Житие святителя Димитрия, Митрополита Ростовского – жизнеописание, чудеса, мощи святого

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Молитва, когда очень срочно нужны деньги Дмитрию Ростовскому

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Сегодня, когда медицина бессильна при лечении многих болезней все больше людей идут с верой в исцеление в церковь. Ведь именно в церкви можно найти покой для своей души, помолится в тишине, исповедоваться и преклоняясь к образу святому исцелится от многих болезней и недугов. Среди всех образов особое место занимает образ митрополита Дмитрия Ростовского. К нему приходят прихожане со всего мира и просят исцеления от многих недугов. В основном это такие недуги как болезни сердечно-сосудистой системы, слепоты, головных болей и многое другое.

Митрополит Димитрий Ростовский: житие святого

Дмитрий (Даниил) Ростовский родился в городке Макаров, что находится под Киевом в декабре 1651 году в семье ратного сотника. Родители Дмитрия отличались твердостью веры. Они уже с ранних лет прививали своему сыну уважение и преданность к слову Божьему.

Так как, отец мальчика был вынужден, часто отлучатся для выполнения своего воинского долга, основным воспитанием занималась мать.

  • Желая дать Даниилу хорошее образование, родители его устроили в Киевское Братское училище. В процессе обучения он овладел такими иностранными языками как польский, еврейский, латинский и греческий. В то время как его сверстники гуляли в шумных компаниях, Даниил предпочитал пребывать в храме, изучать назидательную литературу.
  • В 1665 году польские завоеватели овладели Киевом и спалили Братское училище. После этого события Ростовский был вынужден, вернутся в родительский дом. Но вопреки этому, он продолжал обучаться самостоятельно. Спустя некоторое время Даниил расположил свое сердце к монашеству.
  • Мальчику было 18 лет, когда он попросил родительского благословения и отправился в Киевскую Кирилловскую обитель для служения. Вскоре он принял постриг и получил имя: Дмитрий. На следующий год, его возвели в иеродиаконы.
  • Во время своего служения святой митрополит Димитрий Ростовский прошел длинный путь: от молодого священника до патриарха. Он настолько яро, ревностно, понятно читал молитвы, что был, любим всеми прихожанами.
  • В 1702 году святитель прибыл в Ростов. В Яковлевском монастырском храме он обозначил свое место будущего погребения.
  • Знакомясь с положением дел, он обнаружил, что среди местного духовенства находится много безответственных священнослужителей. Чтобы исправить ситуацию он на собственные средства организовывает училище подготовки будущих иереев. Обучение в нем включало в себя три образовательных класса. Вместе с этим Дмитрий старательно пытался проводить работы над преодолением мракобесия и народными суевериями.
  • В 1707 здоровье святителя значительно ухудшилось. Однако он все равно продолжал заниматься на поприще литературного творчества.
  • За три дня до своей кончины Дмитрий Ростовский отслужил службу. Перед самой кончиной его посетили певчие и исполнили духовные песнопения, составленные им самим. После чего он их попросил удалится и закрылся.

Утром 28 октября (по новому стилю календаря 21 сентября) Даниила Ростовского обнаружили стоящим на коленях в молельном положении. Подбежав к нему монахи поняли что митрополит мертв. Он был похоронен в Зачатьевской церкви Яковлевского монастыря – по его же завещанию.

Святитель Димитрий Митрополит Ростовский: чудеса и исцеления

Спустя чуть больше 40 лет после кончины митрополита Ростовского над могилой его просел пол. При проведении ремонта этого пола, рабочие открыли бревенчатый сруб могилы Дмитрия. Таким образом, были обнаружены нетленные мощи. После освидетельствовании мощей и многочисленных исцелений при гробнице Дмитрия, церковь в 1757 году причислила его к лику святых.

С тех пор к его мощам приходят веряне с просьбами:

  • О заступничестве сироты, вдовы;
  • Бедным людям о помощи в нужде;
  • Об исцелении от легочной болезни.

Также мощи помогают исцелиться от многих заболеваниях сердечно-сосудистой системы и болезнях дыхательных путей. Кстати, причиной смерти митрополита и стала «грудная болезнь».

Вскоре слава об исцелениях облетела весь мир, теперь к ним съезжаются паломники со всего мира и молятся больные, слепые, немые. Все исцеляются по молитвам, совершенных у святых мощей.

Стоит отметить, что с 1991 года мощи святого Димитрия Ростовского перенесены в Яковлевский храм, который находится на территории Спасо — Яковлевского монастыря.

Кроме того на территории Российской Федерации находится несколько церквей Димитрия митрополита Ростовского. Посетив которые можно также попросить у святого об исцелении от многих заболеваний и недуг. Церкви находятся в таких областях как: Ивановская, Московская, Курганская, Тульская, Белгородская,Ярославская и другие.

Датой памяти святого считается дата его смерти. А именно 21 сентября. Именно в этот день у его мощей стоит огромная очередь из служителей и паломников, которые молятся о своем исцелении.

Молитва к святителю Дмитрию Ростовскому

О предивный и преславный чудотворче Димитрие, исцеляяй недуги человеческия! Ты неусыпно молиши Господа Бога нашего о всех грешных: молю убо тя, буди ми ходатай пред Господем и помощник на преоборение страстей ненасытныя плоти моея и на одоление стрел сопротивника моего диавола, имиже уязвляет немощное сердце мое и, аки гладный и лютый зверь, алчет погубити душу мою.

Ты, святителю Христов, моя ограда, ты мое заступление и оружие! За твоим содействием сокрушу вся во мне сопротивная воле Царя царствующих. Ты, великий чудотворче, во дни подвигов твоих в мире сем ревнуя о Православной Церкви Божией, яко истинный и добрый пастырь, неблазненно обличал еси грехи и невежествия людския, и уклонившихся от стези правды в ереси и расколы наставлял еси на путь истины.

Споспешествуй убо и мне исправити кратковременный путь жизни моея, да непреткновенно пойду по стези заповедей Божиих и неленостно поработаю Господеви моему Иисусу Христу, яко единому Владыце моему, Искупителю и праведному Судии моему. К сим же припадая, молюся ти, угодниче Божий, егда изыти души моей из телесе моего, избави ю от темных мытарств: не имам бо добрых дел ко оправданию моему: не даждь сатане возгордиться победою над немощною душею моею. Избави ю от геенны, идеже плач и скрежет зубов, и святыми молитвами твоими сотвори мя причастника Небеснаго Царствия в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Святитель Димитрий Ростовский и его труды

Родился он в городке Макарове — сравнительно недалеко от Киева, в семье казачьего сотника; мирское имя его было Даниил. В Киеве будущий святитель прошел курс богословских наук и обучался иностранным языкам в «училищном» Богоявленском монастыре, где «явися довольно искусен в стихотворстве и витийстве и знающ добре все тое, чему учим бысть» [2] . В 1668 голу он принял монашество с именем Димитрий в киевском Троицком Кирилловском монастыре, не заботясь «о снискании имений и богатств временных» [3] . В 1675 году его рукоположили во иеромонаха и назначили проповедником в известную тогда Густынскую обитель; тогда же он стал и главным проповедником соборного храма в Чернигове. С большим успехом он затем некоторое время проповедовал в Литве — в Вильне (в Свято-Духовом монастыре) и в Слуцке.

По возвращении в Малороссию Димитрий жил в Батурине, где с 1682 года игуменствовал в Николаевской обители. Но не прошло и двух лет, как он, «любя безмолвное и безмятежное житие и желая наедине угождати Богу» [4] , оставил игуменские обязанности, поселившись в Киево-Печерской Лавре. Здесь собор старцев обители во главе с архимандритом Варлаамом Ясинским (будущим митрополитом Киевским) поручил Димитрию «жития святых собирати и, совершенно исправив, списати» [5] .

Вскоре из Батурина в Москву отправился «ясновельможный Гетман», взявший в состав своего посольства и игумена Димитрия. В подмосковной Троице-Сергиевой обители Димитрий познакомился с царем Петром I, который, по-видимому, уже тогда обратил внимание на способного и образованного монаха-украинца.

Когда тот вернулся в Малороссию, то был назначен игуменом Петропавловского монастыря в Глухове; тогда же, в 1695 году, вышел из печати второй том «Четьих-Миней». С 1697 года Димитрий уже архимандрит Елецкой Черниговской обители, а с 1699 года — архимандрит Спасского монастыря в Новгороде-Северском. Несмотря на все эти частые перемещения его с места на место церковными властями, писатель-инок не оставлял привычного хода своих литературных трудов, и в 1700 году вышел третий том «житий».

В результате «особливое искусство в проповеди слова Божия, такожде и добродетельная его жизнь вскоре прозорливому монарху (то есть Петру I. — д. Г.М.) известны быть стали» [6] , и по Императорскому Указу Димитрия в 1701 году перевели в Москву, назначив митрополитом Тобольским и Сибирским. Но для болезненного и уже немолодого тогда инока-южанина такое назначение в далекую, холодную Сибирь было непосильным бременем, а главное — там, вдали от библиотек и типографий, завершение им его литературно-исторического труда становилось практически невозможным. От всего этого святитель впал в «некоторую печаль», и только объяснившись в конце концов с Петром I, Димитрий получил разрешение остаться в Центральной России. В 1702 году его назначили правящим архиереем на Ростово-Ярославскую кафедру; митрополитом Ростовским он и являлся до самой своей кончины.

Этот святитель был одним из самых образованных людей своего времени, учеником и другом украинских духовных просветителей — Лазаря Барановича и Варлаама Ясинского, неизменно поддерживавших его литературную деятельность. В «житии» Димитрия, составленном около середины XVIII века (в связи с его церковной канонизацией в 1757 г.), особо подчеркивается, что «сей богобоязнивый муж был острого разума, великого просвещения, искусный в славянском, греческом, латинском, еврейском и польском языках, великую имел склонность к наукам» [7] .

Живя в Ростове, святитель Димитрий открыл там первую в Московской Руси духовную семинарию, собрав для обучения в ней более 200 детей священнослужителей; «для лучшего порядка и успехов» он «разделил их на три училища… часто посещая оныя училища, сам учеников слушал и в успехах пробовал», «сам в свободные от дел церковных часы труждался, обучая их», «сам их исповедывал и Святых Таин приобщал; обучая же, определял оных к местам, истребляя невежество» [8] . Причем содержал эти семинарские училища Димитрий на свои собственные, в общем весьма скромные, средства.

Здесь же, при поддержке тогдашнего патриарха Адриана (святительствовал с 1690 по 1700 г.) Димитрий завершил и основной свой 20-летний труд — «Четьи-Минеи», которыми и поныне пользуется вся православная Россия как наиболее полным и точным источником церковной агиографии (подробных описаний жизни святых).

Кроме богословских работ и различных комментариев к святоотеческим писаниям, святитель сочинял также диалоги этического характера, вел полемику со старообрядцами («Розыск о раскольнической Брынской вере»), писал стихи и даже первые российские пьесы — на евангельские темы. Им составлены и две летописи: «О славянском народе» и «О поставлении архиереев».

Среди наиболее известных трудов Димитрия следует также назвать: «Алфавит духовный» (поучения и увещания к исполнению заповедей Господних, расположенные в алфавитном порядке), изданный в Киево-Печерской Лавре уже после смерти святителя; затем — «Руно орошенное» (о почитании Богородицы и Ее икон); «Апология» («Разговор утешающего со скорбящим») и «Краткий Катихисис» («с вопросами и ответами о вере зело полезный») [10] .

Читайте также:  40 мучеников Севастийских: житие и история святых, день памяти, имена, страдания

Судя по сохранившимся портретам, владыка Димитрий был небольшого роста, белокурый, с проседью, с небольшой бородкой клинышком, сгорбленный.

Его — как очень доброго и искреннего человека — всегда волновали человеческое зло и общественная несправедливость. В одной из проповедей он говорил:

«Егда богатый яст, убогих труды яст. А егда пиет, кровь людскую пиет, слезами людскими упивается. Кто в чести? — богатый! Кто безчестен? — убогий! Кто благороден? — богатый! Кто худороден? — убогий! Кто премудр? — богатый! Кто глуп? — убогий! Богатый, аще бы и весьма был глуп, обаче то самое, яко богат, умным его между простонародными человеки творит» [11] .

Несмотря на святительский сан, Димитрию порой приходилось переносить в Ростове и немало притеснений со стороны представителей светской власти. Своему другу, святителю Рязанскому Стефану Яворскому (1658–1722), этот истинный духовный гражданин Святой Руси писал о ее «внутренних противниках»: «Толико беззаконий, толико обид, толико притеснений вопиют на небо и возбуждают гнев и отмщение Божие» [12] . Особенно непочтителен к святителю Димитрию был стольник Воейков, присланный в Ростов из государственного «монастырского приказа». Как-то раз святитель служил в соборе Литургию, а в это время по распоряжению стольника кого-то наказывали кнутом «на правеже». Святитель велел, чтобы истязание немедленно прекратили, но царский чиновник грубо отказал посланному. Тогда святитель, возмутившись духом, прервал службу и ушел в свое пригородное село Демьяны.

Незадолго до кончины Димитрий отослал в киевский Троицкий Кирилловский монастырь родовую икону, чтобы ее поставили над гробом отца, и тогда же написал следующее духовное завещание:

«От юности и до при ближения моего ко гробу не стяжевал имения, кроме книг святых. Не собирал во архиерействе сый келейных доходов, яже не многи бяху. Но ово на мои потребы та иждивах, ово же на нужды нуждных. Верую бо, яко приятнее Богу будет, аще не едина цата (монета. — д. Г.М. ) по мне не останет, неже егда бы многое собрание было раздаваемо. Если никто не восхощет меня тако нища обычному предати погребению, то пусть бросят в убогий дом (то есть, как говорили в старину, «на божедомье» — в общую безвестную могилу. — д. Г.М. ). Если же по обычаю будут погребать, пусть схоронят в углу церкви монастыря св. Иакова, идеже место назнаменовах. Изволяй же безденежно помянути грешную мою душу в молитвах своих Бога ради, таковый сам да помяновен будет во Царствии Небесном. Требуяй же за поминовение мзды, молю, да не помянет мя нища, ничто же на поминовение оставивша. Бог же да будет всем милостив, и мне грешному во веки, аминь» [13] .

Отпел Димитрия Ростовского его друг — митрополит Стефан Яворский, обещавший ему это.

Погребен святитель в его любимом ростовском Спасо-Яковлевском монастыре, значительно перестроенном в XVIII–XIX столетиях, но и поныне остающемся одним из самых благодатных уголков древнего Ростова Ярославского; здесь и сейчас почивают святые мощи этого выдающегося иерарха Русской Православной Церкви. Их обрели нетленными в 1752 году, а вскоре состоялась и общероссийская канонизация святителя.

В эпитафии на серебряной раке с мощами, составленной тогда же М. Ломоносовым, были помещены, в частности, такие слова: «Написав жития святых, сам в лике оных вписан быть удостоился в лето 1754, апреля 9 дня». И ниже — ломоносовские стихи в несколько тяжеловесно-возвышенном назидательном стиле, характерном для той эпохи, но, пожалуй, не утратившие своей жизненной актуальности и в наше время:

О вы! что Божество в пределах чтите тесных,
Подобие Его мня быть в частях телесных!
Вперите в мысль, чему святитель сей учил,
Что ныне вам гласит от лика горних сил:
На милость Вышняго, на истину склонитесь,
И матери своей вы Церкви примиритесь.

Как заметил о замечательном ростовском владыке один из церковных наших писателей, в век наступивших тогда Петровских «реформ, иногда глубоко антинациональных и противоцерковных, этот великий человек показал, как можно быть просвещеннейшим и передовым деятелем, не изменяя прошлому своего народа и оставаясь безусловно верным православно русскому настроению» [14] .

Отрывок из готовящейся к изданию книги «Русь во Христе: Очерк истории Православия в России»

10 ноября 2013 г.

[1] См., например, весьма полную библиографию – за последние почти три десятилетия – в кн.: Стрижев А.Н. Святитель Димитрий, митрополит Ростовский // Богословские труды. Вып. 39. М., 2004. С. 378–391.

[2] Житие, иже во святых отца нашего Димитрия, митрополита Ростовского, чудотворца // Димитрий, митрополит Ростовский, святитель. Сочинения. Т. 1. М., 1839. С. 2.

[11] Цит. по: Поселянин Е.[Погожев Е.Н.] Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. СПб., 1905. С. 42.

Житие святителя Димитрия Ростовского и роль его фигуры в православии

Жизнеописание Димитрия Ростовского

Детство и учеба

Еще будучи учеником, будущий святитель отличался от сверстников пренебрежением увеселений и тягой к Господу и Церкви.

Родился святой в Малороссии, в городке Макаров неподалеку от Киева, в 1651 г. Его отца, казачьего сотника, звали Савва Григорьевич, а мать – Мария. Благочестивые родители окрестили сына Даниилом. Начальное обучение мальчик прошел дома, но родители, желая дать ему хорошее образование, поместили сына в Киевское Братское училище. Даниил был прилежным учеником, постиг много наук и освоил несколько иностранных языков.

Но XVII век был тяжелым для Малороссии, люди страдали и гибли под польским гнетом. В 1665 г. поляки сожгли училище. Даниил вернулся домой, но продолжал учебу, читал Святое Писание, посещал храм. Постепенно его сердце расположилось к монашеской жизни.

Постриг и игуменство

Будучи 18-летним юношей, Даниил с родительского благословения ушел в Киевскую Кирилловскую обитель, и, пройдя послушнический искус, в 1668 году принял монашеский постриг с именем Димитрий. Спустя год ревностного и смиренного монаха возвели в сан иеродьякона.

В 1675 году святой принял сан иеромонаха. Архиепископ Лазарь определил его на служение при своей кафедре. Особенность проповедей священника, простота изложения и глубокие знания явили его образованным и Боголюбовым человеком, ревностным воином Христовым. О нем знали и в Малороссии, и в Литве.

Спустя 7 лет после принятия пострига отец Димитрий лично встретился с Черниговским митрополитом, который увидел таланты и ревность монаха и пригласил его читать проповеди в епархии. Люди полюбили нового священника, его стали звать в разные монастыри и просто большие приходы, чтобы услышать его назидательные слова.

Отца Димитрия знали и любили очень многие, а братия Кирилловского монастыря просила стать его их игуменом. Архиепископ без раздумий утвердил отца Димитрия на это служение. Впоследствии святитель возглавил еще несколько монастырей. В каждом из них он являл истинный пример для братии самой своей жизнью. Он был аскетом, строгим к себе, но любящим и помогающим ближним. Игумен принимал живое участие в жизни каждого человека.

Митрополит Ростовский

В 1700 г. государь Петр Алексеевич просил киевского митрополита найти достойного человека, чтобы он возглавил Сибирскую кафедру и мог обратить язычников ко спасению. На эту должность был утвержден отец Димитрий, который вскоре отправился в Москву. Частые переезды подорвали и без того слабое здоровье святителя, и он сильно заболел. А служения в сибирских условиях могли только ухудшить его состояние. Государь, узнав о случившемся, лично посетил больного и велел не покидать Москвы, но ждать места в более близкой епархии.

Митрополит принимал живое участие в жизни каждого человека

В 1702 году владыка Димитрий принял ростовскую епархию. Познакомившись с местными делами, он заметил, что среди священства есть место невежеству и безответственности. Владыка много трудился, чтобы изменить это. Для улучшения подготовки будущих священников он сам открыл 3 класса для обучения. Владыка лично следил за успеваемостью учеников, делал им испытания. Кроме успехов в науке контролю подлежала и нравственность. Вместе с трудами, возложенными на владыку саном, он занимался борьбой с расколами и язычеством, боролся с сектами, писал Жития святых.

Борьба с раскольниками

Брынские леса, которые прилегали к ростовской епархии, стали прибежищем целых кланов раскольников и сектантов. Они посылали людей к православным, чтобы распространять свою ересь. Те, кто не имел знаний и крепкой веры Господу, начинали колебаться под давлением лжепроповедников.

Митрополит Димитрий для укрепления народа и борьбы с опасными веяниями, составил несколько трудов. Они твердо поясняли ложь распространяемой ереси, и ее опасность, как пути, ведущего от Бога. Владыка постоянно совершал объезды епархии и в личных беседах обличал еретиков, а православных укреплял и призывал беречься от опасности и спасать свои души. Как истинный пастырь он не мог пренебрегать совращением честных людей во вражеские сети.

Светлая кончина и память святого

В 1707 году по возращении владыки из Москвы, где он провел 2 года, занимаясь борьбой с ересью, проповеднической и просветительство деятельностью, здоровье пастыря вовсе ослабло. Несмотря на это, он не бросил свои обязанности и труды. В день памяти Димитрия Солунского святитель служил, но уже не смог по состоянию здоровья прочесть проповедь. Следующие 3 дня его состояние было крайне слабым, он был физически изможден.

Завещание святителя православным христианам

К святителю незадолго до смерти пришли певчие и утешили его исполнением духовных песнопений, которые он составил сам. После того, как они ушли, Димитрий Ростовский остался сам и заперся. Утром 28 октября 1709 года его нашли в келье стоя на коленях, как на молитве, но душа святителя уже покинула тело.

В 1757 году святителя причислили к лику святых. К святому обращаются в разных нужда: просят исцеления легочных и сердечных болезней, помощи в случае нужды или тяжелом положении осиротевших детей и вдов.

Видео «Житие Димитрия Ростовского»

В этом видеосюжете описана краткая биография святителя.

Чудеса и исцеления святителя

В 1752 году в ходе ремонтных работ было обнаружено нетление святых мощей Димитрия Ростовского – дубовый гроб истлел, а перед самими мощами, четками святого, митрой и саккосом тление оказалось бессильным. Еще до канонизации святителя после обретения святых мощей возле них начали происходить чудеса и исцеления, которые не завершаются до сих пор.

Святые мощи обнаружили в 1752 году

Труды святого подвижника и его духовные дарования

Святитель строго постился и непрестанно молился. На Страстной седмице он лишь однажды вкушал пищу в Великий четверг.

Святитель обладал даром слова. Он составлял наставления и читал проповеди так, как разговаривает любящий отец со своим ребенком. Длинный перечень трудов святого насчитывает массу поучений, рассуждений и наставлений, трактатов, назидательных сочинений. Он составил великий труд Житие святых в 12 книгах по месяцам года («Четьи-Минеи»), Псалтирь Божией Матери.

Святитель составил Пяточисленные молитвы, которые получил по милости Божией, когда стал свидетелем беседы самого Господа Иисуса Христа со своей Пречистой Матерью.

Храмы в честь Димитрия Ростовского

Святые мощи были перенесены в 1991 году на территорию Спасо–Яковлевского монастыря. Первые храмы в честь святого возведены в Очаково, с. Правая Хава. Со временем храмы строили в разных областях страны: в Ивановской, Московской, Тульской и т. д.

Православная Церковь установила следующие дни памяти святого Димитрия Ростовского: 2

  • 3 мая (5 июня) (Ростовских святых);
  • 21 сентября (4 октября) (Обретение мощей);
  • 28 октября (10 ноября).

Молитва святителю Димитрию Ростовскому

Святитель Дмитрий Ростовский много трудился, окормляя и оберегая вверенную ему Господом паству. Он вел жизнь аскета, любил людей и помогал им. Святитель оставил много трудов и поучений. Именно он составил знаменитые «Четьи-Минеи».

Читайте также:  Максим Грек - житие и биография преподобного, деятельность и сочинения, послания, мощи и почитание, дни памяти

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Димитрий Ростовский: житие и чудеса исцеления

Источник Алёна Гришина дата 11.12.2014 . в разделе Святые целители

Житие

Родился Димитрий (в миру – Даниил Саввич Туптало) в городке Макаров под Киевом в 1651 году. Обучение проходил в Киево-Братской коллегии, после чего был пострижен в Кирилловском монастыре.

Там Димитрий жил около шести лет, за это время его рукоположили в сан иеродиакона, а затем и в сан иеромонаха. После этого он получил назначение проповедника и отбыл в Чернигов. Проповеднической службе Димитрий Ростовский посвятил следующих два года, за это время он успел прославиться своими проповедями далеко за пределами Чернигова. После служения в Чернигове несколько лет он ездил по украинским монастырям, создавая свои первые записки – «Диарий». В них изложены основные события тех лет, имеющие отношение к Украине.

С 1679 по 1684 гг. святитель жил и служил в самых разных монастырях в Николаеве, Чернигове, Батурине, в Киево-Печерской Лавре. Именно в Лавре Димитрию было дано послушание составить жизнеописания святых. Над этой книгой он работал долгие годы. Составление житий святых (получилось несколько сборников, среди которых самыми известными остаются «Четьи-Минеи») впоследствии прославило отца Димитрия как выдающегося и вдумчивого церковного автора. Однако известен Димитрий Ростовский и как автор многочисленных проповедей, статей, пьес и стихов.

Димитрий некоторое время служил настоятелем монастырей Ельца и Новгорода Северского, а вскоре после перехода Киевской митрополии в подчинение Московского патриархата (это произошло в 1698 году) отправился в Москву. Весной 1701 года он стал епископом и митрополитом Тобольским и всея Сибири. Но уже через год по указу царя отца Димитрия перевели в Ростовскую митрополию – причиной такого решения стала развивающаяся изнурительная болезнь. В качестве митрополита Ростовского с самых первых дней служения Димитрий был известен своими неустанными заботами о просветительской работе среди населения и насаждении главных нравственных принципов. Он основал славяно-греческое училище для молодежи, в меру сил искоренял повальное пьянство и всеобщее невежество, а также старообрядчество. Свое состояние святой Димитрий жертвовал на нищих, больных, беззащитных, сирот.

Скончался отец Димитрий в своей келье за молитвой ночью, это произошло 28 октября 1709 года. Он был похоронен в Зачатьевской церкви Яковлевского монастыря – так завещал он сам, сразу по прибытию в епархию.

Чудеса исцеления

Через 42 года после кончины Димитрия Ростовского над могилой митрополита просел вроде бы крепкий чугунный пол. Пришлось делать ремонт пола, и при этом рабочие открыли бревенчатый сруб могилы Димитрия. Так были обнаружены и обретены церковью нетленные мощи в нетронутом треном и разложением облачении. После тщательного освидетельствования мощей и многочисленных исцелений при гробнице Димитрия церковь причислила его к лику святых – это произошло уже в 1757 году.

Димитрию Ростовскому всегда молились о заступничестве сироты и вдовы, а так же бедные люди о помощи в нужде. Его мощи прославились исцелениями многих болезней, особенно легочных и сердечных: сам митрополит страдал от «грудной болезни», которая и стала причиной его смерти. Днями памяти святого стали день смерти митрополита и день обретения его мощей – 21 сентября.

После обнаружения нетленных мощей святителя слава о них распространилась широко, к гробу митрополита стали стекаться паломники. Вскоре выяснилось, что от мощей начали проистекать исцеления: к гробу святого шли больные, слепые, немые, бесноватые. Все исцелялись по молитвам, совершаемым у святых мощей святителя.

Только в 1867 году официально зарегистрированы следующие случаи исцелений:
• Жительница села Лазорцева Ростовского уезда Мария Варфоломеева в 1753 году исцелилась молитвами при мощах святого Димитрия от слепоты и постоянных головных болей.
• Помещица Вяземская Ярославского уезда, молясь у гроба Димитрия Ростовского, получила исцеление от горячки и «животной болезни» (заболевание брюшной полости).
• Вдова Прасковья Артемьева из села Залесского Переславского уезда в 1753 году, страдая от горячки, услышала глас, приказывавший идти молиться к гробу святого Димитрия. После молитвы у гроба она исцелилась от болезни, а в 1754 году, находясь в Москве, увидела сон, в котором Димитрий Ростовский в полном облачении шел тушить московский пожар. Наутро пожар действительно был, но сгорели только кровли домов, сами же дома остались нетронутыми.

Благие исцеления от всевозможных болезней совершаются при мощах святого Димитрия и до сих пор. Особенно часто происходят исцеления от болезней сердечно-сосудистой системы. По искренней молитве больных и их близких мощи святого даруют исцеление от хвори: мы верим, что нетленное тело святого находится с нами, а душа – у престола Господня, где святой может молиться за нас и просить заступничества Божьего для больных и нуждающихся.

С 1991 года мощи святого Димитрия Ростовского перенесены в Яковлевский храм на территории Спасо-Яковлевского монастыря. Поехать поклониться мощам святого может каждый желающий по адресу: Ярославская область, Ростов Великий, улица Энгельса 44. Если идти пешком от Кремля в сторону озера Неро, путь до монастыря займет примерно 15 минут.

Православная Жизнь

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало), родился в декабре 1651 года в местечке Макарово, недалеко от Киева, в благочестивой семье и вырос глубоко верующим христианином. В 1662 году, вскоре после переезда родителей в Киев, Даниил был отдан в Киево-Могилянскую коллегию, где впервые раскрылись дарования и незаурядные способности талантливого юноши. Он успешно изучил греческий и латинский языки и ряд классических наук. 9 июля 1668 года Даниил принял монашество с именем Димитрий, в честь великомученика Димитрия Солунского.

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский

До весны 1675 года он проходил иноческое послушание в Киевском Кирилловом монастыре, где началась его литературная и проповедническая деятельность. Черниговский архиепископ Лазарь (Баранович) рукоположил Димитрия 23 мая 1675 года во иеромонаха. В течение нескольких лет иеромонах Димитрий подвизался, проповедуя Слово Божие, в различных монастырях и храмах Украины, Литвы и Белоруссии. Некоторое время он был игуменом Максимовской обители, а затем Батуринского Никольского монастыря, откуда в 1684 году был вызван в Киево-Печерскую Лавру. Настоятель Лавры архимандрит Варлаам (Ясинский), зная высокую духовную настроенность своего бывшего ученика, его образованность, склонность к научному труду, а также несомненное литературное дарование, поручил иеромонаху Димитрию составление Четиих-Миней (Житий святых) на весь год. С того времени вся дальнейшая жизнь святителя Димитрия была посвящена выполнению этого подвижнического, грандиозного по своим масштабам труда. Работа требовала огромного напряжения сил, нужно было собрать и проанализировать множество разрозненных источников и изложить их языком, достойным высокого предмета изложения и одновременно доступным всем верующим. Божественная помощь не оставляла святителя на протяжении его двадцатилетнего труда. По свидетельству преподобного, душа его наполнилась образами святых, которые укрепляли его дух и тело, вселяли веру в благополучное завершение его благородного труда. Одновременно с этим преподобный Димитрий был настоятелем нескольких монастырей (поочередно). Труды подвижника обратили на себя внимание патриарха Адриана. В 1701 году указом Петра I архимандрит Димитрий был вызван в Москву, где 23 марта в Успенском соборе Кремля был хиротонисан на Сибирскую митрополичью кафедру в город Тобольск. Но через некоторое время из-за важности научного труда и слабого здоровья святитель получил новое назначение в Ростов-Ярославский, куда прибыл 1 марта 1702 года в качестве митрополита Ростовского.

Святитель Димитрий, прибыв в 1702 году на Ростовскую кафедру, прежде всего посетил монастырь святителя Иакова, епископа Ростовского (память 27 ноября и 23 мая). В соборной церкви в честь Зачатия Пресвятой Богородицы он совершил литургию, после которой при всех присутствовавших в храме определил на правой стороне место своего будущего погребения со словами: “Се покой мой, зде вселюся в век века”. Преставился святитель Димитрий 28 октября 1709 года. Несмотря на желание Святителя, выраженное в завещании, духовенство и жители Ростова просили прибывшего для погребения местоблюстителя патриаршего престола Рязанского митрополита Стефана Яворского совершить погребение в соборном храме города, рядом с предшественником святителя Димитрия, святителем Иоасафом. Митрополит Стефан, соблюдая завещание своего почившего друга, настоял на погребении тела святителя Димитрия в указанном месте. Однако до прибытия митрополита Стефана место погребения приготовлено не было, хотя со дня кончины прошло около месяца. В связи с неотложным отъездом митрополита Стефана из Ростова в выкопанной могиле был сделан наскоро заготовленный деревянный сруб, в котором 25 ноября было погребено тело святителя. Это обстоятельство, предусмотренное Промыслом Божиим, привело к скорому обретению мощей. В 1752 году производился ремонт в соборной церкви монастыря, и 21 сентября при починке опустившегося пола было обнаружено нетленное тело святителя Димитрия. Место погребения оказалось сырым, дубовый гроб и находившиеся в нем рукописи истлели, но тело святителя, а также омофор, саккос, митра и шелковые четки сохранились нетленными. После обретения у святых мощей совершалось множество исцелений, о чем было донесено Синоду, по предписанию которого в Ростов прибыли Суздальский митрополит Сильвестр и Симоновский архимандрит Гавриил для освидетельствования мощей святителя Димитрия и происшедших чудесных исцелений. Последовал указ Синода от 29 апреля 1757 года о причислении к лику святых святителя Димитрия, митрополита Ростовского и установлении празднования 28 октября (день преставления) и 21 сентября (день обретения мощей).

Молитвы

Тропарь святителю Димитрию, митрополиту Ростовскому, глас 8

Правосла́вия ревни́телю и раско́ла искорени́телю,/ Русский целе́бниче, и но́вый к Бо́гу моли́твенниче,/ списа́ньми твои́ми бу́их уцелому́дрил еси́,/ цевни́це духо́вная, Дими́трие блаже́нне,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак святителю Димитрию, митрополиту Ростовскому, глас 4

Звезду́ Русскую от Ки́ева возсия́вшую,/ и чрез Но́вград Се́верский в Росто́в дости́гшую,/ всю же страну́ сию́ уче́ньми и чудесы́ озари́вшую,/ ублажи́м златослове́снаго учи́теля Дими́трия,/ той бо все́м вся написа́, я́же к наставле́нию,/ да всех приобря́щет, я́коже Па́вел Христу́,// и спасе́т правове́рием ду́ши на́ша.

Величание святителю Димитрию, митрополиту Ростовскому

Велича́ем тя,/ святи́телю о́тче Дими́трие,/ и чтим святу́ю па́мять твою́,/ ты бо мо́лиши за нас// Христа́, Бо́га на́шего.

Молитва святителю Димитрию, митрополиту Ростовскому

О, всеблаже́нный святи́телю Дими́трие, вели́кий уго́дниче Хрис­то́в, Златоу́сте Русский, услы́ши нас гре́шных, моля́щихся тебе́, и принеси́ моли́тву на́шу к Ми́лостивому и Человеколю́бцу Бо́гу, Ему́же ты ны́не в ра́дости святы́х и с ли́ки А́нгелы предстои́ши! Умоли́ Его́ благоутро́бие, да не осу́дит нас по беззако́ниям на́шим, но да сотвори́т с на́ми по ми́лости Свое́й. Испроси́ нам у Христа́ и Бо́га на́шего ми́рное и безмяте́жное житие́, здра́вие душе́вное и теле́сное, земли́ благопло́дие и во всем вся́­кое изоби́лие и благоде́нствие, и да не во зло обрати́м блага́я, да́руемая нам от Ще́дрого Бо́га, но в сла́ву Его́ и в прославле́ние твоего́ заступле́ния. Да́руй нам богоуго́дно прейти́ по́прище вре́менныя жи́зни; изба́ви нас возду́шных мыта́рств и наста́ви нас на путь, веду́щий в селе́ния пра́ведных, иде́же пра́зднующих глас непреста́нный, зря́щих Бо́жия лица́ неизрече́нную добро́ту. Це́рковь же Святу́ю от раско́лов и ересе́й сохрани́, ве́рных укрепи́, заблужда́ющих обрати́ и всем да́руй вся, я́же ко спасе́нию и сла́­ве Бо́жией подоба́ющая; Оте́чество твое́ сохрани́ от враго́в ненаве́тно, но побора́й ору́жие Крестоно́снаго во́инства; и пода́ждь нам всем твое́ архипа́стырское и свято́е благослове́ние, да о́ным осеня́еми, изба́вимся от ко́зней лука́ваго и избе́гнем от вся́кия беды́ и напа́сти. Услы́ши моле́ние на́ше, о́тче Дими́трие, и моли́ непреста́нно о нас Всеси́льнаго Бо́га, сла́вимаго и поклоня́емаго в Трие́х Ипоста́сех, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и держа́ва во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Читайте также:  Житие Александра Свирского - полное жизнеописание и история, чудеса и дни памяти святого

Жития святыхЖитие и страдание святых преподобномучеников Галактиона и Епистимы

Литература

Житие святителя Димитрия, митрополита Ростовского

Будущий святитель родился в 1651 году в семье военного — сотника Туптало, в городе Макарьев неподалеку от Киева. Семья была благочестивой, воспитывала будущего святого мать: отец много времени проводил в военных походах, поскольку отношения России с Польшей были в то время напряженными.

Несмотря на желание сделать сына также военным, родители отдали Данила (имя святителя при рождении) в Киевское Братское училище, чтобы он получил хорошее образование. Здесь он овладел многими иностранными языками, в том числе древними, полюбил чтение и много времени проводил за книгами. К сожалению, Данил вынужден был вернуться домой в 1665 году после взятия поляками Киева и сожжения училища, однако он продолжил заниматься самообразованием. Вскоре будущий святой понял, что сердце его склоняется к монашеству. В 18 лет он взял родительское благословение на жизнь в обители и принял монашеский постриг, пройдя ряд трудов, положенных послушнику. В постриге он принял наречение нового имени — Димитрий, символическое пострижение волос, надел монашеские одежды, мантию — «малый ангельский образ», малую схиму. Святитель дал обеты послушания настоятелю обители, отречения от мира, целомудрия и нестяжания — то есть отсутствия своего имущества, все отныне принадлежало монастырю и сам монастырь брал на себя обязанность обеспечивать жизнь святого. Такое пострижение монахов идет с древности и продолжается до настоящего момента.

Через год будущего святителя рукоположили в иеродиакона, то есть сделали монашествующим священнослужителем, не совершающим Литургию, но участвующим в богослужении и помогающим священнику. В 1675 году он был хиротонисан во священника, став иеромонахом, а в 1681 году — настоятелем, игуменом (сан выше иеромонаха) Максаковского монастыря. Просветительская деятельность, пламенные и мудрые проповеди молодого священника расположили к нему гетмана Украины Самойловича. Он предлагал ему ряд монастырей для управления. Святитель Дмитрий по благословению митрополита Лазаря (Барановича) вынужден был управлять рядом обителей Украины, однако тяготился этим послушанием, ища молитвенного уединения.

В 1684 году святой поселился в Киево-Печерской лавре и взялся за составление Житий всех святых, прославленных Православной Церковью — идея появилась у будущего святителя еще в юности. Это гигантский труд, ведь в Церкви тысячи святых. Известно, что во время создания Четьих-Миней (так на церковнославянском называется сборник житий) святому Дмитрию являлись святые, о которых он писал, укрепляя его в работе. Вскоре святителя вновь благословили на управление украинскими монастырями, а в 1700 году Киевский митрополит предложил его кандидатуру императору Петру Первому как будущего просветителя Сибири. Царю приехавший в Москву владыка Дмитрий понравился, но вскоре святой заболел. Известно, что это, возможно, произошло от скорби: он понимал, что в Сибири не сможет завершить составление Житий святых, дело его жизни, его главное служение Богу и Церкви. Пробыв в Москве около года, он испросил у царя и церковного начальства благословения остаться в Центральной России и был назначен на кафедру митрополита Ростовского и Ярославского.

В 1702 году святитель приехал в Ростов, в Спасо-Яковлевский (ныне называющийся дополнительно Димитриевским в честь святого) монастырь. Очевидно, он чувствовал себя болезненным, поскольку сразу указал в Зачатьевском храме место своего будущего погребения.

Тем не менее, владыка прожил еще 5 лет, успев завершить свой великий труд составления Четьих-Миней, несмотря на болезни и множество дел, касающихся управления епархией.

Известно, что епархия пребывала в бедности: и священники, и миряне были необразованными. Святитель способствовал и просвещению людей, и сам жил более чем скромно. При собственных покоях в монастыре он организовал духовное училище, где сам вместе с преподавателями из духовенства готовил будущих священников, совершал богослужения. Также святитель трудился над борьбой с остатками языческих обычаев, преодолением суеверий проповедью. Святой также сам писал музыку духовных песнопений и тексты.

В 1705-1707 году он вновь ездил в Москву, чтобы помогать в борьбе с сектантами проповедью. Увы, здоровье его было окончательно подорвано этой долгой поездкой. За три дня до своей кончины святитель Дмитрий Ростовский совершил богослужения Дня своего Ангела — небесного покровителя, великомученика Димитрия Солунского — и слег. 21 сентября по новому стилю 1709 года монастырские певчие последний раз спели для него несколько сочиненных им же песнопений и святитель закрылся в келье, где и скончался, стоя на молитве перед иконами.

Канонизация код

Рака с мощами св. Димитрия Ростовского в Зачатьевском соборе Спасо-Яковлевского монастыря. Фото С. М. Прокудина-Горского (1910)

Икона XVIII века

В 1752 году над могилой святителя Димитрия осел чугунный пол. В ходе ремонта открылся повреждённый бревенчатый сруб и деревянный гроб митрополита, в котором и были обретены его нетленные мощи. Был извещён митрополит Pостовский Арсений (Мацеевич), который приехал в монастырь и лично освидетельствовал мощи, облачение и гроб. Для хранения мощей была устроена каменная гробница, а о случившемся было направлено донесение в Синод.

Об обретении мощей стало известно в народе, стали появляться рассказы об исцелениях при мощах Димитрия и по молитве к нему. Официальная канонизация произошла более чем через 4 года после обретения мощей после проверки их нетленности и исцелений, происходивших при обращении к Димитрию (императорским повелением в Ростов направлялся синодальный прапорщик Ф. И. Баранов для сбора сведений о совершённых при мощах исцелениях, а указом Синода — суздальский митрополит Сильвестр и архимандрит Московского Симонова монастыря Гавриил для вторичного освидетельствования мощей). Подлинное дело об обретении и открытии мощей святого Димитрия Ростовского хранится в РГИА. Ф. 796 (Канцелярия Синода). Оп. 33. № 222. В первый день Пасхи — 1 апреля 1757 года состоялось прославление митрополита Димитрия в лике святых, а день обретения мощей — 21 сентября, как и день кончины — 28 октября были объявлены днями празднования святому. Служба святителю Димитрию была составлена епископом Переяславским и Дмитровским Амвросием. К концу XVIII в. были созданы две краткие редакции Жития Димитрия Ростовского: одна, 1756 г., связана с именем того же епископа Амвросия, другая — с именем настоятеля Спасо-Иаковлевского монастыря Луки (создана между 1758 и 1763 г.), кроме того, две полные редакции: редакция Арсения Мацеевича (1757—1758 г.) и Синодальная редакция (1784 г.), написанная Я. А. Татищевым.

Митрополит Димитрий стал первым святым, канонизированным к общерусскому почитанию в синодальный период. Елизавета Петровна велела изготовить для мощей Димитрия серебряную раку и облачение из золотой парчи. Однако на самих торжествах в Ростове в 1763 году по случаю переложения мощей Димитрия в новую раку присутствовала уже Екатерина II.

Другие труды святого подвижника и его духовные дарования

Имея опыт написания большого церковного труда, митрополит Димитрий решил написать еще одну книгу, повествующую о событиях Библии. Дело в том, что в то время Библия на славянском языке была большой редкостью, и стоила очень дорого. Поэтому большинство простого населения не могли позволить себе подобную роскошь и были лишены благодатного чтения Святого Писания. Более того, даже многие из священства плохо разбирались в библейских событиях и путали хронологию.


Икона Димитрию

Святой Димитрий начинает новый труд. В нем он использует основные библейские события и сюжеты, а к ним приписывает поучения и толкования. Читая это произведение, даже совсем незнакомый с Библией человек мог составить себе ясное представление о Священном Писании. К сожалению, окончить этот великий труд святителю так и не удалось из-за очень ослабленного здоровья.

Кроме написания книг, всю жизнь подвижник занимался проповедничеством веры Христовой. Обладая уникальным даром слова, он умел так выстроить свою речь, что равнодушным не оставался никто их слышащих. Поскольку чаще всего его слушателями оказывался простой народ, то и проповеди свои он выстраивал просто, как беседу отца с любимыми детьми. И какие бы труды и заботы не выпадали на долю подвижника, он никогда не оставлял подвига проповедничества до самых последних дней своей жизни.

Одним из его аскетических подвигов была молитва, которую он никогда не оставлял. Стараясь ежедневно бывать в храме, он в каждое воскресенье и церковный праздник служил литургию. Всех, кто был в его ближайшем окружении, учил постоянно и ревностно молится, каждую минуту памятуя о Господе.

Интересно! Очень строгим был и пост подвижника. Так, на Страстной неделе он ел только один раз — в Великий Четверг.

Конечно же, такая глубокая духовная жизнь сказывалась и на его земной жизни, на общении с людьми. С каждым, кого доводилось встретить Дмитрию Ростовскому, он был внимателен и обходителен. Всю жизнь помогал неимущим и страждущим — кому словом утешения, а кому и деньгами. Святой Димитрий отличался крайним нестяжанием, всегда довольствовался только необходимым минимумом благ для себя, а остальное раздавал нуждающимся.

Результатом такого внимательного отношения к собственной душе стало стяжание величайшего смирения. Подвижник всегда помнил слова Господа о том, что кто хочет быть первым в Царствии Небесном, тот должен быть последним в жизни земной. В жизни митрополита Димитрия эта заповедь воплощалась в глубоком почтении к любому начальству, в милости к подчиненным, в сострадании скорбящим.

Жизнеописание

Учился в Киево-Братской коллегии, ставшей впоследствии Киево-Могилянской академией. В 1668 году принял постриг в Киевском Кирилловском монастыре, где потом прожил семь лет. Весной 1669 года рукоположен во иеродиакона, а в июне 1675 года во иеромонаха и назначен проповедником в Чернигов. В этой должности Димитрий трудился до 1677 года и прославился многочисленными проповедями. Димитрий несколько лет путешествовал по монастырям Украины, год прожил в Слуцке в Преображенском монастыре, где был братским проповедником. Все эти годы он писал свой «Диарий» (записки на польском языке). В них он делал записи о событиях на Украине, в Польше и Москве, от которых зависела судьба Украины.

Портрет митрополита Димитрия (из фондов НХМУ)

По поручению патриарха Адриана поддержку Димитрию, работавшему в этот период над третьей книгой «Житий святых», оказывал архиепископ Иоанн (Максимович). В 1697 году он возвёл Димитрия в сан архимандрита и назначил настоятелем Елецкого Успенского монастыря, а в 1699 году перевёл настоятелем в Новгород-Северский Преображенский монастырь.

За время нахождения на ростовской кафедре Димитрий заботился о просвещении и нравственности населения, боролся с невежеством и пьянством, старообрядческим расколом и католицизмом. Им основано славяно-греческое училище с преподаванием греческого и латинского.

Как малороссиянин, Димитрий не мог быть знаком с расколом до тех пор, пока не стал управлять Ростовскою епархиею; здесь, увидевши всю силу зла, он решился вооружиться против него. «Окаянные последние времена наши! — писал Димитрий. — Святая церковь сильно стеснена, умалена, с одной стороны, от внешних гонителей, с другой — от внутренних раскольников. С трудом можно где найти истинного сына церкви; почти в каждом городе изобретается особая вера; простые мужики и бабы догматизуют и учат о вере».

Смерть и погребение

В могиле, вопреки указанию Монастырского приказа устроить каменный склеп и сделать каменный гроб, был сооружён деревянный сруб. В деревянный гроб Димитрия положили черновики его незаконченных произведений. Над местом погребения установили деревянную гробницу.

В настоящее время мощи святителя Димитрия Ростовского пребывают в Спасо-Яковлевском монастыре.

Ссылка на основную публикацию