Житие священноисповедника Луки Крымского – полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

Житие и чудеса святителя, врача и целителя Луки Крымского

Жизнеописание святителя Луки Крымского

Святой Лука – уроженец Крымского полуострова, а именно города Керчь, где он появился на свет в 1877 году. В родительском доме его приучили к жизни по христианским канонам, а также дали всестороннее развитии и образование.

Святой Лука – уроженец Крымского полуострова

После прочтения Библии Лука Крымский решил посвятить свою жизнь служению людям. Решение поступить в медицинский институт стало определяющим в его судьбе.

Молодые годы доктора Войно–Ясенецкого

Молодой выпускник медицинского института женился и начал врачебную практику, путешествуя по российским городам. Доктор Валентин систематически оперировал и искал новые пути лечения больных с тяжелыми патологиями. Особое внимание он уделял анестезии, которая стала предметом его диссертационной работы.

После этого внимание доктора было обращено на гнойную хирургию, а также рассуждения на тему атеизма и его опровержение. В 40 лет он становится главврачом больницы в Ташкенте. После смерти жены отдает детей на воспитание операционной сестре, а сам сосредотачивается на операциях и проповедовании.

Принятие священнического сана

Приглашение стать священником доктор получил после горячей дискуссии с неверующими. После этого началось стремительное восхождение по духовной стезе, которую он начал дьяконом. Спустя семь дней был повышен до иерея. После принятия монашеского обета был назначен епископом. С этого момента начался путь Святого Луки Крымского.

Репрессии и гонения

30-е годы ХХ столетия были насыщены событиями для святого Луки. Войно–Ясенецкого сослали в Туруханский край, где он не глядя на запрет продолжал врачебную практику и повышал духовное сознание прихожан. Его переводят на самый север, а позже возвращают в Туруханск. В 1926 году он приезжает в Ташкент.

До 1930 года святой Лука работал спокойно, пока у его коллеги не умер сын. Профессор Михайловский попытался оживить своего ребенка, однако безуспешно, после чего покончил жизнь самоубийством. Отец Лука похоронил его по православным законам, несмотря на совершенный грех. За это советские власти приговорили его к тюремному заключению.

Войно–Ясенецкий продолжал вести врачебную практику в Туруханском крае

При сталинском режиме большинство служителей церкви подвергались репрессиям, под которые попал и епископ Лука. По обвинению в создании контрреволюционной церковной организации его задержали и проводили круглосуточный допрос под ослепительным светом.

Пытка продолжалась в течение 13 дней. Последующая голодовка сказалась на душевном здоровье священника. Он добровольно признал себя виновным в преступлении и был сослан в Красноярский край, где занимался наукой и оперировал.

Разразившаяся в 1941 году война заставила руководство назначить Луку Крымского главврачом военного госпиталя. Также он нес служение в качестве епископа, а в 1943 году был посвящен в сан архиепископа. В 1944 году госпиталь вместе с врачом перемещают в Тамбов, где он продолжает свои научные труды.

Последние годы жизни

Архиепископ был удостоен ряда наград:

  • бриллиантовый крест – за архипастырскую деятельность;
  • сталинская премия – за работы «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов» и «Очерки по гнойной хирургии».

После войны его пригласили возглавить крымскую епархию, где он стал архиепископом Симферопольским. Сердечный недуг не позволил ему вернуться к операционной практике, но он по-прежнему давал консультации по будням. В выходные Войно-Ясенецкий читал проповеди в храме, который по обыкновению был заполнен людьми.

В 1956 году врача постигла полная слепота, которая не помешала его служению церкви. Благодаря его усилиям большинство храмов этого края остались нетронутыми. Святитель отошел в мир иной 11 июня 1961 года, в день празднования Всех Святых.

Видео «Житие Луки Крымского»

В этом видеоролике представлены основные факты из жизни святого.

Почитание и причисление к лику Святых

Святой Лука почитается 18 марта (обретение мощей) и 11 июня (преставление). В эти дни паломники съезжаются со всей страны в симферопольский Свято–Троицкий собор.

Дни почитания припадают на 18 марта и 11 июня

Обретение мощей

Могила архиепископа находилась в Симферополе. К ней стремились люди с разных уголков мира, чтобы получить исцеление после паломничества. Церковная верхушка обратила на них внимание, тщательно изучила жизненный путь Войно-Ясенецкого и причислила его к лику святых.

Обретение мощей произошло в 1996 году, когда их расположили в кафедральном Соборе имени Святой Троицы. Впоследствии на покрывале, которым был укрыт святой, проявился отпечаток его лица. К его мощам, которые источают прекрасный аромат, прикладываются паломники со всего мира.

Иконы с ликом святого

Отец Валентин дожил до почтенного возраста в 84 года, поэтому до наших дней дошли фотографии, которые дают ясное представление о его внешности. Иконописи максимально приближены к реальному портрету, однако показывают человека, уже преображенного Христом.

Иконы показывают старца, чьи волосы и борода укрыты сединой. На нем архиерейское одеяние, в левой руке святой держит посох или Евангелие, а правой благословляет верующих. Грудь украшена панагией с изображением Богородицы. При жизни святитель имел плохое зрение, однако попадая в обитель Господа, людей ждет избавление от болезней. Поэтому пребывающему вместе с Христом святому Луке очки не нужны.

О чем молятся Луке Крымскому

18 марта и 11 июня весь православный мир почитает святителя, который продемонстрировал преданность к Всевышнему и безграничную заботу о ближнем.

Житие святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкого)

Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий) — великий исповедник веры Христовой и выдающийся хирург, спасший тысячи душ и тысячи жизней. На его долю выпало то, что пережило русское православное духовенство в первой половине 20-го века: тюрьмы, лагеря, пытки, изгнания. Но, даже находясь в заточении и ссылках, архипастырь продолжал неустанно врачевать души и тела страждущих. И доныне во многих городах и селах России люди благодарностью вспоминают великого святого врача.

На Архиерейском Соборе 2000 года имя Архиепископа Луки Крымского (Войно-Ясенецкого) было внесено в Собор Новомучеников и Исповедников российских для общецерковного почитания. Святителю Отче Луко, моли Бога о нас!

ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ЛУКИ КРЫМСКОГО

Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий – доктор медицины, профессор, духовный писатель, архиепископ Русской Православной Церкви Лука, – родился 27 апреля 1877 года в г.Керчи в семье провизора Феликса Станиславовича Войно-Ясенецкого, представителя обедневшего польского дворянского рода, и Марии Дмитриевны Кудриной, воспитавшей детей в православных традициях, несмотря на католическое исповедание своего супруга. Однако «наследственную» религиозность, «предрасположенность» к вере, Святитель Лука Войно-Ясенецкий, по собственному признанию, получил именно от отца, ревностного католика, сумевшего, однако, уважительно отнестись к свободе выбора вероисповедания своими детьми.

Подрастая в семье, где, с одной стороны, близко стоял к медицине отец, и, с другой – активно занималась благотворительностью мать, Валентин Феликсович неизбежно проникался чувством сострадания к ближнему и страждущему, желанием помогать людям.Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий

Именно поэтому Валентин Феликсович, всегда тяготевший к изобразительному искусству, сделал свой выбор не в пользу живописи, хотя помимо гимназии окончил школу рисования. В 1898 году поступил на медицинский факультет Университета Святого Владимира в Киеве. Учился юноша прекрасно, занимался общественной работой, а по окончании курса изъявил желание получить практику земского врача, чтобы применять полученные знания там, где они всего полезнее и нужнее — непосредственно «в народе». Устроившись хирургом в киевское отделение Красного креста, в 1904 году Валентин Феликсович в начале русско-японской войны был командирован в эвакуационный госпиталь в Читу, где получил столь ценную для начинающего специалиста практику: именно здесь он столкнулся с одной из основных проблем в излечении ранений – загноением.

В конце 1904 года обвенчался с сестрой милосердия Анной Васильевной Ланской, ставшей его верной спутницей и помощницей, подарившей мужу четверых детей.

Анна Васильевна Войно-Ясенецкая (Ланская) . В последствие все они избрали для себя медицинскую стезю: Михаил и Валентин – доктора медицинских наук, Алексей – доктор биологических наук, Елена – врач эпидемиолог. Внук Валентина Феликсовича, Владимир Александрович Лисичкин , – доктор экономических наук и кандидат философских наук, автор нескольких монографий, посвященных своему прославленному деду.

После работы в военном госпитале перспективного и самоотверженного хирурга приглашают на должность земского врача в Симбирск и Ардатов, где он задумывается о научно-практической разработке методики применении местной анестезии из-за сложности употребления и опасных последствий для пациентов общего наркоза. С 1905 по 1907 годы Валентин Феликсович трудится в земствах Верхних Любеж и Фатежа Курской губернии, участвует в борьбе против разразившихся там эпидемий кори, оспы и брюшного тифа.

В 1908 году Валентин Феликсович поступает в экстернатуру при хирургической клинике одного из пионеров антисептической хирургии, профессора Московского Императорского университета Петра Ивановича Дьяконова, где он занимался научными изысканиями в области проведения местной анестезии и подготовкой материалов для диссертации. По итогам исследования Валентин Феликсович сделал специальный доклад на заседании Хирургического общества в Москве 3 марта 1909 года. Однако по семейным обстоятельствам ему пришлось прервать академические штудии и вновь отправится в земские больницы сначала села Романовка Саратовской губернии, а в 1910 году и Переславль-Залесского Владимирской губернии, где он курировал городскую, фабричную, уездную больницы, а также военный госпиталь. Хирург В. Ф. Войно–Ясенецкий (слева) проводит операцию в земской больницеРезультаты работ успешного хирурга регулярно публиковались в «Трудах Тамбовского физико-медицинского общества» и журнале «Хирургия», который редактировали П.И.Дьяконов и Н.В.Склифосовский.

В 1916 году Валентин Феликсович защищает как диссертацию свою книгу «Регионарная анестезия», получив степень доктора медицины за разработку нового метода местной блокады проводимости нервной системы при операбельном вмешательстве.

В начале 1917 года, обнаружив у супруги симптомы туберкулеза легких и желая перевезти семью в боле сухой и жаркий климат Средней Азии, Валентин Феликсович испрашивает себе перевод на должность главного врача Ташкентской городской больницы. Именно там его и застали революционные события 1918–1918 годов и ужасы Гражданской войны 1917–1923 годов.

В начале 1919 года Валентина Феликсовича впервые арестовывают из-за отказа выдать властям тяжело раненного казачьего есаула. После допроса его отпустили, но эти события непоправимо ухудшили состояние Анны Васильевны, и она скончалась. Четверо детей, старшему из которых было 12, а младшему – 6 лет в дальнейшем жили под присмотром медицинской сестры больницы Софьи Сергеевны Белецкой.

Скоропостижная кончина супруги сильно повлияла на мировоззрение Валентина Феликсовича, решительно укрепив его на религиозной стезе: помимо научной (принимал активное участие в создании Высшей медицинской школы, где преподавал анатомию, по настоянию декана Медицинского факультета Государственного Туркестанского университета П.П.Сиотковского, возглавлял кафедру оперативной хирургии и топографической анатомии) и врачебной практикой, он становится активным мирянином. После одного из докладов о положении дел в Туркестанской епархии епископ Туркестанский и Ташкентский Иннокентий (Пустынский) предложил Валентину Феликсовичу стать священником, что последний воспринял как Волю Божью: уже через несколько дней его посвящают в чтеца, певца и иподьякона, затем – в дьякона, а 15 февраля 1921 года – в иерея. С этого момента Валентин Феликсович приходит в больницу в рясе и с крестом, открыто молится.

После отъезда епископа Иннокентия из-за набиравшего обороты обновленческого движения в Средней Азии, Валентин Феликсович в 1923 году принимает монашеский постриг с именем Лука и назначается епископом Туркестанским. Параллельно с эти Валентин Феликсович вынужденно оставляет преподавание из-за протестного движения студентов, а вскоре он был арестован как сторонник Патриарха Тихона за свой призыв оставаться верными Патриарху и не сотрудничать с большевистской властью. В Ташкентской тюрьме он подготовил часть «Очерков гнойной хирургии» . В свою первую ссылку Святитель Лука отправился через Москву, где органами НКВД было проведено следствие и определено место высылки – Енисейск, а затем Туруханск, и там епископ продолжал работать в местной больнице.

В Ташкент Святитель Лука Войно-Ясенецкий вернулся лишь в 1926 году и вскоре попросился об увольнении «на покой», сосредоточившись на частной практике по приему больных на дому. Однако вскоре по явно сфабрикованному уголовному делу об убийстве профессора-физиолога И.П.Михайловского Святитель Лука был вновь арестован и отправлен в новую ссылку в Архангельск, продолжавшуюся до 1933 года. После своего освобождения Святитель Лука встречался с митрополитом Сергием: кафедры он не занял, видимо, считая более важным для общества свою врачебную деятельность, возможность передать молодому поколению свой обширный опыт, однако основать НИИ хирургии ему, к сожалению, не позволили.

В 1934 году Святитель Лука возвращается в Ташкент, а вскоре переезжает в Андижан, где он вновь оперирует, читает лекции и руководит отделением Института неотложной помощи. Там он заболевает лихорадкой и в результате осложнения слепнет на один глаз.

В 1937 году последовало новое уголовное дело против Святителя Луки , который всегда предельно откровенно (и публично) высказывался о своих политических и нравственных взглядах, обвиненного в антисоветской деятельности и убийстве пациентов. В 1940 году он был отправлен в очередную ссылку на 5 лет в Красноярский край, где во время войны был главным хирургом эвакуационного госпиталя, проводя самые сложные операции.

В 1942 году Архиепископ Лука получил представление Патриархии без отрыва от хирургии возглавить Красноярскую кафедру. В 1944 году Святитель был переведен на Тамбовскую епархию, а с 1946 года был назначен Архиепископом Крымским и Симферопольским.

В 1946 году Валентин Феликсович за книги «Очерки гнойной хирургии» (1943) и «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов» (1944) был удостоен Сталинской премии первой степени, большую часть материального вознаграждения которой пожертвовал детским домам.

Святитель Лука скончался 11 июня 1961 года в День Всех Святых, в земле Российской просиявших, похоронен на городском кладбище Симферополя.

22 ноября 1995 года архиепископ Симферопольский и Крымский Лука определением Синода Украинской Православной Церкви причислен к лику местночтимых святых. В 1996 году состоялось обретение святых мощей архиепископа Луки, которые сегодня находятся в Свято-Троицком женском монастыре. В 2000 году Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий прославлен как исповедник (святой) в сонме Новомучеников и Исповедников Российских.

Дни памяти — 29 января, 18 марта и 11 июня.

Современные чудеса Луки Крымского

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

В наше время чудеса, проистекающие от религиозных святынь, подвергаются всестороннему изучению. Миро и кровь исследуют масс-спектрометрическим анализом, феномену святой воды тоже дали какое-то научное объяснение… Но как объяснить чудеса, которые случаются от прикосновения к святым мощам или чудотворной иконе? Никаких доказательств, кроме свидетельств самого облагодетельствованного человека нет, а многие ли верят таким рассказам? Сомневающиеся продолжат сомневаться, равнодушные – пребывать в равнодушии, ну а кто-то, возможно, воздохнет из глубины сердца и вознесет свои молитвы святому. И кто знает, может чудо снизойдет на него…

Содержание страницы

Краткое житие

Краткая биография Валентина Войно-Ясенецкого

Будущий архиепископ Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) появился на свет 27 апреля 1877 года в многодетной семье в Керчи. Отец его был аптекарем, исповедующим католицизм, но достаточно миролюбиво относился к православным взглядам, царящим среди его домочадцев.

«Недолгие колебания кончились решением, что я не вправе заниматься тем, что мне нравится, но обязан заниматься тем, что полезно для страдающих людей», — так молодой человек объяснил свое поступление на медицинский факультет Киевского университета.

Учеба проходила блестяще. Студенты и преподаватели в один голос пророчили ему научное поприще и карьеру профессора. Однако Валентин и тут всех удивил: изъявил желание работать простым земским врачом.

Позже в своих мемуарах святитель Лука напишет:

«Я был обижен тем, что они меня совсем не понимают, ибо я изучал медицину с исключительной целью быть всю жизнь деревенским, мужицким врачом, помогать бедным людям».

Подвиг жизни святого врача

Сразу после университета молодому практику довелось принять участие в Русско-японской войне – в качестве заведующего хирургией в военном госпитале в Чите. Здесь Валентин встретился со своей будущей супругой – сестрой милосердия Анной Васильевной Ланской. Она была человеком прекрасных душевных качеств, но жутко ревнивой. Все-таки их брак оказался удачным. Вместе супруги прожили 15 лет, родив четверых детей.

Анна Васильевна Войно-Ясенецкая (Ланская), супруга будущего святителя

В те годы семья Войно-Ясенецких часто кочевала с места на место – Валентин воплощал мечту служения людям в должности «деревенского» врача. В Курской губернии молодой доктор а некотором смысле стал жертвой собственных блестящих талантов. Прослышав о гениальном хирурге, который возвращал зрение слепым, а увечных вновь делал работоспособными, к нему потянулись люди не только из других уездов, но и из соседней губернии. Оперировать приходилось с девяти утра до самого вечера, причем часто в больнице не хватало коек, и милосердный доктор размещал больных в собственном доме.

Полезные материалы

В 1909 году Войно-Ясенецкий получает должность главврача в Переяславле-Залесском. Несмотря на то, что больница находилась в центре города, а не в глухомани, она не была снабжена ни электричеством, ни водопроводом. В этих немыслимых условиях хирург умудрялся выполнять более тысячи стационарных и амбулаторных операций в год. Когда началась Первая мировая война, больница отчасти превратилась в военный госпиталь: на койках лежали солдаты с ампутациями и рядом же гражданские лица с грыжами, аппендицитами и гнойными переломами. В это время Войно-Ясенецкому пригодился его опыт проведения оперативных вмешательств под местной анестезией.

Читайте также:  Любушка Сусанинская - житие и биография старицы, пророчества и предсказания, где похоронена

Еще в Курской губернии хирург начал работать над диссертацией по так называемой регионарной анестезии, идея которой нашла живейший отклик в среде его коллег. В те годы общий наркоз нередко становился причиной смерти пациента, лежащего под ножом хирурга, а потому возникла острая необходимость в усовершенствовании методик проведения анестезии. Способ, разработанный Войно-Ясенецким, минимизировал последствия наркоза, однако требовал точности – при данном виде обезболивания уколы делаются в строго определенные участки тела — по ходу нервных стволов. Позже за разработку новой технологии в области анестезии архиепископ получит степень кандидата медицинских наук, а за выпущенную на эту тему книгу будет удостоен премии Варшавского университета.

Святитель Лука (слева) в операционной

Меж тем, личная жизнь Валентина Феликсовича оказалась омрачена болезнью жены. Хирург диагностировал у своей супруги туберкулез легких и уцепился за возможность перебраться в Ташкент. Он надеялся, что смена климата затормозит развитие болезни. Увы, этого не случилось, и через два года, в 1919 году, Анна Васильевна Войно-Ясенецкая скончалась. После ее смерти будущий архиепископ еще сильнее погрузился в работу. Совмещая должность главного администратора городской больницы и заведующего медицинской кафедрой Ташкентского университета, Валентин Феликсович принимал активное участие в церковных съездах и собраниях. Однажды во время такого съезда случилось событие, кардинально изменившее жизнь талантливого хирурга. После очередной горячей речи о судьбах православной церкви, к хирургу подошел владыка Иннокентий и сказал: «Доктор, вам надо быть священником!» На это Войно-Ясенецкий ответил неожиданно и просто: «Хорошо, Владыко! Буду священником, если это угодно Богу!»

«Я полюбил страдание…»

После первого ареста.
6 мая 1930 году Владыку арестовали и 15 мая 1931 года, после года тюремного заключения, выносят приговор (без суда); ссылка на три года в Архангельск

Так называется автобиография святителя Луки. За свою жизнь, начиная от монашеского пострига до кончины, он перенес немало физических и душевных мук. Аресты, три ссылки – в общей сложности 11 лет тюрем и лагерей. Самая жесткая мера воздействия – ссылка за Полярный круг. Это было воистину суровым испытанием веры священника. В какой-то момент, когда репрессии со стороны властей наконец-то прекратились, епископ Лука попросился на покой. Ему хотелось заниматься исключительно медицинской практикой. Он перестал служить в церкви, стал ходить в гражданской одежде и даже получил должность консультанта в одной из больниц Узбекистана… С этих пор его блестящая рука хирурга, не знавшая ошибок, стала дрожать.

Он переезжал с места на место, операции проводил неудачно, казалось, Божия благодать оставила его. Однажды святителю приснился страшный сон.

«Мне снилось, что я в маленькой пустой церкви, в которой ярко освещен только алтарь. В церкви неподалеку от алтаря у стены стоит рака какого-то преподобного, закрытая тяжелой деревянной крышкой. В алтаре на престоле положена широкая доска, и на ней лежит голый человеческий труп. По бокам и позади престола стоят студенты и врачи и курят папиросы, а я читаю им лекции по анатомии на трупе. Вдруг я вздрагиваю от тяжелого стука и, обернувшись, вижу, что упала крышка с раки преподобного, он сел в гробу и, повернувшись, смотрит на меня с немым укором… Я с ужасом проснулся…»

Впоследствии епископ Лука совмещал церковное служение с работой в больницах.

Свой земной путь святитель Лука окончил 11 июня 1961 года. В 1995 году был причислен к лику местночтимых святых, а в 2000 году канонизирован в сонме новомучеников и исповедников Российских. Мощи святого находятся в Свято-Троицком женском монастыре города Симферополя.

Исцеления по молитвам святого в наши дни

В Свято-Троицком соборе, более известном среди местного населения как «вон тот храм в центре, что с голубыми куполами», тихо и пустынно. Ни толп богомольцев, желающих поклониться святым мощам Луки Крымского, ни какого-то особенного ажиотажа возле его иконы. Рака исповедника – на своем месте, слева от Царских врат. Она украшена серебром – подарок от Элладской православной церкви и свидетельство того, что святого чтут и любят во всем православном мире. Людно в храме бывает только в воскресные и праздничные дни, тем более удивительно, как много бытует чудес, свершенных по молитвам святому и приключившихся с жителями разных стран.

Свято-Троицкий Собор. Симферополь

Выросшие пальцы Назара

Эта история произошла в 2001 году. Назар Стадниченко учился тогда в пятом классе музыкальной школы и уже твердо знал, что хочет поступить в Консерваторию и стать пианистом. Однажды в Феодосии, где он гостил у бабушки, мальчик случайно прибил дверью руку. Железный замок полностью размозжил фаланги двух пальцев – от них остались лишь кровоточащие обрубки. Пришивать было нечего, и хирург просто ушил то, что осталось от пальцев. Для мальчика и его семьи несчастье стало настоящим ударом. Позже в интервью Назар признается, что первой его мыслью была: «А как я буду играть на фортепиано?» Боль в покалеченной кисти была ужасной, и мать мальчика, по совету одной женщины, отвезла своего сына в Симферополь, к мощам святого Луки. Купили масло, настоянное на мощах, мазали Назару пальцы. На третьей перевязке врач мальчика с удивлением сказал:

«Я не знаю и не могу понять, что это такое, но у него начинает расти кость, появляется ноготь. Если бы осталась ногтевая фаланга, ноготь мог бы вырасти, но кость никак не может расти».

Невероятно, но через три недели у Назара выросли новые пальцы! Причем без всякого изъяна! Не прошло и года, как мальчик занял второе место на фортепианном конкурсе «Североморские затеи». Диплом победителя, медицинские справки и фотография Назара, на которой он держит икону исцелившейся рукой, хранятся в Свято-Троицком женском монастыре как знак величайшего чуда сотворенного по ходатайству святителя Луки.

«Посмертные операции» святого Луки

Поскольку при жизни архиепископ прославился как талантливый хирург, к его помощи и молитвам часто прибегают люди, которым предстоит оперативное вмешательство. Иногда святитель Лука «присутствует» на операциях лично.

Поликсена П. из Никосии, что на Кипре, всегда чтила память крымского святого. Молилась она ему и накануне операции – предстояло удалять полип в носу. Уже лежа на столе хирурга, женщина заметила, что среди присутствующих нет врача. На вопрос где он, ей ответили, что у доктора умерла мать. Уже частично погруженная в наркоз Поликсена испытала страшное волнение: как довериться кому-то незнакомому? Да вот и незнакомец – борода лопатой. Совсем как у любимого Луки Крымского на иконах. Это обстоятельство почему-то успокоило женщину, и она уснула. Очнувшись от наркоза, Поликсена моментально вспомнила о бородатом докторе и стала пытать медперсонал: кто делал операцию? Но с доктором удалось увидеться только через 15 дней, когда пришло время снимать швы. Вы побрились? – первым делом спросила Поликсена, когда взору ее предстал молодой эксулап. Врач сначала пришел в замешательство, а потом рассмеялся и ответил, что никогда не носил бороды.

«Тогда я поняла, что святитель Лука был со мной в операционной, я узнала его по бороде и поблагодарила его от всего сердца и восславила Бога».

Явление святого в клинике

Еще более невероятной выглядит история, приключившаяся с маленьким жителем Афин. Как бывает, мальчику потребовалась высокотехнологическая операция, которую на родине сделать не могли. Родителям посоветовали ехать в Германию. Надо – значит надо. Вместе с семьей в Германию отправился их духовный пастырь – отец Нектарий, особо молившийся святителю Луке. Операция прошла успешно. Однако немецкие хирурги выразили недоумение: зачем было обращаться к ним, если у самих имеются такие специалисты. Какие такие. Выяснилось, что в оперблоке присутствовал неизвестный пожилой господин в медицинском халате старого образца и седой длинной бородой. На протяжении всей операции он давал ценные советы и указания, изумив немецких врачей профессионализмом. «А разве он прилетел не с вами?» — спросили отца Нектария, заметив его озадаченный вид.

Попросив журнал регистраций, священник увидел, что среди фамилий заграничных специалистов красным фломастером выведена надпись русскими буквами: «архиепископ Лука».

Кость срослась за несколько дней

Восьмилетний сын Николая А., врача из Верии, сломал руку. Очень неудачно. По врачебным прогнозам его ждала операция, длительная болезненная реабилитация и, в конце концов, инвалидность. Расколотую по всей длине кость соединяла лишь туго наложенная шина, но полностью обездвижить руку она не могла. Ребенок страдал от сильных острых болей. Николай и его жена были людьми верующими, а о святителе Луке Крымском узнали от кого-то из своих друзей. Всей семьей они решили отправиться в Крым, в монастырь, где пребывали мощи святого. Поскольку мальчику предстояла скорая операция, с поездкой решили не затягивать. Прилетели в Симферополь и первым делом отправились в храм. Во время поклона мальчик внезапно почувствовал какое-то движение под повязкой. Казалось, что-то там перемещается, словно кто-то решил навести порядок в костях и мышцах. Как водится, родители не придали словам мальчика никакого значения. Однако, по возвращении в Грецию их ожидал шок: на новых рентгеновских снимках никакого перелома не было! Врачи твердили только одно: при таких переломах кости сами не восстанавливаются, требуется скреплять их металлом. Но факт был налицо – лечение уже не требовалось.

Чудесное избавление от тяжелых нарушений при ДЦП

У Анны – ДЦП. С таким диагнозом передвигаются с трудом – на полусогнутых ногах. В 1998 году девочка вообще перестала ходить. Мать Анны, Лариса, утверждает, что это результат неумело наложенного гипса. У дочери «сильно заболели колени, они были горячими и распухшими», — рассказала Лариса. А через неделю на рентгеновских снимках доктора увидели разрежение костной ткани – остеопороз. Кость рушилась, и, чтобы остановить резорбцию, девочке прописали два интенсивных курса терапии в детской городской больнице. Лечение оказалось безрезультатным. Тогда Лариса решила отвезти девочку в санаторий, в Евпаторию. Была слабая надежда на то, что Анне сделают операцию на мышцах ног, и девочка научится передвигаться хотя бы с посторонней помощью. В результате нового обследования врачи диагностировали подвывихи тазобедренных суставов. Горю матери не было предела, ведь в этом случае девочку ожидала не планируемая мышечная, а очень сложная костная операция и год пребывания в гипсе! В Вербное воскресенье Лариса и ее дочь сели на автобус до Симферополя. Они знали, что в центре города есть храм, в котором покоятся мощи святого Луки, прославившегося при жизни в качестве великолепного хирурга и диагноста. Заказали молебен, купили масло и долго молились. В понедельник мать настояла, чтобы девочке сделали повторные снимки. Никаких вывихов на них уже не обнаружили. «Более того, когда был произведен рентген коленей, выяснилось, что они совершенно здоровы! – восклицает Лариса. «У вас нет остеопороза и, судя по всему, никогда не было», – уверенно сказала ей врач. И только предыдущие снимки доказывали обратное»… Операцию девочке на мышцах ног все же провели и довольно успешно. Теперь Анна снова может ходить, но, уже не сгибая коленей, на совершенно прямых ногах…

Побывав в Свято-Троицком женском монастыре и приложившись к мощам святителя Луки, патриарх Московский и Всея Руси Кирилл сказал следующее:

«Это действительно был дивный архипастырь, сочетавший служение Церкви и служение науке… Казалось бы, внешние обстоятельства подавляли его, но он никогда не ломался от этого давления и сохранял свою внутреннюю силу, потому что сила эта была в вере православной. Он чувствовал присутствие Господа в своей жизни и поэтому ничего не боялся, ничего не страшился, ни от чего не уклонялся, но мужественно, с любовью к людям и в мире осуществлял свое архипастырское служение. Сегодня святитель Лука для многих из нас — великий и светлый пример»

Чудо – это преодоление привычных физических законов. Вот почему в него так сложно уверовать. Но именно на вере, не допытывающейся доказательств, и зиждется религия, ибо сказал Спаситель: «По вере вашей да будет вам». И что есть чудо как не оплаченный кредит доверия к угоднику Божию? Конечно, о природе чуда можно рассуждать долго, но зачем? Лучше еще раз обратиться к историям, свидетельствующим, что святые пастыри не забывают о своей пастве и подобно святителю Луке незримо творят добро среди людей, оставляя вполне материальные доказательства своего пребывания в этом мире.

Автор: Галина Бочарова.

Видео

Выпуск телеперадачи «Прямой эфир» от 8 августа 2016 года. В студии Александр Фомин свидетельствует о том, что его сын исцелился молитвами святого Луки Крымского.

Православный приход храма святителя Николая Мирликийского города Слюдянка

Официальный приходской сайт

Житие святителя Луки, исповедника, архиепископа Симферопольского

На праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии 4 декабря 2016 года была освящена икона с мощами святителя Луки Войно-Ясенецкого, которая присоседилась к святыням нашего храма.

Свт. Лука Войно-Ясенецкий, архиепископ Симферопольский

Святитель Лука, в миру Валентин Феликсович (Войно-Ясенецкий) родился в Керчи, 27 апреля 1877 года. Он был третьим ребёнком в семье, а всего детей было пять.

Отец Валентина, Феликс Станиславович, принадлежал к Католической Церкви. По профессии он был аптекарем. Мать, Мария Дмитриевна, исповедовала истинную, Православную веру.

Согласно сложившимся к тому времени в России устоям, касавшимся воспитания детей, рождённых в смешанных браках, личность Валентина формировалась в русле Православных традиций. Отец его, в общем не возражал против такого подхода и не навязывал сыну собственного мировоззрения. Религиозные основы ему преподавала мать.

В 1899 году семья Войно-Ясенецких переехала в Киев. Здесь Валентин, помощью Божьей, окончил два образовательных заведения: гимназию и рисовальную (художественную) школу.

Размышляя о выборе дальнейшего жизненного пути, он рассматривал два приоритетных варианта: стать художником или врачом. Уже на стадии готовности поступать в Академию Художеств в Петербурге, он передумал и решил посвятить свои силы медицине. Важнейшим критерием выбора послужило желание облегчать людям страдания. Кроме того он считал, что на месте врача принесёт обществу больше пользы.

В 1898 году Валентин поступил в Киевский университет, на медицинский факультет. Учился он хорошо, как и подобало способному человеку, сделавшему в отношении будущей профессии обдуманный выбор. Из университета он выпустился в 1903 году. Перед ним могла открыться хорошая карьера, о которой многие, менее талантливые сверстники, могли только мечтать. Но он, к удивлению окружения, объявил, что желает стать земским, «мужицким» доктором.

Врачебная деятельность

С началом русско-японской войны Валентин Феликсович, приняв предложение руководства, отправился, на Дальний Восток, для участия в деятельности отряда Красного Креста. Там он возглавил отделение хирургии при госпитале Киевского Красного Креста, развернутом в Чите. На этой должности В. Войно-Ясенецкий приобрёл колоссальный врачебный опыт.

В этот же период он познакомился и связался узами любви с сестрой милосердия, доброй и кроткой христианкой Анной Ланской. К тому времени она отказала двум искавшим её женского внимания врачам, и как рассказывают, готова была прожить свою жизнь в священном безбрачии. Но Валентин Феликсович сумел достичь её сердца. В 1904 году молодые сочетались венчанием в местной читинской церкви. Со временем Анна сделалась верной помощницей мужу не только в семейных делах, но и в докторской практике.

После войны В. Войно-Ясенецкий осуществил свое давнее желание стать земским врачом. В период с 1905 по 1917 год он трудился в городских и сельских лечебницах, в разных регионах страны: в Симбирской губернии, затем в Курской, Саратовской, на территории Украины, наконец, в Переяславле-Залесском.

В 1908 году Валентин Феликсович прибыл в Москву, устроился в хирургическую клинику П. Дьяконова экстерном.

В 1916 году закончил писать и с успехом защитил докторскую диссертацию. Тема той докторской работы оказалась настолько важной и актуальной, а её содержание настолько глубоким и проработанным, что один из учёных в восхищении сравнил её с пением птицы. Варшавский университет почтил тогда В. Войно-Ясенецкого особой премией.

Послереволюционные годы

Первые годы после Октябрьской революции были в буквальном смысле кровавыми. В это трудное время государство испытывало особую потребность в медицинских работниках. Так что несмотря на приверженность вере, какое-то время Валентин Феликсович не был гонимым.

С 1917 по 1923 года он жил в Ташкенте, трудился в Ново-Городской больнице хирургом. Своим опытом он охотно делился с учениками, преподавал в медицинской школе (впоследствии реорганизованной в медицинский факультет).

В этот период серьёзным испытанием для В. Войно-Ясенецкого обернулась смерть горячо любимой супруги, умершей от туберкулеза в 1919 году, и оставившей без материнской заботы четырех детей.

Читайте также:  Житие святителя Иоанна Златоуста – полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

В 1920 году Валентин Феликсович принял предложение возглавить кафедру в Государственном Туркестанском университете, недавно открытом в Ташкенте.

Священническое служение

Помимо исполнения служебных и семейных обязанностей в этот период он принимал активное участие в церковной жизни, посещал собрания Ташкентского братства. Однажды, после удачного доклада В. Войно-Ясенецкого на церковном съезде Ташкентский епископ Иннокентий высказал ему пожелание, чтобы он стал священником. Не помышлявший о таком варианте своего жизненного пути В. Войно-Ясенецкий вдруг ответил архиерею без промедления, что согласен, если это угодно Богу.

В 1921 году он был посвящен в сан диакона, а через несколько дней – в иерея. Став священником, отец Валентин получил назначение в местный, ташкентский храм, где и служил, угождая Богу. При этом он не прерывал ни врачебную, ни преподавательскую практику.

В 1923 году развернувшееся при Церкви движение обновленцев добралось до Ташкента. Епископ Иннокентий в силу ряда связанных с этим причин покинул город, не передав никому руководство над кафедрой. В этот трудный для духовенства и паствы период отец Валентин, совместно со священником Михаилом Андреевым, приложил максимум усилий для объединения местного духовенства и даже принял участие в организации съезда (санкционированного ГПУ).

Монашеское и епископское служение

В том же 1923 году отец Валентин, движимый ревностью и благочестием, принял монашеский постриг. Сообщают, что изначально Епископ Уфимский Андрей (Ухтомский) предполагал дать ему монашеское имя Пантелеймон, в честь прославленного Богом христианского целителя, но затем, выслушав его проповеди, поменял решение и остановил выбор на имени Евангелиста, врача и апостола Луки. Так отец Валентин стал иеромонахом Лукой.

В конце мая того же года иеромонах Лука был тайно поставлен во епископа Пенджикента, а через несколько дней его арестовали из-за поддержки им линии Патриарха Тихона. Выдвинутое против него обвинение на сегодняшний день кажется не только надуманным, но и абсурдным: власти обвинили его в контрреволюционной связи с какими-то оренбургскими казаками и в сотрудничестве с англичанами.

Некоторое время арестованный святитель томился в темнице Ташкентского ГПУ, а затем его доставили в Москву. Вскоре ему позволили проживать на частной квартире, но потом вновь взяли под стражу: сперва в Бутырскую тюрьму, а после – в Таганскую. Затем страдальца отправили в ссылку на Енисей.

В Енисейске он служил на дому. Кроме того, ему разрешили оперировать, и он спас здоровье не одному жителю. Несколько раз святителя переводили из одного места в другое. Но и там он использовал все возможности для служения Богу, лечения людей.

После окончания ссылки, епископ Лука возвратился в Ташкент, служил в местном храме. Но советские власти не собирались оставлять архиерея в покое. В мае 1931 года он подвергся очередному аресту и проведя несколько месяцев в тюрьме, услышал приговор: ссылка в Архангельск сроком на три года. В Архангельске он тоже занимался лечением больных.

Вернувшись из мест заключения, в 1934 году он посетил город Ташкент, а затем поселился Андижане. Здесь он исполнял долг архиерея и врача. Несчастьем обернулось для него подхваченная лихорадка: болезнь грозила потерей зрения и святитель пошёл на операцию (в качестве пациента), в результате которой ослеп на один глаз.

В декабре 1937 года последовал новый арест. Святителя допрашивали несколько суток подряд, требовали подписать заранее подготовленные следствием протоколы. В ответ он объявил голодовку, наотрез отказавшись подписывать то, с чем не могла согласиться его христианская совесть. Последовал новый приговор, новая ссылка, на сей раз – в Сибирь.

С 1937 по 1941 год осужденный епископ жил в местечке Большая Мурта, на территории Красноярского края. С началом Великой Отечественной войны его переселили в Красноярск и привлекли к лечению раненных.

В 1943 году святитель взошёл на Красноярскую архиепископскую кафедру, а через год его назначили архиепископом Тамбовским и Мичуринским. В этот период отношение власти к святителю, как будто, изменилось. В феврале 1946 года, за научные разработки в области медицины, он удостоился государственной награды – Сталинской премии.

В мае 1946 года святитель Лука стал архиепископом Крымским и Симферопольским. В это время начала прогрессировать болезнь его глаз, а в 1958 году он полностью ослеп. Однако, как вспоминают очевидцы, в этом состоянии святой не только не утратил бодрости духа, но и не потерял способности самостоятельно приходить в храм, прикладываться к святыням, участвовать в богослужении.

11июня 1961 года Господь призвал его в Своё Небесное Царство. Похоронили святителя на Симферопольском кладбище.

Тропарь святителю Луке (Войно-Ясенецкому), архиепископу Крымскому

Глас 1

Возвестителю пути спасительного, / исповедниче и архипастырю Крымския земли, / истинный хранителю отеческих преданий, / столпе непоколебимый, Православия наставниче, / врачу богомудрый, святителю Луко, / Христа Спаса непрестанно моли / веру непоколебиму православным даровати // и спасение, и велию милость.

Кондак святителю Луке (Войно-Ясенецкому), архиепископу Крымскому

Глас 1

Якоже звезда всесветлая, добродетельми сияющи, / был еси святителю, / душу же равноангельну сотворил еси, / сего ради святительства саном почтен был еси, / и во изгнании же от безбожных много пострадал еси / и непоколебим верою пребыв, / врачебною мудростию многия исцелил еси. / Темже ныне честное тело твое, от земных недр обретенное дивно, / Господь прослави, / да вси вернии вопием ти: / радуйся, отче святителю Луко, / земли Крымския похвало и утверждение.

Молитва

О всеблаженный исповедниче, святителю отче наш Луко, великий угодниче Христов. Со умилением приклоньше колена сердец наших, и припадая к раце честных и многоцелебных мощей твоих, якоже чада отца молим тя всеусердно: услыши нас грешных и принеси молитву нашу к милостивому и человеколюбивому Богу, Емуже ты ныне в радости святых и с лики ангел предстоиши. Веруем бо, яко ты любиши ны тою же любовию еюже вся ближния возлюбил еси, пребывая на земли. Испроси у Христа Бога нашего да утвердит чад Своих в духе правыя веры и благочестия: пастырям да даст святую ревность и попечение о спасении вверенных им людей: право верующия соблюдати, слабые и немощныя в вере укрепляти, неведущия наставляти, противныя обличати. Всем нам подай дар коемуждо благопотребен, и вся яже к жизни временней и к вечному спасению полезная. Градов наших утверждение, земли плодоносие, от глада и пагубы избавление. Скорбящим утешение, недугующим исцеление, заблудшим на путь истины возвращение, родителем благословение, чадом в страсе Господнем воспитание и научение, сирым и убогим помощь и заступление. Подаждь нам всем твое архипастырское благословение, да таковое молитвенное ходатайство имущи, избавимся от козней лукаваго и избегнем всякия вражды и нестроений, ересей и расколов. Настави нас на путь ведущий в селения праведных и моли о нас всесильнаго Бога, в вечней жизни сподобимся с тобою непрестанно славити Единосущную и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Желающие посмотрите видео про чудеса выздоровления, произошедшие по молитвам святителя Луки ко Господу:

Житие священноисповедника Луки Крымского – полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

Эту необычную фамилию я впервые услышал в 70-е годы в институте. Запомнились (и я их даже записал) слова доцента, читавшего лекцию: «Если кто-то из вас пойдет по нелегкой стезе хирурга, и вам удастся найти блестящую и очень редкую книгу «Очерки гнойной хирургии» профессора Войно-Ясенецкого, вы будете одним из счастливейших хирургов на свете: превзойти талант этого врача, бывшего одновременно епископом, до сих пор, мне кажется, никто не смог». Это был талант от Бога. По времени это событие совпало с изучением нами курса «научного» атеизма. Не знаю, как большинство, но я с интересом слушал лекции: для кого-то они были молотом, кующим безбожников, но в то же время для меня это был единственный, пожалуй, официальный источник, где можно было почерпнуть крохи знаний о религии (В.Ф.Войно-Ясенецкий. 1910. об истории Церкви, о Боге.)

Найти «Очерки» оказалось возможным, но я бросился на поиски сведений о человеке, который так странно сочетал в себе несовместимое для нас: профессию врача (материалиста!) и священнический сан (не иначе как мракобеса в «свете» атеистической премудрости). Знакомые, к кому я обращался с вопросом, задумчиво повторяли «Войно-Ясенецкий. Епископ. нет, не слышали. » Работавшая в библиотечной системе не рядовым служащим родственница ничем помочь не смогла, и я, помнится, даже немного обиделся на нее, не доверяя и не понимая – «как это так – нет. ». Только в 1989-м я встретил первое для себя в светской периодике «Воспоминание о профессоре В. Ф. Войно-Ясенецком» академика АМН СССР И. Кассирского. В своих воспоминаниях о враче-архиепископе он недоумевает, как это так «религиозность никогда не заглушала в нем великий голос совести врача, ученого и гуманиста»?

Чудачеством называет он неизменный обычай В. Ф. Войно- Ясенецкого перед операцией сотворить короткую молитву, перекрестить больного и обязательно начертить иодом на теле пациента крест. Верующие, да еще с образованием, для мира были «буiи» – ненормальные, безумные, темные. Следуя логике неверия, задаешься вопросом: насколько же «ненормален» был этот человек, совмещавший в себе целителя душ и телес, не просто образованный верующий, но талантливый ученый-хирург с мировым именем и архипастырь? Святым Пантелеимоном нашего времени называли архиепископа Луку православные священники в зарубежье, и это сравнение было пророческим: 11 июня (н.ст.) 1996 года он был прославлен как святой, в Земле Русской просиявший. Как же смог он совместить «несовместимое»? На вопрос этот ответил он сам словами из Псалма 50: «Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси». Древний род Войно-Ясенецких известен с XVI века, но к тому времени, когда в 1877 году родился будущий святитель Лука, семья их жила небогато. Однако, отец его, владевший аптекарским магазином, смог дать своим чадам хорошее образование. Переезд Войно-Ясенецких из Керчи в Киев, а точнее, близость святынь Киево-Печерской Лавры, повлияла на становление веры юноши Валентина. Способствовала этому и глубокая религиозность родителей, любовь к благотворению матери, но более всего – особая благочестивость отца-католика, Феликса Станиславовича.

После получения аттестата зрелости, Валентин с небывалыми до того усердием и серьезностью прочитал подаренный ему директором гимназии Новый Завет, который произвел на молодого человека впечатление, на всю жизнь определившее его отношение к Православию. Он выбрал трудный жизненный путь исповедника православной веры. Не сразу определился он с учебой. С детства имея талант художника, Валентин, закончивший вместе с гимназией художественное училище, пытается поступить в Академию художеств, но любовь к гуманитарным наукам приводит его на юридический факультет. Желание быть полезным простому народу и мудрый совет директора народных училищ определило, наконец, его судьбу: Валентин Войно-Ясенецкий в 1898 году становится студентом медицинского факультета Киевского университета им. св. князя Владимира. Таланты даром не пропадают.

Дарованные Богом и родителями, он не только сберег, но и приумножил: «Умение весьма тонко рисовать и моя любовь к форме перешли в любовь к анатомии. Из неудавшегося художника я стал художником в анатомии и хирургии». Перед молодым врачом открываются неплохие перспективы, но желание помогать и любовь к бедным людям, приводят его в медицинский отряд Красного Креста. Здесь, во время русско-японской войны, выпускник университета сразу же становится начальником хирургического отделения, а это – возможность самому распределять обязанности, и Войно- Ясенецкий берет на себя самое трудное, сразу же он начинает оперировать, и операции, как замечали сослуживцы, проходили безупречно.

Не только на войне, но и в больницах многих небольших городков, где впоследствии работал талантливый хирург, он не старался стать, как теперь говорят, узким специалистом. Он применял свои таланты во всех областях медицины, оперируя, практически, на всех органах с одинаковым блеском: операции на суставах, костях, позвоночнике и головном мозге, почках, желчевыводящих путях, глазные и гинекологические. Сейчас такое и представить невозможно! Бедность земских больниц заставила столкнуться с проблемой наркоза, а последняя явилась толчком для научной деятельности – разработки нового метода обезболивания – регионарной анестезии, которую увенчала степень доктора медицины. Но особую любовь питал Валентин Феликсович к гнойной хирургии – в те трудные времена гнойные осложнения травм и воспалительных заболеваний были правилом. Как часто страдал ими простой трудовой народ, ради которого оставил в начале своего пути возможную научную карьеру будущий профессор. Как часто видишь брезгливо отворачивающихся от гнойной смердящей раны студентов, и даже некоторых врачей, так трудно представить эту особую любовь к «грязной работе» утонченного интеллигента. Может я преувеличиваю, не так уж и часто. Но никто кроме него не написал «Очерков гнойной хирургии”, ставших не только классикой современной медицины, но и выдающимся художественным произведением. Никто другой не готов так публично исповедать свои грехи и ошибки, обвиняя себя в непрофессионализме, и перед аудиторией в 60000 человек (таков был тираж книги) сознаться: да, я – причина той или иной смерти. И это – в назидание другим. «Пожалуй, нет другой такой книги, которая была бы написана с таким литературным мастерством, с таким знанием хирургического дела, с такой любовью к страдающему человеку» – вот оценка труда ученого- хирурга одним из коллег Центрального института травматологии и ортопедии.

Работа над книгой продолжалась многие годы трудных для Войно-Ясенецкого испытаний: во время войн, эпидемий, допросов и ссылок. Немало искушений претерпел уже Владыка Лука, недопустимо, как ему иногда казалось, сочетавший работу в морге и в гнойно-хирургическом отделении с архипастырским служением. Но Господь открыл ему, и Владыка пишет в мемуарах: “. мои “Очерки гнойной хирургии” были угодны Богу, ибо в огромной степени увеличивали силу и значение моего исповедания в разгар антирелигиозной пропаганды”, “Священный Синод. приравнял мое лечение раненых к доблестному архиерейскому служению, и возвел меня в сан архиепископа”. Даже богоборческая власть не смогла не оценить великого таланта: вызволенному из третьей ссылки Владыке предложили работу в крупном эвакогоспитале, а после войны в 1946-м он получил за свои “Очерки” Сталинскую премию 1-й степени. Прочитав написанное выше, можно подумать: речь идет о каком-то идеализированном недосягаемом образе, даже упоминания о нелегких годах жизни тонут в восторгах и восхвалениях. А он во многом был как все: жил заботами о семье, в поте трудился, грустил и радовался, уставал, терпел обиды и стойко, как многие из наших соотечественников, переносил начавшиеся глумления и откровенные издевательства над самым дорогим – верой, Царем и отечеством. Свершилось страшное – вздыбленная, израненная революцией Россия стонала; в Ташкенте, где к тому времени Валентин Феликсович получил должность хирурга и главного врача большой городской больницы, стреляли. Чудом избежав смертного приговора “тройки”, любые трудности он переносил спокойно и стойко. Работа в запредельном режиме не для выгод, во имя любви к ближнему, и неугасающая молитва, а значит, и помощь Божья, не позволяла озлобиться, сломаться.

Смерть жены ненадолго выбила из колеи. Оставшись с четырьмя детьми, он просит помощи у Бога, и Тот посылает доброго помощника, ставшего второй матерью для детей, бездетную вдову, операционную сестру Софию Сергеевну. Много домыслов и подозрений витало вокруг семейства, но в мыслях и отношении своем к Софии Сергеевне В. Ф. Войно-Ясенецкий был чист. Он трудится дни и ночи, пишет, молится. Он становится организатором Туркестанского университета, где на медицинском факультете занимает должность профессора, заведующего кафедрой топографической анатомии. Мало того, участвует в заседаниях церковного братства, не пропускает воскресных и праздничных служб, выступает на диспутах, защищая чистоту Православия от живоцерковной ереси, которой безбожная власть пыталась заменить веру отцов. По окончании одного из диспутов, Владыка Иннокентий, присутствовавший на собрании, сказал Валентину Феликсовичу: “Доктор, Вам надо быть священником”. Вскоре это свершилось, вызвав сенсацию в Ташкенте, бурю разнообразных чувств среди студенческой молодежи и профессуры, негодование и злобу властей. Он не страшится пострадать за веру, терпит нападки атеистов, непонимание со стороны безбожных коллег и учеников, оскорбления и угрозы представителей новой власти. На подмостках театров страны играется чудовищная в своей лживой сути пьеса, где в одном из персонажей можно узнать Войно- Ясенецкого, как врага советской власти, как тормоз в развитии передовой пролетарской научной мысли. Два известных советских писателя дерутся и судятся между собой, оспаривая приоритет авторства. Приоритет подлого доноса! Но, совмещая труд врача, ученого и пастыря, он читает лекции по анатомии в рясе с крестом, не начинает операцию, не помолившись перед иконой, которая всегда перед ним в операционной. И только высочайший талант хирурга, профессионализм, честность, требовательность к себе и подчиненным, долгое время защищает его от репрессий.

“Работа должна выглядеть, как бриллиант, куда его ни повернешь, он блестит”. Вот так блестел в работе выдающийся хирург-ученый, так блестела и вера православного пастыря. Он не мог быть незамеченным, он должен быть продолженным, его путь должен был быть непростым и долгим, и закончиться только тогда, когда он выполнит до капли отмеренное ему на земле предназначение. Еще во время работы в земской больнице Переславля, когда молодой доктор задумал написать книгу по гнойной хирургии, он с удивлением замечает появление в себе неотвязной мысли: “Когда книга будет написана, на ней будет стоять имя Епископ”. Это и произошло, но только издатели слово “епископ” опустили.

Читайте также:  Пимен Великий: житие и биография преподобного, служение, дни памяти

Во время раскола, когда против Патриарха Тихона восстало поддержавшее Живую Церковь духовенство, отец Валентин Войно- Ясенецкий становится епископом Лукой. Вскоре – первый арест, обыски, подвалы ГПУ, ссылки. Около двенадцати годов тюрем и ссылок: Красноярск, Архангельск, Большая Мурта Красноярского края, Енисейск, Туруханск. Из жаркого Ташкента к вечной мерзлоте. Никакие обстоятельства не могут сломить архиепископа Луку – он ни на минуту не оставляет своей врачебной практики, он и в ссылке Архиепископ. Унижения, сырые камеры, бессонные ночи, допросы конвейером, не умаляют его любви к ближнему: однажды подаренный им полуголому, дрожащему от холода шпаненку тулупчик, спасает Во время арестов и ссылок. Владыку от неизбежных издевательств уголовников на этапах: вежливо они приветствуют его, называя “батюшкой”. Любой вор и бандит, как убедился Владыка, чувствует и ценит простое человеческое отношение. В начале Великой отечественной войны народу и властям потребовался уникальный хирургический талант Владыки. Он возглавляет крупнейший госпиталь, консультирует, оперирует и одновременно, спасая солдат, участвует в работе Священного синода, несет наитруднейшее церковное служение – управляет Красноярской кафедрой, затем, с 1944 года – Тамбовской. Имя хирурга-архипастыря становится известным во всем мире. Десятки наименований научных трудов и книг, 11 томов духовных произведений, проповедей оставил после себя Владыка Лука, избранный в 1954 году почетным членом Московской духовной академии.

Классическими стали “Очерки гнойной хирургии” (первое издание в 1936г.) и только недавно увидевший свет в России богословский труд «Дух, душа, тело», где анатом и хирург, проведший неисчислимое количество операции и вскрытий, пишет о сердце, как о вместилище нематериальной души, как органе Богопознания! Пятнадцать последних лет жизни архиепископа Луки (с 1946 по 1961) прошли в Симферополе, где, занимая архиерейскую кафедру, он не оставляет научную и практическую деятельность врача вплоть до того момента, пока перенесенная в 20-е годы болезнь не привела его к полной слепоте. Там в голодные послевоенные годы на кухне архиерея всегда готов, пусть немудреный, обед для нескольких человек: «На обед приходило много голодных детей, одиноких старых женщин, бедняков, лишенных средств к существованию. Я каждый день варила большой котел, и его выгребали до дна. Вечером дядя спрашивал: «Сколько сегодня было за столом? Ты всех накормила? Всем хватило?» (Из воспоминаний В.Прозоровской, племянницы Архиепископа Луки). Владыка консультирует приезжающих издалека больных, ставя диагноз, устраивая на лечение и операцию. Но слепота не стала помехой в служении Церкви и в оказании помощи людям. При совершении богослужений, находящиеся в храме не подозревали, что служит слепой епископ. А Бог в его немощи дал ему новую благодатную силу для лечения болезней.

Каждый, оценивая происходящее, имеет в основе суждения свой опыт, вкладывающиеся в него воспитание, образование души и ума, привитое мнение близких людей и любимых авторитетов: в литературе, в культуре, в науке, в вере. В безверии, в том числе. Понятие чуда, поэтому, для кого-то – совпадение, для кого-то – просто бабушкина сказка, для кого-то – нераскрытая закономерность, для кого-то – продукт больного воображения. Так или иначе, необычайность, неестественность, а вернее, надъестественность чуда – в нарушении законов физического мира. Для верующего в Бога чудо ежедневно и повсеместно: почему Создатель мира и законов его не может нарушить привычный порядок для каких-то благих целей? Силу творить чудеса, или «дивные дела», дарует Господь людям обращенным к Нему, чистым нравственно, имеющим любовь к ближнему не меньшую, чем к самому себе. Мария Митрофановна Передрий получила помощь от архиепископа-хирурга и при жизни, и после смерти. Еще когда был жив Владыка Лука, у Марии Митрофановны начала гноиться и болеть губа. Куда она ни обращалась, ни один врач не смог ей помочь. Тогда она обратилась к Владыке, и он вылечил ее. В 1989 году заболел ее муж Григорий. Она пошла к могиле святителя и слезно просила его о выздоровлении мужа. Пришла домой и удивилась, что муж поднялся с постели, начал ходить по комнате и впоследствии чувствовал себя хорошо. Лариса Яцкова свидетельствует о том, что с лета 1993 года до весны 1994 года у нее сильно болел левый глаз. Боль распространилась и на левую часть головы. Особенно она усиливалась к вечеру. Мучимая тяжкими болезнями, она приехала на могилу святителя и получила исцеление. Это лишь некоторые из чудес святителя Луки, все их перечислить трудно. Преставился святитель Лука 11 июня 1961 года. 24-25 мая 1996 года в Симферопольской и Крымской епархии состоялось торжество прославления святителя Крымского Луки. «Церковь причисляет к лику святых подвижников веры и благочестия, исповедников и мучеников. И она сегодня прославила нового святого угодника, который отныне будет нашим молитвенником и покровителем. » – сказал после окончания службы Блаженнейший Владимир, митрополит Киевский и всея Украины. Заканчивая краткое описание жизненного пути человека, как многие теперь из нас, верующего врача, мы видим: он был лучше нас, и видя в нем недосягаемую для нас святость, мы все же можем запросто обратиться к нему, как посреднику, ходатаю перед Богом, с просьбой освятить нашу жизнь, наши дела:
«Святителю отче Луко, моли Бога за нас».

Сайт имени святителя Луки Войно-Ясенецкого 2020
Страница сгенерирована за 0.2894401550293 сек. |Главная| Житие св.Луки| Проповеди| Указы| Аудио| Чудеса| Статьи| Молитвы|

Православная Жизнь

Архиепископ Лука Крымский и Симферопольский в миру известен как выдающийся врач ХХ века Валентин Войно-Ясенецкий. Его «Очерки гнойной хирургии» и поныне являются настольной книгой для студентов медицинских вузов. Как хирург он творил чудеса своим скальпелем и мастерством на операционном столе. А после смерти святитель Лука помогает страждущими побеждать тяжелейшие болезни своими молитвами. Вот несколько примеров его благодатной помощи.

Как будто держал меня за руку…

Святитель Лука этим летом помог мне перенести болезнь и операцию. Я ему молилась, когда мне было страшно или больно. И во время молитвы он как будто за руку меня держал, и боль становилась терпимой… Я теперь знаю, как святые нам помогают!

Наталья, Саратов

Крестились в храме рядом со святым

Я и моя дочь крещены в храме Всех святых в Симферополе, рядом с которым до перенесения мощей был похоронен святитель Лука. Мне был поставлен диагноз – рак слюнной железы. Решила: надо креститься и дочь крестить. Выбрала эту церковь случайно – маленькая, красивая. Мне тогда 33 года было. В январе 1991 года приняла таинство Крещения. В начале февраля сделали операцию. Опухоль оказалась доброкачественной. Уверена, что тогда избежать страшной беды мне помогло небесное заступничество святителя Луки. Я всегда молюсь с благодарностью у его иконы.

Ирина, Юхнов

Спасение наркоманки

Я узнала об этом святом при следующих обстоятельствах. Довелось мне работать с одной молодой особой. Часто мне приходилось за нее доделывать работу. Я возмущалась! Было непонятно, почему человек куда-то исчезает, сбрасывает звонки. Она отвечала, что у нее очередная любовная драма. Правда оказалась прозаичнее и страшнее – наркотики. И видимо, «подсела» она на них плотно.

Однажды мне позвонили и сказали, что ее квартирная хозяйка обнаружила мою коллегу в бессознательном состоянии. Девушку увезли в больницу Склифосовского в состоянии комы. Я была уверена, что это передозировка. Человек, который мне звонил, попросил сходить в церковь и просто помолиться за нее.

Помню, в тот день я очень торопилась куда-то. На пару минут забежала в наш храм и хотела заказать молебен Пресвятой Богородице. Но спросила у дежурной, кому лучше в таком случае молиться. Мне ответили – святому Луке Крымскому. Я о нем читала, знала, кто это. Но не представляла, насколько сильны его молитвы!

Через два дня девушка вышла из комы! Что само по себе было невероятно для ее состояния. И выяснилось, что это была попытка самоубийства, а не передозировка. Сейчас она, слава Богу, смотрит на жизнь по-иному. И я знаю, кто ей помог!

Наталья, Москва

После паломничества стала оживать

С 2011 года после сепсиса на фоне ревматоидного артрита я полтора года не могла ходить. Вообще все движения тела вызывали боль, не было физических сил, только слабость.

Летом 2013 года по настоятельному совету сестры с мужем на машине поехали к святителю Луке в Симферополь. Все четверо суток он помогал нам в дороге, потом в поиске ночлега с комнатами на первом этаже, поскольку я была на инвалидной коляске. В Симферополе несколько раз молились у раки с мощами. И по молитвам святителя Луки силы постепенно стали возвращаться и в ноги, и в руки, и во все тело! После поездки я стала чувствовать силы для работы по дому, даже и на инвалидной коляске. Слава Богу! Благодарю Тебя, Господи, за великую милость твою ко мне, грешной, молитвами святителя Луки. Благодарю тебя, святитель Лука, за молитвы твои и помощь.

Татьяна, Луганск

Ощутила огромную любовь Святителя и врача

Иногда по ночам у меня случались приступы сильной боли в правом придатке. И вот однажды в очередной раз просыпаюсь среди ночи с болью, которая мгновенно нарастает. Что делать? Можно, скрючившись, ползти на кухню за обезболивающим. Но в нашей маленькой квартире везде спят люди – пожилые больные родители, дочка. Я горячо обращаюсь к святителю Луке. Буквально кричу про себя: «Батюшка Луко, моли Бога обо мне!» И вижу, как ко мне кто-то бросается в темной выцветшей рясе. Боль исчезает, я осторожно поворачиваюсь…

Нет, боль не прошла. Кричу опять: «Еще не всё, вернись!» Святой Лука, – а это, конечно же, был он, – так же быстро возвращается, и боль совсем проходит. Я ему очень благодарна – ведь он «забежал» ко мне, явно будучи очень занятым. И в эти мгновения, когда он был со мной, я ощутила его огромную любовь и доброту! Спасибо, батюшка!

Анна, Смоленск

Счастлива написать слова благодарности

О святителе Луке узнала в 2005 году, на следующий день после операции по замене тазобедренного сустава. Муж утром после операции пошел на службу в больничную церковь на праздник Преображения Господня и принес мне автобиографию Святителя «Я полюбил страдание». А храм-то был назван в честь святителя Луки, великого врача-хирурга! Невозможно описать, как меня тронула эта книга! С того момента и началось мое воцерковление. После выздоровления у меня появились силы и здоровье безболезненно посещать службы. Просто невероятно хотелось идти в церковь.

Очень счастлива написать слова благодарности святителю Луке и за его помощь в выздоровлении моего младшего сына. В декабре мой Антон заболел гриппом. Вирус был такой злобный, что за считанные часы стал садиться голос, отекала гортань. Несмотря на все процедуры и сильные гормональные лекарства, отек нарастал, а скорая помощь всё не ехала. И тут я внезапно вспомнила, что купила заготовку для вышивки бисером иконы святителя Луки. И достав ее из папки, просто стала молиться! Мальчику моему становилось легче, он дышал содовой ингаляцией и смог дождаться врачей. Даже не пришлось ехать в больницу, а ведь малышу было на тот момент два с половиной годика. И все это усугублялось наличием у него синдрома Дауна, из-за которого у деток очень часты осложнения при простудных заболеваниях. Пишу, едва сдерживая слезы благодарности. Святый отче Лука, моли Бога о нас!

Марина, Омск

Папа исцелился и пришел к вере

По молитвам святителя Луки мой 74-летний папа остался жив и пришел к вере. Читает молитву святителю каждый день. А однажды отцу приснился сон: идет много врачей в белых халатах, а один доктор в зеленом костюме. И кто-то говорит: «Знаешь, кто это? Это святитель Лука».

Вероника, Иркутск

Сделали щадящую операцию

В августе 2014 года моему сыну в 28 лет поставили диагноз «рак желудка». Мы были в шоке.

Хождения по больницам дали только отрицательный результат: он резко стал терять вес. Одно хорошо – диагноз не подтвердился. Болезнь называлась лимфомой Ходжкина. И нас утешало только то, что это заболевание лечится. Мы всей семьей молились святителю Луке. Каждый день для меня молитва приобретала новый смысл, казалось, я понимала каждое слово, хоть это было и непросто.

И вот наконец после четырех химиотерапий ему делают операцию. И чудо! Перед операцией врачи предупредили, что удалят весь желудок, но оказалось, что оставили одну треть. И этому мы были рады. И сын очень верил этой молитве и иконе. Операция прошла удачно. И после нее он себя чувствовал хорошо, даже отказывался от обезболивающих.

Благодарим батюшку святого Луку! И хочу людям сказать: верьте! Всем сердцем! Такие чудеса происходят только благодаря вере и чуду!

Елена, Звенигород

Совет святителя Луки Крымского

В 2013-2014 годах у меня был глубокий невроз, который сопровождался паническими атаками и плохим сном. При этом дома была напряженная межличностная обстановка.

Мама привезла мне икону святителя Луки с частицей мощей. Я часто молилась батюшке, просила его помощи. И вот однажды во время вечерней молитвы я почувствовала, что он находится рядом, внушая мне, чтобы я потерпела. И скоро всё наладится. Я поняла, что батюшка имел в виду мое лечение травами, которое действительно вскоре дало результат. Стала лучше спать.

А второй раз святитель Лука меня вразумил следующим образом. Я переживала из-за непонимания, возникшего между мной и моими близкими. И у меня несколько раз появлялось желание перечитать его книгу «Наука и религия». Открыла я ее на первой попавшейся странице на словах преподобного Андрея Критского: «Хочешь ли, возлюбленный, светло праздновать торжественный день и встретить Христа, грядущего на страдания, и прилепиться к Нему?…Уподобься детям, младенчествуй во зле…». Меня потрясли эти слова до глубины души. Я поняла, что так святитель Лука посоветовал мне, как себя вести в семье.

Светлана, Чехов

«Все бы так выходили из наркоза!»

В прошлом году 19 марта моей маме удаляли менингиому. На тот момент ей было 82 года. Вариантов было немного. Врачи сказали: либо через несколько месяцев «лежачее положение и боль, которую Вы не сможете снять никакими обезболивающими»», либо операция, наркоз, трудное восстановление – возраст весьма серьезный, и болячек накопилось много.

Накануне, в день памяти архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) 18 марта, мы просили Святителя о помощи. Перед операцией врач-анестезиолог предложил передать икону маме. Это была икона святого Луки Крымского. Операция была сложной, длилась четыре часа. Выдержать долгий наркоз непросто и молодому человеку, а тут 82 года!

Когда я позвонила в реанимацию, доктор на вопрос о том, как себя чувствует мама, ответила: «Если бы все так выходили из наркоза…» Когда на другой день я приехала в больницу, маму как раз ввозили в палату. Меня поразило то, как она выглядела, как себя вела. Была активна, реагировала на шутки, словом, это была моя мама.

И она мне рассказала, что в реанимации она видела Святителя. Мама молилась ему. И в какой-то момент увидела в дверях коренастого человека в длинном, почти до пят, белом халате…

Восстановление прошло быстро. Мама ходит, правда, с тросточкой, но иногда про нее забывает. Готовит мне постную еду, учит уму-разуму. Жизнь продолжается! Батюшка Лука помог нам и продолжает помогать. Дивен Бог во святых Своих! Благодарю Господа и Его угодника за милость и помощь нам, многогрешным! А то, что Крым снова в России молитвами святителя Луки – это для меня бесспорный факт!

Ирина, Волгодонск

Жидкость «рассосалась»

У моего брата хроническая почечная недостаточность. В легких скапливалась жидкость, постоянно делали пункции. Вечером в пятницу лечащий врач Ольга Аркадьевна Барская, работающая в отделении гемодиализа ЦКБ №1 ОАО РЖД назначила на понедельник пункцию – в легком было около литра жидкости. Брат еле ходил. Я молилась за него святителю Луке, просила облегчить страдания.

В понедельник утром врач была в шоке – литр жидкости исчез. Пункцию отменили. Она не верит в эти чудеса. Брат тоже. Сказали, что жидкость рассосалась. Только вот куда? Жалею, что не взяла никакой справки об этом чуде. Но если позвонить О.А. Барской, она обязательно вспомнит этот случай. Продолжаю молиться, чтобы брат уверовал и сам обратился к Богу и святителю Луке за помощью. Тогда и начнутся чудеса.

Ирина, Москва

Автор: Ольга Бычковская

Ссылка на основную публикацию