Житие пророка Предтече Иоанна Крестителя – полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн

Краткое житие святого славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Празднования святому: рождество 24 июня/7 июля, усекновение главы 29 августа/11 сентября, собор святого 7/20 января, первое и второе обретение главы 24 февраля/9 марта, третье обретение главы 25 мая/7 июня

С вященное Писание сохранило обстоятельства рождения святого Иоанна Предтечи. Родители «большего из пророк», святые праведные Захария и Елисавета, согласно повествованию святого евангелиста Луки, были бездетны и всю свою жизнь молили Бога о даровании чада, но Промыслом Божиим было определено явить им Свою милость лишь в весьма преклонных летах.

Однажды, когда священник Захария возносил горячие молитвы Богу в Иерусалимском храме, ему вдруг предстал архангел Гавриил по правую сторону жертвенника и предрек старцу скорое рождение сына, который станет провозвестником Мессии, ожидавшегося Ветхозаветной Церковью. Захария усомнился в предсказанном, за что и был наказан немотой.

На восьмой день по рождении Предтечи в дом Захарии пришли родственники и священники, чтобы по еврейскому обычаю совершить над младенцем обряд обрезания. В доме царила великая радость — с рождением ребенка с семьи снималось бесчестие, попущенное Господом. К этому дню полагалось дать младенцу какое-либо имя, и гости решили назвать его Захарией — в честь отца. Однако святая Елисавета, исполнившись пророческого дара, настаивала на том, чтобы мальчика нарекли Иоанном, что значит по-еврейски «благодать». Все были удивлены, ведь такого имени никто не носил в их роде. Недоумение разрешил сам отец младенца. На вопрос, как же все-таки назвать младенца, он написал на дощечке: «Имя ему — Иоанн». Немедленно узы, связывавшие его речь, разрешились, и святой Захария отверз уста свои и, воздав благодарение Господу, начал пророчествовать о явившемся в мир Мессии, о своем сыне Иоанне — Предтече Господнем и о грядущих событиях.

О чудесном рождении и обстоятельствах его рассказывали по всему Хеврону, в котором находился дом праведных Захарии и Елисаветы, и его окрестностям. Жители вопрошали: «Что будет отрок сей?», некоторые же именовали его будущим царем иудейским.

Когда родился Господь наш Иисус Христос в Вифлееме и пришли волхвы с востока с расспросами о родившемся Царе Иудейском к Ироду, последний послал в Вифлеем своих воинов, чтобы они избили там всех младенцев мужского пола. Не забыл он и о младенце Иоанне из Хеврона, о котором уже слышал много чудесных рассказов. Замышляя убить отрока Иоанна, он послал в Хеврон убийц. Когда началось избиение младенцев в Вифлееме, вопль и стоны дошли и до Хеврона. Святая Елисавета вместе с Предтечей Иоанном ушла в Хевронские горы. Захария же совершал службы в Иерусалимском храме. Воины, не найдя никого в Хевроне, возвратились к Ироду; тот велел узнать у священника Захарии, где скрывается младенец. Святой Захария отвечал пришедшим, что о местонахождении своего сына он не знает и что сам он, Захария, не боится смерти от рук Иродовых наемников, так как верит, что Господь примет его душу. За эти слова он был убит между алтарем и жертвенником, и кровь его на мраморном полу сделалась как камень, в свидетельство преступления Ирода.

Предание упоминает, как праведная Елисавета, видя в пустыне приближающихся воинов, повсюду разыскивающих младенца, обратилась к горе: «Гора Божия, приими матерь с сыном!» И гора при этом расступилась и скрыла ее от убийц. Божиим повелением в горе устроилась пещера, заструился источник воды, а у входа в пещеру выросло многоплодное финиковое дерево. По прошествии сорока дней со времени убиения святого Захарии, преставилась и святая Елисавета; младенец же Иоанн был питаем и храним ангелом.

Со времени пророка Малахии пророчество совершенно прекратилось среди иудеев, которые в течение целых столетий принуждены были черпать религиозно-нравственные силы исключительно в Законе и предании. Народ настолько свыкся с этим состоянием, что он уже и не чаял появления новых пророков, ожидая лишь вторичного появления древнего пророка Илии.

Иоанн Предтеча явился в пустыне не только в духе и силе Илии, но и походил на него и внешностью, и образом жизни. Подобно своему великому прообразу, он носил грубую мантию из верблюжьего волоса, стягивавшуюся кожаным поясом, и питался самыми скудными дарами пустыни — диким медом и акридами. Он исполнил на себе, как исполняли потом все истинные аскеты христианства, завет Писания: «Уклонися от зла и сотвори благо».

Появление такого пророка невольно должно было обратить на него всеобщее внимание, тем более что проповедь его касалась и очень важного вопроса — времени пришествия Мессии. «Покайтесь, — проповедовал Иоанн, — ибо приблизилось Царство Небесное». И на этот призыв отовсюду стали собираться к Иоанну все труждающиеся и обремененные, желавшие в проповеди новоявленного пророка найти облегчение своей совести от тяготевшего на ней бремени грехов и сомнений. Движение было настолько массовым, что к Иоанну приходили даже высокомерные фарисеи и саддукеи, буйные воины и хищные мытари, и все они с умилением выслушивали наставления и грозные обличения великого пророка, исповедали свои грехи и крестились от него в Иордане.

Наступило, наконец, время явиться Тому, о Котором Иоанн проповедвал.

Когда Иисус Христос пришел среди множества народа и просил Иоанна крестить Его, то великий пророк смутился пред таким безграничным смирением Того, в Ком он сразу узнал ожидаемого Мессию, и благоговейно возразил Ему: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». И на это выражение смирения и благоговения со стороны Иоанна последовал ответ Иисуса: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». Выслушав слова Спасителя, Иоанн крестил Господа. Когда же Иисус выходил из воды, Иоанн увидел разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И был голос с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Так совершилось преславное Крещение Господа нашего Иисуса Христа рукою святого пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна в водах иорданских.

Крестив Иисуса и исполнив таким образом главную цель своего служения, Иоанн продолжал проповедовать покаяние и после этого, но, как он сам сказал о себе и об Иисусе: «Ему подобает расти, мне же малитися» (Ин. 3, 30).

За свою безбоязненную проповедь и обличение Иоанн по приказу галилейского правителя Ирода Антипы был заточен в мрачную темницу. К соблазну всего народа, этот правитель находился в беззаконном браке с женой своего брата Филиппа — Иродиадой, и лишь великий пророк пустыни решался, среди общего подобострастного молчания, обличать его: «Не должно тебе иметь жену брата твоего». Сам Ирод Антипа втайне почитал пророка, но закоснелая в преступлении Иродиада приходила в ярость и искала способа погубить обличителя. Святое Евангелие повествует, каким именно образом это ей удалось. Дочь ее Саломия во время роскошного пира во дворце Ирода Антипы смогла своей пляской угодить ему и испросила в награду за доставленное удовольствие главу Иоанна Крестителя. Антипа был поражен неожиданностью такого требования и опечалился, но все же послал воинов в замок Махер, где томился Иоанн, с наказом принести его голову. Голова пророка была принесена и сделалась предметом издевательства Иродиады, а тело его было погребено его учениками. Так величайший из рожденных женами за свое обличение пал жертвой обличенного порока. Поскольку все ветхозаветные праведники, умирая, неизбежно сходили во ад, чтобы быть «по исполнении времен» изведенными оттуда Единородным Сыном Божиим, то Иоанн проповедовал «пришедшего во плоти Христа Бога» не только живущим на земле, но и «сущим в аде».

Впоследствии глава Иоанна Предтечи трижды чудесным образом являлась христианам, исчезая во времена гонений, избегая таким образом поругания.

В лике святых Иоанн Предтеча первый после ангелов прославляется Церковью. По гласу ея, святой Иоанн есть исполнение пророчеств, конец Ветхого и начало Нового Завета, пророков предел и начало апостолов, и на главу Того, Которого прочие пророки только издалека предсказывали, возложил руку свою.

Святая Церковь празднует память святого:

24 июня/7 июля – рождество Иоанна Предтечи;

29 августа/11 сентября – усекновение главы Иоанна Предтечи;

24 февраля/8 марта – первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи;

25 мая/7 июня – третье обретение главы Иоанна Предтечи.

Житие Иоанна Предтечи: “Не восставал пророк больший…”

20 января – день памяти Иоанна Крестителя

Иоанн Предтеча сочетал в себе священническое и царское происхождение, так как его отец – Захария – был священником и происходил из рода Аарона, брата пророка Моисея. Именно из рода Ааронова, по слову Божию, должны были поставляться для служения в храме Иерусалимском священнослужители. Что касается праведной Елисаветы – матери святого Иоанна Предтечи, то она происходила из рода царя Давида. Жили они на юге от Иерусалима, около города Хеврон.

История рождения Иоанна Предтечи непосредственно связана с чудом Божиим и во многом схожа с историей рождения Пречистой Богородицы. Дело в том, что праведные Захария и Елисавета долго не имели детей, и казалось, что у них уже никогда их и не будет, ведь в бесчадии они достигли преклонных лет. Но, как повествует нам святой евангелист Лука (Лк. 1), однажды, когда Захария совершал в свой черед служения в храме, ему явился архангел Гавриил и возвестил о скором рождении сына. Однако Захария смутился от такого видения и обетования архангела Гавриила. За это на него снизошла немота, и он не мог говорить до самого рождения ребенка. В своем обетовании архангел Гавриил также сообщил, что младенца необходимо назвать Иоанном.

Посещение Марией Елизаветы, 1491 год. Гирландайо Доменико

Спустя положенное время Елисавета родила младенца, которому и нарекли имя Иоанн. Будущий пророк родился на шесть месяцев раньше Господа Иисуса Христа. Также стоит отметить, что по материнской линии (Елисавета – Мария) Иоанн Предтеча был родственником Господа. Во время наречения имени народ удивился тому, что именно так родители хотят назвать своего сына, ведь это нарушало традицию: в их роду не было людей с таким именем. В момент, когда народ дивился этому, у Захарии отверзлись уста, и он смог говорить. При этом он произнес пророчество о будущем служении своего сына, а также о приходе в мир Спасителя. Стоит заметить, что рождение ребенка для праведных Захарии и Елисаветы было важным еще и потому, что в то время у евреев было принято считать, что если Бог какой-либо семье не дает детей – это признак серьезных грехов, которые имеются у этих людей. Такие пары не просто подвергались насмешкам и укоризнам, но и в принципе не имели возможности быть полноправными членами общества.

Когда Иоанн был еще ребенком, царь Ирод, желая уничтожить уже родившегося Мессию, приказал убить всех младенцев в возрасте от рождения и до двух лет.

Рождество Иоанна Предтечи

Святое семейство (праведный Иосиф Обручник, Пречистая Матерь Божия и Богомладенец Христос) на это время покинули Израиль и скрылись в Египте. Бог уберег и младенца Иоанна, так как в это время он уже подвизался в пустыне, где и прошла вся его жизнь до момента выхода на проповедь. Как сообщает нам Евангелие (Мк. 1, 6), Иоанн вел в пустыне самый строгий образ жизни – он носил грубую одежду из верблюжьей шкуры, препоясанной кожаным поясом, не пил вина, питался только диким медом и акридами (род саранчи), постоянно пребывал в молитве. Именно таким образом Иоанн готовил себя к служению народу Израиля и Своему Господу.

Как и Сам Господь Иисус Христос, пророк Иоанн выходит на служение в тридцать лет возрасте – именно в таком возрасте в древнееврейском обществе человек мог выйти на общественное служение и начать что-либо говорить публично. До этих лет человек считался еще не готовым к серьезным речам и поступкам.

Иоанн Предтеча впервые является на берегах реки Иордан – именно здесь он мог совершать свое главное действо: призывая людей к покаянию, совершать над ними крещение водой. Дело в том, что для религиозных омовений в честь праздника очищения народ Израиля приходил именно к реке Иордан. Здесь к людям и обращается святой пророк Иоанн Предтеча.

Важно отметить, что крещение, которое он совершал, было направлено на приуготовление народа Израиля к принятию Господа Иисуса Христа и Его Нового Завета. Это крещение не было таинством в христианском понимании этого слова. Тем не менее в этом крещении человек получал прощение грехов и очищался для дальнейшей жизни и для встречи Мессии. Крещение же, которое дарует людям Христос, совершеннее тем, что в нем человек стяжает благодать Самого Святого Духа, освобождается от рабства греху и смерти.

Для того, чтобы в полной мере исполнить ветхозаветный закон, к Иордану приходит Сам Господь – и принимает крещение от пророка Иоанна. Именно поэтому Иоанна Предтечу (т. е. предшествующего Господу) часто называют еще Крестителем. Крестившись от пророка, Господь тем самым подал пример каждому человеку на все времена. Крещение Господа ознаменовалось одним из самых ярких чудесных событий – Богоявлением, то есть явлением в той или иной форме всех трех Лиц Пресвятой Троицы. Бог Отец явился здесь в виде гласа с небес, обращенного к Иисусу Христу: «Ты Сын Мой Возлюбленный, в Тебе Мое благоволение!» (Лк. 3, 22). Святой Дух был явлен в образе голубя, сошедшего на Иисуса Христа, Сам же Господь уже явился людям, воплотившись в нашем мире.

Важны также те слова, которые сказал пророк Иоанн людям о Господе Иисусе Христе (имея в виду смысл прихода Господа в мир): «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира» (Ин. 1, 29).

Однако служение Иоанна Предтечи не завершилось только лишь крещением Господа Иисуса Христа в Иордане. Как и его предшественники, другие ветхозаветные пророки, Иоанн призывал народ Израиля к жизни по заповедям Божиим, к отречению от греха, к служению только истинному Богу, а не языческим богам, которых в окружении Израиля было достаточно много. И, как и другие пророки, Иоанн Предтеча обличал грехи царя. Дело в том, что царь Ирод Антипа находился в беззаконном сожительстве с женой своего брата Филиппа – Иродиадой, которая к тому же приходилась ему племянницей. Именно за это и обличал пророк его Иоанн. В ответ царь заключил пророка в темницу.

Однажды, в день своего рождения, царь Ирод устроил пир, на котором собралось много знати. Дочь Иродиады Саломия поразила всех присутствующих, и прежде всего самого царя, одним непристойным танцем. За это Ирод пообещал ей дать все, что она пожелает, вплоть до половины своего царства. Наученная своей матерью, Саломия потребовала голову пророка Иоанна. Будучи частью еврейского общества и традиции, царь Ирод был удручен этой просьбой, так как он уважал пророка Божия и понимал основу пророческого служения. Однако он не мог не сдержать царской клятвы, и именно поэтому отдал приказ казнить святого. Иоанну Предтече отрубили голову и отдали Саломии, а та отнесла ее своей матери.

На этом свидетельство Священного Писания заканчивается, однако Священное Предание донесло до нас дальнейшую историю, связанную с мощами святого пророка.
По преданию, Иродиада кинула главу пророка Иоанна в нечистое место. Тело же пророка Божия его ученики погребли в городе Севастия, что находился в Самарии. Апостол Лука, обходя с проповедью Евангелия разные селения, взял из Севастии правую руку от мощей святого пророка Иоанна.

В 959 году, когда арабы захватили Антиохию, где на тот момент хранилась рука пророка Иоанна, святыню спас некий дьякон, который перенес ее в Халкидон. Из Халкидона честная рука пророка попала в столицу Византии – Константинополь, где и хранилась до захвата города турками в 1453 году. После этого правая рука пророка хранилась уже в России, а именно – в Петербурге, в церкви Нерукотворного Спаса в Зимнем дворце.

Читайте также:  Житие Иоанна Русского - полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святого

Честная глава пророка Иоанна Предтечи была найдена благочестивой Иоанной и погребена на Елеонской горе. А на самой горе было основано несколько православных монастырей и еще больше храмов.

В свое время Господь Иисус Христос сказал о пророке Иоанне Предтече следующие слова: «Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя…» (Мф. 11, 11). Почему же Господь так сказал? Дело в том, что этими словами Он указал на уникальность Иоаннова служения. Святой Предтеча стал пророком на рубеже Заветов – Ветхого и Нового. Своим ветхозаветным служением он завершил всех пророков до Христа, а своим новозаветным служением – открыл (приуготовил) путь Господу.

Поэтому святой пророк и Креститель Господень Иоанн Предтеча является самым значимым и почитаемым праведником после Пречистой Богородицы.

На анонсе фрагмент картины Леонардо да Винчи “Крещение Христа”

Пророк и креститель Иван Предтеча

Пророк Иоанн Креститель (Иван Предтеча) — самый чтимый после Девы Марии святой. Слово «предтеча», кстати, означает предшествующую главному событию подготовительную стадию. Во времена первого пришествия Христа в человечество именно пророк Иоанн осуществлял эту стадию, поэтому он и получил такое имя.

Для чего нужен был Предтеча?

Появление Предтечи было нужно для того, чтобы подготовить людей к приходу Иисуса. Иоанн избрал символом вступления в этот период обряд погружения в реку Иордан. Вода омывает тело, так же и покаяние омывает человеческую душу. Пророк говорил, что следует покаяться, так как Царство Небесное близко.

История рождения пророка

Появление его на свет напоминает рождение Девы Марии. Ведь ее родители тоже были престарелыми людьми и считались неплодными. В почтенном возрасте, когда на чудо рождения ребенка уже нельзя было надеяться, Господь услышал их молитвы.

Матерью Ивана была сестра матери Марии, то есть она приходилась тетей Богоматери. Именно к своей тете та и пришла, поняв, что носит ребенка, непорочно зачатого. Следовательно, Иван был родственником Иисуса в земной жизни.

Как Иоанн избежал смерти

Будущий пророк и святой Иван Предтеча избежал по милости Божией смерти среди множества убитых в Вифлееме младенцев, так же как Иисус, рожденный всего через полгода после него.

Дело в том, что после рождения Иисуса и поклонения ему волхвов и пастырей, предсказавших, что родится новый Царь народа израильского, Ирод, нечестивый правитель, повелел убить всех младенцев, чтобы ничто не угрожало его царствованию, чтобы у него не было соперников. Узнав об этом, святая Елисавета (так звали мать Иоанна Крестителя) ушла в пустыню со своим сыном. Она некоторое время скрывалась в пещере. В это время священник святой Захарий находился в Иерусалиме, где исполнял служение в храме. Царь послал воинов к нему для того, чтобы узнать, где находится Иоанн с матерью. Святой сказал, что не знает об этом. За отказ в содействии его убили прямо в храме. Елисавета находилась какое-то время в пустыне со своим сыном, а затем умерла там. Охраняемый ангелом отрок Иоанн остался здесь.

Жизнь в пустыне

Иоанн еще в юном возрасте избрал необычный образ жизни. Он отправился в Иудейскую пустыню и поселился здесь в одной из пещер. В посте и молитве он пробыл до 31 года. Предтеча непрестанно беседовал с Богом, все время проводил в молитвах и песнопениях. Он носил самую простую, жесткую одежду из ткани, сделанной из верблюжьих волос. Предтеча подпоясывал свое одеяние кожаным поясом. Крайнюю воздержанность проявлял он в пище. Она состояла только из корней и листьев, акрид (род саранчи) и дикого меда. Скрываясь в пустыне, ведя жизнь, свободную от близкого общения с людьми, он ожидал, когда Господь призовет его на выполнение назначенной ему роли. И вот наконец Бог призвал его.

Крещение народа в р. Иордан

Пророк Иоанн, повинуясь Господу, пришел к реке Иордан для того, чтобы подготовить людей к принятию Мессии (Христа). Перед праздником очищения к реке сходился во множестве народ для совершения религиозных омовений. Тогда и обратился к людям Иоанн. Он проповедовал крещение и покаяние во оставление грехов.

Суть проповеди была в том, что люди, прежде чем осуществить внешнее омовение, должны сначала нравственно очиститься и приготовить себя таким образом к принятию Евангелия. Крещение Иоанна, конечно, не было еще таинством христианского крещения. Его впоследствии осуществил Иисус Христос. А Иоанн лишь осуществил духовное приготовление к будущему крещению Святым Духом и водой.

Предтеча и сам понимал, что только готовит пути Господу. Он отвечал тем, кто думал, что именно он является мессией, что крестит только водой, однако грядет сильнейший его, способный крестить Духом Святым и огнем, а Иван недостоин нести его обувь и на его сандалиях завязать ремни.

Крещение Иисуса

Услыхав об Иисусе, Иван направил своих учеников для того, чтобы узнать, не является ли тот Мессией. На это ученикам ответил Господь, сказав, что прокаженные очищаются, умершие воскресают, бесы оставляют человека — все это указывает на появление Мессии.

Через некоторое время к Иоанну на Иордан пришел креститься и сам Иисус. Увидев его, тот вопрошал, что Христос ли пришел у него креститься. То есть он считал себя недостойным такой высокой чести. Однако Иисус ответил, что должно исполниться сказанное пророками.

Чудесными явлениями сопровождалось крещение Христа. Святой Дух сошел в виде голубя с неба и сказал голосом Бога Отца, что это Сын Его возлюбленный. Иван Предтеча, получив откровение о Христе, говорил о Нем народу, что это Агнец Божий, которому суждено взять на себя грехи мира. Двое учеников Иоанна, услышав это, присоединились к Христу. Это были апостолы Андрей Первозванный и Иоанн Богослов.

Ученики Предтечи

У Ивана Предтечи, так же как и у Иисуса, были свои ученики. Учение пророка было таким же строгим, как и его служение. Иван сурово обличал бытующие в обществе нравы. Книжников, фарисеев и грешников он называл «порождениями ехидниными». Естественно, особой популярности среди лицемеров и власть имущих он не приобрел.

Пророк Иван Предтеча крещением Спасителя завершил свое служение. Он строго и безбоязненно обличал пороки как сильных мира сего, так и простых людей. За это ему вскоре пришлось пострадать. Расскажем о том, как это произошло.

Саломия просит голову Иоанна

Царь Ирод Антипа, который был сыном Ирода Великого, приказал поймать пророка и посадить в темницу за то, что он обличил его в оставлении законной супруги, и за сожительство с Иродиадой. Эта женщина раньше была замужем за Филиппом, его родным братом.

Ирод в день своего рождения устроил пир. Множество знатных гостей съехалось на него. Саломия, дочь Иродиады, нескромной пляской до того угодила царю, что тот поклялся дать ей все, чего она попросит. Наученная матерью танцовщица попросила голову Иоанна Крестителя на блюде.

Усекновение главы и его последствия

Ирод уважал Предтечу как пророка и опечалился от этой просьбы. Но клятву, данную им, он постеснялся нарушить. Усекновение Ивана Предтечи состоялось следующим образом. Ирод послал стража в темницу для того, чтобы тот отсек голову Ивану и отдал ее танцовщице. Та отнесла ее своей матери. Надругавшись над главой пророка, Иродиада бросила ее в грязь. Тело Иоанна было погребено его учениками в Севастии, Самарянском городе. Ирод получил за свое злодеяние заслуженное возмездие. Его войска в 38 году после Р.Х. были разбиты Арефой, который выступил против царя за бесчестье своей дочери. Эту дочь Ирод покинул ради Иродиады. А через год Калигула, римский император, сослал царя в заточение.

Судьба правой руки Иоанна

Евангелист Лука, согласно преданию, обходя разные селения и города с проповедью, взял с собой из Севастии в Антиохию частицу мощей Иоанна — его правую руку. Таким образом рука была спасена от поругания, которому через 300 лет было подвергнуто тело Крестителя от руки Юлиана-Отступника, языческого царя. Когда Антиохией овладели мусульмане (в 959 году), дьякон перенес эту реликвию в Халкедон, а затем в Константинополь. Здесь она хранилась до тех пор, пока турки не завоевали город.

Однако этот народ также почитал пророка. Желая примириться с рыцарями ордена Св. Иоанна, воинственно настроенными, султан Баязит II решил подарить им эту святыню. Добрыня, русский паломник, ставший впоследствии Антонием, святым и Новгородским архиепископом, в 1200 году видел в царских палатах руку Предтечи. Из памятников истории известно, что император Болдуин после взятия крестоносцами Константинополя в 1263 году передал Оттону де Цикону плечевую кость мощей. Тот послал ее во Францию, цистерионскому аббатству. Эту святыню в конце XIV — начале XV вв. видели в Царьграде русские паломники. В 1453 году турки захватили Константинополь. Святыни его были собраны по воле завоевателя Магомета и хранились в царской сокровищнице. После этого правая рука Крестителя находилась в Петербурге, в Зимнем дворце (церковь Нерукотворного Спаса).

Где находилась голова пророка после смерти?

Голову пророка нашла благочестивая Иоанна. Эта реликвия была погребена на Елеонской горе, в сосуде. Через какое-то время, копая для основания храма ров, один благочестивый подвижник обнаружил голову и хранил ее у себя. Перед своей смертью, опасаясь, что неверующие обнаружат это сокровище, он закопал ее в земле там же, где и нашел. Во время правления Константина Великого два монаха пришли поклониться Гробу Господню в Иерусалим. Одному из них явился Предтеча и указал, где находится его голова. Христиане с этих пор празднуют Первое обретение главы Иоанна. Однако более популярен другой праздник, связанный с этим пророком. И сейчас мы о нем расскажем.

День Ивана Предтечи

11 сентября отмечается один из двенадцати престольных праздников. Он очень важен для христиан. Наверняка многим из вас будет любопытно узнать, что означает праздник Ивана Предтечи. Это день Усекновения его главы. По этому поводу принято соблюдать достаточно строгий пост, а также отказаться от любой работы. Весьма многочисленны приметы на Ивана Предтечи. Мы расскажем о самых известных из них.

Приметы на день И. Предтечи

Считается, что человек, соблюдающий пост 11 сентября, полностью очистится от грехов. Еще одна примета — у постящегося исполнится загаданное желание.

Однако не все поверья этого дня столь благоприятны. Усекновение главы — это один из наиболее опасных праздников. Считается, что родившийся в этот день ребенок будет несчастлив. Говорят также, что если пораниться в этот день, рана очень плохо заживает.

Не принято 11 сентября пользоваться ножом и другими острыми предметами, поскольку, согласно поверью, человек может сам остаться без головы. Кроме того, в народе говорили, что если в этот день держать нож, можно взять на себя грехи убийц Иоанна. А ведь, согласно легенде о его смерти, все, кто был причастен к этому преступлению, погибли страшной смертью.

Кроме того, в день Усекновения не рекомендуется пользоваться предметами, напоминающими блюдо, голову, меч. Например, не следует употреблять круглые фрукты и овощи, ставить на стол круглые тарелки и блюда.

Еще одна примета — в день Усекновения нельзя петь и танцевать, поскольку это действие может навлечь на человека смерть. Вы, наверное, догадались, с чем это связано. Ведь Саломея танцевала, чтобы выпросить голову Иоанна Крестителя.

Хорошей приметой считается, если в день праздника за вами увязалась белая собака, поскольку она принесет в ваш дом удачу, достаток, благополучие. Не стоит прогонять ее, ведь так Иоанн Креститель благословляет человека на благополучную жизнь.

Кому помогает Предтеча?

Иконы Крестителя весьма популярны. А кому помогает Иван Предтеча? Ему молятся, прося даровать покаяние, избавить от головной боли. Кроме того, икона Ивана Предтечи будет совсем не лишней в домах пчеловодов, которым он также помогает. Ведь известно, что Иван питался медом пчел, когда находился в пустыне. А к родителям Иоанна Предтечи можно обращаться при отсутствии в браке детей. Кроме того, их можно просить о благополучном рождении малыша.

Итак, мы рассказали о том, кто такой пророк и креститель Иоанн, описали и праздник. Иван Предтеча в полной мере выполнил свою роль, к которой был предназначен, и которая закреплена в его имени. А иначе и быть не могло, ведь он неуклонно следовал воле Бога. Поэтому и праздник Иван Предтеча сегодня так популярен. Вспоминая его, множество людей укрепляется в вере.

Иоанн Предтеча

Житие пророка крестителя Иоанна Предтечи

Икона св. Иоанна Предтечи. Галерея икон Щигры.

Как повествует Евангелие, праведные родители святого Иоанна Крестителя – священник Захария и Елисавета, жившие в древнем городе Хевроне, достигли старости, но не имели детей, так как Елисавета была неплодна. Можно отметить, что в то время в израильском народе бездетность считалась наказанием Божиим. Поэтому нередко бездетные супруги подвергались нареканиям и осуждениям со стороны окружающих.

Рождение долгожданного сына явилось для родителей свидетельством силы их молитвы, знамением всемогущества Божия и указанием на особую миссию будущего пророка. Предтеча Господень родился несколько ранее Иисуса Христа. О рождении Пророка Иоанна архангел Гавриил предвозвестил в храме священнику Захарии. Однажды святой Захария совершал богослужение в Иерусалимском храме и увидел Архангела, стоящего по правую сторону жертвенника кадильного. «Не бойся, Захария, – сказал Ангел, – ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк. 1, 13-17). Вестник Божий предсказал, что у Захарии родится сын, который будет Предтечею ожидаемого Ветхозаветной Церковью Спасителя – Мессии. Однако Захария усомнился в истинности возвещенного ему, и попросил знамения.

Оно было дано ему, являясь одновременно и наказанием за неверие: Захария был поражен немотой до времени исполнения слов Архангела Гавриила.

Николо-Пешношский монастырь. Икона св. Иоанна Предтечи.

Святая Елисавета зачала и, избегая людей, таилась пять месяцев, пока ее не посетила Преблагословенная Дева Мария, которая приходилась ей дальней родственницей. Тот же Архангел Гавриил, который возвестил Захарии о рождении ему сына, благовествуя Пресвятой Деве всемирную радость о рождении от Нее Христа Спасителя, открыл, что Елисавета, ее родственница, называемая неплодною, зачала, и шестой месяц носит во утробе сына (Лк. 1, 36). Услышав о радости, какая готовится Елисавете, Пресвятая Де-ва поспешила навестить родственницу. Елисавета, исполнившись Святого Духа, первая ублажила Деву Марию как Матерь Божию. Вместе с ней Пресвятую Деву Марию и воплотившегося в Ней Сына Божия приветствовал «играньми, яко песньми» и святой Иоанн, находившийся в утробе праведной Елисаветы.

Настало время, и святая Елисавета родила сына. Все родственники и друзья радовались вместе с ней. На восьмой день по закону Моисееву младенец должен был быть посвящен Богу. Мать назвала его Иоанном. Все окружающие удивились, так как никто в их роде не носил этого имени.

Когда спросили об этом святого Захарию, он попросил дощечку и написал на ней: «Иоанн – имя ему». Тотчас его уста разрешились. Написанное он произнес вслух; затем стал благословлять Бога и пророчествовать о близком пришествии Мессии-Христа, о том, что Иоанн будет Его Предтечею: «И ты, младенец, – сказал Захария, обращаясь к сыну своему, – наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему» (Лк. 1, 76).

Икона «Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием».
Церковь Зачатия Иоанна Предтечи в Городищах, г.Коломна
Об иконе «Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием» на странице «Святыни храма» книги «Церковь зачатия Иоанна Предтечи в Городищах».

После Рождества Господа Иисуса Христа, поклонения пастырей и волхвов, предсказавших рождение нового Царя израильского народа, нечестивый правитель Ирод повелел умертвить всех младенцев, чтобы продолжить собственное царствование и не иметь соперников. Услышав об этом, святая Елисавета ушла со своим сыном в пустыню, где скрывалась в пещере. Святой Захария как священник находился в Иерусалиме и исполнял свое священническое служение в храме.

Читайте также:  Феодор Тирон - житие и биография, почитание и чудо, дни памяти, труды

Ирод послал к нему воинов с приказанием узнать местопребывание младенца Иоанна и его матери. Захария ответил, что это ему неизвестно. За отказ оказать содействие он был убит прямо в храме. Праведная Елисавета с сыном продолжала жить в пустыне и там умерла. Отрок Иоанн, охраняемый ангелом, находился в пустыне до того времени, как вышел на проповедь о покаянии.

Объемное изображение главы Иоанна Предтечи с частицей его мощей. XIX в. Со страницы Святыни монастыря книги Серпуховский Пречистыя Богородицы Высоцкий мужской монастырь.

Еще в юных летах Иоанн избрал необыкновенный образ жизни: он удалился в необитаемую Иудейскую пустыню и, поселившись в одной из диких пещер, в молитве и посте пробыл здесь до тридцатого года своей жизни. «Он жил в пустыне, как на небе, – говорит свт. Иоанн Златоуст, – вознесшись над всеми нуждами природы, шел путем необыкновенным, препровождая все время в песнопениях и молитвах, и удалившись от общества людей, непрестанно беседовал с Единым Богом». Одежду носил Предтеча самую простую, жесткую, сшитую из ткани, приготовленной из верблюжьих волос, препоясывая ее кожаным поясом. В пище соблюдал крайнюю воздержность: пища его состояла только из корней и растений, дикого меда и акрид. Скрываясь в глубине пустыни, ведя жизнь свободную от близких сношений с людьми, ища только общения с Богом, он ожидал, когда Сам Господь призовет его на дело общественного служения.

Св. Иоанн Предтеча, ап. Андрей Первозванный и прмц. Евпраксия Псковская. Фрагмент иконы. Начало XVII в. Псковский музей.

Зная о строгой и добродетельной жизни Иоанна, услышав о его учении, полном величия и силы, приходили к нему многие жители страны Иудейской и иерусалимляне, и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои. Успех его проповеди был так велик, приходящего народа для крещения было такое множество, что втайне многие начали думать, что святой Иоанн и есть ожидаемый Мессия. «Я крещу вас водою, – отвечал на это Иоанн, – но идет за мною Сильнейший меня, у Которого я не достоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Лк. 3, 16). Этими словами Иоанн дал ответ на тайные мысли народа о себе и ясно засвидетельствовал что не он Христос, а только слуга и Предтеча Спасителя ми-ра. По выражению церковных песнопений, святой Иоанн был «светлою утреннею звездою», которая предвозвещала пришествие в мир Солнца Правды – Христа Спасителя.

Рождество Св. Иоанна Предтечи. Икона. Конец XVI – начало XVII в. 35,6 х 29,8 см. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.

Святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн, величайший из пророков, завершает историю Церкви Ветхозаветной и открывает эпоху Нового Завета. Православная Церковь учит, что, приготавливая богоизбранный народ к принятию Спасителя, пророк Иоанн открыто и ясно указал на пришествие в мир Единородного Сына Божия: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1, 29). Святой Предтеча сподобился крестить Иисуса Христа в водах Иордана и был свидетелем явления Пресвятой Троицы в день Крещения Спасителя. Это событие ясно указало на исполнение ветхозаветного пророчества о пришествии в мир Мессии Христа, о чем сам Креститель Господа сказал: «Я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Ин. 1, 34).

Когда же Господь выходил из воды, Иоанн увидел разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. В Евангелии говорится, что при этом был голос с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 13, 17). Следует отметить, что, как говорит свт. Иоанн Златоуст, «Христос не нуждался в крещении, но крещение имело нужду в силе Христовой. Иисус, войдя в реку Иордан, был погружен в нее рукою Иоанна».

Однажды ученики Иоанна, в простоте своего сердца, обратились в Крестителю со словами: «Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот, Он крестит, и все идут к Нему» (Ин. 3, 24). В ответе своем, исполненном глубокой мудрости, Иоанн сказал: «Не может человек ничего принять на себя, если не дано ему с неба. Ему должно расти, а мне умаляться. Приходящий свыше и есть выше всех.

Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин. 3, 27-36).

Евангелие сообщает, что после Крещения Господня святой Иоанн Креститель был заключен в темницу Иродом Антипой, правителем Галилеи. Причиной этого стало то, что пророк Божий открыто обличал Ирода, который, оставив свою супругу, беззаконно сожительствовал с Иродиадой, женой родного брата Филиппа (Лк. 3, 19). Священное Писание повествует, что в день своего рождения Ирод устроил пир, на который пригласил вельмож, старейшин и начальствующих лиц. Дочь Иродиады Соломия плясала перед гостями и угодила Ироду. В благодарность за это царь поклялся девице дать все, чего она ни попросит, даже до половины своего царства. Соломия по совету своей матери Иродиады просила дать ей тотчас же на блюде голову Иоанна Крестителя.

Из-за преступных и злых замыслов Иродиады, за смелые и бесстрашные обличения беззаконных деяний Ирода, святой Иоанн был усечен мечом в темнице по приказу правителя и закончил свою земную жизнь мученически. Благочестивая Иоанна, жена домоправителя Иродова Хузы, погребла честную главу Иоанна Крестителя в глиняном сосуде на горе Елеонской (обретение честной главы празднуется 24 февраля). Святое тело Иоанна Крестителя взяли в ту же ночь его ученики и погребли в Севастии, там, где совершилось злодеяние.

Спаситель, говоря о пророке Иоанне Предтече, украсил его такими великими похвалами, каких не удостаивался никакой человек. «Истинно говорю вам, – сказал Господь окружавшему Его народу, – из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11, 11).

Священное Предание говорит, что святой апостол и евангелист Лука, обходя с проповедью Христовой разные города и селения, перенес часть мощей – правую руку Предтечи – в Антиохию.

Таким образом апостол спас ее от поругания, которому спустя триста лет подверглось тело святого Крестителя от руки языческого царя Юлиана-Отступника. Десница находилась в храме святого апостола Петра до агарянского нашествия, после которого некий диакон Иов, по вдохновению от Духа Божия, перенес ее в Халкидон. Византийский император выслал навстречу ей корабль, и она была перевезена в Константинополь в 956 году. Император поместил ее в церковь Пресвятой Богородицы Фарской, затем в монастырь Памакаристос, и, наконец, в храм Премудрости Божией – Святой Софии.

Позже от Десницы были отделены два перста – один из них был перенесен в Студийский монастырь Иоанна Предтечи, и по настоящее время хранится он в городе на Босфоре, второй – царь Феодор Ласкарис подарил Сербской Церкви и ее первому архиепископу Святому Савве. Святыня была помещена в монастырь Жича, но вскоре, вслед за перемещением престола Сербского архиепископа, перенесена в Печ. После упразднения Царства Елена Бранкович увезла перст святого Иоанна в Морею, чтобы святыня хранилась при дворе Фомы Палеолога. Когда же пали Константинополь и Морея, Фома Палеолог бежал в Италию и передал святыню папе Пию XI, который, будучи родом из Сиены, даровал ее местному кафедральному храму, где она хранится и поныне в раке. Десница святого Пророка оставалась в Константинополе до прихода турок, которые также его почитали. Но, желая примириться с воинственно настроенными рыцарями ордена Святого Иоанна – госпитальерами, хранителями святых мест, султан Баязит II подарил святыню им. К тому времени рыцари принесли из Палестины через Кипр две реликвии – частицу Святого Креста, дар Луи XII, и написанную кистью святого апостола Луки икону Пресвятой Богородицы, ради которой был возведен храм на древнем святилище Филеримос близ города Родоса. Об этом говорит современник и участник событий, вице-канцлер Родосский Вильгельм Гаорсан Галло. Родосские рыцари, утвердившиеся на острове Мальта, перенесли туда полученную ими святыню.

Русский паломник Добрыня, будущий святой архиепископ Новгородский Антоний (память 10 февраля), в 1200 году видел десную руку Предтечи в царских палатах. Из исторических памятников известно, что в 1263 году по взятии Константинополя крестоносцами император Болдуин передал одну плечевую кость мощей святого Иоанна Крестителя Оттону де Цикону, который послал ее цистерионскому аббатству во Франции. Десная рука продолжала храниться в Константинополе. В конце XIV- начале XV вв. эту святыню видели в Царьграде в монастыре Перивлепте русские паломники Стефан Новгородец, диакон Игнатий, дьяк Александр и диакон Зосима. После взятия турками Константинополя в 1453 году, его святыни по воле завоевателя Магомета были собраны и хранились в царской сокровищнице за печатью.

Впоследствии турки изгнали рыцарей-иоаннитов с Родоса на Мальту, где они в 1573 году воздвигли храм святого Иоанна для хранения святынь. Они находились там в течение двухсот лет, до конца XVIII века, когда мальтийцы под угрозой завоевания Наполеоном передали свои реликвии русскому императору Павлу I, который, приготовив искусно украшенные драгоценные киоты, поместил в них святыни – десную руку Предтечи, часть Животворящего Креста и Филермскую икону Божией Матери. Это историческое событие произошло 12 октября 1799 года. С тех пор Церковь прославляет их перенос, сначала в царскую резиденцию в Гатчине, а затем в Зимний дворец в Петербурге, в церковь в честь Нерукотворного Спаса. Раз в год их приносили в Гатчину на поклонение верующим. На этот праздник была составлена особая служба.

Десница Пророка благословляла русскую землю сто двадцать лет. Перед революционными событиями 1917 года мощи были укрыты в Эстонии, а затем перевезены в Сербию. История того времени повествует, что митрополит Антоний Храповицкий доставил святые мощи в Сербию и передал царю Александру Карагеоргиевичу. Святыни были установлены в дворцовой церкви в Дедиае, а владыка Николай (Велемирович) воскликнул «Десница, которая, зачерпнув воды иорданской, поднялась над главой Христа, находится среди нас!»

Перед вторжением немецких фашистов в 1941 году, молодой царь Петр II спрятал святыни в монастыре Острог, передав их Патриарху Гавриилу Дожичу. Святыни пережили чудесным образом трагические события оккупации, благоговейно сохраняясь священнослужителями и православными верующими, пока в день Святого Иоанна Предтечи, 20 января 1978 года, не оказались в городе Цетинье в Богородицком монастыре в Черногории.

Русская Православная Церковь празднует следующие дни его памяти: 23 сентября – зачатие (2 г. до Рождества Христова) 24 июня – рождество (1 г. до Рождества Христова); 29 августа – усекновение главы (около 32 года); 24 февраля – первое (IV) и второе (452) обретение главы; третье обретение главы (около 850); 12 октября – перенесение десной руки из Мальты в Гатчину (1799).

Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн

Пророк и Предтеча Иоанн крестил Господа в водах Иорданских и своей проповедью приготовил Ему путь. На иконах Креститель часто изображается стоящим рядом с Христом, подобно «другу жениха». Это пророк, появление которого ознаменовало переход от Ветхого Завета к Новому, от Закона к Благодати, от Скрижалей Завета к Благой Вести.

Из четырех Евангелий мы знаем о подвижнической жизни, проповеди, мученической кончине Предтечи, а главное — о его великой миссии: подготовить мир к приходу Спасителя.

Житие Иоанна Крестителя

Уже само зачатие и появление Иоанна на свет было чудом. Он родился от неплодных родителей, бывших уже в преклонных летах. Когда священник Захария, отец будущего пророка, находился в храме, Архангел Гавриил возвестил ему, что жена его Елизавета зачнет ребенка. Захария, услышав это, усомнился в сказанном Ангелом и… внезапно онемел. В то же время Архангел явился с благой вестью и к его супруге Елизавете.

Когда Дева Мария узнала, что Елизавета беременна, то пошла навестить Свою родственницу. Увидев приближающуюся Марию, Елизавета ощутила, как у нее во чреве взыграл младенец. Так Иоанн, еще не явившись на свет, почувствовал приближение Господа.

Спустя время у благочестивых родителей появился мальчик. Елизавета объявила, что назовут его Иоанном (такое имя было открыто ей Архангелом). Все присутствующие весьма удивились, потому что такого имени не носил никто из их рода. Однако Захария взял табличку и написал, что имя ребенку — Иоанн. В это же мгновение к нему вернулась способность говорить, и он возблагодарил Господа.

Одно из самых страшных и жестоких событий, описанных в Библии, — это убийство в Вифлееме всех младенцев, не достигших трехлетнего возраста, по приказу царя Ирода. Младенец Иоанн Промыслом Божиим избежал смерти: Елизавета скрылась в глубокой пещере в пустыне. Захария же был убит слугами Ирода.

В пустыне, в окружении песков и диких животных, и вырос пророк, с малолетства приготовляясь к великому подвигу. Как повествует Евангелие, одежда Иоанна была из шерсти верблюда, в пищу он употреблял дикий мед и акриды. Достигнув полного совершеннолетия (по иудейским обычаям это 30-летний возраст), Иоанн вышел на проповедь.

В те времена к берегам реки Иордан в определенный день сходилось огромное количество людей для совершения ритуального омовения. Там Иоанн и обратился с речью к народу. Суть проповеди была такой: важно не столько сотворить омовение внешнее, сколько очиститься внутренне. А это очищение можно получить через осознание своих грехов, через покаяние и принятие Крещения. Крещение Иоанна, совершавшееся водой, как бы подготавливало к Крещению Духом Святым.

На Иордан пришел и Сам Иисус Христос. Там Он принял Крещение от Иоанна. Тогда отверзлись небеса, на Иисуса сошел Святой Дух в виде голубя, и голос произнес: «Это Сын Мой возлюбленный…»

После событий и чудесных знамений на Иордане Иоанн продолжил служение, проповедуя приближение Царства Божиего, призывая к покаянию, обличая грехи людей — без различения возраста, пола, материального положения. Среди обличаемых им был и сам Ирод Антипа. Взяв жену своего родного брата, он сожительствовал с ней в нечестивом браке, а свою законную жену оставил. За свои прямые и безбоязненные речи Иоанн был взят под стражу. Однако даже держа в заключении, Ирод не желал ему смерти, потому что считал его настоящим пророком и любил с ним беседовать.

Однажды по поводу дня рождения Ирода был устроен грандиозный пир. Вино текло рекой, подавались великолепные яства. Падчерица Ирода, прекрасная Саломея, в качестве подарка станцевала перед царем и гостями обольстительный танец. Она так угодила царю, что тот в порыве восторга обещал ей любую награду, даже половину его царства. Подученная матерью, девица попросила в дар голову Иоанна Крестителя на блюде.

После этих слов Ирод опечалился. Но слово царя, произнесенное в присутствии гостей, не могло быть нарушено. Стражникам приказали отсечь Иоанну голову. Саломея тут же получила свою награду и передала ее матери. Та, исходя ненавистью, еще несколько дней держала главу при себе, а когда надругалась над нею вдоволь — выбросила. Иоанновы ученики унесли святое тело учителя и похоронили.

Главу святого мученика нашла женщина по имени Иоанна. Она спрятала святыню в сосуд из глины и закопала его на горе Елеон. Спустя какое-то время ее нашел один благочестивый человек, строивший в том месте храм. Он спрятал сосуд у себя в доме, а в ожидании близкой кончины вновь закопал его там же, где и нашел.

Ирод же понес достойное наказание за свое преступление. Отец его законной жены, чтобы отомстить за поругание дочери, напал на Ирода и разбил его войско в пух и прах. Сам царь был отправлен в ссылку императором Калигулой. По преданию, безумную Саломею постигло ужасное возмездие: переходя реку зимой, она провалилась под лед, и острой льдиной ей отрезало голову.

Читайте также:  Святитель Феофан Затворник – житие и труды, мысли и советы

При императоре Константине святая глава чудесным образом была обретена двумя иноками, проходившими через те места. Сам Креститель явился одному из них и показал, где сокрыта святыня.

Иоанна Предтечу часто называют Илией, потому что, по слову Господа, он и был пророком Илией, который приходил, но не был узнан. Иконографическое их изображение очень схоже.

Креститель Господень Иоанн почитается Православной Церковью как мученик, Ангел (поэтому на иконах часто изображается с ангельскими крыльями), пророк и друг Христа.

6 октября (23 сентября по ст. ст.) — Зачатие честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

7 июля (24 июня по ст. ст.) — Рождество честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

11 сентября (29 августа по ст. ст.) — Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

9 марта (24 февраля по ст. ст.) — Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи

7 июня (25 мая по ст. ст.) — Третье обретение главы Иоанна Предтечи

25 октября (12 октября по ст. ст.) — перенесение из Мальты в Гатчину десницы Иоанна Крестителя

20 января (7 января по ст. ст.) — Собор Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Житие святого славного Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Храмовый образ Иоанна Предтечи. Середина XVI века

Однажды, когда старец Захария отправлял свое очередное священническое служение в храме иерусалимском, вошел он во святилище для каждения и возложил фимиам на алтарь кадильный, вдруг увидел по правую сторону алтаря явившегося ему Ангела. Захария смутился и затрепетал от страха. «Не бойся, Захария, — сказал Ангел, — ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются; ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, … дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк. 1, 13—17).

Изумленный видением и обрадованный словами Ангела, Захария был глубоко потрясен: изумление и радость его были так велики, что он не вдруг мог поверить тому, что уже привык считать несбыточным. «По чему я узнаю это? — в смущении спросил он Ангела, — ибо я стар, и жена моя в летах преклонных» (Лк. 1, 18). «Я Гавриил, предстоящий пред Богом, — отвечал ему Ангел, — и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время» (Лк. 1, 19—20). Сказав это, Ангел скрылся, а Захария в ту же минуту сделался нем.

Между тем народ, собравшийся в храм для молитвы, ожидал Захарию и дивился, что он так долго медлит в святилище. Но вот в смущении и волнении выходит Захария; напрасно усиливается он произнести молитву благословения, и, почувствовав, что язык его связан немотою, стал знаками объяснять необыкновенность своего положения. Народ понял, что Захария видел видение во храме.

Пробыв во храме до конца очереди своего служения, Захария возвратился в дом свой; и Елисавета, несмотря на свое неплодие и свою старость, зачала. Обрадованная благодеянием Божиим, которым снималось с нее поношение бесчадия, она в продолжение пяти месяцев тщательно скрывала свою беременность от людей, чтобы в ненарушимом спокойствии изливать свою радостную благодарность пред Богом, избавившим ее от нарекания между людьми. Однако же одна родственница, жившая в то время в отдаленном от нее месте, узнала об этом сверхъестественным образом: то была Пресвятая Дева Мария. Тот же Архангел Гавриил, который возвестил Захарии о рождении ему сына, благовествуя Пресвятой Деве всемирную радость о рождении от Нее Христа Спасителя, между прочим открыл Ей, что Елисавета, родственница Ее, называемая неплодною, зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц (Лк. 1, 36). Услышав о радости, какая готовится Елисавете, Пресвятая Дева, уже зачавшая Сына Божия, поспешила навестить ее, причем Иоанн, как будущий Предтеча Господа, выразил свою радость пришествия Его особыми, необыкновенными движениями в чреве матери. Матерь Божия пробыла с Елисаветою в доме ее три месяца.

Рождество Иоанна Предтечи

Высокие надежды, указанные обстоятельствами рождения Иоанна, в непродолжительном времени начали оправдываться. Еще в юных летах Иоанн избрал необыкновенный образ жизни: он удалился в необитаемую Иудейскую пустыню и, поселясь в одной из диких пещер, среди молитвы и благочестивых раз мышлений, пробыл в ней до тридцатого года своей жизни. «Он жил в пустыне, как на небе — говорит святой Златоуст, — вознесшись над всеми нуждами природы, шел путем необыкновенным, препровождая все время в песнопениях и молитвах, и уда лившись от общества людей, непрестанно беседовал с Единым Богом». Одежду носил он самую простую, жесткую, сшитую из ткани, приготовленной из верблюжьих волос, препоясывая ее кожаным поясом. В пище он наблюдал крайнюю воздержность: да и вся пища его состояла только из корней и растений, доны не еще употребляемых бедными жителями Палестины и известных под именем дикого меда и акрид. Скрываясь в глубине пустыни, ведя жизнь свободную от близких сношений с людьми, ища только общения с Богом, он спокойно ожидал, когда Сам Господь призовет его на дело общественного служения.

Камень, с которого проповедовал Иоанн Предтеча

Чтобы яснее представить людям существенные их обязанности, какие они должны были исполнять, и те пороки, от которых должны удаляться, Иоанн давал наставление каждому сословию порознь. Так, людям скупым и своекорыстным он проповедовал о том, чтобы они уделяли нуждающимся из своего собственного достатка и имущества; мытарям, или сборщикам податей, которые взыскивали пошлины больше надлежащего и тем обогащались, Иоанн напоминал об обязанности не брать с народа больше того, что постановлено законом. Являлись к нему и воины, насилия которых становились тяжки для народа; Иоанн увещевал воинов воздерживаться от всяких насилий, не клеветать ни на кого и довольствоваться определенным жалованьем. Так, простую и великую заповедь «люби ближнего как самого себя» умел Иоанн ясно и понятно передавать каждому!

Кроме людей из простого звания, приходили к Иоанну и лица, пользовавшиеся народным уважением, — фарисеи и саддукеи. Фарисеи были люди, гордившиеся мнимою святостью: они были строгие исполнители закона, громко молились на улицах, раздавали милостыни на площадях, но сердца их исполнены были тщеславия, зависти и лукавства; они мечтали, что, как природные чада Авраама, они необходимо войдут в Царство Мессии. Саддукеи были люди неверующие и отличались вольнодумством: они отвергали бытие мира духовного и потому не верили в существование Ангелов, в загробную жизнь и ожидающие там мучения и блаженства. Пришедшим к нему фарисеям и саддукеям Иоанн высказал истину сильно; он встретил их грозною речью: «Порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Лк. 3, 7—9). Многое и другое благовествовал Иоанн на роду, поучая его.

Видя строгую и добродетельную жизнь Иоанна, слыша его учение, полное силы и могущества, приходили к нему очень многие жители страны иудейской и иерусалимской и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои. Успех его проповеди был так велик, приходящего к нему народа для крещения было такое множество, что втайне многие начали думать об Иоанне: не он ли Христос? «Я крещу вас водою, — торжественно говорил Иоанн, — но идет Сильнейший меня, у Которого я не достоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Лк. 3, 16). Этими словами Иоанн как бы отвечал на тайные мысли народа о нем и ясно свидетельствовал о себе, что он не Христос, а только слуга и Предтеча Его.

Иоанн Предтеча. Мозаика собора св. Софии в Константинополе

После крещения Господа Иоанн продолжал привлекать к себе бесчисленные толпы народа. Свидетельство об Иисусе, как о Сыне Божием, как об Агнце, принявшем на Себя грехи всего мира, как о Мессии, пришедшем открыть новое духовное царство, составляло главный предмет его проповеди. Толпы на рода, постоянно окружавшего Иоанна, и сила его проповеди произвели всеобщее ожидание скорого пришествия Мессии и Его торжественного явления миру. Несмотря однако же на то, что Иоанн не раз указывал в Иисусе Мессию, многие и теперь думали видеть Мессию в самом Иоанне: смиренный образ Христа Спасителя не сообразовывался с иудейскими понятия ми о величии Мессии. Чтобы решить недоумение, старейшины народа иудейского отправили к Иоанну торжественное посольство из священников и левитов, чтобы спросить его: кто он? На предложенный вопрос Иоанн твердо и спокойно отвечал, что он — не Мессия. Так как многие из иудеев верили, что до пришествия Мессии явится на землю Илия, то они спрашивали Иоанна: «Что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет. Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом? Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия». Тогда посланные предложили Иоанну еще вопрос: «Что же ты крестишь, если ты не Христос, ни Илия, ни пророк?» — «Я крещу в воде, — отвечал Иоанн, — но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я не достоин развязать ремень у обуви Его» (Ин. 1, 19—27). Таким образом, Иоанн, как и прежде, и теперь торжественно называет себя только Предтечею Господа, в сравнении с высоким достоинством Которого он считает себя ниже последнего слуги.

На другой день Иоанн, увидев Иисуса, идущего к нему, в слух всего народа сказал о Нем: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня» (Ин. 1, 29-30). Еще полнее и яснее раскрывал Иоанн Божественное достоинство Иисуса Христа пред своими учениками. Однажды ученики Иоанна в простоте своего сердца жаловались ему, что Иисус, Которого крестил он и Который по обыкновенному порядку вещей должен был почитать Крестителя учителем Своим, вместо того собирает собственных последователей, Сам начинает крестить и скоро помрачит славу их учителя. В ответе своем, исполненном глубокой мудрости, Иоанн прежде всего замечает им, что если Иисус начинает крестить (чрез учеников Своих, Ин. 4, 2), то на это Он получил власть и повеление свыше: «Не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба». Я и прежде говорил, и теперь повторяю вам: «не я Христос, но я послан пред Ним». Чтобы нагляднее представить им свое отношение к Иисусу, Иоанн употребляет сравнение, в котором, уподобив Христа жениху, а последователей его невесте, себя называет другом жениха: «Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась», т.е. я привел к Мессии народ, очистил путь Господу; теперь служение мое исполнено; потому, — продолжает кроткая и возвышенная душа Иоанна, — «Ему должно расти, а мне умаляться». Он пришедший свыше и есть выше всех; сравниться с Ним никто не может, потому что Он есть Сын Божий, Которому Отец все предал во власть. Посему, — заключает Креститель, — «верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин. 3, 27—36).

Это было последнее свидетельство Иоанна об Иисусе Христе. Оно произвело благодетельное влияние на умы и сердца учеников его. При первом же случае те из них, которые имели более чистое сердце и более светлое уразумение тайн Божиих, охотно последовали за Иисусом; это были: Андрей — названный Первозванным, Иоанн — возлюбленный ученик Господа, и Петр. Великий учитель их Иоанн, между тем, вскоре заключен был в темницу; но и оттуда своим посольством к Иисусу оставшихся учеников своих для убеждения их в Божественном достоинстве Его, как Мессии, Иоанн снова доказал, сколь верен был он цели своего великого служения. За то и Спаситель, в Своем отзыве об Иоанне, украсил его такими великими похвалами, каких не удостаивался никогда никакой человек. «Истинно говорю вам, — сказал Господь окружавшему Его народу, — из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11, 11).

В темницу Иоанн заточен был по приказанию галилейского правителя Ирода Антипы. Узнавши Иоанна, Ирод почувствовал к нему невольное уважение, доходящее до того, что по его советам он предпринимал некоторые исправления в делах гражданских и с удовольствием беседовал с ним. Вскоре однако же Ирод оказался недостойным дружбы великого Пророка Божия. К различным своим злодеяниям он присоединил, наконец, и то, что, вопреки ясному закону Божию, вступил в брак с Иродиадою, женою брата своего Филиппа, находившегося еще в живых, прогнав от себя свою законную супругу, дочь Ареты, владетеля каменистой Аравии. Иоанн, строгий хранитель закона, ревнитель правды и благочестия, не мог спокойно переносить зрелище соблазна, допущенного Иродом; он возвысил голос против такого беззакония и говорил Ироду: «Не должно тебе иметь жену брата твоего» (Мк. 6, 18). Голос правды святого мужа оскорбил повелителя и возбудил страшную ненависть в Иродиаде; она решилась во что бы то ни стало погубить праведника и своими настойчивыми происками успела, наконец, в том, что Ирод дал приказание заключить Иоанна в темницу. Вскоре эта злобная женщина нашла случай вполне удовлетворить своей злобе и мщению. Ирод праздновал день своего рождения. На этот праздник были созваны все вельможи и старейшины иудейские. Саломия, дочь Иродиады, перешедшая с матерью от отца своего к Ироду, искусная танцовщица, своею пляскою во время пиршества так угодила Ироду и возлежащим с ним, что он сказал ей: «Проси у меня, чего хочешь, и дам тебе»; и с клятвою прибавил: «Чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства» (Мк. 6, 22—23). Саломия по наущению матери потребовала головы Иоанна Крестителя. Царь, услышав такую просьбу девицы, опечалился. Совесть, еще не совсем погасшая в душе нечестивца, говорила ему, что по причине безумной просьбы клятва может быть нарушена; но Ирод, слабый по характеру, из боязни показаться лжецом пред другими, заглушил в себе голос совести и согласился на гнусное убийство Предтечи Христова. Послав своего оруженосца в темницу, царь приказал ему тотчас же принести голову Иоанна. Он пошел, отсек ему голову в темнице и принес ее на блюде, подал девице, а девица отдала ее матери своей. Так Иоанн, великий между пророками, светильник горевший и светивший, был верен Господу Богу до смерти и, доблестно окончив поприще земного служения мученическою кончиною, получил от Господа венец вечной блаженной жизни, подавая нам собою пример, как и мы должны стараться всеми силами пребывать верными Господу до последнего дня и часа, чтобы наследовать нескончаемую жизнь в обителях небесных. Этой блаженной части да сподобит Господь Спаситель всех нас, во славу Всесвятого Имени Своего, со Безначальным Его Отцом и Всесвятым Духом во веки веков!

Ссылка на основную публикацию