Житие святого Иуды – полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

Полное житие апостола Иуды Иаковлева, брата Господня.
Дни памяти: 19 июня, 30 июня (12 апостолов).

Святой апостол Иуда принадлежит к числу 12-ти учеников Господа. Он происходил из племени Давида и Соломона. Святой Иуда родился в галилейском городе Назарете от праведного Иосифа, которому потом была обручена Пречистая Дева Мария. С точностью неизвестно, кто была мать Иуды. По мнению некоторых, это была Саломия [1] – дочь Аггея, сына Варахиина, брата святого Захарии, отца святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна . Сей Иуда был братом святого апостола Иакова Праведного, предстоятеля Иерусалимской церкви [2] . Святой апостол Иуда называется обыкновенно Иудою Иаковлевым , то есть братом апостола Иакова [3] . Это наименование он принял по смирению своему, ибо считал себя недостойным называться братом Господним по плоти, тем более, что согрешил пред Господом, вопервых, своим маловерием, а вовторых, небратолюбием. Что Иуда согрешил маловерием, об этом свидетельствует святой Иоанн Богослов, говоря: “Ибо и братья Его не веровали в Него” ( Ин.7:5 ).
Объясняя это место Евангелия, святой Феофилакт [4] разумеет здесь под братьями Христовыми детей Иосифа. Именно, он говорит:
– Поношение доставляли Ему – т. е. Христу – и братья, дети Иосифа (среди которых был и сей Иуда); откуда же у них такое неверие к Нему? – От своей собственной дурной воли и от зависти, ибо родственникам свойственно завидовать своим более, чем посторонним.
Итак, отсюда ясно, что Иуда согрешил пред Господом своим маловерием.
Но Иуда, кроме того, оказал Христу и небратолюбие, как о том пишется в житии Иакова, брата Божия.
Когда Иосиф по возвращении из Египта стал делить землю свою между своими детьми, рожденными от первой жены, то он пожелал уделить часть и Господу Иисусу, рожденному преестественно и нетленно от Пречистой Девы Марии, – тогда бывшему еще малым отроком. Но три сына Иосифовы не захотели принять Христа к себе в долю, как рожденного от другой матери; только четвертый сын – святой Иаков принял Его в совместное владение частью своею и оттого назван потом братом Божиим.
Сознавая эти свои прежние грехи – маловерие и небратолюбие – Иуда и не осмеливался именовать себя братом Божиим, но только называл себя братом Иакова, как он и пишет в своем послании: “Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова” ( Иуд.1:1 ).

Кроме названия Иуда Иаковлев , апостол Иуда имеет еще и другие названия. Евангелист Матфей называет его Леввеем и Фаддеем . Название эти даны апостолу Иуде не без причины, а именно: слово “Леввей” значит “сердечен”. По отношению к апостолу Иуде это название будет означать, что он, Иуда, после соделанных им по неведению прегрешений против Христа Бога, когда уверился в том, что Иисус есть истинный Мессия – Христос Бог, то соединился с Ним всем сердцем своим.
Апостол Иуда называется еще Фаддеем, что значит “хвалящий”, ибо он прославлял и исповедал Христа Бога и возвестил Евангелие многим народам.
О жизни и деятельности святого апостола Иуды нам известно очень немногое. Известно лишь, что в конце царствования Домициана [5] два внука Иуды, занимавшиеся обработкою земли собственными руками, были приведены, по наветам еретиков, к сему императору, как потомки Давида и родственники Господа; но когда император убедился, что никакой политической опасности они для него не представляют, они были отпущены на свободу.
Апостол Иуда, подобно другим “братьям Господа” по плоти, понес многие благовестнические труды, распространяя Евангелие Христово. Вскоре же после вознесения Господа Иисуса Христа на небо апостол Иуда, как и все вообще апостолы Христовы, отправился на проповедь Евангелия. По свидетельству церковного историка Никифора [6] , “божественный Иуда, не Искариотский, а иной, которому было двоякое наименование – Фаддей и Леввей, сын Иосифа, брат же Иакова, сброшенного с крыши храма иерусалимского, проповедовал Евангелие и распространял христианство сначала в Иудее, Галилее, Самарии, Идумее, потом в Аравии, Сирии и Месопотамии, наконец пришел в город Едессу, принадлежавший царю Авгарю [7] , где еще раньше его проповедовал Евангелие другой Фаддей, один из семидесяти апостолов. Здесь апостол Иуда докончил и исправил то, что не было окончено тем Фаддеем [8] .
Есть известие, что святой апостол Иуда проповедовал христианство и в Персии, откуда и написал на греческом языке свое соборное послание . Побуждением или поводом к написанию сего послание послужило то обстоятельство, что в общество верующих вкрались нечестивые люди, которые обращали благодать Божию в случаи к беззаконию и под видом свободы христианской дозволяли себе всякие мерзкие дела. Это краткое послание заключает в себе много глубоких мыслей и назидательного учения. В нем содержится частью учение догматическое: о таинстве Святой Троицы, о воплощении Иисуса Христа, о различии Ангелов добрых и злых и о будущем Страшном Суде; частью же учение нравственное: увещание избегать нечистоты греховной – плотской, хулы, гордости, непослушания, зависти, ненависти, коварства и лукавства; Апостол советует всякому быть постоянным в должности своей, в вере, в молитве, в любви, – советует заботиться об обращении заблудших, сохранять себя от еретиков, душевредные нравы которых он изобразил ясно и объявил, что еретики те погибнут, подобно жителям Содома ( Иуд.7 ).
Кроме того, в своем послании святой апостол Иуда говорит, что недостаточно для спасения быть только обращенным из язычества в христианство, но должно при вере делать добрые дела, приличные христианству и достойные спасения, и приводит в пример наказанных Богом Ангелов и людей. Ангелов Бог связал вечными узами во мраке и хранит их на Страшный Суд Свой за то, что они не сохранили своего достоинства ( Иуд.6 ). Людей же, изведенных из Египта, Бог погубил в пустыне за то, что они впали в разврат, живя не по закону Божию ( Иуд.5 ). Так апостол Иуда краткими словами раскрывает нам в послании своем истины великие.
Много различных стран посетил святой апостол Иуда, проповедуя Евангелие, обращая к Христовой вере народы и наставляя их на путь спасения. В таких трудах достиг он стран Араратских и здесь, отвратив множество людей от идолопоклонства, сделал их христианами. Этим апостол сильно вооружил против себя жрецов идольских: они схватили его и после различных мучений повесили на кресте и пронзили стрелами.
Так окончил подвиг и жизнь свою святой апостол Иуда и отошел ко Христу Богу, дабы принять от Него венец вечного воздаяние на небе [9] .

1 «приветствует вас избранная подобно вам (церковь) Вавилонская и Марк, сын мой» ( 1Петр.5:13 ). ( Колос.4:10-11 ). –>

Краткое житие и служение Господу святого апостола Иуды Иаковлева

Жизнеописание святого Иуды

Детство и отрочество

Будущий апостол жил рядом с Господом Иисусом Христом, но уверовал в то, что именно Он ожидаемый Мессия не сразу.

О детских годах святого апостола особых сведений не сохранилось. Он родился в Галилее, в городе Назарете и происходил из царского рода царя Давида. Святой апостол Иуда – сын Праведного Иосифа Обручника, поэтому его называют братом Господа, иногда добавляя «по плоти». Господь Иисус Христос родился «от Духа Свята и Марии Девы», у Него нет земного отца. Хоть Праведному Иосифу обручили Пресвятую Богородицу, которою он хранил, он не является отцом по плоти Господа Иисуса Христа.

Когда Праведному Иосифу обручили Богородицу Марию, он был уже в преклонных летах и у него были взрослые дети. По преданию, когда Иосиф вернулся из Египта в город Назарет, то разделил между детьми свои земли, выделяя часть Сыну Пресвятой Богородицы. Дети Иосифа были против этого, и лишь Иаков – старший сын Иосифа, разделил свою долю с Господом. В дальнейшем святой апостол Иаков стал предстоятелем Иерусалимской Церкви и его называют братом Господа.

Служение Господу

Иуда не имел изначально твердой веры в то, что Иисус есть Христос. Об этом свидетельствует апостол Иоанн в Евангелии: «Ни братья бо Его вероваху в Него» (Ин. 7, 5). Впоследствии он стал Его учеником, но за свое изначальное маловерие он не смел называть себя братом Господа, а именовался братом Иакова, Иуда Иаковлев.

После предательства Иуды Искариота этого имени избегали. Потому Иуда Иаковлев был прозван Фаддеем, что переводится как «хвалить», ведь он восхвалял Бога и нес свою проповедь во многие страны. Это имя встречается в Евангелии от Матфея и от Марка. Иуда сопровождал Господа во время Его земного служения в числе ближайших 12 апостолов вплоть до ареста в Гефсимании.

Святой проповедовал Святое Евангелие в Иудее и Галилее, Самарии и Идумее, а позже в Аравии, Сирии, Месопотамии, дошедши до Эдессы. Сохранилась информация, что свое соборное послание апостол написал, пребывая в Персии. Оно содержит единственную главу из 25 стихов, и входит в Новый Завет. В нем ученик Христа кратко изложил догмат о Святой Троице, вочеловечении Бога Слова, об Ангелах и грядущем Страшном Суде.

Святой Иуда призывает людей хранить себя в чистоте, беречься ересей, обращать заблудших, молиться, пребывать в вере и любви. Как и апостол Иаков, святой Иуда подчеркивает недостаточность веры без дел, так как одного лишь обращения из язычества в христианство и принятия Святого Крещения недостаточно для спасения души. В чем может проявиться вера, если не в добрых делах? Послание предположительно было написано в 70-м году, примерно за 10 лет до мученической кончины автора.

Святые Симон и Иуда Фаддей

Окончание земного пути

Святой Иуда много потрудился, проповедуя Евангелие и обращая язычников ко спасению, отвращая их от служения идолам. В итоге он прибыл в Армению, в Арарат и помог многим людям изменить свою жизнь, стать на путь благочестия и веры Господу. Однако были люди, которые противились истине и всячески пытались ее истребить. После того как местные языческие служители узнали, что там находится святой апостол, они решили схватить и умертвить его.

Плененный подвергся жестоким пыткам. После истязаний его распяли на кресте и пронзили острыми стрелами. Но никакие пытки и мучения не поколебали веры святого апостола. Он был свидетелем земного служения самого Господа Иисуса Христа, его Крестных Страданий, славного Воскресения. Он беседовал с Господом после его Воскресения и видел Его Вознесение.

Обретение мощей святого

Место, где был похоронен ученик Господень, предположительно находится в горной местности в северо-западной части Ирана, на землях монастыря, который в настоящее время не действует. Лишь один раз в год в день памяти святого Фаддея здесь совершается служба, на которую собирается множество паломников.

Святые мощи находятся в православном храме Александра Невского в Княжьем озере, еще часть в Ватикане, в соборе Святого Петра. Части святых мощей хранятся в разных православных и еретических храмах.

Видео «Житие Иуды Иаковлева»

Из этого видеоролика можно узнать краткое жизнеописание святого апостола.

Почитание апостола Иуды

Ученик Господень подчеркивал в своем труде опасность стать вероотступником, а пример его мученической кончины стал образцом исповедания и хранения Православия для каждого православного христианина. Память святого совершается 2 июля и 13 июля по новому стилю. Иконы ученика Господа можно встретить во многих храмах.

Католики также почитают ученика Божия, ведь он стоит у истоков христианства. У православных и католиков ест общие святые, которые были прославлены Церковью до того, как произошла Великая Схизма, и Рим уклонился в ересь в 1054 году. Но католическое почитание искажено и неприемлемо для православных.

К святому прибегают с молитвой, прося заступничества перед Господом, а также уповая на покровительство в случае безнадежных дел и необходимости укрепления отчаявшихся. Искренне верующие люди не остаются без помощи Божией. Главное, чтобы просящий имел смиренное сердце и прощал обиды, как того хочет от нас Бог. Ученику Божию составлены тропари, кондаки и канон. Святитель Димитрий Ростовский составил два труда, рассказывающих об этом ученике Христа. Первый посвящен именно ему, второй – собору апостолов.

У святого просят заступничества перед Господом

Молитва на каждый день апостолу Иуде Иаковлеву

О святой Иуда — Фаддей, что был достоин принадлежать к семье Спасителя, Пресвятой Девы Марии и Святого Иосифа, прибегаю к Тебе через святое Сердце Иисуса, хочу приносить Богу славу за ласки, Тебе уделенной.
Упав на колени, прошу Тебя покорно через святое Сердце Иисуса, призри на меня милосердно, не презри моей смиренной просьбой, чтобы доверие не было колеблемо. Тебе Бог уделил ласки, что приходишь людям с помощью в безнадежных обстоятельствах.

Читайте также:  Авраамий Болгарский - житие и биография мученика, мощи и дни памяти, почитание

О приди Ты мне с помощью, чтобы я мог (могла) милосердие Божие величать вовек веков. Аминь.

Святой Иуда входит в число 12 апостолов, но не стоит его путать с Иудой Искариотом, который стал предателем. Он не назвал себя братом Господа в своем послании, из-за того, что не сразу уверовал в Него. Много потрудившись, проповедуя Евангелие, он принял мученическую смерть.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Блаженный Василий Московский

15 августа (2 августа ст. ст.) совершается память святого Блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца. С юных лет подвижник прославился как провидец и обличитель неправды. Был единственным человеком, кроме митрополита Филиппа, который дерзал говорить неудобную истину Ивану Грозному в глаза, не задумываясь о последствиях. Грозный царь его почитал и боялся, а после смерти святого сам вместе с боярами нёс его гроб к месту захоронения. Блаженный похоронен в Москве под Покровским собором, что на Рву, на Васильевском спуске, который назван так по имени святого. Однако этот удивительной красоты храмовый комплекс, состоящий из 11 приделов, 11 уникальных церквей, которые расположены на одном фундаменте и соединены двумя галереями, известен всему миру именно как Собор Василия Блаженного, потому что там и по сей день почивают мощи святого.

Собор Василия Блаженного в Москве

Содержание:

Житие и чудеса Василия Блаженного

Наиболее древним источником, где сообщается о Блаженном Василии, является «Книга степенная царского родословия» (1563 г.). Полное житие было составлено по распоряжению св. патриарха Иова не ранее 1589 года, вскоре после канонизации святого в 1588 году. Древнейший список полного жития, а после него похвальное слово, описание чудес и два сказания содержатся в Четьи-Минеи за август.

На основании Святцев 1646 года и некоторых летописей XVII века, наиболее вероятным представляется, что Блаженный Василий родился в 1468 или 1462 году и преставился в 1552 году в возрасте 88 или 94 лет, то есть жил он в царствование Иоанна III Васильевича (1462-1505 гг.) и Иоанна IV Васильевича Грозного. Преставился же в правление митрополита Макария (1543-1564 гг.), который очень почитал и уважал святого ещё при его жизни, а после смерти лично отпевал его, и через которого святой стал известен Ивану Грозному. Как говорится в Прологе 1660 г. и в Святцах 1646 г., Блаженный Василий родился «в царствующем граде Москве у Пречистыя Богородицы Владимирския на Елохове» — сегодня это Старая Басманная улица в Москве. Родители святого, Иаков и Анна, были небогаты, поэтому еще в детстве отдали мальчика на обучение к сапожнику, в мастерской которого у Василия впервые проявился пророческий дар. Однажды купец, который привез в Москву хлеб, заказал в мастерской сапоги, на что Василий рассмеялся и заплакал. Когда сапожник спросил его, почему он плачет, тот ответил, что купец, хоть и заказал сапоги, но надеть их не успеет, потому что совсем скоро умрёт. Пророчество сбылось: уже на следующий день заказчик умер. Вскоре после этого события, в возрасте 16 лет, святой надевает вериги, принимает обет молчания и непрестанной умной молитвы и вступает в тяжелейший подвиг юродства Христа ради, в котором и пробыл до самой смерти — около 80 лет. Юродивых всегда почитали на Руси, считали Божьими людьми, отказавшимися от всех благ жизни, от собственных родных, умертвлявшими свою плоть голодом, холодом и веригами, очищенных Благодатью Святого Духа и потому дерзавших безнаказанно говорить правду в глаза кому угодно, даже самому царю. В Степенной книге Василий Блаженный назван «праведным нагоходцем», «самовольне обнаженным телеснаго одеяния», «не имеяше бо на телеси своем ни единаго рубища и стыдения не имуще, якоже первозданный преже преступления… Божия бо благодать греяше его. Огня же и мраза сильнейши плоть праведнаго сего бяше». Поэтому он также был известен под прозвищем Василий Нагой.

Вериги св. Василия Блаженного, ЦАК МДА

С его наготой связано чудо исцеления одной из торговок, которые разом ослепли после того, как посмеялись над наготой угодника Божия. Одна из них немедленно раскаялась, и тут же была исцелена по молитве святого Василия.

Он старался помогать всем, кто нуждался в помощи, а особенно тем, кто стыдился такую помощь просить. Однажды он отдал богатые царские подарки некоему иностранному купцу, который потерял свое состояние и уже голодал несколько дней, не смея, стыда ради, просить помощи из-за своего высокого статуса.

Часто блаженный посещал государственную тюрьму для винопийц, чтобы своим боговдохновенным словом наставлять на верный путь заблудших рабов Божьих, помогать им вернуться к нормальной христианской жизни.

Святой Василий имел обыкновение швырять камнями в углы домов благочестивых людей, а углы домов, где бесчинствовали, обычно обнимал и целовал. Когда его попросили объяснить такое странное поведение, его ответ был прост: когда в доме живет святость, то бесы не могут войти внутрь и стоят вне, а когда в доме грех, то туда не могут зайти ангелы, и уже они стоят снаружи. Василий же, видя стоящих снаружи бесов, швыряет в них камнями, а когда видит ангелов, то обнимает их и приветствует целованием, а вовсе не углы, как может показаться со стороны.

Однажды святой на рынке нарочно опрокинул лоток с калачами, а в другой раз разлил кувшин с квасом. Оба раза его начинали бить, будто он вредитель, но тут же выяснялось, что недобросовестный пекарь подмешивал в свои калачи известь и мел для экономии, а квас был перебродившим.

Однажды на глазах у изумлённой толпы богомольцев камнем разбил образ Богородицы на Варва́рских воротах, с давних пор почитавшийся чудотворным. Когда паломники, приехавшие молиться у образа со всех уголков Руси, схватили его и стали бить «смертным боем», юродивый попросил их поскрести краску на иконе. Когда краску удалили, то, к ужасу окружающих, открылось, что икона была адописной: под ликом Богоматери скрывался второй слой с намалёванной «дьявольской харей».

Также блаженный, которого почитали уже при жизни, однажды принял от некоего боярина в дар дорогую лисью шубу и ходил в ней в мороз. Когда же разбойники захотели обманом отобрать у святого шубу, то попросили его для погребения укрыть ей тело одного из своих товарищей, который притворился для этого мёртвым. Святой так и сделал, однако, увидев в Духе, что его обманывают, сказал обманщику: «шуба лисья, хитрая, укрой дело лисье, хитрое. Буди же ты отныне мертв за лукавство, ибо писано: лукавии да потребятся». Мнимый мертвец оказался после этого и вправду мёртв.

Святой Василий отдаёт свою шубу лихим людям

Святого почитали также и иноземцы, считая его покровителем морских путешественников: летописи описывают случай, когда святой, будучи в Москве, утишил бурю в Каспийском море и спас тем самым торговые суда купцов.

Один купец задумал построить на Покровке в Москве каменную церковь, но трижды своды ее обрушивались. Купец обратился за советом к Блаженному, а он направил его в Киев: «Найди там убогого Иоанна, он даст тебе совет, как достроить церковь». Приехав в Киев, купец разыскал Иоанна, который сидел в бедной хате и качал пустую люльку. «Кого ты качаешь?» — спросил купец. «Родимую матушку, плачу неоплатный долг за рождение и воспитание». Тогда только вспомнил купец свою мать, которую выгнал из дома, и ему стало ясно, почему он никак не может достроить церковь. Вернувшись в Москву, он возвратил мать домой, испросил у нее прощения, и только после этого смог достроить церковь.

Также блаженный Василий имел славу прозорливца. В 1521 году в Успенском соборе Кремля ему было «огненное видение» от Владимирской иконы Божией Матери, возвещавшее гнев Божий на москвичей и скорое нашествие на Москву крымского хана Мехмет-Гирея, который опустошил в тот раз все окрестности Москвы так же, как и все земли на пути к Москве, и увёл с собой огромный полон.

20 июня 1547 года он «прииде на монастырь Воздвижения Честнаго Креста, иже зовется на Острове, и ста пред церковию, к неиже умилно зря, умную молитву деиствуя и плача неутешно». Сегодня это район улицы Воздвиженка. Чрезвычайно долгой и проникновенной казалась окружающим эта молитва святого, очень глубокой была его печаль. На следующий день, 21 июня, в этом монастыре вспыхнул пожар, и началась на Москве, по выражению летописца, «буря велика, и потече огнь яко же молния». Это был самый ужасный пожар, который когда-либо бывал в городе. Царь с семьёй бежал из Кремля на Воробьёвы горы и издалека смотрел, как столица превращается в пепел. За день город был полностью уничтожен пламенем — не осталось ни одного дома, погибло людей «без числа».

Иоанн IV Васильевич был свидетелем подвигов блаженного и был его почитателем, хотя святой постоянно обличал царя за его жестокое отношение к подданным. Однажды во время трапезы у царя святой трижды вылил вино в окно, говоря, что он гасит пожар в Новгороде. Оказалось, что в это время в Новгороде действительно начался пожар, но не успел разгореться, потому что какой-то странный нагой муж заливал загоревшиеся дома. Новгородцы, приехавшие после этого события в Москву, опознали в святом Василии этого мужа.

В другой раз во время литургии в кремлёвском Успенском соборе царь размышлял о постройке нового дворца на Воробьёвых горах. Святой же спрятался в угол. На вопрос царя, почему блаженного Василия не было на службе, тот ответил, что он-то был, а вот царь ходил мыслью по Воробьёвым горам и строил себе там дворец.

Отошёл к Богу блаженный Василий 2 августа 1552 года. После смерти святого его мощи начали источать исцеления: слепые прозревали, немые начинали говорить. Самый невероятный случай произошёл в 1588 году, когда святой был канонизирован: в течение августа по его молитвам исцелились 120 человек.

Святой был похоронен у церкви Святой Троицы на Рву. В память о взятии Казани в 1554 году на этом месте Иоанн Грозный приказал строить Покровский Собор, более известный сегодня как собор Василия Блаженного. В 1586 году мощи святого стали источать множество чудесных исцелений, поэтому в этом же году по приказу Фёдора Иоанновича над могилой был поставлен храм имени святого (сегодня это Васильевский придел Покровского храма), сооружена серебряная, вызолоченная и отделанная жемчугом и драгоценными камнями рака. Мощи святого покровителя Москвы до сего дня почивают в этом храме под спудом.

Сень над могилой Василия Блаженного

Тропарь и кондак Василию Блаженному

Тропарь, глас 3

Житие твое, Василие, неложно, и чистота нескверна, Христа ради тело свое изнуряя постом и бденнием, и мразом и теплотою солнечною, и слотою и дождевным облаком, и просветися лице твое яко солнце, и ныне приходят к тебе русстии собори, царие и князи и все людие, восхваляюще твое святое успение. Того убо моли и тому помолися благоюроде, да избавит ны от варварьскаго пленения, и междоусобныя брани, мир мирови даровати, и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 4

Духом Божиим водим, преблаженне Василие, отрясе мирский мятеж, и жития треволнения возгнушася, совлечеся одеяний тленных и облечеся в ризу безстрастия, убежа ловления льстиваго миродержца, и был еси странен во своем языце, паче замнаго богатьства избра богатьство небесное и увязеся венцем терпения, и ныне, преблаженне Василие, моли Христа Бога, отворящих святую память твою, да зовем ти: радуйся, преблаженне Василие.

Библиотека Русской веры
Канон блаженному Василию Московскому →

Василий Блаженный. Иконы

Блаженный Василий изображается на иконах нагим старцем («праведным нагоходцем») с седыми кудрявыми волосами и такой же бородой.

Блаженный Василий, Московский Чудотворец. Икона, конец XVI — начало XVII вв. Святой Василий Блаженный. Икона Святой Василий Блаженный. Икона Св. Василий Блаженный в молении ко Христу. Икона из собора Покрова на рву. Кон. XVI — нач. XVII вв.

Василий Блаженный в искусстве

По мотивам жития святого Василия российские художники создают картины.

Василий Блаженный. (Моление). Третья часть трилогии «Святая Русь». Сергей Кириллов. 1994 год «Василий Блаженный и Иван Грозный». Игорь Токарев. 2017 год «Василий Блаженный». Юрий Попков. 2012 год «Московский чудотворец Блаженный Василий». Виталий Графов. 2005 год

Читайте также:  Житие праведного Симеона Верхотурского (Меркушинского) - полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

Святой Иуда. Как бывший неверующий умер той же смертью, что и Христос

А вы знали, что кроме Иуды Искариота, среди двенадцати учеников Господних, был еще один Иуда? Он имеет множество имен, его личность до сих пор вызывает множество споров. Кто-то считает, что его и вовсе не было, а был кто-то другой.

Несмотря на абсолютное безверие, Святой Иуда все-таки смог прийти к Богу

Иуда Иаковлев (он же Фаддей, или Леввей) появился на свет в Назарете и считается одним из двенадцати апостолов

Брат Господний — так его называют потому, что он имеет прямую связь с Иосифом Обручником: Иуда Фаддей его сын от первого союза. Общеизвестно, что данный род — царский, так как имеет корни от израильского царя Давида

По прошествии времени Иосиф взял в жены Пренепорочную Деву Марию, подарившую этому миру Спасителя нашего Иисуса Христа бессеменным зачатием.

Святой Иуда был братом Иакова Праведного, предстоятеля Иерусалимской церкви. По этой причине его называют Иудой Иаковлевым. Он был так назван по собственному желанию, так как посчитал себя не заслуживающим быть братом Господним.

Все это произошло тогда, когда Спаситель открывал общественное службу, братья Его не видели в Нем Божественного начала и силу, олицетворяющую любовь и жизнь.

Среди неверующих был и Иуда. Как гласит церковное Предание, после возвращения Иосифа из египетских земель в Израиль, началось деление территориальных участков между наследниками, которыми являлись родные сыны и происходивший от обрученной ему Девой Марией Спасителем.

Дети Иосифа Обручника не хотели что-либо делить с Христом, по кровной связи Он не был их прямым братом.

И лишь апостол Иаков предоставил возможность Спасителю обладать вместе с ним его долей территориальной части.

Только после некоторого времени в душе Иуды случилось прозрение: внутри его проснулась вера в Спасителя как Обетованного Мессию, он следовал за Иисусом Христом везде и всюду, и вскоре его приняли в ученики.

И вот, в знак того, что он кается за свое чрезмерное корыстолюбие при разделении отцом территориальных участков, Иуда Фаддей принял решение, что не может считаться заслуживающим именоваться братом Господним.

Известный своим предательством Иуда Искариот и Иуда Фаддей— две разные личности

После коварного проступка Иуды Искариота это имя в обществе верующих и святейших норовили не произносить. По этой причине Святого Иуду именовали Фаддеем, что значит «хвалить». А название Леввей было похоже по идее и значению имени Фаддей.

Картина Эль Греко «Апостол Иуда Фаддей», находящаяся в Испанском городе Толедо

На страницах Библии Святого Иуду тоже именуют по-разному. В Евангелии от Луки он предстает как Иуда Иаковлев (Лк 6:16) или же Иуда не Искариот (Евангелие от Иоанна 14 гл.), а в Деяниях святых апостолов он носит название Варсава (Деян. 15, 22).

«Иуда – не Искариот – говорит Ему: Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру? Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Моё; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим». (Евангелие от Иоанна 14 гл.),

После Распятия и Воскрешения Спасителя, брат Господень посетил несколько стран, в числе которых были родная Галилея, Иудея, Идумея, Самария для того, чтобы распространить вероучение о Слове Божьем и Святом Евангелии.

Немного погодя проповедовал веру христианскую в Сирии, Месопотамии, Аравии.

Есть послание в Библии, которое приписывают Иуде Фаддею

Когда Иуда Фаддей посещал Персию со своей проповедью, именно в этом месте он создал соборное послание на греческом языке. Соборное означает, что обращено оно не к конкретным личностям, а ко всем православным общинам сразу.

Короткое послание, состоящее всего из одной главы, рассказывает нам о присутствии как добрых, так и злых Ангелов, подготавливает души православных к Страшному Суду, приподнимает завесу тайны учения о Пресвятой Троице.

Апостол в своем труде пытается направить человека на путь истинный, а именно: советует всеми способами проявлять заботу о духовной красоте своей души, ежедневно читать молитвы, проявлять любовь и внимание к окружающим, добросовестно осуществлять свои обязательства, остерегаться еретиков и прочих дьявольских учений.

Статуя Святого Иуды в Праге, с табличкой на пьедестале «Преданному другу Христову».

Немаловажным моментом Иуда Фаддей считал то, что, имея крепкую веру в Царство Божие, ее нужно подкреплять хорошими поступками и следованию заповедям.

Земной путь апостола закончился в Арарате, к которому святой долго и упорно шел

В непосильных трудах им был достигнут армянский город Арарат, на своем нелегком пути Святой Иуда отвратил большое количество люда языческого от греховного поклонения различным идолам. Благодаря стараниям эти люди, которые чуть было не ступили на губительный путь, стали благочестивыми, верующими в Бога.

Все было хорошо, пока здешние языческие священнослужители не прознали про Святого Иуду. И тогда они задумали страшное преступление: поймать и убить его. В итоге апостол был схвачен палачами. Они долго мучили апостола, а после страшных мук он был распят на кресте, а тело пронзено отточенными стрелами.

Страшная казнь Святого Иуды произошла в Арарате в 70-е годы

Возможно, останки апостола располагаются в горах на северо-западе Ирана

В Иране, рядом с городом Маки, располагается недействующий монастырь Святого Фаддея. По традиции, раз в год в главной церкви монастыря происходит служба, на которой всегда присутствует огромное количество армянских странников с Ирана.

По легенде, одна из самых первых святынь при могиле апостола построена в этом месте в 68 году н. э.

Мощи Святого Иуды располагаются в храме Святого Петра, что в Ватикане, в приделе Иосифа Обручника

Другие части мощей находятся в в Реймсе, Тулузе и Кёльне. Мощи Иуды Леввея, который в настоящее время чтится в Армении как один из 12 учеников Христа, находятся и в Эчмиадзинском монастыре, являющимся главным монастырем Армянской апостольской церкви.

В 1929 году монашеское объединение Римско-католической церкви перенесло части мощей, а именно предплечья из Армении в Чикаго, что стало началом к возобновлению почитания святого апостола как помощника в переломных моментах. Святой Иуда также покровитель отчаявшихся или безнадежных дел.

Поклонение частицам мощей апостола, которые хранятся в церкви святого Георгия в городе Львов, помогает в настоящее время продвижению его культа среди католиков и униатов Украины.

В конце 2010 года эта святыня была доставлена для почитания в собор Одессы апостола Андрея Первозванного Украинской Греко-католической Церкви, а в 2011 году- в Кировоград.

Частица мощей апостола Фаддея также числится среди святынь ризницы Свято-Ильинского монастыря в Одессе (Украинская Православная Церковь, Московский Патриархат), который был подворьем афонского Илии пророка скита.

Ежедневное чтение девятницы и наличие иконы апостола поможет справиться с трудностями

Святой Иоанн Русский

Этот святой, мощи которого хранятся далеко от Русской земли, до сих пор носит звание «Русский». Почему же так произошло? И как же надо прославиться, чтобы о тебе говорили даже спустя четыре века!

Житие святого Иоанна

Родился Иоанн в конце семнадцатого века в Малороссии. Известно, что его родители были благочестивыми христианами и сумели воспитать сына в православной вере. По достижении совершеннолетия юношу, как и многих, забрали в армию. Он попал в рекруты в войска Петра Первого.

В то время шла война России с турками. В битве за Азов Иоанн был взят в плен. Затем он был продан в рабство к богатому человеку по имени Ага. Тот привёз его в свою страну, в Каппадокию, в селение Ургюп. Турки склоняли его к мусульманству, но он остался верен православию.

Только Бог знает, сколько Иоанн перетерпел мук, побоев, унижений в чужой земле. Но всё равно веру свою он не предал. Юношу поставили служить на конюшне, и он на совесть исполнял все свои обязанности. По ночам он ходил молиться на паперть храма, раз в неделю он принимал Святые Таины.

Спал Иоанн среди лошадей в конюшне. Постепенно хозяин, видя его праведность, исполнительность, стал уважать своего раба. И даже предложил ему отдельное жильё, чтобы никто его не донимал. Но Иоанн отказался, сказав, что его место – среди рабов.

По молитвам Иоанна дом хозяина стал процветать, Ага очень разбогател, понимая, что в этом заслуга праведника, живущего у него. Он захотел воздать благодарение Аллаху, отправившись в Мекку. В это время в его отсутствие произошло чудо.

Чудо с пловом

Жена Аги устроила пир, приготовив плов. При этом она сказала гостям, что жалеет о том, что хозяин не сможет попробовать такое вкусное блюдо, ведь он очень любит плов. Услышав это, Иоанн попросил у хозяйки блюдо с пловом и удалился. Он молился в уединении, о том, чтобы Господь отнёс Аге плов. И блюдо исчезло.

Иоанн вернулся к хозяйке и сказал, что Господь передал плов Аге. Все засмеялись над удачной шуткой, подумав, что Иоанн сам все съел или отдал нищим. Однако, каково было удивление всех, когда вернувшийся хозяин привёз плов и рассказал чудесную историю.

Он зашел в запертый дом, где на столе стояло блюдо с горячим пловом. На блюде было выгравировано имя Аги, как на всей его посуде. Он ничего не понял, но съел плов, а блюдо привез домой. Все были в шоке, а, очнувшись, стали прославлять Иоанна как святого. Но тот не возгордился, а проводил прежнюю жизнь в конюшне.

Вскоре святой тяжело заболел и, предчувствуя скорую кончину, послал за священником с целью причаститься. Но тот побоялся идти в дом мусульманина и решил передать Святые Дары, спрятанные в яблоке. Иоанн смиренно принял причастие и вскоре отошёл ко Господу. Ему было около сорока лет.

Посмертные чудеса и почитание святого

Похоронили Иоанна по православному обычаю, было много народу, тело его пронесли по всему селению с почестями, а затем похоронили возле храма, где он молился. К его могиле тут же стали стекаться толпы людей со всего мира. Святой являл чудеса исцеления от своих мощей.

Спустя три года священник храма увидел во сне святого, который открыл ему о нетленности своих мощей. Доказательством этого был огненный столп над его могилой на самом деле. Когда раскопали мощи, они действительно были нетленными. От них исходило благоухание. Мощи положили в раку в храме.

Через десять лет на селение напали янычары и разграбили его и многих жителей убили. Мощи святого они решили сжечь, вынеся их из храма. Но каково было их удивление, когда мощи снова оказались в раке. Тогда они второй раз проделали то же самое. Но мощи опять вернулись в раку. В третий раз разбойники увидели в огне самого святого, грозящего им рукой. В ужасе они разбежались, оставив мощи в огне.

Мощи Иоанна Русского

Жители пришли и увидели, что огонь не повредил мощам. Они только слегка почернели от копоти, но от них исходило то же благоухание. Их вернули в раку, затем перенесли в новую церковь св. Василия. Правую руку святого отправили на Святую гору Афон в благодарность, что монахи пожертвовали средства для строительства храма в его честь.

В 20-х годах прошлого столетия греческому населению пришлось покинуть Угрюп. Они уехали на остров Эвбей в Греции и взяли с собой мощи святого Иоанна Русского. Они положили их в храме св. Константина и Елены. В 50-х годах была построена церковь в честь св. Иоанна и туда перенесли его мощи. Здесь они находятся и до сих пор.

Святого Иоанна Русского почитают:

В его честь строятся храмы по всему миру.

Чудеса святого Иоанна Русского

Вряд ли можно найти святого, более почитаемого по всему миру. Чудеса по молитвам к нему совершаются с древности и по сей поры.

Одним из первых чудес было спасение детей в Угрюпе. Святой приснился одному мальчику, держа в руках школьную крышу. Его мать рассказала в воскресенье в храме об этом сне, как вдруг все услышали шум. Выбежав, увидели, как крыша школы рухнула. Все в ужасе бросились искать раненных и вытаскивать их из-под обломков. Но тут же увидели, как дети живые и невредимые радостно выбежали навстречу. Они рассказали, как, услышав треск, сразу поняли, в чём дело и спрятались под парты. Таким образом, никто из них не пострадал.

Читайте также:  Алексий Второй: жизнь и биография патриарха, как умер и где похоронен, труды

Святой много раз исцелял больных детей. Одного мальчика, с рождения не имеющего возможности передвигаться, св. Иоанн вылечил, и мальчик стал ходить. Другие брат и сестра умирали от белокровия, а по молитвам их родителей к святому они не умерли, а исцелились.

Одного неверующего врача св. Иоанн исцелил от рака. Он, умирая, воскликнул: «хоть я всю жизнь был неверующим, но помоги мне святой Иоанн!». Тут же к нему в палату зашел молодой незнакомый врач и сказал, что он здоров. Проследовав за ним, больной не увидел в коридоре никого, и люди его тоже не видели.

Помог святой также при кораблекрушении греческого корабля. По молитве капитана судно было чудным образом выведено из шторма и доставлено в порт.

Одна старушка ходила с палочкой, потому что спина ее не разгибалась. Но после молебна святому она разогнулась и оставила свою палочку у мощей в память исцеления.

День памяти святого Иоанна Русского — 9 июня.

Документальный фильм о чудесах и жизни святого Иоанна Русского

Мы работаем на добровольных началах, поэтому будем рады, если вы поддержите проект лайком и репостом в социальных сетях. Храни Господь!

Святой апостол МАТФИЙ (†ок.63)

Апостол Матфи́й — один из учеников Иисуса Христа, по жребию занявший место среди двенадцати апостолов вместо отпавшего Иуды Искариота.

Святой апостол Матфий родился в Вифлееме, происходил из колена Иудина; с раннего детства он изучал Закон Божий по Священным Книгам под руководством святого Симеона Богоприимца. Когда Господь Иисус Христос явил Себя миру, святой Матфий уверовал в Него как в Мессию, неотступно следовал за Ним и был избран сначала в число 70 меньших апостолов, о которых в Евангелии говорится: «Избрал Господь и других семьдесят (учеников) и послал их по два пред лицом Своим» (Лк. 10:1).

По Вознесении Спасителя апостол Матфий был избран по жребию в число 12-ти Апостолов. По отпадении Иуды лик 12-ти Апостолов утратил свою полноту, а с ним и право на именование двенадцати. Господь же избрал двенадцать родоначальников Общины Нового Завета подобно тому, как древний Израиль вел происхождение от двенадцати патриархов. Поэтому верховный из Апостолов, святой Петр, став посреди собрания первых христиан, предложил выбрать апостола вместо Иуды: «и поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом (справедливым), и Матфия» – свидетелей земной жизни Господа от Его Крещения до Вознесения. Для того чтобы избрать апостолом одного из них, присутствующие кинули жребий, перед этим обратившись в молитве к Господу, сказали: «Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал» (Деян. 1:24). Как в свое время Иисус Сам избирал Себе апостолов, так и ученики не сами выбирали в свои ряды двенадцатого апостола, а обратились к Воскресшему Учителю, чтобы Он сам выбрал «недостающего» ученика. Жребий пал на Матфия, который и стал двенадцатым. Это избрание вскоре было утверждено Господом при ниспослании Духа Святого в виде огненных языков, даровавшего ему равную благодать с другими учениками.

Избрание святого апостола Матфия по жребию в число двенадцати апостолов, напоминает нам о той истине, что “жребием владеет Бог” . Так всегда было в Ветхом Завете, идет ли речь об пророке Ионе, бежавшего от лица Господня на корабле в Фарсис, и которого по жребию бросили в море; или об избрании по жребию Саула сына Кисова на царство. В начале Евангелия от Луки Захария по жребию входит в храм Господень для каждения (Лк. 1:9). После Пятидесятницы в первых христианских общинах служение распределялось также по жребию, который одновременно определял «эсхатологический жребий или вечный удел», дарованный Богом. Апостолы по жребию получают землю, где они должны благовествовать. Божия Матерь, согласно преданию, принимает жребий служения в земле Иверской. Таков завет апостольской Церкви до скончания века. Жребий есть обращение к Самому Богу. Этот способ необходим в решающих судьбу Церкви моментах при условии осознания всеми значительности происходящего. Как это было при избрании патриарха Тихона. Среди торжественной духовной атмосферы, среди молитвы всей Церкви, исполненной веры и доверия. Вся Церковь должна стать на молитву. Чтобы число апостолов всегда было полным.

По сошествии Святого Духа Апостолы метали жребий, кому из них и в какую страну идти для проповеди евангельской. Святому Матфию досталась по жребию Иудея, где он и трудился, обходя города и веси. Из Иерусалима с апостолами Петром и Андреем ходил в Антиохию Сирийскую, был в каппадокийском городе Тиане и в Синопе. Здесь апостола Матфия заключили в темницу, из которой он был чудесно освобожден апостолом Андреем Первозванным. После этого апостол Матфий путешествовал в Амасию, город на берегу Понта. Во время 3-го путешествия апостола Андрея святой Матфий был с ним в Едессе и Севастии. Согласно апокрифическим Acta Andreaae, он был будто бы Апостолом Андреем чудесно спасен от “людоедов” (скифов?).

По церковному преданию, он был с проповедью в Эфиопии Понтийской (нынешняя Западная Грузия), где претерпел много мучений за имя Христово. Его и били, и влачили по земле, и вешали, и строгали острым железом, и жгли на огне – с радостью шел апостол на все эти муки и с мужеством их переносил.

Проповедовал Матфий Слово Божие и в Македонии. Греки-идолопоклонники захотели испытать силу проповедуемой им веры. Они заставили Матфия выпить отраву, лишающую человека зрения. Апостол выпил зелье и, силою Божией, остался невредим. Апостол выпил его и не только сам остался невредимым, но исцелил и других около двухсот пятидесяти узников, ослепших от этого питья. Когда святой Матфий вышел из темницы, язычники тщетно искали его, так как он сделался для них невидимым. Наконец он сам отдался в руки народу – тогда апостола связали и бросили в темницу. Здесь окружили Матфия злые духи, яростно скрежеща зубами. В следующую же ночь явился ему Сам Господь, в сиянии лучезарного небесного света. Господь освободил Матфия от уз, отворив двери темницы. Тогда апостол снова открыто стал пред народом и безбоязненно проповедовал Слово Божие. Озлобленные язычники хотели тут же своими руками убить проповедника Христова. Земля внезапно разверзлась и поглотила их. Оставшийся в живых народ, пораженный этим чудом, уверовал во Христа и крестился.

Рубенс. Апостол Матфий

Апостол Матфий вернулся в Иудею и не переставал просвещать своих соотечественников светом учения Христова. Он творил великие чудеса Именем Господа Иисуса и обратил очень многих к вере во Христа.

Мученическая кончина святого апостола Матфия

Иудейский первосвященник Анан, ненавидевший Христа, давший ранее повеление сбросить с высоты храма апостола Иакова, брата Господня, приказал взять апостола Матфия и представить на суд синедриона в Иерусалиме. Нечестивый Анан произнес речь, в которой кощунственно хулил Господа. В ответ апостол Матфий показал на пророчествах Ветхого Завета, что Иисус Христос – Истинный Бог, Мессия, обещанный Богом Израилю, Сын Божий, Единосущный и Совечный Богу Отцу. Первосвященник пришел в страшный гнев. Он не хотел более ни слова слышать от Матфия, и зажал уши, скрежеща зубами. «Богохульствует! богохульствует!» – яростно вскричал Анания и обратился к апостолу: «Ты сам свидетельствовал на себя. Кровь твоя будет на главе твоей».

После этого первосвященник осудил побить апостола камнями. Около Иерусалима было место казни, называемое «Вефласкила», что значит – Дом побиенных каменьями. Сюда привели и Матфия. Два свидетеля (как требовал того закон) положили свои руки на его голову и засвидетельствовали, что он хулил Бога, закон и Моисея. Они же первые бросили камни в святого Матфия, причем последний просил, чтобы эти первые два камня были погребены с ним, как свидетели его страданий за Христа. Потом весь народ стал бросать камни на Матфия, и он предал дух свой Богу. Когда апостол был уже мертв, ему отрубили голову секирой. Это сделали, чтобы показать, будто Матфий был противником римского правительства, и снять с себя виновность в его смерти. Христиане с честью погребли тело мученика за имя Христово. (По греческим минеям, апостола Матфия распяли на кресте. Некоторые указывают, что он скончался в Колхиде). Смерть за Христа и венец мученика апостол Матфий воспринял около 63 года.

Иногда путают имена двоих апостолов: евангелиста Матфея (Левия) и Матфия. Различия в их именах можно увидеть, посмотрев их перевод с арамейского. Матфей – Маттайя (в переводе «дар Господень»), Матфий – Маттий. Апостол Левий Матфей был призван одним из первых, а Матфий – последним.

Некоторое время в раннехристианском мире было известно Евангелие, приписываемое Матфию, однако позднее оно было утеряно, от него до нас дошли только несколько предложений в пересказе других источников.
Известно, что честная глава апостола Матфия хранилась в храме святых апостолов в Константинополе. Часть его мощей видели в Риме. Есть сведения, что святые мощи апостола хранились в некоем «монастыре братьев армянских» на берегу озера Иссык-Куль. Однако вот уже многие столетия монастырь этот скрыт водами озера, а экспедиции, организуемые с целью его обнаружения, не дали пока обнадеживающих результатов.

Мощи святого апостола Матфия в Трире

Часть святых мощей апостола Матфия, перенесённых, по преданию, в Германию императрицей Еленой, хранится в Трире (одна из императорских резиденций в римскую эпоху) в аббатстве св. Матфия, на территории бенедиктинского монастыря.

Аббатство св.Матфия в Трире. Под плитой находится саркофаг с мощами святого апостола Матфия

Саркофаг с мощами святого апостола Матфия

Предание гласит, что о существовании мощей в Трире известно было давно, но обнаружены они были случайно. В 1127 году на территории южного римского кладбища раскопали ковчег с мощами апостола Матфия. Чудесное обретение спрятанных от врагов мощей апостола послужило поводом для строительства в Трире храма, получившего наименование церкви святого Маттиаса (так в западной традиции называют апостола). Ковчег с мощами апостола Матфия вмонтирован в основание постамента, стилизованного под высокое надгробие из черного мрамора, на котором лежит белая мраморная фигура апостола. В Трире культ св. Матфия некогда был очень развит. В Госларе чеканили из серебра, добываемого в Гарце, монету Матфия (мафирий).

Храм святого Апостола Матфия в Санкт-Петербурге

Если на Западе существует более полусотни католических, методических и лютеранских храмов, посвященных апостолу Матфию, то в России находился только один православный Храм святого Апостола Матфия (Покровская церковь) в Санкт- Петербурге, взорванный в 1932году.

Церковь Святого Апостола Матфия в начале ХХ века. Санкт-Петербург.

Этот исторический храм – ровесник города. 9 августа 1704 года, в день апостола Матфия, русские войска взяли Нарву. Годом ранее по проекту самого Петра была заложена первая деревянная церковь Петра и Павла. Позднее, когда рядом положили основание будущему каменному собору, деревянную церковь перенесли с Заячего острова на Березовый (ныне – Петроградский). Она то и была освящена в честь святого апостола Матфия в 1720 г. в память о Нарвской победе. Этот храм связан также с именем блаженной Ксении Петербургской. В житии блаженной говорится, что «проживая в Петербурге, какого-либо определенного местожительства Ксения не имела. Большей частью она целый день бродила по Петроградской стороне и по преимуществу в районе прихода церкви Святого Апостола Матфия, где в то время жили в маленьких деревянных домиках небогатые люди». В приходе этого храма прошла вся ее жизнь: здесь она венчалась, исповедовалась, причащалась и была отпета. К сожалению теперь на этом месте находится сквер с возвышением от остатков старинного здания. С 2001 года здесь проходят молитвенные стояния с целью возрождения исторической святыни.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Тропарь, глас 3:
Апостоле святый Матфие, моли Милостиваго Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашим.

Кондак, глас 4:
Светозарное, яко солнце, во весь мир изшедшее вещание твое, просвещает языческую церковь благодатию, чудоносче Матфие апостоле.

Ссылка на основную публикацию