Житие Вонифатия Тарсийского – полное жизнеописание и история, чудеса, мощи и дни памяти святого

Житие святого мученика Вонифатия

Святой мученик Вонифатий
1 января, в тот день, когда после ночного празднования нового года большая часть населения России спит тяжелым сном, Православная Церковь празднует память святого мученика Вонифатия. Этому святому молятся об освобождении от пагубной привычки к пьянству. Почему именно ему? Ответ мы находим в житии святого мученика Вонифатия.

Некогда в Риме проживала женщина по имени Аглаида; отец ее был в прошлом начальником города. Будучи молодой и красивой, обладая богатыми имениями, доставшимися по наследству от родителей, и не имея законного мужа, она, побеждаемая страстью плоти, проводила дни свои в любодеянии, пьянстве и других грехах.

У нее был верный раб, который управлял ее домом и имениями; он был молод и красив, звали его Вонифатием. Аглаида была с ним в преступной связи, удовлетворяя свое плотское вожделение.

Вонифатий во время своей распутной жизни был рабом греха, однако имел некоторые добродетели: был милостив к нищим, любвеобилен к странникам и отзывчив ко всем, кого постигало несчастие; одним он раздавал щедрые милостыни, другим с сочувствием оказывал помощь. Имея твердое желание исправиться, Вонифатий часто молился Богу, чтобы Он избавил его от дьявольских козней и помог ему сделаться господином над своими страстями. И Господь не презрел раба Своего и не попустил ему еще более погрязнуть в нечистоте греховной, дав Вонифатию искупить кровью его нечистые дела и увенчав душу мученическим венцом. Это совершилось следующим образом.

В то время было сильное гонение на христиан, глубокая тьма идолопоклонства покрывала весь Восток, и много верующих страдало и приняло мученическую смерть за Христа. Госпоже Вонифатия Аглаиде явились спасительная мысль и непреодолимое желание иметь в своем доме мощи мученика. Она позвала верного и исполнительного Вонифатия и открыла ему свое желание:

– От одного благочестивого мужа я слышала, что если кто имеет у себя мощи мучеников Христовых и чтит их, в доме того грех не умножается, человек тот даже может достигнуть вечного блаженства, какого сподобились святые мученики. Теперь многие совершают подвиги за Христа и, отдавая тела свои на мучения, получают мученические венцы. Послужи мне скорее ступай туда, где воздвигнуто гонение на христиан, и постарайся принести мне мощи одного из святых мучеников, дабы я могла построить храм, где будут лежать его мощи, он будет моим защитником, хранителем и постоянным ходатаем пред Богом.

Выслушав Аглаиду, Вонифатий с радостью согласился выполнить ее волю. Госпожа дала ему много золота: часть на раздачу милостыни нищим, часть на выкуп мощей: нечестивые мучители, видя любовь и почитание христиан к останкам святых мучеников, продавали их по дорогой цене. Приготовив много разных благовоний, полотна и все то, что требуется для достойного перенесения честных мученических тел, взяв себе в помощь много рабов и лошадей, Вонифатий собрался в путь. Выходя из дому, он, как бы в шутку, спросил у своей госпожи:

– А что будет, если я не найду тела мученика и тебе принесут мое тело, замученное за Христа, примешь ли ты его тогда с честью?

Аглаида, рассмеявшись, назвала его пьяницей и грешником. Покоряя, сказала:

– Тебе следует тщательно охранять себя от всякого бесчинства и насмешничества: святое дело нужно совершать честно и благоговейно. Помни, ты собираешься за святыми мощами, на которые мы даже и взглянуть не достойны. Иди с миром; Бог же, образ человека принявший и за нас кровь Свою проливший, да простит грехи наши и пошлет тебе Ангела Своего и направит тебя.

Вонифатий принял к сердцу приказание своей госпожи. В пути Вонифатий стал сокрушаться о своих прежних грехах. Решил поститься: не есть мяса, не пить вина и усердно молиться, чтобы прийти в страх Божий. Страх же – отец внимания, а внимание – матерь внутреннего покоя, от которого рождается начало и корень покаяния.

Вонифатий достиг Малой Азии и вошел в знаменитый Киликийский город Тарсе, где царем Диоклитианом и соправителем его Максимианом воздвигнуто было жестокое гонение на христиан, и верующие подвергались тяжким мучениям. Вонифатий оставил рабов в гостинице, а сам тотчас отправился на место мучения и увидал множество народа, собравшегося смотреть на страдания христиан. Один из них висел вниз головою, а на земле под ним был разведен огонь; другой был крестообразно привязан к четырем столбам; третий лежал, перепиленный пилой; четвертого мучители строгали острыми орудиями. Иному выкалывали глаза, иному отсекали части тела, иного сажали на кол. У одного были сломаны кости, у другого были отсечены руки и ноги, и он, подобно клубку, катался по земле; но на всех лицах была видна духовная радость, потому что, перенося нестерпимые для человека мучения, они укрепляемы были благодатью Божией. Блаженный Вонифатий со вниманием смотрел на все это, то удивляясь мужественному терпению мучеников, то желая себе такого же венца; потом, исполнившись Божественной ревности и став посреди того места, где страдало уже человек двадцать, начал обнимать мучеников, и громко воскликнул:

– Велик Бог христианский! Велик Он, ибо помогает рабам Своим и укрепляет их в столь великих муках!

И снова стал обнимать мучеников и с любовью целовать их, называя блаженными. При этом Вонифатий молился о том, чтобы и ему стать причастником венца, который они теперь стяжают и получат в скором времени. На него были устремлены взоры всех присутствующих. Судья, мучивший святых страдальцев, видя в Вонифатии пришельца, спросил его, кто он. Святой отвечал:

– Первое и самое любимое мое имя – христианин; пришел же сюда я из Рима; имя же, данное мне от родителей – Вонифатий.

– Итак, Вонифатий, – сказал судья, – пока я не приказал растерзать твое тело, принеси нашим богам жертву. Тогда ты удостоишься многих благ, умилостивишь богов, избавишься от грозящих тебе мук и получишь от нас дары.

– Я – христианин, и только это ты услышишь от меня. Делай со мной, что тебе угодно, но жертв идолам я не принесу. После этих слов Вонифатия судья тотчас повелел раздеть его, повесить вверх ногами и сильно бить. Его били так сильно, что от тела его отпадали целые куски мяса и обнажались кости, но Вонифатий, мужественно перенося страдания, устремлял глаза свои на святых мучеников, видя в их страданиях пример для себя и утешаясь тем, что удостоился вместе с ними страдать за Христа. Потом мучитель приказал ослабить муки святого и призвал снова принести жертву.

– Зачем требовать от меня невозможное, о безумный! Я не могу и слышать о твоих богах, а ты повелеваешь мне принести им жертву!

Тогда судья в сильном гневе приказал вонзить ему острые иглы под ногти на руках и ногах, но святой, возведя очи к небу, молча терпел. Затем судья придумал новое мучение: он повелел растопить олово и влить в рот святому. Пока олово растапливалось, святой, воздев к небу руки, молился: “Господи Боже мой, Иисусе Христе, укрепивший меня в перенесенных мною муках, пребуди и ныне со мной, облегчая мои страдания. Ты – единственное мое утешение: даруй же мне явное знамение того, что Ты помогаешь мне победить сатану и этого неправедного судью: ради Тебя я страдаю”. Потом попросил святых мучеников своими молитвами помочь ему претерпеть страшную муку. Мучители открыли ему рот железными орудиями и влили олово в горло, но не причинили вреда святому. Присутствовавшие, увидев такое чудо, восклицали: “Велик Бог христианский! Велик есть Царь – Христос! Все веруем в Тебя, Господи!” И все обратились к близко находящемуся идольскому капищу, желая уничтожить его, в судью же с великим негодованием бросали камнями. Тот же с позором убежал в свой дом, а Вонифатия повелел держать под стражей.

Утром народное волнение утихло, судья снова явился на судейское место и, призвав Вонифатия, хулил имя Христово и глумился над тем, как распят был Христос. Святой, не терпя хулы на Господа своего, сам, ругая бездушных богов и обличал ослепление и безумие поклоняющихся им. Судья еще более разгневался и повелел немедленно растопить котел смолы и бросить в него святого мученика. Но Господь не оставил Своего раба: внезапно сошел с неба Ангел и оросил мученика в котле; когда же смола вылилась, то вокруг образовалось сильное пламя, опалившее многих нечестивых язычников, стоявших рядом. Святой остался невредимым. Видя силу Христову, мучитель испугался и повелел тотчас усечь Вонифатия мечом. Святой обратился к востоку и молился: “Господи, Господи Боже, сподоби меня милостей Твоих и буди мне помощником, чтобы враг за мои грехи, в безумии содеянные, не преградил мне пути к небу, но прими с миром мою душу вместе со святыми мучениками, пролившими за Тебя кровь и сохранившими веру До конца; стадо же, приобретенное Твоею честною Кровию, людей Твоих, Христе, близких мне, избавь от всякого нечестия и языческого заблуждения, ибо Ты благословен и пребываешь вовеки!”

Так помолившись, Вонифатий преклонил голову под меч и был усечен: из раны его истекли кровь и молоко. Неверные, числом около 550 человек, видя это чудо, обратились тотчас ко Христу и, оставив мерзких идолов, присоединились к верным. Такова была кончина святого Вонифатия, который, отправляясь из дому в путь, предсказал, шутя, своей госпоже то что действительно доказал и совершил на деле.

Между тем, друзья Вонифатия и рабы Аглаиды, пришедшие с ним в Таре, не зная ничего о случившемся, сидели в гостинице и ожидали Вонифатия. Когда он к вечеру не вернулся, они удивились. К утру следующего дня они начали осуждать его и дурно отзываться о нем, предполагая, что он где-нибудь напился пьяным и проводит время с блудницами: “Вот, – говорили они, смеясь, – как наш Вонифатий пришел отыскивать святые мощи!” Но так как он не возвратился и к следующей ночи и на третий день, они начали искать его, расспрашивая о нем по всему городу. Случайно или, лучше сказать, по Божию усмотрению, они встретили одного человека и спросили у него, не видел ли он в городе странника. Тот ответил: вчера некий чужестранный муж был осужден за Христа на смерть и усечен мечом..

Они отправились следом за тем человеком, пришли на место мучения, где была поставлена военная стража, чтобы тела мучеников не были похищены христианами. Им указали на лежащего мученика:

– Не тот ли это, кого вы ищете?

Когда они увидели тело мученика, они тотчас же узнали своего друга, а когда голову его, лежавшую отдельно, приложили к туловищу, то совершенно удостоверились, что это – Вонифатий, и весьма удивились, а вместе с тем и застыдились, ибо думали и говорили о нем дурно; слуги боялись итого, как бы не постигло их наказание за то, что осуждали святого и смеялись над его жизнью, не зная его сердечных помышлений и доброго намерения. Когда они смотрели на лицо святого в сильном изумлении, они вдруг увидели: Вонифатий понемногу стал открывать глаза и милостиво смотреть на них как на своих друзей, тем самым выказывая прощение им за все их прегрешения против него.

Они ужаснулись и вместе с тем обрадовались, и плакали над ним, говоря:

– Раб Христов, забудь грехи наши, ибо мы неправедно осуждали твою жизнь и безрассудно ругали тебя!

Затем они отдали нечестивым 500 золотых монет, взяли тело и голову святого Вонифатия, помазали благовонными маслами, повили чистыми плащаницами и, положив в ковчег, отправились к себе домой, дабы отдать тело мученика своей госпоже. Когда они приближались к Риму, Ангел Божий явился во сне Аглаиде и сказал:

– Готовься принять того, кто был раньше у тебя слугой, ныне же стал нашим братом и сослужителем; прими того, кто был рабом у тебя, а теперь будет твоим господином, и благоговейно почитай его: отныне он хранитель души твоей и защитник твоей жизни. Она, проснувшись, ужаснулась и, взяв тотчас же несколько почтенных церковных клириков, вышла навстречу святому мученику Вонифатию, которого раньше посылала в путь как раба, а по возвращении приняла его в дом свой благоговейно, со слезами, как господина. И вспомнила она ту шутку святого Вонифатия, которая стала пророчеством, и благодарила Бога, устроившего так, что Вонифатий за свои и ее грехи стал жертвой, угодной Богу. В своем имении, расположенном от Рима в 50 стадиях, Аглаида построила чудный храм во имя святого мученика Вонифатия, и в нем поставила святые мощи, и многие чудеса совершались по молитвам мученика; больным подавались исцеления, изгонялись из людей бесы, и все, с верою молившиеся у гроба святого, получали исполнение своих прошений.

Читайте также:  Житие чудотворца Митрофана Воронежского - полное жизнеописание, чудеса, мощи святого

Впоследствии и сама блаженная Аглаида, раздав все свое имение нищим и убогим, отреклась от мира и, прожив еще 18 лет в великом покаянии, с миром умерла и присоединилась к святому мученику Вонифатию, будучи положена рядом с его гробом.

Так двое святых, чудесно изменив прежнюю свою жизнь, получили добрый конец: один, кровью омыв свои грехи; удостоился мученического венца, другая же слезами и суровой жизнью очистила себя от плотской скверны; и оба явились оправданными и непорочными пред Господом Иисусом Христом, Которому слава вовеки. Аминь.

Святой мученик Вонифатий

Аудио

Память 19 декабря / 1 января

Святой мученик Вонифатий

Скачать
(MP3 файл. Продолжительность Размер ) Читает иеромонах Симеон (Томачинский)

Святой Вонифатий жил во времена императора Диоклетиана, который правил с 284 по 305 год. Он был рабом знатной римлянки по имени Аглаида, дочери проконсула. Занимая должность управляющего богатым имением своей хозяйки, он вел нечестивую жизнь, в соответствии с весьма вольными нравами тогдашнего Рима. Предаваясь всецело винопитию и блуду, Вонифатий без зазрения совести согрешал и с самой Аглаидой. При всем этом он был человеком от природы добрым и щедрым, с радостью оказывал гостеприимство странникам и любил раздавать милостыню неимущим.

По прошествии нескольких лет Аглаида, мучимая угрызениями совести и страшась будущего наказания Божия за свои грехи, услышала от христиан, что человек, почитающий мощи святых мучеников, по их заступничеству получит от Господа прощение грехов. Тогда, призвав к себе Вонифатия, она велела ему отправляться в Малую Азию, где христиане в то время подвергались жестоким гонениям, чтобы за деньги приобрести там святые мощи и привезти их в Рим. На это слуга ответил с насмешкой: «А если я привезу тебе свои собственные останки, будешь ли ты почитать меня как святого?» Аглаида с укором отвечала: «Сейчас не время для шуток. Поспеши отправиться в путь, а я, грешница, с нетерпением буду ожидать твоего возвращения, дабы получить прощение от Господа».

Вонифатий прибыл в город Тарс, в Киликии, во главе многочисленной свиты, имевшей при себе много золота и всего необходимого, дабы забальзамировать останки святых и с почестями перевезти их в Рим. Он немедленно направился в амфитеатр, где как раз в то время происходила жестокая казнь 20 христианских мучеников. Вонифатий с ужасом наблюдал, как одного из них разрывали на части, привязав за руки и за ноги к четырем столбам, другого подвешивали вниз головой, третьих яростно бичевали, а иным раздирали бока железными крючьями – однако все они оставались по-прежнему тверды и неколебимы. Подобное зрелище поразило Вонифатия в самое сердце. Позабыв о прошлой нечестивой жизни, он в слезах бросился к стопам мучеников, благоговейно облобызал их оковы и, прося помянуть его в своих святых молитвах, во всеуслышание объявил о том, что он отныне также является последователем Христа.

Приведенный на суд к правителю этой области, Вонифатий с презрением отверг служение идолам и твердо исповедал Спасителя. Доставленный затем в цирк, он по молитвам святых мучеников переносил различные истязания с таким бесстрастием, как будто уже покинул этот мир и был чужд собственному телу. Ему вонзали под ногти заточенный тростник, лили в рот расплавленный свинец, его опускали в котел с кипящей смолой, но никакие мучения не могли сломить его дух. На следующий день Вонифатий с радостью выслушал вынесенный ему смертный приговор. Осенив себя крестным знамением перед казнью, он вознес Господу горячую молитву об укреплении христиан в их скорбях и о даровании ему самому отпущения грехов и вечного небесного блаженства.

Спутники святого Вонифатия, решив поначалу, что он, по своему обыкновению, зашел в какую-нибудь таверну или другое подобное место, начали уже беспокоиться из-за его продолжительного отсутствия и отправились на поиски. В городе они встретили брата местного палача, который рассказал им, что накануне там был казнен некий римлянин, по описанию похожий на их товарища. Хотя они не могли себе представить, чтобы этим мучеником был весельчак Вонифатий, они все же поспешили в амфитеатр. С изумлением они обнаружили там тело своего спутника, которое затем выкупили за 50 фунтов золота и с почетом доставили в Рим.

В это время Ангел Господень явился Аглаиде и произнес: «Встань и иди навстречу тому, кто был твоим слугой и товарищем в блуде, а ныне стал нашим братом. Прими его как господина, ибо благодаря ему простятся тебе все твои грехи». С радостью в сердце женщина снарядила пышную свиту, чтобы достойно встретить святые мощи еще на пути в Рим. Так в точности исполнилось невольное пророчество, произнесенное святым Вонифатием перед отъездом.

Впоследствии Аглаида построила на месте встречи святых мощей большую и красивую церковь во имя мученика.

В этом храме на протяжении веков по молитве святого Вонифатия совершались многочисленные чудеса [1] . Сама же Аглаида, раздав все свое состояние нищим и презрев с тех пор радости суетного мира, всецело посвятила себя подвигам благочестия и молитвы и со временем получила от Господа дар чудотворения. Она почила в мире тринадцатью годами позднее, предав душу Господу с верой в то, что все прегрешения ее прошлой жизни совершенно изглажены благодаря заступничеству святого Вонифатия.

[1] Совр. церковь Сант-Бонифацио-э-Алессио в Риме.

Святыни: Часть мощей мученика Вонифатия Тарсийского (+290)

In Святыни by o.Venedikt 01.01.2010

Ковчег с частицей мощей святого мученика Вонифатия Тарсийского (+290) с ноября 2015 года пребывает в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г. Благовещенска (ул. Красноармейская, 53, тел. 54-00-48). Еженедельно по четвергам в 17.30 часов перед святыней служится молебен с акафистом и водоосвящением. Еще одна часть мощей святого находится в храме святителя Николая Мирликийского г. Зеи.

Святыня подарена Благовещенской епархии епископом Благовещенским и Тындинским Лукианом в январе 2012 года.

Святому Вонифатию молятся о даровании исцеления от пьянства, наркомании и других страстей и зависимостей.

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА

Вонифатий Римский (Тарсийский) (III век — 14 мая 290)

  • Раннехристианский мученик, святой Православной, Католической и Армянской церквей.
  • День памяти святого — 1 января.
  • Честные мощи святого пребывают в городе Риме, в храме во имя Вонифатия Римского и Алексия Целовека Божия (базилика Сант-Алессио).

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ

Мученик Вонифатий жил во второй половине III века в Риме. Был он хорош собою и служил управляющим имениями у Аглаиды, дочери римского градоначальника. Богатая красавица, не имея мужа и прочих обязательств, пребывала в праздности и любодеянии, не гнушаясь блудным сожительством даже со своим верным слугой. Хоть и слыл Вонтифатий грешником, наслаждающимся блудницами и шумными пирушками, не чужды ему были и добродетели. Был он приветлив к странникам, отзывчив к чужим бедам, давал щедрые милостыни нищим и помогал по мере сил страждущим.

Жизнь хозяйки и ее верного раба изменилась, когда они прослышали о мучениках, которые терпят нечеловеческие страдания ради своей веры. Времена для христиан были страшные: язычники, стараясь склонить их к идолопоклонству и отречься от Христа, выдумывали для них изощренные пытки и казни. Учение Христово заставило и Аглаиду задуматься о своих грехах и, желая хоть как-то загладить их, решила она отправить своего слугу на Восток, чтобы он привез в ее дом тело одного из убиенных язычниками мучеников.

— От одного благочестивого мужа я слышала, что если кто имеет у себя мощи мучеников Христовых и чтит их, в доме того грех не умножается, человек тот даже может достигнуть вечного блаженства, какого сподобились святые мученики, — повелела она Вонифатию.

В надежде, что один из христианских мучеников станет ее личным заступником и ходатаем перед Богом, Аглаида пообещала построить в своем имении храм, где он будет почивать своими мощами. Вонифатий же, хоть и согласился сразу же исполнить просьбу своей госпожи, отнесся к ней не без иронии и, собравшись в дорогу, спросил полушутя:

— А что будет, если я не найду тела мученика, и тебе принесут мое тело, замученное за Христа, примешь ли ты его тогда с честью?

Аглаида, рассмеявшись, назвала его пьяницей и грешником, а потом с легким укором сказала:

— Тебе следует тщательно охранять себя от всякого бесчинства и насмешничества: святое дело нужно совершать честно и благоговейно. Помни, ты собираешься за святыми мощами, на которые мы даже и взглянуть не достойны. Иди с миром. Бог же, образ человека принявший, и за нас кровь Свою проливший, да простит грехи наши и пошлет тебе ангела Своего и направит тебя.

Слова эти запали Вонифатию в сердце. Сокрушаясь всю дорогу о своих грехах, достиг он Малой Азии и вошел в Киликийский город Тарс, где правили в то время жестокие гонители христиан Диоклитиан и Максимиан. Оставив рабов в гостинице, Вонифатий отправился на место массовых казней и увидел множество народа, собравшегося смотреть на чудовищные пытки, которыми христиан старались склонить к идолопоклонству. Их избивали, жгли, терзали на части, но лица страдальцев светились духовной радостью, и, превозмогая боль, они до последнего вздоха благодарили Бога за то, что Он позволил им удостоиться мученического венца. Пораженный этим зрелищем Вонифатий воскликнул:

— Велик Бог христианский! Велик Он, ибо помогает рабам Своим и укрепляет их в столь великих муках!

Он стал обнимать и целовать мучеников, называя их блаженными, чем привлек внимание палачей. И вот уже судья потребовал от него немедленно принести жертву языческим идолам и тем избавить себя самого от истязаний.

— Я — христианин, и только это ты услышишь от меня. Делай со мной, что тебе угодно, но жертв идолам я не принесу, — ответил на это Вонифатий.

Смельчака раздели, повесили вверх ногами и били так сильно, что плоть отставала от костей, но он оставался непреклонен. Не сломили его и другие пытки: возведя очи к небу, он лишь молча терпел и славил Бога. А когда разгневанный судья повелел влить ему в рот расплавленное олово, Господь явил чудо: обжигающий металл не причинил Вонифатию никакого вреда. И тут уже не только он, а и все присутствовавшие при казни уверовали в силу Бога христианского и даже ринулись на мучителей, желая уничтожить идольское капище.

Сбежавший судья повелел заточить Вонифатия под стражу, а когда народные волнения утихли, продолжил его истязать. Но чем страшнее становились пытки, тем явственнее становилась и помощь Божия. Мужественному чужестранцу не повредила даже кипящая смола, в которую он был брошен. Взбешенный судья повелел усечь его мечом, и в этот момент, когда Бог сподобил Вонифатия принять смерть, из раны его истекли кровь и молоко. Видя такое чудо, к Христу тотчас обратились около 550 язычников, присутствовавших при этой казни.

Тем временем, оставленные в гостинице спутники Вонифатия хватились его. Поначалу они были убеждены, что он, следуя своим привычкам, увлёкся здешними блудницами или примкнул к веселой пирушке. Осуждая нерадивого искателя мощей, отправились на поиски его самого они лишь на третий день. Каково же было их удивление, когда один из случайно встреченных прохожих рассказал им о страннике, принявшем лютую смерть за Христа. Вскоре на месте мучений они нашли и тело Вонифатия, а когда приложили к нему лежавшую отдельно голову, он вдруг приоткрыл глаза и милостиво взглянул на них, словно прощая всю клевету, возведенную на него.

Горько раскаявшись, они отдали за тело мученика 500 монет, бережно завернули в новую плащаницу, и отправились вместе с ним в обратный путь. Госпожа Аглаида, которой они привезли ее бывшего раба, встретила их благоговейно. Накануне ночью ей явился ангел Божий:

— Готовься принять того, кто был раньше у тебя слугой, ныне же стал нашим братом и сослужителем. Прими того, кто был рабом у тебя, а теперь будет твоим господином, и благоговейно почитай его: отныне он хранитель души твоей и защитник твоей жизни, — молвил он.

В своем имении Аглаида возвела храм во имя святого мученика Вонифатия, где и поставила святые мощи. Много чудес там совершалось по его молитвам мученика: он исцелял больных и бесноватых и всем, кто с верою молился у его гроба, подавал просимое. Так и сегодня к помощи святого Вонифатия прибегают раскаявшиеся и не умеющие справиться со своими страстями грешники. Не отказывает он в помощи и людям, молящимся о своих заблудших, страдающих тяжкими недугами пьянства и наркомании родных и близких.

МОЛИТВЫ

Тропарь мученику Вонифатию

К сословию послан мучеников,/ мученик был еси истинен,/ пострадав за Христа крепчайше, всехвальне,/ мощми же возвратился еси верою пославшей тя, Вонифатие блаженне,/ моли Христа Бога// прияти нам грехов прощение.

Читайте также:  Иосиф Волоцкий: краткая биография, устав и труды преподобного, сторонники

Кондак мученику Вонифатию

Священие непорочное/ самовольне тебе привел еси,/ Иже от Девы тебе ради родитися хотящему,/ святе венченосче,// премудре Вонифатие.

Молитва мученику Вонифатию

О многострадальный и всехвальный мучениче Вонифатие, к твоему заступлению ныне прибегаем: молений нас, поющих тебе, не отвержи, но милостивно услыши нас, виждь братия и сестры наша тяжким недугом пианства одержимая, виждь того ради от Матери своей, Церкве Христовой, и вечнаго спасения отпадающия. О, святый мучениче Вонифатие, коснися сердцу их данною ти от Бога благодатию, скоро возстави от падений греховных и ко спасительному воздержанию приведи их. Умоли Господа Бога, Егоже ради страдал еси, да простив нам согрешения наша, не отвратит милости Своея от сынов Своих, но да укрепит в нас трезвение и целомудрие, да поможет Своею десницею трезвящимся спасительный обет свой до конца сохранити во дни и нощи, в Нем бодрствующе и о Нем добрый ответ на страшное судилище дати. Приими, угодниче Божий, молитвы матерей, о чадех своих слезы проливающих; жен честных, о мужех своих рыдающих, чад сирых и убогих, от пианиц оставленных, всех нас, к иконе твоей припадающих, и да приидет сей вопль наш молитвами ко Престолу Всевышняго даровати всем по молитвам их здравие и спасение душ и телес, наипаче же Царство Небесное. Покрый и соблюди нас от лукаваго ловления и всех козней вражиих, в страшный час исхода нашего помози прейти непреткновенно воздушныя мытарства и молитвами твоими избави вечнаго осуждения. Умоли же Господа даровати нам к отечеству нашему любовь нелицемерную и непоколебимую, пред врагами Церкве Святыя видимыми и невидимыми, да покроет нас милость Божия в нескончаемыя веки веков. Аминь.

Храм Воскресения Словущего

Деревня Сертякино

Главная » Святые » 1 января – день памяти мученика Вонифатия Тарсийского

1 января – день памяти мученика Вонифатия Тарсийского

Тропарь мученика Вонифатия, глас 4

К сословию послан мучеников,/ мученик был еси истинен,/ пострадав за Христа крепчайше, всехвальне,/ мощми же возвратился еси верою пославшей тя, Вонифатие блаженне,/ моли Христа Бога// прияти нам грехов прощение.

Кондак мученика Вонифатия, глас 4

Священие непорочное/ самовольне тебе привел еси,/ Иже от Девы тебе ради родитися хотящему,/ святе венченосче,// премудре Вонифатие.

Из жития мученика Вонифатия

Святой мученик Вонифатий был рабом богатой молодой римлянки Аглаиды и состоял с ней в беззаконном сожительстве. Но оба они чувствовали угрызения совести и хотели как-то омыть свой грех. И Господь пожалел их и дал им возможность очистить грехи своей кровью и закончить грешную жизнь покаянием.

Аглаида узнала, что если с благоговением хранить в доме мощи святых мучеников, то их молитвами легче получить спасение, ибо под их благодатным воздействием умаляются грехи и воцаряются добродетели. Она снарядила Вонифатия на Восток, где в то время шло жестокое гонение на христиан, и просила привезти мощи какого-либо мученика, чтобы он стал их руководителем и покровителем. Вонифатий на прощание, смеясь, спросил: «А что, госпожа, если я не найду мощей, а сам пострадаю за Христа, примешь ли ты мое тело с честью?» Аглаида отнеслась серьезно к его словам и укорила его в том, что он, отправляясь на святое дело, позволяет себе вольности. Вонифатий задумался над ее словами, и все время пути был сосредоточенным.

Приехав в Киликию, в город Тарс, Вонифатий оставил в гостинице своих спутников и пошел на городскую площадь, где мучили христиан. Потрясенный зрелищем страшных пыток, видя просветленные благодатью Господней лица святых мучеников, Вонифатий, по влечению своего сострадательного сердца, бросился к ним, целовал им ноги и просил святых молитв, чтобы и ему удостоиться пострадать с ними.

Тогда судья спросил Вонифатия, кто он. Вонифатий ответил: «Я христианин», – а затем отказался принести жертву идолам. Его тут же предали на мучения: били так, что мясо отпадало от костей, вонзали иглы под ногти, наконец, влили в горло расплавленное олово, но силой Господней он остался невредим.Окружавшие судилище люди пришли в возмущение, они стали бросать в судью камни, а затем устремились к языческому капищу, чтобы низвергнуть идолов. На следующее утро, когда волнения несколько затихли, судья распорядился бросить святого мученика в котел с кипящей смолой, но и это не причинило страдальцу никакого вреда: его оросил сошедший с небес Ангел, а смола вылилась из котла, вспыхнула и обожгла самих мучителей. Тогда святой Вонифатий был приговорен к усечению мечом.

Между тем, спутники святого Вонифатия, напрасно прождав его два дня в гостинице, стали его разыскивать, предполагая, что он предался легкомысленному времяпровождению. Сначала поиски были безуспешны, но, наконец, они встретили человека, бывшего очевидцем мученической смерти святого. Этот свидетель и привел их туда, где еще лежало обезглавленное тело. Спутники святого Вонифатия со слезами просили у него прощения за неподобные мысли о нем и, выкупив за большие деньги останки мученика, привезли их в Рим.

Накануне их прибытия Аглаиде во сне явился Ангел и велел ей приготовиться принять бывшего раба ее, а теперь господина и покровителя, сослужителя Ангелов. Аглаида призвала клириков, с великим почетом приняла честные мощи, а затем построила на месте его погребения храм во имя святого мученика и положила там мощи, прославившиеся множеством чудес. Раздав нищим все свое имение, она удалилась в монастырь, где провела в покаянии восемнадцать лет и при жизни стяжала чудесный дар изгонять нечистых духов. Похоронили святую близ могилы мученика Вонифатия.

Мученик Вонифа ́ тий Тарсийский

День памяти

Житие

Свя­той му­че­ник Во­ни­фа­тий был ра­бом бо­га­той мо­ло­дой рим­лян­ки Агла­и­ды и со­сто­ял с ней в без­за­кон­ном со­жи­тель­стве. Но оба они чув­ство­ва­ли угры­зе­ния со­ве­сти и хо­те­ли как-то омыть свой грех. И Гос­подь по­жа­лел их и дал им воз­мож­ность очи­стить гре­хи сво­ей кро­вью и за­кон­чить греш­ную жизнь по­ка­я­ни­ем. Агла­и­да узна­ла, что ес­ли с бла­го­го­ве­ни­ем хра­нить в до­ме мо­щи свя­тых му­че­ни­ков, то их мо­лит­ва­ми лег­че по­лу­чить спа­се­ние, ибо под их бла­го­дат­ным воз­дей­стви­ем ума­ля­ют­ся гре­хи и во­ца­ря­ют­ся доб­ро­де­те­ли. Она сна­ря­ди­ла Во­ни­фа­тия на Во­сток, где в то вре­мя шло же­сто­кое го­не­ние на хри­сти­ан, и про­си­ла при­вез­ти мо­щи ка­ко­го-ли­бо му­че­ни­ка, чтобы он стал их ру­ко­во­ди­те­лем и по­кро­ви­те­лем. Во­ни­фа­тий на про­ща­ние, сме­ясь, спро­сил; «А что, гос­по­жа, ес­ли я не най­ду мо­щей, а сам по­стра­даю за Хри­ста, при­мешь ли ты мое те­ло с че­стью?» Агла­и­да от­нес­лась се­рьез­но к его сло­вам и уко­ри­ла его в том, что он, от­прав­ля­ясь на свя­тое де­ло, поз­во­ля­ет се­бе воль­но­сти. Во­ни­фа­тий за­ду­мал­ся над ее сло­ва­ми и всё вре­мя пу­ти был со­сре­до­то­чен­ным.

При­е­хав в Ки­ли­кию, в го­род Тарс, Во­ни­фа­тий оста­вил в го­сти­ни­це сво­их спут­ни­ков и по­шел на го­род­скую пло­щадь, где му­чи­ли хри­сти­ан. По­тря­сен­ный зре­ли­щем страш­ных пы­ток, ви­дя про­свет­лен­ные бла­го­да­тью Гос­под­ней ли­ца свя­тых му­че­ни­ков, Во­ни­фа­тий по вле­че­нию сво­е­го со­стра­да­тель­но­го серд­ца бро­сил­ся к ним, це­ло­вал им но­ги и про­сил свя­тых мо­литв, чтобы и ему удо­сто­ить­ся по­стра­дать с ни­ми. То­гда су­дья спро­сил Во­ни­фа­тия, кто он. Во­ни­фа­тий от­ве­тил: «Я хри­сти­а­нин», – а за­тем от­ка­зал­ся при­не­сти жерт­ву идо­лам. Его тут же пре­да­ли на му­че­ния: би­ли так, что мя­со от­па­да­ло от ко­стей, вон­за­ли иг­лы под ног­ти, на­ко­нец, вли­ли в гор­ло рас­плав­лен­ное оло­во, но си­лой Гос­под­ней он остал­ся невре­дим. Окру­жав­шие су­ди­ли­ще лю­ди при­шли в воз­му­ще­ние, они ста­ли бро­сать в су­дью кам­ни, а за­тем устре­ми­лись к язы­че­ско­му ка­пи­щу, чтобы низ­верг­нуть идо­лов. На сле­ду­ю­щее утро, ко­гда вол­не­ния несколь­ко за­тих­ли, су­дья рас­по­ря­дил­ся бро­сить свя­то­го му­че­ни­ка в ко­тел с ки­пя­щей смо­лой, но и это не при­чи­ни­ло стра­даль­цу ни­ка­ко­го вре­да: его оро­сил со­шед­ший с небес Ан­гел, а смо­ла вы­ли­лась из кот­ла, вспых­ну­ла и обо­жгла са­мих му­чи­те­лей. То­гда свя­той Во­ни­фа­тий был при­го­во­рен к усе­че­нию ме­чом. Из ра­ны ис­тек­ли кровь и мо­ло­ко; ви­дя та­кое чу­до, око­ло 550 че­ло­век уве­ро­ва­ли во Хри­ста.

Меж­ду тем спут­ни­ки свя­то­го Во­ни­фа­тия, на­прас­но про­ждав его два дня в го­сти­ни­це, ста­ли его разыс­ки­вать, пред­по­ла­гая, что он пре­дал­ся лег­ко­мыс­лен­но­му вре­мя­пре­про­вож­де­нию. Сна­ча­ла по­ис­ки бы­ли без­успеш­ны, но, на­ко­нец, они встре­ти­ли че­ло­ве­ка, быв­ше­го оче­вид­цем му­че­ни­че­ской смер­ти свя­то­го. Этот сви­де­тель и при­вел их ту­да, где еще ле­жа­ло обез­глав­лен­ное те­ло. Спут­ни­ки свя­то­го Во­ни­фа­тия со сле­за­ми про­си­ли у него про­ще­ния за непо­доб­ные мыс­ли о нем и, вы­ку­пив за боль­шие день­ги остан­ки му­че­ни­ка, при­вез­ли их в Рим.

На­ка­нуне их при­бы­тия Агла­и­де во сне явил­ся Ан­гел и ве­лел ей при­го­то­вить­ся при­нять быв­ше­го ра­ба ее, а те­перь гос­по­ди­на и по­кро­ви­те­ля, со­слу­жи­те­ля Ан­ге­лов. Агла­и­да при­зва­ла кли­ри­ков, с ве­ли­ким по­че­том при­ня­ла чест­ные мо­щи, а за­тем по­стро­и­ла на ме­сте его по­гре­бе­ния храм во имя свя­то­го му­че­ни­ка и по­ло­жи­ла там мо­щи, про­сла­вив­ши­е­ся мно­же­ством чу­дес. Раз­дав ни­щим всё свое име­ние, она уда­ли­лась в мо­на­стырь, где про­ве­ла в по­ка­я­нии во­сем­на­дцать лет и при жиз­ни стя­жа­ла чу­дес­ный дар из­го­нять нечи­стых ду­хов. По­хо­ро­ни­ли свя­тую близ мо­ги­лы му­че­ни­ка Во­ни­фа­тия.

Богослужения

Молитвы

Тропарь мученику Вонифатию Тарсийскому, глас 4

К сосло́вию по́слан му́чеников,/ му́ченик был еси́ и́стинен,/ пострада́в за Христа́ крепча́йше, всехва́льне,/ мощми́ же возврати́лся еси́ ве́рою посла́вшей тя, Вонифа́тие блаже́нне,// моли́ Христа́ Бо́га прия́ти нам грехо́в проще́ние.

Перевод: Посланный в собрание мучеников, ты сам стал истинным мучеником, мужественно пострадав за Христа, всеми прославляемый, мощами же возвратился ты к пославшей тебя с верой, Вонифатий блаженный, моли Христа Бога получить нам прощение грехов.

Кондак мученику Вонифатию Тарсийскому, глас 4

Свяще́ние непоро́чное/ самово́льне Тебе́ приве́л еси́,/ и́же от Де́вы тебе́ ра́ди роди́тися Хотящему,/ свя́те венчено́сче,// прему́дре Вонифа́тие.

Перевод: Как жертву непорочную, добровольно принес ты себя (Христу) от Девы нас ради родиться Хотящему, святой венценосец, премудрый Вонифатий.

Ин кондак мученику Вонифатию Тарсийскому, глас 4

Изы́де к прия́тию страстоте́рпческих моще́й и стра́ждущих зако́нне ве́ры ра́ди зря́,/ показа́л еси́ му́жески кре́пость свою́,/ устреми́вся на стра́сти испове́данием во Христа́,/ И́же прие́м по́честь побе́ды твоего́ страда́ния,// Вонифа́тие, при́сно моли́ за ны.

Перевод: Отправившись за получением мученических мощей и увидев страдающих за веру подзаконно, ты мужественно проявил силу свою, устремился на мучения, исповедуя Христа, Который принял дар победы твоего мученичества, Вонифатий, всегда моли о нас.

Молитва святому мученику Вонифатию Тарсийскому

О, многострада́льный и всехва́льный му́чениче Вонифа́тие! Ко твоему́ заступле́нию ны́не прибега́ем, моле́ний нас, пою́щих тебе́, не отве́ржи, но ми́лостиво услы́ши нас. Виждь бра́тию и се́стры на́ша, тя́жким неду́гом пиа́нства одержи́мыя, виждь того́ ра́ди от ма́тере своея́, Це́ркве Христо́вой и ве́чнаго спасе́ния отпа́дающия. О, святы́й му́чениче Вонифа́тие, косни́ся се́рдцу их да́нной ти от Бо́га благода́тию, ско́ро возста́ви от паде́ний грехо́вных и ко спаси́тельному воздержа́нию приведи́ их. Умоли́ Го́спода Бо́га, Его́ же ра́ди страда́л еси́, да прости́в нам согреше́ния на́ша, не отврати́т ми́лости Своея́ от сыно́в Свои́х, но да укрепи́т в нас трезве́ние и целому́дрие, да помо́жет Свое́ю десни́цею трезвя́щимся спаси́тельный обе́т свой до конца́ сохрани́ти во дни и нощи́, о нем бо́дрствующе и о нем до́брый отве́т на Стра́шнем Суди́лище да́ти. Приими́, уго́дниче Бо́жий, моли́твы матере́й, о ча́дех свои́х сле́зы пролива́ющих; жен честны́х, о муже́х свои́х рыда́ющих, чад си́рых и убо́гих, от пиа́ниц оста́вленных, всех нас, ико́не твое́й припа́дающих, и да прии́дет сей вопль наш моли́твами твои́ми ко престо́лу Всевы́шняго дарова́ти всем по моли́твам их здра́вие и спасе́ние душ и теле́с, наипа́че же Ца́рство Небе́сное. Покры́й и соблюди́ нас от лука́ваго ловле́ния и всех ко́зней вра́жиих, в стра́шный час исхо́да на́шего помози́ прейти́ непреткнове́нно возду́шные мыта́рства и моли́твами твои́ми изба́ви ве́чнаго осужде́ния. Умоли́ же Го́спода дарова́ти нам к Оте́честву на́шему любо́вь нелицеме́рную и непоколеби́мую, пред врага́ми Це́ркве святы́я ви́димыми и неви́димыми си́лу непобеди́мую, да покры́ет нас ми́лость Бо́жия в несконча́емыя во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая святому мученику Вонифатию Тарсийскому

О, святы́й страстоте́рпче Христо́в, во́ине Царя́ Небе́снаго, земна́я сладостра́стия презре́вый и к го́рнему Иерусали́му страда́нием возше́дый, му́чениче Вонифа́тие! Услы́ши мя гре́шнаго, принося́щаго от се́рдца моле́бная пе́ния, и умоли́ Го́спода на́шего Иису́са Христа́ прости́ти вся моя́ согреше́ния, в ве́дении и в неве́дении мно́ю соде́янная. Ей, му́чениче Христо́в, о́браз покая́ния собо́ю показа́вый гре́шным! Бу́ди ми на зла́го сопроти́вника диа́вола твои́ми моли́твами к Бо́гу помо́щник и засту́пник; мно́го бо порыва́хся избе́гнути сете́й его́ лука́вых, но у́дицею грехо́вною уловле́н и кре́пко влачи́м от него́, не мог изба́витися, а́ще не ты предста́неши ми, во обстоя́ниих го́рькая терпя́щему, и коли́ко покуша́хся пока́ятися, но ложь пред Бо́гом бых. Сего́ ра́ди к тебе́ прибега́ю и молю́ся: спаси́ мя, свя́тче Бо́жий, от всех зол твои́м предста́тельством, благода́тию же Всеси́льнаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Читайте также:  Филарет Милостивый: житие и биография святого, почитание, труды и медаль

Каноны и Акафисты

Канон святому мученику Вонифатию

Песнь 1

Ирмос: Тристаты крепкия, Рождейся от Девы, безстрастия во глубине души тричастное потопи, молюся, да Тебе, яко в тимпане, во умерщвление телесе победное воспою пение.

Усердным помыслом подвигом ревновав доблих страдальцев, пострадал еси крепко и змия умертвил еси страдании твоими живоносными, страдальче Вонифатие, святых Ангелов собеседниче.

Видев на земли вражию лесть, излиянну люте, доблий страдальче, душу распалив желанием Божественнейшим, вшел еси в тризнище небоязненным, треблаженне, мудрованием.

Мудростию Божественною просвещаемый, блаженне, немудрыя враги объюродил еси, Христа возвещая, дебельством плоти уподобльшася, имже явитися восхоте, Вонифатие, мучениче многострадальне.

Богородичен: Гору Божию, юже провиде Даниил, скинию мысленную, Марию Чистую, славы священие, трапезу, Божественный хлеб вмещшую, вси вернии, единомудренно воспоим.

Песнь 3

Ирмос: Яко неплоды роди от язык Церковь, и многое в чадех изнеможе сонмище, чудному Богу нашему возопиим: Свят еси, Господи.

Якоже возжелел еси, славне, свободу Вышнюю, от ига работы избавляешися, страстем честным поревновав, славне, иже за милосердие раба бывшаго.

Плотских вышший явлься мудрований изменением Божественным, внезапу всяк прилог лютых претерпел еси, радуяся, мучениче Вонифатие.

Тебе самаго отверглся еси, и к подвигом и борением врага изшел еси, Креста оружием укрепився, и, победитель быв, прославился еси, мучениче Вонифатие.

Богородичен: Себе Самаго истощи, Отеческих не истощив во чреве Твоем недр, пресущный Бог и Твой Сын бысть, Всенепорочная, спасая человечество.

Кондак, глас 4

Изыде к приятию страстотерпческих мощей и страждущих законне веры ради зря, показал еси мужески крепость свою, устремився на страсти исповеданием во Христа, Иже прием почесть победы твоего страдания, Вонифатие, присно моли за ны.

Седален, глас 4

К сословию послан мучеников, мученик был еси истинен, пострадав за Христа крепчайше, всехвальне, бремя же, блаженне, отдался еси верою пославшей тя, Вонифатие блаженне. Но прилежно моли прияти всем согрешений совершенное прощение.

Песнь 4

Ирмос: Любве ради, Щедре, Твоего образа на Кресте Твоем стал еси, и растаяшася языцы: Ты бо еси, Человеколюбче, крепость моя и хваление.

Ублажая страждущих терпение, подобием, мучениче, честных страданий сим уподобился еси, Богомудре пребогате.

Идый верою к мучеников Божественному сословию, блаженне, тебе самаго желающей бремя досточудное, Богомудре, отдал еси.

Очищен, якоже злато, мучениче, язв горнилом, чистейший явился еси, нося Зиждителя страстей изображение.

Богородичен: Девство по Рождестве запечатанно познавающи, Отроковице, несказанно рожденнаго Слова из боку Твоею верно величала еси.

Песнь 5

Ирмос: Просвещение Твое, Господи, низпосли нам и от мглы прегрешений разреши ны, Блаже, Твой мир даруяй.

Яко светозарная возшел еси звезда от запад, и зашел еси, мучениче, страданьми терпеливно, абие к западом возсиял еси, озаряя концы.

Мученически подвизался еси, ногтей терзания, острыми, мучениче, тростьми сбодаемь, и лукаваго жала верно притупляя благодатию.

Вражия изнемогоша, Богомудре, на тя коварствия, ибо к Богу воззрением неуклонным плотския раны, якоже безплотен, терпел еси.

Богородичен: Скверны всякия омый, Дево, душу мою, вопию Ти, и спаси мя, Чистая, Яже истиннаго Бога Спаса на земли воплощшая.

Песнь 6

Ирмос: Возопи, прообразуя погребение тридневное, пророк Иона, в ките моляся: от тли избави мя, Иисусе, Царю сил.

Биемый, ранами плотскими уязвил еси безбожныя, неисцельно недугующия неведением, и болящим явился еси врач, страдальче Вонифатие.

Возвышаемь к Богу, блаженне, прилогом подвигов, враги невидимыя разразил еси и низриновенным помощник, страстотерпче, был еси.

Влачимь по земли, якоже камень многоценен, страдальче, прелести низложил еси утверждение, верных же сердца наипаче верою утвердил еси.

Богородичен: Купина Тя проображаше, Всенепорочная, первее, горящи и никакоже опаляема, Пречистая, ибо, якоже она, не опалилася еси, Бога воплощши.

Кондак, глас 4

Священие непорочное самовольне Тебе привел еси, Иже от Девы тебе ради родитися хотящему, святе венченосче, премудре Вонифатие.

Песнь 7

Ирмос: Авраамстии иногда в Вавилоне отроцы пещный пламень попраша, песньми взывающе: отцев наших Боже, благословен еси.

Колен не преклонив истуканным, во искушение верглся еси величайшее, истинно, мучениче, в пещь, в нейже орошаемый, благодарствовал еси Христу во веки.

Разорити крепость твоего исповедания тщася, льстивомудренный во внутренняя твоя клокочущее олово немилостивно вливает, но яве посрамися.

Посечен быв усердно в честную твою главу, врага льстиваго многокозненную главу отсекл еси твоего мужества мечем, мучениче Христов Богомудре.

Богородичен: Да гласы подобающими песнословлю Тя, Отроковице, страстей мя избави молитвами Твоими, бед же и скорбей и лукавых человек, озлобити мя ищущих.

Песнь 8

Ирмос: Избавителю всех, Всесильне, посреде пламене благочествовавшия, снизшед, оросил еси и научил еси пети: вся дела, благословите, пойте Господа.

Полезно твое делая спасение Христос, Вонифатие, взыскающа мощей добропобедных мучеников, тя укрепляет, еже верно взыскал еси сам быти.

Блаженней госпожи блаженно сокровище подался еси, блаженне, имже обогатившися, пояше веселым сердцем: вся дела, благословите, пойте Господа.

Со тщанием славная жена, воздвигши храм священнейший, тя в нем положи, сущий Божественныя Троицы храм, страстотерпче Христов Вонифатие.

Умертвився за любовь Зиждителя, умерщвляющаго страсти тлетворныя, животворяй молитвою твоею ясно вопиющия: вся дела, благословите, пойте Господа.

Богородичен: На Тя, Чистую, Пребожественный, низшед, якоже весть, воплотися и человеки обожи, песнопоющия, Дево: вся дела, благословите, пойте Господа.

Песнь 9

Ирмос: Ева убо недугом преслушания клятву вселила есть; Ты же, Дево Богородице, прозябением чревоношения мирови Благословение процвела еси. Тем Тя вси величаем.

Видевши тя, бремя священное, радовашеся, вопиющи, приснопомнимая: раба послах тя, блаженне, господина истинна приемлю, работы мя зол избавляюща твоими благоприятными мольбами.

Яко крин, во удолиих мысленных процвел еси мучеников, Вонифатие, якоже финикс, возвысился еси, яко кедр, познался еси миродыханен, явился еси избранный, яко кипарис, благовонствуя души наша.

Днесь память твоя нам возсия, страстотерпче, якоже солнце, сиянием Божественных дарований, просвещающи души поющих тя, страстей же мглу отгоняющи, мучениче Богомудре всеблаженне.

Яко солнце от запад, возсиял еси и восточнаго града достигл еси, идеже пострадав и смертию зашед, к жизни востекл еси и Рим светлый достигл еси, сего ограждая мольбами твоими.

Богородичен: Светом мя озари Твоим, Всенепорочная, во тьме содержимаго греховней, Богородице, и подаждь во дне ходити Божественных повелений, Богоневесто, яко да пою Тя, Всепетую.

Мученик Вонифатий Тарсийский

1 января (19 декабря) – день памяти мученика Вонифатия Тарсийского

Вонифатий был слугой римлянки Аглаиды, и до обращения своего в веру Христову проводил время в пьянстве и разврате. Однажды отосланный госпожой принести в дом к ней частицы мощей святых мучеников, исповедал Христа, и сам принял мучения и смерть. По молитвам к нему многократно избавлял и избавляет людей от страсти винопития, а сейчас и наркомании.

История знает немало примеров, когда люди, «не блиставшие религиозностью», в критических обстоятельствах устремлялись к мученичеству за истину. Жил себе человек, и не хватал звезд с неба ни в прямом, ни в переносном смысле. Никто не ждал от него ни мудрости, ни праведности. А потом случилось нечто, и человек сделал шаг вперед там, где самые сильные сделали осторожный шаг назад. Знакомы ли вам такие примеры?

Наверно, знакомы. Мученик Вонифатий — один из них. Гуляет, живет ради поиска удовольствий, и вдруг — исповедание: «И я — христианин!». А потом казнь и — Царство. Хотя немного времени тому назад «Вонифатий» и «святость» казались словами из разных языков. Таких примеров много. Очень много.

Они касаются людей, знакомых с истиной, но не имеющих решимости жить по истине. «Знать» и «исполнять» — это понятия, далеко отстоящие друг от друга. Бегите прочь от людей, которые думают и учат, что сразу вслед за появлением «знать» само собой, без мук и усилий, наступает черед «исполнять». Это люди, которые вместо долгой реабилитации сразу предлагают вставшему с постели человеку после перелома позвоночника поднимать штангу или бежать кросс. Убьют они скорее всего человека. Убьют из самых «добрых» побуждений.

Великое множество людей не знают правды; не веруют в Творение, Спасение и Освящение; не славят Отца, и Сына, и Духа Святого. Но есть также и немало людей, к уму и сердцу которых Бог уже прикасался. Люди эти знают правду Божию, но, повторяю, «знать» и «исполнять» — не одного поля ягоды.

Протоиерей Андрей Ткачев

Мученик Вонифатий Тарсийский и праведная Аглаида

Богатая римлянка Аглаида жила в третьем веке и была дочерью римского градоначальника. Они полюбила своего раба, домоуправителя Вонифатия. Брак между ними был невозможен, но ничто не мешало жить паре в удовольствиях и веселье. Однако со временем обоих стала мучить совесть. От подруг Аглаида узнала о том, что если хранить в доме мощи мучеников-христиан и молиться им, то легче получить спасение и добиться прощения грехов. Вонифатий стал собираться в восточные области империи, где в то время шло гонение на христиан. Перед отъездом он в шутку спросил у любимой: «А что если я не найду мощей, а сам пострадаю за Христа, примешь ли ты мое тело с честью?». Аглаида укорила его за такое непочтение мучеников. В городе Тарсе, на юго-востоке современной Турции, Вонифатий увидел как пытали и казнили христиан. И как те до последнего вздоха оставались преданными своей вере. Тогда он бросился на колени перед страдальцами и исповедал себя христианином. Вонифатия казнили. Его спутники нашли тело мученика и привезли в Рим. Накануне их возвращения Аглаида увидела сон. Ангел Господень велел ей приготовиться принять бывшего раба, а теперь ее господина и покровителя. Аглаида построила храм во имя святого мученика Вонифатия, раздала богатство нищим, а сама удалилась в монастырь.

Тропарь, глас 4-й

К сословию послан мучеников, мученик был еси истинен пострадав за Христа крепчайше, всехвальне, мощми же возвратился еси верою пославшей тя, Вонифатие блаженне, моли Христа Бога прияти нам грехов прощение.

Кондак, глас 4-й

Священие непорочное самовольно Тебе привел еси, Иже от Девы тебе ради родитися Хотящему, святе венченосче, премудре Вонифатие.

Молитва мученику Вонифатию

О, многострадальный и всехвальный мучениче Вонифатие! Ко твоему заступлению ныне прибегаем, молений нас, поющих тебе, не отвержи, но милостивно услыши нас. Виждь братию и сестры наша, тяжким недугом пианства одержимыя, виждь того ради от матери своея, Церкве Христовой, и вечнаго спасения отпадающия. О, святый мучениче Вонифатие, коснися сердцу их данною ти от Бога благодатию, скоро возстави от падений греховных и ко спасительному воздержанию приведи их. Умоли Господа Бога, Егоже ради страдал еси, да простив нам согрешения наша, не отвратит милости Своея от сынов Своих, но да укрепит в нас трезвение и целомудрие, да поможет Своею десницею трезвящимся спасительный обет свой до конца сохранити во дни и нощи, в Нем бодрствующе и о Нем добрый ответ на страшное судилище дати. Приими, угодниче Божий, молитвы матерей, о чадех своих слезы проливающих; жен честных, о мужех своих рыдающих, чад сирых и убогих, от пианиц оставленных, всех нас, к иконе твоей припадающих, и да приидет сей вопль наш молитвами ко Престолу Всевышняго даровати всем по молитвам их здравие и спасение душ и телес, наипаче же Царство Небесное. Покрый и соблюди нас от лукаваго ловления и всех козней вражиих, в страшный час исхода нашего помози прейти непреткновенно воздушныя мытарства и молитвами твоими избави вечнаго осуждения. Умоли же Господа даровати нам к отечеству нашему любовь нелицемерную и непоколебимую, пред врагами Церкве Святыя видимыми и невидимыми, да покроет нас милость Божия в нескончаемыя веки веков. Аминь.

Молитва вторая мученику Вонифатию

О, святый страстотерпче Христов, воине Царя Небеснаго, земная сладострастия презревый и к Горнему Иерусалиму страданием возшедый, мучениче Вонифатие! Услыши мя грешнаго, приносящаго от сердца молебная пения, и умоли Господа нашего Иисуса Христа простити вся моя согрешения, в ведении и в неведении мною содеянная. Ей, мучениче Христов, образ покаяния собою показавый грешным! Буди ми на злаго сопротивника диавола твоими молитвами к Богу помощник и заступник: много бо поревахся избегнути сетей его лукавых, но удицею греховною уловлен и крепко влачимь от него, не могу избавитися, аще не ты предстанеши ми, во обстояниих горькая терпящему, и колико покушахся покаятися, но ложь пред Богом бых. Сего ради к тебе прибегаю и молюся: спаси мя, святче Божий, от всех зол твоим предстательством, благодатию же Всесильнаго Бога, в Троице Святей славимаго и покланяемаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

В греческой традиции Вонифатий изображается как зрелый мужчина, а не юноша (как на русских иконах)

Ссылка на основную публикацию