Житие великомученика Георгия Победоносца – полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

Чудеса святого Георгия Победоносца

В “Житии святого Георгия” описывается много чудес, совер­шенных великомучеником. В более ранней редакции жития святой Георгий предстает только как великомученик, и лишь более поздние редакции дополнены описанием чудес, причем сначала возникли три эпизода, характеризующие святого как чудотвор­ца, затем к ним прибавилось еще шесть, в том числе и известное “Чудо Георгия о змие” [1].

Первое чудо, которое можно условно назвать “Чудом с ко­лонной вдовы”, или “Лептой вдовы”, повествует о том, как в Си­рии, где не было больших камней для столбов, которые должны были поддерживать здание, эти камни покупались в далеких странах и привозились морем. Так поступила и одна вдова, ку­пившая хороший столб и умолявшая градоначальника взять его на корабль, чтобы отвезти к строящемуся храму Георгия ве­ликомученика. Тот не внял мольбам бедной женщины и от­плыл, а она упала на землю и, горько рыдая, призывала в моль­бах святого Георгия. В слезах она заснула и увидела во сне явивше­гося ей Георгия на коне, который спросил, о чем она так скорбит. Вдова рассказала святому о своем горе. “Где хочешь поставить столб?” — спросил святой. “На правой стороне церк­ви”, – отвечала женщина. Тогда святой написал на столбе паль­цем, где этот дар вдовы должен быть поставлен по ее желанию. Вместе с женщиной они подняли столб, который вдруг стал лег­ким, и опустил в море. Проснувшись, вдова не обнаружила на прежнем месте столба, а когда вернулась домой, то оказалось, что ее столб с надписью, сделанной рукой святого, уже лежал на берегу. Градоначальник раскаялся в содеянном прегрешении, а столб вдовы был поставлен на том месте, где и было велено.

Второе чудо – “с пронзенным образом”, рассказывает о си­ле чудотворной иконы святого. В том же сирийском городе Рамеле, уже завоеванном сарацинами, в церковь святого Георгия во время службы зашло несколько сарацин, и один из них, взяв лук, пустил стрелу в икону великомученика.

Но стрела полетела вверх и, падая оттуда, вонзилась само­му стрелку в руку. Рука раздулась, очень болела, и сарацин, му­чаясь от страшных страданий, признался во всем своим служанкам, среди которых было несколько христианок. Они посо­ветовали хозяину позвать священника, и тот объяснил варвару, кто был свято Георгий и почему он получил от Бога благодать тво­рить чудеса. По совету священника сарацин приказал принести к себе в дом икону великомученика Георгия, поставил над своей постелью, молился перед ней и смазал руку маслом из лампады. Сарацин исцелился, уверовал в Бога, тайно крестился, а потом начал на площади города громогласно проповедовать учение Христа как истинного Бога. Новообращенный сарацин принял мученический венец, ибо тут же был разрублен своими бывши­ми единоверцами на части.

Третье чудо — “о плененном пафлагонском юноше” повест­вует об избавлении молодого человека, захваченного в плен ага­рянами в церкви великомученика Георгия во время торжества в день памяти святого. Год пробыл он в плену у агарянского кня­зя, и через двенадцать месяцев, точно в тот день, когда юноша был захвачен иноверцами, по молитвам его бедной матери плен­ник был чудесным образом возвращен родителям. Он только что прислуживал агарянскому князю за столом и явился перед пораженными родителями прямо с сосудом для вина в руках. Рассказывая о том, что произошло, юноша сказал: “Я налил ви­но, чтобы подать князю, и вдруг поднят был светлым всадником, который посадил меня к себе на коня. Я держал в одной руке со­суд, а другой держался за его пояс, и вот очутился здесь. “.

О подобном чудесном возвращении из плена рассказывают и еще два чуда святого Георгия. Однако самое популярное из всех чу­дес, прочно вошедшее в иконографию великомученика, это “Чудо Георгия о змие”, где святой спасает от страшного чудови­ща целый город и царскую дочь.

На родине святого Георгия, около города Бейрута, где жило много идолопоклонников, близ Ливанских гор было большое озеро. И вот в этом озере поселился огромный змей. Выходя из своего прибежища, он пожирал людей, и никто не мог с ним справиться, ибо самый воздух вокруг него, зараженный его ды­ханием, становился смертоносным.

Тогда правитель страны принял решение каждый день отдавать змею детей кого-либо из жителей, а когда придет его оче­редь, он отдаст чудовищу свою единственную дочь.

Так по жребию посылали люди той страны змею своих де­тей, пока не пришла очередь царской дочери. Наряженная в лучшие одежды и оплаканная родителями, оказалась девушка на берегу озера, горько рыдая и ожидая своего смертного часа.

Неожиданно явился перед ней прекрасный юноша на бе­лом коне с копьем в руках – сам Георгий Победоносец. Увидев плачущую девушку, он обратился к ней, чтобы узнать, почему она стоит на берегу озера и что за горе у нее. Но девушка умоля­ла прекрасного юношу поскорее уйти от этого ужасного места, а не то он погибнет вместе с ней. Святой Георгий настаивал и наконец услышал горький рассказ о страшном чудовище и о царском слове. Девушка снова умоляла Георгия уйти, ибо невозможно спастись от чудовища, и тут из озера показался змей. Осенив се­бя крестным знамением, со словами “Во имя Отца и Сына и Свя­того Духа”, бросился Георгий на страшилище и поразил его ко­пьем, ударив в самую глотку. Копье прижимало змея к земле, конь топтал его ногами, а потом святой Георгий велел девице связать своим поясом змея и вести его, как послушного пса, в город.

Народ в ужасе шарахался от чудовища, но Георгий гово­рил: “Не бойтесь и веруйте в Господа нашего Иисуса Христа”. И когда убил Георгий змея посреди города, тысячи жителей уве­ровали во Христа и приняли святое крещение, и было их двадцать пять тысяч, не считая женщин и детей.

На том месте впоследствии построили церковь во имя Пре­святой Богородицы и Георгия Победоносца, который охраняет христианскую Церковь от погубителей и от греха, как сохранил прекрасную дочь царя от змея-пожирателя.

Источник: Т.С. Еремина. Мир русских икон и монастырей. История, предания. – М., Международная академическая издательская компания «Наука», 1998.

[1] Верховец Я.Д. Подробное описание жизни, страданий и чудес великомученика Георгия. – СПб., 1893.

Житие великомученика Георгия Победоносца – полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

Память 23 апреля/6 мая

Память 3 ноября/16 ноября

Память 26 ноября/9 декабря

Святой великомученик Георгий, прозванный Победоносцем, пострадал за веру во времена императора Диоклитиана. Будучи фанатичным приверженцем древних римских богов, Диоклетиан предпринял гонения на христиан, немыслимые по жестокости и масштабу. Для этого он разослал повеление об их полном истреблении во все страны своего царства и приказал перед казнью мучить христиан самыми изощренными пытками.

В то время в римском воинстве был чудный Христов воин, святой Георгий. Родом он происходил из Бейрута, из Каппадокии, и воспитан был в православном благочестии. Еще в детстве он лишился отца, который скончался замученный за исповедание Христа. Мать же Георгия переселилась с ним в Палестину, в Лидду, так как там была ее родина и богатые владения.

Святой Георгий получил прекрасное образование и решил служить на военном поприще. Он отличался умом, мужеством и крепостью тела, а потому вскоре был поставлен начальником в знаменитом воинском полку. В этом чине он проявил такую храбрость на брани, что император Диоклитиан, еще не знавший о его христианстве, почтил его саном воеводы и комита (сопровождающим императора). Мать Георгия к этому времени уже скончалась.

Когда Диоклитиан замыслил истребить христиан, святой Георгий состоял при царе. Как только святой убедился, что этот неправедный замысел императора не может быть отменен, и узнал о его лютости против христиан, он решил, что наступило время, которое послужит ко спасению его души. Тотчас все свое богатство святой Георгий роздал нищим, бывшим при себе рабам даровал свободу, а о тех рабах, которые находились в палестинских его владениях, распорядился, чтобы одни из них были освобождены, а другие переданы неимущим.

На третий день, когда должно было состояться окончательное совещание царя и его князей о беззаконном убиении христиан, мужественный Христов воин святой Георгий явился на то нечестивое сборище и исповедал себя как христианина. Царь от удивления долго не мог прийти в себя. Наконец, не желая терять достойнейшего воина, он стал уговаривать Георгия отречься от Христа и принести жертву языческим богам. Святой же Георгий сказал, что не отступит от истинной веры, какие бы мучения ему не предстояли. Тогда, не дав святому окончить свою речь, император повелел оруженосцам изгнать копьями Георгия из собрания и заключить его в темницу. При этом, когда одно копье коснулось тела святого, тотчас его железо стало мягко, как олово, и согнулось. Уста же мученика исполнились хваления Бога.

Введя мученика в темницу, воины распростерли его на земле лицом вверх, забили ему ноги в колоды и положили на грудь тяжелый камень. Святой же терпел и непрестанно воздавал благодарение Богу вплоть до следующего дня. Наутро царь спросил: “Раскаялся ли ты, Георгий, или все еще пребываешь в своем непокорстве?” Святой ответил: “Скорее ты изнеможешь, мучая меня, нежели я, мучимый тобою”.

Тогда Диоклитиан велел принести великое колесо, под которым были помещены доски, истыканные железными остриями, подобными мечам, ножам и спицам; некоторые из них были прямые, другие искривлены наподобие удилищ. На том колесе царь велел привязать обнаженного мученика, и, вращая колесо, срезать все тело его этими железными остриями. Святой Георгий, разрезаемый на части и сокрушаемый, как тростник, доблестно переносил муки. Сначала он молился Богу громким голосом, затем все тише, потом уже совсем молча, не испустив ни одного стенания. Сочтя святого умершим, царь насмешливо спросил: “Где же Бог твой, Георгий?” Затем он велел его отвязать от колеса, а сам пошел в капище Аполлона. Но вдруг настал мрак, прогремел страшный гром, и многие услышали глас свыше: “Не бойся Георгий, Я с тобою”. Появилось сияние, и Ангел Господень явился у колеса. Возложив руку на мученика, он сказал: “Радуйся”. Когда Ангел исчез, сошел с колеса сам мученик, исцеленный от ран.

При виде этого чуда воины пришли в великий ужас и недоумение и возвестили о случившемся царю, который тогда присутствовал в капище. Последовал за воинами и святой Георгий и предстал царю. Ужас и недоумение надолго сковали уста всем. Два же мужа, находившиеся там, Антоний и Протолеон, почтенные преторским саном и уже ранее оглашенные в христианской вере, видя столь дивное чудо, совершенно утвердились в исповедании Христа и воззвали: “Един Бог великий и истинный, Бог христианский!” Царь тотчас велел схватить их, без допроса вывести за город и предать усекновению мечом. И сама царица Александра, также присутствовавшая в капище, видя чудесное исцеление мученика и услыхав о явлении Ангела, познала истину. Но когда она хотела со дерзновением исповедать Христа, епарх ее удержал и, прежде, чем узнал сие царь, повелел отвести ее во дворец.

Диоклитиан же начал предавать Георгия новым мукам. Так он повелел ввергнуть его на три дня в обложенный камнем ров и засыпать негашеною известью. Но, ограждаемый Божией благодатью, святой вышел из этого испытания совершенно невредимым и разрешенным от уз. Тогда Диоклитиан велел принести железные сапоги, раскалить длинные гвозди, вбитые в подошву их, обуть мученика в эти сапоги и гнать его с побоями до темницы. Святой же Георгий шел в этих раскаленных сапогах с гвоздями и горячо молился Христу Спасителю. Изнемогая телом, он не изнемог духом. Весь день и всю ночь не переставал он возносить благодарение и молитвы Богу. И в ту ночь, Божиею помощью, исцелился от ран, ноги его и все тело снова стали невредимыми.

Утром Диоклетиан продолжил пытки. Святого сначала били по устам, славящим Христа, а потом стали истязать воловьими жилами до тех пор, пока плоть его с кровью не прилипла к земле. Пораженный терпнением мученика, император, однако, не вразумился, а решил, что все дело в волхвовании. Тогда он прибег к помощи чародея, который принес свое зелье. Но Георгий остался жив, испив без колебания это зелье и насмехаясь над бесовской прелестью. Кипя яростью, царь велел насильно напоить Георгия ядом. Святой же не стал ожидать насилия, а сам добровольно взял сосуд и выпил смертоносный яд, но вновь остался невредимым, с помощью благодати Божией, и начал увещевать своего мучителя к принятию христианства как истинной веры.

Тогда лукавый волх посоветовал императору приказать, чтобы Георгий воскресил мертвеца и тем доказал истинность веры в распятого Человека. Изумился царь такому совету волхва Афанасия, но приказ дал, и все направились к гробнице. Там святой Георгий стал молиться Победителю смерти Христу, чтобы Тот воскресил Своей силой мертвого человека, и, когда сказал: “Аминь”, вдруг загремел гром, потряслась земля, крыша гробницы пала на землю, открылся гроб и мертвец встал и вышел из гроба. Все помертвели от ужаса. Тотчас разнеслась в народе молва о случившемся, и многие рыдали и прославляли Христа как великого Бога. Царь и вельможи пришли в великое недоумение и совершенно не знали, что делать. Волхв же Афанасий сам припал к ногам святого, исповедуя, что Христос есть Всесильный Бог, и моля мученика, чтобы тот простил ему согрешение, содеянные в неведении.

Читайте также:  Житие Григория Синаита - полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святого

А Диоклитиан, видя, как рассыпаются все его планы, повелел отсечь головы и волхву Афанасию, и воскресшему из мертвых. Святого же Георгия он велел пока держать в темнице и в оковах.

Когда великомученик Георгий пребывал в темнице, к нему приходили люди, от его чудес уверовавшие во Христа, и наставлялись им во святой вере. Призыванием имени Христова и знамением крестным святой исцелял больных, во множестве приходивших к нему в темницу. Среди приходивших был некий муж, именем Гликерий, простой землепашец, у которого вол свалился с горы в лес и разбился до смерти. Молитвами святого вол ожил. Узнав об этом, Диоклитиан исполнился гнева и приказал тотчас отсечь землепашцу голову, а для святого Георгия повелел приготовить судилище при капище Аполлона, чтобы на глазах народа испытать мученика.

В ту же ночь мученик Георгий узрел во сне явившегося Господа, Который поднимал его рукою, обнимая, лобызал его и возлагал ему на главу венец, говоря: “Не бойся, но дерзай и сподобишься со Мною царствовать. Не изнемогай, ты скоро придешь ко Мне и получишь уготованное тебе”. Радостный святой призвал к себе слугу, который всегда тщательно записывал деяния и речи святого, и возвестил ему свое видение, говоря: “По моем исходе от сей жизни, возьми мое смиренное тело и согласно завещанию, отнеси в палестинский дом наш”.

Как только взошло солнце, царь воссел на судилище и стал беседовать с Георгием, обещая ему высочайшие почести, если он поклонится языческим богам. Мученик предложил вместе отправиться в храм Аполлона. Когда они подошли к храму, там уже было приготовлено жертвоприношение, ибо все ожидали, что Георгий собирается принести богам жертву. Святой же, посмеявшись над бесом, сидящим в идоле Аполлона, сокрушил всех кумиров в храме.

Слух об этом распространился по всему городу и дошел до царицы Александры, и она не стала дольше скрывать своего исповедания. Царица прошла через толпу на средину, и дерзновенно исповедовала перед всеми, что Христос истинный Бог, припав к ногам мученика. Видя это, Диоклетиан пришел в великое изумление и тотчас повелел усечь мечом и святого Георгия, и супругу свою.

Воины схватили мученика и повели за город. Повлекли они и царицу. На пути она изнемогла и предала дух свой Господу. Святой же Георгий, помолившись, с радостью преклонил под меч свою главу и так скончался в 23-й день месяца апреля, достойно совершив свое исповедание и сохранив непорочную веру. Мощи святого Георгия положили в палестинском городе Лидде, согласно его завещанию.

И по своей кончине святой великомученик Георгий прославился многочисленными чудесами, став одним из любимейших святых во многих частях света. За мужество и духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности, святого Георгия стали величать Победоносцем.

Одним из самых его знаменитых чудес является так называмое “Чудо о змие”. По преданию, недалеко от города Бейрута в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности. И жители начали по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал на дочь правителя. Ее отвели к берегу озера и привязали. Но когда зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, который копьем поразил змея и спас девицу. Этот юноша был святой Георгий, своим явлением прекративший жертвоприношения и обративший ко Христу жителей той страны, которые до этого были язычниками. Чудо о змее сделалось излюбленным сюжетом в иконографии святого. Этот образ также символизирует победу над диаволом — “древним змием” (Откр. 12, 3; 20, 2).

Чудеса святого Георгия послужили также поводом к почитанию его покровителем скотоводства и защитником от хищных зверей, а также покровителем воинства.

На Руси с древних времен святой Георгий почитался под именем Юрия или Егория. В дореволюционное время в день памяти святого Георгия Победоносца («Георгия вешнего») жители русских деревень в первый раз после холодной зимы выгоняли скот на пастбище, совершив молебен святому великомученику с окроплением домов и животных святой водой. День великомученика Георгия в народе еще называют — Юрьевым: в этот день, до времен царствования Бориса Годунова, крестьяне могли переходить к другому помещику.

В XI веке великий князь Ярослав основал в честь святого Георгия обители в Киеве и Новгороде (Юрьев монастырь) и повелел творить праздник в честь Георгия Победоносца. Изображения святого Георгия издревле встречаются на русских великокняжеских монетах и печатях. Святой является также покровителем города Москвы – столицы нашего отечества.

Великомученик Гео ́ ргий Победоносец

Дни памяти

16 ноября – Обновление храма в Лидде

9 декабря – Освящение церкви в Киеве

Житие

Ве­ли­ко­му­че­ник Ге­ор­гий был сы­ном бо­га­тых и бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей, вос­пи­тав­ших его в хри­сти­ан­ской ве­ре. Ро­дил­ся он в го­ро­де Бей­рут (в древ­но­сти – Бе­лит) у под­но­жия Ли­ван­ских гор.

По­сту­пив на во­ен­ную служ­бу, ве­ли­ко­му­че­ник Ге­ор­гий вы­де­лял­ся сре­ди про­чих во­и­нов сво­им умом, храб­ро­стью, физи­че­ской си­лой, во­ин­ской осан­кой и кра­со­той. До­стиг­нув вско­ре зва­ния ты­ся­че­на­чаль­ни­ка, св. Ге­ор­гий сде­лал­ся лю­бим­цем им­пе­ра­то­ра Дио­кли­ти­а­на. Дио­кли­ти­ан был та­лант­ли­вым пра­ви­те­лем, но фа­на­тич­ным при­вер­жен­цем рим­ских бо­гов. По­ста­вив се­бе це­лью воз­ро­дить в Рим­ской им­пе­рии от­ми­ра­ю­щее язы­че­ство, он во­шел в ис­то­рию как один из са­мых же­сто­ких го­ни­те­лей хри­сти­ан.

Услы­шав од­на­жды на су­де бес­че­ло­веч­ный при­го­вор об ис­треб­ле­нии хри­сти­ан, св. Ге­ор­гий вос­пла­ме­нил­ся со­стра­да­ни­ем к ним. Пред­ви­дя, что его то­же ожи­да­ют стра­да­ния, Ге­ор­гий раз­дал свое иму­ще­ство бед­ным, от­пу­стил на во­лю сво­их ра­бов, явил­ся к Дио­кли­ти­а­ну и, объ­явив се­бя хри­сти­а­ни­ном, об­ли­чил его в же­сто­ко­сти и неспра­вед­ли­во­сти. Речь св. Ге­ор­гия бы­ла пол­на силь­ных и убе­ди­тель­ных воз­ра­же­ний про­тив им­пе­ра­тор­ско­го при­ка­за пре­сле­до­вать хри­сти­ан.

По­сле без­ре­зуль­тат­ных уго­во­ров от­речь­ся от Хри­ста им­пе­ра­тор при­ка­зал под­верг­нуть свя­то­го раз­лич­ным му­че­ни­ям. Св. Ге­ор­гий был за­клю­чен в тем­ни­цу, где его по­ло­жи­ли спи­ной на зем­лю, но­ги за­клю­чи­ли в ко­лод­ки, а на грудь по­ло­жи­ли тя­же­лый ка­мень. Но св. Ге­ор­гий му­же­ствен­но пе­ре­но­сил стра­да­ния и про­слав­лял Гос­по­да. То­гда му­чи­те­ли Ге­ор­гия на­ча­ли изощ­рять­ся в же­сто­ко­сти. Они би­ли свя­то­го во­ло­вьи­ми жи­ла­ми, ко­ле­со­ва­ли, бро­са­ли в нега­ше­ную из­весть, при­нуж­да­ли бе­жать в са­по­гах с ост­ры­ми гвоз­дя­ми внут­ри. Свя­той му­че­ник все тер­пе­ли­во пе­ре­но­сил. В кон­це кон­цов им­пе­ра­тор при­ка­зал от­ру­бить ме­чом го­ло­ву свя­то­му. Так свя­той стра­да­лец ото­шел ко Хри­сту в Ни­ко­ми­дии в 303 го­ду.

Ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия за му­же­ство и за ду­хов­ную по­бе­ду над му­чи­те­ля­ми, ко­то­рые не смог­ли за­ста­вить его от­ка­зать­ся от хри­сти­ан­ства, а так­же за чу­до­дей­ствен­ную по­мощь лю­дям в опас­но­сти – на­зы­ва­ют еще По­бе­до­нос­цем. Мо­щи свя­то­го Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца по­ло­жи­ли в па­ле­стин­ском го­ро­де Ли­да, в хра­ме, но­ся­щем его имя, гла­ва же его хра­ни­лась в Ри­ме в хра­ме, то­же по­свя­щен­ном ему.

На ико­нах св. Ге­ор­гий изо­бра­жа­ет­ся си­дя­щим на бе­лом коне и по­ра­жа­ю­щим ко­пьем змия. Это изо­бра­же­ние ос­но­ва­но на пре­да­нии и от­но­сит­ся к по­смерт­ным чу­де­сам свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия. Рас­ска­зы­ва­ют, что неда­ле­ко от ме­ста, где ро­дил­ся св. Ге­ор­гий в го­ро­де Бей­ру­те, в озе­ре жил змей, ко­то­рый ча­сто по­жи­рал лю­дей той мест­но­сти. Что это был за зверь – удав, кро­ко­дил или боль­шая яще­ри­ца – неиз­вест­но.

Суе­вер­ные лю­ди той мест­но­сти для уто­ле­ния яро­сти змея на­ча­ли ре­гу­ляр­но по жре­бию от­да­вать ему на съе­де­ние юно­шу или де­ви­цу. Од­на­жды жре­бий вы­пал на дочь пра­ви­те­ля той мест­но­сти. Ее от­ве­ли к бе­ре­гу озе­ра и при­вя­за­ли, где она в ужа­се ста­ла ожи­дать по­яв­ле­ния змея.

Ко­гда же зверь стал при­бли­жать­ся к ней, вдруг по­явил­ся на бе­лом коне свет­лый юно­ша, ко­то­рый ко­пьем по­ра­зил змея и спас де­ви­цу. Этот юно­ша был свя­той ве­ли­ко­му­че­ник Ге­ор­гий. Та­ким чу­дес­ным яв­ле­ни­ем он пре­кра­тил уни­что­же­ние юно­шей и де­ву­шек в пре­де­лах Бей­ру­та и об­ра­тил ко Хри­сту жи­те­лей той стра­ны, ко­то­рые до это­го бы­ли языч­ни­ка­ми.

Мож­но пред­по­ло­жить, что яв­ле­ние свя­то­го Ге­ор­гия на коне для за­щи­ты жи­те­лей от змея, а так­же опи­сан­ное в жи­тии чу­дес­ное ожив­ле­ние един­ствен­но­го во­ла у зем­ле­дель­ца по­слу­жи­ли по­во­дом к по­чи­та­нию свя­то­го Ге­ор­гия по­кро­ви­те­лем ско­то­вод­ства и за­щит­ни­ком от хищ­ных зве­рей.

В до­ре­во­лю­ци­он­ное вре­мя в день па­мя­ти свя­то­го Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца жи­те­ли рус­ских де­ре­вень в пер­вый раз по­сле хо­лод­ной зи­мы вы­го­ня­ли скот на паст­би­ще, со­вер­шив мо­ле­бен свя­то­му ве­ли­ко­му­че­ни­ку с окроп­ле­ни­ем до­мов и жи­вот­ных свя­той во­дой. День ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия в на­ро­де еще на­зы­ва­ют «Юрьев день», в этот день, до вре­мен цар­ство­ва­ния Бо­ри­са Го­ду­но­ва, кре­стьяне мог­ли пе­ре­хо­дить к дру­го­му по­ме­щи­ку.

Св. Ге­ор­гий – по­кро­ви­тель во­ин­ства. Изо­бра­же­ние Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца на коне сим­во­ли­зи­ру­ет по­бе­ду над диа­во­лом – «древним зми­ем» (Откр.12:3, 20:2). Это изо­бра­же­ние бы­ло вклю­че­но в древ­ний герб го­ро­да Моск­вы.

10/23 ноября – Колесование святого великомученика Георгия

Гру­зия, про­све­щен­ная хри­сти­ан­ской ве­рой свя­той рав­ноап­о­столь­ной Ни­ной († 335), род­ствен­ни­цей свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца († 303, па­мять 23 ап­ре­ля), осо­бо чтит свя­то­го Ге­ор­гия, как сво­е­го по­кро­ви­те­ля. Од­но из на­име­но­ва­ний Гру­зии – в честь Ге­ор­гия (это на­зва­ние со­хра­ня­ет­ся и сей­час во мно­гих язы­ках ми­ра). В честь ве­ли­ко­му­че­ни­ка свя­тая Ни­на уста­но­ви­ла празд­ник. Он со­вер­ша­ет­ся и по­ныне в Гру­зии 10 но­яб­ря – в вос­по­ми­на­ние ко­ле­со­ва­ния свя­то­го Ге­ор­гия. В 1891 го­ду на Кав­ка­зе, вбли­зи се­ла Ка­хи За­ка­таль­ско­го окру­га, по­стро­ен на ме­сте древ­не­го но­вый храм в честь свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца к ко­то­ро­му сте­ка­ет­ся мно­же­ство бо­го­моль­цев раз­ных ве­ро­ис­по­ве­да­ний.

3/16 ноября – Освящение храма святого великомученика Георгия в Лидде

Го­род Лид­да (Лод) – ро­ди­на ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца. Здесь был дом его ма­те­ри, здесь про­шло его дет­ство. Свя­той ве­ли­ко­му­че­ник Ге­ор­гий был рим­ским во­и­ном, по­стра­дал он при им­пе­ра­то­ре Дио­кли­ти­ане в Ни­ко­ми­дии в на­ча­ле IV ве­ка. Мо­щи его хри­сти­ане пе­ре­нес­ли на ро­ди­ну, в Лид­ду, и здесь он был по­гре­бен.

Гроб­ни­ца, в ко­то­рой бы­ли по­ло­же­ны мо­щи ве­ли­ко­му­че­ни­ка, сей­час рас­по­ло­же­на в крип­те пра­во­слав­но­го хра­ма, по­свя­щен­но­го ве­ли­ко­му­че­ни­ку Ге­ор­гию. В са­мом хра­ме име­ет­ся ча­сти­ца мо­щей свя­то­го Ге­ор­гия, а так­же цепь, ко­то­рой был ско­ван ве­ли­ко­му­че­ник.

Первую цер­ковь здесь воз­ве­ли в VI ве­ке. Храм несколь­ко раз раз­ру­шал­ся и в сво­ем ны­неш­нем ви­де был вос­ста­нов­лен лишь в 1872 го­ду бла­го­да­ря по­жерт­во­ва­ни­ям из Рос­сии. Освя­ще­ние об­нов­лен­но­го хра­ма со­сто­я­лось 3/16 но­яб­ря 1872 го­да , в го­дов­щи­ну то­го дня, в ко­то­рый он был освя­щен впер­вые. Вос­по­ми­на­ние о сем зна­ме­на­тель­ном со­бы­тии Рус­ская цер­ковь со­вер­ша­ет в этот день и до на­сто­я­ще­го вре­ме­ни; этот празд­ник вне­сен в ме­ся­це­слов, в честь се­го тор­же­ства на Ру­си стро­и­лись хра­мы.

Так­же в Лид­де апо­стол Петр ис­це­лил Энея, во­семь лет ле­жа­вше­го в рас­слаб­ле­нии (Де­ян. 9:32-35).

26 ноября/9 декабря – Воспоминание освящения храма великомученика Георгия в Киеве

У рус­ских кня­зей, на­чи­ная с рав­ноап­о­столь­но­го кня­зя Вла­ди­ми­ра, су­ще­ство­вал бла­го­че­сти­вый обы­чай ос­но­вы­вать хра­мы в честь сво­их Ан­ге­лов Хра­ни­те­лей. Так, рав­ноап­о­столь­ный Вла­ди­мир, в Свя­том Кре­ще­нии Ва­си­лий, по­стро­ил в Ки­е­ве и Вы­ш­го­ро­де хра­мы во имя свя­ти­те­ля Ва­си­лия Ве­ли­ко­го, князь Изя­с­лав I (1054–1068), в Кре­ще­нии Ди­мит­рий, по­стро­ил в Ки­е­ве храм и мо­на­стырь во имя свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ди­мит­рия (па­мять 26 ок­тяб­ря), князь Яро­слав Муд­рый (1019–1054), во Свя­том Кре­ще­нии Ге­ор­гий, по­ло­жил на­ча­ло хра­му и муж­ской оби­те­ли в честь сво­е­го Ан­ге­ла Хра­ни­те­ля – ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия (па­мять 23 ап­ре­ля), а так­же по­стро­ил храм во имя ве­ли­ко­му­че­ни­цы Ири­ны (па­мять 5 мая), Ан­ге­ла Хра­ни­те­ля сво­ей су­пру­ги. Храм в честь ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия на­хо­дил­ся пе­ред вра­та­ми Свя­той Со­фии, на его стро­и­тель­ство князь Яро­слав за­тра­тил боль­шие сред­ства, в воз­ве­де­нии хра­ма при­ни­ма­ло уча­стие боль­шое чис­ло стро­и­те­лей. 26 но­яб­ря храм был освя­щен свя­ти­те­лем Ила­ри­о­ном, мит­ро­по­ли­том Ки­ев­ским (па­мять 21 ок­тяб­ря), и уста­нов­ле­но еже­год­ное празд­но­ва­ние в честь это­го со­бы­тия.

Святой великомученик ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ (†303)

6 мая (23 апреля) верующие православной Церкви отмечают день памяти святого великомученика Георгия Победоносца, в день его преставления.

Святой великомученик Георгий жил в 284-305 гг. во времена правления римского императора Диоклетиана. Он был сыном богатых и благородных родителей, исповедовавших христианскую веру. Когда Георгий был еще ребенком, его отца замучили за исповедание Христа. Получивший блестящее образование и отличавшийся крепким телосложением, красотой и мужеством юноша уже в 20 лет стал одним из самых близких к императору людей.

Читайте также:  Марина Антиохийская: житие святой, дни памяти и мощи, почитание, о чем молиться

Святой Георгий родился в городе Бейруте (в древности – Белит), в Каппадокии, не позднее 276 г. в семье богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере.

Георгий получил блестящее образование и, отличаясь физической силой, красотой и мужеством, в юном возрасте поступил на воинскую службу.

За отличное знание военного дела Георгий уже в 20 лет был назначен начальником прославленной когорты инвиктиоров (непобедимых). Во время войны римлян с персами (296-297 гг.), Георгий выказал удивительную отвагу, за что был императором назначен комитом (спутником) – приближенным императора, сопровождающим его во время путешествий и получавшим содержание.

Император Диоклетиан правил с 284 по 305 год и был ярым приверженцем древней римской религии, расходуя огромные суммы денег на строительство языческих храмов. Он обвинял христианских священников в колдовстве, которым, по его мнению, они срывали все его начинания. 23 февраля 303 г. император издал первый эдикт против христиан: «разрушать церкви до основания, сжигать священные книги и лишать христиан почетных должностей».

Вскоре после этого императорский дворец в Никомидии дважды охватывал пожар. Это совпадение послужило поводом для бездоказательного обвинения христиан в поджогах. Началось величайшее из гонений в истории христианства. Диоклетиан обнажил свой меч на праведных людей Божьих. Вместо преступников темницы наполнялись исповедниками истинного Бога. Первыми жертвами стали христиане, служившие в императорской армии.

Находясь однажды в судилище и слыша беззаконный и страшный суд об истреблении христиан, Георгий воспылал святой ревностью за веру. Он раздал нищим все, что имел: золото, серебро, драгоценные одежды, освободил рабов в своих имениях и решил насмерть стоять за Христа, вступил на путь борьбы с императором Диоклетианом, поняв, что наступило время, которое послужит для спасения его души.

На последнем совещании императора с единомышленниками Георгий смело выступил: «Долго ли тебе, царь, и вам, князья и советники, совершать злые дела? Вы заблуждаетесь, поклоняясь идолам. Истинный Бог есть Иисус Христос, гонимый вами. Я раб Христа, Бога моего и пришел сюда свидетельствовать об истине». Разъяренный царь приказал своим оруженосцам заключить Георгия в темницу, забить ноги в колоды, а на грудь положить тяжелый камень. Потом Диоклетиан приказал принести новоизобретенное орудие пытки – колесо с вбитыми в него железными остриями. Когда после колесования все признали праведника мертвым, вдруг раздался удар грома и услышаны были слова: «Не бойся Георгий! Я с тобою!» Георгий, исцеленный Ангелом, сам сошел с колеса, прославляя Бога. Увидев чудесное спасение Георгия, царские сановники Антоний, Протолеон и царица Александра захотели принять христианство. За исповедование Христа царь приказал схватить сановников, вывести за город и отсечь головы. Царицу Александру было приказано запереть во дворце, а святого Георгия засыпать негашеной известью на три дня. Через три дня император велел выкопать кости мученика, но слуги нашли святого Георгия невредимым и привели к царю.

«Скажи Георгий, – спросил Диоклетиан, – откуда в тебе такая сила и каким волшебством ты пользуешься?» «Царь, – ответил Георгий, ты хулишь Бога. Прельщенный дьяволом, ты погряз в заблуждениях язычества и называешь чарами чудеса Бога моего, совершенные на твоих глазах». Диоклетиан приказал надеть на ноги Георгия сапоги с гвоздями внутри и гнать до самой темницы с побоями и руганью.

Вельможа Магненций предложил Диоклетиану обратится к известному волхву Афанасию. Когда волхв явился во дворец, император сказал ему: «Или победи и уничтожь волхвование Георгия и сделай его покорным нам, или лиши его жизни».

Утром в суде Афанасий показал два сосуда и велел привести осужденного. «Если безумец выпьет из первого сосуда, – сказал колдун, – будет покорным царской воле; от второго же питья он умрет». Выпив из обоих сосудов, Георгий остался невредимым, а Афанасий сам уверовал и перед всеми исповедовал Христа как всесильного Бога. За это он был казнен императором.

Святого Георгия вновь заключили в темницу. Народ, уверовавший в чудеса и обратившийся к христианству, подкупает стражников, чтобы увидеть святого и получить наставление и помощь.

Царские советники просили осудить Георгия за то, что множество людей отвращается от их языческих богов. Ночью перед новым испытанием Георгий усердно молился, а когда задремал, увидел в сонном видении Господа. Христос обнял его, возложил на голову мученика венец и произнес: «Не бойся, но дерзай. Ты скоро придешь ко Мне в Небесное Царство».

Диоклетиан приказал привести Георгия в храм Аполлона и стал убеждать принести жертвоприношение идолам. Святой Георгий обратился к изваянию Аполлона: «Ты ли хочешь принять от меня жертву, как бог?» Злой демон, обитавший в идоле, возвестил всю правду о себе: «Я не бог. Истинный Бог – Христос, которого ты исповедуешь». «Как вы смеете оставаться здесь, когда пришел служитель истинного Бога?!» – произнес Георгий. После того, когда святой Георгий сотворил крестное знамение, храм наполнился стонами, демоны покинули идолов и статуи рухнули.

Ревностные язычники и жрецы бросились бить святого и требовали от императора убить Георгия. Царица Александра, услышав шум и крики, поспешила в храм и бросилась в ноги Георгия со словами: «Бог Георгиев, помоги мне! Ты один всесилен». Диоклетиан. увидев царицу Александру у ног осужденного, с изумлением спросил: «Что с тобой, Александра? Почему ты присоединяешься к волхву и чародею и бесстыдно отрекаешься от наших богов?» Святая Александра отвернулась и ничего не ответила императору. Разгневанный Диоклетиан тотчас же вынес смертный приговор обеим.

Воины повели мучеников за город к месту казни. Благороднейшая царица с радостью последовала за святым Георгием. Она усердно молилась, призывая имя Господа, устремляя глаза к небу. В пути царица изнемогла, присела на дороге у стены и предала свой дух Богу.

Когда святого Георгия привели к месту казни, он попросил освободить от оков и стал вслух молиться. Затем святой Георгий преклонил голову и был усечен мечом. Кончина святого великомученика Георгия произошла 23 апреля 303 года , в пятницу, в семь часов вечера.

Гробница и мощи святого великомученика в Лидде

Страстотерпец Георгий исповедовал Христа, когда тьма безумного идолопоклонства разлилась по всей Вселенной и мужественно претерпел самые тяжелые пытки, которым когда-либо подвергалась человеческая плоть, и вышел из этой брани победителем над врагом рода человеческого, за что и наречен святой Церковью Победоносцем.

Милосердному и человеколюбивому Богу для нашей пользы, назидания и спасения было угодно возвеличить имя Георгия Победоносца необычными чудесами и знамениями, совершаемыми святым после своей блаженной кончины. Из множества чудес, совершенных святым великомученикам Георгием, самым знаменитым является его победа над порождением дьявола – громадным змеем.

На родине святого, у города Бейрута, находилось озеро, в котором жил огромный и страшный змей, по облику напоминавший дракона. Выходя из озера, он пожирал людей, овец, опустошал окрестности, наполнял воздух ядовитым смрадом, от которого люди отравлялись и умирали. Чтобы умилостивить чудовище, жители по совету жрецов-язычников стали бросать жребий, отдавать своих детей в жертву змию. Дошла, наконец, очередь и до единственной дочери царя. Девушку, отличавшуюся невиданной красотой, привели к озеру и оставили на обычном месте.
В то время, когда народ издали смотрел на царевну и ожидал ее смерти, вдруг появился святой Георгий на белом коне с копьем в руке и сказал царице: «Не бойся девица, я именем моего Бога, Иисуса Христа спасу тебя и твой народ от змея».

Увидев змея, он осенил себя крестным знамением и со словами «Во имя Отца и Сына и Святого Духа!» устремился на чудовище, потрясая копьем. Всадник прижал копьем гортань змея к земле, а конь стал топтать чудовище, словно смирного пса. Жители же обратились в бегство. Но святой Георгий остановил их: «Не бойтесь и уповайте на Всемогущего Бога. Веруйте во Христа. Он послал меня избавить вас от змея». После этих слов святой Георгий вынул меч и убил змея, а жители сожгли чудовище. Видя великое чудо, царь и горожане уверовали во Христа, приняв святое крещение.

Святой великомученик Георгий является покровителем воинства. С именем Георгия Победоносца связаны многие победы русского воинства, он особо любим и почитаем народом.

Святой Георгий широко почитается не только в России, но и в Грузии, Арабских странах и Англии.

Он считается небесным покровителем Грузии и является у грузин самым почитаемым святым. Во многих языках Грузия называется “Георгией”, и одно время широко распространилась версия что имя это было дано в честь святого Победоносца.

Почитание в арабских землях связано с преданиями о многих его чудесах, начиная с чуда о змие. Еще одно примечательное чудо, получившее отражение в характерной местной иконографии святого, это чудо в Рамеле. Некий сарацин выстрелил в икону святого Георгия из лука, после чего у него опухла и стала нестерпимо болеть рука, так, что он умирал от боли. Христианский священник посоветовал сарацину на ночь возжечь перед иконой святого Георгия лампаду, а утром помазать руку маслом из той лампады. Сарацин послушался, а когда рука чудесно исцелилась, уверовал во Христа. Другие сарацины за это предали его мученической смерти. Этот уверовавший сарацин, даже имени которого не дошло до нас, изображается в местном варианте иконы чуда о змие как маленькая фигура с лампадой в руках сидящая на крупе коня позади святого Георгия. Такой образ святого Георгия распространен не только среди местных православных, но также и среди коптов. Он также перекочевал в Грецию и на Балканы.

Святой Георгий является также покровителем Англии со времен короля Эдмунда III. Английский флаг представляет собой Георгиевский крест. Английская литература неоднократно обращалась к образу святого Георгия как воплощения “старой доброй Англии”.

Тропарь, глас 4:
Яко пленных свободитель, и нищих защититель, немощствующих врачь, царей поборниче, победоносче великомучениче Георгие, моли Христа Бога, спастися душам нашым.

Ин тропарь, глас тойже:
Подвигом добрым подвизался еси страстотерпче Христов верою, и мучителей обличил еси нечестие, жертва же благоприятна Богу принеслся еси: темже и венец приял еси победы, и молитвами святе твоими, всем подаеши прегрешений прощение.

Кондак, глас 4:
Возделан от Бога показался еси благочестия делатель честнейший, добродетелей рукояти собрав себе: сеяв бо в слезах, веселием жнеши. Страдальчествовав же кровию, Христа приял еси, и молитвами святе твоими всем подеши прегрешений прощение.

Молитва 1-я великомученику Георгию:
Святый, славный и всехвальный великомучениче Георгие! Собраннии в храме твоем и пред иконою твоею святою покланяющиися людие, молим тя, известный желания нашего ходатаю, моли с нами и о нас умоляемаго от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не оставит вся наша ко спасению и житию нуждная прошения, и дарует стране нашей победу на сопротивныя; и паки, припадающе, молим тя, святый победоносче: укрепи данною тебе благодатию во бранех православное воинство, разруши силы востающих врагов, да постыдятся и посрамятся, и дерзость их да сокрушится, и да уведят, яко мы имеем Божественную помощь, и всем, в скорби и обстоянии сущим, многомощное яви свое заступление. Умоли Господа Бога, всея твари Создателя, избавити нас от вечнаго мучения, да прославляем Отца, и Сына, и Святаго Духа и твое исповедуем предстательство ныне, и присно, и во веки веков. А минь.

Молитва 2-я великомученику Георгию:
О, всехвальный, святый великомучениче и чудотворче Георгие! Призри на ны скорою твоею помощию и умоли Человеколюбца Бога, да не осудит нас, грешных, по беззакониям нашим, но да сотворит с нами по велицей Своей милости. Не презри моления нашего, но испроси нам у Христа Бога нашего тихое и богоугодное житие, здравие же душевное и телесное, земли плодородие и во всем изобилие, и да не во зло обратим даруемая нам тобою от Всещедраго Бога, но во славу святаго Имени Его и в прославление крепкаго твоего заступления, да подаст Он стране нашей и всему боголюбивому воинству на супостаты одоление и да укрепит непременяемым миром и благословением. Изряднее же да оградит нас святых Ангел Своих ополчением, во еже избавитися нам по исходе нашем из жития сего от козней лукаваго и тяжких воздушных мытарств его и неосужденным предстати Престолу Господа славы. Услыши нас, страстотерпче Христов Георгие, и моли за ны непрестанно Триипостаснаго Владыку всех Бога, да благодатию Его и человеколюбием, твоею же помощию и заступлением обрящем милость со Ангелы и Архангелы и всеми святыми одесную Правосуднаго Судии стати и Того выну славити со Отцем и Святым Духом ныне, и присно, и во веки веков. А минь.

Великомученик Георгий Победоносец: житие, история, фото

Коротко об истории жизни этого храброго человека рассказать нельзя. Этот юноша отдал жизнь за Христа в очень раннем возрасте, но до достижения 20-летнего возраста успел сделать много подвигов, а главное, помог многим язычникам обрести Истинного Бога.

Читайте также:  Авраамий Болгарский - житие и биография мученика, мощи и дни памяти, почитание

Житие святого

Период жизни: 284-305 гг нашей эры.

Он походил из благородной семьи, выбравшей христианство. Когда Георгий был маленьким, его отца лишили жизни за выбор веры.

Юноша вырос, получил хорошее образование и стал приближенным императора Диоклетиана, известного гонениями христиан. Очевидно, Георгий никому не рассказывал о своей вере, ведь император наделил его званием воеводы и очень почитал за храбрость.

Впрочем, узнав, что его повелитель приказал убивать всех христиан, используя страшные пытки, юноша не смог больше таиться: он пришел к императору и открыто заявил о своей вере. Подозревая, чем может закончиться такое признание, он заранее отпустил на волю всех рабов, а имущество раздал бедным.

Георгий попытался донести до императора и его приближенных, что Иисус — истинный бог, и убивая его последователей, правитель совершает нечестивые, несправедливые дела. Но эти слова вызвали только злость у Диоклетиана. Он приказал схватить непокорного воина и бросить в темницу. Так начались его страсти, полные Господних чудес.

Чудеса святого

  • В темнице ноги Георгия забили в колоды, а на грудь ему опустили тяжелый камень. Император надеялся, что это испытание сломит волю праведника, но страдания не отвернули юношу от его веры.
  • После этого Диоклетиан приказал колесовать еще недавно почитаемого им воина. Его тело поместили на новейшее орудие пытки — колесо, утыканное острыми копьями. Он умер, но раздался глас небесный «Я с тобой, Георгий!», и святой восстал, исцеленный.
  • Увидевшие это чудо императрица Александра и два сановника уверовали в Господа. Но император был неумолим: он приказал убить сановников, а свою супругу отправил под замок.
  • Диоклетиан приказал положить Георгия заживо в глубокую яму и засыпать негашеной известью. Это была очень страшная казнь, ведь кислая известь должна была распекать его плоть. Но когда через три дня яму откопали, внутри оказались не кости, а живой человек.

  • Даже после этого император не поверил, что чудеса посланы Богом. Он решил, что Георгий пользуется неизвестным волшебством. Он начал расспрашивать святого о том, какую магию он использует. Когда он получил ответ, что это не чары, а сила Господа, разгневался. Диоклетиан приказал надеть на ноги Георгия сапоги, подошвы которых изнутри были утыканы раскаленными гвоздями. В такой обуви Мученику пришлось идти до самой темницы, а стражники глумились над ним.
  • На следующий день был объявлен суд, на который пригласили волшебника Афанасия. Тот поднес Георгию две чаши. От содержания одной он должен был стать покорным рабом императора, а от другой — упасть замертво. Впрочем, Господу было угодно, что юноша выпил обе чаши, и не только не поменял собственного мнения, но и выжил. После этого даже чародей публично заявил, что хочет присоединиться к христианам… И тут же поплатился за это своей жизнью, так как императору не понравилось такое решение.
  • После суда Георгий долго находился в темнице. Заинтересованные его чудесами, многие люди подкупали тюремщиков, чтобы увидеть юношу. После разговоров с ним многие называли себя христианами. Правда, если об этом узнавал император, этих неофитов тут же хватала стража (в их числе Мученики Ферин, Донат, Валерий).
  • Император в последний раз привел Георгия в языческий храм, желая, чтобы он привселюдно поклонился римским богам. Но он отказался. Более того — супруга Диоклетиана опять при всех начала восклицать, что Господь, которому поклоняется Георгий, единственный и истинный. После этого разгневанный правитель приказал казнить и юношу, и супругу.
  • Святая Александра передала свой дух на Небеса еще по пути к месту казни. Великомученику Георгию отрубили голову 23 апреля (6 мая).

Но почему же его называют Победоносцем?

Будучи воином, он прославился многими ратными подвигами. Но на большинстве икон его изображают повергающим огромного змея, и это неспроста.

На родине святого, в городе Бейруте (в то время он назывался Белитом), в глубинах озера поселился этот безжалостный змей. Он выходил из вод и пожирал людей. Чтобы умилостивить чудовище, жители Белита начали приносить ему в жертву прекрасных девушек. Жертву выбирали путем жребия.

Со временем жребий пал на единственную дочь местного царя (или правителя), деву невиданной красоты. Ее тоже не пощадили: привели к озеру и привязали, а сами люди отошли на безопасное расстояние.

И вдруг словно бы ниоткуда появился всадник на белоснежном коне. С громкой молитвой он бросился на чудовище, держа наперевес копье. Он сразил его, ударив в горло, но не убил. Святой Георгий (ведь это был именно он) сказал царевне сделать «поводок» из ее пояса, который набросил на шею сраженного чудовища, и девушка повела его, обессиленного, в город.

Люди очень испугались такого зрелища, но Георгий успокоил их, сказав, что его послал к ним Иисус. Только после этого он убил чудовище, а люди его сожгли. Не стоит и сомневаться, что после такого чуда все они (а это около 25 тысяч!) приняли христианство.

  • Есть еще одна легенда, связанная с этим святым. Известно, что у бедного селянина был единственный вол, который помогал ему в хозяйстве. Но это животное со временем умерло, и хозяин очень плакал над ним, ведь без тягловой силы не мог обрабатывать землю. Проходящий мимо святой оживил вола волей Господа. Поэтому его считают не только защитником воинов, но и покровителем скотоводов и селян.

Даты почитания

  • 23 апреля — день казни Мученика Георгия.
  • 3 ноября.
  • 10 ноября — колесование (отмечается в Грузии).
  • 26 ноября.

Мощи святого почивают в храме, который носит его имя (Палестина, город Лид), а его голова хранится в римском Храме Георгия Победоносца.

Во многих ли странах его почитают?

  • Церковь начала возвеличивать Григория с 5 века. Самым популярным он был на Востоке. Византийские императоры даже считали его своим покровителем.
  • В некоторых европейских странах (а именно: в православных Македонии, Сербии, Болгарии) верят, что при засухе нужно молиться именно ему, и тогда пойдет дождь.
  • Кроме других народностей, этого святого также очень уважают цыгане. Дело в том, что Георгий — покровитель не только воинов и скотоводов (пастухов, земледельцев), но и путешественников.

На Руси этот Мученик стал известен с самого принятия христианства. Скажем, киевский князь Ярослав Мудрый (сын крестителя Владимира) при крещении получил имя Георгий, поэтому основал в стольном граде церковь, посвященную данному святому.

Если верить летописцам, то имя Георгий и походящие от него (Егор, а позже Юрий) было очень популярным среди людей. Им называли не только появившихся в знатных семьях детей, но и сыновей простых земледельцев и пастухов. Тем более, что день почитания святого совпадал с днем первого выгона скота на пашу.

Как и в случае со многими другими святыми, попадая в разные страны, они иногда меняют лик на иконах. Да, на большинстве икон Георгий изображен с темными кудрявыми волосами. Впрочем, в русских странах можно увидеть и такое изображение Победоносца:

Как молиться Георгию Победоносцу?

Так как при жизни он был воином, о нем часто вспоминают люди, идущие на брань или просящие Высшие Силы о победе. Впрочем, и в мирной жизни он тоже может быть помощником. Он может принести мятущейся душе солдата мужество, а душам ожидающих его родных — надежду на то, что родной сын (супруг, брат, жених) вернется домой невредимым, ведь святой будет его оберегать от смерти и увечья.

А в конце предлагаем красивый стих, который посвятил святому Никита Гумилев, великий поэт Серебряного века. Если у вас есть родственники или друзья, которые служат в армии, запишите им слова — им они обязательно понравятся.

Но если мы, взрослые, легко разобрались с житием святого Георгия, нашим детям или внукам будет не достаточно обычной статьи, даже с фото икон. Поэтому предлагаем вам короткий мультфильм от российской студии «Самоцветы». Из него малыши узнают много интересного. Например, оказывается, наши предки называли этого святого Егорием, и покровителем города Москвы его считают очень неспроста.


Святой великомученик Георгий Победоносец – святой из Ливанских гор

6 мая (23 апреля по старому стилю) Православная Церковь празднует память святого великомученика Георгия Победоносца, рожденного в Ливанских горах.

Святой великомученик Георгий Победоносец: история

Великомученик Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Родился он в городе Бейруте (в древности — Берит), у подножия Ливанских гор.

Поступив на военную службу, великомученик Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания тысяченачальника, святой Георгий сделался любимцем императора Диоклетиана. Диоклетиан был талантливым правителем, но фанатичным приверженцем римских богов. Поставив себе целью возродить в Римской империи отмирающее язычество, он вошел в историю как один из самых жестоких гонителей христиан.

Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор об истреблении христиан, святой Георгий воспламенился состраданием к ним. Предвидя то, что его тоже ожидают страдания, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил на волю своих рабов, явился к Диоклетиану и, объявив себя христианином, обличил его в жестокости и несправедливости. Речь Георгия была полна сильными и убедительными возражениями против императорского приказа преследовать христиан.

После безрезультатных уговоров отречься от Христа император приказал подвергнуть святого различным мучениям. Святой Георгий был заключен в темницу, где его положили спиной на землю, ноги заключили в колодки, а на грудь положили тяжелый камень. Но святой Георгий мужественно переносил страдания и прославлял Господа. Тогда мучители Георгия начали изощряться в жестокости. Они били святого воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри. Святой мученик все терпеливо переносил. В конце концов император приказал отрубить мечом голову святому. Так святой страдалец ушел ко Христу в Никомидии в 303 году.

Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности — называют еще Победоносцем. Мощи святого Георгия Победоносца положили в палестинском городе Лидда, в храме, носящем его имя, глава же его хранилась в Риме в храме, также посвященном ему.

На иконах великомученик Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим копьем змея. Это изображение основано на предании и относится к посмертным чудесам святого великомученика Георгия. Рассказывают, что недалеко от места, где родился святой Георгий в городе Бейруте, в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности. Что это был за зверь — удав, крокодил или большая ящерица — неизвестно.

Суеверные жители той местности для утоления ярости змея начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал на дочь правителя той местности. Ее отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления змея.

Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, который копьем поразил змея и спас девицу. Этот юноша был святой великомученик Георгий. Таким чудесным явлением он прекратил уничтожение юношей и девушек в пределах Бейрута и обратил ко Христу жителей той страны, которые до этого были язычниками.

Можно предположить, что явление святого Георгия на коне для защиты жителей от змея, а также описанное в житии чудесное оживление единственного вола у земледельца, послужили поводом к почитанию святого Георгия покровителем скотоводства и защитником от хищных зверей.

В дореволюционное время в день памяти святого Георгия Победоносца жители русских деревень в первый раз после холодной зимы выгоняли скот на пастбище, совершив молебен святому великомученику с окроплением домов и животных святой водой. День великомученика Георгия в народе еще называют — «Юрьев день», в этот день, до времен царствования Бориса Годунова, крестьяне могли переходить к другому помещику.

Святой великомученик Георгий Победоносец — покровитель воинства. Изображение Георгия Победоносца на коне символизирует победу над дьяволом — «древним змием» (Откр. 12:3, 20:2), это изображение было включено в древний герб города Москвы.

Празднование 6 мая и 16 нояб. (23 апр. и 3 нояб. по церк.кал.)

Тропарь святому великомученику Георгию Победоносцу

Тропарь: Яко пленных свободитель и нищих защититель, немощствующих врач, царей поборниче, победоносче великомучениче Георгие моли Христа Бога спастися душам нашим.

Житие великомученика Георгия Победоносца

Вы только что прочитали статью Святой великомученик Георгий Победоносец. Читайте также:

Ссылка на основную публикацию