Житие преподобной Елены Дивеевской – полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святой

Память преподобной Елены Дивеевской (Мантуровой)

КРАТКОЕ ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОЙ ЕЛЕНЫ ДИВЕЕВСКОЙ (МАНТУРОВОЙ)

Пре­по­доб­ная Еле­на Ди­ве­ев­ская, в ми­ру Еле­на Ва­си­льев­на Ман­ту­ро­ва, про­ис­хо­ди­ла из ста­рин­но­го дво­рян­ско­го ро­да и жи­ла со сво­им бра­том Ми­ха­и­лом Ва­си­лье­ви­чем в ро­до­вом се­ле Ну­ча Ни­же­го­род­ской гу­бер­нии.
В 17 лет де­вуш­ка, стре­мив­ша­я­ся к свет­ской жиз­ни, чуд­ным об­ра­зом бы­ла об­ра­ще­на к ду­хов­ной жиз­ни. Ей при­ви­дел­ся страш­ный змей, со­би­рав­ший­ся по­гло­тить ее. Де­вуш­ка взмо­ли­лась: «Ца­ри­ца Небес­ная, спа­си! Даю Те­бе клят­ву – ни­ко­гда не вы­хо­дить за­муж и уй­ти в мо­на­стырь!» Змей тут же ис­чез. По­сле это­го слу­чая Еле­на Ва­си­льев­на из­ме­ни­лась, ста­ла чи­тать ду­хов­ные кни­ги, мно­го мо­лить­ся. Она жаж­да­ла вы­пол­нить своё обе­ща­ние.
Вско­ре Еле­на Ва­си­льев­на по­еха­ла в Са­ров к от­цу Се­ра­фи­му про­сить его бла­го­сло­ве­ния на по­ступ­ле­ние в мо­на­стырь. Но толь­ко через три го­да пре­по­доб­ный Се­ра­фим Са­ров­ский бла­го­сло­вил Еле­ну по­сту­пить в Ди­ве­ев­скую Ка­зан­скую об­щи­ну.
Необык­но­вен­но доб­рая от при­ро­ды, пре­по­доб­ная Еле­на мно­го по­мо­га­ла сест­рам. По за­по­ве­ди, дан­ной ей ду­хов­ным от­цом, она боль­ше мол­ча­ла и по­сто­ян­но мо­ли­лась.
Со вре­ме­ни освя­ще­ния хра­мов, при­стро­ен­ных к Ка­зан­ской церк­ви (Рож­де­ства Хри­сто­ва и Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы), ба­тюш­ка Се­ра­фим на­зна­чил Еле­ну Ва­си­льев­ну цер­ков­ни­цей и риз­ни­чей. Для это­го она бы­ла по­стри­же­на в ря­со­фор.
Так про­жи­ла она в оби­те­ли до 27 лет. Пе­ред кон­чи­ной Еле­на Ва­си­льев­на спо­до­би­лась мно­гих чу­дес­ных ви­де­ний. Через несколь­ко дней бо­лез­ни 28 мая 1832 го­да на­ка­нуне дня Свя­той Тро­и­цы она ти­хо скон­ча­лась.
Про­ви­дя это ду­хом, свя­той ста­рец по­сы­лал всех в Ди­ве­е­во: «Ско­рее, ско­рее гря­ди­те в оби­тель, там ве­ли­кая гос­по­жа на­ша ото­шла ко Гос­по­ду!» В со­ро­ко­вой день по её кон­чине отец Се­ра­фим пред­ска­зал, что «со вре­ме­нем её мо­щи бу­дут по­чи­вать от­кры­то в оби­те­ли».
На мо­ги­ле Еле­ны Ва­си­льев­ны не раз тво­ри­лись чу­де­са и ис­це­ле­ния. В оби­те­ли до ее за­кры­тия в 1927 го­ду хра­ни­лись цер­ков­ные кни­ги, где эти слу­чаи бы­ли по­дроб­но опи­са­ны, но до нас они не до­шли.
26 сен­тяб­ря 2000 го­да бы­ли об­ре­те­ны нетлен­ные мо­щи пре­по­доб­ной Еле­ны Ди­ве­ев­ской, ко­то­рые вме­сте с мо­ща­ми схи­мо­на­хи­ни Алек­сан­дры (Мель­гу­но­вой) и схи­мо­на­хи­ни Мар­фы (Ме­лю­ко­вой), со­глас­но про­ро­че­ству от­ца Се­ра­фи­ма, бы­ли тор­же­ствен­но по­ме­ще­ны в храм Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы. 22 де­каб­ря 2000 го­да со­сто­я­лось её про­слав­ле­ние как мест­но­чти­мой свя­той Ни­же­го­род­ской епар­хии.
Пра­во­слав­ные ве­ру­ю­щие вспо­ми­на­ют но­во­яв­лен­ную свя­тую Зем­ли Рус­ской 28 мая (10 июня) и 8 (21) июля – в день празд­но­ва­ния Со­бо­ра свя­тых жён Ди­ве­ев­ских.
По мо­лит­вам пре­по­доб­ной Еле­ны Ди­ве­ев­ской со­вер­ша­ют­ся чу­де­са ис­це­ле­ния от бо­лез­ней ног, су­ста­вов, зуб­ной и го­лов­ной бо­ли, ду­шев­ных рас­стройств и дру­гих за­боле­ва­ний.

ПОЛНОЕ ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОЙ ЕЛЕНЫ ДИВЕЕВСКОЙ (МАНТУРОВОЙ)

Ба­тюш­ка Се­ра­фим при­ка­зал сест­рам Мель­нич­ной оби­те­ли бла­го­слов­лять­ся и от­но­сить­ся, как к на­чаль­ни­це, к Елене Ва­си­льевне Ман­ту­ро­вой. В 17 лет дво­рян­ка, стре­мив­ша­я­ся к свет­ской жиз­ни, чуд­ным об­ра­зом бы­ла об­ра­ще­на к ду­хов­ной жиз­ни через ви­де­ние страш­но­го змия, со­би­рав­ше­го­ся по­гло­тить ее. Она за­кри­ча­ла: «Ца­ри­ца Небес­ная, спа­си! Даю Те­бе клят­ву – ни­ко­гда не вы­хо­дить за­муж и уй­ти в мо­на­стырь!» Змий тут же ис­чез. По­сле это­го слу­чая Еле­на Ва­си­льев­на из­ме­ни­лась, ста­ла чи­тать ду­хов­ные кни­ги, мно­го мо­лить­ся. Она жаж­да­ла ско­рее уй­ти в мо­на­стырь, стра­шась гне­ва Ца­ри­цы Небес­ной за неис­пол­не­ние дан­но­го ею обе­та. Но толь­ко через три го­да преп. Се­ра­фим бла­го­сло­вил Еле­ну Ва­си­льев­ну по­сту­пить в Ди­ве­ев­скую Ка­зан­скую об­щин­ку, все это вре­мя ис­пы­ты­вая ее. «Не мо­на­стырь путь твой, – го­во­рил ба­тюш­ка, – ты за­муж вый­дешь, и же­них у те­бя бу­дет пре­бла­го­че­сти­вей­ший. » Толь­ко по­том Еле­на Ва­си­льев­на по­ня­ла, о ка­ком же­ни­хе го­во­рил ба­тюш­ка Се­ра­фим: он имел в ви­ду Небес­но­го Же­ни­ха – Са­мо­го Гос­по­да Иису­са Хри­ста. Хо­тя Еле­на Ва­си­льев­на до кон­ца сво­их дней жи­ла в Ка­зан­ской об­щине, мель­нич­ным сест­рам ба­тюш­ка го­во­рил о ней: «Гос­по­жа ва­ша! На­чаль­ни­ца!» Но это так сму­ща­ло юную по­движ­ни­цу, что она по­вто­ря­ла: «Все­гда и во всем слу­ша­лась я вас, но в этом не мо­гу! Луч­ше при­ка­жи­те мне уме­реть у ног ва­ших…»

Еле­на Ва­си­льев­на на­равне с дру­ги­ми сест­ра­ми тру­ди­лась на по­слу­ша­ни­ях и, кро­ме то­го, как «сло­вес­ная», по вы­ра­же­нию ба­тюш­ки, ис­пол­ня­ла мно­гие труд­ные по­ру­че­ния. Необык­но­вен­но доб­рая от при­ро­ды, она мно­го по­мо­га­ла сест­рам втайне. По за­по­ве­ди, дан­ной ей ба­тюш­кой, она боль­ше мол­ча­ла и по­сто­ян­но мо­ли­лась. Со вре­ме­ни освя­ще­ния хра­мов, при­стро­ен­ных к Ка­зан­ской церк­ви (Рож­де­ства Хри­сто­ва и Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы), ба­тюш­ка Се­ра­фим на­зна­чил Еле­ну Ва­си­льев­ну цер­ков­ни­цей и риз­ни­чей. Для это­го она бы­ла по­стри­же­на в ря­со­фор. Од­на­жды ее брат Ми­ха­ил, так­же вер­ный уче­ник пре­по­доб­но­го, тя­же­ло за­бо­лел, и ста­рец ска­зал мо­на­хине Елене: «Уме­реть на­до ему, ма­туш­ка, а он мне еще ну­жен для оби­те­ли-то на­шей. Так вот и по­слу­ша­ние те­бе: умри ты за Ми­ха­и­ла-то Ва­си­лье­ви­ча!» – «Бла­го­сло­ви­те, ба­тюш­ка», – сми­рен­но от­ве­ти­ла она. По­сле это­го ба­тюш­ка Се­ра­фим дол­го бе­се­до­вал с ней. «Ба­тюш­ка, я бо­юсь смер­ти», – при­зна­лась Еле­на Ва­си­льев­на. «Что нам с то­бой бо­ять­ся смер­ти, ра­дость моя! Для нас с то­бой бу­дет лишь веч­ная ра­дость». Как толь­ко она шаг­ну­ла за по­рог ба­тюш­ки­ной ке­ллии, тут же и упа­ла. Ба­тюш­ка при­вел ее в чув­ство, но, вер­нув­шись до­мой, она слег­ла в по­стель со сло­ва­ми: «Те­перь я уже бо­лее не вста­ну!»

Пе­ред кон­чи­ной Еле­на Ва­си­льев­на спо­до­би­лась мно­гих чу­дес­ных ви­де­ний. Ца­ри­ца Небес­ная по­ка­за­ла ей оби­те­ли Небес­но­го Ди­ве­е­ва. Через несколь­ко дней бо­лез­ни она мир­но скон­ча­лась на­ка­нуне дня Свя­той Тро­и­цы. Еле­на Ва­си­льев­на бы­ла по­хо­ро­не­на ря­дом с пер­во­на­чаль­ни­цей ма­туш­кой Алек­сан­дрой. Не раз на этом ме­сте хо­те­ли хо­ро­нить мир­ских лю­дей, но мо­ги­ла все­гда за­ли­ва­лась во­дой. Ко­гда же хо­ро­ни­ли мо­на­хи­ню Еле­ну, это ме­сто оста­ва­лось су­хим.


Тропарь преподобным Александре, Марфе и Елене Дивеевским, глас 4

Я вилися есте земли Российския украшение, начальницы обители Дивеевския преподобныя матери наша Александро, Марфо и Елено, благословение Царицы Небесныя исполнившия и дерзновение ко Господу стяжавшия, молите у престола Пресвятыя Троицы о спасении душ наших.

Кондак преподобным Александре, Марфе и Елене Дивеевским, глас 8

Д ивеевския светильницы всесветлыя, преподобныя матери наша Александро, Марфо и Елено, в пощении, бдении, молитве и трудех добре подвизалися есте и по смерти нас освещаете чудес источеньми и исцеляете недугующих души; молите Христа Бога грехов оставление даровати любовию чтущим святую память вашу.

Молитва преподобной Елене Дивеевской

О преподо́бная и богоно́сная ма́ти Еле́но, Диве́евская сла́во и похвало́, от огнеды́шащего зми́я, тя поглоти́ти тща́вшагося, моли́твами ко Го́споду и де́вственнаго жития́ обетова́нием чуде́сно изба́вленная, святы́м преподо́бным Серафи́мом ко и́ночеству предугото́ванная и Самому́ Го́споду уневе́щенная, нача́льницею общи́ны деви́ческия избра́нная, оба́че слуго́ю всем смиренному́дренно я́вльшаяся, послу́шлива да́же до сме́рти ста́рцу твоему́ бы́вшая, по словеси́ его́ за бра́та твоего́ многострада́льнаго младо́ю уме́ршая, еще́ на земли́ Цари́цу Небе́сную и Христа́ Го́спода ви́девшая и во оби́тели Небе́сныя восхище́нная, моли́ся за ны, малоду́шныя и непослу́шливыя, да и мы сподо́бимся благода́тнаго вразумле́ния, скоре́йшаго исправле́ния и ве́чнаго спасе́ния. Ами́нь.

Елена Дивеевская (Мантурова) – история Святого имени

Краткое житие преподобной Елены Дивеевской (Мантуровой)

Преподобная Елена Дивеевская, в миру Елена Васильевна Мантурова, происходила из старинного дворянского рода и жила со своим братом Михаилом Васильевичем в родовом селе Нуча Нижегородской губернии.
В 17 лет девушка, стремившаяся к светской жизни, чудным образом была обращена к духовной жизни. Ей привиделся страшный змей, собиравшийся поглотить ее. Девушка взмолилась: «Царица Небесная, спаси! Даю Тебе клятву – никогда не выходить замуж и уйти в монастырь!» Змей тут же исчез. После этого случая Елена Васильевна изменилась, стала читать духовные книги, много молиться. Она жаждала выполнить своё обещание.
Вскоре Елена Васильевна поехала в Саров к отцу Серафиму просить его благословения на поступление в монастырь. Но только через три года преподобный благословил Елену поступить в Дивеевскую Казанскую общину.
Необыкновенно добрая от природы, преподобная Елена много помогала сестрам. По заповеди, данной ей духовным отцом, она больше молчала и постоянно молилась.
Со времени освящения храмов, пристроенных к Казанской церкви (Рождества Христова и Рождества Богородицы), батюшка Серафим назначил Елену Васильевну церковницей и ризничей. Для этого она была пострижена в рясофор.
Так прожила она в обители до 27 лет. Перед кончиной Елена Васильевна сподобилась многих чудесных видений. Через несколько дней болезни 28 мая 1832 года накануне дня Святой Троицы она тихо скончалась.
Провидя это духом, святой старец посылал всех в Дивеево: «Скорее, скорее грядите в обитель, там великая госпожа наша отошла ко Господу!» В сороковой день по её кончине отец Серафим предсказал, что «со временем её мощи будут почивать открыто в обители».
На могиле Елены Васильевны не раз творились чудеса и исцеления. В обители до ее закрытия в 1927 году хранились церковные книги, где эти случаи были подробно описаны, но до нас они не дошли.
26 сентября 2000 года были обретены нетленные мощи преподобной Елены Дивеевской, которые вместе с мощами схимонахини Александры (Мельгуновой) и схимонахини Марфы (Мелюковой), согласно пророчеству отца Серафима, были торжественно помещены в храм Рождества Богородицы. 22 декабря 2000 года состоялось её прославление как местночтимой святой Нижегородской епархии.
Православные верующие вспоминают новоявленную святую Земли Русской 28 мая (10 июня) и 8 (21) июля – в день празднования Собора святых жён Дивеевских.
По молитвам преподобной Елены Дивеевской совершаются чудеса исцеления от болезней ног, суставов, зубной и головной боли, душевных расстройств и других заболеваний.

Полное житие преподобной Елены Дивеевской (Мантуровой)

Батюшка Серафим приказал сестрам Мельничной обители благословляться и относиться, как к начальнице, к Елене Васильевне Мантуровой. В 17 лет дворянка, стремившаяся к светской жизни, чудным образом была обращена к духовной жизни через видение страшного змия, собиравшегося поглотить ее. Она закричала: «Царица Небесная, спаси! Даю Тебе клятву – никогда не выходить замуж и уйти в монастырь!» Змий тут же исчез. После этого случая Елена Васильевна изменилась, стала читать духовные книги, много молиться. Она жаждала скорее уйти в монастырь, страшась гнева Царицы Небесной за неисполнение данного ею обета. Но только через три года преп. Серафим благословил Елену Васильевну поступить в Дивеевскую Казанскую общинку, все это время испытывая ее. «Не монастырь путь твой, – говорил батюшка, – ты замуж выйдешь, и жених у тебя будет преблагочестивейший. » Только потом Елена Васильевна поняла, о каком женихе говорил батюшка Серафим: он имел в виду Небесного Жениха – Самого Господа Иисуса Христа. Хотя Елена Васильевна до конца своих дней жила в Казанской общине, мельничным сестрам батюшка говорил о ней: «Госпожа ваша! Начальница!» Но это так смущало юную подвижницу, что она повторяла: «Всегда и во всем слушалась я вас, но в этом не могу! Лучше прикажите мне умереть у ног ваших…»

Читайте также:  Алексей Бортсурманский: житие и биография святого, дни памяти и мощи

Елена Васильевна наравне с другими сестрами трудилась на послушаниях и, кроме того, как «словесная», по выражению батюшки, исполняла многие трудные поручения. Необыкновенно добрая от природы, она много помогала сестрам втайне. По заповеди, данной ей батюшкой, она больше молчала и постоянно молилась. Со времени освящения храмов, пристроенных к Казанской церкви (Рождества Христова и Рождества Богородицы), батюшка Серафим назначил Елену Васильевну церковницей и ризничей. Для этого она была пострижена в рясофор. Однажды ее брат Михаил, также верный ученик преподобного, тяжело заболел, и старец сказал монахине Елене: «Умереть надо ему, матушка, а он мне еще нужен для обители-то нашей. Так вот и послушание тебе: умри ты за Михаила-то Васильевича!» – «Благословите, батюшка», – смиренно ответила она. После этого батюшка Серафим долго беседовал с ней. «Батюшка, я боюсь смерти», – призналась Елена Васильевна. «Что нам с тобой бояться смерти, радость моя! Для нас с тобой будет лишь вечная радость». Как только она шагнула за порог батюшкиной келлии, тут же и упала. Батюшка привел ее в чувство, но, вернувшись домой, она слегла в постель со словами: «Теперь я уже более не встану!»

Перед кончиной Елена Васильевна сподобилась многих чудесных видений. Царица Небесная показала ей обители Небесного Дивеева. Через несколько дней болезни она мирно скончалась накануне дня Святой Троицы. Елена Васильевна была похоронена рядом с первоначальницей матушкой Александрой. Не раз на этом месте хотели хоронить мирских людей, но могила всегда заливалась водой. Когда же хоронили монахиню Елену, это место оставалось сухим.

Тропарь преподобным Александре, Марфе и Елене Дивеевским

Явилися есте земли Российския украшение, начальницы обители Дивеевския преподобныя матери наша Александро, Марфо и Елено, благословение Царицы Небесныя исполнившия и дерзновение ко Господу стяжавшия, молите у престола Пресвятыя Троицы о спасении душ наших.

Кондак преподобным Александре, Марфе и Елене Дивеевским

Дивеевския светильницы всесветлыя, преподобныя матери наша Александро, Марфо и Елено, в пощении, бдении, молитве и трудех добре подвизалися есте и по смерти нас освещаете чудес источеньми и исцеляете недугующих души; молите Христа Бога грехов оставление даровати любовию чтущим святую память вашу.

Величание преподобным Александре, Марфе и Елене Дивеевским

Ублажаем вас, преподобныя матери наша Александро, Марфо и Елено, и чтим святую память вашу, вы бо молите о нас Христа Бога нашего.

Преподобная Елена Дивеевская (Мантурова)

Дни памяти

27 июня – Собор Дивеевских святых

13 сентября (переходящая) – Собор Нижегородских святых

Житие

Краткое житие преподобной Елены Дивеевской (Мантуровой)

Пре­по­доб­ная Еле­на Ди­ве­ев­ская, в ми­ру Еле­на Ва­си­льев­на Ман­ту­ро­ва, про­ис­хо­ди­ла из ста­рин­но­го дво­рян­ско­го ро­да и жи­ла со сво­им бра­том Ми­ха­и­лом Ва­си­лье­ви­чем в ро­до­вом се­ле Ну­ча Ни­же­го­род­ской гу­бер­нии.
В 17 лет де­вуш­ка, стре­мив­ша­я­ся к свет­ской жиз­ни, чуд­ным об­ра­зом бы­ла об­ра­ще­на к ду­хов­ной жиз­ни. Ей при­ви­дел­ся страш­ный змей, со­би­рав­ший­ся по­гло­тить ее. Де­вуш­ка взмо­ли­лась: «Ца­ри­ца Небес­ная, спа­си! Даю Те­бе клят­ву – ни­ко­гда не вы­хо­дить за­муж и уй­ти в мо­на­стырь!» Змей тут же ис­чез. По­сле это­го слу­чая Еле­на Ва­си­льев­на из­ме­ни­лась, ста­ла чи­тать ду­хов­ные кни­ги, мно­го мо­лить­ся. Она жаж­да­ла вы­пол­нить своё обе­ща­ние.
Вско­ре Еле­на Ва­си­льев­на по­еха­ла в Са­ров к от­цу Се­ра­фи­му про­сить его бла­го­сло­ве­ния на по­ступ­ле­ние в мо­на­стырь. Но толь­ко через три го­да пре­по­доб­ный Се­ра­фим Са­ров­ский бла­го­сло­вил Еле­ну по­сту­пить в Ди­ве­ев­скую Ка­зан­скую об­щи­ну.
Необык­но­вен­но доб­рая от при­ро­ды, пре­по­доб­ная Еле­на мно­го по­мо­га­ла сест­рам. По за­по­ве­ди, дан­ной ей ду­хов­ным от­цом, она боль­ше мол­ча­ла и по­сто­ян­но мо­ли­лась.
Со вре­ме­ни освя­ще­ния хра­мов, при­стро­ен­ных к Ка­зан­ской церк­ви (Рож­де­ства Хри­сто­ва и Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы), ба­тюш­ка Се­ра­фим на­зна­чил Еле­ну Ва­си­льев­ну цер­ков­ни­цей и риз­ни­чей. Для это­го она бы­ла по­стри­же­на в ря­со­фор.
Так про­жи­ла она в оби­те­ли до 27 лет. Пе­ред кон­чи­ной Еле­на Ва­си­льев­на спо­до­би­лась мно­гих чу­дес­ных ви­де­ний. Через несколь­ко дней бо­лез­ни 28 мая 1832 го­да на­ка­нуне дня Свя­той Тро­и­цы она ти­хо скон­ча­лась.
Про­ви­дя это ду­хом, свя­той ста­рец по­сы­лал всех в Ди­ве­е­во: «Ско­рее, ско­рее гря­ди­те в оби­тель, там ве­ли­кая гос­по­жа на­ша ото­шла ко Гос­по­ду!» В со­ро­ко­вой день по её кон­чине отец Се­ра­фим пред­ска­зал, что «со вре­ме­нем её мо­щи бу­дут по­чи­вать от­кры­то в оби­те­ли».
На мо­ги­ле Еле­ны Ва­си­льев­ны не раз тво­ри­лись чу­де­са и ис­це­ле­ния. В оби­те­ли до ее за­кры­тия в 1927 го­ду хра­ни­лись цер­ков­ные кни­ги, где эти слу­чаи бы­ли по­дроб­но опи­са­ны, но до нас они не до­шли.
26 сен­тяб­ря 2000 го­да бы­ли об­ре­те­ны нетлен­ные мо­щи пре­по­доб­ной Еле­ны Ди­ве­ев­ской, ко­то­рые вме­сте с мо­ща­ми схи­мо­на­хи­ни Алек­сан­дры (Мель­гу­но­вой) и схи­мо­на­хи­ни Мар­фы (Ме­лю­ко­вой), со­глас­но про­ро­че­ству от­ца Се­ра­фи­ма, бы­ли тор­же­ствен­но по­ме­ще­ны в храм Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы. 22 де­каб­ря 2000 го­да со­сто­я­лось её про­слав­ле­ние как мест­но­чти­мой свя­той Ни­же­го­род­ской епар­хии.
Пра­во­слав­ные ве­ру­ю­щие вспо­ми­на­ют но­во­яв­лен­ную свя­тую Зем­ли Рус­ской 28 мая (10 июня) и 8 (21) июля – в день празд­но­ва­ния Со­бо­ра свя­тых жён Ди­ве­ев­ских.
По мо­лит­вам пре­по­доб­ной Еле­ны Ди­ве­ев­ской со­вер­ша­ют­ся чу­де­са ис­це­ле­ния от бо­лез­ней ног, су­ста­вов, зуб­ной и го­лов­ной бо­ли, ду­шев­ных рас­стройств и дру­гих за­боле­ва­ний.

Полное житие преподобной Елены Дивеевской (Мантуровой)

Ба­тюш­ка Се­ра­фим при­ка­зал сест­рам Мель­нич­ной оби­те­ли бла­го­слов­лять­ся и от­но­сить­ся, как к на­чаль­ни­це, к Елене Ва­си­льевне Ман­ту­ро­вой. В 17 лет дво­рян­ка, стре­мив­ша­я­ся к свет­ской жиз­ни, чуд­ным об­ра­зом бы­ла об­ра­ще­на к ду­хов­ной жиз­ни через ви­де­ние страш­но­го змия, со­би­рав­ше­го­ся по­гло­тить ее. Она за­кри­ча­ла: «Ца­ри­ца Небес­ная, спа­си! Даю Те­бе клят­ву – ни­ко­гда не вы­хо­дить за­муж и уй­ти в мо­на­стырь!» Змий тут же ис­чез. По­сле это­го слу­чая Еле­на Ва­си­льев­на из­ме­ни­лась, ста­ла чи­тать ду­хов­ные кни­ги, мно­го мо­лить­ся. Она жаж­да­ла ско­рее уй­ти в мо­на­стырь, стра­шась гне­ва Ца­ри­цы Небес­ной за неис­пол­не­ние дан­но­го ею обе­та. Но толь­ко через три го­да преп. Се­ра­фим бла­го­сло­вил Еле­ну Ва­си­льев­ну по­сту­пить в Ди­ве­ев­скую Ка­зан­скую об­щин­ку, все это вре­мя ис­пы­ты­вая ее. «Не мо­на­стырь путь твой, – го­во­рил ба­тюш­ка, – ты за­муж вый­дешь, и же­них у те­бя бу­дет пре­бла­го­че­сти­вей­ший. » Толь­ко по­том Еле­на Ва­си­льев­на по­ня­ла, о ка­ком же­ни­хе го­во­рил ба­тюш­ка Се­ра­фим: он имел в ви­ду Небес­но­го Же­ни­ха – Са­мо­го Гос­по­да Иису­са Хри­ста. Хо­тя Еле­на Ва­си­льев­на до кон­ца сво­их дней жи­ла в Ка­зан­ской об­щине, мель­нич­ным сест­рам ба­тюш­ка го­во­рил о ней: «Гос­по­жа ва­ша! На­чаль­ни­ца!» Но это так сму­ща­ло юную по­движ­ни­цу, что она по­вто­ря­ла: «Все­гда и во всем слу­ша­лась я вас, но в этом не мо­гу! Луч­ше при­ка­жи­те мне уме­реть у ног ва­ших…»

Еле­на Ва­си­льев­на на­равне с дру­ги­ми сест­ра­ми тру­ди­лась на по­слу­ша­ни­ях и, кро­ме то­го, как «сло­вес­ная», по вы­ра­же­нию ба­тюш­ки, ис­пол­ня­ла мно­гие труд­ные по­ру­че­ния. Необык­но­вен­но доб­рая от при­ро­ды, она мно­го по­мо­га­ла сест­рам втайне. По за­по­ве­ди, дан­ной ей ба­тюш­кой, она боль­ше мол­ча­ла и по­сто­ян­но мо­ли­лась. Со вре­ме­ни освя­ще­ния хра­мов, при­стро­ен­ных к Ка­зан­ской церк­ви (Рож­де­ства Хри­сто­ва и Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы), ба­тюш­ка Се­ра­фим на­зна­чил Еле­ну Ва­си­льев­ну цер­ков­ни­цей и риз­ни­чей. Для это­го она бы­ла по­стри­же­на в ря­со­фор. Од­на­жды ее брат Ми­ха­ил, так­же вер­ный уче­ник пре­по­доб­но­го, тя­же­ло за­бо­лел, и ста­рец ска­зал мо­на­хине Елене: «Уме­реть на­до ему, ма­туш­ка, а он мне еще ну­жен для оби­те­ли-то на­шей. Так вот и по­слу­ша­ние те­бе: умри ты за Ми­ха­и­ла-то Ва­си­лье­ви­ча!» – «Бла­го­сло­ви­те, ба­тюш­ка», – сми­рен­но от­ве­ти­ла она. По­сле это­го ба­тюш­ка Се­ра­фим дол­го бе­се­до­вал с ней. «Ба­тюш­ка, я бо­юсь смер­ти», – при­зна­лась Еле­на Ва­си­льев­на. «Что нам с то­бой бо­ять­ся смер­ти, ра­дость моя! Для нас с то­бой бу­дет лишь веч­ная ра­дость». Как толь­ко она шаг­ну­ла за по­рог ба­тюш­ки­ной ке­ллии, тут же и упа­ла. Ба­тюш­ка при­вел ее в чув­ство, но, вер­нув­шись до­мой, она слег­ла в по­стель со сло­ва­ми: «Те­перь я уже бо­лее не вста­ну!»

Пе­ред кон­чи­ной Еле­на Ва­си­льев­на спо­до­би­лась мно­гих чу­дес­ных ви­де­ний. Ца­ри­ца Небес­ная по­ка­за­ла ей оби­те­ли Небес­но­го Ди­ве­е­ва. Через несколь­ко дней бо­лез­ни она мир­но скон­ча­лась на­ка­нуне дня Свя­той Тро­и­цы. Еле­на Ва­си­льев­на бы­ла по­хо­ро­не­на ря­дом с пер­во­на­чаль­ни­цей ма­туш­кой Алек­сан­дрой. Не раз на этом ме­сте хо­те­ли хо­ро­нить мир­ских лю­дей, но мо­ги­ла все­гда за­ли­ва­лась во­дой. Ко­гда же хо­ро­ни­ли мо­на­хи­ню Еле­ну, это ме­сто оста­ва­лось су­хим.

Молитвы

Тропарь преподобной Елене Дивеевской, глас 5

Ди́вно бы́сть ко Го́споду призва́ние твое́, сла́вно бы́сть и равноа́нгельное житие́, кро́тко бы́сть твое́ крестоноше́ние, чу́дно бы́сть смиренному́дрие твое́. Послу́шлива была́ еси́ да́же до ча́ши сме́ртныя и из Диве́евской оби́тели в Небе́сную взошла́ еси́. Ра́дуйся, Еле́но преподо́бная, и не оста́ви ны предста́тельством твои́м.

Перевод: Удивительно было твое призвание ко Господу, славной была и жизнь, подобная ангельской, с кротостью несла ты свой крест, чудесно было смиренномудрие твое. Ты была послушна даже до смертной чаши и из Дивеевской обители взошла в Небесную (обитель). Радуйся, преподобная Елена, и не покидай нас в заступничестве твоем.

Тропарь преподобным Александре, Марфе и Елене Дивеевским, глас 4

Яви́лися есте́ земли́ Росси́йския украше́ние, нача́льницы оби́тели Диве́евския преподо́бныя ма́тери на́ша Алекса́ндро, Ма́рфо и Еле́но, благослове́ние Цари́цы Небе́сныя исполнившия и дерзнове́ние ко Го́споду стяжавшия, моли́те у престо́ла Пресвяты́я Тро́ицы о спасе́нии ду́ш на́ших.

Читайте также:  Нил Сорский: краткая биография, житие и творения, труды

Перевод: Вы стали украшением Российской земли, начальницы обители Дивеевской преподобные матери наши Александра, Марфа и Елена, благословение Царицы Небесной исполнившие и дерзновение ко Господу заслужившие, молите у престола Пресвятой Троицы о спасении душ наших.

Кондак преподобной Елене Дивеевской, глас 4

Ми́ра суету́ оста́вивши, блаже́нная Еле́но, в Диве́евскую оби́тель всели́лася еси́, и от избра́нника Влады́чицы Пречи́стыя услы́шала еси́: вску́ю сме́рти убоя́лася еси́? По́двигом до́брым подвиза́лася еси́, тече́ние сконча́ла, ве́ру соблюла́ еси́. Про́чее у́бо соблюда́ется вене́ц пра́вды ти, его́же возда́ст ти Госпо́дь в день он, я́ко всем возлюби́вшим явле́ние Его́. Потщи́ся же ско́ро приити́ к Пра́ведному Судии́.

Перевод: Мира суету оставив, блаженная Елена, ты поселилась в Дивеевской обители, и от избранника Владычицы Пречистой услышала ты: «Почему ты боишься смерти?» Ты подвизалась подвигом добрым, жизнь завершила и веру сохранила (2Тим.4:7). А теперь готовится тебе венец правды, который воздаст тебе Господь, в определенный Им день, как и всем, возлюбившим явление Его (2Тим.4:8). Постарайся же скоро прийти к Праведному Судие (2Тим.4:9).

Кондак преподобным Александре, Марфе и Елене Дивеевским, глас 8

Диве́евския свети́льницы всесве́тлыя, преподо́бныя ма́тери на́ша Алекса́ндро, Ма́рфо и Еле́но, в поще́нии, бде́нии, моли́тве и труде́х до́бре подвиза́лися есте́ и по сме́рти на́с освещаете чуде́с источеньми и исцеля́ете неду́гующих души́; моли́те Христа́ Бо́га грехо́в оставле́ние дарова́ти любо́вию чту́щим святу́ю па́мять ва́шу.

Перевод: Дивеевские светильники преяркие, преподобные матери наши Александра, Марфа и Елена, в пощении, бдении, молитве и трудах хорошо подвизались и после смерти освещаете нас потоками чудес и исцеляете больные души. Молите Христа Бога даровать прощение грехов всем с любовью почитающим святую память вашу.

Величание преподобным Александре, Марфе и Елене Дивеевским

Ублажа́ем ва́с, преподо́бныя ма́тери на́ша Алекса́ндро, Ма́рфо и Еле́но, и чти́м святу́ю па́мять ва́шу, вы́ бо моли́те о на́с Христа́ Бо́га на́шего.

Молитва преподобной Елене Дивеевской

О, преподо́бная и богоно́сная ма́ти Еле́но, Диве́евская сла́во и похвало́, от огнеды́шащего зми́я, тя поглоти́ти тща́вшагося, моли́твами ко Го́споду и де́вственнаго жития́ обетова́нием чуде́сно изба́вленная, святы́м преподо́бным Серафи́мом ко и́ночеству предугото́ванная и Самому́ Го́споду уневе́щенная, нача́льницею общи́ны деви́ческия избра́нная, оба́че слуго́ю всем смиренному́дренно я́вльшаяся, послу́шлива да́же до сме́рти ста́рцу твоему́ бы́вшая, по словеси́ его́ за бра́та твоего́ многострада́льнаго младо́ю уме́ршая, еще́ на земли́ Цари́цу Небе́сную и Христа́ Го́спода ви́девшая и во оби́тели Небе́сныя восхище́нная, моли́ся за ны, малоду́шныя и непослу́шливыя, да и мы сподо́бимся благода́тнаго вразумле́ния, скоре́йшаго исправле́ния и ве́чнаго спасе́ния. Ами́нь.

Елена равноапостольная

19 марта и 3 июня отмечается память святой равноапостольной царицы Елены (около 250-330), матери римского императора Константина Великого. Елена воспитала сына в христианстве и много способствовала тому, чтобы впоследствии Константин сделал христианство государственной религией Римской империи. Царица Елена многое сделала и для распространения христианства в других странах. В возрасте около 80 лет она совершила паломничество в Иерусалим, где провела раскопки в местах казни и погребения Иисуса Христа. Среди найденных святынь были четыре гвоздя и Животворящий Крест, на котором был распят Господь. В память о событиях земной жизни Христа Елена основала на Святой земле несколько храмов, из которых наиболее известен во всем мире храм Гроба Господня. На обратном пути на родину она основала еще ряд монастырей, например, монастырь Ставровуни на Кипре. За великие заслуги перед церковью Елена канонизирована в лике равноапостольной (кроме нее такой чести удостоились еще только пять женщин – Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, княгиня Ольга и просветительница Грузии Нина).

Интересная история связана с перемещением мощей святой царицы Елены из Рима во Францию. Как рассказывает Николай Никишин, клирик Трехсвятительского подворья Московского Патриархата в Париже, сегодня мощи находятся в одном из католических храмов на центральной улице Парижа, усеянной увеселительными заведениями низкого сорта. Изначально мощи хранились в храме священномучеников Маркеллина и Петра в Риме. Но в IX веке один французский монах, получивший исцеление от мощей, тайно увез их в свое аббатство.

Когда Папа Римский узнал о судьбе похищенных мощей, он не стал требовать их возвращения, и они осталась во Франции. Во время революции на Церковь начались гонения, и незадолго до разрушения монастыря мощи были перенесены в церковь, находившуюся в соседней деревне. А в 1820 году мощи оказались у рыцарей Королевского Братства Святого Гроба Господня, которое считало царицу Елену своей основательницей (поскольку она заложила храм Гроба Господня в Иерусалиме). Так мощи оказались в церкви Сен-Лё-Сен-Жиль в Париже, где хранятся до сих пор в саркофаге, подвешенном высоко под сводами. В истории осталось множество свидетельств о чудесных исцелениях людей, обращавших свои молитвы к равноапостольной царице Елене. Однако сегодня к мощам приходит немного паломников – для многих православных христиан местонахождение мощей остается тайной.

Княгиня Ольга (884-969) – первая русская святая – в крещении получила имя Елена (в честь царицы Елены). Ольга так же, как царица Елена, много способствовала тому, чтобы на ее землю пришло христианство. После гибели мужа, князя Игоря, Ольга сама правила Киевской Русью, отклоняя предложения о повторном замужестве. Бремя государственного управления и благоустройства она взяла на себя до поры, когда подрастет наследник престола – князь Святослав. Однако и после того, как официально стал княжить Святослав, Ольга управляла всеми делами, потому что сын много времени проводил в военных походах. Княгиня Ольга оказалась сильным и мудрым правителем, смогла усилить оборонную мощь страны, ввела единую систему налогов. Крещение Ольги в Константинополе предопределило принятие христианства всем древнерусским народом (Крещение Руси произошло уже при ее внуке Владимире, которого Ольга воспитала в христианской вере). День памяти княгини Ольги (святой Елены) – 24 июля.

Еще одна святая Елена – блаженная Елена Сербская (дата смерти – 8 февраля 1314 года), супруга короля Стефана Уроша I Неманича. Она воспитала двух сыновей, будущих королей Сербии – святых благоверных Милутина и Драгутина. Елена прославилась своим покровительством над бедными и сиротами. В своем дворе в Брняцах основала школу для девочек-сирот, где учила их вере, грамоте и рукоделию. Когда они вырастали, снабжала богатым приданым и выдавала замуж. Елена строила дома для обнищавших поселян, устраивала обители для желавших жить в чистоте и девстве, делала щедрые пожертвования на храмы и монастыри. Перед кончиной приняла иночество с именем Елисавета. Похоронена в своей обители – монастыре Градац в Сербии. Спустя три года после погребения, когда было обнаружено, что тело королевы осталось нетленным, Сербская Православная Церковь причислила Елену к лику святых. До начала XVII века мощи святой Елены Сербской хранились в градацкой церкви, а сегодня они находятся в Черногории, недалеко от города Герцег-Нови, в монастыре, основанном святым Саввой Сербским. Память Елены Сербской отмечается 12 ноября – в день, когда ее святые мощи были обретены нетленными.

Мало кого может оставить равнодушным история Преподобной Елены Дивеевской. Елена Васильевна Мантурова (1805-1832) родилась в дворянской семье. В 17 лет она дала обет уйти в монастырь, а спустя три года испытаний и подготовки к монашеству батюшка Серафим Саровский благословил ее поступить в Дивеевскую Казанскую общину. Кроме общих послушаний, Елена всегда выполняла наиболее трудные поручения батюшки – не только потому, что получила хорошее образование и в отличие от многих сестер знала грамоту.

Она также умела «рассуждать сердцем», отличать доброе от недоброго и делать то, что угодно Богу. Когда в монастыре была основана Мельничная обитель, батюшка назначил Елену Васильевну начальницей в ней. Последнее, самое трудное послушание Елена получила, когда тяжело заболел ее брат – Михаил Васильевич Мантуров, благодетель Дивеевской общины и любимый ученик Преподобного Серафима. «Умереть надо ему, матушка, – сказал отец Серафим. – А он мне еще нужен для обители-то нашей, для сирот-то. Так вот и послушание тебе: умри ты за Михаила-то Васильевича!». «Благословите, Батюшка», – смиренно ответила Елена Васильевна.

Вернувшись домой, она слегла в постель и через несколько дней скончалась. День памяти преподобной монахини Елены отмечается 10 июня.

Христианская история помнит еще одну Елену – но уже не как подвижницу, умеющую зажечь духовный огонь в сердцах, а, наоборот, как нарушительницу одной тысячелетней традиции. Как известно, на землю Афона никогда не ступает нога женщины. Однако история знает одно исключение, и имя ей – Елена. В 1347 году царь Сербии Стефан Урош IV Душан с царицей Еленой провели несколько месяцев на Афоне, спасаясь от чумы.

В России родители нередко называют своих дочерей Еленами. В первой трети XX века это имя держалось в десятке самых распространенных в Москве. В 50-80-х годах оно прочно удерживало первое место по популярности. Сегодня имя Елена потеряло прежние позиции – в 2000-х годах оно не попадает даже в десятку наиболее распространенных женских имен.

Житие преподобной Елены Дивеевской – полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святой

Преподобная Елена Дивеевская
Память 28 мая с.с./10 июня н.с.

Преподобная Елена Дивеевская, в миру – Елена Васильевна Мантурова. Происходила из старинного дворянского рода и жила со своим братом (Михаилом Васильевичем) в родовом селе Нуча Нижегородской губернии.

В 17 лет девушка, стремившаяся к светской жизни, чудным образом была обращена к духовной жизни. Ей привиделся страшный змей, собиравшийся поглотить ее. Девушка взмолилась: «Царица Небесная, спаси! Даю Тебе клятву – никогда не выходить замуж и уйти в монастырь!» Змей тут же исчез. После этого случая Елена Васильевна изменилась, стала читать духовные книги, много молиться. Она жаждала выполнить своё обещание.

Читайте также:  Агапит Печерский - житие и биография святого, чудеса и помощь, мощи, почитание и дни памяти

Вскоре Елена Васильевна поехала в Саров к отцу Серафиму просить его благословения на поступление в монастырь. Но только через три года преподобный Серафим Саровский благословил Елену поступить в Дивеевскую Казанскую общину.

Необыкновенно добрая от природы, преподобная Елена много помогала сестрам. По заповеди, данной ей духовным отцом, она больше молчала и постоянно молилась. Со времени освещения храмов пристроенных к Казанской церкви (Рождества Христова и Рождества Богородицы), батюшка Серафим назначил Елену Васильевну церковницей и ризничей. Для этого она была пострижена в рясофор.

Так прожила она в обители до 27 лет. Перед кончиной Елена Васильевна сподобилась многих чудесных видений. Через несколько дней болезни 28 мая 1832 года накануне дня Святой Троицы она тихо скончалась. Провидя это духом, святой Старец посылал всех в Дивеево: «Скорее, скорее грядите в обитель, там великая госпожа наша отошла ко Господу!» В сороковой день по её кончине отец Серафим предсказал, что «со временем её мощи будут почивать открыто в обители».

В жизнеописании подвижницы, собранном митр. Серафимом (Чичаговым), сообщается, что умерла она 28 мая 1832 г. «по послушанию» прп. Серафиму вместо брата, который смертельно заболел, но должен был еще потрудиться для Мельничной общины. В дни предсмертной болезни Елена Дивеевская неоднократно соборовалась и причащалась.

Также в летописи записано, что перед кончиной Елена Дивеевская сподобилась некоего видения: ее водили на поклонение к Царю и Царице, обещавшим взять ее к Себе. Затем верховная Игумения, Царица Небесная, показывала ей небесное будущее дивеевских сестер. В последние часы перед кончиной у преподобной открылся дар прозорливости. По некоторым сведениям, перед смертью прп. Серафим постриг Елену Дивеевскую в схиму.

29 мая Елена Дивеевская была похоронена в дубовом гробу, присланном прп. Серафимом, и в его рубашке с правой стороны Казанской церкви, близ могилы прп. Александры (Мельгуновой). По свидетельству очевидцев, во время отпевания она трижды улыбнулась в гробу. Сорок дней по благословению старца служили заупокойные литургии.

В «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» записаны слова прп. Серафима, сказанные о Елене Дивеевской, что «она удостоилась сидеть недалеко от Святыя Троицы, аки дева», что она «фрейлина Царицы Небесной» и «со временем ее мощи и Марии Семеновны [прп. Марфы Дивеевской] будут почивать открыто в обители». Он также называл Елену Дивеевскую и прп. Марфу «начатком сестер Мельничной общины на небесах».

После кончины преподобной в обители остались Елецкий образ Божией Матери 1773 г. в серебряно-золоченой ризе, родительское благословение Елены Дивеевской, икона Успения Пресвятой Богородицы в фольге, икона Спасителя, несущего крест, выполненная Еленой бисером по воску. К 2008 г. местонахождение святынь неизвестно.

На могиле Елены Васильевны не раз творились чудеса и исцеления. В обители до ее закрытия в 1927 году хранились церковные книги, где эти случаи были подробно описаны, но до нас они не дошли.

26 сентября 2000 года были обретены нетленные мощи преподобной Елены Дивеевской, которые вместе с мощами схимонахини Александры (Мельгуновой) и схимонахини Марфы (Мелюковой), согласно пророчеству отца Серафима, Были торжественно помещены в храм Рождества Богородицы. 22 декабря 2000 года состоялось её прославление как местночтимой святой Нижегородской епархии.

Православные верующие вспоминают новоявленную святую Земли Русской 28 мая (10 июня) и 8 (21) июля – в день празднования Собора святых жён Дивеевских.

Молитва преподобной Елене Дивеевской

«О Святая новоявленная угодница Божия, Преподобная мати Елено, поминай нас в благоприятных твоих молитвах перед Христом Богом, да сохранит Он нас от искушений, болезней и скорбей, да дарует нам смирение, любовь, рассуждение и кротость, и да сподобит Он нас, недостойных, Царствия Своего. Аминь».

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь

Преподобные жены Дивеевские

На летние месяцы приходятся главные праздники монастыря, которые собирают каждый год в Дивееве не одну тысячу паломников, ‒ Богородичные праздники Успения и иконы «Умиление», преподобного Серафима Саровского. И в этом же ряду – дни памяти преподобных жен Дивеевских, которые по церковному календарю отмечаются тоже в летние месяцы.

Дивеевская первоначальница преподобная Александра уже завершала свой жизненный путь, а преподобный Серафим в это время возрастал для духовных подвигов. Они дышали одни духом. «Сей есть от рода нашего» – сказала о Батюшке Пресвятая Владычица. Несомненно, что и избранная быть основательницей земного Богородичного удела, также была от этого рода. Это отметили киевские старцы, сказавшие, что мать Александра, удостоившаяся быть избранницей, первоначальницей и первоосновательницей четвертого жребия Божией Матери во вселенной, блаженна и преблаженна.

И матушка Александра, и батюшка Серафим, каждый в свою пору получив благословение киевских старцев, пришли в Саровскую пустынь, славившуюся подвижнический жизнью иноков. И одна совершала послушание Царице Небесной, руководствуясь мудрыми саровскими духовниками, а другой жил непосредственно в Саровской пустыни, вбирая в себя тот драгоценный опыт монашеской жизни, который накоплен был там не одним поколением иноков. Так Матерь Божия готовила фундамент для Своей обители.

Подобно тому, как от прочности основания зависит качество будущей постройки, так и монашеская обитель основывается на твердой и непоколебимой вере. Матушка Александра уподобилась ветхозаветному Аврааму, патриарху и родоначальнику избранного народа израильского, без сомнения отправившемуся в поисках земли обетованной в неизведанное путешествие. Он не знал, что его ждет, но имел доверие Богу. Такую же веру имела и дивеевская первоначальница, без колебаний начавшая свое странствие по России. Она без устали обходила великорусские Богородичные обители, пока не явилась ей вновь Владычица и не открыла Свою волю относительно последнего Своего земного удела. Царица Небесная обещала, что в Дивееве будет со временем великая обитель, равной которой не было, нет и не будет никогда на земле. Было также открыто, что матушка Александра понесет великие труды, но результата этих трудов не увидит. На протяжении многих лет она пребывала в строгих монашеских подвигах самоотречения, забыв совершенно свое знатное происхождение. Яко злато в горниле искуси их (Прем. 3, 5-6).

Именно в этом же духе нищеты Христовой взрастил преподобный Серафим, на попечение которого матушка Александра передала общинку, двух других дивеевских подвижниц – преподобных Марфу и Елену. Им и других сестрам Батюшка заповедовал ходить на могилку первоначальницы ежедневно, кланяться и говорить: «Госпожа наша и мать, прости меня и благослови! Помолись, чтобы и мне было прощено, как ты прощена, и помяни меня у Престола Божия!»

Елене Васильевне Мантуровой он к тому же советовал: «И ты подражай ей также, потому что тебе этим же путем надо идти». И, скорая на все приказания батюшкины, его верная послушница с живейшей ревностью вступила на стезю монашеского жития, стараясь преуспевать в стяжании добродетелей, подобно матушке Александре. Довелось ей также стать начальницей общинки, хотя по смирению и не признавала она себя достойной этого назначения. Тем не менее, сестры ее почитали за таковую и со всеми вопросами обращались к ней. По своему добросердечному характеру Елена Васильевна всем старалась помочь, но особенно пеклась о том, чтобы сохранять в тайне свои благодеяния.

Молодая община ничего своего не имела, приходилось временами и нужду терпеть. Знали, конечно, сестры обетование Царицы Небесной о Дивеевской обители, но, видя крайнюю во всем скудость, нередко малодушествовали, смущались. А преподобная Елена своим неизменным доверием к батюшке Серафиму укрепляла в сестрах надежду, что все в свое время непременно исполнится. Матушка сама копала Канавку, ткала и пряла, во всем являя пример полнейшего послушания, которое исполнила она даже до смерти, когда согласилась умереть вместо больного брата. Этот шаг, последний свой земной подвиг, необычайно мирно совершила Елена Васильевна, до конца пребыв истинной послушницей великого Старца.

В тринадцать лет пришла в дивеевскую общинку преподобная Марфа и к девятнадцати годам вошла в меру духовного возраста. О ее жизни и подвигах известно немного. Известно, что житие ее было равноангельным, как поется в тропаре святой; «молитва была ее пищей» ‒ сказано в житии, и что к этому еще прибавить? Молчальница, хранительница откровений Преподобного. Седовласый старец-подвижник и молоденькая девочка разговаривали на одном языке. Тот, к кому стремилась вся православная Русь, нашел собеседницу и был до конца откровенным лишь с этой кроткой и молчаливой отроковицей. Приходя от Батюшки, она сияла неземной радостью ‒ значит, благодать Божия действовала в ней, приуготовляя ее к нескончаемому блаженству, содевая ее живым храмом Духа Святого.

На этих трех дивных столпах и укрепилась Дивеевская обитель. Недаром так возликовал преподобный Серафим, услышав от Мантурова о четырех столбах, которые требовалось установить в храме Рождества Пресвятой Богородицы: «Во-во, радость моя! Четыре столба ‒ четверо мощей… Четыре столба ‒ ведь это значит четверо мощей у нас тут почивать будут!» И это пророчество обращено к нам. Трое мощей нам известны. Четвертыми должны стать те сестры, которых призвала к Себе в удел Царица Небесная. Три опоры, даже разновеликие, способны держать крышу. Четыре столба должны быть одной высоты, чтобы крыша легла на них. К этому призывают нас Матерь Божия и преподобный Серафим – уподобиться своей жизнью дивеевским первоначальницам. И возвеяша ветры, и нападоша на храмину ту, и не падеся; основана бо бе на камени (Мф. 7, 25).

Ссылка на основную публикацию