Житие пророка Илии – полное жизнеописание, чудеса и дни памяти святого

Святой пророк Илия

День памяти- 2 августа.

О ЧЕМ МОЛЯТСЯ СВЯТОМУ ПРОРОКУ ИЛИИ

Издревле пророка Илию считали хорошим помощником в сельском хозяйстве и, по его чудесам еще при жизни, молились о даровании дождя во время засухи, или, наоборот, ясную погоду при проливных ливнях. Считается, что святой пророк Илия может помочь в различных делах, в исцелении от болезней, в налаживании мира в семье и конечно же, в укреплении веры.
Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
Каким святым и кому нужно молиться в разных случаях и почему наши молитвы остаются без ответа.

ЖИТИЕ И ЧУДЕСА СВЯТОГО ПРОРОКА ИЛИИ

Пророк Илия родился в Израиле в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Рождества Христова. Когда родился Илия, отцу его Соваку было видение, что благообразные мужи беседовали с младенцем, пеленали огнем и питали пламенем огненным. С юных лет он поселился в пустыне и жил в строгом подвиге поста и молитвы. Прежде всего Илия молил Бога, дабы обратил Он грешников к покаянию.
Призван на пророческое служение в царствование царя Ахава-идолопоклонника (874-853), который поклонялся Ваалу (солнцу) и заставлял народ еврейский делать то же.

Однажды Господь послал Илию к Ахаву и повелел предсказать ему, что если он и его народ не обратятся к истинному Богу, то его царство постигнет голод. Ахав не послушался пророка, и в стране настала засуха и большой голод. Во время голода Илия прожил год в пустыне, куда ему вороны носили пищу, а следующие два года у одной вдовы в небольшом финикийском городке Сарепте. Эта вдова жила в бедности и, пророк Илия, желая испытать веру и добродетель вдовицы, велел ей из последних муки и масла испечь хлеб для него. Вдовица исполнила повеление, и ее самоотвержение не осталось без награды: по слову пророка мука и масло в этом доме чудесным образом постоянно пополнялись во все время голода и засухи.
Вскоре Господь послал новое испытание веры вдовы: умер ее сын. В безутешном горе она решила, что святость пророка Илии, несовместимая с ее греховной жизнью, стала причиной смерти отрока. Вместо ответа святой пророк взял на руки ее умершего сына и после троекратной усиленной молитвы воскресил его (3 Цар. 17:17–24).
Через три с половиною года Илия вернулся в Израильское царство и сказал царю и всему народу, что все бедствия израильтян происходят оттого, что они забыли истинного Бога и стали поклоняться идолу Ваалу. Чтобы доказать заблуждение израильтян, Илия предложил сделать два жертвенника – один Ваалу, а другой – Богу, и сказал:

«Принесем жертвы, и если огонь с неба сойдет на жертвенник Ваала, значит, он истинный Бог, а если нет, то идол» (см. 3Цар.18:21-24).

Сначала сделали жертвенник Ваалу, набросали дров, закололи быка, а жрецы Вааловы стали молиться своему идолу: «Ваал, Ваал, пошли нам с неба огонь». Но ответа никакого не было, и огонь с неба на Ваалов жертвенник не сошел. Вечером Илия сделал свой жертвенник, положил дрова, полил их прежде водою и стал молиться Богу. И вдруг с неба упал огонь и попалил не только дрова и жертву, но и воду и камни жертвенника. Видя это, народ в страхе упал на землю и восклицал: «Воистину Господь есть Бог!» (3 Цар. 18:39). Пророк Илия приказал схватить жрецов Ваала и умертвить их у потока Киссова.

Пророк Илия после совершенного чуда ожидал обращения Израиля к Богу, но восстановления истинной веры не случилось. Да и Иезавель, жена Ахава, убежденная язычница, разгневалась на пророка за уничтожение жрецов и слабовольный царь, покаявшийся было от грозного знамения, стал на сторону жены.

Пророк Илия вынужден был бежать на юг Иудеи. Господь утешил святого видением Ангела, который укрепил его пищей и повелел идти в дальний путь через пустыню. Илия бежит к священной горе Синай, где когда-то Моисей получил свои знаменитые законы. 40 дней и 40 ночей шел пророк Илия и, дойдя до горы Хорив, поселился в пещере. Ему представились беспомощными все его усилия по искоренению нечестия:

«Довольно уже, Господи, возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих» (3 Цар. 19:4).

Илия в отчаянии говорит Богу о крахе своей миссии и «неудавшейся» истории Израиля:

«Сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее» (3 Цар. 19:10).

Господь особым видением снова призвал его быть более милосердным. В чувственных образах – буре, землетрясении и огне ему был открыт смысл его пророческого служения. Для контраста с этими видениями Господь явился ему в веянии тихого ветра, давая понять, что сердца грешников смягчаются и обращаются к покаянию более действием милосердия Божия. В этом же видении Господь открыл пророку, что не один он почитает Истинного Бога: есть еще 7000 человек в Израиле, которые не преклонили колена перед Ваалом. Он должен вернуться в страну и избрать себе преемника в лице Елисея, который и завершит начатую им борьбу за веру.

По повелению Божию пророк Илия снова пошел в Израиль, чтобы посвятить на пророческое служение Елисея.

Еще дважды приходил святой пророк Илия ко двору израильских царей. Первый раз – чтобы обличить Ахава в незаконном убийстве Навуфея и присвоении его виноградника (3 Цар.21). Услышав обличение пророка, Ахав раскаялся и смирился, и за это Бог смягчил Свой гнев. Во второй раз – чтобы обличить нового царя Охозию, сына Ахава и Иезавели за то, что тот в болезни обратился не к Истинному Богу, а к Аккаронскому идолу. Святой пророк предсказал Охозии смертельный исход его болезни за такое неверие, и вскоре слово пророка сбылось (4 Цар.1).

За свою пламенную духовную ревность о славе Божией пророк Илия был взят живым на Небо в огненной колеснице:

«вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо» (4 Цар.2:11).

Его ученик Елисей был свидетелем этого восхождения и вместе с упавшей из колесницы милотью (верхней одеждой) святого Илии получил пророческий дар вдвое больший, чем имел пророк Илия.

Затем в Преображении Господнем он явился вместе с пророком Моисеем и предстал пред Иисусом Христом, беседуя с ним на горе Фавор. Два самых авторитетных человека Ветхого Завета олицетворяют собой Закон и Пророки – два первых и важнейших раздела Священного Писания.

В библейской традиции Илия – один из двух ветхозаветных святых, не увидевших смерти на земле, но удостоенных рая еще до прихода Иисуса Христа. Согласно Библии, до него живым на небеса был взят лишь Енох, живший до Потопа (Быт.5:24). Поэтому на некоторых иконах Воскресения можно видеть Илию и Еноха у ворот рая, встречающих древних праведников, выводимых Христом через взломанные ворота ада.

По преданию Святой Церкви, пророк Илия будет Предтечею Страшного Второго Пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть.

Митрополит Иларион (Алфеев) о пророке Илии:

«Жизнь пророка Илии научает нас тому, какими были истинные пророки, призванные Богом на особое служение, на особую миссию – возвещать людям о Боге. Пророки были гонимы: «Пророк не имеет чести в своем отечестве» (Ин. 4:44), – т. е. там, где он проповедует, он не бывает понят. У всех пророков были враги и недоброжелатели, люди, которые желали им смерти. Как и все люди, пророки имели свои немощи, и не всегда была им по силам та невероятно трудная миссия, которая была на них возложена – свидетельствовать о Боге людям, которые не хотели этого свидетельства слышать.
Читая о жизни других пророков, мы узнаем, что, когда Господь призывал их, некоторые из них отказывались. Один сказал, что он слишком юн, другой – Иона – вообще бежал от Лица Божия, сознавая, что нет у него сил исполнить возложенную на него Богом миссию. Пророк Илия в отчаянии просил у Бога смерти. Но пророков всегда подкрепляла благодать Божия, в своем служении они непосредственно соприкасались с Богом, встречали Его в личном духовном опыте.
В разные периоды человеческой истории Бог посылал людям пророков, чтобы от них люди услышали Слово Истины, чтобы они чудесами засвидетельствовали присутствие Божие и силу Божию. И во все эпохи пророки были людьми немощными – такими же, как мы с вами. Их пророческая миссия намного превышала их естественные человеческие силы, и они, не надеясь на собственные силы, искали помощи у Бога. Они просили у Бога духовного подкрепления в трудные минуты, когда были оставлены людьми, гонимы, когда враги искали их смерти. И Господь таинственным образом подкреплял их благодатью Святого Духа.»

ВЕЛИЧАНИЕ

Велича́ем тя, святы́й сла́вный проро́че Бо́жий Илие́, и чтим, е́же на Небеса́ на колесни́це о́гненней, пресла́вное восхожде́ние твое́.

Житие ветхозаветного пророка Илии

Одним из наиболее почитаемых в христианстве ветхозаветных святых является пророк Илия, житие которого широко известно по всему миру. Память его совершается 2 августа (20 июля по старому стилю).

Пророк Илия родился в 900 году до н.э. в городе Фисвы (ныне территория Иордании). Он происходил из колена Левиина. Когда пророк появился на свет, его отцу, священнику Соваху, было видение: некие мужи радостно встречали новорождённого, кормили его огнём и пеленали в пламя. Это символизировало его будущие огненные проповеди и вознесение в пламенной колеснице в небо.

Житие пророка Илии

Детство и юность

Илья рос в атмосфере благочестия и чистоты, часто отправлялся в пустыню и превозносил Богу молитвы. Господь возлюбил юношу и отвечал на его мольбы. Будущий пророк видел вокруг идолопоклонство и разврат. Истинный Бог был забыт израильтянами. Тех немногих, кто не кланялся языческим богам и открыто противостоял этому, убивали и изгоняли прочь.

Обличение царя и голод в Израиле

Свою активную деятельность Илия начал в эпоху царствования в Израиле Ахава. Он был женат на финикиянке Иезавели, которая придерживалась культа языческих богов Ваала (Баала) и Астарты (Ашеры). Она оказывала на мужа огромное влияние, и под напором жены царь, который и сам вместо Всевышнего поклонялся золотым тельцам, выстроил храм Баалу. Почитание же Бога в Израильском царстве было практически прекращено, а ревнители благочестия были изгнаны прочь из страны. Жрецы языческого храма содержались при дворце правителя. За всё это Илия и обличил Ахава.

Чтобы вразумить царя, Илия сотворил немало чудес, но Ахав остался к ним равнодушен. Более того, поклонение идолам распространялось всё больше и вскоре достигло абсолютных пределов. Пророк предсказал царю, что расплатой для Израиля за это будет страшный голод, который продлится несколько лет. Но и тут Ахав не внял пророчествам Илии.

В Израильском царстве в скором будущем исполнилось предсказание пророка. На страну обрушилась страшная засуха, приведшая к голоду. По преданию, Господь из милосердия Своего хотел бы послать измождённым евреям дождь, но не делал этого, дабы не нарушить слова Илии, хотевшего, чтобы израильтяне покаялись и обратились к истинному Богу. Сам же пророк находился в это время в пустыне. Каждое утро и вечер в течение года к нему прилетали вороны и приносили ему еду.

Затем пророк отправился в Сарепту Сидонскую (сегодняшняя территория Ливана) к бедной вдове, у которой только что скончался сын Иона. Она отдала для Илии последние муку и масло, что были у неё дома. За это по молитвам пророка уже никогда не заканчивались эти продукты. Более того, он воскресил новопреставленного ребёнка. Впоследствии Иона также стал пророком. У этой женщины Илья провёл ещё два года.

Соревнование с идолослужителями и низведение дождя

По прошествии всего этого времени Илья всё-таки пришёл в Самарию и показался на глаза Ахаву. Было решено, что на горе Кармил произойдёт жертвоприношение, которое определит, кто более могущественен – Бог Яхве или Ваал.

Сначала жрецы положили на жертвенник идола разделанного тельца и принялись просить Баала, дабы тот послал им огонь и сжёг их жертву. Языческий бог оказался слабее, и жрецы не смогли заставить его проявить свою силу. Тогда настала очередь Илии.

Он также уложил на жертвенник тельца и вырыл вокруг него ров, а затем попросил людей залить водой и ров, и жертвенник вместе с тельцом. Народ так и поступил. После этого пророк помолился Господу, и тот ниспослал с неба огонь на жертву Илии. Увидев это, народ покорился величию Божию.

Илья велел людям вывести жрецов к устью реки Киссон, и там пророк собственноручно расправился с ними. Затем он снова вознёс молитву к Богу, и на землю пролился сильный дождь, по которому истосковался весь народ.

Читайте также:  Преподобный Антоний Великий – житие и труды, наставления, дни памяти и мощи

Иезавель разгневалась на пророка за убитых жрецов и поклялась, что уничтожит его. Илия получил от Бога указание укрыться у потока Хораф, где Сам Господь был ему собеседником.

Последние годы на земле

А в это время царь Ахав пожелал получить в своё владение виноградный сад, расположенный по соседству с его дворцом. Однако Навуфей, хозяин виноградника, отказался продать его царю. Иезавель же решила устроить свой неправедный суд над Навуфеем и подговорила старейшин города, дабы те подтвердили, что виноградарь якобы богохульствовал. Судилище состоялось, и оклеветанного хозяина вывели за город и забили камнями насмерть.

Узнав об этом, Ахав расстроился, но всё же отправился в сад, который бесплатно стал его собственностью. Однако на дороге он встретил Илию, которого туда направил Господь. Тот сказал царю, что вскоре погибнет и он, и Иезавель, и весь его род. Ахав нашёл тогда в себе силы для покаяния, и Бог простил его и отвёл наказание, сказав, что беды обрушатся на царский род лишь после смерти самого правителя.

Спустя три года Ахав погиб в сражении, и трон был занят его сыном Охозия, который также являлся почитателем Баала. Однажды царь получил травмы, сорвавшись с крыши дворца, и послал помощников к идолу языческого бога, чтобы те узнали, когда Охозия выздоровеет. Однако их встретил Илия и сказал, что за поклонение бесам молодой царь так и умрёт в своей болезни, и это вскоре и произошло. Правителем стал Иорам, брат Охозии. При нём исполнилось наказание Божие, и весь царский род был уничтожен. Погибла и Иезавель – её выбросили из окна, и труп разорвали собаки.

Огненное восхождение пророка Илии

После избрания себе по Господней воле преемника в лице пророка Елисея, Илия был вознесён на небо в огненной колеснице. В православном богословии существует точка зрения, согласно которой пророк взят не на небеса, а в некое скрытое место, где и будет находиться до Второго пришествия.

В книге пророка Малахии сказано, что Господь вновь пошлёт Илию на землю перед Вторым пришествием и Страшным Судом. Впрочем, существует мнение, что речь шла про Иоанна Крестителя, который являлся в духе Илии перед Первым пришествием Иисуса. Тем не менее, большинство христиан считает, что Илия вновь придёт на землю, чтобы обличить Антихриста и убедить иудеев поверить в Бога.

Чудеса, сотворённые пророком

В Третьей и Четвёртой Книгах Царств, в которых описано житие пророка Илии, рассказывается о следующим чудесах, сотворённых им:

  • отсутствие дождя и голод по его молитвам;
  • кормление пророка воронами по слову Божьему;
  • воскрешение сына сарептской вдовы;
  • по его молитвам в доме вдовы никогда не кончалась еда;
  • низведение огня на жертвенник;
  • выпадение дождя после трёхлетней засухи;
  • общался с Господом лицом к лицу, закрыв при этом своё лицо руками;
  • ударив по реке Иордан одеждой, разделял её надвое, подобно Моисею;
  • восхождение живым на небеса.

Почитание на Руси

На Руси пророка Илию почитают практически с самого крещения. Первые храмы в его имя появились ещё во времена князя Аскольда. Связано это с тем, что миссионеры на территории Руси должны были, как и пророк, уничтожить в людях грех идолопоклонничества. Другие храмы в его честь были расположены в таких городах, как:

Также в нашей стране часто случались засухи, но по молитвам Илье Пророку на землю нисходил дождь.

Сегодня наиболее известен храм Ильи Пророка в нашей столице — Москве по адресу Обыденный переулок, дом 6, построенный ещё в 1592 году. В эпоху Смутного времени духовенство в стенах этой церкви просило Божьей помощи против польских оккупантов.

1 марта 1930 года советские власти закрыли храм, но спустя два с половиной месяца, 20 мая, его вновь вернули верующим. Вторая попытка закрыть церковь была назначена на 22 июня 1941 года, но этому помешала начавшаяся в этот день Великая Отечественная война.

Ещё один храм в честь Ильи Пророка с 2012 года строится в Северном Бутово на улице Куликовской. Службы пока ведутся во временном здании, однако насыщенности приходской жизни позавидуют иные большие храмы: там открыта консультационная организация по вопросам церковной службы, воскресная школа, православный клуб и спортивная секция.

Образ пророка в наше время

Сегодня Илья Пророк не менее почитаем православными. Талантливые иконописцы создают замечательные произведения, посвящённые различным страницам жития пророка. Илия считается небесным покровителем воздушно-десантных войск, а также военно-воздушных сил. 2 августа каждого года в храмах при частях ВДВ проходят службы в честь пророка.

02 августа — день памяти святого пророка Илии

Святой пророк Илия — один из величайших пророков, родившийся за 900 лет до пришествия в мир Христа Спасителя. Он происходил из колена Ааронова, большинство представителей которого были священниками и традиционно были значительно более религиозны и богобоязненны, чем остальные израильтяне. По преданию, дошедшему до нас от святого Епифания Кипрского, с младенцем Илией разговаривали ангелы, предвосхищая его великую миссию. Возмужав, святой пророк Илия действительно стал пламенным ревнителем веры и благочестия, посвятив себя Единому Богу. На это указывает и само имя Илия, которое с древне-еврейского (Элийя́ху) переводится как «Мой Бог – Яхве».

Пророческое служение Илии происходило во времена правления израильского царя Ахава (874-853), когда, после смерти царя Соломона (931 год до Р.Х.), государство разделилось на два царства: Иудейское – со столицей в Иерусалиме и Израильское – со столицей в Самарии. Ахав женился на дочери финикийского жреца Иезавели, которая исповедовала иную веру и при этом была женщиной внешне прекрасной и обольстительной, умной, властной и коварной. Для укрепления собственного влияния, сразу после воцарения на троне, она начала решительную кампанию по уничтожению истинной веры и подмене ее на культ идола Ваала. Ахав, в ослеплении чувств к жене, после недолгих колебаний принял языческую религию и не препятствовал действиям царицы, по приказу которой алтари Бога народа Израиля были разрушены, а Его служители перебиты. Таким образом, в Иудее в какой-то мере еще сохранялось прежнее благочестие, но практически все Израильское царство, по примеру царской семьи, очень быстро отказалось от веры отцов и перешло в язычество.

Святой пророк Илия, повинуясь воле Божией, смело обличал идолопоклонство и нравственную распущенность, которые стремительно — как заразная болезнь — распространялись в Израиле.

Илия, не страшась угрозы плена и казни, пришел к царю и, глядя ему в глаза, обличил его в потакании грехов, которые ведут богоизбранный народ к верной гибели. Ахав оказался глух к пророческим словам. Тогда Илия объявил, что в наказание за беззакония израильтян Господь пошлет им страшную засуху, которая прекратится только по молитве пророка: «Жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! В сии годы не будет ни росы ни дождя, разве только по слову моему ». (3 Цар. 17, 1) Сказав это, Илия ушел от Ахава, а спустя корот кое время в стране началась сильнейшая засуха, которая длилась три с половиной года и превратила некогда цветущие земли в выжженную пустыню.

Сам пророк, по повелению Божию, укрылся от гнева единоплеменников и преследований Ахава в уединенном месте у потока Хораф, куда каждое утро и каждый вечер вороны приносили ему пищу – хлеб и мясо.

Вороны кормят Илию. Графика. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд

Примерно через год от сильнейшей засухи высох и поток Хораф, и Илия устремился прочь, подальше от проклятой земли. Через некоторое время он пришел в небольшой финикийский город Сарепту Сидонскую и попросил убежища у бедной вдовы, которая пожалела измученного странника и оказала ему гостеприимство, хотя сама со своим семейством находилась в крайней нужде. Вдова, видя страдания умирающего от истощения Илии, испекла для него хлеб, истратив на это последние запасы муки и масла, и ее самоотверженность не осталась без награды: по слову пророка мука и масло в этом доме чудесным образом постоянно пополнялись во все время голода и засухи.

Илия воскрешает умершего сына вдовы. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд

Вскоре Господь послал новое испытание бедной вдове: скоропостижно скончался ее сын. Безутешная мать, горячо уверовав в силу молитвы святого праведника, умоляла Илью вернуть к жизни ребенка. Глубоко скорбя вместе с ней о страшной потере, Илия многократно возносил молитвы Господу у постели бездыханного мальчика, и произошло чудо — ребенок воскрес (3 Цар. 17:17–24).

По прошествии трех лет засухи Господь вновь послал святого Илию к Ахаву возвестить о Божьей воле к народу Израильскому.

Илия и пророки Ваала

По словам пророка, засуха прекратится после «испытания веры», для чего он позвал жителей Израиля и всех жрецов Ваала на гору Кармил, что на побережье Средиземного моря. Там были сооружены два жертвенника, и святой Илия предложил жрецам Ваала помолиться своим богам о снисхождении с неба огня на жертву. Жрецы молились целый день, но все было тщетно. Тогда к молитве приступил святой пророк Илия, приказав перед этим обильно полить жертвенник большим количеством воды, так что она наполнила ров вокруг жертвенника. После того, как Илия обратился с горячей молитвой к Истинному Богу, с неба тотчас сошел огонь и сжег не только приготовленную жертву, но и даже каменный жертвенник и воду вокруг него. Видя это, народ в страхе упал на землю и восклицал: «Воистину Господь есть Бог!» (3 Цар. 18:39). Пророк Илия, ревнуя об исполнении Закона, приказал схватить жрецов Ваала и собственными руками умертвил их у потока Киссова. После совершенных деяний по молитве святого небо разверзлось и пошел дождь.

Бог показал себя во всей Свой славе, и Пророк Илия ожидал, что народ Израиля наконец-то обратится к истинной вере. Но этого не произошло. Узнав о казни жрецов, Иезавель воспылала гневом и приказала схватить и уничтожить Илию. Слабовольный Ахав вновь стал на сторону жены.

Пророк Илия вынужден был вновь бежать из страны. 40 дней и 40 ночей шел пророк Илия по безлюдной пустыне и, дойдя до горы Хорив, поселился в пещере. Илия был в сильнейшем изнеможении и отчаянии. Он умолял Бога избавить его от тяжелой ноши, возложенной на его плечи, и просил смерти: «Довольно уже, Господи, возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих» (3 Цар. 19:4). «Сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее» (3 Цар. 19:10).

Когда Илия, в надежде услышать Господа, подобно Моисею поднялся на гору Синай, Бог послал ему утешение и укрепил дух, открыв, что путь земной его еще не закончен, ибо есть еще 7000 человек в Израиле, которые не преклонили колена перед Ваалом и почитают истинного Бога. Для их спасения Илия должен вернуться в страну и избрать себе преемника в лице Елисея, который и завершит начатую им борьбу за веру.

По повелению Божию пророк Илия снова пошел в Израиль, чтобы посвятить на пророческое служение Елисея.

Еще дважды приходил святой пророк Илия ко двору израильских царей. Первый раз – чтобы обличить Ахава в незаконном убийстве Навуфея и присвоении его виноградника (3 Цар.21). Услышав обличение пророка, Ахав раскаялся и смирился, и за это Бог смягчил Свой гнев. Во второй раз – чтобы обличить нового царя Охозию, сына Ахава и Иезавели за то, что тот в болезни обратился не к Истинному Богу, а к Аккаронскому идолу. Святой пророк предсказал Охозии смертельный исход его болезни за такое неверие, и вскоре слово пророка сбылось (4 Цар.1).

За свою пламенную духовную ревность о славе Божией пророк Илия был взят живым на Небо в огненной колеснице: «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо» (4 Цар.2:11). Елисей был свидетелем этого восхождения и вместе с упавшей из колесницы милотью (верхней одеждой) святого Илии получил пророческий дар вдвое больший, чем имел пророк Илия.

Илия возносится на Небо в огненной колеснице. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд

В библейской традиции Илияодин из двух ветхозаветных святых, не увидевших смерти на земле, но удостоенных рая еще до прихода Иисуса Христа. Согласно Библии, до него живым на небеса был взят лишь Енох, живший до Потопа (Быт.5:24). Поэтому на некоторых иконах Воскресения можно видеть Илию и Еноха у ворот рая, встречающих древних праведников, выводимых Христом через взломанные ворота ада.

Воскресение Христово

Иконописная традиция часто изображает святого пророка Илию возносящимся на огненной колеснице на Небо.

Читайте также:  Василий Рязанский - житие и биография святителя, мощи, почитание и память

Пророк Илия, возносящийся на огненной колеснице на Небо

По преданию Церкви, пророк Илия вместе с праотцем Енохом, который тоже был взят живым на Небо (Быт. 5:24), будет Предтечею Второго Пришествия Христа на Землю. Три с половиной года святые Енох и Илия будут проповедовать покаяние и совершат много чудес. Своей проповедью они будут обращать людей к истинной вере. Им будет дана власть, как и при земной жизни пророка Илии, «…затворити небо, чтобы не шел во дни пророчествия их» (Откр. 11:5). Через три с половиной года их проповеди антихрист сразится с ними и убьет их, но силой Божией они воскреснут через три с половиной дня в ознаменование того, что владычество лжи и насилия перед кончиной мира будет недолговечным (Откр. 11:11).

Святой пророк Илия почитался славянами еще до крещения Руси.

Церковь Пророка Илии в Киеве, X век

Первый храм в его честь был построен в Киеве еще при князе Игоре (945 год от Р.Х.), и этот храм был главным — соборным — как повествует Нестор-летописец. В столице Византии Константинополе также была устроена церковь во имя пророка Илии, которая предназначалась специально для богослужений крещенных русских людей, которые во множестве служили при дворе императора, и о чем известно из договора киевлян с греками в 944 году. После Крещения Руси в 988 году храмы в честь пророка Илии возводились по всей стране.

« Жизнь пророка Илии научает нас тому, какими были истинные пророки, призванные Богом на особое служение, на особую миссию – возвещать людям о Боге. Пророки были гонимы: «Пророк не имеет чести в своем отечестве» (Ин. 4:44), – т. е. там, где он проповедует, он не бывает понят. У всех пророков были враги и недоброжелатели, люди, которые желали им смерти. Как и все люди, пророки имели свои немощи, и не всегда была им по силам та невероятно трудная миссия, которая была на них возложена – свидетельствовать о Боге людям, которые не хотели этого свидетельства слышать.

Читая о жизни других пророков, мы узнаем, что, когда Господь призывал их, некоторые из них отказывались. Один сказал, что он слишком юн, другой – Иона – вообще бежал от Лица Божия, сознавая, что нет у него сил исполнить возложенную на него Богом миссию. Пророк Илия в отчаянии просил у Бога смерти. Но пророков всегда подкрепляла благодать Божия, в своем служении они непосредственно соприкасались с Богом, встречали Его в личном духовном опыте.

В разные периоды человеческой истории Бог посылал людям пророков, чтобы от них люди услышали Слово Истины, чтобы они чудесами засвидетельствовали присутствие Божие и силу Божию. И во все эпохи пророки были людьми немощными – такими же, как мы с вами. Их пророческая миссия намного превышала их естественные человеческие силы, и они, не надеясь на собственные силы, искали помощи у Бога. Они просили у Бога духовного подкрепления в трудные минуты, когда были оставлены людьми, гонимы, когда враги искали их смерти. И Господь таинственным образом подкреплял их благодатью Святого Духа.»

Митрополит Иларион (Алфеев)

Святой пророк Илия

Илия – один из ветхозаветных пророков, известен более всего тем, что его Господь забрал живым на Небо. Он не узнал смерти в земном теле. Самый почитаемый древний пророк, его чтут не только в православии, но и в исламе, и иудаизме. Чем же он так прославился, что память о нем жива даже спустя три тысячи лет?!

Илия: житие святого пророка

Родился Илия в девятом веке до Рождества Христова. Он появился на свет в Фисвах, за это получил прозвище «фесвитянин». Имя его переводится как «мой Бог». Соответственно своему имени, святой всю жизнь был верующим, борцом с язычеством. Он проводил время в молитве, живя в пустыни.

История о жизни пророка содержится в книгах Ветхого Завета (3 и 4 Книга Царств). В это время правил нечестивый царь Ахав. Его жена Иезавель была не из еврейского рода и поклонялась языческим идолам. Этому она научила своего мужа, а затем весь израильский народ.

Пророк обличал их, но они не думали каяться. Пророк предсказал голод стране, если царь не раскается. Но и тогда он не обратился от своего беззакония. Илия помолился, и настала засуха три года. Народ стал голодать.

Тогда Иезавель поклялась убить Илию. Он удалился в пустынное место, где молился Богу, и ворон каждый день приносил ему пищу. Когда источник, у которого жил пророк, иссох, Илия вернулся в город.

Он нашел бедную вдову и поселился у нее. Пока Илия был в ее доме, у нее не кончалась мука и масло. Это было вознаграждение за милосердие и гостеприимство этой женщины. Когда сын вдовы умер, пророк воскресил его молитвой.

Сила молитвы пророка Божиего Илии

Тогда пророк решил устроить показательное состязание. На горе он велел принести жрецам Ваала жертвы. И сам он тоже принес жертву Богу Истинному. Свою жертву он даже полил водой. Затем пророк велел молиться жрецам своему Ваалу. А сам он стал молиться Богу. Он сказал, чья жертва загорится, значит тот и есть Бог Истинный.

Жрецы взывали к Ваалу, наносили себе раны ножом, чтобы громче кричать. Но жертвы их не были приняты. А жертва Илии загорелась сама после его молитвы, это значит, что Господь принял его жертву.

Тогда весь народ уверовал в Бога Истинного, а жрецов, уже достаточно израненных своими же ударами, пророк приказал убить. По молитвам Илии тут же пошел дождь, Господь прекратил засуху.

Восшествие на небо

У Илии был ученик, которого звали Елисей. Ему было открыто, что скоро Илия уйдет от него необычным способом. Поэтому он везде стал преследовать его, чтобы видеть это чудо. Однажды они шли вместе, но Илия велел Елисею остаться и не идти с ним дальше. Тот отказался.

Пророк спросил, что он хочет больше всего. Елисей ответил: такую же благодать, как у Илии. Пророк сказал, что он получит ее, если поймает его верхнюю одежду (она называлась «милоть»).

Они пошли дальше, и вдруг с неба спустилась огненная колесница и забрала Илию. Он успел сбросить сверху милоть Елисею. Тот поймал, и благодать сошла на него. Он тоже стал творить чудеса.

Возвращение

Есть пророчество, что Илия должен вернуться на землю перед вторым пришествием Христа. Когда антихрист вступит во власть, Илия с Енохом (который тоже не вкусил земной смерти, а был забран на небо живым), придёт обратно в земном теле. Они будут вдвоем обличать антихриста. За это он убьет их, и тела будут лежать на площади. На третий день они воскреснут и вернутся на небо.

В Новом Завете говорится, что Илия должен прийти перед первым пришествием Христа. Под этим именем подразумевался Иоанн Креститель. Он пророчествовал о Христе и крестил Его в Иордане.

Также на горе Фавор, когда Христос преобразился перед апостолами Иоанном, Иаковом и Петром, им явились Илия и Моисей. Они беседовали с Ним о крестной смерти Христа.

О пророке Илии в народном почитании

Не секрет, что день памяти пророка Илии – 2 августа, в язычестве назывался «днем Ярилы». Это – языческое божество Солнца. С приходом православия на Руси некоторые языческие праздники, для удобства народа, были превращены в православные. Так, например, день Ивана Купалы стал днем святого Иоанна Крестителя .

Пророку Илии молятся о прекращении засухи и, наоборот, дождя, поскольку он при жизни мог своей молитвой останавливать и то и другое. В день Илии всегда бывает гроза, по народным поверьям. Тогда говорят в народе: «Илия-пророк на колеснице едет». Но надо понимать, что это – всего лишь суеверие.

Протоиерей Андрей Ткачев: о пророке Божием Илии

Мы работаем на добровольных началах, поэтому будем рады, если вы поддержите проект лайком и репостом в социальных сетях. Храни Господь!

Пророк Божий Илия. Православный календарь на 2 августа

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

Пятница 7-й седмицы по Пятидесятнице (седьмой недели после праздника Святой Троицы, иначе именующегося Пятидесятницей). День постный, на трапезе благословляется пища с растительным маслом. В Русской Православной Церкви сегодня совершается празднование дня Пророка Божия Илии, а также память еще 17 святых и трех святынь. Коротко расскажем о них.

Пророк Божий Илия. Ветхозаветный святой IX столетия до Рождества Христова. Пророк Илия был ревностным поборником чистоты веры в Израильском царстве и грозным обличителем идолопоклонства и нечестия. Его борьба с идолослужителями напоминала самую настоящую войну.

Так, во время жертвоприношения на горе Кармель, устроенного с целью сравнения могущества Бога-отца и языческого божества Ваала, жрецы потерпели полное поражение и были собственноручно казнены пророком. Сам же святой пророк Божий Илия в конце своей земной жизни был взят на Небеса живым: «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и понесся Илия в вихре на Небо» (4 Цар. 2:11).

Подробнее о пророке Божием Илии и о московском храме, посвященном этому великому ветхозаветному святому, вы можете узнать из нашего материала, опубликованного на страницах Царьграда.

Преподобный Авраамий Галичский, Чухломской. Русский святой XIV века от Рождества Христова, ученик и сомолитвенник преподобного Сергия Радонежского, один из первых священнослужителей будущей Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Именно преподобный Сергий в 1350 году благословил отца Авраамия отправиться в Галичские земли проповедовать Слово Божие языческим чудским племенам.

Преподобный Авраамий Галичский, Чухломской. Фото: pravoslavie.ru

Согласно строкам Жития, поселившись в пустынном месте, святой Авраамий по откровению перешел на гору, где обрел чудотворную икону Божией Матери, сиявшую неизреченным светом. О явлении этого образа узнал Галичский князь Димитрий, по просьбе которого преподобный Авраамий принес икону в Галич. Князь Димитрий помог святому старцу основать близ Чухломского озера обитель в честь Пресвятой Богородицы. Затем преподобный Авраамий основал еще два монастыря в Галичских пределах, после чего отошел ко Господу в 1375 году от Рождества Христова.

Преподобномученик Афанасий Брестский (память обретения и перенесения его честных мощей в 1649 году от Рождества Христова). Русский святой XVII столетия, активный борец против Брестской унии – попытки подчинить все православные епархии Западной Руси Римско-католической церкви. Подробнее об этом христианском подвижнике вы можете узнать из нашего материала «Твердыня Руси», опубликованного на страницах Царьграда.

Сегодня же совершается память многих святых из числа новомучеников и исповедников Церкви Русской, пострадавших за Христа в годы советских богоборческих гонений. Среди них – священномученики Константин Словцов и Николай Удинцев, пресвитеры, погибшие в 1918 году. Священномученики Александр Архангельский, Георгий Никитин, Кирилл Вязников, Иоанн Стеблин-Каменский, Сергий Гортинский и Феодор Яковлев, пресвитеры, а также преподобномученики Тихон (Кречков), Георгий (Пожаров), Косма (Вязников) и мученики Евфимий Гребенщиков и Петр Вязников, страдальчески отошедшие ко Господу в 1930 году. Кроме них, в годы большевистских гонений 2 августа погибли священномученик Алексий Знаменский, пресвитер1938 году) и преподобномученик Феодор (Абросимов)1940 году).

Также сегодня празднуется день трех чудотворных образов Пресвятой Богородицы. Оршанской (явлена в 1631 году от Рождества Христова), Чухломской, или Галичской (явление произошло в 1350 году) и Абалацкой («Знамение») (явлена 1637 году) икон Божией Матери.

Поздравляем православных христиан с Ильиным днем и памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или в чине монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!». Нашим же усопшим родным и близким – вечная память!

2 августа – день памяти святого пророка Божия Илии

Святая Церковь 2 августа чтит память Пророка Илии. В Ильинском храме города Кирова совершается престольный праздник. В 8.00 начнется Литургия, затем состоится Крестный ход, Освящение овощей. Приход приглашает верующих соборно помолиться за богослужениями в храмовый праздник!

Ильин день отмечают 2 августа. Этот праздник посвящен самому первому Святому, которого стали почитать на Руси. В IX в Киеве был построен соборный храм, а княгиня Ольга возвела храм во имя пророка Божия Илии на севере Руси, в селе Выбуты. В Ильин день всегда молились об избавлении от засухи, ведь в те времена это означало голод и отсутствие урожая. Ильин день обычно выпадал на границу сезонов и считался серединой лета, когда время близится уже к зиме.

После Ильина дня обычно не плавали в водоемах. Существовало поверье, что можно утонуть. Многие придерживаются его до сих пор. А девушки в эти дни молились о замужестве, так как Ильин день сопровождался традиционным периодом свадеб. Современное православное понимание праздника далеко отошло от народных верований, имеющих отношение, скорее, к язычеству, чем к истинному почитанию Библейского пророка. Мы познакомим вас с историей о пророке Илии, расскажем о его житие и пророчествах. Святой пророк Илия посвятил себя служению Богу и был взять живым на Небеса. В Писании говорится о том, чтоб он был “сокрыт вихрем”, до него такой чести в Писании удостаивался лишь один человек.

Читайте также:  Максим Грек - житие и биография преподобного, деятельность и сочинения, послания, мощи и почитание, дни памяти

Пророк Илия упоминается и в Новом Завете, удивительно также, что его почитают пророком и мусульмане. В Коране есть упоминание о пророке по имени Ильясин. В священной книге мусульман пророка Илию также отождествляли с другими людьми, которые избежали смерти и вознеслись на Небо живыми. Это было знаком особого расположения Господа и больших духовных заслуг, на которые способны редкие праведники. Христианам важно не забывать о том, что суеверия и обряды, схожие с языческими не относятся к Ильину дню в православном понимании. Ильин день также совпадает со светским праздником – днем ВДВ.

Илия (др.-евр. אֵלִיָּהוּ ( Элийя ́ ху ), אֵלִיָּה ( Элийя ́) — «Бог мо й Яхве») — (1-я пол. IX в. до Р. Х.), один из ветхозаветных пророков.

Имя пророка Илии переводится как «Бог мой Господь», что выражает основное содержание его служения (ср.: 3 Цар 18. 36) – ревностна борьба за поклонение единому Богу и своими делами являвшего Его могущество.

Жизнь пророка Илии

Пророк Илия – один из самых почитаемых святых Ветхого Завета. Он родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Рождества Христова. Согласно преданию, дошедшему до нас от святого Епифания Кипрского, когда родился Илия, отцу его было таинственное видение: мужи благообразные приветствовали младенца, пеленали его огнем и питали пламенем огненным.

Святой пророк Илия действительно был пламенным ревнителем веры и благочестия, с малых лет он посвятил себя Единому Богу, жил в пустыне, проводил время в посте, молитве и благочестии. Его пророческое служение пришлось на царствование самого нечестивого израильского царя Ахава. Иезавель, жена Ахава, убедила мужа принять языческую религию.

В стране культивировалось поклонение Ваалу, народ отпал от истинной веры предков в Единого Бога, пророков израильских преследовали и убивали. Для вразумления царя и развращенного им израильского народа пророк Илия поразил землю трехлетней засухой, “молитвою небеса заключив”. После этого он, чтобы избежать гнева Иезавели, по указанию Божию, скрылся у потока Хораф, куда вороны каждое утро и вечер приносили ему хлеб и мясо.

Народ же в то время страдал от нестерпимого зноя и голода. Ветхозаветное предание рассказывает о том, что Господь по Своему милосердию, видя страдания людей, готов был пощадить всех и послать дождь на землю, но не хотел нарушить слова пророка Илии. Для пророка было важным обратить сердца израильтян к покаянию и возвратить их к истинному Богопочитанию.

Пророчества и чудеса пророка Илии

Божественный пророче, ты ревнуя по Господе Вседержители, молитвою небеса заключил еси, рек: дождь и роса да не снидет на землю, токмо глаголом уст моих.

Через некоторое время поток высох. Пророк Илья, по слову Божию, отправился в Сарепту Сидонскую к бедной вдове. За то, что она не пожалела последней горсти муки и масла, по молитве пророка Илии мука и масло с тех пор не истощались в доме вдовы. Здесь же пророк Илия совершает еще одно чудо: он оживил внезапно заболевшего и умершего сына вдовы, сострадая горю женщины.

На третий год засухи пророк Илия вернулся к Ахаву. Пророк Илия предложил устроить состязание со жрецами Ваала, чтобы выяснить, чей бог истинный. Собрав народ на горе Кармил, пророк Илия предложил соорудить два жертвенника: один – от жрецов Ваала, другой – от пророка Илии для служения Истинному Богу. “На который из них спадет огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истинен, – сказал пророк Илия, – и все должны будут поклониться Ему, а не признающие Его будут преданы смерти”.

Жрецы Ваала плясали, молились и кололи себя ножами весь день, но ничего не случилось. К вечеру святой пророк Илия воздвиг свой жертвенник из 12 камней, по числу колен Израилевых, возложил жертву на дрова, приказал выкопать вокруг жертвенника ров и повелел поливать жертву и дрова водой. Когда ров наполнился водой, пламенный пророк обратился к Богу с горячей молитвой и прошением, чтобы Господь ниспослал с неба огонь для вразумления заблуждающихся и ожесточившихся израильских людей и обратил сердца их к Себе. Огонь пал с неба и возжег жертву пророка Илии.

Народ закричал: “Воистину Господь есть Бог Един и нет другого Бога, кроме Него!”. Тогда по повелению пророка Илии жрецы были убиты. По молитве пророка Илии Господь послал на землю обильный дождь, засуха кончилась.

Божественный пророче, ты молитвою и милованием, паки небеса отверзаеши, и дождь жаждущим людем, богатно даруеши.

Однако, несмотря на чудеса и великие знамения, которые свершились по молитве пророка, Иезавель желала убить его за то, что он предал смерти жрецов вааловых. Снова начинаются преследования и гонения. Илья бежит в пустыню. Этот суровый и непреклонный ревнитель истинной веры впервые впал в отчаяние – ему казалось, что лишь он один остался верен истинному Богу, что не осталось на земле никого, кому он мог бы передать и сохранить веру отцов в Единого Бога.

И вот на горе Харив этот великий пророк удостоился, насколько это возможно для человека, созерцания лицом к лицу Бога. Господь утешил его, сказав, что остались еще люди на земле, никогда не поклонявшиеся идолам, и указал Илие на Елисея, которого Он выбрал пророком после Илии. Столь яркое событие в жизни пророка Илии показало ему, насколько Господь милостив, что Он не только грозный карающий судия. Елисей стал учеником пророка Илии и свидетелем его восхождения на небо в огненной колеснице.

Илия был взят на Небо живым: «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо» (4Цар.2:11). Согласно Библии, до него живым на небеса был взят лишь Енох, живший до Потопа (Быт.5:24).

Апокрифическая Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова описывает это событие так: «Илия сокрыт был вихрем, — и Елисей исполнился духом его» (Сирах.48:12). Согласно ей, Илия оставил пророку Елисею свою верхнюю одежду («милоть»), сбросив её тому уже с огненной колесницы.

Илиа пророк предивный, зарею ум просветив, весь бысть божествен: и царя нечестива суд неправедный зря негодует, темже и судом Божиим отречение посылает на него: такожде и царицу яко немилостиву, и златолюбиву, суду Божию предаде. Но молитвами, Христе, Твоего пророка Илии спаси всех нас, яко милосерд.

Чему научиться нам в житии пророка Илии?

Митрополит Иларион (Алфеев)

Сегодня Церковь празднует память святого пророка Божия Илии. В Третьей и Четвертой книгах Царств мы читаем о великих делах пророка, о чудесах, которые он совершал перед лицом народа израильского. Читаем о том, как, чтобы доказать бытие истинного Бога, он призывает четыреста пятьдесят пророков Вааловых и приносит жертву Господу, а они приносят жертвы своим богам; и жертву пророка по его молитве попаляет Божественный огонь, жертв же лжепророков огонь не касается.

Мы читаем о том, как Илия приходит в дом бедной вдовы и воскрешает ее сына, о том, как пророк бежит от гнева нечестивой царицы Иезавели в пустыню и, не находя в себе более сил на пророческое служение, в отчаянии взывает к Богу: «Довольно уже, Господи; возьми душу мою». Но Бог утешает его, не только посылая ему воду и хлеб, но и таинственным, необычайным образом являясь ему «в тихом веянии ветра». Ощущая это легкое дуновение, Илия понимает, что Господь явился ему не в грозных явлениях природы – не в буре, не в землетрясении, не в огне, – но именно в легком дуновении ветра духовного. Этим дуновением Духа Святого Бог утешает пророка и дает ему новые силы.

Наконец, мы видим как Илия идет вместе со своим учеником пророком Елисеем, и Елисей узнает, что его учитель в этот день будет взят от него. Илия говорит: «Проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя». И Елисей отвечает: «Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне». Илия сказал: «Трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так». Вскоре явилась огненная колесница, и вихрь вознес Илию на небо. Это был человек, который при жизни воскрешал мертвых, это был пророк, который не увидел смерти, но был вознесен Богом в Царствие Небесное.

Жизнь пророка Илии научает нас тому, какими были истинные пророки, призванные Богом на особое служение, на особую миссию – возвещать людям о Боге. Пророки были гонимы, и мы слышали сегодня в евангельском чтении слова Христа: «Пророк не имеет чести в своем отечестве» (Ин. 4:44), – т. е. там, где он проповедует, он не бывает понят. У всех пророков были враги и недоброжелатели, люди, которые желали им смерти. Как и все люди, пророки имели свои немощи, и не всегда была им по силам та невероятно трудная миссия, которая была на них возложена – свидетельствовать о Боге людям, которые не хотели этого свидетельства слышать.

Читая о жизни других пророков, мы узнаем, что, когда Господь призывал их, некоторые из них отказывались. Один сказал, что он слишком юн, другой – Иона – вообще бежал от Лица Божия, сознавая, что нет у него сил исполнить возложенную на него Богом миссию. Пророк Илия в отчаянии просил у Бога смерти. Но пророков всегда подкрепляла благодать Божия, в своем служении они непосредственно соприкасались с Богом, встречали Его в личном духовном опыте. Встречи эти бывали разные. Иногда Господь приходил в легком дуновении ветра, т. е. в некоем сокровенном духовном утешении, как это было с пророком Илией. Но бывало и так, что не только пророк, но и весь народ был свидетелем явления Божия, когда, например, тот же Илия с помощью огня решил показать, быть ли Господу или Ваалу Богом Израиля. В разные периоды человеческой истории Бог посылал людям пророков, чтобы от них люди услышали слово истины, чтобы они чудесами засвидетельствовали присутсвие Божие и силу Божию. И во все эпохи пророки были людьми немощными – такими же, как мы с вами. Их пророческая миссия намного превышала их естественные человеческие силы, и они, не надеясь на собственные силы, искали помощи у Бога. Они просили у Бога духовного подкрепления в трудные минуты, когда были оставлены людьми, гонимы, когда враги искали их смерти. И Господь таинственным образом подкреплял их благодатью Святого Духа.

И еще одному научаемся мы из жизни пророка Илии – тому, что каждый пророк оставлял после себя духовное потомство. Пророки не были людьми, которые, подобно знаменитостям мира сего, ярко блеснув, исчезают. Пророки оставляли после себя учеников, поэтому дело, которому они служили, не умирало и после их смерти. Когда Илия был вознесен на небо колесницей Божией, Елисей взял его милоть, т. е. плащ, и ударил ею по воде, и вода расступилась, и Елисей понял, что духовное наследие пророка Илии перешло к нему. Нередко бывало, что ученики оказывались выше учителя, потому что дух, который был на одном пророке, переходил на другого и с еще большей силой действовал через него. Так духовное преемство переходило от одного пророка к другому, вплоть до последнего из пророков и первого из апостолов – Иоанна Крестителя. Затем оно переходило от одних апостолов к другим, затем к епископам, к священникам и ко всему народу Божию, который это благодатное свидетельство о Боге – также передавал из поколения в поколение; оно дошло и до нас, и ныне мы являемся его обладателями.

Потому, вспоминая ветхозаветных пророков, мы вспоминаем не каких-то людей, которые жили в древности и три тысячи лет назад прославились своими великими делами, но святых, духовное наследие которых продолжает жить в нашей Церкви. Вспоминая их и молясь им, мы надеемся хотя бы в малой степени проникнуться тем духом, которым они жили, и получить хотя бы частицу той благодати Божией, которая была дана им не ради них самих, но дабы помочь им нести нелегкую миссию свидетельства о Боге перед людьми, тот крест, под тяжестью которого и мы порой сгибаемся, не находя в себе сил, чтобы его понести.

Иногда мы говорим: Господи, это невозможно, этот крест слишком тяжел для меня. И тогда приходит благодать Божия в «веянии тихого ветра», и ее освежающее и укрепляющее дуновение дает нам новые силы.

Ссылка на основную публикацию