пролил много крови.

Благословляемый Богом, святой царь Давид преуспевал во всех делах. Он счастливо вел войны с врагами. Всё добытое у побежденных народов посвящал Богу, заготовляя материал для постройки храма.

Обличение Давида пророком Нафаном. Гравюра. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд

Святой Давид не превозносился среди благоденствия, творил суд и правду над своим народом. Но, увлекшись красотой Вирсавии, царь приказал послать ее мужа Урию в самое опасное место сражения. Урия погиб, а царь Давид женился на Вирсавии. Для обличения преступного царя Бог послал пророка Нафана. С глубокой скорбью взывал раскаявшийся: “Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей. ” (Пс. 50:1). Господь простил пророка. Но в искупление вины бедствия не отходили от него. Сын Давида Авессалом восстал против отца, и ему пришлось покинуть Иерусалим и скрываться. Все скорби и испытания святой царь Давид принимал со смирением как воздаяния за свои согрешения.

Святой пророк и псалмопевец Давид постоянно находился в молитвенном общении с Творцом. Царь и полководец, обремененный заботами по управлению государством, он возносил свои молитвы даже ночью.

Прославился Давид не только своим бесстрашием, героическими подвигами, тем, что был самым любимым царем, но и талантом поэта, музыканта и певца. Он сложил много хвалебных песен – псалмов, которые пел, аккомпанируя себе на музыкальном инструменте – псалтири. Этот струнный инструмент был похож на арфу или лиру с 10-12 струнами.

Благодатью Святого Духа святой пророк Давид составил Псалтирь. В песнях-молитвах Давид обращался к Богу. Как пророк святой царь Давид явлен в третьей части Псалтири, где содержатся подробные предсказания о пришествии на землю Господа Иисуса Христа, Спасителя, о Его страданиях, Воскресении из мертвых, Вознесении, а также о Пресвятой Деве Марии – Матери Божией. Сейчас в Псалтири 150 псалмов. Большая часть из них принадлежит Давиду, некоторые написаны Соломоном и другими историческими лицами Ветхого Завета. Псалмы широко используются в Богослужении и личной молитве верующих.

Святой Василий Великий говорит: “Никакие другие книги так Бога не славят, как Псалтирь” – и называет ее общей врачебницей душ. А блаженный Августин пишет, что “пение псалмов души украшает, Ангелы на помощь призывает, демоны прогоняет, отженет тмы, содевает святыню, человеку грешному укрепление ума есть, заглаживает грехи, подобно есть милостыням святым”. В древних монастырях был обычай выучивать всю Псалтирь наизусть. Псалом 50 является образцом покаянной молитвы.

На славянский язык Псалтирь была переведена св. Кириллом и Мефодием в Х веке.

В старости святой пророк царь Давид приказал провозгласить и помазать в преемники себе своего сына Соломона, о котором клялся Вирсавии, что он будет царствовать после него. Передав Соломону материалы, приготовленные для строительства храма и самый план, он завещал приближенным содействовать построению храма. Затем, призвав Божие благословение на весь народ иудейский и прославив Господа за все милости Его, святой царь и пророк Давид мирно почил около 1048 года до Рождества Христова и погребен был в Иерусалиме. Могила царя Давида находится на Сионской горе, рядом с Сионской горницей, в которой Господь Иисус Христос совершил Тайную Вечерю со своими учениками.

В стихире дня, на “Господи воззвах” о пророке Давиде поется: “Богоотца вси восхвалим Давида царя, из него бо пройде жезл дева, И из нея возсия цвет Христос, и Адама со Евою от тли воззва, яко благоутробен”.

Житие праведного царя Давида – полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

Январь 8th 2011 –

Житие праведного царя Давида

иконы Давид пророк

Святой царь и пророк Давид происходил из колена Иудина. Отец его Иессей был одним из старейшин города Вифлеема и имел восемь сыновей, из которых Давид был младшим. Когда Давид достиг отроческого возраста, отец поручил ему пасти свои стада. Уединенно жил отрок среди стад, оберегая родительское достояние, когда приходил лев или медведь и уносил овцу из стада, то Давид гнался за ними и отнимал добычу, когда зверь бросался на него, то Давид брал его за космы, поражал и умерщвлял. Господь хранил отрока, ибо он был благочестив и не любил праздности, он устроил себе музыкальный инструмент со струнами и в часы досуга упражнялся в пении и игре на этом инструменте.

Данную от Бога способность к этому искусству Давид обратил на службу Богу, на прославление Его святого имени; непрестанно пребывая в богомыслии, отрок, бряцая на струнах, воспевал премудрость и благость Отца Небесного, являемые во всем создании Божием и в жизни человеческой.
В то время царем израильским был Саул. Некоторыми своими поступками он обнаружил непокорность повелениям Господним и показал, что свои собственные силы и желания он ставил выше воли и милости Царя царствующих. Тогда Господь повелел пророку Самуилу объявить Саулу:
— За то, что ты отверг слово Господне, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем.
Вскоре после того Господь послал Самуила к Иессею вифлеемлянину, — ибо «между сыновьями его Я усмотрел себе царя», — сказал Господь. Прибыв в Вифлеем, пророк приказал старейшинам города приготовиться, чтобы принести жертву Богу Израилеву, пригласив к сему и Иессея с сыновьями. Когда пришли дети Иессея, Самуил, увидав старшего из них Елиана подумал, что он избранник Божий, но Господь сказал пророку:
— Не смотри на вид его и на высоту роста его, Я отринул его. Я смотрю не так, как смотрит человек: ибо человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце.
И ни об одном из бывших с Иессеем семи сыновей Самуил не получил откровения, тогда он спросил Иессея, все ли дети его здесь. Старец ответил, что есть еще один сын, который пасет овец; пророк приказал послать за отроком. Когда пришел Давид, Господь сказал Самуилу:
— Встань, помажь его, ибо это он.

Пророк взял принесенный им с собою рог с елеем и помазал Давида среди его братьев. И почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после. Затем Самуил ушел из Вифлеема, а отрок возвратился к прежнему своему делу.

А от Саула отступил Дух Господень, и он впал в болезнь беснования, мучительны были припадки этой болезни, и Саул постоянно находился в раздраженном состоянии, томимый мрачными думами. Тогда царедворцы посоветовали своему государю пригласить человека, хорошо играющего на гуслях, чтобы тот своею игрою успокаивал царя во время припадков болезни. Саул согласился, и тогда один из придворных указал на Давида. По приказанию царя, восемнадцатилетний юноша — пастырь был призван к царскому дворцу; когда Саул болезненно мучился, Давид играл на своих гуслях, благоугождая Богу, и отраднее и лучше становилось Саулу, и злой дух отступал от него. Давид очень понравился царю и сделался его оруженосцем, но служба его при дворе не была беспрерывной, и он имел возможность надолго уходить в свой родной город и продолжал заниматься своим пастушеским делом.
Вскоре произошло нашествие филистимлян1 на землю Израильскую. Вступив в пределы колена Иудина, они расположились лагерем между Сокхофом и Азеком в Ефес-Даммиме 2 . Саул с израильским войском остановился верстах в двух южнее; между обоими лагерями находилась обширная долина. Филистимляне задумали покончить войну обычным в древности поединком, и из их стана выступил великан Голиаф, уроженец Гефа, из рода Энаков 3 . Он был ростом шести локтей и одной пяди 4 , т.е. 4 аршин и 14 вершков, на нем было полное воинское вооружение из меди: чешуйчатая броня, весом пять тысяч сиклей 5 , шлем, наколенники и щит; в руках он нес железное копье весом шестьдесят сиклей. Обращаясь к войску израильскому, Голиаф восклицал:
— Выберите из себя человека, и пусть сойдет ко мне; если он убьет меня, то мы будем вашими рабами; если же я одолею его, то вы будете нашими рабами и будете служить нам.
Грозный вид великана устрашал сынов израилевых, и никто из них не решался вступить в единоборство с Голиафом, который с каждым днем делался высокомернее и, выступая в течение сорока дней, поносил израильтян.
Братья Давида находились тогда в числе воинов, выступивших против филистимлян; однажды Иессей послал младшего своего сына к войску, чтобы проведать братьев и отнести им немного хлебных запасов. Юноша пришел к войсковому обозу, когда войско выведено было в строй и с криком готовилось к сражению, Давид поспешил к рядам израильского войска, чтобы повидаться с братьями. Пока он с ними разговаривал, из филистимского строя вышел Голиаф и стал говорить свои гордые речи; при виде великана израильтяне разбежались в страхе, в рядах их говорили:
— Если бы кто убил Голиафа, одарил бы того царь великим богатством, и дочь свою выдал бы за него, и дом отца его сделал бы свободным в Израиле.
Глубоко возмутился юный сын Иессея высокомерием филистимского великана.
— Как смеет этот необрезанный филистимлянин поносить так воинство Бога Живого, — с негодованием говорил Давид израильским воинам.
Слова юноши дошли до царя, и тот призвал его к себе. Могучею верою в помощь Божию дышали речи Давида, когда он просил Саула разрешить ему сразиться с Голиафом, так что царь, наконец, сказал:
— Иди, и да будет Господь с тобою.
Давид отказался от воинского вооружения, в которое был облечен по приказанию Саула, ибо не привык к нему. Он взял свой пастушеский посох, пращу и сумку, в которую положил пять набранных в ручье гладких камней, и в таком снаряжении пошел навстречу Голиафу.
На издевательство и брань филистимского великана Давид отвечал:
—Ты идешь против меня с мечом, копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств израильских, которые ты поносил. Ныне предаст тебя Господь в руку мою, и я убью тебя, и сниму главу твою и отдам труп твой и трупы войска филистимского птицам небесным и зверям земным, и узнает вся земля, что есть Бог во Израиле. И узнает весь этот сонм, что не мечом и копьем спасает Господь.
И надежда на помощь Божию не посрамила юношу, камень, метко пущенный из пращи Давида, ударил великана в лоб с такою силой, что Голиаф упал на землю, тогда Давид подбежал к нему и его же собственным мечом отсек ему голову. Пораженные подвигом Давида, филистимляне обратились в бегство, а израильское войско, овладев их лагерем, победоносно преследовало врагов до пределов их страны.
Держа в руках голову убитого великана, Давид предстал перед Саулом. Обрадованный царь оставил юношу при себе и, к общему удовольствию всего народа, возвел его в звание военачальника. Когда победители возвратились домой, по дороге во всех городах израилевых им устраивали торжественные встречи, и женщины плясали, играя на тимпанах и кимвалах, при пении победной песни с припевом:
— Саул победил тысячи, а Давид десятки тысяч. Такое выражение любви народной к Давиду было неприятно царю; Саул узнал от пророка, что Господь отверг от него царство и отдал другому, в Давиде стал видеть царь своего преемника и начал подозрительно относиться к юноше. Тяжкий недуг, мучивший Саула, благодаря этому усиливался, и царь временами приходил в бешенство; дважды во время этих припадков он бросал копьем в Давида, который играл на гуслях, чтобы успокоить царя, но юноша, хранимый Духом Божиим, избег смерти, после этого Саул стал бояться Давида и удалил его от себя, поставив его тысяченачальником. В этой должности Давид во всех делах поступал благоразумно, чем и заслужил еще большую любовь народа, к великому неудовольствию Саула, который стал искать его смерти.
Сначала царь действовал с коварством, посылая Давида в опасные походы против филистимлян. «Пусть не моя рука будет на нем, а рука Филистимлян будет на нем», — злоумышлял Саул. Посылая Давида на войну, царь обещал ему руку старшей своей дочери Меровы, которую, однако, отдал за другого, а Давиду предложил вступить в брак с другою дочерью с Мелхолою, поставив условием, чтобы Давид совершил другой еще более опасный поход.
— Разве легко быть зятем царя, а я человек бедный и незначительный, — смиренно отвечал юный воевода на столь лестные предложения.
Господь хранил Своего избранника, и он возвращался каждый раз с победою, так что имя его прославилось, и Саул вынужден был выдать за него Мелхолу, которая любила Давида. После того зависть Саула еще более усилилась; он сделался врагом Давида на всю жизнь и стал прямо высказывать намерение убить зятя.
Один из сыновей Саула, доблестный Ионафан, еще со времени победы над Голиафом, полюбил Давида, как свою душу, тесная дружба соединяла обоих юношей. Зная злое намерение отца, Ионафан говорил Саулу.
— Да не грешит царь против раба своего Давида, ибо он ничем не согрешил против тебя, и дела его весьма полезны для тебя; он подвергал опасности жизнь свою, чтобы поразить филистимлянина, и Господь соделал великое спасение всему Израилю, ты видел это и радовался, для чего же ты хочешь согрешить против невинной крови и умертвить Давида без причины?
Царь поклялся, что не убьет Давида, и между царем и его зятем установились добрые отношения, но ненадолго; вскоре началась война с филистимлянами, в которой Давид одержал решительную победу. Тогда Саул в припадке бешенства еще раз покушался пригвоздить к стене копьем Давида, игравшего перед ним на гуслях. Давид успел убежать и скрылся в своем доме. Царь послал воинов окружить дом, чтобы схватить Давида, когда тот выйдет, и предать смерти. Безвыходно было положение невинного страдальца, но Давид не отчаялся, а искал утешение и помощи в молитве, изображение которой находится в 58-м вдохновенном его псалме.
— Избавь меня от врагов моих, Боже мой, — восклицал Давид, — защити меня от восстающих на меня. Ибо вот они подстерегают душу мою, собираются на меня сильные не за преступление мое и не за грех мой, Господи, без вины моей сбегаются и вооружаются. Подвигнись на помощь мне и воззри. Сила у них, но я к Тебе прибегаю, ибо заступник мой Бог.
Так взывал Давид, и Господь спас его от неминуемой гибели рукою любящей супруги, которая спустила мужа по веревке из окна.
С этого времени начались странствование Давида. Царь преследовал своего зятя, «как куропатку по горам» (1 Цар 26,20). Давид не на ходил себе пристанища ни в поселениях израильских, ни в городах соседей филистимлян, помнивших прежние его победы. Тщетно пытался Ионафан умилостивить царя, который даже жену Давида отдал замуж за другого, первосвященник Ахимелех со всем своим родом был казнен Саулом, который заподозрил его в сочувствии зятю 6 . Давид успел, впрочем, укрыть от царского гнева своих родителей, поместив их у царя Моавитского 7 . По откровению Божию, данному через пророка Гада, Давид пришел в пределы колена Иудина и здесь скрывался от царя в гористых и пустынных местностях к югу от Вифлеема; около него стали собираться все недовольные Саулом, так что вскоре Давид стал уже во главе отряда до 400 человек, людей мужественных и воинственных. С этим отрядом Давид, сам гонимый царем, успевал, однако, служить родному народу, он изгнал Филистимлян из захваченного ими города Кеиля, находившегося в горах иудейских, и оберегал пасущиеся в этих горах стада от набегов хищников пустыни.

Читайте также:  Димитрий Прилуцкий: житие и биография преподобного, мощи, почитание

Полное житие библейского царя Давида и его значение в христианстве

Жизнеописание царя Давида

Отроческие годы

Святой царь родился примерно в 1035–1040 г. до н.э. Период правления охватывает 1010–970 гг. до н.э.

Царь Давид происходит из колена Иудина. Он был младшим, восьмым сыном отца. Его родитель был старейшиной в Вифлееме, городе, в котором родился Иисус Христос. Будучи отроком, Давид трудился пастухом. Его занятием в свободное время была игра на гуслях и воспевание Бога Вседержителя.

Молодой помазанник Божий

В то время как Давид подрастал и креп, пас овец в округе родного города, Израилем правил царь Саул, ставший первым государем, которого помазал на царство Господь. Впоследствии за непокорность и гордость Саул был свержен Творцом. Через пророка Самуила Господь помазал своего избранного – юного пастуха Давида, младшего сына Иессея. После исполнения Воли Божией пророком на Давида сошел Дух Божий.

Поединок с Голиафом

Когда Давиду было 18 лет, началась война с филистимлянами. Обе стороны стягивали свои войска. В филистимской армии был воин невероятной силы, рост которого приближался к 3-м метрам – Голиаф, что, вероятно, был исполином. О нем говорит история и мифология. Он всячески поносил израильтян и вызывал их на бой, но ни у кого не находилось смелости ответить ему.

В израильской армии присутствовали все братья Давида, и отец послал юношу отнести им пищу. Придя на место, Давид услышал отвратительные слова Голиафа и был возмущен этим. Он взял разрешение у государя выступить против великана. Ему позволили и облекли в доспехи, но юноша их снял и вышел против сильного воина в своей одежде пастуха.

У Давида не было оружия, только праща с камнем. Но Господь даровал ему такую меткость, что брошенный камень попал в лоб великана и свалил его с ног. Так война была закончена. Недруги бежали, а Давид от радостного государя получил должность тысяченачальника.

Годы гонений

От пророка Саулу было известно, что Господь отвергнет от него управление страной и передаст другому. Давид виделся ему тем самым приемником, что его сильно задевало. Царь искал смерти Давиду вплоть до открытых гонений.

Господь послал пророка Гада предупредить своего избранника. И святой Давид вместе с людьми, которых обидел государь, скрылся в районе Вифлеема. У него сложился небольшой отряд воинов, но царь их преследовал.

Однажды Саул вошел в пещеру, в которой был Давид, но гонимый не убил своего преследователя, а лишь отрезал часть его одеяния, и затем показал лоскут. Этим он доказал, что не воспользовался возможностью убийства и его мысли чисты. Это лишь на время усмирило Саула, и преследования продолжились. Подобная ситуация произошла еще раз, когда Давид взял в царском шатре государево копье, но Саула не тронул. После этого гонения прекратились.

Царствование царя Давида

В очередной войне с филистимлянами царь Саул был ранен и попал в окружение противника. В отчаянии он дал приказ амаликитянину убить его. Давид скорбел о случившемся. Святой царь стал править частью государства, пока не погиб Иевосфей – сын предыдущего государя, управлявший остальной территорией. Давид со скорбью принял весть о смерти Иевосфея. У него не было жестокой радости обретения власти за счет гибели предыдущих правителей.

Царствование царя Давида было справедливым, лучшим в истории. Крепость, которую назвали Иерусалимом, стала столицей новой страны, и сюда был внесен Ковчег Завета. Государь желал воздвигнуть Храм, но пророк известил, что этим займется следующий правитель.

Грехопадение святого царя

Царь Давид любил Бога, исполнял заповеди и правил справедливо. Но в сети врага рода человеческого может угодить любой человек. Так, государь был пленен красотой жены Урии – Версавии, с которой он согрешил. Женщина забеременела, и государь хотел сделать ее своей супругой официально, но тому мешал Урия. Тогда ее супругу было приказано отправиться в самое опасное место военных сражений на верную смерть, что и случилось. Так были совершены два тяжких греха.

Глубокое покаяние

Господь прогневался на царя за содеянное и послал своего пророка Нафана обличить его. Государь искренне раскаялся в содеянном. Его покаяние породило 50-й псалом. Господь внял его молитвам и послал пророка уведомить государя, что он прощен, но понесет наказание: внебрачный сын от Вирсавии не будет жить. Спустя некоторое время рожденного малыша посетила сильная болезнь. Царь провел в молитве к Богу 7 дней, но ребенок умер. Через год Вирсавия родила Соломона – следующего царя.

Конец жизненного пути

Правления святого царя Давида закончилось мирно. Он готовил необходимые материалы для строительства Храма, которое предстояло осуществить Соломону. По словам святителя Игнатия Брянчанинова, несмотря на все земные утешения, которые имел царь Давид, он видел блаженство лишь в том, чтобы быть послушным Воле Божией.

Согласно предсказаниям ветхозаветных пророков, обетованный Спаситель мира должен был произойти из царского племени Давида.

Видео «Житие царя Давида»

В этом видеосюжете представлено полное жизнеописание пророка.

Почитание и дни памяти

Святая Православная Церковь определила днем памяти святого царя неделю по Рождестве Господа и Спаса Иисуса Христа. К святому царю прибегают за помощью в обретении покаяния и борьбе с плотскими страстями. Так же ему молятся, прося защиты Отечеству и православным воинам.

Фигура великого псалмопевца в христианстве

Господа Иисуса Христа в Святом Писании называют «Сын Давидов». Пресвятая Богородица происходила из колена Иудина – из царского рода Давидова. Кроме этого, святой царь составил псалмы, собранные в книгу «Псалтирь». Она входит в Ветхий Завет, но имеет большое значение в Православной Церкви.

Биография святого Давида является примером истинного покаяния. Ведь в грехи впадают все люди. Из рода Давидова произошел Спаситель мира. Пророки за много лет точно описали это событие и отвержение Господа иудеями.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Святой Давид Гареджийский: жизнеописание, чудеса, дни памяти

Святой Давид Гареджийский – известный христианский монах, считается учеником Иоанна Зедазнийского, который пришел в Иверию из Антиохии, чтобы проповедовать веру в Христа. Считается одним из тринадцати сирийских отцов, основателем грузинского монашества. В этой статье мы приведем его жизнеописание, расскажем о чудесах, которые с ним связаны, а также о днях памяти святого.

Обстановка с христианской верой в Грузии

Святой Давид Гареджийский появился в Грузии по повелению Божией Матери. В эту страну он пришел в середине VI века из Сирии в компании с преподобным Иоанном Зедазнийским в числе дюжины его учеников.

Первоначально святые отцы поселились неподалеку от Мцхеты, на горе Зедазени. Спустя три года Иоанн отправил своих учеников и сподвижников в разные уголки Грузии, чтобы проповедовать христианское учение. Давид вместе со своим учеником Лукианом обосновался на горе Мтацминда, лежащей в окрестностях Тбилиси.

К тому времени Грузия уже была два века, как крещена святой Ниной. Но на протяжении всего этого времени она испытывала сильное давление со стороны Персии, постоянно подвергалась опустошениям из-за нашествий персов, некоторое время находилась на осадном положении. Первоначально персы пытались мечом вытравить христианскую веру, затем стали действовать хитрее. Повсюду они принялись насаждать маздеизм, то есть огнепоклонство. Купцам и ремесленникам, которые принимали эту религию, предоставлялись всевозможные льготы и поощрения.

В результате доходило даже до того, что капища огнепоклонников, размещали около входов в христианские храмы. В связи с этим появлением отцов-сирийцев в Грузии некоторые даже называют вторым крещением страны, так как к тому времени положение христианской веры сильно пошатнулось.

Рождение камня

Поселившись неподалеку от Тбилиси, грузинский святой Давид Гареджийский начал регулярно выходить к местным жителям, наставляя их на путь христианства. Как правило, он каждый четверг спускался с горы в город, чтобы обращать грузин обратно в лоно церкви. Многие последовали за ним.

Огнепоклонники, естественно, были недовольны таким положением вещей. Тогда они подкупили павшую девицу, чтобы она оклеветала Давида, назвав его виновником в том, что она стала падшей женщиной.

Жители вызвали святого Давида Гареджийского в суд. Лицом к лицу он встретился с этой девушкой, прикоснулся к ее чреву посохом и спросил, является ли он отцом. Оттуда раздался голос, который ответил, что нет, а затем назвал истинного виновника падения девушки. После этого на глазах у изумленной толпы она родила камень.

Это удивительное чудо надолго осталось в памяти местных жителей. А сам святой Давид Гареджийский в память о небесном заступничестве попросил у Господа открыть целебный источник на горе, где он обосновался. К нему до сих пор приходят женщины со всей страны, которые страдают от разнообразных гинекологических заболеваний.

Жизнь в глуши

После этого происшествия Давид вместе со своим учеником покинули окрестности Тбилиси и отправились на юго-восток. Они обосновались в пустынной местности под названием Гареджи. Здесь монахи выкопали в горе кельи для себя и поселились в них.

Со временем вокруг них начали появляться другие отшельники, желавшие молиться Богу рядом со святым Давидом Гареджийским в Грузии. В результате обосновалась знаменитая до сих пор Давидо-Гареджийская лавра.

Паломничество в Святую Землю

Незадолго до своей смерти Давид отправился в Святую Землю для поклонения. Оказавшись уже на горе, с которой открывался вид на Иерусалим, святой вдруг заявил своим спутникам, что недостоин ступать на те места, в которых бывал Спаситель.

Вместо этого он попросил за него помолиться у Гроба Господня, а сам взял три камня, сложил их в свою котомку и вернулся обратно.

В это время к иерусалимскому патриарху явился ангел, который передал, что возлюбленный Богом Давид забрал всю благодать этого места, велев снарядить за ним скорохода, который забрал бы обратно два камня у преподобного.

Так и произошло. Третий камень Давид принес в свою лавру, он в ней хранится до сих пор. В настоящее время камень находится в сокровищнице Троицкого кафедрального собора грузинской столицы.

Преподобный Давид умер 20 мая 605 года, в Вознесение. Эта дата и считается днем его памяти.

Читайте также:  Онуфрий Великий: житие и биография святого, о чем молятся и в чем помогает

Кашвети

С именем святого связывают происхождение церкви Кашвети, которая сегодня расположена в центре Тбилиси. Она была построена с 1904 по 1910 год по проекту архитектора Леопольда Бильфельда, который основывался на средневековом соборе Самтависи.

Согласно житию святого Давида Гареджийского, именно на этом месте подстрекаемая язычниками женщина обвинила его в том, что беременна от него. Давид же в ответ заявил, что ее неправота станет очевидной, когда родит она камень. Так и произошло, после чего это место получило название “кашвети”, которое происходит от двух грузинских слов со значением “рожать” и “камень”.

Церковь святого Давида

В самом Тбилиси, на пантеоне Мтацминда, расположена одна из главных православных святынь страны – храм святого Давида Гареджийского.

Она была построена в период с 1859 по 1871 год. Освящена в честь христианского сподвижника VI века. В честь этого здесь ежегодно отмечают грузинский церковный праздник под названием мамадавитоба, который посвящен основателю грузинского монашества.

Отмечают его в день памяти святого – в первый четверг по Вознесении Господнем. Центральные мероприятия проходят в Тбилиси, а также на горе, где расположена пещера старца, а также источник, появление которого местные жители связывают с преподобным.

Источник бьет неподалеку от церкви, его вода считается целебной. Верующие убеждены, что она помогает избавиться от бесплодия. На северной стене храма большое количество небольших камней, которые прикрепляют для исполнения желания.

С 1929 года в церкви существует пантеон, на котором хоронят выдающихся людей Грузии, среди которых известные артисты, писатели, ученые.

Мужской монастырь

Связан с именем этого святого и одноименный мужской монастырь. Это целый комплекс пещерных монастырей, относящихся к VI веку приблизительно в 60 километрах от Тбилиси в районе грузино-азербайджанской границы.

Главным из них считается лавра святого Давида, расположенная на северном склоне горы. Это древнейший монастырь всего комплекса, основанный одним из тринадцати сирийских отцов в естественной пещере Гареджа.

В IX веке в окрестностях этого места были сооружены трапезная и Преображенская церковь. После этого монастырь не раз страдал от нашествий чужеземцев. В XI веке его разграбили сельджуки, а в XIII в. – монголы. В начале XV столетия он был сильно разорен Тамерланом, а еще примерно через век персидским шахом Аббасом I.

Первые попытки восстановить монастырь начал предпринимать царь Теймураз в конце XVII века. Фактически его возрождением считается 1690 год, когда его настоятелем стал преподобный Онуфрий Мачутадзе. Ему удалось восстановить монастырь в старых правах, вернуть ранее принадлежавшие ему земли, возвести крепостные стены для защиты от врагов, построить трапезные.

В XVIII веке монастырь вновь подвергался многочисленным нападениям и разорениям, затем интерес к нему пропал после появления светских и духовных школ в различных городах Грузии. Вспомнили о нем только во времена советского застоя. Сюда было проведено электричество, подведена дорога, построены несколько домиков для монахов.

Именно здесь хранятся святые мощи Давида Гареджийского. Православные грузины отмечают, что за долгие века своего существования монастырь многократно подвергался нападениям и разрушениям, но все-таки сумел выстоять, сыграв важную роль в духовном развитии Грузии.

Путь до монастыря

Этот знаменитый монастырь, который сегодня превратился в популярное место у паломников, расположен в 45 километрах к югу от Сагареджо по извилистой дороге. Чуть ближе – около 30 километров – он от Гардабани, но этой дорогой редко пользуются, потому что она сильно разбита, и времени на ее преодоление вы можете потратить значительно больше.

Раньше из Тбилиси в Гареджи ходили автобусы, но сейчас их отменили. Можно доехать на маршрутке до Сагареджо, а оттуда вызывать такси непосредственно до монастыря. С некоторыми таксистами можно договориться доехать до храма прямо из Тбилиси.

В 13 километрах от этого святого комплекса находится поселок Удабно, что с грузинского языка дословно переводится как “пустыня”. До него ведет асфальтированная дорога, но добраться можно только на личном транспорте.

Из Сагареджо заказать такси до монастыря можно приблизительно за 35 лари. За эти деньги вас отвезут туда-обратно, учитывая два часа ожидания.

В 2014 году появился автобус из Тбилиси, который отправляется ежедневно. Сесть на него можно в районе площади Свободы в 11 часов утра, на улице Пушкина. Стоимость проезда составляет 25 лари. За эти деньги вас доставят до монастырского комплекса, а через три часа отвезут обратно. По дороге автобус делает одну остановку в кафе “Оазис-Клаб”. Рейс работает только в туристический сезон, примерно до середины октября.

Территориальный спор

Из-за того, что часть монастырского комплекса расположена на территории Азербайджана, между двумя этими странами на протяжении многих лет продолжается территориальный спор.

Грузинские монахи, которые живут на постоянной основе в монастыре, считают все частью плана, разработанного еще в советское время с целью поссорить между собой грузин и азербайджанцев.

Грузинские власти неоднократно отмечали, что желали бы разменять эту территорию, так как она представляет большое историческое и культурное значение для страны. Однако официальный Баку отказывает из-за стратегического расположения высот, заявляя, что данный вопрос даже не рассматривается.

Как вымаливают детей?

С давних времен считается, что святой способен помочь, если женщина долго не может забеременеть. В этом случае ей следует обратиться с молитвой к святому Давиду Гареджийскому.

Для этого совсем не обязательно отправляться в далекую Грузию. Регулярно соответствующие молебны совершают в храме Троицы Живоначальной на Грязех в Москве, где есть сразу две иконы святого Давида Гареджийского. Одна из них, содержащая частицу его мощей, хранится в алтаре. Ее выносят оттуда только на время молебнов, посвященных преподобному. Вторая икона с житийными клеймами помещена в большом резном киоте у левой стены самого храма.

На молебен святому Давиду Гареджийскому в храме в Москве верующие собираются каждый понедельник в 18 часов. В основном, это женщины, как молодые, так и пожилого возраста. Некоторые приходят с мужьями. Всех их объединяют просьбы, связанные с помощью в рождении ребенка. Вот о чем молятся святому Давиду Гареджийскому.

На эти молебны приходят не только москвичи, но и люди из разных уголков страны. Приезжают даже из соседних стран. Отмечается, что в Грузии очень ценят этого святого, почитая его сразу после Георгия Победоносца и равноапостольной Нины.

Молитва святому

С соответствующей молитвой следует обращаться к христианскому святому Давиду Гареджийскому. О чем молятся ему, вам теперь известно. С такими просьбами к нему каждую неделю приходят несколько десятков человек.

О, всесветле, богохвальне авва Давиде, святче Божий! Ты силою благаго Законоположителя явился еси нам, кознями лукавого связанным и обуреваемым, яко наставник в покаянии и помощник в молитве. Того ради дано тебе много даров благодати и чудотворения, разрешения грехов наших и прегрешений оставление, болезней исцеление и диавольских наветов отгнание. Темже твоею отеческою милостию в богоцарственном разумении, многотрудными молитвами и моленьми твоими, наипаче же непрестанным твоим заступлением о нас, да возставит Господь Бог ны, во грех впадшия, силою Своею непобедимою на всякаго видимаго и невидимаго врага, дабы благодаряще совершая святую память твою, желанием возжелали мы покланятися Превечному Богу в Троице Единому, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Как попасть в храм?

В Москве храм живоначальной Троицы на Грязех расположен по адресу: улица Покровка, дом 13.

Если вы добираетесь до святого места на общественном транспорте, то лучше всего воспользоваться метро. Доехать следует до станции “Тургеневская” или “Чистые пруды”.

Отсюда нужно выходить к памятнику Александру Сергеевичу Грибоедову, а после проехать на любом трамвае еще две остановки в сторону храма.

Еще один вариант: доехать до станции метро “Китай-город”. Оттуда выйти на улицу Маросейка и пройти по левой стороне пешком около десяти минут.

Житие праведного царя Давида – полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

Где и при каких обстоятельствах родился преподобный Давид Гареджийский, неизвестно. Он пришел из Сирии, страны прекрасной и плодоносной, из которой вышло множество преподобных и святых, помазанных Св. Духом делателей нивы Господней. Где и как первоначально воспитывался св. Давид, также неизвестно.

Причина неизвестности происхождения его и его родителей в том, что святой, оставив славу мирскую и величие земное, приобрел высшую, небесную славу. Потому он, покинув отца, мать, братьев и родственников, последовал Христу для исполнения Его заповедей. Духовным же отцом и воспитателем святого явился дивный и преподобный Иоанн Зедазнийский, давший ему как сыну твердую и крепкую пищу-учение и наставления Божественные. Он был соотечественником преподобного Давида, воспитывался в благочестивой семье, был просвещен Божественным учением и укреплен небесным хлебом-словом Божиим. Итак, св. Давид, пленившись сладостью иноческой жизни, с юных лет возложил на себя крест Христов и поспешно последовал за благочестивым своим наставником и учителем Иоанном.

Одни из иноков направились в Кахетинские области, а другие — в Карталинию, к западным областям Иверии. А блаженный Давид по повелению своего аввы избрал поприщем евангельской проповеди город Тифлис и поселился в убогой пещере на горе, называемой Мтацминдской, или Святой горой. Оттуда раз в неделю сходил он в город для проповеди слова Божия. Святой жизнью и пламенной проповедью обратил он многие души ко Христу Спасителю. Но, оклеветанный одной нечестивой женой, св. Давид с верным и никогда не разлучавшимся с ним учеником Лукианом удалился от шума мирского в пустыню Гареджийскую. Оба божественных мужа, приближаясь к месту, которое впоследствии стало их пустынью, почувствовали мучительную жажду и невыносимый жар, так как то место очень знойное, и потому там бывает сильный недостаток воды. Но, подойдя к одной расселине каменной горы, они нашли немного скопившейся в ней дождевой воды и утолили свою жажду. Там же, в тени одной горной расселины, они, утомленные, усталые, расположились для отдохновения.

Блаженный Давид, сидя рядом со своим учеником Лукианом, сказал ему: «Брат Лукиан, видишь это прекрасное тихое место? Останемся здесь и будем подвизаться, пребывая всегда в молитве, посте, бодрствовании и терпении временных болезней, чтобы сподобиться прощения грехов. А Бог, Сладчайший и Всемилостивейший, наградит нас и за понесенные нами труды подаст нам силу благодатную, укрепит нас в немощах наших и поможет переносить тесноту, скорбь и все наши слабости. Ибо и преподобные подвижники временно подвергались разным бедствиям и за то получили мзду вечную».

Лукиан, ободренный и укрепленный наставлениями своего учителя Давида, отвечал: «Честный отче! Как сказал ты, так и сделаем. Бог же, на Которого мы надеемся, да печется о нашей жизни».

Преподобный Давид сказал Лукиану: «Отец Лукиан! Что ты так сильно скорбишь и зачем надеешься на растения? Разве не знаешь, что все они подвержены переменам и преходящи, и что, прозябшие и возросшие, со временем они погибают? А душа бессмертна и приобретается терпением, по Писанию: Терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21, 19). Отчего ты так скоро стал малодушным? Разве ты не знаешь, что, если мы умрем ради заповедей Господних, или от голода или от жажды, то живы будем во Христе? Почему же ты скорбишь и так много заботишься о временных и маловажных вещах, особенно о полевых растениях, которыми Бог питает бессловесных животных? Неужели же нас Он оставит без пищи?»

После сего Лукиан сказал св. Давиду: «Честный отче! Воистину, дивен Бог во святых Своих, по Писанию, и благословенно имя Его святое. По молитве твоей Он укрепил мое сердце, которое не будет больше колебаться житейскими невзгодами. Господь извел душу и помышления мои от плена земных забот, как из тьмы в свет. Теперь, какие бы беды ни постигли меня, если бы и умирал я от жажды, никогда не буду заботиться о бренном теле моем и о суетной преходящей жизни. Никогда не буду роптать на недостаток пиши, как некогда роптал непокорный и неверный Израиль, воспоминающий о египетских мясах. С этого времени я совершенно буду покорен тебе, как предводителю моему, новому Иисусу Навину, наследнику Моисееву, чтобы достигнуть обетованной земли — небесного Иерусалима. Посему душевно радуюсь, надеясь не лишиться твоих молитв».

Св. Давид, веселясь духом о ученике своем, сказал ему: «Брат Лукиан! Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа. Благодарю Его, что Он укрепил душу и помышления твои Своей силой».

Дракон вышел из своего жилища, и от его движения стали трескаться большие камни. Лукиан, увидев это, в ужасе и трепете упал на землю, как мертвый. А когда Давид взошел на высокую гору, чудовище поспешно спустилось вниз на равнину. Когда оно приблизилось к реке Куре, преподобный услышал позади себя голос Ангела, который звал его: «Давид! Давид! Давид!» Оглянувшись на голос Ангела, он увидел спадающий с неба огонь, который мгновенно сжег дракона, как сено. (На том месте, где сожжен был дракон небесным огнем, не растет трава, что служит доказательством подлинности рассказа об этом событии).

Давид же, увидя это, весьма огорчился и воззвал к Богу: «Боже, Боже мой! Что сотворил Ты! Тот дракон положился на меня с упованием, а Ты огнем истребил его». На эти горестные слова святого Ангел Божий отвечал: «Что ты так беспокоишься, отче, об одном червяке? Разве ты не знаешь, что, если бы он вошел и реку, то отсюда пошел бы в море и там истребил бы множество кораблей. Не скорби о погибели его, ибо так изволил Бог. Иди и спою пещеру, где твой ученик лежит подобно мертвому, укрепи и утешь его. Лучше тебе заботиться о духовных детях твоих».

Через некоторое время несколько человек пришли в эту пустыню на охоту, так как там водилось много оленей, диких коз и других животных. Испуганные охотниками олени преподобных по обыкновению побежали в пещеру святых, вслед за ними пошли и охотники, рассчитывая, что в тесном скалистом месте охотиться будет удобнее. Но, подойдя к пещере, они увидели преследуемых ими животных кротко стоящими, как если бы они были домашними, перед Лукианом, который» по обыкновению, доил их. Объятые ужасом, они припали к ногам св. Давида и сказали ему: «Угодниче Божий! Какое дивное чудо! Эти дикие олени стоят смирно и кротко, как будто на скотном дворе, словно выкормленные человеком». Св. Давид отвечал им: «Что вы, братья, удивляетесь? То, что вы видите, происходит по воле Божией. Творец всех, пекущийся и о птицах, по Своей великой благости, питает и нас, немощных, через этих животных. Всякий ожидает от Бога в свое время даяния пищи (*5). Прошу вас, братья мои, идите охотиться в другое место: эти олени даны нам Богом для подкрепления немощных сил наших».

Охотники, удивившись, воскликнули: «Велик, воистину, Господь, ради Которого ты решился терпеливо понести труды в этой пустыне, где часто недостает самого необходимого для подкрепления телесных сил. Поскольку мы единоверцы твои. то сделай и нас, богоносный отец, учениками твоей святости, чтобы и нам поучаться у тебя исполнению воли Божией. С этой минуты мы не оставим тебя, как отца и пастыря, и будем служить тебе как наставнику и руководителю ко спасению душ наших». Преподобный скачал: «Нет! Братья и дети мои! Не делайте сего, так как место это, как вы сами видите, нестерпимо жаркое и неудобное для человека. Лучше возвратитесь в свои дома и там служите Богу, удаляясь от всякого зла и раздавая бедным и немощным милостыню, ибо творящий милостыню взаим дает Богу».

Читайте также:  Алипий Печерский - житие и биография святого, иконы и труды, мощи и чудеса, почитание и дни памяти

Преподобный Давид чрез некоторое время, видя в св. Додо крепость духа и силу ума, сказал ему: «Отец Додо! Так как Господу, хотящему всем человекам спасения, угодно созидание пустыни, в которой будут жить многочисленные отшельники, и так как эти братья наши, оставившие мир и родных своих, желают устроить себе обитель, то не будем ленивы, заботясь о пользе их душ. Поэтому взойди с никоторыми братьями на ту высокую каменную гору, которая возвышается напротив нас, и устрой там обитель нашим братьям для прославления имени Господа нашего Иисуса Христа и для восхваления Пресвятой Богородицы Девы Марии». Св. Додо, по приказанию преп. Давида, устроил в назначенной горе, в высеченных пещерах, обитель, где и поселилось множество пустынников.

Гордый варвар, сидящий на копе, нагло сказал блаженному Давиду: «Бедный монах, я хочу убить тебя, а ты велишь мне оставить живой птицу. Следовало бы тебе прежде просить о себе, а не об этой птице» Но смиренный инок кротко отвечал; «Ты не имеешь никакой власти убить меня, не только меня, но и эту слабую птицу, ибо Бог- Помощник мне, Он несомненно избавит меня от того, чем ты грозишь» Варвар, разгневанный этими словами, размахнулся мечем, чтобы ударить отшельника, но сила Христова мгновенно удержала поднятую правую руку его. Тогда гордый варвар, прийдя в сознаниесвоей вины, смирился. Одержимый трепетом, он слез с лошади, как раб, припал к ногам святого и, обливая ихслезами, просил прощения, с плачем взывая: «О раб Бога Живого, Благого! Будь ко мне милостив, исцели мою душу и тело и прости преступление, которое я сделал по неразумию моему».

Угодник Божий, милостивый Давид, услышав от него такие жалобные слова, умилившись душою, начал молиться Богу, воздев к небу руки: «Господи Иисусе Христе, Преблагий и Человеколюбивый Боже! Владыко, Который помиловал молящегося Тебе раба Твоего и окаменил руку врага его! Умилостивись и ныне, исцели руку этого бедного варвара, гордо поднятую им на меня, недостойного раба Твоего, дабы он исповедал Тебя, единого Истинного Бога, творящего чудеса, и прославил бы имя Твое святое во веки» По окончании этой молитвы отшельник прикоснулся к неподвижной руке, и та мгновенно стала здоровой.

Варвар, удивленный таким чудом Божиим, благодаря Господа, опять припал к ногам св. Давида и со слезами просил: «Раб Бога Живого!-говорил он,-У меня есть сын, хромой и расслабленный всеми членами, который лежит в моем доме. Прошу тебя, умоли твоего Бога об исцелении немощного сына моего, ибо я уверен, что Он услышит тебя, как верного раба Своего. Если Господь исцелит его, то прославится имя Его святое, я же буду готов исполнить всякое приказание твое. Я и все родные мои примем Крещение и поклонимся Богу твоему, прославим и восхвалим преславное имя Его во веки, и я буду услужливым рабом твоим». Давид сказал ему: «Иди в дом твой, и, как уверовал, так и да будет по слову твоему, ты найдешь сына твоего совершенно здоровым, исцелившимся в третий час пополудни».

На следующий день утром Бубакар велел рабам своим нагрузить ослов разнообразной и самой лучшей пищей и отправился к св. Давиду с тремя сыновьями своими, один из которых получил исцеление по молитвам блаженного. Достигнув пещеры отшельника, пришедший не застал его там, отчего и начал сильно скорбеть. Посланные Бубакаром слуги отыскали святого между братьями и известили его о прибытии их господина. Бубакар пришел к преподобному и, припав к ногам его, со слезами сказал: «Раб Божий! Поистине мы познали, что ты целитель душ и телес, так как сын мой избавился от своего недуга. Вот, он стоит пред тобою совершенно здоровый и ожидает, как и другие домашние мои, твоего благословения». Св. Давид возлагая правую руку свою на головы их, сказал: «Бог, благословивший Авраама, Исаака и Иакова, да благословит и вас».

Затем пришедшие сели, и слуги по приказанию Бубакара приготовили ужин. Окончив трапезу, все встали и возблагодарили Бога. Подвижник спросил Бубакара, какую просьбу тот имеет к нему. Бубакар ответил, что хотел бы принять от него св. Крещение. Тогда Давид послал его с учеником своим Лукианом к преподобному Додо, чтобы тот отправил одного иерея с Бубакаром для просвещения его и его родных св. Крещением. Св. Додо, радуясь этому духом, благословил Бубакара с сыновьями и слугами и отпустил с ними в дом их одного из священников, который и крестил Бубакара с его родными.

После этого Бубакар пришел с работниками к блаженному Давиду и высек в скале церковь для братии. Впоследствии преподобный и богоносный отец наш Илларион расширил, украсил ее и устроил в ней с южной стороны раку для мощей св. Давида. Возле этой раки, на возвышенности, был погребен и преподобный Лукиан. Эти святые угодники Божии и чудотворцы исцеляют многих страждущих, с верою прибегающих к ним.

Убедив сими словами Лукиана, чтобы он остался среди братий, сам Давид с некоторыми иноками, последовавшими за ним, отправился в святой град. Когда они дошли до места, называемого «вершина благодати», откуда виден Иерусалим, то, воздев к небу руки, возблагодарили Бога.

После сего братья просили продолжать путь, но святой, подобно великому пророку и царю Давиду, кротко говорил им: «Не могу отсюда идти далее, поскольку считаю себя недостойным приблизиться к святым местам. Посему идите туда вы одни и принесите и за меня, грешного, молитвы у Святого Гроба Господня» Они, облобызав святого Давида, против своей воли оставили его и ушли со слезами. Давид асе взял на том месте камень, как будто он был взят им от Гроба Господня, положил его в корзину свою и пошел обратно в Гареджи, в Иверию.

Св. Давид однажды пришел к одному подвижнику из братии своей, жившему в некоторой расселине каменной горы, и спросил его; «Как ты живешь здесь, отче?» Он ответил ему: «Благодарение Богу, честный отче. Только вода, бьющая из этой скалы, а равно и эта зелень горьки, как желчь. Когда вкушаю их, чувствую большое отвращение и негодование, но сам себе говорю: «Мучения ада несравненно горше, не лучше ли тебе вкушать горечь временную, дабы не подвергнуться мучениям вечным?» Давид, услышав от него такие слова, весьма обрадовался и сказал ему ласково: «Не скорби, брат мой, умолим Бога нашего Иисуса Христа, Который в пустыне Мерра горькую воду сделал сладкою. Он же, подобно той, усладит и эту воду». И действительно; монах по приказанию св. Давида наполнил сосуд той водой и поставил перед ним, а святой, изобразив знамение креста Господня, отдал сосуд подвижнику и сказал: ‘Пей, брат, это хорошая вода». Он выпил и нашел, что она приятна на вкус. Удивленный сим чудом инок стал прославлять и благодарить Бога и раба Его Давида.

Житие прп. Давида, игумена Вознесенского, Серпуховского чудотворца

Преподобный Давид, игумен Вознесенский, Серпуховской чудотворец, по преданию, происходил из рода князей Вяземских и носил в миру имя Даниил. Еще будучи юношей, чуть более двадцати лет от роду, почувствовал Даниил призвание к подвижнической жизни и пришел в Пафнутиев Боровский монастырь. Этот монастырь во имя Рождества Пресвятой Богородицы основан преподобным Пафнутием Боровским в 1444 году. Он был обильным вертоградом иночества и христианского просвещения, из него вышли многие светильники русского монашества. Преподобный Пафнутий являлся пострижеником и учеником преподобного Никиты, третьего настоятеля Серпуховского Высоцкого монастыря. Преподобный же Никита был сродником и учеником Преподобного Сергия Радонежского, Игумена земли Русской. Таким образом, преподобный Пафнутий был преемником заветов Преподобного Сергия и деятельным представителем его иноческой школы.

Юный Даниил поступил в Боровскую обитель еще при жизни преподобного Пафнутия, который как великое светило сиял тогда святостью своей жизни и духовными дарованиями. Устройство монастыря было общежительным. Игумен подавал пример братии. Они видели «труды и злострадания, подвиги же и посты, и худость ризную, твердую к Богу веру и любовь, и еже к Пречистой Богородице известную надежду, Ея же и всегда имеяше упование в уме во устех языку пишу. Сего ради и благодати Божия сподобися, еже хотящая быти прозирати и сердечные тайные помыслы братии поведати, еше же и болезни исцеляти, и Бога и Пречистая Богородицы, приимаше, и бяше во истину далече от человек [тогдашнего] века всеми обычаями. Бяше же щедр и милостив, егда подобает; жесток же и напрасен, егда потреба»,- говорит преподобный Иосиф, будущий основатель Иосифо-Волоцкого монастыря, в одно время подвизавшийся с преподобным Давидом. Этим примером и богомудрыми советами руководствовался Давид в прохождении жития иноческого. Видя ревность и усердие своего послушника, преподобный Пафнутий совершил над ним монашеский постриг и нарек Давидом в честь преподобного Давида Солунского, святого отшельника, жившего в VI веке.

После преставления своего учителя, преподобного Пафнутия, преподобный Давид нашел духовное руководство и покровительство в лице великого светильника русского монашества преподобного Иосифа Волоцкого. Преподобный Иосиф двадцатилетним юношей пришел в Боровск и 13 февраля 1460 года, приняв монашеское пострижение от руки преподобного Пафнутия, семнадцать лет жил с ним в одной келье. Блаженный старец, провидя близкое свое отшествие ко Господу, предложил Иосифу быть его преемником по управлению обителью. Преподобный Пафнутий преставился 1 мая 1477 года. После него Иосиф управлял обителью с 1477 по 1479 год. Он намеревался ввести в Боровской обители самое строгое общежитие, но встретил несогласие на то со стороны иноков, кроме семерых, поэтому удалился от ропота и оставил на время свою обитель, чтобы лично осмотреть устройство других монастырей.

По возвращении из своего путешествия он решился навсегда покинуть Пафнутиев монастырь и основать обитель по своему желанию, для чего с семью преданными ему иноками удалился в знакомые леса волоколамские, где основал свою знаменитую обитель, в которой и скончался 9 сентября 1515 года. Духовную связь с этим великим и просвещенным подвижником преподобный Давид не прерывал до самой его смерти. Продолжительное время подвизался преподобный в Пафнутиевой обители.

В 1515 году преподобный Давид, подвизавшийся более сорока лет в Боровском монастыре, оставил сию святую обитель, дабы основать свой монастырь в пустынной местности на берегу реки Лопасни в древней Хатунской волости, куда и пришел 31 мая 1515 г. с иконою Знамения Богоматери с двумя монахами и двумя послушниками. Поселившись здесь, он поставил кельи, возвел первые деревянные храмы в честь боголепного Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с приделом в честь Успения Пресвятой Богородицы и Святителя и чудотворца Николая с трапезою. Около своей пустыни преподобный насадил липовую рощу. Преподобный Иосиф 15 августа 1515 года, незадолго до своей кончины, посетил эту новую обитель, трапезовал с преподобным Давидом и братией и наставлял их в Слове Божием.

19 сентября 1529 года он предал Богу свою праведную душу. Честное тело его было погребено в основанной им пустыни.

Почитание преподобного Давида началось вскоре после его праведной кончины. В синодике 1602 года он именуется преподобным, а в документах 1657 года, кроме того, и чудотворцем. Записей о чудесных явлениях милости Божией по молитвам преподобного не сохранилось. Но о том, что эти явления были, свидетельствуют рассказы жителей окрестных селений.

Серпуховской купчихе Окороковой, страдавшей весьма трудными родами, преподобный Давид явился во сне и обещал исцеление, если она посетит его обитель и отслужит при раке его панихиду. По благополучном разрешении от бремени благодарная женщина была в пустыни и рассказывала служившим панихиду о дивном ей явлении преподобного.

В 50-х годах ХIХ столетия в бытность свечником Давидовой пустыни старца высокой духовной жизни иеродиакона Венедикта пришел в обитель крестьянин Подольского уезда и просил отслужить панихиду по преподобном Давиде. Служившему иеромонаху крестьянин рассказал следующее: «Около семи лет страдал я расслаблением и без посторонней помощи не мог ни двинуться, ни приподняться.

Почти наяву явился мне преподобный Давид, высокий седой старец, в монашеском одеянии с посохом в руках, и приказал идти в Давидову пустынь, отслужить по нем панихиду, обещая исцелить меня от болезни. «Батюшка, – говорю – с радостью бы пошёл, но не только идти, а и приподняться не могу, да и не знаю, где эта пустынь». Старец ударил меня по ногам жезлом, велел идти в Подольск и стал невидим. Тут я, к великой радости, почувствовал возможность двигать членами, хотя на ноги встать не мог, и решил идти по повелению, о чем и объявил домашним. Невзирая на уговоры сына и других родных отложить это намерение, стал собираться в путь. Наскоро приладили костыли, хотя и не мог ими пользоваться за невозможностью встать на ноги. Сын проводил меня до деревенской околицы, все расстояние до которой я полз с великим трудом.

Тут сделалось что-то такое, будто всего меня прострелило, и я почувствовал, что силы мои крепнут, попробовал стать на ноги и – чудо! – с помощью костылей встал уже и пошел, хотя еле-еле, на ногах. Чем дальше шел, тем силы больше укреплялись. Под Подольском добрые люди рассказали, как найти дорогу в пустынь. И вот с Божией помощью, молитвами батюшки, преподобного Давида, и в пустынь дошел, и в костылях уже более не нуждаюсь».

Престарелой девице-дворянке из Подольского же уезда явился преподобный Давид и говорит: «Что ко мне не побываешь?» Явившийся стал невидим, а девица недоумевала, кто бы это мог быть. Вскоре ей пришлось быть в Москве и зайти в часовню Спасителя, принадлежащую Давидовой пустыни. Случайно увидав тут печатное изображение преподобного Давида, она узнала в нем явившегося и стала спрашивать, чье это изображение? Когда ей было сказано служащими при часовне, что это изображение основателя Давидовой пустыни преподобного Давида, она рассказала о явлении ей, узнала о дороге в пустынь и, действительно, вскоре приехала в монастырь и, отслуживши панихиду, рассказывала всем о бывшем ей явлении.

Более пятидесяти лет подвизался в монашестве преподобный Давид, стяжал многие духовные дарования и был, как говорит летопись, «отцом и кормильцем всего окрестного населения». Память его совершается (по новому стилю) 2, 31 октября и 23 мая (обретение мощей).

Возне́слся еси́ смире́нием свои́м над ми́ром, о́тче Преподо́бне,/ доброде́тельми победи́в злоко́зненнаго врага́,/ чистото́ю жития́ просия́в, я́ко со́лнце второ́е,/ мно́гия лю́ди ко спасе́нию приводя́./ Те́мже моли́ Христа́ Бо́га, Преподо́бне о́тче наш Дави́де,/ дарова́ти нам мир и ве́лию ми́лость,// и спасе́ние душа́м на́шим.

Акафист и молебен преподобному Давиду, игумену Вознесенскому, Серпуховскому Чудотворцу можно найти в Библиотеке сайта, в разделе Молитвослов.

Ссылка на основную публикацию