Житие преподобной Матроны Московской – полное жизнеописание святой, даты рождения и смерти

Житие блаженной старицы Матроны Московской

На сегодняшний день среди православных едва ли найдется человек, который не знает имени Святой Матроны и ни разу за всю жизнь не слышал о ее божественном даре.

Ежедневно за помощью Матроны в молитвах обращаются тысячи страждущих, и все они обретают, кто исцеление, кто душевный покой, кто решение трудных проблем. Матрона помогала людям всю свою жизнь, продолжает помогать и после смерти, недаром многие называют ее уважительно и ласково Святая Матронушка.

Чудесное рождение

Матрона Московская (Никонова Матрона Дмитриевна) – святая Русской православной церкви. Родилась она 10 (22) ноября 1881 года в деревне Себино, расположенной в Епифанском уезде Тульской губернии (в настоящие дни это месечко находится в Тульской области Кимовского района).

Фотография блаженной Матроны была сделана для паспорта

Мать Матроны (Наталья) и отец (Дмитрий) были обычными крестьянами и на момент рождения девочки были уже совсем не молодыми. В их семье уже было 4 детей (2 сына и 2 дочери), поэтому еще один ребенок казался непосильной ношей для родителей. Именно поэтому мать еще до рождения решила оставить ребенка в приюте князя Голицына, который располагался в соседнем поселении Бучалки.

Дом в селе Себино Тульской области, в котором родилась блаженная Матронушка

Однако незадолго до появления девочки на свет, Наталья увидела сон, как ей показалось, вещий. В этом сне к ней прилетела белоснежная птица удивительной красоты и села на грудь женщине. Птица была слепой – ее веки были плотно сомкнуты. После этого происшествия Наталья решила оставить ребенка себе. Сон, действительно, оказался вещим – новорожденная девочка оказалась слепой. Однако у нее не просто не было зрения – у нее отсутствовали глазные яблоки.

Детство слепой провидицы

Удивительные вещи стали происходить еще в младенчестве. Когда Матрону крестили, опуская в чан со святой водой, священник заметил благоухающий дым, столбом поднимающийся над ребенком.

Крещение святой блаженной Матроны

Батюшка крайне удивился такому явлению, ведь за всю свою жизнь не видел ничего подобного. Он также добавил, что «Ребенок будет святым». Несколько позже мать Наталья говорила, что малышка «постится» по средам и пятницам, отказываясь от груди.

Купель, в которой приняла Таинство крещения блаженная Матрона

Матрона не играла с другими детьми, напротив, они часто обижали слепую девочку, хлестали крапивой и смеялись над ней, зная, что она все равно не узнает обидчика. Ее игрушками были иконы, хранившиеся в «красном» углу дома. Ее родители были очень набожными, часто вместе ходили в храм и брали с собой Матрону. Когда девочка стала чуть старше, она сама приходила в храм при любой возможности. Здесь она стояла неподалеку от входной двери, слушала проповеди и подпевала церковному хору.

Юность

Уже с 7-8 лет стало понятно, что Матрона была наделена огромной божественной силой. Она могла предчувствовать события и лечить людей.

Слухи об этом быстро распространились за пределы села и к небольшому бедному домику семьи Матроны потянулись десятки нуждающихся. Люди приходили пешком, приезжали на телегах и привозили «лежачих». Мощь девочки была настолько велика, что даже совсем больные люди уходили от нее на своих ногах.

Желая выразить свою благодарность, они оставляли продукты и подарки. Таким образом, из обузы для своей семьи Матронушку превратилась в кормилицу. Ее благочестивая подруга брала Матрону в путешествия к святым местам. Так ей удалось побывать в Киевско-Печерской Лавре, Троице-Сергиевской Лавре и многих других местах с православными реликвиями.

Однажды во время службы в Андреевском соборе отец Иоанн Кронштадский заметил 14-летнюю девочку в толпе, велел людям расступиться перед ней. Он сказал, что Матрона – его смена, назвав ее «восьмым столпом России».

Взрослая жизнь

В 17 лет жизнь Матроны круто изменилась – она потеряла способность ходить, ее ноги отнялись. Однако это были далеко не все лишения, которые были уготованы ей. Произошла революция, предсказанная Матроной, и она лишилась дома. В то время верующие люди подвергались жесточайшим гонениям, которые Матронушка переживала в постоянных молитвах. Однако даже в это тяжелое для себя время, слепая, парализованная без семьи и крыши над головой, она не роптала, а продолжала принимать многочисленных посетителей, лечить и утешать их.

Матрона исцеляет больных людей молитвами

В 1925 году Матрона перебралась в сердце России, Москву, где и провела 30 лет своей жизни. Своего жилья у нее никогда не было. Она жила там, куда ее пригласят и приютят. Ее существование было полностью однообразным: днем она принимала большое количество посетителей, а ночью молилась.

Смерть

Свою смерть Святая Матрона Московская предсказала за 3 дня, однако и в эти последние часы своей жизни она продолжала принимать людей, утешать и лечить их. Она также предсказала и то, что к ее могилке будут ходить только близкие ей люди, а после их смерти тропа к ее могилке и вовсе зарастет. Вспомнят о ней лишь через много лет, после чего там всегда будет людно.

Преставление блаженной старицы Матроны

Так и случилось. Умерла она 2 мая 1952 года в Сходне и похоронена по своему завету на Даниловском кладбище 4 мая. Кладбище это было выбрано не случайно: на нем располагалась одна из немногих церквей, действующих в то время в Москве. Матрона объяснила свой выбор тем, что там она сможет «слышать службу». Отпевание прошло под руководством протоиерея Николая Голубцова в храме Ризоположения на Донской улице.

Обретение мощей

В первые годы на могиле старицы, действительно, было много посетителей, однако все они с годами умерли, разъехались или попросту забыли о Матроне. В годы перестройки религиозная жизнь русского народа стала возрождаться, а вместе с этим появились публикации о слепой провидице. Верующие говорили: «Если случилась беда — иди к Матроне, она поможет». Именно с этих пор и была начата канонизация святой.

Рака со святыми мощами Матроны Московской

Специальная комиссия несколько лет вела работу по проверке сведений, касающихся жизни святой, а летописцы составляли ее жизнеописание. В 1998 году останки Матроны были эксгумированы и перенесены в Покровский монастырь. В 1999 году, а именно 2 мая, Матрона была канонизирована. Сейчас прикоснуться к ее мощам приходят сотни людей, а очередь часто растягивается на несколько часов ожидания.

Святая праведная старице Матроно, моли Бога о нас!

Биография и история жизни святой блаженной Матроны Московской

XX-XXI век — время высоких технологий, когда исчезает вера в современные чудеса Божии, Его помазанников и целителей. Блаженная Матрона, современная целительница подтвердила, что Бог всесилен дарить чудеса и сейчас, как и 2000 тысячи лет назад во время земной жизни Иисуса.

Матрона Московская является российской святой. Жившая и канонизированная в XX веке матушка поныне дарует верующим через свои мощи чудеса исцеления, оставаясь примером смирения и веры в великую силу Творца.

Святая XX столетия. Житие святой Матроны

История святой блаженной Матроны Московской — пример христианской жизни слепой целительницы, причисленной к лику святых за чудеса, которые не прекращаются и после ее смерти.

Детство

Житие блаженной Матронушки началось в 1881 году в Епифановском уезде, селе Себино.

Бедные, благочестивы родители, Дмитрий и Наталия Никоновы, перед рождением четвертого ребенка уже воспитывали двух сыновей и дочь. Бедность не позволяла семье принять еще одного ребенка, поэтому еще до рождения малыша родители решили отдать его в приют. В то время про аборты никто не думал, а незаконнорожденные и малообеспеченные дети воспитывались в сиротинцах, казенных приютах, содержащихся на средства богатых покровителей.

Родители не родившегося малыша уже выбрали приют в соседнем селе, но случилось непредвиденное. Наталии Никоновой приснился сон, в нем женщина увидела белоснежную птицу, у которой было человеческое лицо, но глаза были закрыты. Во сне птица сидела на руке Наталии.

Приняв сон, как Божье знамение, богобоязненная женщина отказалась от предыдущих планов и родила девочку, у которой отсутствовали глазные яблоки. Несмотря на увечье, малышка стала любимым ребенком в семье. Во время крещения ей было дано имя Матрона, ангелом-хранителем стала греческая святая Матрона Константинопольская.

Творец избрал Матронушку еще до ее рождения, явив Свое присутствие при крещении малютки в столбе благоухающего дыма.

Сразу после рождения на ее маленькой грудке был виден выступ в виде креста, поэтому Матронушка не носила нательного крестика. Другим знаком богоизбранности был отказ девочки от грудного молока по средам и пятницам. В эти дни она спала целыми сутками, порой пугая мать.

Отец Василий, крестивший девочку, с удивлением произнес, что эта малютка призвана быть святой, и именно она предскажет время его кончины. Впоследствии так и случилось, проснувшись ночью, девочка позвала мать и сказала о смерти священника.

Любимыми игрушками для малышки были иконы, которые она сама снимала со стен, видя их духовными глазами. Из-за жестокости детей, которые любили поиздеваться над слепой, Матрона основное время проводила дома.

Дар прозорливости и исцеления

Подрастая, девочка много времени пребывала в церкви Успения Божьей Матери, постепенно наполняясь благодатью находиться в непрестанной молитве. Будучи совсем ребенком, в возрасте семи лет Матрона начала предсказывать события и исцелять больных.

Она никогда не считала себя несчастной, Бог даровал ей множество даров:

  • духовно рассуждать;
  • прозорливость;
  • чудотворение;
  • исцеления.

Постепенно родители стали замечать, что девочка предвидит стихийное бедствие, ощущает приближение беды, ей ведомы не только грехи людей, а порой и их мысли. К маленькой целительнице ехали со всей губернии, всем помогала Матронушка, за это люди оставляли для нее и семьи подарки в виде продуктов и вещей.

Творец вознаградил родителей за их послушание. Ребенок, от которого хотели избавиться, как от лишнего рта, с детства стал кормилицей семьи. По мере взросления росла и слава прозорливицы.

Однажды она сказала, чтобы готовились к свадьбе. Мать испугалась за рассудок ребенка, пригласила священника, который всегда причащал девочку на дому, но и он не смог объяснить заявление ребенка. Вскоре повозка за повозкой начали приезжать на подворье Никоновых. Больные ехали непрестанным потоком, на что целительница сказала, что это и есть ее свадьба, молитвами исцеляя немощных, поднимая на ноги давно лежащих.

Отроческие годы

Это невозможно объяснить, но Матрона была лучшей подругой дочери помещика, Лиды Яньковой. Обе девушки отличались благочестием и добротой. Лидия часто совершала паломнические поездки и брала с собой слепую подружку. Они побывали в Киево-Печерской лавре, посетили Троице — Сергиевский монастырь и многие другие святые места.

В своих воспоминаниях Лидия Янькова описывала встречу подруги со святым Иоанном Кронштадтским, настоятелем Андреевского собора в городе Кронштадте.

Увидев идущую четырнадцатилетнюю Матрону, святой Иоанн попросил подойти ее поближе и на весь храм объявил слепую девушку восьмым столпом России.

Возможно, прозорливый святой увидел в ней будущую служительницу людям и Богу во время запрета христианства на Руси. Через три года Матронушка перестала чувствовать ноги, навеки осталась неходячей. Хотя и об этом она говорила незадолго до новой болезни, после встречи в храме со странной женщиной, предсказавшей новую беду.

Полвека провела в кресле святая двадцатого столетия, но никто никогда не слышал от нее недовольства или ропота на Творца. Матрона предсказала революционный переворот, задолго до него девушка видела:

  • грабежи;
  • закрытие храмов;
  • раздел земель;
  • разорение и бегство помещиков.

Некоторым из них задолго до революционных событий девушка советовала распродать имение и бежать, но никто не хотел слушать пророчеств слепой целительницы.

Интересно о святой:

Необычная история написания иконы

По мере взросления росла и популярность слепой девушки, как провидицы. Ее просьбы воспринимались, как благословение, и никто не стал возражать, когда Матрона попросила благословение для написания иконы «Взыскание погибших», которую планировала подарить в церковь Успения Богородицы.

Не стоит забывать, что девушка была незрячей и не могла прежде видеть эту икону. Мало того, она через мать попросила священника передать книгу из церковной библиотеки, указать ряд, в котором находится издание. Нужную книгу нашли, там действительно была фотография иконы «Взыскание погибших». Матронушка начала просить мать помочь ей найти художника для написания списка иконы для церкви Успения Божьей Матери.

Деньги для благого дела начали собирать всем миром, при этом слепая провидица возвращала рубли и копейки, сданные без особого желания или на смех, чтобы они «не портили остальные деньги».

Епифанский художник, к сожалению, его имя не сохранилось, согласился взяться за привычную для него работу. Перед началом работы Матрона настоятельно советовала художнику совершить искреннее покаяние, исповедание и причащение Святой Крови Иисуса. Несколько раз блаженная спрашивала мастера, способен ли он выполнить заказ, и каждый раз получала утвердительный ответ.

Через довольно длительный период художник пришел с покаянием к матушке, не понимая, почему у него ничего не выходит. Ответ провидицы потряс мастера, она сказала покаяться в тайном грехе, о котором никто не знал, но Матрона увидела его духовным зрением. Пройдя снова путь от покаяния к причащению Святым Дарам, попросив у целительницы прощение, художник приступил к работе.

Для сведения! Ныне московский Покровский женский монастырь гордится обладанием святыней, написанной по наставлению святой блаженной епифановским художником.

В то же время люди по просьбе матушки начали собирать деньги еще на одну икону Богоматери, которая писалась впоследствии в Богородицке. Готовую икону освятили и для перенесения в храм Себино организовали крестный ход, возглавляемый хоругвями.

Матушка, ведомая под руки, вышла навстречу процессии. Пройдя 4 километра, она остановилась и сказала, что дальше идти не стоит, через 30 минут появится крестный ход. Никто из зрячих не видел и намека на приближение людей, но через полчаса показалась торжественная процессия. Далее блаженная шла, держась около иконы, которая впоследствии прославилась чудотворениями.

Интересно! Где бы ни жила святая, ее комната всегда была наполнена святыми образами.

Чудеса, сотворенные блаженной в Себино

Про целительницу слава распространилась по всей округе, но не все верили в ее способности.

Там в 4 км от дома Никоновых жил мужчина, у которого отказали ноги. Его матушка увидела внутренним зрением и передала, чтобы он приполз к ней. Начав свой путь с утра, к 3 часам дня больной дополз до дома блаженной, откуда вышел на здоровых ногах.

Несладко было тем, кто занимался обманом людей, то ли продавая людям разбавленное молоко, то ли обвешивая других. Все видела Божья представительница на земле, говорила вначале покаяться, а потом приходить к ней.

Другой случай произошел с человеком, который привселюдно говорил, что не верит в целительную силу Матронушки, пока у него не отнялись руки, ноги, речь. Скорее всего, это был инсульт. Сестра больного привезла его в Себино, как колоду, а увезла спящего, как дитя. После пробуждения мужчина оказался полностью здоровым. Святая матушка сказала, что по вере сестры он получил исцеление.

Важно! Свою целительную силу блаженная черпала в молитвах, постах, чтении Слова Божьего. Это была не магия или экстрасенсорика, а дар исцеления, который даровал ей Господь.

Скитания в Москве

Боясь навлечь репрессии на семью, когда всякая христианская деятельность преследовалась властями, Матрона переезжает в столицу. С 1925 года и до конца своей жизни блаженная жила в Москве, спасая людей физически и духовно, а сама скиталась по углам с хожалками — женщинами, которые ухаживали за ней.

Живя в голоде и холоде, она полностью отдавалась воле Божьей, никого ни о чем не просила, всегда с благодарностью принимала помощь. Так она прожила до войны, пока ее не приютила Зинаида Жданова, живущая с матерью. Многие люди, помогавшие слепой целительнице, потом были арестованы, а сама она всегда предвидела свой арест и съезжала с квартиры накануне него.

Предсказала Матронушка и войну, и победу. В военное время она принимала целыми сутками, по ночам молилась. Люди шли с физическими и душевными болями, ни от кого не требовала платы целительница, отдавая всю славу спасения и исцеления Богу.

По словам Зинаиды Ждановой, сам Сталин приезжал тайно к прозорливой узнать о ходе войны. Неоднократно к ней обращались высокопоставленные люди, генералы, когда в их дом приходила беда.

Так был исцелен от сумасшествия сын государственного деятеля, а из дочери генерала святая изгоняла бесов.

Не было для посланной Богом женщины важных или неважных вопросов, помогала она наладить семейные отношения, возвращала детей к родителям. Все делала с любовью и пониманием. Ее ласковый голос, светящееся добротой лицо располагал людей к откровенности и доверию с первой минуты.

Важно! Рекомендации, советы, указания от святой и поныне наставляют людей на путь Божий.

Последнее пристанище на земле

С 1949 года и до самой смерти 1952 года блаженная прожила на станции Сходня, продолжая помогать людям, но при этом сама постоянно каялась и исповедалась перед приходящими к ней священниками. Изначально похоронена была на Даниловском кладбище, как и заповедовала сама.

За 3 дня до смерти Матрона начала подготовку к уходу в другой мир. Она дала наставления насчет одежды и попросила на похороны всех прийти с живыми цветами. Как все люди, Матронушка боялась смерти, волновалась.

  • Мощи блаженной старицы
  • Как добраться к мощам Матроны Московской

Для сведения! Ее мощи хранятся в Покровском монастыре в Москве. Люди с живыми цветами и поныне идут за советом к Святой Блаженной Матроне Московской.


Биография святой Матроны Московской

День рождения Матроны Московской — знаменательный день, когда на свет появилась святая, помощница и заступница, женщина с удивительной судьбой и силы воли. Миссия Матроны на земле стала понятна семье и окружающим людям еще при рождении и крещении младенца.

День рождения Матроны Московской

Матрона появилась на свет в девятнадцатом веке, в Тульской губернии, селе Себино, что находится в Епифанском уезде. Точный год и дата рождения святой не ясны: в разных источниках указываются и 1885-й и 1881-й, и годы между ними. Одни называют как дату рождения Матроны Московской 22 ноября 1881 года. Хотя тогда велась перепись населения, а при крещении записывали имя и год человека, но все утеряно.

Читайте также:  Житие Иоанна Кассиана Римлянина - полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святого

К 132 дню рождения святой Матроны Московской на родине открыли музей.

Святая родилась слепой. Незрячей рожденная уже в следующем столетии и прорицательница Ванга. Изначально родители хотели сдать младенца в приют, но матери, богобоязненной и глубоко верующей женщине по имени Наталья, дочь во сне пришла в облике необыкновенно красивой белой птицы с лицом человека, но глаза закрыты. Наталья сочла подобное божьим знамением и пересказала сон мужу, столь же верующему и благочестивому Дмитрию. Совместно они решили не отдавать девочку, хоть и жили небогато.

При крещении, когда священник Василий (он почитался прихожанами как человек просвещенный, обладающий немалой верой) опустил Матрону в купель, над ней поднялся столб легчайшего благоуханного дыма с запахом церковного ладана. Тогда Василий сказал, что дитя ждет необыкновенная участь, и чтобы при необходимости или нужде у девочки родители шли к нему. Сам удивился такому повороту событий.

Матрона и впрямь избранница Бога: с младенчества соблюдала пост. Не пила молоко из материной груди по средам и пятницам, спала двадцать четыре часа в сутки, добудиться ее невозможно. По свидетельствам современников, родилась с отметиной на теле в форме крестика. Когда мать ругала за то, что Матрона снимала нательный крест, отвечала, что есть собственный. И Наталья решила, что неправильно ругать дочку за это и сочла подобное явление очередным знаком божьим.

Детские годы Матроны

Дом в селе Себино Тульской области, где родилась блаженная Матронушка. Фото 6 октября 2001 г.

Божьих знаков оказалось немало — начиная от физических особенностей девочки и заканчивая способностями, и их иначе как чудотворными назвать нельзя. Матрона не имела глаз: глазницы прикрыты веками, что не размыкались. Она имела иное, духовное зрение, невероятные слух, осязание и обоняние.

С детства она много времени проводила в красном углу перед иконами, в молитвах и мыслях о Боге. Деревенские детишки измывались над ней, дразнили и всячески мучали, Матрона нашла товарищей и друзей среди икон святых. Помимо природной тяги ко всему небесному, сама жизнь укрепила Матрону в мысли, что спасение есть в вере.

Способности к исцелению проявились лет с семи или восьми — девочка лечила больных, избавляла страждущих от недугов телесных и душевных. В этом возрасте удивила мать, сказав, что скоро у ее дочери будет свадьба. Мать позвала священника и причастила девочку. Вскоре к дому Натальи и Дмитрия подошла процессия, многие люди спрашивали Матрону. Здесь и проявился чудесный дар исцеления: просившие благословения уходили домой здоровыми, хотя многие имели неизлечимые болезни или увечья.

С ранних лет будущая Матрона Московская отмечена талантами, даром предвидения. Духовного состояния, он помогал прозревать будущее. Ощущала, когда приближается опасность, предсказывала общественные или стихийные бедствия. Имела духовную и телесную чистоту, потому ее молитвы огромной силы – исцеляли от хворей, утешали в скорби, избавляли от нужды.

К чудотворице потянулись просящие со всей России. Из местных деревень и селений, из дальних краев люди приезжали, поверив слуху о необыкновенной целительнице. Привозили больных, не встававших самостоятельно, безнадежных. В благодарность за спасение они оставляли семье подарки, порой щедрые. Слепая девочка превратилась в главную кормилицу.

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Себино с приделом Матроны Московской

Детские годы Матроны прошли в храме — близ дома Никоновых располагалась церковь Успения Божьей Матери. Как сказано выше, родители Матроны хранили в душах глубокую веру в Христа и посещали богослужения, старались не пропускать ни одного. Поэтому дочь спервоначала ходила в храм с родителями, а после — сама, она запомнила дорогу до деталей и не нуждалась в проводнике. У нее было свое привычное место: за входной дверью, слева, где она недвижимо стояла при службе. Там ее и находила мать, когда не докричалась дочери.

С самого детства будущая святая знала молитвы, соблюдала пост. Годы жизни Матроны Московской наполнены трудностями и препятствиями, но Бог оставался внутри души. Матрона приняла судьбу со смирением, как подобает истинно православному человеку.

Зрелые годы святой Матроны

Необыкновенный дар целительства сделал Матрону известной. Но девочка не гордилась: она начинала путь к истинной святости. В четырнадцать лет с помощью благочестивой девицы Лидии Яньковой, дочери зажиточного помещика, отправилась в паломничество по святым местам, посетила духовные столпы – Киево-Печерская лавру, Троице-Сергиеву лавру. Побывала в Санкт-Петербурге, а также других крупных и малых городах, священных местах России.

Отец Иоанн Кронштадский отметил Матрону, когда та пришла в Адреевский собор на служение. Подозвал девушку к себе, назвал преемницей. Со свойственной прозорливостью отец Иоанн предугадал особое служение Матроны во время грядущих гонений на православную церковь и годах большевистско-коммунистического террора.

Размеренная и обустроенная жизнь Матроны Московской закончилась в семнадцать лет — у целительницы отнялись ноги. Для многих подобный поворот судьбы – повод укорить Бога и усомниться в Его воле и провидении, но не для Матроны. Девушка наперед знала, что встретит женщину, и она лишит дара передвижения. Матрона не роптала на судьбу. До скончания дней, еще полвека, она смиренно несла этот крест по жизни, помогала страждущим и ничего не просила для себя.

Икона написана примерно в 1915 году. Всю жизнь Матрона не расставалась с ней. Теперь эта икона Божией Матери находится в Москве, в Покровском женском монастыре.

Всю жизнь Матрону окружали иконы. В той комнате, где она провела годы, – целых три красных угла. Иконы висели на стенах до потолка. Поспособствовала святая и созданию одной из них: с ее помощью собрали средства на создание иконы «Взыскание погибших». Образ Богоматери имел чудодейственную силу, на долгие годы стал объектом паломничества. Во время жестокой засухи икону выносили на луг, служили молебен. И начинался дождь, поивший землю живительной влагой. Такова сила Божьей Матери.

Искавшие спасения во Христе, исцеления руками Матроны потоки людей не ослабевали с годами. Она помогала больным и скорбящим, просила за них, молилась за людей, какое бы зло они ни чинили. Молитва Матроны над водой давала особые силы: пившие исцелялись. Не обладая никаким церковным саном, Матрона не дерзала освящать воду, это право священника или монахини, она творила чудеса, скромно о них умалчивая. А, как мы знаем, скромность — украшение добродетели.

Годы жизни при большевиках

Во время семнадцатого года, когда к власти пришли большевики, братья Матроны стали убежденными коммунистами и активистами села. Присутствие в доме православной сестры, к которой ходили люди со скорбями, было для них как бельмо на глазу. Братья боялись, что подобное родство опасно для них и их семей – в те годы набирала обороты антирелигиозная и антиправославная, направленная на искоренение веры в Христа кампания.

Не держа зла на своих заблудших братьев, матушка покинула родное село и переехала в столицу России, где жила до конца своих дней. Многие считают, что это событие — точка отсчета, поворот судьбы, где исчезла сельская святая и родилась Матрона Московская. Путь оказался нелегким: жизнь Матроны в Москве сопровождали тяготы, лишения и опасности. Приходилось скитаться по квартирам, перебиваться с хлеба на воду, опасаться прихода милиции – могла нагрянуть по доносу соседей приютивших хозяев. Чудесный дар помогал святой предсказывать приход милиции. Он спасал саму и ограждал владельцев квартиры от ареста.

Со слепой провидицей происходили жуткие вещи: в одном из домов, где жила, было так холодно, что волосы женщины примерзли к стене. В другой раз, зная о грядущем приходе милиции, Матрона намеренно осталась в квартире. Милиционеру сказала, что не убежит, потому что слепая, но ему нужно поторопиться домой. Тот послушался матушку и спас жену, которая могла сгореть при пожаре. После этого милиционер наотрез отказался арестовывать Матрону.

Матрона продолжала принимать людей днем, слушать просьбы. Ночью молилась. Не спала, подобно подвижникам древности. Дремала на жесткой лежанке. Молитвы спасли многих от заблуждений и погибели, от утраты души.

Предсказала Матрона и грядущие мировые войны. Утешила: Россия не падет, но будет страдать до избавления от захватчиков. Сказала, что в Тулу враги не войдут. Все предсказания Матроны подтвердились.

Помощь ее также действенна. Не отказывала матушка никому, кроме людей лукавых, со злым умыслом. Во всякой заблудшей душе она видела свет, но человек сам не искал спасения, приходил лечиться. Тех, кого могла, спасала, несмотря на давление коммунистической власти.

Второго мая 1952 года Матрона Московская отошла в мир иной. Ее похоронили на Даниловском кладбище, куда долго ходили люди. И сегодня место погребения Матронушки привлекает тысячи паломников из России и заграницы. Смерть стала началом канонизации и прославления как святой и посланницы Божьей.

Праздник святой Матроны Московской

Очередь к иконе с мощами блаженной Матроны Московской

Отмечается он 9 апреля — или 2 мая по новому стилю. В этот день в Покровском ставропигиальном женском монастыре очереди к святым мощам Матроны Московской становятся в два раза длиннее. У неугасимой лампады около мощей множество золотых и серебряных украшений, они пожертвованы благодарными людьми за творимые матушкой чудеса.

Приносимые к мощам цветы обретают силу. Из них заваривают чай, помогут исцелиться от тяжелых недугов. И подобное происходило с людьми. С верующими, поскольку божья помощь легче доходит до них.

В день этой святой проводятся богослужения. Считается, что причастие в праздник Святой Матроны имеет большую силу. Оттого люди так спешат прикоснуться к мощам и испить освященного кагора.

Матрона никого не оставляет без внимания и помощи. Беды в жизни людей, потому что грешат. И на земле будут люди вроде этой святой старицы — бескорыстные, близкие Богу, молящиеся за людской род. Почитаемая дата рождения Матроны Московской, день празднования святости, отмечаемый многими людьми, и то, что мы не забываем место, где родилась Матрона Московская, — все указывает, что русская земля рождала и будет рождать необыкновенных богоугодных людей. А мы должны хранить веру в сердцах, на радость Матронушке.

Святая блаженная Матрона Московская

Краткое житие святой блаженной старицы Матроны Московской.

Память святой 19 апреля/2 мая

Р одилась блаженная Матрона (Матрона Димитриевна Никонова) в 1881 году в селе Себино Епифанского уезда (ныне Кимовского района) Тульской губернии. Село это расположено километрах в двадцати от знаменитого Куликова поля. Родители ее — Димитрий и Наталия, крестьяне — были людьми благочестивыми, честно трудились, жили бедно. В семье было четверо детей: двое братьев — Иван и Михаил, и две сестры — Мария и Матрона. Матрона была младшей. Когда она родилась, родители ее были уже немолоды.

При той нужде, в которой жили Никоновы, четвертый ребенок мог стать прежде всего лишним ртом. Поэтому из-за бедности еще до рождения последнего ребенка мать решила избавиться от него. Об убийстве младенца во чреве матери в патриархальной крестьянской семье не могло быть и речи. Зато существовало множество приютов, где незаконнорожденные и необеспеченные дети воспитывались за казенный счет или на средства благотворителей.

Мать Матроны решила отдать будущего ребенка в приют князя Голицина в соседнее село Бучалки, но увидела вещий сон. Еще не родившаяся дочь явилась Наталии во сне в виде белой птицы с человеческим лицом и закрытыми глазами и села ей на правую руку. Приняв сон за знамение, богобоязненная женщина отказалась от мысли отдать ребенка в приют. Дочь родилась слепой, но мать любила свое «дитя несчастное».

При крещении девочка была названа Матроной в честь преподобной Матроны Константинопольской, греческой подвижницы V века, память которой празднуется 9 (22) ноября.

О богоизбранности девочки свидетельствовало то, что при крещении, когда священник опустил дитя в купель, присутствующие увидели над младенцем столб благоухающего легкого дыма. Об этом поведал родственник блаженной Павел Иванович Прохоров, присутствовавший при крещении. Священник, отец Василий, которого прихожане почитали как праведника и блаженного, был несказанно удивлен: «Я много крестил, но такое вижу в первый раз, и этот младенец будет свят». Он добавил, что Матрона встанет на его место и предскажет даже его кончину. Так впоследствии и получилось. Однажды ночью Матронушка вдруг сказала матери, что отец Василий умер. Удивленные и испуганные родители побежали в дом священника. Когда они пришли, то оказалось, что он действительно только что скончался.

Рассказывают и о внешнем, телесном знаке богоизбранности младенца — на груди девочки была выпуклость в форме креста, нерукотворный нательный крестик.

Матрона была не просто слепая, у нее совсем не было глаз. Глазные впадины закрывались плотно сомкнутыми веками, как у той белой птицы, что видела ее мать во сне. Но Господь дал ей духовное зрение. Еще в младенчестве по ночам, когда родители спали, она пробиралась в святой угол, каким-то непостижимым образом снимала с полки иконы, клала их на стол и в ночной тишине играла с ними.

С семи-восьмилетнего возраста у Матронушки открылся дар предсказания и исцения больных. Много людей приходило к Матроне со своими болезнями и скорбями. Имея предстательство пред Богом, она помогала многим.

В отрочестве ей представилась возможность попутешествовать. Дочь местного помещика, благочестивая и добрая девица Лидия Янькова, брала Матрону с собой в паломничества: в Киево-Печерскую лавру, Троице-Сергиеву лавру, в Петербург и другие города и святые места России. До нас дошло предание о встрече Матронушки со святым праведным Иоанном Кронштадтским, который по окончании службы в Андреевском соборе Кронштадта попросил народ расступиться перед подходящей к солее 14-летней Матроной и во всеуслышание сказал: «Матронушка, иди-иди ко мне. Вот идет моя смена — восьмой столп России».

Прошло немного времени, и на семнадцатом году Матрона лишилась возможности ходить: у нее внезапно отнялись ноги. Сама матушка указывала на духовную причину болезни. Она шла по храму после причастия и знала, что к ней подойдет женщина, которая отнимет у нее способность ходить. Так и случилось. «Я не избегала этого — такова была воля Божия».

До конца дней своих она была «сидячей». И сидение ее — в разных домах и квартирах, где она находила приют, – продолжалось еще пятьдесят лет. Она никогда не роптала из-за своего недуга, а смиренно несла этот тяжкий крест, данный ей от Бога.

Для церкви Успения Божией Матери в селе Себино по настоянию Матроны (которая уже приобрела известность в округе и просьба которой воспринималась как благословение) была написана икона Божией Матери «Взыскание погибших». Вот как это произошло.

Однажды Матрона попросила мать передать священнику, что у него в библиотеке, в таком-то ряду, лежит книга с изображением иконы «Взыскание погибших». Батюшка очень удивился. Нашли икону, а Матронушка и говорит: «Мама, я выпишу такую икону». Мать опечалилась — чем же платить за нее? Потом Матрона говорит матери: «Мама, мне все снится икона «Взыскание погибших». Божия Матерь к нам в церковь просится». Матронушка благословила женщин собирать деньги на икону по всем деревням. Среди прочих жертвователей один мужик дал рубль нехотя, а его брат – одну копейку на смех. Когда деньги принесли к Матронушке, она перебрала их, нашла этот рубль и копейку и сказала матери: «Мама, отдай им, они мне все деньги портят».

Когда собрали необходимую сумму, заказали икону художнику из Епифани. Имя его осталось неизвестно. Матрона спросила у него, сможет ли он написать такую икону. Он ответил, что для него это дело привычное. Матрона велела ему покаяться в грехах, исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн. Потом она спросила: «Ты точно знаешь, что напишешь эту икону?» Художник ответил утвердительно и начал писать.

Прошло много времени, наконец он пришел к Матроне и сказал, что у него ничего не получается. А она отвечает ему: «Иди, раскайся в своих грехах» (духовным зрением она видела, что есть еще грех, который он не исповедал). Он был потрясен, откуда она это знает. Потом снова пошел к священнику, покаялся, снова причастился, попросил у Матроны прощения. Она ему сказала: «Иди, теперь ты напишешь икону Царицы Небесной». С этой иконой святая Матрона не расставалась всю жизнь, а для храма она заказала другую икону (эта икона сейчас находится в Усенском мужском монастыре г. Новомосковска Тульской области).

В 1925 году Матрона переехала в Москву, в которой прожила до конца своих дней. В этом огромном столичном городе было множество несчастных, потерянных, отпавших от веры, духовно больных людей с отравленным сознанием. Живя около трех десятилетий в Москве, она совершала то духовно-молитвенное служение, которое многих отвратило от гибели и привело ко спасению. Это был новый период ее подвижнической жизни. Она становится бездомной странницей. Порой ей приходилось жить у людей, относившихся к ней враждебно. Начались скитания по родным и знакомым, по домикам, квартирам, подвалам.

Жила Матрона до войны на Ульяновской улице у священника Василия, мужа ее послушницы Пелагеи, пока он был на свободе. Жила на Пятницкой улице, в Сокольниках (в летней фанерной постройке), в Вишняковском переулке (в подвале у племянницы), жила также у Никитских ворот, в Петровско-Разумовском, гостила у племянника в Сергиевом Посаде (Загорске), в Царицыно. Дольше всего (с 1942 по 1949 год) она прожила на Арбате, в Староконюшенном переулке.

Читайте также:  Иов Многострадальный: житие и история святого, дни памяти

Рассказывают, что некоторые места Матрона покидала спешно, духом предугадывая готовящиеся неприятности, всегда накануне прихода к ней милиции. Тем она спасала от репрессий не только себя, но и приютивших ее хозяев.

Много раз Матрону хотели арестовать. Однажды пришел милиционер забирать Матрону, а она ему и говорит: «Иди, иди скорей, у тебя несчастье в доме! А слепая от тебя никуда не денется, я сижу на постели, никуда не хожу.» Он послушался. Поехал домой, а у него жена от керогаза обгорела. Но он успел довезти ее до больницы. Приходит он на следующий день на работу, а у него спрашивают: «Ну что, слепую забрал?» А он отвечает: «Слепую я забирать никогда не буду. Если б слепая мне не сказала, я б жену потерял, а так я ее все-таки в больницу успел отвезти».

В начале 1941 года блаженная предсказывала: «Будет война. Победа будет за нами. Москву враг не тронет, она только немного погорит. Из Москвы уезжать не надо».

Когда началась война, матушка просила всех приходящих к ней приносить ивовые ветки. Она их ломала на палочки одинаковой длины, очищала от коры и молилась. Ее ближние вспоминали, что пальцы ее были в ранках. Матрона могла духовно присутствовать в различных местах, для ее духовного взора пространства не существовало. Она часто говорила, что бывает невидимо на фронтах, помогает нашим воинам. Она передала всем, что в Тулу немцы не войдут. Ее пророчество оправдалось.

Последний земной приют Матронушка нашла на подмосковной станции Сходня (улица Курганная, дом 23), где поселилась у дальней родственницы, покинув комнату в Староконюшенном переулке. И сюда тоже потоком шли посетители и несли свои скорби.

До последних дней жизни она исповедовалась и причащалась у приходивших к ней священников. По своему смирению она, как и обыкновенные грешные люди, боялась смерти и не скрывала от близких своего страха. Перед смертью пришел ее исповедовать священник, отец Димитрий, она очень волновалась, правильно ли сложила ручки. Батюшка спрашивает: «Да неужели и вы боитесь смерти?» — «Боюсь».

2 мая 1952 года святая старица почила. Еще перед смертью блаженная сказала: «Все, все Приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам».

Матрону знают десятки тысяч православных людей. Матронушка — так ласково называют ее многие. Она — так же, как при земной своей жизни, помогает людям. Это чувствуют все те, кто с верою и любовью просит ее о заступничестве и ходатайстве перед Господом, к Которому блаженная старица имеет великое дерзновение.

Вечером 8 марта 1998 года в неделю Торжества Православия по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II на Даниловском кладбище в Москве бали обретены честные останки блаженной старицы Матроны. Теперь мощи святой находятся в Покровском женском монастыре, что у Абельмановской заставы.

Житие святой Матроны Московской

Дабы не оскудела земля российская угодниками Божьими, была ей ниспослана святая блаженная Матрона Московская. Слепая от рождения, она получила свыше великий дар духовного видения, прорицания и неиссякаемую молитвенную силу. Не замкнула их в своей душе избранница Божия. Помощь святой Матроны Московской щедро изливалась на всех, кто шёл к ней за исцелением и помощью в житейских бедах. За то и вошла она в число самых почитаемых и любимых народом святых.

Вещий сон Натальи Никоновой

Прежде чем начать разговор о том, как молиться Матроне Московской и как поклоняться святым мощам, следует хотя бы вкратце вспомнить о её жизни. Появилась она на свет в 1881 году в селе Себино, что находилось в двадцати километрах от знаменитого Куликова поля. Родилась в семье благочестивых родителей — Димитрия и Натальи Никоновых, которые проводили все дни в трудах, но не могли выбиться из бедности. Семья была многодетной, и каждый лишний рот создавал дополнительную обузу. Поэтому ещё до рождения дочери Наталья решила отдать её в детский приют, что был открыт в соседнем селе трудами князя Голицына.

И стать бы Матроне сиротой при живых родителях, но было её будущей матери чудное видение. Явилась ей во сне ещё не родившаяся дочь в образе белой птицы с сомкнутыми очами и села на правую руку. Вещий то был сон, ведь каждый православный человек знает, что одесную от нас – ангельское место, лукавый же подкрадывается с другой стороны. Уяснила себе Наталья Волю Божью и не рассталась с дочерью.

Благое предзнаменование

Родилась девочка незрячей, как та птица из ночного видения, но материнское сердце от этого прикипело к ней ещё больше — больные да немощные порой бывают самыми любимыми. Во святом крещении нарекли её Матроной в честь Матроны Константинопольской — христианской подвижницы V века, память которой отмечается 22 ноября.

Один из ближайших родственников, присутствовавший в тот день в церкви, вспоминал потом, что, когда священник отец Василий опустил её купель, то все были поражены видом благоуханного облака, соткавшегося над младенцем. Батюшка, которого за праведность и аскетизм почитали блаженным, прозорливо истолковал тогда это чудо как зримое свидетельство богоизбранности ребёнка. «Этот младенец будет свят» — вот его слова, ставшие пророчеством.

Необычные свойства, проявившиеся в детстве

Житие святой Матроны Московской повествует о том, что ещё в раннем возрасте в ней проявились необыкновенные свойства. Например, она не брала грудь по постным дням — средам и пятницам. Известно также, что однажды девочка привела родных в трепет и недоумение, сообщив им о смерти крестившего её отца Василия. Когда все прибежали в его дом, то нашли там уже бездыханное тело. Были у неё и особые телесные знаки, выделявшие её среди прочих детей. Вскоре после рождения мать заметила образовавшуюся на груди ребёнка выпуклость в форме креста. Когда девочка подросла, то относилась к этому вполне осмысленно, видя в том христианский символ.

К слову сказать, Марона была не просто слепой от рождения. Как свидетельствуют все, кому довелось общаться с ней, у неё полностью отсутствовали глазные яблоки, и веки были плотно сомкнуты. Однако нет сомнения в том, что Господь даровал ей духовное зрение. Многие были свидетелями того, как Матрона снимала со стен иконы, клала на стол и как бы разглядывала их незрячими очами. Со сверстниками же у неё детской дружбы не складывалось. Те порой дразнили её и всячески унижали. В результате с ранних лет она стала всё время проводить дома.

Кроме родной избы, единственным местом, где Матрона чувствовала себя в безопасности и покое, была церковь. Недалеко от них находился большой и красивый храм Успения Пресвятой Богородицы, и девочка проводила в нём большую часть дня. Она присутствовала на всех богослужениях. Здесь добрые люди научили её, как класть земные поклоны и как молиться. Матроне Московской ещё не было и шести лет, а она уже вторила певчим. Давно замечено, что у слепых часто бывает хорошо развит слух. Эта природная особенность проявилась и у Матроны — её детский голосок без малейшей фальши вторил хору, исполнявшему молитвенные песнопения.

Начало пророчеств и исцелений

История Матроны Московской, как целительницы и предсказательницы, началась, когда ей едва исполнилось семь лет. Родные стали замечать за ней способность безошибочно читать мысли окружающих людей. Кроме того, в ней обозначился дар чувствовать и предсказывать надвигающиеся опасности и стихийные бедствия. Но главное — её молитвы несли людям исцеление и избавление от житейских бед. И этот чудесный дар Матроны с течением времени усиливался и становился всё ярче.

С этих пор к дому Никоновых потянулись со всех окрестных деревень нескончаемые потоки людей, жаждущих уврачевания недугов и поддержки в скорбях. Были среди них и лежачие больные, которых привозили на телегах. Матрона молитвой и наложением рук возвращала им здоровье, и те уходили от неё, разнося славу о целительнице по дальним губерниям. Многие в благодарность оставляли её родителям подарки и продукты. Так слепая девочка стала не обузой для семьи, а главной кормилицей.

Позднее одна из сестёр вспоминала, как однажды необычайным образом проявился её дар духовного видения. Дело было воскресным утром. Её мать, принарядившись, собралась идти в церковь и звала с собой отца. Тот отказался и, оставшись дома, всё утро неустанно читал молитвы. Вернувшись, жена попрекнула его, но неожиданно за него вступилась Матрона, возразив, что сегодня именно он, посвятив утро молитве, незримо находился в церкви, тогда как она присутствовала на литургии лишь телесно, мысли свои наполнив осуждением мужа.

Паломничества и встреча с Иоанном Кронштадтским

Уже в зрелом возрасте святая блаженная Матрона Московская часто вспоминала дочь местного помещика – добрую и набожную девицу Лидию Янькову, которая оказывала ей покровительство. Чувствуя душевную склонность к паломничеству, она брала с собой Матрону в поездки по святым местам. Благодаря ей слепая девушка смогла поклониться святыням Киево-Печерской и Троице-Сергиевской Лавры, побывать в Петербурге и во многих других православных центрах страны.

В одну из таких поездок состоялась её встреча с одним из выдающихся деятелей Русской Православной Церкви — Иоанном Кронштадтским. Житие святой Матроны Московской, описывая эту сцену, рассказывает, как, завершив литургию в Андреевском соборе, отец Иоанн велел всем расступиться и дать дорогу находившейся там четырнадцатилетней слепой девушке. Приветствуя, он назвал её своей преемницей и столпом России. Надо ли говорить, что в своих пророчествах святой праведный Иоанн Кронштадтский никогда не ошибался.

Прошло некоторое время, и, когда Матроне шёл семнадцатый год, возложил на неё господь ещё один тяжкий крест, нести который ей суждено было до конца своих дней: у девушки отнялись ноги. С той поры стала она «сидячей» и передвигаться могла только с посторонней помощью. Такое «сиденье» продлилось долгих пятьдесят лет, но никто никогда не слышал от неё жалоб. Напротив, Матрона с истинно христианским смирением склонилась перед Волей Божьей.

Давно предсказанная катастрофа

Когда грянула революция, слепой целительнице было тридцать шесть лет. Для неё весь последовавший кошмар братоубийственной войны не был неожиданностью, так как ещё в детстве она предсказывала эти события. Тогда к её словам отнеслись скептически, приписав их больной фантазии калеки. Теперь же вспоминали, с какой поразительной точностью она описывала разгул тёмных человеческих страстей, повергший страну в бездну Апокалипсиса.

Задолго до большевистского переворота Матрона убеждала помещика Янькова — отца её благодетельницы — продать всё имущество и уезжать за границу. К несчастью, тот пренебрёг советом, и в годы красного террора поплатился за это жизнью. Его же дочь Лидия, потеряв всё, стала бездомной скиталицей в родной стране. И это не единственный подобный пример. Взывали её пророчества к людям, но то был «глас, вопиющий в пустыне».

Создание святой иконы

Благодаря блаженной Матроне обрёл православный мир икону Пресвятой Богородицы, которая хорошо всем известна под названием «Взыскание погибших». Житие святой Матроны Московской рассказывает, как однажды попросила она мать пойти к священнику и в одной из книг найти изображение Пресвятой Девы. Кроме того, она точно указала и место, где стоит та книга. Мать выполнила просьбу дочери и вместе с батюшкой отыскала нужный рисунок.

Далее Матрона организовала сбор средств, необходимых для найма искусного мастера-иконописца. Когда всё было готово, и явился художник, то блаженная повелела ему, прежде чем приступать к работе, исповедаться и причаститься. Важным условием было глубокое покаяние в содеянных грехах — явных и тайных. Мастер сделал всё по её слову, но то ли нечаянно, то ли нарочно утаил некое согрешение. В результате сколько он ни бился, не выходил у него образ Пречистой Девы. Только когда по наставлению Матроны он вторично исповедался, до конца открыв свою душу, им была создана дивная икона.

Переезд в Москву

В начале двадцатых годов оба брата Матроны — Иван и Михаил — стали членами партии и активно проводили в жизнь её политику. Разумеется, присутствие в доме блаженной, которая ежедневно принимала у себя десятки съезжавшихся к ней людей и совершала над ними молитвы, было крайне неуместно и вызывало раздражение у атеистически настроенных родственников. Кроме того, это угрожало им репрессиями. Пришлось Матроне искать новое жильё, и в 1925 году она переезжает в Москву, где проводит весь остаток своей жизни.

Подлинная история Матроны Московской этого периода складывается из воспоминаний многочисленных людей, которым довелось общаться с ней в столице. В этом городе было огромное число несчастных, потерявших за годы революции веру не только в Бога, но и вообще в существование какого-либо доброго начала в мире. Встречались такие, что от отчаяния находились на гране самоубийства. Живя среди них в течение почти трёх десятилетий, Матрона своим молитвенным служением спасала их души, отвращая от гибели и вечной смерти. В каком храме Матрона Московская больше всего любила бывать? На этот вопрос трудно ответить однозначно, так как всю столицу она называла святым городом и едва ли делала различие между её святынями.

Весь период её московской жизни — это нескончаемая полоса скитаний по домам тех благочестивых людей, которые, несмотря на собственную нищету, готовы были дать ей приют. Это были и квартиры москвичей (в большинстве своём коммунальные), и фанерные дачные домики, и даже просто подвалы, кое-как оборудованные под жильё. Но выбирать не приходилось. Более того, где бы Матрона ни жила, она везде подвергала риску и себя, и тех, кто её приютил, так как не имела прописки, а в те годы это считалось чуть ли не преступлением.

Конфликты с властями

Житие святой Матроны Московской, составленное через много лет после её кончины, не обходит стороной и этот аспект её пребывания в столице. В нём рассказывается, как, благодаря своему феноменальному дару прозорливости, блаженная всегда умела заранее предвидеть визит нежданных гостей. Часто не в меру ретивые поборники социалистической законности доносили властям о проживании по такому-то адресу непрописанной гражданки, но каждый раз, когда являлся милиционер, Матрона успевала покинуть опасное жилище.

Одна из женщин, предоставившая ей кров, вспоминала потом удивительный случай, произошедший незадолго до войны. Однажды в квартиру, где находилась Матрона, неожиданно нагрянул милиционер. Вопреки своему обыкновению, блаженная не покинула дом накануне, а спокойно встретила представителя власти. Когда тот был готов препроводить её в участок, она вдруг обратилась к нему со словами: «Оставь меня, торопись домой — там случилось несчастье, но ты успеешь помочь».

Поражённый услышанным, милиционер бросился домой, и оказалось, что там произошёл несчастный случай — его жена получила тяжёлые ожоги от неисправного примуса. Благодаря Матроне он успел вовремя доставить её в больницу и тем самым спас супруге жизнь. Надо ли говорить, что исполненный благодарности служитель закона не посмел причинить вред своей благодетельнице.

Жизнь в Староконюшенном переулке

И уж совершено поразительный случай описывает З. В. Жданова, делившая своё жильё с блаженной Матроной в течение семи лет. Она училась в архитектурном институте и в 1946 году должна была защищать дипломный проект. Но возникли непредвиденные сложности, и, несмотря на все усилия, дело было на гране провала. И тут на помощь ей пришла Матрона.

Будучи неграмотной, и никогда ничего не видевшая глазами, которых была лишена, она с детальной точностью описала архитектурные особенности одного из дворцов Флоренции, подходящие для использования в дипломной работе. Созерцая духовным взором шедевр итальянской архитектуры, она сумела передать его так, как мог бы это сделать только специалист. Благодаря информации, полученной от Матроны, студентка благополучно защитилась, а её проект получил высокую оценку комиссии.

З. В. Жданова вспоминает также, что в их комнате в Староконюшенном переулке, где у них жила блаженная Матрона, было очень много икон. Они занимали три угла сверху донизу. Перед ними постоянно теплились лампады. Их постоялица часто молилась или рассказывала что-нибудь из слышанной в детстве книги «Житие святых». Матрона Московская обладала прекрасной памятью.

Когда-то вся квартира принадлежала отцу Ждановой — богатому предпринимателю, осуждённому по 58 статье и отбывавшему в то время наказание. Через несколько лет и сама Зинаида была осуждена по ложному обвинению в создании церковно-монархической группы. Вышла на свободу она уже после смерти Сталина, в период массовой реабилитации репрессированных.

Годы войны

Ещё в 1939 году Матрона, со свойственной ей прозорливостью, предсказала начало войны. Она говорила о неисчислимых страданиях, которые та принесёт людям, но с полной убеждённостью заявляла о победе над врагом и даже сообщала некоторые подробности будущих событий. Например, предрекла тяжёлые бои под Москвой, но говорила при этом о неприступности столицы.

В годы ВОВ блаженная всю себя посвятила помощи людям. Из воспоминаний современников мы знаем, что день Матроны Московской был занят приёмом десятков людей, приходивших к ней за помощью и поддержкой. Порой их насчитывалось не менее сорока человек. Большинство вопросов, обращённых к ней, были о судьбах близких, ушедших на фронт. Одних она ободряла, говоря, что жив тот, о ком болит их душа, других старалась утешить, если приходилось сообщить трагическую весть.

Конец земного служения

Последним местом земного пристанища святой Матроны стала подмосковная станция Сходня, где она поселилась у одной своей родственницы. Здесь, как и прежде, к ней шли многочисленные посетители с неизбывным грузом бед и несчастий. И никто не получал отказа в помощи, исцелении или просто в добром слове. Только незадолго до своей кончины Матрона по слабости была вынуждена ограничить их число. До самых последних дней она не переставала молиться и причащаться.

Читайте также:  Эмилиан Вафидис - житие и творения, слова и наставления, дни памяти, мощи

Ушла из жизни святая Матрона Московская 2 мая 1952 года. Отпевали её в церкви Ризоположения, где служил один из её почитателей — священник Николай Голубцов. Ещё за несколько дней до смерти, чувствуя её приближение, блаженная просила не приносить на могилу ни венки, ни искусственные цветы. Также говорила о своём страхе перед смертью, таком же, как у всех простых людей.

Канонизация и всенародное почитание

Через тридцать лет после кончины святой её могила стала местом массового религиозного паломничества. К ней съезжались люди со всех концов страны. В ночь на 8 марта 1998 года мощи святой были перенесены в Данилов монастырь столицы, а позже – в Покровскую обитель. Мощи Матроны Московской находятся в серебряной раке и открыты для всеобщего поклонения. Днями её памяти являются: 8 марта, 19 апреля, 20 августа и 22 сентября (в Туле).

В 1999 году Святейший Синод принял постановление о её канонизации как месточтимой московской святой. Но, несмотря на то, что подобная формулировка предполагает почитание угодницы Божьей в определённом месте (в данном случае в Москве), она стала одной из самых любимых святых миллионов россиян во всех концах страны. Были написаны иконы блаженной Матроны. Православными издательствами широко освящается её жизненный путь. Из печати вышла большим тиражом книга «Житие святой Матроны Московской». Над её созданием работала большая группа историков и богословов. Также о её земном служении повествует издание «Житие святых: Матрона Московская».

Столица свято хранит память этой угодницы Божьей и славной преемницы своего предшественника, святого праведного Иоанна Кронштадтского, назвавшего её столпом России. К ней и в наши дни не иссякает поток верующих. Сегодня Покровская обитель Москвы — это поистине женский монастырь Матроны Московской. До такой степени всё в нём связано с её именем. Уже упоминалось, что именно здесь покоятся мощи Матроны Московской. Как доехать туда? Очень просто: вам нужна ст. метро «Марксистская» (выход на Таганскую улицу), а затем любым транспортом – до Большой Андроньевской.

Молитвы к блаженной Матроне

Каждый, кто желает прибегнуть к её помощи, задаёт себе вопрос: “Как молиться Матроне Московской, чтобы молитву услышали, и незамедлительно была ниспослана помощь?” Священник Покровского женского монастыря, где покоятся её мощи, — протоиерей Максим Козлов, — отвечая на этот вопрос, сказал, что молиться в данном случае нужно так же, как и при обращении к любому другому святому Русской Православной церкви. Различия нет. Можно просить о помощи там, где икона Матроны Московской перед вашими глазами. И там, где её нет. Важно, чтобы молитва Матроне Московской – от болезней или по другому поводу – была наполнена верой и исходила от сердца. Просьбы могут быть любыми — о здравии, о семейном счастье, об успехах в работе и финансовом благополучии.

Другой вопрос, волнующий многих: “Как написать записку Матроне Московской?”, ведь свои просьбы можно излагать и в такой форме. Оказывается, рядом с ракой, в которой покоятся святые мощи, находится специальная корзина. В неё складывают все письма. Отвечая на вопрос о том, как молиться Матроне Московской, святые отцы всегда подчёркивают необходимость веры в исполнение желаемого. Без веры бессильны записки.

И не столь важно знать, как написать записку Матроне Московской, сколько помнить слова Спасителя о том, что каждому воздаётся по его вере.

Два жития Матроны Московской

Св. Матрона никогда не собиралась в генеральском мундире «на доклад к Господу Саваофу» и никогда не встречалась со Сталиным

Икона святой блаженной Матроны Московской. Фото с сайта iakovzavedeev.ru

Блаженной Матроне (память 2 мая) выпал уникальный посмертный подвиг — ей катастрофически не повезло с житием.

Канонизация святой праведной Матроны Московской до сих пор вызывает споры. Несогласные цитируют житие святой, возмущаясь призывами Матроны хвататься за ее «пяточку», чтоб спастись, и встречей со Сталиным, которому святая Матрона якобы давала советы, как вести войну.

Откуда взялись такие фрагменты в житии канонизированной святой? Оказывается, житий было два: народное и каноническое.

Рассказывает историк Андрей Зайцев, специалист по древнерусским житиям, автор книг «Жития святых. Путеводитель» (М.: Эксмо, 2008) и «Митрополит Антоний Сурожский. Жизнь. Творчество. Миссия» (М.: Эксмо, 2009).

Казус

Блаженная Матрона. Фото с сайта dishupravoslaviem.ru

В 2004 году состоялось общецерковное прославление блаженной Матроны Московской (в 1999 году она стала местночтимой святой Московской епархии). Блаженной Матроне выпал уникальный посмертный подвиг — ей катастрофически не повезло с житием.

В Русской Церкви исторически народное почитание праведника вместе с чудотворениями прижизненными и (или) посмертными считались достаточными для прославления. Причем чем больше фиксировалось посмертных чудес, тем меньше времени проходило от смерти подвижника до его канонизации.

Например, основатели русского монашества преподобные Антоний и Феодосий умерли, соответственно, в 1073 и 1074 году. Феодосия Печерского канонизировали в 1108 году — из-за большого почитания и обилия чудес. А его учитель Антоний Печерский был прославлен значительно позже, от 1132 до1231 года.

Кроме народного почитания и чудес для канонизации необходимо и житие подвижника, где факты его жизни были бы проверены с исторической и осмыслены с духовной с богословской точек зрения.

Народное почитание Матроны было огромным. Чудесные исцеления и помощь немало этому способствовали. А вот канонического жития с проверкой фактов жизни и объяснением духовного смысла подвига блаженной перед канонизацией составлено не было.

Зато в 1993 году огромным тиражом вышла книжка Зинаиды Ждановой «Сказание о житии блаженной старицы Матроны». Сказанию, изданному Ново-Голутвинским монастырем, было суждено стать самой популярной народной версией рассказов о Матроне. Именно здесь читателю предлагались история встречи Матроны со Сталиным, упоминание о спасительной «пяточке», освящении св. Матроной воды и масла.

Этот текст подвергся резкой критике со стороны членов Комиссии по канонизации: митрополита Ювеналия (Пояркова), бывшего в то время председателем комиссии; епископа Тихона (Емельянова), бывшего председателем Издательского совета; игумена Дамаскина (Орловского), составителя житий новомучеников, секретаря Синодальной комиссии по канонизации святых; протодиакона Андрея Кураева, посвятившего сборнику воспоминаний о Матроне под редакцией Ждановой немало страниц в книге «Оккультизм в Православии».
Жизнеописание св. Матроны в авторской редакции З. Ждановой было признано не соответствующим статусу жития.

Комиссией была назначена экспертная группа из преподавателей МДА, которая составила канонический текст жития блаженной Матроны, убрав исторически не достоверные и богословски искаженные сведения о святой.

Эту версию жития сегодня можно увидеть на православных сайтах: «Православие.ру», «Седмица.ру», сайте Покровского монастыря.

Житийный материал

Фото с сайта pokrov-monastir.ru

Случай, когда к моменту канонизации святого не было составлено его официальное житие, не исключительный, в истории Церкви их было немало. После канонизации историки и богословы могут составить житие подвижника, опираясь на реально существующие тексты о святом.

Для жития преподобного Амвросия Оптинского таким источником стало прекрасное жизнеописание старца, составленное в 1900 году архимандритом Агапитом (Беловидовым); о преподобном Серафиме Саровском мы знаем из «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», написанной митрополитом Серафимом (Чичаговым), и записок Николая Мотовилова.

Но как же вышло, что именно Зинаида Жданова, простая русская женщина, не сведущая в христианской догматике, становится, пусть и ненадолго, агиографом блаженной?

Сложность здесь в самом понятии канонического агиографического текста, в написании которого есть своя специфика. Жития делятся на две большие группы: мученические и преподобнические. В первом случае в основу агиографического текста ложится судебный протокол допроса мученика, а центральное место повествования занимает описание страданий за Христа.

Из древних мартириев (протоколов, свидетельств) читатель мог ничего не узнать о жизни святого до последних дней жизни и его мученической кончины. Они кратки, но почти всегда исторически достоверны.

Классическое преподобническое житие восходит к античному жанру биографий и представляет собой более или менее полный рассказ о жизни подвижника, который может начинаться до момента его рождения (с предсказаний о его рождении) и завершаться описанием посмертных чудес святого.

В зависимости от объема сведений о святом и времени, прошедшем с момента его кончины до написания агиографического текста, а также от компетентности составителя житие могло быть подробным и достоверным (как житие преподобного Феодосия Печерского), а могло и состоять из очень скудной биографической канвы с обилием не связанных между собой рассказов о чудесах праведника, его прижизненной и посмертной помощи, большого количества фольклорных элементов, исторически недостоверных сведений (как в случае с одной из версий жития первых русских святых Бориса и Глеба, написанной монахом Иаковом Черноризцем, или народной версией жития свв. Петра и Февронии Муромских).

Комиссия по канонизации может рассматривать в качестве «житийного материала» все версии текстов о святом, однако обязана дать свою оценку. Народные жития не запрещаются, но получают статус апокрифа

(произведения, не признанного Церковью в качестве достоверного исторического и богословского источника информации о святом), как это случилось с «Повестью о Петре и Февронии» или «Сказанием о Борисе и Глебе» в версии Иакова Черноризца.

Если текст, предложенный как житие, вызывает сомнения, комиссия проводит расследование и выносит свое суждение — что и произошло в случае с житием блаженной Матроны Московской в редакции З. Ждановой. В акте о канонизации св. Матроны, подписанном патриархом Алексием II, отдельным пунктом указывалось на необходимость составления жития подвижницы, что подчеркивает непризнание Церковью версии «жития» св. Матроны, написанной З. Ждановой.

Бабьи басни

Москва, Староконюшенный переулок, д. 30. Фото 1929 г. Здесь, в семье Ждановых, блаженная Матрона жила с 1942 по 1949 гг. Фото с сайта pokrov-monastir.ru

Степень достоверности жития всегда напрямую зависела от его авторства. Традиционно в Русской Церкви преподобническое житие писали ученики святого, лично его знавшие, по благословению игумена монастыря или епископа накануне канонизации праведника.

Они опрашивали очевидцев, поднимали монастырский архив, записывали истории паломников о чудесах, произошедших по молитвам подвижника. Если с момента кончины святого до момента написания жития проходило более 50 лет, то в распоряжении составителя жития оставались либо монастырские и церковные записи, либо устные рассказы, передававшиеся из поколения в поколение.

В этом случае агиограф становился историком и богословом, способным критически отобрать материал с учетом жанрового канона, соответствия воспоминаний исторической фактуре и христианской догматике. Ничего этого не было и не могло быть сделано Зинаидой Ждановой.

Вариант авторской редакции Ждановой «Сказания о Матроне» представляет собой набор очень кратких биографических сведений с обильными рассказами о чудесах. Жданова действительно знала Матрону лично — святая жила в ее квартире на Арбате в 1942-1949 годах.

Жданова видела фрагменты жизни блаженной, слышала обрывки ее разговоров с людьми и как могла постаралась записать это, не удерживаясь от попытки интерпретировать некоторые слова или «чудеса» святой так, как она их понимала.

Сборник «бабьих басен» дополняли истории, записанные со слов других людей, обозначенных в тексте только по именам. Они видели в св. Матроне «целительницу», которая борется с колдунами и исцеляет людей с помощью «маслица» или «водички». Кстати, упор на целительскую практику святой, борьбу с колдунами характерен и для многих апокрифов. В «Повести о Петре и Февронии» немало примеров того, как Феврония лечит князя от болезней с помощью своего «снадобья».

Жданова и другие соавторы «народного жития» Матроны были очень простые женщины, пережившие войну, личные трагедии. В Матроне они смогли увидеть лишь «простую веру», очевидно явленную в «чудесах», — как и многие нынешние почитатели святой.

Этот образ «народного Православия» всегда был распространен на Руси. Еще проповедник XIII века епископ Серапион Владимирский обличал верующих в том, что они слишком мало заботятся об участии в таинствах и благочестивой жизни, но слишком много внимания уделяют чудесам, колдунам и нестандартным способам исцеления.

Известно, что языческий элемент «народной» веры крепнет во времена гонений: лишенная возможности открытого исповедания, открытого участия в таинствах, загнанная в подполье, она рождает новые апокрифы и мифы, как это было в начале XX века.

Характерно, что по популярности апокрифические жития нередко вытесняли канонические, отвечающие всем литературным и богословским требованиям. И тому есть причины: например, агиографический текст жития о Борисе и Глебе, составленный Нестором, дошел до нас в меньшем количестве списков, чем Сказание о Борисе и Глебе Иакова Черноризца, где святые показаны как живые люди, которые боятся смерти, проявляют нормальные человеческие чувства; у Нестора же эпизоды убийства свв. Бориса и Глеба даны сухо, с опорой на традиционный житийный канон, а сами образы святых непоколебимо правильны и бескомпромиссны.

Народная «Повесть о Петре и Февронии Муромских», написанная Ермолаем-Еразмом в середине XVI века, — с оборотнем-змием, забрызгавшим своей ядовитой слюной князя Петра, от чего князя и вылечила Феврония загадочной целебной мазью, — куда более известный древнерусский памятник, чем официальное житие муромских святых.

То же самое произошло и с текстом З. Ждановой. Основная проблема с почитанием св. Матроны в том, что именно апокрифический текст сегодня получил наибольшее распространение, вызвав у одной части православных отвержение, а у другой — горячее сочувствие.

Народное житие Матроны в полной мере отразило представления значительного числа современных верующих о том, как готовы они верить и каким должен быть «настоящий» православный святой. Но истинный образ блаженной Матроны этому народному образу не тождествен.

Чего со святой Матроной никогда не происходило

Прощание. Фото с сайта pokrov-monastir.ru

В тексте Ждановой содержится ряд сведений о св. Матроне, не имеющий никакого отношения к действительности: Святая Матрона никогда не встречалась со Сталиным.

Жданова пишет о том, как в октябре 1941 года якобы Сталин приходил к блаженной Матроне и советовался с ней, как вести оборону Москвы. Историки МДА не смогли найти подтверждающих данных о том, что эта встреча действительно произошла. Из канонического текста жития св. Матроны этот эпизод удален.
Святой Иоанн Кронштадтский никогда не грозил солдатам «утопить в крови и уморить голодом» Петербург за то, что они попытались вскрыть гробницу святого, как написано в «житии» З. Ждановой будто бы со слов св. Матроны.

(При этом факт знакомства праведного Иоанна Кронштадтского и блаженной Матроны и их встречи в Кронштадтском соборе в 1899 году признан действительным и вошел в каноническое житие.)

Рассказ об «утоплении в крови» полностью противоречит как образу почитаемого святого, так и всей христианской традиции, зато поразительно напоминает апокрифические Евангелия (отвергнутые Церковью и не вошедшие в Новозаветный канон). Например, в «Евангелии детства Христа» есть рассказ о том, как маленький Иисус с помощью чуда убивает мальчика, насмехавшегося над ним.

Святая Матрона никогда не давала советов избавляться «от беса с помощью рвоты после причастия», не собиралась в генеральском мундире идти «на доклад к Господу Саваофу» и не говорила о том, что спасутся те, кто «будут держатся за ее пяточку».

Последний совет в интерпретации З. Ждановой представляет святую Матрону сектанткой по типу царебожников, ставящей себя на место Спасителя. Это противоречит словам самой Матроны, которая всегда говорила приходящим к ней, что помогает не она, а Господь.

Что хотела сказать блаженная?

Фото с сайта glavtema.ru

Язык, способ общения блаженных с людьми часто бывает метафоричен, образен. Василий Блаженный кидался камнями в стены храма и обнимал углы блудилища (дома терпимости), вводя православных в соблазн. Но святой объяснял, что в храм заглядывал бес и он так его отгонял, а у дома терпимости плакал ангел и он так ему сочувствовал.

Как понять «трудные места» жития св. Матроны? Редакторский подход канонического варианта предложил аллегорическое объяснение в духе святоотеческой мысли. Например:

Из первой редакции жития З. Ждановой: «В дни демонстраций Матушка просила нас всех не выходить, закрывать окна, форточки, двери. Полчища демонов заняли все пространство, весь воздух и объяли всех людей. Учила нас не забывать крестить еду, и особенно на ночь все убирать и накрывать, т. к. бесы полощутся, везде проникая. Силою Честнаго и Животворящего Креста спасайтесь и защищайтесь».

Из канонического жития: «В дни демонстраций матушка просила всех не выходить на улицу, закрывать окна, форточки, двери — полчища демонов занимают все пространство, весь воздух и охватывают всех людей. (Может быть, блаженная Матрона, часто говорившая иносказательно, хотела напомнить о необходимости держать закрытыми от духов злобы «окна души» — так святые отцы называют человеческие чувства. А форточки для демонов – не препятствие.)».

Мы видим, что составители канонической версии жития попытались объяснить народную этимологию, которую использовала Жданова (созвучие слов демонстрация и демон, при отсутствии между ними реальных родственных связей), с помощью толкования слов подвижницы в согласии со святоотеческой традицией.

И все-таки она святая!

В Покровском монастыре. Фото с сайта moscowwalks.ru

Пример блаженной Матроны показывает, что жития святых редко пишут святые, а потому нельзя ставить абсолютный знак равенства между самим праведником и тем, что о нем рассказывают его почитатели. По мнению митрополита Ювеналия,

«канонизация праведника не означает канонизации каждой строчки, им написанной».

Очевидно, что почитание св. Матроны у части верующих будет усиливаться, а кто-то не будет испытывать особенной близости и теплоты к этой праведнице. Но Церковь способна вместить и тех и других.

Канонизация святого — не принудительный акт, лишающий человека личного отношения к праведнику, а предложение верующим ориентира для спасения.

Блаженная Матрона не канонизирована в качестве учителя Церкви или богослова, она прославлена в чине праведных. Это означает, что она служила Христу и ближним, несмотря на свои тяжкие страдания и недуги, во времена, когда за веру убивали.

Ссылка на основную публикацию